Закон, касающийся пенсионного обеспечения бывших военных и приравненных к ним категорий государственных служащих, а именно об установлении дополнительной, второй пенсии, принятый в середине 2008 года, был с удовлетворением воспринят «государевыми» людьми.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Естественно, у многих еще в то время возникли вопросы: все ли могут претендовать на законодательную прибавку, каковы дополнительные условия, как рассчитывается ее величина, порядок оформления и так далее.

С тех пор изменился расчет пенсии по старости, что повлияло и на процедуру назначения надбавки. Поэтому освещение рассматриваемой темы актуально до сего времени.

Возможно ли

Вспомним, что в недалеком прошлом, военнослужащие и все другие сотрудники силовых ведомств при увольнении со службы получали только одно, государственное пособие, а до 60 лет им было, как правило, еще далеко.

При достижении этого возраста они могли переоформить военную пенсию на гражданскую, но при этом должны были отказаться от военной. То есть, одновременно получать два пособия было невозможно.

Так продолжалось до тех пор, пока некий военный пенсионер В. В. Наумчик, проработав длительное время по трудовому договору, с пенсионными отчислениями в ПФР, не подал жалобу в Конституционный Суд (КС) Российской Федерации по поводу отказа пенсионных органов принять заявление о назначении ему страховых пенсионных выплат.

Аргументация заявителя: если работодатель перечисляет за него денежные средства в систему ОПС (обязательного пенсионного страхования), то почему работник, пусть и получающий военную пенсию, лишен возможности получить назад свои деньги как страховую составляющую гражданской пенсии.

Такой логике не могли ничего противопоставить 18 членов КС во главе с его председателем В. Зорькиным. Результатом оказалось удовлетворение искового заявления, но дело получило дальнейшее развитие.

КС признал неконституционной существующую практику в отношении пенсионных прав бывших военных и вынес определение в адрес законодательного органа РФ, которым рекомендовал внести изменения в законодательную базу.

Итогом стало принятие закона от 22.07.2008 г, который внес изменения в Закон о пенсионном назначении, а также в Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих.

С 25 июля того же года Закон вступил в действие. Отныне военные пенсионеры, достигая пенсионного возраста, установленного для всех, имеют право, при соблюдении некоторых требований, на получение второй, «гражданской» пенсии.

Действие закона распространяется на правовые отношения, возникшие с начала 2007 года. Это означает, что страховой стаж для назначения второй пенсии учитывается с указанного времени.

Каковы необходимые условия для этого

Достижение единого для всех, установленного государством, возраста выхода на пенсию: 60 лет для мужчин и 55 для женщин.

При этом сохраняется пониженный пенсионный возраст для определенных категорий граждан: работа на Севере и приравненных к нему местностях, а также военнослужащим - участникам ликвидации чернобыльской аварии, аварийных выбросов на объединении «Маяк», подвергшихся радиоактивному облучению на Семипалатинском полигоне.

Минимальный страховой стаж. На 2019 год эта величина составляет 7, к 2024 году будет увеличена до 15 лет (12 месяцев - ежегодно).

Наименьшая величина индивидуального пенсионного коэффициента (баллы):

Военная пенсия за выслугу лет или по инвалидности, назначенная силовыми ведомствами.

Расчет второй пенсии для военных пенсионеров

В соответствии с Законом РФ начиная с 2019 года, устанавливается новая методика формирования и расчета пенсии в системе ОПС. За основу взята балльная система. Выплаты состоят из трех частей: фиксированной, и . «Трудовая» пенсия заменяется «страховой».

Первая часть раз в год устанавливается государством и от результатов трудовой деятельности работающего не зависит. Например, на 2019 год фиксированная выплата назначена в размере 4558,93 рубля.

Остальные две части формируются из пенсионного капитала работника, который увеличивается за счет страховых отчислений работодателя. Эти перечисления накапливаются на персональном лицевом счете гражданина (СНИЛС).

Мерой оценки вклада будущего пенсионера в страховую часть своей пенсии является индивидуальный коэффициент пенсионера (балл), стоимость которого устанавливается законодательно. При этом накопительная часть формируется по-старому.

Один пенсионный балл на 2019 год оценен в 74,27 рубля. Возможное количество баллов, заработанное в течение года (годовой пенсионный коэффициент - ГПК), подсчитывается по формуле:
Где:


Кроме этого, существуют и повышающие коэффициенты, учитывающие некоторые обстоятельства: уход за ребенком, малолетним инвалидом, инвалидом I группы, служба по призыву и некоторые другие.

Страховая пенсия, назначаемая военному пенсионеру при окончательном выходе на пенсию, рассчитывается по формуле: Где:

Следует уточнить, что балльная система действует с 2019 года. Пенсионные права, возникшие до этого момента, также реализуются через пенсионные баллы по формуле: Где:

Внимание: фиксированная выплата ко второй (страховой) пенсии бывшим военнослужащим не законом не предусмотрена.

Как самому рассчитать будущие выплаты

Из этой суммы 6% направляются в солидарную часть пенсионного бюджета, из которой выплачиваются фиксированные выплаты сегодняшним пенсионерам, получающим страховую пенсию.

Остальные 16% по желанию работника могут распределяться по двум вариантам:
все 16% идут на формирование его будущей страховой пенсии;
10% направляются в страховую часть, а 6% - в накопительную.


По итогам года, обратившись в местный пенсионный фонд, можно узнать величину страховых взносов, поступивших на ваш лицевой счет.

Разделив ее на ежегодно устанавливаемый уровень страховых взносов граждан, и умножив результат на 10, получим искомый годовой пенсионный коэффициент. Он выражается числом с тремя цифрами после запятой.

Величина его законодательно ограничивается. Так, на 2019 год он не может превышать следующих значений:

Пример

Сотрудник МВД уволился из органов в 2001 году, после чего устроился на работу по трудовому договору в гражданскую организацию. В 2019 году ему исполнилось 60 лет, и он получает право получения пенсии по старости.

Его страховой стаж с 2007 года составил 9 лет, что превышает необходимый для 2019 года - 7 лет. Средний заработок за это время равен 24 тысячам рублей, в пенсионный фонд перечислено 414720 рублей.

Годовой коэффициент пенсионера равен (среднегодовые отчисления в ПФР): Максимальная взносооблагаемая база в 2019 году установлена в размере 796 тысяч рублей. Взносы с нее составляют 127360 рублей (менее 7,83 при отчислении только на страховую часть пенсии): ИПК за весь страховой период составит: Умножая стоимость пенсионного балла на 2019 год - 74,27 рубля на количество баллов ИПК, получаем :

С недавних пор военные пенсионеры получили право, помимо пенсии, назначенной “по линии” МВД, ФСБ и других силовых структур, оформить и обычную страховую пенсию по старости (далее также – СППС), то есть, в конечном счете, получать две пенсии сразу.

Какие требования предъявляются в этом случае и есть ли какие-либо ограничения – обо всем этом и не только далее.

Определения

Военный пенсионер – это гражданин РФ, получающий пенсионные выплаты за выслугу лет или по инвалидности от Минобороны, МВД, ФСБ или иного силового ведомства.

СППС – денежная выплата, осуществляемая ПФР ежемесячно лицу, имеющему на нее право в соответствии с 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года “О страховых…” (далее – ФЗ № 400).

Фиксированная выплата – надбавка к основной части СППС, назначаемая всем категориям пенсионеров, кроме указанных в ч. 1 ст. 16 ФЗ № 400.

Основная информация

Пенсия для военнослужащих и работников силовых ведомств назначается согласно правилам, установленным в Законе от 12 фев. 1993 № 4468-1 “О пенсионном…” . Правила данного Закона отличаются от таковых, предусмотренных ФЗ № 400.

Несмотря на то, что военные выходят на пенсию раньше, при осуществлении трудовой деятельности после выхода на пенсию они приобретают право на обычную “гражданскую пенсию”, не теряя при этом прав на “военную”. Чтобы такое стало возможным, необходимо соблюдение стандартных условий к стажу, количеству пенсионных баллов и др.

Законодательство

Основной нормативный регулятор порядка и условий выплаты страховой части пенсии военным пенсионерам – ФЗ № 400.

Порядок ведения персонифицированного учета застрахованных в системе ОПС лиц указан в 27-ФЗ от 1 апреля 1996 года “Об индивидуальном…” .

Возможность получения

Ранее сотрудники силовых ведомств имели право на получение лишь одной пенсии.

Все изменилось, когда некий военный пенсионер В. В. Наумчик подал жалобу в Конституционный Суд РФ с жалобой на необоснованный отказ ПФР от возврата ему страховых взносов, уплаченных работодателем согласно трудовому договору (Наумчик, помимо военной службы, долгое время работал и на “гражданке”).

18 членов Конституционного Суда во главе с председателем Зорькиным удовлетворили ходатайство заявителя.

Результатом стало принятие 156-ФЗ от 22 июля 2008 года “О внесении изменений…” . Спустя 3 дня, 25 июля того же года, закон вступил в юридическую силу. Именно этот день можно считать днем, когда военным пенсионерам официально было дано право на получение сразу двух пенсий – “военной” и “гражданской”.

Условия назначения

Согласно , размещенному на сайте ПФР, по состоянию на 2017 год действуют следующие условия назначения военному пенсионеру “гражданской” пенсии:

  • наличие регистрации в системе ОПС, то есть наличие СНИЛСа и свидетельства ОПС, в противном случае, работодатель не сможет уплачивать страховые взносы в ПФР, соответственно, прав на назначение СППС не будет;
  • согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ № 400, пенсионер должен достичь 60 лет (для мужчин) или 55 лет (для женщин);
  • стаж работы, согласно ч. 2 ст. 8 ФЗ № 400 – не менее 15 лет (примечание см. ниже);
  • число пенсионных баллов – не менее 30 (примечание см. ниже).

Примечание. Согласно ст. 35 ФЗ № 400, минимальная продолжительность стажа в 2015 году составляла 6 лет, и далее будет повышаться на один год, пока не достигнет 15-ти лет к 2024-му, после чего увеличение приостановится.

То же самое касается и пенсионных баллов. Чтобы иметь право на СППС в 2015 году, нужно было 6,6 баллов. С каждым последующим годом минимально необходимый коэффициент будет увеличиваться на 2,4, пока не достигнет 30.

Наглядная информация – в таблице ниже:

Правила оформления страховой части пенсии военным пенсионерам

Приведем правила оформления:

  • проверка соблюдения условий к стажу, количеству пенсионных баллов, возрасту и др.;
  • сбор необходимых документов (перечень чуть ниже);
  • выбор способа подачи заявления на назначение СППС;
  • ожидание, пока ПФР рассмотрит заявление и сопутствующие документы (как правило, срок рассмотрения – не более 10 дней).

Готово. Пенсия будет назначена с того дня, как военный пенсионер обратится за ее получением (ч. 1 ст. 22 ФЗ № 400). Заявитель также имеет право выбора способа доставки пенсии согласно положениям ч. 13 ст. 21 ФЗ № 400.

Пакет документов

По информации с официального сайта ПФР, для назначения СППС военному пенсионеру необходимо обратиться в местное подразделение ПФР по месту жительства или регистрации, собрав пакет следующей документации:

  • общегражданский паспорт;
  • свидетельство ОПС;
  • справка из силовой структуры, осуществляющей пенсионное обеспечение (МВД, ФСБ и др.) (в справке должна содержаться информация, с какой даты заявитель получает пенсионные выплаты “по линии” силовой структуры, временные отрезки службы, работы или прочего вида деятельности, учтенные при установлении пенсионных начислений за выслугу лет или по инвалидности);
  • документация, удостоверяющая количество лет “гражданского” стажа.

Примечание. Если военный пенсионер имеет стаж на “гражданке” до 2002 года, он может предоставить документы, удостоверяющие среднемесячный доход за любые 5 лет подряд до 1 янв. 2002 года.

Нюансы

Приведем некоторые нюансы назначения страховой части пенсии военным пенсионерам:

  • в соответствии с ч. 1 ст. 16 ФЗ № 400, фиксированная выплата к СППС, которую получают практически все “гражданские” пенсионеры, военным пенсионерам не положена (по состоянию на 2017 год, такая фиксированная надбавка составляет 4805, 11 рублей);
  • требования к стажу работы устанавливаются на год достижения гражданином пенсионного возраста, а не на год обращения за пенсией.

Пример:

Военный пенсионер в 2017 году достиг 60-летнего возраста и решил оформить СППС. Минимальный стаж для назначения в 2017 году составляет 8 лет. Военному не хватает 1 года – всего у него 7 лет стажа.

Выход – проработать еще 1 год на “гражданке”, чтобы стаж стал равен 8 годам. И несмотря на то, что в 2019 году нужно уже будет 9 лет стажа, военному пенсионеру назначат СППС.

Правила расчета

Поскольку военным пенсионерам назначается страховая пенсия без фиксированной надбавки, формула для расчета будет таковой:

  • Размер пенсии = ОСПБ * СОПБ, где:
    • ОСПБ – общая сумма пенсионных баллов;
    • СОПБ – стоимость одного пенс. балла (в 2017 году – 78,58 рублей).

ОСПБ зависит от:

  • суммы пенс. баллов, исчисленных до 1 января 2015 года;
  • суммы баллов, которые начислены после 1 января 2015 года;
  • коэффициента повышения, который применяется при отсрочке обращения за СППС.

Можно ли посчитать самому

Рассчитать самому практически нереально – ведь для этого необходимо каждый год корректировать общую сумму пенсионных баллов, суммировать их. Кроме этого, ПФР, при обращении заявителя, учитывает и другие тонкости, которые сложно учесть при самостоятельном расчете.

Однако сейчас на официальном сайте ПФР запущен сервис “Пенсионный калькулятор ”, позволяющий рассчитать размер будущей пенсии. Калькулятор не применим только для военных пенсионеров, вообще не имеющих “гражданского” стажа, для остальных лиц – вполне.

Помните, что калькулятор рассчитывает пенсию для военных, уже прибавляя к ней фиксированную надбавку, поэтому, после осуществления расчета, от полученного результата следует вычесть 4805,11 рублей (в 2017 году).

Образец

Работник ОВД уволился со службы в 2001 году, после чего стал работать по трудовому договору на “гражданке”. В 2017 году ему исполнилось 60 лет, что дает право на получение СППС.

Страховой стаж – 9 лет. В 2017 году минимум нужно 8 лет, то есть требование удовлетворено. Средний заработок составляет 24000 рублей, в ПФР всего перечислено 414720 рублей.

Рассчитаем среднегодовые отчисления в ПФР:

  • 414720 / 9 = 46080 рублей.

Согласно сайту ПФР, максимальная заработная плата, облагаемая страховыми взносами, до вычета НДФЛ, составляет 73000 рублей в месяц, или 876000 рублей в год.

Умножив 876000 на 0,16 (16 % — именно столько идет на накопительную и страховую части пенсии, оставшиеся 6 % — в солидарную часть пенсионного бюджета). Получаем 140160 рублей.

Рассчитаем количество пенсионных баллов за 1 год стажа, разделив среднегодовые отчисления в ПФР на сумму уплаченных страховых взносов:

  • 46080 / 140160 * 10 = 3,288.

Наконец, рассчитаем общую сумму пенсионных баллов за 9 лет:

  • 3,288 * 9 = 29,592.

Умножив полученное значение на стоимость 1 пенсионного балла, получим итоговый размер СППС:

  • 78,58 * 29,592 = 2325,34 рублей.

Наследование

После смерти военного на пенсию по утере кормильца могут претендовать жена и дети, если ее получение окажется более выгодным, чем основной.

Кроме этого, у лиц, осуществлявших трудовую деятельность с 2002 по 2004 годы, у мужчин моложе 1953 года и женщин 1957 года, остаются на счету накопительные денежные средства, которые можно получить в качестве единоразовой выплаты в течение 6 месяцев после даты смерти военного пенсионера. Правом на получение обладают наследники 1-й, 2-й и 3-й очереди.

Если вы являетесь пенсионером военного ведомства, министерства внутренних дел, органов ФСБ, таможенной службы, налоговой полиции, уголовно-исполнительной системы, прочих государственных структур, то для вас законом гарантирована возможность получения второй пенсии, так называемой, пенсии за гражданский стаж, или страховой.

Данная доплата реализует права гражданина в отношении пенсионного капитала, сформированного за период гражданского стажа после выхода на основную , и, как правило, со службы.

Ваши права в отношении второй пенсии регламентируются следующими законами:

  • “О государственном пенсионном обеспечении в РФ” (№166-ФЗ от 17.12.2001 г);
  • “О страховых пенсиях” (№400-ФЗ от 28.12.2013);
  • “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” (№173-ФЗ от 17.12.2001 г).

Обязательные условия для назначения

Таких условий три:

  • Исполнение соискателю 60 лет. До этого возраста вторая () пенсия военнослужащим назначена быть не может ни при каких условиях.
  • Наличие требуемого . Начиная с 2014 года, требуемый для получения страховой пенсии стаж увеличивается ежегодно на 1 год, начиная с пяти лет. Соответственно, если в 2014 году требовалось пять лет стажа, то в 2015 году - шесть лет, в 2016 году - семь лет, в 2017 году - восемь лет и по такому же принципу до 2024 года, после которого увеличение стажа (более пятнадцати лет) уже не предусмотрено.
  • С начала 2015 г. обязательно наличие значения не меньше 6,6, с дальнейшим увеличением каждый год на 2,4 до максимального значения 30. Таким образом, в 2016 г этот коэффициент будет не менее 9,00, в 2017 - 11,4 и так далее. ИПК рассчитывается, как отношение пенсионного капитала пенсионера (стаж и + страховые взносы) к цене одного пенсионного балла, которая устанавливается Правительством ежегодно. В 2015 году она равнялась 64 руб 10 коп, в 2016 - 74 руб. 27 коп, в 2017 году - 78 руб. 58 коп.

Если с первым пунктом все понятно, то по второму возникает много вопросов в части подтверждения стажа.

До момента регистрации в системе пенсионного страхования (эта дата проставлена на СНИЛС) стаж подтверждается трудовыми книжками, справками работодателя, архивными выписками, протоколами опроса свидетелей.

После дня регистрации, или для всех категорий с начала 2002 года - только по сведениям персонифицированного учета, то есть, по сведениям ваших индивидуальных лицевых счетов, на которые перечисляются страховые взносы работодателями. Данная работа, за которую начислялась зарплата и перечислялись налоги, относится к страховым периодам.

Нехватку страховых периодов для назначения второй пенсии можно скомпенсировать нестраховыми. К ним относятся:

  1. учеба в очном учебном заведении, подтвержденная дипломом или справкой образовательного учреждения,
  2. периоды ухода за детьми или нетрудоспособными лицами, подтвержденные протоколами опроса свидетелей, и другие.

Процедура оформления

За назначением гражданской следует обращаться в любое отделение Пенсионного фонда, без привязки к месту постоянной регистрации.

Обязательный пакет документов для этого:

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • справка военнослужащего установленного образца о получаемой пенсии, в которой перечислены периоды стажа, взятые в расчет основной военной пенсии;
  • документы о стаже до 2002 года: справки о стаже, трудовая книжка, свидетельства об уплате налогов в качестве индивидуального предпринимателя, и т.п.;
  • справки о заработной плате до 2002 года (за период гражданской работы);
  • документы, подтверждающие нестраховые периоды (диплом, сведения об уходе за нетрудоспособными).

Датой назначения пенсии считается дата обращения, но не ранее возникновения права на неё по возрасту, то есть наступления 60 лет.

Время оформления пенсии регламентировано - не более 50 минут . Специалист обязан принять от вас документы, даже если есть сомнения в наличии у вас требуемых условий для назначения, сделать копии с них и выдать вам расписку о приеме заявления.

Срок рассмотрения заявления - 10 дней, в завершение которого вам отправляется письмо о положительном решении либо отрицательном, то есть обоснованном отказе в назначении, ввиду перечисляемых причин.

Примеры расчета пенсий

Рассмотрим наглядно, каким образом для военных пенсионеров специалисты Пенсионного фонда рассчитают вторую пенсию. Для удобства вынесем основные обозначения, используемых при расчете и расшифруем их:

  • K - коэффициент, обозначающий отношение зарплаты к средней по стране.
  • К неп.ст. - коэффициент неполного стажа;
  • ПК - Пенсионный капитал;
  • СЧ - страховая часть;
  • ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент.
  • Т – ожидаемый период выплаты - 228 месяцев (среднестатистически именно столько времени получает пенсию военный пенсионер)

И постоянные числовые значения:

  • 1 671 руб - среднемесячная зарплата в 2000 – 2001 гг.;
  • 0,55 - стажевый коэффициент (при наличии требуемого стажа);
  • 450 руб - базовая часть на начало 2002 г.

Пример №1

Губарев Иван Иванович, пенсионер Министерства обороны, 21.03.1955 г рождения, обратился за назначением второй пенсии в ПФ 10.03.2016 г.

Анализ предоставленных документов: справки из военкомата и трудовой книжки, - свидетельствовал о наличии необходимого гражданского стажа (который не был учтен в расчете военной пенсии) - 18 лет 0 мес 17 дней.

Справки о зарплате Губарев И.И. не предоставил, потому была взята зарплата за 2000 и 2001 г (зарплата за эти годы есть у каждого застрахованного лица в базе ПФ).

Коэффициент по заработной плате (отношение к средней по стране) оказался невысок - 0,569.

Сначала рассчитаем пенсионный капитал до 2002 г.:

  • ((0,569 (коэффициент по зарплате) * 1 671 (средняя зарплата в стране) * 0,55 (стажевый коэффициент)) - 450) * 228 (период выплаты) = 16 630,19 руб.
  • Умножим полученный пенсионный капитал на коэффициент неполного стажа (так как полный стаж - 25 лет):
  • 16 630,19 * 0,16177778 = 2 690 руб. вторые пенсии военным пенсионерам это и будет пенсионный капитал на начало 2002 г.

С 2002 г пенсии постоянно , поэтому умножим полученный ПК на постоянный для 2017 г суммарный индекс: 2 690 * 5,4 = 14 526 руб ПК на дату назначения, то есть на 21.03.2017 г.

Прибавим валоризацию (доплату за стаж советского периода) - 12 680 руб и страховые взносы, накопленные на лицевом счете пенсионера – 159 347 руб. 08 коп.:

14 526 + 12 680,00 + 159 347,08 = 195553,08 – пенсионный капитал на момент назначения.

Страховая часть на 31.12.2015г: ПК / Т = 195553,08 / 228 = 857,69

Так как сумма пенсионного балла в 2015 г была 64,10, получаем ИПК: 857,08 / 64,10 = 13,38

Прибавим к этому значению ИПК после 2015 г для этого пенсионера (по уплаченным взносам) - 2,805 и получим ИТОГОВЫЙ ИПК на дату назначения, т.е: 13,38 + 2,805 = 16,19.

Умножив его на величину балла 2017 г, получим:

16,19 * 78,58= 1 271 руб 86 коп, что и будет означать величину второй пенсии для Губарева И.И. При достаточно внушительном стаже пенсия получилась небольшая по причине маленькой зарплаты и незначительных страховых взносах, перечисленных ему работодателями.

Пример №2

Голубев Николай Иванович, 17.01.1956 г.р., пенсионер МВД, обратился за назначением второй пенсии 05.03.2017 г. Датой назначения пенсии стала дата обращения - 05.03.2017 г.

Гражданский стаж составил 15 лет 9 месяцев, коэффициент по зарплате - 1,012.

Аналогично предыдущему примеру, считаем пенсионный капитал на начало 2002 г.:

((1,012 * 1 671 * 0,55) – 450) * 228 = 109 457,92 * 0,07011111 (коэф. неполного стажа) = 7 672,24

Умножив на суммарный индекс, получим ПК на дату назначения:

7 672,24 * 5,6148 = 43 089,43

Голубев мало работал в советское время, т.е. до 1991 г, поэтому валоризация составила лишь 4308 руб 94 коп.

Прибавив её, страховые взносы, и разделив на ожидаемый период выплаты, получим страховую часть на конец 2015 г:

Получателя гражданской пенсии могут претендовать на пенсию по потере кормильца его жена и дети, если получение её окажется более выгодным, чем по основной.

Кроме того, у работавших с 2002 по 2004 гг., мужчин моложе 1953 г. рождения и женщин 1957 г. рождения, остаются на счету накопительные средства, которые можно получить единовременной выплатой в течение полугода после даты смерти правопреемникам первой, второй или третьей очереди умершего.

Данные нюансы вам обязаны в подробностях объяснить специалисты Пенсионного фонда.

Военнослужащие имеют право не только на получение военной пенсии, которая присуждается по годам выслуги, но и на поступление обыкновенных гражданских пенсионных выплат, их может получать любой житель РФ. Однако существуют определенные условия ее назначения, из-за которых и возникает множество вопросов. Кроме того, расчет второй пенсии для военных пенсионеров также не является достаточно прозрачной темой.

В данном материале мы расскажем о том, при каких условиях назначается вторая пенсия военным пенсионерам, и как производится ее расчет.

Условия назначения

Для того чтобы военный пенсионер мог претендовать на получение гражданской пенсии, должны быть соблюдены следующие условия:

  • Пенсия назначается мужчинам в возрасте 60 лет, соответственно раньше этого срока претендовать на ее получение нельзя ни при каких обстоятельствах.
  • Наличие трудового стажа. Военнослужащий должен иметь рабочий стаж, под этим подразумевается трудовая деятельность за исключением военной службы. Срок необходимого стажа на 2017 год составляет 8 лет, при этом ежегодно данная цифра увеличивается на один год. Таким образом, в 2020 году для получения смешанной пенсии военному необходимо будет иметь 11-летний трудовой стаж. Данное требование станет увеличиваться вплоть до 2025 года, когда оно составит 15 лет.
  • С 2015 года также было введено требование к наличию определенного значения индивидуального пенсионного коэффициента. Он зависит от размеров вносимых страховых сумм, которые, как правило, равняются 10% или 16% от суммы заработной платы. Следует иметь коэффициент не менее 11.4, при этом с каждым годом данное требование увеличивается на 2.4 пункта. Таким образом, в 2020 году для получения гражданской пенсии нужно будет иметь коэффициент, равный 16.2. Требование станет прогрессировать до тех пор, пока оно не будет равняться 30—ти пунктам.

Большое количество вопросов возникает по определению трудового стажа. Стоит заметить, что в него входит и трудовая деятельность, осуществляемая до оформления СНИЛС (то есть регистрации в системе пенсионного страхования). Для подтверждения такого стажа можно использовать записи в трудовой книжке, справки и архивные выписки.

Кроме того, учитывается период обучения в учебных заведениях (только очной формы) и периоды ухода за детьми, а также нетрудоспособными родственниками.

Как осуществляется расчет

Расчет вызывает некоторые затруднения, однако, на самом деле его достаточно легко выполнить, вооружившись калькулятором и всей необходимой информацией.

Итак, для расчета необходимо знать:

  • отношение заработной платы к оплате труда, принятой средней по России(К);
  • стаж, учитывается в годах (Ст);
  • индивидуальный пенсионный коэффициент (Ип), он вычисляется как сумма годовых коэффициентов, которые в свою очередь можно узнать из формулы:

Гп=СУМсв/СУМсот,где:

  • Гп - годовой пенс. коэфф.,
  • СУМсв - общая сумма страховых взносов;
  • СУМсот - размер страховых отчислений;
  • предполагаемый период выплаты пенсии (составляет 228 месяцев для всех военных пенсионеров, рассчитан по статистическим данным).

Кроме того, гражданская пенсионная выплата рассчитывается с учетом некоторых констант:

  • Значение средней месячной заработной платы в 2000-2001 годах. Равняется 1671 рублю.
  • Значение коэффициента полного стажа. Равняется 0,55.
  • Значение базовой части пенсии на 2002 год. Равняется 450 рублям.

Примеры расчета

Лучше всего осмыслить порядок расчета пенсионных выплат на примерах. Приведем некоторые из них.

Иван Сергеевич Степанов, 15.02.1955 года рождения, пенсионер Министерства Обороны, сделал обращение по поводу установления второй пенсии 05.03.17 г. Дата назначения пенсионных выплат - 05.03.17 г. Стаж работы в гражданской сфере - 16 лет и 3 месяца. Его зарплатный коэффициент (К) - 1,1.

((1,1 (зарплатный коэфф.) · 1671 (средняя заработная плата в 2000-2001 годах) · 0,55 (стажевый коэфф.) - 450 (базовая часть)) · 228

(предполагаемый период выплат) = 127897,74 рубля.

Полученную сумму необходимо умножить на коэфф. неполного стажа:

127897,74·0,0803=10270,1291 рубля

Так как выплата с 2002 регулярно индексировалась, определим суммарный капитал на текущий момент, умножив найденное ранее значение на индекс 5,6:

10270,1291·5,6=57512,72296 рубля

Прибавив к нему сумму страховых взносов и разделив полученное число на 228 (предполагаемый период выплат), мы получим страховую часть:

57512,72296+392565,32/228=1974,0265

Разделив эту цифру на стоимость баллов в 2015 году - 64,10 рубля, мы найдем Индивидуальный Коэффициент на момент конца 2015 года.

1974,0265/64,10=30,796

С начала 2016 ИПК составил 6,43. Отсюда мы может узнать суммарное значение ИПК:

30,796+6,43=37,226

Умножив это число на стоимость баллов в 2017 году, мы найдем размер пенсионных выплат:

37,226·78,58=2925,226 рубля

Таким образом, воспользовавшись данными нехитрыми расчетами, вы без труда сможете определить полагающийся вам размер смешанной военной пенсии. В приведенном примере наглядно показан порядок расчета, на основе которого вы можете выполнить собственные вычисления. Также на нашем сайте расположен специальный калькулятор, в значительной мере упрощающий выполнение данной задачи.

Принятый в прошлом году Федеральный закон № 156-ФЗ, внесший измененения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения, установил право военных пенсионеров на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и части трудовой пенсии по старости.

Конечно, пенсионерами-«силовиками» данный закон был встречен с радостью. Однако одновременно он породил немало вопросов о том, кто, когда и при каких условиях имеет право на получение второй пенсии, как определяется ее размер и какие документы необходимо предоставить для ее получения. В данной статье мы постараемся ответить на них.

В Российской Федерации граждане определенной категории получают пенсию, будучи еще достаточно молодыми и работоспособными людьми. К ним относятся граждане, которым полагается пенсия по линии различных силовых ведомств. Получая пенсию по выслуге лет, они, как правило, продолжают работать.

Если работодатель в соответст-вии с действующим законодательством уплачивает страховые взносы за этих людей не менее пяти лет, это создает условия для назначения им пенсии по старости при достижении общеустановленного пенсионного возраста (55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин).

До недавнего времени применительно к таким ситуациям действовали положения, описанные в пунктах 2 и 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Закон о пенсионном обеспечении), согласно которым люди, имеющие право на разные пенсии - гражданскую или военную, - могли выбрать ту пенсию, которая их больше устраивает.

Исключение из этих правил делалось лишь для узкого круга наших граждан, которым российское законодательство разрешило получать две пенсии одновременно (граждане, ставшие инвалидами вследст-вие военной травмы, участники Великой Отечественной войны, граждане, награжденные знаком -«Жителю блокадного Ленинграда» и др.).

В связи с многочисленными обращениями пенсионеров-«силовиков» в органы Пенсионного фонда с вопросом о назначении им части страховой пенсии, сложившуюся ситуацию было решено вынести на рассмотрение Конституционного Суда РФ. На очередном заседании. была рассмотрена жалоба заявителя Наумчика В.В., по мнению которого запрет на предоставление военным пенсионерам права на получение наряду с пенсией за выслугу лет трудовой пенсии по старости, которая заработана ими с учетом требуемого для ее назначения страхового стажа, нарушает конституционные социальные права тех из них, кто работает по трудовому договору и застрахован в связи с этим в системе обязательного пенсионного страхования, и вступает в противоречие с предписаниями статей 2, 7, 39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

В результате прошедшего заседания было принято определение от 11.05.2006 г. № 187-О «По жалобе гражданина Наумчика В.В. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В этом определении, в частности было указано, что в целях обеспечения реализации социальных прав работающих по трудовому договору военных пенсионеров федеральному законодателю надлежит разработать правовой механизм, гарантирующий им помимо выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению возможность получать страховую часть трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде. Следст-вием данного определения Конституционного Суда стал Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного -обеспечения», -вступивший в силу с 25.07.2008 г. (далее - Закон № 156-ФЗ).

Данным законом внесены изменения в Закон о пенсионном обеспечении, а также в Закон Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» (далее - Закон № 4468-1) и в Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о трудовых пенсиях).

Итак, в настоящее время установлено право военнослужащих (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин), достигших общеустановленного пенсионного возраста и имеющих не менее пяти лет страхового стажа, на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом № 4468-1, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Законом о трудовых пенсиях.

Кроме того, Законом № 156-ФЗ предусмотрено право федеральных государственных служащих, имеющих не менее пяти лет страхового стажа, на получение доли страховой части трудовой пенсии, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, которую они получают в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении.

Напомним, что понятие страхового стажа введено с 01.01.2002 г. с вступлением в силу Закона о трудовых пенсиях и означает учитываемую при определении права на трудовую пенсию суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Условия назначения пенсии

В настоящее время трудовая пенсия по старости состоит из трех основных частей: базовой, страховой и накопительной. Закон № 156-ФЗ устанавливает право работающих военных пенсионеров не просто на вторую пенсию, а именно на страховую часть трудовой пенсии. Проще говоря, на ту часть трудовой пенсии по старости, которую они заработали после выхода на пенсию в силовых структурах. Эта часть зависит от размера их заработной платы, страховых взносов, перечисленных работодателем и учтенных на индивидуальных лицевых счетах граждан в Пенсионном фонде.

Базовая же часть из выплат будет исключаться, поскольку ее установление не предусмотрено данным законом. Вопрос с накопительной составляющей трудовой пенсии находится в стадии окончательного решения. Предполагается, что в том случае, когда работающий военный пенсионер вступил в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и уплачивает эти страховые взносы, при достижении установленного возраста и соблюдении всех условий, определенных при назначении трудовой пенсии по старости, в составе его пенсии появится накопительная составляющая.

В связи с вступлением в силу настоящего закона в управления Пенсионного фонда поступает много вопросов о том, кто и при каких условиях получает право на «вторую» пенсию.

Рассмотрим данную ситуацию более подробно.

В первую очередь право на установление страховой части приобретают те военные пенсионеры, которые получают пенсии за выслугу лет или по инвалидности по линии силовых ведомств и продолжают работать в гражданских учреждениях, являясь застрахованным лицом в соответст-вии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом наличие у военных пенсионеров льготной выслуги лет (за службу в особых условиях: в удаленной либо особой местности, участие в боевых действиях и пр.) не учитывается.

Второе условие - обязательное достижение гражданином общеустановленного пенсионного возраста. И третье - человек должен иметь не менее пяти лет страхового стажа, в котором не учитываются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет согласно Закону № 4468-1. Другими словами, до начала службы или после того, как человеку назначили пенсию по выслуге лет, он должен проработать как минимум пять лет с обязательным перечислением за него работодателем страховых взносов, которые будут отражены на его индивидуальном лицевом счете.

Если же военный пенсионер получает зарплату неофициально и его работодатель не отчисляет страховых взносов, то и страховая часть трудовой пенсии формироваться не будет. Таким образом, размер страховой части трудовой пенсии находится в прямой зависимости от величины легальной заработной платы и, соответственно, размера страховых взносов -конкретного человека за страховой период. Чем они выше, тем больше пенсия.

Следует учесть, что Закон № 156-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2007 г. Это значит, что для назначения страховой части пенсии военный пенсионер к этому времени уже должен являться получателем пенсии по выслуге лет или инвалидности по линии силовых ведомств, ему уже должно исполниться 55 (60) лет и на этот момент он должен иметь не менее пяти лет иного (не военного) страхового стажа. Для наглядности приведем вопрос, поступивший в одно из управлений Пенсионного фонда (см. Пример 1).

Пример 1

Вопрос пенсионера: в 1990 г. мне была установлена пенсия по выслуге лет. До 2003 г. я продолжал работать на госпредприятии. В 2005 г. мне исполнилось 60 лет. С какого момента я имею право на получение страховой части трудовой пенсии?

Ответ Пенсионного фонда: Обратившийся пенсионер имеет право на получение страховой части трудовой пенсии с 01.01.2007 г. Несмотря на то что право на получение страховой части возникло до этой даты, страховая часть пенсии будет назначена независимо от даты обращения с 01.01.2007 г.

Гражданам, которые приобрели право (достигли пенсионного возраста и выработали трудовой стаж) в период с 01.01.2007 г. по 24.07.2008 г., страховая часть трудовой пенсии по старости назначается независимо от даты обращения, но не ранее, чем со дня возникновения права. А гражданам, которые приобрели право на страховую часть трудовой пенсии после 24.07.2008 г. (после вступления в силу Закона № 156-ФЗ), пенсия -назначается с даты обращения.

Особо необходимо отметить тех военнослужащих, которые по долгу службы пострадали вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастроф. Эти военнослужащие при выполнении условий, предъявляемых для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, имеют право на получение страховой части пенсии по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Данное положение распространяется на граждан:

  • перечисленных в ст. 30-37 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию -радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
  • перечисленных в пунктах 1-7 ст. 1 Федерального закона от 26.11.1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
  • подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерного испытания на Семипалатинском полигоне (п. 11 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»).
Расчет и получение страховой части трудовой пенсии

Страховая часть трудовой пенсии по старости (Сч) устанавливается на условиях и в порядке, предусмотренных Законом о трудовых пенсиях, и рассчитывается по формуле:

Сч = ПКч / Т1 ,

где ПКч - сумма расчетного пенсионного капитала2 застрахованного лица, учтенного за период со дня назначения ему пенсии за выслугу лет до дня, с которого указанному лицу устанавливается доля страховой части -трудовой пенсии;

а Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты страховой части трудовой пенсии по старости по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится установление страховой части трудовой пенсии. В соответствии со ст. 32 Закона о трудовых пенсиях начиная с 01.01.2002 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на шесть месяцев до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год до достижения 19 лет (228 месяцев).

Говоря о расчете страховой части трудовой пенсии по старости, необходимо пояснить, каким образом стаж влияет на размер страховой части. За период работы до 01.01.2002 г. размер страховой части зависит от среднемесячного заработка и продолжительности стажа. Соответственно, чем больше стаж, тем выше страховая часть пенсии. За период работы после указанной даты размер страховой части зависит от суммы страховых взносов, учтенных на лицевом счете застрахованного лица. Чем больше страховые взносы, тем больше страховая часть трудовой пенсии.

Для назначения страховой части трудовой пенсии необходимо подать заявление в территориальное управление Пенсионного фонда РФ по месту жительства. Те граждане, кто не имеет подтвержденного регистрацией места жительства на территории РФ, подают заявление в территориальное управление Пенсионного фонда по месту своего пребывания. Российские граждане, выехавшие на постоянное место жительства за пределы территории РФ, подают заявление в департамент по пенсионному обеспечению граждан, проживающих за границей, Пенсионного фонда РФ. Заявление о назначении страховой части трудовой пенсии по старости может быть подано в любое время после возникновения права на нее. Заявление может быть принято территориальным управлением Пенсионного фонда и до наступления возникновения права на получение страховой части трудовой пенсии по старости, но не ранее чем за месяц до возникновения данного права.

Пример 2

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству (паспорт или иные документы);
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • о страховом стаже (трудовая книжка, справка о работе и иные документы);
  • о среднемесячном заработке за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями или государственными (муниципальными) органами (по установленной форме). За 2000-2001 гг. документы о заработке не представляются, при этом органами Пенсионного фонда среднемесячный заработок исчисляется по данным индивидуального (персонифицированного) учета, имеющимся в базе ПФР;
  • об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии указанных фактов);
  • справка силового ведомства установленного образца о периодах службы, работы и иной деятельности, учтенных при определении размера пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности (см. Пример 2);
  • о способе доставки страховой части трудовой пенсии по старости через выплатную организацию (почтовое отделение, отделение банка и др.).

Если при обращении военнослужащего к заявлению о назначении страховой части трудовой пенсии им приложены не все необходимые документы (в том числе справка силового ведомства), то в соответствии с п. 3 ст. 19 Закона о трудовых пенсиях орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает обратившемуся лицу разъяснение о том, какие документы он должен представить дополнительно. Если недостающие документы будут представлены не позднее трех месяцев со дня получения разъяснения, днем обращения за страховой частью трудовой пенсии считается день приема заявления.

Можно ли заранее узнать размер будущих выплат?

Как правило, при обращении граждан в управления Пенсионного фонда чаще других задают вопрос о том какой будет доплата, можно ли сразу узнать ее размер. Можем сказать, что на этот вопрос сотрудники Пенсионного фонда заранее однозначный ответ дать не могут. Сумма выплат индивидуальна для каждого пенсионера. Расчет производится специалистами после подачи всех необходимых документов. Рассмотрим основные положения, на которых основывается данный расчет.

Итак страховая часть трудовой пенсии по старости (Сч) -рассчитывается по формуле:

Сч = ПКч / Т.

Согласно ст. 30 Закона о трудовых пенсиях размер расчетного -пенсионного капитала (ПК) рассчитывается по формуле:

ПК = (РП - БЧ) × Т,

где РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для -застрахованных лиц в соответствии с действующим законодательством;

БЧ - размер базовой части трудовой пенсии по состоянию на 01.01.2002 г. (450 руб. в месяц);

Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с п. 5 ст. 14 и п. 1 ст. 32 Закона -о трудовых пенсиях.

Расчетный размер трудовой пенсии (РП) определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет (300 месяцев), и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (240 месяцев), по формуле:

РП = СК × ЗР / ЗП × СЗП,

где ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01.07.2001 г. по 30.09.2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством РФ;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной -продолжительности (25 и 20 лет), но не более чем на 0,20.

Для пояснения приведем практические примеры расчета страховой части трудовой пенсии (см. Примеры 3 и 4).

Пример 3

За назначением страховой части трудовой пенсии обратился военный пенсионер, возраст - 60 лет, страховой стаж - 5 лет, общий трудовой стаж за период до 01.01.2002 г. - 2 года. Пенсионным фондом в данном случае производится расчет пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002 г., после чего учитываются страховые взносы.

Стажевый коэффициент (СК) составляет: 0,55.

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица (ЗР) к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (за фактический период работы) (ЗП): 1,2.

Среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01.07.2001 г. по 30.09.2001 г. (СЗП): 1 671 руб.

Расчетный размер трудовой пенсии (РП) равен: 0,55 × 1,2 × 1 671 = 1 102,86 руб.

Ожидаемый период выплаты на 2007 г. (Т): 144 + 5 × 6 = 174 месяца.

Отношение фактического стажа (24 месяца) к требуемуму -(300 месяцев)3: 0,08.

Размер расчетного пенсионного капитала (ПК) на 01.01.2002 г. составит: (1 102,86 - 450) × 174 × 0,08 = 9 087,8112 руб.

При этом сумма расчетного пенсионного капитала (ПКч) по состоянию на 01.01.2007 г. с учетом индексации пенсионного капитала в период с 2003 по 2007 гг. составит: 9 087,8112 × 1,307 × 1,177 × 1,114 × 1,127 × 1,062 = 18 639,95 руб.

Сумма уплаченных страховых взносов: 125 000 руб. С учетом поступивших страховых взносов размер страховой части трудовой пенсии (Сч) -по состоянию на 01.01.2007 г. будет равен:

Сч = ПКч / Т = (18 639,95 + 125 000)/174 = 825,51 руб.

В период с 01.01.2007 г. по настоящее время производилась следующая индексация страховой части:

  • по состоянию на 01.04.2007 г. - 825,51 × 1,092 = 901,45 руб;
  • по состоянию на 01.02.2008 г. - 901,45 × 1,12 = 1 009,63 руб;
  • по состоянию на 01.04.2008 г. - 1 009,63 × 1,075 = 1 085,35 руб;
  • по состоянию на 01.08.2008 г. - 1 085,35 × 1,08 = 1 172,18 руб.

За назначением страховой части трудовой пенсии обратился военный пенсионер, возраст - 60 лет, страховой стаж - 5 лет, после увольнения из вооруженных сил работал в период с 01.01.2003 г. по 15.12.2008 г. В данной ситуации при расчете страховой части учитываются только страховые взносы. Общая сумма страховых взносов за указанный период - 156 000 руб. Размер страховой части трудовой пенсии (Сч) по состоянию на 01.01.2007 г. будет равен: Сч = ПКч / Т = 156 000/174 = 896,55 руб. Дальнейшее изменение величины страховой части будет производиться за счет индексации таким же образом, как и в Примере 1.

В заключение заметим, что пенсионная система - развивающийся социальный институт. Он требует постоянного совершенствования и обновления. И принятый Закон № 156-ФЗ еще раз подтверждает это. Пенсионное законодательство должно непрерывно изменяться с учетом обстоятельств, затрагивающих те или иные вопросы реализации пенсионных прав российских граждан.

1 П. 5 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях.

2 Расчетный пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством РФ, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии (ст. 2 Закона о трудовых пенсиях). Правила учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утверждены постановлением Правительства РФ от 12.06.2002 г. № 407.

NEW: Для трудоустройства

На высокооплачиваемую работу подготовка к тестированию на соответствие квалификации (очно, дистанционно, в записи). Быстро, недорого, качественно.

Реальная экономия и защита бизнеса. Все изменения 2019 г. в налоговом планировании и контроле (20-21 мая 2019 г., г. Москва, зачет часов ИПБ)