На все эти вопросы вы найдёте ответы в данной статье.

Слово «агрессия» (от лат. aggressio — нападение) — это деструктивное, разрушающее и враждебное поведение в отношении окружающих людей. А вот агрессивность — это черта личности, которая, с одной стороны, определяется врожденными особенностями темперамента ребенка, а с другой — стилем общения и воспитания в семье.

Из многочисленных видов агрессии в детском возрасте чаще всего встречаются следующие:

физическая — использование физической силы против кого- либо или чего-либо;

вербальная (словесная) — проявление грубости в речи, отрицательное речевое воздействие, обидное общение, выражение негативных эмоций и намерений в неприемлемой, оскорбительной для собеседника форме;

аутоагрессия — агрессия, направленная на себя, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

Надо помнить, что не всегда агрессивное поведение ребенка обусловлено агрессивностью, а агрессивность также не всегда приводит к агрессивным действиям. Почему? Потому что агрессивность помимо отрицательных черт (раздражительность, обидчивость, негативизм и прочее) имеет и множество положительных черт (независимость, самостоятельность, активность, умение достигать целей, уверенность, инициативность и другие). К сожалению, маленькие дети в силу своей импульсивности, неумения контролировать себя демонстрируют в большей степени отрицательные стороны агрессивности. Малыш бессознательно проявляет агрессию, за которой могут стоять неумелые попытки начать общение со сверстниками.

Вспоминается такой случай: годовалый малыш радостно бежит навстречу сверстнику, тот пытается увернуться от неожиданных объятий и... получает укус за нос.

Активный, дерущийся и отбирающий у других детей игрушки малыш, безусловно, более агрессивен, чем остальные дети. Жесткая, авторитарная мать (отец), чрезмерно критичная, требовательная и нередко использующая телесные наказания, будет иметь либо чрезмерно застенчивого ребенка, либо очень агрессивного.

Родители, которые уделяют слишком мало внимания активному неугомонному малышу, также рискуют столкнуться с проблемой детской агрессивности достаточно рано. Во время вспышек агрессии на ребенка бесполезно как-либо воздействовать, разумнее научить его выплескивать отрицательные эмоции социально приемлемым способом.

Однажды я была свидетелем такой сцены: трехлетняя девочка со злой гримасой на лице бросала в голубей камни, потом подбежала к малышу и отобрала у него игрушки. Замечания взрослых демонстративно игнорировала. Когда к ней подошла одна из мам и доброжелательно пригласила ее поиграть со своим сыном, та неожиданно согласилась и грустно сообщила, что папа от них ушел, мама на работе, а она живет у бабушки. Рассказывая эту историю, она продолжала охотно играть, забыв про свои агрессивные действия.

В данном случае агрессия у девочки носила защитный характер и была вызвана неблагоприятной обстановкой в семье.

Как можно помочь агрессивному малышу

Прежде всего такому ребенку требуется постоянное доброжелательное внимание.

Важно отмечать и поддерживать любые положительные действия и качества агрессивного ребенка (ведь он привык к порицанию, которое только подкрепляет негативные стороны агрессивности).

Необходимо предложить малышу приемлемые способы выражения гнева и раздражения (вот некоторые из них: громко спеть вместе любимую песню, поиграть в игру «Кто громче кричит», поощрять бои с боксерской грушей, смять и выбросить бумажную или пластилиновую фигурку обидчика, устроить морской бой в ванной и так далее).

Почаще рассказывайте ребенку о своем детстве, о своих победах и поражениях, вспомните, в каких трудных ситуациях вы оказывались, как с ними справлялись, что переживали.

Чаще говорите малышу о своих чувствах и желаниях. Например: «Мне очень грустно, что ты бросил свою одежду, забыв ее аккуратно сложить». «Я сейчас чувствую себя уставшей, посижу немного одна, потом поиграем вместе».

Старайтесь управлять собственными негативными эмоциями. Если в семье принято снимать напряжение скандалами и криками, то агрессивность может стать устойчивой чертой характера вашего сына или дочери.

Заранее настройте ребенка на неприятную или просто новую ситуацию, будь то поход к врачу или в гости.

Поскольку агрессивные дети нередко страдают мышечными зажимами и испытывают напряжение, старайтесь чаще играть с ними в подвижные игры, которые заканчиваются релаксационными упражнениями.

Купите малышу безвредные краски, которыми можно рисовать руками. Через рисунок ребенок выплескивает свои эмоции, снимает напряжение.

➠ Помните, что нельзя постоянно сдерживать негативные эмоции. Ругая ребенка, любыми способами подавляя его враждебное поведение, вы ухудшаете нервно-психическое и соматическое состояние малыша. Эмоции, загнанные внутрь, усиливают стрессовое состояние и приводят не только к плохому поведению, но и к неврозу.

Словесная агрессия в детском возрасте

Все больше родителей и педагогов отмечают возрастание в дошкольном возрасте агрессивных высказываний в адрес как сверстников, так и взрослых: гневные крики, оскорбления, грубость уже стали привычными в речевом поведении детей. Речевая агрессия может быть связана с общей агрессивностью ребенка, и тогда будет проявляться постоянно, но может быть и ситуативной, спонтанной реакцией на отрицательные события и переживания. В первом случае ребенок стремится осознанно оскорбить своего товарища, тогда как во втором — речевая агрессия носит, скорее, оборонительный характер и дошкольник просто импульсивно выплескивает в обидных словах свое неудовольствие.

Типичные ситуации, в которых возникает речевая агрессия.

Отказ сверстников принять в игру, соперничество при распределении ролей в игре и так далее.

Запреты со стороны взрослых (нельзя смотреть мультфильмы, есть конфеты и так далее).

Ограничение свободы (родители не дают ребенку самому одеться, нести продукты из магазина и так далее).

Собственные неудачи (не получается что-то нарисовать, вылепить, построить и так далее).

Усталость (после детского сада дополнительные занятия в кружках и секциях).

Любая несправедливость (обвинение в том, в чем ребенок не виноват).

Невнимание со стороны взрослых (перебивают, не слушают и так далее).

Принудительное соблюдение дисциплины (уборка игрушек, необходимость идти спать в определенное время и так далее).

Ответная реакция на грубость со стороны взрослых или сверстников.

К сожалению, в большинстве случаев наши действия на речевую агрессию ребенка стереотипны и неэффективны. Наиболее популярными способами воспитательного воздействия являются наказания в виде лишения чего-либо (общения, конфет, прогулки) или в виде изоляции (поставить в угол, закрыть в темной комнате и так далее).

Существуют приемы, позволяющие устранить агрессию в детской речи. Приведем наиболее действенные.

. Игнорирование. «Пропустить мимо ушей», «смотреть сквозь пальцы», «закрывать глаза» на что-то — эти известные всем выражения отражают сущность способа игнорирования. Если поведение ребенка не является угрожающим, то можно продемонстрировать невозмутимость и промолчать, чтобы остановить хамство. Как правило, общение в конфликтной ситуации идет по принципу «я ему слово, а он в ответ десять». Словесная «драка» однозначно завяжется, если ответить на вызов ребенка («Ты плохая, ты не купила мне куклу!»). Игнорирование оказывает тормозящее психологическое воздействие на агрессора, и он замолкает.

. Переключение внимания . Если ребенок не проявляет сильной целенаправленной агрессии, то можно переключить его на позитивное состояние или конструктивное поведение. Например, малыш злится, бурчит, обижается на то, что свои обещания родители не выполнили. Можно отреагировать так:

. Акцентирование внимания на положительных качествах ребенка. «Так поступают плохие дети, но ты же у меня добрый, отзывчивый, умный!» или «Ты такой способный, терпеливый, а...» (указывается проступок).

. Юмор или шутка. Зная, что юмор и агрессия несовместимы, у дошкольников постарше можно попытаться снять эмоциональное напряжение добродушным смехом. Это непростой прием, который лучше применять к группе детей, чем к отдельному ребенку, поскольку у дошкольников выражена потребность в публичном одобрении и признании со стороны взрослого.

Нельзя использовать шутки неприязненного, оскорбительного содержания. «Что за вой, что за рев, там не стадо ли коров?! Нет, там не коровушка, это Надя (Нина, Вова,...) — ревушка!» Такие слова очень обижают малыша. Сарказм, насмешка, издевка, язвительные высказывания не имеют отношения к доброй шутке и юмору!

. Доведение до абсурда. В этом случае агрессивное высказывание при его усилении теряет всякий смысл. Например: «Громче кричи, я плохо слышу! Здорово ругаешься, но тихо, давай во все горло!»

. Частичное согласие . В случае гневных протестов, грубых отказов в ответ на просьбу взрослого иногда этот метод неожиданно помогает. Нужно внимательно выслушать ребенка, понять его претензии, по возможности частично их удовлетворить, добиваясь выполнения общей просьбы: «Хорошо, ты можешь еще 5 минут посмотреть мультфильм, но потом обязательно пойдешь спать!»

. Привлечение «союзников». Это ссылка на авторитетное для ребенка лицо. Например: «Папа бы очень расстроился, если бы услышал такое!», «Ребята слышат, какие грубые слова ты говоришь, им это не нравится».

. Апелляция к жалости. Способ, который подходит только в общении с эмоционально чувствительными детьми, когда акцент ставится не на поступке, а на собственном состоянии или состоянии обиженного («Мне очень больно слышать от тебя такие слова!», «Посмотри, Настя расстроилась из-за твоих грубых слов! Пожалей ее!»).

. Соблюдение ритуалов в случае негативного высказывания . Вместо того чтобы говорить ребенку: «Не обращай внимания» или «Дай сдачи», лучше вспомнить известные защитные «фразы-обереги», охраняющие от словесных нападок: «Кому нравится дразниться — с тем не буду я водиться!», «С тем, кто любит обзывать, мы не будем все играть» и тому подобное.

. Прямое порицание . Достаточно часто возникают ситуации, когда вышеперечисленные приемы оказываются просто неприемлемы: грубое оскорбление сверстника, угроза физической расправы, коллективные насмешки и многое другое. Тогда взрослому необходимо однозначно показать свое негативное отношение к речевой агрессии ребенка. Но формулировать прямое порицание необходимо в корректной форме: «Ты ведешь себя очень некрасиво, мне очень не нравится, когда ты ругаешься! Пожалуйста, прекрати!» Но лучшим средством является использование «я-сообщений» вместо «ты-сообщений» (не говорите: «Ты грубиян!», скажите: «Я не доволен, когда дети так грубо высказываются»),

. «Выпустить пар». Дайте возможность ребенку выговориться, выслушайте его. За вами останется «последнее слово», а у ребенка будет возможность снять эмоциональное напряжение. После того как малыш немного успокоится, можно обсудить ситуацию: «Я понимаю, что ты сильно рассержен, давай вместе все обдумаем».

. «Мусорная корзина». Метод, который заключается в том, что табу с хамства снято, но ставятся строгие пространственные ограничения. Например, разрешено ругаться только в определенном месте — там, где стоит мусорное ведро (желательно для этих целей завести мусорную корзину — для бранных слов). Объясните ребенку так: «Ни мне, ни папе неприятно слышать плохие слова! У нас никто так не ругается, поэтому скажи, пожалуйста, все это над мусорным ведром!» Для «мусорных» слов должно быть соответствующее место.

Чтобы понять причины, вызывающие агрессивное поведение у ребенка, для начала следует понять, что такое агрессия. Психологи утверждают, что агрессия – это не установка, не мотив и даже не эмоция. Агрессия - это не здоровая модель поведения, которая закладывается в раннем детстве. Причины, которые провоцируют развитие агрессивной модели поведения ребёнка, имеют под собой весьма реальную почву, поэтому крайне важно не только знать о них, но и не игнорировать возможные последствия.

Мы отобрали наиболее часто встречающиеся причины агрессии у детей, по мнению экспертов:

Причина №1 - Неприятие родителями

Эта причина является одной из базовых, так как согласно статистике, чаще всего агрессивные модели поведения проявляются у нежеланных малышей. Если ребёнок появился у родителей, которые были осознано или подсознательно к этому не готовы, он не только интуитивно чувствует подвох, но и «считывает» данную информацию с интонации и жестов. Такой ребёнок старается доказать, что он хороший и имеет право на существование. Однако делает это, как правило, довольно агрессивно.

Причина №2 - Враждебность

Очень трудно приходится ребёнку, родители которого враждебно к нему настроены. Со временем этот малыш переносит отношение родителей на окружающий его мир, который кажется ему далеко не дружелюбным. Если родители позволяют срывать свой негатив на ребёнке или винить малыша в собственных неудачах, ребенок не только теряет уверенность в себе, у него появляются страхи и фобии. Со временем отсутствие чувства безопасности и стабильности приводят к всплескам агрессии, которые направлены на родителей.

Причина №3 - Разрушение эмоциональных связей

Если ребёнок вынужден жить с родителями, которые относятся друг к другу неуважительно или враждебно, его жизнь превращается в сущий кошмар. Особенно печально, когда ребёнок не просто является свидетелем семейных ссор, но и участником драматических событий.

В результате малыш либо находится в постоянном напряжении, страдая от семейных разборов и нестабильной обстановке в доме, либо начинает черстветь душой и становиться тонким манипулятором с весьма агрессивной моделью поведения.

Причина №4 - Неуважение к личности малыша

Агрессивное поведение может быть вызвано нетактичной и некорректной критикой, унизительными и оскорбительными замечаниями, особенно если они были высказаны публично. Неуважение к личности малыша и уж тем более его унижение может стать причиной серьезных комплексов, которые разрушают уверенность в себе.

Причина №5 - Чрезмерный контроль

Как правило, чрезмерный контроль над поведением ребенка устанавливают родители, которые имеют жесткий и властный характер. Однако в стремлении контролировать каждый шаг мама и папа не должны забывать, что тем самым они подавляют личность и тормозят развитие своего ребёнка. Кроме того, гиперопека вызывает не столько любовь, сколько страх и желание убежать. Конечным результатом такого жесткого воспитания станет агрессивное поведение ребенка, направленное на окружающих (взрослых и детей). Некий завуалированный протест против «угнетения» личности, неприятие ситуации подчинения, существующего положения вещей, борьба с запретами. В попытки защитить своё Я ребёнок выбирает формой защиты нападение, даже тогда, когда ему не грозит опасность.

Причина №6 - Избыток внимания

Когда ребенку в семье уделяется много внимания, он быстро привыкает к этому и становится балованным. Со временем желание родителей угодить малышу оборачивается против них же. Если не исполняется очередное желание такого чада, в ответ родители получают вспышку агрессии в виде закатанной истерики или «тихой» подлости.

Причина №7 - Недостаток внимания

Вечная занятость родителей также порождает агрессивное поведение у малышей. В этом случае агрессия используется как способ привлечь к себе родительское внимание, пусть даже в негативной форме. Ребёнок чувствует себя одиноким и беззащитным, он напуган безразличием родителей и как результат – агрессивные, неадекватные поступки.

Причина №8 - Чувство страха

Также следует помнить, что всплески агрессии могут быть вызваны тревожным состоянием малыша и продиктованы страхом. Достаточно часто агрессивное поведение - это крик ребёнка о помощи, за которым стоит настоящая трагедия и неподдельное горе. Как правило, напуганный человек действует и мыслит не адекватно ситуации. Напуганный ребёнок также выпускает ситуацию из-под контроля и перестаёт понимать, кто ему враг, а кто друг.

Сергей Василенков для Женского журнала «Прелесть»

Агрессивность поведения пятилетнего ребенка выражается в том, что он начинает ломать, крушить попадающиеся на его пути предметы, обижает окружающих, часто не имеющих никакого отношения к его обидам. Родители, обычно, не могут найти объяснения таким действиям своих детей. Причина, которая провоцирует ребенка на агрессивное поведение, всегда есть. И выяснить ее – совместная задача родителей, педагогов и психологов.

Агрессивный ребенок в 5 лет может быть истеричным или манипулятором

Если в коллективе есть такой забияка-малыш, то благополучие в детской группе ставится под угрозу.

Типичные черты пятилетнего малыша-агрессора

Агрессивное поведение пятилетних детей выражается в том, что они теряют контроль, спорят со старшими, а со сверстниками ведут себя грубо и безжалостно. Такой ребенок ни за что не признается в своих ошибках, обязательно будет себя оправдывать и перекладывать вину на других детей.

Такие черты, как мстительность, завистливость, настороженность и подозрительность свойственны детям, склонным к агрессии.


Определение агрессивности у детей дошкольного возраста

Если понаблюдать за поведением пятилетних забияк, то можно заметить следующие признаки:

  • ребенок постоянно пытается задираться, толкать или обзывать других детей;
  • ему нравится что-нибудь ломать или разрушать;
  • он постоянно пытается провоцировать окружающих, злит воспитателей, родителей или ровесников, для того, чтобы получить ответную агрессию;
  • он сознательно не выполняет требования взрослых, например, не идет мыть руки, не прибирает игрушки, для того, чтобы его ругали. Причем, получив замечание, он может расплакаться для того, чтобы его начали жалеть. Именно так у агрессивного ребенка может «выходить» внутреннее напряжение и тревожность.

Агрессивные дети часто затевают драки

Почему дети в 5 лет бывают агрессивными

Причинами агрессивного поведения малыша в таком возрасте могут быть и обстановка в семье, и темперамент, и социально-биологические причины, и возрастная составляющая, и даже «личные» обстоятельства. С каждым ребенком необходимо разбираться индивидуально. Но систематизировать причины все-таки можно.

Семейная обстановка

Нелады в семье – это одна из серьезных причин, вызывающей гневливость у ребенка в 5 лет. Частые ссоры, семейные разбирательства провоцируют гнев ребенка. Он проецирует отношения в семье на окружающую среду.


Ссоры родителей - причина агрессивности

Безразличие со стороны родных – это еще один повод для агрессивного поведения малыша. В атмосфере равнодушия не налаживается эмоциональная связь ребенка и родителей. В пятилетнем возрасте детям такая связь очень нужна.

Отсутствие уважения к ребенку. Вследствие этого малыш не уверен в себе, начинает комплексовать и самоутверждаться.

Как правило, все эти чувства выражаются в проявлении гнева к окружающим и самому себе.

Чрезмерность контроля либо отсутствие такового также ведут к проявлению агрессии.


Семейные причины агрессивности

Причины личного характера

Личные причины, вызывающие агрессию, кроются в нестабильности и неустойчивости психоэмоционального состояния ребенка. Наиболее распространены следующие:

  • Страх опасности. На уровне подсознания ребенок ожидает опасность. Бывает, что кроху терзают страхи, он не может определить, откуда ждать опасности, ему тревожно. Защитной реакцией в данном случае становится агрессивное поведение.
  • Эмоциональную нестабильность часто называют причиной гнева детей пятого-шестого года жизни. В этом возрасте эмоциональное состояние дети контролировать не могут. Агрессия может скрывать плохое самочувствие или обычную усталость. Если в таком возрасте ребенку не давать возможность «сбросить» эмоции, то малыш будет справляться с ними путем немотивированных вспышек гнева. Причем, агрессия будет направляться на то, что попадется под руку.
  • Недовольство собой. Бывает, что ребенок не доволен собой. Здесь следует сказать, что присутствует вина родителей, которые не смогли научить своего ребенка самоуважению. Да и себя малыш не умеет любить. А тот, кто не умеет себя любить, не может любить и окружающих. Поэтому к окружающему миру он относится отрицательно.
  • Защитная реакция на чувство вины. Бывает, что агрессия детей вызвана чувством вины. Ребенок в пять лет уже может понять, что кого-то несправедливо обидел, может испытывать стыд за какие-то поступки. Но признать их он не может, поэтому чувство вины выражается так же в агрессивном поведении, причем, в адрес того, кого он обидел.

Причины ситуативного характера

Детскую агрессию могут спровоцировать определенные ситуации. Например, ребенок переутомился, его захлестнули впечатления от увиденного или услышанного, он просто плохо выспался. Все это может вылиться во вспышку гнева.


Проблемы с учебой могут вызвать вспышки агрессии

Иногда агрессию могут вызвать определенные продукты питания. Например, в крови может понизиться уровень холестерина, вследствие чего повысится агрессивность (это официально доказанный наукой факт).

Или, к примеру, вследствие чрезмерного употребления шоколада у ребенка могут наблюдаться вспышки гнева.

Окружающие условия так же способны стать причинами гнева детей. Сильный шум, вибрации, духота или пребывание в тесном помещении могут вызвать раздражение ребенка.


Количество шоколада и агрессия у детей взаимосвязаны

Замечено, что дети, постоянно проживающие в районах оживленных автомобильных трасс, недалеко от железной дороги, намного раздражительнее тех, которые живут в спальных районах.

Влияние темперамента на проявление агрессии

Тип темперамента так же оказывает влияние на проявление агрессии. Здесь есть один нюанс – исправить темперамент нельзя. Но, зная признаки каждого типа темперамента, можно скорректировать поведение ребенка.

Ребенку-меланхолику свойственно испытывать стрессы от участия в соревновании, от разных нововведений. Данные условия вызывают у них чувство гнева, но выражаются эмоции пассивно.


Есть мнение, что интернет и компьютерные игры способствуют возникновению агрессии

У флегматиков агрессия так же выражается, можно даже сказать, спокойно. Уравновешенность нервной системы позволяет обладателям данного типа темперамента держать себя в руках. Внешние проявления ярости встречаются у таких детей очень редко.

Сангвиники склонны к миролюбию и проявлять агрессию по отношению к другим детям не склонны. Агрессивен малыш сангвиник только тогда, когда исчерпает все возможности мирного решения вопросов.

А вот холерики с детства подвержены приступам ярости. Ребенок такого психотипа отличается крайней неуравновешенностью, нервозностью и вспыльчивостью. Чаще всего, они сначала совершают действия, а потом уже обдумывают свои поступки.

Причины социально-биологического характера

Признаки агрессии в пять лет у мальчиков бывают намного чаще, чем у их сверстниц. Именно в этом возрасте у детей начинается градация по половому признаку. Общественный стереотип о том, что мальчик должен быть сильнее, а значит воинственнее, чем девочка играет немаловажную роль.


Причины агрессивности разного плана

Причины социального плана в этой возрастной категории, так же имеют значение. Дети в 5 лет наблюдательны, они усваивают те системы ценностей, которые приняты в их окружении.

Так, ребенок из семьи, где к людям относятся в зависимости от их положения и социального статуса, может быть агрессивен по отношению к уборщице, а по отношению к воспитателю будет сдерживаться. Если в семье культ материального благосостояния, то ребенок уже в 5 лет примет эти ценности, как должное и будет направлять свою агрессию на тех, кто зарабатывает немного, к тем детям, у кого нет дорогих игрушек.


Насилие над ребенком может стать причиной агрессивности

Формы и цели проявления агрессии у пятилетних детей

Агрессия детей пятого года жизни может выражаться, как в физической, так и в словесной форме. Причем, агрессивное поведение может иметь либо психическую основу, либо эмоциональную. В чем причина агрессивности пятилетних детей? Чего они хотят добиться своим воинственным поведением?

А цели у детей могут быть следующие:

  • выражение своего гнева и враждебности;
  • попытка показать свое превосходство;
  • запугать окружающих;
  • добиться желаемого любым путем;
  • попытка преодолеть какие-либо страхи.

Агрессия против других детей - самые частые проявления

Современными психологами различается 2 варианта проявления агрессии у детей данного возраста:

  1. Это импульсивная агрессия, которая совершается в истерическом состоянии, проявляется она стихийно и сопровождается очень высоким эмоциональным напряжением.
  2. Агрессия хищническая, которая, чаще всего, планируется в качестве способа получения желаемого. Например, сознательно ломая игрушку, ребенок устраивает агрессивную истерику для того, чтобы ему купили другую.

Причем, психологи отмечают, что дети, которые в 5 лет более развиты, выбирают тактику агрессии по второму варианту. Тогда, как менее развитые дети более склонны к импульсивным агрессиям.

Поведение детей от 4 до 6 лет характеризуется проявлением гнева по отношению к ровесникам. Дети в этот период начинают осознавать себя частью социума, поэтому у них возникают противоречия и обиды, причем, как реальные, так и надуманные. Именно эти чувства заставляют ребенка атаковать окружающих.

К каким последствиям может привести агрессивное поведение

Если пятилетний забияка постоянно пытается «задирать» сверстников, агрессивен по отношению к взрослым, со злобой относится к животным, очень чувствителен и обидчив, то к такому поведению надо отнестись с повышенным вниманием. Все эти симптомы в совокупности могут указывать на предрасположенность к насильственным действиям.

Родителям следует внимательно следить за своим ребенком и, если приступы гнева периодически повторяются, то необходимо обратиться за помощью к специалистам-психологам. Такое поведение – это действительно проблема, с которой надо бороться.


Драки в детском саду - последствия агрессивности

Какие факторы могут усилить агрессивное поведение пятилетнего ребенка

Педагогам, психологам и родителям следует быть очень внимательными, если

  • ребенок испытал любое насилие;
  • он наблюдал насилие в семье или у окружающих;
  • видел насилие по телевидению;
  • в семье есть лица, употребляющие алкоголь или наркотические вещества;
  • если семья находится на стадии прекращения брака;
  • в семье, где есть только мама, родители не имеют работы и мало обеспечены;
  • в доме хранится огнестрельное оружие.

Родители должны научить ребенка быть терпеливым, уметь управлять эмоциями. Семья должна ограничивать своего малыша от негативного воздействия окружающей среды. Но изолировать малыша невозможно. Следовательно, с малышом надо разговаривать, учить его справляться с негативными эмоциями.


Многочасовой просмотр телевизора приводит к вспышкам неконтролированной агрессии

Что стимулирует повышенную агрессию

  • Риск повышения уровня агрессии у детей 5 лет возникает, если у конкретного ребенка нарушается взаимопонимание со сверстниками, малыш начинает ощущать свою изолированность. Результатом становится повышенная агрессивность. Родители и педагоги должны помочь избавиться ребенку от этого, попытаться настроить малыша позитивно и изменить его поведение.
  • Есть и еще один фактор, который стимулирует агрессивное поведение – это недостатки в воспитании. Бывает, что родители просто поощряют озлобленность ребенка к окружающему миру.
  • Депрессии, встречающиеся у детей, так же являются стимулами гневливости.
  • Конечно, фактором, который стимулирует агрессию, являются и отклонения психического развития. Это различные состояния, пограничные с шизофренией и паранойей.
  • Аутичные и умственно отсталые дети так же подвержены агрессивным выпадам. Поведение таких детей может быть агрессивным вследствие разочарований, обид, неспособности справиться с эмоциями.
  • Деструктивные расстройства так же могут стимулировать агрессивное поведение.

Для того чтобы справиться с агрессивным поведением ребенка 5 лет, нужно выяснить причину и стимулирующие факторы гневливости.

Родители тех детей, которые склонны к агрессии, должны научиться управлять поведением своих малышей. С ребенком должен быть налажен позитивный контакт, родители должны хвалить его за хорошее поведение.


об опасности наказаний

В 5 лет ребенка нельзя наказывать физически. Агрессивного ребенка такое наказание не остановит, наоборот, проблема усугубится. Если детей, склонных к агрессии, наказывают, то они начинают хулиганить чаще, но утаивают свои поступки.

В таком случае психика ребенка может пошатнуться, у него возникнет желание насилия. Детей такого поведения относят к группам повышенного риска. Во взрослом возрасте эти дети имеют риск получить психические заболевания.

Психологами считается, что общая проблема родителей – это ссоры детей со своими сестричками и братиками. Если ребенок так себя ведет по отношению к родным, то с незнакомыми детьми, он просто может стать неуправляемым.

Задача родителей – научить ребенка 5 лет основам социального поведения и навыкам управления эмоциями.

Одним из вариантов являются занятия единоборствами, где ребенок познает не только основы самообороны, но и научится правильному поведению.

Педагоги и родители должны дать понять детям, что все вопросы можно решить мирным путем, научиться оценивать ситуацию и владеть своими эмоциями.

Как снизить агрессивность ребенка при помощи игровой деятельности

«Игрушка в кулаке»: Дайте задание ребенку закрыть глаза. Пусть он возьмет в руку игрушку или конфету. Затем малыш должен сильно зажать в кулаке этот предмет. Через несколько секунд надо попросить раскрыть ручку. Сюрприз, который ребенок увидит в ладони, станет приятным сюрпризом.

«Мешочек с гневом»: Дома надо завести «мешочек гнева». В этот мешочек ребенок буде «складывать» свои агрессивные эмоций. Если взять обычный шарик, но вместо воздуха закачать его крупой или песком, то появится емкость, где прячутся отрицательные моменты. Этим мешочком пользуются, чтобы избежать агрессии.

«Тух-тиби-дох». Если ребенок начал злиться, то надо предложить ему походить по комнате, произнося фразу: «Тух-тиби-дох».

Слова должны произноситься очень активно, со злостью. Как только малышу станет смешно, надо перестать говорить эти слова.

Методы устранения агрессии

Когда Вы увидите, что поведение ребенка становится агрессивным, он раздражается, то предложите ему нарисовать свои чувства или слепить их из пластилина или соленого теста. В процессе работы, расспрашивайте ребенка о том, что он делает, какие чувства испытывает. Эти действия отвлекают от агрессивного настроя.

Вместе с ребенком изготовьте небольшую подушку «для злости» Как только ребенок начинает раздражаться, попросите его не нервничать, а просто поколотить руками по подушке. Истерика постепенно сойдет на «нет».


Занятия спортом - способ снять агрессивность

Дайте разъяснения, что драться и нападать на других – это не решение проблем. Если он будет агрессивным и злым, то с ним никто не будет дружить.

Другие способы:

  • Ребенка в 5 лет пора ознакомить с правилами поведения дома и вне дома. В 5 лет ребенок уже сможет выполнять основные требования и подчиняться установленным правилам.
  • Если вы знаете, что ребенок прислушивается к Вам, то чаще его хвалите.
  • Очень эффективна и сказкотерапия. На примерах действий сказочных героев можно научить ребенка понимать, какие поступки дурные и как не надо себя вести.
  • Агрессивному ребенку 5 лет необходима физическая нагрузка. Если дети будут заниматься спортом или получать иные физические нагрузки, то на гнев не останется времени.
  • Если ребенку надо «скинуть» отрицательны эмоции, то направьте его гнев на…старые газеты: пусть он порвет их на мелкие кусочки.
  • Можно купить ему молоточки из пластика или дерева и дать возможность стать «барабанщиком» - пусть стучит по подушкам.
  • Дайте ребенку 5 лет лист ватмана и разрешите маркером нарисовать то, что он желает. Затем пусть изобразить хорошие, добрые чувства.
  • Хорошим способом преодоления агрессии может стать участие в театральных постановках. Можно взять любые игрушки и разыграть сценку. А можно предложить придумать сценку самому.

Итак, в 5 лет ребенок может вести себя агрессивно. Факторов, провоцирующих агрессию, избежать очень трудно. Но родители при помощи педагогов и психологов, должны предпринять все, чтобы ребенок раздражался как можно меньше.

Детская агрессия беспричинной не бывает. Обязательно надо выяснить, почему в поведении ребенка проявляется злобность.

Возможно, причины в семье, может, он сам склонен к таким проявлениям гнева в силу особенностей темперамента, а, возможно, ему не комфортно в коллективе.

В любом случае, родители педагоги должны найти причины такого поведения ребенка 5 лет и помочь ему избавиться от излишней агрессии.

Наблюдать детские негативные эмоции приходится практически всем родителям. Дело в том, что агрессия в меньшей или большей степени присуща каждому ребенку. Давайте попробуем разобраться, в чем кроются причины агрессивного поведения у детей разного возраста, как оно проявляется внешне и какова роль родителей в коррекции отклоняющегося (девиантного) поведения у ребенка.

Прежде всего необходимо сказать, что агрессивность и агрессия – это разные понятия. Под агрессией понимается активное быстрое реагирование на какой-либо раздражитель. Другими словами, это одномоментные эмоции гнева, которые могут проявляться не только деструктивным поведением, но и плачем, громким криком или необоснованным упрямством. Агрессивность же – это привычный образ действия на внешний раздражитель, имеющий асоциальные формы и являющийся характеристикой личности.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на девиантные реакции ребенка и не позволить им укорениться в характере в качестве единственно возможных способов решения возникшей межличностной проблемы.

Агрессивное поведение у детей: причины и возрастные особенности

Существует множество причин детского деструктивного реагирования. Психологи в первую очередь объясняют это врожденным инстинктом, основной целью которого является борьба за выживание во враждебном мире. Агрессия чаще всего рождается в ответ на такие чувства, как отчаяние, страх, разочарование, печаль, ревность. Некоторые дети не умеют контролировать свое настроение и действия, в результате чего их ощущения обостряются, а негативные эмоции проявляются в виде асоциального поведения.

Не последнюю роль в формировании агрессивных реакций играет темперамент ребенка. В сочетании с неблагополучной обстановкой в семье (ссоры родителей, частые наказания, равнодушие к малышу) или генетической предрасположенностью вероятность использования агрессии в качестве основной формы поведения для выживания увеличивается.

Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста до 3 лет чаще всего возникает по поводу игрушек. Выражают они свое настроение путем бросания предметов, их порчи, ударов руками и ногами, плевков и укусов. Таким образом малыш, не умея выразить неудовольствие вербально, дает понять, что он испытывает психологический дискомфорт.

В возрасте от 3 до 5 лет физическая агрессия обычно ослабевает. Дети начинают учиться коммуникативному общению со сверстниками и взрослыми. Тем не менее в это время ребенок еще достаточно эгоцентричен, с трудом принимает чужую точку зрения и зачастую стремится не допустить вторжения в личное пространство, применяя агрессию.

Дети от 6 до 10 лет в большинстве своем уже умеют контролировать эмоции, они способны скрывать обиду или страх. Но если ребенок этому не научен, он может защищать свои интересы при помощи вербальной или физической агрессии.

Девочки в основном склонны к косвенной и вербальной агрессии (насмешки, дразнилки, прозвища) или, напротив, выражают свое негативное отношение через молчание и полное игнорирование. Мальчики, как правило, действуют открыто, используя физическую деструктивную форму реагирования. Необходимо отметить, что и мальчики, и девочки, склонные к агрессии в этом возрасте, как правило, имеют скрытую депрессию и низкую самооценку.

Агрессивное поведение у детей от 10 до 15 лет может быть спровоцировано длительной стрессовой ситуацией, вызванной недостатком любви, заботы и общения с взрослыми членами семьи. В процессе формирования социального поведения у подростка агрессия выполняет ряд немаловажных функций. Она освобождает от страха, защищает от внешней угрозы, помогает адаптироваться в мире взрослых.

Коррекция агрессивного поведения у детей

Реакция взрослых на агрессию ребенка должна зависеть от возраста и уровня его развития.

Во время приступов агрессивного поведения у детей дошкольного возраста до 3 лет родителям нужно постараться переключить внимание ребенка, дать ему отдохнуть от занятия, которое провоцирует девиантные реакции.Именно в этом возрасте дети учатся адекватным способам общения в коллективе. Желание родителей подействовать на ребенка силой способно привести к обратному результату, и в следующий раз он будет действовать более агрессивно.

С дошкольниками постарше необходимо проговаривать каждый негативный поступок. Объясните ребенку, что испытывать гнев – это естественно, а кусать или бить людей – нет, ведь нападение наносит боль человеку. Во время агрессивных вспышек отведите ребенка в сторону, возьмите за руку, присядьте, чтобы оказаться на одном уровне с малышом. Продемонстрируйте ему всем своим видом, что рассказать вам о своих чувствах неопасно. Не ждите, что ребенок станет разумно объяснять суть конфликта. Он может плакать, кричать или молчать. Подождите, пока он успокоится, и только тогда начните разговор. Если вы хотите выстроить доверительные отношения со своим малышом, то не начинайте разговор с нотации. Не стыдите, не обвиняйте, и не наказывайте. Такая реакция только испугает ребенка и оттолкнет его. Можно осуждать агрессивное поведение у детей, не переходя на личности. Вместо обвинений стимулируйте психологическую близость с вами. Хорошо, когда ребенок идет к вам за советом и помощью. В этом возрасте дети еще не способны к абстрактному мышлению, им нужны четкие указания, инструкции, как поступать и что делать. Поэтому так важно учить самоконтролю и социально приемлемым способам общения, проводя таким образом коррекцию агрессивного поведения у детей.

Если у ребенка укоренятся агрессивные привычки до 13 лет, то впоследствии скорректировать их будет крайне сложно. Важно к этому возрасту научить малыша конструктивно выражать свои негативные эмоции. Отрочество – кризисный период взросления, и проходить он будет легче и быстрее, если взрослые смогут создать равноправные, партнерские отношения и проявят готовность к сотрудничеству.

Главное – не забывать, что деструктивное реагирование проявляется тогда, когда малыш напуган. Детская агрессия – это способ управления страхами, при этом ребенок находит тот выход из положения, который может. Задача родителей состоит в том, чтобы помочь ему найти другие способы совладать с негативными эмоциями – более спокойные и социально приемлемые.

Текст: Наталья Новгородцева

5 5 из 5 (5 голосов)

Формы нарушения поведения детей бывают разными. Среди них на сегодня лидирует агрессия. Это непослушание, проявления раздражения, жестокость по отношению к сверстникам, родителям и пр., драки, чрезмерная активность. Для многих детей характерно и вербально агрессивное поведения, начиная от жалоб, заканчивая угрозами и оскорблениями личности.

Смешанная физическая агрессия для современных детей также типична. Она может быть косвенной: проявляется как порча чужих вещей (например, тетрадок и ручек одноклассников), так и прямой (ребенок плюется в одноклассников, бьет кулаком воспитателя и пр.). Это поведение может быть не только проблемой ребенка и его родителей. Вследствие действий маленького агрессора могут серьезно пострадать окружающие (как физически, так и материально в случаях порчи имущества).

Причины

Исследователи и психологи выделяют такие наиболее распространенные причины агрессивного поведения детей:

  • стремление достичь целей (получить результат)
  • желание получить внимание со стороны товарищей, одноклассников
  • месть и защита
  • желание лидировать
  • стремление подчеркнуть свою уникальность, показать свое превосходство, быть выше других через ущемление достоинства и чести другого человека

Формы агрессивного поведения ребенка:

  • враждебная деструктивность
  • недеструктивная агрессивность

Последняя является средством достижения каких-либо целей. Это способ действовать в условиях конкуренции, соперничества. Играет роль в развитии познания. Первая из названных форм диктуется злостью, желанием получить удовольствие от того, что другому человеку плохо. Такое поведение провоцирует конфликты, агрессивность становится неотъемлемой чертой личности, адаптивные возможности малыша снижаются.

Дети с ранних лет начинают понимать, что агрессия — это деструктивно. При правильном воспитании они понимают, что агрессией нужно управлять. Но у части детей ярость и гнев являются типичными реакциями. Генетически агрессивность спровоцирована Y-хромосомами. Такие случаи бывают среди мальчиков.

Психологические причины агрессивного поведения детей:

  • низкая способность к саморегуляции
  • низкий интеллект и недоразвитые
  • невозможность построить нормальные отношения со сверстниками
  • заниженная оценка себя самого
  • неразвитость игровой деятельности

Агрессивное поведение дошкольников в основном характеризуется как реактивное или недеструктивное инструментальное. Чаще всего агрессию они «включают», чтобы достичь цели, защитить собственные интересы и предпочтения. Агрессия прекращается, как только они достигли желаемого, например, забрали игрушку у товарища по песочнице.

Виды агрессии у детей

По направленности игрессивное поведение бывает двух типов:

  • гетероагрессия

Первый из названных типов направлен на тех, кто окружает ребенка. Это может быть употребление ненормативной лексики или даже убийства. Аутоагрессия, как понятно из названия, это поведение, направленное на себя. Сюда относится саморазрушающее поведение и самоуничижение, крайней формой такого поведения является самоубийство.

По причинам появления агрессивное поведение бывает таким:

  • реактивное
  • спонтанное

Реактивное возникает как ответная реакция на внешние факторы, например, ситуация ссоры. Спонтанная агрессия не имеет видимой причины, она мотивируется внутренними импульсами личности.

По целенаправленности агрессивное поведение детей может быть:

  • инструментальным
  • целевым

Первый из названных видом служит для достижения задуманного результата; второй является спланированным действием, целью которого является нанесение ущерба человеку или животному.

По открытости проявления агрессивное поведение может быть:

  • прямым
  • косвенным

Прямая агрессия подразумевает направленность на объект, который вызывает злость, раздражение или другие негативные эмоции. А второй из названных видов направлен на людей или животных, которые не вызывает злости или прочих негативных эмоций, но по каким-то причинам является более удобным для выплескивания эмоций. Например, ребенок в школе имел негативный опыт общения с учителем, и, приходя домой, срывается на своей сестре, хотя та ни в чем не виновата.

По форме проявлений агрессивное поведение делят на три вида:

  • экспрессивное
  • вербальное
  • физическое

Экспрессивное подразумевает использование невербальных средств:

  • интонации
  • мимики
  • жестов и пр.

Вербальная агрессия — словесное выражение негатива, в основном угрозы и оскорбления. Физическое агрессивное поведение подразумевает нанесение ущерба кому-либо с помощью прямого применения физической силы.

Исследователь И. А. Фурманов агрессивное поведение детей делит на 2 формы :

  • социализированная
  • несоциализированная

Социализированная

У большинства детей нет психических болезней, у них низкая мораль и воля, что отражается на поведении. В плане самоконтроля они слабые, могут не придерживаться социальных норм, потому что имеют слабое понятие о них или же неверное воспитание. Агрессия используется ими в основном, чтобы привлечь внимание к своей персоне. Эмоции они выражают четко: кидаются вещами, кричат. Как только они получили внимание, агрессивное поведение сменяется на спокойное.

В таких случаях проявления агрессии кратковременные, жестокости не наблюдается. После крика на сверстника может быть попытка вступить с ним в игру, к примеру. Дети с такими проявлениями агрессии не имеют почти никогда друзей. Сверстники будут сторониться их или игнорировать. Поведение такого плана напоминает гиперкинетичесий синдром, но является более агрессивным и целенаправленным.

Несоциализированная

Дети с такой формой агрессивного поведения имеют в основном психические нарушения, например, органическое поражение мозга или шизофрению. У них также наблюдается негативное эмоциональное состояние. Враждебность по направлению к окружающим у таких детей спонтанная, или же может возникать в стрессовой ситуации.

При несоциализированной агрессии дети характеризуются импульсивным поведением, излишней возбуждаемостью, эмоциональным напряжением и высоким уровнем тревожности. Чаще всего они проявляют физическую и вербальную агрессию. Такие дети не пытаются дружить с ребятами во дворе и одноклассниками. О причинах своих действий рассказать почти никогда не могут. Зачастую агрессивное поведение нужно им, чтобы снять эмоциональный стресс или получить удовлетворение от того, что другой страдает от их действий.

Особенности агрессивного поведения детей и подростков

Чаще всего агрессивное поведение детей и подростков направлено на самых близких людей. Страдают товарищи, одноклассники, родственники, воспитатели. Психологи причисляют такое поведение к феномену «самоотрицания». Агрессивные дети не обязательно воспитываются в неблагополучных семьях. Очень вероятно, что агрессивный ребенок растет в богатой семье и не имеет лишений.

Агрессивное поведение у детей и подростков может не иметь реального мотива. Подавлять агрессию у ребенка строго запрещается. Например, нельзя запрещать фантазии и игры, в которых есть жестокость. Ребенок начинает подавлять свои мысли о гневе и жестокости, откуда вытекает масса психологических проблем. Подавленная агрессия накапливается на бессознательном уровне. Однажды она все таки найдет выход, и это будет взрыв ярости, от которого могут пострадать даже ни в чем неповинные взрослые и дети.

Родители часто просят ребенка вести себя спокойно не потому, что воспитывают его таким образом, а потому, что хотят покоя для себя. В таких случаях взрослые должны в этом признаться себе, а потом объяснить ребенку, почему именно он должен вести себя спокойно («мама должна отдохнуть после работы»). Не выдавайте заботу о себе за заботу о ребенке. Дети очень тонко чувствуют такой обман.

Если ребенок никогда не проявлял агрессии вследствие подавления такого поведения со стороны взрослых, он не научится находить грань между нормальным поведением в социуме и антисоциальными действиями. У них, так сказать, не будет хватить жизненной практики. Проявляя агрессию определенным поступком, ребенок потом чувствует страх за того, кого он обидел, и за себя (боязнь наказания со стороны взрослы и/или мести со стороны обиженного ребенка и его родителей). Кроме того, он получает наказания. И это последствия поступка влияют на его оценку необходимости проявлять агрессию в будущем. Так что это очень важный жизненный опыт.

Формирование агрессии у детей

В первые 2 года жизни агрессия является способом привлечь внимание родителей и достичь целей (удовлетворение потребностей). Ребенок может бить конечностями, притягивать к себе ближайшие объекты и т. п. Это инструментальная агрессия. Чтобы не привить ребенку агрессивность как черту характера, нужно не допускать двух крайностей:

  • мгновенное удовлетворение запросов малыша
  • игнорирование его требований

В том или ином возрасте агрессивное поведение уже вызывает неодобрение мамы и папы, они начинают наказывать ребенка. У него формируется страх и тревога, комплекс вины, который потом помогает формировать совесть и осознавать моральные нормы. Это нужно для того, чтобы ребенок стал полноценным членом общества. Чтобы родители его не наказывали, ребенок пытается контролировать свои эмоции. Тревога зачастую включает как страх получить наказание, так и переживание, что он разозлит родителей и они перестанут его поддерживать.

Если ребенок агрессивный от рождения, внутренний контроль не будет развиваться в достаточной мере. Доминирует внешний контроль до самой смерти. То есть действия ребенка/подростка регулируются не его моралью, а он боится наказания (имеется в виду наказание не только родителями и учителями, но и обществом).

Внутренний контроль формируется с участием идентификации. Это желание поступать, как значимая личность. Маленькие дети с этой целью копируют поведение родителей. Маме и папе стоит помнить: в детях больше всего злят и раздражают те черты, которые скопированы с самих этих взрослых и им не нравятся. В таких ситуациях малыш копирует поведение одного из родителей, которое считает образцовым, и за это получает наказание (потому что это поведение родитель в себе не принимает и критикует).

Подростки пытаются доказать свою самостоятельность. Они копируют поведение своих авторитетов. Это могут быть герои фильмов, учителя, которые смогли завоевать уважение ребенка и пр. Агрессивный ребенок здесь противостоит родителям гораздо больше. Подростки начинают коммуницировать с чужими людьми намного больше, чем с самыми близкими. А необходимость получить помощь папы или мамы вызывает раздражение и злость.

Проявления агрессивного поведения детей

Фурманов И. А. выделил 4 категории детей, исходя из их проявлений агрессии (форм агрессивного поведения):

  • Дети, склонные к физической агрессии
  • Дети, склонные к проявлению вербальной (словесной) агрессии
  • Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии
  • Дети, склонные к проявлению

Классификация агрессивного поведения, исходя из его мотивов:

  • импульсивно-демонстративный тип
  • нормативно-инструментальный тип
  • целенаправленно-враждебный тип

Все агрессивные дети неспособны понимать других детей и взрослых. В окружающих людях такие малыши видят только их отношение к себе: пытается ли человек нанести ему вред, выгодно ли нормальное общение с человеком в данный момент, уделяют ли ему достаточно внимания и пр. Такие дети не склонны к сопереживанию, сочувствие для них остается пустым словом, если вовремя не скорректировать такое поведение и психологию ребенка.

Агрессивное поведение дошкольников

Дошкольники хотят получить авторитет среди тех групп, в которых они пребывают (детский сад, компания во дворе и пр.). В возрасте до 6-7 лет с коммуникацией у детей очень слабо, процессы торможения в психике недостаточно развиты. Они не имеют достаточно понятия моральных норм. Потому свой авторитет дошкольники могут завоевывать при помощи агрессивного поведения.

Агрессия характерна для детей такого возраста, которые растут в социально неблагоприятной обстановке, имеют органические поражения головного мозга, не имеют достаточно любви и внимания от родителей. Также агрессивное поведение типично для умственно отсталых детей до 6 лет. Некоторые приемы воспитания (навязывание агрессии как способа реализовать себя и доказать свою значимость) также оказывают влияние на формирование привычки агрессивно себя вести у детей дошкольного возраста.

Агрессивное поведение дошкольников чаще всего имеет инструментальный характер. То, что они агрессивны, малыши осознают в слабой мере. Чем младше ребенок, тем проще он после вербальной агрессии переходит на физическую. Малыши часто вовлекают в конфликты взрослых. Взрослые же должны объяснить малышу, что проблему со сверстником он должен решить самостоятельно. Иначе ребенок никогда не научится сам решать конфликты, он будет искать решение в действиях других, более могущественных и влиятельных лиц.

Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста

Инициаторы агрессии в этой возрастной группе чаще всего — группировки. Агрессия носит более организованный характер. Инструментальная агрессия сменяется враждебной. Взрослых они втягивают в свои конфликты в меньшей мере, чем дошкольники. Формируются группировки, из-за чего растет чувство защищенности детей, а также чувство безответственности. Например, обижая группой более слабого школьника, ребенок не осознает, что ответственность лежит на нем.

Для детей с коммуникативными нарушениями характерны так называемые фантазийные группы. Они не могут наладить отношения с реальными сверстниками, потому прибегают к придумыванию воображаемых друзей. Дети копируют поведение любимых героев мультиков и компьютерных игр, что часто приводит к агрессивному поведению, которое со стороны может казаться неадекватным.

Агрессивное поведение подростков

Подростковая агрессия является темой отдельных исследований. В возрасте 13-16 лет дети хотят ощущать себя нужными, быть с кем-то близким, и, в то же время, утвердить собственную идентичность. Подростком начинает ощущать одиночество, пытается освободиться от влияния родителей. Отдаление ребенка от родителей — нормальный процесс. Он должен происходить постепенно.

Агрессивное поведение у подростков может быть вызвано такими причинами:

  • отношение учителей и родителей
  • органическое поражение мозга
  • эндокринный взрыв (рост в организмах парней)

Какие дети растут агрессивными?

Среди мальчиков шанс вырасти агрессивным человеком высок у мальчиков, которые являются «кумирами семьи». Это мальчики, которые воспитывались мамой и бабушкой без папы. Типичный представитель этой группы — Лермонтов М. Ю., который вырос в окружении женщин. Его склонность к конфликтам прослеживается во всей биографии.

С большой вероятностью агрессивными вырастут мальчики, в семьях которых мать мягкая, а отец авторитарный и требовательный. Мальчик начинает ассоциировать себя с папой, пытаясь вступить в противостояние со всеми, в том числе и с папой. Если отец не сможет противостоять ребенку, тот вырастет авторитарной и агрессивной личностью.

Склонность к агрессивному поведению имеют девочки, которые расли в семье с уступчивым папой и авторитарной, агрессивной мамой. В таких случаях дети начинают идентифицировать себя с матерью. Также агрессивными рискуют вырасти девочки, которые самостоятельно пробивающиеся в жизни; которым родители не уделяют должного внимания, не воспитывают их. В таких случаях агрессия нужна им, чтобы выжить, это почти всегда инструментальный тип. Примером может служить Пеппи-Длиный Чулок.

Агрессивное поведение мальчиков и девочек: отличия

Агрессивное поведение мальчиков всегда более открытое. Контролировать свои негативные эмоции мальчики учатся позже девочек. К тому же, в обществе до сих пор доминирует представление, что агрессия не должна быть присуща девочкам. Потому с детства их учат не показывать свое недовольство и злость. Девочкам никогда не дают советов давать сдачу обидчикам, а мальчиков часто воспитывают именно так.

Отличие также в том, что девочки характеризуются большей впечатлительностью, чем мальчики. Потому грубое проявление агрессии обычно им претит. Они начинают проявлять агрессию словами, а не поступками. Часто это не оскорбления, а сарказм и ирония. Агрессия девочек и девушек-подростков часто направлена на психологически уязвимое место конкретной личности. Потому можно сказать, что агрессивное поведение девочек более эффективно. У мальчиков слабый контроль агрессии, агрессивное поведение их генерализированно, может касаться всех окружающих людей подряд.

В возрасте 10-14 лет девочки часто «подставляют» мальчиков, что такое является проявлением агрессивного поведения. Когда назревают «групповые» конфликты, девочки почти никогда не бывают исполнительницами, в основном они подначивают остальных, разжигают ссору.

Коррекция агрессивности у детей

Коррекция требуется не только агрессору, но и жертве агрессии, а также свидетелям ситуации проявления агрессии. Стратегии и тактики должны меняться в зависимости от условий проявления агрессии и внешних факторов. Тактики коррекции представляют собой игровые задачи.

Стратегия на стимуляцию гуманных чувств

Агрессивных детей нужно учить гуманности по отношению к обиженному ими ребенку. Спросите, неужели ему не жалко того, кого он толкнул/ударил/обозвал. Дети, которые мало способны сопереживать, нужно учить резонансу с эмоциями людей (если ты не будешь обижать других, то кто тебя будет любить? все и тебя будут обижать).

Стратегия на осознание

Стратегия подразумевает, что ребенок, жертва и окружающие (которые видели/слышали конфликтную ситуацию) должны уразуметь отдаленные последствия случившегося. Агрессор-ребенок должен понять, почему он совершил тот или иной негативный поступок. Наведите его на размышление вопросами.

Обиженный малыш должен понять, почему именно агрессор проявил негатив к нему. Жертва также должна с помощью педагога (учитель, родитель и т. д.) осознать причины и особенности своего поведения. Спросите, какой сейчас ребенок: добрый, злой или нейтральный? Спросите его, как долго он помнит обиду, как быстро прощает и т. д.

Стратегия ориентации на состояние

Взрослый при помощи данной стратегии не дает оценке конфликтной ситуации, а пытается привлечь внимание к состоянию жертвы. Спросите ребенка, что он чувствует в данный момент. Спросите, действительно ли он не хочет ни с кем говорить. Малыш должен осознать свое состояние или состояние другого человека. Также нужно поговорить с проявившим агрессию ребенком: что он чувствует в данный момент, кому еще сейчас нехорошо?

Стратегия на переключение

Заключается в том, чтобы обидчика, жертву и свидетелей «переключить» на другое состояние. Ребенок-агрессор должен переключиться с агрессии на другое поведение. Жертва должна выйти из состояния притеснения в другое состояние.

Существует множество других стратегий коррекции агрессивного поведения у ребенка. Если вы не можете самостоятельно справиться с этим, обратитесь на очную консультацию к специалисту. В этом нет ничего страшного. Родители не всегда могут понять и исправить особенности поведения и восприятия ребенка. Некоторые дети, даже психически здоровые, требуют работы с психологом или психотерапевтом.