Наука – обобщенная система знаний, взглядов, теорий, идей. Любая наука имеет свою теорию. Педагогика, по большому счету, является главной из наук, т.к. касается самого важного – ребенка, будущего общества, наконец, существования человеческой цивилизации на Земле, потому что это – следствие успешности воспитания.

Педагогика (paidagogike) – в переводе с греческого – наука о воспитании, образовании и обучении подрастающего поколения, наука о «детовождении». Первыми педагогами были рабы, которые водили (сопровождали) детей богатых в образовательные учреждения.

Многие часто считают себя специалистами в области педагогики. С одной стороны, это верно, т.к. большинство является родителями своих детей, но это эмпирический опыт семейного воспитания в конкретной семье. Успешность семейного воспитания зависит от педагогической грамотности, уровень которой различен. С другой стороны, педагогикой занимаются и должны заниматься специально подготовленные специалисты с базовым педагогическим образованием.

Современный педагогический словарь дает следующую характеристику педагогики: педагогика – «наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности; наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием, самообучением и направленных на развитие человека»;

педагогика – «наука о сущности развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специально организованного процесса».

Основы педагогики начали формироваться с началом человеческого общества (первобытнообщинный строй) в виде обобщения опыта воспитания.

Как научная дисциплина педагогика формировалась в рабовладельческом обществе, когда появились первые учебно-воспитательные учреждения. Вначале педагогика была представлена в форме педагогической мысли, отдельных суждений, высказываний о содержании и задачах воспитания, чаще практического плана. Истоки теоретической педагогической мысли мы находим в истории философии (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит). Окончательно как наука педагогика «родилась» в 17 веке благодаря великому чешскому педагогу, гуманисту Яну Амосу Коменскому, который получил образование в университетах Германии, создал свою педагогическую систему обучения и воспитания от рождения до зрелости, заложил основы педагогики как самостоятельной области знаний, отразив все это в многочисленных фундаментальных педагогических трудах. В России «отцом педагогики» общей и дошкольной является К.Д. Ушинский.



Дошкольная педагогика – одна из отраслей в системе педагогических наук. Как любая наука, дошкольная педагогика имеет свой предмет, научные методы исследования, понятийный аппарат, категории.

Предметом дошкольной педагогики являются проблемы развития и воспитания детей от 3 до 7 лет. Это есть то, что изучает дошкольная педагогика.

Системный подход к определению предмета дошкольной педагогики имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Центральным ядром этой системы должно стать нравственно-трудовое воспитание маленького ребёнка, от которого, в конечном счете, зависит формирование ценностных ориентаций детской личности и общее направление её дальнейшего развития. Системный подход к определению предмета дошкольной педагогики предполагает осуществление системного анализа детской личности в её становлении, в её развитии под влиянием педагогических воздействий.

Задачи современной дошкольной педагогики:

1. способствовать воспитанию и обучению детей в соответствии с общественными функциями дошкольного образования;

2. разрабатывать новые концепции, технологии, программы воспитания и обучения дошкольников на основе научных исследований и передового педагогического опыта;

3. создать единую комплексную науку о ребенке дошкольного возраста;

4. разработать систему педагогического просвещения родителей.

Задачи видоизменяются в связи с изменениями, происходящими в обществе.

Дошкольная педагогика выполняет следующие функции:

– гносеологическую (гносеология - познание), т.е. изучения педагогической деятельности, педагогических закономерностей;

– прогностическую, т.е. научного прогноза путей совершенствования дошкольного образования;

– творческо-преобразовательную, т.е. разработки новых технологий, программ, внедрения данных научных исследований в практику.

Дошкольная педагогика располагает следующими научными методами исследования: наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, изучение педагогической документации, анализ литературы, математические методы обработки данных, изучение продуктов детской деятельности, моделирование, анкетирование, метод экспертных оценок и др. Методы педагогических исследований изучаются в курсе «Методология и методы психолого-педагогических исследований».

Источники дошкольной педагогики

1. История зарубежной и отечественной педагогики.

2. Народная педагогика.

3. Современные научные педагогические исследования проблем дошкольного образования.

4. Передовой педагогический опыт.

5. Данные других наук (детская психология, возрастная психология, психология развития и др.).

В системе педагогических наук дошкольная педагогика занимает важное место и не может существовать без связи с другими науками. Эту связь можно проиллюстрировать нижеследующей схемой.

Связь с общей педагогикой проявляется в том, что дошкольная педагогика использует аналогичные научные методы исследования, апеллирует основными общепедагогическими категориями.

Дошкольная педагогика тесно связана с историей педагогики: современное дошкольное образование базируется на наследии педагогической мысли прошлого. Например, использование системы М. Монтессори в настоящее время.

Очень важна связь дошкольной педагогики с археологией и этнографией, которые дают представление о развитии педагогики в разных регионах в разное время. Игрушки и документы, найденные при раскопках, свидетельствуют об этом.

Дошкольная педагогика использует данные психологии о возрастных особенностях психических процессов, деятельности, личности ребёнка при разработке новых технологий дошкольного образования.

Связь дошкольной педагогики с анатомией и физиологией позволяет учитывать особенности анатомического строения организма ребенка, физиологические механизмы, требования гигиены при организации дошкольного образования.

При разработке содержания, технологий социально-нравственного, художественно-эстетического развития детей используют основные категории этики и эстетики.

Дошкольная педагогика руководствуется философскими положениями о классовом характере воспитания, о роли воспитания в развитии личности, основными философскими законами (единство и борьба противоположностей и др.).

Таким образом, дошкольная педагогика – сравнительно молодая наука; она интенсивно развивается, имеет свой предмет, методы исследования. Благодаря современным научным исследованиям по дошкольной педагогике выстраивается стратегия дошкольного образования в нашей стране.

Как говорилось выше, дошкольная педагогика руководствуется положениями философии о классовом характере воспитания, о роли воспитания в развитии личности, о роли педагогов в развитии личности.

При разработке новых технологий обучения и воспитания дошкольников учитываются философские законы, такие как единство и борьба противоположностей.

Методологические основы дошкольной педагогики отражают современный уровень философии образования. Следующие диалектические категории помогают определить смысл образования: мера, отрицание отрицания, форма, содержание и необходимость. Мера – диалектическое единство количества и качества, или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качество определенного предмета или явления. Образование, как и мера, характеризует объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел ребенок. Развитие ребенка объединяет в себе количественные и качественные показатели. Отрицание отрицания – развитие, повторяющее уже пройденные ступени, но иначе, на более высоком уровне, по спирали. Форма и содержание – основные отношения всякого бытия и становления, которые образуют противоречивое единство. Необходимость есть способ превращения возможности в действительность, при котором в определенном объеме имеется только одна возможность, реализующаяся в действительность. В рассмотрении, решении проблем дошкольной педагогики используется разнообразный спектр философских направлений, подходов.

Т. М. Бабунова характеризует использование философских подходов в дошкольной педагогике следующим образом.

Аксиологический подход позволяет определить совокупность приобретенных ценностей в образовании, воспитании, саморазвитии человека, ребенка. Применительно к дошкольникам в качестве таких ценностей будут выступать такие ценности, как коммуникативные, этнические, культурные. Данный подход рассматривает здоровье, культуру, игру, общение как непреходящие ценности в воспитании ребенка – дошкольника.

Культурологический подход позволяет принимать во внимание все условия места и времени, в которых родился и живет ребенок, ближайшее окружение, историю страны, города, региона. Данный подход ориентирован на приобщение детей к традициям, нормам, культуре.

Системный подход предполагает организацию работы с детьми в соответствии с системой взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, методов, форм, условий, способов развития, воспитания детей.

Деятельностный подход определяет особое место ведущей деятельности, обеспечивающей возможности реализации основных потребностей ребенка, осознание ребенком самого себя как субъекта и творца. Позволяет взрослому раскрыть потенциал каждого ребенка с помощью использования ведущей деятельности.

Личностный подход обеспечивает развитие запросов, желаний, интересов, склонностей ребенка при условии содержательной профессиональной педагогической деятельности.

Синергетический подход позволяет рассматривать каждого участника образовательного процесса как субъекта саморазвивающейся системы. Каждый субъект имеет потенциал для перехода от развития к саморазвитию.

Теоретико-методологические подходы дошкольной педагогики определяют взгляды, позиции, стиль педагога по отношению к личности ребенка. Философское понимание роли взрослого в воспитании и развитии детей позволяет провести переакцентировку содержания основных категорий дошкольной педагогики.

Воспитание (А.А. Реан) – обучение и образование.

Воспитание (С.А. Козлова, Т.А. Куликова) –социальное явление и функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Воспитание (в узком смысле)– специально организованный и управляемый процесс формирования человека, направленный на развитие личности.

Закономерности воспитания дошкольников (С.А. Козлова, Т.А. Куликова):

1. воспитание возможно, если ребенок активен;

2. личность ребенка развивается лишь в ситуации успеха;

3. большая потребность дошкольников в любви;

Принципы:

1. гуманизации;

2. культуросообразности;

3. саморазвития.


Методы воспитания (по Д. М. Гришину, В. И. Прокопенко)

Основные понятия дошкольной педагогики: воспитание, развитие, формирование, обучение, образовательный процесс дошкольного учреждения.

Воспитание – процесс подготовки подрастающего поколения к жизни (или специально созданные условия, содействующие развитию ребенка).

Современный педагог С. Ткачев уточняет, что цель воспитания дошкольников сегодня – воспитание счастливой личности, т.е. признание ребенка окружающими, наполненность жизни детей добротой, честностью, правдивостью. Воспитатель должен видеть проблемы ребенка, помочь их преодолеть. Бережное отношение к личности, уважение в ребенке человека, имеющего право на личную жизнь.

Образовательный процесс дошкольного учреждения – профессионально организованное взаимодействие педагога с детьми.

Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений в развитии ребенка.

Обучение – специально организованный процесс взаимодействия воспитателя с детьми, направленный на передачу знаний, умений, навыков, переработку и создание новой информации, воспитание положительного отношения к познанию, формирование культуры познания

Формирование – специально организованное управление всей жизнедеятельностью ребенка с учетом разных факторов.

Таким образом, современный педагог должен знать и понимать теоретико-методологические подходы к изучению проблем дошкольной педагогики, т.к. это позволяет на высоком профессиональном и научном уровне осуществлять свою педагогическую деятельность. Использование на практике различных научных подходов помогает педагогу быть более объективным.

Задания:

Запомните:

1. Что изучает дошкольная педагогика и какие научные методы исследования используются при изучении проблем дошкольной педагогики.

2. Основные философские подходы к изучению проблем дошкольной педагогики (аксиологический, культурологический, системный, деятельностный, личностный, синергетический).

Проверьте себя:

– Что изучает дошкольная педагогика?

– Каковы функции дошкольной педагогики?

– С какими науками связана дошкольная педагогика?

– Перечислите методы педагогических исследований.

Воспитание – это

– специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности ребенка;

– перевоспитание, коррекция отрицательных качеств личности;

– передача детям знаний, умений, навыков.

Дайте определение «дошкольная педагогика»

Это наука о законах воспитания и образования ребенка до начала обучения в школе, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему.

В чем принципиальное различие понятий «воспитание», «обучение», «развитие»? Какое из этих понятий ведет за собой остальные?

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (Закон "Об образовании в РФ")

Воспитание происходит постоянно, во время образовательной деятельности и вне ее.

Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни (Закон "Об образовании в РФ")

Обучение более узкое понятие, чем воспитание. Оно также направленно на развитие.

Человек может быть хорошо развитым, способным к решению каких-то проблем, но в то же время плохо воспитанным. Качественное обучение не всегда является показателем личностного развития.

Чем отличается личностно – ориентированный подход от индивидуально- дифференцированного?

Личностно-ориентированный подход – это уход от авторитарного воспитания, где ребенок находится под жестким личностным давлением.

При личностно-ориентированном подходе педагог работает с учениками-личностями, которые имеют свой мир чувств и переживаний. Отношения между детьми и взрослыми основаны на уважении друг к другу.

Такой подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе как активного субъекта этого процесса, а, следовательно, означает становление субъективных отношений.



При индивидуально-дифференцированном подходе учащиеся группируются с учетом уровня умственных способностей, развития физических умений, индивидуальных психических особенностей. Внутри одного занятия могут быть задания разного уровня сложности.

Опишите все методы дошкольной педагогики.

1. Исследовательские методы;

2. Средства развития дошкольной педагогики как науки, прогноз ее развития и определение тенденций воспитания и обучения человека будущего.

Педагогические исследования проводятся с использованием общенаучных методов. Наиболее доступным и распространенным методом педагогического исследования является наблюдение. Фиксация особенностей поведения человека в различных условиях. Основная задача – накопление фактов и расположение их во временной последовательности. Частота наблюдений зависит от возраста, что связано с темпами развития. Чем меньше ребенок, тем чаще проводятся наблюдения.

Одновременное сравнение людей разного возраста – метод поперечных срезов.

Лонгитюд (метод продольных срезов) – прослеживание изменения психологических процессов у одних и тех же людей на протяжении длительного времени.

В педагогической практике широко используются опросные методы: беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование (в дошкольной педагогике в основном беседа) Исследуются 2 показателя – вербальный и невербальный интеллект (понимание, выраженное не словами, а действиями)

Беседа - непосредственное общение с испытуемыми при помощи заранее продуманных вопросов. Она предполагает установление двустороннего контакта, в ходе которого выявляются интересы детей, их представления, отношения, чувства, оценки и позиции. Для того чтобы результаты беседы были наиболее объективными, необходимо определить цель, разработать программу, продумать последовательность и вариативность вопросов.

Например, разбор спектакля (что увидели? что понравилось?), методика «завершения рассказа».

Анкетирование - метод получения информации посредством письменного опроса (анкеты родителей – кем работают, телефоны и т.п.). Анкетирование предполагает тщательную разработку структуры анкеты и, как правило, сочетается с другими методами исследования.

Тестирование - целенаправленное обследование, проводимое по тщательно отработанным стандартизованным вопросам, и позволяющее объективно выявлять индивидуальные различия испытуемых.

Детский вариант тематического апперцептивного теста (на восприятие) – показать рисунок.

Социометрический метод – например, ребенок отвечает на вопрос «С кем ты хочешь сесть рядом?» Выборы взаимные и нет раскрывают структуру отношений в группе. Выделяют популярных детей, предпочитаемых, тех, кого выбирают мало и отвергаемых (изолированных). Последние особенно нуждаются в помощи.

Высокая эффективность исследования достигается с помощью эксперимента. Лабораторный эксперимент – построение процесса с заданными свойствами (автор метода Л.С.Выготский) – это игры, учебная деятельность.

Частота наблюдений зависит от возраста. Чем меньше возраст ребенка, тем чаще интервал между наблюдениями.

Эксперимент отличается от педагогического наблюдения или исследовательской беседы активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, планомерно манипулирующего факторами и регистрирующего изменения в состоянии и поведении изучаемого объекта. Педагогический эксперимент заключается в специальной организации педагогической деятельности учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных предположений или гипотез. Однако педагогические процессы характеризуются своей неповторимостью, поэтому «чистый» эксперимент в педагогике невозможен. Учитывая это обстоятельство, педагоги должны формулировать свои выводы корректно и осторожно, понимая относительность условий, в которых они были получены.

Изучение педагогического опыта

Исследовательские методы помогают изучить и обобщить педагогические находки, практики, вести самостоятельные научные исследования.

Источниками информации являются народная педагогика, религиозная педагогика, зарубежная и отечественная история педагогики, педагогическая практика, научные экспериментальные исследования, данные смежных наук (психология, анатомия и физиология ребенка дошкольного возраста, гигиена и др.).

Педагогическое исследование проводится с целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска наиболее оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения.

Дошкольная педагогика – наука, изучающая закономерности воспитания, развития, обучения и образования ребенка от рождения до поступления в школу.

Предметом являются вопросы воспитания и развития детей дошк.

Возраста.

Функции дошкольной педагогики:

1.Описательно – прикладная. Заключается в научном описании перспективных программ, моделей, технологий образовательного процесса.

2.Прогностическая. Подразумевает научный прогноз путей совершенствования, обновления и модернизации образовательного процесса ДУ.

3.Творчески – преобразовательная. Предполагает учет научного исследования, прогнозирования при создании проектно – конструктивных технологий.

Основные понятия дошкольной педагогики.

Воспитание - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению всей совокупности общественного опыта.

Развитие - процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретенных свойств индивида.

Обучение - двусторонний процесс передачи и усвоения знаний, навыков, умений, развития познавательной активности детей.

Формирование - процесс развития личности под влиянием внешних воздействий: воспитания, обучения, социальной среды в целом.

Педагогика как самостоятельная отрасль теоретического знания стала оформляться в XVII в. К этому времени назрела острая потребность в науке, призванной улучшить существовавшую педагогическую практику, расширить границы и возможности воспитания и образования.

Становление и развитие дошкольной педагогики.Возникновение дошкольной педагогики связано с именем чешского педагога и философа 17в. Я.А.Коменского (1592-1670 г.г.), который создал первую систему дошкольного воспитания. Он указал на необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей детей; разработал возрастную периодизацию, включающую четыре возрастных периода: детство, отрочество, юность, возмужалость. Он предложил программу знаний, подготавливающую ребенка к систематическому обучению в школе, которая содержала начатки знаний из всех областей наук.

Знания и навыки располагались по принципу последовательного перехода от простого к сложному, от легкого к трудному.

С научных трудов Я. А. Коменского начинается бурный период развития классической педагогической теории. Блестящая плеяда последующих педагогов-классиков (Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци и др.) значительно продвинула разработку теоретических проблем воспитания и обучения.

Достойный вклад в создание классической педагогики сделали наши соотечественники Белинский, Герцен, Чернышевский, Толстой. Мировую славу русской педагогики принёс К.Д.Ушинский. Ушинский считал, что «педагогика – это искусство». Он создал психолого-педагогическую концепцию развития личности и на её основе теорию воспитания и обучения. Видел цель обучения дошкольников в умственном развитии и развитии речи. Его работы «Детский мир», «Родное слово» не утратили значение в настоящее время.

XIX в., отмеченный выдающимися достижениями, прежде всего в области естествознания, физики, математики, был благоприятен и для развития педагогической науки. В этот период она интенсивно развивается в качестве самостоятельной научной дисциплины, поднимаясь от описания фактов и явлений до постижения закономерностей процесса воспитания и обучения. Внутри педагогики наблюдается дифференциация знаний, выделяются и обосабливаются ее отдельные части, такие, как, например, дошкольная педагогика.

XX в. с его бурными социально-политическими изменениями во многих странах поставил перед педагогикой проблему воспитания человека в новом обществе. Ее исследовали С.Т. Шацкий, П.П. Блонский. Теоретические работы Н.К.Крупской (1869-1939) охватывают широкий круг педагогических проблем, в том числе имеющих непосредственное отношение к воспитанию детей дошкольного возраста. Ядро учения А.С.Макаренко (1888-1939)- теория воспитательного коллектива. Макаренко разработал также важнейшие вопросы семейного воспитания. Гуманный характер воспитания и обучения, бережное отношение к личности - таков лейтмотив педагогического учения В.А.Сухомлинского (1918-1970).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции. Становление и развитие дошкольной педагогики.:

  1. 1. Становление и развитие дошкольной педагогики как науки.
  2. 2. Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат, связь педагогики с другими науками.
  3. 3.Отрасли современной педагогики, связь дошкольной педагогики с другими науками
  4. Педагогика в системе наук о человеке. Объект, предмет, функции педагогики. Гуманистическая направленность современной педагогики.
  • 5. Вклад российских педагогов в развитие дошкольной педагогики (л.Н.Толстой, к.Д.Ушинский, п.Ф.Лесгафт, а.С.Симонович, е.Н. Водовозова).
  • 7. Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук.
  • 8. Организация и этапы педагогического исследования.
  • 9. Методы педагогического исследования.
  • 10. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Влияние разных факторов на развитие личности ребенка.
  • 11. Педагогическая возрастная периодизация. Характеристика возрастных этапов дошкольного детства.
  • 1 З. Структура семьи и ее влияние на формирование личности дошкольника.
  • 14. Типы современных семей и их влияние на воспитание дошкольников.
  • 15. Различные стили семейного воспитания и их влияние на воспитание детей дошкольного возраста.
  • 16. История создания системы общественного дошкольного воспитания в Беларуси.
  • 17. Совершенствование общественного дошкольного воспитания в р. Беларусь на современном этапе.
  • 18. Структурная характеристика системы дошкольного образования в Республике Беларусь.
  • 19, Традиционные и перспективные типы дошкольных учреждений в Республике Беларусь.
  • 20. Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста.
  • 21. Социальная роль воспитателя в обществе.
  • 22. Специфика работы воспитателя, его профессиональные умения.
  • 23. Гуманистическая направленность деятельности воспитателя, его личностные качества.
  • 24. История создания и совершенствования программных документов по дошкольному воспитанию.
  • 25.Программа "Пралеска" - государственная национальная программа воспитания и обучения в детском саду.
  • 26. Белорусские вариативные программы воспитания и обучения дошкольников.
  • 27. Значение раннего возраста в формировании личности ребенка, особенности этого этапа.
  • 28. Организация жизни детей, впервые поступивших в дошкольное учреждение. Работа с родителями в этот период.
  • 29. Режим дня детей раннего возраста, методика проведения режимных процессов.
  • 31. Особенности воспитания и развития детей второго года жизни.
  • 32. Интеллектуально-познавательное воспитание детей дошкольного возраста.
  • 34. Принципы обучения детей дошкольного возраста.
  • 35. Методы и приемы обучения дошкольников.
  • 3Б. Формы организации обучения дошкольников.
  • 37.Анализ систем сенсорного воспитания дошкольников в истории дошкольной педагогики.
  • 38. Задачи и содержание сенсорного воспитания в детском саду.
  • 39. Условия и методика сенсорного воспитания дошкольников.
  • 40. Значение и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.
  • 41. Воспитание у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни.
  • 42. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (понятие, задачи, принципы).
  • 43. Методы социально-нравственного воспитания дошкольников.
  • 44. Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте.
  • 45. Формирование у дошкольников основ безопасного поведения.
  • 46. Воспитание коллективизма у детей дошкольного возраста.
  • 47. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
  • 48. Воспитание у дошкольников уважения к людям других национальностей.
  • 49. Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста (цель, задачи, своеобразие).
  • 50. Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
  • 51. Виды и содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах детского сада.
  • 52. Воспитание hpabctbeHho-lзолевых качеств у дошкольников.
  • 53. Половое воспитание детей дошкольного возраста.
  • 54. Эстетическое воспитание дошкольников.
  • 55. Теоретические основы игры дошкольников.
  • 5Б. Сюжетно-ролевая игра дошкольника.
  • 55. Режиссерская игра дошкольника.
  • 56. Театрализованные игры дошкольников.
  • 59. Роль дидактических игр в развитии дошкольников. Структура дидактической игры.
  • 60. Виды дидактических игр. Руководство ими в разных возрастных группах детского сада.
  • 6L.Значение игрушек в жизни ребенка, их классификация, требования к ним.
  • 66. Содержание, формы и методы работы детского сада с семьей.
  • 67. Преемственность в работе детского сада и школы.
  • 3 2 . Основные понятия дошкольной педагогики.

    ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению всей совокупности общественного опыта.

    РАЗВИТИЕ - процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретенных свойств индивида.

    ОБУЧЕНИЕ - двусторонний процесс передачи и усвоения знаний, навыков, умений, развития познавательной активности детей.

    ФОРМИРОВАНИЕ - процесс развития личности под влиянием внешних воздействий: воспитания, обучения, социальной среды в целом.

    4. История развития дошкольной педагогики как науки за рубежом (я.А.Коменский, и.Г.Песталоцци, р.Оуэн, ж.-ж.Руссо, ф.Фребель, м.Монтессори).

    Возникновение дошкольной педагогики как науки относится к веку, когда чешский педагог ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (1592-1670 г.г.) создал первую систему дошкольного воспитания. В своих трудах Я.А.Коменский изложил прогрессивные идеи о развитии и воспитании ребенка:

    Указал на необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;

    Разработал возрастную периодизацию, включающую четыре возрастных периода: детство, отрочество, юность, возмужалость. Каждому периоду, охватывающему шесть лет, соответствует определенная школе.

    Для детей от рождения до б лет предназначается "материнская школа"

    Выдвинул идею природособразности воспитания;

    Созданное им пособие "Видимый мир в картинках" положило начало наглядному ознакомлению детей с предметами и явлениями окружающей жизни; ,

    Обосновал необходимость широкого использования наглядных методов в воспитательно-образовательной работе с детьми;

    Важной задачей воспитания детей до б лет считал развитие органов чувств, речи и представлений об окружающем;

    Предложил программу знаний, подготавливающую ребенка к систематическому обучению в школе, которая содержала начатки знаний из всех областей наук. Знания и навыки располагались по принципу последовательного перехода от простого к сложному, от легкого к трудному;

    швейцарский педагог ГЕНРИХ ПЕСТАЛОЦЦИ (1746-1827 г.г.) придавал важное значение дошкольному воспитанию,

    Основной задачей воспитания считал формирование нравственного облика ребенка, отвергая нравоучения как средство нравственного воспитания, стремился развить у детей любовь прежде всего к матери, затем к сверстникам и взрослым, воспитать чувство долга, справедливости путем упражнения и нравственных поступков;

    Выдвинул идею соединения производительного труда с обучением;

    Разработал идею элементарного обучения, согласно которой в основе всякого знания лежат основные элементы: форма, число и счет. Первоначальное обучение должно основываться на этих элементах;

    Уделял большое внимание разработке задач, содержания и методов дошкольного воспитания ребенка в семье;

    В умственном воспитании на первое место выдвигал развитие мышления, умственных способностей, упорядочивание представлений;

    Создал "Книгу матерей", где он писал о том, что мать, как основная воспитательница, должна развивать физические силы ребенка с раннего возраста, прививать ему трудовые навыки, вести его к познанию окружающего мира, воспитывать любовь к людям.

    Во второй половине XIX века немецким педагогом ФРИДРИХОМ ФРЕБЕЛЕМ (1782-1852 г.г.) была создана система воспитания маленьких детей, имевшая большое значение для развития теории и практики дошкольного воспитания во всем мире. По его мнению, в основе всего существующего лежит бог, единое божественное начало, а человек - маленькое существо, носящее в себе частицу божества. Назначение человека - выявить заложенное в нем божественное начало. Воспитание должно способствовать творческому самораскрытию личности и заложенных в ребенке инстинктов и способностей, а не определять их. Основой воспитания ребенка в детском саду Фребель считал игру, через которую выявляется заложенное в ребенке божественное начало, рассматривал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения. Для развития ребенка в раннем возрасте он предложил шесть"даров". Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Недостатком этих даров является надуманное символическое обоснование, сухость,

    абстрактность. Большой заслугой немецкого педагога явилось введенное им разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами- строительным материалом, подвижные игры, лепка, плетение из бумаги и т.д.

    МАРИЯ МОНТЕССОРИ (1870-1952 г.г.) - итальянский педагог, теоретик дошкольного воспитания, в книге "Дом ребенка. Метод научной педагогики" изложила свою систему дошкольного воспитания.

    Ее прогрессивные идеи:

    Впервые ввела ежемесячные антропометрические измерения;

    Для обеспечения детям условий свободной самостоятельной деятельности произвела реформу в привычном оборудовании здания и комнат детского сада: парты заменены легкой, по росту детей мебелью, внесено гигиеническое и трудовое оборудование;

    Определив воспитателю пассивную роль и возложив функцию активности на свой дид.материал, Монтессори вместе с тем требовала вооружения воспитателей методом наблюдения, развития в них интереса к проявлениям детей;

    Наряду с основной формой воспитания и обучения детей- самостоятельными занятиями- предлагала применять разработанную форму - индивидуальный урок, построив его на педагогически рациональных принципах (сжатость, простота, объективность

    Создала дидактический материал, направленный на упражнения осязательно-мышечного чувства.

    Можно выделить и негативные стороны в теории Монтессори:

    Строго разграничивала работу и игры и не использовала игру в процессе обучения;

    Детской творческой игре не придавала положительного значения, что делает ее теорию односторонней, а педагогический процесс не удовлетворяющим естественных потребностей маленьких детей;

    Исключила из своей теории рассмотрение вопросов развития связной детской речи, приобщения детей к художественному творчеству народа, литературным произведениям;

    Считала, что от 3 до 6 лет возраст не приобретения знаний, а период формального упражнения всех сторон психической активности, которые стимулируются сенсорной сферой.

    Роберт Оуэн организовал первые дошкольные учреждения для детей рабочих, где воспитывал их в духе коллективизма, прививал им трудовые навыки, учитывая их интересы и используя в работе с ними игры и развлечения как важнейший воспитательный фактор.

    Мы рассмотрели наиболее прогрессивные и известные во всем мире педагогические теории, которые составляют основу дошкольной педагогики

    ГОУ СПО (ССУЗ) « Челябинский государственный педагогический колледж № 2»

    Дошкольная педагогика

    Тестовые задания для промежуточной аттестации студентов

    Составлен: Проняевой С.В.,

    преподавателем дошкольной педагогики

    Введение

    В современных условиях развития российского общества считается, что одной из важных тенденций реформирования образовательной системы стало введение в действие государственного образовательного стандарта.

    Государственный образовательный стандарт призван решить широкий круг задач, таких как обеспечение высокого уровня профессионального образования и качества подготовки специалистов; обеспечение академической свободы образовательного учреждения в формировании гибкого и вариативного содержания образования и организации образовательного процесса; обеспечение единства содержания образования и соблюдения норм и требований к организации образовательного процесса на всем образовательном пространстве России; обеспечение контроля за результативностью системы ПО и качеством образования в ней.

    Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о степени усвоения студентами учебного материала, о практическом применении ими знаний. Необходимость контроля обучения и оценки знаний диктуется обязательным выполнением следующей цепочки: цель обучения - процесс обучения – результат - новая цель. Важнейшим компонентом технологии обучения является тест как инструмент измерения уровня знаний, без которого нельзя выявить исполнения стандарта, но и оптимально управлять учебным процессом, без чего нельзя добиться качественного усвоения стандарта.

    Курс дошкольной педагогики является одним из ведущих в профессиональном образовании педагогов, его изучение занимает достаточно большой объем времени, что требует разнообразных видов и форм контроля. Тестовый контроль не является единственной формой контроля, в представленном варианте претендует на оценку знаний по содержательным линиям образовательной программы и не затрагивает практических умений студентов.

    Данные материалы можно сертифицировать по следующим основаниям:

    Название учебной дисциплины : дошкольная педагогика

    Название образовательной программы : Дошкольная педагогика, 2005

    Цели создания : промежуточная аттестация

    Число заданий : 15

    Число вариантов : З, 4

    Время выполнения : 30 минут

    Вид и форма тестов : закрытые, с выбором ответов

    Оценка : 100% - 80% - оценка «5»

    81- 70% - оценка «4»

    71- 60% - оценка «3»

    «5» - студент знает программный материал, понимает и прочно усвоил его, на вопросы дает правильные, сознательные и уверенные ответы

    «4» - студент знает программный материал, хорошо понимает его, допускает незначительные ошибки

    «3» - студент обнаруживает знание основного программного материала, испытывает некоторые затруднения, преодолевает их с помощью педагога

    «2» - студент обнаруживает незнание большей части программного материала, отвечает неуверенно, допускает грубые ошибки

    Инструкция к применению : 1. Прочитайте внимательно вопрос, обратив внимание на конструкцию вопроса. 2. Укажите номер вопроса и варианты ответов на него 3. При желании можно ответить вначале на вопросы, ответы на которые не вызывают у вас затруднений, а затем на боле сложные вопросы

    Тест по дошкольной педагогике к теме « Воспитание – ведущая функция дошкольной педагогики»

    1.Воспитание детей дошкольного возраста – это :

    а) процесс приобщения к миру общечеловеческих ценностей

    б) процесс формирования моральных ценностей

    в) процесс взаимодействия взрослого с ребенком направленный на формирование личностных качеств ребенка в соответствии с общечеловеческими ценностями

    2. Из предложенных групп ценностных отношений выберите ту, в которой представлены общечеловеческие ценностные отношения :

    а) Отношение к семье, отношение к самому себе, отношение к Отечеству, отношение к культуре, отношения к искусству, отношение к религии

    б) отношение к национальной культуре, отношение к материальной культуре, отношение к историческим событиям своей страны, отношение к национальным героям, отношения к традициям своей семьи

    в) отношения к национальным праздникам, отношения к дням собственного рождения, отношение к родословной, отношение к православию, отношение к русской культуре

    3. Из ряда предложенных определений выберите то, которое на ваш взгляд наиболее полно раскрывает сущность процесса нравственного воспитания:

    а) Нравственное воспитание – воздействие воспитателя на воспитуемого с целью формирования у него моральных качеств личности

    б) Нравственное воспитание – педагогический процесс, направленный на содействие развитию нравственных свойств личности на основе усвоения общечеловеческих и национальных моральных ценностей

    в) Нравственное воспитание – организованное взаимодействие воспитателя и воспитуемых, направленное на формирование сознания, чувств и отношений

    4. Укажите исследователей проблем нравственного воспитания детей дошкольного возраста :

    а) Виноградова А.М.

    б) Запорожец А.В.

    в) Николаева С.Н.

    г) Нечаева В.Г.

    5. Выберите методы воспитания, направленные на формирование нравственного сознания:

    а) этическая беседа

    б) рассказ на этическую тему

    в) поощрение

    г) чтение художественной литературы

    6. Определите методы, которые не применяются в воспитании детей:

    а) внушение

    б) физическое наказание

    в) приучение к правилам общественного поведения

    7.Что входит в содержание дошкольного воспитания :

    а) физическое воспитание

    б) политехническое образование

    в) нравственное воспитание

    г) эстетическое воспитание

    8.Каково назначение идеальной цели воспитания:

    а) является ориентиром на возможности человека

    б) помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности

    в) является основой разработки задач в образовательных программах

    9. Определите закономерности воспитания детей дошкольного возраста:

    а) активность самого ребенка

    б) потребность ребенка в любви

    в) личность эффективно развивается в ситуации успеха

    в) соблюдение прав ребенка

    10.Назовите основные компоненты механизма нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

    а) знания и представления

    б) навыки и привычки

    в) нравственные качества

    г) чувства и отношения

    11.Средствами нравственного воспитания в детском саду являются:

    а) собственная деятельность детей

    б) окружающая ребенка обстановка

    в) природа

    г) средства массовой информации

    12. Назовите смысловые блоки, составляющие содержание нравственного воспитания:

    а) воспитание гуманности

    б) воспитание коллективизма

    в) воспитание патриотизма и гражданственности

    г) политическое воспитание

    а) воспитание коллективизма

    б) воспитание гуманности

    в) воспитание трудолюбия

    г) воспитание дисциплинированности

    14. Назовите условия эффективности применения методов воспитания:

    а) тактичность применения метода

    б) реальность метода

    в) гуманность применения метода

    г) изолированность методов

    15. Какие методы должны быть преобладающими в дошкольном возрасте:

    а) практические методы

    б) методы формирования сознания

    в) методы убеждения

    г) методы наказания

    Тест по дошкольной педагогике к теме « Ребенок и социум»

    1. Укажите программы социального развития детей :

    а) «Я – человек»

    б) «Я, ты, мы»

    в) « Открой себя»

    г) « Детство»

    2. Что входит в понятие «социальная действительность »?

    а) материальные объекты

    б) общественные явления

    в) все то, что окружает ребенка

    3.Выделите средства ознакомления с социальной действительностью:

    а) деятельность

    б) знания

    г) дидактические пособия

    4.Какая функция знаний характеризует приобщение ребенка к ценностям познания :

    а) регулятивная

    б) информативная

    в) эмоциогенная

    5. Какая из тенденций приобщения детей к социальной действительности не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста?

    а) необязательности знаний

    б) формального приобщения детей к социальной действительности

    в) перегруженности детей знаниями о социальной действительности

    6.В ходе какого процесса ребенок приобщается к сфере социальной действительности :

    а) социализации

    б) демократизации

    в) индивидуализации

    7.Какие методы приобщения к социальной действительности активизируют познавательную активность детей?

    а) сюрпризные моменты

    б) переключение на другую деятельность

    в) элементарный и причинный анализ

    8.Какие виды деятельности способствуют приобщению ребенка к социальной действительности в реальном плане?

    б) наблюдение

    в) бытовая деятельность

    9.Что является содержанием приобщения дошкольников к социальной действительности ?

    а) отношение к самому себе

    б) отношение к Родине

    в) отношение к людям разных национальностей

    г) ознакомление с пространственными и временными отношениями

    10. Какие разделы включены в программу С.А. Козловой « Я - человек»?

    а) Земля наш общий дом

    б) Что я знаю о себе

    в) Человек – творец

    г) Дружат дети всей Земли

    11. Какое понятие является стержневым в программе « Я – человек»?

    а) Человек

    б) Действительность

    в) Ребенок

    12. Какие нормативные документы лежат в основе социального развития ребенка ?

    а) Декларация прав ребенка

    б) Концепция дошкольного воспитания

    в) Положение о дошкольном учреждении

    13.Назовите исследователей проблем социального развития детей дошкольного возраста:

    а) А.В.Запорожец

    б) Е.В.Рылеева

    в) С.А. Козлова

    14.Назовите показатели социального развития ребенка:

    а) уровень овладения навыками самообслуживания

    б) социальная адаптация

    в) социальный статус

    г) уровень знаний

    15.Результатом социального развития ребенка дошкольного возраста является :

    а) социализация

    б) индивидуализация

    в) социализация-индивидуализация

    Тест по дошкольной педагогике к теме « Воспитание здорового ребенка »

    1.Определите наиболее точное определение понятия «физическая культура»:

    а) это часть общей культуры народа

    б) это совокупность материальных и духовных ценностей общества, которые накоплены, создаются и используются для физического совершенствования людей

    в) система физических упражнений

    г) учебная дисциплина в образовательных учреждениях

    а) методы и приемы физического воспитания

    б) подвижные игры

    в) режим дня в детском саду

    г) упражнения в основных движениях

    3.Какие средства физического воспитания используются для решения оздоровительных задач:

    а) рациональный режим

    б) полноценное питание

    в) социально-бытовые факторы

    г) художественные средства

    4. Какие средства физического воспитания используются для решения образовательных задач:

    а) пример взрослого человека

    б) оздоровительные силы природы

    в) художественные средства

    г) собственная деятельность

    5. Какие средства физического воспитания используются для решения воспитательных задач:

    а) разнообразная деятельность детей

    в) физические упражнения

    г) художественная литература

    6.Какие группы задач выделяются в системе физического воспитания:

    а) воспитательные

    б) развивающие

    в) оздоровительные

    г) образовательные

    7. Назовите исследователей теории физического воспитания:

    а) П.Ф. Лесгафт

    б) Г.В.Хухлаева

    в) Т. И. Осокина

    г) С.А Козлова

    8.Какие задачи относятся к группе образовательных задач физического воспитания:

    а) формирование навыков выполнения основных движений

    б) охрана и укрепление здоровья

    в) формирование представлений о своем организме и здоровье

    г) воспитание воли, смелости, дисциплинированности

    9.Какие группы культурно-гигиенических навыков входят в содержание воспитания дошкольников:

    а) навыки управления собственным поведением, дисциплинированность

    б) навыки поддержания порядка в окружающей обстановке

    в) навыки культуры питания

    г) навыки поддержания чистоты тела

    10. Какие навыки входят в группу навыков культуры еды :

    а) правильно пережевывать пищу, пользоваться салфеткой

    б) правильно держать ложку, вилку, хлеб

    в) благодарить за прием пищи

    г) пропускать вперед маленьких детей, девочек

    11.Выберите принципы формирования культурно-гигиенических навыков :

    а) наличие алгоритмизации выполнения процедур

    б) создание условий для самостоятельности ребенка

    в) пример взрослого

    г) создание ситуаций наглядно демонстрирующих эффект бытовых процедур

    12.Назовите методы формирования культурно-гигиенических навыков в детском саду:

    а) упражнение

    б) художественное слово

    в) игровые приемы

    г) эксперимент

    13.Назовите основные компоненты образовательного процесса, которые входят в содержание первой половины дня :

    а) утренний прием

    б) прогулка

    в) полдник

    г) занятия

    14.Определите причину распределения содержания деятельности детей на прогулке по этапам:

    а) необходимость чередования спокойной деятельности и двигательной активности

    б) алгоритмизация режимного процесса

    в) соблюдение дисциплины

    г) требования родителей

    15.Какие компоненты входят в содержание прогулки :

    а) наблюдения

    б) подвижные игры

    в) спортивные развлечения

    г) дежурства

    Тест по дошкольной педагогике к теме «Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой»

    1. Преемственность между детским садом и школой это :

    а) одна из форм связи между образовательными учреждениями

    б) совокупность образовательных программ

    в) управленческая структура

    2.Выберите содержательные компоненты преемственности :

    а) педоцентрический

    б) коммуникативный

    в) информационно-просветительский

    3.Выберите виды готовности к обучению в школе :

    а) мотивационная

    б) практическая

    в) интеллектуальная

    4.Выберите компоненты мотивационной готовности к школе :

    а) интерес к школе

    б) умение сотрудничать

    в) желание учиться

    5.Укажите тесты, которые входят в диагностику готовности к обучению в школе :

    а) тест Керна-Йирасека

    б) графический тест

    в) методика «Секрет»

    6.Назовите основания преемственности между детским садом и школой :

    а) развитие любознательности

    б) развитие коммуникативности

    в) обучение письму и счету

    7. Назовите варианты взаимодействия между детским садом и школой :

    а) детский сад-школа

    б) предшкола

    в) начальные классы располагаются в детском саду

    8.Выберите аспекты взаимодействия между детским садом и школой:

    а) методический

    б) информационно-просветительский

    в) коммуникативный

    а) взаимопосещения образовательных учреждений со стороны педагогов

    б) педсоветы

    в) родительские собрания

    10.Компоненты интеллектуальной готовности к школе это :

    а) знания о школе

    б) желание учиться

    в) познавательные психические процессы

    11.Назовите исследователей проблем готовности к обучению в школе :

    а) Л.А.Венгер

    б) С.Л.Новоселова

    в) В.А.Петровский

    12.Назовите основной вид деятельности дошкольника :

    а) учебная деятельность

    б) игровая деятельность

    в) трудовая деятельность

    13.Назовите основной вид деятельности младшего школьника :

    а) учебная

    б) учебно-познавательная

    в) продуктивная

    14.Что представляет собой специальная подготовка детей к школе:

    а) физическая подготовка

    б) подготовка по основным образовательным областям(математика, окружающий мир)

    в) психологическая подготовка

    15.Чем регулируются отношения между детским садом и школой:

    а) специальным договором о взаимодействии между детским садом и школой

    б) планом совместной работы

    в) образовательной программой

    Тест по теме «Игровая деятельность дошкольника»

    1.Дополните фразу: «Основные компоненты игры как деятельности»:

    в) результат

    г) действия

    д) воображаемая ситуация

    2. Творческие игры это :

    а) игры-драматизации

    б) игры-забавы

    в) сюжетно-ролевые

    г)подвижные

    д) музыкальные

    ж) дидактические

    3. Основа игр с правилами:

    а) свод формализованных правил

    б) воображаемая ситуация

    в) набор игровых действий

    г) выигрыш

    4. Игры с правилами :

    а) шахматы

    в)»магазин»

    г) дочки-матери

    д) парные картинки

    5. Тип отношений играющих в играх с правилами :

    а) дружеские взаимоотношения

    б) сопричастности

    в) состязания и соперничества

    г) сотрудничество

    д) соперничество

    6. Конечный результат в творческих играх :

    а) его нет

    б) реализация игрового замысла

    в) выигрыш

    г) творческое воссоздание действий

    д) победа

    е) установление дружеских взаимоотношений

    7. Основная цель творческих игр :

    а) насладиться процессом

    б) реализация замысла

    в) принять роль

    г) действия с предметами

    д) организация досуга

    8. Основные игровые средства:

    А) игрушки

    Б) воображаемые предметы

    В) предметы-заместители

    Д) игровые действия

    9.Основные компоненты сюжетно-ролевых игр :

    а) дидактическая задача

    б) игровая задача

    в) воображаемая ситуация

    д) игровые действия

    е) правила

    10. Характерные особенности сюжетно-ролевых игр старших дошкольников :

    а) цепочка из 1-2 действий

    б) роли не осознаются

    в) воображаемая ситуация удерживается взрослым

    11. Выделите верное утверждение :

    а) «игра дитя труда»

    б) игра социальна по содержанию

    в) игра социальна по происхождению

    г) «труд дитя игры»

    д) игра имеет биологическое происхождение

    12. Назовите исследователей технологий сюжетно-ролевых игр :

    а) А.П. Усова

    б) Д.Б. Менджерицкая

    в) Л.С.Выготский

    г) С.Л. Новоселова

    д) Н.А. Короткова

    е) А.Н. Леонтьева

    13.Назовите основные компоненты дидактических игр :

    а) воображаемая ситуация

    б) дидактическая задача

    в) игровые взаимоотношения

    г) правила

    е) игровые действия

    14. Определите зависимость от игрушки игровой деятельности старшего дошкольника :

    а) ребенок сначала определяет игру, затем игрушку

    б) ребенок сначала выбирает игрушку, потом игру

    в) игра не зависит от игрушки

    г) игра может протекать без игрушки

    д) игрушка – материальная основа игры

    15. Какие потребности удовлетворяются в игре:

    а) потребность в движении

    б) потребность в общении

    в) потребность в действиях с предметами

    г) биологические потребности

    д) потребность в познании окружающего мира

    16. Какие игрушки обеспечивают развитие творчества ребенка?

    а) игровые модули

    б) предметы-заместители

    в) предметы и пособия

    г) наборы тематических игрушек

    д) дидактические игрушки

    17. Выделите основные компоненты технологии руководства сюжетно-ролевыми играми С.Л. Новоселовой:

    а) минимальное число игрушек

    б) обучающие игры

    в) игра «телефон»

    г) активизирующее общение взрослого с ребенком

    д) предметно-игровая среда

    е) игры-придумывания

    ж) ознакомление с окружающим

    18. Выделите парадоксы игры, выделенные Л.С. Выготским :

    а) игра-школа воли

    б) игра-школа морали

    в) противоречие между желаниями и возможностями

    г) игровые и реальные отношения

    д) необходимость руководства творческой деятельности

    е) воображаемая ситуация все время развивается

    Тема: Система дошкольного образования

    1.Какие ступени обучения объединяет образовательная система?

    а) дошкольное

    б) послешкольное

    в) дополнительное образование

    г) самостоятельное

    2. Какие учреждения относятся к образовательным?

    а) учреждения дополнительного образования

    б) дошкольные

    в) исправительные

    г) профессиональные

    3.Какой документ определяет специфику деятельности учреждения и является основанием для разработки устава образовательного учреждения?

    а) Закон РФ об образовании

    б) Типовое положение об образовательном учреждении

    в) Образовательная программа

    г) Концепция дошкольного воспитания

    4.Определите виды дошкольных учреждений:

    а) детский сад

    б) детский дом

    в) детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий

    г) центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей

    5.Какие компоненты входят в понятие «система образования»?

    а) совокупность образовательных учреждений

    б) система органов управления образованием

    в) совокупность системы образовательных программ

    г) совокупность государственных образовательных стандартов

    6.Какие процедуры составляют систему правовых основ повышения качества дошкольного образования?

    а) аттестация

    б) лицензирование

    в) рецензирование программ

    г) аккредитация

    7.Процедура лицензирования дошкольного учреждения предоставляет право :

    а) на педагогическую деятельность

    б) на открытие детского сада

    в) на прием детей в детский сад

    г) на финансирование

    8. Процедура аккредитации детского сада предоставляет право:

    а) на финансирование

    б) на открытие детского сада

    в) на защиту прав и достоинств ребенка

    г) на гарантии родителя в воспитании детей

    9.Что является предметом экспертизы во время процедуры лицензирования дошкольного учреждения?

    а) оборудование педагогического процесса

    б) кадровое обеспечение

    в) программное обеспечение

    г) условия пребывания детей в детском саду

    10.В каком случае дошкольное учреждение получает повышенное финансирование?

    а) если аттестовано на категорию (вторую, первую)

    б) если соответствует санитарным требованиям

    в) если отвечает запросам родителей

    г) если обеспечивает сохранность жизни и здоровья детей

    11. В каком случае дошкольное учреждение приобретает статус «Центра развития»?

    а) если образовательные услуги превышаю требования Госстандарта по всем направлениям

    б) если образовательные услуги превышаю требования Госстандарта по одному направлению

    в) если учреждение отвечает запросам родителей

    г) если получает бюджетное финансирование в увеличенном объеме

    12. Кто принимает участие в проведении процедуры аттестации дошкольного учреждения?

    а ) педагогический коллектив детского сада

    б) родители

    в) специальная комиссия

    г) общественные организации

    13.Относятся ли принципы государственной политики в области образования к системе дошкольного образования?

    в) частично

    г) корректируются с учетом специфики детского сада

    14. Назовите направления развития системы дошкольного образования:

    а) развитие теории и практики дошкольного образования

    б) развитие сети дошкольных образовательных учреждений

    в) развитие материальной базы дошкольных учреждений

    г) подготовка кадров

    15.Каким образом реализуется национально-региональный компонент в содержании дошкольного образования?

    а) обновления содержания традициями, культурой той местности, где проживает ребенок

    б) разделения детей по национальному составу внутри дошкольного учреждения

    в) изучения интересов родителей

    г) обновления технологий воспитания ребенка

    Тест по дошкольной педагогике

    Тема: Обучение детей дошкольного возраста

    1. Выберите правильный ответ:

    а) метод обучения – это способ познавательной деятельности взрослого и ребенка

    б) метод обучения – это система способов работы воспитателя и детей с целью приобретения детьми знаний, умений и навыков, развития познавательных способностей

    в) метод обучения – это прием взаимодействия с ребенком по поводу приобретения познавательной информации

    2. Какие из перечисленных методов являются наглядными?

    а) беседа

    б) наблюдение

    в) показ способов действия

    3. Что из перечисленного является формой организации обучения?

    а) занятия

    б) экскурсия

    в) рассматривание картины

    4.Игровые методы относятся к группе:

    а) практических

    б) наглядных

    в) словесных

    5.Какие из перечисленных не относятся к словесным методам обучения ?

    а) беседа

    б) показ образца

    в) рассказ по картине

    6.Выделите модели обучения дошкольников :

    а) развивающая

    б) активизирующая

    в) личностно-ориентированная

    7.Кто из педагогов занимался вопросами дошкольного обучения?

    а) А.С.Макаренко

    б) А.П.Усова

    в) Н.Н.Поддъяков

    8. Что является основной формой обучения в детском саду?

    а) занятия

    б) кружок

    в) самостоятельная деятельность

    9.Выберите наиболее полный ответ:

    а) обучение – это процесс передачи знаний, умений и навыков

    б) обучение – это способ приобретения познавательной информации

    в) обучение – это процесс взаимодействия педагога с детьми с целью приобретения знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности

    10. Назовите основные компоненты процесса обучения:

    в) способ

    г) форма организации

    11.Целью обучения в дошкольном возрасте является :

    а) передача знаний, умений, навыков

    б) обучение способам познания, переживания и преобразования окружающей действительности

    в) передача опыта деятельности

    12.Какой дидактический принцип обучения Я.А. Коменский назвал «золотым правилом дидактики» в дошкольном возрасте?

    а) систематичности

    б) наглядности

    в) доступности

    13.Целью какого процесса является передача способов и средств познания окружающей действительности?

    а) обучения

    б) воспитания

    в) образования

    14. Назовите компоненты процесса обучения:

    а) научение

    б) учение

    в) преподавание

    г) деятельность

    15.Что включается в структуру учебной деятельности:

    а) учебная задача

    б) учебные действия

    в) контроль и оценка

    г) практические навыки

    Тест по теме « Дошкольная педагогика как наука»

    1. Укажите наиболее точные понятия «дошкольная педагогика»:

    1. Дошкольная педагогика – это наука об обучении детей дошкольного возраста.

    2. Дошкольная педагогика – это наука о воспитании детей от рождения до поступления в школу.

    3. Дошкольная педагогика – это наука об образовании и развитии детей дошкольного возраста.

    4. Дошкольная педагогика – это искусство воспитания, обучения детей дошкольного возраста.

    5. Правильного ответа нет.

    6. Не знаю

    2.Укажите наиболее точное определение понятия «обучения »:

    1. Обучение – это целенаправленный, планомерный процесс передачи учащимся знаний, умений, навыков.

    2. Обучение – это процесс взаимосвязанной, последовательно изменяющейся деятельности воспитателя и ребенка, направленный на формирование знаний, умений, навыков, всестороннее развитие ребенка.

    3. Обучение – это процесс активного, целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучающимися, в результате которого у обучающихся формируются знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, личностные качества.

    4. Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и ребенка, в ходе которого осуществляется образование, разностороннее развитие личности.

    5. Правильного ответа нет.

    3.Укажите наиболее точные значения понятия « педагогика»:

    1. Педагогика – область практической деятельности

    2. Педагогика – искусство воспитания

    3. Педагогика – область научного знания, наука

    4. Педагогика – наука и искусство

    5. Правильного ответа нет.

    4.В какое время педагогика стала оформляться как отрасль теоретического знания:

    1. в 17 веке

    2. в 18 веке

    3. в 20 веке

    4. в 1148 году

    5. Правильного ответа нет.

    5.С чьим именем связано становление научной педагогики :

    1. Ж.Ж. Руссо

    2. Я.А. Коменский

    3. К.Д. Ушинский

    4. И.Г. Песталоцци

    5. Не знаю

    6.Выделите источники педагогики как науки :

    1. Литература

    2. Искусство

    3.. Религия

    4. Народная педагогика

    5. Педагогическая практика

    7.Выделите отрасли современной педагогики :

    1Философия

    2. Дошкольная педагогика

    3. Психология

    4. История педагогики

    5. Педагогика школы

    8.Какая отрасль педагогики изучает теоретические основы воспитания детей с нарушениями в развитии:

    1. Частные методики

    2. Коррекционная педагогика

    3. Возрастная педагогика

    4. История педагогики

    5.. Правильного ответа нет.

    9.Связь педагогики с какими науками наиболее существенна:

    1. Философия

    2. Психология

    3. Анатомия и физиология

    4. Информатика

    5. Математика

    10.Укажите методы педагогического исследования :

    1. Наблюдение

    2. Изучение теоретических источников

    3. Анкетирование

    4. Лабораторный эксперимент

    5. Не знаю

    11.Укажите характеристики процесса воспитания :

    2. Воспитание – общественное явление

    3. Воспитание – историческое явление

    4. Воспитание – постоянно меняющееся явление

    5. Воспитание - функция педагога

    12.К разряду основных педагогических понятий относятся:

    1. Личность

    2. Образование

    3. Деятельность

    5. Педагогический процесс

    13. Укажите, что является предметом дошкольной педагогики как науки :

    1. Ребенок

    2. Закономерности развития ребенка

    3. Закономерности воспитания ребенка

    4. Взаимодействие педагога с ребенком

    5. Задачи педагогики

    14.В какой книге впервые была представлена система дошкольного воспитания :

    1. «Великая дидактика» Я.А. Коменский

    2. « Материнская школа» Я.А. Коменский

    3. «Здравствуйте, дети» Ш.А. Амонашвили

    4. «Рождение гражданина» В.А. Сухомлинский

    5. « Поучение детям» В. Мономах

    15. Свободный ответ. Обоснуйте, как вы понимаете слова великих педагогов :

    1.Ш.А. Амонашвили: « Действительно гуманная педагогика - это та, которая в состоянии приобщить ребенка к процессу созидания самого себя»

    2. К.Д. Ушинский: « В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности».

    3. К..Д. Ушинский: « Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях».

    4. В.А. Сухомлинский: « Истинное воспитание совершается только тогда, когда есть самовоспитание»

    Тест по дошкольной педагогике « Трудовое воспитание детей дошкольного возраста »

    1.Выберите наиболее полное определение трудового воспитания :

    а) взаимодействие педагога и ребенка с целью формирования положительного отношения к труду и психических качеств, необходимых для трудовой деятельности

    б) способ привлечения дошкольника к труду

    в) целенаправленное воздействие на ребенка с целью формирования положительного отношения к труду

    г) взаимодействие взрослого с ребенком по формированию способности к труду

    2. Назовите исследователей проблем трудового воспитания дошкольников :

    а) М.В. Крулехт

    б) Д.В. Сергеева

    в) С.Л.Новоселова

    г) М.И. Лисина

    3. Выберите виды труда дошкольников :

    а) производительный труд

    б) хозяйственно-бытовой

    в) ручной

    а) Л.С. Выготский

    б) М.В. Крулехт

    в) Д.Б. Эльконин

    г) А.В. Запорожец

    5. Выберите способы организации коллективного труда дошкольников :

    а) индивидуальный

    б) труд рядом

    в) совместный труд

    г) общий труд

    6. Выберите формы организации труда дошкольников :

    а) самообслуживание

    б) трудовое поручение

    в) дежурство

    г) совместный со взрослым труд

    7.Определите компоненты труда как деятельности :

    б) результат

    г) способ

    8. Назовите принципы трудового воспитания детей дошкольного возраста :

    а) принцип добровольности участия

    б) принцип наглядности

    в) принцип диалогового общения

    г) принцип гуманизации

    9. Определите специфические особенности дежурств :

    а) всегда идут от взрослого

    б) являются обязанностью

    в) это труд для других

    г) являются добровольными

    10. Какие компоненты отражают способность детей к трудовой деятельности :

    а) овладение системой знаний

    б) желание трудиться

    в) наличие обобщенных трудовых умений

    г) наличие специальных трудовых умений

    11.Назовите средства трудового воспитания дошкольников:

    а) трудовое обучение

    б) самостоятельная трудовая деятельность

    в) ознакомление с трудом взрослых

    г) пословицы и поговорки о труде

    12.Отметьте специфические особенности хозяйственно-бытового труда :

    а) имеет цикличность

    б) сопровождает любую деятельность

    в) используется только в младшем дошкольном возрасте

    г) цель отдалена во времени

    13.Какие формы организации трудового воспитания характерны для детей младшего дошкольного возраста :

    а) совместный со взрослым труд

    б) самообслуживание

    в) самостоятельная трудовая деятельность

    г) длительные поручения

    14.Какие виды труда характеры для детей старшего дошкольного возраста:

    а) коллективный труд

    б) ручной труд

    в) труд в природе

    г) индивидуальный труд

    15.В чем отличия трудовой деятельности от игры :

    а) деятельность процессуальная

    б) деятельность результативная

    в) деятельность, осуществляемая в воображаемом плане

    г) деятельность реалистическая

    Ответы на тестовые задания:

    «Воспитание- ведущая функция дошкольной педагогики»

    1. в 2. б 3. б 4. а в 5. а б г 6. б 7. а в г 8. а 9. а б в10. а б г11. а б в 12. а б в13 . б 14. а б в 15. а б в

    « Ребенок и социум

    1. а б в 2. б 3. а б 4. б 5. а б в 6. а 7. а 8. б в 9. а б в10. а б в11. а 12. а б 13. б в 14. а в г15. в

    Воспитание здорового ребенка »

    1 2 . б в г 3 . а б в 4 .а в г 5 .а б 6 . а в г 7 . а б в 8. в 9 . б в г 10 .а б в 11 . а б г 12. а б в 13 . а б г 14. а 15 . а б в

    Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой

    1. а 2. а б 3. а в 4. а в 5. а б 6. а б 7. а в 8. а б 9. а б 10. а в 11 . а в 12. б 13. а 14. б 15. а б

    «Игровая деятельность дошкольника

    1. а б в г 2. а в 3. а 4. а в д 5. в 6 а 7. а 8. а б в 9. в г д 10. г 11. а б в 12. б г д 13. б в г 14. а 15. а б в д 16. а б 17. а г д ж 18. а б г д

    Система дошкольного образования

    1. а в 2. а б г 3. б 4. а в г 5. а б в 6. а б г 7. а 8. а г 9. а б г 10. а 11 . а 12 . а в 13. а 14. а б в г15

    Обучение детей дошкольного возраста

    1. б 2. б в 3. а б 4. а 5 . б 6. а б 7. б в 8. а 9. в 10. а б 11. б 12. б 13. а 14. б в 15. а б в

    Дошкольная педагогика как наука

    1. 2 3 2 . 3 3. 3 4. 1 5. 2 6. 3 4 5 7. 2 4 5 8. 9. 1 2 3 10. 1 2 3 11. 1 2 3 12. 2 4 5 13. 3 14. 2 15 .

    « Трудовое воспитание детей дошкольного возраста »

    1. а 2 . а,б 3 . б,в 4 . б 5 . б, в,г 6. б в г 7 . а,б,г 8 . а,в,г 9 .б,в 10 . а,в,г 11 . а,б,в 12 . а, б 13. а 14. б,в 15 . б,г