Основные принципы сопровождения развития ребенка: рекомендательный характер советов сопровождающего: ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями, педагогами, близким окружением;рекомендательный характер советов сопровождающего: ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями, педагогами, близким окружением;




Непрерывность сопровождения: ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы; сопровождение прекращается, если проблема решена или подход к ее решению очевиден; дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска, например хронически больной ребенок, ребенок-сирота, должны быть обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления;непрерывность сопровождения: ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы; сопровождение прекращается, если проблема решена или подход к ее решению очевиден; дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска, например хронически больной ребенок, ребенок-сирота, должны быть обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления;


Мультидисциплинарность сопровождения предполагает согласованную работу команды специалистов, включенных в единую организованную модель и владеющих единой системой методов;мультидисциплинарность сопровождения предполагает согласованную работу команды специалистов, включенных в единую организованную модель и владеющих единой системой методов; автономность: специалисты автономны от давления извне в ситуациях принятия решения.автономность: специалисты автономны от давления извне в ситуациях принятия решения.






Консультативно-проективный этап (обсуждение со всеми заинтересованными лицами вариантов решения проблемы, построение прогнозов эффективности, выбор методов, распределение обязанностей по реализации решения, определения сроков исполнения и возможности корректировки планов);




Рефлексивный этап (осмысление результатов деятельности по решению проблемы, он может быть заключительным в решении индивидуальной проблемы; или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и коррекции массовых проблем, имеющихся в образовательном учреждении).




Социальной ситуацией развития каждого конкретного ребенка, т.е. специфическим сочетанием внешних социальных условий и его внутренних процессов развития (например, особенностями семейной микросреды, условиями жизни, спецификой воспитания и обучения в образовательном учреждении);


























Модель психолого-педагогического сопровождения развития ребенка раннего возраста Цель сопровождения состоит в том, чтобы создать психолого- педагогические условия для оптимизации хода психического развития ребенка, а также обеспечить профилактику нарушений процесса социализации.Цель сопровождения состоит в том, чтобы создать психолого- педагогические условия для оптимизации хода психического развития ребенка, а также обеспечить профилактику нарушений процесса социализации.




Задачи сопровождения развития ребенка раннего возраста: стимулирование развития свойственных возрасту психологических новообразований, а также предпосылок тех психических функций и видов деятельности, которые будут развиваться в дошкольном возрасте;стимулирование развития свойственных возрасту психологических новообразований, а также предпосылок тех психических функций и видов деятельности, которые будут развиваться в дошкольном возрасте;


Обеспечение формирования психических функций, определяющих в данном возрасте продуктивное взаимодействие с окружающим;обеспечение формирования психических функций, определяющих в данном возрасте продуктивное взаимодействие с окружающим; содействие становлению адаптивного поведения в разнообразных социальных ситуациях.содействие становлению адаптивного поведения в разнообразных социальных ситуациях..




Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в изменяющихся условиях и сохранение своего психофизического благополучия.






Новые условия, характеризующие ДОУ, можно условно разделить на три группы: 1. Условия, связанные с новой организацией взаимодействия со взрослым.1. Условия, связанные с новой организацией взаимодействия со взрослым. 2.Условия, связанные с новой организацией среды.2.Условия, связанные с новой организацией среды. 3. Условия взаимодействия с ровесниками.3. Условия взаимодействия с ровесниками.




Для успешной адаптации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, пище и пр.), так и социальных (доверительных контактах и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении и т.п.), в новой среде и новыми средствами. Для успешной адаптации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, пище и пр.), так и социальных (доверительных контактах и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении и т.п.), в новой среде и новыми средствами.


Принципы организации взаимодействия с ребенком: педагогическое воздействие следует за направлением внимания ребенка;педагогическое воздействие следует за направлением внимания ребенка; используются естественные, повседневно возникающие ситуации;используются естественные, повседневно возникающие ситуации;


Приоритет косвенного влияния через правильно организованную обстановку, пространство;приоритет косвенного влияния через правильно организованную обстановку, пространство; усвоение правил протекает в игровой форме;усвоение правил протекает в игровой форме;


Обучение и воспитание включено во взаимодействие ребенка и взрослого с учетом естественных образцов общения ребенка и родителей.обучение и воспитание включено во взаимодействие ребенка и взрослого с учетом естественных образцов общения ребенка и родителей.












Задачи предыдущего раздела программы при их освоении включают в последующий раздел при введении новых задач;задачи предыдущего раздела программы при их освоении включают в последующий раздел при введении новых задач; знакомые игровые ситуации включают в бытовые процессы;знакомые игровые ситуации включают в бытовые процессы;




За единицу взаимодействия с ребенком игру можно повторять несколько раз, но прекращать до того, как у него к ней пропал интерес; при желании ребенка игра возобновляется;за единицу взаимодействия с ребенком игру можно повторять несколько раз, но прекращать до того, как у него к ней пропал интерес; при желании ребенка игра возобновляется;




При повседневном использовании игр учитывают состояние ребенка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возвращение к играм, которые ранее были освоены.при повседневном использовании игр учитывают состояние ребенка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возвращение к играм, которые ранее были освоены.


Требования к организации образовательного пространства: определение достаточного места для ходьбы, бега, игры с мячами, каталками; создание комплекта предметов для торможения отрицательных эмоций; соединение игровых уголков с реальными бытовыми ситуациями;









Каждая методика изложена по схеме: название, в котором отражается ее цель;название, в котором отражается ее цель; алгоритм ее проведения;алгоритм ее проведения; обработка данных с выделением параметров, их градаций; их шкальные оценки в виде баллов;обработка данных с выделением параметров, их градаций; их шкальные оценки в виде баллов; диагностики;диагностики;














Список используемой литературы: 1). Афонькина Ю.А. Психолого- педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста. – М.: АРКТИ, – 80 с. 2).Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / авт.-сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, – 188 с.


3).Сотникова В.М., Ильина Т.Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», – 80 с. 4).Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001 – 2002 года. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, – 392 с.


5).Смирнова Е.О. Ребенок – взрослый – сверстник (Методические рекомендации). – М.: МГПУ, – 140 с. Автор фотоматериалов: Ефимова С. Н.

Из опыта работы старшего воспитателя. Организация психолого-педагогического сопровождения детей в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Беляева Наталья Владимировна, старший воспитатель
Место работы: МДОУ "Детский сад № 204" г.Саратов

Описание материала: предлагаю вашему вниманию материал о документальном оформлении и организации психолого-педагогического сопровождения дошкольника в образовательном учреждении. Материал может быть использован для всех педагогических работников детского сада, работающих с детьми разных возрастных групп.

Одна из задач современного дошкольного образования - индивидуализация воспитательно-образовательного процесса. Если в школе все ясно и понятно, кто усвоил материал, а кто нет, то в дошкольном образовательном учреждении картина совершенно другая. Важно, что сейчас официально озвучена позиция дошкольных психологов, о том, что развитие дошкольников подвижно, нет четких определений чему и когда должен научиться ребенок. Один дошкольник может и в пять лет начать читать, а другой может "созреть" только к школе. Каждый ребенок в дошкольном возрасте имеет свой "маршрут" развития, поэтому и воспитателям сейчас дана возможность более гибкого планирования. В государственном стандарте дошкольного образования даны целевые ориентиры по развитию дошкольника, там сформулировано то, какие качества должны быть развиты у ребенка в предшкольном возрасте, какие ребенок должен получить представления. Но это не значит, что воспитатель не должен следить за развитием ребенка. Должен, ориентируясь на возрастные психологические особенности детей. Мы отошли от требований строго соблюдать программные задачи по усвоению того, что ребенок должен изучать впоследствии в начальной школе и пришли к основной необходимости в дошкольном возрасте - развивать играя. Но если педагог видит, что у ребенка есть затруднения в развитии речи, в социально-коммуникативном развитии, в художественно-эстетическом и низкий познавательный интерес - должна быть организована индивидуальная работа. Я не говорю о случаях, когда с ребенком должен заниматься логопед и дефектолог. Речь идет о потребности некоторых дошкольников именно в индивидуальном общении, об акценте на некоторые аспекты в его развитии.
С чего же начать? Задача педагогического мониторинга выявить таких деток. Низкий уровень в развитии интегративных качеств, в усвоении образовательных областей - это не оценка ребенку, а сигнал воспитателю к организации особой работы с этим дошкольником. После проведения мониторинга для таких детей составляется маршрут психолого-педагогического сопровождения. В его составлении в нашем учреждении принимают участие все педагоги (воспитатель и педагоги-специалисты). Данный материал оформляется в виде таблицы, куда заносятся все виды работ с ребенком в течение года всех педагогических работников ДОУ. Воспитатель планирует индивидуальную работу в вечернее время, продумывает привлечение этого ребенка к персональным игровым задачам во время проведения НОД (например: Октябрь: развитие познавательного интереса, привлечение к совместному изготовлению макета "Дикие животные осенью", совместное изготовление альбома "Удивительные животные"; индивидуальная работа по развитию мышления - подборка дидактических игр и пособий, подготовка индивидуальных заданий на занятии по формированию элементарных математических представлений). Помимо образовательных задач планируется участие воспитанника в мероприятиях различных уровней (праздники в ДОУ, привлечение к участию в различных конкурсах), воспитательные задачи (привлечение ребенка к помощи, дежурству и тд.) Важно не показывать ребенку, что он не может сделать тоже, что и другие дети, а создать ситуацию успеха. Затем планируется работа с родителями - консультации, рекомендации по посещению театра, выставок и т.п., организация совместной деятельности родителей с ребенком, рекомендации по организации жизни дома, по подбору игр и т.д. Это тоже делается на каждый месяц. Специалисты ДОУ также вносят свое планирование в общую таблицу (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог) Если с педагогом-психологом все ясно (он планирует как индивидуальные занятия с воспитанником, так и участие его в групповых занятиях), то с педагогами-специалистами может быть сложнее. Ранее такого планирования они не делали. Они, естественно, не могут организовать дополнительную работу с ребенком в вечернее время (кроме кружковой работы), но они могут также продумывать свое особое внимание к ребенку во время проведения своих занятий, чтобы ребенок и здесь мог почувствовать себя успешным.
Помимо таблицы с планированием воспитательно-образовательного процесса карта психолого-педагогического сопровождения (индивидуального маршрута) должна содержать анализ результатов мониторинга, анализ индивидуальных особенностей, анализ причин затруднений в развитии (обстановка в семье, особенности здоровья и т.п.), задачи по развитию на учебный год. С такими детьми обязательно должен быть проведен промежуточный мониторинг для корректировки и анализа эффективности выстраиваемой работы. В конце года пишется анализ результативности психолого-педагогического сопровождения и задачи по дальнейшей работе.
Опишу кратко примерную схему карты индивидуального маршрута:
1. Сведения о ребенке.
2 Анализ проведенного мониторинга.
3. Особенности в развитии, особенности здоровья.
4. Социальное окружение ребенка.
5. Задачи в развитии на учебный год.
6. Таблица с записями воспитателей и специалистов (индивидуальная работа, работа по привлечению к участию в различных мероприятиях, работа с родителями, организация совместной деятельности родителей и ребенка)
7. Итоги промежуточного мониторинга, корректировка проводимой работы.
8. Итоги мониторинга в конце года, анализ результатов индивидуальной работы.
Помимо организации сопровождения для детей, испытывающих затруднения в развитии, для детей с ОВЗ, в нашем детском саду планируется индивидуальный маршрут и для способных детей. Здесь особое внимание уделяется реализации их способностей в тех или иных видах деятельности, дальнейшее их развитие, идущее на опережение. Также планируются индивидуальные игровые задания, какие-либо домашние задания с организацией совместной деятельности ребенка и родителей, привлечение ребенка к участию в конкурсах различных уровней.
Важно помнить, что организация индивидуального маршрута - это не "натаскивание" ребенка по основной образовательной программе, а создание благоприятной обстановки для дальнейшего развития ребенка, для формирования у него уверенности в себе, положительной самооценки.

Психолого-педагогическое сопровождение в детском саду «Школы Сотрудничества»

Задача детских психологов – контролировать процесс развития ребенка и создавать условия для того, чтобы это развитие шло своевременно и эффективно.

Ведущими направлениями деятельности психолога являются просвещение, профилактика, диагностика, коррекция, амплификация (обогащение) психического и личностного развития детей и взрослых, мониторинг различных составных элементов детского сада как социальной системы.

Психологическая профилактика и просвещение

Профилактика и просвещение направлены на сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников в процессе обучения и воспитания, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер.

Эта задача решается через:

  • Еженедельные занятия психолога с детьми в группе. Занятия могут быть направлены на формирование социальной и коммуникативной компетентности, например, «Путешествие в мир эмоций» , «О добре и милосердии» , «Давай дружить!» , «Игры-фантазирования» и другое.
  • Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития воспитанников на каждом возрастном этапе
  • Разъяснение педагогам и родителям необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения.

Диагностика

Диагностика проводится для:

  • определения совместно с родителями индивидуальной программы адаптации ребенка в детском саду;
  • разработки индивидуального образовательного маршрута;
  • исследования причин затруднения в эмоциональной и интеллектуальной сферах;
  • выявления уровня развития творческих способностей ребенка.

Родители хотят знать причины капризов, непослушания, детской агрессии, грубости, тревожности, страхов, негативизма ребенка. Для этого исследуются уровень сформированности коммуникативных навыков ребенка, особенности его воспитания, процессы мышления, памяти, восприятия и другое. При исследовании применяются методы наблюдения, беседы, эксперимента, тестирования, могут исследоваться продукты деятельности детей.

Еще одной задачей является психолого-педагогическое изучение стиля общения педагогов с детьми, родителями, коллегами с целью создания и поддержания комфортной воспитательно-образовательной среды.

Консультирование.

Консультирование проводится по результатам проведенного диагностического исследования или по запросу родителя или педагога. Родителей интересует: все ли в порядке с ребенком? Правильно ли ребенок развивается, правильно ли общается со сверстниками? Нормально ли он ест, спит, ведет себя? Его эмоциональное состояние соответствует норме? Какую образовательную программу, школу, секцию выбрать для ребенка?

В процессе консультирования взрослые знакомятся с траекторией нормативного развития ребенка. Детский психолог объясняет причины поведения ребенка и каким способом сделать воспитательную тактику более эффективной. Может предложить ребенку или родителям образовательную программу, которая гармонизирует процесс развития.

Профессиональное мастерство детского психолога - заметить, когда жизненные силы ребенка расходуются, искажая его развитие, и перенаправить внимание семьи к тому, что сейчас необходимо ребенку.

Коррекционная работа с ребенком в детском саду может быть в двух видах:

  • Ситуационная коррекционная работа.
  • Кратковременная или долговременная коррекционная работа.

Ребенок недоспал или обижен, зол или печалится. Психолог приглашает ребенка к себе в кабинет для решения проблемы. Важно побыть рядом с ребенком, выслушать его, может быть отвлечь от печальных мыслей, или же помочь обрести иное видение ситуации, которая вывела его из равновесия. На это может потребоваться 20-40 минут. Для этих целей используются приемы арт-терапии, терапевтическая песочница, игровые уголки. Благотворным может быть сосредоточение на тактильных или слуховых стимулах. Нормализовав состояние ребенка, психолог возвращает ребенка в группу.

Потребность в кратковременной или долговременной коррекционной работе возникает, когда у ребенка имеются какие-либо особенности, затрудняющие его взаимодействие с другими людьми или препятствующие его учебе.. Долговременная работа невозможна без подключения всех заинтересованных лиц. Это могут быть родители, специалисты детского сада и другие дети. Долговременная коррекционная работа может вестись как раздельно с каждым участником, например, посредством индивидуальных консультаций или игровых сеансов, так и в групповом формате (группы для родителей или группы для педагогов; группы для детей) . Возможна работа с детско-родительской парой и работа с детско-родительской группой.

Детско-родительская пара – это 30-40-минутное совместное пребывание родителя со своим ребенком в специально оборудованном помещении (игровая или сенсорная комната) . Детско-родительская встреча выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе занятий родители становятся более чувствительными и терпимыми к своим детям и научаются относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.

Цель встречи психолога с детско-родительской парой заранее проговаривается с родителями. Опробуя новые способы общения со своим ребенком сначала в специально-организованном пространстве, родители переносят их в свою практику взаимодействия с детьми.

Детско-родительская группа – это 2 пары (малая группа) или 3-6 пар (большая группа)

Группы могут носить тематический характер или исследовательский, могут быть открытыми или закрытыми, могут договориться на 5 встреч, а могут работать в течение учебного года.

Родитель в группе наблюдает за своим малышом, за взаимодействием его с другим ребенком или другим взрослым и бывает изумлен открывающейся реальности. Часто можно услышать слова удивления, радости, восторга от открывающихся перспектив. «Я никогда прежде не была так захвачена своим ребенком. Мне так было интересно! Я стала ближе ребенку, я лучше его понимаю!» Так родители и дети становятся единомышленниками: пробуют, радуются, разочаровываются, ошибаются и находят лучшие решения во взаимодействии друг с другом.

Сотрудничество семьи и детского сада является необходимым условием создания такой ситуации развития, в которой рост личности, в том числе, социализация будут успешными и гармоничными.

  • Зубова Галина Геннадьевна – педагог-психолог высшей категории (Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова) , гештальт-терапевт, супервизор, член Общества психологов, практикующих гештальт-подход, Почетный работник общего образования.

Общение - это очень важная составляющая жизни ребенка и то, на сколько, он овладеет способами общения, от этого будет зависеть его успешность в процессе взросления. Общение рассматривается в качестве одною из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности.

В группе «Подсолнушки», в которой я проходила практику, 26 детей, из них 11 девочек и 15 мальчиков. Из этих детей одна девочка посещает группу кратковременного пребывания. Она присутствует во время непосредственной образовательной деятельности и на утренней прогулке. Прием пищи для детей кратковременного пребывания не предусмотрен. В группе существует традиция отмечать дни рождения детей, делать для них подарки па праздники своими руками. Стиль отношения воспитателя с детьми можно охарактеризовать как авторитарно-демократический. С родителями воспитатель осуществляет тесное взаимодействие, и привлекает их к жизни группы детского сада. Список детей группы «Подсолнушки» в Приложении № 12.

Вся организационно-воспитательная деятельность воспитателя рег-ламентирована режимом дня на холодный период (на учебный год) и режимом дня на летний период для подготовительных групп. Организация режима работы в детском саду производится таким образом, чтобы у детей в зависимости от возраста было достаточно времени для активных игр, занятий и отдыха. Режим для ребенка в детском саду может быть различным, но каждое дошкольное учебное заведение придерживается единых общих правил и федеральных государственных требований.

При организации образовательного процесса учитываются принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка), в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Это отражено в сетке совместной деятельности педагогов с детьми.

В процессе наблюдения за детьми я изучила возрастные и индивидуальные особенности детей 5-6 лет, и результаты наблюдений занесла в таблицу. По результатам я пришла к выводу, что развитие всех детей группы идет в соответствии с психолого-педагогическими особенностями дошкольного возраста.

Воспитатель группы проводит 2 раза в год (в сентябре и в конце мая) педагогическую диагностику, с помощью которой анализируется учебный процесс, и определяются результаты деятельности, как ребенка, так и педагога. Полученные результаты определяются критериями высоким (в), средним (с) и низким (и) уровнем развития детей и записываются в карты. Диагностика представляет собой задания по каждой образовательной области (речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, музыкальное развитие и др.).

На основании вышеизложенных диагностик, а так же на основе собственного наблюдения, мною была составлена психолого-педагогическая характеристика на воспитанника группы «Подсолнушки» Сальникова Ивана (Приложение № 13).

Старшая медицинская сестра совместно с воспитателем группы проводит антропометрию. Антропометрия в детском саду заключаемся в измерении роста и веса ребенка. Антропометрия производится в МАДОУ ЦРР № 136 два раза год в сентябре и в мае. Антропометрия в детском саду нужна для того, чтобы определить, как развивается ребенок (в соответствии с возрастными особенностями) и какой мебелью он должен пользоваться при рассаживании за столами.

Во время практики я проводила практические мероприятия (пробную непосредственно образовательную деятельность для подготовительной группы):

Во время практики в МАДОУ ЦРР д/с №136 я выполняла обязанности воспитателя. Осуществляя подготовку к проведению непосредственной образовательной деятельности (НОД) я согласовывала темы НОД с воспитателем группы. Совместно с воспитателем осуществляла планирование работы с детьми с учетом программных требований, принимала участие в изготовлении наглядного и дидактического материала к занятиям. Во время проведения НОД использовала методы и приемы обучения и воспитания детей, полученные раннее в колледже. Совместно с методистом и воспитателем анализировали проведенные мной мероприятия по образовательной деятельности, учитывала все их советы и рекомендации при проведении мероприятий.

Программа мероприятий психолого-педагогического сопровождения

образовательного процесса ДОУ.

Пояснительная записка.

Опыт работы в ДОУ привел к пониманию, важности осуществления комплекса мероприятий различной психологической работы для создания условий, при которых ребенок будет развиваться успешно. Основным принципом работы является оказание не только оказание помощи в нужный момент, а долговременная поддержка.

В настоящее время рассматриваются различные по содержанию и структуре подходы к осуществлению сопровождения, мною предпринята попытка организовать сопровождение воспитанников так, чтобы все основные направления работы (коррекционно-развивающая, психологическое просвещение и др.) осуществлялись в комплексе и это позволяет наладить более эффективное взаимодействие между педагогами и родителями.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленной на создание социально-психологических условий для психологического развития ребенка в ситуации взаимодействия.

Программа представляет собой описание комплекса психологических мероприятий.

Цель программы : создание психолого-педагогических условий для полноценного психического и личностного развития детей, посещающих ГДОУ, а также оказание помощи педагогам по усилению в профессиональном сознании роли таких ценностей как: учет индивидуальных психологических особенностей воспитанников при осуществлении образовательной деятельности и постоянный анализ последствий и индивидуальной цены педагогических воздействий для каждого ученика.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

    просветительская работа по усилению в профессиональном сознании педагогов ценности осуществления индивидуального подхода к воспитанникам – по достижению понимания педагогами необходимости взаимодействия с педагогом-психологом и внедрения психологических знаний в образовательной деятельности.

    проведение мониторинга

    проведение консультаций для педагогов и родителей по вопросам особенностей развития ребенка и по психологических аспектам организации образовательного процесса с опорой на результаты мониторинга развития воспитанников.

    проведение коррекционно-развивающих мероприятий с воспитанниками составленных на основе психологических исследований.

    обобщение материалов работы по программе.

Участники программы :

    воспитанники компенсирующих (коррекционных логопедических) групп старшего дошкольного возраста, воспитанники общеобразовательной подготовительной группы;

    педагогический коллектив ДОУ;

    родители воспитанников;

Длительность реализации:

Программа рассчитана на многолетнее сопровождение воспитанников и предполагает прослеживание развития одних и тех же воспитанников на протяжении нескольких учебных лет.

Условия проведения :

    наличие психодиагностического инструментария

    для реализации программы необходимы расходные материалы

    ведение электронной базы данных документов (карты развития, протоколы психолого-педагогической диагностики и т.д.)

    использование ЭОР (электронно-образовательных ресурсов)

    Организационно-методические мероприятия:

    • Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам психологического сопровождения воспитанников ДОУ.

      Подбор методик для психодиагностических исследований, подготовка стимульного и расходного материала.

      Проведение организационных совещаний педагогов по вопросам диагностических исследований.

    Теоретико-практическая подготовка коллектива к восприятию, принятию, и освоение способов использования психологической информации об индивидуальных особенностях воспитанников в практике педагогической деятельности.

    выступления на педагогических советах по проблемам интеллектуального и личностного развития детей;

    ведение для педагогов семинаров, практикумов и тренингов по взаимодействию с детьми как разработчик цикла занятий «Игровые технологии коррекции поведения детей», «Азбука общения», «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми»;

    ведение тематических консультаций для педагогов,

    оказание помощи педагогов в подготовке и проведении родительских собраний.

    Психодиагностические мероприятия

Процесс сопровождения начинается с бережного и конфиденциального сбора информации о различных сторонах жизни и развития ребенка. Для получения и анализа используются различные методы и методики: наблюдении, интервью и беседы с родителями, методики диагностики познавательных психических процессов и изучения личности.. Таким образом, диагностика является информационным обеспечением процесса сопровождения. Полученные данные необходимы для составления психологического портрета дошкольника, для определения путей оказания помощи ребенку, а также для оказания помощи педагогам и родителям в построении педагогического общения и взаимодействия с детьми. Диагностика осуществляется в 2-ух направлениях:

    Диагностический минимум (комплексное обследование воспитанников коррекционных групп проводится 2 раза в учебный год).

    Углубленная (имеет индивидуальный характер, осуществляется по запросам педагогов или родителей, и как правило проводится с детьми «группы риска».

мероприятие

срок проведения

методический иструментарий

Логопедические группы старшего дошкольного возраста

сентябрь, май

Проба «Понимание текста», «Какие предметы спрятаны в рисунках?», «Назови фигуры», Метод повторения чисел для оценки объема внимания, «Нелепицы», «Исключение лишнего», Методика по выявлению умения способности к конкретизации понятий,

Диагностика развития познавательных психических процессов

логопедические группы

подготовительного дошкольного возраста

сентябрь, май

«Запомни картинки», «Запомни слова»,

Проба «Понимание текста», «Какие предметы спрятаны в рисунках?», Метод повторения чисел для оценки объема внимания, «Нелепицы», «Исключение лишнего», Методика по выявлению умения способности к конкретизации понятий, «Последовательные картинки».

Диагностика эмоционального состояния воспитанников

логопедические группы старшего и подготовительного возраста

октябрь, май

Методика «Закодированное письмо» (Е.А.Васильева)

(по Э. Т. Дорофеевой).

Определение уровня психологической готовности детей 6-7 летнего возраста к обучению в школе:

1. определение исходного уровня готовности к обучению в школе воспитанников

логопедические группы и общеобразовательная

подготовительная

Методика Кумариной

2. диагностика

готовности к обучению в школе

Субтесты методики «экспресс диагностика готовности к школе» (Агафонова И.Н).

3.определение уровня развития вербального мышления

апрель-май

4.диагностика мотивационной готовности к обучению

Вариант беседы Т.А. Нежновой

Определение социально-психологической структуры группы, индивидуального социометрического статуса воспитанников.

логопедические группы

социометрия

Диагностический инструментарий педагога-психолога ДОУ.

Методика, тест

исследуемая функция

«Запомни картинки»

Произвольная зрительная память»

«Запомни слова»

Слуховая память

проба «Назови фигуры», «Знание цвета»

Зрительное восприятие, воспроизведение материала

Проба «Понимание текста»

слуховое восприятие, понимание и усвоение услышанного материала

«Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Зрительное восприятие

«Чего не хватает на этих рисунках?»

«Чем залатать коврик»

«Найди и вычеркни»

продуктивность и устойчивость внимания

«Расставь значки»

переключение и распределение внимания

Метод повторения чисел для оценки объема внимания.

объема внимания

«Нелепицы»

критичность мышления (наглядно-образное мышление)

«Исключение лишнего»

способность к обобщению

Методика по выявлению умения классифицировать

умение классифицировать на невербальном уровне.

Методика по выявлению умения способности к конкретизации понятий

анализ, синтез, способности обобщать.

«Последовательные картинки»

установления причинно – следственных связей и отношений между объектами и событиями.

Экспресс диагностика готовности к школе Агафонова И.Н.

установление закономерностей на невербальном уровне, комбинаторные возможности мышления, фонематический слух, умение работать по образцу, внимание, ориентация на листе бумаги, представление о количестве.

Субтест на осведомленность; субтест на классификацию, сформированность понятий; субтест на аналогию; субтест на обобщающее слово, сформированность понятий

словесно-логическое мышление

Методика исследования эмоционального состояния

(по Э. Т. Дорофеевой).

«Закодированное письмо»

эмоциональное состояние ребенка

Цветовой тест М.Люшера

Тест тревожности Тэмл-Дорки-Амен

оценка уровня тревожности

Методика Рене Жиля

межличностные отношения

Социометрия (« У кого больше?»)

межличностные отношения, личностный статус ребенка в группе.

Методика обследования готовности к школьному обучению детей 5-7 лет

Диагностика уровня готовности к школьному обучению

Вариант беседы Т.А. Нежновой

мотивационная готовность к обучению в школе.

Методика исследования интеллекта Д. Векслера

интеллектуальное развитие ребенка

    Коррекционно-развивающие мероприятия.

Получаемые данные психодиагностических исследований являются основанием для осуществления как групповой, так и индивидуальной коррекционно-развивающие работы с воспитанниками.

Групповая коррекционно-развивающая работа проводится со всеми воспитанниками, посещающих группы с ОВЗ (логопедические).

На данном этапе мною реализуются следующие программы и методические пособия:

    Программа развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста

«Я – это Я». Составитель: Гудзик Т.В., Гудзик А.В.

    Программа развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста «Ключ к гармонии». Составитель: Гудзик Т.В.

    Программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста «Готовимся к школе». Составитель: А.В. Гудзик

    Программа коррекционно-развивающих занятий «Я и мир вокруг меня» для детей с нарушениями речи (4,5 – 7 лет). Автор составитель: Е.А. Васильева.

    «Азбука общения» Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова

    «Тропинка к своему Я» Программа групповых занятий с дошкольниками. О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаева, И.М. Первушина

    « Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Тренинговая программа эмоционального развития дошкольников. С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник.

    Программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста и младшего школьного возраста с нарушениями внимания. А.А. Осипова.

    «Коррекционно-развивающие занятия в младшей, средней, старшей группе». Л.В. Шарохина.

Технологии, используемые в коррекционно-развивающей работе с детьми:

    психогимнастика

    релаксационные упражнения

    игры и упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов

    коммуникативный тренинг

    телесно-ориентированные упражнения

    игротренинг

    сказкотерапия

    арт-терапия

    мнемотехника

    консультативные мероприятия

По окончании каждого этапа психодиагностической работы и в процессе осуществления коррекционно-развивающей работы педагог-психолог консультирует:

    педагогических работников – по вопросам особенностей развития воспитанников, проблемам развития и воспитания, психологическим аспектам организации образовательного процесса.

    родителей – по вопросам особенностей развития ребенка в интересах оптимального подхода в условиях семейного воспитания.

    Мероприятия по работе с родителями.

6. Информационно-аналитические мероприятия.

    обработка и анализ данных, полученных при психодиагностичесой работе (по мере проведения диагностических процедур)

    создание базы данных по результатам психодиагностических исследований

    заполнение карт индивидуального развития воспитанников

    ознакомление с результатами диагностических исследований участников программы, предоставление рекомендаций по устранению выявленных проблем.

При анализе и обобщении всего комплекса мероприятий откроются возможности для определения эффективных путей работы всего дошкольного образовательного учреждения:

Литература:

    Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., из-во Совершенство.,1998.

    Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М., 1991.

    Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях. Волгоград.Учитель.,2008.

    Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.,1995.

    Фридман Л.М. С кем работать школьному психологу? – Народное образование, сентябрь-октябрь, 1992.

    Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А.Практикум по детской психологии.М., Просвещение.1995.

    Я работаю психологом. Под редакцией И.В.Дубровиной. М.,1999.

    Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб. Валери СПД., 2001