Редко встречаются родители полностью довольные поведением своего малыша, и очень многие считают, что их ребенок не слушается и капризничает. Вы тоже в их числе и не знаете что делать?

Не спешите расстраиваться, изучать новые способы воспитания и "приемы дрессировки". Подумайте, а кому нужны стопроцентно послушные дети? Точнее кем становятся в будущем такие ребятишки? Чаще всего это законопослушные налогоплательщики, незаменимые подчиненные, с виду хорошие мужья или жены, а возможно одинокие, уже привыкшие к своему одиночеству, “должники” своих пожилых родителей и поэтому заботятся о них.

Все прекрасно, не правда ли? А ваш ребенок не слушается маму и папу, балуется, плачет, и вы уже не знаете что делать, чтобы заставить его слушаться.

Сделаем небольшой экскурс в основы управления. Сейчас самое время. Мало найдется родителей, которые не хотели бы своему чадо успешной карьеры и материального благополучия. Итак, разработанная японцами теория управления условно делит всех людей на две группы: x и y . Люди х хорошо адаптируются в коллективе, ими легко управлять, если своевременно ставить перед ними задачи и следить за их исполнением. То есть те самые послушные дети в прошлом.

Таких людей большинство, в отличие от людей y , которые обладают внутренним самоконтролем, умеют сами ставить себе задачи и сами выполнять их без давления извне. У них хорошая самоорганизация, и они могут успешно управлять не только собой, но и другими. В том случае если контроль снаружи и давление становится чрезмерным, баланс в системе людей y нарушается и продуктивности их работы, достижению поставленных целей это только вредит.

Вот отсюда напрашивается вывод – не спешите ругать и переделывать своего ребенка. Заставить слушаться можно и скотину, если применить физическое воздействие, но иметь свое мнение и отстаивать свои права в дальнейшем ей не потребуется.

Если ваш ребенок свои поведением или просто словами умеет говорить вам “нет” – то, вероятнее всего, он сможет сказать “нет” и жизненным обстоятельствам, которые не будут его устраивать в будущем, людям, которые постараются на него надавить, убедить в том, что ему не нужно или не подходит. Вы же не хотите вырастить сына-подкаблучника или детей–офисный планктон, например? А именно сейчас он обучается, как реагировать на жизненные трудности в дальнейшем: терпеть, склонив голову, или брать инициативу в свои руки и решать проблему.

Я не призываю вас отказаться от воспитания, дисциплины, разумных требований, но проявить большую гибкость. Ваша цель не сломать юную личность, превратив в послушную овцу , а помочь встать ему на ноги, научиться добиваться своих целей . Еще раз уточню – своих, значит его целей, не ваших. Если вы желаете ему счастья, то вы понимаете, что он имеет право строить свою жизнь так, как считает нужным, сознательно делать выбор и нести за него ответственность сам. В противном случае его ждет судьба несчастного невротика с виду вполне счастливого, но глухо недовольного жизнью где-то внутри себя. Так глубоко, что он даже себе боится в этом признаться.


В конце концов, вы не сможете всю жизнь опекать, направлять и контролировать своего малыша, а дети растут очень быстро. И будучи уже пожилыми, вы не сможете упреками или силой заставить ухаживать за вами и заботиться. У ваших детей уже будет полная ответственность и свобода выбора как поступать и что делать. И получив ее уже в зрелом возрасте, часто взрослые дети не умеют ею пользоваться. Они готовы найти себе спутника жизни, который управлял бы ими как раньше родители, зависеть от друзей, начальства, даже уйти в секту, но понимают, что вам они уже больше не подчиняются.

Притча "Любящий родитель".

Жил родитель, который очень любил своих детей и очень боялся, что с ними что-то случится. Поэтому, он всегда контролировал каждый их шаг, указывая, в какую сторону им нужно идти. Он делал всё, чтобы никакие трудности не омрачили их жизнь. Но, несмотря на это, его дети выросли недостойными людьми.

В отчаянии любящий родитель воскликнул:

- Жизнь! Почему же так случилось?!

Та ему ответила:

- Потому что ты не дал мне ни единой возможности их воспитать.

Причин детского непослушания множество, причём в каждом возрасте они свои – то есть в 2 года, 5, 7, 8 или 9 лет ребёнок ведёт себя плохо в силу некоторых определённых факторов. Хотя, конечно, имеются и общие негативные предпосылки, например, вседозволенность.

Вопрос, что делать, когда ребёнок совсем не слушается, не редкость. И оставить ситуацию на самотёк нельзя, ведь нередко плохое поведение принимает крайние формы, когда малыш или практически отбивается от рук. Давайте разбираться.

Перечень ситуаций, когда ребёнок ведёт себя неподобающе, очень много.

Ниже представлены 5 типичных образцов детского непослушания, у каждого из которых имеются свои собственные предпосылки и возрастные рамки:

  1. . Нередко случается так, что после неоднократного предупреждения малыш в два годика вырывается из маминых рук на прогулке, хватается за острые предметы и т.д. Естественно, подобные поступки изматывают.
  2. . На любое мамино требование или просьбу ребёнок отвечает сопротивлением, протестом, . Он не хочет одеваться, садиться за стол, возвращаться с прогулки. Подобное поведение часто встречается у детей 3 лет и даже в 4 года.
  3. Ребёнок мешает окружающим . Даже в 5 лет дети могут вести себя просто невыносимо: кричать и бегать в общественных местах, толкаться и пинаться. В результате матери очень стыдно из-за недовольных взглядов и замечаний окружающих людей. Чаще всего в 7 лет такая проблема полностью исчезает.
  4. . На просьбу взрослых одеться, убраться в комнате дети отвечают молчанием и игнорированием обращённых к ним слов. Подобное поведение особенно характерно в 10 лет и старше, когда начинается подростковый бунт.
  5. . Такие поступки больше характерны для младшего дошкольного возраста. В 4 года дети могут громко требовать настаивать на приобретении дорогой игрушки или какой-либо сладости.

Для решения подобных проблем имеются свои воспитательные приёмы, которые призваны сделать ребёнка более послушным. Но перед их описанием следует разобраться, почему дети не слушаются.

Причины непослушания

Источники «неправильного» поведения иногда очень легко установить, просто проанализировав поступки малыша и свою реакцию на них. В других же ситуациях провоцирующие факторы скрыты, поэтому анализ должен быть более глубоким.

Ниже представлены самые распространённые причины непослушания детей разных возрастов:

  1. Кризисный период . Психология выделяет несколько основных кризисных этапов: 1 год, 3 года, 5, 7 лет, 10 — 12 лет (начало переходного возраста). Естественно, границы достаточно условные, важнее другое – в эти периоды происходит существенные изменения в детской личности и способностях ребёнка. Меняется и психика, и поведение.
  2. Чрезмерное количество запретов . Бунт – естественная реакция детей любого возраста на ограничения. При постоянно звучащем слове «нельзя» ребёнок порой специально нарушает запреты, чтобы доказать свою независимость и «насолить» родителям.
  3. Непоследовательность родителей . По различным причинам родители вводят санкции против ребёнка за то, что вчера если не поощрялось, то и не осуждалось. Естественно, он растерян, дезориентирован, что и выражается в непослушании.
  4. Вседозволенность . В такой ситуации, напротив, ограничения практически отсутствуют. Ребёнку разрешено буквально всё, поскольку родители путают понятия «счастливое детство» и «беззаботное детство». Результатом потакания любым капризам становится избалованность;
  5. Разногласия в вопросах воспитания . Различные требования к ребёнку – не редкость. К примеру, отцы обычно требуют больше от детей, мамы же проявляют сочувствие и жалость. Или конфликт может возникнуть между родителями и старшим поколением. В любом случае непослушание – следствие дезориентации ребёнка.
  6. Неуважение детской личности . Нередко взрослые убеждены, что ребёнок в 8 или 9 лет столь же «бесправен», как и годовалый. Они не желают слушать его мнение, поэтому неудивительно, что в итоге возникает протестное поведение.
  7. Конфликты в семье . Взрослые, выясняя собственные отношения, забывают о ребёнке. А тот старается привлечь внимание через шалости или даже серьёзные проступки. Впоследствии это превращается в привычку.

Нередки случаи, когда поведение ребёнка ухудшается после изменения состава семьи: развода или рождения братика/сестрёнки. Основной мотив непослушания в таких ситуациях – желание привлечь к себе внимание.

Как реагировать на непослушание?

О типичных проблемах и причинах детского неподчинения уже было сказано. Теперь нужно понять, что делать родителям, если ребёнок не слушается.

Стоит отметить, что речь пойдёт о поступках, которые всё же остаются в пределах нормы. То есть рассматривать будем именно непослушание, а не отклоняющееся поведение.

Полезная и актуальная статья, в которой психолог рассказывает, и как родительские крики влияют на его дальнейшую жизнь.

Ещё одна важная статья, которая посвящена теме физических наказаний. Психолог доступно объяснит, .

Что же делать с ребёнком, если он ведёт себя столь необдуманно, что это угрожает его здоровью или даже жизни? Необходимо ввести систему жёстких рамок, которые запрещено пересекать.

3-летний малыш, активно познающий мир, просто не представляет, насколько тот опасен. Однако в силу возрастных особенностей и не понимает пространные объяснения, поэтому систему ограничений основывают на условно-рефлексивном поведении.

Ребёнок, услышав определённое слово, обязан остановиться чисто рефлекторно. Это важно, поскольку не всегда есть время на пояснение сложившейся ситуации и вероятных последствий.

Чтобы вся эта конструкция заработала, нужно:

  • подобрать сигнальное слово , которое бы означало категорический запрет. Лучше всего не использовать с этой целью слово «нельзя», поскольку ребёнок слышит его постоянно. Подойдут сигналы «стоп», «опасно», «запрещаю»;
  • продемонстрировать взаимосвязь между сигнальным словом и негативным последствием . Конечно, ситуация не должна представлять серьёзную опасность для ребенка. К примеру, если ребёнок тянет палец к иголке, можно позволить ему прочувствовать боль от острого. В действительно опасных ситуациях нужно многократно проговаривать сигнальное выражение: «Опасно брать ножик.», «Опасно прикасаться к плите.»;
  • убрать эмоции . Иногда ребёнок 5 года жизни специально провоцирует опасность, чтобы мама испугалась за него, а он напитался её эмоциями. Вот почему не следует показывать свои сильные переживания, когда малыш так себя ведёт.

Введение категорических запретов также должно сопровождаться уменьшением прочих ограничений, поскольку в ином случае существует риск, что ребёнок попросту запутается, что можно, а что нельзя делать.

Как уже было отмечено, дети проходят через несколько кризисов, которые и характеризуются протестными настроениями. Взрослеющий человечек стремится к автономности, однако редко какой родитель готов её предоставить в 5, 8 или 9 лет.

Как поступить родителям в этом случае? Позволить ребёнку быть более самостоятельным и принимать решения. Согласитесь, можно предоставить ему возможность решать, чем он будет завтракать или что наденет в школу.

Подобные вещи покажутся родителям мелочью, зато для растущего ребенка это своеобразный пропуск во взрослый мир. А ещё он чувствует, что может принести пользу своим близким.

Если же ребёнок настаивает на выполнении заведомо «проигрышного» задания, позвольте ему это выполнить (если, конечно, это не навредит самому малышу). Однако после неудовлетворительного результата не нужно говорить, мол, я же предупреждала и т.д.

Если же протест вылился в истерику, взрослому следует сохранять спокойствие, иначе эмоциональная вспышка только усилится. Нужно избавить ребёнка от зрителей, прижать к себе или, напротив, немного отойти, не выпуская его из виду. Всё зависит от обстоятельств.

Ребёнок мешает окружающим

В этом случае необходимо дать понять, что имеются общие поведенческие принципы, которые нужно в обязательном порядке соблюдать. Естественно, если ребенок не слушается в 4 года, то он может просто не понимать важности выполнения этих требований.

И всё же делать замечания, объяснять и, в конце концов, воспитывать детей необходимо. Поэтому мама и во второй, и в восьмой раз должна повторять вроде бы очевидные вещи: «Не пинай кресло, потому что мужчине впереди неудобно сидеть».

Если не получается сейчас, то ближе к 8 годам ребёнок усвоит правила поведения, о которых так часто повторяет мама или папа. И чем доступнее объяснять, тем скорее этот момент наступит.

Дети не хотят прислушиваться к родителю, который читает ему нотацию, по двум причинам:

  • ребёнок занят, витает в своих мыслях, поэтому он даже не слышит, о чём говорит родитель;
  • это ещё один вариант протестного поведения.

В первом случае так себя ведут дети, у которых проявляются аутистические черты. Однако может подобное поведение проявляться и у одарённых ребятишек, поскольку они постоянно прокручивают в голове множество различных идей.

Необходимо разобраться, почему именно ребёнок не может или не хочет слушать, чтобы вовремя исправить ситуацию или постараться наладить отношения. Квалифицированный психолог подскажет, что делать в этом случае.

Протестное поведение характерно для детей старше 9 лет и особенно для подростков. Они хотят большей самостоятельности, поэтому сердятся на родителей, отказываются их выслушивать, сопротивляясь таким образом их требованиям.

Не важно, не слушается родителей бунтующий подросток или трёхлетний ребёнок, методы решения проблемы будут схожими. Нужно дать детям больше самостоятельности, если это не навредит их безопасности, и больше любви и поддержки.

Ребёнок требует купить ему что-то

Не нужно ожидать, пока требования и капризность перерастут в истеричный приступ. Лучше всего незамедлительно выйти из магазина и под благовидным предлогом забрать ребёнка. Например, объясните, что забыли деньги.

Несостоявшегося «покупателя» необходимо отвлечь на другое действие. Обратите внимание на пробегающую кошку, посчитайте птичек на ветке, повторите выученное стихотворение. Обычно малыши быстро забывают о несовершённой покупке.

Если ребёнок старше 6 — 7 лет, то с ним уже следует договариваться. Пусть он аргументирует, почему ему необходимо именно эта вещь. Узнайте, возможно, он согласен потратить свои карманные деньги (если таковые имеются) на игрушку или телефон.

Тогда стоит пообещать добавить недостающую сумму на день рождения или Новый год и купить понравившуюся вещь. Естественно, обещание нужно в обязательном порядке сдержать.

Мы рассмотрели, что нужно делать, если ребёнок не слушается в типичных ситуациях. Однако имеются общие рекомендации , которые будут полезны всем родителям. И неважно, сколько исполнилось чаду – 3, 5, 8 или 9 лет.

  1. Сократите число запретов, оставив их для действительно серьёзных ситуаций. В этом случае незамедлительно снизится количество наказаний.
  2. Если ребёнок в 8 лет не слушается, а вы привыкли решать проблему криком, попробуйте успокоиться и делать замечания спокойным тоном.
  3. Если ваше чадо не слушает по причине увлечённости, попробуйте привлечь его внимание не криками, а, напротив, шёпотом, мимикой или жестикуляцией. Собеседнику волей-неволей придётся прислушаться.
  4. Не озвучивайте по много раз свои требования. Сначала просто предупредите, чтобы ребёнок прекратил баловаться, затем следует дисциплинарная мера. А уже после наказания объясняется причина столь строгих мер.
  5. Постарайтесь не употреблять в речи частицу «НЕ». Этот совет основан на мнении, что дети не воспринимают отрицательную частицу, буквально принимая просьбу в качестве руководства к действию.
  6. Если дети истерят, нет нужды в этот момент взывать к их разуму. Успокойтесь сами, ещё раз подтвердите своё требование, не повышая голос. Это больше проходит в 8, 9 лет, а с детьми раннего возраста сработает отвлекающий манёвр.
  7. Будьте последовательны в поступках, требованиях и обещаниях. Также заручитесь поддержкой супруга и бабушек. Согласованность не позволит дезориентировать ребёнка, у которого не будет причины вести себя вызывающе.
  8. Старайтесь уделять общению с детьми больше времени. Причём важно не количество минут, а качество взаимодействия.
  9. Морально подготовьтесь к неизбежному взрослению. Ребёнок растёт, ему требуется больше самостоятельности для реализации своих желаний и планов. По мере возможности обеспечьте эту независимость.
  10. Проявляйте искренний интерес. Узнайте, чем живёт ваш подросший ребёнок. Возможно, его любимые фильмы не так поверхностны, а музыка достаточно мелодична.

Если ребёнок в 10 лет или в 2 года не слушается после многомесячных усилий с вашей стороны, лучше обратиться к психологу.

Чтобы ребёнок слушался или, по крайней мере, адекватно относился к требованиям взрослых, нужно восстановить максимально доверительные детско-родительские отношения и наладить эмоциональную связь.

Способы установить доверительные отношения:

  1. Ребёнку важно понимать, что можно рассказать родителям о тревожащей его ситуации. Также маленькому человечку необходимо знать, что он может задавать вопросы взрослым, не боясь, что те рассердятся. Одновременно и родители должны без стеснения спрашивать, уточнять, рассказывая о нескольких способах решения проблемы.
  2. Если вам нужно сообщить какую-то важную новость или попросить о чём-нибудь срочном, лучше не кричать, а подойти, приобнять – то есть создать физический контакт. Подобное действие покажет вашу высокую заинтересованность в этой ситуации, и у ребёнка будет меньше оснований отказать вам.
  3. При общении нужно поддерживать зрительный контакт, однако взгляд должен быть мягким. Если родитель смотрит рассерженно, то ребёнок подсознательно ощущает угрозу, желание надавить на него, поэтому каждое обращение воспринимает как приказ.
  4. Воспитание подразумевает не только требования, но и благодарности. Похвала, слова одобрения – лучший стимул для детей, ведь они их слышат от родителей. Кстати, материальное поощрение не так ценно для ребёнка, как искренняя мамина или папина благодарность.
  5. Не следует забывать, что вы родитель, то есть старше и опытнее своего чада. Чрезмерно приятельские отношения нередко приводят к тому, что ребёнок перестаёт воспринимать вас в качестве защитника, главного человека в семье. То есть нужно проявлять большую гибкость.

Важно научиться правильно реагировать на любую проблему, рассматривать её со всех сторон, в том числе и с позиции ребёнка. В этом случае доверие обязательно вернётся, а, значит, и детям уже не нужно будет противостоять своим родителям.

Сила личного примера

Дети не всегда реагируют должным образом на простое объяснение, почему нужно вести себя так или иначе. Лучше воспитывать на личном примере, ведь этот способ действует куда эффективнее, нежели многочисленные слова и пожелания.

Если ребенок в 6 лет не слушается, возможно, следует выслушать его доводы, объяснение поступка. Особенно важно демонстрировать справедливость в подростковом возрасте, поэтому находите в себе силы пересматривать своё решение, если оно было неверным, и просить прощения за ошибку.

В один не самый прекрасный момент практически каждый родитель может столкнуться с проблемой непослушания. Однако не стоит отчаиваться и решать вопрос силой, лучше выстроить отношения с ребёнком так, чтобы конфликты не доходили до точки невозврата.

Кроме того, подумайте, так ли хорош послушный ребёнок. Ведь некоторые проявления неподчинения связаны с нормальным прохождением возрастных кризисов, а если дети никогда не возражают, возможно, им не хватает самостоятельности и стремления к саморазвитию.

И, наконец, сами взрослые должны служить образцом конструктивного поведения. Согласитесь, что глупо требовать от ребёнка слушать и слышать, если родители не всегда выполняют обещания, меняют без должного основания требования и не желают уступать в малом.

Маленький карапуз повзрослел: научился ходить, говорить, хоть непонятные, но такие долгожданные слова, пользоваться ложкой, а также капризничать. Последнее получается лучше всего. Многие родители задаются вопросами о том, что делать, если кроха не слушается? Как отучить от истерик и капризов? Ответы ищите ниже.

Почему годовалый ребенок не слушается?

Дети, от 1 до 2 лет очень любознательны и не понимают слова «нет» и «нельзя» . Только представьте себе, что творится в голове у малыша, когда он хочет исследовать какую-то вещь, а взрослые забирают ее и строгим, вызывающим обиду тоном говорят «нет». Реакция в виде возмущения, рыдания, топанья ногами, не заставит себя ждать. Кроха не понимает, почему с игрушкой можно играть, а с вашим телефоном нельзя.

После этого, вероятней всего, ребенок объявит бойкот - будет делать все назло.
Плюс ко всему, малыш хоть и маленький еще, но уже способен соображать очевидные вещи: пюре не вкусное - можно выплюнуть, скучно и одиноко, стоит заплакать и мама тут же примчится. Такое детское непослушание, капризы и истерики, специалисты называют кризисом.

Если ребенок в год не слушается и истерит, для родителей это может быть знаком, что малыш:

● нуждается в вашем внимании;
● заболел. Ведь кроха пока еще не может вполне рассказать маме о своем самочувствии, поэтому выражает свои чувства тем способом, который ему хорошо знаком;
● пытается завладеть чем-то очень «нужным»;
● угнетен большим количеством ограничений;
● нет настроения. Очень часто ребенок 1,5 года не слушается взрослых из-за ситуаций в прошлом, в которых его как-то расстроили.

Как правильно поступить если малыш не слушается и капризничает?

Ответим на вопрос с учетом основных родительских трудностей в воспитании ребенка.

Отбросьте излишние запреты. Чтобы каждый раз не говорить ребенку «нет; нельзя; ты еще маленький; это не для тебя», просто спрячьте вещи в недоступное и невидимое место.

Вопросы родителей

Сергей, 33 года, Москва
«Год ребенку, капризничает, не слушается, что делать? Рыдает по поводу и без, не слазит с рук, терпеть уже нет сил. Кидает предметы в разные стороны, ломает, топчет кричит. Ладно игрушки, но, бывает, что он все сносит на своем пути. Мало того, что малыш в 1 год не слушается, так он еще и дерется со всеми. Я работаю дома, у меня куча важных документов, которых я иногда лишаюсь, благодаря сыну».

Вот явный пример того, как родители не должны поступать. Приучайте кроху к порядку с самого детства , объясняйте, что все предметы одинаково важны и играть с каждым из них следует осторожно. Определите четкие границы дозволенного и недозволенного, говорите с малышом, учите. По поводу документов, это неизведанный предмет для малыша и он пытается его изучить, что является абсолютно нормальным. Покажите лист бумаги, расскажите, что можно с ним сделать (рвать, жмакать, рисовать). А важные документы следует прятать в недоступное для крохи место.

Какие запреты нужны, а какие нет, рассказано в видео:

https://youtu.be/E1-lLIaibco

● Если кроха хочет сделать что-то самостоятельно, не пресекайте инициативу . Лучше, на всякий случай, подстрахуйте.

Не заставляйте делать то, чего ребенок не хочет. Например, ошибкой многих родителей является то, что они насильно принуждают ребенка к употреблению пищи, чего специалисты делать не рекомендуют.

Придерживайтесь одной линии поведения с малышом. Это правило касается всех родных и близких. Не допускайте ситуаций, в которых с бабушкой крохе все можно, а с мамой действуют правила и ограничения.

Марина, 25 лет, Мурманск
«Нашему малышу 1,8. Не слушается маму, папу, за бабушку с дедушкой отдельный разговор. Не могу спокойно поговорить по телефону, дерется, кидается предметами. Хочет, чтобы все было как он захочет, в противном случае - дикий плач. Долгое время бабушка все разрешала, а сейчас мы с мужем решили ввести правила, так вот после них и начался ад. Ограничений у дочи не много, но они есть. Она должен учится понимать что можно, а что нельзя. Правильно ли мы все делаем?»

В этой ситуации мама права, ограничения должны быть. Но неправильно их вводить когда захочется. Кроха не понимает, что случилось, почему раньше можно было играть с телефоном, а сейчас мама ругается. Плюс ко всему, малыш в недоумении: с бабушкиным смартфоном играю - меня целуют, а когда с маминым - запрещают и упрекают. Как понять этих взрослых? Это как арифметическая задачка для крохи, поэтому родственникам нужно придерживаться одной линии в воспитании малыша.

Разрешите малышу помогать вам хозяйству. Хвалите и поощряйте в процессе, это поможет направить энергию ребенка в правильное русло. Сил на капризы не останется.

Не ведитесь на провокации и сохраняйте спокойствие.

Анастасия, 29 лет, Нижний Новгород.
«Ребенку 1,5 не слушается, закатывает продолжительные истерики, плачет по пустякам. Боимся выходить на улицу, а про магазин вообще молчу. Стыдно ходить в любые общественные места. Что предпринять? Как отучить от истерик?»

В ситуациях данного характера очень важно как ведет себя родитель. О том, какое поведение считается правильным и как быстро прекратить детскую истерику рассказано в этом видео:

Бывает, что ребенок 1 год 10 месяцев не слушается, казалось бы, малыш более взрослый и должен понимать, что к чему, но увы. Чаще бывает все да наоборот. Такое поведение, скорее, из-за недостатка внимания. В этом возрасте следует чаще говорить с крохой, это не только поспособствует развитию речевого аппарата, но и укрепит ваши отношения. Будьте для малыша другом, а не воспитателем.

Чего делать не нужно?

● Ни в коем случае не поднимайте на кроху руку.
● Нельзя сквернословить и кричать. Будьте хорошим примером для подражания.
● Не используйте правило: кто старше, тот сильнее. Такая модель поведения не предназначена для воспитания ребенка. Будьте опорой для него.

Ребенку 1 год, не слушается, что делать? Полезное видео

Если ребенок не слушается, как реагировать? Трудная тема, не правда ли? Данное видео поможет вам более детально разобраться в вопросах о кризисе 1 года

28.10.2017 12:00:00

Капризные дети! Сколько проблем они создают! Особенно когда закатывают истерику в общественных местах. Когда не слушаются, когда не хотят одеваться, чтобы идти в садик.

Нормальный язык они не понимают. Применять насилие не хочется. Приходится давить психологически, шантажировать, запугивать. А если и это не помогает, встряхнуть хорошенько и гаркнуть!

Только так доходит. По хорошему никак!

К сожалению, насильственный метод помогает ситуативно. Вы можете ругать, бить и кричать на ребёнка, но он не станет от этого более послушным.

Проблем становится не меньше, а больше.

«Капризы глазами родителей»

Представьте, что вы стоите с ребёнком в очереди. В одной руке держите корзинку с продуктами, а в другой ребенка, который лезет, извивается, хочет дотянуться вон до той конфеты.

Вы уже объяснили, что конфету покупать не станете. Но ваше чадо настойчиво продолжает требовать. И вот, не успели вы и глазом моргнуть, как начинались капризы.

Нормальные слова и просьбы оказались бесполезными. Приходится включить плохого полицейского и прибегнуть к грубости.

Вот так доходит. Только так понимает!

«Капризы глазами ребёнка»

Ух ты, какая конфета! Должно быть вкусная. Столько радости она мне принесёт. Надо брать!

— Мам, хочу эту конфетку!

— Нет, ты не заслужил. Кто в садике себя плохо вёл?

— Ну ма-ам!

— Ну ма—ма!

— Я тебе сказала, НЕТ!

— Ну ма-а-ама!

— А ну заткнись, скотина, — прошипела мама сквозь зубы, — Я тебе что сказала?! Ты наказан! Домой придём, я папе скажу, как ты себя вёл! Он с тобою поговорит, вот увидишь!

Слёзы, тихое завывание и проглатывание соплей…

Со стороны, кажется, что ребёнок всё понял и, наконец-то, послушался. Но давайте заглянем в душу маленького человечка и посмотрим, что же там сейчас происходит…

«Капризы глазами эмоций ребёнка»

Мама кричит на меня. Говорит, что я плохой. Она строгая, она злая. Она меня не любит. Когда она любила меня, то притворялась, а на самом деле я ей не нужен!

Ребенок испытывает одну или несколько из нижеперечисленных эмоций:

Жалость к себе — я хороший ребёнок, а она со мною так плохо обращается. Я не заслужил такого. Мама делает мне больно. Ей всё равно, что мне плохо. Она меня не любит.

Обида — это несправедливо. Мама не должна так со мною обращаться. Она должна любить, а она злая. Она кричит и не любит меня.

Желание отомстить — я умру, и вы будете плакать! Тогда поймёте, кого потеряли. Пожалеете, что плохо со мною обращались, но будет поздно.

Горе — я ненужный ребёнок. Со мной плохо обращаются, значит, не любят. Я лишний. Лучше бы меня не было. Зачем меня вообще рожали?

Подавленная злость — хочется крикнуть на неё, огрызнуться, но нельзя, потому что будет еще хуже при оказании сопротивления.

Страх — мама от меня совсем откажется. Позвонит в милицию и меня заберут за плохое поведение. Она от меня совсем-совсем откажется!

Печаль — ничего не могу сделать, чтобы меня любили. Они ведут себя жестоко, не считаются со мною. Ничего не могу с этим поделать. Мне так не повезло! Других детей любят родители, а меня нет.

Отчаяние — папа накажет меня, когда я приду домой. Он снова может наброситься на меня с ремнём. Как же этого не допустить? Что делать? Что говорить? Надо просить прощения, умолять.

Паника — наказание неизбежно, неотвратимо, ничего не могу поделать с этим! Ведут к ремню, как животное на бойню.

«Эти эмоции ложатся в основу взрослой жизни вашего ребёнка!»

Мозг ребёнка формируется. Эмоциональные страдания становятся кирпичами в многоэтажном здании его будущей жизни. Сегодня всё больше родителей это знают и понимают.

Воспитание, которое вызывает страдания, является деструктивным подходом!

Оно разрушает будущее ребёнка. Превращает яркую личность в серую посредственность с потухшими глазами.

Во взрослой жизни ваш ребёнок будет заливать внутренние детские раны алкоголем. Боль и пустоту в груди закуривать сигаретами. Страх одиночества (в животе) заедать нездоровой пищей.

«Есть ли более здоровый способ? Конечно, есть!»

Я видел его много раз в разных странах мира. Он прост, как дважды два. Но есть один нюанс…

Родители боятся поступать так, как я хочу им посоветовать!

Природа опасений заложена в неверных представлениях о психологии ребёнка, которые укоренились еще со времён крепостного права.

Давайте разберём их сейчас, а уж потом я расскажу, как себя вести, чтобы ребёнок стал просто шёлковым.

«Ситуация: ребёнок упирается, капризничает, не хочет идти в садик»

Теперь давайте погрузимся во внутренний мир родителя. Проанализируем мысли, эмоции, желания и ожидания в этот момент.

Итак, ребёнок сидит на полу, колготки одевать не хочет, упирается, плачет и стучит руками по полу.

Анализ роли родителя

Мысли: «Ну, всё! Достал уже. Настал конец моему терпению!»

Эмоции: негодование, злость, раздражение, гнев.

Причина эмоций: ребёнок идёт против моей воли. Делает всё на зло. Не слушается. Грубит, обзывается.

Желание: накричать, нашипеть, взять за ухо, ударить по заднице, влепить подзатыльник. Говорить жестко, грубо, повышая громкость голоса.

Ожидания: если поступить так, ребёнок сразу же послушается, заткнётся и сделает так, как ему говорят. Это подтверждается опытом.

И тогда? Гнев уляжется. Ребёнок начал вести себя правильно, как ему сказали. Нужный результат получен. Это быстрее, чем уговаривать и объяснять.

Какой есть другой вариант?

Уговаривать, объяснять. Это долго. Это работает плохо. Ребёнок видит, что с ним мягко обходятся, и начинает капризничать ещё громче и требовательнее.

Если согласиться с требованиями ребёнка не идти в садик, значит, кто-то должен с ним сидеть. Значит, не идти на работу. А деньги кто тогда будет зарабатывать?

Единственный выход, который видится из этого замкнутого круга: применение жёстких мер!

«А что, разве есть другие способы?»

Конечно, есть! :) Причем, намного лучше первых двух, перечисленных выше.

Давайте вспомним, что переживает ребёнок, когда родители обращаются с ним жёстко, холодно, твёрдо и решительно.

Со мною жестоко обращаются: подавляют, ограничивают, шантажируют. Значит, меня не любят. Если не любят, значит, я им не нужен. Если не нужен, то в любой момент меня могут бросить.

И еще: за что со мною так? Почему так жестко? Почему они не хотят по-хорошему, почему они это делают по-злому?

Когда ребёнок переживает бурю неприятных эмоций, в этот момент родители ругают его и что-то объясняют на логическом уровне. Ребёнок пропускает родительские слова мимо ушей. Почему?

Когда внутри бушуют подобные эмоции, осознанность любого человека становится очень низкой. Сознание сужается. Осмысление словесной информации затруднено.

Внутри малыш страдает, все силы уходят на подавление своих эмоций. Ему не хватает энергии, чтобы понимать слова родителей.

Ребёнку приходится чисто машинально соглашаться и что-то обещать, лишь бы «эти придурки» скорее отстали.

«В чём основное страдание ребёнка?»

Если кратко, то «меня не любят» и «я им не нужен». При этом неважно что говорят родители, чему они учат в этот момент и прочее.

Вот совет, который я обещал. У некоторых родителей от него волосы начинают шевелиться на затылке:

«Любите ребёнка в момент капризов!»

Чего?! За что же его любить, когда он ведёт себя плохо, перечит, грубит и не слушается?

Если любить, когда он не слушается, идти у него на поводу, то он приучится и будет дальше так делать. Начнет этим пользоваться, на шею сядет окончательно. Испортим ребёнка, разбалуем!

А если мы жёстко пресекаем капризы, то это отбивает охоту делать так в будущем.

«И в этом моменте мы находим две логические ошибки!»

О первой скажу кратко. Если вас бить каждый раз, когда вы обижаетесь или злитесь, то произойдет что? Это сделает вас необидчивым и незлым человеком? Конечно, нет.

Вторая ошибка. Смотрите, какая интересная логика: «Если любить, значит разрешить, а если жёстко, значит запретить».

Теперь небольшой фокус. Разорвём связь между «любить» и «разрешить». И вот что мы получим…

Во время капризов, обнимите ребёнка, возьмите на руки, поцелуйте, приласкайте. При этом мягко и с любовью НЕ РАЗРЕШИТЕ ему то, что не разрешаете.

Чувствует ли ребёнок, что его не любят? Нет! Может, чувствует себя ненужным? Нет! Может, чувствует, что вы с ним жестоки? Нет, вы с ним мягки. Вы его любите. Он чувствует ваше тепло и поддержку. Ему хорошо. Он успокаивается.

Любовь всё поглощает! Она проглатывает весь негатив целиком.

Эмоции малыша приходят в норму. Осознанность повышается. В этом состоянии легко понять и осознать словесную информацию из родительских уст.

В этот момент с ребёнком легче всего договориться!

«Иван, мы пробовали! Не помогает. Ребёнок всё равно продолжает капризничать и не успокаивается»

— И что вы делали тогда?

— Пришлось отлупить.

— Пришлось отлупить.

— Facepalm.jpg

Что нужно делать: продолжать любить! Вы настойчиво запрещаете, но с любовью. Малышу нужно время, чтобы почувствовать вашу любовь, ощутить ваше тепло и успокоиться.

Эмоции инертны!

Не ждите, что этот хорошенький маленький человечек способен быстро усмирить непонятно откуда возникшие эмоции. Не каждый взрослый на это способен, между прочим!

Ваш замечательный малыш успокоится. Обещаю. Я видел это сотню раз своими собственными глазами. Так воспитывают в Индии, в Испании, в Португалии, в Таиланде, в Англии, в Ирландии, в США, в Канаде, в Голландии…

Если ребёнок бьётся в истерике на полу, они его поднимают, берут на ручки, обнимают, гладят по головке и… О ЧУДО! Малыш тут же начинает успокаиваться.

И дети у них спокойные. И родители довольные. Дети любят родителей, слушаются их. Почему? Потому что родители любят их! Не унижают, не бьют, не ругают, а просто любят. Запрещают мягко и с любовью.

«Ещё раз: ребёнок копирует поведение родителей!»

Вспомните, о чем я говорил в предыдущей статье. Ребёнок учится поступать с другими так же, как поступают с ним его родители.

Бьёте сына ремнём? А через 20 лет он будет бухой гонять жену по всей квартире с табуреткой в правой руке. А соседям каково? Когда хочется расслабиться, а через стену грохот, крики, мат-пере-мат…

Любите дочь? Она будет любить своего ребёнка так же, как и вы. Мужа будет любить так же, как вы её любите. Подавайте пример любви. Ваша дочь будет намного спокойнее и увереннее в себе.

Чем больше вы любите своего ребёнка, тем больше счастья вы создаёте в его будущем.

«Разве я не люблю? Мои дети обуты, одеты, накормлены, не шляются, где попало…»

Любить — это глагол, это действие.

Когда ребёнок одет и обут, какие действия вы совершаете, чтобы показать, что любите? Всё просто. Надо гладить по голове, обнимать, целовать, говорить, что любите.

Новенькая куртка, которую вы купили, не сделает такие простые действия за вас. Борщ в желудке ребёнка не скажет нежных слов о родительской любви.

«Иван, на это просто нет времени! Прихожу уставшая с работы, голодная и злая, как собака…»

Без проблем. Обнять и поцеловать малыша — это 10 секунд. Затем переоденьтесь, поешьте, примите душ. Поздравляю! Теперь вы полностью готовы, чтобы по 1-2 минуты давать любовь ребёнку.

«Если ребёнку давать любовь и внимание, ему будет мало, он начнёт требовать ещё больше»

Представьте, что у вас огромный пак шоколадок. Вы никогда таких вкусных не ели (никто не давал).

Вы съедаете одну за другой. По этой логике, вам будет хотеться больше. Хорошо, продолжаем есть. Чем больше съедено, тем больше хочется? Голод и желание кушать растут в геометрической прогрессии?

Очевидно, что нет.

Утоление любой жажды приводит к облегчению и сытости. В первую очередь это касается жажды любви. Так утолите ее, наконец! И перестаньте ругать, кричать, унижать вашего самого близкого человечка.

Можете любить порциями по 20 секунд, распределяя их во времени. Подошли, погладили по голове, обняли, пошли дальше.

«Поначалу ребёнок будет удивляться…»

Как это так? Вчера ругали за непослушание, а сегодня разговаривают, объясняют и любят. Вчера бы треснули подзатыльник за баловство, сегодня обнимают.

Дети могут перестать слушаться родителей в любом возрасте. Взросление не проходит одинаково. При преодолении определенных этапов в развитии и освоении новых навыков, поведение малыша может измениться, и часто не в лучшую сторону. На вопрос почему ребенок 5 лет не слушается родителей однозначного ответа нет. Общие моменты в непослушании детей такого возраста можно выделить.

Вы, наверняка, слышали о кризисе одного года, кризисе трех лет и подростковом кризисе. Когда пятилетка начинает бунтовать, вы можете начать интересоваться, почему так происходит. В чем причина непослушания моего крохи? Психологи не говорят особо о кризисе пяти лет. Но родители хотят знать, что происходит с ребёнком.

Все возрастные рамки и кризисы – вещь достаточно условная. Вы можете вообще не столкнуться с кризисами, можете пропустить какой-то, а можете собрать все. Переломные моменты и трудный возраст связаны с переходом малыша на новый этап в развитии. Он начинает ходить, коммуницировать, осваивать новые навыки, взрослеть, требовать свободы. У кого-то это происходит раньше, у кого-то позже.

Пять лет – это возраст изменений, у многих детей происходит серьезный скачок в развитии. Малыш начинает по-новому проверять границы, он уже пополнил словарный и поведенческий запас, и может отстаивать свои интересы. Он осознал уже себя, как личность. Больше нет такой крепкой связи с мамой. У него появляются свои интересы, и он их отстаивает.

В основном детское непослушание в любом возрасте не связано лишь с возрастом ребенка. Причины обычно гораздо глубже. Основная причина кроется в неправильном поведении родителей с ребенком. Проанализируйте свое поведение, подумайте, может что-то поменялось в вашем отношении к ребенку, может изменения происходят с вашей жизнью. Ребенок проецирует на себя ваше негативное настроение, ваши переживания, и выдает это все в ответ.

Часто взрослые сами начинают воспринимать ребенка 5-6 лет, как взрослого. Уже не нужен постоянный уход и контроль, малыш самостоятельно ест, засыпает, играет и уже может сам гулять. Родители, наконец, выдыхают — малыш вырос. Они начинают уделять ребенку меньше внимания. Срабатывает простой механизм: если ребенок не может добиться внимания родителей по-хорошему – он делает это доступными ему способами. Самый простой способ привлечь внимание родителей – это вести себя плохо.

Когда пятилетний ребенок просит поиграть с ним или покормить его, какой ответ он чаще всего слышит? Правильно, «ты уже взрослый, давай сам». Часто мама и папа не понимают, что ребенку еще нужно внимание. Пройдет какое-то время, и он уже не будет вас просить, а сейчас он в вас еще очень нуждается. Детки могут и не просить ни о чем, а вести себя специально плохо. Становится понятно, что нужна реакция от родителей, пусть даже и негативная.

Какое самое простое и самое верное объяснение того, что ребенок кусается и дерется? Все просто – ему нужно внимание, нужна ответная реакция и контакт с вами.

Существует и противоположная причина плохому поведению ребенка. Родители, которые грешат гиперопекой над чадом. Они не дают малышу и шага сделать самостоятельно, предугадывают все желания, делают все за него. Как раз в пять лет ребенок и может выдать реакцию на такое поведение родителей – протест. Так дайте ему возможность делать хоть часть дел самому. Маленький человечек уже готов к определенной доле самостоятельности, он уже многое умеет и хочет это продемонстрировать вам. Ищите золотую середину. Гипервнимание плохо влияет на развитие малыша, также, как и недостаток внимания.

У детей развито чувство справедливости. Если вы нарушили свое обещание или несправедливо наказали ребенка, или сорвались на нем, то ребенок вполне может выдать свою реакцию на нанесенную обиду.

Часто плохое поведение ребенка связано с несогласованностью действия родителей, если происходят конфликты в семье, или у родителей разные взгляды на воспитание. Бывает мама запрещает то, что разрешает папа. Тогда ребенок может не понимать, как и с кем правильно себя вести в каждой конкретной ситуации.

Еще одна причина плохого поведения ребенка — «синдром хорошей девочки» (бывает, кстати, и у мальчиков).Часто такое поведение мы можем наблюдать, когда ребенок ходит в детский сад. Там он ведет себя идеально: не конфликтует, не истерит, делает все, что говорят. Зато дома он может выдать все негативные эмоции, которые накопились за день. По возвращению домой у таких деток случается истерика. Поговорите с воспитателем, узнайте, как ведет себя сын или дочь в саду. Если ваш малыш ведет себя в саду отменно, а дома все эмоции прорываются, то надо проговорить с ним эту ситуацию.

Не стоит списывать со счетов очень простую причину – здоровье и самочувствие ребенка. Малыш просто может плохо себя чувствовать. Если у вас что-то болит, не меняется ли ваше настроение, не становитесь ли вы раздражительными? Становиться капризным при плохом самочувствии – нормально тоже и для ребенка.

Основные причины непослушания ребенка в 5 лет:

  • Плохое самочувствие, болезнь;
  • Очередной этап взросления и новый навык;
  • Желание добиться внимания от взрослых;
  • Способ самоутверждения, протест против родительского контроля;
  • Реакция на несправедливость со стороны взрослых.

Чтобы понять, что делать — нужно определить причину. Разбираться в причинах непросто, ведь порой приходится признаться в своих каких-то ошибках, упущениях и своем неправильном поведении. Гораздо проще списать плохое поведение на возраст и кризис. Отодвиньте в сторону свои родительские амбиции и найдите истинную причину такого поведения.

Проанализируйте, когда начались изменения в поведении малыша, что этому предшествовало, какие изменения были в вашей жизни. Хватает ли вашему чаду внимания или может, наоборот, этого внимания переизбыток. Остановитесь ненадолго и подумайте в чем причина. Вспомните свои слова, обещания, конфликты за последнее время. Когда вы обнаружите истинную причину, сможете выработать путь решения проблемы.

Самый простой способ понять в чем причина неповиновения крохи – спросить у него. Вашему ребёнку уже пять лет, он умеет разговаривать, размышлять, у него отличная память. Он вполне может объяснить свое поведение. Если не может, то все равно его стоит выслушать. Подберите правильное время и поговорите спокойно и в располагающей обстановке. Обычно детки склонны пообщаться и пооткровенничать перед сном. Используйте это волшебное время, чтобы поговорить с малышом.

Определились с причиной или причинами плохого поведения? Отлично, теперь все проще. Мало внимания – уделяйте больше. Много внимания – дайте свободу. Что-то болит – сходите к врачу и пролечитесь. Обиделся на невыполненное обещание – выполните. И больше старайтесь не обещать то, что выполнить не сможете. Не можете решить с мужем, чей стиль воспитания лучше – определитесь уже, наконец, придите к общему решению.

В общем, все достаточно просто. Главное – хотеть исправить положение и не ждать, что все образуется, само собой. Плохое поведение, конечно, может само пройти, но может и трансформироваться в подростковом возрасте в такой бунт и кризис, пять лет ребенка вы вспомните, как золотое время. Не упускайте время, не надейтесь на разрешение ситуации без вашего участия, меняйте себя, и малыш на это откликнется. Не бойтесь смотреть правде в глаза. Изменения нужно начинать с самого себя. В воспитании детей, это 100% верное утверждение. Дети – зеркало, они не слушают, что вы говорите, а повторяют ваши действия.

Если причина плохого поведения излишнее внимание — дайте ребенку проявить себя, предоставьте ему больше самостоятельности. Неправильно застегнул пуговицы на кофте – не страшно, не ругайте. Плохо помыл кружку – не перемывайте демонстративно прямо перед ним. Не бойтесь отпускать ребенка, это все равно придется сделать. Конечно, надо действовать в пределах разумного. Вряд ли стоит отправлять пятилетнего малыша без взрослых в магазин на соседней улице, но и бегать за ним на детской площадке не стоит.

Попробуйте обратиться к специалисту, если не можете справиться самостоятельно. Грамотный психолог поможет разобраться почему ребенок абсолютно не желает слушаться.

Небольшие советы, которые могут помочь справиться с детским непослушанием:

  • Определите правила поведения и донесите их до ребенка, объясните ему как ему следует себя вести в разных ситуациях.
  • Часто ребенок ведет себя плохо, потому что не знает как правильно себя вести. Нужно все проговаривать.
  • Прежде, чем идти на конфликт с ребенком, подумайте, так ли важно то, чего вы хотите от него добиться.
  • Показывайте на своем примере. Не любите убираться дома – не стоит ругать ребенка за беспорядок.
  • Даже когда вы в плохом настроении, старайтесь не игнорировать ребенка. Объясните крохе, что вы расстроены и скажите почему.
  • Ищите возможности, как отвлечь ребенка от конфликта, на что переключить внимание.
  • Дайте возможность ребенку делать выбор самостоятельно, пусть прочувствует процесс принятия решений.
  • Будьте последовательны. Если сегодня вы что-то разрешаете, а уже завтра запрещаете то же самое, ребенку тяжело понять и смириться с несправедливостью.

Так как основная причина – недостаток внимания, родителям следует уделять крохе больше времени. Не просто сидеть рядом, уткнувшись в телефон или телевизор. Время, проведенное вместе, должно быть качественным. Подумайте, что интересно вам обоим, найдите общие интересы. Привлеките ребенка к тому, что вы делаете. Приготовление пищи, уборка, поход за продуктами в магазин — все это можно делать вместе и с удовольствием.

Интересуйтесь тем, что нравится сыну или дочке. Рассказывайте о своих увлечениях. Расскажите об играх, в которые вы любили играть в детстве, поиграйте вместе. Займитесь общим делом, интересным всей семье.

Наполните жизнь традициями и ритуалами. Ребенок в предвкушении чего-то интересного не станет вести себя плохо. Совместное чаепитие с настольными играми по вечерам, походы в лес, ведение альбома с зарисовками приятных событий за день. Проявите фантазию и поддерживайте традиции и ритуалы, не забывайте о них.

Если малыш страдает от гиперопеки – придумайте для него самостоятельные задания. Он может кормить домашнее животное или поливать цветы. Поручите ему какое-то важное дело. Пусть он почувствует свою важность и взрослость. Покажите ему, что доверяете.

Важно объяснять ребенку, что вы ждете от него. Часто нам кажется, что это и так понятно. Но объяснить крохе, какое поведение родители ждут конкретно в этот момент — очень важно.

Рекомендации, чего не следует делать, когда пятилетний ребенок не слушается, достаточно просты. Они подходят к любому возрасту. Ведь ребенок, неважно три года ему, пять или тринадцать – это уже личность. Какие же методы воспитания не следует применять к этому маленькому человеку:


Как наладить общение

Налаживанию психологического контакта помогает частый физический контакт. Больше обнимайте малыша, сажайте к себе на колени, целуйте, щекочите, поглаживайте его. Поверьте, мальчикам нужны нежности и объятия, не меньше, чем девочкам.

Будьте терпеливы, внимательны. Старайтесь не создавать конфликтных ситуаций, не придираться к мелочам. Помните, что ваш 5-летний ребенок – личность со своими чувствами и представлениями. Он может чего-то желать, о чем-то мечтать, чего-то бояться.

Простой совет — старайтесь разговаривать с малышом глаза в глаза, не с высоты своего роста. Возвышаясь над ребенком, вы говорите ему, что сильнее, больше, важнее его.

Что нужно делать, когда ребенок 5 лет не слушается родителей, нужно решать в каждом случае индивидуально. Единой рекомендации не бывает. Главное – старайтесь понять и услышать малыша. Будьте терпеливы, детские капризы не вечны. Пройдет время, и вы забудете об этом. Послушный ребёнок – счастье для мамы. Правда дети встречаются редко.