Понятие «гармоничная личность» имеет несколько определений. Но все они сводятся к одному смыслу, напоминающему известное выражение А.П. Чехова о том, что в человеке все должно быть прекрасно.

Что такое гармоничная личность? Это личность, у которой внутренний мир находится в состоянии баланса.

Внутренняя гармония возникает, когда человек понимает себя, знает свои достоинства и недостатки, строит планы и воплощает их в жизнь. Внешняя гармония – это благоприятные продуктивные отношения человека и окружающего мира.

Это согласованность мыслей и действий, слов и поступков. Все эти соответствия должны проявляться в каждой сфере человеческой жизни – будь то профессия, семья или творчество.

Гармоничная личность в психологии – это согласованность действий с окружающим миром и сбалансированный образ жизни.

Всесторонне гармонично развитая личность – это человек, который:

  • занимается любимым делом;
  • имеет полезный круг общения;
  • удобно распределяет время на работу и хобби;
  • радуется жизни;
  • чувствует себя счастливым.

Понятия «гармоничная личность» и «гармоничное развитие» имеют разное семантическое наполнение. Человек, ощущающий радость от жизни, не всегда гармонично развит. Он может быть более компетентным в одной области и быть совершенным профаном в других. Гармоничное развитие личности предполагает нормальный для ее возраста уровень физических, нравственных, интеллектуальных и эстетических показателей.

При воспитании ребенка окружение должно создать для него такие условия, при которых все природные задатки будут развиваться в равной мере. Он должен усвоить правила здорового образа жизни, необходимость заниматься физическими нагрузками, учиться чему-то новому постоянно.

Гуманистическая модель развития ребенка

В современной педагогике ведущая идея – воспитание гармоничной развитой личности с помощью гуманистической модели.

Ее основные позиции:

  1. Каждый человек – неповторим.
  2. Для него обязательным является формирование нравственных ценностей.
  3. Человек должен понять, в чем смысл его существования.
  4. Каждый индивид должен быть внутренне свободен, что выражается в желании самосовершенствоваться.

Поскольку человек – это целостная система, то изучать его следует с разных сторон. При этом важно понимать, как он видит мир и себя в нем. Нужно осознавать, что он – активный и творческий индивид.

Внутреннее развитие человека длится всю жизнь. Этот процесс индивидуален и имеет разную интенсивность. Только активные действия приведут к положительному результату. Если же не прилагать к этому никаких усилий, то можно остаться посредственностью – никому не интересной и не привлекательной.

В любом возрасте можно улучшить качество жизни благодаря внутреннему росту. Чтение книг, изучение иностранных языков, воплощение своих юношеских идей, творчество, общение с интересными людьми помогают этому процессу.

Условия преобразований

Существует внешние и внутренние факторы, влияющие на личностное становление человека.

  • влияние социальной среды;
  • семейное воспитание;
  • обучение.

Внутренние факторы включают данные от природы особенности и склонности человека, его влечения, а также гамма чувств, возникающих под влиянием внешних факторов.

Гармонично развитая личность должна быть результатом проявления этих факторов. Такой человек обычно жизнерадостный, уверенный в себе. А если он в ладу с собой, тогда и окружающие видят в нем интересного собеседника и друга.

Начать заниматься собой можно в любом возрасте, но лучше делать это с детства. Совершенствование человека возможно на протяжении всей жизни. Главное, чтобы было большое желание и активные действия.

В каких условиях происходит гармоничное развитие личности? К ним относят:

  1. Физическое воспитание.
  2. Нравственное воспитание (выработка линии поведения, соответствующая нормам общества).
  3. Умственное воспитание (формирование навыков мышления, анализа, памяти, концентрации внимания и т.д.).
  4. Эстетическое воспитание (способность воспринимать гармонию и прекрасное в природе и искусстве).

Все эти направления воспитания должны быть взаимосвязаны.

Как распознать гармонию

В психологии выделяют такие признаки гармоничной личности:

  • хорошее физическое и психологическое самочувствие человека;
  • положительные чувства и эмоции преобладают;
  • в целом положительная оценка себя, при этом четкое понимание своих недостатков;
  • желание самосовершенствоваться;
  • доброжелательное отношение к людям;
  • умение достигать того, что запланировано;
  • чувство удовлетворенности работой, отношениями в семьи и с друзьями;
  • забота о здоровье;
  • стремление к постижению общечеловеческих ценностей, красоте и гармонии во всех сферах жизни.

Принципы саморазвития

Как стать гармоничной личностью? В этом поможет система самосовершенствования. Но существуют факторы, тормозящие этот процесс. Это психологические травмы, полученные в детском возрасте, воспитание в семье, близкое окружение ребенка.

Есть много способов преодолеть эту проблему. Это психологические техники, как стать гармоничной личностью. Они помогают все элементы жизни привести к гармонии.

Психологи утверждают, что для гармоничного развития личности необходимо: заботиться о здоровье, быть физически крепким, постигать науки, уважать окружающих, самовыражаться путем развития своих талантов, духовно расти.

Гармонично развитых людей отличает любознательность. Они многим интересуются, причем не формально, а всерьез. У таких людей отлично получается заниматься, например, и музыкой, и спортом, и кулинарией.

Не путайте таких индивидов с теми, кто постоянно бросает одно занятие, как только встретит первое препятствие, и начинает новое, пока не потеряет к нему интерес.

С разносторонними людьми можно поговорить на самые различные темы, будь это экономика или культура, политика или бытовые вопросы. Такие личности искусно умеют находить тему для беседы и давать ей развитие.

Гармонично развитые люди могут быть хорошими друзьями, значит, их круг знакомства достаточно широк. Ведь у них находится что-то общее и с коллегой, и с однокурсником, и с соседом.

Баланс

Человек, характер которого развит сбалансированно, обладает самыми различными качествами. Он может быть одновременно экономным и щедрым, сдержанным и ранимым, веселым и чутким. Такой уравновешенный склад характера позволяет своему обладателю удачно подстраиваться под внешние обстоятельства совершенно без ущерба для себя.

Чтобы скорректировать свое поведение, человеку с гармонично развитым характером не нужно ломать свое «я». Он просто как бы вытаскивает наружу нужную черту, не изменяя себе.

Когда гармонично развитые люди проходят какие-либо тесты на , они получают средние результаты. Если такого индивида попросить ответить на ряд вопросов с целью определения, например, темперамента или типа мышления, можно получить приблизительно равное количество балов в пользу каждого из вариантов.

Именно такие результаты свидетельствуют о том, что человек развит сбалансировано.

Таким людям бывает сложно определиться с профессией. Ведь все у них получается примерно одинаково неплохо, многое нравится. Отличным выходом из такой ситуации станет определение главной страсти в качестве основной профессии. Остальные увлечения при этом могут стать второстепенными специальностями или хобби. Если трудно выделить даже главный интерес, пусть это будет наиболее доходная сфера деятельности.

Личная жизнь

Построение личной жизни не должно быть проблемой для гармонично развитого человека. Он легко уживается со многими характерами и в различных людях способен найти что-то свое. Такие люди обычно довольно умны и понимают, как именно нужно работать над отношениями.

Союзы, в которых есть люди данного типа, могут быть счастливыми и долгими. Ведь партнеру всегда приходится открывать что-то новое в любимом

Гармоничная личность - это личность с оптимально интегрированной внутренней динамической структурой, с оптимальной согласованностью с внешним миром, с оптимально протекающими жизнедеятельностью и развитием.

Гармонически развитая личность и гармоничная личность - практически синонимы, хотя определенные смысловые различия между этими понятиями есть. Гармонически развитая личность - вариант развитой личности , личность с равномерным развитием всех сторон и живущая без внутренних конфликтов, с внутренней гармонией .

К признакам идеальной гармоничной личности О.И.Мотков в статье "Ценностные представления о гармоничной личности людей разного возраста ​" отнес:

  • Преобладание положительных эмоций и спокойного настроения
  • Хорошее физическое самочувствие в целом
  • В целом положительное представление о себе, хотя видит и свои минусы
  • Здоровый и разнообразный образ жизни
  • Преимущественная опора на себя в жизни, а не на внешние обстоятельства
  • Гибкость в управлении своими эмоциями и действиями
  • Чувство меры в своих желаниях, притязаниях и действиях
  • Принятие двойственности Мира, наличия в нем и светлого, и темного
  • Стремление к достаточно высоким, но не к максимальным достижениям
  • Реалистичность представлений и желаний
  • Умеренная, нерезкая выраженность черт темперамента и характера
  • Удовлетворенность жизнью в целом
  • Удовлетворенность отношениями в семье
  • Удовлетворенность отношениями с друзьями
  • Удовлетворенность отношениями на работе (в учебной группе)
  • Открытость познанию нового, творческая деятельность
  • Доброжелательность к людям
  • Чувство красоты природы и единства с ней
  • Преобладающая ориентация на общечеловеческие ценности поиска истины, добра, красоты и гармоничной жизни
  • Умение экономно расходовать свою жизненную энергию

Гармоничная личность радует себя и окружающих своим душевным здоровьем, умением ладить с людьми и хорошей приспособленностью к широкому кругу ситуаций. При этом считать гармоничную личность идеалом для всех - оснований нет: это структура человека, который в профессиональной деятельности выбирает способ деятельности, оптимальный лично для него, не считая себя обязанным работать в режиме, нужном для дела, когда этот режим будет его излишне напрягать. Аналогично, гармоничная личность не готова платить излишним для нее внутренним напряжением и ради высоких целей: свое спокойствие и гармония такому человеку дороже. Поработал - отдохнул, пообщался - уединился, всего понемногу для себя и других, для здоровья, радости и развития. Быть героем, работать на пределе сил, совершать подвиги, посвящать себя одной великой цели - все это

В последнее время сообщениями о детской преступности пестрят газеты, об этом полно передач по телевидению и завален Интернет. Малолетние хулиганы не только бьют стариков, своих одноклассников и просто прохожих, но и мучают кошек, собак и других животных. Мало кто из родителей этих детей честно признается, что они допустили ошибки при воспитании ребенка, большинство их них перекладывают вину на школу, на плохую компанию, на бабушку или плохую жизнь.

Между тем, причина детской жестокости кроется в том, что родители сами не имеют никакого представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Вместо того чтобы заняться воспитанием своего ребенка, они целыми днями пропадают на работе, а в свободное время смотрят телевизор или занимаются домашними делами, забывая о том, что их ребенок испытывает недостаток родительского внимания. А ведь для того чтобы ребенок вырос гармоничной личностью он с самого рождения должен чувствовать себя членом семьи, где его любят, поддерживают и понимают.

Гармоничное развитие ребенка включает в себя развитие его физических, нравственных и умственных способностей. Гармоничная - это здоровый и сильный человек, находящийся в единстве с самим собой, окружающими людьми и миром. Такой человек нравственен и интеллектуален. Основа воспитания такой личности - терпение и еще раз терпение. Как раз этого качества характера многим современным родителям и не хватает. Вместо того чтобы найти общий язык с ребенком, спокойно разобраться и объяснить ему, что он поступил неправильно, они кричат на него, пугают и даже бьют.

Нет наверно на свете ни одного родителя , который бы мог похвастаться тем, что он ни разу в жизни не применял "запрещенные" приемы воспитания. В процессе воспитания детей возникают разные ситуации, ребенок, конечно же, должен знать, что ему дозволено, а что запрещено.

Границы дозволенного должны чертить родители своим авторитетом, но уважая личность ребенка, не оскорбляя, не унижая его и не срываясь.

Для того чтобы вырастить гармоничную личность с самого рождения воспринимайте своего ребенка как взрослого и полноценного человека. Не надо разговаривать с ним, как с маленьким, сюсюкаться и списывать все его шалости на возраст. Выслушайте ребенка, серьезным тоном объясняйте ему, в чем заключается его проблема и как следует ее решить. Ни в коем случае не показывайте ему, что он еще маленький и поэтому неправильно мыслит. Не ведите себя, как ребенок, не шутите, не смейтесь и не прерывайте его. У каждого человека бывает разные ситуации в жизни. Это могут быть экономические проблемы, бытовая неустроенность, неприятности на работе или в семьи. Какие бы трудности не преподносила вам жизнь, выплескивать их на детей не следует. Невозможно воспитать гармоничную личность, если вы четко не запомните, что при воспитании детей ни в коем случае нельзя:

1. Запугивать ребенка . "Если ты не съешь кашу, я тебя отдам вон той тете", " Будешь так громко плакать, тебя заберет бабай" и другие подобные этим страшилки помогают родителям добиться послушания ребенка, но именно они приводят к тому, то ребенок начинает бояться всех и у него развивается невроз.

2. Насмехаться над действием ребенка . "Ты такой большой, а сам не умеешь даже ходить в ", "Разве так строят домик из кубиков, неужели так трудно запомнить", "Пиши красиво буквы, а не рисуй каракули" - так родители желают стимулировать ребенка, чтобы он делал все без ошибок. Но такими словами можно добиться только обратного эффекта, услышав их, малыш теряется и боится еще раз повторять ошибки. Любые насмешки над действием ребенка недопустимы, они травмируют психику ребенка и лишают его уверенности в своих силах.


3. Сравнивать ребенка с другими детьми . "Посмотри вон на ту девочку, она какая чистая, а ты похож на чучело", " Вон Гера учиться на одни пятерки, а ты у меня совсем ленивый", " Маша такая послушная, а ты постоянно хулиганишь" - такими высказываниями родители разжигают в ребенке ревность и учат его равняться на других. Между тем, чтобы вырастить гармоничную личность не надо стараться воспитать ребенка таким как все, развивайте его хорошие стороны и талант. Сравнивая ребенка с другими детьми заставить его стать лучше невозможно, а вот дать ему почувствовать себя ущербным и способствовать его закомплексованности можно.

4. Обзывать ребенка . "Ты грязнуля!", "Какой же ты глупенький!", "Вот ты какой хулиган!", " Что ты за ребенок, ничего не умеешь делать?" - произнося такие фразы, родители насаждают ребенку комплексы. Ребенок не понимает, что родители произносят их с целью стимулировать его, а на самом деле так не думают. Он верит их словам и считает себя действительно таким плохим. Эти комплексы мешают жить многим людям и становятся тормозом на пути их успеха.

5. Наказывать ребенка, лишая его любв и. Наказания, дающие ребенку ощущение, что родители его не любят, недостойные и не имеют права быть в процессе воспитания детей. Даже родительский шлепок в мягкое место может быть совершенно разным. Дети быстро понимают, когда его родитель шлепнул любя, а когда со всей злостью, чтобы "отвести душу". Физическое наказание ребенка - это показание неустойчивой психики родителей, для интеллигентного человека поднимать руку на слабых недопустимо в принципе. Многие родители не бьют детей, но кричат.

Причем многие кричат не нормальным текстом , а используя поток оскорбительных и унизительных слов типа: "Идиот", "Шкодник", "Балбес", "Дурак" и так далее. Крик - это тоже своего рода наказание, его целью является также желание поставить на место непослушного ребенка. Нельзя также оставлять ребенка в темном месте одного, напутствуя его фразой: "Вот посиди тут и не будешь больше хулиганить". Все наказания, лишенные родительской любви, сказанные в пылу гнева, надолго запоминаются ребенку и оставляют глубокий след в его душе. Если же с целью наказания родители применяют еще и такие слова, как: "Ты мне не нужен" или "Я тебя не люблю", то такие заявления, сделанные в пылу гнева, навсегда травмируют детскую душу.

И напоследок не забывайте о том, что гармоничную личность можно вырастить только хорошим родительским примером, в атмосфере любви, уважения и взаимопонимания.