По улице ровным строем шагают пионеры. Белые накрахмаленные рубашки с погончиками и нашивкой на рукаве, девочки с аккуратными косичками, в синих юбочках, мальчики – в синих брючках, ярко-красные галстуки, пионерские значки сверкают на солнце. В руках пионер-вожатого маленьких красный флажок «Славься, КПСС». Чувство патриотизма невольно охватывает любого, кто наблюдает гордые осанки и прямой взгляд юных ленинцев.

Их законы – заповеди, простые, но такие правильные:

1. Пионер верен рабочему классу и коммунизму.

2. Пионер - друг и брат всякому другому пионеру и комсомольцу.

3. Пионер честен и правдив . Его слово - как гранит.

4. Пионер дисциплинирован.

5. Пионер ежедневно помогает трудовым собратьям в строительстве коммунистического общества.

6. Пионер трудолюбив и уважает полезный труд.

7. Пионер чист в мыслях, словах и делах .

Между этими законами и чувством патриотизма существует сильнейшая связь, но нельзя говорить, что это причинно-следственные явления.

— Ах, — вздохнет любой добропорядочный анальный гражданин , — а сегодня молодежь-то, молодежь куда катится?? Начисто отсутствует чувство патриотизма, любви к родине. Эти самые заповеди канули в лучшие времена. Алкоголь, сигареты, наркотики, секс – вот вам и все интересы современных молодых людей. И деньги! Побольше, да на халяву.

Почему в советском союзе было чувство патриотизма, а сегодня его нет? Дело ли в железном занавесе, кипе небылиц, которыми кормили граждан великой страны, гонке вооружений, идее коммунизма или вере в светлое коммунистическое будущее? И почему сегодня невозможно воспитать патриотов, которые готовы жизнь отдать за землю родимую?

Чувство патриотизма под системным микроскопом

На все эти вопросы отвечает системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Чем отличается человек от животного? Животные имеют базовые желания: есть, пить, дышать спать + сохранение температуры тела, целостности живого вещества и желание продолжить себя во времени. Люди помимо этих желаний имеют также и добавочные. Добавочные желания иными словами называются векторами, всего их 8. Каждый вектор обладает своей особенной системой ценностей, своим отличным мышлением и свойствами для реализации заложенных в нем желаний.

Так, например, ценности кожного вектора: все материальные ресурсы, в том числе деньги, закон, дисциплина. Кожный человек, обладая огромным желанием зарабатывать, имеет также и свойства к реализации этих желаний: гибкая психика, изворотливый, предприимчивый ум.

Другое дело, представитель человечества с анальным вектором, который, собственно, и может обладать чувством патриотизма. Ценности анального вектора это ВЕРНОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ПРАВДА, ЧИСТОТА, БРАТСТВО, ДРУГ, СЕМЬЯ, ДОМ, РОДИНА.

В первобытной стае анальные люди охраняли пещеру, женщин и детей. В пещере существовало некое «анальное братство», круговая порука, где не было места предателям. Остальные воины, уходя на охоту, спокойно доверяли своих жен анальным братьям. Зная, что те верные, порядочные. Не прикоснутся к чужой женщине. Эти люди строят базу, фундамент любого государства. В любые времена – это надежный тыл, как раньше была надежной пещера. Чувство патриотизма – чисто анальное: они любят родину, любят пещеру, они патриоты.

В советском союзе такие люди были реализованы и социально, и в семейной жизни. Их ценности комплиментарны уретральной формации, которой и была СССР. Общество давало им возможность развиваться: профессионалы были востребованы, уважаемы и почитаемы всеми. Ими и являются анальные люди в развитом состоянии — «золотые руки», а с верхними векторами – «золотые головы».

Разводы не приветствовались, добрачный секс – тем более, так что анальному мужчине не составляло труда найти себе «чистую», непорочную женщину и прожить с ней до конца своих дней, имея при этом хорошую реализацию. И неважно, что при этом платили мало или был дефицит товаров, главное, что эти люди были действительно счастливы, потому что наполняли свои нехватки.

Анальники первыми голосовали за партийную власть, первыми вступали в партию. Они искренне и лояльно поддерживали советскую власть. Дело не в том, что она воспитывала чувство патриотизма в своих гражданах, рассказывая про великие свершения советского народа, а в том, что давала возможность реализоваться анальным людям.

Чувство патриотизма – это любовь к родине, то есть позитивное состояние анального вектора. Национализм – обратное от патриотизма, то есть ненависть к чужой родине – это состояние неразвитого или нереализованного анального вектора.

Конечно, каждый Homo Soveticus в свое время знал о разлагающемся западном обществе, читая антиамериканскую пропаганду в газетах и на плакатах. Даже при всем этом, произнося антиамериканские или антикитайские лозунги, анальные люди не испытывали ненависти к Америке, но большую любовь к своей родине. Во многом их поведение кажется «карикатурным», надуманным, а советские лозунги типа «Славься, КПСС» — полной безвкусицей. Не имея одежду от Армани, не обладая достаточным вкусом, они ощущали любовь к родине.

Здоровое чувство патриотизма консолидировало нашу родину: ведь патриоты внутри группы это и есть те люди, которые консолидируют группу.

Чувство патриотизма. Тёмная сторона

Тех, кого мы видим сегодня под знаменем патриотов – НЕ патриоты, а националисты. После развала Советского Союза прошло более 20 лет. Этого времени оказалось достаточно, чтобы полностью вытолкнуть анальных людей из общественной и социальной жизни.

Сегодня они не востребованы профессионально, и они не обладают гибкой и прагматичной психикой, чтобы приспособится к изменяющемуся ландшафту. Семейные ценности также отошли на второй план в обществе в целом, не говоря уже о том, что анальные мужчины сегодня не пользуются большим успехом у женщин в отличие, к примеру, от кожных. Неспособные реализовать себя, а значит, обеспечить свою семью, они оказываются невостребованными, что только усугубляет их обиды и ступор.

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

Воспитание любви к родному краю,

к родной культуре, к родному селу

или городу, к родной речи –

задача первостепенной важности.

Д.С. Лихачев

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально значимыми делами, к реализации прав и обязанностей, а также укреплению ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор.

Одной из причин снижения патриотического сознания является незнание своей истории, культуры, народных традиций, того, чем должны гордиться и что должны преумножать.

«Если у людей, населяющих какую-то географическую территорию, нет своего целостного культурного и исторического прошлого, традиционной культурной жизни, своих культурных святынь, то у них (или их правителей) неизбежно возникает искушение оправдать свою государственную целостность всякого рода тоталитарными концепциями, которые тем жестче и бесчеловечнее, чем меньше государственная целостность определяется культурными критериями», - писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.

В душе каждого ребёнка есть чувство любви к Родине. Нужно только его «пробудить», и сделать это так, чтобы ребёнок не думал, что его заставляют любить Отечество. Это чувство надо воспитывать. Необходимо передать подрастающему поколению уважение и особое отношение к историческому прошлому и культурному наследию своей страны, своего народа, сориентировать будущую деятельность маленьких граждан на возрождение и сохранение традиций и обычаев своей малой и большой Родины.

Патриотизм - есть «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей Родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величины и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами, укреплять могущество и независимость».

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь играет семья, средства массовой информации, общественные организации, учреждения социальной защиты, культуры и другие. Все это необходимо нам, педагогам, учитывать.

Поэтому, считаю, что нужно, прежде всего, восстановить в своём высшем гражданском достоинстве понятия «патриот» и «патриотизм». Эти благородные понятия неразрывно и действенно связывают человека со своей землёй, на которой будущему поколению строить свою жизнь.

Данная проблема актуальна не только в масштабах страны, города, но и в рамках общеобразовательной школы. Чтобы повысить уровень патриотизма и гражданственности среди подростков в своей школе, я совместно с обучающимися пятого класса решила реализовать социальный проект по теме «С чего начинается Родина?», основной задачей которого было проведение ряда мероприятий, направленных на повышение патриотического сознания.

Цель программы: формирование и развитие у учащихся патриотического сознания и активной гражданской позиции, направленных на воспитание личности, сопричастной к истории и культуре своей страны, готовой к участию в делах на благо Родины.

Задачи программы:

изучение государственной символики и культурного наследия Отечества и родного края, обычаев и традиций;

знакомство с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, внесших свой вклад в развитие страны;

формирование у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;

развитие творческих способностей учащихся на примере жизни и деятельности творческих людей родного края, страны;

формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, физическое развитие учащихся;

воспитание у детей готовности к защите Отечества.

Цель воспитание чувства патриотизма ставится нами, учителями истории и обществознания, почти на каждом уроке. Но только уроков, я считаю не достаточно. Поэтому целесообразно проводить различные внеклассные мероприятия, классные часы, конкурсы, викторины в течение всего учебного года. Выполнение данных задач возможно также и на занятиях внеурочной деятельности.

О том, как я работаю в данном направлении, хочу рассказать на примере занятий по ОДНК НР. В содержании программы есть раздел «Жизнь ратными подвигами полна». Тема данного раздела реализуется на двух занятиях.

Программное содержание занятий. Героические страницы из истории нашей страны.

Подъём патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн. Примеры

героизма солдат. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты

Отечества.

Основные методы и приемы.

1. Работа с информацией, представленной в тексте. Поиск ответа на вопрос

«Верно ли утверждение, что в борьбе за Родину Дмитрия Донского укрепляла вера в

Бога»? Дополнения и обобщение учителя о подвиге русского войска в Куликовской битве.

2. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины,

словесный портрет Дмитрия Донского.

3. Чтение и оценка информации из текстов об участии народов России в

5. Чтение и оценка информации из текстов об участии народов России в Великой Отечественной войне -1945 гг. Просмотр видео и беседа по просмотренному.

6. Организация проектной деятельности.

Материал для подготовки к уроку.

Краткое упоминание о Куликовской битве.

В 1380 г. ордынский эмир и темник Мамай, претендовавший на власть хана, решил произвести опустошительный, набег на Русь, чтобы упрочить свое положение в Орде. Узнав о походе Мамая, Дмитрий Иванович объявил мобилизацию сил со всех подчиненных ему и союзных княжеств. Тем самым русское войско впервые приобретало общенациональный характер. Его организация значительно улучшилась. В ночь на 8 сентября 1380 г. русские форсировали Дон и построились на Куликовом поле (совр. Тульская обл.) в устье реки Непрядвы, притоке Дона. Два полка (“правой” и “левой руки”) стали на флангах, один в центре (“большой полк”), один ― впереди (“передовой полк”) и один ― в засаде (“засадный полк”) на восточной окраине поля, за “зеленой дубравой” и рекой Смолкой. Засадным полком командовал двоюродный брат Дмитрия ― храбрый и честный воин серпуховской князь Владимир Андреевич. При нем находился опытный воевода Дмитрий Михайлович Боброк-Волынец, шурин князя Дмитрия Ивановича. Отступать русским было некуда: за ними находился обрыв высотой 20 м и река Непрядва. Мосты через Дон Дмитрий разрушил. Предстояло победить или умереть.

Битва началась внезапно, на рассвете. Ордынская конница обрушилась на “передовой полк” и уничтожила его, потом врубилась в “большой полк” и пробилась к черному княжескому знамени. Бренко погиб, однако “большой полк” устоял. Тогда ордынцы навалились на полк “левой руки”. Он дрогнул и попятился к Непрядве. Но тут в тыл ордынцам ударил из “зеленой дубравы” “засадный полк”. У ордынцев возникло замешательство, которым воспользовался “большой полк” ― он перешел в контрнаступление. Ордынская конница обратилась в бегство и смяла копытами свою же пехоту. Мамай бросил шатер и едва спасся. Русские гнали врага до реки Красивая Меча, преследуя его почти 50 км. Мамай вскоре был убит своим соперником ханом Тохтамышем. В Куликовской битве погибло с русской стороны 12 князей, 483 боярина и много воинов. Потери противника превысили русские. Князь Дмитрий Иванович получил тяжелое ранение в голову. Впоследствии на Куликовом поле нашли его разрубленный шлем. В битве отличились русские богатыри ― брянский боярин Пересвет, ставший иноком у преподобного Сергия Радонежского и Ослябя (ослябя по-калужски ― “жердь”). Народ окружил их почетом, а когда они умерли, то были похоронены в храме Старо - Симонова монастыря. (У современного метро “Автозаводская”). Авторитет Московского княжества неизмеримо возрос. Победа явилась важным шагом на пути к полному освобождению от ордынского ига. Вернувшись с войском 1 октября 1380 г. в Москву, Дмитрий сразу заложил церковь Всех Святых на Кулишках и вскоре начал строительство мужского Высокопетровского монастыря в память о битве. За победу на Куликовом поле князь Дмитрий Иванович получил прозвище “Донской”. После смерти князя его супруга княгиня Евдокия заложила в Москве Донской монастырь.

* «И возвратился князь Дмитрий в Богом хранимый град Москву, в свою вотчину, с победой

великой, одолев в сражении, победив врагов своих». Так сказано в «Сказании о Мамаевом побоище».

Донскому и всему его войску. Это яркий, поэтический рассказ о сражении сентября года. В

воображении читателя предстают все происходящие события: под сенью знамен с ликами святых к берегам

Дона движется грозная армия, на воинах сверкают доспехи и золоченые шлемы. Началась битва и «бысть

труск и звук велик от копейного ломления и от мечного сечения…». Вот в бой вступают засадный полк.

«Наш час пробил!», – кричит воевода Дмитрий Боброк, руководитель засадного полка. Стремительно

появляются из засады всадники и обрушиваются на «великую силу татарскую».

* Особенности организации проектной деятельности: 1) Объединиться в группы и выбрать

руководителя; 2) Проанализировать предложенные темы и коллективно выбрать тему для проекта. 3)

Распределить обязанности в группе: поиск информации; подбор иллюстративного материала; разработка

композиции презентации; анализ и оценка отобранного материала; подготовка текста презентации; выбор

докладчиков.

Картинная галерея.

Работа с портретом Дмитрия Донского.

Прослушивание и оценка информации из текстов об участии народов России в

Отечественной войне 1812 года.

5. Беседаи оценка информации об участии народов России в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. . Просмотр видео.

Беседа об односельчанах ― участниках Великой Отечественной войны.

Выступление учащихся о своих родственниках.

Групповая работа (в течение всех занятий). Восновании ватмана ― подвиги великих русских князей в битвах за родину (картинки - Дмитрий Донской, Александр невский, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский). Чуть выше располагаем картинки с изображением героев Великой Отечественной войны. Выше- фотографии родственников учащихся, участвовавших в войне. Затем из 4-х листов ватмана склеиваем 4 стены крепости, с вырезанными зубчиками по верхнему краю. Таким образом у нас получается стена-крепость с изображением защитников нашей Родины.

Помимо занятий внеурочной деятельности, в которую вовлечены только учащиеся 5х классов, мне хочется, чтобы патриотическое воспитание не шло от случая к случаю, а было бы постоянным. Поэтому я стараюсь обращать внимание детей на знаменательные даты, котроые мы не должны обходить стороной, должны хотя бы упоминать о них. Например, недавно, 4 ноября, прошел праздник День народного единства, потом ― 7 ноября в Москве и некоторых других крупных городах, проходили парады в честь парада 1941года. Чтобы дети точно знали историю возникновения этих знаменательных дат и праздников, я провела мероприятие «Любознательным вход свободный». На данном мероприятии было рассказано о подвиге народа нашей Родины в борьбе против поляков- иноземных захватчиков, о Мнине и Пожарском, о возникновении праздника ― Дня народного единства. Также был проведен просмотр видеофильма «Парад 1941г.» и проведена беседа о б этом параде: чему он был посвящен, почему именно 7-ое ноября советские люди празновали, что это был за праздник, в каких условиях проходил тот парад, каково было его значение. Также был просмотр видео «Парад 2015г», чтобы учащиеся еще раз вспомнили майский парад уходящего года, чтобы вновь пробудить в них чувство гордости за свою Родину и решимость всегда быть готовыми постоять за нее.

Такие мероприятия и занятия я планирую проводить и в дальнейшем, чтобы дети знали свое прошлое, интересовались настоящим и уверенно шагали в будущее!

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 4

    Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку , традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств, патриотизм становится составной частью общественного сознания в XVIII веке, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

    Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику .

    Представления о патриотизме связываются с любовью к родине , но представление о сущности патриотизма у разных людей разное . По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие себя таковыми не считают .

    В истории патриотизмом, как особым чувством, называли различные явления в общественных отношениях. Нередко подменяя понимание любви к родине, например, любовью к государству и т. д. Так появились термины:

    Генезис идей патриотизма

    Само понятие имело различное наполнение и понималось по-разному. В античности термин patria («родина») применялся к родному городу-государству, но не к более широким общностям (таким как «Эллада », «Италия »); таким образом, термин patriota означал приверженца своего города-государства, хотя, например, чувство общегреческого патриотизма существовало, по крайней мере, со времён греко-персидских войн, а в произведениях римских писателей эпохи ранней Империи можно видеть своеобразное чувство италийского патриотизма [ ] .

    Имперский Рим, в свою очередь, видел в христианстве угрозу имперскому патриотизму. Несмотря на то, что христиане проповедовали послушание властям и возносили молитвы за благополучие империи, они отказывались принимать участия в имперских культах, которые по мнению императоров должны способствовать росту имперского патриотизма [ ] .

    Проповедь христианства о небесной отчизне и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» вызывали сомнения в лояльности христиан земному отечеству.

    Но впоследствии в Римской империи произошло переосмысления политической роли христианства. После принятия христианства Римской империей, она начала использовать христианство для укрепления единства империи, противодействии местному национализму и местному язычеству, формируя представления о христианской империи как о земной родине всех христиан.

    В Средние века, когда лояльность гражданскому коллективу уступила место лояльности монарху, термин потерял актуальность и вновь приобрёл её в Новое время [ ] .

    В эпоху американской и французской буржуазных революций понятие «патриотизм» было тождественно понятию «национализм», при политическом (неэтническом) понимании нации ; по этой причине во Франции и Америке в тот период понятие «патриот» было синонимом понятия «революционер». Символами этого революционного патриотизма являются «Декларация независимости » и «Марсельеза ». С появлением понятия «национализм », патриотизм стали противопоставлять национализму, как приверженность стране (территории и государству) - приверженности человеческой общности (нации) [ ] . Впрочем, нередко эти понятия выступают как синонимы или близкие по значению.

    Идеи синтеза патриотизма и космополитизма

    Патриотизму нередко противопоставляют космополитизм , как идеологию всемирного гражданства и «родины-мира», при которой «привязанность к своему народу и Отечеству как будто теряет всякий интерес с точки зрения универсальных идей» . В частности, подобное противопоставление в СССР во времена Сталина привело к борьбе с «безродными космополитами» .

    С другой стороны, наблюдаются идеи синтеза космополитизма и патриотизма, при которых интересы родины и мира, своего народа и человечества понимаются соподчинёнными, как интересы части и целого, с безусловным приоритетом общечеловеческих интересов. Так, английский писатель и христианский мыслитель Клайв Стейплз Льюис писал: «патриотизм - хорошее качество, гораздо лучшее, чем эгоизм, присущий индивидуалисту, но всеобщая братская любовь - выше патриотизма, и если они вступают в конфликт между собой, то предпочтение следует отдать братской любви» . Такой подход современный немецкий философ М. Ридель находит уже у Иммануила Канта . Вопреки неокантианцам, которые заостряют внимание на универсалистском содержании этики Канта и его идее создания всемирной республики и универсального правового и политического порядка , М. Ридель считает, что у Канта патриотизм и космополитизм не противопоставлены друг другу, а взаимосогласованы, и Кант видит как в патриотизме, так и в космополитизме проявления любви . По М. Риделю, Кант в противовес универсалистскому космополитизму Просвещения подчёркивает, что человек в соответствии с идеей мирового гражданства причастен и к отечеству, и к миру, полагая, что человек как гражданин мира и земли, истинный «космополит», чтобы «способствовать благу всего мира, должен иметь склонность в привязанности к своей стране» .

    В дореволюционной России эту идею отстаивал Владимир Соловьёв , полемизируя с неославянофильской теорией самодостаточных «культурно-исторических типов» . В статье о космополитизме в ЭСБЕ Соловьев утверждал: «как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, напр., к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. Вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса; и, без сомнения, решительное преимущество должно здесь принадлежать благу целого человечества, как включающему в себя и истинное благо каждой части» . С другой стороны, перспективы патриотизма виделись Соловьеву следующим образом: Идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактическою враждою к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель.(…) Повсюду сознание и жизнь приготовляются к усвоению новой, истинной идеи патриотизма, выводимой из сущности христианского начала: «в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству полагать его интерес и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы» .

    Город на высоком берегу реки в вечном движении. Он «проплывает» мимо реки. И это тоже присущее Руси ощущение родных просторов.

    Страна - это единство народа, природы и культуры.

    Природа, родник, родина, просто доброта, 1984 г.

    А. А. Терентьев, доктор философских наук, профессор НГПУ в работе «Ислам и проблемы национализма и патриотизма» указывает:

    Патриотическое поведение предполагает истовое, сознательное служение общим интересам народа, слияние с родным народом духом и телом, выдвижение общенациональных соборных интересов на первый план и решение вместе с ними и своих частных, не противопоставляя их друг другу. Патриотизм формируется, складывается, вырабатывается в то же время, как традиция и правило общественной жизни при решении общих проблем этноса, при служении людей более значимому, чем частный, общему интересу

    Ислам и проблемы национализма и патриотизма, 2011 г.

    Патриотизм и религиозные учения

    Христианство

    Раннее христианство Последовательный универсализм и космополитизм раннего христианства, его проповедь о небесной отчизне в противоположность земным отечествам и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» подрывала самые основы полисного патриотизма . Христианство отрицало всякие различия не только между народами империи, но и между римлянами и «варварами». Апостол Павел наставлял: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего (…) облекшись в нового <человека>, где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос » (Колоссянам, 3, 11). Однако, лояльное по отношению к патриотизму толкование данного отрывка предложил известный православный миссионер протодиакон Андрей Кураев : в параллельном, более раннем, месте Писания, тот же апостол Павел говорит: "Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Галатам 3:27-28). Таким образом, то, что во Христе исчезают различия между людьми, национальные и половые, не означает, что они исчезают между людьми в земной жизни, иначе бы тот же апостол Павел не подчеркивал половые различия в целом ряде посланий.

    По словам апологетического «Послания к Диогнету», приписываемого Иустину Мученику , «живут они (христиане) в своём отечестве, но как пришельцы (…). Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество - чужая страна. (…) Находятся на земле, но суть граждане небесные» Французский историк Эрнест Ренан следующим образом формулировал позицию ранних христиан: «Церковь есть родина христианина, как синагога родина еврея; христианин и еврей живут во всякой стране, как чужие. Христианин едва признает отца или мать. Он ничем не обязан империи (…) Христианин не радуется победам империи; общественные бедствия он считает исполнением пророчеств, обрекающих мир на погибель от варваров и огня» .

    Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом - это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нём, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.

    Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней.

    <…>Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть.

    И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны.

    Известный православный миссионер протоиерей Олег Стеняев находит основания для христианского патриотизма в словах Писания о "пределах обитания", установленных Богом для народов (Деяния 17:26) .

    В "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" сказано об этническом и гражданском измерении христианского патриотизма: "Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам" .

    С другой стороны, по мнению [значимость факта? ] православного богослова игумена Петра (Мещеринова) , любовь к земной родине не является чем-то, выражающим суть христианского учения и обязательным для христианина. Однако церковь в то же время, находя своё историческое бытие на земле, не является и противником патриотизма, как здравого и естественного чувства любви. При этом однако она «не воспринимает ни одно естественное чувство как нравственную данность, ибо человек - существо падшее, и чувство, пусть даже такое, как любовь, предоставленное самому себе, не выходит из состояния падения, а в религиозном аспекте приводит к язычеству». Поэтому «патриотизм имеет достоинство с христианской точки зрения и получает церковный смысл тогда и только тогда, когда любовь к родине является деятельным осуществлением по отношению к ней заповедей Божиих» .

    Современный христианский публицист Дмитрий Таланцев считает [значимость факта? ] патриотизм антихристианской ересью . По его мнению, патриотизм ставит родину на место бога, тогда как «христианское мировоззрение подразумевает борьбу со злом, отстаивание истины совершенно независимо от того, где, в какой стране происходит это зло и уход от истины» .

    В Евангелие от Иоанна, 15 гл., стихи 12 и 13: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, якоже возлюбих вы Болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Эти слова Иисуса Христа следует трактовать так : «чтобы вы друг друга любили так сильно, чтобы готовы были умереть друг за друга, потому что и Я возлюбил вас так, что далее умираю за вас. Нет больше той любви, которая настолько велика, что любящий жертвует душой своей за друзей, как Я делаю теперь».

    Патриотизм в государствах

    СССР

    После 1917 года и до середины 1930-х годов в СССР понятие «патриотизм» носило резко негативный характер. Понятие «патриот» было родственным таким понятиям, как «буржуй», или «недобитая контра». Такого отношения к патриотизму и к патриотам придерживались в то время не только отдельные высокопоставленные партийные лидеры, эти взгляды исповедовались и в массовом порядке. Гонения на патриотические воззрения нашли самое широкое выражение в литературе, искусстве, науке, особенно исторической и образовании. Одним из ярких представителей этого течения был историк М. Н. Покровский . Необходимость уничтожения патриотических взглядов в обществе объяснялась тем, что именно патриотизм являлся серьёзной идейной преградой на пути к созданию мирового пролетарского государства. Пропагандировалась идея, что истинным патриотизмом является классовый (пролетарский) или интернациональный патриотизм, подразумевающий единство пролетариев всего мира вне зависимости от их национальной или государственной принадлежности. А патриотизм традиционный, национальный, называемый обычно национал-патриотизмом, объявлялся вредным или даже враждебным делу мировой революции .

    В конце 1960-х - начале 1980-х годов в ряде общественных наук, особенно в философских, значительное развитие получила точка зрения, согласно которой патриотизм исследовался как явление общественного сознания . Примерно с середины 80-х годов стала преобладать тенденция осмысления патриотизма как одного из явлений духовной жизни общества . В некоторых исследованиях патриотизм изучался в контексте развития отечественной истории, как проявление специфических черт менталитета, психики различных общностей и т. д.

    Великобритания

    1. Любовь к дому; к старым друзьям, к знакомым лицам, к знакомым видам, запахам и звукам.
    2. Особое отношение к прошлому своей страны.
    3. Грубая вера в то, что своя страна или свой народ действительно лучше всех.
    4. Своя нация настолько лучше всех, что просто обязана править всеми.

    Россия

    По данным опросов, всё больше россиян считают себя патриотами - 69 % по данным «Левада-центр» (2013 г.), более 80 % по данным ВЦИОМ (2014 г.). Примером подъема патриотических настроений в обществе послужило проведение Олимпийских игр, присоединением Крыма, годовщина Победы в Великой Отечественной войне.

    Формирование патриотизма дошколят и школьников осуществляется через проведение систем патриотических конкурсов, общественно-политических, национальных и культурных, государственных праздников, через работу детских военно-патриотических общественных организаций.

    Формирование патриотических чувств студенческой молодежи России осуществляется в рамках тематических конкурсов, а также через реализацию проведения профильных смен в рамках всероссийских образовательных форумов «Машук», «Селигер», «Таврида», «Территория смыслов» на Клязьме", «Ласточка», «АТР», «Бирюса», «Балтийский Артек», «I-Волга».

    Свою деятельность, финансируемую из государственного бюджета, ведут (ФГБУ «Росвоенцентр» и ФГБУ «Роспатриотцентр» ), ориентированные на патриотическою работу со всеми возрастными группами.

    Общественными организациями России на протяжении нескольких лет реализуются общественные проекты: Гордость России , Бессмертный полк , Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов , Волонтёры70 , Российское военно-историческое общество , «Поисковое движение России» , Моя страна - моя Россия , Ассамблея народов России

    В акции «Бессмертный полк» в 2015 году приняли участие 13% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет .

    Показателем заинтересованности государства в патриотическом воспитании граждан является наличие нормативно-правовых документов, регулирующих и поддерживающих работу государственных и общественных организаций по формированию патриотизма:

    Документы регулирующие патриотическое воспитание в России:

    Федеральные законы

    • Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
    • Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О воинской обязанности и военной службе».
    • Федеральный закон от 13.03.1995 N 32-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «О днях воинской славы и памятных датах России».
    • Федеральный конституционный закон о государственном гимне Российской Федерации.
    • Федеральный конституционный закон о государственном флаге Российской Федерации.
    • Федерального закона от 19 мая 1995 года N 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» (с изм. и доп. 2014).
    • Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) «О погребении и похоронном деле».
    • Закон РФ от 14 января 1993 г. N 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (с изм. и доп. 2013).
    • Указ Президента РФ от 22 января 2006 г. N 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества».

    Постановления Правительства

    • Постановление «Об утверждении Положения о деятельности организации, уполномоченной Правительством РФ на реализацию межправительственных соглашений о воинских захоронениях».
    • Постановление «Об утверждении положения о подготовке граждан РФ к военной службе».
    • Постановление «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях».
    • Постановление «Вопросы Межведомственной комиссии по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе».
    • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 134-р «Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года».
    • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.».
    • Приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 года N 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»

    Япония

    В середине XX века формирование патриотизма в Японии было отнесено к ведению Управления национальной обороны (УНО)(после 9 января 2007 года Министерство обороны Японии). Воспитание патриотизма опиралось на традиционно японские моральные каноны, милитаризм, национализм [ ] .

    Критика патриотизма

    Примечания

    1. Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ. В. Г. Крысько. 1999. «Патриотизм»
    2. Патриотизм / М. М. Скибицкий // Отоми - Пластырь. - М. : Советская энциклопедия, 1975. - (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969-1978, т. 19).
    3. Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 2003. С. 164.
    4. в Брокгаузе и Ефроне содержит слова о П., как нравственной добродетели.
    5. Пример опросов общественного мнения показывает, что большинство опрошенных поддерживает патриотические лозунги.
    6. Ксения Ларина; Виктор Ерофеев, Алексей Чадаев. Культурный шок: российский патриотизм - разрушительная или созидательная сила? (неопр.) . Радио «Эхо Москвы » (30 августа 2008). Проверено 21 июля 2014.
    7. Подборка материалов на тему патриотизма на сайте ВЦИОМа .
    8. Пример трактовки патриотизма: «Протоиерей Димитрий Смирнов: „Патриотизм - это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой“ » - Интервью Протоиерея РПЦ Димитрия Смирнова Борису Клину, газета «Известия », 12 сентября . Среди тезисов интервьюируемого: патриотизм не связан с отношением человека к политике государства, патриотизм не может означать ненависть к чужому, патриотизм культивируется с помощью религии, и др.
    9. Информационный материал ВЦИОМа . Отчёт об опросе общественного мнения 2006 года на тему российского патриотизма. В данном отчёте не наблюдается единого представления общества о патриотизме и патриотах.
    10. Толковый словарь обществоведческих терминов. Н. Е. Яценко. 1999
    11. Семиозис городского патриотизма: опыт осмысления теории и практики (неопр.) . Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. Проверено 9 июля 2016. Архивировано 9 июля 2016 года.
    12. Гуманитарный ежегодник (недоступная ссылка) Проверено 21 июля 2014.
    13. А. Махлаюк. РИМСКИЙ ПАТРИОТИЗМ И КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ЭПОХУ ИМПЕРИИ
    14. Георгий Курбатов. Эволюция полисной идеологии, духовной и культурной жизни города (неопр.) . Проверено 12 ноября 2012. Архивировано 19 ноября 2012 года.
    15. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. - СПб. , 1907-1909.
    16. «космополиты». Электронная еврейская энциклопедия (недоступная ссылка) Проверено 21 июля 2014.
    17. Политический журнал - ТЕМА НОМЕРА - Возможна ли альтернатива для Pax Americana?
    18. Универсализм прав человека и патриотизм (Ридель М.) (неопр.) . "Электронная библиотека по философии". Проверено 21 июля 2014.
    19. Межуев, Борис Сотворение космополиса (неопр.) . Журнал «ПОЛИС». Проверено 21 июля 2014.
    20. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    21. «Природа, родник, родина, просто доброта»
    22. Ислам и проблемы национализма и патриотизма
    23. Идеи раннего христианства (недоступная ссылка) Проверено 21 июля 2014.

    Поздравляем с Днем защитника Отечества!


    В канун праздника 23 февраля, Дня защитника Отечества, самое время поговорить о патриотическом воспитании молодежи. Что в наши дни значат понятия «патриот» и «патриотизм», например, для современных школьников? В статье приводятся мнения самих ребят.


    Если для вас такие понятия как «патриот», «патриотизм», «чувство патриотизма» являются пустым звуком или вызывают иронию, раздражение и т.п., постарайтесь задуматься над таким необычным вопросом: выгодно ли быть патриотом в наше время?
    Этот вопрос особенно уместно задать школьникам, среди которых немало циников, чтобы настроить их на размышление над непростой темой. А сделать это можно накануне проведения классного часа или любого другого мероприятия, посвященного воспитанию чувства патриотизма.

    Подобные вопросы способны привлечь ребят к серьезной и конструктивной дискуссии. На первый взгляд вопрос представляется довольно странным, но именно в результате такого подхода (как показывает практика) можно даже циника заставить задуматься и выразить свое "обдуманное" мнение на этот счет.
    Хорошо бы устроить конкурс на лучший с точки зрения ребят ответ на этот престранный вопрос. Пусть все поделятся своим мнением.

    На вопросы «В чем проявляется патриотизм?» и «Выгодно ли быть патриотом в наше время?» школьники дали очень интересные ответы. После обобщения и систематизации они выглядят таким образом.

    • Патриотизм проявляется в уважении к своей стране , к ее прошлому, к памяти предков; в заинтересованности историей своей страны, изучении опыта предыдущих поколений. А это приводит к выяснению причин многих событий, что в свою очередь дает знание. Кто вооружен знанием, тот защищен от множества неудач и ошибок, не тратит время на их исправление, идет дальше и обгоняет в своем развитии тех, кто «наступает на одни и те же грабли».
      Знание своей истории, опыта предыдущих поколений помогает ориентироваться в мире, просчитывать последствия собственных действий, чувствовать себя уверенно. Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Без исторического прошлого невозможно ни настоящее, ни будущее. По словам многих классиков «Забвение прошлого, историческое беспамятство чревато духовной опустошенностью как для отдельного человека, так и для всех людей». Именно осмысление неудач и ошибок исторического прошлого приводит к достижениям и заслугам настоящего, помогает выжить в трудное время. Поэтому патриотом быть выгодно .

    • Патриотизм проявляется в умении ценить и беречь свою родину, стремлении изменить ее к лучшему, сделать чище, добрее, красивее . По чистым отремонтированным дорогам, например, приятнее и удобнее ходить. Дольше служит обувь, меньше вероятность упасть. Гораздо приятнее также иметь дело с порядочными людьми, а не с хамами и подлецами. Приятно наслаждаться красотой природы и человеческих творений, которые совсем не трудно сохранить.
      Если человек научится облагораживать себя и окружающую его территорию, счастливее станет жизнь, появится психологический комфорт, который позволит эффективнее расходовать свои душевные силы, радоваться жизни и многого добиться. Поэтому патриотом быть выгодно .
      Настоящий патриотизм проявляется в умении быть нравственным человеком, созидающим вокруг себя красоту и добро.

    • быть верным и преданным своей стране, своему делу, своей семье, своим взглядам и идеям, своей мечте . Патриот не кричит на каждом углу о своей страстной любви к отчизне, он молча хорошо делает свое дело, остается верным своим принципам, идеалам и общечеловеческим ценностям. Тем самым он реально помогает не только своей стране, но и самому себе. Человек, который упорно учился, добывая знания, и в результате этого получил хорошую работу, стал социально активным, построил свое будущее, создал полноценную семью, честно трудится, - сделал гораздо больше для своей страны, чем тот, кто ходит с лозунгами, скандирует за патриотизм и на словах отстаивает престиж своей страны.
      Люди, у которых чувство патриотизма не развито, не имеют будущего. Они сами себя уничтожат, потому что не развиваются и не имеют крепкого «стержня». Это закон жизни. Патриотизм нужен для развития личности, для выживания. Поэтому патриотом быть выгодно .

    • Патриотизм проявляется в способности гордиться своей страной, защищать ее ценности, в первую очередь свободу и независимость, чтить и хранить вековые традиции . Традиции - это оплот любой нации. Человек, люди, страна – тот, кто отказывается от своих традиций, своих национальных ценностей и святынь, рискует лишиться своих «корней» в истории, своей свободы и независимости, так как рано или поздно начнет жить в пространстве традиций, идеалов и ценностей других наций. Там, где предается забвению культурное и историческое прошлое страны, неизменно начинается нравственное разложение нации.
      Чтобы страна самостоятельно развивалась, необходимо охранять и отстаивать традиции, территорию, культуру, язык, верования. Это способны сделать те, кто грамотно выстраивает свои взаимоотношения со страной , в которой живет и на благо которой трудится. Таким образом, происходит становление Гражданина своей страны. Человек занимается познанием себя и поиском своего места в стране, жизни. У человека как гражданина своей страны формируется чувство ответственности за свои поступки, за верность идеалам и сохранность собственных традиций и ценностей. А это воспитывает личность, делает ее совершеннее. Поэтому патриотом быть выгодно .

    • Патриотизм проявляется в способности испытывать возвышенные чувства к собственной стране, к ее природе, культуре. Эти чувства проявляются в переживаниях, сопричастности, эмоциональных откликах на происходящие события. Патриотизм как чувство любви к Родине, готовность служить ее идеалам можно отнести к высшим чувствам, причисляемым к духовным ценностям. Чувство патриотизма делает человека активным, готовым отстаивать дорогие его сердцу ценности. Чувство патриотизма как и другие светлые чувства является необходимым условием развития и становления человека как личности. Ведь формирование чувств идет через осмысление и освоение определенных ценностей общества, а также через творческое открытие человеком новых ценностей. Происходит духовное совершенствование личности. Поэтому патриотом быть выгодно .

    А вот мнение, которое выразил в своей авторской работе участник нашего конкурса «Я – писатель» Андрей Сёмин из Нижнего Новгорода, учащийся 10 «А» класса средней общеобразовательной школы №45. Здесь приведен отрывок из сочинения автора «Патриотизм».

    Патриотизм! Чувство, которое должно быть у любого уважающего себя человека. Чувство гордости и сопереживания за свою страну, своей страной, вместе со своей страной. И мне кажется, что чем больше человек любит свою Родину, готов за нее отдать свою жизнь, убить врага во благо своей Родины при вероломном нападении или дерзкой вылазке в ее стан, тем больше человек получает духовных сил, нравственных впечатлений, прямого контакта с культурой, историей и сердцем своей Родины. Мне кажется также, что сегодня человек не только может, но и должен всеми своими средствами души и тела восхвалять свою Родину. Ведь именно она, Родина, дает жизнь. Ведь именно она, Родина, дает возможность проявить себя.
    Всегда нужно быть активным, любознательным к богатствам святой земли Русской. Нужно проявить себя как гражданин, как патриот – это не просто важно. Это необходимо.
    Россия. Как много в этом слове. Богатая история и великая культура, кровавые войны и революции и подвиги русского народа. Очень многие люди умирали с этим великим словом на устах. Мы живем в великой стране с богатым историческим опытом. И не случайно многие поэты и писатели размышляли о судьбе своей Родины. И если бы мне довелось сейчас увидеть Николая Васильевича, то я бы на его вопрос «Русь, куда ж несешься ты?» ответил следующее: «В ту даль, где свет и жизнь трепещет, и где лишь разум со душою говорит».

    Очень хочется, чтобы каждый понял следующее: «Патриотизм как политический, общественный и нравственный принцип отражает отношение человека (гражданина) к своей стране. Это отношение проявляется в заботе об интересах своего отечества, в готовности ради него к самопожертвованию, в верности и преданности своей стране, в гордости за ее социальные и культурные достижения, в сочувствии к страданиям своего народа и осуждении социальных пороков общества, в уважении к историческому прошлому своей страны и унаследованным от него традициям, в готовности подчинить свои интересы интересам страны, в стремлении защищать свою страну, свой народ. Патриот - тот, кто добросовестно трудится на благо своей страны и призывает к этому окружающих, кто помогает совершенствоваться своим согражданам. Не заботясь о других, рискуешь остаться в одиночестве».

    Давайте задумаемся и ответим себе на следующие вопросы:

    • Почему в последние десятилетия сильно понижен «градус» патриотизма? А он, безусловно, влияет на все стороны нашей жизни, в том числе и спортивной, что хорошо доказывают «успехи» нашей сборной в Ванкувере.
    • В чем сходство и различие понятий «патриот» и «гражданин»?
    • В чем заключается и как должен проявляться патриотизм именно школьника?
    Дорогие школьники!
    • Согласны ли вы с тезисом, что патриотом быть жизненно необходимо?
    • Ответьте, пожалуйста, в комментариях на вопрос: «К какой из двух групп, представленных в нашей статье
    09Ноя

    Что такое Патриотизм

    Патриотизм – это термин, который применяется для описания чувства любви и преданности своему народу, нации, стране или сообществу. Сам по себе, термин патриотизм является весьма обширным и неоднозначным. Он включает в себя целую массу различных чувств, и аспектов о которых мы поговорим ниже.

    Что такое Патриотизм простыми словами – краткое определение.

    Простыми словами, патриотизм – это любовь к своей стране, своей нации и своей культуре. Как правило, патриотизм включает в себя такие основные аспекты как:

    • Особая привязанность к своей стране;
    • Чувство личной идентификации со страной;
    • Особая забота о благосостоянии страны;
    • Готовность жертвовать собой, чтобы способствовать благополучию страны.

    В некотором отношении, патриотизм это определенный социальный и моральный принцип, который вызывает у человека чувство привязанности к своей стране. Он вызывает чувство гордости за свою нацию, страну или культуру.

    Основа и суть Патриотизма.

    Как уже стало понятно из самого определения, основой или сутью патриотизма служит самоотверженная любовь и привязанность к своей стране.

    «Но, так ли это хорошо, и зачем собственно нужен патриотизм? »

    Ответ на этот вопрос весьма сложный и неоднозначный. Дело в том, что, если полагаться на фундаментальные труды различных исследователей данного явления, можно обнаружить что они разделились на два лагеря.

    Одни утверждают, что патриотизм — это очень положительное явление способное развивать и укреплять государство, поддерживать и сохранять его культурные традиции и обычаи. Другие утверждают, что подобная привязанность к своему государству и конкретно своей культуре способствует развитию излишне националистических и настроений, которые не особо вяжутся с .

    О связи патриотизма и национализма мы поговорим позже, а сейчас продолжим развивать ответ на поставленный выше вопрос. Так вот, если абстрагироваться от уже сформированных точек зрения, можно сказать, что все заявления приверженцев, и противников патриотизма по-своему правы. Дело в том, что в самой идее любви к своей стране нет ничего плохого, но все должно быть в меру и идти, так сказать, от сердца. Но, история знает массу примеров, когда подобная любовь к отечеству мутировала в фанатизм под влиянием манипуляций с народным сознанием. Патриотизмом часто оправдывались многие военные и прочие преступления. Таким образом, можно сказать, что патриотизм помимо всего прочего это еще и отличный инструмент для управления массами. Так вот, отвечая на поставленный выше вопрос можно сказать, что патриотизм — это весьма положительное явление в разумных пределах, которое нужно для сохранения и развития отдельных государств наций и культур.

    Патриотизм и национализм – в чем разница.

    Действительно, помимо того, что эти два термина довольно часто используются вместе, а иногда и подменяют друг друга, между ними существует разница. Основные различия в данных понятиях заключаются в том, что национализм – это любовь именно к своей нации, своей культуре, и своим традициям, а патриотизм – это любовь к стране в целом, включая населяющие ее меньшинства со своими культурными особенностями.

    Стоит отметить, что в реальной жизни эти понятия действительно довольно часто переплетаются, так как патриоты в большинстве случаев являются националистами, хотя это не является правилом.