Сегодня совокупное производство шелковых тканей, уступает по объему лишь производству тканей из хлопчатобумажных нитей. При этом нужно понимать, что современный шелк изготавливается не только из натурального сырья, но и из химических или смесовых волокон, а доля аутентичной продукции на рынке незначительна и составляет всего 2-3% от общего объема.

Из чего делают шелковые ткани

Шелк ткут из натуральных, искусственных и синтетических нитей. Две последние разновидности можно объединить в одну группу – химическую. Натуральная ― элитная и дорогая шелковая ткань с большим количеством преимуществ, которыми не обладают ее химические аналоги, это:

  • Высокая гигроскопичность. Способность впитывать влагу до половины своего веса и быстро высыхать.
  • Гипоаллергенность. Не накапливает пыль, не электрилизуется, не вызывает аллергии, препятствует размножению микробов и нейтрализует неприятные запахи.
  • Отличная терморегуляция. Под такой одеждой в любую погоду сохраняется комфортная для человека температуру тела.
  • Воздухо — и паропроницаемость. Несмотря на высокую плотность изделия из природных волокон прекрасно пропускают воздух и водяные пары, обеспечивая оптимальные условия для жизнедеятельности организма человека.
  • Долговечность и износостойкость. Ткань шелк служит долгие годы без потери качества. Она устойчива даже к воздействию уксуса и спирта. Повредить ее можно только концентрированным раствором щелочи или кислоты или постоянным нахождением на солнце.
  • Пожаробезопасность. При попадании искры не горит, а лишь медленно тлеет, распространяя вокруг запах горелых перьев.

К недостаткам изделий из природных белковых волокон можно отнести:

  • высокую стоимость;
  • большую (до 5%) усадку;
  • плохое держание формы;
  • низкую термоустойчивость;
  • сложность при пошиве (сыпучесть, перекашивание).

Особенности производства

Производство шелка очень трудоемкий процесс, поэтому на протяжении веков проводились эксперименты для создания его синтетического аналога. Первые размышления на эту тему прослеживаются в труде известного английского естествоиспытателя Роберта Гука, изданном в далеком 1667 году. Чуть позже начинания Гука получили дальнейшее развитие в идеях его французского коллеги Рене Реомюра. А спустя столетие, в 1842 году немецкий изобретатель и фабрикант Людвиг Швабе представил миру прототип первой машины по производству химической нити. Прошло еще 13 лет после этого события, и в Англии был запатентован способ трансформации тутовой целлюлозы с применением серной и азотной кислоты. Дальнейшие эксперименты и практические разработки доказали на практике свою состоятельность, приведшую к тому, что все производимые сегодня виды шелковых тканей почти на 97% искусственные или синтетические.

Искусственные нити изготавливают из соединений целлюлозы. Волокна из этого природного, возобновляемого источника сырья больше всего соответствуют гигиеническим стандартам. В настоящее время существует три вида волокон сделанных из высокомолекулярной целлюлозы, имеющие разные сравнительные характеристики:

  1. Вискозные.
  2. Ацетатные.
  3. Триацетатные.

Помимо вышеперечисленных искусственных типов волокон, существуют и синтетические разновидности: полиамидные (например, капрон, анид, эпан) и полиэфирные (например, лавсан). Главными их недостатками считаются низкая гигроскопичность и повышенная электризуемость.

Почему химические аналоги натурального материала называют шелком?

Устоявшееся обозначение – шелковая ткань, уже никого не смущает, даже если покупатель приобретает изделие, являющееся результатом достижений химической промышленности. Но все же в идеале так можно называть только материал, сделанный из белковых нитей кокона гусеницы шелкопряда: тутового или дубового. А все остальные разновидности было бы правильнее именовать подделками, тогда не будет необходимости добавлять к настоящему шелку слово-приставку – натуральный.

Если подходить к вопросу принадлежности того или иного материала к шелку с позиции химии, то сразу становится очевидным их различие в молекулярной структуре. А если попытаться лабораторно синтезировать протеиновую структуру продукта жизнедеятельности уникальной бабочки, то на выходе может оказаться идентичный материал, стоимость которого, многократно будет превышать цену на натуральное сырье.

Нельзя объединить весь ассортимент этого вида тканей и по плетению. Существует огромное количество разновидностей, полученных с применением разных способов переплетения. Например, атлас, характеризуется атласным плетением, саржа – саржевым и т.д., но все эти ткани относятся к шелковым.

И все же почему все эти виды объединены в одну большую группу? Попытаемся разобраться в этом вопросе последовательно. На первое место можно поставить эстетическую составляющую на основании зрительного восприятия (например: я вижу – это из шелка). В качестве второго критерия связи можно поставить тактильное восприятие потребителем того или иного вида (например: на ощупь я чувствую, что это шелковая вещь). Рассмотренные аспекты, являются объединяющими факторами для всех сегментов шелковых групп и связанных подгрупп в независимости от того, из чего вырабатывается материал.

Подытожим. Цветовое оформление, блеск или матовость, эластичность, упругость, переливчатость, жесткость или мягкость и другие характеристики, будут теми условиями, что объединяет шелковые ткани по эстетическим критериям, то есть объединение следует искать в потребительских (ассоциативных) свойствах этой большой группы.

Виды шелковых тканей

Шелковые полотна производятся различными способами переплетения. Наиболее популярные из них:

  • атласное;
  • саржевое;
  • полотняное;
  • мелкоузорчатое;
  • крупноузорчатое.

Важным признаком всех этих разновидностей является приятный глазу благородный блеск.

По волоконному составу их делят на изделия из нитей:

  • натуральных;
  • искусственных;
  • синтетических;
  • смесовых.

Смесовый материал ― это необязательно смесь природных и химических волокон. Он может состоять и из только натуральных волокон, но разного происхождения. Например, в последнее время при пошиве костюмов и платьев очень популярна ткань шерсть с шелком в процентном отношении 60/40.

Все эти группы в свою очередь можно разделить еще и на подгруппы по фактуре:

  • креповые;
  • гладьевые;
  • жаккардовые;
  • ворсовые.

А также на подгруппы по назначению:

  • специального назначения;
  • штучные (покрывала и скатерти);
  • технические;
  • плащевые и курточные;
  • декоративные;
  • для текстильной галантереи;
  • подкладочные;
  • сорочечные;
  • платьево-костюмные;
  • платьево-блузочные.

Креповые ткани

К креповым относятся виды шелка, изготовленные с применением правой или левой креповой крутки в основе или утке. Такая крутка обеспечивает материалу шероховатость, мелкозернистость, подвижную структуру и драпируемость, а также хорошее растяжение и эластичность. Что касается переплетения, оно может быть как крепополотняным, так и чисто креповым.

Наиболее распространенные виды креповых материй это:

  1. Креп-шифон или шелк шифон – мягкая, полупрозрачная и легкая шелковая ткань из двух — или трехнитчатого крепа.
  2. Креп-жоржет – тонкая шелковая ткань, не настолько прозрачная, как креп-шифон, более блестящая, чем креп-сатин, сделанная из трех — и четырехнитчатого крепа.
  3. Креп-гофре – тонкий шелк, произведенный из креп-жоржета или крепдешина, отличается «жатой» поверхностью, достигаемой использованием уточных нитей с разной креповой круткой.

К полукреповым видам, в первую очередь, можно отнести тонкий шелк крепдешин. В его основу входит шелк-сырец (метакса), обеспечивающий данному материалу привлекательный глянец, а полотняное переплетение дает ему устойчивость структуры, эластичность и драпируемость. Изделия из крепдешина обладают пониженной сминаемостью, что обеспечивает практичность носки.

Так же к полукрепам относится такая плотная и тяжелая шелковая ткань, как креп-сатин и очень похожий на него внешне креп-атлас. Они отличаются гладкой лицевой поверхностью и мелкозернистой изнанкой и атласным плетением с креповым кручением нитей утка. Используются, повсеместно: от одежды для ежедневной носки, вечерних платьев и пеньюаров до скатертей, чехлов, штор и сценических жалюзи.

К полотнам репсового плетения относится креп-марокен, с очень сильно скрученной нитью в основе. Обладает хорошей износоустойчивостью и прочностью, рельефной текстурой и шероховатостью. Из него шьют повседневные и вечерние платья и костюмы. Еще один представитель репсового плетения, разновидность крепдешина ― файдешин с повышенной структурной плотностью, отчего его лицевая сторона без явного поперечного рубчика. Из нее также шьют одежду и иногда шторы.

Гладьевые ткани

Как и вышеперечисленные материалы они очень разнообразны по своему волоконному составу. Шелковая гладкая блестящая ткань может быть:

  1. С вискозной основой и ацетатным утком.
  2. С ацетатной основой и вискозным утком.
  3. С вискозной основой и триацетатным утком.
  4. С триацетатной основой и вискозным утком.

Полотна гладьевой подгруппы объединяют такие общие свойства как гладкая поверхность и невысокая плотность. Они изготавливаются полотняным, саржевым, атласным или мелкоузорчатым плетением из метаксы слабой пологой крутки, не дающей крепового эффекта. В перечень гладьевой подгруппы входят фуляры и туали, в основе которых находится метакса, а уток представляет собой нить с невысокой степенью кручения. Представители этой группы схожи по виду с хлопковыми, но более мягкие и блестящие.

Самые популярные гладьевые разновидности это:

  • Атлас — сатин или мокрый шелк – переливчатая шелковая ткань атласного плетения с блеском на лицевой стороне и матовой изнаночной частью. Хорошо драпируются.
  • Шелк-полотно – плотная шелковая ткань с мягким блеском и минимальной прозрачностью. Внешне схож со штапельным полотном, но обладает меньшей сминаемостью.
  • Муслин – тонкая, прозрачная шелковая ткань с переливами из нитей среднего (муслинового) кручения. Имеют приятный внешний вид, но имеют один недостаток – раздвигаемость нитей.
  • Шифон – тонкая и легкая шелковая ткань. Бывает как с гладкоокрашеным, так и набивным рисунком. Чаще всего используется для пошива блузок и платьев.
  • Туаль, фуляр – оба вида выполнены полотняным плетением и отличаются мягкостью и легкостью. Причем фуляр незначительно легче туаля.

Мокрый шелк в свою очередь тоже делится на несколько разновидностей: дюпон, шармез и фай ― с разной степенью блеска и разной плотности, используемые преимущественно для пошива роскошных вечерних нарядов и эксклюзивного постельного белья.

Жаккардовые ткани

Эта подгруппа отличается высокой декоративностью. Жаккардовое плетение придает материалу объем за счет всевозможных цветовых переливов от светлого к темному. А блеск, которым отличается эта переливчатая шелковая ткань с узорами, добавляет зрительному образу эффект металлизированной поверхности. Рисунки на жаккарде могут быть разными: цветочными, геометрическими, двухцветными, многоцветными. Дополнительными вкраплениями усиливаются контрасты фактуры, и подчеркивается рельеф.

Ассортимент жаккардовой подгруппы не очень большой. Сырьем для нее служит преимущественно ацетатное и триацетатное волокно. Жаккардовые полотна очень плотные, на ощупь жестковатые и отличаются одним очень хорошим качеством – не требуют значительных сил при уходе за ними. Области применения: нарядная и повседневная одежда, сценические костюмы, всевозможный домашний текстиль.

Ворсовые ткани

Ворсовые материалы отличаются повышенной декоративностью и нарядностью. Они очень не просты в обработке и работа с ними требует особых профессиональных навыков, включающих правильное раскладывание лекал и тщательность при обрабатывании швов. К главным критериям качества материала этой подгруппы можно отнести плотное и прочное крепление ворса, отсутствие недочетов в рисунке и его выразительность.

К ворсовым разновидностям относятся:

  • платьевой бархат – ворс сплошной, с устойчивым вертикальным расположением, достаточно плотный, небольшой. Чаще всего он гладкоокрашенный, реже встречается с набивным рисунком;
  • велюр-бархат – плотная материя с гладким, немного наклоненным вискозным ворсом длиной 2 мм. Такой бархат намного тяжелее платьевого;
  • вытравной велюр-бархат – ворс вискозный, не сплошной, а выполненный в отдельных участках полотен с учетом рисунка.

Как отличить натуральный текстиль от искусственного и синтетического аналога

Отличить натуральный материал от искусственного, в отличие синтетических аналогов, которые не являются природными, а существуют лишь в виде сложных химических соединений порой очень сложно. Кроме как положиться на личные ощущения, которые порой обманчивы, или использовать нехитрый способ проверки на горение, возможности выявить различие у обычного покупателя, просто нет.

Присмотреться следует к следующим признакам:

  • Синтетика более жесткая, не дает усадку, сильно электризуется, не впитывает жидкость, и несмотря на то, что синтетическая шелковая ткань тоже с переливами, они имеют более «резкий» блеск. При сожжении нити плавятся с характерным «пластмассовым» запахом.
  • Искусственный шелк не такой эластичный, как натуральный и сильнее мнется. На последнем признаке базируется органолептичекий метод сравнения: необходимо сильно сжать скомканный кусочек отреза в кулаке и выдержать несколько секунд, после чего расправить и посмотреть на результат. Полотна из целлюлозы, прошедшие для придания естественного блеска мерсеризацию, оставляют четкие заломы. Еще один способ – поджечь нитку «исследуемого» образца. Искусственная материя будет гореть «как бумага», ровным не прекращающимся горением, с соответствующим бумажным запахом.
  • Настоящий шелк приятен на ощупь и настолько гладок, что при подвешивании на руку, буквально «стекает» с нее. При прикладывании к коже он не вызывает дискомфорта: быстро нагревается до температуры тела, создавая эффект присутствия «второй кожи». Подобное качество проявляется из-за того, что натуральные нити являются протеиновым продуктом жизнедеятельности насекомого и не «чужеродны» для рецепторов нашей кожи. При поджигании природное волокно тлеет и при обычных условиях не способно самостоятельно гореть без внешних источников (быстро «скидывает» пламя). Во время тления «издает» слабый запах горелой шерсти или волос. После сгорания остается запекшийся комок, легко перетираемый пальцами.

Уход за шелковыми изделиями требует отдельного, индивидуального описания по причине «разношерстности», используемого для ее изготовления сырья.

[Оценивших: 3 Средняя оценка: 3.7]


Натуральный шелк – один из самых роскошных материалов для пошива одежды. У шелковых тканей богатая тысячелетняя история. Археологические находки подтверждают, что предполагаемое начало изготовления шелка было около 5 тысяч лет назад. Существует множество разных и интересных преданий о возникновении первых шёлковых нитей.

Когда и где произошло открытие шелка? Исследователи в один голос твердят – в Китае. Именно здесь в захоронениях были найдены фрагменты шелка. В Китае владели искусством и шелковой орнаментации, получая необыкновенную ткань с цветными узорами. Шелковые ткани уже тогда были разнообразны. В числе их были парча, плотный одноцветный узорный шелк, и тончайший шелковый газ. В орнаментах были отражены представления о жизни, природе и счастье.


Натуральный шелк – история происхождения ткани


Легенды повествуют о том, что одной из китаянок случилось увидеть, как от случайно попавшего в горячую воду кокона отделяется прекрасная сверкающая нить. А другой китаянке, имя которой известно – (2640г. до н.э.), захотелось вырастить тутовое дерево.

Дерево она вырастила, но пока выращивала, им заинтересовалась еще одна особа – бабочка, а проще сказать, моль. Бабочка начала питаться свежими листиками молодого деревца и тут же откладывала на его листьях грену – мелкие яйца, из которых в скором времени появились гусеницы.

Другие же легенды повествуют о том, что, императрица пила чай в саду, и кокон с дерева упал в ее чашку. Когда она попыталась извлечь его, то увидела, что за ним потянулась красивая блестящая нить. Как бы то ни было, но в Китае до сего времени шелк называют «си», по имени императрицы. В благодарность за открытие шелка ее возвели в сан божества Небесной Империи, и память о ней ежегодно отмечается.

А что было дальше, после того, когда появляются гусеницы? Стремясь стать бабочкой, они начинают создавать себе уютный домик – кокон из тончайшей шелковой нити, а точнее сразу из двух нитей, обвиваясь ими, и становятся куколками. Далее они перерождаются в бабочку, дожидаясь своего часа для вылета на свободу. И все повторяется.



Китайцы поняли, каким важным фактором в экономической жизни страны, может стать шелковая нить. Впоследствии коконы и шелк стали в древнем Китае средством обмена, т.е. своеобразной денежной единицей.

Шелк использовали для изготовления одежды, религиозных украшений, для императорского дома и его приближенных. Караваны со всех стран, приходившие в Китай, меняли свои товары на бесценную ткань. Китай процветал. Для дальнейшего процветания необходимо было хранить в тайне секрет изготовления шелка. Все знали, что за распространение тайны, смерть под пыткой.

Много столетий спустя секрет все-таки был раскрыт. Тайна шелка была ввезена контрабандой сначала в Корею, затем в Японию. Японцы поняли важность новой промышленности и постепенно достигли того уровня, который в течение многих лет создавал мировую мощь страны.

Затем последовала Индия. Опять же китайская легенда рассказывает нам, что яйца шелковой моли и семена тутового дерева привезла в Индию китайская принцесса. Это было примерно в 400-м году нашей эры. привезла эти ценности в своем головном уборе. Возможно, это так и было. Так или иначе, и в Индии в долине реки Брахмапутра начали осваивать шелководство.

Позже натуральный шелк отправился через Персию в Центральную Азию и далее в Европу. Греки одними из первых познакомились с прекрасной шелковой тканью. Философ Аристотель в своей книге «История животных» описывает шелковичную гусеницу. Римляне тоже восхищались этой тканью, особенно дорого ценили они пурпурный шелк.

После падения Римской империи производство тканей переместилось в Константинополь. Яйца моли и семена тутового дерева были привезены сюда при содействии императора Юстиниана в полом бамбуковом тростнике-трости. Западный мир получил сырье для производства шелка тоже с помощью контрабанд, а византийское шелковое производство получило мировую известность.

Одними из первых в шелковые одежды в Европе оделись ранние прелаты католической церкви. Их одежда и украшения алтаря были сделаны из бесценной ткани. На все это с завистью смотрела средневековая знать. Вскоре в шелк начали одеваться судьи и аристократы. Но еще долго шелк оставался сокровищем, ради одного килограмма которого готовы были отдать килограмм золота.

Ткань для своих жен и возлюбленных привозили воины западного мира с побежденного Востока. В древности шелк привлекал к себе внимание не только своей красотой. Считалось, что нежная роскошная ткань излечивает человека от многих болезней, соприкасаясь с телом.

Китайцы преуспели и в орнаментации тканей. А когда шелковое мастерство распространилось в Африке, Египте, Испании и на всем , то исламская культура несколько изменила оформление драгоценной ткани. Многие узоры и изображения были оставлены, но взамен человеческих фигур появились декоративные композиции и надписи.

В Турине был построен первый шелковый завод, этот бизнес поощрялся в таких городах, как Флоренция, Милан, Генуя, Венеция.

В Средневековье шелковое производство стало одной из главных отраслей промышленности – в Венеции – в XIII веке, в Генуе и Флоренции – в XIV веке, в Милане – в XV веке, а в XVII веке одним из лидеров в Европе стала Франция.

Но уже в XVIII веке по всей Западной Европе было налажено производство шелка.

Как создаются шелковые нити?


Несмотря на капризность и прихотливость в уходе, изделия из шёлка пользуются огромной популярностью. Шелковое волокно – это продукт выделения гусениц тутового шелкопряда. Тутовых шелкопрядов разводят специально в шелководческих хозяйствах. В развитии шелкопряда наблюдается четыре стадии – яичко, гусеница, куколка, бабочка.

В теле гусеницы совершается белковый обмен. Белки листьев тутового дерева под действием ферментов пищеварительного сока гусеницы распадаются на отдельные аминокислоты, которые в свою очередь усваиваются организмом гусеницы. Далее происходит превращение одних аминокислот в другие.

Таким образом, к моменту окукливания в теле гусеницы накапливается жидкое вещество, состоящее из различных аминокислот, необходимых для создания шелка – фиброина и шелкового клея – серицина. В момент образования кокона гусеница выделяет через специальные протоки две тонкие шелковины. Одновременно выделяется и серицин, т.е. клей, который их и склеивает.

Появившиеся из яичек гусенички бывают размером не более 2 мм, через 4-5 недель они достигают 3 см. Процесс создания кокона происходит 4-6 суток, при этом гусеница, как подсчитали ученые, для строительства своего кукольного домика должна 24 тысячи раз мотнуть головой. Так шелкопряд преобразуется в куколку.

Вместе с куколкой кокон весит 2–3 грамма. Затем, примерно через две недели, происходит превращение в бабочку, которая такая же невзрачная, как и моль.

Вот превращение в бабочку в шелковом производстве допустить нельзя, так как она, пытаясь вырваться на свободу, испортит целостность шелковой нити. Что же делают? Коконы прожаривают в печи, затем обрабатывают в химическом растворе, иногда в обычном кипятке. Это делается для того, чтобы клейкое вещество испарилось, а кокон разрушился и распался на нити.

Эти гусеницы являются не только создателями шелка, но и послужили прототипом фильеров – механизмов для формирования искусственной шелковой нити. Если внимательно наблюдать явления, происходящие в природе, то многое для себя можно открыть, а лучше природы не придумаешь.

В настоящее время производством шёлка, кроме Китая, занимаются многие страны: Индия, Япония, Корея, Таиланд, Узбекистан, Бразилия и многие другие.

Особенности производства натурального шелка


Шелководство очень деликатное производство. Оно состоит из нескольких этапов:

1. Получение коконов шелкопрядов. Самка шёлковой бабочки откладывает примерно 500 яиц. Их сортируют, оставляя только здоровые. Через 7 дней появляются маленькие гусенички-шелкопряды, которых кормят листьями тутового дерева, предварительно отобрав и измельчив. Затем гусеницы начинают свивать коконы-домики. Это происходит несколько дней, пока полностью не закрутят себя. После чего их снова сортируют по цвету, форме, размеру.

2. Раскручивание коконов. Куколку умерщвляют, чтобы она не успела вылупиться и повредить кокон. Затем кокон погружают в кипяток для того, чтобы растворить клейкое вещество и разделить нити.

3. Создание шёлковых нитей. Один кокон может дать до 1000 м нити. В одно волокно скручивают до 5-8 нитей, получается достаточно длинная шёлковая нить. Так получается шёлк-сырец, который затем сматывают в мотки. И снова сортируют и обрабатывают до лучшей плотности и однородности. Теперь можно отправить на ткацкую фабрику.

4. Изготовление ткани. Пряжу замачивают и снова обрабатывают и окрашивают. Теперь начинается ткачество, в котором используются различные переплетения.

Виды и свойства шелковых тканей


Свойства шелка. Шелк мягкий и прочный материал, отличается блеском и гладкостью, но в то же время он имеет свой непростой характер, он капризен и требователен в уходе. Нежная струящаяся ткань не любит утюг и подвержена нападению моли.

Шелковая нить отличается эластичностью. Она упругая, блестящая и хорошо окрашивается. Почему шелковые ткани бывают разные? Это обусловлено родом насекомого и листьев растения, которым гусенички питались. Самый тонкий шёлк получается из трёх шелковых нитей (в три кокона), а обыкновенная ткань – из восьми - десяти коконов.

Тутовый шелкопряд вырабатывает волокно для атласа, тафты, сатина, шифона, органзы. Более плотные ткани - тассар, мага, эри изготавливают из волокон, «индийских» гусениц, которые питаются листьями клещевины, дуба и дерева польянтас.

Шёлковые нити бывают разных видов. Все зависит от страны, где выращивались гусеницы-шелкопряды, условий (естественная среда или искусственная), а также листьев, которыми кормили их – тутовые, дубовые, касторовые (клещевина) и другие.

Все это определяет особенности будущей ткани. Различные виды переплетений также создают разные виды полотен, отличающиеся по свойствам, внешнему виду и другим параметрам.

Популярными видами шёлковых тканей с различным плетением нитей являются:

Туаль шелк. Натуральная шёлковая ткань с полотняным переплетением. Имеет мягкий блеск, достаточно плотная, хорошо держит форму, а потому подходит для галстуков, платьев и подкладок.

Атлас. Это шёлковая ткань атласного переплетения. Отличается плотностью, гладкостью и блеском на лицевой стороне, достаточно мягкая, хорошо драпируется. Используют для пошива одежды и обуви, а также для декоративной обивки мебели.

Шелк-сатин. Это ткань сатинового переплетения. Ткань гладкая, шелковистая на лицевой стороне, плотная и блестящая. Из этой ткани шьют платья, блузки, юбки и мужские рубашки.

Креп. Ткань изготавливается из нитей с большой круткой, которая называется креповой, отличается шероховатостью, легким блеском. Креп объединяет несколько видов тканей: креп-сатин, креп-шифон, крепдешин, креп-жоржет. Эти ткани хорошо драпируются и используются для пошива платьев и костюмов.

Шифон. Шёлковая ткань полотняного переплетения. Очень мягкая и тонкая ткань, матовая, чуть шероховатая, прозрачная, хорошо драпируется. Из этой ткани изготавливают красивые платья, предназначенные для торжественного случая.

Органза. Ткань, которая отличается жёсткостью, тонкостью и прозрачностью. Она гладкая и блестящая, хорошо держит форму. Из нее шьют платья в качестве свадебного наряда, используют для декоративной отделки – цветов, бантов.

Газ. Ткань имеет газовое переплетение. Основными свойствами можно назвать лёгкость, прозрачность, что достигается большим пространством между её нитями, хорошо держит форму, блеском не обладает. Чаще используют для декоративной отделки, для свадебных нарядов.

Чесуча (дикий шёлк). Ткань плотная, с интересной фактурой, которая образуется с использованием нитей неравной толщины. Материал прочный, мягкий, с небольшим блеском, хорошо драпируется, используется для штор и различной одежды.

Шёлк Дюпон. Ткань очень плотная, можно сказать, жёсткая, с мягким блеском. Используют для пошива штор. Особенно ценится индийский дюпон. Кроме штор, из него шьют свадебные и вечерние платья, различные аксессуары и дорогое постельное белье.

Тафта. Тафта может быть не только из хлопчатобумажной, но и из шелковой ткани. Отличается высокой , благодаря туго скрученным шелковым нитям. При пошиве образует складки, которые придают изделию объем и пышность. Из неё шьют портьеры, верхнюю одежду и вечерние наряды.

Кроме названных, есть и другие виды шелковых тканей, например, креп-жоржет, крепдешин, шёлк эпонтаж, муслин, парча, эксцельсиор, шармез, саржа, шелковый батист, фуляр.

Правильный уход за одеждой из натурального шелка


Шёлк, как уже говорили, ткань с характером, поэтому требует к себе бережного отношения.

1. Натуральный шёлк – это по сути белок, похожий на эпидермис человека, а потому не переносит высоких температур. Стирать следует в воде не выше 30 градусов.
2. Использовать специальные моющие средства, предназначенные для шёлковых изделий. Щелочные порошки могут испортить деликатное изделие.
3. Если используете ручную стирку, нельзя излишне мять и тереть изделие – так можно испортить структуру ткани.
4. Если стирать в машинке, то делать это надо только в режиме «Шёлк» или «Деликатная стирка».
5. Отбеливать не рекомендуется – ткань не только быстро износится, но и пожелтеет.
6. Не следует использовать смягчители для белья.
7. Последнее полоскание лучше выполнять в холодной воде с добавлением уксуса. Это избавит ткань от щелочных остатков.
8. Нельзя сильно выкручивать изделие, сушить в барабане машины и на солнце.
9. Утюжить следует с изнанки на режиме «Шёлк».
10. Не допускать попадания на шелковые изделия дезодорантов, духов, лака для волос и других веществ, в которых содержится алкоголь. Кроме этого пот также портит шелк.
11. Шёлковые изделия лучше чистить в химчистке.

Вырастить тутового шелкопряда при желании может любой. Надо иметь подсобное помещение и тутовое дерево. Шелкопряд для человека – самое полезное после пчелы насекомое. Но, в отличие от пчёл, этой бабочке трудно выжить без постоянной заботы людей.

Когда секрет производства шелка стал достоянием Японии, и японский принц Сью Ток Даиси оставил любопытное завещание своему народу в отношении разведения шелкопрядов и шелкового производства:

«…Будьте столь же внимательны и нежны к вашим шелковичным червям, как отец и мать к своему грудному ребенку…пусть ваше собственное тело служит мерилом при изменении холода и тепла. Наблюдайте, чтобы температура в ваших домах была ровная и здоровая; следите за чистотой воздуха и вносите в свой труд непрестанно, днем и ночью, всю вашу заботливость…».

И так, натуральный шелк получают из кокона гусеницы-шелкопряда. Но бывают также искусственные и синтетические виды шёлковых полотен. Все они обладают уникальными свойствами натурального шелка: блеском, гладкостью и прочностью.

Сейчас в мире разведением шелкопряда продолжают заниматься, особенно в Юго-Восточной Азии.


Натуральный шелк с полуострова Крым


Хотелось бы напомнить, что крымский шёлк всегда составлял конкуренцию восточному. Когда-то на полуострове было развито шелководство. Крымские татары разводили шелкопрядов и занимались производством шелка, они в совершенстве владели этим ремеслом, и даже изготавливали шелковую одежду.

Слава крымских шелков была известна всему миру. Когда-то премьер-министр Индии Индира Ганди во все свои зарубежные поездки надевала сари из прославленного крымского шелка. И на сегодняшний день остались еще те мастера-умельцы, с помощью которых можно создать мощное шелководческое производство.

Если в Крыму будет налажено шелковое производство, то через короткое время слава полуострова вновь будет греметь на весь мир, а крымский шелк станет надёжным источником доходов для жителей Крыма.

До сих пор именно в Китае производят шёлк самого высочайшего качества, который пользуется огромным спросом во всем мире.

Благодаря современным технологиям у потребителей есть возможность выбирать среди невообразимого количество шёлковых тканей, отличающихся качеством сырья, видом переплетения нитей в полотне, способом обработки готового материала и ценой. Последняя может доходить до нескольких десятков тысяч рублей.

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ВИДЫ НАТУРАЛЬНОГО ШЕЛКА

ШИФОН

Очень тонкая, нежная, струящаяся ткань из пряжи шелковых волокон креповой крутки, с неровной поверхностью, на ощупь напоминающей песчаную. Идеально подходит для летних платьев, сарафанов, туник и легких блузок.

КАК РАБОТАТЬ С ШЁЛКОВЫМ ШИФОНОМ ЧИТАЙТЕ НА BURDASTYLE.RU

АТЛАС

Если это слово перевести буквально, получится «гладкий». Шелковая ткань атласного переплетения с глянцевой лицевой поверхностью. Атласный тип переплетения нитей был изобретен в Китае. Известны гладкие и узорчатые, муаровые, тяжелые и другие сорта атласов. Атлас используют для изготовления, платков, галстуков, занавесей, обивки мебели, отделок на дорогие церковные облачения. Кроме того, из атласных шелков шьют свадебные наряды.

БАРХАТ НА ШЁЛКОВОЙ ОСНОВЕ

Бархат это ворсовая ткань с мягкой пушистой лицевой поверхностью. Основой для ворса, определяющей сорт бархата, может служить шелк. В России впервые бархат стали изготавливать именно на шелковой мануфактуре, еще в XVIII веке.

ШЁЛКОВЫЙ БАТИСТ

Тонкая полупрозрачная мягкая мерсеризированная ткань, полотняного переплетения из туго скрученных нитей. Обладает высокой прочностью в сочетании с легкостью и прозрачностью. Название ткани происходит от фамилии ее создателя Франсуа Батиста из Камбре, французского ткача, жившего в XIII веке. Шелковый батист прекрасная альтернатива 100% шёлку, так как стоит на порядок дешевле и с ним легче работать.

ГАЗ

Легкая прозрачная ткань из шелка, отличающаяся особенностью выработки. Газ встречается полотняного и диагонального переплетения.

ГЛАДКОКРАШЕНЫЙ ШЕЛК

Ткань наивысшего качества, из самых лучших коконов тутового шелкопряда, дающих длинную неповрежденную нить. Качество сырья позволяет добиться очень плотного кручения пряжи, но при этом вес ее невелик.

ДЮШЕС

Очень блестящий высококачественный плотный материал сотканный из шёлковых волокон.

КРЕП

В переводе с французского «crepe» - шероховатый, волнистый. Ткань, вырабатываемая из шёлковых нитей с очень большой (креповой) круткой. Самые распространенные виды: крепдешин, креп-шифон, креп-жоржет, креп-сатин. Креп хорошо драпируется и может похвастаться малой сминаемостью.

ШЁЛКОВАЯ ВУАЛЬ

От французского «Voile»: покрывало, завеса. Гладкая полупрозрачная ткань, вырабатываемая из шелковой пряжи. Вуаль бывает белёная, крашеная и набивная, часто с вышивкой.

КРУЖЕВО - ДЕЛИКАТНЫЙ И СЛОЖНЫЙ В РАБОТЕ МАТЕРИАЛ. НАШИ СОВЕТЫ ПОДСКАЖУТ, КАК ШИТЬ ИЗ КРУЖЕВА

МАТЛАССЕ

Ткань из натурального шелка с жаккардовым рисунком наподобие стежки на ватине. По способу изготовления и внешнему виду напоминает клоке.

МУСЛИН

Очень тонкая, легкая шелковая ткань полотняного переплетения, схожая с батистом. Слово «муслин» произошло от названия города Мосула в Ираке, где в древности находились текстильные мануфактуры.

ПАРЧА

Сложноузорчатая художественно-декоративная материя с шёлковой основой, содержащая металлические нити с золотом, серебром или имитирующими их материалами. Золотые и серебряные нити в парче вырабатывались из чистого драгоценного металла только в древности.

ТАФТА

Глянцевая шелковая ткань из очень туго скрученных нитей полотняного переплетения. За счет чего тафта достаточно жесткий материал, хотя и тонкая, хорошо держит форму.

ЧЕСУЧА

Суровая платяная ткань желтого цвета, изготовленная из особого сорта шелка - тусора.

УЗНАЙТЕ О ВИДАХ ТРИКОТАЖНЫХ ПОЛОТЕН И ИХ ОСОБЕННОСТЯХ ИЗ НАШЕГО МАСТЕР-КЛАССА

Все перечисленные разновидности шёлковых тканей получают из кокона тутового шелкопряда, сырья для изготовления пряжи для ткачества. Это полностью натуральный материал, необычайно мягкий, нежный и в то же время прочный.

Те же названия используют и для обозначения синтетических «шёлковых» тканей, которые на первый взгляд очень похожи на настоящий шёлк. Если вы опытный покупатель, то легко отличите натуральный материал от искусственного. Кроме того, магазины тканей, которые дорожат своей репутацией и ценят каждого покупателя, вряд ли пойдут на обман.

Но как быть новичку? Или если на ткани нет никакой маркировки? Есть несколько простых способов, которые помогут безошибочно узнать настоящую шёлковую ткань.

КАК ОТЛИЧИТЬ НАТУРАЛЬНЫЙ ШЁЛК ОТ ПОДДЕЛКИ

  • Цена - один из первых, но не главных отличительных признаков. Натуральный шёлк всегда стоит дороже своих синтетических аналогов.
  • Шёлк очень приятен на ощупь. Нежный, мягкий, легко струится и плавно «стекает» с рук. Искусственный гораздо холоднее тактильно и жестче.
  • Натуральный шёлк обладает уникальными термическими свойствами - при соприкосновении с телом, он приобретает его температуру.
  • В отличие от синтетических тканей, обладает высокой гигроскопичностью.
  • Блеск у натурального шёлка естественный, приглушённый, при разном освещении меняет оттенок, цвет переливается. Искусственный имеет характерный блеск, но цвет не меняет.
  • Как и любые другие натуральные ткани, шёлк мнется, но незначительно. Образуются мягкие складки, которые почти незаметны и в процессе носки самостоятельно распрямляются. Сминаемость искусственного шёлка более выраженная - остаются заломы, которые иногда даже утюгом невозможно разгладить.
  • Синтетические шёлковые ткани обладают сильной сыпучестью по краю срезов.

САМЫЙ ВЕРНЫЙ СПОСОБ ОПРЕДЕЛИТЬ ПОДЛИННОСТЬ НАТУРАЛЬНОГО ШЁЛКА


Это вытянуть несколько нитей из полотна и поджечь их. Сгорая, они должны пахнуть шерстью, жженым волосом.

Пепел от такого эксперимента легко рассыпается.

В то время как синтетический материал не горит, а плавится, источая неприятный запах пластмассы и образуя твердый запекшийся комочек. Вискозный шёлк тлеет и пахнет точно так же, если бы вы подожгли кусочек бумаги. Пепел от него можно растереть в пальцах.

Более трех тысяч лет Китай хранил секрет изготовления натурального шелка. Вывозить коконы шелкопряда из страны было запрещено под страхом смертной казни. И только в 550 году нашей эры шелк попал в Византию - два бродячих монаха в своих посохах спрятали личинки тутового шелкопряда.

Большой спрос на шёлк из Европы дал начало великому Шёлковому пути. Появившийся в Римской империи шелк был настолько дорог, что ценился на вес золота и часто использовался как валюта в торговле, и носили его только очень богатые люди.

Невесомый тончайший шелк ценится за свои уникальные свойства и издавна окружен ореолом таинственности. Во все времена человек восхищался изделиями из шелка. И по сей день эта «легкая как облако» и «прозрачная как лед» ткань считается атрибутом хорошего вкуса и роскоши.

Шёлк - роскошная мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда. Так как шелк на 97% состоит из белков и 3% жиров и аминокислот, он положительно влияет на кожу человека. Длина шёлковой нити (шелковины) из одного кокона достигает 800-1000 м. Нить имеет треугольное сечение и, как призма, преломляет свет, что вызывает красивое переливание и блеск. Также шелковая нить имеет очень гладкую поверхность, поэтому не раздражает даже самую чувствительную кожу.

Считается, что натуральный шелк оздоравливает и омолаживает кожу. Содержащийся в нем протеин превосходно удерживает влагу.

Шелк отлично приспосабливается к температуре тела и дает необходимую прохладу или тепло в зависимости от внешней температуры. Особенно приятно носить натуральный шелк в жаркую погоду.

Натуральный шелк способен впитать влаги до 30 % от собственного веса и при этом оставаться на ощупь сухим. При этом шелковая нить увеличивается в размере, а хорошая циркуляция воздуха быстро испаряет излишнюю влагу.

В настоящее время крупнейшим производителем шёлка является Китай (около 50 % всего мирового производства). Индия производит около 15 % мирового шёлка, за ней следуют Узбекистан (около 3 %) и Бразилия (около 2,5 %). Значимыми производителями также являются Иран, Таиланд и Вьетнам.

Шёлк - гипоаллергенный материал, обладающий способностью предотвращать размножение патогенных микробов. Он не притягивает пыль, полностью исключает появление пылевых клещей и сапрофитов, не создаёт среды для образования грибка, не накапливает в себе пыль, что делает постельные принадлежности из него идеальными для людей, страдающих различными аллергическими заболеваниями.

Шелк отлично приспосабливается к температуре нашего тела и дает необходимое дополнительное тепло. Поэтому его использование идеально для тех, кто страдает нарушением кровообращения, болями в суставах, ревматизмом и артритами.

Важным отличием и преимуществом натурального шелка от его синтетических заменителей является то, что шёлк не электризуется. Шелк способен впитать влаги до 30% от собственного веса, и оставаться при этом на ощупь сухим. При этом шёлковая нить просто увеличивается в размере, а хорошая циркуляция воздуха способствует быстрому испарению излишней влаги.

Крепость шелковой нити равна крепости стальной проволоки того же диаметра.

Свойства натурального шелка:

Не притягивает пыль

Гигиеничен (в шелке не заводятся болезнетворные бактерии)

Не теряет блеск со временем

Прочен при растяжении

Не горит и не плавится

Превосходно драпируется

СОРТА ШЕЛКА

Для производства шелковых изделий используют два вида шелка: Малбери (Mulberry) и Тусса (Tussah).

Малбери

Сорт шелка Малбери является шёлком самого высокого качества, не имеющим аналогов и заменителей. Большая часть мировой шелковой продукции и самая лучшая с точки зрения свойств относится именно к этому сорту. Шелк сорта Малбери имеет три класса А, В и С.

Шелк Малбери производят из нитей тутового шелкопряда, выращиваемого в искусственных условиях при определенной температуре и влажности, и кормят только листьями тутового дерева. Весь процесс получения шелка происходит вручную, а обработка шелковины Малбери происходит без использования химических составов, что позволяет сохранить все природные свойства и качества шелка.

Сорт шелка Малбери имеет белый цвет с жемчужным блеском.

Тусса

Тусса – сорт шелка, получаемый из шелковины дикого шелкопряда. Эта разновидность шелкопряда обитает в естественных условиях и питается листьями березы, дуба, тутового и др. деревьев. Тусса – более суровый сорт шелка медно-красного или коричневого цвета, используемый для изготовления мебельной обивки и других интерьерных тканей, а так же в качестве наполнителей для подушек и одеял.

Для придания Туссе внешне более презентабельного вида его отбеливают в химическом растворе. После такой обработки меняется структура шёлка, теряются его лучшие качества. Отбеленный шёлк сорта Тусса, может быть белым или бледно- желтым, без характерного блеска и больше похож на вату. Так же у Туссы нарушена целостность шелковой нити.

В Китае — стране, где изобрели шелк, — этот материал был настолько дорог, что носить его мог только император и члены его семьи, а секрет производства столетиями являлся тщательно охраняемой государственной тайной. Шелк и сегодня считается элитной тканью. Несмотря на усовершенствование технологий производства, текстильщики до сих пор не могут воссоздать все качества натурального шелка в искусственном. Притом ткани очень похожи внешне, поэтому выбирая постельное белье в магазине, вы можете ошибиться и приобрести комплект из ненатурального материала.

7 простых способов убедиться, что материал натуральный

  • Шелк, произведенный из натурального волокна никогда не будет иметь идеально ровную поверхность, на ней будут видны неровности. Искусственный же, наоборот, идеально гладкий и ровный.
  • Неокрашенная шелковая нить может быть только кремового цвета, поэтому белье из абсолютного белого шелка - подделка. Натуральный окрашенный шелк имеет мягкий блеск, на солнце переливается и искрит, а искусственный блестит тускло и оттенков вы не заметите.
  • Натуральные шелковые волокна отличаются от искусственной нити структурой, они мягче и намного эластичнее, поэтому и шелк почти не мнется. Чтобы убедиться в его натуральности, достаточно сжать ткань: настоящий шелк почти не сомнется, а на искусственном останутся четко выраженные заломы.
  • Приложив к лицу натуральный шелк, вы ничего не почувствуете, потому что он сейчас же примет температуру вашего тела. Искусственная ткань будет холодить кожу.
  • Если поджечь нить из натуральной ткани, то она, сгорая, будет пахнуть палеными шерстью или пером, и ее обугленные остатки легко растираются пальцами. Искусственная ткань будет не гореть, а плавиться, вы почувствуете запах жженой пластмассы, если это нити из полиэстера, или горелой бумаги, если нити произведены из целлюлозы.
  • Натуральный шелк нельзя порвать руками - его нити прочны, как проволока, а искусственный может порваться.
  • Порвите вытащенную из шва изделия нить. Если нить распушится, то вы держите в руках искусственную ткань, если же волокна не распушатся, перед вами натуральный шелк.


Химические эксперименты

Проверить, натуральный ли комплект белья вы купили, можно дома при помощи несложных опытов. Первый вариант — опустить кусочек ткани в 10 % раствор щелочи и нагреть. Натуральный шелк растворится, поскольку его нити белкового происхождения, а искусственная ткань не видоизменится. Второй опыт посложнее, но с тем же эффектом: в воде (150 мл) растворить сульфат меди (16 гр.), по 10 грамм каустической соды и глицерина. Натуральный шелк растворится.

Почему так важно, чтобы шелк был натуральным?

Несмотря на то, что шелк остается одной из самых дорогих тканей, его стоимость полностью оправдана превосходными характеристиками материала. Так, натуральный шелк:

  • воздухопроницаем;
  • выдерживает серьезные нагрузки и многократные стирки;
  • быстро впитывает влагу и высыхает;
  • не мнется;
  • отличается потрясающим блеском и очень приятен на ощупь.