Детские истерики в 2-3 года обычно проще преодолеваются родителями. Ребенка можно как-то отвлечь, дать игрушку, переключить внимание. Поэтому чаще всего взрослые не бьют тревогу: перерастет, думают они. Когда же в 6-7 лет истерики у детей приобретают постоянный характер, ситуация перестает быть контролируемой.Ор и рыдания становятся громкими и требовательными, а поводом может стать любой пустяк. Кроме того детские истерики учащаются, и если раньше они случалась 1-2 раза в неделю, то теперь и дня не проходит без воплей. Что делать? Ответ один: ни в коем случае не игнорировать, потому что если против детских истерик ничего не предпринимать, то ничего не изменится.

Каковы причины возникновения детских истерик и капризов?
Что будет, если детские истерики игнорировать или, наоборот, наказывать за них ребенка?
Каким образом раз и навсегда прекратить истерики у детей?

Самое удивительное, что зачастую отмечают родители истеричного ребенка - это то, насколько молниеносно он падает в свои капризы, и как же быстро отходит от своих рыданий. Вот только 10 минут назад его ор был слышен на три этажа вниз и вверх, а теперь - слезы высохли и у него прекрасное настроение. Он весело бегает, напевает песенки себе под нос и радуется жизни. Однако, новая гроза уже совсем близко...

Откуда берутся детские истерики и капризы?

Чаще всего родители совершенно не понимают, откуда и почему берутся детские истерики. Бывает так, что в одной семье двое детей: первый - тихоня и паинька, а второй - настоящий истерик и капризуля. Взрослые начинают искать истоки проблемы в собственном детстве, в друзьях ребенка, во влиянии на него бабушек и дедушек, в каких-то стрессовых ситуациях, которые ребенок переживает. Кое-что действительно удается выудить из всего этого, но чаще никаких выводов сделать не получается. Применение разных методов против истерик у детей либо не дает результатов, либо действует временно.

Однако очевидно, что все же истерики у детей - это не хаотичное проявление характера, а некая системная особенность, которая проявляется у удивительно схожих друг на друга детей. Сегодня этот особенный психотип выделен и точно описан в системно-векторной психологии Юрия Бурлана . Ребенок, который склонен к истерикам, это обладатель зрительного и, зачастую, кожного векторов . Основу для истеричности дает именно еще детский, т.е. не успевший еще развиться, зрительный вектор, но кожно-зрительная связка может создать настоящего чертенка - истеричку и капризулю в самом классическом смысле этого слова. Такими бывают и мальчики, и девочки в равной степени.

Взрослые развитые и реализованные кожно-зрительные люди (+ еще и другие вектора) - это всегда очень интересная судьба. Это актеры и режиссеры, писатели и путешественники, ученые и врачи. Но это только в потенциале, только если за время детства родителям и социуму удастся развить их желания в должной мере. В детстве же они, как и другие дети, далеко не всегда отличаются ангельским характером.

Кожный вектор одаривает своего обладателя чрезвычайной гибкостью и приспособляемостью, а также постоянным расчетом пользы и выгоды. На базе кожного вектора ребенок развивается очень быстро и первая черта, которую он приобретает - это хитрость. Как только что-то ему не выгодно, он легко и ловко может обмануть, обхитрить, только бы достичь желаемого или увильнуть от скучного. Например, кожные дети не любят убирать свою комнату. А если их заставлять, то делают это "косо-криво-лишь бы живо", ни о какой тщательности речи быть не может.

Зрительный вектор с самого раннего возраста научается быстро подмечать настроение окружающих людей. Потом это может перерасти в эмпатию, сочувствие к другим людям, но в маленьком возрасте это лишь ощущение настроение "для меня".

На базе своей кожно-зрительной связки ребенок чуть ли не первое, чему обучается, это распознавать, как правильно себя вести, чтобы добиться желаемого. Если при самой первой попытке поистерить, ему дали то, что ему хотелось, будьте уверены - он уже даже не подумает останавливаться. Если вы один раз сдались под напором его слез и договорились прогулять детский садик, значит, он будет реветь и плакать теперь каждое утро. А если вы будете его тащить, то этим добьетесь только одного - детская истерика будет длительней и трагичней.

В раннем детстве кожно-зрительный ребенок быстро научается по-настоящему манипулировать родителями, бабушками и дедушками, другими детьми. Талант актера в нем просыпается очень рано. К 6-7 годам детская истерика часто становится уже фиксированным механизмом, как достичь того, чего хочется. И если бы ребенок при этом так не наглел в своих истериках, то родители теряли бы бдительность и давали бы детям садиться себе на шею по всем параметрам. Именно учащение истерик и избитые вконец нервы, заставляют родителей искать выход. Именно из-за этого скорее всего и читаете эту статью вы, дорогой читатель.

Часто родителей сбивает с толку то, что поводом для детских истерик становятся не только банальные капризы, а и какие-то существенные вещи. Например, ребенок сильно плачет из-за страха темноты , не может заснуть без света. Или когда он постоянно беспокоится о том, что его забудут, переспрашивает "мама, ты меня заберешь? мама, ты меня не оставишь?" Кроме того, кожно-зрительные дети часто бывают очень болезненными: походы в садик заканчиваются кашлем и температурой. И для любого родителя становится очевидным, что детская истерика имеет почву. Хочется ребенка пожалеть, помочь ему. Или, наоборот, уже не понятно, куда от его истерик убежать, как все это закончить.

Каким образом прекратить истерики у детей?

Первое, о чем хочется сказать, это то, что при детских истериках Системно-векторной психологией Юрия Бурлана делать не рекомендуется.

Физическое наказание ребенка за истерику или крики на него, потому что вместе с этим ребенок тут же потеряет ощущение защищенности и безопасности. И в такой момент всегда включается защитный механизм - ребенок пытается компенсировать эти ощущения за счет своих свойств. Но поскольку его собственные свойства еще недоразвиты, то проявляются они негативно: кожные дети начинают воровать, лгать, а их истерики становятся вообще невыносимыми и неуправляемыми.
Пугать ребенка за истерику, хотя может и казаться, что это работает. Поначалу одна только пугалка "будешь не послушный, тебя баба-яга ночью уволочет и съест" способна прекратить истерику в один миг. Однако очень скоро она перестанет действовать, зато испуг ребенка будет отдаваться еще долгие годы: в страхах и фобиях.
Наказывать ребенка за истерику - поставить в угол или лишить мороженого - это тоже кратковременный способ унять детскую истерику, но никогда не победа над ней. Желание истерить просто будет накапливаться внутри ребенка и рано или поздно прорвется наружу, в еще более безобразном свете.
Игнорирование ничего не даст - ребенок может кричать громче и громче, а ваши нервы будут только утончаться от этого. В такой борьбе родителю всегда суждено проиграть.

После того, как мы вычеркнули из арсенала все то, что может навредить, пришло время рассмотреть действенные способы против детских истерик . А они есть и их много. И именно 6-7 лет - возраст, когда еще не поздно вести борьбу с детскими истериками. В это время ребенку становятся доступны инструменты, которые позволяют добиться почти мгновенного результата. Найдя правильный подход, можно заткнуть фонтан детской истерики и навсегда забыть об этой проблеме.

А этот правильный подход кроется в корневых желаниях зрительного вектора - эмоциональное выражение себя к другим людям. Но часто современные дети просто не имеют такой возможности вовсе: мама и папа все время на работе (да и вообще их роль с 6-7 лет постепенно снижается в жизни ребенка), в школах только знания преподают, после школы домой, а там только мультики а-ля Том и Джери, где герои дубасят друг друга до одури и все. А эмоции то требуют выхода. Рвутся наружу. Вот и вырываются детскими истериками.

То есть прекратить истерики возможно, если направить зрительного ребенка в ту сферу, где он мог бы выражать свои эмоции в правильном русле. Например, отправить его в хороший театральный кружок. Играя там роли, он будет выхолащивать свои эмоции в эмпатии.

Другой способ - это чтение книг на сострадание. Любой родитель может попробовать провести очень действенный эксперимент буквально сегодня. Прочесть ребенку на ночь прекрасный рассказ Андерсена "Девочка со спичками" . Нужно чтобы ребенок сосредоточенно вдумался в него, проникся рассказом. Переживание за героя и даже слезы сострадания в данном случае даже показаны, ведь они прямо противоположны слезам при детской истерики. После такого вечера у вас гарантированно будет несколько дней без истерик - ребенок будет выхолощен эмоционально наружу и у него не будет желание капризничать и плакать о себе. Иметь дома хорошую детскую литературу на сострадание и приучить ребенка к чтению, как к любимому занятию, - это всегда наилучшая прививка от детских истерик.

Истерики у ребенка в 7 лет случаются достаточно часто. Послушный и жизнерадостный ребенок в один миг может устроить скандал, начать плакать и кричать без весомого на то повода. Детские скандалы - это нормальное явление, здесь удивляться нечему. Дело в том, что ребенок в 7 лет уже иначе смотрит на мир, чем год назад. Он общается с другими детьми, наблюдает за поведением родителей. На фоне этого постепенно формируется как личность. Если вокруг малыша все время кричат, дерутся или спорят, то естественно, что ребенок тоже будет вести себя таким же образом. Подражать окружающим свойственно, особенно в детском возрасте.

Когда родители стараются всячески предотвратить различного рода конфликтные ситуации, а их маленькое 7-летнее чадо начинает устраивать истерики и стоять на своем, закрадывается мысль о том, что где-то была допущена ошибка в воспитании.

Факторы, провоцирующие истерику

Одной из частых причин, почему малыш вдруг резко меняется в настроении и начинает истерить, является отсутствие согласованности в действиях мамы и папы. К примеру, если один из родителей разрешает смотреть мультфильм перед сном или прыгать на диване, а другой запрещает. Это приводит к возникновению слишком большого количества условностей для ребенка. Маленький человечек начинают всячески пытаться получить то, что ему хочется. Даже в таком возрасте на подсознательном уровне он начинает понимать, что если нет строго установленного правила, то его можно нарушить и что можно это сделать именно в данный момент.

Неуверенность в принятии решений и непоследовательность в действиях самих родителей тоже влияет на манеру поведения их чада. К примеру, если родители не разрешают сладости до еды, то менять свою позицию не нужно. Достаточно один раз позволить ребенку съесть конфету незадолго до обеда и он надолго запомнит данный факт. Даже такая мелочь влияет на формирование детского характера и упрямства. Каждое новое отклонение от привычной нормы будет приводить к тому, что ребенок захочет расширить границы дозволенногои, а единственный верный способ, который он считает действенным - истерика.

Есть группа родителей, которые боятся детских капризов, особенно если малыш закатывает истерику на улице в присутствии окружающих. При таких обстоятельствах взрослые готовы пойти на любые уступки, лишь бы их маленькая вредина перестала капризничать. Дети очень быстро начинают это понимать и в следующий раз уже целенаправленно закатывают истерики, чтобы получить желаемую вещь. Ребенок 7 лет уже может заранее спланировать, что он хочет получить и только отойдя недалеко от дома, сразу приступает к решительным действиям.

Когда 7-летний ребенок не имеет друзей, а родители не уделяют ему должного внимания, то он пытается всячески проявить себя. Привлечение внимания может выражаться в виде оказания какой-либо помощи родителям. Взамен он ожидает получить похвалу. Но есть и другая категория детей, которые пытаются привлечь к себе внимание родителей с помощью скандала. Таких детей большинство, потому что это более простой способ привлечь к себе внимание. Несмотря на то, что реакция близких на истерику будет отрицательной, она все равно частично заполнит недостаток родительского внимания.

Попытки исправить ситуацию

Крики, слезы, истерика и прочие эмоциональные проявления детей могут даже самого терпеливого человека вывести из себя. Но кричать на ребенка, который в очередной раз «устроил представление», не рекомендуется. Наказывать детей, не разобравшись в источнике проблемы, бессмысленно. Следует учитывать, что в таком юном возрасте дети проявляют свои эмоции в полную силу. Существует несколько рекомендаций, как правильно вести себя родителям, если ребенок начинает устраивать истерики. Но следует учитывать, что каждый ребенок индивидуален. Нельзя забывать и о том, что проблемы ребенка в таком юном возрасте только для взрослых кажутся незначительными. Для 7-летнего человека даже испортившаяся любимая ручка может считаться проблемой глобального масштаба. По этой причине родители должны с пониманием относиться ко всему, что случается в жизни их чада.

В том случае, если у родителей ничего не будет получаться, то есть они не смогут достигнуть с ребенком компромисса, можно обратиться за помощью к специалисту. Не следует пренебрегать психологической помощью. Вполне возможно, что после беседы с врачом могут понадобиться дополнительные занятия ребенка с детским психологом. Визит к доктору в любом случае не пройдет напрасно. Врач уже после первого сеанса сможет дать объективную оценку произошедшему и рассказать, какие действия со стороны родителей были не совсем правильными. Дополнительно будет предложено несколько советов, которые помогут наладить связь со своим маленьким упрямцем.

Способы остановки детской истерики

Существует несколько распространенных ситуаций, которые встречаются практически в каждой семье, где есть дети 7-летнего возраста. Столкнувшись с одним из таких видов детских капризов, можно попытаться бороться с ними с помощью определенных приемов:

Можно попробовать перенаправить гнев маленького человечка в другое русло. Рекомендация особенно подойдет чрезмерно эмоциональным детям. Нужно отдать ребенка на спортивную секцию или предложить заниматься другим интересным ему делом. Дополнительный выплеск эмоций будет происходить во время физической активности.

Источник: www.b17.ru

Истерика у ребенка: он топает ногами, кричит, плачет и ничего не хочет слышать. Или однотонно ноет, хнычет и канючит. Каждый родитель хоть раз сталкивался с подобным поведением своего чада. Но обычно проблема масштабнее, чем кажется, и затрагивает 9 из 10 семей, которым приходится воспитывать истеричного ребенка. Да и сами истерики – не разовое явление, так они происходят систематически. Мамы и папы в растерянности, они злятся, переживают, не знают, как все это прекратить. Что делать взрослым, если у ребенка истерика?

Истерика – это особое эмоциональное состояние крайнего возбуждения. Ребенок кричит, рыдает, падает на пол, может биться о стены или царапать себе лицо. Он совершенно не восприимчив к словам и действиям окружающих и практически не чувствует боли. Остановить это крайне сложно. Такое поведение пугает и озадачивает родителей, особенно если, по их мнению, и причин-то особых для такого поведения у малыша не было. Что взрослые сделали не так?

Истерика, как правило, хоть и развивается стремительно, но как любой процесс в нашем организме, протекает в несколько стадий. Даже если кажется, что все началось внезапно, поверьте, симптомы начинающегося «концерта» были, и их нужно научиться узнавать. Часто малыш начинает сопеть, хныкать, замолкает. Это затишье перед бурей. Если вовремя отреагировать, истерики можно избежать. Порой для этого достаточно ласково обнять обидевшегося на весь мир малыша, спросить, что его так огорчило. Если дело в сломавшейся игрушке, предложить починить ее вместе.

Некоторых детей для профилактики истерики достаточно переключить на другое занятие. Не получается собрать конструктор? Не плачь, мы сейчас порисуем, а потом обязательно соберем из упрямых деталей домик или паровоз. Если предвестники разглядеть не удалось или взрослые не придали им должного значения, начинается сама истерика.

  • Первая стадия – голосовая. Ребенок, стараясь обратить на себя внимание, начинает хныкать или сразу кричать.
  • Вторая стадия – моторная. Она характеризуется возбужденными активными движениями малыша. Он может начать бросать игрушки, топать, кататься по полу. Это самая опасная стадия – ребенок может травмироваться.
  • Третья стадия — остаточная. Это своеобразный выход из «пике» — уставший физически и морально ребенок заливается слезами, обводит присутствующих несчастным взглядом и судорожно всхлипывает. Длиться стадия может до нескольких часов.

Надо сказать, что не всегда дети истерят «из вредности». И советы типа «Меньше внимания – быстрее успокоится» или «Ремня ему хорошего!» не только бесполезны, но и вредны.

Истерики у детей бывают двух видов – произвольные и непроизвольные. В первом случае малыш действительно показывает характер, что-то хочет получить и просто не видит другого способа. Он кричит, стучит ногами и руками, трясет головой, при это прекрасно отдавая себе отчет в том, что именно он делает. Если однажды ребенок добился своего путем такой истерики, он возьмет это на вооружение, и будет манипулировать родителями все чаще и чаще. Что делать в этой ситуации? Предоставить карапузу право выбора. Спокойно объяснить, что вам не нравится такое его поведение, предупредить о возможном наказании (например, лишении возможности посмотреть мультики или пойти в парк), а потом, если малыш не успокоился, осуществить наказание. Таким образом, у ребенка есть выбор – кричать дальше и лишиться чего-то приятного или взять себя в руки и разрешить конфликт миром.

Физически в этой ситуации наказывать нельзя! Это сделает малыша еще более агрессивным. Убедившись в неэффективности истерики как инструмента для получения личной выгоды, ребенок постепенно перестанет капризничать.

Непроизвольные истерики – процесс, протекающий на гормональном уровне. Малыш не в состоянии контролировать свое поведение и свое тело из-за резкого выброса гормонов стресса. Уговаривать в этой ситуации бесполезно , так как ребенок попросту вас не слышит. Что делать? Опять же успокоиться. И только потом переходить к делу.

В состоянии неконтролируемой истерики ребенку важен тактильный контакт. Попробуйте взять его на руки, обнять, погладить по голове. Говорите с ним тихим, успокаивающим голосом, описывайте что-то не имеющее отношения к происходящему : «Вон птички на окошко сели», «Смотри, какое сегодня солнышко, может, погуляем?». Не так важно, что именно вы будете говорить. Главное — тактильный контакт. Когда ребенок успокоится, нужно обязательно постараться выяснить, что произошло. Используйте для этого наводящие вопросы: «Тебя что-то расстроило?», «Ты испугался?» и т.д.

Склонность к истерикам – врожденная особенность. Все зависит от типа организации нервной системы малыша:

  • Слабый тип. Это пугливые, неуверенные в себе дети. Они подвержены частой смене настроения. У них нестабильный аппетит и плохой сон. Они возбудимы, часто повышают голос. Очень подвержены истерикам, пребывая в которых ведут себя непредсказуемо. Успокаиваются относительно быстро.
  • Сильный тип. Ребята с таким типом нервной системы чаще пребывают в благодушном настроении, легко увлекаются, часто не доводят начатое до конца. В сильной стрессовой ситуации могут закатить истерику, но это маловероятно. Да и «погасить» такую истерику будет довольно просто.
  • Неуравновешенный тип. Это тревожные дети. Их часто мучают страхи, сомнения. Они спят «поверхностным» сном, за ночь могут просыпаться по несколько раз. Могут быть шумными в обществе, так как любят быть в центре внимания, но болезненно относятся к любой критике. Истерика у таких ребят может начаться внезапно и сопровождается проявлениями агрессии. Успокоить их трудно.
  • Медлительный тип. Это очень спокойные, рассудительные дети. Любят заниматься чем-то в одиночестве. Их трудно расшевелить. По причине замедленных процессов возбуждения и торможения в нервной системе практически не устраивают истерик. Могли бы, но пока до их мозга это доходит, необходимость в крике уже отпадает.

Таким образом, чаще всего на детские истерики жалуются родители ребят со слабым и неуравновешенным типами нервной системы.

Источник: www.o-krohe.ru

Почему ребёнок в 7 лет постоянно психует и капризничает?

Первой важной причиной является отсутствие согласованности в действиях родителей по отношению к ребёнку. Например, мама не разрешает смотреть мультфильмы перед сном, а папа даёт на это согласие; один взрослый запрещает прыгать на диване, а другой – нет. Появляется слишком много условностей, и ребёнок настойчиво начинает требовать то, что ему время от времени всё-таки можно. При таком раскладе малышу сложно понять, существуют ли конкретные правила или нет.
Вторая ошибка воспитания – непоследовательность и неуверенность родителей в своих действиях. Так, в один день вы строго-настрого запрещаете трогать свой телефон, а в другой — даёте ребёнку в него поиграть. Один раз сладости разрешается есть только после обеда, а в другой – можно перехватить конфетку и до еды. Такие, казалось бы, мелочи, легко фиксируются детьми, и впоследствии они начинают требовать большего, расширяя границы дозволенного.
Некоторые родители боятся детских капризов, особенно на людях, и в этот момент готовы разрешить ребёнку всё что угодно, лишь бы он замолчал. Такие вещи также чётко подмечаются детьми, и потом эти приёмы используются уже осознанно. А виной тому – неправильная реакция взрослых на саботаж маленького человека.
Напряжённая обстановка внутри семьи также может стать причиной повышенной капризности ребёнка. Если взрослые часто ругаются и общаются на повышенных тонах, малыш тоже усваивает эту модель поведения. К тому же, частые ссоры на глазах у детей вселяют в них страх, неуверенность в родителях, и своим психованным и нервным поведением они показывают своё волнение.
Бывает, что демонстративные капризы являются следствием неудовлетворённой потребности во внимании. Когда ребёнок большую часть времени предоставлен сам себе, напряжение внутри него растёт и находит выход через негативные поступки. Ведь именно в ответ на них следует бурная реакция родителей. Что ж, это тоже вожделенное внимание, пусть и с отрицательным знаком.
Отсутствие чёткого режима дня и твёрдых правил внутри семьи тоже служат отличным поводом начать скандал. В таком случае, психи ребёнка говорят о потере уверенности, внутреннем напряжении, связанном с непониманием границ и рамок дозволенности.
И, конечно же, неграмотно выстроенный родительский авторитет или его отсутствие сами по себе служат для ребёнка поводом попробовать занять место под солнцем. Если слушаться в доме некого, то вполне можно претендовать на позицию главного человека в семье.

Ребёнок в 7 лет постоянно устраивает истерики: что делать?

Если истерики у семилетки стали частым явлением, необходимо определить их причину. Вовремя прислушавшись к просьбам ребёнка, выражающимся в нытье и капризах, можно благополучно избежать дальнейших последствий. С ребёнком в истерике взаимодействовать невозможно, поэтому забудьте про угрозы, шлепки и увещевания. Всё это только разожжёт малыша ещё больше. В случае, когда ваш ребёнок семи лет в очередной раз закатил истерику, подойдите к нему и крепко прижмите, не давая вырваться. Гладьте кроху по голове или спинке, монотонно нашёптывайте успокаивающие слова. Когда истерика начнёт сходить на нет, можно отпустить малыша, сесть рядом, посмотреть в глаза, взять за руку – словом, важно продолжать поддерживать телесный контакт. Когда маленький человек окончательно успокоится, аккуратно начните беседу со слов «Я понимаю, тебе грустно/обидно/больно». Так вы дадите понять, что находитесь на одной волне и не осуждаете его. Постепенно малыш втянется в беседу, и у вас будет возможность узнать о причине истерики более подробно. В конце предложите ребёнку подумать, что в следующий раз можно сделать, чтобы такого не произошло. Предложите подходящие альтернативы и обсудите их вместе с ним.
Конечно, лучше всего не допускать такого развития событий и не позволять истерикам ребёнка 7 лет приобретать постоянный характер. Для этого следует чутко относиться к его состояниям и настроению, выстраивать добрые и доверительные отношения, работать над своим авторитетом и ни в коем случае не критиковать, не унижать и не обзывать малыша. Принимая во внимание эти нюансы, вы очень скоро заметите, что поведение ребёнка улучшилось, а от истерик не осталось и следа.

Источник: detstrana.ru

Детская истерика: причины и способы избавления

Детские истерики в 2-3 года обычно проще преодолеваются родителями. Ребенка можно как-то отвлечь, дать игрушку, переключить внимание. Поэтому чаще всего взрослые не бьют тревогу: перерастет, думают они. Когда же в 6-7 лет истерики у детей приобретают постоянный характер, ситуация перестает быть контролируемой.Ор и рыдания становятся громкими и требовательными, а поводом может стать любой пустяк. Кроме того детские истерики учащаются, и если раньше они случалась 1-2 раза в неделю, то теперь и дня не проходит без воплей. Что делать? Ответ один: ни в коем случае не игнорировать, потому что если против детских истерик ничего не предпринимать, то ничего не изменится.

Каковы причины возникновения детских истерик и капризов?
Что будет, если детские истерики игнорировать или, наоборот, наказывать за них ребенка?
Каким образом раз и навсегда прекратить истерики у детей?

Самое удивительное, что зачастую отмечают родители истеричного ребенка — это то, насколько молниеносно он падает в свои капризы, и как же быстро отходит от своих рыданий. Вот только 10 минут назад его ор был слышен на три этажа вниз и вверх, а теперь — слезы высохли и у него прекрасное настроение. Он весело бегает, напевает песенки себе под нос и радуется жизни. Однако, новая гроза уже совсем близко.

Откуда берутся детские истерики и капризы?

Чаще всего родители совершенно не понимают, откуда и почему берутся детские истерики. Бывает так, что в одной семье двое детей: первый — тихоня и паинька, а второй — настоящий истерик и капризуля. Взрослые начинают искать истоки проблемы в собственном детстве, в друзьях ребенка, во влиянии на него бабушек и дедушек, в каких-то стрессовых ситуациях, которые ребенок переживает. Кое-что действительно удается выудить из всего этого, но чаще никаких выводов сделать не получается. Применение разных методов против истерик у детей либо не дает результатов, либо действует временно.

Однако очевидно, что все же истерики у детей — это не хаотичное проявление характера, а некая системная особенность, которая проявляется у удивительно схожих друг на друга детей. Сегодня этот особенный психотип выделен и точно описан в системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Ребенок, который склонен к истерикам, это обладатель зрительного и, зачастую, кожного векторов. Основу для истеричности дает именно еще детский, т.е. не успевший еще развиться, зрительный вектор, но кожно-зрительная связка может создать настоящего чертенка — истеричку и капризулю в самом классическом смысле этого слова. Такими бывают и мальчики, и девочки в равной степени.

Взрослые развитые и реализованные кожно-зрительные люди (+ еще и другие вектора) — это всегда очень интересная судьба. Это актеры и режиссеры, писатели и путешественники, ученые и врачи. Но это только в потенциале, только если за время детства родителям и социуму удастся развить их желания в должной мере. В детстве же они, как и другие дети, далеко не всегда отличаются ангельским характером.

Кожный вектор одаривает своего обладателя чрезвычайной гибкостью и приспособляемостью, а также постоянным расчетом пользы и выгоды. На базе кожного вектора ребенок развивается очень быстро и первая черта, которую он приобретает — это хитрость. Как только что-то ему не выгодно, он легко и ловко может обмануть, обхитрить, только бы достичь желаемого или увильнуть от скучного. Например, кожные дети не любят убирать свою комнату. А если их заставлять, то делают это «косо-криво-лишь бы живо», ни о какой тщательности речи быть не может.

Зрительный вектор с самого раннего возраста научается быстро подмечать настроение окружающих людей. Потом это может перерасти в эмпатию, сочувствие к другим людям, но в маленьком возрасте это лишь ощущение настроение «для меня».

На базе своей кожно-зрительной связки ребенок чуть ли не первое, чему обучается, это распознавать, как правильно себя вести, чтобы добиться желаемого. Если при самой первой попытке поистерить, ему дали то, что ему хотелось, будьте уверены — он уже даже не подумает останавливаться. Если вы один раз сдались под напором его слез и договорились прогулять детский садик, значит, он будет реветь и плакать теперь каждое утро. А если вы будете его тащить, то этим добьетесь только одного — детская истерика будет длительней и трагичней.

В раннем детстве кожно-зрительный ребенок быстро научается по-настоящему манипулировать родителями, бабушками и дедушками, другими детьми. Талант актера в нем просыпается очень рано. К 6-7 годам детская истерика часто становится уже фиксированным механизмом, как достичь того, чего хочется. И если бы ребенок при этом так не наглел в своих истериках, то родители теряли бы бдительность и давали бы детям садиться себе на шею по всем параметрам. Именно учащение истерик и избитые вконец нервы, заставляют родителей искать выход. Именно из-за этого скорее всего и читаете эту статью вы, дорогой читатель.

Часто родителей сбивает с толку то, что поводом для детских истерик становятся не только банальные капризы, а и какие-то существенные вещи. Например, ребенок сильно плачет из-за страха темноты, не может заснуть без света. Или когда он постоянно беспокоится о том, что его забудут, переспрашивает «мама, ты меня заберешь? мама, ты меня не оставишь?» Кроме того, кожно-зрительные дети часто бывают очень болезненными: походы в садик заканчиваются кашлем и температурой. И для любого родителя становится очевидным, что детская истерика имеет почву. Хочется ребенка пожалеть, помочь ему. Или, наоборот, уже не понятно, куда от его истерик убежать, как все это закончить.

Каким образом прекратить истерики у детей?

Первое, о чем хочется сказать, это то, что при детских истериках Системно-векторной психологией Юрия Бурлана делать не рекомендуется.

Физическое наказание ребенка за истерику или крики на него, потому что вместе с этим ребенок тут же потеряет ощущение защищенности и безопасности. И в такой момент всегда включается защитный механизм — ребенок пытается компенсировать эти ощущения за счет своих свойств. Но поскольку его собственные свойства еще недоразвиты, то проявляются они негативно: кожные дети начинают воровать, лгать, а их истерики становятся вообще невыносимыми и неуправляемыми.
Пугать ребенка за истерику, хотя может и казаться, что это работает. Поначалу одна только пугалка «будешь не послушный, тебя баба-яга ночью уволочет и съест» способна прекратить истерику в один миг. Однако очень скоро она перестанет действовать, зато испуг ребенка будет отдаваться еще долгие годы: в страхах и фобиях.
Наказывать ребенка за истерику — поставить в угол или лишить мороженого — это тоже кратковременный способ унять детскую истерику, но никогда не победа над ней. Желание истерить просто будет накапливаться внутри ребенка и рано или поздно прорвется наружу, в еще более безобразном свете.
Игнорирование ничего не даст — ребенок может кричать громче и громче, а ваши нервы будут только утончаться от этого. В такой борьбе родителю всегда суждено проиграть.

После того, как мы вычеркнули из арсенала все то, что может навредить, пришло время рассмотреть действенные способы против детских истерик . А они есть и их много. И именно 6-7 лет — возраст, когда еще не поздно вести борьбу с детскими истериками. В это время ребенку становятся доступны инструменты, которые позволяют добиться почти мгновенного результата. Найдя правильный подход, можно заткнуть фонтан детской истерики и навсегда забыть об этой проблеме.

А этот правильный подход кроется в корневых желаниях зрительного вектора — эмоциональное выражение себя к другим людям. Но часто современные дети просто не имеют такой возможности вовсе: мама и папа все время на работе (да и вообще их роль с 6-7 лет постепенно снижается в жизни ребенка), в школах только знания преподают, после школы домой, а там только мультики а-ля Том и Джери, где герои дубасят друг друга до одури и все. А эмоции то требуют выхода. Рвутся наружу. Вот и вырываются детскими истериками.

То есть прекратить истерики возможно, если направить зрительного ребенка в ту сферу, где он мог бы выражать свои эмоции в правильном русле. Например, отправить его в хороший театральный кружок. Играя там роли, он будет выхолащивать свои эмоции в эмпатии.

Другой способ — это чтение книг на сострадание. Любой родитель может попробовать провести очень действенный эксперимент буквально сегодня. Прочесть ребенку на ночь прекрасный рассказ Андерсена «Девочка со спичками» . Нужно чтобы ребенок сосредоточенно вдумался в него, проникся рассказом. Переживание за героя и даже слезы сострадания в данном случае даже показаны, ведь они прямо противоположны слезам при детской истерики. После такого вечера у вас гарантированно будет несколько дней без истерик — ребенок будет выхолощен эмоционально наружу и у него не будет желание капризничать и плакать о себе. Иметь дома хорошую детскую литературу на сострадание и приучить ребенка к чтению, как к любимому занятию, — это всегда наилучшая прививка от детских истерик.

Очень нежелательно сводить эмоциональный контакт к животному — покупать хомячка, котика или собачку. Трагическая гибель питомца может привести к катастрофическим последствиям. Читайте об этом в статье «Падает зрение: трагическая загадка современности».

В этой статье приведены лишь некоторые примеры, как наполнить желание к эмоциональному контакту маленького зрительника, которые гарантированно снимают детские истерики. Их намного больше и они напрямую зависят от особенностей ребенка, его среды обитания, его окружающих, от его полного векторального набора.

Глубоко понять своего ребенка, можно только полностью и абсолютно разобравшись в нем. Такие знания дает всем желающим системно-векторная психология Юрия Бурлана. Обучение доступно каждому, вне зависимости от образования. Лекции проходят онлайн, а вступительная часть доступна бесплатно. Чтобы на нее попасть, достаточно просто зарегистрироваться здесь.

Здравствуйте! У дочки очень сложный характер, с началом учёбы в школе всё обострилось. Она не выносит расставание со мной, каждое утро в школьном вестибюле устраивает такие истерики, что сбегаются все - учителя, психологи, пугаются дети. До школы идём почти нормально, она держится, но стоит мне попрощаться и шагнуть к дверям - дочь вцепляется в меня и визжит, не слышит и не понимает уговоров. Её отрывают силой, в классе сажают за отдельную парту, где она 1-2 урока всхлипывает, потом успокаивается и дальше всё нормально. За два месяца и педагоги и дети стали плохо к ней относиться, нашу семью считают "неблагополучной", намекнули, что ребёнка надо забирать из их школы. В детском саду были похожие проблемы, сама дочь объясняет мне, что у неё "такая привычка - плакать" и она боится оставаться без меня. Начала играть в "лялю", просит соску, памперсы, даже по квартире хочет ходить за ручку, стала бояться темноты. Школьный психолог пока в недоумении, но предположила, что ребёнок манипулирует. Прозвучал термин "нарушение привязанности". Девочка у меня очень умная, развитая, творческая, рано начала говорить и читать, с актёрскими способностями. Со сверстниками общается плохо, тянется к тем детям, которые её отталкивают или дразнят. Со взрослыми легко идёт на контакт. Как помочь ей расти, становиться самостоятельной, дружить? Боюсь, что смена школы будет дополнительным стрессом.

Mariya80

Mariya80, здравствуйте! Давайте попробуем с Вами пообщаться.
Напишите о своей семье более подробно.

Здравствуйте, Галина. Попробую рассказать, семья нестандартная. От мужа я ушла, когда ребёнку было 10 мес., жила с мамой и братом (он инвалид с детства, псих. Заболевание). Обстановка в семье была спокойной, дружелюбной. Год назад мама тяжело заболела, стала абсолютно беспомощной. В феврале её не стало. Я разрывалась между родными и работой (работаю я одна), конечно, дочь недополучала внимания. Бабушка умерла практически на глазах у ребёнка. Но такая гиперпривязанность была ещё раньше, буквально с года, ещё мама говорила мне, что это ненормально. Дочка иногда пыталась вытолкнуть из комнаты всех "лишних", чтобы остались только я и она. Не выносила и не выносит моих телефонных разговоров, попыток почитать, заняться чем-то без неё.
Сейчас получается странная семья - дочь и брата я воспринимаю как своих двоих детей, работаю без выходных, бывший муж не помогает. С дочерью общается по телефону (живёт в другом городе). Всё свободное время отдаю дочери, беру с собой на работу, много с ней разговариваю, хвалю. Но у ребёнка постоянная готовность найти негатив и начать плакать или ругаться. В школу ходить категорически не хочет, а в садике нас едва дотерпели до сентября.

Mariya80

Mariya80, я правильно Вас поняла, что Вы живете втроем: Вы, дочка и ваш брат с психическим заболеванием?
Сколько лет вашему брату? Вы оставляете дома дочку одну с братом?

Да, живём втроём. Брату 36 лет (он как 6-летний + аутизм), с племянницей один на один он никогда не оставался. Я понимаю, о чём Вы спрашиваете, бдительно (даже мнительно) отношусь к этому моменту, хотя диагноз брата исключает всякие возможности. Общаются они нормально, на одном уровне, хотя есть соперничество, конечно - не могу поговорить с кем-то одним, тут же вмешивается другой. От истерик племянницы дядя выбегает из квартиры, зажав уши. Успокаиваю обоих (брата проще...)

Mariya80

А где находится Ваш ребенок когда вы на работе? Кто забирает его со школы? Вы писали, что такую гиперпривязанность дочки наблюдали уже с года. Когда вы отдали дочку в детский сад? Какие у нею были отношения с воспитателем и детьми?
Расскажите что любит ваша дочка делать дома? Как она играет? Где она спит, одна или с Вами? Какие у нею привычки? Что любит? Как относится к еде?

Может ли она что-то делать самостоятельно без вашего участия? Какие домашние обязанности за ней закреплены?

После школы она на продлёнке до 7 вечера, потом я забираю, других вариантов у нас нет. В выходные на работе со мной (и очень это любит). В детский сад пошли в 3,5 года, сложность была в том, что до этого же времени кормила грудью. Адаптация к садику и отучение от груди шли одновременно и очень болезненно. Хотя на работу я вышла, когда ей было 1,5, она сидела с бабушкой, а вечером буквально набрасывалась на меня. В детском саду часто менялись воспитатели, отношения более-менее со всеми были хорошие. С детьми хуже - её дразнили из-за постоянного плача, а она прямо прилипала к тем, кто её обижал, хотела им понравиться, дома только и рассказывала, как её обидчица разрешила рядом в песочнице посидеть. А вот тех, кто сами хотели с ней играть - не замечала. И с садика привыкла быть на "особом положении". Её, как плаксу, сажали отдельно, с ней разговаривали отдельно, повар её отдельно кормил. Сейчас в школе всё повторяется - подозреваю, что ей нравится сидеть в кабинете с тётей-психологом или соц. Работником, а не с ребятами в классе. Часто спрашивает у меня: "А я редкая девочка? Я необычная?". У меня на работе Соня - любимица всего коллектива.
Дома спит со мной, хотя есть возможность отдельно. Играет странно - в куклы никогда, но может пеленать машинки или строить крепости из фломастеров, мастерит что-то из фольги. Больше всего любит играть с живыми участниками, причём так: "Мама, сядь сюда, кошки, ложитесь тут, теперь делайте, как я скажу". Может часами сочинять песни. Если что-то не получается в игре, в рисунке - истерика, швыряет вещи, может бить себя, обзывает тупой, пробую успокоить - в ответ агрессия. Без меня играет минут 5. Потом обязательно требует помощи, даже нарочно что-нибудь роняет и кричит, пока я не подниму. Если уйду из комнаты, звать будет каждые 2 минуты, засекала. Ест без проблем, в магазине сама выбирает себе лакомства. Из обязанностей по дому - только самой складывать свою одежду, и то через споры и истерики. И уроки тоже делаем через сопротивление.

Mariya80

Mariya80, есть ли у вашей доченьки какие нибудь заболевания? Наблюдались ли Вы у врача невролога? Проходили ли перед школой комиссию? Были ли когда нибудь на приеме психолога?

Вы сейчас учитесь в 1 классе. Умеет ли девочка писать? Читать? Как она ведет себя на уроках? Отвечает ли на вопросы учителя? Есть ли любимый предмет? Какие отношения с самим учителем у Вас и дочки?

Продолжим с Вами общение завтра.

Галина Шилова, добрый день, продолжаю пытаться понять проблему. Хронических заболеваний у дочки нет, болеет вообще редко. В 8 мес. Ставили гипертонус, после курса массажа сняли. Год назад с кишечной инфекцией попала в реанимацию на сутки, потом 4 дня лежала в инфекц. Отделении (без меня), до сих пор мне это припоминает. Комиссия перед школой проходила в садике, никаких болезней не нашли. С психологом консультировались в садике, но безуспешно. Тоже предположили манипуляции, но особо не занимались. В 4 года моя мама настояла на проверке ребёнка у психиатра. Я согласилась, чтобы успокоить маму - у неё ведь был свой негативный опыт. Психиатр не нашла отклонений, хотя сказала, что в таком возрасте нельзя ставить диагнозы. Со школьным психологом Соня общается постоянно, к сожалению, есть давление педагогов - убрать проблемного ребёнка из школы. С учительницей общение у меня отрывочное - утром всем некогда, потом я на работе. Со слов дочери знаю, что она доброжелательна, старается её утешить. Но в классе 30 человек... На уроках дочь очень стеснительна, отвечает шёпотом, сильно волнуется. Хотя читает с 4 лет, пишет, хорошо считает в уме, вообще развита и сообразительна. На вопросы о школе, предметах говорит очень неохотно, с раздражением: "там всё скучно", уходит от расспросов. Только об уроках музыки рассказывает сама, демонстрирует, что делали, готовится к уроку. Стараюсь поддержать этот интерес.

Mariya80

Mariya80, добрый вечер! Конечно это не очное консультирование и девочку вашу не видно, но мы с Вами попробуем как Вы говорите:"понять проблему". Да, лучший вариант это работа с хорошим психологом с девочкой!
Адаптационный период у первоклассников конечно же имеет место быть. Кто-то его переживает безболезненно, кому то требуется месяц, кому то три, а кому то пол года и даже год. Новые условия, требования, коллектив и конечно же нагрузка на детскую психику и организм в целом.
Как ребенок встает в школу? Кто собирает портфель? Как начинает делать уроки (хотя в 1 классе их не задают), но все равно учитель что-то дает делать дома? Есть такое что нравится ей в школе? Есть ли там подружки?
Вы говорите, что заходя в школу начинается истерика. Напишите подробнее как это происходит. Вот идете до школы общаетесь, все хорошо. А потом? Кто успокаивает? Как Вы уходите из школы? Кто доводит до класс? Вообщем все нюансы вашего утреннего прощания.

Добрый вечер! Я тоже пока думаю про адаптацию. Беспокоит то, что так было и в садике (все 3 года), сейчас вижу лишь усугубление тех же проблем. Подружки появляются, слышу постоянно 2-3 имени от неё, очень нравится самый хулиганистый мальчик. Нравятся уроки музыки, теперь ещё и ритмики. К остальным предметам полное равнодушие, не помнит, азбука или математика были первым уроком, что там делали - приходится выпытывать. Смотрю тетради - всё выполнено верно, иногда небрежно. Уроки делают на продлёнке, проблем нет. Портфель с вечера собираю я, Соня следит, напоминает разные мелочи, тревожится. Засыпает поздно - очень много говорит перед сном, фантазирует, хохочет. В итоге утром трудно будить. С утра чаще всего плохое настроение, ещё не открыв глаза начинает хныкать, что не пойдёт в школу. Если удаётся успокоить - всё равно напряжена, угрюма, ищет повод, чтобы сорваться в плач. Уговариваю, иду на любые уступки. Так, требуется моё обязательное присутствие в туалете и ванной, обязательно включение мультика, обязательно "прощание" с мультиком перед уходом. Одевается сама, но нарочито медленно. До школы ехать 3 остановки, в дороге успокаивается, я развлекаю, сочиняю истории, обещаю хороший день. У крыльца школы она вся сжимается, каменеет, иногда шепчет: "не смогу, заплачу, не смогу". В вестибюле я её переобуваю. Дальше - ритуал прощания, который Соня сочинила ещё в садике (я соглашалась на всё, лишь бы не плакала. Может, в этом ошибка?). Мы должны обняться, поцеловаться, перекрестить друг друга, погладить по голове, послать воздушный поцелуй и помахать рукой. Ничего нельзя пропустить! Во время этого прощания ребёнок уже невменяем - движения судорожные, торопливые, в глазах паника, и вот после последнего "пока" она вцепляется в меня и кричит "Нет, не уходи!!!" Рядом ждут дежурные педагоги, чтобы провожать детей до классов (такой порядок в школе), пытаются её уговорить, я тоже, ребёнок бьётся в истерике. В итоге быстро убегаю, её уводят ревущую. В конце сентября мне предложили самой проводить дочь в класс - было только хуже, весь спектакль наблюдали одноклассники, и плакала она в тот раз намного дольше. И в садике было так, ничего принципиально не изменилось, только стало хуже. И на вопрос "почему" она и воспитателям, и учителям твердит одно: "здесь нет мамы". Хотя со мной она находилась подолгу лишь до 1,5 лет, она не избалована вниманием. Ей по возрасту пора отдаляться от меня, познавать мир, а она хочет "расти обратно". Пытаюсь понять, может, я сама её держу - но не вижу этого...

Mariya80

Mariya80, какой Вы хотите видеть Вашу дочку?

Не боящейся мира. Счастливой. Уверенной. Мне было бы легче, если б она иногда говорила: "Не мешай, я занята, у мня интересное дело". Боюсь, что её зависимость со временем переключится с меня на других людей и будет столь же болезненной.

Mariya80

Mariya80, хорошо!
Чтобы стать уверенной, нужно стать хоть чуточку самостоятельной, иметь свое мнение и не бояться ошибаться. А теперь скажите, даёте ли Вы возможность своей дочурке проявлять эти качества?

На вопрос, что такое истеричное поведение, мамы ответят, не задумываясь: агрессивность, громкие вопли, слёзы, неконтролируемые действия. Подобные признаки часто встречаются у детей от 2 до 5 лет.

В любом случае, у ребёнка любого возраста не оставит равнодушным ни его близких, ни очевидцев приступа. Как вести себя в подобной ситуации маме? Наказывать? Шлёпать? Игнорировать? Жалеть? Главное – сохранять спокойствие.

Истерический приступ у детей (неважно, в каком возрасте – в 2, 3 года, в 7 или 8 лет) характеризуется эмоциональным возбуждением, агрессивностью, которая может быть направлена на окружающих или на самого себя.

Ребёнок начинает рыдать, кричать, падать на пол или землю, стучать головкой о стену или расцарапывать своё тело. При этом он практически полностью «отключается» от реальности: не воспринимает слова других людей и не ощущает боли.

В особо тяжёлых случаях встречаются непроизвольные судорожные реакции, которые известны в медицине под названием «истерический мост». Тело малыша выгибается в виду дуги, а его мышцы становятся напряжёнными.

Следует отличать истеричный приступ и каприз. Первый характеризуется непроизвольностью. Капризное же поведение – это преднамеренный шаг, в основе которого желание обладать какой-либо вещью. Подобные приёмы частенько входят в «арсенал» детей, склонных к манипуляционным действиям.

Истерика у маленьких детей чаще всего обычно протекает по схожему сценарию и включает в себя несколько стадий. Каждая из них характеризуется определёнными симптомами, знать которые нужно обязательно, поскольку это поможет быстрее прекратить приступ.

Основные стадии истерического приступа у детей:

  1. Предвестники. Перед «концертом» ребёнок 2 или 3 лет начинает высказывать неудовольствие. Это может быть хныканье, сопенье, длительное молчание или сжимание кулачков. В этот момент истерику ещё можно предотвратить.
  2. Голосовая. На этом этапе ребёнок начинает кричать, причём так громко, что может напугать окружающих. Требовать остановиться бесполезно – он оторван от реальности и никого не слышит.
  3. Моторная. Начинаются активные действия ребёнка – бросание вещей, топанье, катание по земле или полу. Эта фаза представляет для малыша наибольшую опасность, поскольку он может травмироваться, ведь боли он не ощущает.
  4. Заключительная. Получив «разрядку», истеричные дети ищут поддержку и утешение у родителей. Малыши устали физически и морально, так как столь сильное эмоциональное потрясение забирает у них много сил.

Обессиленный ребёнок обычно быстро засыпает, причём его сон будет достаточно глубоким.

Кто более всего подвержен истерикам?

Психологи отмечают, что не все малыши одинаково склонны к истерическим припадкам. Частота и сила эмоционального всплеска определяется типом темперамента и высшей нервной деятельностью:

  • меланхолики. Это дети со слабой нервной системой, характеризующиеся повышенной тревожностью, часто сменой настроения. Истерит такой малыш часто, однако по причине слабости ЦНС скорее возвращается в нормальное состояние;
  • сангвиники. Дети с таким типом нервной деятельности в любом возрасте (что в 2 года, что в 7 или 8 лет) обычно пребывают в хорошем настроении. Истерики могут случиться, если причиной тому стал сильный стресс. Однако подобное бывает редко;
  • холерики. Такие ребятишки отличаются неуравновешенным характером и яркими эмоциональными вспышками. Истеричные приступы возникают у маленьких холериков внезапно, причём часто сопровождаются агрессивными проявлениями;
  • флегматики. Такие детишки уже в 4 года (и даже младше) характеризуются спокойным поведением и рассудительностью. У них процессы торможения преобладают над возбуждением, поэтому истерики практически не возникают.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что на детские истерики будут жаловаться чаще мамы и папы маленьких меланхоликов и холериков, то есть детей с неуравновешенными типами нервной деятельности.

Прежде чем перейти непосредственно к факторам, которые провоцируют возникновение , нужно подробнее остановиться на особенностях развития трёхлетних ребятишек.

Примерно в 3 года (плюс-минус 7 или 8 месяцев) у детей начинается период, известный под названием «кризис трёхлетнего возраста». С этого момента ребёнок осознаёт себя отдельной от родителей личностью, у него появляется стремление к самостоятельности.

О таком психологическом явлении, как , более подробно можно узнать из другой статьи детского психолога. В этом материале множество полезных советов, в том числе и по борьбе с истеричным поведением ребёнка.

У всех детей подобный кризисный период может проявляться по-своему, но обычно психологи выделяют своеобразное семизвездие признаков:

Казалось бы, в 2 годика малыш был такой послушный, а сейчас начинает всё делать «назло»: снимает одежду, если его просят укутаться; бросает игрушку, если просят её поднять.

Истерики в это время встречаются достаточно часто, в особо тяжёлых ситуациях кроха капризничает по 7 или 8 раз на дню (конечно, классические истерические припадки бывают гораздо реже).

Когда ребёнку исполняется четыре года, истерики постепенно сходят на нет, поскольку в детском арсенале появляются другие, более совершенные методы выражения собственных эмоций и желаний.

Чтобы знать, как справиться с постоянными детскими истериками, необходимо иметь представление, из-за чего они возникают. Решение проблемы будет зависеть от того, что именно послужило спусковым механизмом истерической реакции.

Самой популярной подоплёкой истерики у малышей становятся конфликты, неизбежно возникающие в детско-родительских отношениях. Кроме того, не стоит забывать и о возрастных особенностях детей в 3 годика.

В общем и целом причиной истеричной реакции у трёхлеток могут стать несколько основных факторов:

Таким образом, у каждой истерики имеется какая-либо подоплёка. Стоит понимать, что трёхлетний ребёнок не собирается намеренно злить маму, напротив, собственный приступ тоже его пугает. Вот почему нужно правильно реагировать на детское поведение.

Если истерики у ребёнка 3 лет учащаются, советы психолога будут как нельзя кстати. И самая важная рекомендация – не допускать истерического припадка. То есть ваша цель – не борьба с реакцией, а её предупреждение и смягчение тяжести вспышек:

  1. Важно поддерживать . И малыши в 3 годика, и дети в 7 лет ощущают себя в безопасности, если следовать чёткому дневному распорядку. Поэтому нужно стараться укладывать ребёнка днём и вечером в определённое время.
  2. Нужно готовить ребёнка к грядущим изменениям. Например, предупреждать о будущем посещении садика нужно не тогда, когда малыш переступает впервые порог дошкольного учреждения, а за несколько недель до события.
  3. Необходимо твёрдо следовать своему решению. Не нужно менять своё твёрдое решение в ответ на истерики и капризы. Чем старше ребёнок, тем больше его плохое поведение превращается в способ манипуляции. К 7 или 8 годам вы попросту не справитесь с юным манипулятором.
  4. Следует пересмотреть запреты. С другой стороны, нужно провести «ревизию» ограничений и оставить только действительно жизненно важные. А вот от необязательных запретов лучше отказаться. Кто сказал, что делать бутерброды нельзя, если обед задержался?
  5. Стоит предоставлять детям выбор. Трёхлеткам важна самостоятельность и независимость, которую можно обеспечить обычной альтернативой. Ребёнок может сам решить, какую кофточку надеть на прогулку – синюю либо жёлтую.
  6. Пробуйте уделять максимум внимания. Дети стремятся получать родительское внимание любыми способами, даже плохими. Старайтесь тратить побольше времени на ребёнка и откликаться на его стремление побыть рядом с вами.

Важно внимательно отслеживать, как ребёнок реагирует на развитие ситуации. Если вы замечаете предвестники истерического поведения (поджатые кулаки, хныканье, грозное молчание), лучше сразу переключить интерес малыша на что-то другое.

Как прекратить истерику у ребёнка?

Если истеричный приступ ещё не зашёл слишком далеко, малыша можно отвлечь необычным предметом или внезапным поступком. Такой метод изредка срабатывает, однако следует знать и другие приёмы, позволяющие снизить накал страстей:

Не стоит думать, что после первого же применения одной из вышеописанных рекомендаций истерики исчезнут. Некоторые мамы думают, что как только они выйдут из комнаты, ребёнок успокоится. Такое попросту невозможно, поскольку для формирования новой привычки потребуется время.

Что делать после истерики?

Нужно понимать, что работа с ребёнком начинается именно после окончания истерических реакций. С ними следует разбираться последовательно и поступательно, если вы, конечно, не хотите, чтобы они повторялись вновь и вновь.

Прежде всего, необходимо научить ребёнка социально приемлемым методам выражения своих чувств и стремлений. Лучше всего это делать через сюжетно-ролевые игры или чтение специальной литературы – сказочных историй и стихотворения.

Также следует донести до детей мысль, что не всегда они смогут получить то, что им хочется. Тем более желаемое не достигается с помощью таких нежелательных поступков, как вопли, слёзы, дрыганье нижними конечностями.

Всегда объясняйте маленькому «хулигану», как сильно огорчил вас его поступок. Обязательно продемонстрируйте, что ваша любовь к нему безусловна, однако истерики заставляют вас испытывать массу неприятных эмоций.

Детские истерики нередко закрепляются в поведении ребёнка и превращаются в привычку. Поэтому быстро такую проблему не решить. Кроме того, продолжительность переобучения будет зависеть от типа темперамента малыша. Сложнее всего придётся с маленькими холериками.

Чаще всего через шесть или восемь недель регулярной работы родителей истерики у ребёнка прекращаются. Однако в редких случаях подобное поведение не только не прекращается, но и становится всё более частым или тяжёлым.

Истерики у ребёнка 4-х лет – всё-таки скорее редкость, нежели обыденность. Поэтому если в этом возрасте истеричные приступы повторяются, можно предположить наличие болезней нервной системы.

К детскому невропатологу стоит обратиться, если:

Если медицинское обследование не обнаружит отклонений в здоровье, то, скорее всего, проблема может находиться в сфере детско-родительских отношений или в неадекватной реакции близких на поведение малыша.

Не следует давать ребёнку успокоительные препараты по собственному желанию. Неадекватная медицинская терапия может навредить малышу, поэтому проводить лечение можно лишь после осмотра у невропатолога и только назначенными лекарственными средствами.

В качестве заключения

Ответ на вопрос, как бороться с истериками ребёнка, волнует многих родителей. Особенно актуальной эта проблема становится, когда малышу исполняется три года.

Специалисты убеждены, что капризы и лёгкие истерические приступы не являются отклонением от нормы в трёхлетнем возрасте. Этот период характеризуется кризисными явлениями, которые и становятся источником проблемного поведения.

Обычно после окончания кризисного периода пропадают и истеричные припадки. Если же они повторяются после 4 — 5 лет, лучше обратиться к специалистам, которые подтвердят или развеют сомнения.

В целом же важно реагировать правильно на неоднозначные детские поступки. Родителям следует больше общаться с ребёнком, обучать его управлению своими эмоциями, демонстрировать свою безусловную любовь.

В этом случае истерики ребёнка утратят остроту и яркость, а, значит, в скором времени малыш прекратит использовать их в качестве инструмента давления на родителей. Следовательно, совсем скоро в семье воцарится спокойствие и мир.

Истерика у ребёнка – состояние сильного возбуждения, которые приводят к потере контроля над собой и снижению восприятия окружающих раздражителей. Проявляется она в виде плача, крика, катания по полу. Нередко дети пинаются, бьются головой, кусаются. Болевая чувствительность во время истерики снижена под действием зашкаливающих эмоций. Они же мешают, а точнее – вообще не позволяют малышам адекватно реагировать на обращённую к ним речь, а чаще – вообще её слышать.

Причины истерик различны, но в основе лежит несоответствие желаний и интересов ребёнка и требований действительности. Согласитесь, подобное вызывает злость и раздражение даже у взрослых людей. А у малышей, чья нервная система ещё не полностью сформирована, это самое раздражение и желание добиться своего выливается вот в такие неприятные формы.

Итак, ребёнок закатывает истерики из-за:

Сразу стоит оговориться, что последний пункт – это тема отдельного и очень сложного разговора, когда стоит обсуждать каждый конкретный случай. Ребёнок, который большую часть своей жизни борется с онкологией, может начинать впадать в истерики перед очередным этапом химиотерапии, вспоминая свои ощущения и самочувствия после последних процедур.

И здесь, естественно, работа психолога и родителей будет совершенно иной. Равно как и в случае, когда многократные изнасилования отчимом и угрозы от него физической расправой, не давали возможность девочки вербально пожаловаться на происходящее и выливались в неконтролируемые и жестокие истерики при общении с матерью.

Мы всё же будем рассматривать ситуации без крайних форм патологий, заболеваний или ситуаций, которые предполагают вмешательство правоохранительных органов и, возможно, психиатров.

Итак, малыш начинает понимать свои желания. И, когда они не удовлетворяются, протестует. Когда ситуация эмоционально окрашена и желания наиболее выражены, малыш может прибегать к капризам и истерикам. И их стоит различать. Капризы тоже могут сопровождаться криками и топаньем.


Но, ребёнок полностью не теряет контроль над ситуацией. В случае же истерики, малыш полностью находится под властью своих переживаний. Нередко во время таких «концертов» у деток могут начинаться судороги и даже прерывистым дыханием. Это, конечно, очень пугает родителей, и они готовы сделать всё что угодно, лишь бы это побыстрее прекратилось.

Однако, если мы говорим о детках до трёх лет, то стоит помнить, что они в этом возрасте активно исследуют мир и учатся, впитывают модели поведения и вырабатывают первые табу. Естественно, что, получив желаемое, дитя не будет стараться в дальнейшем учиться вербально оформлять свои просьбы и желания, не будет учиться убеждать и просить.

Он быстро усвоит, что легко можно добиться своего путём шантажа и истерик. Разве этого хотят родители? Конечно, нет! Ведь при правильном поведении окружения, нормальном функционировании, питании и режиме ребёнка, истерики прекращаются где-то в 4 года.

Что делать

Так что же делать, если у ребёнка истерика?

Часто истерики пробуются малышами до двух лет, как способ управлять поведением мамы и окружающих. Если у такого ребёнка истерика? Что делать советует профессор Комаровский, говоря о варианте «игнорирования». Но стоит обратить внимание, что игнорирование относится не к крохе, а к его требованиям, выраженным таким образом. Например, ребёнок истерит, чтобы мама нашла ему лопатку. Ведь свою они забыли дома. Когда мама игнорирует его просьбы, ребёнок отправляется на поиски сам или заменяет её, копая песок чем-то другим.

Отдельный пункт касается физического наказания. Некоторые мамы «срываются» и, после очередной истерики, доходят до того, что шлёпают мягкие места своих чад. Для одних деток это становится своеобразной показательной границей, которую не стоит переходить. Ведь за ней такая всегда ласковая мама, оказывается, может вот так наказывать. И дети всё реже прибегают к такому методу добиться своего. Мамам кажется это спасительным вариантом, и они готовы всячески пропагандировать его.

Не стоит забывать, что все детки разные. И, если для одних шлепки – это установление границы, то для других – возможность обратить на себя внимание, которое только подстегнёт «маленьких вымогателей». Вообще, как мы уже говорили ранее, истерики у ребёнка 4 лет – это повод обратиться за советом к психологу, а иногда и к невропатологу. Стоит исключить все функциональные особенности нервной системы. Если же проблема не физиологическая, а психологическая, то искать её стоит исключительно в индивидуальном порядке.

Читайте подробнее о том, (с советами психологов).

Помощь психолога

Хотя в рамках статьи хочется рассмотреть интересный и, увы, довольно распространённый феномен «истерик среднего ребёнка». Чаще всего, он наблюдается в семьях с тремя детками. В классическом варианте, присутствует старшая дочь – послушная и покладистая мамина помощница; малыш до года (как правило – долгожданный сын-наследник) и средняя дочь – «откуда такая взялась». Вот она то и склонна впадать в истерики, причём на пике их, готова наносить увечья и травмы родителям и старшей сестре. «Откуда столько злобы в маленьком тельце?», — только и удивляются родные. Чего не делают – только хуже.

А ведь в этом и кроется основная беда. И чтобы искоренить истерики, стоит, прежде всего, искренне поговорить родителям с психологом. Ведь когда семья ждёт первенца, она, чаще всего, ждёт просто здорового ребёнка и радуется ему. Всё отлично, если на свет появляется маленькая «помощница». Определённое время ей уделяется всё внимание и забота. И вот родители планируют себе ещё сыночка… а на свет снова появляется дочь. Конечно, её тоже любят, но многие парапсихологи говорят о ощущениях ребёнка, как будто он — «неудачная попытка».

Близкие же и значимые для него люди уже планируют третий заход, который выходит «по плану» — долгожданный сынок. Но, если старшей уделяют внимание, потому что зачастую в её помощи реально нуждаются, а малышу – потому что его очень хотели. На среднюю же, обращают внимание, когда она что-то натворила или сильно заплакала.

Страх остаться без внимания, «не у дел» порождает истерики, которые позволяют ей «выходить из тени забвения». И не стоит при этом оправдываться, мол мы всех одинаково любим и ласкаем. Это не так.

Вот и выходит, что истерики не могут быть прекращены никаким поведением мамы. Потому как, если она бурно реагирует и ругает, то «маленькая вымогательница» добилась своего: на неё обратили внимание. Если же нет, и мама не обращает внимание на её «концерты», то это подтверждает худшие опасения «ненужности», пугает и заставляет впадать в истерики уже по другому поводу – из страха быть отверженной и лишённой материнской любви.

Отсюда и совет: в таком случае помощь должен оказывать исключительно сторонний специалист — детский психолог, который может вербализировать все эти переживания и предложить терапию. Часто — арт-терапию, возможно — совместную с мамой.

Говоря о каких-то общих факторах, которые могут порождать истерики, то не стоит забывать о возрастных кризисах деток. Например, такие случаи могут провоцироваться сильным переутомлением ребёнка и переизбытком новой информации. Сюда может добавляться адаптация в новом коллективе. И мы получаем классическую основу для истерики у ребёнка 7 лет. Советы психолога, скорее всего, будут начинаться с особого внимания к распорядку дня. И это не банальные слова. Чем сильнее ребёнок устаёт, тем сложнее ему сдерживать свои эмоции.

Но есть ещё один важный момент, который может провоцировать истерики этого возраста – это гиперопека. Попадая в первый класс, малыш начинает активно социализироваться самостоятельно, примерять на себя разные роли и принимать самостоятельные решения. И в случае чрезмерного контроля, малыш может защищаться: истерить и устраивать «показательные выступления». А виной тому ощущение подавленности.

Так что позволяйте своему чаду в разумных пределах «набивать свои шишки»: пробовать, выбирать и экспериментировать. Детским психологом была опубликована статья, где истерики 7 лет полностью исчезли за три недели у деток, которых тревожные родители всё же решили отпустить в летний лагерь.

Так что, возможно если это ваш вариант, попробуйте. Только не забудьте спросить о подобном желании у вашего чада. И именно спросить, а не поставить перед фактом. Иначе новой истерики «не хочу, не поеду» вам не избежать.

Способы прекратить истерику

Существуют периоды, когда подобные детские демарши не объясняются кризисами. Например, истерическое поведение у ребёнка 5 лет. Что делать в этом случае? Конечно, разбираться. Пять лет – это возраст, когда ребёнок может словами выражать свои недовольства. Почему же он тогда это не делает? Причин может быть несколько. Если, снова к слову, исключаем физиологические особенности, которые может выявить невропатолог, то все их можно разделить на несколько больших блоков:

Есть также некоторые наблюдения, которые свидетельствуют о том, что наиболее умные, любознательные и готовые впитывать знания детки этого возраста, могут как раз отвечать истерикой на «перегруз». Это бывает также в случаях, когда у ребёнка истерика перед сном. И необязательно вы будете заставлять его получать эти знания. Ребёнок может стремиться к ним сам, но попросту «закипать» от избытка нового.

Этот пункт стоит внимательно прочитать ещё раз так же тем родителям, которые сейчас отмахнулись: это не про нашего, он только целый день телевизор смотрит или на компьютере играет. Дело в том, что поглощение информации с экрана, заставляет наш мозг перенапрягаться до невозможности. Ведь в реальной жизни мы никогда не получаем столько готовой и агрессивной информации за секунду времени.

Помните, как быстро и напористо говорит диктор в новостях? Да и физическая усталость, когда ребёнок целый день занят активными играми, может вечером порождать «ноющее создание». Однако, это редко в полной мере можно причислить к настоящему приступу.

Если же ребёнок постоянно засыпает с истерикой, стоит так же выяснить: не пугает ли его что-то в комнате, нет мешает ли? Уместно вспомнить случай, когда девочка трёх лет, ночуя у бабушки, постоянно засыпала с истерикой. В ходе работы удалось установить, что висящая напротив кровати картина, изображающая грозу и прячущиеся от дождя фигуры людей, вызывала приступы страха и порождала истерики. Требования этих приступов сводилось к тому, чтобы сейчас же ребёнку предоставили маму. А то, что она не приходила, порождало ещё больший эмоциональный взрыв.

Естественно, что такое эмоциональное поведение малыша очень истощает родителей и всех домочадцев. Поэтому они часто задают вопрос: как прекратить истерический приступ у ребёнка? Оговариваем сразу: «ремень» или «обливание холодной водой» — мы не рассматриваем! Просто стоит напомнить, что истерика всегда «направленная». И направляется она на того, кто может «дрогнуть» и «поддаться».

Поэтому лучший способ прекратить истерику – не замечать её и лишить малыша дополнительных свидетелей. А также выпить водички самому, чтобы не поддаваться на провокации. Ведь важно не только прекратить данную истерику, а попытаться изменить у ребёнка способ вот так выражать то, что можно сказать словами.