Мой сын ужасно зажат. Мне советуют отдать его в спортивную секцию. Как вы думаете, это поможет ему раскрепоститься?

Застенчивые дети (а судя по всему, речь идет именно о таком ребенке) часто бывают очень зажаты, напряжены, неуклюжи. Лица их маловыразительны, голос тусклый, порой даже сдавленный. Многие родители записывают застенчивых сыновей и дочек в какую-нибудь спортивную секцию, надеясь, что это поможет им раскрепоститься. Но, как правило, подобные попытки заканчиваются неудачей. Характер у таких детей совершенно не соревновательный, и ситуация соперничества их только травмирует, а жесткая дисциплина, без которой спорт невозможен, еще больше подавляет и без того подавленную волю застенчивого ребенка. Не лучше обстоит дело и с бальными танцами, на которые уповают многие мамы. Особенно для мальчиков! Ведь в наши дни бальные танцы при всем желании не отнесешь к престижным мужским занятиям. Это вам не карате и не таэквондо.

Застенчивый мальчуган и так-то переживает, что он "как девчонка" (благо, и взрослые, и дети не преминут ему лишний раз об этом напомнить!), а тут его еще и заставляют заниматься "девчоночьим делом". Конечно, ребенок с подавленной волей часто не рискует роптать и покорно отправляется в танцкласс, поэтому у родителей даже может создаться впечатление, что он ходит туда с удовольствием. Но уверяю вас, он вовсе не об этом мечтает в тишине перед сном.

Лучше идти от простого к сложному. Займитесь сперва сами раскрепощением своего малыша: постарайтесь ослабить прессинг, побольше хвалите и поменьше критикуйте ребенка, почаще затевайте подвижные игры, смейтесь вместе с ним, шутите, дурачьтесь. Смех прекрасно снимает внутреннее напряжение.

Очень полезна пантомима. Вспомните знакомую всем нам с детства игру "Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем". Другое хорошее упражнение - отгадывание эмоций. Только его необходимо правильно мотивировать, поскольку такие дети обычно стесняются своего лица и стыдятся кривляться на людях. А это упражнение может показаться им кривляньем. Поэтому вы должны взять на себя активную роль и подавать ребенку пример. Превратите все в интересную игру с очень простыми правилами: ведущий показывает мимикой какую-нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто справится с заданием первым, получает очко.

Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций (скажем, раздражение, возмущение, гнев, ярость). Детям постарше можно давать задание не только отгадать эмоции, но и разыграть экспромтом маленькую сценку (либо в куклах, либо "в живом плане"), в которой бы эти эмоции нашли свое отражение.

- Моя шестилетняя дочь очень стеснительна. Как помочь ей завязать контакты с ребятами?

Прежде всего, надо постараться понять, почему ребенок стесняется. И вообще, застенчивость ли это? А может, ребенок погружен в свой мир и общество других детей ему и не очень-то нужно? (Это называется аутизмом, и о нем разговор особый). Часто застенчивые дети, сторонясь взрослых, неплохо, хотя, может, и не очень быстро, находят контакт с другими детьми. Но бывают мальчики и девочки, у которых именно при общении со сверстниками возникает серьезный барьер. Как правило, за этим стоит боязнь насмешек. И нередко оправданная! Среди детей, предпочитающих одиночество, многие сильно заикаются или имеют какое-то заметное увечье. Но, конечно, есть немало случаев, когда и вполне благополучные с виду дети сторонятся сверстников, предпочитая возиться с малышами или играть в одиночестве. Это вовсе не означает, что таким "бирюкам" на самом деле не нужна дружба. Еще как нужна! Просто одни слишком замкнуты и не делятся своими переживаниями, а другие и не мечтают о том, что им кажется несбыточным.

Убеждать: "Не стесняйся! Никто не будет над тобой смеяться" в таких случаях бессмысленно (тем более, что многие дети с сильным заиканием болезненно реагируют даже на косвенное упоминание о своем недостатке). Это все равно, что принуждать кого-либо принять участие в концерте, когда он даже одним пальцем на пианино ничего не сыграет. Нет, конечно, ободрение необходимо, но надо все-таки человека хоть чему-то сперва научить, дать ему необходимые умения и навыки.

Застенчивых детей ни в коем случае не нужно принуждать к знакомству с другими детьми. Тем более во всеуслышание. Для них это лишний позор, очередная психическая травма. Лучше вы сами познакомьтесь с ребятами и вовлеките их в игру, к которой потом как-то незаметно присоединится и ваш ребенок. Или, наоборот, затейте игру с ним, но так, чтобы и другие малыши могли бы при желании в ней поучаствовать. Совместное занятие сплачивает гораздо быстрее. Это мы знаем и по себе. Даже взрослым легче сойтись с незнакомым человеком, когда их объединяют не слова, а дела. Что же говорить о ребенке, который вообще еще довольно плохо владеет речью и часто теряется, не в силах придумать тему для беседы! Полезно отрабатывать дома в сценках с куклами приемы знакомства, а затем (и лишь с согласия ребенка!) переносить это в реальность.

Присматривайтесь к потенциальным друзьям своего сына или дочери и тактично уводите его от тех, с кем дружба будет похожа больше на рабство, ведь застенчивые дети часто попадают в психологическую зависимость от более сильных и властных ребят). И наоборот, привечайте спокойных детей, которые подолгу могут играть сообща и предпочитают мирно беседовать, а не выяснять, кто "самый-самый". Приглашайте их домой, даже если квартирные условия не очень-то позволяют вам принимать гостей. Расценивайте это как профилактическое средство.

Ведь лекарства - а у стеснительных детей очень часто в школьном возрасте развиваются неврозы, которые приходится лечить, - обойдутся вам потом гораздо дороже.

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

«Расскажи стишок», «Поздоровайся с тетей», «Иди подружись с мальчиком в песочнице» - любая из этих фраз может вогнать стеснительного ребенка в ступор, заставить попятиться назад и спрятаться за мамину юбку. Как помочь малышу побороть страх общения и повысить уверенность? Несколько советов для родителей в этой статье.

Положительные стороны

Если застенчивость крохи не вызвана неправильным воспитанием или насмешками со стороны сверстников, а является частью характера малыша, то в этом есть свои плюсы. Такие дети спокойны, вежливы, очень внимательны и добры. «Тихони» обожают проводить время с домашними животными, играть и заботиться о них. Стеснительные детки всегда стараются избежать конфликта, внимательно выслушивают собеседника. Именно за эти черты характера их так ценят окружающие.

Негативные стороны

Несмотря на массу положительных моментов, застенчивым детям очень трудно самореализоваться и
адаптироваться в обществе. Ответ у доски, выступление на утреннике, разговор с незнакомым человеком, день рождение одноклассника - любая ситуация превращается в стресс.

Родители стеснительного ребенка испытывают смешанные чувства. С одной стороны, с воспитанием тихого, кроткого малыша возникает меньше трудностей. С другой - родители часто переживают, как их ребенок, такой необщительный и безобидный, сможет влиться в коллектив, найти себе друзей, постоять за себя, когда придет время идти в детский сад и школу. Как показывает практика, люди, которые отличались застенчивостью в детстве, во взрослой жизни становятся замкнутыми, предпочитают уединенный образ жизни, редко появляются в больших компаниях.

В чем причина?

Темперамент

Меланхолики и флегматики считаются робкими и чувствительными по своей природе. Если малыш унаследовал один из двух типов темпераментов, родителям придется принять его стеснительность как должное. Единственное, что может повлиять на замкнутый характер и повысить навыки общения робкого ребенка - терпение, поддержка, забота членов семьи и педагогов.

Заниженная самооценка

Одна из самых частых причин робости - низкая самооценка. Травля в школе, постоянная критика со стороны родителей или сверстников, стресс, плохая атмосфера в доме - все это подталкивает кроху к . Источником стеснительности также могут стать физические особенности ребенка, например, хромота, плохое зрение, искривленный позвоночник и т. д.

Отсутствие навыков общения

Корнем «стеснительной» проблемы могут стать и недостаточно сформированные навыки общения с другими людьми. В этом случае малыш хочет общаться, но просто не умеет этого делать. Пройти тест на общительность ребенка можно .

Как помочь?

Для того чтобы воспитать полноценную и раскрепощенную личность, необходимо выполнять несколько простых правил, которые помогут стеснительному крохе преодолеть застенчивость и стать общительным. Итак, если ребенок стесняется, что делать?

  • Первое, над чем стоит поработать - чувство собственной значимости и уверенности в себе. Создайте вокруг ребенка атмосферу любви, заботы и поддержки. Не критикуйте свое чадо, а лишь поправляйте его, объясняйте ошибки: «Ты старался, ты молодец. Если хочешь, я научу тебя как сделать еще лучше». Недопустимо применение к малышу таких слов, как «глупый», «никчемный», «страшный» и т. д.
  • Приучайте кроху нести ответственность за свои поступки, не делайте его зависимым от себя. Ставьте перед ним выполнимые задачи и при необходимости помогайте их решать. Дело, доведенное до конца, не только придаст малышу уверенности в собственных силах, но и сблизит с членами семьи.
  • Обязательно хвалите робкого ребенка, пусть даже за маленькие успехи. То, что кажется вам незначительным и обыденным, для маленького человечка может иметь огромный смысл. Но хвалить тоже нужно в меру, а то .
  • Если и избегает общения со сверстниками, помогите крохе адаптироваться в обществе, обрести навыки социального поведения. Для этого, в первую очередь, нужно научить малыша ритуалам приветствия, знакомства, прощания. Самый простой и действенный способ - устроить домашний спектакль, в котором мама играет роль незнакомого человека (например, продавца в магазине, сверстника на детской площадке), а застенчивый ребенок самого себя. Заранее прорепетируйте сюжет, научите кроху нескольким «шаблонным» выражениям и фразам, с помощью которых он без труда сможет завязать разговор.
  • Социализировать ребенка помогут различные творческие и спортивные детские секции, а также встречи с друзьями семьи, у которых также есть дети подходящего возраста.
  • Внимательно относитесь к одежде, прическе, игрушкам вашего малыша. Он не должен быть предметом насмешек и переживать из-за этого.
  • Разрешите своему чаду вести себя так, как ему захочется, не ограничивайте его свободу, не одергивайте. Понаблюдайте за тем, как он ведет себя с детьми, знакомыми и незнакомыми людьми, а затем мягко и аккуратно попытайтесь скорректировать его поведение.
  • В запущенных случаях, когда ребенок очень стеснительный, и это действительно мешает учебе, необходимо обратиться за консультацией к детскому психологу. Грамотный специалист поможет родителям найти путь к общению с застенчивым крохой.

Что делать, если ребенок боится выступить на утреннике? Стесняется малознакомых людей, прячась за маму? Или в возрасте постарше робеет, когда его просят выйти к доске и ответить на уроке? Или избегает новых знакомств? В данной статье мы постараемся показать, каким образом вы можете помочь своему стеснительному ребенку обрести уверенность.

Откуда берется стеснительность у детей?

Стеснительность (застенчивость или робость) появляется результате неуверенности в себе. Ребенок боится получить отрицательную оценку и услышать критику в свой адрес от окружающих: учителей, воспитателей, ровесников, незнакомых или малознакомых людей. В этой ситуации ребенок не верит в свои силы, постоянно волнуется, что у него что-то не получится, и он будет осмеян.

Можно сказать, что стеснительность – это свойство характера, ведь даже у близнецов, воспитанных в одной семье в одинаковых условиях, характеры, как и «уровень застенчивости», бывают разными. Чем эмоциональнее и чувствительнее характер, тем более восприимчив он к критике, тем более робким окажется ребенок.

Ребенок боится попасть в неловкое положение, поэтому всеми силами пытается уйти от ситуаций, вызывающих у него волнение и стресс.

Стеснительный ребенок: что делать родителям?

Главные помощники в преодолении застенчивости – это родители, которые должны постараться заложить у ребенка фундамент самоуважения.

Основные задачи родителей:

  • развить у ребенка положительное отношение к жизни;
  • развить адекватное и уверенное отношение к себе;
  • привить чувство собственного достоинства.

Положительное отношение к себе и к жизни

Вы — главный помощник в преодолении застенчивости!

Прежде, чем высказывать свое отношение, внимательно разберитесь в ситуации, которая могла вызвать нежелательное поведение ребенка. Стеснительный ребенок боится быть высмеянным, критику и замечания в свой адрес расценивает как предательство. Это не значит, что нужно хвалить ребенка и за проступки, но к своим замечаниям относитесь предельно внимательно.

Адекватное и уверенное отношение к себе

  • Похвала повышает самооценку. Важно ребенка и правильно критиковать.
  • Уверенность в себе появляется, когда есть опыт успеха. Только постепенное приобретение положительного опыта «от простого к сложному» в разных областях поможет преодолеть застенчивость. Можно начать с решения несложных житейских задач. Давайте ребенку небольшие поручения (например, самостоятельно что-то купить в магазине), предварительно детально объяснив ему, что и как нужно сделать, кому и что нужно сказать – это уменьшит страх. Если удалось ребенку успешно справиться, похвалите и поощрите его. По мере накопления позитивного опыта будет увеличиваться уверенность в себе.
  • Оценивайте не ребенка, а его поступки. Изменяйте не ребенка, а его поведение. Возможно, ребенок еще не успел приобрести необходимые навыки – помогите ему в этом, это поможет снизить уровень тревожности.
  • Обучайте ребенка навыкам общения. Расширяйте кругозор – это позволит легче найти общие интересы и точки соприкосновения с другими людьми.
  • Помогите ребенку решить вопросы, которые могут вызвать критику со стороны окружающих. Например, если появился лишний вес, помогите привести его в норму, организовав правильное питание; если зубы выросли кривыми, обратитесь к врачу-ортодонту – это можно исправить; более внимательно отнеситесь к одежде, которую носит ребенок.
  • Не позволяйте никому насмехаться над вашим ребенком!

Уверенность в себе появляется, когда есть опыт успеха.

Чувство собственного достоинства

  • Научите ребенка спокойно относиться к ошибкам: от них никто не застрахован, на них мы учимся всю жизнь.
  • В каждом человеке сочетаются сильные и слабые стороны. Ребенку важно увидеть свои достоинства, научиться ими пользоваться и не зацикливаться на недостатках: «Пусть я не очень хороший спортсмен, но отлично играю на гитаре».
  • Воспитывайте детей активными и самостоятельными. Пусть ребенок имеет свое мнение, пусть аргументированно отстаивает его. Послушные и согласные всегда и во всем дети – это так удобно для родителей и учителей, но этим мы губим самостоятельную личность.
  • Как можно раньше приучайте ребенка принятию решений и ответственности за свои поступки – только так можно развить уверенность и самостоятельность.

Робкие дети не ощущают всю полноту жизни, много сил отбирает борьба с тревожностью и неуверенность. Оказав своему ребенку помощь в преодолении болезненной стеснительности в раннем возрасте, вы окажете ему неоценимую услугу. Со взрослением проблема застенчивости может больше усугубляться, преодолеть ее будет еще сложнее.

Ведь мы, родители, счастливы, когда ребенок успешен, радостен и чувствует вкус жизни.

Любящие родители готовы с самого раннего возраста развивать свое чадо, расширяя его кругозор и ускоряя созревание. Безусловно, это замечательно, что кроха не отстает от своих сверстников или даже «на шаг впереди» их. Однако, хочется, чтобы малыш свою сообразительность и талантливость проявлял не только дома, но и среди гостей, в детском саду, на улице. Но что делать, если ребенок очень стеснительный, и видя незнакомого человека, начинает замыкаться в себе и искать укрытия у мамы или папы?

Способы раскрепощения тихони

Зачастую активный дома ребенок из-за повышенного внимания взрослых мигом превращается в тихоню. Прежде чем искать выходы из подобной ситуации, важно найти причину загадочного молчания.

Исследования показали, что характер и застенчивость малыша может проявляться генетически. Здесь ничего не остается делать, кроме того, как смириться и отпустить ситуацию. Вдобавок, молчаливое состояние малыша может быть связано с его взрослением – детки до 5 лет, уже ясно оценивая обстановку могут стесняться чужих людей.

Перебороть застенчивость малыша можно двумя путями: работа непосредственно над психикой ребенка и отношение родителей к своему карапузу. Подобрать ключик с первого раза практически невозможно. Поэтому нужно набраться терпения и настойчиво двигаться вперед.

Что делать, если ребенок очень стеснительный: советы

  • Позволить выражать свою застенчивость, не акцентируя на этом внимание – как только малыш привыкнет к новой обстановке и осмотрится, поведение изменится в лучшую сторону;
  • Заранее рассказывать подопечному о встречах с новыми людьми или знакомыми в непривычном для него месте – пусть дошкольник заранее начнет бороть в себе чувство беспокойства и страха;
  • Дать почувствовать свою значимость, поверить в свои силы и проявить инициативу – уверенность и упорство отлично подавляют стеснительность;
  • Внимательно слушать кроху, проникнуться его чувствами и переживаниями, показав свой интерес и уважение к его играм и делам – отзывчивость и участие родителей в жизни ребенка двигает его вперед к новым открытиям.

Преодолев внутреннее эмоциональное напряжение, ребенок откроет свои чувства окружающим!

Изменение внутреннего мира

Семейные конфликты или осуждение воспитателя накладывает большой отпечаток на психическое состояние крохи. При неадекватном поведении воспитателя или учителя лучше поменять группу или класс, а родителям приложить все усилия на поддержку своего чада. Застенчивость обязательно уйдет, если малыш чувствует любовь и внимание со стороны близких. Поэтому добиться желаемого результата можно, выполняя следующие рекомендации:

  • Помочь ребенку повысить самооценку – многократная похвала за выполнение любых заданий поднимет уверенность в себе и придаст решительности;
  • Поддерживать и защищать малыша в непростых для него ситуациях;
  • Чаще говорить ему слова любви и ласки;
  • Стараться быть спокойными и сдержанными даже, если ситуация тупиковая;
  • Высоко оценивать старания и достижения своей крошки, по возможности вручать небольшие подарочки;
  • Не заставлять ребенка быть активным с чужими людьми – всему сове время;
  • Объяснять крохе, что даже взрослые допускают ошибки;
  • Стать лучшим примером для своей «кнопки», не стесняться выражать эмоции и чувства.

Чего нельзя делать

Выделяют и обратную сторону правил на то, что нельзя делать, если ребенок очень стеснительный. Категорически нельзя его наказывать за стеснение, насмехаться и сравнивать кроху с другими активными детьми. Также важно исключить обстоятельства, пугающие малыша, чтобы избежать еще большего замыкания.

Главное, помнить, что ранимому карапузу нужно пережить много ситуаций, чтобы окончательно перебороть себя и свой страх перед возможными неудачами. Застенчивые дети нуждаются в еще большем уважении и деликатном отношении. Забота и теплые чувства – это лучшее лекарство от детских проблем!

Застенчивый ребенок

Анна ДМИТРЕНКО

Четырехлетняя Лена робко жмется к ногам мамы, пока двое детей - ее друзей - оживленно играют на площадке. “Ну что же ты, подойди, это же твои знакомые, неужели забыла?” - уговаривает Лену мама. Она тянет малышку за руку: “Олечка, Дима, примите Лену в игру!”. “Давай с нами!”, - бросает через плечо пятилетний Дима и продолжает строить шалаш из веточек. А Лена так и остается стоять в сторонке, не решаясь принять участие в общем деле.

Почему так бывает: одни детки бойкие и активные, а другие робкие и застенчивые? Как помочь застенчивому малышу стать общительнее и раскованней? Если вы задаетесь этими вопросами, помните: вместе с вами ответ на них ищут примерно пятая часть всех родителей.

Природная предрасположенность

Еще в шестом веке до нашей эры Гиппократ выделил четыре типа личности, которые мы позже стали называть темпераментами. В пятидесятые годы ХХ века исследователи вновь вернулись к изучению качеств человека, стойко сопровождающих его с раннего детства и до старости. Самыми распространенными оказались сдержанность и недостаток ее. Психолог Дером Каган описывает, что сдержанные дети проявляют свой темперамент с первого дня после рождения, реагируя на все новое с осторожностью и нерешительностью. Такие дети склонны отступать или раздражаться при встрече с незнакомыми явлениями, пугаться незнакомых, искать убежища у матери. Согласно исследованиям, около 20 % здоровых малышей легко возбуждаются от незнакомого окружения и потом тяжело успокаиваются. Большая часть из них в последствии становятся несмелыми, осторожными детьми.

Родителям очень важно правильно воспитывать застенчивого ребенка, чтобы не усугубить его стеснительность, а наоборот сгладить ее. Вырастет ваш малыш нелюдимым и нервным или спокойным и наблюдательным во многом зависит от вас.

Ошибки в воспитании

Наш консультант - детский психолог Галина АПОСТОЛОВА. Глубинные причины застенчивости следует искать в раннем детстве. Ощущение СЕБЯ в возрасте до пяти лет является базой для формирования внутреннего мира взрослого человека.

Застенчивость прежде всего связана с низкой самооценкой, которая проявляется в том, что малыш оценивает свои возможности и способности ниже, чем они есть на самом деле. Психологи часто трактуют застенчивость, как "склонность к уединению и скрытность по причине неуверенности в себе", "неловкость в присутствии других людей".

Свои страдания застенчивые дети переживают молча, не делясь с окружающими, тем не менее, весь их внешний облик говорит: "Я - застенчив". Застенчивость во внешнем поведении проявляется в скованности и неловкости движений, в замкнутой сосредоточенности лица ребенка. На физиологическом уровне - даже в учащении пульса и дыхания.

Формированию этой черты могут способствовать:
ранняя и потому болезненная разлука с матерью, которая является причиной излишней чувствительности и зависимости ребенка от эмоционального состояния окружающих людей, что, в свою очередь, формирует у него застенчивость и неуверенность;
излишняя принципиальность и строгость родителей, зависимость проявлений внимания и любви от того, насколько оправдываются ожидания отца и матери;
завышенные требования и ожидания по отношению к ребенку, которые часто является причиной его проблем в дальнейшей, взрослой жизни.

Не сравнивайте своих детей с другими

Трехлетний Ваня гуляет с мамой на детской площадке. “Ну, иди же, покатайся с горки”, - подталкивает его мама. Ваня нерешительно направляется к горке, осторожно ставит ножку на первую ступеньку и останавливается, озираясь на мать. “Я поймаю тебя внизу, не бойся, посмотри: малыши не боятся, а ты боишься. Ну и трус!” - с досадой произносит мама, пытаясь заставить сына забраться на лестницу. “Что за наказание! Почему другие дети могут, а ты нет!” - вздыхает она.

Если у вашей подруги сорванец-холерик, не спешите завидовать: у этого малыша другой ритм развития, а у его мамы другие, не менее серьезные проблемы с ним. Главная ваша задача - верить в ребенка так сильно и убедительно, чтобы малыш поверил вам и “заразился” вашей верой. Тогда он станет уверенным в себе человеком. Ведь известно: добиться чего-то в жизни, можно только веря в свои силы.

Наберитесь терпения. Дайте им время привыкнуть к новому

Стеснительная Леночка через неделю увлеченно играла с Олей и Димой.
Ее маме просто надоели попытки вовлечь дочку в коллектив и она оставила ребенка в покое. Лена привыкла к сверстникам, изучила их характер, правила общения, любимые игры и незаметно для всех стала принимать участие в совместных играх.

Торопить несмелого ребенка - значит вводить его в состояние писхологического давления, которого нежные и ранимые детки не выдерживают. Срабатывают защитные механизмы психики - дети еще больше замыкаются, уходят в себя.

Увещевания и нотации не помогают

Тревоги малыша иррациональны по своей природе, ведь сам ребенок лет до семи живет в мире чувств и образов, а не здравого смысла. Говорить словами “здесь нет ничего страшного” бессмысленно. Нужно дать ребенку почувствовать себя в безопасности. А что лучше прогоняет страх, чем мамина ласка, мамина близость?

Ни в коем случае не давите!

Наша дочка, очень стеснительный ребенок, боялась многого. Новых людей, незнакомых просторных помещений, громких звуков, театра, клоунов в цирке, чужих квартир. Наши аппеляции к здравому смыслу ничего не давали.

Больше года наша Надя не ходила ни в цирк, ни в театр. За это время она подросла, забыла прежние тревоги, заметно укрепилась ее уверенность в себе. Затем мы пошли в кукольный театр. Куклы были Надиными друзьями уже давно, и бояться их ей просто не пришло в голову. Позже мы успешно посмотрели цирковое представление, где выступали ее обожаемые зверушки, а со временем с успехом “выдержали” игру “живых” актеров в детском театре.

Застенчивому, робкому ребенку нужно дать время познакомится, приглядеться, понять законы, которые действуют в новой ситуации, будь то компания сверстников, новый воспитатель, новая квартира. Только убедившись, что ему там ничего не угрожает, он сможет успокоиться.

Нельзя кричать ни на детей, ни в присутствии детей

В 3,5 года Саню отдали на занятия музыкой. Музыкальный, нежный мальчик очень любил песенки, игры под музыку. Но в группе было несколько непоседливых мальчишек. Они часто баловались и мешали заниматься. Учительница время от времени делала им замечания повышенным голосом. Вскоре Саня со слезами на глазах отказался ходить на музыку. Ему казалось, что именно он виноват в том, что учительница кричит, что именно им она и недовольна. Мама Сани с пониманием отнеслась к этой проблеме и перевела малыша в другую группу. Она поняла: если впечатлительный малыш отказывается ходить на занятия, плох не ребенок, а его преподаватель.

Повышенная требовательность родителей - опасна

Паша учится в первом классе. Его природная застенчивость, излишняя требовательность матери, непонимание учительницы в классе привели к тому, что мальчик стал заикаться при ответе у доски.

По наблюдениям специалистов, именно в семьях, где лидером является женщина, дети часто вырастают застенчивыми, безвольными и безынициативными. В этом случае срабатывают защитные механизмы поведения: не выдерживая жесткого и пристального внимания к себе, в силу излишней чувствительности, ребенок может, например, постоянно улыбаться. Улыбка не всегда соответствует ситуации. Так было и с Пашей. Под пристальным взглядом учительницы мальчик начинал нервно улыбаться. Учительница воспринимала его улыбку как издевательскую ухмылку, наказывая двойкой. Мама дома “добавляла” за плохую оценку. Результат - заикание.

Так часто родителям приходится убеждаться на горьком опыте: излишняя требовательность и строгость к детям с утонченной душевной организацией приводит к прямо противоположному эффекту.
Мама изменила свое поведение, и к сыну постепенно вернулось чувство уверенности в себе, он избавился от страха плохих оценок и внутренней зажатости, а с ними ушло и заикание

Застенчивые дети обладают большим творческим потенциалом

Им особенно важна личная территория, возможность побыть в одиночестве. Наедине с собой они не скучают, а играют, адаптируясь и приспосабливаясь к сложным ситуациям, осмысливают и переживают все, прежде случившееся.

Мир фантазий у застенчивого малыша очень богат. И именно с помощью творчества можно помочь крохе стать увереннее в себе и общительнее. Сегодня никто бы не поверил, что наша дочка когда-то была болезненно робким ребенком. Она легко общается, у нее много подруг и друзей, она всегда жизнерадостна и спокойна. Как произошло это превращение? Мы попали в детский сад, где давление и принуждение не признавались методом воспитания. Развивали и воспитывали там детей при помощи ритма и мелодии, сказок и песен, рисунков и игр. Малыши переживали переполняющие их чувства в совместном творчестве. А что касается воображения и фантазии, Надюше здесь не было равных. Она раззнакомилась с детьми, увидела, что есть множество вещей, таких как лепка, рисование, сочинение сказок, которые она может делать не хуже, а лучше других. Это укрепило ее веру в свои силы, придало уверенности и спокойствия. Встречаясь в гостях с незнакомыми детьми, она стала делиться с ними любимыми сюжетами, учила “пальчиковым” играм, песенкам. Не проходило и полчаса, как детвора уже дружно играла в придуманную Надей игру.

Ничто так не объединяет людей, как общее дело, общие чувства

Для застенчивого малыша новый коллектив - большая проблема. Мама восьмилетней Ксюши, которая тяжело привыкала к новой школе, решила помочь дочке завести надежных друзей. Если они отправлялись в театр или музей, то всегда приглашали с собой кого-то из одноклассниц дочки. На день рождения, Новый год, Пасху и другие праздники у них собиралась веселая детская компания, устраивались конкурсы, игры, сладкий стол. Ксюша стала чувствовать себя уверенно среди одноклассников, приобрела новых подружек и позитивный опыт общения.

Позитивный опыт – лекарство от застенчивости

Нужно ли оберегать малыша от сложностей жизни, если рано или поздно он все равно с ними столкнется?
Да, это неизбежно. Вопрос лишь в том, встретится ли он с ними уверенным в себе, уравновешенным, не отягощенным комплексами человеком, или запуганным неудачником, привыкшим к своей “второсортности”.

Не нужно “подставлять руки” на каждом шагу, нужно создать условия для развития самостоятельности и веры в себя. Родителям важно предоставить ребенку определенную свободу, возможность самому принимать решения и решать проблемы. Но не менее важно не бросать его наедине с трудностями, к которыми он пока не готов. Помните: опыт неудач и поражений приземляет, опыт побед и успехов окрыляет. Помогите вашему малышу!

Статьи похожей тематики.