В наше время многие русские девушки мечтают выйти замуж обязательно в пышном белом платье. А ведь эта традиция пришла к нам из Европы, и не так давно - в XIX веке. Раньше же русские девушки венчались в сарафане любого, но только не белого цвета.

Цвет чистоты и смерти

Во многих языческих цивилизациях белый цвет символизировал смерть. В Индии, где большая часть населения исповедует индуизм, белый остается цветом траура. До сих пор индианки, потерявшие близких, надевают белоснежное сари.

В культуре любой нации символизм цвета одеяния человека всегда играл важную роль. Так было и у русских. Например, в древности в славянском языке слово "красный" являлось синонимом красивого, а "белый" означало также чистый. В пантеоне славянских языческих богов присутствовал Белобог как олицетворение светлых сил.

Крестьяне «белой неделей» называли масленичные дни. Русские богатыри под кольчугу перед важным боем надевали белую рубаху, а купцы облачались в нее после бани, перед трудной и опасной дорогой. И делали они это на случай, если придется принять смерть: нужно встретить ее «чистыми», закончить свой жизненный путь подготовленными. И в этом смысле белое платье для невесты на славянской, русской свадьбе было самым неподходящим выбором.

Сарафан цвета солнца

Русские девушки сами шили себе одеяния к свадьбе, и обычно это были расшитые символичными оберегами рубахи и цветные сарафаны. Состоятельная девушка к знаменательному событию готовила себе три смены костюма. Первый был девический, обычный по крою и материалу, но самый лучший по исполнению - «девичий» сарафан розового, желтого, зеленого или голубого цвета. Второй, венчальный - сарафан из дорогих тканей, как правило, красный, малиновый или бордовый. Его расшивали жемчугом, отделывали золотыми нитями, а в северных краях - дорогими мехами. Головной убор, туфли, обручальное кольцо и свечи жених обычно присылал вместе с родовыми перстнями и ожерельями, которые невеста должна была надеть на венчание.

На второй день свадьбы в доме жениха девушка появлялась в третьем наряде - традиционно женском одеянии с соответствующим головным убором, символизирующем замужество, и с широким поясом на талии. При этом ткани для костюма брали горячих золотых, красных и коричневых оттенков, и лишь изредка черного цвета - цвета земли, от которой непосредственно зависела жизнь.

Королевская мода

Если белый - цвет смерти, то как появилась традиция облачаться на венчание в белое платье? Некоторые историки считают, что такую свадебную моду завела Анна Австрийская. Являясь представительницей знаменитого монаршего рода Габсбургов, Анна была дочерью испанского короля, а в то время, когда ее собирались выдать замуж за французского монарха Людовика XIII, Испания и Франция находились на грани войны. Анна не желала этого брака и откровенно боялась, что ее пребывание на чужбине окончится смертью, поэтому сама выбрала себе белое платье на свадьбу с Людовиком. Придворные расценили это как экстравагантный испанский вкус, ведь смуглая девушка в белом была безумно хороша и походила на пирожное.

А спустя два столетия, нарушив традиции, в белом платье вышла замуж за Альберта Саксен-Кобург-Готского Александрина Виктория, королева Великобритании и Ирландии. Но это уже была дань моде – к тому времени в Европе заново открывали древнеримскую и древнегреческую культуру. Во всех благородных домах восхищались красотою и лаконичностью мраморных скульптур греков и римлян в длинных белых одеждах. Тогда еще археологи не подозревали, что статуи когда-то были раскрашены, и следы краски на них просто не сохранились.

После венчания английской королевы все ее подданные женского пола желали на собственной свадьбе быть обязательно в белом. Эта тенденция быстро распространилась по всей Европе, включая Россию. Поначалу в белых платьях выходили замуж только русские высокородные дворянки, проводившие всю свою жизнь в Европе. А потом, подражая им, и представительницы остальных сословий решили оставить надоедливый сарафан неграмотным крестьянкам. Было престижно и модно венчаться в церкви в длинном белом платье, если, конечно, у семьи невесты были деньги заказать его за границей или местным иностранным портнихам. И с той поры мало что изменилось.

Мода и красота

Свадебные платья начинают свою историю очень давно, но это только с одной стороны, а с другой - то свадебное платье, которое мы действительно привыкли считать свадебным, появилось совсем недавно.

Понятия свадебное платье или подвенечное платье до некоторого времени вовсе не существовало - девушки просто выходили замуж в лучших одеждах, которые у них были. Покровительницей невест издавна считалась богиня Афродита, в честь которой невесты надевали на голову накидку и украшали голову венками из живых цветов.

Свадебные платья: Древний Рим

Невесты в Древнем Риме одевались строго, в соответствии с образом Юноны. Голову римлянки покрывали алой тканью, чтобы на ее фоне лицо выглядело томно-бледным, как у настоящих мраморных статуй.

Свадебные платья: Древний Египет

Женщины Древнего Египта на свадьбу надевали "калазирис" - кусок материи, которым обертывали фигуру от груди до щиколоток. Ткань поддерживалась одной или двумя бретелями. Главную роль в свадебном наряде египтянок играли украшения: различные амулеты, подвески, ручные и ножные браслеты, кольца, бусы, золотые диадемы, пояса - они имели символическое и магическое значение.

Свадебные платья: Древняя Греция

Невесты Древней Греции свою фигуру окутывали "пеплосом" - длинным куском ткани. Свадебное платье невест Греции украшалось двумя застежками для того, чтобы выделить невесту среди окружающих. Считалось, что род невесты богат, если у нее были драгоценные и дорогие застежки. Голова невесты покрывалась желтой тканью, которая являлась символом солнечной радости, счастья и чистоты.

Свадебные платья: Древняя Русь

Свадебные наряды невест Древней Руси отличались особым консерватизмом. Спустя века девушки выходили замуж в традиционном народном одеянии: длинной белой рубахе с широкими рукавами, сарафане, украшенном позументом, душегрее.

На Руси главным был красный цвет, который символизировал радость, солнце и красоту (отсюда и появилось выражение «красна девица»). Свадебный наряд поэтому состоял не только из алого сарафана, но и лент , которые вплетались в волосы. После свадьбы косы невесты расплетали и укладывали их вокруг головы («окручивали») - это означало, что девушка стала замужней. Голову девушки украшал венок-обруч с мелодично звенящими подвесками.

Свадебные платья заменили сарафаны начиная с XVIII века, когда по указу Петра I русские красавицы стали следить за европейской модой. Но простолюдинки минимум век еще продолжали выходить замуж в сарафанах и рубахах.

Свадебные платья: Эпоха Средневековья

В XIV-XV веках идеалом красоты в Европе начали считать узкие покатые плечи, утонченность и хрупкость. Свадебные платья у невест были красного , пурпурного и алого цветов. Присутствовали остроугольные глубокие декольте, вуали, длинные рукава и шлейфы. Это также было и неотъемлемой частью костюма в период Готики . Такой свадебный наряд дополняли ботинки с длинными носами.

Готическое свадебное платье обязательно имело корсет, высокую талию. Цвет платья мог быть абсолютно любой, и, зачастую, оно было максимально разноцветным (если невеста могла себе позволить много красителей, значит ее род был богат).

В XV веке именно «готические» невесты взяли за правило на свадьбу непременно надевать новое платье, которое ранее никто не видел, ну и, разумеется, по красоте это платье должно было обязательно перечеркнуть все уже имеющиеся в гардеробе.

Такое свадебное платье для невесты Средневековья, наверняка, было единственной радостью от замужества, ведь в то время браки заключались только по расчету, как сделки, с непременным свадебным контрактом . Подвенечное платье также являлось частью контракта: было в нем прописано, из какой именно ткани свадебное платье должно быть сшито (бархат или парча), чем украшено, каким мехом подбито.

Фата в то время имела сакральный смысл – она не только защищала невесту от злых духов, но еще и от взоров других мужчин. Считалось, что они могут увидеть невесту во всей красе и захотят ее похитить.

Свадебные платья: Эпоха Барокко

Свадебные платья в этот исторический период кардинально изменили свой силуэт. Модными стали объемные платья с пышными юбками и рукавами. Для того, чтобы свадебное платье сделать еще пышнее, невесты поддевали под него еще минимум три нижние юбки.

Также среди невест можно было надевать чулочки до колен с кокетливыми завязками, пышными бантиками и прочим декором.

Самым популярным цветом свадебного наряда был золотистый . Свадебные платья щедро украшали кружевом, которое в последствии стало традиционным элементом украшения свадебного наряда. Основным драгоценным камнем был жемчуг , который невесты вплетали в волосы, а также надевали из него ожерелья и браслеты.

В эпоху Барокко также модными были подвенечные платья желтого и зеленого цветов.

Свадебные платья: Эпоха Возрождения

Центром Возрождения была Италия. В этот период опять полностью меняются каноны моды: свадебные платья вновь учитывают естественные изгибы и пропорции тела. В верхней части свадебное платье мягко облегало женскую фигуру , при этом, не сковывая движений, а от талии к низу платье расходилось легкими складками.

Свадебные платья, зачастую, шились из серебристой парчи и белого атласа, а затем расшивались жемчугом и драгоценными камнями.

Свадебные платья: Эпоха Рококо

Веком позже появился стиль рококо, который сначала возник во Франции, а затем появился и в других странах Европы. Стиль Рококо приносит на смену классическим сложные, извилистые формы свадебных платьев. Модными стают также напудренные парики и невероятные прически, огромные головные уборы, глубокое декольте и корсеты.

Свадебные платья были на кринолинах, их украшали легкими кружевами, рюшем, бантами, цветами и лентами. При дворе было принято носить шлейфы , длина которых определялась статусом невесты.

Свадебные платья были с невероятно узкими корсетами, затягивающими невесту в «осиную талию». При таком корсете грудь практически вываливалась из декольте, но это не считалось вульгарным, а скорее модным.

Свадебные платья: белый цвет

В конце XV века во Франции начали устраивать «белые балы», которые ввели моду на однотонные наряды. Белое свадебное платье первой в Европе рискнула одеть Маргарита Валуа - королева Марго.

Англииская королева Виктория совершила революцию в мире свадебной моды: 10 февраля 1840 года она надела белое платье на венчание с герцогом Альбертом Саксен-Кобург-Готским.

Вскоре все невесты континента начали выходить замуж в белом. Но это только в том случае, если шли замуж впервые. Женщина (разведенная, вдова), которая выходила замуж второй раз не имела права на белое одеяние. Такая мода держалась больше двух столетий.

Свадебные платья: XIX век

В 19 веке появился новый стиль свадебных платьев - Ампир. Свадебные платья обрели новые фасоны: завышенная талия, низкая линия декольте и короткие рукава-фонарики. Этот стиль был универсален, ведь подчеркивал линию бюста, визуально делал талию тоньше, помогал скрыть мелкие недостатки , а также создавал образ чистоты и невинности. Свадебные платья в стиле Ампир имели простые и неброские цвета, зачастую просто белые, с однотонной рельефной вышивкой или симметричной декоративной отделкой.

Свадебные платья шили из белого атласа, поверх которого пускалась воздушная органза или же другая прозрачная материя. Свадебный наряд дополнялся белыми длинными перчатками. В образе невесты подчеркивалась нежность, легкость и мечтательность.

В середине века опять меняются фасоны: линия талии опускается, возвращается корсет, а юбка вновь становится пышной - в моде кринолин.

Свадебные платья щедро украшались кружевами и бантами. Позднее в моду вошли турнюры, которые зрительно увеличивали заднюю часть платья при помощи каркаса или подушечки. Большую популярность имели различные драпировки, воланы, оборки и шлейфы.

В конце XIX века одерживают верх удобство и простота свадебных нарядов: невесты надевали на свадьбу элегантные свадебные платья с высоким вырезом или кружевной вставкой на месте декольте, юбка была слегка расклешенной. Исчезают банты. кринолины, турнюры и вышивка.

Свадебные платья: ХХ век

Свадебная мода в течении 20 века постоянно менялась. В начале века, в эпоху Модерна, невероятный объем юбок свадебных платьев окончательно вышел из моды. Юбки платьев начали отделывать «крепо» - деревянными шишечками, обмотанными кружевом. Свадебные платья стали более закрытыми - они едва приоткрывали лодыжки, что по меркам того времени считалось неслыханной дерзостью. Также модным был воротник-стойка.

После Первой мировой войны корсет утратил свою былую актуальность. Девушки стали выходить замуж в простых платьях.

Вскоре невесты начали достаточно активно пользоваться косметикой и делать яркий маникюр . В свадебную прическу часто вставлялись перья. Свадебное платье также могло украшаться перьями.

В этот исторический период Коко Шанель совершила переворот в моде, когда предложила весьма смелые на то время свадебные наряды: платья с короткой юбкой до колена и длинным шлейфом сзади.

В 30-х годах ХХ века невесты вновь начали одевать корсеты и пышные платья, часто даже в комплекте с короткими жакетами. В этот период появились подкладные плечики, которые стали модным атрибутом наряда стильной в те времена невесты.

В 50-х Кристиан Диор ввел моду на пышные юбки, а в 60-х многие девушки опять выходили замуж в мини. Также в 60-е годы появляются прямые и свободные свадебные платья ("платья-рубашки"). Далее опять наступает пора шокирующего мини, которое впоследствии прочно укоренилось в гардеробах многих модниц.

Русский свадебный костюм

Свадебный наряд невесты на Руси имел множество вариаций, но можно выделить две основных традиции: северную и южную. Основным свадебным костюмом XIX — начала XX в. для всего Севера, Приуралья и Поволжья был комплекс одежды с сарафаном. Девушек брачного возраста особенно наряжали не только в праздники, но и в будни. Крестьянская молодежь знакомилась и встречалась на посиделках, «игрищах», поэтому будущие невесты должны были выглядеть привлекательно, показывать свое мастерство в рукоделии и благосостояние своей семьи.


Русский Север. Приуралье. Среднее Поволжье

Венчальная рубаха-«целошница»

1890-е гг. Вятская губерния, Яранский уезд, дер. Васькино

Венчальная рубаха («калинка», «долгостанец», «исцеленница») как часть свадебного наряда являлась символом невинности невесты. На Русском Севере был известен «венчальный вороток» — верхняя часть рубахи с пышными, до локтя рукавами или с длинными, суживающимися книзу так называемыми «плакальными» рукавами, достигавшими в длину до 130 см. Широко бытовали также венчальные рубахи с рукавами не длиннее руки. Они могли суживаться к кисти, иметь клинья или быть собранными в сборки под манжеты или обшивки с оборочками по краям.

Венчальная рубаха-«целошница», происходящая из деревни Васькино Яранского уезда, цельнокройная, длиной почти до ступней. Процесс изготовления ткани для свадебной рубахи был более трудоемким, чем тканье обычного холста. Полотнища выполнялись заготовками в размер длины будущей рубахи. Заготовка этой рубахи состояла из узорной каймы в виде полосы орнамента розового цвета из крупной зигзагообразной линии, выполненной в технике закладного ткачества, и окаймляющих ее сдвоенных полосок и белого холста полотняного переплетения9. Для шитья рубахи-«целошницы» понадобилось три с половиной заготовки тонкого домотканого льна. Глубокий овальный вырез горловины создается за счет сильно присобранных под узкую льняную обшивку передних и задних полотнищ и средней части верха рукавов. На середине груди имеется разрез, завязывающийся на шнурок. Рукава, немного суживающиеся книзу, выполнены из одного полотнища ткани и двух клиньев, присобраны у запястьев. Под рукавами вшиты ромбовидные ластовицы.
Законченность рубахе придают легкие оборки из льняной и батистовой ткани, нашитые по краям подола и рукавов.

Девичий венчальный костюм

Начало XX в. Новгородская губерния, Устюжский уезд

Венчальный костюм включает в себя белую составную рубаху, темно-синий домотканый льняной сарафан прямого покроя, плетеный пояс. Невеста дополняла наряд бусами.

Верхняя часть рубахи сшита из трех прямых полотнищ фабричной ткани с разрезом посередине груди. Прямые рукава из цельных полотнищ доходят до локтей, где собираются в частые сборки под обшивки. К ним пришиты широкие пышные оборки. Верхние края полотнищ и средней части рукавов, собранные в частые сборки, образуют округлый вырез горловины. К нему крепится густая оборка, пришитая по верху бейкой. Под рукавами вшиты ромбовидные ластовицы. Нижняя часть рубахи — «станина» сшита из трех прямых полотнищ и одного клина грубого домотканого льна.
Обрядовое назначение подчеркивает вышитая белыми нитями в верхней части станины с правого бока фаллическая фигура, наделенная, очевидно, продуцирующим значением. Оборки рукавов, обшивки украшены вышитыми крестом узорами, выполненными нитями красного и черного цветов. Мотивы орнамента из многолепестковых цветков, плодов и листьев заимствовались крестьянками из узорников фирмы «Брокар» или приложений к журналу «Нива». По краям горловины и оборок пришиты полосы белого фабричного кружева, придающие белоснежной рубахе легкость и воздушность.
Сарафан сшит в виде высокой юбки из семи прямых полотнищ темно-синей ткани. Два передних полотнища на 10 см длиннее задних, с которыми они соединяются треугольными боковыми вставками. В верхней части, на спине и груди, полотнища собраны под узкую обшивку и мелкие защипы (на спине — встречные), зафиксированные по лицевой стороне красной шерстяной нитью. Посередине груди имеется небольшой разрез, застегивающийся на крючок. Длинные узкие лямки крепятся на груди и середине спины.
По низу сарафан украшен крупным орнаментом, выполненным в технике аппликации из красного узорного ситца: цепочку ромбов с обеих сторон обрамляют неширокие горизонтальные полосы. В верхней части сарафана края обшивки отмечены красной ситцевой бейкой.

Добавлено через 8 минут

Костюм новобрачной

1870-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд (район Великого Устюга)


К костюму полагалась косынка, которую носили на плечах, заправляя два конца за лямки сарафана. Она сшита из оранжевой хлопчатобумажной ткани. Нижний угол косынки оформлен двумя ткаными полосами с изображением на оранжевом фоне аналогичных декору рубахи разноцветных антропоморфных фигур. К краям полос привязана пышная бахрома.


Добавлено через 2 минуты

Костюм новобрачной

1870-1880-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд

Второй костюм новобрачной из Сольвычегодского уезда аналогичен по набору деталей описанному выше, близок ему по покрою, незначительно отличаясь лишь в деталях. Однако в его цветовом решении преобладают уже традиционные для крестьянской одежды контрастирующие красные и белые цвета.





Наплечным украшением костюма служит белая косынка. Ее нижний угол отмечен широкими пришивными полосами браного орнамента красного цвета. В узоре — изображения женских фигур, имеющие детородную символику и отражающие представления древних славян о языческом божестве — Мокоши. Оторочка краев передника, рукавов, косынки узкими оборками насыщенного красного цвета ситца придают костюму необходимое завершение.

Добавлено через 2 минуты

Женский свадебный костюм

Конец XIX — начало XX в. Вятская губерния, Малмыжский уезд

Достаточно большую часть русского населения, не принявшую церковную реформу патриарха Никона (середина XVII в.), называли старообрядцами или староверами. В старообрядчестве известно несколько течений, в рамках которых существовали и существуют поныне различные объединения — «согласия». У староверов так называемого федосеевского согласия Вятской губернии, не признающих священства, а следовательно, и церковного брака, вместо венчания существовал обряд обручения. После чтения молитвы при зажженных свечах, как правило, мать жениха, взяв молодых за руки, обводила их вокруг стола, стоявшего в «красном углу», и благословляла иконой. Затем новобрачные катались по деревне на повозке, убранной ковром, колокольчиками, поясами, полотенцами, всенародно оглашая тем самым свое желание жить одной семьей.

Южные губернии России

Девичьи венчальные костюмы

Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд

Отправляясь к венцу, оплакивая свою беззаботную, вольную жизнь, невеста из Бирюченского уезда надевала «печальную» одежду, состоящую из белой рубахи, черного сарафана, передника, пояса и головного платка. Белая венчальная рубаха называлась «старушечьей». Название рубахи связано с тем, что ее могла носить не только невеста, но и старуха.

На смену сарафану-«широколямошнику» пришел сарафан на узких лямках. Его шили из двух цельных полотнищ (одного спереди и одного на спинке) и четырех скошенных боковых; в верхней части полотнища спереди и сзади обшивались полосками синего сатина. Неширокие сатиновые лямки соединялись на середине спины. Нагрудная часть сарафана оформлялась полоской вышивки, выполненной цветными шерстяными нитями.



Белый платок, который покрывал длинные распущенные волосы, завершал «горевои» наряд воронежской девушки-невесты. Она прощалась с девичеством и «вольной волей», «умирала» в своей прошлой беззаботной жизни для того, чтобы после венчания «возродиться» уже в совершенно новом для нее качестве — женщины-жены.

Костюм новобрачной

Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченскии уезд, с. Афанасьевка

По возвращении из церкви перед брачным пиром девушку переодевали, и она представала перед молодым мужем, родственниками и гостями в преображенном виде. Ее голову венчал закрытый головной убор — «сорока», украшенный золотным шитьем. Девичья одежда — сарафан — менялась на «бабью» — поневу.



Наряд, в который молодую обряжали после венчания в селе Афанасьевка, включал в себя рубаху с «золотыми ремнями», «наборную» поневу, передник-«завеску», пояс, пояс-«подпояску» и головной убор — «сороку». Выполнялся он из материалов домашнего приготовления: шерсти, конопли, иногда использовали покупные хлопчатобумажные нити. Если невеста была из богатой семьи, в ее наряде присутствовали дорогие материалы: бархат, бисер, блестки, цветные шелковые ленты.
В разных губерниях России существовало множество вариантов декоративного убранства понев. Даже в соседних селах Бирюченского уезда свадебные поневы различались по цвету, характеру узора, носили разные названия: «потринитка», «на шленке», «наборная». Самой многодельной была понева «потринитка»; клетки ее полотна вышивались петельчатым швом темно-красными нитями, в результате чего ткань напоминала густой, толстый мех. Чтобы получить петельчатый шов, под нитки подкладывали деревянные прутики, поэтому такой прием назывался «вышивкой на прутках».



Наборная» понева, вид сзади


Добавлено через 1 минуту

Костюм новобрачной

1920-е гг. Пензенская губерния, Керенский уезд, с. Вяземка

Этот наряд являлся одновременно и свадебной одеждой и костюмом, который женщина надевала по самым большим праздникам до рождения первого ребенка. Он состоит из рубахи, поневы распашного кроя, пояса, нагрудного украшения гайтана. Такой наряд носили с двурогой сорокой, украшенной золотной вышивкой.






Добавлено через 2 минуты

Женский свадебный костюм

В некоторых местностях Юга России сарафан являлся не только девичьей, но и женской одеждой. Состоятельные невесты из Суджанского уезда Курской губернии шили к свадьбе костюм, состоящий из рубахи, сарафана-шубки из алого штофа, передника, одного или нескольких поясов, головного убора, нагрудных украшений, серег.



С сарафаном-шубкой молодая надевала кокошник, расшитый золотными нитями, состоящий из кички-волосника, собственно кокошника, позатыльня и шелкового платка. Состоятельные невесты к свадебному костюму приобретали ожерелья, низанные из круглых перламутровых зерен, часто дополненные серебряными монетами, и серебряные серьги. Для свадебной одежды этого региона характерны декоративность, контрастные, часто неожиданные сочетания цветов. Иногда к наряду готовился не один, а несколько поясов, из них — два шелковых, покупных, как правило, разных цветов и оттенков, и несколько широких и узких домашнего изготовления в разноцветные полоски. Головной убор дополнялся букетами бумажных цветов, лентами.

Прически и головные уборы


Прически и головные уборы девушек и замужних женщин различались. Девушки не полностью закрывали волосы, они распускали их по плечам или заплетали в одну косу. При посещении церкви девушки покрывали головы платками.


Косник, XVII в.


По древней традиции девушки украшали косы накосниками (косниками) — лентами с богато орнаментированными концами или объемными фигурными привесками, чаще всего треугольной формы или в форме сердца. Они имели вверху петлю, в которую продевался шнур или тесьма, вплетавшаяся в косу. Косники расшивались золотными или серебряными нитями, жемчугом, бахромой и кружевом. Мотивами орнаментов служили растительные узоры, фигуры птиц.


Повязка из Сольвычегодского уезда Вологодской губернии начала XIX в. сшита в виде полосы красного ситца на твердой берестяной основе с длинными парчовыми лентами-завязками, продублированными хлопчатобумажной тканью. Для утяжеления в концы лент зашиты дощечки. Верхняя часть повязки и ленты скреплены металлическими крючками. Подобные повязки имели праздничное, а иногда и свадебное назначение. Просватанные девушки прикрепляли к повязке особую деталь — овальный натеменник, закрывавший волосы сверху". Повязку носили с шелковым сарафаном, батистовой рубахой и золотошвейной душегреей.



Повязка из Архангельской губернии XIX - начала XX в. представляет собой полосу шириной 23 см на твердой основе, обшитую позументом фабричного производства — «хазом» с очельем из фольги и многоярусной фестончатой поднизью, спускавшейся до бровей. Сзади к повязке могли крепиться с помощью броши широкие ленты розового муара.

На венчании девушкам не полагалось косу или распущенные волосы закрывать полностью. Головным убором служила повязка — «лента» в виде широкой полосы позумента с жемчужной или бисерной сеткой, пришитой по низу. В Архангельской, Вологодской и Вятской губерниях иногда косу убирали под длинный белый вязаный колпак, носивший название «честного». Наиболее распространенными венчальными головными уборами на Русском Севере и в Приуралье были также «головодец», «венец», «конура», «челка». Они были обязательно с открытым верхом, имели дугообразную форму или изготавливались в виде широкого обруча, который украшал венок из искусственных цветов и лент. Богато расшитые узорами золотных нитей, украшенные жемчугом, перламутром, цветными гранеными стеклами, фольгой и канителью уборы напоминали сказочные драгоценные короны. Непременным атрибутом свадебного костюма являлась фата, или «дымка», — тончайшая шелковая ткань или шелковый платок, обшитые по краю бахромой, кружевом, лентой.

Эффектным дополнением служили серьги, кольца, ожерелья из жемчуга или бисера, янтарные бусы, приносившие, по народному поверью, счастье в будущей семейной жизни. В таком наряде невеста представала перед алтарем настоящей «молодой княгиней», как она величалась по свадебному чину.

Цена наряда была очень высокой даже для зажиточных крестьян, поэтому он рассматривался ими как весомая часть наследства, передаваясь из поколения в поколение. Известно, что стоимость некоторых свадебных головных уборов в XIX в. достигала трехсот рублей ассигнациями.


Кокошник, XVIII — начало XIX в., Тверская губ.


Важнейшим элементом свадьбы после венчания в церкви был ритуал надевания на голову - добрачной женского головного убора — "повивание», «окручивание», "принятие закона», «снятие покрова» (Архангельская, Зологодская, Вятская губ.). Девичья прическа менялась на женскую: коса расплеталась, волосы заплетались в две косы, которые укладывались вокруг головы и убирались затем под закрытые головные уборы — кокошник, моршень, борушку, повойник, кику, сороку.

Так, в Слободском уезде Вятской губернии новобрачную после венчания уводили в чулан, где сваха и другие женщины «развивают плетень (косу) и крутят два плетня, т.е. плетут две косы, и когда надевают моршок, род чехлушки из парчи или шелковой материи, шитый золотом или серебром, то все участвовавшие в «свадебном» поезде на косы кладут деньги под моршок»
Кокошники из бархата, расшитые золотными нитями, в форме высокой цилиндрической шапки с плоским дном и ажурной поднизью из бисера, имели распространение в северозападных губерниях России. Обычно поверх кокошника надевался платок.


Свадебный головной убор «сорока»

из Бирюченского уезда Воронежской губернии (начало XX в.)
Южные губернии России


Свадебный головной убор «сорока» состоял из трех частей: кички с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно сороки каблукообразной формы. Сорока является древним по происхождению и способу ношения головным убором русской женщины. Так, в старообрядческих сочинениях 1660-1680-х гг. («Список 1 с писем страдальческих священнопротопопа Аввакума») упоминается термин «сорока», ее составные части, указывается, что носила высоко надо лбом «женка на кичке своей сороку».

Платки. XIX в. Олонецкая губерния Каргопольский уезд


Под отдельные элементы узора для создания рельефа подкладывались желтые, в цвет золота, картон или бумага. Фигурные вазоны, фантазийные цветы, бутоны, изогнутые ветви, листья являлись органичными элементами крупных, хорошо скомпонованных узоров, располагавшихся в одном углу платка. Два других угла украшались небольшими вышитыми букетиками и веточками. Иногда по краю платка вышивалось имя владелицы. Платок мог носиться поверх кокошника, завершая свадебный или праздничный наряд олонецкой крестьянки.

Борушка (XIX в. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд) — закрытый женский праздничный головной убор, состоящий из очелья на твердой основе и донца. Донце собрано в сборки и пришито к очелью, слегка выступая над его передней частью. Борушка украшена золотной вышивкой, перламутром, стеклами.

Традиция покрывания головы замужней женщиной уходит в далекое прошлое и связана с представлениями о магической силе волос. Свитые, спутанные женские волосы — «колтун» — в народных представлениях воспринимались как связь с потусторонним миром, принадлежность ведьмы, колдуньи. Распущенные, не убранные под головной убор волосы также привлекали злые силы. Когда женщина выходила замуж и становилась членом другой семьи, она должна была покрывать голову, чтобы не принести несчастья мужу и его родне. Выйти из дома на улицу «непокрытой», «простоволосой» даже в начале XX в. считалось недопустимым.



Праздничный кокошник из Сольвычегодского уезда Вологодской губернии, который состоит из двух частей: собственно кокошника и самшуры. Кокошник состоит из твердого очелья и мягкого донца из красной хлопчатобумажной ткани с тканым цветочным узором. Передняя часть очелья выдвинута под углом вперед и украшена полосами галуна. На боковых частях очелья и донца золотыми нитями вышиты узоры, изображающие стилизованных лебедей. Для поддержания формы внутрь кокошника вкладывалась самшура, сшитая из красного узорного ситца с валиком по верхнему краю, с простеганным очельем. В теменной и задней части самшура собрана в сборки и стянута шнуром. Широкое распространение кокошника практически на всей территории России привело к тому, что он стал одним из символов традиционной народной культуры. Изготовление такого головного убора требовало немалого мастерства, оттого этим промыслом часто занимались специалисты в торговых селах, городах, монастырях. Кокошники различались по конструкции и способам украшения.

В Древней Руси функцию свадебного наряда выполнял красочно расшитый сарафан и рубашка. Чаще всего цвет у сарафана был красным - традиционный цвет радости на Руси. Слово «красный» помимо цветового значения имело прежде и значение «красивый». В старину считалось, что девушка, которая выходит замуж, является «умершей» для своей прошлой девической жизни и для своей семьи, и после замужества уходила в семью мужа. На венчании девушка была одета в скромный и печальный наряд. Некоторые девушки шли под венец в черном платье и черной фате. После обряда венчания невеста облачалась в праздничный, яркий, обычно красный сарафан, который символизировал начало новой жизни.

В XI-XIV в.в. на голову русских невест надевали венок, представлявший собой полоску ткани или обруч из металла, охватывавший лоб и скреплявшийся на затылке. Волосы при этом оставались распущенными либо заплетались в две косы, а позже в качестве свадебного украшения стал служить кокошник, и ленты, которые вплетали в волосы невесты. После свадьбы девушка косы больше не носила - это свидетельствовало о том, что она замужем.

В XV веке свадебные наряды шили из парчи и расшивали жемчугом. Вес такого наряда мог составлять 15 кг! До этого времени все русские невесты наряжались в народные костюмы самых разнообразных цветов. Свадебные платья боярынь и простых крестьянок различались лишь дороговизной тканей и драгоценными камнями, которыми изобиловала вышивка. На протяжении всего свадебного обряда девушка должна была менять свои наряды. Различные облачения она представляла на девичнике, на венчании, на пиру и на второй день свадьбы. Все свои платья девушка должна была шить собственноручно в течении нескольких лет. Сарафан русской невесты был необычайно красивым. Он демонстрировал навыки и мастерство рукоделия будущей жены и хозяйки, а также материальное благосостояние семьи.

Передник, надетый поверх сарафана, подчеркивал, что девушка - хорошая хозяйка. Свадебный наряд должен был быть не просто лучшим из имевшихся, он непременно должен был надеваться впервые, то есть его специально готовили к этой церемонии.

С начала XVIII века свадебное платье приобрело свой европейский облик. Указом Петра Первого придворные дамы должны были следовать именно европейской моде, свадебной в том числе. Так что после этого придворная мода следовала за европейской.

До Екатерины II цвет свадебного платья на Руси был красным. Она первая надела белое свадебное платье, положив начало новой традиции. Поскольку одно из непременных качеств наряда для бракосочетания его старомодность, традиционность, чистота и непорочность. Однажды закрепившись, белый цвет для подвенечного платья стал каноничным.

После 1917 года венчание отменили, а регистрацию брака начали проводить в ЗАГСах. Для свадьбы молодые использовали обычную повседневную одежду. Только в 60-е годы вновь начала появляться свадебная мода. Невесты могли купить простые модели платьев или заказать пошив свадебных нарядов, но все они были примерно одинакового вида: прямые, с кружевами и рюшами, незамысловатого покроя. Именно поэтому даже в 60-е годы XX века, в эпоху торжества мини, подвенечное мини-платье или брючный костюм, хоть и встречались, но все же были большой редкостью.

Для сегодняшней невесты нет ничего невозможного. Она может выбрать любой стиль (барокко, ампир, винтаж), любой цвет (белый, зеленый, золотой, фиолетовый), любую длину (от тридцати сантиметровой юбки до шлейфа в два метра), ну и любой фасон. Конечно за несколько столетий мода сильно изменилась, но тем больше возможность выбора у современных девушек.

История культуры каждого народа включает в себя самые разнообразные обряды и верования. И, наверно, самыми красочными и разнообразными были .

Повлияли на формирование вышеупомянутых в первую очередь старинные народные поверья.

История формирования свадебных обрядов на Руси

Свадебные обряды на Руси уходят своими корнями в языческие времена, до принятия христианства, люди просили у различных божеств расположения к новообразовавшейся семье, проводя для этого всевозможные ритуалы. После крещения Руси произошло слияние верований, что и породило уникальную, свойственную только ей систему свадебных обрядов. Немалое влияние на традиционный русский свадебный обряд оказали и иностранные традиции. Так, например, обмен обручальными кольцами и венчальные свечи пришли на территорию Руси с древней Греции, осыпание новобрачных льном – от римлян. Все это придало необычайный колорит русским свадебным обрядам.

Предварительные свадебные обряды

Выбором невесты на Руси согласно древней традиции занимались только родители жениха, и чаще всего его мнение при этом не учитывалось. В то время очень популярными были весенне-летние гулянья, на которых и происходила своеобразная презентация невест.

Девушки в лучших своих нарядах с песнями ходили по деревням, давая возможность хорошенько себя рассмотреть. Оценивалась не только красота девушки, но и её умение вести домашнее хозяйство, мастерство рукоделия, и самое главное её приданое. После того, как выбор был сделан, в семью будущей невесты засылали сватов.

Сватовство

Старинные предания гласят, что для удачного брака необходимо было найти отличных сватов. Выбирали их из замужних людей, обладающих талантом ораторства и убеждения. Самыми удачными днями для сватовства считались четверг, вторник, суббота и воскресенье.

Дабы избежать сглаза имена сватов и сам день сватовства держали втайне, и в путь они должны были отправляться только после заката солнца. Ни в коем случае нельзя было разговаривать с кем-либо по дороге. На некоторых территориях древней Руси, сватов перед дорогой забрасывали головными уборами или же хлестали. Придя в дом потенциальной невесты, сваты начинали бойко расхваливать жениха, не забывая при этом рассматривать все вокруг. Если родители девушки соглашались, наступал очередной этап свадебных обрядов – смотрины.

Смотрины

Примерно через неделю после обряда сватовства происходили смотрины – такая своеобразная презентация невесты родителям жениха. Помимо будущих молодоженов, на смотринах всегда присутствовали родственники с обеих сторон, а также близкие подруги девушки, которые сопровождали весь обряд песнями.

Для будущей невесты это было нелегкое испытание.Разговаривать во время обряда она могла лишь в самых крайних случаях, нередко её просили продемонстрировать своё мастерство рукоделия или приготовить ужин для собравшихся под суровыми взглядами будущих родственников. Если презентация проходила успешно, отец жениха целовал невесту в обе щеки в знак того, что девушка ему понравилась. На смотринах девушка могла и отказаться выходить замуж. Однако встречалось подобное довольно редко, так как в те, далекие времена, мало какая девушка осмеливалась перечить своим родителям.

Сговор

После смотрин происходил обряд сговора, на котором и решались все главные вопросы, относительно предстоящей свадьбы. Когда стороны договаривались, в избу приглашалась молодая, которую с этих пор называли невестой. Будущие молодожены целовали иконы и друг друга.

Отказ от свадьбы с этого момента был невозможен и считался страшным грехом.

День накануне свадьбы

Накануне свадьбы для невесты обязательно растапливали баню – своеобразный символ прощания с девичеством и отчим домом. Туда её сопровождали подружки, неся с собою красиво украшенный веничек. Все это сопровождалось песнями и специальными ритуалами, которые должны были уберечь невесту от сглаза, порчи и укрепить её связь с будущим мужем. Девушке в последний раз заплетали девичью косу, а потом начинался своеобразный девичник, на котором пелись песни. Но в некоторых местах древней Руси, вместо распевания веселых песен, девушке полагалась горько плакать за своим девичеством.

Жених в это время тоже не скучал. С друзьями и родственниками мужского пола они весело праздновали завершение его холостой жизни, распивая мед и пиво и вспоминая различные истории.

Свадебный наряд невесты

Первым делом утром невеста умывалась холодной водой, а после шла к родителям за благословением. После этого начинался обряд одевания невесты. Прежде всего, голое тело девушки обматывали лыком, для того чтобы защитить её от чар злых колдунов. Под пазуху клали немного шерсти, льна и мыла, для того, чтобы одежда её всегда была качественной и чистой. На шею вешали пряники и крендельки – символы сытой жизни.

Традиционный свадебный наряд невесты на древней Руси сильно отличался от современного варианта. Но все же белый цвет был обязательной его составляющей. Наряд состоял из рубахи и широкой юбки или же сарафана. Рубаха искусно украшалась вышивкой, каждый элемент которой имел свое символическое значение. Юбка и низ сарафана были пестрых расцветок и подшиты снизу бисером, дабы уберечься от злых сил, живущих под землей. Кроме традиционной косы, голову невесты могли украшать ленточки и живые цветы.

Свадебный наряд жениха

Главным элементом свадебного наряда жениха на Руси был платок, подаренный ему невестой. Повязывали его ему на шею, или же он выглядывал из кармана брюк. Костюм состоял из светлых штанов и яркой, желательно льняной или шелковой рубахи. Непосредственно перед венчанием жениха подпоясывали роскошным вышитым рушником.

Выкуп

Ни одна свадьба на Руси не проходила без выкупа. Пока невесту наряжали к свадьбе, в семье жениха готовились к выкупу молодой. По одной из традиций все подарки для выкупа молодой должен был изготовить своими руками. Первые испытания поджидали жениха еще на пути к дому девушки. Как говорится, дорога к счастью легкой не бывает. Родственники и друзья невесты делали все возможное, что б жених прочувствовал это на себе.

Жениху приходилось перепиливать широкие бревна, чтобы доказать насколько он силен. Пройдя дорожные испытания, он оказывался у дома невесты, где его поджидали родители с новой порцией сюрпризов. Жениху предстояло отгадать несколько каверзных загадок, и за неправильный ответ его штрафовали. Войдя в комнату невесты, ему предстояло угадать свою суженую среди сидящих к нему спиной, одинаково одетых девушек. В итоге, угадав наконец-то свою будущую супругу, жених занимал место возле нее, и родители невесты благословляли их, после молодые отправлялись в церковь. Дорогу перед ними тщательно подметали, что б никто из недоброжелателей не смог подкинуть им заговоренную вещицу.

Венчание

До принятия христианства молодые отправлялись на луг, где им надевали специальные венки, проводились хороводы вокруг украшенной березы, пелись обрядовые песни. При этом от молодых всячески отгоняли злых духов водой, дымом и огнем. С приходом христианства старинные обычаи венчания древней Руси заменил церковный . При выходе из церкви молодых осыпали льняными семечками.

После венчания все отправлялись в дом жениха, где начинался свадебный пир. Самое интересное, что молодые за столом ничего не ели, а только принимали поздравления. И при третьей смене блюд их провожали в супружескую постель, а пир разгорался еще сильнее. Утром молодоженов будили, сваха демонстрировала всем любопытным рубашку невесты со следами невинности, и после молодых провожали в натопленную баню.

Свадебные традиции на Руси отличались неимоверным колоритом, проходили весело и с задором и заслуживают того, что б их помнили.