Дети - это хорошая встряска для родительского ума, фантазии и креативности! Согласитесь - нам, родителям, надо постоянно быть начеку, наш мозг постоянно должен работать, чтобы в очередной раз отвлекать от запрещенного предмета или придумать способ одеть в курточку убегающего ребенка. Еще очень часто нам приходится придумывать, чем бы занять ребенка. Да, очень важно оставлять ребенка один на один с собой, чтобы он учился сам придумывать игры, чтобы сам познавал мир. Но есть моменты, когда мы действительно ему нужны. Этот перечень интересных занятий для детей поможет вам, вдохновит, прибавит радости и разнообразит вашу повседневную жизнь.

Интересные идеи, чем занять скучающего малыша:

  1. Построить замок или халабуду из домашней мебели, одеял, подушек и пр.
  2. Сделать открытку или написать письмо бабушке, крестной, двоюродному братику и т.п.
  3. Сделать бумажные куколки и одежду для них.
  4. Взять магнит и поиграть в металлоискателей. Обыскать весь дом на наличие металла.
  5. Поиграть с рулеткой. Измерить все в доме с ее помощью.
  6. Устроить дискотеку, включив озорную музыку.
  7. Сделать уборку в ванной, помыть зеркало губкой с мылом, вымыть раковину этой же губкой.
  8. Рисовать. Есть множество идей для необычного рисования. Можете подсмотреть здесь: .
  9. Сделать картонный дом или потрудиться над картонной коробкой, чтобы соорудить из нее что-то интересное. Идеи найдете тут: .
  10. Выучить стих, скороговорку или считалочку.
  11. Смотреть на облака и искать в них различные образы.
  12. Заняться оригами. Для начал сделать самолетик и кораблик. Более сложные идеи ищите тут: .
  13. Разукрашивать. Это еще и хороший способ снять стресс.
  14. Спрятать “клад” для папы и нарисовать карту квартиры, по которой он будет искать это сокровище вечером.
  15. Сделать домашний кукольный театр.
  16. Навести порядок в комнате. Под музыку, играя, посортировать игрушки, помыть пол.
  17. Придумать сказку.
  18. Сделать коллаж, вырезав картинки из старых газет и журналов.
  19. Приготовить обед вместе с мамой.
  20. Заняться отмечанием важных дат в календаре.
  21. Заморозить сок или кусочки фруктов.
  22. Поиграть в настольную игру.
  23. Заняться декором старой футболки с помощью пуговиц, фломастеров для ткани, бусин.
  24. Почитать.
  25. Посадить семена в горшок и начать за ними ухаживать.
  26. Сделать кормушку для птиц.
  27. Пускать мыльные пузыри.
  28. Играть в магазин, ресторан, создать зоопарк из игрушек.

Этот текст не только для мам, у которых есть маленькие дети. Этот текст для мам вообще. И если вашему ребенку 15-20-30 лет, этот текст тоже для вас. Никогда не поздно дать себе и своим детям важные разрешения…


Что разрешать делать ребенку

“Можно ли ребенку разрешать все? Или все-таки запреты нужны?”

“Можно ли ребенку позволять есть сладкое? Или это плохо отразится на его здоровье?”

“Можно ли ребенка отпускать гулять одного? Или это провокация опасных ситуаций?”

“Нужно ли контролировать то, как ребенок выполняет домашние задания? Или это подавит его чувство ответственности?”

“Можно ли детям пользоваться гаджетами? И если можно, то сколько минут (часов) в день?”

Эти и тысячи других вопросов упираются в одну душераздирающую родительскую дилемму - что ребенку разрешать и что ему запрещать.

“Дайте список!” - вожделеют обеспокоенные родители, которые оказались на пересечении разнородных предписаний и правил, льющихся со всех сторон от различных педагогов и знатоков воспитания.

Такой список, который бы успокоил родителей, особенно мам, особенно современных и продвинутых. Которые хотят быть безупречными, не наносить психологических травм своим детям, воспитать их развитыми и творческими личностями. И еще не упустить ничего, развить все, что можно, потому что еще немного - и будет поздно, будут упущены шансы и возможности… И что тогда? Тогда придется себе признаться, что “я не достаточно хорошая мать”, и погрязнуть в чувстве вины и сожалениях. Которые есть ни что иное, как страшный яд, убивающий счастье и радость жизни.

Весь этот ворох страхов и беспокойств на тему “быть хорошей (правильной, идеальной, безупречной) мамой” приводит родителей к постоянному поиску ответов на разные вопросы. Что, в общем-то, здорово.

Но в ответах, находимых чаще всего на просторах интернета, есть одна общая беда. Большинство ответов бесцеремонно эксплуатирует один распространенный слоган материнства: Главное - Любить Своих Детей.

При всей своей чудесности, этот слоган может сыграть с родителям злую шутку. И обернуться не в пользу, а во вред.

Когда мы ищем способы эффективной коммуникации со своим ребенком, ошибаемся (что естественно), пытаемся исправить свои ошибки, пробуем новые способы, теряем уверенность в себе, и в этот момент наталкиваемся на “Главное - Любить Своих Детей”, что может произойти с нами?

Первое: мы можем подумать, что и так их, детей, любим, а значит, главное мы уже делаем. Вывод - больше ничего делать не нужно. Любовь сделает все сама.

Второе: мы можем испытать растерянность и еще большую обеспокоенность. Ведь если “любить детей” - это главное, и мы их уже любим, но что-то идет не так, то значит наша любовь какая-то не такая. Мы их как-то неправильно любим. Или с нами что-то не так.

Ни в первом, ни во втором случае мы не получаем самого главного - ответа на вопрос “ КАК растить ребенка, чтобы нам и ему было хорошо, чтобы в этом процессе и ребенок и его родители получали радость и хороший результат”

И вот тут возникает самый главный и сложный вопрос: что такое “хороший результат” родительства?

Вы удивитесь, насколько он просто и незамысловато звучит.

Хороший результат родительства возникает, если при выходе ребенка в самостоятельную жизнь соблюдаются два основных условия.

Первое условие:

Подойдя к порогу самостоятельной жизни, ребенок имеет набор навыков, умений и, что самое главное, привычек заботы о себе и удовлетворения своих нужд. Проще говоря, ваш ребенок ДОЛЖЕН иметь привычку заботиться о том, чтобы быть сытым, отдохнувшим, одетым адекватно погоде, умеющим планировать свой день адекватно своим обязанностям и задачам, эффективно распределять время между обязанностями (учебой, работе по дому, занятиями) и развлечениями. И все это он ДОЛЖЕН делать самостоятельно, без напоминаний и подстегиваний, с радостью и удовольствием. Если вам совместно с ребенком удалось этого добиться, торжественно вручите себе медаль и скажите “Я - прекрасный родитель!”. Ведь обладая такими привычками и навыками, человек готов к самостоятельному плаванию по жизни и встрече с любыми ее вызовами!

Второе условие:

Когда ребенок подходит к порогу самостоятельной жизни, у родителей в душе возникает чувство радости, свободы и желания полностью окунуться в свою жизнь, в ее новые грани и возможности. Да, именно радость и ощущение свободы. Ни пустота, ни ненужность и бессмысленность. Ни тоска и одиночество. Ни скука. Только радость, свобода и счастье! Если вы, отпуская свое чадо во взрослую жизнь, чувствуете это, тогда вручите себе две медали. Потому что вы - воистину продвинутый и качественный родитель! Ведь таким образом вы даете ребенку главное разрешение - разрешение самостоятельно, без оглядки на вас и ваши чувства, без чувства вины за то, что “как же теперь мамочка”, строить свою прекрасную жизнь!

Другими словами, если вам удастся научить ребенка быть взрослым и довольным жизнью, если вам удастся жить счастливо и полноценно своей жизнью, если вам с ребенком удастся сказать друг другу: “Спасибо, было здорово, и этого достаточно. Пришло время каждому идти своим путем! И пусть эти пути будут счастливыми!”, то вы просто супер-мама! Вы сдали экзамен родительства на “отлично”!


Научить ребенка быть взрослым, самостоятельным, не зависимым от мамы-папы-бабушки - задача интересная и увлекательная. По крайней мере, может быть такой, если к ней так относиться.

Она подобна строительству дома - сначала возводим фундамент, после стены, после прокладываем коммуникации, после занимаемся дизайном и наполнением. Без фундамента все остальное невозможно.

Так и в обучении взрослости существуют некоторые фундаментальные вещи. Которые в дальнейшем станут основой всей жизненной гибкости вашего ребенка.

Клод Штайнер, великий практик транзактного анализа, говорил о том, что главная цель воспитания - развитие автономии (самостоятельности, независимости) ребенка. Автономия же обеспечивается умением проявлять свои способности к Близости, Познанию и Спонтанности. И это - фундамент, который позволит вашему ребенку в дальнейшем быть счастливым взрослым.

Для того, чтобы обеспечить этот фундамент, вам нужно дать ребенку пять важнейших разрешений. Если он их получит от вас, это гарантирует ему свободу быть близким в отношениях, свободу от необходимости вовлекаться в игры и манипуляции, заменяя жизнетворчество узостью и безысходностью жизненного сценария с предопределенным финалом.

Вот эти пять таких простых, и таких сложных, разрешений:

Ты можешь принимать

Ты можешь давать

Ты можешь просить

Ты можешь хвалить себя

Ты можешь отказываться от того, что тебе не нужно

Важно помнить, что разрешения такого уровня не озвучиваются. Они передаются в поведении, собственным примером и поощрениями.

Вам нужно научиться поощрять ребенка принимать, давать и просить, а также хвалить себя и отказываться от ненужного. Это значит, что когда ребенок делает все это, вам нужно давать ему понять, что это хорошо и что он - молодец.

Принимать

Вам нужно уметь поощрять своего ребенка, когда он принимает что-то хорошее не только от вас, а от кого-то другого. Именно с таким ударением - от кого-то другого в первую очередь! Так вы дадите понять ребенку, что вы - не единственный источник благ в его жизни. Что не только от вас ему стоит ждать чего-то хорошего и ценного. Что кроме вас существует еще огромный мир с множеством людей, которые тоже могут дать ему что-то хорошее.

Если его похвалит человек, который вам не нравится, и вы осудите ребенка за то, что он обрадовался похвале, он может решить, что принимать похвалу (поглаживание, что-то хорошее) от других - это плохо, и это запрещено. И постепенно он научится не видеть то, что другие люди и мир вообще ему предлагают что-то хорошее и ценное. Его мир превратится в скупой и враждебный, в котором нет места подаркам, достающимся просто так.

Давать

Вам нужно уметь поощрять ребенка, если он дает что-то хорошее другим - вам и кому угодно еще. Когда ребенок делает это, он должен ощущать, что это - хорошо и правильно. И если он радостно бросается навстречу папе, с которым вы в ссоре, а на вашем лице появляется недовольство… И если это повторится несколько раз, когда ребенок будет видеть ваше недовольное лицо в такие моменты (с папой или с кем-либо другим), он решит, что он делает что-то плохое и запрещенное. Со временем он совсем разучится выражать свои теплые чувства другим людям. Возможно он даже разучится их ощущать. Мальчику, которому говорили “что за телячьи нежности” в ответ на объятия и поцелуи, будет очень сложно, когда он вырастет, сказать любимой женщине “Я тебя люблю”. И в его взрослую жизнь не войдут открытость и искренность, без которых невозможна прямота и ответственность.

Просить

О, как сильно вам нужно уметь поощрять ребенка просить! Это едва ли ни самое важное разрешение! Не нужно угадывать с полуслова его желания. Не нужно догадываться по намекам, слезам, капризам, обидам. Раз и навсегда расстаньтесь с иллюзией о том, что если вы “так его понимаете и знаете наперед, о чем он попросит”, значит вы - чуткая и заботливая мама. Нет, вы эгоистичная особа, которая воспитывает в своем ребенке со-зависимость и учит его быть беспомощным.

С этого дня не угадывайте его желаний! Это необходимо только тогда, когда дитя не умеет говорить. Если у вас это время прошло, немедленно скажите себе “СТОП!”. Поощряйте ребенка спокойно, ясно и внятно говорить о том, что ему нужно. Без истерик, слез, нытья. Если ваш ребенок делает это, скажите ему, что вы будете его слушать тогда, когда он спокойно сообщит о том, чего хочет. Если же вы ему собираетесь отказать, говорите об этом прямо и честно объясняйте причину своего отказа. Вы не можете себе представить, от каких опасностей вы сможете уберечь своего ребенка, научив его правильно просить! Ему не нужно будет верить в то, что он - жертва, ему не нужно будет манипулировать и вымогать. Его мир будет миром прямоты и честности! И это заложит прочную основу его веры в то, что он - в порядке, и мир - в порядке. И когда он станет взрослым, ему будет легко и просто строить свои отношения и добиваться успеха.

Хвалить себя

Вам нужно очень постараться, чтобы научить ребенка спокойно и уверено хвалить себя. Ребенку нужно ощущать, что если он хвастается, если он рассказывает о том, какой он хороший-умный-способный, он не делает ничего плохого. Поверьте, найдется много людей, которые помогут ему это ощутить. Достаточно сходить несколько дней в школу.

И ваше “можно хвалить себя” должно быть очень внятным и сильным, чтобы победить их “нельзя”, “хвастун”, “корону сними” и т.д. Если вы поможете ребенку в этом важном деле, его ощущение, что он хороший и достойный будет укрепляться с каждым днем, с каждым его новым достижением. Он будет утверждаться в том, что ценен для мира. Он не будет жестко зависеть от оценок окружающих. Он будет цельным и самодостаточным. А значит, он будет свободным! И если все это входит в ваши планы, поощряйте ребенка хвалить себя!

Отказываться от того, что не нужно

Вам нужно научить ребенка говорить “нет”. “Нет, мне это не нужно” - волшебная фраза для огромного количества тяжелых жизненных ситуаций. Фраза, которая способна разрешить сложные конфликты.

Поощряйте ребенка отказываться от того, что ему не нужно. Даже если это “что-то” предлагаете ему вы. Даже если вам кажется, что это ребенку нужно. Даже если у вас есть проблема, которая заключается в том, что когда вам говорят “нет”, вы чувствуете, что с вами что-то не так и вы сделали что-то плохое. Это же ваша проблема. И ваши дети здесь не при чем.

Если вы научите ребенка говорить “нет”, в будущем он может сказать “нет” всему тому, что ему не нужно - вредным отношениям, нелюбимой работе, маленькому доходу, унылой и серой жизни “ради…”. Вы научите его волшебному инструменту соблюдения своих границ и свободе от чувства вины за то, что он не взял ненужное ему. Подарите ему это “можно” и будьте спокойны за него!


Я понимаю, что дать такие разрешения своим детям могут только те родители, которые сами себе разрешают принимать, давать, просить, хвалить себя и отказываться от ненужного. Я понимаю, что мамы могут разрешить своим детям только то, что разрешают себе сами. Если мы разрешаем себя радость, то мы разрешаем ее и своим детям. Если мы разрешаем себе свободу и автономность, то мы разрешаем это и своим детям.

И если вы, читая эти разрешения, испытывали дискомфорт, непонимание и растерянность, то значит пришло время посмотреть на себя и решить, каких разрешений не хватает именно вам. И дать их себе - самостоятельно, или с чьей-то помощью. Даже если вам придется над этим потрудиться, это стоит того. Потому что ваша жизнь станет лучше. А, значит, станет лучшей жизнь и ваших детей!

И пусть с этого момента для вас будет естественным как дыхание принимать, давать, просить, хвалить себя и отказываться от ненужного!

А тем из вас, кто хочет реально что-то сделать для себя и своих детей, добро пожаловать в наш онлайн-тренинг , в котором вы снимете с себя 5 запретов и сделаете свой поток Любви свободным для себя и своих детей!

(5 голосов : 4.2 из 5 )

Доктор психологических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова Юлия Борисовна Гиппенрейтер .

Родители продолжают «воспитывать», вмешиваться в жизнь ребенка,даже когда тот давно вырос.

Ю. Г.: Такое отношение – это насилие над ребенком. И не только над теми, кто вырос, но и над маленькими детьми. У каждого ребенка свой процесс осмысления, свой темп развития, роста. Нам нельзя вмешиваться в этот процесс, тем более вмешиваться неаккуратно. Это значит нарушать его! Родители должны быть помощниками: это как с растением – его нужно подпитывать, защищать, а не тянуть за верхушку, не торопить.

Но есть еще и внешние требования: что ребенок должен уметь к определенному возрасту…

Ю. Г.: Великий математик Владимир Арнольд вспоминал, как в конце первого класса учительница вызвала его мать и сказала: «Я вашего сына перевести не могу, он до сих пор не выучил таблицу умножения, складывает в уме числа, вместо того чтобы умножать». Но у него отец профессор, дед профессор – не может быть! И вот что придумала тогда бабушка – сделала карты, наподобие игральных, но с примерами: семью восемь или пятью три. А на другой стороне – ответ. И они стали вместе играть: «Пятью шесть». – «Тридцать», – говорит Володя. Откладывают карточку в одну сторону. А если неправильный ответ, то в другую. И так с одной стороны стопка карт худела, а с другой росла… Так он быстро выучил всю таблицу умножения. Почему? Учительница требовала автоматических ответов, а мальчик вдумывался, ему надо было понять. Она ему грозила наказанием: не переведу. А бабушка превратила обучение в игру и достигла нужного результата, не принуждая ребенка, а следуя за ним.

Насколько совпадают интересы школы и родителей?

Ю. Г.: Школа как организация не заинтересована в развитии творческого мышления и самостоятельности ребенка. Она построена на спущенных сверху заданиях, программах, методиках. И требует беспрекословного их выполнения. По сути школа – это лаборатория по изготовлению безвольных людей: школьник по определению подневолен. Он исполнитель. Для творчества у него не остается времени, мысли. А волевая личность рождается, только когда ребенок растет в атмосфере свободы, инициативы, любопытства, поиска.

Принято думать, что волевой человек как раз может себя заставить делать то, чего не хочет…

Ю. Г.: Воля – это понятие, неприменимое к действию. Оно применимо к личности. Воля – это свободная энергия, а волевая личность – тот, у кого есть эта энергия и кто делает то, что ему интересно. Физиолог Павлов зарплату забывал получать, обедать забывал, так его увлекали его исследования. Давайте такую волю у ребенка воспитывать, чтобы он хотел что-то делать и делал, чтобы у него было живое желание и интерес. А когда его заставляют, запугивают, как та учительница, которая говорит: «Не переведу», или «Все выучили, а ты почему такой глупый?» – в ребенка вселяют страх и чувство неполноценности. У него пропадает энергия, стремление что-то делать. Поэтому родителям приходится сделать выбор: встать либо на сторону школы, либо на сторону ребенка. Вдохновлять – вот задача взрослого. Если школа этого не делает, значит, должны делать родители – по крайней мере первые шаги в этом направлении. Освободить ребенка от принудиловки, сказать ему: «Ты не должен».

Но можно ли разрешить ребенку делать все, что он хочет?

Ю. Г.: Прежде всего необходимо учиться понимать, чего он действительно хочет и почему он этого хочет.

Интересное наблюдение сделала одна мама. Ей казалось, сын испытывает ее терпение: он смотрел много раз подряд мультфильм, который ей категорически не нравился. А мать упрекала его: «У тебя есть масса развивающих программ, книг и игр, займись чем-нибудь другим, в конце концов! Этот мультфильм больше смотреть нельзя». После чего следовали слезы, истерики и обиды. Но потом мать прошла курс активного слушания и попробовала изменить тактику. «Ты хочешь, чтобы я включила тебе этот мультфильм», – говорит она в утвердительной форме. – «Да, хочу смотреть именно этот мультфильм, потому что он мне очень нравится!» – «Тебе очень нравится именно этот мультфильм», – говорит она. «Да, очень!» – отвечает мальчик. Мать выдерживает паузу. «Но ты никогда не разрешаешь мне его смотреть», – продолжает мальчик. Тогда мама говорит: «Ты сердишься из-за того, что мама не разрешает тебе смотреть мультфильм, который тебе очень нравится». – «Да, мне этого так хочется!» И после паузы: «Я хочу смотреть фильм с тобой, мама». Мы видим, что в ребенке идет какой-то свой, особенный процесс. «Тебя не было дома целый день, и я очень соскучился». Мама опять повторяет: «Ты очень соскучился, мой малыш, и хочешь со мной смотреть мультфильм». – «Да, очень хочу». Она обнимает ребенка. Он бежит в свою комнату, приносит… диск «Учимся читать» и предлагает посмотреть его немного, а потом просто вместе почитать его любимую книгу. Что произошло? Мать услышала наконец, что на самом деле ребенок хотел ласки и понимания. Это парадоксальное поведение – рассердить, чтобы получить внимание, – очень типично для детей.

Значит, можно иногда разрешить не делать то, чего он не хочет?

Ю. Г.: Конечно, не всегда надо подчиняться жестким правилам. Если, например, дочь просит: «Разреши мне не ходить в школу хотя бы сегодня. Я больше не могу!» –почему бы не разрешить ей это, если вы будете уверены, что она в школе не отстанет. Но ребенка важно подстраховывать, защищать. Как только он начал хромать в каком-нибудь учебном предмете, бейте тревогу. Начните вытаскивать его как можно раньше. Нужно определить, в чем трудность, и вытащить. Иначе дальше будет снежный ком проблем. Потому что, когда не получается, начинает падать самооценка, ухудшается мнение о себе. Оно ведь меряется поступками. Хорошо учусь – я молодец. Помогаю маме – я молодец. Ребенку необходимо хорошо относиться к себе. И если этого нет, если «я учусь плохо, мама на меня сердится», то ему становится очень плохо. Но ребенок не может жить с плохим мнением о себе, у него включается механизм самоспасения. Как собака целебную траву, он ищет место, где получит одобрение, поддержку, признание. Он ищет где-то авторитетное мнение, а от бандита оно исходит или от батюшки – ему все равно. И потому в возрасте 11–13 лет может произойти резкое изменение ценностей: дразню учительницу – я молодец; не прихожу домой, лазаю по опасным местам – я молодец; хулиганю, ворую – молодец. У подростка снова высокая самооценка – но теперь она измеряется по другой шкале.

У некоторых родителей есть страх: если их ребенок в чем-то не преуспел, то их самих оценят как «плохого отца», «плохую мать».

Ю. Г.: Я сейчас пытаюсь представить себе, как получаются такие родители. Это значит, что им самим никогда не давали жить, следуя собственным спонтанным желаниям, их постоянно оценивали. У них не было своего мнения, они не чувствовали, что имеют право распрямиться во весь рост и сказать свое слово. Я бы с такой мамой поговорила о том, что она сама думает о своем ребенке, о том, как она его любит и чем ему помогает. И посоветовала бы никого не слушать!

Даже если это учитель?

Ю. Г.: Есть разные варианты общения, и надо искать подходящий. Одна из участниц моих семинаров рассказывала, что ее вызвала учительница и принялась ругать ее сына: он такой-сякой, он и пятое, и десятое. Но эта мама просто сказала: «Знаете, Нина Петровна, я очень люблю своего мальчика!» И Нина Петровна умолкла. Это один вариант ответа. Есть и другой, противоположный. «Спасибо, что вы мне это все сказали, я вижу ваше горячее желание помочь моему ребенку выбраться из этой неприятной ситуации. Я буду делать то, что вы мне сказали». Потом прийти и сказать: «Вы наверняка заметили улучшение, и я тоже. Я уверена, это благодаря вашим усилиям». Учителя тоже люди. Их иногда важно успокоить и поддержать. Дать понять, что цените их работу, уважаете ее. Но оценка вашего ребенка остается в конечном итоге всегда за вами. Что бы вам ни говорили, вы все равно его любите. Школа – это на время. А ваши отношения с ребенком – навсегда.

Прежде всего до сознания малыша следует довести те запреты, которые связаны с причинением боли другим и себе самому. Делать больно нельзя — данную истину нужно объяснять не только словами, но и действиями примерно с шести-семи месяцев, когда у ребенка прорезаются первые зубки. И он этими зубками пробует кусать то, что больше всего любит, то есть материнскую грудь.

Задача мамы вовсе не в том, чтобы стоически сносить боль, а в том, чтобы установить границы дозволенного: до трех лет малыш делает много такого, что не следует терпеть. Золотое правило для родителей — постараться предугадать те ситуации, в которых ребенок будет вести себя неправильно. Например, стоит понаблюдать за выражением лица вашего ребенка перед тем, как он собирается прикусить грудь. И убирать ее изо рта малыша до укуса. Наблюдательность — ценнейшее качество для родителей маленького проказника. Многие вещи проще предугадать и предотвратить, чем потом иметь дело с их последствиями.

Примерно в шесть-восемь месяцев малыш изо всех сил лупит маму по щекам, желая показать, как сильно он ее любит. В данном случае задача мамы (а такое поведение чаще всего адресовано именно маме, а не папе) показать, что люди так себя не ведут. Нужно не избыточное терпение, а простое разграничение, что люди делают, а что нет. Ведь малыш неумело вступает в физический контакт, пытаясь выразить свой восторг и симпатию. А умение проявлять свои чувства очень пригодится ему в жизни.

Продемонстрируйте ребенку, как дотрагиваться до мамы так, чтобы ей было приятно. В лексикон малыша прочно должны войти слова и словосочетания «гладить», «прикасаться одним пальчиком», «осторожно трогать». Хорошая тренировка — гладить домашних животных или старших братьев и сестер. Чтобы научиться этому, потребуется несколько дней или недель. Зато потом навык не исчезнет и очень пригодится, когда настанет время игр в песочнице.

Сначала «нельзя», потом «можно»

Малыши отличаются большой исследовательской активностью, но малый жизненный опыт не позволяет им предугадывать последствия собственных действий, которые часто небезопасны. Поэтому запреты должны защитить ребенка от него самого. Помните, что правила проникают в сознание извне: то, что сначала было внешним запретом, со временем становится запретом внутренним.

Сначала — почти весь второй год жизни — роль ограничителя выполняет мама или другой взрослый, который смотрит за малышом. Ребенок, желая делать то, что нельзя, смотрит на мамину реакцию и часто поступает вопреки. Потом постепенно научается говорить себе «нельзя», а затем спрашивать: «Можно?». Так что сначала появляются «нельзя», а потом уже «можно».

Плохо, если запретов слишком много. Чересчур много «нет» или «да» наносит вред самодисциплине ребенка. Важно создать позитивную обстановку. Для того чтобы «нельзя» были слышны, они должны звучать редко. Если малыш постоянно слышит одни «нельзя» (этим иногда грешат тревожные люди, особенно бабушки и неквалифицированные няни ), он просто не будет на них реагировать.

Избыточные запреты становятся своеобразным звуковым фоном — такова особенность человеческого восприятия. Как соль добавляется в пищу — ровно столько, сколько нужно, чтобы было вкусно, — так и «нельзя» в небольших количествах дополняет жизнь.

Запреты в идеале не ограничивают свободу действий, а развивают личность. Ограничения должны защищать маленького исследователя, позволяя ему эффективнее действовать внутри отведенных рамок. Границы придают ребенку ощущение надежности и уверенности в себе. Существуют исследования, доказывающие, что дети, родители которых ничего им не запрещают, вырастают гораздо более нервными и агрессивными. Границы становятся препятствием к осуществлению задуманного, но для начала лучше столкнуться с ними дома, а потом уже вывести их вовне. Годовалые и особенно двухлетние дети хотят ограничений, так как окружающий мир страшит их.

До определенного возраста младенец согласен со всем, что бы вы ему ни предложили. Поэтому не думайте, что запрещать придется постоянно. Если запреты будут грамотно и вовремя введены, то ребенок быстро осознает и запомнит их, ведь дети очень обучаемы.

Если же ваша совместная жизнь напоминает позиционную войну, то стоит задуматься, почему так происходит. Ведь стойкое сопротивление любому маминому запрету нормально только в кризисные периоды, а они длятся недолго. Скорее всего, вы слишком часто говорите «нет», поэтому и в ответ слышите то же.

Как вводить запреты и ограничения

Первые девять месяцев не вводите никаких ограничений. Только с девяти месяцев до одиннадцати начните переключать внимание ребенка, постепенно подводя его к нарушению его планов и введению запретов.

Почти никакие запреты малыш не может усвоить с первого раза. Их смысл часто превосходит возможности его понимания. Он не понимает, поэтому активно сопротивляется. Задача мамы через ежедневное, а иногда и ежечасное повторение схожих ситуаций показать, к каким последствиям приводит нарушение запрета.

Если нет опасности для жизни и здоровья людей, дайте ребенку возможность поступить по-своему и посмотреть, что получится. Поскольку маленькие дети очень активны, возможностей что-то испробовать на собственном опыте предостаточно. Пусть дети совершают ошибки (например, проливают сок или роняют еду).

Помните, что любое слово теряет свой смысл при частом употреблении. Поэтому надо подбирать синонимы слову «нет»: например, «это не для Маши» (и описание безопасной альтернативы), «остановись», «так не делают».

Дети тоже иногда говорят «нет». Не принимайте это «нет» на свой счет: это не открытое неповиновение или непризнание вашего родительского авторитета, а незрелое проявление самостоятельности и желание подражать маме. Редкий ребенок в два с половиной — три года не попробует сказать: «А я тебе тоже не разрешаю! А я тебя тоже накажу!».

Родительский ответ в таком случае должен быть очень спокойным и правильным. Примерно таким: «Вот вырастешь большой, родятся у тебя дети, и ты станешь им что-то запрещать или даже наказывать. Но я твоя мама, а ты мой ребенок. Дети не могут наказывать родителей». И произнесено это должно быть очень уверенно, с большой внутренней силой. Не как личное мнение, а как закон, который существует в мире.

Очень важно, запрещая, не озлобляться. Запрещать, так же как и наказывать, можно только со спокойным сердцем. Раздражение или злость в голосе родителя играют роль шумовой помехи и мешают ребенку воспринять суть запрета.

Обсуждение

Спасибо за статью, очень полезная информация

20.12.2018 21:49:04, Бакытгуль

Очень полезная информация!

Спасибо за статью, думаю мне в будущем пригодиться.

Спасибо за статью!

Комментировать статью """Нельзя"" для ребенка от 1 до 3 лет: как правильно"

Проблема одаренности всегда интересовала родителей. Образованные родители мечтают иметь одаренных детей или внуков Многие хотят, чтобы дети хорошо учились в школе, овладели множеством знаний, были здоровыми. Некоторые мечтают о том, чтобы их дети овладели творческими профессиями, стали деловыми и предприимчивыми, духовно развитыми. Однако решить эту проблему в целом, раз и навсегда удалось только в 1989 году - в России. В 2000 году материалы по решению этой многовековой проблемы воспитания...

Вокруг темы правильного питания уже не первый год ходят ожесточённые споры. Диетологи и журналисты по очереди обвиняют во всех смертных грехах то жиры, то углеводы, то сахар, то глютен… Список можно продолжать бесконечно. Особенно болезненной эта тема становится, когда речь заходит о детском питании. Разбираемся в самых популярных мифах. Бабушкины обеды Наверное, все помнят те времена, когда набор веса у ребёнка считался исключительно хорошим показателем. Наши родители искренне радовались...

Как же надо правильно кормить ребенка от 1 до 3 лет? Рекомендуется сохранить 3 основных приема пищи (завтрак, обед, ужин) и 2 дополнительных (второй завтрак/полдник и кисломолочный продукт или смесь перед сном).

До беременности у меня никогда не было проблем с венами, всегда были ровные и стройные ножки. А стоило мне забеременеть – сразу стало трудно ходить на каблуках, хотя живота еще не было видно. Дальше – хуже. Ноги стали отекать, наливаясь свинцом, болеть по ночам. Сначала гинеколог говорила, что это нормально для будущей мамы, потому что увеличивается нагрузка, но когда у меня стала вылезать сосудистая сеточка – стало ясно, что дело серьезное. Тогда я уже конкретно спросила врача о том, как...

Есть ли польза от высокой температуры? Несомненно! Лихорадка – это ответ на инфекцию, защитный механизм, помогающий организму бороться с вирусами, при повышении температуры тела в организме вырабатываются защитные факторы. 1. Как и когда сбивать температуру у ребенка Сбиваем, если выше 39 Ваша задача - снизить Т до 38.9 С в попке (38.5 С подмышечная впадина). для снижения Т используйте парацетамол (ацетоминофен), ибупрофен. Никогда не используйте аспирин, особенно, если у ребенка ветрянка...

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Почему нельзя ребенку знать, что это дома он царь и бог и пуп Земли(и это нормально), а когда он в коллективе, то надо слушаться и...

Когда в доме появляется ребенок, все ваши представления о безопасности меняются. Любимые маникюрные ножницы превращаются в холодное оружие, а балкон, на котором так приятно было помечтать вечером, - в место потенциальной угрозы. Как сделать дом безопасным для своего малыша? 1-3 года Именно в это время большинство детей начинает ходить, бегать и прыгать. Естественно, режутся зубки, а ручки учатся хватать разные интересные предметы. Первое, что стоит сделать - постелить на полы мягкое покрытие...

1. Свойства предметов. Эта игра развивает осязание и речь ребёнка. Разложите перед ребёнком различные предметы с интересной фактурой, например, что – нибудь очень твёрдое (кубик) и что – то очень мягкое (плюшевую игрушку). Положите руку ребёнка на твёрдый предмет и назовите его, предварив определением «твёрдый»: «твёрдый кубик». Теперь поместите его руку еще, на какой – нибудь твёрдый предмет и снова назовите его: «твёрдый стол». Повторите это несколько раз, а потом переходите к мягким...

Ребенок нуждается во всей любви, которую ему может дать мама. К тому же для любящей мамы самоё лучшее времяпровождение - это уход за ребёнком до года. Мама и ребенок - словно один организм, ведь малыш нежное создание, нуждающееся в любви мамы и правильном воспитании. В каждый месяц ребёнок нуждается во внимании, особый уход в каждый месяц для ребёнка - только так можно воспитать гармоничную личность!!! Никогда нельзя пренебрегать любовью к ребёнку! Немаловажную роль играют развивающие игры...

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Я в этом плане эгоистка, делаю не как правильно, а как мне нравится.

Если вы собираетесь ехать на море с ребенком до трех лет, при выборе курорта следует обратить внимание на следующие моменты: 1. Пологое, песчаное дно, чтобы кроха мог входить в воду. 2. Чистая, «нецветущая» вода. Отсутствие в воде медуз, морских ежей, кораллов. З. Детская инфраструктура в отеле (высокие стульчики, кроватки с высокими бортиками, специальное меню в ресторане, детские площадки, услуги бебиситтеров). 4. Наличие в отеле врача-педиатра. 5. Если вы решили ехать на море с грудным...

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Отофа, которую мы капали в уши, и Изофра, которую капали в прошлый раз - НЕЛЬЗЯ до 10 лет, т.к. там есть в-во, которое у малышей...

Про то, что чужих детей бить нельзя. Отношения с другими детьми. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание Я уже писала, что она гипер- правильная. И, не со зла, рассказывает как правильно в том числе и всем детям

Что для ваших детей НЕЛЬЗЯ?. Родительский опыт. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых Детям нужен родитель, т.е. человек бесконечно мудрый, который всегда знает как правильно.

В первые месяцы жизни ребенка кишечные колики являются основной причиной обращения родителей к врачу. Примерно от 20 до 40% детей к 6–недельному возрасту кричат по ночам, страдая от кишечных колик, которые проявляются беспокойством и плачем, сучением ножек, напряжением и вздутием живота, уменьшающимся после отхождения стула и газов. Обычно кишечные колики начинаются в вечернее время суток и встречаются чаще у мальчиков. Для описания кишечной колики у младенцев используют так называемое...

(не мое, стырила с другого сайта) Перед тем, как вы накажете вредного ребенка обязательно 1.Опуститься на колени или корточки так, чтобы ваши глаза и глаза ребенка были на одной линии 2.Низким серьезным голосом, глядя в глаза, придерживая за плечи, чтобы не отворачивался, ПРЕДУПРЕДИТЬ, что так делать нельзя. Предупреждение – обязательный этап, иначе все превращается в обиду для ребенка! (Когда я впервые увидела передачу и, совершенно не надеясь на успех, впервые взяла именно так за плечи...

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. как у вас всё категорично. что значит нельзя? и на каком основании ваше мнение правильное, а другие ошибочное? уж сколько...

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Конференция " Ребенок от 1 до 3 ". Раздел: Развитие, обучение (как объяснить годовалому ребенку нельзя).

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Делайте то, что считаете нужным, и не надо переживать, насколько правильно Вы это делаете. Естесственно, нельзя позволять чужим...

Не знаю, насколько это правильно, я где-то читала, что трансформеры, про которые здесь уже написали Категорически нельзя допускать падений, пока маленький Я видела в каталогах (по ним в основном всё для ребёнка покупаем), размера с 25 -ого точно (на два года это уже с...