Вопрос 1. У моего сына явно выраженные технические способности. Не говорит ли это о том, что в остальных областях он не будет успешным?

Ответ : Это совсем необязательно. Если вовремя озаботиться тем, чтобы ребенок читал книги, рисовал, слушал музыку, то это пойдет ему на пользу не только в широком образовательном смысле, но и более полно обеспечит развитие его технических способностей. Вам надо знать, что способности относятся к индивидуальным возможностям человека. Именно они влияют на выполнение ребенком различных видов деятельности. Как правило, способности развиваются в соответствии с развитием задатков.

Существует две научных точки зрения на развитие способностей. В основе одной лежит идея о генетической обусловленности способностей. Исходя из этой точки зрения, ребенку или даны, или не даны способности от предков и ничто не может повлиять на их развитие. Другая точка зрения отражается в идее обусловленности развития способностей социальной средой и воспитанием. Один ребенок попадает в благоприятную среду и его способности получают «шанс» развиться, а может перейти в талант. Другие же дети, не имеющие такой счастливой возможности, так и останутся с неразвитыми способностями. Трудно сказать, какая точка зрения верная.

Нам кажется, что рациональное зерно есть и в первой, и во второй. Тем более что отечественные психологи придерживаются именно такой точки зрения.

Способности обусловлены природными возможностями личности и формируются в различных видах деятельности. Достаточно сослаться на довольно известный пример, когда в одной и той же семьи братья и сестры могут демонстрировать абсолютно разный уровень способностей.

Казалось бы, они находятся практически в одной среде, влияющей на развитие их способностей. Выделяют общие и специальные способности. Наличие общих способностей помогает ребенку овладевать знаниями в различных сферах. Специальные же способности помогают достигать высоких результатов в каком-либо определенном виде деятельность.

Поэтому для развития способностей важны обучение, воспитание и, конечно же, проявление активности самого ребенка в разных видах деятельности, способствующей развитию именно его способностей. Судя по вашей характеристике, ваш сын обладает специальными способностями. Вам полезно знать, что способности не формируются в одночасье, а развиваются по определенным этапам. Можно говорить как минимум о двух этапах.

На первом этапе способности имеют подражательный характер. Ребенок, имеющий способности подражает в деятельности. Сама же деятельность носит репродуктивный (подражательный) характер.

На втором этапе ребенок набирает «вес» в решении вопросов. Самостоятельно находит ответы. Это время творческих решений. Подобные действия создают внутренние предпосылки для развития его специальных способностей.

Вам надо следить, чтобы ваш сын не погрузился «излишне» только в технические интересы, тогда и бояться нечего. Технические способности будут реализовываться в интересной для него деятельности, но и в других ее видах, обучаясь в школе, он тоже не потеряет возможности для совершенствования. Вы может, собственно говоря, «измерить» способности своего ребенка. В специальной литературе много тестов на изменение способностей ребенка. Воспользуйтесь ими.

Вопрос 2. Наш ребенок — первоклассник. Учитель проводила тест и сказала нам, что у нашего сына не обнаружены способности к чему-либо, все «ровненько». Как следует отнестись к такой характеристике и надо ли что-то делать?

Ответ: Прежде всего, следует проверить качество те-ста и ни в коем случае не разочаровываться в собствен-ном ребенке. Вне всякого сомнения, способности у него есть. Они могут пока «дремать» и проявиться значительно позже. Известный факт, что многие талантливые люди в детстве не особо отличались. К примеру, великий композитор П.И. Чайковский в детстве не выказывал способностей к музыке. А математик Лобачевский был плохим учеником. Мой опыт говорит, что в младшем школьном возрасте практически у большинства детей развиваются изобразительные и музыкальные способности.

Посмотрите внимательнее на рисунки своего сына. Наверняка они очень интересные. Не опускайте руки и продолжайте верить в то, что ваш ребенок, несомненно, обладает определенными способностями. В предыдущем ответе я уже раскрывала суть способностей. Здесь могу добавить, что основным условием развития способностей является деятельность.

Посмотрите результаты, какой именно деятельности говорят о том, что ваш ребенок де-лает ее лучше, чем иную. Вполне возможно, он рисует лучше других, быстрее всех лепит, проявляя при этом творческую смекалку. Или в спорте его достижения пре-вышают средние показатели. Но даже если и нет «выпирающих» результатов, не сомневайтесь, способности у вашего ребенка проявятся чуть позже.

Главное, организовать деятельность, в которой они бы начали развиваться более интенсивно. И еще необходимо помнить, что только тогда, когда ребенок начнет заниматься определенной деятельностью, можно смело сказать, есть ли у него к ней способности. Не обучая ребенка живописи или музыке или спорту, мы не можем определить его потенциал.

Вопрос 3. Мой ребенок очень замкнут. Не дозовешься, все время витает в облаках. Я прочитала, что одаренные дети живет в своем мире. Может, мой ребенок одаренный?

Ответ : Трудно сказать однозначно. Жизнь в своем мире не единственная характеристика одаренности. В ее основе лежат определенные склонности к какой-либо деятельности и успешная ее реализация.

Результаты труда вашего ребенка должны опережать результаты труда других детей. Но вполне возможно, что ваш ребенок именно одаренный. Этим и объясняется его «отрыв» от жизни и «уход» в свой внутренний мир.

Давайте разберемся в самом термине «одаренность» и, что наполняет эту важную психологическую характеристику человека.

Одаренность — это компонент таланта, который определяет конечный итог развития личности ребенка. Он включает в себя определенный набор способностей. Можно составить собирательный портрет одаренного ребенка.

Одаренный ребенок всегда внимателен, собран, постоянно готов к напряженной работе. Повышенная активность его проявляется не только в умственных занятиях. Он отдает себя целиком тому, что его заинтересовало. Если он увлечен техникой, тогда постоянно в доме появляются и исчезают детали, конструкции, описания и т. д. Если электроникой, то он постоянно чинит телевизоры, компьютеры, собирает свои модели, читает специальные журналы.

Вторая особенность личности высокоодаренного ребенка неразрывно связана с первой, заключается в том, что готовность к труду у него перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться без устали, срока и отдыха.

Следующая третья группа способностей, которая определяет в своей совокупности одаренность, связана непосредственно с интеллектуальной деятельностью: это особенности мышления ребенка, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности. Обычно такой ребенок на вопросы отвечает полно, последовательно, исчерпывающе. Такая систематичность в ответах одаренного ребенка опирается на способность к анализу и обобщению.

И, наконец, последний штрих к портрету одаренного ребенка, это широкий круг познавательных интересов, выступающий постоянным стимулом мыслительной активности ребенка.

Характеризуя одаренных детей можно выделить показатели , с помощью которых выявить уровень одаренности. К первому уровню можно отнести детей, полностью погруженных в тот вид деятельности, в котором он обнаруживает проявление высокого интеллекта и познавательных интересов. Ко второму уровню отнесем детей, успешных в каком-либо определенном виде деятельности. Это может быть ребенок, который любит и умеет хорошо рисовать, или петь. Это может быть школьник, влюбленный в биологию и отдающий ей все свое время. И, наконец, на третьем уровне находятся дети, хорошо обучающиеся в школе, такие маленькие «академики». Кто не знает таких школьников! У них все всегда получается. Их оценки — «отлично» по всем предметам. Если нужно решить задачу разными способами, то не сомневайтесь, такой ребенок решит ее всеми доступными способами.

Воспользуйтесь тестами на определение способностей, попробуйте проверить своего ребенка на наличие особых способностей. И сами ответьте на свой вопрос: «Одаренный ваш ребенок или нет».

Судить о наличии способностей у детей можно, прежде всего по тому, как они учатся, понимают учебный материал, запоминают его и применяют свои знания, насколько хорошо ориентируются при решении задач, в какой мере владеют устной и письменной речью. Некоторыми показателями способностей детей могут быть следующие качества: внимательность, быстрое и прочное запоминание, умение думать сообразительность, развитое воображение, инициатива, самостоятельность в работе и ее продуктивность.

Учителю надо знать, какие склонности и способности имеются у ребенка, как они развиваются. При этом нельзя спешить с выводами. Бывает так, что ученика ленивого или имеющего по каким-то причинам пробелы в знаниях считают неспособным. Однако, если устранить то, что мешает его работе, заинтересовать, ободрить, вовремя помочь ему, он проявляет достаточные способности, чтобы успешно учиться.

Среди нормальных детей нет таких, способности которых не позволили бы им удовлетворительно овладеть учебным материалом начальных классов. Конечно, уже в младшем школьном возрасте намечается дифференциация способностей. А в подростковом – дальнейшее их развитие. Одни дети более способные к чтению и письму, другие – к математике, третьи – к рисованию (или к ручному труду). Одни быстро запоминают, но быстро забывают, другие запоминают медленно, но надолго. И учителю необходимо считаться с этими индивидуальными различиями детей.

Если у ребенка не замечается ни общих, ни специальных способностей, нельзя делать вывод о том, что он бездарный человек. Ни к чему не способных людей нет. Учитель должен внимательно присмотреться к каждому ученику и постараться открыть в нем способности, которые нередко не так легко обнаружить.

Как уже говорилось, способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность . Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, заниматься лепкой, учатся правильно петь и узнавать мелодии, чувствовать их ритм. Немного позже они начинают конструировать, занимаясь с детским «Конструктором», пробуют сочинять рассказы, простые стихотворения. С поступлением в школу значительно расширяется возможности включения ребенка в ту или иную деятельность. Особая роль здесь принадлежит различным творческим кружкам – научным и техническим кружкам в школах, при домах пионерах, при детских технических станциях, литературным, музыкальным, художественно-изобразительным – при школах, по месту жительства.

Одна из задач системы воспитания – всестороннее развитие способностей у всех детей. Одностороннее, узкое, однобокое развитие ребенка, когда он проявляет яркие способности в какой-либо одной области при глубоком равнодушии ко всему остальному, неправильно. Конечно, интерес, связанный со способностями, должен доминировать, но при этом учитель стремится к всестороннему, гармоническому развитию личности ребенка, повышению его общей культуры и расширению кругозора. Только развитие обеспечивает подлинный расцвет способностей.

Каждый нормальный и здоровый в психическом отношении ребенок имеет общие способности, необходимые для успешного обучения в школе. Иногда ученик может казаться неспособным к тому или иному учебному предмету. Это происходит из-за отсутствия у школьника некоторых знаний и умений, из-за пробелов в знаниях, тех или иных проявлений темперамента.

Помимо общих способностей к учению, каждый ученик обладает возможностью развития и специальных способностей.

Способности формируются и развиваются в деятельности. Однако не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает способности к ней. Для того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.

Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникает стремление по собственной инициативе, без принуждения заниматься ею. Живая заинтересованность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формальное, равнодушное и безразличное отношение к ней – необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей.

Поскольку способности смогут принести плоды лишь в том случае, когда они сочетаются с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности, учителю надо активно развивать интересы детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера, а были серьезными, глубокими, устойчивыми и действенными.

Во-вторых, деятельность должна быть по возможности творческой. Например, для развития литературных способностей полезно постоянно и систематично упражняться в написании очерков, рассказов и стихотворений и их последующем детальном разборе в кружке: полезны специальные экскурсии на природу с установкой на наблюдательность и эстетическое восприятие действительности с последующим красочным и выразительном описанием виденного и слышанного.

В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности , уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями.

В школе применяют активные методы обучения , при которых ученик не только запоминает, но и много думает, что очень помогает развитию его способностей. Полезно, чтобы ученик под руководством учителя чаще выводил правила по русскому языку и математике, пересказывал и обобщал прочитанное, самостоятельно продумывал математические задачи и решал их, писал творческие сочинения. Учитель должен всемерно поощрять инициативу и творчество детей в любом виде работ. При затруднениях не следует спешить на помощь ученику. Лучше предоставить ему возможность самому подумать, а если надо, задать наводящие вопросы.

Большое значение имеет постепенное увеличение трудностей . Поставленные перед учеником задачи должны требовать умственных усилий. Но необходимо осуществлять индивидуальный подход к школьникам, учитывая их различия, давать дифференцированные задания. Сильным ученикам давать дополнительную работу , чтобы они не скучали на уроке и имели достаточную нагрузку дома. Слабым следует больше помогать, предъявляя ним посильные требования, предлагать задания облегченного типа, которые ребенок мог бы успешно выполнить. Таких учеников надо чаще хвалить, замечать малейшие успехи в работе , это внушит им веру в свои силы и желание учиться. Следует привлечь родителей и старших детей к оказанию систематической помощи слабым учащимся. Обычно все эти меры помогают, дети благополучно оканчивают 3 класс и удовлетворительно учатся в средней школе.

К сожалению, бывает так, что ученика, имеющего все данные для успешной работы, иногда считают неспособным к ней из-за некоторой умственной пассивности. Она проявляется в отсутствии интереса к знаниям, в стремлении избегать умственных усилий, в сложившемся убеждении, что умение – очень трудное дело, для которого у ребенка нет способностей. Такого ребенка надо расшевелить, активизировать, заинтересовать сведениями, которые близки к его склонностям. Полезно давать ему дополнительный увлекательный материал, давать пережить радость приобретения знаний (например, при успешном решении задач, раньше казавшихся ему недоступными). Это укрепит веру школьника в свои силы, он поймет, что может учиться не хуже других.

Учителю нельзя забывать и о той опасности, которая предостерегает сообразительных, способных детей. Им легко делать учение, и по этому у них может не вырабатываться привычка к труду, не разовьется необходимое прилежание. Отсутствие умственных усилий может привести к тому, что у таких детей постоянно угасают способности, из одаренных школьников они могут превратиться в посредственных и даже слабых работников, мало пригодных к труду.

«Если ребенку в учении все дается легко, у него постоянно вырабатывается лень мысли, которая развращает человека… И развивается лень мысли больше всего в младших классах, когда способный ребенок, легко овладевающий тем, что для других детей связано с определенным напряжением умственных сил, по существу, бездельничает. Не допустить безделье учащихся – тоже своеобразная воспитательная задача», - пишет В.А.Сухомлинский. Воспитывая у детей настойчивость в работе, самостоятельность, трудолюбие, учитель тем самым помогает и развитию важного качества, которое называется – работоспособностью.

В отношении одаренных учащихся надо проявлять осторожность: не захвалить их, не подчеркивать исключительность этих детей, чтобы не воспитывать в них самомнения, зазнайства, гордости, основанной на чувстве превосходства над другими. Одаренный ребенок обычно понимает, что он способней других, но надо, чтобы в связи с этим у него было и повышенное чувство за работу.

Некоторые дети проявляют способности в каком-нибудь одном виде деятельности: в живописи, музыке. Надо помогать дальнейшему росту этих способностей, но не за счет других сторон личности. Надо помнить, что задача школы – всестороннее развитие ребенка, его духовных и физических сил.

Развитию способностей детей содействуют различные формы внеклассной и внешкольной, в частности кружковой работы: математические, творческие, технические, биологически и т.д. кружки, в которые следует привлекать и младших школьников.

Во многих школах созданы уголки живой природы, оборудованы специальные помещения, в которых дети проводят свободное время и занимаются моделированием, столярными и слесарными поделками, работают с наборами «конструкторов» и т.д. важно развивать склонность к ручному труду, которая свойственна, в частности, всем школьникам. На занятиях по труду где дети изготавливают несложные изделия из дерева, картона, проявляя изрядную смекалку, изобретательность, творчество. На этих занятиях у ребят развиваются умение организовывать и планировать свою деятельность, складываются навыки самоконтроля.

Воспитывая способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Иногда школьник, охладевает к прежде любимым занятиям. В этих случаях учитель должен подбодрять ребенка, помочь ему преодолеть трудности.

Стремясь развивать способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к себе, умение критически отнестись к себе . Важно формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Никоим образом нельзя прямо или косвенно внушать ребенку мысль о его исключительности, превосходстве над другими, не следует чрезмерно восторгаться способностями детей, захвалить их, противопоставлять их другим детям. Наоборот, надо внушать способному ребенку, что он вовсе не исключительный человек, что другие дети тоже обладаю способностями и если он превосходит товарищей в одном, то они превосходят его в другом.

Вопрос №20(1)

Введение 3

1. Определение способностей 4

2. Виды способностей 8

3. Структура способностей 11

4. Уровни и пути развития способностей 13

Заключение 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Введение

Понятие о способностях человека развивалось, в связи с общим ходом развития человеческой мысли и долго, было предметом философского рассмотрения. Лишь во второй половине XIX в. возникают и развертываются эмпирические исследования способностей человека. Однако, возникнув в эпоху капитализма, они служили во многих случаях интересам господствующих слоев капиталистического общества и обосновывали теорию и практику эксплуатации трудящихся.

Способности человека не даны непосредственно в его самонаблюдениях или переживаниях. Мы лишь опосредствованно заключаем о них, соотнося уровень овладения деятельностью одним человеком с уровнем ее овладения другими людьми. При этом оказывается необходимым условием выявления способностей анализ условий жизни человека, его обучения и воспитания, а также его жизненного опыта в овладении данной деятельностью. В связи с этим особо важное значение приобретает проблема соотношения в способностях врожденного и приобретенного, наследственно закрепленного и сформированного в процессе индивидуального развития.

В решении проблемы способностей необходимо исходить из принципа единства человека и условий его жизни. Способного или неспособного ребенка нужно рассматривать не как носителя скрытых таинственных возможностей, противостоящих среде, а как производное от единства индивида и условий его жизни и деятельности, различного влияния условий жизни на разных этапах развития ребенка.

1. Определение способностей

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.

При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические усилия) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.

Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности. Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности. Вот почему способность нельзя свести к одному какому-либо свойству (хорошее цветоразличение, чувство пропорции, музыкальный слух и т. п.). Она всегда синтез свойств человеческой личности.

Таким образом, способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней 1 .

Наблюдая школьников, учитель не без основания считает, что одни более способны к учению, другие менее способны. Бывает так, что ученик способен к математике, но плохо выражает свои мысли в устной и письменной речи или проявляет способности к языкам, к литературе, вообще к гуманитарным наукам, но ему трудно даются математика, физика, изучение техники.

Способностями называются такие психические качества, благодаря которым человек сравнительно легко приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какой-либо деятельностью.

Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, хотя проявляются и развиваются на их основе. Поэтому надо быть очень осторожными и тактичными в определении способностей учащихся, чтобы не принять слабое знание ребенка за отсутствие у него способностей. Подобные ошибки иногда совершались даже в отношении будущих крупных ученых, которые по каким-то причинам плохо учились в школе. По этой же причине неправомерны выводы о способностях только на основании некоторых свойств, которые доказывают не низкие способности, а недостаток знаний 2 .

В отличие от характера и всех других свойств личности, способность - это качество личности, существующее только относительно той или иной, но обязательно определенной деятельности.

Учебник психологии К.К. Платонова дает следующую формулировку понятию "способность":

Способности - это совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней.

А.В. Петровский же в своем учебнике по общей психологии дал такое определение "способности":

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.

По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Подобно тому, как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода и т. д. окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий. В число условий входит, например, следующие: будут ли окружающие люди (в семье, школе, трудовом коллективе) заинтересованы в том, чтобы человек овладел этими знаниями и умениями; как его будут обучать, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся, и т. д.

Способности - это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле - это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленная педагогом и ребенком, хорошее состояние здоровья, наличие музыкального инструмента, нот и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.

Психология, отрицая тождество способностей и существенно важных компонентов деятельности - знаний, навыков и умений, подчеркивает их единство. Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, учится видеть прекрасное в окружающем мире.

Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности. И именно здесь обнаруживаются те различия, которые дают нам право говорить о способностях.

Итак, способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Если определенная совокупность качеств личности отвечает требованиям деятельности, которой овладевает человек на протяжении времени, педагогически обоснованно отведенною на её освоение, то это даёт основание заключать о наличии у него способностей к данной деятельности. И если другой человек при прочих равных условиях не справляется с требованиями, которые предъявляет ему деятельность, то это дает основание предполагать у него отсутствие соответствующих психологических качеств, другими словами, отсутствие способностей.

2. Виды способностей

Так же как и характер, способности не самостоятельная, расположенная с другими подструктура личности, а определенное сочетание ее различных свойств. Различие между характером и способностями - в том, что характер проявляется во всех видах деятельности, а способности - только в одном, определённом.

Пока человек не начал определенной деятельности, у него существуют только потенциальные способности к ее выполнению, являющиеся свойствами его личности, частично развившимися из его задатков, но более сформированными его опытом. Но как только он начинает эту деятельность, его потенциальные способности становятся актуальными способностями, не только проявляющимися, но и формирующимися в этой деятельности 3 .

Различные виды деятельности, отличаясь своим содержанием, соответственно предъявляют различные требования к личности, к ее способностям. Особенности этих требований состоят не только в том, что для выполнения одних видов деятельности необходимо вполне определенное развитие каких-то конкретных психических процессов (например, определенного вида ощущений, сенсомоторной координации, эмоциональной уравновешенности, богатства воображения, распределения внимания, более развитого словесно-логического мышления и т. д.), но и их комплексов. Учебная деятельность, большинство видов квалифицированного труда предъявляют к личности комплекс психологических требований. Различие требований, предъявляемых деятельностями к личности, нашло отражение в классификации способностей человека.

Наиболее общей классификацией способностей является деление их на две группы: общие и специальные . Каждая из этих групп делится на элементарные и сложные, а внутри них уже выделяются конкретные виды.

Все способности человека как психические явления могут быть разделены на четыре группы.

Выделяют виды способностей по их направленности, или специализации (общие и специальные способности).

Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие, как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т. п.

Элементарные общие способности, присущие всем людям, хотя и в разной степени их выраженности, - это основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать и осуществлять решения и запоминать.

Специальные элементарные способности - это способности, присущие уже не всем людям, они предполагают определенную выраженность каких-то качественных сторон психических процессов.

Глазомер - это способность с различной точностью воспринимать, оценивать и сравнивать величины зрительно воспринимаемых объектов, интервалов между ними и расстояний до них, т. е. это определенное качество зрительного восприятия.

Музыкальный слух - это определенное качество слухового восприятия, проявляющееся в способности к различению музыкальных звуков и точному воспроизведению их. Музыкальный слух - это один из компонентов музыкальных способностей. Специальные элементарные способности развиваются на основе задатков в процессе обучения.

Общие сложные способности - это способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом. Они присущи в той или иной степени всем людям. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности.

Специальные сложные способности присущи уже не только в разной степени, но и вообще не всем людям. Они являются способностями к определенным профессиональным деятельностям, возникшим в процессе истории человеческой культуры. Эти способности обычно называют профессиональными.
Совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее в тех же условиях, называется одарённостью.

О способностях человека можно судить, наблюдая за процессом выполнения им новых заданий в измененных условиях, за ходом овладения деятельностью.

Идея "каждый человек способен ко всему" неверна. Правильное утверждение, что "каждый человек способен к чему-нибудь полезному для общества". Так, учащийся не способный быть монтажником-высотником, шофёром или наладчиком автоматических линий, может быть не только способным, но и талантливым станочником, оператором или поваром.

Неспособность к определенному виду трудовой деятельности значительно сложнее, чем отсутствие способностей. Неспособность как отрицательная способность - это тоже определенная структура личности, в которую входят отрицательные для данной деятельности ее черты.

Основы общей психологии Рубинштейн Сергей Леонидович

Развитие способностей у детей

Развитие способностей у детей

Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности ребенка формируются посредством овладения в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат врожденные задатки. В действенном контакте ребенка с окружающим его миром, в процессе постепенного освоения достижений предшествующего исторического развития человечества задатки - и общие у всех людей, и вместе с тем у каждого человека различные - превращаются в многообразные и все более совершенные способности.

Уже самые первые проявления задатков превращают их в элементарные, начинающие складываться способности. Вместе с тем каждая начинающаяся складываться способность является как бы задатком для дальнейшего развития способностей. Каждая способность, проявляясь, вместе с тем развивается, переходит на высшую ступень, а переход ее на высшую ступень открывает возможности для новых, более высоких ее проявлений. Роль задатков в развитии различных способностей различна. Она более значительна и специфична, например, в развитии музыканта, в даровании которого существенную роль играют специфические врожденные свойства слухового аппарата, чем в развитии способностей ученого литературоведа, историка или экономиста.

В развитии способностей у ребенка существенным этапом является развитие у него так называемой готовности к обучению. <…> Эта готовность в обучении и формируется, конечно, на основе той подготовки, которую дает дошкольное воспитание. Эта способность к обучению не угасает в школьном возрасте, как склонны утверждать те, кто связывает ее с определенным периодом возрастного созревания. Практика массового обучения взрослых при ликвидации безграмотности в Советском Союзе это доказала. Но, конечно, юные годы все же исключительно благоприятная пора для учения; в процессе этого учения совершается формирование способностей, которые открывают более широкие возможности для успешного дальнейшего учения и совершенствования в зрелые годы.

В способностях детей - как общих, так и специальных - обнаруживаются многообразные индивидуальные различия. Они проявляются в успешности учебной работы, в том, что различные ученики с различной степенью совершенства справляются с учебными заданиями, с разной глубиной осваивают ту систему знаний, которой они обучаются. Однако успешность саму по себе никак нельзя превращать в критерий одаренности. Различная успеваемость разных учеников может быть обусловлена многообразными причинами - интересом к учебе, который сумел вызвать педагог, предшествующей учебной подготовкой и т. п., а вовсе не только их способностями. Поэтому одни и те же успехи разных учеников могут быть показателями различных способностей, и при одних и тех же или равных способностях их успехи могут быть различны . Для того чтобы сколько-нибудь обоснованно заключать об одаренности детей по успешности их работы, темпам их продвижения и т. п., необходимо учесть условия их развития, а не только его результаты. Лишь соотнеся эти результаты с условиями, при которых они достигнуты, можно, исходя из успешности учебной работы детей, опосредованно составить себе суждение об их одаренности. <…>

В результате индивидуального жизненного пути у человека формируется - на основе задатков - индивидуально своеобразный склад способностей.

Наличие более или менее значительных индивидуальных различий в способностях требует и индивидуализированного подхода к учащимся.

Вместе с тем, поскольку успешность учебной работы учащихся зависит в известной мере от их способностей, а развитие, формирование их способностей в свою очередь зависит от того, как ребенок осваивает передаваемые ему в ходе обучения знания, перед педагогом встает задача: учитывая способности учащихся во всем их многообразии и индивидуальных особенностях, вместе с тем и формировать их в надлежащем направлении. <…>

Между всесторонним развитием способностей и интересов существует при этом теснейшая взаимосвязь: с одной стороны, развитие способностей совершается в деятельности, которая стимулируется интересами, с другой - интерес к той или иной деятельности поддерживается ее успешностью, которая в свою очередь обусловлена соответствующими способностями. Эта взаимосвязь не исключает, конечно, и возможности противоречий между интересами к тому или иному предмету, склонностями к той или иной деятельности и способностями. Бывает, как известно, и так, что у человека, у подростка складываются интересы, не отвечающие его способностям. Но это случается по преимуществу при слабовыраженных способностях. Значительные способности, подлинный талант обычно определяют призвание человека, которое, переживаясь как таковое, определяет и направленность интересов.

Всестороннее развитие интересов, означая нормальное развитие человеческой личности, не исключает особой собранности и сосредоточенности интересов по каким-то основным главным руслам. Точно так же всестороннее гармоническое развитие способностей, означая развитие такой человеческой личности, которая не была бы раз и навсегда пригнана к одной узкоспециализированной деятельности и как бы сведена к одной функции, личности, которой доступны были бы разные сферы человеческой деятельности, не исключает, конечно, особого развития каких-либо специальных способностей (технических, изобразительных, музыкальных) на фоне достаточно высокого общего развития.

Из книги СК-метод развития человека автора Кандыба Виктор Михайлович

РАЗВИТИЕ БИОЛОКАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Одним из самых эффективных способов работы в режиме СК-Сверхсознания является известный десятки тысяч лет русским жрецам метод лозоходства (пруткарства).Древнейшие изображения людей с вилообразными прутьями встречаются на

Из книги Диагностика способности к общению автора Батаршев Анатолий

РАЗВИТИЕ ТЕЛЕПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СК – упражнение 66. Цель – овладение телепатией в приеме и индукции. Телепатия (греч. tele – вдаль, pathos – чувство) – это способность всех объектов Вселенной обмениваться информацией. Телепатическое информационное общение существует

Из книги Восхождение к индивидуальности автора Орлов Юрий Михайлович

РАЗВИТИЕ ПСИХОМЕТРИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ Психометрия – это облегченный вид начального ясновидения. С древних времен замечено, что если какие-либо объекты природы когда-либо находились в близком контакте, то экстрасенс, вступив в новый контакт с одним из ранее

Из книги Нераскрытые тайны гипноза автора Шойфет Михаил Семёнович

РАЗВИТИЕ ЯСНОВИДЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ "Истинно говорю вам, если будете иметь веру в сердце своем и не усомнитесь; – не только сможете сделать все то, что сделано мною… но и все, что попросите искренне в сердце своем в молитве и с верою – получите…" Иисус Христос (от Матфея,

Из книги Психология общих способностей автора Дружинин Владимир Николаевич (д.псх.н.)

РАЗВИТИЕ ПСИХОКИНЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СК – упражнение 69. Цель – развитие психокинетических способностей.Психокинез – это способность двигать предметы психической энергией, то есть не касаясь их руками. Это явление дистантного воздействия человека на физические

Из книги Как воспитать замечательного ребенка автора Таунсенд Джон

Глава 3 Развитие способностей к общению

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Развитие способностей Человек должен делать определенное дело, которому он предан в результате жизненного самоопределения. Это дело представляет его в обществе как личность, и от успеха или неудачи в профессиональной деятельности зависит очень многое. Поэтому наша

Из книги Самоучитель для гения [Как открыть свои сильные стороны] автора Купер Лекс

Развитие способностей и психических процессов Я развиваю свои способности Под способностями мы обычно понимаем психические условия, наши индивидуальные особенности, обеспечивающие успешное исполнение определенной деятельности. Проблема классификации способностей

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

Из книги Арт-терапия детей и подростков автора Копытин Александр Иванович

Глава 8 Развитие творческих способностей

Из книги Психологический стресс: развитие и преодоление автора Бодров Вячеслав Алексеевич

Глава 7. Развитие талантов и способностей КомпетентностьРассказывает Джон ТаунсендМы с сыновьями состоим в команде отцов и детей, которая называется «Индейские следопыты». Наша группа регулярно собирается, проводит спортивные состязания, устраивает пикники и походы.

Из книги автора

Получение знаний и развитие способностей Наконец, последняя популярная группа устремлений людей - развитие каких-либо способностей, получение и усвоение определенных знаний или навыков.Сюда относятся хорошая учеба, изучение языков, развитие способностей к творчеству

Из книги автора

1.4. Что вам даст развитие творческих способностей? Когда вы будете лучше знать и понимать себя, вам не придется оказываться перед мучительным вопросом выбора или поиска выхода из сложной ситуации. Творческий потенциал помогает применять и создавать новое в любых сферах

Из книги автора

80. Развитие и формирование способностей В способностях каждого человека выражается концентрированный исторический и индивидуальный опыт деятельности. Накопленные предшествующими поколениями знания составляют ту исходную основу, опираясь на которую люди могут

Из книги автора

Глава 6 Развитие познавательных и творческих способностей детей и подростков средствами арт-терапии Одной из задач применения арт-терапии в работе с детьми и подростками может являться развитие их познавательных и творческих способностей. Решение этой задачи

Из книги автора

9.3. Развитие способностей по преодолению стресса Решение проблемы развития ресурсов, стратегий и стилей преодоления стресса непосредственно связано с особенностями биологического, когнитивного, социального и эмоционального развития субъекта, их интеграцией и

Тема: Учебные способности ребёнка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.

1. Оформление родительского собрания: мудрые мысли:

«Воспитание - это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас.» (Легуве)

«Великая трудность воспитания - это держать детей в повиновении, не портя их xapaктepa».(Левис)

«Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле воспитания, - это чересчур торопиться». (Ж. Руссо)

«Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью».(А. Чехов)

Классный руководитель: Учеба наших детей - это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Вспомним, с какой радостью пришли ваши тогда еще малыши в школу. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях! Но, увы, далеко не все из них сбылись, и для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а ее формальный признак - оценка - увы, часто не радует. Как-то мне попалась очень интересная статья известного ученого, профессора Махмутова, посвященная проблеме интеллектуального развития школьников. В числе интересных фактов, приводимых в ней, меня поразило то, что, оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности.

Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.

Заповеди воспитания

Найдите в ребёнке что-нибудь, достойное похвалы. У ребёнка, уверенного в себе, все получается. Самоуважение - это главное, что вдохновляет ребенка на успех, и чем раньше вы поможете ему обрести это чувство, тем лучше.

Не ругайте, а учите! Если собрать воедино все замечания, которые делают детям, то доля негативных оценок будет очень высока. Часто они унижают ребенка: «Какой ты тупой!», «У тебя что, мозги не работают?» и т.д. И маленький человек может, в конце концов, поверить всем словам, сказанным ему взрослым в порыве гнева. Критиковать надо не ребенка, а его поступки и поведение. За каждым «плохо» должно стоять объяснение: ты неправильно начинаешь решение задачи, сначала надо несколько раз прочитать условие и кратко его представить, всегда давайте понять ребенку, чего Вы от него хотите, а не только чего Вы не хотите. В сложной ситуации лучше запоминается то, что слышишь последним. Это последнее должно быть позитивным.

Оцените сильные стороны своих детей. Мы часто хотим сделать из ребенка то, что нравится нам самим, не прислушиваясь к его собственному мнению и самооценке. Важно спросить у ребенка: «Чем тебе нравится заниматься? Что ты делаешь с удовольствием? Что у тебя хорошо получается?» Его ответы могут открыть нам такие способности ребенка, о которых мы раньше и не подозревали.

Развивайте в ребенке уверенность в себе. Если ребенок чего-то боится, надо мысленно проиграть с ним части действия, которые вызывают страх, создав уверенность в возможности преодолеть отдельные этапы этого действия. Положительное восприятие самого себя повышает самооценку, что, в свою очередь способствует успеху. А хорошо выполненное дело позволяет оценить себя еще выше, что ведет к достижению еще больших успехов.

Научите своего ребенка расслабляться. Умение расслабиться важно для Вашего успеха. Когда Вы не напряжены, то думаете более четко и Ваше тело функционирует с большей отдачей. Начните с дыхания и научите ребенка правильно дышать, а потом найдите что-то, о чем надо подумать, чтобы снять напряжение. Пусть Ваш ребенок думает об этом, пока не успокоится.

Напоминайте ребенку о его успехах. Можно также предложить ребенку представить и нарисовать картинки будущих наград и призов, которые ему предстоит завоевать

Идите к цели постепенно. Можно нарисовать лестницу с пятерками на верхней ступеньке и повесить ее на видном месте А на разных ступеньках напишите: вовремя сдавай задания, читай всё, что положено по программе и т.д.

Никогда не забывайте что воспитание - это длительный процесс, Включающий в себя поддержку, поощрение и упорный труд.

Возможные причины торможения развития ребенка.

Недостаточная усидчивость, неустойчивое внимание.

Недостаточные словарный запас, начитанность и умение выражать мысль.

Несформированность настойчивости, целеустремленности, терпения, аккуратности, организованности.

Неумение сравнивать, находить аналогии.

Отсутствие в учении опоры на желания и мотивы школьника. Однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров.

Низкая самооценка школьника.

Советы родителям, разделяющим учебные проблемы детей.

1. Постарайтесь не особенно ругать ребенка, стыдить и наказывать его: плохая оценка уже и так воспринята им как наказание.

2. Выясните, за что именно поставлена не удовлетворяющая вас и ребенка оценка («двойка», «тройка», а для кого и «четверка»), чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребенок порой не в силах самостоятельно понять, что в его работе не понравилось учителю - почерк, ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть, что-то еще. Учитель иногда это не объясняет.

3. Проанализируйте ошибки, не унижая ребенка. Это значит, нельзя допускать осуждения ребенка как личности («Ну ты и лопух! Здесь же надо «о», а у тебя «а!» или «Ничего ты не умеешь, вечно у тебя грязь в тетради!»). На ошибки следует указывать сдержанно: «Конечно, оформил ты задачу плохо, но зато решил ее верно, а это главное».

4. Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. При этом, если вы уверены, что ребенок старался, стремился к тому, чтобы научиться, но принес вместо «двойки» всего лишь «тройку», умейте обрадоваться и ей, ободрите ребенка.

5. Хвалите ребенка за каждый успех в работе. Не упускайте того, что вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий, даже если в целом задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач и сразу намечайте, как можно их исправить или избежать.

6. Ставьте перед ребенком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет. Не настаивайте, чтобы он выполнил непосильное для него число дополнительных примеров, задач, уравнений без ошибок и исправлений.

Приемы развития мыслительных способностей детей

Упражнение 1. «Перечень заглавий к рассказу». Учит легко выражать мысли одной фразой.

Берется небольшой рассказ или сообщение. К нему надо подобрать как можно большее число заголовков, отражающих его содержание. 3аглавия могу быть строгими, логичными или формальными, то есть, по существу верными, но не схватывающими главное, или образными, яркими, эмоциональными. Приветствуются ответы любого типа.

Упражнение 2. «Сокращение рассказа». Задание предназначено для тренировки организованности, четкости, умения отвлекаться от мелочей.

Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ, аналогичный описанному выше. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно - два - три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные моменты и детали следует отбросить.

Упражнение З. «Выражение мысли другими словами». Формирует умение оперировать словами, точно выражать мысли.

Берется несложная фраза, например, «нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания.

Упражнение 4. «Исключение лишнего слова». Учит классифицировать по свойствам.

Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно искать нестандартные, но в то же время меткие решения.

Упражнение 5. «Способы применения предмета». Развивает способность концентрироваться на предмете, умение открывать в нем неожиданные возможности.

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо перечислить как можно больше различных способов применения: книгу можно использовать как под ставку для кинопроектора, ею же прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета. Чем больше вариантов названо, тем лучше. Игру можно продолжать несколько дней.

Подведение итогов собрания.

Классный руководитель: Итак, мы сегодня убедились, что причин «неуспешной» учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины, найти способ избавиться от них можете только вы, разумеется, при поддержке педагогов. И нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Вы лучше знаете своего ребенка, больше всех его любите, вам легко «почувствовать» его, посмотреть на мир его глазами.

Тем более нам есть чем похвалиться:

1.Итоги четверти (нет троечников, прибавились отличники)

2. Конкурс «Олимпис»

3.Конкурс «Наше наследие»

4. Конкурс чтецов (два 2 места)

5. Конкурс рисунков (Каленюк А., Шишкина С.)

6. Рождественская звезда

Впереди нас ждет школьный тур олимпиад по русскому языку и математике (сначала я дам всем на уроке, выявленные 4 победителя пойдут на конкурс среди 2 классов)

7.Организация питания в школе (собрать подписи родителей)

8. Орфографический режим (приняли решение на ШМО)

9.Уход домой учащихся.

10.Работа над ошибками, чистописание.

11. Снилс ребенка в личное дело