Проект

Неблагополучные семьи.

Аннотация

Проект разработан и выполняется социальным педагогом МОУ «Вурнарская средняя общеобразовательная школа №1» Бобиной Н. Р. при поддержке администрации ОУ.

Проект имеет большое практическое значение, т. к. многие дети современной России оказываются в асоциальной, зачастую криминальной среде. Рост подростковой преступности сегодня становится государственной проблемой и грозит перерасти в национальную трагедию. Ежегодно в стране выявляется более 300 тысяч уголовных деяний несовершеннолетних, причем 100 тысяч из них совершается детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности.

На наших глазах идет деградация целого поколения. Появляется все больше детей бездомных, брошенных родителями. Анализ ситуации показывает, что падение уровня жизни многих россиян, крушение или ослабление влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей и подростков, прежде всего, института семьи, привели, во-первых, к значительному увеличению числа семей так называемой «группы риска» и, во-вторых, количества социальных сирот и подростков с девиантным поведением.
Эти дети, как правило, являются отторгнутыми семьей, обществом, государством. Отторжение семьей обусловлено дезадаптацией родителей, потерей ими жизненных ориентиров, алкоголизмом, наркоманией, безработицей, родительской некомпетентностью .

Отторжение обществом обусловлено падением ценности семьи и семейного воспитания, равнодушием к проблемам живущих рядом неблагополучных семей, незнанием неравнодушных, что делать .

2. Цель и задачи проекта .

Цель проекта : создание смысловых, содержательных и технологических оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства и реабилитации неблагополучных семейв микрорайоне школы; укрепление института семьи, возрождение семейных ценностейи традиций, укрепление межпоколенческих связей.

Задачи проекта :
- обучение добровольцев – волонтеров из числа родителей для работы с неблагополучными семьями;
- создание в школе микрогрупп специалистов, инициирующих привлечение родителейк работес неблагополучными семьями;
- проведение на базешколы семинаров с участием специалистов, родителей, детей-волонтеров для формирования их авторской позиции и проектирования собственной деятельности;
- оказание помощи неблагополучным семьям специалистами района и школы;
- оказание консультативной помощи специалистам, родителям, детям-волонтерам в процессе их деятельности;
- вовлечение родителей во внеурочную деятельность;

На базе школы организуются семинары для обучения родительского актива работе с неблагополучными семьями, микрогруппы волонтеров окажут в ходе проекта помощь неблагополучным семьям по возвращению детей в семью и школу, преодолению нарко- и токсикозависимости, алкоголизма родителей и детей; разрешению семейных конфликтов; созданию детям безопасных условий проживания в семье; включению детей с криминальной направленностью в социально-реабилитационные программы, в зависимости от потребностей семей. В ходе реализации этой деятельности организатор проекта планирует проведение консультаций для микрогрупп волонтеров.

Продолжительность реализации проекта – 2 года.

3.Степень реализации проекта

Неблагополучным семьям необходима активнаяи продолжительная поддержка со стороны школы. В настоящее время реализация проекта находится на первой организационной стадии. В зависимости от характера проблем оказывается таким семьям образовательная, психологическая, организационная, координационная помощь. Образовательная помощь родителям во взаимодействии с детьми заключается в предотвращении возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей, а так же помощь в воспитании. Психологическая , социально-психологическая поддержка , направленная на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекция межличностных отношений.

Организационная – организация семейного досуга.

Координационная - направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

В работе с семьей используются наиболее распространенные приемы консультирования: внушение, убеждение, художественные аналоги, мини-тренинги.

Наряду с индивидуальными консультативными беседами применяются групповые методы работы с семьей – тренинги, которые дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получать поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией, развивает активность и уверенность родителей.

Известно, что решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:

Ранее выявление и постановку на учет ребенка из неблагополучной семьи;

Определение причин неблагополучия семьи;

Осуществление информационной помощи семье;

Организацию профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска».

В настоящее время проводится следующая работа с неблагополучной семьей:

Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью.

Первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи.

Знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни.

Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод.

Изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций.

Изучение личностных особенностей членов семьи.

Составление карты семьи.

Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями.

Составление программы работы с неблагополучной семьей (подростком).

Выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

4. Стратегия и механизм достижения поставленных целей.

В рамках проекта будут реализованы новые виды услуг по профилактике детской безнадзорнрости, подростковой преступности и социального сиротства: подготовка межведомственной группы партнеров, занимающихся этой проблематикой в микрорайоне школы; сопровождение деятельности субъектов, занимающихся работой с неблагополучными семьями, профилактикой детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства (информационное, методическое, практическое); взаимодействие с различными структурами, занимающимися профилактикой детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства детей из неблагополучных семей, опыта продуктивного разрешения конфликтов квалифицированными специалистами и самими детьми; возникшего в школе нового эффективного вида помощи детям и семьям группы риска – детско-родительского волонтерства.

В школе накоплен определенный опытв работе с неблагополучными семьями. Это ивыявление семьи, идиагностика,и регулярная профилактическая работа, и обращение в различные учреждения, занимающиеся профилактикой правонарушений и работающие с семьями: ПДН при РОВД Вурнарского района, Прокуратура, КДН при Вурнарской районной администрации.

Для работыпо реабилитации неблагополучных семей школа в основном укомплектована кадрами, кроме психолога. Задача администрации: в ближайшеевремясоздать психологическую службу в школе.Определена группа специалистов, состоящая из социальных педагогов, классных руководителей, родительского комитета, попечительского совета школы. Отбор неблагополучных семей для реабилитации проводится по наблюдениям во время посещения и изучения семей классными руководителями и социальными педагогами.

5. Рабочий план реализации проекта .

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

Ответственные

Диагностика, выявление неблагополучных семей

Сентябрь, по необходимости в теч. года

Составление карты неблагополучных семей.

Сентябрь, октябрь

Классные руководители Социальные педагоги

Индивидуальная работа: посещение, составление акта

Постоянно

Классные руководители Социальные педагоги

Индивидуальное консультирование родителей и детей из неблагополучных семей

Постоянно

Классные руководители Социальные педагоги

Родительский всеобуч. Беседы на педагогические темы:

Вредные привычкидетей и родителей;

Совместное проведение свободного времени;

Личный пример родителей;

Профилактика правонарушений;

1 раз в четверть

Классные руководители Социальные педагоги

Совместная работа по реабилитации неблагополучных семей с Социальной службой района, ПДН, КДН при администрации Вурнарского района.

Рейды по неблагополучным семьям;

Вызов на КДН;

Обращение в Прокуратуру;

Помощь социальной службы;

Помощь в трудоустройстве безработных родителей, обеспечение детей из неблагополучных семей путевками в оздоровительный лагерь.

Постоянно

Классные руководители Социальные педагоги

Интерактивные формы работы с неблагополучными семьями:

Анкетирование родителей и детей из неблагополучных семей с целью выявления степени неблагополучия;

Тренинги для родителей, направленные на преодоление асоциальныхявлений в семье;

Тренинги для детей из неблагополучных семей, направленные на преодоление дезадаптации.

Постоянно

Социальные педагоги, психолог

Подготовка волонтеров из числа учащихся для работы с детьми из неблагополучных семей

Постоянно

Психолог

Подготовка волонтеров из числа родителей для работы снеблагополучнымисемьями.

Постоянно

Психолог

Привлечение родителей для организации мероприятий «родители и дети» с вовлечением детей из неблагополучных семей.

Постоянно

Классные руководители

Участие в процедурелишение родительских прав

По необходимости

Социальные педагоги

6. Конкретные результаты.

Проект находится на начальной стадии реализации. Сделано еще не все, но то, что сделано уже приносит результаты. В 2007 году началась подготовка волонтеров из числа учащихся 8 – 9 классов. В мае 2007 года эта команда и программа подготовки волонтеров заняла 3 место в Республиканском конкурсе волонтерских команд «Выбор за тобой». В 2007 году действовал родительский всеобуч, который охватил 60 % родителей. Занятия проводили различные специалисты: сотрудники ПДН, ЦРБ, социальный педагог. Планируется создание команды волонтеров из числа родителей для воздействия на неблагополучные семьи. Все неблагополучные семьи выявляются и ставятся на учет, изучаются. Налажена совместная работа с КДН и ПДН. Выстраивается единая система работы с неблагополучными семьями: выявление, изучение, посещение, беседы, вызов на Совет профилактики, КДН.

7. Механизм оценки результатов.

Проект оценивается прежде всего по результатам уменьшения количества неблагополучных семей. Еще один показатель успешности – улучшениеотношений в асоциальных семьях, увеличение числа родителей, отказавшихся от вредных привычек. Вовлечение детей из неблагополучных семей в работу ШПД, учреждений дополнительного образования. Мероприятия, запланированные в проекте, будут способствовать улучшению ситуации. Результаты проекта оценивает администрация ОУ.

8. Перспективы дальнейшего развития.

К сожалению, ежегодно списки неблагополучных семей пополняются новыми именами. Поэтому проект будет актуален и после его завершения. Естественно, он будет дополнен и модернизирован, будут включены новые приемы работы, но основа проекта остается. Финансирование за счет собственных средств.

9. Бюджет проекта.

Финансирование проекта осуществляется за счет собственных средств МОУ «Вурнарская средняя общеобразовательная школа №1» испонсорских средств.

1. Для проведения тренингов:

Бумага – 220 рублей;

Карандаши, ватман, краска для принтера – 500 рублей;

2. Для проведения мероприятий (премирование участников) – 500 рублей.

3. Для поддержки детей из неблагополучных семей – 1000 рублей.

Итого: 2250 рублей.

Муниципальное автономное учреждение культуры

Бижбулякская централизованная библиотечная система

Детская районная библиотека

СОЗДАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО КЛУБА «ЛУЧИК» ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ - ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ И МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЕМЕЙ НА БАЗЕ

ДЕТСКОЙ РАЙОННОЙ БИБЛИОТЕКИ

https://pandia.ru/text/78/517/images/image003_45.jpg" width="253 height=189" height="189">

Руководитель проекта:

Заместитель директора по работе с детьми

С. Бижбуляк, 2013 г.

Комиссия на проведение конкурса на соискание грантов

Наименование мероприятий

Примечание

Совместный сбор ребят из неблагополучных и малообеспеченных семей (целевая аудитория) и инициативной группы для разработки вариантов оформления зон клуба. (игровой зоны, зоны для занятий творчеством, «зеленого» и «живого уголка»).

Приобретение оборудования, материалов для оформления зон, уголков, караоке-площадки. Оснащение библиотеки мягкой мебелью, создание комфортной среды детей.

Оформление уголков и зон клуба «Лучик»

Проведение анкетирования детей и родителей с целью выявления их информационных потребностей

Проведение обучения библиотекарей центральной библиотеки и филиалов ЦБС с участием специалистов (психологов, юриста, сотрудников социальной защиты)

Использование современных форм и методов библиотечно-информационной, культурно-досуговой, просветительской и образовательной деятельности , направленной на привлечение в библиотеку данной категории детей.

Анализ работы по программе и анкетирования пользователей. Изучение эффективности проделанной работы.

Заседания в клубе «Лучик»

2 раза в месяц

Данные о руководителе проекта

1. Ф. И.О: , заместитель директора по работе с детьми.

2. Дата рождения: 02.02.1983 г.

3. Почетное звание, ученая степень, награды: дипломы за участие в конкурсах

4. (домашний телефон, адрес электронной почты): Башкортостан, с. Бижбуляк, улица Юбилейная д. 2 кв.3. сот:

5. Организация –основное место работы

Ул. Победы, 12

6. Должность

7.

Организация работы и общее руководство осуществлением проекта. Анализ и изучение эффективности осуществления проекта.

Организация досуга.

Печать организации:

Форма 4.1.

СОЗДАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО КЛУБА «ЛУЧИК» ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ И МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЕМЕЙ НА БАЗЕ ДЕТСКОЙ РАЙОННОЙ БИБЛИОТЕКИ

1. Ф. И.О:

2. Дата рождения: 08.03.1979

3. Почетное звание, награды: благодарственное письмо Министерства культуры Республики Башкортсотан. (2011 г.)

4. Почтовый адрес и телефоны руководителя проекта (домашний телефон с кодом города, адрес электронной почты): Республика Башкортостан, село Бижбуляк,

5. (наименование учреждения в соответствии с уставом, юридический адрес): Центральная районная библиотека Муниципального автономного учреждения культуры Бижбулякская централизованная библиотечная система муниципального района Бижбулякский район.

452040 Республика Башкортостан, село Бижбуляк,

6. Должность (служебный телефон, адрес электронной почты

7. Основные творческие работы, связанные с тематикой проекта: Методическое руководство. Организация проведение обучающих семинаров для библиотекарей ЦБС. Анализ и исследование.

Подпись руководителя проекта: ______________________________

Подпись руководителя организации-заявителя: _________________

Печать организации:

Данные о соисполнителях проекта

СОЗДАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО КЛУБА «ЛУЧИК» ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ И МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЕМЕЙ НА БАЗЕ ДЕТСКОЙ РАЙОННОЙ БИБЛИОТЕКИ

1. Ф. И.О:

2. Дата рождения: 15.11.1963

3. Почетное звание, награды: отсутствуют

4. Почтовый адрес и телефоны руководителя проекта (домашний телефон с кодом города, адрес электронной почты): Республика Башкортостан, село Бижбуляк, ул. кв.4

5. Организация – основное место работы (наименование учреждения в соответствии с уставом, юридический адрес): Детская районная библиотека Муниципального автономного учреждения культуры Бижбулякская централизованная библиотечная система муниципального района Бижбулякский район.

452040 Республика Башкортостан, село Бижбуляк,

6. Должность

7. Основные творческие работы, связанные с тематикой проекта:

Внестационарное обслуживание.

Подпись исполнителя: __________________________

Подпись руководителя проекта: ______________________________

Подпись руководителя организации-заявителя: _________________

Печать организации:

Данные о соисполнителях проекта

СОЗДАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО КЛУБА «ЛУЧИК» ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ И МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЕМЕЙ НА БАЗЕ ДЕТСКОЙ РАЙОННОЙ БИБЛИОТЕКИ

1. Ф. И.О:

2. Дата рождения: 15.02.1981

3. Почетное звание, награды: отсутствуют

4. Почтовый адрес и телефоны руководителя проекта (домашний телефон с кодом города, адрес электронной почты): Республика Башкортостан, село Бижбуляк, ул. Юбилейная, 10 кв. 15. Тел:8(347

5. Организация – основное место работы (наименование учреждения в соответствии с уставом, юридический адрес): Детская районная библиотека Муниципального автономного учреждения культуры Бижбулякская централизованная библиотечная система муниципального района Бижбулякский район.

452040 Республика Башкортостан, село Бижбуляк,

6. Должность (служебный телефон, адрес электронной почты):

Ведущий библиотекарь детской районной библиотеки

7. Основные творческие работы, связанные с тематикой проекта:

Организация досуга детей в клубе «Лучик».

Поиск инновационных форм массовой работы.

Подпись исполнителя: __________________________

Подпись руководителя проекта: ______________________________

Подпись руководителя организации-заявителя: _________________

Печать организации:

Форма 5.

Смета расходов на запрашиваемую сумму (по гранту)

создание на базе детской районной библиотеки Бижбулякской ЦБС

детского клуба «Лучик» для организации досуга детей из неблагополучных и малообеспеченных семей

Название статьи

Сумма, тыс. руб

Примечание

Приобретение материалов для оформления зон, уголков.

Приобретение стеллажа «Дом кота Леопольда».

Детский мягкий уголок (2 кресла, 1 диван)

Игрушки: настольные, развивающие.

Детские стулья «Дошколёнок»(2 шт)

Аудио и видеоматериалы

Ковровая дорожка

Материальное стимулирование исполнителей проекта.

Магазин «Максимус»

Бибколлектор

Подпись руководителя проекта: ______________________________

Подпись руководителя организации-заявителя: _________________

Печать организации:

Форма 6.

Комментарий к смете расходов

(с обоснованием расходов по статьям)

1. Ноутбук (15 000 рублей). Библиотекари ДБ постоянно сталкиваются с проблемой нехватки компьютера. В библиотеке один компьютер на три сотрудника. Компьютер - отличное средство для набора текстов, выпуска буклетов и брошюр для читателей. На компьютере можно комфортно просматривать мульфильмы. С помощью специальных программ можно организовать виртуальную библиотеку, подобрать шрифт текста и вид страниц для удобного чтения.

2. Приобретение материалов для оформления зон, уголков. (2 000 рублей). Приобретение стендов для тематических уголков, уголков творчества. Можно сделать небольшую оранжерею, например, обставить подоконник и около него цветами, занять место в углу помещения и выставить вазоны на разных ярусах. Будут цветущие растения - это сразу придаст уголку природы уют и красоту. Также можно вырезать из цветной бумаги и нарисовать самим бабочек разных размеров и расположить их на листочках растений. Также на растениях можно расположить и разных птичек, сделать для них маленькое гнездышко или кормушку. На стене можно закрепить изготовленных сказочных героев. И т. д.

3. На красочном стеллаже (6 300) будут представлены книги для чтения.

4. Детский мягкий уголок (13 300) для заседания клуба, для чтения и для отдыха детей.

5. Игрушки настольные, развивающие(1100) позволят детям играть в свободное время.

6. Детские стулья «Дошколёнок»(2 шт) (1 600) - для занятий.

7. Аудио и видеоматериалы (1 000). Предназначены для просмотра мультфильмов, прослушивания аудиопроизведений, для обсуждения и обменом мнения на занятиях в клубе.

8. Ковровая дорожка (3 000) придаст уют в зоне отдыха и занятий в клубе «Лучик».

9. Материальное стимулирование.

Подпись руководителя проекта: ______________________________

Подпись руководителя организации-заявителя: _________________

Муниципального автономного учреждения культуры

Бижбулякская централизованная библиотечная система

Муниципального района Бижбулякский район

к социально-культурному проекту «Отогреться душой».

Методический совет Муниципального автономного учреждения культуры Бижбулякская централизованная библиотечная система муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан на заседании №2 от 01.01.01 года вынес решение, что:

Данный проект имеет важное значение для привлечения в ряды читателей детей из неблагополучных и малообеспеченных детей через создание литературного клубы «Лучик», со всеми условиями для досуга и обслуживания: детской мебелью, техническими средствами, специальными изданиям и т. д. В ходе реализации проекта в библиотеке появятся новые настольные игры, канцелярские принадлежности, интересные книги и журналы, новая мебель. Всё это позволит библиотекарям занять свободное время детей из малообеспеченных и многодетных семей, а также постепенно приобщить их к чтению книг, культурному проведению досуга.

Проект имеет значимость для муниципального района тем, что данная работа будет вестись в тесном сотрудничестве с органами социальной защиты населения, школами, детским приютом «Алый парус» по разным программам и направлениям.

Председатель совета:

Члены совета:

Информационная справка о деятельности детской районной

библиотеки.

Основной контингент пользователей Бижбулякской районной детской библиотеки – учащиеся двух средних школ , дошкольники с родителями и те, кто занимается воспитанием и обслуживанием детей. Основная цель – формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, самопознании, самообразовании, пропаганда ценности чтения и книги.

С каждым годом в библиотеку приходит всё больше детей из неблагополучных семей, причины этому: асоциальное поведение родителей, плохие условия жизни. В таких семьях страдают прежде всего дети. Поэтому всё своё свободное время они проводят в библиотеке, где выполняют домашние задания, читают любимые книги и журналы.

Чтобы привлечь детей к чтению, привить им любовь к художественной литературе детская районная библиотека проводит различные мероприятия. Библиотека ведет работу по таким направлениям, как краеведение, патриотическое и экологическое просвещение, а также работу по популяризации ЗОЖ, по укреплению семейных традиций. В своей работе библиотека использует различные формы: это беседы, краеведческие часы, уроки мужества, литературные игры и путешествия, конкурсы и викторины.

В организации досуга детей данной категории мы проводим новогодние развлечения, день защитников Отечества, Неделю детской книги, Международный день детской книги, День защиты детей, День республики, День матери и День космонавтики. Мероприятия всегда проходят весело и интересно, ребятам предоставляется возможность не только весело и интересно провести время, но и пообщаться друг с другом.

Это и другие мероприятия призваны сформировать у детей привычку к систематическому чтению, помочь в развитии кругозора, творческих способностей. На всех мероприятиях большое участие принимают дети из неблагополучных и малоопеспеченных семей.

Так, 1 сентября в фойе РДК и провели театрализованное представление, посвященное Дню Знаний. Книга () поприветствовала детей, родителей, гостей, поздравила с праздником, пожелала отличной учебы и хороших оценок. Далее к детям пришли весёлый гном () и Почтальон Печкин (). Мероприятие прошло весело и интересно.

В июне заведующая детской библиотекой посетила детский сад №3 «Дюймовочка». В этом саду воспитываются дети из неблагополучных и малоопеспеченных семей. Она провела с детьми викторину по сказкам «Что за прелесть эти сказки!», загадывала загадки и, конечно же, пригласила ребят поиграть в интересные игры: «Звери», «Угадай, что за животное», «Заинька» и «Воробышки и кошка». Также она продемонстрировала книги и журналы для детей, выписываемые детской библиотекой. В конце мероприятия пригласила детей с родителями посетить детскую библиотеку и стать ее читателями.

6 июня – Пушкинский день России: Этот день отметили и в детской библиотеке. Заведующая детской библиотекой провела увлекательную викторину по сказкам. Ребята посмотрели «Сказку о рыбаке и рыбке». После просмотра мультфильма состоялось обсуждение этой сказки. В конце мероприятия ребята читали наизусть стихотворения Пушкина.

Весной этого года заведующая детской библиотекой, ученики 4 а класса средней школы №2 с. Бижбуляк, их классный руководитель, руководитель клуба «Отрада» при центральной библиотеке Иванова-Габдрахманова О. В. навестили воспитанников социального приюта «Алый парус». поприветствовала ребят, поздравила мальчиков с праздником и оставила книги для чтения в разных жанрах: сказки, приключения, детективы, рассказы (эти книги будут обмениваться каждый месяц). Читатели, являющиеся членами клуба по интересам «Алый парус» при детской библиотеке, выступили с интересной программой. Они показали сценку «Вова в армии», русскую народную сказку «Репка» на современный лад. Девочки спели песню «Горница», а мальчики исполнили номер с ложками. В честь праздника ребята рассказали стихотворения. Воспитанникам социального приюта были вручены мягкие игрушки и красочные книги, шоколадные конфеты. Кириллову Игорю, который учился в 4 а классе, родительский комитет класса (председатель -) подарил зимнюю куртку и костюм. Перед отъездом все сфотографировались на память.

Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, нуждаются в понимании и особом внимании. Поэтому библиотеки ведут активную деятельность с привлечением различных форм и методов работы с этой категорией детей. Библиотекари оказывают всевозможную поддержку детям, в которой они нуждаются.

Кристина Никитина
Семейный клуб как форма организации работы с неблагополучными семьями

Аннотация : в статье затрагивается проблема неблагополучных семей . Данная проблема очень актуальна, в настоящее время появляется все больше неблагополучных семей . Особое внимание уделено эффективной форме работы с неблагополучными семьями , которой является семейный клуб «Родительская беседка» .

Ключевые слова : «Семейный Кодекс » , семья , социальная проблема, неблагополучная семья , типы неблагополучных семей , статистические данные, направления, семейный клуб , цели.

В «Семейном Кодексе » Российской Федерации говориться о том, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье , насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам .

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Семья является тем социальным институтом, в котором происходит формирование человека , она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает начальные жизненные уроки, поддержку и помощь, в котором учатся любви к миру и к людям, и о котором у него сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие светлую волю в самые трудные моменты жизни. Одним словом, влияние семьи на формирование ребенка огромно , ибо воспитание представляет собой управляемый процесс социализации. Так должно быть в идеале. Но в жизни бывает, и обратная сторона медали Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы.

Среди острых социальных проблем одной из актуальных в современных условиях является проблема неблагополучной семьи .

Если говорить о трактовке понятия «неблагополучная семья » , то исследователи не выделяют единого определения. Л. Я. Олиференко определяет этот термин как «семья , в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод – то есть неблагополучие . В. М. Целуйко считает, что неблагополучная семья – такая семья , в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции , имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются “трудные” дети . Рассмотрим понятие о термине Т. И. Шульги, что неблагополучная семья - это не только семья , материальная жизнь которой далека от нормальной, но и семья , которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает идти к полному краху .

Корчагина Ю. В. выделяет несколько типов неблагополучных семей , в основу классификации положена степень нарушения взаимоотношений и поведения членов семьи :

1. Проблемные семьи – это семьи , функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это конфликтные семьи

2. Кризисные семьи - это семьи , переживающие внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи , взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи , утрата работы , жилья, документов, средств к существованию.

3. Асоциальные семьи - признаком этих семей является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи , уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе).

4. Аморальные семьи - это семьи , полностью утратившие семейные ценности , характеризующиеся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающиеся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающие необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье , как правило, не учатся, являются жертвами насилия, уходят из дома.

В результате исследования литературы можно сделать вывод, что неблагополучная семья отрицательно влияет на поведение ребенка.

Реальная жизнь, анализ статистических данных, демографических прогнозов позволяет констатировать нарастающее неблагополучие в сфере детства . Количество неблагополучных семей в Якутии за год увеличилось с 2,4 тысячи семей до 4 ,2 тысячи, в них растут более 9,3 тысячи детей.

Увеличение числа неблагополучных семей , случаев проявления агрессии и девиантного поведения среди детей, все это говорит о том, что нужно принимать серьезные меры по устранению этой проблемы. Работа с проблемной семьей - одно из приоритетных направлений в деятельности воспитателя детей дошкольного возраста.

Рассмотрим на примере опыта работы с неблагополучной семьей более подробно .

Первым направлением в нашей работе с неблагополучной семьей является диагностика семейного неблагополучия , благодаря которой составляется своевременно психолого-педагогическая характеристика семьи .

Проводится систематическое целенаправленное наблюдение семьи , которое позволяет педагогу четко определить имеющиеся недостатки в характере родителей, проследить наметившиеся изменения в их поведении, изменить стиль общения родителей с ребенком. Нами также проводятся индивидуальные беседы и консультации, помогающие педагогам исправить типичные ошибки родителей в воспитании. Учет особенностей общения родителей с детьми в неблагополучных и неполных семьях дает возможность педагогу направить родительские интересы на более глубокое изучение собственных воспитательных действий.

На наш взгляд более эффективной формой работы является семейный клуб . Семейный клуб «Родительская беседка» - это постоянное детско-родительское объединение на базе ГБУ РС (Я) Ленского социально-реабилитационного центра несовершеннолетних, организованное в форме совместной деятельности для решения практических задач воспитания.

Основными целями работы семейного клуба являются :

Объединение усилий педагогов и семьи в вопросах воспитания и развития детей;

Оказание педагогической помощи родителям;

Повышение педагогической компетенции родителей;

Укрепление детско - родительских отношений;

Предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.

Участниками клуба являются родители , дети, педагоги и специалисты центра, которые руководствуются принципами добровольности, открытости, компетентности, соблюдения педагогической этики, взаимоуважения и взаимопонимания.

Выбор тематики и планирование работы клуба согласовывается с результатами опроса родителей (анкетирование) .

Формы работы клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач :

Круглый стол;

Тренинг;

Семинар – практикум;

Решение педагогических ситуаций;

Обмен опытом семейного воспитания ;

Видео просмотры по организации жизни детей в учреждении :

- организация совместной деятельности детей и родителей.

Работа в «Родительской беседке» организовывается , чтобы каждая встреча в клубе была интересна и полезна всем участникам, стараемся отметить личные успехи и достижения детей, индивидуальность и творчество взрослых. Положительный эмоциональный фон встреч помогают создать видео просмотры, показы, выставки, музыкальное оформление , радость и чувство удовлетворения от совместной деятельности. Но главное – это общий настрой участников, верно выбранный тон общения педагога с ребенком и родителем.

Таким образом, чтобы оказать помощь родителям из неблагополучных семей конкретную помощь в воспитании детей, педагогу следует хорошо знать психологические особенности родителей, своевременно выявить недостатки, трудности в воспитании детей, которые возникают в этих семьях . Как показывает, проведенный опыт можно добиться успеха в работе с неблагополучными семьями , если стремится к доверительным контактам с родителями, пробуждать в них материнские и отцовские чувства.

Список литературы :

1. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) СК РФ, Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье :

2. Гладкова Ю. А. Детско-родительский клуб/ Ю . А. Гладкова, Н. М. Баринова// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2009. - №1. - 66 с.

3. Психология неблагополучной семьи : книга для педагогов и родителей /В. М. Целуйко. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2006. -271 с.: ил. -(Психология для всех) Ренёва Е. Н.

4. Семейный клуб как форма организации социального партнёрства дошкольной образовательной организации и семьи[Текст] / Е . Н. Ренёва, С. С. Быкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт» . – 2016. – № 3 (март) . – 81–85 с.

5. Шульга, Т. И. Ш95 Работа с неблагополучной семьей : учеб. пособие /Т. И. Шульга. - М.: Дрофа, 2005. - 254, |2| с.: ил.

6. Шульга Т. И., Олифиренко. Л. Я., Методика работы с неблагополучной семьей : из опыта работы учреждений социально-педагогической поддержки детей и подростков. М. ,1999.24С.

социальный поддержка несовершеннолетний неблагополучный

Социальная работа с подростками из неблагополучных семей применительно к различным субъектам деятельности включает в себя различные направления. В первую очередь это профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах.

Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры:

Создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);

Создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;

Создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками;

Организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой, прежде всего, с детьми и подростками группы риска и их семьями;

Создание общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т.д.);

Организацию детского досуга. Как показывают исследования, дети и подростки с девиантной направленностью имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного. Поэтому организация досуга детей и подростков является важным направлением воспитательно-профилактической работы. В понятие «досуг» входит широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной деятельности Герен, К.А. История социальной работы. М. : Искра, 2014. С. 216..

Досуговая сфера жизнедеятельности детей и подростков может выполнять следующие функции: восстановление физических и духовных сил детей и подростков, развитие их способностей и интересов и свободное общение со значимыми для ребенка людьми. Большую роль в организации досуга детей и подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительного образования. Профилактика девиаций через включение ребенка в деятельность УДО подкрепляется возможностью создания ситуаций самоемей, склонных к реализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка;

Информационно-просветительскую работу.

Социальная работа с подростками из неблагополучных семей, склонных к девиантному поведению, включает в себя также и их социальную реабилитацию. Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона - от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе.

Общеобразовательные учебные учреждения располагают определенными возможностями для этого.

Реабилитация может рассматриваться и как результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические функции Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. С. 164..

В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления существующего порока, а в процессе адаптации - приспособления к нему. Следовательно, реабилитация - это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками.

Следует различать различные виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую. Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания. Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчемности как личности.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем. Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий жизни подростка. Социальная реабилитация - это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам.

Социально-педагогическая реабилитация - это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитатние. М. : Издательский центр «Академия», 2013. С. 96..

Роль школы в этом направлении трудно переоценить.

Социальная реабилитация включает три основных этапа: диагностики; создания и реализации реабилитационной программы; постреабилитационной защиты ребенка. Все эти этапы применимы в условиях общеобраовательнынх учреждений.

Диагностика предполагает исследование, направленное на определение уровня развития эмоционально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов. Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности.

Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения. Постреабилитационная защита предполагает помощь ребенку после его выхода из реабилитационного центра в восстановление гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов.

Особого внимания требует работа с неблагополучной семьёй.

В настоящее время активно используются следующие модели помощи семье Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. С. 183.:

Педагогическая;

Социальная;

Психологическая;

Диагностическая;

Медицинская.

Использование той или иной модели зависит от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских отношений, от условий, в которых осуществляется помощь.

Педагогическая модель базируется на предположении о недостаточной педагогической компетентности родителей. Эта модель актуальная для работы в общеобразовательных учебных учреждениях.

Субъектом жалобы выступает ребенок. Используя данную модель, специалист ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителей, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств. Поэтому помимо анализа жизненной ситуации необходима помощь внешних сил (пособия, разовые выплаты и т.п.).

Психологическая модель используется, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, в личностных особенностях членов семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров в общении и причин его нарушений.

Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или о своей семье. Объект диагностики - семья, дети и подростки с нарушениями общения.

Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Помощь заключается в проведении психотерапии (лечение больного и адаптация здоровых членов семьи к проблемам больного).

Как правило, в социальной работе используются различные модели в работе с родителями, что важно для оказания помощи детям из неблагополучных семей.

Объектом воздействия могут быть все взрослые члены семьи, ребенок и сама семья в целом, как коллектив. Действуя в интересах ребенка, специалист по социальной работе призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей, выявление проблем и трудностей семьи, стимулирование членов семьи к участию в совместной деятельности, оказание посреднических услуг в установлении связей с другими специалистами (психологами, медицинскими работниками, представителями правоохранительных органов и органов опеки и попечительства и др.).

Специалисты (М. А. Галагузова, Е. Я. Тищенко, В. П. Дьяконов и др.) считают, что деятельность с семьей должна протекать по трем направлениям: образовательному, психологическому, посредническому. Рассмотрим названные направления работы Оборин, В. Н. Семья в XXI веке: вызовы времени. М. : Сфера, 2014. С. 313..

1. Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи. Данное направление особенно актуально для образовательных учреждений.

2. Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию и основано на психологической и диагностической моделях. Такая поддержка направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным. Коррекция отношений осуществляется в том случае, когда в семье наблюдаются факты психологического насилия над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение его интересами и потребностями). Данное направление реализуется и в деятельности образовательных учреждений.

3. Посредническое направление. Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координации и информировании. Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т.д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты. Данное направление основано на использовании медицинской и социальной моделей, оно актуально в ракурсе предмета настоящего исследования Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитатние. М. : Издательский центр «Академия», 2013. С. 96..

Работая с семьей, специалист нередко прибегает к социальному патронажу или надзору. Социальный патронаж - это форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда специалист по социальной работе находится в ее распоряжении долгое время, входит в курс всего происходящего, оказывая влияние на суть событий. Срок патронажа ограничен (4-9 месяцев). Одновременно специалист по социальной работе может патронировать не более двух семей, и в то же время под его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им ранее Овсейчук, А. П. Экономические основы социальной работы. М. : Глобус, 2014. С. 116..

Специалист по социальной работе использует следующие формы надзора. Официальный надзор - это надзор, осуществляемый по поручению официальных органов (органы опеки и попечительства, органы управления образованием и т.п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль деятельности соответствующих социальных объектов. Неофициальный контроль - это взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных обязательств. Социальный надзор, осуществляемый не предполагает активных коррекционно-реабилитационных мероприятий со стороны специалиста; в этом его отличие от социального патронажа.

Семейное консультирование представляет собой оказание социальным педагогом консультативной помощи при возникновении проблем, конфликтов во взаимоотношениях между взрослыми и детьми.

Предметом консультирования являются:

В сфере жизнеобеспечения - трудоустройство, получение льгот, субсидий, материальной помощи и т. д.;

В сфере организации быта - организация уголка ребенка в квартире, привитие ребенку навыков гигиены, организация свободного времени и т.д.;

В сфере семейного здоровья - диагностика и профилактика заболеваемости, организация отдыха и оздоровления детей и т.д.;

В сфере духовного и морального здоровья - традиции и устои семьи, расхождение ценностных ориентации членов семьи и т.п.;

В сфере воспитания детей - решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей, педагогическая несостоятельность и неинформированность родителей;

В сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи - восстановление новых позитивных социальных связей, разрешение конфликтов, гармонизация детско-родительских и супружеских отношений Селиванова, Н. Л. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. М. : Педагогическое общество России, 2014. С. 300..

Таким образом, формы и методы социальной работы с подростками из неблагополучных семей направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, отказ преследования подростков. Основные модели, формы и этапы социальной работы с неблагополучной семьей способствуют коррекции детско-родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата, социальной адаптации и социальной реабилитации детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Организационные социально-педагогические технологии;

Социально-педагогические технологии индивидуальной работы.

1. Организационные социально-педагогические технологии направлены на выявление детей группы риска, диагностики их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации.

На данном этапе работы происходит:

1 Формирование банка данных детей из неблагополучных семей. В него вносятся сведения об обучающихся и не обучающихся детях из неблагополучных семей. Осуществляя сбор данных необходимо дифференцировать проблематику детей и ситуации, в которых они оказались.

2 Диагностика проблем личностного и социального развития несовершеннолетних детей из неблагополучных семей. Это необходимо для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка, сведения о котором попали в банк данных.

3 Разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребенком, группой, общностью. По результатам диагностики определяется суть проблемы или совокупность проблем, подбираются адекватные психолого-педагогические, социальные средства для эффективного решения проблем.

4 Обеспечение условий реализации программ. На данном этапе происходит распределение сообразно целям и задачам программ, участие и ответственность всех привлеченных сторон.

5 Консультирование. Происходит консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем детей данной категории.

6 Межведомственное взаимодействие. Работа осуществляется в контакте с другими задействованными в этой работе лицами Овсейчук, А. П. Экономические основы социальной работы. М. : Глобус, 2014. С. 131..

Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми из неблагополучных семей, во-первых, позволяют конкретизировать особые проблемы ребенка, при этом динамичность и изменчивость состояния последнего принимаются за основу и учитываются как на момент первичной диагностики, так и во все время работы и по окончании социально-педагогического взаимодействия специалиста и ребенка.

Во-вторых, невыполнение задач любого этапа на практике приводит к необходимости его выполнения или повторения, но уже в условиях ухудшения социально - педагогической ситуации.

В-третьих, этап может рассматриваться как инструмент стабилизации положения ребенка

Деятельность специалистов обусловлена наличием какой-либо определенной проблемы, в данном случае это дети из неблагополучных семей. Поэтому наличие определенных социально-педагогических технологий, способно оказать реальную помощь специалисту в работе с данной категорией детей.

Кроме того, в своей индивидуально-профилактической работе с ребенком из неблагополучной семьи специалист должен руководствоваться общими заповедями:

Не навреди.

Не оценивай.

Принимай человека таким, какой он есть.

Соблюдай конфиденциальность.

Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом.

Не отнимай у клиента право отвечать за свои поступки.

Минимум специальных терминов.

Соблюдай принцип добровольности Овчарова, А. Ю. Справочная книга социального педагога. М. : Сфера, 2013. С. 213..

Семья призвана обеспечивать связь личности с социальными, экономическими и демографическими институтами в обществе и в потенциале располагает уникальными возможностями для интенсивного общения детей и родителей, передачи детям социальной программы общества - целей и ценностей, средств, которыми эти цели и ценности достигаются и сохраняются. Социальные результаты жизнедеятельности большинства семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия.

В неблагополучных семьях, где нет определенных норм и правил, несовершеннолетние дети попросту не могут выстраивать свои отношения сначала с родителями, а впоследствии со сверстниками, учителями и другими людьми. Все это приводит к тому, что дети замыкаются на своих проблемах. У них нарушается процесс социализации, рвутся социальные связи.

Таким образом, мы видим, что дети из неблагополучных семей представляют проблему для общества, так как общество нуждается в полноценных членах, а неблагополучие семьи порождает людей не готовых нормально функционировать в социуме.

Я хочу начать с того, что «ребенок – зеркало семьи». И, как правило, в неблагополучной семье дети – трудные. Дети тонко чувствуют семейный разлад. Для них это травма, которая скажется на всей их дальнейшей жизни. Равнодушие родителей к детям вызывает у них чувство одиночества. Дети начинают искать привязанность на стороне, в разнообразных занятиях, компаниях.

Глобальные изменения в жизни нашего общества болезненнее всего отразились на семье. В современных кризисных условиях именно семья получила больше всего ударов: безработица, низкая заработная плата и прочее. Не смотря на то, что в нашей школе 93% родителей имеют работу, 90% семей учеников школы можно отнести к малообеспеченным семьям.

Резкие перемены в экономике, политике и социальной сфере в России негативно отразились не только на материальной стороне семьи, но и на взаимоотношениях между её членами, и прежде всего между родителями и детьми. Во-первых, увеличился разрыв между жизненными ценностями разных поколений. Во-вторых, возрос уровень притязаний со стороны родителей к своим детям в условиях разноуровневого обучения в образовательных школах; и наконец, в-третьих, наблюдается воздействие завышенных социальных требований.

Многолетние наблюдения показывают, что происходит обесценивание института семьи и брака: на первом месте у родителей – устройство собственной личной жизни, только на втором – дети. Родители вступают в повторные гражданские браки и внебрачные отношения.

Большое количество семей мы вынуждены отнести к категории неблагополучных. Так что же такое неблагополучная семья? В современной психолого-педагогической литературе приводятся различные определения и типологии неблагополучной семьи. Неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно.

Разделение семей по причинам неблагополучия относительно, так как одна причина неразрывно связана с другой. Например, в семье, где злоупотребляют алкоголем, почти всегда наблюдаются конфликтные отношения между родителями и детьми, кроме того, такие семьи, как правило, имеют нестабильное финансовое положение, являются малообеспеченными. Логично сделать вывод: причин семейного неблагополучия может быть несколько, и они взаимосвязаны между собой. Однако одна из них играет ведущую роль, другая – второстепенную. А выбор форм и методов воздействия на семью зависит от ведущей причины семейного неблагополучия.

Говорить о семейном неблагополучии и просто, и сложно одновременно, потому что формы его довольно многообразны, как многообразные типы и разновидности семейных союзов. Если при явном семейном неблагополучии (алкогольная или наркотическая зависимость одного или нескольких членов семьи, семейные конфликты, насилие и жестокое обращение с детьми, асоциально-аморальное поведение родителей и т.п.) не возникает сомнения ни у педагогов, ни у общественности относительно того, что такие семьи не могут успешно справляться со своими основными функциями, прежде всего с воспитательными задачами, оказывают десоциализирующее влияние на детей, то его скрытые формы не вызывают особой тревоги и обеспокоенности. Внешне респектабельные семьи со скрытым неблагополучием демонстрируют двойную мораль, которую дети довольно быстро усваивают и делают законом своей жизни.

Каждая вторая семья в нашей школе требует особого педагогического внимания. Определенное влияние на педагогическую функцию семьи оказывает её состав, образование и возраст родителей, материальные и бытовые условия жизни. Все эти факторы необходимо учитывать при планировании индивидуальной работы с семьей.

Состав семей обучающихся: неполные семьи – 42%, внебрачные семьи – 33%, повторные гражданские браки – 23%, воспитывают бабушки – 10%. Хочется также отметить, что невысок и образовательный уровень родителей наших учеников: 37% – высшее образование, 54% среднее – специальное, 49% – среднее образование. Неблагополучные семьи составляют 12%.

Вот очень краткая характеристика среды, в которой родились и воспитываются ученики нашей школы.

Современные технологии помощи неблагополучной семье осуществляются через комплексный, дифференцированный, системно-деятельностный подходы.

Основная роль в работе с неблагополучными семьями принадлежит заместителю директора по ВР, классным руководителям, педагогу-психологу, социальному педагогу.

Главной целью работы является формирование позитивного отношения к детям как высшей ценности человеческих отношений и к семье как наиболее целесообразной форме воспитания и жизнеобеспечения ребёнка.

Задачи:

Разработка и осуществление действенных мер по стабилизации семьи, формированию нового взгляда на семью как наиболее благоприятную среду для полноценного физического, интеллектуального, эмоционального развития личности;

Повышение педагогической культуры родителей учащихся и привлечение их к совместной с подростками и педагогами деятельности;

Определение роли семьи и формирование нравственно-этических ценностей личности учащегося;

Организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;

Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

Создание системы оказания психолого-педагогической помощи родителям учащихся.

Основная же задача – помочь члену семьи (независимо от возраста и социального положения) осознать проблему, которая мешает его нормальной жизнедеятельности, посредством использования методов социально-психологической и социально-педагогической работы.

Вследствие выше изложенного в школе по данной проблеме сложились следующие направления работы :

1. Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку.

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.

3. Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.

4. Диагностирование и определение социально-педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребенка в семье. Выявление и анализ факторов, обусловливающих социальную дезадаптацию.

5. Осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребенка, мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребенка.

6. Изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики.

7. Организация просветительской работы по овладению родителями психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания.

Таким образом, работа с семьей проводится поэтапно. Ее эффективность зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с родителями.

1-й этап. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества.

Средства:

1) беседа, установление сроков следующей встречи (родители приглашаются в школу);

2) посещение на дому, знакомство с родителями, родственниками, ближайшим социальным окружением семьи.

Если родители идут на контакт с психологом и социальным педагогом, можно переходить ко 2-му этапу взаимодействия с семьей. Если контакт не установлен, то воздействие на семью могут оказывать органы полиции (ОППН), комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

2-й этап. Изучение семьи.

1) Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия.

2) Диагностика причин семейного неблагополучия.

Средства:

Посещения на дому, акты обследования жилищно-бытовых условий, консультации, беседы, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос;

Использование методов психологической диагностики (тесты, анкеты)

3-й этап. Обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия.

4-й этап. Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации.

5 этап. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье.

6-й этап. Подведение итогов психолого-педагогического взаимодействия с неблагополучной семьёй.

Для достижения наиболее эффективных результатов в работе с неблагополучными семьями основной своей задачей вижу координацию работы социального педагога, классных руководителей, учителей-предметников, вследствие чего определились следующие направления моей работы, как заместителя директора.

1. Методическая работа:

1.1. Изучение новинок методической литературы по вопросам коррекционной работы с неблагополучной семьёй.

1. 2. Выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта работы по взаимодействию с семьёй.

1.3. Подготовка программно-методического обеспечения для осуществления работы по сопровождению семьи: памятки, рекомендации, выработка алгоритмов деятельности.

2. Контрольно- диагностические мероприятия (изучение в начале и конце года уровня воспитанности школьников, уровень сформированности классного коллектива, микроклимата в классе – по различным методикам: Н.Е. Щурковой, А.Н. Лутошкина и пр.).

3. Работа Совета профилактики, одной из задач которого является профилактическая работа с неблагополучными семьями. Обсуждаются вопросы о поведении родителей, не выполняющих свои обязанности по воспитанию детей. В необходимых случаях Совет ставит вопрос о привлечении таких родителей к установленной Законом ответственности перед соответствующими государственными и общественными организациями.

Таким образом, все выше перечисленное положительно сказалось на результатах работы школы в данном направлении:

Улучшение отношений в асоциальных семьях;

Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни;

Улучшение микроклимата в семье;

Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком (подростком);

Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций;

Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде;

Повышение уровня психолого-педагогической культуры педагогов и родителей;

Улучшение взаимодействия педагогов, учащихся, родителей;

Активизация традиционных и современных форм работы с семьей в новых условиях.

В заключении хочется отметить, что серьезные изменения требуют времени. Как на протяжении многих лет формировался дисфункциональный способ поведения членов семьи, так не за один день семья перестраивается и начинает пробовать жить иначе. Человек должен созреть для изменений, а это долгий процесс, причем большая часть этого процесса происходит во внутреннем мире человека, не проявляясь поначалу внешне. Когда же изменения становятся заметны, то об их устойчивости все равно говорить рано: требуется значительный период времени для того, чтобы новые способы поведения стали привычными. На этом пути возможны «срывы», возвраты к старому, которые не следует расценивать как тщетность всех приложенных усилий. Возможно, это временный откат назад, вызванный какими-либо неблагоприятными обстоятельствами. И наше дело в этом случае – вновь анализировать ситуацию, делать выводы и продолжать работу.