В научный мир понятие «архетип» ввел Карл Густав Юнг, который выделил такие виды бессознательного, как индивидуальное и коллективное. Первое касается того, что несет сам человек, то есть желания, воспоминания, импульсы, а также личностный опыт, который был «вычеркнут» из сознания. Коллективное – это информация психического мира всего человечества, в том числе опыт предков, отзвук из древних времен. Ко второму типу бессознательного принадлежит также информация, которая несет вне зависимости от сознания огромную энергию, влияющую на нас изнутри, и смысл, который постичь мы не можем. По мнению самого Юнга, коллективное бессознательное имеет более глубокий слой, чем индивидуальное.

Что такое архетип? Архетип – это способ действия, влияния бессознательного на сознание. Это также универсальные врождённые психические структуры, которые происходят от инстинктов и заложены в природе человека; это составляющие коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Они представляются в определенных паттернах (моделях) поведения, которые находят свой облик в повседневной жизни. Можно сказать, что это своего рода сигнал из древности и мощного бессознательного.

Существует большое количество архетипов; начиная с древних времен они проявляют себя в мифах, легендах, сказках всех народов. Да, в этой концепции есть множество спорных моментов, на что сам Юнг неоднократно обращал внимание. На протяжении всей своей жизни он написал большое количество научных работ, которые впоследствии подтвердились клиническими и практическими наблюдениями.

Обратим наше внимание именно на женские архетипы . Будут ли они правдивы? Сказать точно невозможно, но данная гипотеза, выдвинутая еще Карлом Юнгом, безусловно, имеет огромный потенциал.

При изучении основных теоретических и практических данных, в первую очередь хотелось бы выделить такой архетип как источник .

Источник – это энергия, которая выходит из поверхности земли, объединяющая всю природу (начиная от деревьев, рек, морей и до всего окружающего нас); то, что дает нам душевные силы. Так как в древнем мире именно женщины отождествлялись с природой и всем прекрасным, то этот архетип относится в первую очередь к ним. Во многих легендах говорится, что прекрасная половина владеет той силой, которая соединяет мир природы и самих людей.

Источник как символ занимает огромное место в мифологии различных культур, однако человек того времени давал ему разные имена, например, античные греки связывали его с нимфами, славяне – с русалками, самодивами, в скандинавских мифах были альвы, в кельтском фольклоре - феи.

В разных народах они имеют свои собственные характеристики, но если рассмотреть их внимательнее, то можно найти сходства. Нимфы в греческих легендах упоминаются как девушки, олицетворяющие саму природу и владеющие стихийными силами и божественной красотой.

Древние греки каждой давали свои имена. Так, например, нимф лесов и деревьев назвали дриадами, гор – ореадами, морей – нереидами. Это объясняется тем, что в древнем мире происходила дифференциация всех природных явлений, но взаимосвязь между ними, без сомнения, сохраняется.

В славянских легендах русалки занимали почетное место – они представляли культ растений, отожествлялись с самой природой. В некоторых легендах они описываются как девы с прекрасным цветом кожи и с венками на головах, которые могли превращаться в животных и птиц.

Русалки жили глубоко в реках и морях, что есть схожим с греческими мифами, в которых аналогичные персонажи жили либо под землей, либо в воде. Также как и русалки, они были очень красивы и носили венки или просто цветы.

В этом можно увидеть некий символ, ведь место обитания этих существ помогало черпать энергию, которая выходили из глубин земли, и приносить ее в мир людей.

В скандинавских и кельтских мифах также можно проследить женское олицетворение той силы, которую дает нам сама природа. Их функцией было поддерживание гармонии и покоя в мире.

Главным психологическим процессом, который объединяет эти фигуры, есть высокая чувствительность. Во всех приданиях можно найти сходство в том, как они воспринимали звуки природы, то есть можно предположить, что у них был абсолютный слух. Из-за этого им приписывают главную особенность – песни.

Еще одна интересная связь: если рассматривать все эти персонажи с точки зрение личностей, то можно заметить, что большинство из них были интровертами с ощущаемым типом. Они погружались в переживания природы, которая была их частицей.

Для них, как интровертов, было необходимо свое собственное пространство, где никто не побеспокоит, и они бы занимались только одним делом, что свойственно представителям такого типа личности. Неоднократно в мифах и легендах описывалась ситуация, когда кто-то дерзил чрезмерно воздействовать на наших героинь, и тогда они проявляли агрессию и гнев.

Женщина-носительница данного архетипа имеет творческий потенциал, который ей дарит сама природа и который может сублимироваться в художестве, музыке, разных творческих профессиях, и, что самое важное, – этот потенциал она бессознательно может передавать другим с помощью слов, действий (иными словами, вдохновлять). Это умение она черпает из самой природы, ведь можно заметить, как ее тянет к лесам, водоемам – этим таинственным местам, где находится тот самый источник.

Но иногда женщины не могут овладеть и справиться с той силой, что дает им источник, вследствие чего они ощущают давление и переходят в состояние меланхолии, а также проявляют хитрость и гнев.

Уважение и нежность женщины проявляют в заботе о других, животных, растениях, они чувствуют привязанность и связь с ними. Агрессивность – чаще только к тем, кто нарушает идиллию с природой и границу между творчеством и личностью. В отношениях с мужчинами они верны, хотя проявляют коварство и месть, если их избранник не проявляет ответную симпатию. Например, в греческом мифе нимфа Калипсо держала Одиссея на острове семь лет только из-за того, что он был верен своей супруге, а она тщетно желала быть с ним навеки, предлагая ему бессмертие и вечную юность.

Данный архетип является очень древним и очень сильным, так как энергия природы огромна и понять ее можно только осознав смысл, который скрывается во снах и действия.

Источник как архаическая сила имеет множество нюансов, которые все еще нужно проверять и глубоко изучать, но однозначным он есть тем, что приносит гармонию и спокойствие души.

Следующее, на что хотелось бы обратить внимание, это архетип жертвы либо самопожертвования .

В фольклоре разных народов описываются женщины, которые приносят себя в жертву ради любимого, ребенка или семьи.

Так, например, в японской мифологии есть интересная легенда о самопожертвовании как символе любви и нежности принцессы Ототатибаны, которая была прекрасной женщиной, женой воина и принца Ямато. Но он был равнодушен к супруге, смотрел на нее с высока и морально ее терзал. Она делала для него все, но взамен так и не получила заботу. И однажды принц влюбился в другую обворожительную принцессу Миядзу. Он настолько к ней привязался, что совсем забыл Ототатибану и дал слово жениться.

Как-то раз Ямато собирался переправится через речку и сказал, что ему не надо много лодок, ведь он может и перепрыгнуть ее. Но уже на средине реки на них обрушился гнев морского владыки Рюдзина и поднялся сильный шторм. Ототатибана встала и принесла свою жизнь ради мужа, чтобы тот смог благополучно добраться до берега, и ветер сразу же стих. После этого Ямато горько раскаивался за свое недостойное поведение по отношению к жене и до конца своей жизни был предан только ей.

Как можно объяснить такое поведение Ототатибаны? В греческом словаре есть понятие «агапе» – один из разновидностей любви, бескорыстная страсть, безусловная, чистая. Такое чувство подразумевает способность видеть слабые стороны характера, недостатки, но прощать и забывать о них, и именно такая любовь была у принцессы.

Подобные образы можно найти и в славянской, скандинавской, древнегреческой истории, они будут отличаться по содержанию, но похожи именно архетипом жертвы .

В современном мире можно встретить этот архетип у женщин, которые бескорыстно любят своих мужей, но не получают должного внимания, нежности, заботы. И тут напрашивается интересный вопрос: почему не уйти от такого мужа? Именно «агапе» объясняет любовь, которая не зависит от внешности, поступков, она бескорыстна. Возможно, Ототатибана верила в мужа, несмотря на то, что он терзал ее.

Архетип жертвы может проявляться у женщин, которые в отношениях не доминантны, слабы, не принимают решений, которые делают все ради любимого и остальное для них не имеет значения. Они хорошие домохозяйки, создают уют в семье и искренне любят своих детей.

При психологическом давлении их состояние переходит в меланхолию, но апатия не может взять верх потому, что бессознательно они обязаны сделать все для родного человека.

Описанные архетипы имеют влияние на нас еще с давних времен. Да, в них безусловно можно найти недостатки, но столько мифов и легенд дошли до нас, что отрицать влияние коллективного бессознательно просто невозможно.

Каждый символ имеет свой смысл и, раскрывая его, мы становимся на путь, который открывает творческий потенциал, ведь прошлое так или иначе влияет на наше будущее, и забывать этого не стоит.

Дарья Черетун
психолог имидж-студии «Инверсия», магистр психологических наук, гештальт-терапевт, песочный терапевт

— Объяснить, что такое архетипы, непросто. Научная трактовка звучит так.

Архетип — прообраз, структурный элемент коллективного бессознательного. Те действия, состояния и процессы, в которых человек не способен отдавать себе отчет, часто унаследованные от предков через фольклор.

Эту тему глубоко исследовал Карл Густав Юнг. А точнее, ему пришлось ее исследовать. Дело в том, что у известного психотерапевта была не совсем обычная семья. Отец — пастор, мать увлекалась мистическими практиками, а дальняя родственница и вовсе считалась медиумом.

Наблюдение за близкими подтолкнуло его к написанию диссертации «О психологии и патологии оккультных феноменов». В ней он отметил, что у поэтов, пророков и мистиков наблюдаются те же состояния, которые психиатры встречают у больных, близко подобравшихся к психотическому состоянию (раскол личности). Подобные состояния прекрасно понимают творческие люди, которые в моменты вдохновения незаметно входят в легкий транс. Многое в этом трансе мы черпаем именно из коллективного бессознательного. Архетипы могут быть разными, но они помогают классифицировать те образы коллективного бессознательного, которые в конкретный момент времени примеряет на себя человек. То есть это его мотивы, взгляды, ценности и приоритеты.

Сегодня я расскажу о женских архетипах в мифологии, но опишу лишь ключевые, так как героинь очень много. Если вы захотите более глубоко окунуться в эту тему, советую прочитать книгу психиатра Джин Шинода Болен «Богини в каждой женщине», где представлена более обширная информация. Автор разделяла богинь на девственных реальной жизни это необязательно физический аспект, а, скорее, показатель цельности личности и независимости от мужчин), уязвимых (ориентированы на взаимоотношения, большая потребность в привязанности) и алхимическую богиню Афродиту (сочетает как независимость, так и близость в отношениях).

На самом деле, чтобы вести полноценную жизнь, нужно уметь объединять в себе нескольких богинь. Представьте, что есть трон. На нем не могут уместиться сразу все героини, правда? Однако можно в разное время предоставлять это место подходящей даме.

Начнем с девственных богинь.

Артемида

— Богиня охоты, плодородия, покровительница всего живого на Земле. Она ориентирована на внешний мир и социальные достижения, активно развивает свои таланты, удовлетворяет личные интересы. Очень самодостаточна. До старости сохраняет энергию. Ключевая жизненная позиция: «Я могу сама о себе позаботиться».

В наше время женщин такого архетипа очень много. Сильной зависимости от мужчин больше нет. Представительницы прекрасного пола могут добиться успеха в обществе, обеспечить и защитить себя. Некоторые мои клиентки действительно недоумевают: зачем им вообще муж?

Подходящий вид деятельности: женские организации, любые профессии, где есть соревнование и конкуренция, спорт, наука, творчество, политика.

Проблемы: Артемида отрезает свою собственную эмоциональность и дистанцируется от других людей, что ведет к одиночеству. Не найдя себе применения, она теряет почву под ногами и даже может впадать из-за этого в депрессию.

Рекомендации: важно не забывать о собственных недостатках, уметь слушать и слышать других, развивать способность к сопереживанию, осознать важность любви. Этой богине многому стоило бы поучиться у Афродиты, о которой мы еще поговорим.

Гестия

— Юная богиня семейного очага и жертвенного огня. Отличается спокойствием, мудростью, излучает любовь. Дарит женщине духовную проницательность, терпение, развивает чувство внутренней гармонии. Гестия прекрасно ведет домашнее хозяйство. В кризисных ситуациях женщины с таким архетипом не впадают в депрессию.

Подходящий вид деятельности: спокойный и размеренный. Хорошие психологи, писатели, воспитатели, фотографы.

Проблемы: Гестия может быть одинока и эмоциональна отчуждена. Успех — не ее приоритет, поэтому она нередко стеснена в средствах. Самооценка часто занижена. Но самое главное — очень трудно найти родственную душу.

Подходящий вид деятельности: все, что связано с домоводством и творчеством.

Рекомендации: Важно научиться выражать свои чувства и желания способом, который виден и понятен окружающим, говорить о том, что не нравится, отстаивать свои интересы. Нужно научиться взаимодействовать с другими, при этом не быть слишком откровенной (так как ее глубокий внутренний мир сможет понять не каждый).

Афина

— Богиня военной стратегии и мудрости. Она известна своим практицизмом и расчетливостью. Обычно такая женщина всегда элегантно выглядит, демонстрирует высокий интеллект, не поддается эмоциям, в конфликтных ситуациях умеет выбирать правильную тактику.

Афина побуждает сосредоточиться на том, что в первую очередь нужно самой женщине, а не окружающим. Она энергична, но при этом практична и все воспринимает без суеты и беспокойства. Однако мало расположена к сопереживанию.

Подходящий вид деятельности: бизнес, обучение, научная и политическая деятельность.

Проблемы: Афина великолепна на работе, но имеет сложности во взаимоотношениях. Может подавлять и даже пугать.

Рекомендации: Важно развивать эмпатию, не поддаваться искушению смотреть на других свысока. Можно привести другой пример. Афина — это и хорошо знакомая всем Медуза Горгона, которой нужно вернуться к собственной замороженной боли и оттаять.

Переходим к уязвимым богиням.

Персефона

— Богиня плодородия и царства мертвых. Дочь Деметры и Зевса. Легкая и воздушная, она была очень сильно привязана к матери, но затем ее похитил Аид и стал ее супругом. Поэтому у архетипа есть две ипостаси:

  • Персефона Кора — вечно молодая женщина-ребенок. Она весела, легка, податлива и непосредственна. Это мамина дочка, которая имеет очень сильную связь со своей родительницей, что и хорошо, и плохо одновременно.

Таких женщин, как правило, любят мужчины. Ведь они умеют ценить подарки и внимание, не будут часто спорить и конфликтовать, но есть одно но — мама! Если в жизни современной Персефоны не появится свой Аид, она может так и не выйти замуж, так как ей слишком уютно и тепло под крылом у матери. К сожалению, сильных, решительных и при этом мудрых и глубоких Аидов в наше время очень мало.

Подходящий вид деятельности : только не руководящие должности! Хороша работа, где не требуется много внимания и ответственности. Будет идеально, если ее начальником станет вдохновляющая ее женщина, за которой Персефоне захочется тянуться.

Проблемы: Эта героиня рискует остаться один на один со своими фантазиями, не замечая реальных мужчин. Если на пути попадаются препятствия, преодолеваются они с большим трудом.

  • Персефона, супруга Аида. К этой ипостаси жизнерадостная Персефона обычно переходит через тяжелые кризисные ситуации, болезненные переживания. Зрелая Персефона очень глубока и проницательна.

Подходящий вид деятельности: прекрасный психотерапевт, медиум, экстрасенс, ярко проявляются художественные и поэтические способности.

Деметра

— Богиня плодородия, покровительница земледелия. У многих женщин этот архетип главенствует во время беременности, когда появляется желание заботиться о ком-то.

Деметра очень практична и надежна. Даже для своего мужчины такая женщина становится второй мамой.

Подходящий вид деятельности: сферы, где необходимо воспитание и оказание помощи.

Проблемы: своему ребенку или своим ученикам дают мало возможности для отделения, могут давить авторитетом.

Гера

— Покровительница брака. Центр вселенной — супруг. Семейный союз — главная ценность.

Она может быть классической домохозяйкой, и в этой роли ей комфортно. Умеет создавать уют, окружать теплом, дарить заботу, но очень ревнива и мстительна.

Такие женщины прекрасно чувствуют изменение настроения избранника по взгляду, голосу, эмоциональному состоянию.

Подходящий вид деятельности: для нее ключевое — это карьера мужа, ее брак и есть ее работа.

Проблемы: Может осуждать незамужних женщин, быть достаточно высокомерной.

Осталась алхимическая богиня.

Афродита

— Богиня любви. Она более зрелая, чем все остальные. Несет в себе красоту, умеет ее создавать. В любом возрасте сохраняет сексуальность и привлекательность. За внешним фасадом видит красоту души. Умеет располагать к себе, вызывает симпатию и нежность.

Любовь проявляется в Афродите во всех аспектах. Будь то любовь к мужу, к ребенку, к друзьям. Такие женщины умеют жить и радоваться в моменте «здесь и сейчас». Им не очень важны профессиональные достижения, куда интереснее творчество и взаимодействие с другими людьми.

Подходящий вид деятельности: все виды искусства, медицина, журналистика.

Проблемы: Очень влюбчива, поддавшись сиюминутному порыву, не задумывается о последствиях. Подавление женской сути ведет к тревожности и депрессии.

Во всем нужен баланс, если чувствуете, что одна богиня вцепилась в общий трон и не собирается никому его отдавать, принудите ее уступить другой более подходящей на данный момент претендентке. Жизнь заиграет всеми красками только тогда, когда ваши внутренние богини договорятся между собой и для каждой найдется свое время.

Понимали материальный мир как единство 4 составляющих: Огня, Земли, Воздуха и Воды. Каждая из них олицетворяет определенные силы и качества, является носителем специфической энергетики.

Влияние этих природных элементов прослеживается не только на материальный мир, но и на психику человека. Это в равной степени касается как мужчин, так и женщин. Но сегодня наш разговор касается женской природы , поэтому остановимся на том, как именно стихии влияют на представительниц прекрасного пола. В частности, каждая из них способна дать женщине определенные качества:

Огонь дает энергию преобразования себя и окружающего пространства, пробуждает страсть. Огненная энергия помогает обольщать и очаровывать, а также противостоять негативным влияниям окружающего мира, дарит внутреннюю силу, помогает преодолевать жизненные трудности и добиваться успеха.

Воздух дарит возможность свободно проявлять себя в мире, помогает развиваться в профессиональной сфере, обостряет интуицию и стимулирует творчество. «Воздушная» энергия способствует интеллектуальному развитию, обучению, обостряет аналитические способности, помогает найти неожиданное решения там, где другие видят тупик.

Земля – это ощущение стабильности и безопасности, чувство покоя. Ее энергия незаменима для физического восстановления тела во время болезней, защиты от негативного влияния. Наполненность «земной» энергией дарит способность к организации пространства вокруг себя. А еще именно она отвечает за способность женщины родить и вырастить здоровых детей.

Вода наполняет нежностью и мягкостью, помогает приспосабливаться к обстоятельствам, не теряя при этом способности добиваться успеха тогда, когда невозможно действовать с позиции силы. «Водная» энергия помогает поддерживать отношения с любимыми и друзьями.

В психологии принято оперировать понятием «архетип», т.е. исконная роль, некий первоначальный образ, лежащий в основе человеческой сущности. Женщина проявляет себя в 4 основных ипостасях-архетипах: Любовницы, Музы, Хозяйки и Девочки. И каждому из них соответствует одна из природных стихий.

В идеале все четыре ипостаси должны проявляться с одинаковой силой. На деле же получается, что одни из них выражены в большей, а другие – в меньшей степени. В результате нарушается внутренняя гармония, и в каких-то сферах жизни женщина чувствует себя несостоятельной. Если же влияние одной из энергий слишком сильно, то женщина может «застрять» в одной из архетипичных ролей, не проявляя другие свои качества, необходимые для гармоничного существования.

Как проявляются природные стихии в различных женских состояниях?

Любовница

Этот архетип пробуждает в женщине стихия Огня. Любовница умеет и обольстить мужчину, и удовлетворить его интимные желания. Она – магнит, к которому партнера тянет, та, к которой он пылает страстью.

Недостаток огненной энергии приводит к тому, что женщина не чувствует себя привлекательной внешне, мужчины словно не замечают ее, она стремится в любой ситуации оставаться в тени.

Если же огненная энергия является доминирующей для представительницы прекрасного пола, она может пользоваться успехом у мужчин, ловить их восхищенные взгляды и с легкостью добиваться их расположения, а вот стабильные семейные отношения ей построить крайне трудно.

Муза

Способность быть Музой дарит женщине воздух. В этой ипостаси она способна вдохновлять мужчину, быть интересной и самодостаточной, достигать творческих высот и находить нестандартные решения в сложных ситуациях.

Если женщина ощущает недостаток воздушной энергии, она становится слишком зависима от мужчины и его мнения, ревнива и неуверенна в себе, ничто ее не вдохновляет, ей неинтересно жить, все мысли и силы направлены на то, чтобы удержать партнера около себя.

Если же энергия воздуха слишком сильна, женщина чувствует себя свободной и самостоятельной. Мужчины для нее – либо средство для достижения целей, либо конкуренты, а то и вовсе бесполезные создания. Она делает лишь то, что нужно и выгодно ей, не считаясь с мнением партнера. Таких дам в современном обществе принято называть стревами. Да, мужчина может восхищаться ею, может даже быть ее другом или гордиться знакомством с ней, но у него никогда не возникнет желания стать для нее защитником или покровителем.

Хозяйка

Энергия земли превращает женщину в Хозяйку, которая не просто обладает умением вести дом, растить детей и обеспечивать супругу устроенный быт. Ипостась Хозяйки – это способность организовывать свое жизненное пространство, приводить в порядок мысли, проявлять заботу о своих близких, оказать поддержку партнеру в трудной ситуации.

Если энергии земли недостает, женщина чувствует разброд в мыслях, не находит в себе сил выполнять домашние дела. Возможно, она и люди из ее ближайшего окружения не отличаются здоровьем.

Если же женщина слишком «заземлена», она рискует превратиться в «домашнюю клушу», рядом с которой мужчине будет, возможно, уютно и удобно жить, но вот интерес к ней он довольно быстро потеряет.

Девочка

Энергия воды позволяет женщине раскрыть в себе Девочку: существо непосредственное, веселое и живое. В партнере она видит героя, защитника, искренне радуется его успехам и заряжает его положительными эмоциями. Рядом с такой женщиной острее ощущается радость жизни, ее красота и гармония.

Если же водной энергии недостаточно, она начинает разочаровываться в мужчинах и в жизни в целом, подавляет в себе любые эмоции и чувства как «лишние», стремится все сделать самостоятельно, не умеет и не желает принимать помощь. Она перестает жить и начинает выживать.

Когда энергия воды бьет в женщине через край, она становится слишком похожа на ребенка, и рядом с ней может себя представить только мужчина с очень ярко выраженными родительскими наклонностями, который согласится всю жизнь выполнять роль отца. К тому же, такая женщина-ребенок выглядит мило и трогательно в пору юности, но с годами превращается в довольно смешное и жалкое существо.

Если вы чувствуете недостаток влияния той или иной стихии на вашу внутреннюю сущность, можно постараться восстановить связь с ней, используя различные техники.

Вся палитра женственности, женское внутри нас, целостное женское начало раскрываются нам в виде 7 женских архетипов.

В результате опроса выявили 7 символограмм женской сути: ведьма, амазонка, гейша, жена-мать, королева, фея и богиня.

Все важные моменты уже были определены в предыдущей статье Гармоничная личность: 7 мужских архетипов , поэтому сразу перейду к описанию архетипов.

1.Ведьма

ВЕДающая МАть, та, кто ведает внутренним миром и энергиями. Ведьма ищет способы влияния на подсознание. Как и архетип Разведчика, она собирает информацию и разведывает, но только не внешний мир, а внутренний. Положительная ведьма может исцелить от душевных ран, знает волшебные снадобья и заговоры. Славяне знают таких ведьм как красавиц-Берегинь, живших по берегам рек и озер в гармонии с природой и собой, и как Матушку-Йогиню, пока силами исправляющих славянскую историю на свой лад, из нее не сделали старую уродливую Бабу Ягу.

Отрицательная ведьма может загубить, иссушить душу и тело, навести морок на сознание. Такую ведьму мы представляем одинокой, живущей в дремучем лесу, в болотных топях старухой.

2. Амазонка

Смелая, физически совершенная и жестокая воительница, считающая главным достоинством свою свободу. Чтобы стать непревзойденными лучницами, амазонки удаляли себе одну грудь. Подобно мужскому архетипу Защитника, амазонка тоже является защитницей, она передовой боец женской составляющей личности. Амазонка в положительной полярности дает личности хорошую конкурентоспособность, неуязвимость, здоровую независимость и самодостаточность.

Отрицательная полярность Амазонки проявляется в личности в виде феминизма, открытого противопоставления себя окружающим, в маниакальном стремлении быть лучше всех, трудоголизме и нездоровой конкуренции женщины с мужчинами или мужчины…с женщинами.

3. Гейша

Третий земной архетип. Гейша – великая дипломатка. Она красива, ухожена, образованна и подкована в области искусства. Положительный полюс гейши являет собой воплощение женственности на земле, все краски творческих энергий, высокую эстетику эротичности, владение и управление своим телом, умение красиво изъясняться, искусство танца, умение восполнять и аккумулировать энергии, создавать комфорт.

Незрелая гейша с отрицательным полюсом отчаянно стремится обрести мужское покровительство, соблазняет, чтобы потом низвергнуть покровителя к своим ногам. Так она бессознательно мстит мужчинам за то, что когда-то стала «недолюбленной», отвергнутой отцом дочерью. В крайних случаях гейша в отрицательной полярности проявляется в виде торговли своим телом.

4. Жена-Мать

Вобрав в себя качества предыдущих архетипов, независимых, одиноких, не имеющих прочных союзов, Жена-Мать, наконец, хочет и имеет возможность создавать союз и продолжать род. В ней гармонично сочетаются две достаточно непохожие функции: жены и матери, что довольно сложно, учитывая к тому же, что потребность быть матерью намного более архаична, нежели потребность быть женой. В итоге обычно мы имеем Гипермать, которая подавляет остальные аспекты нашей личности, вбирая в себя всё пространство, отведенное для каждого архетипа. Гипермать – это та же Жена-Мать, но с отрицательным полюсом. Разрастаясь до невероятных размеров, Гипермать вынуждает женщину заботиться о мужчине, как о ребенке, контролировать его, всё и всех вокруг, заставляя забыть о том, как быть женой, любовницей, гейшей, просто женщиной.

5. Королева

Первый из трех «небесных» женских архетипов. Королева обладает безоговорочным чувством собственного достоинства, благородством и защищенностью. При этом она достойна и защищена не за какие-либо личные качества, а просто так, потому что рождена женщиной. Что касается положительного полюса Королевы, то он характеризуется достаточно высоким статусом социальной реализации, а так же функцией дарения, в том числе и дарения чувства достоинства, т.е. Королева способна пробудить достоинство в других людях. Она своевременно и гармонично управляет своими внутренними и внешними процессами.

В негативном полюсе мы можем увидеть Снежную Королеву, жесткую, напряженную, агрессивную и эмоционально холодную, удушающую своей властью, из-за недостатка защищенности.

6. Фея

Зрелая Королева, раскрывшая свою функцию дарения, поднимается на еще одну ступень и становится Феей. Фея по мановению волшебной палочки меняет наше бытие к лучшему, решает проблемы и приносит в жизнь радость. Она имеет высокий уровень духовности и расширенное сознание. Ориентация личности на успех, на более серьезное отношение к своему здоровью, повышение качества жизни, всё это результат работы нашей внутренней Феи. Она исцеляет и распространяет свои духовные знания, благословляя окружающий мир.

Как такого, негативного аспекта, у архетипа Феи нет. Кроме избыточного служения окружающим и утомления в порывах спасать и исцелять.

7. Богиня

Последний этап на пути к женской целостности. У Богини намного больше власти, чем у Феи. И в отличие от феи, которая в изобилии дарит легкость и радость окружающим своими деяниями, Богиня использует свою власть для реализации четких целей. Людей с хорошо развитой Богиней легко узнать по незабываемому блеску в глазах, легкой, уверенной походке, по событиям их жизни: когда создается впечатление, будто весь мир, природа, окружающие помогают им осуществить самые невероятные планы, будто обстоятельства нарочно складываются наилучшим для них образом.

Для личностного роста очень важно выявить, какие архетипы еще нужно в себе доразвить. Кому-то пора вытаскивать из темного болота на прекрасную светлую полянку у реки свою Ведьму, кому-то раскрыть творческий потенциал своей Гейши, другому отогреть Снежную Королеву. И в этом вам помогут те архетипы, которые у вас хорошо развиты.

О взаимодействии мужских и женских архетипов читайте в следующей статье. Продолжение следует…

Согласно разным концепциям, 20% в человеке — это сознательное, а 80% — бессознательное. И это врожденные психические структуры, которые обладают огромными ресурсами и имеют очень большое эмоциональное влияние на человека. Они не оторваны от жизни, поэтому можно развивать свои мужские и женские качества, пользуясь их силой, их поддержкой. В том числе, можно пользоваться не только теми архетипами, которые мы рассмотрим, а вообще всеми образами, которые имеют архитепическое значение, начиная от стихий и заканчивая хищниками, дедами морозами и вообще солнцем и луною. И все они укрепляют мужские и женские качества, которые можно инициировать.

Выделяют три круга личности, и мужское получается главное, защищающее. Но с другой стороны, у женского в личности тоже есть очень важная функция — функция вынашивания : это когда вот это мужское, которое защищает, может восполнить внутри личности, внутри женского, свои ресурсы. То есть наша мужская часть (и в мужчине, и в женщине) обращается за поддержкой к женской.

Мандала архетипов Юнга

Это такой инструмент для работы, который уже много лет успешно функционирует. Мандала разделена на 2 части с подструктурами – в мужском начале выделено 7 функций, которые взяты из исследования Брюса Уилкинсона. Женское начало описано на основе исследований Юнга. Каждая мужская функция дополнена соответствующей ей женской. Это соответствие было проверено опытом. И видно развитие каждой функции, очередность и направление. Каждая следующая пара включает в себя предыдущую. То есть если в мужчине, например, достаточно хорошо развит разведчик, то потом он из разведчика может стать защитником, из защитника – кормильцем, из кормильца – генералом.

Что очень важно – это работа со взрослыми частями личности, то есть сформированным взрослым слоем психики. Если детский слой не исцелен, если не произошла сепарация, то при работе детское начало будет капризничать. Сначала нужно поработать с детским слоем.

Для примера можно привести алгоритм работы с образом, например, медведя .

  • сядьте удобно, расслабьтесь, ощутите опору под ногами, закройте глаза, почувствуйте свое дыхание;
  • представьте образ медведя: это может быть любой образ, все, что представится – хорошо;
  • возьмите сколько вам нужно времени, чтобы образ появился сам собой;
  • когда образ появился, рассмотрите его. Как он выглядит? Какого он размера? Какого он возраста по человеческим меркам? На каком расстоянии от вас он находится? Что он делает? Какое впечатление у вас от него? Какие чувства возникают?
  • поблагодарите мысленно этот образ и себя за работу;
  • потянитесь всем телом, сожмите-разожмите кисти рук и откройте глаза.

Если вы вспомните сказку «Маша и медведь», в ней медведь обучает Машеньку фактически быть ему женой: ухаживать за ним, готовить еду, подавать ему тапочки. И детям тоже часто дарят мишек, они их тискают, ходят с ними – это обозначает теплый телесный контакт с отцом.

А теперь ответьте на вопрос: если подумать и представить себе вашего отца, насколько похож или не похож этот медведь на него? Похож ли он на то, как ваш отец вас защищал?

Помните: важно, чтобы тот, кто тебя защищает, еще и остался с тобой в контакте. Ну, например, когда в дом стучатся чужаки, отец может объяснить детям ситуацию и помочь им спуститься в погреб, а может втолкнуть их туда силой. Он, конечно, их защищает, но контакта никакого нет.

Если представился мультяшный медведь без клыков, без когтей, значит, либо контакт настолько нарушен, что хочется дистанцироваться от отца, либо отец слишком мягкий, слабый.

Архетипические пары

Разведчик + Ведьма


Разведчик — это познавательная функция, которая начинает развиваться еще в довольно раннем детстве, когда ребенок начинает собирать информацию, учится ее использовать и налаживает контакты с внешним миром. Разведчик – за связи во внешнем мире . Дети, когда начинают расти, везде лезут, особенно мальчики. И мальчику очень важно позволить залезть на все деревья, на которые он только может залезть.

Ведьма же ведает внутренний мир, изучает чувства . Девочка в этом возрасте знает про отношения и про себя больше, чем мальчик. Если брать, например, трехлетних мальчиков и трехлетних девочек, девочки гораздо лучше ориентируются в отношениях, кто кому и почему улыбнулся, а мальчики ориентируются на местности – что где лежит, как куда пройти и т.д. Девочки играют в куклы, в семью, а мальчикам интересны войнушки, разведки и все такое.

Если в мужчине слабо развит разведчик, то его женской части приходится брать все в свои руки, под контроль. И тогда она становится самой настоящей ведьмой из сказки, которая без приглашения пришла и всем все испортила. А разведчик в таком случае будет таким заблудившимся и потерянным. А это, вообще-то, центр самосознания личности, именно здесь формируются цели, контакт со своими чувствами, с внешним миром.

Слабый разведчик также может характеризоваться тем, что попадает под влияние чего-нибудь. И если речь идет о женщине, то она, скорее всего, имела гиперопекающую мать. То есть когда девочка в детстве лезла и развивала своего разведчика, играла с мальчиками, мама ей говорила: «Куда ты полезла, ты же девочка!», «Веди себя хорошо» и прочее. И этой женщине, соответственно, нужно своего разведчика подрастить. Потому что когда он, наконец, поймет что ему делать, ведьма расслабится, и в личности останется гораздо меньше напряжения.

Защитник + Амазонка


Защитник – это разведчик, который уже понял, куда он идет и что ему нужно. Он защищает личность. Это мальчики, которые уже вырастают, становятся подростками, начинается конкуренция, активный контакт со сверстниками за пальму первенства, проявление себя. И защита очень важна на этом уровне – это границы и автономия.

Амазонка — такой персонаж, который конкурирует не только с женщинами, но и с мужчинами . Защитник, если он не ресурсен, представляется таким убийцей, который машет мечом без разбора, потому что нет вектора, куда направить агрессию.

Нересурсная амазонка очень напряжена. Она не может идти на контакт с мужчиной, она на него зла, ведьма злится в ней очень сильно. Это такое отвержение мужского начала, которое как раз приводит к позиции: «раз так, я все сделаю сама». Именно это происходит при слабом защищающем мужском начале в женщине.

Кормилец + Гейша


Кормилец включает в себя и разведчика, и защитника. Он отвечает за выживание всей системы . Система – это он и женщина, которая рядом.

Мужская сила уже подросла, ответственность также растет. Мужчина начинает приобретать отцовские качества, хочет заботиться. Если он «в минусе», тогда он становится трудоголиком. Он не в контакте со своей гейшей.

А гейша – это его вторая часть: гедонистка, творческая натура, вдохновительница и сексуальная женщина . Удовольствие, которое гейша дарит мужчине, она ему дарит не ради денег, а потому что любит его. Но она может это делать только когда она сыта. Поэтому, если мы говорим об удовольствии, то очень часто оно включается, когда человек уже накормлен, потому что того, кто не накормлен, интересует только как бы и что поесть.

Кормилец без ресурса – это, в том числе, муж-алкоголик или наркоман. То есть кормилец перенапрягается, потому что он пока не может отдавать, он сам еще должен «есть». И чаще всего у такого мужчины жена — такая сердобольная гейша, она задабривает, она говорит: «Ну давай пойдем на работу, давай тебя устроим, полечим тебя, вот там клиника хорошая есть». В это время ведьма говорит: «Да что это за мужики, вообще никакой поддержки нет!», а амазонка взваливает все на свои плечи и работает на двух работах.

Генерал + Мать


На следующем уровне мужчина берет ответственность за жену и становится ей как бы немного отцом. Он приобретает такие несколько женские качества, становится чувствующим, защищающим, понимающим.

Генерал ведет за собой и принимает свою главенствующую позицию . Его отцовская верность помогает пережить все семейные катаклизмы, помогает не опуститься до измены. Генерал – это тот, у кого кто-то есть в подчинении, кто за кого-то отвечает. И только взяв ответственность за жену, мужчина может взять ответственность и за ребенка.

Если женщина начинает приносить большое количество ресурсов в семью, то у нее может не оставаться времени на удовольствия для того, чтобы быть гейшей. А кормилец, когда он в контакте с гейшей, начинает проявляться, перестает страдать работоголизмом, становится свободным художником, но при этом зарабатывает. Тогда гейша расцветает, вырастая к функции жены и матери, и начинает заботиться о себе.

Однако функция жены-матери не только в том, чтобы родить детей. Важно родить их при сохранении главенствующей функции мужа . Важно понимать, что внутри семьи есть такие невидимые границы, которые все равно отделяют мужа и жену от всех остальных. И эти границы должны быть сохранены. Этим и занимается муж-генерал и жена-мать.

Король + Королева

Король – это генерал-отец, который расширил свои интересы. Для него существует не только семья, но и еще что-то вокруг, люди, мир, и этот мир он создает для своей семьи. Мужчина становится отцом роду, народу, в лучшем случае, в максимальном развитии этой функции появляется родовое сознание. Королева помогает королю, она также может указывать и управлять.

Целитель + Фея

Целитель — это мастер, путеводитель, это ведающий человек, он сохраняет, исцеляет, спасает. Фея дарит и преобразует.

Дух + Богиня

И последние стадии – это божественное мужское и божественное женское. То, что вдохновляет, направляет, развивает, благословляет.