Терренкур

Овчарова Н.Б., воспитатель

МАДОУ «Детский сад комбинированного

вида № 37 «Ягодка»

Уже во второй половине ХХ века врачи стали рекомендовать пациентам ходьбу по гористой местности в лечебных целях. Тогда в обиход прочно вошёл термин «терренкур». Первый российский маршрут был проложен около восьмидесяти лет назад в городе Кисловодске. Сейчас он считается одним из лучших в стране .

Терренкур – лечебная ходьба. Терренкуром называют особую методику лечения, которая в основном применяется в лечебно-оздоровительных санаториях. В ее основе лежат пешие прогулки, подъемы и спуски в холмистой местности по специальным маршрутам. Она заключается в дозированных восхождениях в гору под углом от 3 до 20 градусов. Ходьба терренкур проводится на свежем воздухе, что закаливает организм, повышает физическую выносливость и нормализует психоэмоциональную деятельность. При этом человеческий организм получает дозированную физическую нагрузку, что способствует развитию выносливости, улучшению работы сердечнососудистой системы и других органов. Как правило, терренкур должен назначаться лечащим врачом и проводиться под наблюдением.

Общие правила ходьбы

1. Ходьбой лучше заниматься в предвечернее время или утром. В солнечную погоду не помешает головной убор.

2. Новичкам стоит начинать с 500 метров в самом медленном темпе и на каждые 100 метров делать перерывы.

3. Для самоконтроля каждые 5 дней нужно подсчитывать пульс в начале маршрута, в конце и спустя 5 минут сидячего отдыха. После перерыва сердцебиение должно вернуться к обычному показателю.

4. Появление в конце маршрута лёгкой усталости – признак правильной тренировки. Заметное переутомление говорит о неправильно выбранном ритме или слишком большой дистанции.

5. Что касается детей, то терренкур в детском саду нежелателен. Малыши будут от него сильно утомляться. А вот ребятам школьного возраста он очень даже полезен.

Поэтому, в чистом его виде, проводить терренкур с детьми дошкольного возраста не рекомендуется. Дошкольникам лучше предложить образовательные терренкуры.

Образовательные терренкуры – это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследователькой деятельности, экологических и оздоровительных троп.

Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей. Территория дошкольного образовательного учреждения, по которой проложено несколько маршрутов для пешеходных прогулок (терренкуров) представляет собой озелененную территорию с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями, предназначенная для игр, развлечений, физкультуры и культурно-просветительских занятий детей дошкольного возраста.

Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одного Центра (или Дома) дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, исследования, занимаются математикой, составляют устные рассказы, изучают свойства растений, следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные и асфальтовые игры. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды территории в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Содержание пеших прогулок зависит от выбранной тематики, времени года и погоды.

Целесообразно использовать для оздоровления детей всю территорию детского сада.

Примерный оздоровительный маршрут для детей старшего дошкольного возраста (теплый сезон).

Мастер класс

Ребята, сегодня мы с вами на прогулке окунёмся в мир природы, впустим её в своё сердце, ощутим себя её частичкою.

1.Остановка «Звуки природы».

Цель: уметь определить на слух знакомые звуки (пение птиц, шелест листьев, треск веток, хвороста, жужжание насекомых).

Задание: закрыть глаза и прислушаться. Какие звуки природы вы услышали?

Воспитатель. Молодцы, вы умеете слушать звуки природы. С чем их можно сравнить? (С музыкой).

2. Маршрут «Тропинка насекомых». Цель: упражняться в ходьбе в среднем темпе с сохранением правильной осанки, координации движений во время прыжков.

Задание: «Гусеница» отгадайте загадку:

Без рук, без ног, на брюхе ползет и листочки жуёт; а как передвигается гусеница? (пройти зигзагом)

«Муравьи» (на полусогнутых).

На вид, конечно, мелковаты,
Но все, что можно, тащат в дом.
Ребята наши - муравьята,
Вся жизнь их связана с трудом.

«Кузнечики» (по переменные прыжки с ноги на ногу).

Я кузнечик-озорник!

Прыгать с детства я привык.

Мне поставил тренер пять,

Значит повод поскакать.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

"Построй муравейник" - построить из травинок муравейник.

3. Остановка «Сад фей» (клумба с фигуркой эльфа) Цель: обогащать словарный запас детей; развивать фантазию, речь, умение придумывать сюжет и развивать его.

4. Маршрут «Разноцветные следы» (круги нарисованы мелками в хаотичном порядке). Цель: закреплять знание цветовых оттенков, умение ориентироваться в пространстве.

Задание: дети выбирают карточки, какого цвета карточка, по кругам того цвета они и скачут.

5. Остановка «Невидимый замок». Цель: закрепить свойства воды (испарение); учить сотрудничеству; вызывать эмоциональное наслаждение от результатов работы.

Задание: дети рисуют «Замок фей» на асфальте водой используя различные кисти, валик.

6. Остановка « Осторожные птицы». Цель: закрепление представлений по теме «Птицы», дыхательная гимнастика. Оборудование: народные духовые игрушки (дудочки, свистульки).

Описание: воспитатель рассказывает детям о том, что дикие гуси очень осторожны. У них есть вожак. Если стая во время перелета опускается на какой-нибудь лужок поесть или отдохнуть, вожак все время настороже. Он следит, не грозит ли птицам опасность. В случае опасности вожак пронзительно кричит, и вся стая стремительно поднимается вверх. «Давайте и мы поиграем в таких осторожных птиц», - предлагает детям педагог. Дети выбирают вожака. Остальным детям раздают музыкальные игрушки и разрешают негромко в них подуть. Так, негромко наигрывая на своих свистульках, дети изображают гусей, которые спокойно щиплют траву. Вожак не щиплет траву: он внимательно следит, нет ли опасности. Вдруг вожак подает тревожный сигнал (сильно дует в дудочку). Все дети бегут к своим местам (на мостик).

При повторении игры вожака меняют. Необходимо напомнить, что все дети должны дуть в свои дудочки-свистульки спокойно, не напрягаясь, ровно, не заглушая друг друга. Только вожаку разрешается подуть 2-3 раза в свою дудочку очень сильно.

7.Остановка «Музыка цветов». Цель: развивать ловкость, силу рук.

Задание: долезть до перекладины лестницы, к которой подвешены колокольчики, погремушки и прозвенеть.

Заучивание . Цель: развивать память, работать над звукопроизношением, воспитывать бережное отношение к природе.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все и я, и ты,

Если мы сорвем цветы-

Опустеют все поляны,

И не будет красоты!

Возвращение детей в группу.

Характеристика развивающей предметно-игровой среды на участке ДОУ с учетом требований ФГОС:

  • проблемная насыщенность;
  • открытость к активному достраиванию ребенком, диалогический способ функционирования;
  • необыденность;
  • четкая оформленность предметных источников развития;
  • многофункциональность;
  • приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых.

Терренкур, как альтернатива прогулки в условиях Забайкальского края.

МБ ДОУ « Центр развития ребёнка- детский сад № 99»

Воспитатель-эколог Несветова И. В.

Инструктор ФИЗО Кожевникова Ю. А.

Терренкур – одна из форм ЛФК. Проводится в естественных природных условиях, на свежем воздухе, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормолизации психоэмоциональной деятельности.Терренкур или дозированная ходьба – это чередование ходьбы по ровному месту и пересечённой местности по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности с целью регуляции кровообращения. Этот способ оздоровления был предложен немецким врачом М. И. Эртелем в 1885 году для лечения больных с сердечнососудистыми заболеваниями. В нашей стране он стал популярным с 20-30-х годов прошлого столетия. Терренкур имеет переменный угол наклона, что помогает укреплять сердце и сосуды. Терренкур применяют и при лечении больных с нарушениями обмена веществ, болезнями органов дыхания, пищеварения, движения и опоры. Как аэробное физкультурное средство терренкур выделен в отдельную группу физических упражнений. Естественный терренкур лечит не столько дозированной нагрузкой, сколько общением с природой, чистым воздухом, психоэмоциональным комфортом. Наш детский сад санаторный противотуберкулёзный. Его посещают дети с положительной манту, находящиеся в контакте с туберкулёзными больными. Расположен детский сад в лесной зоне возле стадиона СибВО, недалеко протекает река Кайдаловка – это даёт прекрасные возможности для проведения походов, экскурсий и общения с природой. Именно поэтому мы решили использовать этот способ оздоровления в работе с детьми нашего сада и разработали свои маршруты для терренкура.

ПРИМЕРНОЕ ОПИСАНИЕ ТЕРРЕНКУРА.

Дети с воспитателями выходят на улицу, строятся парами и по команде начинают идти по маршруту. Воспитатель идёт с первой парой, определяя темп движения.

Дыхательная игра «Хомячки»

Инструктор говорит: «Нужно пройти 10 шагов надув щёки, чтобы быть похожими на хомячков. Рот закрыть, дышать носом». По сигналу инструктора дети хлопают кулачками по щекам так, чтобы изо рта вышел воздух, делают 15 шагов и снова становятся «хомячками» – надувают щёки. Упражнения повторяют 4-6 раз. Инструктор контролирует правильность осанки детей и чёткость выполнения заданий. Дозировка – 1-2 минуты.

Упражнение «У нас хорошая осанка»

У нас хорошая осанка. Встать прямо, руки вдоль туловища. Мы свели лопатки. Свести лопатки (руки поставить на пояс) – 2 раза. Мы походим на носках. Повернуться вокруг себя на носках. Мы пойдём на пятках. Повернуться в обратную сторону на пятках. Пойдём мягко, как лисята. Пройти вкрадчиво. Ну, а если надоест, Пройти «по-медвежьи». То пойдём все косолапо, Как медведи ходят в лес. Дождик! Дождик! Что ты льёшь? Погулять нам не даёшь? Притопы. Дождик! Дождик! Полно лить! Прыжки на месте. Деток, землю, лес мочить. После дождика на даче, Ходьба Мы по лужицам поскачем. Прыжки через «лужи» вперёд-назад.

ИГРА «Слушай внимательно»

Дети идут в колонне по одному и внимательно слушают инструктора: 1 свисток – прыжки на двух ногах; 2 свистка – остановка; 3 свистка – ходьба в приседе.

ИГРА «Болото» Детей разделяют на две группы: «журавлей» и «лягушек». Стая «журавлей» размещается на одном конце площадки, «лягушек» – на противоположном. Посередине площадки чертят большой круг – «болото». Когда все играющие займут свои позиции, команда «лягушек» поёт: Лягушечки-квакушечки. По бережку гуляют, комариков-судариков и мошек собирают. Им отвечает хор журавлей:

Журавлики-кораблики летят под небесами, Все серые и белые и с длинными носами. Лягушечки-квакушечки, коль живы быть хотите, То поскорей от журавлей в болото уходите.

Во время исполнения этой песенки «лягушки скачут на корточках в «болото». По окончании пения «журавли», прыгая и размахивая руками, изображают летящих птиц и спешат к «болоту», чтобы поймать «лягушек», не успевших войти в круг. Те, кого поймали, выходят из игры.

ИГРА «Хитрая лиса»

Дети становятся в круг плечом к плечу, руки у всех за спиной. Один ребёнок выходит из круга. Ему дают игрушку лисичку. Обежав круг с внешней стороны, он незаметно кладёт кому-нибудь в руки лисичку и становится в центре круга, говоря вместе с играющими: «Хитрая лиса, где ты? «Лиса» прыгает в середину круга и кричит: «Вот я!» Дети разбегаются и залезают на заранее расставленные скамейки, бордюры, лесенки, доски, гимн. стенку. Тот, кто не успел занять место и кого «лиса» осалила, остаётся посреди комнаты с «лисой». Все играющие присоединяются к этим детям образуя новый круг. Игрушка передаётся другому участнику. Игра повторяется несколько раз и заканчивается предложением поиграть по-другому. Последний пойманный «лиса» должен закрыть глаза, играющие идут по кругу, а инструктор произносит:

Мы по кругу идём, пусть глаза не открывает, Мы лисичку зовём. Нас по голосу узнает.

Затем дети останавливаются, и кто-нибудь по указанию в-ля спрашивает: «Хитрая лисица, где я?» Стоящая в кругу «лиса» должна, не открывая глаз, подойти к тому, кто задал вопрос, дотронуться до него игрушкой и сказать: «Здесь ты!», а потом передать лисичку кому-нибудь другому и встать в круг.

ИГРА «Аистёнок»

Игра помогает развивать координацию движений, укреплять мышечный корсет позвоночника и мышцы ног.

И.п. – о.с.: встать прямо, правую (левую) ногу поднять назад вверх, руки в стороны, туловище немного наклонить вперёд, голову приподнять. Удерживать равновесие как можно дольше, затем вернуться в и.п. Повторить упражнение с другой ноги.

УПРАЖНЕНИЕ «Все спортом занимаются»

Упражнение помогает развивать координацию движений, укрепляет мышечный корсет позвоночника. Скачет лягушонок. – Руки согнуть в локтях, наклоны в стороны, в руках массажный мяч малого диаметра.

Ква-ква-ква! – сжимать и разжимать массажный мяч.

Плавает утёнок. – имитация плавания.

Кря-кря-кря! – Сжимать и разжимать массажный мяч.

Все вокруг стараются, – одна рука вверх, другая вниз.

Спортом занимаются. – менять положение рук.

Маленький бельчонок, – прыжки вверх.

Скок-скок-ксок! Прыжки на месте, впрёд-назад.

С веточки на веточку, – одна рука вверх, другая вниз.

Прыг-скок, прыг-скок! – менять положение рук.

Все вокруг стараются, спортом занимаются. Повторить 2-3 раза.

Упражнение «Запретное движение»

Дети выполняют все задания инструктора (различные положения рук, прыжки, хлопки и т.д.), кроме одного – упор присев. Выполняется 1-2 мин. В заключении дети свободно бегают или ходят по площадке.

3-я остановка – река Кайдаловка. Дети любуются природой, наблюдают за растениями. Время остановки 10 минут.

(старший возраст, тёплый период)

Дети с воспитателями выходят на улицу, строятся парами и по команде начинают идти по маршруту. Маршрут определяется воспитателем по выбору, исходя из задач и целей прогулки. Воспитатель идёт с первой парой, определяя темп движения.

Продолжительность похода: 10.30 – 12.00 (1,5 часа).

1-я остановка – школа фигурного катания. Дети наблюдают за тренировкой спортсменов. Время остановки – 5 минут.

Дорога к стадиону СибВО. Темп движения умеренный т.к. подъём в гору.

2-я остановка – стадион СибВО. Время – 20 минут. Инструктор организует различные подвижные игры и физкультминутки.

Дыхательная игра на выбор (методика Стрельниковой, Даосская методика, Хатха – йога)

Общие развивающие упражнения

Игровые упражнения

Подвижные игры

3-я остановка – река Кайдаловка. Дети любуются природой, наблюдают за растениями, птицами. Время остановки 10 минут.

Темп движения на обратном пути следования по маршруту немного меньше, чем в начале пути. При выборе темпа обязательно учитывается возраст детей.

Примерный маршрут проведения ТЕРРЕНКУРА

(старший возраст, холодный период)

Продолжительность похода 30 минут.

Упражнения на дыхание (осуществляется через нос).

Ходьба друг за другом парами, постепенно увеличивая и снижая темп.

Остановка по выбору

Наблюдение за птицами, деревьями, кустарниками и т.д.

2.Ходьба до спортивной площадки или до своего участка.

Остановка. Проводятся: подвижные игры, физкультминутки, комплекс упражнений (на выбор)

3.Построение друг за другом, ходьба с движениями: прыжки на двух ногах; ходьба с высоким подниманием ног; ходьба в полуприсяде; приставной шаг и т.д.

4.Остановка. Игры и игровые упражнения по экологии.

5.Заключительная ходьба в умеренном темпе к ДОУ.

Примерный маршрут проведения ТЕРРЕНКУРА

(младший возраст)

1.Дети с воспитателями выходят на улицу, строятся парами и по команде начинают идти по маршруту. Маршрут определяется воспитателем по выбору, исходя из задач и целей прогулки. Воспитатель идёт с первой парой, определяя темп движения.

Продолжительность похода: от 15 до 40 минут

(в зависимости от времени года)

Упражнения на дыхание на выбор (методика Стрельниковой, Даосская методика, Хатха – йога)

Ходьба парами друг за другом.

Остановка по выбору (смотри схему). Наблюдение за птицами, деревьями, кустами, цветами и т.д.)

2.Ходьба до участка парами в среднем темпе.

Остановка. Игры, физкультминутки (по выбору воспитателя).

Игровые упражнения связанные с бегом (учитывается время года).

Упражнения на дыхание (носом).

3.Построение парами. Ходьба парами в умеренном темпе к ДОУ.

Терренкур — образовательный маршрут по территории детского сада
(инновационная деятельность)

Цель: Оздоровление и укрепление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательской деятельности детей.
Задачи: Формировать у детей представления о ветре и его свойствах;
-закреплять навыки детей в ходьбе, беге, прыжках, развивать координацию движений;
-вовлекать детей в активное «подражание» повадкам животных;
-формировать потребность в здоровом образе жизни.

Дети выходят на улицу

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку, но прогулка эта не простая, а сказочная.

Дети выстраиваются в колонну по одному

Воспитатель:
Друг за другом мы встаем,
В сказку весело идем (ходьба в колонне по одному)
На носочки встали, змейкой побежали

(бег змейкой через кубики)
Мы шагали и бежали и ни сколько не устали!

(обычная ходьба)

1.Станция «Пальчики»

» В гости к мышке»

Воспитатель:
А на двери весит замок.
Пальчиковая гимнастика «Замок»
На двери висит замок

(ритмичные соединения пальцев рук в замок),

Кто открыть его бы смог?

Потянули

(руки тянутся в стороны),

Покрутили

(круговые движения паль­цев от себя),

Постучали

(основания ладоней сту­чат друг о друга)

И открыли

(разомкнули пальцы).

Воспитатель: Кто же в этом теремке живет?
(воспитатель снимает замок с теремка, открывает окошко, а там мышка)

Воспитатель: Верно, в этом домике живет мышка.

Пальчиковая игра «Мышь»

Мышь полезла в первый раз,
Посмотреть который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!»,
Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла второй раз,
Посмотреть который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!»
Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз,
Посмотреть который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!»
Мышь скатилась кувырком

  1. Станция «Исследовательская»

«Ветерок»
Воспитатель: Стоит в поле теремок, теремок
Он не низок не высок, не высок,

Загадка: Я зеленая квакушка,
На болоте я живу,
Песенку свою пою (лягушка).
Воспитатель открывает окошечко в теремке, там лягушка.

Воспитатель: Лягушка нам приготовила задание.

Воспитатель: Она хочет узнать, что такое ветер?
— Это движение воздуха, а воздух везде!

Воспитатель: Воздух необходим всем живым существам. Мы дышим им на улице, дома, в садике и когда спим.
Ребята, посмотрите вокруг себя, вы воздух видите? Нет, он не видим, он прозрачный.
— Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать.
Возьмите полиэтиленовый пакет, и наберите в пакет воздух, закрутите пакет.
И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. Значит, воздух есть вокруг нас.
Вывод: Воздух прозрачный.

Воспитатель:
Воздух имеет запах?
Дети нюхают воздух, который находится в мешочке.

Дети: Нет, воздух не имеет запаха.

Воспитатель каждому ребенку кладет в мешочек полоски смоченные в ароматическом масле (апельсин)

Воспитатель: А теперь, воздух в мешочке пахнет? Чем?
Дети: Пахнет апельсином.

Вывод: Воздух не имеет запаха, но приобретает запах от его источника.

Воспитатель: Ребята, что это?

(воспитатель показывает два воздушных шарика)

Дети
: Воздушные шары, один надутый, другой нет.

Воспитатель: А что находится внутри воздушного шарика?
Дети: Воздух.

Воспитатель: Если я его развяжу и отпущу, он улетит?
Ответ детей: Да, улетит!

Воспитатель: Значит, воздух какой?
Дети: Легкий.

Воспитатель: А имеет ли форму воздух?
Ответы детей:

Воспитатель: Воздух занял всё место в шарике и принял его форму.
Вывод: Воздух легкий, и приобретает форму того или иного предмета куда его помещают.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Пузырь»
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок,
стоя близко друг к другу. Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!» Дети собираются в

маленький кружок, плотно прижимаясь друг к другу.

3. Станция «Спортивная»

«Спортивный зайка»

Дети с воспитателем переходят к следующей станции

Воспитатель:
Стоит в поле теремок, теремок,

Кто же в этом теремочке живет?
Кто же в этом невысоком живет?
Загадка: Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку (заяц).
Воспитатель открывает окошечко в теремке, там зайка.

1.Эстафета
«Принеси морковку зайчику»
Дети делятся на две команды. Возле каждой команды в обруче лежит морковь, на каждого ребенка. Первый участник берет морковь из обруча, добегает до корзинки, кладет морковь в корзинку и возвращается к своей команде.

2.Эстафета » Зайка — попрыгай-ка»
Дети делятся на две команды. Прыжки из обруча в обруч на двух ногах.

4.Станция «Игровая»
«Хитрая лисичка»


Он не низок не высок, не высок.
Кто же в этом теремочке живет?
Кто же в этом невысоком живет?

Загадка:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут ее … (лиса)
Воспитатель открывает окошечко в теремке, там лисичка.

Воспитатель
: Лисичка приглашает поиграть в игру, которая называется

«Зайцы и лиса»
Роль лисы на себя берет ребенок (по желанию детей).
Ребенку на голову одевается маска лисы, остальные дети зайцы.

5.Станция «Следы»

» Волчок — серый бочок»

Воспитатель: Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок не высок, не высок.
Кто же в этом теремочке живет?
Кто же в этом невысоком живет?
Загадка: Кто зимой холодной,
Бродит в лесу злой, голодный? (волк)
Воспитатель открывает окошечко в теремке, там волчок.

Воспитатель: Волк приготовил нам задание «Угадай, чей след»
Воспитатель показывает след изображенный на бумажном листе, дети называют, чей след.

Воспитатель: Волчок решил с нами поиграть, выложил следы на дорожку.
Нам нужно след в след друг за другом пойдем к другому теремку (дети идут друг за другом наступая на картонные следы).
(Пришли к теремку)

«Мишка косолапый»

Воспитатель: Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок не высок, не высок.
Кто же в этом теремочке живет?
Кто же в этом невысоком живет?

Загадка: Он в лесу густом живет,
Любит есть малину, мед! (медведь)

Воспитатель открывает окошечко в теремке, а там медвежонок.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в любимую игру медведя.

Подвижная игра «У медведя во бору»
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру.
А медведь сидит,
И на нас рычит.
В роли «медведя»- ребенок. Дети идут по направлению к лесу, собирая грибы, ягоды при этом приговаривая слова текста. После слов, «медведь» с рычанием догоняет детей. Пойманных отводит к себе.

Под стихотворение «Мишка косолапый» дети выполняют движения по тексту и подходят к станции «отдых»

6.Станция «Отдых»

Дети проходят на веранду и рассаживаются.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествовать в сказке?
— Как называется сказка, в которой мы путешествовали?
— Что понравилось больше всего?
— Что нового узнали?





Здоровье дошкольника, его охрана и укрепление является приоритетной для системы дошкольного образования, актуальной остается проблема комплексного подхода к укреплению здоровья детей, результативности данной работы. Для решения данной проблемы педагоги нашего учреждения создали оптимальные условия по оздоравливанию дошкольников в условиях детского сада по направлениям:

Охрана и укрепление психофизического здоровья ребенка;

Обеспечение эмоционального благополучия каждого воспитанника;

Воспитание у детей осознанного отношения к своему организму и приобщение к физической культуре и спорту;

Детский сад – это открытая система воспитания, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное и социо-культурное благополучие ребенка.

Для физического воспитания дошкольников создано физкультурно-оздоровительное пространство ДОУ: уголки здоровья, тематические выставки по физическому воспитанию, физкультурно-оздоровительные центры в группах, позволяющие осуществлять двигательную активность, спортивное оборудование, нетрадиционное физкультурное оборудование.

Мы решили использовать для оздоравливания наших детей всю территорию детского сада с детьми разных возрастных групп. Были разработаны маршруты здоровья.

Наш терренкур – это система дозированной ходьбы, прыжков, бега, подвижных и спортивных игр с использованием прохождения данных маршрутов по территории детского сада.

Новая технология интересна и удобна детям, потому что им нравятся:

Простота и естественность движений;

Возможность выполнять их в любое время на воздухе;

Привлекательность в связи с возможностью игровой мотивации.

Маршруты средней группы

Понедельник: Маршрут1

Остановка1 «Цветочная клумба» -

Уточнять названия цветов, их строение, особенности их размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям; обратить внимание на то, что некоторые цветы приятно пахнут.

Спал цветок и вдруг проснулся

Спал цветок и вдруг проснулся - (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Игра «Угадай по описанию»

Вот и утро! Хватит спать!

Перед тем, как вылетать,

Надо крылышки размять.

Вверх крыло, вниз крыло,

А теперь наоборот! (Одна прямая рука поднята, другая опущена, рывком руки меняются.)

Крылья в стороны разводим,

А лопатки вместе сводим. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)

Вправо-влево наклонились,

И вперёд-назад прогнулись. (Наклоны влево-вправо, вперёд-назад.)

По команде приседаем -

Раз-два-три-четыре-пять.

Упражненье выполняем.

Чур, друзья, не отставать! (Приседания.)

Игровое упражнение «Цапли»

«Лягушки»

Остановка3 «У песочницы» -

Учить детей играть дружно, продолжать знакомить детей со свойствами песка, развивать фантазию при лепке фигур из песка.

Руки ставим мы вразлет: (Руки в стороны.)

Появился самолет. (Полетели как самолеты.)

Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)

Делай «раз» и делай «два». (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)

Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)

Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)

Опустили руки вниз, (Опустили руки.)

И на место все садись! (Сели на места.)

Игра «Слепи фигурку»

Остановка4 «В гости к клёну» -

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз - наклон и два - наклон,

Зашумел листвою клён. (Ноги на ширине плеч, руки за голову, наклоны туловища влево и вправо.)

Игра «С какого дерева листок»

П.И. «Ветер и листочки»

Вторник: Маршрут2

Остановка1 «Травушка-муравушка»-

Учить устанавливать связь между состоянием живой природы и неживой, развивать умение выражать свои мысли, воспитывать любовь к природе.

Тишина стоит вокруг,

Вышли косари на луг.

Взмах косой туда-сюда,

Делай «раз и делай «два». (Дети делают движения прямыми руками влево и вправо с поворотом туловища впереди стоящей ноги.)

Игра «Кто что ест?»

П.И. «Жмурки»

Остановка2 « Огород» -

Формировать обобщенные представления об овощах (овощи- это сочные части травянистых растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу), уточнить представление о многообразии овощей.

А теперь насос включаем,

Воду из реки качаем,

Влево - раз, вправо - два,

Потекла ручьём вода.

Раз, два, три, четыре - (3 раза.)

Хорошо мы потрудились. (Наклон вправо, левая рука скользит вверх вдоль туловища (до подмышечной впадины); наклон влево, движение вверх правой рукой.)

Игра «Съедобное-несъедобное»

Остановка3 «Кубанский двор»-

Учить детей слушать воспитателя, развиваем мышление, воспитывать любовь к малой родине.

Эй, кузнец, молодец,

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять.

Отчего ж не подковать?

Вот гвоздь, вот подкова -

Раз, два и готово. (Дети шагают, припадают на одну, то на другую ногу, разводят руки в стороны, кулаками ударяют перед собой в воздухе на каждое слово.)

П.И. «Утка и селезень»

Остановка4 «Спортивная площадка»-

Развивать двигательную активность детей, воспитывать дружеские отношения в игре.

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем -

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Игра «Кто громче» (подбрасывая мяч вверх, произносим имя)

Среда: Маршрут3

Остановка1 «В гостях у берёзки» -

Закрепить название деревьев, рассказать какую пользу деревья приносят для человека, воспитывать любовь к природе.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Игра «С какого дерева листок»

Остановка2 «Спортивная площадка»-

Развивать двигательную активность детей, воспитывать дружеские отношения в игре.

Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)

Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)

Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

Пять - руками помахать, (Махи руками.)

Шесть - на место сесть опять. (Присели.)

П.И. «Через ручеёк»

«Догони свою тень»

Остановка3 ««Игровая площадка»-

Развивать двигательную активность детей, воспитывать дружеские отношения в игре.

Стали дети ровно в круг,

А затем присели вдруг.

Дружно сделали прыжок,

Над головкою - хлопок.

А теперь все дружно

Перепрыгнем лужу!

А сейчас идут по кругу,

Улыбаются друг другу. (Движения по тексту.)

П.И «Охотник и зайцы»

П.И. «У медведя во бору»

Остановка4 «В гости к птицам» -

Выявить особенности приспособления птиц к сезонам (установить связь между характером пищи, наличием корма и приспособлением к погодным условиям. Продолжаем знакомиться с некоторыми повадками, особенностями внешнего вида птиц.

Приметы: птицы запели в дождь- к ясной погоде; воробьи в ненастную погоду весело чирикают- к ясной погоде.

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки - на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

(А. Барто)

Д.И. «Что это за птица»

П.И. «Воробушки и автомобиль»

Четверг: Маршрут4

Остановка1 «Игровая площадка»-

Развивать двигательную активность детей, воспитывать дружеские отношения в игре.

Раз, два - дружно встали, (Шагаем на месте.)

Руки прямо мы поставим. (Руки на поясе.)

Три, четыре - разведем, (Руки в стороны.)

Заниматься мы начнем. (Наклоны вперед с касанием руками носка ноги (левая рука-правая нога; правая рука-левая нога).)

С пятки станем на носок, (Поднялись на носочки, руки на поясе.)

Вправо, влево посмотрели, (Повороты головы влево-вправо.)

На носочки мы присели (Приседания.)

И как птички полетели. (Побежали)

Самостоятельная игровая деятельность детей

Остановка2 «Спортивная площадка»-

Развивать двигательную активность детей, воспитывать дружеские отношения в игре.

Чтоб получше нам размяться,

Будем глубже наклоняться.

Наклоняемся вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вперёд и назад.)

Вот ещё одно заданье -

Выполняем приседанья.

Не ленитесь приседать!

Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)

Мы шагаем дружно, бодро,

Но пора закончить отдых. (Ходьба на месте.)

Остановка3 «Экспериментальная площадка»-

Учить детей отвечать на вопросы воспитателя, развивать мышление, умение замечать изменения, воспитывать любовь к природе.

Чтоб сорвать в лесу цветочки,

Наклоняйся до носочков.

Раз - цветок, два - цветок.

А потом сплетём венок. (Наклоны вперёд, сначала к правой ноге, потом к левой.)

Беседа «Что будет с цветком, если его сорвать?»

Остановка4 «Парк»-

Вызвать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе; расширять кругозор, обогащать словарный запас, активизировать память и внимание.

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок. (Потягивания, руки вверх.)

Руки в стороны раздвинем,

Будто листики раскинем, (Потягивания, руки в стороны.)

Руки резко вверх поднимем,

Раз-два, три-четыре.

Машем крыльями, как гуси.

А потом быстрей опустим. (Резким движением поднять прямые руки через стороны, затем опустить.)

Будто в классики, немножко

Прыгаем на правой ножке.

А теперь на левой тоже.

Сколько продержаться сможем? (Прыжки на одной ножке.)

Наблюдение за деревьями в парке.

Игра «Найди листок, какой я покажу»

Пятница: Маршрут5

Остановка1 «Ёлочка красавица»-

Продолжать учить детей описывать деревья, отмечая их различия и сходства, характерные признаки; воспитывать любовь к природе.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» - выпрямляются.)

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Остановка2 «Огород»-

Формировать обобщенные представления об овощах (овощи - это сочные части травянистых растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу), уточнить представление о многообразии овощей.

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

Игра «Овощ или фрукт»

Остановка3 «Сказочная поляна» -

Учить детей придумывать сказки, развивать мышление, воображение.

Вышел зайчик погулять.

Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)

Вот он скачет вниз по склону,

Забегает в лес зелёный.

И несётся меж стволов,

Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)

Зайка маленький устал.

Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)

Замер зайчик средь травы

А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)

Придумывание сказок детьми.

Остановка4 «Полянка цветов»-

Воспитывать чувство радости при восприятии красиво цветущих растений, стремление сохранять их;

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания - руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот - правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Игра «Назови какого цвета»

Заучивание стихотворения:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.


Завгородняя Ирина Владимировна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Колобок» г. Ртищево Саратовской области»

Выступление

на методическом объединении

Для воспитателей

По теме:

«Образовательный терренкур в ДОУ»

Подготовил: старший воспитатель

Хамленко Е.Н.

Работая в детском саду мы уделяем особое внимание созданию развивающей предметно-пространственной среде, как в групповых помещениях, так и на территории детского сада. При этом предметно-пространственная среда на участках ДОУ должна быть направлена не только на обеспечение двигательной активности детей на свежем воздухе, но и на игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех обучающихся, а значит, способствовать их познавательному, интеллектуально-творческому и социально-личностному развитию.

Одним из способов создания такого единого образовательного пространства развития ребенка, включая территорию ДОУ , могут стать образовательные терренкуры разной сложности , в зависимости от возраста и интересов детей.

В переводе Терренкур (нем. terrain - местность, участок, территория, kur - лечение)

Образовательный терренкур – это специально организованные маршруты для детей по территории ДОУ с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождением экологических и оздоровительных троп, которые способствуют оздоровлению организма детей, повышают двигательную, познавательную, творческую активность каждого ребёнка.

Существуют несколько вариантов терренкуров:

Спортивная площадка;

Игры на асфальты;

Специально созданные центры;

Тропа здоровья, экологическая тропа;

Объекты за пределами детского сада.

Цель образовательного терренкура – оздоровление организма обучающихся, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательской деятельности детей и взрослых.

Организуются терренкуры только на прогулке, т.к. они решают ряд важнейших образовательных задач:

Задачами образовательного терренкура являются (слайд)

Упражнение детей в основных движениях;

Развитие у них выносливости, ловкости, координации движений, навыков самоорганизации;

Развивать наблюдательность, любознательности, познавательную активность;

Воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, эстетическое восприятие природы.

Формировать умение делать выводы, устанавливая причинно – следственные связи между объектами природы;

Формировать эстетическое восприятие дошкольников.

Приобщать детей к здоровому образу жизни.

Побуждать ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.

Педагогическая значимость терренкура заключается в том, что при грамотно организованном образовательном пространстве и методически обоснованном поборе материал а, дети в игровой форме получают:

Реалистические знания

Закрепляют определённые навыки и умения

Проявляют творчество и фантазию

Удовлетворяют двигательную активность

Взаимодействуют с окружающим миром

Развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, движения.

Поэтому педагоги должны творчески подходить к оформлению участков, тогда среда сама будет побуждать детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Проходя по маршруту терренкура от одного Центра дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, беседы, исследования.

Каждый такой терренкур может быть:
* итогом недели , реализации какого-то либо проекта, либо закрепление определённой темы в процессе интеграции НОД;
* знакомство с предметами, явлениями, событиями и фактами;
* закрепление полученных знаний в процессе реализации темы или проекта

Для достижения успеха в образовательном терренкуре необходимо :

Вызвать интерес у детей, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора);

Предложить детям доступный материал (с соотношением известного и неизвестного);

Дозировать степень активности взрослого (средний возраст: взрослый- непосредственный участник, старший дошкольный возраст взрослый – советчик, партнёр);

Создание творческой обстановки;

С вниманием и уважением относится ко всем мыслям и гипотезам детей.

В ходе терренкура возможна интеграция различных образовательных областей. (слайд)

Перед проведением терренкура детям сообщается цель предстоящей деятельности. Если в ДОУ есть баннер, где обозначены центры познавательно-исследовательской деятельности, зоны отдыха, спортивные сооружения, то к составлению маршрута возможно привлекать самих дошкольников. С детьми проводится беседа о том, какие «станции» они хотели бы посетить, напоминаются правила поведения на некоторых из них. Некоторые центры могут быть временными (сюрпризными) и устанавливаются дополнительно перед походом, с учетом цели терренкура, времени года, возраста воспитанников и т. д.
Содержание терренкура может зависеть от выбранной тематики, времени года, погоды,(слайд)

Образовательный терренкур имеет свои этапы . (слайд)

1 этап --подготовка

2 этап--проведение

3 этап-подведение итогов

Одевание по сезону.
Обращение к детям, рассказ о предстоящей деятельности.
Подготовка атрибутов и снаряжения

Сбор и прохождение намеченного маршрута от точки до следующей точки маршрута;
- Остановка, привал, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых;
- Комплекс оздоровительных игр и физических упражнений;
- Самостоятельная деятельность детей;
- Сбор и возвращение в группу.

Составление мини-отчёта о маршруте (рисунки, поделки, рассказы и др.)

Условно маршрут можно представить так: (слайд)

Маршрут N ……
Приоритетное направление:…………….
Цель маршрута……………………….
Длительность…………………………………