Чем отличается детская истерика от простого каприза? Тем, что это неконтролируемый эмоциональный взрыв, реакция протеста, которую невозможно не заметить. Расцветом такого «особенного» поведения становится раннее детство (от 1 года до 3 лет), когда все дети в той или иной степени пробуют свои возможности, знакомятся со словом «нет», но не обладают достаточными способами выражения несогласия и средствами для достижения желаемого.

Периодически скандалят и дети постарше. Важно помнить, что истерика у ребенка – это лишь эмоциональная и поведенческая реакция, и ее не стоит бояться. Она пройдет так же, как и плач грудничка, при правильно организованных условиях и адекватном отношении родителей к малышу.

Ребенок закатывает истерики: истоки

В первую очередь нужно распознать причины, по которым ребенок бурно реагирует на что-либо, и выгоды, которые он получает, используя такое поведение.

  • Манипуляция взрослыми. Наступает момент, когда ребенок не получает желаемого или сталкивается с требованиями, которые раньше ему не предъявлялись (например, убрать за собой игрушки). Малыш начинает капризничать, а если это не помогает, пробует новый способ добиться результата: падает на пол, захлебываясь слезами и криком, закрыв глаза и размахивая руками и ногами. Родители в этот момент испытывают целую гамму чувств, от бессилия и смущения до ярости. А если сцена происходит в общественном месте, то нередко подключается и давление со стороны посторонних взрослых, и малыш добивается своего: новой игрушки, пирожного и т.д. Такая ситуация быстро закрепляется, и ребенок начинает ловко манипулировать взрослыми.
  • Нехватка внимания. В этом случае ребенок не выдвигает требований, потому что не понимает, что ему нужно, но чувствует дискомфорт. Он просто ведет себя так, что на это невозможно не отреагировать. Часто такие приступы истерики возникают в семьях, где родители слишком заняты своими делами, а адекватное, социально приемлемое поведение малыша не встречает какого-либо отклика, не замечается. Тогда, чтобы получить «свою долю» эмоционального контакта, ребенок прибегает к истерике.
  • Неуравновешенная психика малыша. Конечно, для каждого ребенка усталость, плохое самочувствие и чрезмерные эмоции могут стать причиной истерики как выплеска накопившейся энергии. Но есть дети, которые более склонны к таким приступам из-за особенностей нервной системы. Легко возбудимые, гиперактивные дети чаще устраивают истерики. Их «слабая» нервная система более чувствительна к перегрузкам, а самоконтроля не хватает. Такой ребенок может понимать, что его поведение не приведет ни к какому результату, но он не в состоянии справиться с эмоциями. Обычно после кратковременной вспышки неадекватного поведения он становится спокойным и легко возвращается к привычной деятельности, как будто сбросив с себя эмоциональный груз.
  • Страх, психотравмирующая ситуация. Это, пожалуй, самая глубокая причина истерик у детей . Стресс, вызванный потерей близкого, плохими отношениями между родителями, конфликтами в детском коллективе, переездом, возвращением к ситуации, связанной с сильным испугом, может спровоцировать истерику у ребенка.

Рассмотрим несколько типичных ситуаций истерики, чтобы разобраться в различных способах ее преодоления.

Детская истерика: что делать, если о ребенке забыли

Маленькому Саше 4 года, он довольно спокойный мальчик. Однажды родители поехали с ним в гости к друзьям, у которых недавно родился малыш. Сначала Саша вел себя хорошо, но через час «посиделок» его поведение стало меняться. Он начал ныть, цепляться за родителей, а потом устроил истерику с ужасными криками, да так, что родители не знали, куда деться от стыда.

Дети дошкольного возраста все еще остаются эмоционально зависимыми от родителей, хотя внешне производят впечатление уже подросших и самостоятельных. Очутившись среди взрослых, занятых своими делами и только что родившимся малышом, Саша остро ощутил нехватку внимания к себе, потерю своей значимости, поэтому и начал капризничать. Но его «сигналы» не были поняты, что и привело к истерике.

В такой ситуации лучше всего извиниться перед друзьями и уйти «со сцены», дав ребенку возможность успокоиться и расслабиться. Отвлечь малыша можно, предложив ему посмотреть, «что там такое за окном» или «ой, какая интересная штука тут на стенке висит…» Если у вас с собой сумочка, можно сказать таинственным голосом: «Ой, посмотри, что у меня в сумочке есть!» Обычно малыши от такой новости перестают плакать и с интересом заглядывают в мамину сумку. Позаботьтесь о том, чтобы там действительно всегда находилось что-нибудь занятное, на случай, если вспыхнет такая детская истерика… Что делать еще? Когда ребенок никак не может успокоиться, неплохо применить метод «удержания»: крепко обнимите малыша, прижмите его к себе и поглаживайте по спине. А после того как он затихнет, хорошо бы дать ему попить чего-нибудь теплого. Родителям важно помнить, что малыш, длительное время предоставленный сам себе, уставший, находящийся в непривычной обстановке, напомнит о себе самым громким способом. Поэтому в гостях не забывайте занимать ребенка чем-то интересным.

Детская истерика: что делать, если ребенок капризничает

Трехлетняя Лиза уже несколько месяцев регулярно изводит свою семью постоянными истериками, которые могут появиться на любой запрет. Причем девочка не стесняется ни посторонних, ни родных, она не реагирует на уговоры и не сдвигается с места, оповещая округу громким криком «Хочу!»

Что и говорить, поход в магазин становится для мамы девочки настоящей пыткой, чреватой ненужными покупками. Да и на улице ситуация не лучше – то чужую куклу ей подавай, то «домой не пойду»… Лиза использует классическую манипулятивную истерику, добиваясь выполнения своих требований способом, который, видимо, когда-то сработал. Самое главное в случае «магазинной истерики» – сохранять спокойствие. Нужно четко дать понять ребенку, что вам неприятно его поведение, но вы не злитесь и не собираетесь выполнять его желания только потому, что он лежит на полу. Можно вынести «нарушителя спокойствия» из магазина, лишив его любопытствующей аудитории. Нет смысла уговаривать или объяснять что-то малышу в момент истерики, он все равно ничего не услышит. Лучше обсудить его поведение после того, как он успокоится.

Если скандал вспыхнул на улице (допустим, по поводу чужой игрушки), то важно скорее переключить внимание ребенка на какой-то объект в поле его зрения. Фраза: «Ой, смотри, кто бежит!», сказанная мамой с азартом, заставит малыша на мгновение забыть о своей обиде и посмотреть туда, куда указывает мама. Если объект его заинтересовал – крику конец.

Главное – не останавливаться на достигнутом, продолжая говорить малышу что-то типа: «Ой, кошечка побежала, смотри, какая черная (рыжая, с пушистым хвостом). Как кошечка мяукает? Пойдем на нее посмотрим!»

Еще один способ отвлечь – заинтересовать действием. Допустим, можно вытащить из сумки мелки и предложить крохе порисовать на асфальте. Или молча самой начать рисовать. Скорее всего, малыш захочет поучаствовать. Рисование – это прекрасный способ «выпустить пар». Дочка не хочет идти домой? Что ж, можно сказать ей так: «Ладно, ты можешь гулять дальше, только проводи меня. Представляешь, я забыла, где наш дом! Подскажешь? Дай мне ручку». Трехлетний ребенок вряд ли усомнится в истинности маминой «забывчивости», проводит ее домой, а там уже и забудет, что скандалил.

Детская истерика: что делать, если ребенок боится

Зое недавно исполнилось пять лет, но ее родители до сих пор с ужасом готовятся к посещению детской поликлиники, когда ребенку предстоит анализ крови. С девочкой можно договориться о предстоящем событии, о том, что это необходимо, и она искренне пообещает, что будет вести себя хорошо. Но стоит ей приблизиться к кабинету, как от ее намерений не остается и следа. Каждый раз дело заканчивается скандалом, потому что Зоя сначала застывает на месте, не слушая никаких уговоров, а потом начинает активно сопротивляться и кричать...

Иногда случается так, что в детской психике запечатлевается событие, связанное с негативной эмоцией (например, страхом). При сочетании ряда условий (впечатлительность ребенка, боль, эмоциональная реакция взрослых и др.) некоторые ситуации начинают настолько пугать малыша, что приводят к истерикам. В случае с Зоей можно предположить, что причиной ее поведения в поликлинике служит именно сильный непроработанный страх, который лишь закрепляется и усиливается с каждой детской истерикой. Что делать ? В такой ситуации чувства и потребности ребенка не следует оставлять без внимания. Лучше всего Зое и ее родителям поработать с детским психологом, он составит программу коррекции поведения. Но родители и сами могут предпринять некоторые шаги.

Будьте максимально неэмоциональны во время посещения больницы (ребенок чувствует напряжение родителей), озвучивайте эмоции дочки, но не поддавайтесь им: «Да, ты не хочешь идти, ты боишься, но это надо сделать. Сейчас побоимся и перестанем». В момент истерики реагируйте на крик как на обычную реакцию, которая скоро пройдет, надо лишь немного потерпеть. Не ругайте малыша за ор, даже если вам стыдно перед окружающими. Нужно создать для ребенка такие условия, чтобы ассоциация «врач-боль-страх» разорвалась. Для этого необходимо заместить эмоцию страха к медицинским процедурам на эмоцию интереса: играть в «доктора», меняясь ролями, и проигрывая всевозможные неприятные моменты и поведение; изучать детские энциклопедии и анатомические атласы, брать ребенка с собой, когда вы проходите какие-либо осмотры, чтобы он мог наблюдать адекватную реакцию. Немного об ангелах…

Существуют ли дети, которые не устраивают истерик? Некоторые родители, наверное, могут сказать, что не сталкивались с таким поведением у собственного ребенка. Действительно, бывают такие талантливые мамы и папы, которые с легкостью регулируют процесс детского развития.

Случается и так, что сам малыш по характеру флегматичен и спокойно относится к контролю, запретам и навязыванию воли взрослого. Но чаще всего детские истерики забываются по мере того, как ребенок «перерастает» их, меняется родительское отношение к его поведению и кажется, будто истерик и не было вовсе. Поэтому постарайтесь относиться к детским истерикам не как к позору и ужасу, а как к сигналу о том, что кое-что в вашей семейной жизни или жизни малыша происходит не так, и у вас есть возможность это изменить. Вы точно справитесь!

Каждый родитель сталкивался с этим неприятным явлением - детской истерикой. Кто-то предпочитает игнорировать детские , другие начинают раздражаться и громко отчитывают орущего ребенка. Но детские психологи просят родителей быть осторожнее: существует два типа детской истерики, каждый из которых требует кардинально разной родительской реакции. И важно уметь их различать.

Истерика верхнего мозга (верхнего этажа)

Этот тип детской истерики порождается сиюминутными эмоциями, сильным недовольством или желанием немедленно получить свое. Другими словами, это та самая неприятная ситуация, когда ваш ребенок внезапно встает посреди магазина, крича и топая ногами, настойчиво требуя купить ему новую куклу или радиоуправляемую машинку. Эта истерика - банальная попытка манипулировать родителем с целью добиться желаемого. Возникает она в верхнем отделе мозга и полностью контролируется самим ребенком.


В подобной истерике ребенок полностью контролирует себя, прекрасно осознает происходящее вокруг, потому что причиной возникновения истерики верхнего этажа служит его собственное решение ее устроить. Даже если родителю со стороны так и не кажется, но в данной ситуации его ребенок совершенно адекватен. Это легко проверить: купите ребенку желаемую игрушку, и за долю секунду он снова станет спокойным, а его настроение вернется к полной норме.

Истерика верхнего этажа - это своего рода моральный терроризм, для разрешения которого есть только два пути:

  1. Согласиться и дать ребенку то, чего он требует.
  2. Игнорировать истерику, чтобы ребенок понял - его спектакль не имеет зрителей.

Психологи советуют спокойно относиться к детским истерикам подобного рода. Сохраняйте самообладание, оставайтесь хладнокровным. Не идите на поводу у ребенка, чтобы он не использовал в дальнейшем такого «грязного приема» для легкого и безоговорочного достижения своих целей. Спокойным тоном объясните ему, что в данный момент выполнить его желание вы не можете. Приведите весомые доводы, расскажите почему вы отказываетесь, например, покупать новую машинку. Ребенок должен усвоить, что для осуществления его сиюминутного желания сейчас банально нет возможности. И что вы не просто отказываете ему, чтобы настоять на своем.

Ребенок почти наверняка быстро успокоится, если вы будете действовать следующим образом:

  1. Объясните ему, что вы отлично понимаете его желания.
  2. Дайте резонные причины для отказа.
  3. Подчеркните ненормальность его поведения и пообещайте соответствующее наказание.
  4. Предложите сделку: вы купите ребенку машинку или куклу, как только это представится возможным.

«Эта кукла действительно очень красивая и я отлично понимаю, почему ты ее так сильно хочешь. Но сейчас у нас совсем нет лишних денег, мы не можем купить ее сегодня. Ты ведешь себя очень некрасиво, мне стыдно за тебя. Если ты не успокоишься, то мне придется наказать тебя, и тогда в эти выходные ты не поедешь в цирк. Если ты успокоишься и поймешь, что сейчас ведешь себя ужасно, то мы купим тебе куклу сразу, как только у нас появятся на нее деньги».

Если же ваш ребенок, даже несмотря на все ваши логичные доводы и спокойный тон, продолжает буйствовать и требовать своего, то обязательно исполните обещанное наказание. И донесите до него важную мысль о том, что теперь он никогда не получит желаемого. И это целиком и полностью его вина!

Ребенок должен осознать, что не все его желания обязаны мгновенно воплощаться в жизнь, но если он будет терпелив и научится вести себя адекватно, то в итоге получит то, чего так хочет.

Истерика нижнего мозга (нижнего этажа)

В отличие от истерики первого типа, истерика нижнего этажа - явление, порожденное временной неадекватностью ребенка. Сильные негативные эмоции или переживания захлестывают его настолько сильно, что он теряет способность мыслить здраво или вменять родительским словам. Этот тип истерики охватывает нижний отдел мозга, полностью перекрывает способность к самоконтролю и блокирует доступ к верхнему отделу.

Детская истерика нижнего этажа напоминает состояние аффекта, когда верхняя часть мозга попросту отключается, а мыслительный процесс блокируется. В эти минуты мозг ребенка функционирует совсем иначе, а любые ваши слова просто-напросто не дойдут до его сознания. Единственный путь прекратить этот тип истерики - снять психическое напряжение, чтобы ребенок смог быстрее прийти в себя.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Ругать ребенка, стыдить его или кричать при истерике нижнего этажа бесполезно! Ребенок все равно не сможет понять вас.

Важно помочь ребенку выйти из состояния настоящей истерии, чтобы он не мог травмировать себя или нанести кому-либо (чему-либо) серьезный вред. Помните о том, что ребенок сейчас совершенно неадекватен! Нельзя игнорировать его состояние, оставлять одного в комнате или уходить прочь с отрешенным видом.


Когда любые здравые доводы и логика бессильны, то действуйте принципиально иным способом:

  • Возьмите ребенка на руки, крепко прижмите его к себе;
  • Тихо и ласково обращайтесь к нему, убедите свое чадо в том, что сейчас уже все хорошо;
  • Лучше унести ребенка подальше от того места, где у него начался приступ истерии;
  • Успокойте его тактильно: ласковые поглаживания и нежные объятия зачастую очень эффективны.

Первоочередной является необходимость вернуть ребенка в состояние здравой адекватности. И лишь после того, как он полностью пришел в себя, уже можно начинать вести спокойный диалог. Не стыдите ребенка и не пытайтесь его ругать, потому что истерика может повториться. Задача родителей - выяснить причины, по которым произошла вспышка истерии.

Ребенок, которого одолела истерика нижнего этажа прежде всего нуждается в утешении и родительской ласке!

«Ты настолько сильно не хотел доедать свой обед? Неужели каша тебе так не понравилась? Или ты уже был сыт и не хотел доедать? Не нужно так расстраиваться, ты же мог просто сказать, что уже наелся. Давай ты будешь говорить нам с папой, когда больше не захочешь есть, а мы не будем тебя заставлять. Хорошо, мы договорились?»

Родитель должен понять, что есть весомая разница между тем, когда ребенок истерит из-за своих прихотей и того, когда он всерьез подавлен и расстроен. Взрослому человеку тяжело снизойти до уровня своего чада. Но порой маленький ребенок может действительно сильно расстроиться из-за несущественного происшествия или мелочи, даже впасть в состояние горькой тоски. После того, как ребенок успокоится и его верхний отдел мозга сможет нормально функционировать, родитель должен попытаться спокойно поговорить с ребенком, вызвать на ответный диалог, призвав чадо порассуждать логически.

«Даже если еда показалась тебе не очень вкусной или если ты уже наелся, то не стоит вести себя таким образом. Это очень некрасиво! Ведь я старалась и готовила для тебя. Ты мог бы просто сказать, что не голоден, я бы не стала тебя заставлять есть. Нельзя выходить из себя, если тебе просто что-то не понравилось».

Именно в этот момент, когда ребенок предварительно был понят вами, получил свою долю утешения и сочувствия, вы можете проводить щадящие воспитательные меры. Верхний отдел мозга больше не блокируется, истерика позади, а ребенок становится восприимчив к вашим словам и наставлениям.

Как быстро распознать верный тип истерики

Не всякий родитель обладает навыками тонкого психолога, так что порой определить тип развернувшейся перед глазами детской истерики бывает очень трудно. И возникают сложности с выбором собственной ответной реакции. Но можно различить истерики по ряду нюансов.

Ложная истерика:

  • Вы замечаете, что кричащий ребенок вас слушает и понимает;
  • Ребенок быстро успокаивается после угроз о наказании;
  • Ребенка можно отвлечь или заговорить, переключить его внимание;
  • С ребенком получается договориться;
  • Истерика больше носит демонстративный характер.

Истинная истерика:

  • Ребенок не понимает ваших слов, он будто вас не слышит;
  • Он не успокаивается даже после того, как вы пообещали осуществить его желание;
  • Ребенок пытается причинить вам или себе вред, стремится что-то разбить, ударить кого-либо;
  • Он не может контролировать свое тело, а речь если и есть, то она бессвязна;
  • Истерика напоминает состояние аффекта.

Помните: порой даже взрослому человеку тяжело справляться со своими эмоциями, а для маленького ребенка это и вовсе часто бывает невозможно.

Как узнать причины истерик и уметь мгновенно предупреждать их?

Все родители периодически сталкиваются с проблемой детских истерик – слезы, крики, валяния по полу в общественных местах ставят мам и пап в тупик. Чтобы ваша жизнь не превратилась в сплошной кошмар, а ваш ребенок перестал добиваться своего с помощью слез, психолог Виктория Люборевич-Торхова рассказывает об эффективных методах борьбы с детскими истериками:

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Детские истерики — одна из самых неприятных сторон родительской жизни. Большинство родителей научены тому, что есть только один надежный способ реакции на истерику — игнорировать ее. Однако имеет смысл научиться различать истерики разного происхождения — ведь реагировать на них надо по-разному. Рассказываем, как связаны скандалы, которые закатывают дети, и развитие их мозга.

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Помогите как реагировать на бурные ежедневные истерики мальчика 7 лет. Есть старшая 12 лет сестра, совершенно другой спокойный ребенок.

Обсуждение

Почитайте книгу Таунсенд "Дети, границы, границы." Нам психолог порекомендовал.
Многое встало на свои места. Только надо трудиться. Воспитание в этом вопросе требует самодисциплины родителей. Но работает. Нам очень помогло с сыном. Ну и плюс консультации. Причины могут быть разные. Как нам объяснили, что 7 лет кризис - отделение от родителей, школа, новая роль ученики и тп. много в интернете написано
А книгу очень очень рекомендую.

Я считаю, что в таком возрасте истерики должны присутствовать.

Детские капризы и истерики. Анализы, исследования. Медицина и здоровье. Детские капризы и истерики. Одной из наиболее частых проблем, с которыми приходится сталкиваться психологу в его повседневной практике, является обращение родителей двух трехлетних малышей по...

Капризы и истерики. Детская психология. Дочка пяти лет может закатить истерику по любому поводу. Вчера не получилось нарисовать так как она хотела, причем все мои доводы что простой карандаш можно ластиком стереть и подправить, не принимались.

Обсуждение

Читала - словно с моей дочки портрет написан. Только помладше она, 3 года. Я все списывала на кризис 3-летнего возраста, а сейчас вот задумалась, он ли.
Лена, а с физическим самочувствием своей девочки вы истерики не связываете? У нас, например, главные провоцирующие факторы это недосып или голод (в садике плохо кушает, поэтому к моменту забирания уже готовность к истерике полная). Вот только если с голодом можно как-то проблему порешать, то с недосыпом сложнее.
Конечно, надо бы Вам дочу к неврологу сводить, но мне кажется, что вся проблема этим не решится. Не будет же детка все время на успокоительных лекарствах жить.
И про избалованность тоже сомнительно. Меня в этом же обвиняют, что с первых дней все желания исполняла, вот сейчас и расплачиваюсь. А кто их не исполнял, когда дите крошечное?
Читала на тему детского поведения, наблюдала других ребятишек, и пришла к выводу, что есть просто некоторая их часть, которая себе на горе имеет склонность к истерикам (как говорит знакомый доктор - слабая нервная организация). Ну не может ребенок с собой совладать, сразу несет его на вопли. А между истериками вполне разумное существо. И живет мама как на минном поле идет - чем бы не спровоцировать.
Я для себя нашла несколько рецептов. В любом случае дать прокричаться и не идти на поводу. Если что-то дочка требовала криком, то не получает ни в коем случае. Ухожу с глаз, закрываюсь в ванной. На улице сложнее, приходится отвлекать чем-нибудь невероятным, что в голову придет (в наши 3 года пока помогает...). Как пройдет основной накал страстей, сажу в ванну с игрушками, наливаю пены, даю краски, специальные фломастеры, и т.п., что фантазия подскажет. Вода хорошо расслабляет. Ну и спать, чем скорее, тем лучше.
А вообще, надеюсь, что все пройдет с возрастом. Надо только потерпеть. Смотрю на улице на взрослых девушек - они такие красивые, спокойные, а может в детстве тоже истерили. И все прошло. И вы надейтесь. В какой-то передаче услышала - детей лечат не лекарства, а любовь. Значит нам, мамам девочек-крикушек, надо любить их такими, какие они есть.

13.08.2008 08:01:06, Наталия Дементьева

У нас такое тоже бывает периодами...Это все возрастное конечно, но и окружающая обстановка тоже накладывает отпечаток. Причем не всегда и очевидно, что же все-таки решающую роль играет в этом.

Возможно в вашем случае, как и в нашем, имеет место переизбыток внимания и ограничение самостоятельности и ответственности ребенка? Как у вас с этим дело обстоит? Не слишком ли много Вы всего с ней вместе делаете? Или за нее? Когда я заметила это за собой и бабушками и постаралась ограничить, стало лучше.

В последний такой период у нас еще негативное влияние одной воспитательницы в саду сказалось - она очень сильно давила дочку и дразнилками ее затравила. Но это отдельная история...Когда серьезно поговорила с воспитателем и стала отслеживать психологическое состояние дочки, тоже стало лучше.

Ну и единственный действенный метод борьбы с истериками у нас - это строгое ограничение "я не буду с тобой ни говорить, не объяснять ничего пока не успокоишься" и точка. Это не игнор, и не потакание. Строго и четко. И это единственное, что действует.

Ну и в такие периоды я дочке даю что-нибудь успокоительное типа валерианохеля...Чтобы снять напряжение.

истерия у 5 летнего ребенка. Капризы и истерики. Детская психология. Как справиться с капризным ребенком. Новозеландский психолог с 30- летним стажем Найджел Латта обещает предоставить методы, выяснить причины проблемы, разработать простой Необходимо...

Обсуждение

Хочу добавить, что стоит проверить, не вошла ли девочка в скачок роста, то есть если за полгода она выросла больше, чем на 4см, то психолога будет недостаточно, надо еще ортопеда и педиатра, чтобы они как-то определили, не нужны ли витамины, кальций, особый режим питания и т.д.

Надо к психологу. Пока - почитайте книжки о детях после развода. Обсудите с дочкой развод. В ее голове должны быть идеи: 1)папа и мама ее любят, 2)мама никогда не уйдет и не бросит ее, даже если она будет вести себя плохо 3)она не виновата в том, что родители расстались.
Псотоянно повторяйте, что вы любите ее, скучаете по ней и т.д. Замечания делайте - спокойно и уверенно, можно обнимая - ей важно знать, что взрослый вовремя остановит ее и не позволит пойти совсем вразнос.Можно использовать фразы из двух половинок - я люблю тебя, но так делать нельзя. Мне жаль, что ты расстроена, но так делать нельзя, потому что... Ваши спокойствие и твердость, как и соблюдение привычных правил жизни, в том числе запретов сейчас ей очень нужно. Мир оказался слишком непредсказуемым - надо еще раз показать, что он структурирован и управляем - дочке будет спокойнее.

Истеричный ребенок. Капризы и истерики. Детская психология. Без проблем находим общий язык. Как только попадает в круг незнакомых (да и знакомых), в общем чужих детей,начинаются истерики по каждому поводу. и даже иногда без видимого повода.

Обсуждение

Вам стоит подумать о том, как заинтересовать ребенка общением. Если она сама захочет пойти в гости и пообщаться, тогда можно заранее предупредить о правилах поведения в гостях, и обсудить с ней.
Если же она не хочет - может, пока и подождать с этим.
Формально только после 4.5-5 лет интерес к межличностым играм возникает. К этому возрасту многое может измениться.
А в 3 года посягательство на ближайшее пространство и игрушки, свои или взятые в руку - воспринимается как посягательство на нее саму. Вы бы возмутились, если бы вам стали руку отрывать? А для нее фломастер - как рука.
В этом возрасте лучше наоборот, защищать ее пространство и личные вещи. Когда она почувствует безопасность и свое право на распоряжение своим телом и своими предметами, она начнет и делиться, и обмениваться. Но сейчас чувство "СВОЕГО" - это нормальный этап развития.

Это мы проходили в 3года. Нам очень помогли занятия, 3раза в неделю мы ходили на 2часа в детский сад. Там есть группы кратковременного содержания. С детьми занимаются: рисованием, физкультурой, математикой (что больше 1яблоко или 3яблока, и т.д.)
Так вот. Я была в таком же состоянии, как и Вы, что называется на грани.
Всем преподавателям я разрешила, "жестко" разговаривать с Дахой в момент ее дурака валяний, капризов и т.д. Родителей на занятия не пускают.

Задача была поставлена: Научить ребенка вести себя в обществе.
Как только поведение начинало выходить за рамки правил, установленных в группе (каждому ребенку правила объяснялись каждый день) ребенка тут же отсаживали на стульчик к аквариуму, до полного «прихождения в себя».
Мамы рядом нет. Жаловаться не кому, а играть то хочется!!! Как правило «тайм аут» длился не больше 10 минут. 3-х летки быстро просекали, как и почему они должны себя вести.
Например: Если дети начинали отвечать громко хором, их ставили в круг. Психолог просил назвать свои имена. Дети начинали хором орать: МАША, ДАША, САША и т.д
Потом каждого ребенка просили повторить все имена. Ес-но ни кто не мог запомнить в таком гаме имена. И тогда Психолог объяснял: Если кто-то хочет сказать свое имя, поднимите ручку! Вот так! (она поднимала руку в верх) Дети повторяли за ней. Громко, четко нужно произнести свое имя, вот так: Меня, зовут, Наталья Алексеевна!
(Первые уроки мы сидели в коридоре и все слышали.) На наших глазах происходило чудо. Из детей- катастроф, дети превращались в послушных, внимательных людей.

Уже через 1 месяц, многие дети принимали общепринятые правила поведения в обществе.
Через 2 месяц, мы стали вежливыми по отношению к другим детям: Дай мне, пожалуйста! Мне не приятно! И т.д.
Многие, из нас родителей были шокированы, что 3-х летнего ребенка можно «переделать». Ес-но нам давались домашние задания, в виде каких-то игр.
Терпения, вам.

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. истерики бывают и у взрослых. как я понимаю это ненормальное состояние. когда зацикливаешься на какой то идее мысли и не можешь с нее уйти. как вытаскивают взрослого из истерики? дают...

Обсуждение

истерики бывают и у взрослых. как я понимаю это ненормальное состояние. когда зацикливаешься на какой то идее мысли и не можешь с нее уйти.
как вытаскивают взрослого из истерики? дают внешний толчек. пощечину например. и человек выходит из коллапса. все здешние советы могут предотвратить истерику но словами не достучатся. если это конечно настоящая истерика а не концерт избалованного ребенка.

09.11.2018 05:37:29, алексей1980

Вы знаете, мы до 3-х лет ребенку не давали плакать (врачи запретили), т.е. попросту исполняли все его разумные желания, а о неразумном он и не просил:) Так вот, после этого, у него нервная система окрепла и истерик у него на пустом месте не возикало, всегда была причина - чаще всего усталость и неспособность контролировать свои эмоции. Начало истерики я предвидеть не могла (вернее не всегда могла), поэтому просто обнимала его, пытаясь проговорить его эмоции, если у него не хватало слов и мы, как правило, находили общий язык. Но мы думали, что у нас так потому, что ребенок избалован (неотказами ему до этого возраста), а потом я узнала, что независимо от этого у детей бывают истерики, значит дело не в избалованности, а в том, что мы не понимаем желания ребенка.. и я не считаю, что это какой-то спектакль, ну пусть спектакль, но ведь он не ради удовольствия исполняется, ведь ребенку в этой ситуации тоже плохо. Так вот лучший способ вывода ребенка из истерики - не доводить его до этого, как это не банально звучит, поверьте маме истеричного ребенка:)

Капризы и истерики. Детская психология. Раздел: Капризы и истерики. Истерики, заикание - что делать? Последнее время с нами происходит какой-то кошмар - я просто не узнаю своего ребенка.

Обсуждение

Очень похожая ситуация. У нас Тошка тоже был абсолютно нормальным, а потом очень внезапно началось прогрессирующее заикание... Плюс ко всему - ребенок очень реактивный, подвижный, легковозбудимый. Словом одно время небо с овчинку казалось. Прошли через много специалистов. В итоге проблему решили следующим путем. Во-первых, перевели ребенка в логопедический садик, где, помимо игры, с ним каждый день занимался логопед. Учил не только правильно разговаривать, но еще и преодолевать само заикание. Оказалось, что существует масса действенных методик. Во-вторых, мы начали вводить по вечерам систему ритуалов, нацеленных на постепенное успокоение ребенка и его подготовки ко сну. Все активные игры заканчивались за 2 часа до сна. Потом был ужин. За ним - обязательные водные процедуры. В том числе - успокаивающие ванны с экстрактами трав. Потом - непременный какао. (Очень сын "Несквик" полюбил... :)) Затем - ритуал одевания пижамы и кладывания спать мягких игрушек. А затем - сказка на ночь. Сначала было тяжеловато, но где-то месяца за три сын привык к этому ритуалу и процесс, что называется, пошел. :)))

Я тоже (как Светлана) заметила, что у дочки есть время когда она легко засыпает и если переходит то ей потом тяжело заснуть. Я такая же, поэтому понимаю это. Ну а следить затем чтобы не переходила это конечно моя забота. У нас был тяжелый период после моих родов - я уехала рожать ночью и вернулась через 2.5 дня и видимо у дочки остался страх, что мама ночью может исчезнуть. Она очень плохо засыпала и просыпалась по ночам. Ей помогало, чтобы я сидела-полулежала рядом с ней. Очень важно набраться терпения и не ругать и не сбегать раньше времени. Улучшение идет не так уж быстро, а каждый мамин срыв отодвигает опять назад. У нас возвращение к нормальному режиму отхода ко сну заняло, кажется, где-то 2 месяца. Ритуалов у нас нет. Можно правда умывание и чистку зубов рассматривать как ритуал. А еще я ее целую и обнимаю когда она уже лежит в постели, а она меня.
Я бы вернула ей соску. Я слышала, что важные для ребенка изменения надо делать не чаще чем раз в три месяца. У нее и так стрессовый период. Ну заберете соску на пару месяцев позже.
Истерики.. Я бы не мешала ей делать, что она хочет. Ну хочет прыгать пусть прыгает. Есть пороки похуже... :)). И одновременно объясняла бы, что если она будет об этом говорить, а не кричать, то это будет приятнее всем. Все отказы обязательно подробно объясняла бы. Может возьмете больничный на недельку?Удачи!

Детская психология. Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Я написала, что капризы и истерики - это следствие нежелания родителей идти на поводу у "баловника" (баловник в...

Обсуждение

Да, только хотелось бы добавить, то истерики еще бывают совершенно не вызванные родителями. В возратсе 2 лет у ребенка огромные амбиции и маленькие возможности. Хочется быть БОЛЬШИМ, а реальность делает маленьким. Вот и получается истерика. А родитель может как раз помочь малышу почувствовать себя БОЛЬШИМ. А можно дать почувствовать себя еще меньше. Вот тогда малышу еще обиднее.

Элла, я пишу уже второе сообщение. Вначале села на свой любимый конек - о дифференцированном подходе, об аналогии с медициной, где повышение температуры, например, является не отдельной патологией, а симптомом очень многих заболеваний, при которых нужна совершенно разная тактика. А потом перечитала еще раз, Ваш пример с Ваней и икрой - и все первое письмо стерла...

Когда-то, помнится, в этой конференции шла речь о "падении с Луны"... Да, пожалуй, так это и есть - в моем мире невозможно представить ситуацию, в которй женщина, только что наевшаяся этой самой икры, может позволить себе захотеть еще, да еще и ждать, что муж побежит ее ублажать... В моем мире непонятен ребенок, отказывающийся от СОКА, да еще способный сделать "догадываетесь, что". Видимо, вот в чем дело: если малыш видит, что родители не слишком ограничивают себя в исполнении СВОИХ желаний, то начинает требовать от них того же по принципу "А я-то чем хуже?" Но в ситуации, когда мама и папа вынуждены держать свои желания в узде, боюсь, будет ошибкой предоставлять ребенку все возможные блага. Да, так хочется уступить своему родному маленькому человечку - раз, другой, третий - но я опять повторюсь (уже писала как-то), что принятие жертвы и есть тот корень, из которого растет эгоизм.

17.12.2000 00:43:19, Катя

Истерики у ребенка – это не такое уж и редкое явление. Они являются проявлением сильного нервного перевозбуждения и сопровождаются неконтролируемым поведением с потерей самообладания. Истерика у малыша возникает внезапно, и как часто считают родители, беспричинно. Разберемся подробнее, почему возникают истерики у ребенка 3 лет, советы психолога также рассмотрим по этому вопросу.

Какие могут быть причины

Наиболее часто детские истерики можно наблюдать в возрасте от года до четырех лет. Они проходят в виде сильного плача, крика. При этом ребенок ложится на пол и катается по нему, машет руками и стучит ножками. Довольно редко, но у некоторых малышей может возникать судорожный синдром, когда он дугообразно изгибается. В этот момент у него отсутствует способность адекватно оценивать обстановку, и никакие разговоры и другие способы успокоить его не помогают.

Многие психологи считают, что проявления истерики – это один из способов манипуляции. И если мама или отец старается в этот момент угодить, чтобы прекратить такое явление, то продолжаться оно будет снова и снова.

Причины истерики у ребенка 3 лет и младше обычно заключаются в следующем:

  1. Обращение на себя внимания. Особенно часто такое происходит в том случае, когда родители постоянно вынуждены проводить время на работе, или после рождения младшего братика или сестрички. Чтобы такая ситуация не возникала, нужно поговорить с ним, и постараться уделять немного больше времени.
  2. Он хочет добиться желаемого – покупки игрушки, подарка, или еще чего-нибудь. Такое можно нередко наблюдать в магазине, когда мама отказывается приобрести желаемое. Предотвратить это возможно только в том случае, если договориться с малышом заранее, до похода по магазинам, что именно будет куплено, а что – нет. И придерживаться строго установленной договоренности.
  3. Ребенок не умеет выражать свое негативное отношение в разговоре обычными словами. Поэтому рекомендуется чаще выходить с ним на разговор, научить его нормальному общению.
  4. Истерика может быть результатом плохого самочувствия малыша в результате заболевания, переутомления, перегревания или замерзания. Она бывает и в том случае, когда он хочет спать или голоден. Это происходит обычно у самых маленьких детей, когда родители грубо нарушают распорядок дня, при этом карапуз сильно устает. Так, например, если не положить его вовремя спать и продлить время бодрствования на час или два, то возникает перевозбуждение на фоне усталости и грудничок засыпает с истерикой.
  5. Подобное поведение может быть следствием плохого состояния нервной системы, если малыша часто наказывают, бьют его или кричат. К такому же результату может привести гиперопека, когда мама не дает малышу сделать даже один шаг самостоятельно, и находится в состоянии постоянного беспокойства.
  6. В качестве причины внезапного возникновения приступов истерики можно также назвать рождение в семье второго ребенка, развод родителей, смерть близких людей, проведение первых дней вне дома (с няней или в детском саду).
  7. Когда возникает истерика у ребенка 4 года, то это очень неприятный сигнал к тому, что в семье не все благополучно. Этот возраст отличается тем, что сын или дочь начинают подражать взрослым. Поэтому нужно постараться родителям, чтобы в доме не было скандалов, и все проблемы решать в разговоре.
  8. Причиной появления неадекватной реакции может служить отсутствие четкой реакции родителей на положительное и отрицательное поведение карапуза, а также неправильно сложившаяся система поощрений и наказаний.
  9. В ряде случаев приступы истерики могут возникать из-за нарушения в работе нервной системы малыша, или заболевании.
  10. Иногда истерика возникает в том случае, если ребенок занимается увлекательной игрой или другим приятным для себя делом, а мама или папа в этот момент его начинают отвлекать, или грубо прерывают процесс.
  11. Чаще всего истерики отмечаются в возрасте трех лет. В этом возрасте психологами отмечается кризис, который характеризуется появлением выраженного упрямства и негативизма по отношению к родителям. Маленький человек начинает проявлять упрямство, не подходить на зов, раздеваться, если его одевают. Это происходит вследствие неумения идти на компромисс. Получив желаемое путем закатывания истерики, малыш будет каждый раз повторять это снова.

Столкнувшись с этим впервые, взрослые люди теряются, и не знают, как следует правильно реагировать в этой ситуации. Нормальным желание любого родителя является попытки прекратить детскую истерику, а после – не допустить развитие нового приступа. При правильном поведении и реакции на такое явление сделать это вполне возможно, и в большинстве случаев правильное поведение и реакция помогаю решить проблему раз и навсегда, не прибегая к помощи специалиста.

Что нужно делать

Для того чтобы прекратить истерику существует множество способов. Вот некоторые из них, которые указывают, как бороться с истериками ребенка.

Прерывание на втором этапе

Обычно истерика происходит в три этапа. На первом малыш заходится криком, при этом не замечает окружающих. На втором у него начинается двигательное возбуждение, и он хватает все предметы, которые попадаются под руку, топает, падает на пол. Потом начинаются рыдания. Чаще всего, если на втором этапе родитель уйдет в другую комнату, и не будет обращать внимание на малыша, то истерика прекращается. В том случае, когда карапуз уже зашелся в рыдании, его следует обнять, пожалеть. Он успокоится, расслабится и захочет немного поспать.

Предотвращение

В том случае, когда одно- или двухлетний ребенок постоянно истерит, это явление рекомендуется предотвращать, не допуская ее развития. При малейшем капризничанье, малютку нужно отвлечь на что-нибудь для него интересное. Нужно постараться понять, что же вызывает у него раздражение, и устранить его. Такая методика хорошо помогает только в том случае, когда используется в самом начале. Когда приступ в разгаре применять ее не имеет смысла.

Для детей постарше

Если отмечается истерика у ребенка 3 лет что делать. В этом возрасте и старше он уже понимает хорошо смысл речи. Поэтому родителям следует поговорить с ним, пояснив, что такой способ поведения не принесет желаемого результата, и не влияет на получение желаемого. Лучше всего сказать мягким тоном, что мама или папа понимают, почему так происходит, но на самом деле это не поможет. Для того чтобы тебя услышали все свои желания нужно проговаривать спокойно.

После этого ребенок должен остаться один, чтобы у него возникло понимания бесполезности такого поведения. Если истерика произошла на улице, то лучше всего отвести малыша в то место, где нет людей, то есть изолировать его от любой реакции окружающих.


Если ребенок 2 лет постоянно истерит советы психолога по этому поводу даются следующие:

  1. При любой возникающей истерики следует вести себя одинаково спокойно и немного отстраненно. Это позволит малышу понять бесполезность крика в решении его проблемы.
  2. Нужно каждый раз в период успокоения пояснять, что проблему следует решать только путем спокойного разговора, а другой метод не принесет эффекта.
  3. После приступа не следует напоминать о нем любым способом, а тем более постоянно комментировать сложившуюся ситуацию.
  4. При любых обстоятельствах взрослый человек должен вести себя спокойно и проявить максимальное терпение.
  5. Не следует проявлять гнев в ответ на такое поведение сына или дочери, так как если он или она таким способом хочет обратить на себя внимание, а вы даете им желаемое, только со знаком «минус».

Психологи говорят о том, что в том случае, когда истерика стала частым проявлением из-за неправильной реакции на не родителей, не следует ожидать мгновенного результата после первого спокойного разговора. Для того чтобы новая модель поведения закрепилась, необходимо некоторое время. Как правило, все проходит самостоятельно уже к четырем годам, но в случае продолжения подобного поведения в 4-5 лет, причину следует искать в неправильном поведении близких людей. Особенно это касается бабушек или дедушек, которые часто потакают малышам и провоцируют их к дальнейшим негативным проявлениям характера.

Но если ребенок истерит из-за каждого пустяка, а вы использовали все методы предупреждения приступа, то в этом случае требуется помощь специалиста, и следует посетить детского невропатолога или психолога.

Истерики у ребенка чаще всего бывают с одного года, когда ребенок начинает проявлять первые попытки самостоятельности (страсть к исследованиям, любопытство). Во младенчестве ребенок ориентируется только на свои потребности (в еде, тепле, общении), а, становясь старше, приобретает желания как более осознанные потребности. Но восприятие времени в этом возрасте еще несовершенно, потому если какое-то желание возникает, малыш упорно добивается его выполнения сиюминутно. Именно в этом - одна из причин так называемого кризиса первого года. Постепенно приучаясь к тому, что желания могут быть удовлетворены не сразу, а потом, ребенок развивает чувство времени и волевые процессы, то есть регулирующую функцию психики.

Можно сказать, что бурные детские истерики на первых порах проявления кризиса первого года бывают у всех. Но сила, частота истерик у ребенка, разнообразие причин зависит от темперамента ребенка и окружающих его взрослых. Но остаются они в более старшем возрасте только у некоторых.

Конечно же, многие могут сказать, что даже среди взрослых (особенно женщин) есть немало таких, которые способны истерично реагировать на что-то. Но эти эмоциональные расстройства - «рудиментарные» остатки кризиса первого года, либо, как считают современные психоаналитики - показатель (и причина) неблагополучия в личной жизни.

Истерика у ребенка: Что делать?

Когда папа из первого примера вышел из троллейбуса, мне оставалось только догадываться, как он поступит дальше. Выберите варианты:

А) освободится от назойливых взглядов и советов пассажиров в переполненном транспорте и отшлепает хорошенько сына, чтобы в следующий раз не повадно было «позорить отца»;

Б) демонстративно выбросит «предмет истерики» (йогурт) в мусорное ведро и предупредит (достаточно спокойно): «Если ты не прекратишь, ты никогда ничего больше не получишь!».

В) оставит ребенка на остановке и отойдет в сторону, ожидая, «когда это закончится», при этом, например, читая газету.

Конечно же, самый первый шаг папы был очень правильный: он лишил «маленького артиста» «публики» - вывел его из троллейбуса.

А третий способ вывода ребенка из истерики - самый безболезненный для обеих сторон, и наиболее положительный для будущего эмоционального развития ребенка.

Нужно сказать, что если истерика у ребенка все же разразилась, в первую очередь, не нужно пугаться, и тем более чувствовать себя виноватыми. Это - знак, что малыш взрослеет и вырабатывает способы взаимодействия с миром и с окружающими людьми. Только родители, самые близкие люди, могут помочь малышу пойти правильным, цивилизованным путем.

Самое трудное для родителей в момент детской истерик и - держать себя в руках. Ведь если и взрослый «взорвется», то мало хорошего почерпнет ребенок из этого «урока».

Еще нужно всегда помнить, что отказывать ребенку в чем-то - вполне нормально. Как и то, что ребенок может возмущаться из-за этого. Так что «поддаваться» столь эмоционально выраженным требованиям ребенка не нужно.

Иногда дети пугаются именно того, что не могут сами справиться со своими эмоциями. В таком случае ребенку нужна ваша поддержка: обнимите его, скажите нарочито спокойно: «Все в порядке, ты просто очень расстроен. Со всяким человеком такое бывает». Если это вызовет дополнительно раздражение ребенка, то так же спокойно скажите: «Когда ты успокоишься, мы с тобой поговорим, а так я не понимаю», - и отойдите в сторону, давая понять и физически, что вы не станете слушать крики и смотреть на бурные телодвижения.

Итак, самый простой и самый сложный «рецепт» (но и самый лучший!) - не обращать внимания на эмоциональный взрыв дитяти . Стойте спокойно и ждите, когда кончится истерика у ребенка .

Если вы очень расстроены - быстро покиньте «поле битвы» ребенка за сиюминутное выполнение собственных желаний, по возможности спокойно. Если вы находитесь в общественном месте - отойдите от ребенка, но так, чтоб не терять его из виду, и чтобы он видел вас. Если ребенок не может долго успокоиться (минут 10-15) - отвлеките его внимание тем, что станете что-то увлеченно делать (играть кубиками, паззлами, игрушками, смотреть мультики), совершенно не «вспоминая» о только что разразившейся буре.

Ребенок должен усвоить, что истерики и эмоциональный «шантаж» не приносит результатов, и лучше искать другие способы выражения желания. Ребенок должен знать, что имеет право на любое чувство и уметь его выражать цивилизованно. И главное - что даже если это случается, то мама и папа не одобряют этого поведения, им это не нравится, но самого малыша они любят.

Если же истерики у ребенка вошли в привычку, это может означать, что он научился таким образом добиваться своей цели. Скорее всего, он понял, что так вы идете на уступки: покупаете ему сладости или игрушки или разрешаете не ложиться вовремя в постель. Поэтому родители должны иметь в виду, что, уступая этим истерикам, вы уступаете желанию, которое по тем или иным причинам не собирались выполнять, и способствуете тому, что истерики становятся просто отрицательной привычкой.

В этом случае вам придется запастись «вагоном» терпения. Но, если вы понимаете, что истерики стали для него методом выудить из вас что-нибудь, единственная тактика борьбы с ними - это не обращать на них внимания.

Не удивляйтесь, если ребенок, увидев, что его "старания" не производят желаемого эффекта, удвоит, а то и утроит их. Именно тогда вам нужно собрать все свои силы в кулак, чтобы не обращать внимания на эти вопли: ни жеста, ни взгляда, ни слова.

«Что делать после истерики у ребенка?» или «Профилактика»

Нельзя высмеивать детские истерик и, ни тем более наказывать за них ребенка. Самое сложное для родителей в подобной ситуации - это сохранить контроль над собой. Если вы часто сами бурно реагируете, то ребенок не сможет научиться другому поведению. Однако, если вам удастся держать себя в руках, вы подадите своему крохе хороший пример самообладания, достойный подражания.

Когда истерика у ребенка пройдет, не заводите об этом разговор. Если целью такого поведения был «шантаж», то ребенок поймет, что не добился цели.

Когда спектакль закончится, вы должны вести себя так, как будто ничего не случилось, никак не комментируя произошедшее и давая крохе возможность снова заслужить ваше расположение. Если вы выдержите такое напряжение и будете неукоснительно следовать этому правилу, через какое-то время вы заметите, что ваш малыш устраивает все реже и реже истерику.

Проанализируйте, что могло способствовать эмоциональному срыву ребенка. Если вы сможете в дальнейшем предотвратить эти ситуации, то оградите себя от повторения истерики в таких же условиях. Например, есть обстоятельства, при которых дети склонны к эмоциональным срывам (например, когда малыш устал или слишком возбужден, не выспался), он может быть неспокойным, и потому более раздражительным, и, реагируя на ваше ситуативное «нет», ответит нетрадиционно бурной сценой. Если ребенок устраивает истерики во время или после посещения гостей, то, возможно, он слишком возбуждается от такого скопления народа. Вам нужно уделять время малышу в спокойном месте: порисовать вместе с ним, рассказать или прочитать сказку.

Никогда резко не прерывайте занятий ребенка, даже если они кажутся вам бессмысленными. Для переключения внимания малыша нужно какое-то время. Его можно провести вместе, отвлекая ребенка от понравившегося занятия и увлекая тем, что нужно вам.

Иногда раздражение у детей накапливается, когда долго что-то не получается. Следите за тем, как ребенок справляется с каким-то новым для себя делом, ведь на первых порах не всегда он сможет сделать это сам (запустить новую машинку, взобраться по ступенькам на горку, переступить через ручеек). В таких случаях нужно сделать это вместе с ним, чтоб он проверил свои силы и поверил в них. Конечно же, не нужно делать это за ребенка, но создать условия, чтоб он понял, что справился сам (с вашей помощью).

В спокойной обстановке, когда вы минуты времяпровождения учите ребенка правильно себя вести во время эмоционального срыва. Расскажите сказку о Зайце, который часто скандалил, топал ногами, а его родители не понимали слов, когда он кричал и не могли дать ему то, что он просил. А потом зайчик научился просить словами то, о чем он всегда кричал и плакал. Пусть ребенок «станет» Зайчиком и придумает, как правильно попросить, чтобы не кричать, как отреагировать, если ответили «нет». Можно даже маленького ребенка научить называть свои чувства. За время, которое он потратит на построение фразы, он уже немного успокоится. В другой раз пусть он побудет мамой Зайчика и проговорит вашу фразу спокойным тоном: «Ты рассержен. Когда ты успокоишься, мы поговорим».

Посоветуйтесь с ребенком, как бы он хотел, чтоб вы вели себя с ним, когда он в ярости: чтобы вы обняли его и успокоили, или чтобы отошли в сторону и подождали, пока он успокоится сам (конечно же, это нужно спрашивать не во время истерики).

И, конечно же, понаблюдайте за своим поведением: не слишком ли часто вы говорите «нет». Если вы постоянно одергиваете и останавливаете ребенка и тем самым провоцируете? Это может привести к тому, что малыш не выдержит вашего эмоционального давления и «взорвется». На каждое «нет» и «нельзя» должно найтись «да» и «можно». Например, нельзя рвать книги - можно вот эту газету. Давайте альтернативу для категорического требования ребенка, как бы советуясь с ним, обретайте свое «нет» в «да»: «Да, конечно, мы порисуем в этом месте, но для этого мы прикрепим совершенно великолепный белый ватман!».

Еще нужно заметить, что некоторые дети (как, впрочем, и взрослые!) заражены «духом противоречия». Прежде, чем согласиться на уступки, такие малыши любят «побушевать». После постепенного утихания истерики, они делают то, что нужно, молчаливо соглашаются с доводами. Относитесь к таким особенностям ребенка как к майской грозе, после которой выглянет солнце.