Классный час на тему: «Правила дружбы»

Классный час в начальной школе о дружбе: для 2, 3 и 4 класса.
ЦЕЛЬ: познакомить учеников с понятием дружба, что такой настоящие друзья, как важна дружба

Учитель:

Вы, ребята, учитесь в одном классе. Как должны одноклассники относиться друг к другу?

Дружба и взаимопомощь очень нужны каждому из вас и всем людям. Подтверждают это пословицы, придуманные народами разных стран:

1. «Не имей сто …» - русская.

2. «Дружба сильнее каменных стен» - белорусская.

3. «Дружба дороже золота» - украинская.

4. «Друга ищи, а найдешь, береги» - французская.

5. «Считай возраст по друзьям, а не по годам» - английская.

Можно проанализировать некоторые пословицы.

Учитель:

Сейчас я прочитаю вам несколько маленьких историй, случившихся с такими же ребятами, как и вы. Будьте готовы отвечать на вопросы.

1. « За грибами» В. А. Сухомлинский

О чем рассказ?

А если бы у Аленки не было грибов, Федя поделился бы с ней грибами?

Можно ли назвать ребят друзьями? Почему?

Значит, друзья должны всегда … друг другу. (Помогать)

2. «Ландыш перед окном» В. А. Сухомлинский

О ком эта история?

Можно ли назвать отношения ребят дружбой? Почему?

Значит, друзья должны … друг о друге. (Заботиться)

Как будет чувствовать себя человек, оставшийся без друзей?

Что делать, чтобы такого не случилось? (Не ссориться по пустякам, уступать, делиться, помогать и т. д.)

Учитель:

Каким должен быть, по-вашему мнению, «настоящий друг»?

Игра «Важные качества»

Учитель перечисляет личностные качества, а дети хлопком выбирают те, которые подходят, по их мнению, другу.

Добрый, злой, глупый, умный, неряшливый, аккуратный, правдивый, хитрый, грубый, вежливый, любознательный, любопытный, находчивый, плаксивый, веселый, жадный, щедрый, драчливый, уравновешенный, верный …

Делается вывод, что все хотят дружить с хорошими ребятами. А для этого нужно и самому быть хорошим. Можно напомнить «Золотое» правило поведения: «Поступай с человеком так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Учитель:

Давайте порассуждаем, о дружбе мальчиков и девочек. Возможна ли между ними настоящая дружба?

Дружить могут все, независимо от пола, национальности, возраста, достатка.

Можно послушать или спеть песню «Если с другом вышел в путь» М. Танича.

Для сплочения ребят можно провести игры, встав в круг:

1. «Хоровод ласковых имен» (по часовой стрелке и в обратном порядке называть соседа ласковым именем, например, не Ира, а Ирочка).

2. «Скажи соседу комплимент»,

Желательно организовать общее дело, где предполагается взаимопомощь:

Изготовление, например, закладок для школьной библиотеки, украшений к предстоящему празднику,

Уборка класса и починка мебели,

Посадка семян и др.

Итог:

Вам понравился результат работы?

Как вам работалось?

Давайте постараемся все и всегда делать дружно. А для этого нужно действительно стать настоящими друзьями, как поется в песне «Настоящий друг».

Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе. А сопроводительная презентация повышает познавательный интерес учащихся.

При подготовке к внеклассному мероприятию охвачены учащиеся. С ними разучены стихотворения. Остальные ребята самостоятельно отыскивали пословицы и поговорки о дружбе. Использованный материал подбирался с учётом возрастных и индивидуальных особенностей класса.

Положительный эмоциональный заряд, стиль общения, использование игровых моментов, применение ИКТ, приобщение к совместной деятельности, личное участие детей, организация начала, постановка задач занятия способствуют развитию речи, чувств детей, выработке положительных эмоций.

На занятии необходимо придерживаться следующих принципов:

  • уважать и принимать мир другого;
  • относиться к ученикам с абсолютным доверием;
  • акцентировать внимание на позитивном поведении ребенка;
  • избегать оценочных суждений в отношении к детям;
  • безусловное принятие ребенка.

Тема: «С детства дружбой дорожить учат в школе…»

Цель: раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.

Форма работы: разговор-рассуждение с презентацией.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организация класса. Эмоциональный настрой

Звучит песня В. Шаинского «Чему учат в школе»

Крепко – накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Приложение , 1-й слайд.

II. Сообщение темы и цели занятия

– Пусть каждый из вас задумается и сам себе ответит на вопрос: «А есть ли у меня друг?»
– Кого мы называем другом? Давайте поразмышляем об этом.

III. Беседа о значении слова «дружба»

Учащиеся читают стихотворение «Дружба» по ролям в костюмах героев.

– Что такое дружба?– спросила я у птицы.
– Это когда коршун летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя: – Что такое дружба?
– Это когда зайцу лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?
– Это что-то огромное, радостное, большое.
Это когда ребята все сразу, все вместе играют.
Это когда мальчишки девчонок не обижают.
Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.

Произнесите слово «дружба».
– Что вам вспоминается?
– Какой я? Какой мой друг?
– Каким бы я хотел быть?
– Каким бы я не хотел быть?
– Каким бы я не хотел видеть своего друга?
– Какую черту характера вы больше цените в своём друге? А в себе?

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии.
Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.

(С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)

Приложение , 2-й, 3-й слайды.

– В чем состоит значение, ценность дружбы в жизни?

IV. Чтение и обсуждение стихотворения «Если б капли не дружили»

М. Садовский

Если б капли не дружили,
Как тогда бы лужи жили?
Как бы реки потекли?
Где бы плыли корабли?

Если б ноты не дружили,
Как бы песню мы сложили?
Как бы птицам распевать?
Как бы солнышку вставать?

Если б люди не дружили,
Как бы мы на свете жили?
Ведь без дружбы с давних лет
Ничего на свете нет!

– Задумаемся над тем, что дружба нужна и детям, и взрослым в разных жизненных ситуациях.

– Какого друга можно назвать настоящим? (Выполнение заданий на слайде)

Приложение , 4-й слайд.

V. Пословицы о дружбе

Приложение , 5-й слайд.

– А какие пословицы о дружбе знаете?

Игра «Закончи пословицу»

Приложение , 6-й слайд.

Физминутка (дети выполняют в парах)

Ты дрозд и я дрозд (показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга (обнимаются).

VI. Продолжение беседы

– А с кем вы дружите?
– Дружите ли вы со своими родителями?
– Должны ли родители быть друзьями детства? (Расспросите их дома об этом.)
– Как, по-вашему, можно ли сохранить друзей детства?
– Хотели бы вы, чтобы ваши друзья были с вами в течение всей жизни?
– Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Дружите ли вы с животными, природой, книгами?

VII. Викторина «Кто с кем дружит?»

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

– Книг о дружбе много. Читая эти книги, вы приобретёте себе ещё и литературных друзей.

  • Л. Воронкова «Солнечный денек» («Подружки идут в школу»);
  • А. Гайдар «Тимур и его команда»;
  • В. Драгунский «Друг детства», «Денискины рассказы»;
  • Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки»;
  • Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»;
  • В. Осеева «Три товарища», «Дождь», «Васек Трубачев и его товарищи».

Приложение , 7-й слайд.

IX. Ощущение и эмоциональное переживание состояния дружелюбия

– С чего начинается дружба?

Звучит песня «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского ).

… С голубого ручейка
Начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.

Приложение , 8-й слайд.

X. Мимическая гимнастика

– Улыбнитесь друг другу.
– Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
– А какое выражение должно быть у враждебно настроенного человека?

Приложение , 9-й слайд.

– Могут ли руки помочь подружиться?
– Какими бывают наши руки? (Добрыми, злыми.)
– Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?

Приложение , 10-й слайд.

XI. Повторение правил речевого этикета

– Покажите, как надо приветствовать друга, выражать одобрение, прощаться и т.п.
Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?
– Как «пахнет» дружба? (ваши ощущения)
– Какая она на ощупь?
– На вкус?
– С какой погодой вы бы сравнили «дружбу»?
– С какими животными можно связывать слово дружба?
– Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу?

XII. Подведение итогов занятия

Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.

1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

– Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями.

Приложение , 11-й слайд.

Исполнение песни «Когда мои друзья со мной».

Там, где трудно одному,
Справлюсь вместе с вами!
Где чего-то не пойму,
Разберусь с друзьями!
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной!

– Вот и подошёл к концу наш классный час. Давай те встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда:
– Ребята, давайте жить дружно!

Приложение , 12-й слайд.

Использованная литература:

  1. Бушелёва Б.П. «Поговорим о воспитанности» 1989 г.
  2. «Русские пословицы и поговорки» / под редакцией В. Аникина 1988 г.
  3. Романюта В.Н. «Методическое пособие для учителей начальной школы, психологов, воспитателей»

Цели и задачи классного часа:

Воспитание в учениках чувства сопереживания товарищам в их бедах, умение разделить с ними радость;

Привитие этических качеств личности — доброты, сострадания, альтруизма, соучастия.

Описание классного часа

Учитель : Ребята, чтобы вы догадались, о чем сегодня пойдет речь, я хочу зачитать вам небольшое стихотворение:

Без дружбы человек себя особо зрит,

Пустыннику подобен,

Который жизнь влачит,

К утехам неспособен;

Но дружбою свое

Мы множим бытие.

О дружба, дар небесный!

Тобою счастливы на свете мы,

Тобою кроткие умы

Чувствительных сердец союз узнали тесный.

(Из стихотворения И. Богдановича «Стихи о дружбе»)

О чем мы сегодня будем говорить? (Рассуждения ребят.)

Чтение и обсуждение рассказа В. Крапивина «Товарищи»

«В отряде "Каравелла" новички не сразу становятся полноправными членами своего экипажа и получают нашивку с якорем. Сначала они — кандидаты. Ребята неназойливо, но внимательно присматриваются: что за люди, не подведут ли? Потом совет отряда решает, кому закрыть кандидатский стаж, а кому — подождать.

В сентябре пришли к нам два пятиклассника — из одной школы, из одного класса. Приятели. Месяц прошел, совет обсуждает:

— Ну что, можно закончить кандидатский стаж Павлику и Витьке?

— Можно. Работают вроде бы нормально, задания выполняют...

И вдруг Лариска Коробицына, одна из главных командиров "Каравеллы" (она с четвертого класса в отряде, а теперь уже комсомолка), говорит:

— С Витей надо бы подождать, ребята...

Переглянулись наши капитаны и штурманы: чем пятиклассник Витька не понравился Лариске?

— Я вчера в их группе была на занятиях по фехтованию. Новичок Илюшка подошел, попросил помочь защитный жилет застегнуть, а тот говорит: "Да ну тебя, некогда мне. Попроси кого другого..."

Опять переглянулись ребята. И... ни один не поднял руку, чтобы проголосовать за Витьку.

Витька, конечно, очень огорчился. И удивился:

— Подумаешь! К такому пустяку придрались!

— Из-за таких пустяков иногда характер складывается, — сказали ему.

— Причем здесь характер? А если этот Илюшка мне не нравится!

Ребята усмехнулись. И два шестиклассника — Валерка и Андрей — тоже усмехнулись. У Валерки на скуле был синяк.

Дело в том, что Валерке очень не нравится Андрей. Спорили они часто, считали друг друга болтунами, выскочками и очень неважными матросами. Даже просили развести их по разным экипажам. Но вчера на улице увидал Валерка, что Андрея поймали на углу двое незнакомых мальчишек. Один держит Андрюшку за руки, а второй пытается содрать с рукава якорь.

В общем, хоть и здоровые были парни, а бежали они от Валерки и Андрея очень быстро. Бежали после короткого боя с двумя товарищами, которые умеют постоять друг за друга.

Хорошо бы, конечно, рассказать, что после этого случая Валерка и Андрей стали друзьями. Но это была бы неправда. Не стали. По-прежнему спорили и друг друга недолюбливали. Что поделаешь: разные бывают люди, часто случается, что один другому не нравится. Не каждый может стать твоим другом, с которым все в жизни пополам — счастье и горести, и которому можно любую тайну открыть, любую мечту доверить. Но товарищами в отряде должны быть все. Потому что товарищ — это такой человек, с которым у тебя общая работа, общая цель и на которого можно положиться в трудную минуту. Может быть, он и не друг твой, но тащить тяжелый рюкзак в утомительном походе поможет. В опасности не струсит, выручит. И если ты несправедливо обижен — он заступится. Потому что товарищество нужно и тебе, и ему, и всему отряду. Хорошо стоять в строю, чувствуя, что рядом надежные люди. Хорошо жить на свете, когда знаешь: есть у тебя верные товарищи, в любом хорошем деле поддержат. И замечательный будет у вас класс, Алешка, отряд, когда вы все станете товарищами.

Учитель : Какова главная мысль данного рассказа? (Рассуждения учеников.)

А теперь, давайте вспомним известную детскую песенку. (Учитель предлагает исполнить или прослушать аудиозапись песни «Улыбка», сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского.)

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется,

И она к тебе не раз еще вернется.

Припев:

И тогда, наверняка, вдруг запляшут облака,

И кузнечик запиликает на скрипке.

С голубого ручейка начинается река,

Ну а дружба начинается с улыбки.

От улыбки солнечной одной

Перестанет плакать самый грустный дождик.

Сонный лес простится с тишиной

И захлопает в зеленые ладоши.

Припев.

От улыбки станет всем теплей

И слону и даже маленькой улитке.

Так пускай повсюду на земле

Будто лампочки включаются улыбки.

Припев.

Учитель: Ребята, послушайте стихотворение и поразмыслите, правильно ли герой стихотворения понимает дружбу?

Я свою соседку Олю

За косичку дернул в школе, —

Эта Оля мне опять

Не дала ответ списать.

Ручкой больно ткнул я в спину

Одноклассницу Марину,

Нужно с ней, вообще, построже,

Чтоб не строила мне рожи.

Я стиралкой кинул в Лену,

Ей же — как горох об стену,

А веселую Катюшку,

Обозвал я хохотушкой.

В сумку ябеды Ларисы

Я с утра подкинул крысу,

Та устроит в сумке нору, —

Вот потеха будет скоро!

На весь класс одну Иришку

Уважаю, как мальчишку,

С Ирой я давно дружу —

Ей лишь кнопку подложу...

(В. Можная «Такая дружба»)

Ребята высказывают свое мнение по поводу поведения героя стихотворения.

Вырабатываем, «Законы дружбы»

Учитель предлагает подумать: «Как стать хорошим товарищем?»

Прежде всего старайся быть хорошим товарищем сам. Сочувствуй товарищу в его бедах и горе, умей жить его радостями.

Будь готов помочь товарищу, выручить из беды. Не допускай отрицательных проявлений — зависти, черствости, бездушия, бессердечности.

Учитель: Ребята, недопустимо неумение радоваться радости товарища. Это приводит к зависти. Она уродует личность и взаимоотношения людей. Из-за нее может появиться желание, чтобы кто-то потерпел неудачу, чтобы у него случилась неприятность.

Дружба может быть постоянной и радостной для детей только тогда, когда они внимательно относятся друг к другу, умеют тонко наблюдать за настроением, душевным состоянием друга, разделяют его радости и огорчения.

Давайте сформулируем «Законы дружбы»:

Не оставляй друга в беде.

Дружба — это вера в человека, требовательность к нему.

Дружба всегда взаимна.

Дружба испытывается в беде и опасности.

Дружба — это не повод для поиска выгоды.

В мире афоризмов, пословиц и поговорок о дружбе

Учитель: А теперь обратимся к народной мудрости: как в народных пословицах и поговорках люди выражают свое отношение к дружбе?

Старый друг лучше новых двух.

Нет друга, так ищи, а нашел — береги.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Дружба дружбой, а служба службой.

Солома с огнем не дружит.

Для милого дружка и сережку из ушка.

Верный друг лучше сотни слуг.

Для друга и семь верст не околица.

Гроза, грозись, а мы друг за друга держись.

Без беды не узнаешь друга.

Друг познается в несчастии.

С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.

Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.

Учитель: О чем говорят эти пословицы? Приведите еще примеры пословиц о дружбе. (Рассуждения учеников.)

Учитель: А теперь послушаем, что в разное время говорили известные люди о дружбе:

Дружба — это непрекращающееся путешествие, наполненное открытиями и открытостью (Ч. Мичли).

Не скоро становись другом, а сделавшись раз, старайся им оставаться, потому что одинаково постыдно — не иметь ни одного друга и менять многих друзей (Сократ).

Господи, спаси меня от друзей, а с врагами я и сам справлюсь! (А.С. Пушкин)

Кто ищет друзей, достоин того, чтобы их найти; у кого нет друзей, тот никогда их и не искал (Лессинг).

Не замечать охлаждения друзей — значит мало ценить их дружбу (Ларошфуко).

Дружба — это не значит каждый день друг другу звонить, здороваться и занимать рубли... Это просто желание узнавать друг о друге, что-то слышать и довольствоваться хотя бы тем, что вот мой друг здоров и пускай еще здравствует (В. Высоцкий).

Дружба кончается там, где начинается недоверие (Сенека).

Наслаждаться общением — главный признак дружбы (Аристотель).

Только тот приобретает истинных друзей, кто является другом самому себе (Л.H. Андреев).

В молодости я требовал от людей больше, чем они могли дать: постоянства в дружбе, верности в чувствах. Теперь я научился требовать от них меньше, чем они могут дать: быть рядом и молчать. И на их чувства, на их дружбу, на их благородные поступки я всегда смотрю как на настоящее чудо — как на дар Божий (А. Камю).

Ты можешь испытать друга жаждой, голодом, разлукой и любовью. Но не делай этого более одного раза (Н. Хусрав).

В дружбе нет ни должников, ни благодетелей (Р. Рол- лан).

Мудрый друг не бросит друга, несмотря на все лишения (Ш. Руставели).

Учитель: Ребята, как вы поняли эти крылатые фразы? (Рассуждения учеников.) А в завершение нашего разговора я хотела бы предложить вам еще одно стихотворение:

Мои друзья мне все прощали:

Дурной характер, спесь и лень.

Враги стреляли из пищали

И не давали спать весь день.

Всю ночь друзья оберегали

Меня от бурь, хандры, скорбей.

Враги — лишали всех регалий,

Что я собрал, как скоробей.

Друзей судьбина раскидала

На север, запад, юг, восток...

Враги все рядом. Все им мало.

Все ждут, чтоб кровью я истек.

Друг издали письмо мне пишет:

Мол, как дела, как жив-здоров...

И только враг в затылок дышит —

Все также злобен и суров.

От друга я приму упреки,

За радость радостью воздам...

Но за полезные уроки

Дай Бог здоровья и врагам!

(МарМар «Друг и враг»)

Подведение итогов . Классный руководитель предлагает вспомнить некоторые правила «Законов дружбы» и записать их в тетрадь (или на классной доске).

Вывод: Человек должен завоевать уважение других людей к себе, уметь сочувствовать товарищу и окружающим людям, оказывать посильную помощь товарищу или другим людям. В любой ситуации человек должен бороться с завистью, черствостью, бездушием, бессердечностью и не допускать проявления этих качеств в своем характере.

Информационный фонд

Воспитателя группы продленного дня

Чистяковой И.Н.

"Поговорим о дружбе"

Цели:

    выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

    способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личностей учащихся;

    содействовать формированию дружного коллектива.

Подготовительная работа:
чтение книг о дружбе, поиск пословиц и поговорок, классный конкурс рисунков на лучшее иллюстрирование пословицы или поговорки.

Оборудование:
магнитофон; аудиозапись мелодии песни “Когда мои друзья со мной”

Ход занятия:

Звучит песня о дружбе «Когда мои друзья со мной» (слова М. Танича, музыка В. Шаинского из кинофильма «По секрету всему свету»)

В-тель: Вы догадались, о теме нашего классного часа сегодня? Докажите свои предположения.

В-тель: А кто такой друг? (Дети высказывают свои версии и рассуждения.)

В-тель: О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и уче­ные, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, фи­лософ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.

Послушайте мысли вслух Л. Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе»:

Что такое дружба? Каждый знает?

Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…
Ну, а может, дружба - это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?

В-тель: Согласны ли вы с такой трактовкой дружбы?

Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба - это если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год...
Если друг твой что-то, к сожаленью.
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей - и белых, и цветных.
Дружба - это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба - это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.

: С какими его мыслями следует согласиться?

А с чем вы не согласны?

Что вы можете рассказать о своих друзьях?

В-тель: Мне хочется уточнить значение понятия «дружба». Как вы понимаете его значение?

Давайте за более точным определением обратимся к толковому словарю Ожегова. В нём можно найти:

Друг – это человек, который связан с кем-нибудь друж­бой.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

В литературных произведениях мы тоже часто встречаемся с этим понятием:

Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.

В-тель: А есть ли у вас друг?

А какими качествами обладают ваши друзья? Какие они – ваши друзья?

(Добрые, веселые, умные и т. д.)

Слова доброта, внимание, отзывчивость, верность, по­мощь позволяют охарактеризовать поня­тия «дружба» и «друг».

А сейчас послушайте ещё одно стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему.

Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок -
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.

В-тель: А может дружба распасться? А по каким причинам?

Друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, пережива­ет и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.

А для чего нужны друзья?

Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете
Для хороших славных дел.

Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы.

Что же у нас получилось?

(Правила записываются на доске: не ссориться, уступать, помогать, быть вежливым, внимательным и т. д.) Уступать

    Не бояться просить прощения, если обидел друга

    Не грубить

    Не злиться

    Не жадничать

    Помогать другу

    Быть честным

В-тель: Здорово. А все ли люди хотят дружить? Что вы представите себе, если я произнесу словосочетание - дружба народов? Учитель: Что содействует укреплению мира и дружбы среди народов Земли?

1) Желание действовать вместе, так как «нас много, а планета одна».

2) Можно проводить переговоры по острым вопросам, проблемам и решать их мирным путём.

3) Создавать и участвовать в Международных конкурсах творчества.

В-тель: А к какому детскому международному конкурсу мы с вами готовимся? (математический конкурс «Кенгуру»)

5) Через Интернет находить новых друзей и общаться с ними.

В-тель: А знаете ли вы, что во многих странах, и у нас в России, есть государственные награды, вручаемые за укрепление дружбы между народами? Орденом Дружбы народов награждаются:

    граждане России;

    предприятия, учреждения, организации, воинские части и соединения, республики, края, области, города.

    Орденом Дружбы народов могут быть награждены и лица, не являющиеся гражданами нашей страны.

В-тель: Где находит своё отражение дружба в жизни человека?

в Москве на ВДНХ есть фонтан дружбы

    спортивный клуб называется «Дружба»

    интересные мероприятия в стране, городе, классе говорят о дружбе между людьми

В-тель: Как вы думаете, только ли с людьми можно дружить и общаться? Животные - наши друзья.

В-тель: У кого дома есть четвероногий друг?

В-тель: Докажите примерами, что вы действительно дружите и вас можно считать настоящими друзьями.

В-тель: Молодцы! Правильно сказал мудрый человек, что «Дружба - это созвучие душ в соединённости судеб».

В-тель: Ребята, мы с вами при подготовке занятия нашли много пословиц и поговорок о дружбе. Мне очень хочется, чтобы сейчас прозвучали некоторые из них. (Дети вспоминают пословицы.)

    Человек без друзей, что дерево без корней.

    Нет друга - ищи, а нашел - береги.

    Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

    Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.

    Друзья познаются в беде.

    Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.

    Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.

    Друг спорит, а враг поддакивает.

В-тель: Подошло время для подведения итогов нашего классного часа. Учитель: «Ребята, давайте жить дружно!» Кто из мультипликационных героев может так сказать? (Кот Леопольд).

В-тель: Почему вы так решили?

Втель: Посмотрите, какие русские народные пословицы и поговорки он приготовил для мышат: (читаем все вместе)

    Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.

    Лучше честный враг, чем коварный друг.

    Не бойся врага умного, бойся друга глупого.

В-тель: А нам это может пригодиться в жизни?

Теперь вы знаете о дружбе всё!

В-тель: Что может нам посоветовать Крошка Енот?

Друзей находит тот, кто сам встречает их улыбкой.

В-тель: Это подтвердят и все герои мультфильмов.

В-тель: Давайте пофантазируем, какие чудеса могут произой­ти в нашей гимназии или классе, если все вокруг подружатся?

Чтобы солнышко светило
Чтоб на всех его хватило,
Чтоб цвели в лугах цветы,
Чтоб дружили я и ты.
За руки возьмемся, встанем в круг.
Каждый человек человеку - друг!
За руки возьмемся, пусть пойдет
По земле огромный хоровод!

В-тель: Пожелание - Удачи всем в поисках настоящего друга!

1. Расширение знаний детей о дружбе:

2. Обучение детей взаимодействию с другими людьми, научить понимать самого себя и управлять своим поведением.

3. Создание условий для развития логического мышления и связной речи.

4. Развитие рефлексии, самоконтроля и самооценки.

5. Формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу.

6. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Акопова Янета Артёмовна,

учитель начальных классов первой категории

МОБУ Лицей №59 г. Сочи

Классный час в 1 классе

Тема: «С детства дружбой дорожи!»

2013

Тема: «О дружбе».

Цели и задачи:

  1. Расширение знаний детей о дружбе:
  2. Обучение детей взаимодействию с другими людьми, научить пони мать сам о го себя и управлять своим поведен и ем.
  3. Создание условий для р азвити я логического мышления и свя з ной речи.
  4. Развитие рефлексии, самоконтроля и самооценки.
  5. Формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дру ж бу.
  6. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

Оборудование классного часа .

  1. Компьютер, экран, компьютерные слайды:
  1. отрывки из м ультфильмов «» .
  1. «Цветик-семицветик» со съемными лепестками.
  2. Сигнальные карточки двух цветов для обратной связи.

Ход классного часа.

  1. Организационный момент.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь . Давайте возьмёмся за руки, передадим друг другу хорошее настроение! А сейчас приготовьтесь посмотреть муль т фильм. Если будете вним а тельны, узнаете, о чём будем говорить на классом часе.

(Просмотр мультфильма «Если друг не смеётся») .

  1. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема классного часа .

О чем будем говори ть? (О дружбе).

Правильно, сегодня мы поговорим о дружбе.

Что такое дружба?

3 . Речевая разминка.

На доске написано предложение:

Друг – это тот, кто…

Ребята по цепочке передают друг другу игрушку-талисман класса и называ ют имя своего друг а.

В словаре С. Ожегова так объясняется значение этого слова:

  1. ДРУГ – человек, связанный с кем-то дружбой. Дружба - близкие отнош е ния, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интер е сов.

На экране слова, которые обозначают различные поступки людей вразброс.

Выберите те слова, которые характеризуют друзей. Слайд №3.

Как должен поступать настоящий друг?

Выручать Завидовать

Поддерживать Обзывать

Говорить правду Командовать

Делиться Жадничать

Уважать Ябедничать

Помогать Обижать

Уметь радоваться Драться

ч ужим успехам

Слайд №4.

Русский народ придумал мног о пословиц о дружбе. У вас на столах послов и цы, разделённые на две части. П о играем в игру “Собери пословицу”.

4. Работа в группах

Для каждой команды – набор пословиц. Нужно собрать пословицы правильно.

1 группа

Один за всех, и все за одного.

Друг познаётся в беде.

2 группа

Друга ищи, а найдёшь – береги.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

3 группа

Дружба как стекло, разобьёшь – не сложишь.

Человек без друзей, что дерево без корней.

4 группа

Без беды друга не узнаешь.

Без друга на душе вьюга.

Чтение собранных пословиц. (Слайды №5,6)

5. Практическая работа в паре.

Ребята, у вас на столах раскраски бабочек. Возьмите одну раскраску на пару и раскрасьте вдвоём так, чтобы половинки были одинаковы.

Физминутка.

Встаньте дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Руки к солнцу протянули,

Лу чики поймали

И к груди своей прижали,

С этим лучиком в груди,

Ты на мир добрей гляди .

6 Беседа

Какое прекрасное слово – «дружба»! Произносишь его и сразу вспом и наешь своего друга, с которым тебе интересно играть в сне ж ки, читать новую книгу или посекретничать о своем.

Можно вспом нить веселых героев мультфильмов: это забавный Маугли со своим умным Балу, это музыкальный львенок и мудрая Черепаха, это Ви н ни-Пух со своими друзьями . Давайте вспомним произведения о дружбе и их героев.

1) Григорий Остер написал немало рассказов о попугае, удаве, марты ш ке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвёртым в компании друзей? (Слонёнок).

2).Всем знаком этот герой,

И известно всем вокруг,

Он большой для Гены друг.

(Герой Э.Успенского Чебурашка).

3). Собрались однажды 4 музыканта, подружились.

Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали. Назовите этих друзей – музыкантов. (“Бреме н ские музыканты”, братья Гримм)

4). “Я очень хотел, чтобы мне подарили собаку, настоящего друга. Но мама была п о чему-то против, и всё-таки друг у меня появился, самый лучший в мире упитанный мужчина в расцвете сил, лучший в мире по е датель сладких пирогов, лучшая в мире нянька.” (А. Лин д грен, “Малыш и Карлсон”).

5). У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один всегда был рядом. Кто он? (Пудель Артемон)

6) Как звали девочку, которая подружилась с семью маленькими чел о вечками? (Бел о снежка).

(Слайд № 7)

Мир кино, мир героев мультфильмов, мир книги, наш мир, в котором мы живем, дарит нам прекрасное общение – о б щение с другом.

  1. Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе инт е ресно с ней,
  2. Др уг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту,
  3. Д руг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний,
  4. Д руг – это стар ая любимая игрушка , котор ая выслушает тебя, к о гда тебе будет плохо.

7. . Обсуждение проблемных ситуаций .

Послушайте стихотворение А. Барто “Требуется друг”.

(читает ученица).

Все живут – не тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,

Красные колготки

И характер кроткий.

Я шепчу: – Дружи со мной,

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти,

Мы, как две голубки

Из одной скорлупки.

Я шепчу: – Но ты учти –

Ты во всём должна идти

Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной:

Ты дружи со мной одной!

Есть разряд у Ильиной

И спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной,

Стану знаменитой!

Все пятёрки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу: – А ты со мной

Подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим.

Будешь ты меня спасать –

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят: – Молчала бы!

Не вставать же на колени,

Уговаривать подруг

Напишу я объявление:

“Срочно требуется друг!”

– Почему с этой девочкой никто не хотел дружить?

Можно ли найти друга по объявлению?

8 . Игра «Цветик-семицветик».

Д авайте познакомимся с книгой В. Катаева «Цветик-семицветик». (Учитель п о казывает книгу.) Слайды №8,9,10) .

Эта книга о том, как девочке Жене достался удивительный цветок, ст о ило только оторвать лепесток и произнести волшебные слова, как тотчас же исполн я лось задуманное желание.

Женя быстро распорядилась своим цветиком-семицветиком. Шесть л е пе стков она потратила, не долго думая и не сомневаясь. А когда последний – голубенький - о с тался, она, наконец, задумалась.

Чего бы мне еще все- таки велеть? Велю-ка я себе, пожалуй, два кило «мишек». Нет, лучше два кило «прозрачных». Или нет… Лучше сделаю так: велю полкило «мишек», полкило «прозрачных» , сто граммов халвы, сто гра м мов орехов и ещё, куда ни шло, одну розовую б а ранку для Павлика.

А что толку? Ну, допустим, все это я велю и съем и ничего не останется. Нет, велю я себе лучше тре х колесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Ещё, чего доброго мальчишки отнимут. Пож а луй, и поколотят!

Нет. Лучше я себе велю билет в кино или цирк. Там всё-таки весело.

А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Х о тя, по правде сказать, какой толк в новых са н далетах?

Можно велеть чего-нибудь ещё гораздо лучшего. Главное, не торопит ь ся».

У нас есть такой цветок. Представьте, что каждому из вас сейчас придется сорвать последний лепесток и загадать только одно по жела ние для друга. Доброе по желание обязательно сб у дется.

Отрываем лепесток и давайте все вместе произнесём волшебные слова и покружимся вместе с лепестком:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли-

Быть по-моему вели.

Дети пишут пожелание другу

А теперь узнаем, что пожелали другу вы. (Дети по очереди говорят свои п о желания).

А к акое желание загадала Женя? - В конце концов , Женя встретила больного мальчика Витю, который не мог бегать, у него были больные ноги. И она в ы брала пожелание для друга – во з можность ему помочь.

- Какие желания понравились всем детям и почему?

Самые лучшие желания те, которые ведут нас к дружбе, доброте и взаимоп о ниманию. Когда они исполняются , мы радуемся, у нас х о рошее настроение.

9 . Работа в группах.

Учащимся предлагается поработать в группах и создать правила дру ж бы.

Зачем нам нужны правила дружбы?

Может ли человек всегда вести себя так, как ему хочется?

Правила нужны людям, чтобы они понимали друг друга, умели догов а риваться, решать споры, знали, кто прав, а кто неправ.

  1. (Работа в группах – дети говорят свои правила).

Вы хорошо поработали, составили хорошие правила. Я тоже составила правила дружбы. Сравним их. (Слайд №10) .

Помогай другу в беде.

Не обманывай и не предавай друга.

Не смейся над неудачами.

Умей помириться с другом.

10 . Работа над основным правилом человеческого общ е жития.

- Мы составили много правил, но нет одного самого важного прав и ла.

- Подумайте, какого?

А как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе?

Какое, на твой взгляд, самое главное правило отношений между людьми?

Прочитай, как об этом сказано в Библии. (Слайд №12) .

Итак, во всем, как хотите,

чтобы с вами поступали люди,

так поступайте и вы с ними.

Как вы понимаете эти слова?

Что нужно сделать человеку, чтобы мир вокруг стал добрее? Слайд №8.

1 1 . Тест. (Ответ показать сигнальными карточками: красный – «да», желтый – «нет»).

Какие правила ты должен соблюдать в общении со сверстник а ми?

  1. По возможности оказывать помощь в беде.
  2. Ничем не делиться со сверстниками, так как все нужно самому.
  3. Помогать сверстникам в учёбе.
  4. В спорах и в ссоре ни в чём не уступать

своим товарищам. 

  1. Стараться защищать девочек от обидчиков.
  2. Не играть, не общаться с более слабыми.

12 . Итог классного часа .

Что нового узнали? Слайд №17.

Как мы будем и спользовать знания, полученные сегодня ?

Какое задание было самым интересным?

Самым важным?

Что тебе понравилось в себе на этом уроке? (Самооценка.)

Вот и подходит к концу наш классный час – урок о дружбе. Я желаю всем, чтобы и в радости и в горе, всегда рядом с вами были настоящие др у зья. А чтобы это было так: мы должны уважать друг друга, заб о титься друг о друге. Давайте будем дарить друг другу улыбки и добрые слова. Будьте до б рее. Давайте не будем ссориться и вместе исполним песню группы «Барбар и ки» «если друг не смеётся».

Слайд №13 .

Литература:

  1. В. Катаев «Цветик-семицветик»
  2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия-2005 (CD - ROM )
  3. Детская библия

Русские народные пословицы

Самоанализ классного часа

«Чем выше будет уровень образованности, тем большее значение для действительно мудрых людей будет иметь Библия, как основа и как орудие воспитания». И.Гёте.

Я считаю, что главная задача учителя - воспитать человека, человека с большой буквы.

Тема: «О дружбе».

Цели: Учить детей понимать себя, свои мысли, свои поступки.

Создать условия для формирования адекватной самооценки.

В своей работе с детьми мы уделяем большое внимание формированию адекватной самооценки. Данный классный час первый в методике по формированию адекватной самооценки.

Методика включает 4 основных этапа:

  1. Диагностика уровня самооценки.
  2. Коллективная выработка эталона самооценки.
  3. Самостоятельное сравнение мыслей и поступков с эталоном.
  4. Коррекция и самокоррекция.

На классом часе учащиеся приходят к выводу о том, что мысли можно оценивать; самостоятельно выводят эталон самооценки; учатся сравнивать мысли и поступки с эталоном.

Данный классный час предусматривает эстетическое и духовно – нравственное развитие младших школьников, формирование культуры речевого общения и развитие творческих способностей.

Достижению этих целей способствовали: девиз урока, речевая разминка, игра «Цветик – семицветик», создание проблемной ситуации, частично – поисковая деятельность на этапе ознакомления с новым материалом, на этапе первичного закрепления применялся дифференцированный подход.

Использовались различные формы учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Работа в группах способствовала развитию коммуникативных умений учащихся. Учебная активность детей носила преобразующий, творческий характер. На классном часе использовались различные средства обучения: ИКТ, наглядные пособия, средства обратной связи – сигнальные карточки.

На классном часе уделено внимание формированию мотивационного компонента учебной деятельности. Задания, выполняемые на классном часе, развивали мыслительные операции, связную речь.

На классном часе уделялось внимание формированию регулирующего компонента учебной деятельности: самоконтроля и самооценки.

Большое внимание было уделено здоровье – сберегающим программам:

Учитывались особенности класса;

Была создана благоприятная обстановка;

Использовались приёмы, способствующие проявлению и сохранению интереса к учебному материалу;

Были созданы условия для самовыражения учащихся;

Использовались разнообразные виды деятельности;

Физкультминутки способствовали предупреждению гиподинамии.

Данный классный час предоставляет возможность научить ребёнка понимать и оценивать свои мысли и поступки, учит его взаимодействию с другими людьми, учит управлять своим поведением. На классном часе формируются нравственные качества: умение дружить, беречь дружбу. С помощью современных способов деятельности и общения ребёнок включается в такие формы активности, в которых он может освоить сущностные человеческие качества.