Главная идея моего труда – “не навреди”. Ведь "ребенок – это пергамент, покрытый иероглифами, лишь часть которых ты сумеешь прочесть, а некоторые сможешь стереть или "перечеркнуть" и вложить свое содержание" (Ян Корчак).

Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период не какой-то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития.

Для развития любого психического процесса существует "свой" сенситивный период. Очень важно не пропустить благоприятный момент развития у ребенка того или иного психического процесса.

Д.Б. Эльконин подчеркивал что "процесс развития есть в известном смысле необратимый процесс, здесь невозможны "рекламации" нельзя возвратить юношу в школу для "доделки", "доразвития". (Эльконин Д. Б., 1980, с. 60)

Поэтому очень важно заметить ранние формы отступлений от нормального хода развития ребенка.

Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы, как пластичность.

Исследования Ивана Петровича Павлова показали, что, чем моложе организм, тем нервная система более пластична и гибко реагирует на воздействия извне.

Значению современной коррекционно-развивающей работы уделено много внимания в трудах Льва Семеновича Высотского. Он доказал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, в которых определенный процесс, конкретная функция формируются более быстро, и что еще более ценно, имеют высокий уровень внутреннего структурирования и богатые межфункциональные взаимосвязи. Ни в какой другой период добиться такой полноценности практически невозможно.

Руководствуясь этими убеждениями, я работала над развитием восприятия и его свойств у детей младшего дошкольного возраста.

В раннем возрасте в процессе действий с предметами ребенок накопил определенный опыт, словарный запас, понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир и в процессе этого освоения формируется восприятие.

Восприятие младших дошкольников (3–4 года) носит предметный характер, т.е. все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и другие, не отделяются у ребенка от предмета. Дети видят их слитно с предметом, считают их нераздельно принадлежащими предмету.

При восприятии дети видят не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличают предмет от других предметов. Например, трава зеленная, лимон кислый. Действуя с предметами, дети начинают обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает их способность отделять свойства от самого предмета замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

На развивающих занятий этот принцип взаимодействия с предметами и их свойствами учитывался. В связи с чем к каждому занятию подбирался и изготавливался наглядный, демонстрационный и раздаточный материал.

Актуальна данная работа с малышами еще и по другой причине: в дошкольных учреждениях города значительный процент педагогических работников (воспитателей) – это учителя начальных классов.

Специфика начальной школы и детского сада серьезно отличаются друг от друга, педагоги испытывают затруднения, работая с малышами тем самым упускается сенситивный период развития восприятия.

Мною были подобраны диагностические методики для данной возрастной категории детей – это "Лови шарик", "Коробка форм", "Конструирование по образцу", "Разборка и складывание матрешки", "Разборка и складывание пирамидки", "Парные картинки", "Конструирование из палочек", "Нарисуй".

Проанализировав содержание и требование программы, по которой работает детский сад, уровень подготовленности воспитателей, результаты диагностических обследований, учитывая возрастные, психологические и физиологические особенности детей, была составлена программа развивающих занятий во второй младшей группе.

Цель программы:

Обучение детей основным действиям и правилам восприятия, развитие умения различать отдельные свойства предметов, их особенностей и назначения.

  1. Учить детей объединить свойства предметов в целостный образ предмета.
  2. Учить узнавать знакомые предметы, замечать их отличия и сходства.
  3. Продолжить ознакомление с новыми незнакомыми предметами и явлениями, применяя на практике перцептивные (обследовательские) действия.
  4. Развивать восприятие формы, цвета, величины, пространства.
  5. Расширять кругозор детей.
  6. Обучать детей действиям с предметами, помогать обнаруживать основные свойства предметов, их назначение, особенности.
  7. Формировать познавательную активность, любознательность.

Учитывая своеобразие развития психики детей этого возраста, особенности восприятия, непроизвольность развития психических процессов, в частности, внимания, мною использована следующая общая структура каждого занятия.

Структура занятия.

  1. Игра на развитие восприятия формы
  2. Игра на развитие восприятия цвета
  3. Игра на развитие восприятия величины
  4. Игра на развитие мелкой и общей моторики
  5. Дополнительные игры, развивающие восприятие вкуса, пространства, на снятие эмоционального напряжения, либо беседы о временах года, о фруктах и овощах, о праздниках, о домашнем отдыхе, активизирующие речь, память, мышление детей.

В предложенной программе цели игр, развивающих восприятие формы, цвета, величины – не указываются, т.к. на всех занятиях, учитывая возраст, данные цели схожи. В дополнительных играх описывается цель каждой из них.

Для каждого вида восприятия (цвета, формы, величины) разработана, подобрана система дидактических игр, которые постепенно усложняются в соответствие с уровнем развития перцептивных действий.

Занятия проводятся в игровой форме, иногда игры объединяются единым сюжетом: "Зайка пришел в гости; "Путешествие", "Мы в гостях" и т.д.

Длительность занятий 15–35 минут в зависимости от настроения группы, утомляемости, количества детей и т.д.

Программа включает в себя 20 занятий, для лучшего усвоения наиболее понравившиеся детям занятия можно повторять.

Диагностические обследования проводились на входе и выходе из программы. Результаты заключительной диагностики были положительными. Особенно эффективно подействовали игры и занятия на развитие восприятия величины: в начале года низкий уровень показали 41% обследуемых детей, после вторичной диагностики – 8% детей; формы – низкий уровень у 39% детей и 5% на выходе; цвета – начальная диагностика – 48%, заключительная – 3% детей.

Менее результативно развивалось целостное восприятие, работа по развитию которого станет приоритетным направлением в средней группе.

Детей, с которыми впервые на практике использовалась данная программа, удалось довести до выпуска из детского сада, почти у всех ребят высокий и средний уровень психологической готовности к школе; в этом есть заслуга работы, проводимой с ними в 3-4 года.

В качестве образца предлагаю вам для ознакомления три занятия программы.

Занятие 1

Цель: создание эмоционального благополучного микроклимата в группе, закрепление умения детей представиться незнакомому человеку, продолжение ознакомления с геометрическими фигурами.

Игра “Волшебный мяч”

Цель: закреплять умение становиться в круг, создавать эмоциональный комфорт для общения взрослого с детьми, учить в процессе общения называть свое имя и фамилию. Вызывать чувство радости и собственной значимости.

Взрослый просит детей стать в круг. У него в руках мяч: “Ребята, сегодня утром в своем кабинете я нашла этот мяч. Он волшебный. Он умеет разговаривать. Когда мячик узнал, что я иду к вам в гости, то стал проситься взять его с собой. Поэтому мы сегодня к вам вдвоем пришли. Я знаю как вас зовут, а мячик не знает. Мы сейчас с ним познакомимся. Приготовьте ручки. Кому в руки я дам волшебный мячик, тот громко и четко скажет, как его зовут”. Взрослый обходит с мячом по очереди всех детей.

Пальчиковая гимнастика, сидя в круге на паласе.

Игра “Спрятались от дождика” (форма).

Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей.

Игровая ситуация: “В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?”

Дети: “Под зонтики”.

Взрослый: “Верно, но посмотрите, под красным зонтиком спрячем только круги, под зеленым – квадраты, под синим – треугольники.

Дети по одному выполняют действия.

Игра “Собери капельки в стакан” (цвет)

Перед детьми на столе раскладываются вырезанные цветные кружочки разного цвета. Попросить детей собрать капельки в стакан, но перед этим взрослый положил в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: “В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберем полный стакан одинаковых капелек”. На этом занятии используются цвета: красный, синий, желтый.

Игра “Грибочки и ежик” (величина).

На фланелеграфе – лес, три грибочка разного размера. Появился ёж. Он просит детей помочь ему разобраться где самый большой, где большой, а где маленький грибок. Детям необходимо назвать, показать и поставить по порядку.

Итог занятия: Ёжик благодарит детей за помощь, называя их по именам.

Занятие 2.

Цель: создание благоприятного эмоционального фона; формирование восприятия отдельных свойств предметов: формы, цвета и величины.

Игра “На что похожа эта фигура”

Цель: учить детей группировать предметы по форме.

Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).

Игра “Помоги рыбкам” (на фланелеграфе)

На фланелеграфе – море, большие рыбки - мамы трёх цветов (желтого, красного, синего) и много маленьких рыбок тех же цветов. Взрослый рассказывает детям, что мамы выплыли с детками на прогулку, вдруг на море поднялся ветер, море зашумело, заволновалось, маленькие рыбки запутались в водораслях и потерялись. “Ребята, давайте поможем малькам найти своих мамочек. Какого цвета мама рыбка, такого цвета и мальки”.

Игра “Большой и маленький предмет”

Цель: развивать восприятие величины, учить сравнивать.

Детям показывают парные предметы, которые отличаются по величине, называя её: “Это большой мячик, это маленький мячик (стол, грибок, кубик, кукла, ведерко, лопатка и т.д.)

Взрослый:

Где большой грибок? Где маленький грибок?

Принеси маленький мячик, принеси большой.

Затем взрослый показывает на предмет, дети называют величину.

Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Упражнения:

собираем ягоды;
пальчики здороваются;
пальчики купаются;
замок;
пальчики ходят в гости, шагают;
бинокль;
зайчики в лесу.

Совместное рассматривание картинок в книге “Где мы были летом” серии “Крапуз”

Цель: расширять знания детей об окружающим мире, активизировать речь и внимание детей, развитие эмоционального мира детей.

побуждающие детей найти и показать те или иные изображения;
побуждающие детей строить простые фразы;
побуждающие детей сочувствовать, сопереживать;
привлекающие внимание детей к причинам и следствиям эмоциональных состояний (мальчик радуется, потому что нашел гриб, играет с собакой и т.д.)

Итог занятия: словесное поощрение каждого ребенка, слова благодарности.

Занятие 3.

Цель: закрепление знаний о признаках осени, полученных на речевых занятиях; учить называть цвета, закреплять умение сравнивать предметы по цвету.

Беседа об осени

Взрослый:

Расправив широкие крылья,
Над желтым простором полей.
Плывет в небесах эскадрилья
Спешащих на юг журавлей.
Осенний старательный ветер
Листву по дороге разнос.
И серые тучи на небе
Прольются осенним дождем.

Какое сейчас время года?
Как изменилась природа осенью?
Какого цвета листья на деревьях?
Птички куда улетают на зиму?
Какая погода на улице?

Игра “Подбери шарик” (цвет)

Педагог: “Ребята у нас сегодня праздник, прекрасное настроение, давайте украсим нашу группу. Возьмите каждый по флажку (вырезанные из цветного картона).А теперь подберите воздушный шарик по цвету схожий с вашим флажком. Назовите какого цвета у вас шарик и флажок. Давайте украсим группу”.

Игра “Посади на свою скамеечку” (форма).

Заранее приготовленные геометрические фигуры и скамеечки из картона (на столе).

Педагог: “Дети, пока мы вами украшали группу, кто-то тут у нас расшумелся. Давайте подойдем поближе и посмотрим, что здесь происходит. А-а, мне все стало понятно. Это геометрические фигурки вышли на прогулку, бегают, прыгают, резвятся. Кажется они уже устали, давайте мы им предложим отдохнуть на скамеечках. Треугольники посадим на эту скамеечку, кружочки – на другую скамеечку, квадраты – на третью. А теперь каждый возьмет по фигурке и “посадит” на ту, на которой сидят точно такие же геометрические фигуры”.

Игра “Выбери пуговки” (величина).

Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т.д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей.

Рассказываем стихи руками.

Цель: снятие напряжения, монотонности речи, соблюдение речевых пауз; формирование правильного произношения; развивать воображение; активизировать мыслительную деятельность детей.

Веточки на яблоньке повисли от печали
Яблоки на веточках висели и скучали
Девочки и мальчики ветки раскачали
Яблочки о землю громко застучали.

Для современных педагогов направление моей работы по развитию познавательных процессов покажется очень простым занятием, кто-то подумает, что изобретается "велосипед", давно изобретенный. Мне же хочется процитировать слова известного ученого Циолковского: "Сначала мы "открываем" то, что знаем сами, затем мы "открываем" то, что знают все, и только потом мы "открываем" то, чего никто не знает".

С конца XX века и с начала XXI особое внимание стало уделяться интеллекту ребенка, развитие физических способностей почему-то отошло на второй план. И совершенно необоснованно. Во-первых, потому что для любого человека важно гармоничное развитие всех его сфер, во-вторых, на раннем этапе развития физическое совершенствование – это прямой путь развития интеллекта и становления характера. В возрасте младших дошкольников дети особенно нуждаются в свободе двигательной деятельности. Учет возраста детей, и особенности строения деток 3-4 лет позволяет грамотно дозировать и чередовать нагрузку, которая должна быть интенсивной, но не чрезмерной.

Что такое физическое развитие и чем оно важно?

В общем случае физическое развитие предполагает изменение морфологических (строения, объем мышц) и функциональных (развитие силы, ловкости, точности движений, выносливости и т. п.) особенностей организма младшего дошкольника.

Грамотно выстроенная система активных упражнений для детей способствует совершенствованию аппарата движения и скелета дошкольника, его сердца и сосудистой системы, которой пронизано все тело. Физическая активность нормализует работу ЦНС, способствует умению малютки координировать работу мозга и конечностей, иными словами, способствует отработке ловкости, улучшает функциональные возможности органов дыхания.

Вероятно, мегаполисы имеют свои плюсы, но для формирования человеческого организма это самая неблагоприятная среда. Вкупе же с экологическими проблемами и низкой физической активностью такое существование становится фактором риска развития разных заболеваний.

Физическое развитие, предполагает не только зарядку, но и комплекс закаливающих процедур, прогулки на свежем воздухе, активные игры с необходимостью подключения мнестических (памяти) и мыслительных функций.

Такие занятия формируют не только тело малютка, но и его ум. Способность переносить и преодолевать трудности, улучшают иммунитет, благодаря чему увеличивается резистентность (устойчивость) организма дошкольника к вирусным инфекциям. В этом же возрасте активно прививаются элементарные гигиенические навыки.

Еще одна функция движения в этом возрасте – это роль клапана, который позволяет сбросить эмоциональное и нервное возбуждение. Процесс активной деятельности позволяет психики малютки сохранять равновесие и стабильность. Двигательная активность детей позволяет им развивать не только данные физического плана, но и волевые качества, позволяющие преодолевать трудности. Выполняя упражнения, тренирующие тело, дети познают окружающий мир и учатся самостоятельности.

От физического труда детей раннего дошкольного возраста зависит их здоровье, так как при должной активности стимулируется работа легких, эндокринных желез, улучшается пищеварение, во-первых, благодаря активизации перистальтики, во-вторых, усилению всасывания полезных веществ. Значительно улучшается терморегуляция и теплообмен, тренируется сердце и вся сосудистая система. Если ребенок 3-4-х летнего возраста уделяет физическим занятием не менее 2-х часов в сутки.

Как оценивается развитие?

Оценка проводится комплексно. Это позволяет оценить гармоничность дошкольного развития и исключить одностороннее совершенствование одного параметра в ущерб другому. Основные оцениваемые параметры — это возможности тела ребенка, уровень их совершенства и телосложение.

Возможности организма можно разделить на две основные группы. Это возможности основных энергообеспечивающих систем малыша и основных качеств развитости тела малютки: ловкости, равновесия, быстроты, точности, способности переносить длительные нагрузки и силы.

При этом нужно учитывать особенности крохи, зависящие от возраста. В 3-4 года у крохи недостаточно развита устойчивость тела при движении, и имеются ограничения в навыках при динамических нагрузках. Это связано с тем, что у них в сравнительно быстром темпе растет костная ткань. Активно развивается ЦНС и периферическая нервная система и мышцы, укрепляются связи между ними. То есть системы, которые призваны обеспечивать движение, находятся в стадии активного роста и совершенствования.

Оценка проводится обычно после проведения нескольких развивающих занятий и батареи игр. Обычно такая проверка проводится среди организованных детей. Но и родители могут оценить уровень развития своего малютки. У дошкольников 3-4 лет скорость проверяется:

  • по времени приседания (сколько раз присядет кроха за 20 с);
  • по подъему туловища относительно пола (сколько раз поднимет туловища за 10 с).

Выносливость оценивается с помощью функциональных проб или при преодолении крохой разных по длительности дистанций. Сила оценивается с помощью динамометрии. Но можно это сделать путем проведения несложных физических тестов:

  • вис на согнутых руках (сколько секунд или минут кроха в состоянии провисеть);
  • бросок мяча (упражнение выполняется из положения сидя, с ногами, расставленными как можно шире, мяч выбрасывается из-за головы и оценивается расстояние, на которое кроха может мяч забросить.

Определение ловкости проводится по времени разного типа бега: челночного с двумя поворотами (на 30 м) и змейкой (на 10 м). Гибкость оценивается с помощью выполнения разного рода наклонов, в том числе стоя на скамейке. Равновесие проверяется в двух формах: статике динамики. Статическое равновесие проверить очень просто, нужно чтобы кроха стал в позицию, при которой ноги занимают положение «пятка-носок». Это значит, что стопы стоят в одну линию одна за другой. Носок ноги, которая будет стоять сзади, должен вплотную стоять к пятке ноги, стоящей впереди. Руки опущены вдоль тела, тело стоит прямо, кроха смотрит вперед. В идеал в такой позе малютка должен простоять в течение трех минут. При проведении теста оценивается не только время, которое дошколенок способен поддерживать эту позицию, но и положение туловища, и балансировку.

Физические особенности младших дошкольников

Дети 3-4 летнего возраста высокоактивны, но имеют неустойчивость тела в статике. У детей этого возраста ограничены возможности, связанные с движением.

Особенности их физического развития включают довольно хорошую развитость мышц верхней части тела, особенно плеч. Но при активной деятельности детям этого возраста недостает ловкости, то есть при участии в работе больших мышечных групп наблюдается слабая согласованность движений. Малыши этого возраста очень устают от однотипной деятельности и необходимости сохранять стабильную позу. Это нужно учитывать при составлении программы тренировок дошкольников.

Для младших дошкольников очень важны занятия на природе (открытом воздухе), более чем для детей старшего возраста. Это обосновано структурой тканей легких, которая развита не полностью и строением верхних дыхательных путей от носовых ходов до бронхов. Они относительно узки. Это уменьшает пропускную способность дыхательных путей. Воздух, особенно при выполнении упражнений, с затруднением поступает в легкие.

Кроме того, диафрагма у деток расположена высоко, из-за этого амплитуда вдоха-выдоха относительно мала. Это значит, что дыханий детей 3-4 лет от роду поверхностное и значительно более частое, практически в два раза по сравнению со взрослыми (ЧД ребенка — 30 раз в минуту, ЧД взрослого – 16-18 раз в минуту). Емкость легких в дошкольников 3-4 лет составляет всего около полулитра. Такие особенности приводят к не очень хорошей вентиляции легких, чтобы избежать застойных явлений в легочной ткани, деткам нужна физическая активность и именно на свежем воздухе.

Сердце детей этого возраста хорошо приспособлено к нуждам деток, оно активно поставляет кровь к тканям, имеющим высокую потребность в кислороде и питании. Сосуды дошколенка шире, чем у взрослого, кровоток ускорен, относительный объем крови больше. Нормой ЧСС у дошколенка считается порядка 100 ударов в минуту. Но нервная регуляция миокарда 3-х летнего малыша несовершенна, поэтому он легко сбивается с ритма. При интенсивной или длительной нагрузке сердце быстро устает. Поэтому младшему дошкольнику нужна перемена занятий, в этом случае миокард быстро восстанавливается. Поэтому активные игры должны быть кратковременны и чередоваться с отдыхом.

У младших дошкольников ЦНС совершеннее, чем у младших детей. Клетки мозга заканчивает свое созревание. Мозг визуально, и по весовым показателям уже близок мозгу взрослого человека. Но ЦНС еще неустойчива, поэтому дети быстро переходят от спокойного состояния к возбужденному. Это основная причина, по которой подбирать упражнения для младших дошкольников нужно осторожно, не стоит обеспечивать их длительной нагрузкой на пределе возможностей.

Следует помнить, что костная ткань еще только строится. Нужно помнить, что особенности костей и связочного аппарата ребенка не позволяют давать ему сверхсильные или сверхдлительные нагрузки. Они отражаются на формировании скелета и структуре костей. И могут стать причиной деформации отдельных костей, в том числе их гипертрофии. У малютки много хрящевой ткани, костная система в целом очень подвижна и податлива. Нужно следить не только за осанкой крохи. Нужно статическую нагрузку, потому, что стопа до 4-х лет имеет несколько уплощенный свод и при чрезмерной нагрузке, как по весу, так и по длительности, у детей формируется тяжелое плоскостопие. У младших дошкольников сохраняется повышенная эластичность связок. Рост мышц происходит благодаря утолщению отдельных мышечных волокон. Но в 3-4 года костно-мышечный аппарат, если рассматривать его в совокупности, относительно слаб и ребенок не способен переносить нагрузки.

При подборе упражнений для деток младшего дошкольного возраста надо учитывать, что у них не выработалась еще четкость двигательных действий при ходьбе. Если с детьми не проводили интенсивные занятия, они плохо отталкиваются от земли, поэтому не могут полноценно прыгать, особенно через препятствия, и бегают с упором на всю стопу. У них наблюдается недостаток ловкости и согласованности движений при игре с мячом, хотя сама игра доставляет удовольствие.

При любых занятиях с младшими дошколятами следует помнить, что малыши быстро утомляются, отвлекаются и переключаются на другие занятия. Это касается и физического и интеллектуального развития. Дошколята очень активны, и стимулировать их деятельность физического плана нет надобности. Деятельность нужно дозировать, направлять на гармоничное развитие всех необходимых функций, и перемежать с интеллектуальными занятиями. Кроме того, в этом возрасте физкультура полезнее спорта.

Основные навыки 3-4 летнего дошкольника

Определить в норме ли физическое развитие можно, наблюдая за играми для совершенствования ловкости, координации и силы. К трем годам малыш должен обучиться:

  • шагать крупным и мелким шагом, использовать в игре приставные шаги и подскок;
  • двигаться на носочках;
  • менять темп своих движений;
  • играть обеими руками одновременно;
  • если игры совместные, то дети должны уметь двигаться, держась за руки;
  • дошколята должны уметь двигаться, следуя заданному направлению и преодолевать преграды (цепочкой прямо, змейкой, по кругу, обходя предметы);
  • повторять продемонстрированные им действие, сохраняя их последовательность;
  • прыгать на месте либо через мелкие препятствия;
  • держать равновесие при ходьбе под наклоном;
  • двигаться спиной вперед;
  • крутить педали с уверенностью;
  • хорошо и правильно ходить по лестнице.

Существуют нормы роста и веса ребенка, которые тоже позволяют оценить уровень его физического развития. Но следует помнить, что они вариативны и зависят от стартовых параметров малыша. В среднем к концу периода младшего дошкольного возраста рост малыша должен составлять 104-108 см, вес -17-18 кг, окружность грудной клетки – 55 см.

Как развивают тело малышей?

С помощью коллективных подвижных игр, которые обычно проводятся в ДОУ, если дошкольник находится дома, его нужно обучать кататься на велосипеде (3-х колесном). Отработки ловкости и координаторных навыков помогают упражнения с разведением рук в стороны, подъемом их вверх и наклоны тела, а также хождение по приподнятому над полом предмету (доске) либо по полу, удерживать на одной линии и ставя ноги в позе пятка-носок. Усложнить упражнение можно, давая крохе в руки стакан с водой. Хорошим способом улучшения физического развития является игра в классики, хождение змейкой, огибая предметы, и бег на носках. Основой физического развития младших дошкольников является бег трусцой до полукилометра, приседание (5 раз на подход), прыжки с невысоких предметов и перепрыгивание низких препятствий, качание пресса, кувырки (не более 5 в день), прямой вис и качание на любых предназначенных для этого приспособлениях (кольца, турник). Усложнить вис можно предлагая крохи подтянуть ножки к животу. Хорошо способствуют физическому совершенствованию игры с мячом (руками и ногами): катание по ровной поверхности, броски. Ловить мяч малыш должен двумя руками. Нужно следить за осанкой своего чада. Меняя активные игры на пассивные с раздаточным материалом (песок, пластилин и т. п.), помните, что суставы крохи легко деформируются. Поэтому материал должен быть мягким.

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством познавательной деятельности.

«…Прекрасна речь, когда она, как ручеёк

бежит, среди камней чиста, нетороплива,

и ты готов внимать её поток,

и восклицать: — О! Как же ты красива».

Известно, что дошкольный возраст - это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.

В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" речевое развитие выделено в отдельную образовательную область, которое включает следующие основные задачи:

Развитие речи как средства общения

Обогащение активного словаря

Развитие связной, грамматически правильной речи (диалог, монолог)

Развитие речевого творчества

Знакомство с книжной культурой

Формирование предпосылки обучения грамоте

Развитие звуковой и интонационной культуры речи.

Речь неразрывно связана с познанием. В познавательно - речевом развитии выделяются две самостоятельные области:

1. Познавательное развитие.

Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Формирование познавательных действий, становление сознания. Развитие воображения и творческой активности. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Формируется представление о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

2. Речевое развитие.

Включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Исследования отечественных психологов и педагогов показывают, что познавательный интерес формируется более успешно при активной познавательной деятельности. Он проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти между ними имеющиеся отношения и связи.

В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития ребенка. Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично. А у детей все наоборот: отношение первично, информация вторична. Поэтому мы с младшего дошкольного возраста стараемся научить детей целостному взгляду на мир, дать представить целостную картину мира. Ребёнок познаёт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. В процессе ознакомления с окружающим происходит развитие дошкольника в познавательной сфере; развивается способность видеть мир с точки зрения других, развивается речь. Ознакомление с окружающим миром обогащает чувственный опыт ребёнка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. Дети учатся видеть, слушать, ощупывать и осязать, тем самым создаётся чувственная основа для слова.

Педагогические задачи нами успешно решаются благодаря правильному выбору методов, приёмов. Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно - образное мышление мы широко используем наглядно - выставочный материал, игрушки, картины, натуральные предметы. Создаем специально организованные ситуации - игры, которые способствуют повышению внимания, интереса к занятию и к речевой активности. В игре дети учатся вычленять различные и сходные признаки, группировать предметы по отдельным признакам, узнавать качества предмета.

Для обогащения и активизации словарного запаса проводятся речевые игры и упражнения. Работа над обогащением словарного запаса ведется одновременно с совершенствованием звукопроизношения и формированием грамматического строя речи. Большое внимание уделяется лого-ритмическим упражнениям, пальчиковым играм, упражнениям и играм для развития мелкой моторики, хороводным играм, играм малой подвижности, игре - драматизации.

Важную роль играет слушание рассказов, сказок и стихов, художественное творчество: рисование, лепка, аппликация, конструирование из строительных материалов.

В процессе игровой деятельности, задавая вопросы ребёнку и пробуждая фантазию, творчество детей мы побуждаем его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности, дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире.

В процессе познавательной деятельности развивается, неотделимо одно от другого, мышление и речь. Вместе с речевым развитием приобретаются навыки умственного труда, умение объяснять, рассуждать.

Для развития мышления и речи необходим богатый чувственный опыт, получаемый ребенком от восприятия различных предметов мира, природы, общественной жизни.

С самых ранних этапов развития ребёнок вводится во всё многообразие окружающего мира. Непосредственное наблюдение окружающего способствует развитию логической речи, пониманию грамматических законов. Для совершенствования мыслей и слов ребёнка, его душа обогащается полными, верными, яркими образами окружающего мира.

Умение наблюдать вырабатываемое в процессе познания окружающего, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи - развитие мышления и речи идёт как единый процесс.

Процесс познания окружающего во всём его многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих название, действие, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.

В своей педагогической работе по формированию речи посредством познавательной деятельности мы решаем три основные задачи:

1. последовательное формирование знаний с учётом возможностей и особенностей окружающего мира.

2. подбор методов и способов развития речи посредством познавательной деятельности.

3. использование разнообразных форм организации дошкольников при ознакомлении с окружающим.

Таким образом, для детей младшего дошкольного возраста познавательно-речевое развитие - это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Мы подходим к решению задач этого раздела грамотно и творчески, и проблем в усвоении задач у детей не возникает. Напротив идёт процесс систематизации знаний об окружающей действительности, формируется умение выражать свои мысли, обогащается лексика, развивается эмоциональная речь.

Воспитатель первой квалификационной категории Климович Наталья Юрьевна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития детей младшего дошкольного возраста

Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с прежним миром.

Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащении его деятельности новым содержание.

Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требования «я – сам», прежде всего, отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей.

Поэтому задача взрослого – поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное – помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

Стремление к самостоятельности формируется в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной деятельности ребенок осваивает способы и приемы действий, знакомится с примером поведения и отношения, учится самостоятельно действовать с учетом растущих возможностей и стремится добиться лучшего результата.

Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя.

К концу младшего дошкольного возраста начинается активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

Взрослый должен поощрять познавательную активность ребенка, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. Вместе с детьми взрослый переживает чувства удивления, радости познания мира, своими вопросами побуждает к новым открытиям.

На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками, открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, без которых невозможно правильное социальное развитие. Для того чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства и интересы других людей, он должен сначала научиться переживать близким людям – родителям, воспитателю, сверстникам.

Умение взрослого передать свои чувства, вызвать у ребенка эмоциональный отклик является необходимым условием пробуждения сопереживания. Взрослый показывает детям пример гуманного, доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Он помогает малышам увидеть в мимике и жестах проявление яркого эмоционального состояния людей. Своим одобрением взрослый поддерживает стремление к положительным поступкам, способствует становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить.

Дети 3-4 лет – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития.


В этой статье:

К категории младших дошкольников относятся дети в возрасте 3-4 лет. В этот период развитие малышей позволяет им считать себя и быть более самостоятельными и уверенными в себе, чем раньше. Ребенок четко осознает себя отдельной от родителей личностью, все чаще заменяет местоимение «мы» на «я».

Наряду с этим изменяется и отношение к миру и людям, и это при том, что малыш все еще сильно зависим от родителей и взрослых в принципе. Осознание невозможности полного отделения от взрослых вызывает у крохи раздражение и очевидный протест, что в результате выливается в создание конфликтных ситуаций (кризис трех лет).

Понимание родителями природы такого поведения и настроения у ребенка, а также терпение и желание помочь малышу справиться с ситуацией помогут найти общий язык и сгладить острые углы.

Чтобы было
понятнее, как протекает физическое развитие малыша младшего дошкольного возраста и какие особенности оно имеет, рассмотрим основные изменения, касающиеся антропометрических данных. Дети в этом возрасте заметно округляются, вырастают в длину, набирают вес. Средние показатели роста – от 95 до 100 см, веса - около 15 кг.

Активный обмен веществ

Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста имеет свои особенности и характеризуется усиленным обменом веществ, что в первую очередь связано с активными процессами в организме, ускоренным ростом.

В этот период
крайне необходимо, чтобы ребенок придерживался правильного рациона питания, получая нужные ему для роста и развития витамины, микроэлементы, белки, углеводы и жиры. Примером правильного питания является питание в детском саду для малышей раннего возраста: 4-разовое, с обильным обедом, большим содержанием молочных продуктов, легким ужином и полдником.

Еще один важный момент - это кислород в необходимом для детского организма количестве, а значит, регулярные продолжительные прогулки и хорошо проветриваемые помещения.

Как развивается костная система?

Процесс окостенения костей позвоночника, а также кистей и берцовых несколько замедлен. В младшем возрасте у детей преобладающим является хрящевое соединение. Именно этим фактором обусловлена их способность дотягиваться кончиком большого пальца ноги до головы и прочие акробатические трюки, недоступные взрослым.

В этом возрасте взрослые должны позаботиться о создании подходящих условий для двигательной активности ребенка. Малыш в свободное от сна и кормления время обязательно должен бегать, прыгать и просто резвиться, всеми способами давая выход скопившейся энергии.

Взрослые не должны при этом пытаться усадить кроху, запрещая ему активно двигаться ради собственного спокойствия. В таком случае не избежать скопления в ребенке избыточной энергии, которая рано или поздно найдет выход, часто не самым желательным способом.

Чтобы немного успокоить кроху с пользой для него, можно предложить ему позаниматься упражнениями или поиграть в игры, стимулирующие развитие как крупной, так и мелкой моторики. Кстати, мелкая моторика напрямую имеет связь с речевыми центрами. Поэтому если родители заинтересованы в развитии речевых навыков у детей младшего возраста, то упражнения для мелкой моторики станут для них самым правильным вариантом.

Для развития мелкой моторики можно использовать мелкие предметы, например пазлы, мозаику, пуговицы, а также совершенствовать ловкость пальцев рук с помощью занятий с песком, пластилином, ножницами и цветной бумагой, красками и кисточками. Словом, такими играми можно не просто увлечь малыша, но и добиться от него на некоторое время спокойного внимания, терпения и, конечно, развития мышления, фантазии и памяти.

Сердечно-сосудистая система и легкие

Сердце детей младшего дошкольного возраста сокращается до 130 ударов в минуту, дыхание легкое и неглубокое, часто прерывистое и ускоренное. Чтобы развитие малышей в этом возрасте проходило своим чередом, необходимо обеспечить им необходимое количество физических нагрузок, соответствующих их возрасту и уровню подготовки, позаботиться о гигиене прогулок, периодически бывать в бассейне, где малыш сможет расслабиться и снять напряжение.

Как развивается нервная система?

У детей младшего
дошкольного возраста активное скоростное образование нервных волокон, а также количество и строение нервных клеток максимально приближены к показателям взрослого человека.
В этот период для развития познавательной деятельности важно поощрять интерес ребенка к новой информации.

Особенности общения

В младшем дошкольном возрасте у детей появляются новые интересы, направленные в первую очередь на познание людей – как взрослых, так и детей. Малыши с удовольствием идут на контакт со сверстниками, изучают манеру их поведения, перенимают правила игр.

Для детей этого возраста совершенно нормальным является подражать действиям, словам, жестам, манерам поведения взрослых и детей, так как именно в этом случае их социальное развитие переходит на новый уровень.

О роли игры в жизни детей

Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте по-прежнему доминирует, но на первую роль выходит сюжетно-ролевая игра. В рамках такой игры ребенок пробует воспроизвести все те особенности, которые успел заметить в поведении взрослых.

Дети играют
в докторов, в продавцов, в учителей, воображая себя взрослыми, которые сами диктуют правила и сами же их соблюдают. В ходе таких игр активно практикуется замещение предметов, развиваются воображение и социальное восприятие.

Для малыша этого возраста важно иметь возможность играть в ролевые игры вместе со сверстниками. Он тянется к ним и вместе с тем не всегда готов идти с ними на компромисс. Тем не менее стремление ощущать себя частью коллектива и иметь свое место в коллективе является настолько сильным, что ребенок готов порой забыть о личных желаниях ради интересной копании.

Особенности речевого развития

Главная черта речи детей младшего дошкольного возраста - это активность. Создается впечатление, что ребенок никогда не молчит. Он разговаривает с родителями, с детьми, со знакомыми и с незнакомыми людьми. В его речи много эмоций, он спрашивает,
рассказывает, анализирует. Здесь снова первое место занимает познавательный интерес, с которым связана большая часть задаваемых ребенком вопросов.

Перечисляя особенности речи, также можно отметить, что во время разговора ребенок может продолжать выполнять какое-то действие, чего еще не так давно делать не мог.

Наряду с речью в этом возрасте происходит активное развитие звуковой культуры речи, что способствует улучшению грамотности в процессе общения, обогащению словарного запаса и формированию целостной личности малыша. Именно на основе беглой и связной речи в дальнейшем смогут развиваться:

  • эстетические качества;
  • интеллектуальные способности;
  • духовно-нравственная сторона натуры ребенка.

Важно, чтобы малыш как можно скорее научился правильно использовать голос, четко произносить слова и обороты. В таком случае ему не составит труда находить общий язык с окружающими, продолжая обогащать собственную речь. Улучшению речи детей в младшем дошкольном возрасте послужит постоянное общение со взрослыми, способное вызвать у них искренний интерес и увлечение процессом.

Форма запоминания у детей

В младшем дошкольном
возрасте преобладает непроизвольная форма запоминания. Малыш скорее узнает ранее увиденные им образы, чем запоминает. Особенность малышей 3-4 лет - это неумение целенаправленно удерживать внимание на какой-либо деятельности или предмете продолжительное время.

Для ребенка вполне нормальной будет являться быстрая смена видов деятельности с такой же сменой настроения, на которое влияет окружающая обстановка или состояние физического комфорта. Как правило, здоровые физически и эмоционально малыши в этот период своей жизни заряжают окружающих сплошным оптимизмом и позитивом.

Предметная деятельность

Стоит отметить, что предметная деятельность в 3-4 года претерпевает некоторые изменения, в первую очередь связанные с улучшением предметного восприятия. Ребенок учится наблюдать, выделять что-то важное для себя, продуктивно действовать.

В этом же возрасте значительно совершеннее становятся сенсорные навыки, поэтому с ребенком можно заниматься, изучая формы, размеры, положения предметов. Малыш в 3-4 года мыслит и делает это, выстраивая причинно-следственные связи.