1. Изучение история развития пантомимы.

Объяснение педагога:

Однажды в древности, Рим посетил армянский царь Тиридат. Его принимали торжественно и пышно, желая сделать своим верным другом. Когда Тиридат собрался в обратный путь правитель Рима Нерон предложил своему новому союзнику выбрать любой подарок. И тогда царь Тиридат попросил в дар актера, которого видел в театре. Без слов, только жестами и мимикой он смог выразить абсолютно все! Царь Тиридат пояснил свой выбор тем, что в его стране люди разговаривают на многих языках и наречиях и нередко приходиться пользоваться услугами переводчика. А этот актер стал бы «универсальным» средством общения. Так появилась пантомима как самостоятельное искусство.

Но на данный момент актеров мимов можно встретить крайне редко. В основном как самостоятельный номер пантомима существует на эстраде, а не в театре. В театральном же искусстве пантомима существует сейчас как вспомогательное средство, помогая создавать лишь некоторые сцены.

2. Освоение понятия «Эмоция». Взаимосвязь эмоционального состояния и мимики.

2.1.Объяснение педагога :

Эмоция- проявление аффективной жизни, обычно сопровождающееся приятным или мучительным состоянием сознания. Эмоция – это беспокойство различной глубины, нарушение равновесия. Это беспокойство может быть сильным, влекущим за собой повышенную оживленность (например, гнев, энтузиазм), или же, наоборот, спад оживления (например: страх, любовь «с первого взгляда»). Эмоция, таким образом, действует или как возбудитель, или же, наоборот, вызывает оцепенение.

Мимика- (от греч. μιμιχοζ - подражатель) - «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека»

Таким образом, мимика является прямым выражением наших чувств и эмоций . Она может осуществляться естественно, а может быть искусственно создана, усилием актера, для более достоверного состояния на сцене, как одно из выразительных средств.

2.2.Упражнение «Эмоциональные маски».

1) Объяснение педагога:

Ребята как вы думаете можно выразить эмоции с помощью одной мимики? Давайте вместе попробуем?

2) Выполнение упражнения:

Давайте покажем грусть : Уголки губ опускаются, глазки смотрят в пол.

А теперь радость: Губки расходятся в улыбке, глазки «горят», руки могут подняться в верх.

А теперь представьте удивление: Глазки широко открыты, рот может тоже приоткрыться («аж челюсть отвисла»)

Задумайтесь все ненадолго, как будто вспоминаете таблицу умножения: Глазки поднимаются в правый верхний угол, кисти касаются лица, спина чуть согнута.

2.3.Упражнение «Передай маску».

1) Объяснение педагога:

А теперь представим себе, что мы отправляемся в дальний поход в страну масок. Вы будете идти по дорогам этой страны, а я вам буду называть эмоцию и часть тела, при помощи которой вы мне передадите эмоцию.

2)Выполнение упражнения:

А теперь пожалуйста передайте мне:

-груст ь через руки;

Гордость через спину;

-радость через лицо;

-страх через руки;

-радость через руки;

-страх через ноги;

-радость через ноги;

-удивление через руки;

-задумчивость через лицо.

3) Коррекция: оказание помощи педагогом по ходу выполнения упражнения.

Спасибо. Молодцы!

Итак, ребята, мы, выполняя упражнения, показывали различные эмоции через жесты и мимику. А какие части тела нам в этом помогали?

Дети: руки, ноги, лицо.

Правильно. Но не только. Нам помогала даже спина. А иногда мы с вами одну и ту же эмоцию могли выразить через разные части тела. А как вы думаете, от чего это зависит? Почему одному человеку проще выразить эмоции через руки, а другому через ноги или лицо?

3.Освоение понятия «характерность». Взаимосвязь эмоций и характера персонажа.

3.1. Объяснение педагога (сопровождаемое презентацией)

Демонстрация презентации

Характером обладают абсолютно все люди, но при этом мы все уникальны. Нет людей с одинаковыми характерами. Ведь характер это и есть совокупность человеческих черт, определяющих его поведение. Один человек всегда позитивно смотрит на мир и во всем старается увидеть положительные стороны, другой напротив, все воспринимает чересчур мрачно. Скажите, мимика этих людей будет отличаться?

Дети: Да

Конечно. Один будет много улыбаться, его жесты будут ритмичными, но при этом мягкими, другой будет с мрачным лицом, уголки его губ будут опущены, жесты резкими и угловатыми. Характер персонажа, которого вам предстоит играть, во многом определить ваше поведение на сцене. Но возникает вопрос: если все люди уникальны и характеры их не повторяются, то как же сыграть другого человека достоверно. Ведь его характер отличается от вашего собственного… Здесь актеру на помощь приходит такое понятие как характерность. Как вы думаете, что это такое?

Дети отвечают

Характерность это совокупность таких черт, которые могут соответствовать некоторой группе характеров. Например, капризная избалованная «принцесса» или храбрый «рыцарь» и многие другие. То есть актер должен уметь подмечать такие сходства, которые объединяют людей и использовать эти черты на сцене.

Кроме того, во многих спектаклях часто возникают некоторые «паузы», т.е. сцены где текст отсутствует. Но сценическое действие продолжается. Т.е. мы продолжаем вести линию поведения своего героя-образа без помощи слов. И для того, чтобы не превратить сцену в «цирковую арену» и не вызвать смех зрителей неуклюжими попытками заполнить образовавшеюся пустоту, мимика должна соответствовать внутреннему состоянию вашего героя и его сценическому характеру.

3.2. Использование пантомимы для выражения характера и эмоционального состояния

Упражнение «Реакция на событие»

Подойдите пожалуйста к моему столу. Вы видите на нем карточки, повернутые вниз текстом. Каждый из вас возьмет одну карточку с заданием. В ней описана определенная ситуация и характерные черты вашего персонажа. Ваша задача обыграть эту ситуацию без слов, т.е. при помощи пантомимы.

Выполнение упражнения:

Упражнение выполняется каждым учащимся индивидуально, поочередно.

Коррекция: Педагог осуществляет помощь каждому ученику во время выполнения упражнения.

Мимика, жесты и пантомимика, их роль в общении

Цель урока: Сформировать у каждого ребенка знания и умение пользоваться жестами, мимикой и пантомимикой, навыки способствующие адаптации в социальной среде – в общении.

Задачи:

  • познакомить детей с языком жестов, движений, чувств;
  • развивать у детей подвижность, выразительность в движениях и жестах;
  • научить понимать эмоциональное состояние людей;
  • научить раскрывать эмоциональное состояние с помощью цвета;
  • прививать умение сдерживаться, научить контролировать себя (самоконтроль), и слушать.

Тип урока: комбинированный

Материально-техническое обеспечение: класс, в котором возможно быстро переставлять столы и стулья для рабочих групп, доска, мультимедиапроектор, листы бумаги А4, цветные карандаши, пиктограммы, таблицы со словами эмоции, чувства, мимика, чувства, презентация, заданиями с учетом индивидуальных особенностей учащихся, иллюстрация картин где передается эмоциональное состояние

Орг. момент . Учащиеся входят, я, у двери жестом приглашаю их войти в класс. Поздоровались. Жестом показываю сесть.

Постановка проблемы.

Скажите пожалуйста, как Вы поняли, что надо сесть.

Вы показали рукой.

Верно.

А как можно показать движением тела или рукой, что болит голова.

Верно.

А как называется эти движения рукой?

Жесты.

Да, это жесты.

Люди в повседневной жизни довольно часто жестикулирует, и иногда достаточно увидеть его несколько жестов, чтобы сделать выводы о воспитанности и культуре человека,

А теперь вспомним какими жестами в жизни пользуетесь Вы, и подумаем, почему человек делает различные жесты?

Чтобы лучше поняли,

А нельзя ли обойтись без них?

Нельзя, они идут (непроизвольно) независимо от человека.

действительно жесты дополняют нашу речь и являются очень хорошим средством общения.

Объяснение нового материала. Организация работы.

И оказывается как средство общения жесты и мимика возникли ещё в первобытный период, сначала возник язык жестов, не вербальное общение , а потом звуковой язык, т.е. вербальное общение.

А сейчас послушаем Иру. Она сообщит нам о некоторых жестах, которые были на Руси, а Аня с Димой покажут их нам, поэтому я прошу Вас очень внимательно слушать и смотреть, даже если Вам может быть будет и смешно.

Когда - то на Руси гостей приветствовали хлебом и солью, и при этом кланялись, разводя руки в разные стороны, этим самым показывали свое радушие.

Офицеры звонко щелкали каблуками и роняли словно подрубленную голову на грудь, когда здоровались с дамой, а дамы ь свою очередь приседали в глубоком реверансе.

В аристократических кругах существовал язык жестов, который осуществлялся с помощью веера,

Так же было и в Европе.

А как было в других странах нам сообщит Ира.

Китайцы в прежние времена встречая друга или знакового пожимали руку самому себе,

  • У японцев для приветствия используются 3 вида поклона: самый низкий” средний и легкий.
  • Латиноамериканцы обнимаются.
  • Французы целуют друг друга.

Кристина расскажет о том, что не во всех странах одинакова культура жестов.

Если в нашей культуре, т.е. в России, хорошо, показывают большой палец вверх, то в Болгарии наоборот, так же движения головой при согласии в Болгарии так же наоборот.

Так же надо быть очень осторожными с жестами в Восточных странах, в Средней Азии и в Закавказье. Например, при выходе из автобуса, если незнакомый мужчина подаёт женщине руку, тем самым оказывая ей помощь, в перечисленных странах это воспринимается как неуважение к женщине,

А теперь пусть каждый из Вас подумает и вспомнит, приходилось ли Вам самим пользоваться жестами в жизни?

Да

Здороваемся рукопожатием.

В транспорте если встречаемся и оказываемся в разных концах, здороваемся кивком головы.

После операции в ротовой полости очень долго больно говорить, и на помощь приходит мимика и жесты,

А нашей повседневной жизни, вспомним, где используют язык жестов?

Дирижеры, автоинспекторы в балете.

Люди глухонемые общаются жестами и этот язык называется дактиль,

Существуют спортивные жесты, и Костя нам их покажет.

А теперь покажем друг другу жестом до свидания.

Молодцы! У Вас очень хорошо получилось, а теперь попробуем сформулировать, что такое жест.

Движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающие, которое может выступать само по себе или сопровождать речь называется жестом.

Как мы выяснили, что все пользуются жестами, но тем не менее при пользовании жестами следует проявлять сдержанность, спокойствие, соблюдать дистанцию, уметь приносить извинения за неосторожное движение, ориентированность в выборе места.

А теперь каждый из Вас посмотрит на свою фотографию, которую Вы заранее подготовили к сегодняшнему уроку. И вспомнит свое настроение которое было во время фотографирования

Находимся на уроке математики я у Вас не получается решить задачу, покажите как Вы думаете над решением.

У Вас неприятности.

Вы получили плохую оценку.

Я даю на выбор ситуацию, а желающий поднимает руку.

1. Выразить удивление. (Увидели друга, которого давно не видели)

2. Я чувствую не вкусно, не приятно. (Соленый чай)

3. Выражение боли. (Болит живот)

4. Выражение радости. (Вам предлагают Ваши любимые конфеты)

А сейчас Стас с группой учащихся организует игру "Скульптор", а мы попробуем

определить эмоциональное состояние каждого из них.

Уч-ся поднимают руку и называют эмоциональное состояние одной фигуры.

А что такое эмоции?

Эмоции - внутренние, душевное переживание чувства.

А как Вы считаете по мимике можно понять мысли и чувства собеседника.

Да.

А как Вы определяете радость, грусть.

По глазам, губам, бровям, лбу и телодвижениям.

Верно.

А что происходит с глазами, губами, бровями и лбом,

Они двигаются за счет мышц.

Правильно, а сейчас попробуем сформулировать, что же такое мимика?

Движение мышц лица (глаз, бровей, губ, лба) выражающие душевное состояние человека.

Душевное переживание, чувства - эмоции.

А отсюда Вам следует вспомнить, а жесты и мимика взаимосвязаны или нет, дополняют друг друга,

Да.

Действительна так.

Вывод.

Жесты идут параллельно с мимикой, они взаимосвязаны и дополняют друг друга, где участвуют группы мышц лица, которое регулируют движение глаз, губ, лба, бровей.

Работа с пиктограммами

Цель: выявить понимание детьми эмоциональных состояний людей, научить раскрывать эмоциональный образ с помощью цвета.

А сейчас каждый очень внимательно посмотрит в свои листочки, (весь материал заранее разложен на краю парт) где схематические рисунки эмоциональных состояний людей. Эти же состояния есть на плакате, который на доске (плакат можно вывести и с помощью мультимедиапроектора слад 1, 2, 3) но они черно-белые. Я специально подобрала в черно - белом цвете, а как Вы думаете почему не цветные плакаты?

По цвету лица тоже можно определить состояние человека.

Когда нам стыдно, мы краснеем, когда нам плохо, страшно, то бледнеем.

Эмоции связаны с изменениями в органах: в деятельности сердца, кровеносных сосудов, дыхания.

Возьмите цветные карандаши и раскрасьте схематические лица, а так же подпишем, что выражает каждое лицо напротив цифры. Например: 1-радость.

Все выполняем задание, а отвечать будут те, кого я вызову.

Если кто выполнил задание могут подойти ко мне и взять ещё задание (определить и подписать эмоциональное состояние по цветным иллюстрациям, слайды 4, 5, 6, 7)

После того как выполнили задание.

Итог урока.

А сейчас после всего что мы сегодня узнали на уроке попытаемся выяснить какую же функцию выполняют мимика, жесты и пантомимика.

1. Подаем окружающим определенные сигналы.

Значит выполняет – сигнальную функцию .

2. Обмениваемся сведениями (информацией) между собеседниками -

обещающими (индивидами)

По другому называется - коммуникативную.

3. Очень выразительное средство общения.

И называется - экспрессивно - выразительную .

В заключение урока я хотела бы узнать, что нового Вы узнали о мимики жестах и пантомимике.

Это тоже язык общения.

Не вербальный вид общения.

Надо чаще вглядываться в лица людей.

Пользоваться ими, и никого не обижать.

После сегодняшнего урока я думаю, что мы будем более внимательно присматриваться к своим близким, родителям, братьям, сестрам, подругам, друзьям и конечно же к учителям.

Мимика, жесты и пантомимика - это действительно форма общения.

Сегодня на уроке все работали очень замечательно и получают оценку “отлично”.

И вот домашние задание. Пронаблюдаете за мимикой и жестами своей мамы и своими близкими в течении недели, а так же в тетради отметьте положительные и отрицательное действие от использования мимики к жеста.

Использованная литература.

  1. М. И. Гамезо И. А. Домашенко. Атлас по психологии. Москва “Просвещение”1986.
  2. Р. В. Овчарова. Практическая психология в начальной школе. ТЦ “Сфера” 1986.
  3. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 1997.
  4. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Язык мимики и жестов. М., 1998.

Пантомимика связана с состоянием “мышечного панциря”, степенью напряжения различных мышц тела, отражающих эмоциональное состояние.

Полезно обратить внимание на осанку, которая выражает вялость (сутуловатая, сгорбленная, опущенные плечи). Волочат ноги, смотрят вниз, руки в карманах - угнетены. Осанка может выражать бодрость, уверен­ность (прямая спина, развёрнутые плечи).

Походка и рукопожатие. Идут быстро, размахивая руками - имеют ясную цель и собираются действовать. Руки в карманах - скрытны и критичны. Самодовольные - подбородок задран, руки интенсивно двигаются, ноги словно деревянные - походка авторитарного лидера организации.

Индикатором внимания, слушания является открытая поза (отсутствие перекреста рук я ног), наклон тела к клиенту («мы с тобой равны сейчас»), а также темп дыхания (слушаем, затаив дыха­ние), типичная поза слушания - рука у щеки, голова слегка склонена набок, сосредоточенный взгляд, поднятые плечи.

Справиться с сильными чувствами, которые по какой-то причине могут возникнуть у консультанта (гаев, обида), помогут скрещенные лодыжки, руки, вцепившиеся в подлокотники «замки».

Собеседник смущен, растерян и пытается ободрить себя, если он почесывает затылок, потирает разные части головы, повторных закручивает и раскручивает ручку или какой-то посторон­ний предмет, закусывает губу, ерзает на сту­ле, и т.п.

Мимику трудно контролировать. Полезно научиться снимать напряжение мышц лица, а лучшим способом здесь является улыбка.

Не следует забывать, что улыбка может быть не только приветли­вой и доброжелательной, но и неуверенной, ироничной, критичной, скептичной (искривление рта), осуждающей ухмылкой.

Очень мешают успешному ведению консультации невербальные знаки, которые выражают:

агрессивно-жестокое отношение к ситуации, когда взгляд направлен прямо в глаза партнера, губы твердо сжаты, брови нахмуре­ны, речь сквозь зубы;

отрицания собеседника, когда тело отклонено назад, руки сложены, голова вперед, взгляд исподлобья, касание носа и мочек ушей;

критики - корпус наклонен в сторону от собеседника, ладони подпирают подбородок, указательный палец направлен вверх вдоль щеки, почесывание подбородка;

недоверия, подозрения - сцепленные руки, если при этом боль­шие пальцы начинают двигаться, то это сигнализирует о потребности в усилении уверенности, о желании перестраховаться;

доминантиости - похлопывание по плечу, рукопожатие сверху;

скуки - постукивание по столу, по полу ногой, щелканье колпач­ком ручки, голова лежит в ладони, т.е. рука подпирает голову, глаза полуприкрыта или пустой взгляд, машинальное рисование на бумаге.

Если невербальная коммуникация расходится с вербальной, если мимика и жесты,интонация, не подтверждает слова, то верят больше лицу и интонации.

К основным невербальным средствам общения относятся: Кинестика - рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся: - жестика; - мимика; - пантомимика.

Жестика. Жесты - это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов - самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. У разных народов выработались и вошли в естественные формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы - 20, итальянцы - 80, мексиканцы - 180.

Интенсивность жестикуляции может расти вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

Мимика. Мимика - это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт, также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего - означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Отчасти долгота взгляда человека зависит от того, к какой нации он принадлежит. Жители южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других, а японцы при беседе смотрят скорее на шею, чем на лицо.

По своей специфике взгляд может быть: - Деловой - когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства - Социальный - взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения. - Интимный - взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица - до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении. - Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. Если же он сопровождается нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, это говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Пантомимика - это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Походка - это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» - для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет.

Кроме того, можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, уверены в себе, имеют ясную цель и готовы ее реализовать. Те, кто всегда держит руки в карманах - скорее всего очень критичны и скрытны, как правило, им нравится подавлять других людей. Человек, держащий руки на бедрах, стремится достичь своих целей кратчайшим путем за минимальное время.

Поза - это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.

Одним из первых на роль позы человека как средстве в невербальном общении указал психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению.

Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения из этой позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.

Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это - поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.

Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником - это скопировать его позу и жесты.

Такесика - роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. Например, похлопывание по плечу возможно только при условии близких отношений, равенства социального положения в обществе.

Обмен рукопожатием - многоговорящий жест, известный с древних времен. Первобытные люди при встрече протягивали друг другу руки раскрытыми ладонями вперед, чтобы показать свою без-оружность. Этот жест со временем претерпел изменения, и появились его варианты, такие как помахивание рукой в воздухе, приложение ладони к груди и многие другие, в том числе и рукопожатие. Часто рукопожатие может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность.

Проксемика - определяет зоны наиболее эффективного общения. Э.Холл выделяет четыре основные зоны общения: - Интимная зона (15-45 см) - в нее человек допускает только близких себе людей. В этой зоне ведется негромкий доверительный разговор, осуществляются тактильные контакты. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина и др. Вторжение «чужого» в эту зону расценивается как угроза. - Личная (персональная) зона (45 - 120 см) - зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный - зрительный контакт. - Социальная зона (120 - 400 см) - зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед. - Публичная зона (более 400 см) - зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений и т.д..

В общении также важно обращать внимание на голосовые характеристики, относящиеся к невербальному общению. Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных Горой речи, как высота, громкость голоса, его тембр.

Экстралингвистика - это включение в речь пауз и различных не морфологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.

Просодическими и экстралингвическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

Нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства и мысли.

Хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.

Чувства, испытываемые говорящим, отражаются, прежде всего, в тоне голоса. В нем чувства находят свое выражение независимо от произносимых слов. Так, обычно легко распознаются гнев и печаль.

Немало информации дают сила и высота голоса. Некоторые чувства, например энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом, гнев и страх - тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

Скорость речи также отражает чувства. Человек говорит быстро, если он взволнован, обеспокоен, говорит о своих личных трудностях или хочет нас в чем-то убедить, уговорить. Медленная речь чаще всего свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Допуская в речи незначительные ошибки, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается нас удивить. Обычно речевые недостатки более выражены при волнении или когда человек пытается обмануть своего собеседника.

Поскольку характеристика голоса зависит от работы различных органов тела, то в нем отражается и их состояние. Эмоции изменяют ритм дыхания. Страх, например, парализует гортань, голосовые связки напрягаются, голос «садится». При хорошем расположении духа голос становится глубже и богаче оттенками. Он действует на других успокаивающе и внушает больше доверия.

Существует и обратная связь: с помощью дыхания можно воздействовать на эмоции. Для этого рекомендуется шумно вздохнуть, широко открыв рот. Коли дышать полной грудью и вдыхать большое количество воздуха, настроение улучшается, а голос непроизвольно снижается.

Важно, что в процессе общения человек больше доверяет знакам невербального общения, чем вербальному. По оценке специалистов мимические выражения несут в себе до 70% информации. При проявлении своих эмоциональных реакций мы, как правило, более правдивы, чем в процессе вербального общения.

Если говорить о пантомимике, о жестикуляции, то в основе поведения жестикуляции истероида заключаются жесты широкие, которые демонстрируются вне тела.

Жесты не только широкие, но и достаточно динамичные. Большое число кистевых движений. Статические позы, как правило, демонстративны, чтоб всем было видно, что это вот истероид. Как у мужчин, так и у женщин, у истероидов присутствует большое число женских сигналов тела. Это касается как мужчин, так и женщин. Что такое женские сигналы? Это, как правило, кистевые движения, а также движения рук от бедра вверх. Чего, например, представителям таких вот атлетических и дисплаксических форм несвойственно. Если говорить о мимике, то базовая эмоция на лице, как правило – это сенсорная радость. То есть удовольствие. Если посмотреть на людей истероидного типа, пожилых людей, то у них на лице отражается эта эмоция, эмоция радости. Если возникает ситуация, когда нужно себя продемонстрировать, то из-за демонстрации позы различного рода таких вот поз, с помощью которых можно привлечь к себе внимание, появляются вздернутые вверх носы, подбородки. И проявляются на лице и в теле эмоции гордости, тщеславия. Естественно, когда истерода что-то не устраивает, он перескакивает из эмоции в эмоцию, проявляет капризность для достижения нужного ему результата.

Общение и поведение:

Давайте рассмотрим основные поведенческие качества, которые присущи людям истероидного типа. Как мы уже говорили, пантомимика, движения, жестикуляция, другие невербальные формы, жесты носят элементы обязательной театральности и зависят от той роли, которую в данный момент истероиду приходится играть. Нужно понимать, что истероид, как правило, в любых контестах артистическая натура. Именно вот этот вот навык играть разные роли во многом определяет успешность или не успешность истероида в жизни. Истероид при том всегда заботится о своей привлекательности. Он хочет, старается быть в центре внимания компании, красноречив, эмоционален. Он умеет увлечь людей своей идеей. Очень быстро и легко приобретает друзей. Старается быть изобретательным в проявлении чувств. Мнителен, самолюбив. Бывает часто мним, хотя это не всегда является искренним эмоциям. Особенностью истероида как раз заключается в том, что он очень хорошо и тонко чувствует эмоциональное состояние других лиц. Может обладать способностью лидера. Вот и из-за того, что не хватает ресурсности, он может распределить функциональные роли в руководимом им коллективе. Нужно понимать, что истероид любит комфорт и старается испытывать его в окружении с другими людьми. Не склонен к терпению. Плохо переносит невнимание окружающих. Ожидание и неопределенность достаточно быстро дезадаптируют его и он в данном случае переключается на какое-то другое дело. Нуждается в эмоциональной разрядке. Как правило, может быть хорошим оратором, увлекать массы. Имеет хорошее чувство интуиции. Зачастую использует его для достижения своих результатов. Склонен идеализировать взаимоотношения с людьми. Стремиться к более статусному поведению, более статусному уровню. Как правило неудовлетворен своими отношениями в семейной жизни и поэтому может менять партнеров во время семейной жизни за счет того, что романтичен, романтичен и требует к себе повышенного внимания. Любые проявления сердечности, как правило, носят отклик театральности. Как писал Карл Юнг, данный тип пользуется прекрасными отношениями с окружающими его людьми, но иногда случается высказывать суждения беспримерной бестактности. Эти суждения происходят из-за его мало дифференцированного и мало сознательного мышления, которое лишь частично находится под его контролем и к тому же недостаточно обусловлено объектом и поэтому может действовать, совершенно ни с чем не считаясь.



Такие люди, обладают определенным уровнем комформости, стремятся к утверждению гармонии в сфере межличностных отношений. Формируется склонность декларировать оптимизм, то есть делать хорошую мимику при плохой игре. Истероиду присущи такие качества как тщеславие, честолюбие, эксгибиционизм, стремление нарушать преграды, поставленные моралью общества, иногда появляется беззастенчивая распущенность. Он склонен к соперничеству, настойчив в достижении цели. У истероида состояние стресса обычно вызывается повышением требований и нагрузок. Дистресс проявляется уходом в болезнь, обилием соматических симптомов конверсионного характера, носящий отпечаток условной желанности и трудностей межличностных, особенно семейных отношений. В случае сложностей, старается подчеркивать свое какое-то болезненное соматическое неблагополучие, в сочетании с наклонностью отрицать трудности социальной адаптации. В общем-то, эмоциональная незрелость, дисгармоничный инфантилизм, завышенная самооценка, ограниченность интересов, ориентирован на внешнего наблюдателя, игнорирование критических замечаний со стороны окружающих, самолюбование, бесцеремонность поведения, стремление быть в центре внимания любой ценой. Все это позволяет успешно играть непродолжительные, в общем то, одноактные роли.



Говоря о эмоциях, чувствах и сексуальных форматах, то здесь нужно понимать, что истероид старается в общем то проявлять определенную наступательность, эволюционность. Как правило, любит громко, чтобы все видели. Отношения демонстрируются. Истероид хвастается отношениями, практически демонстрирует свою успешность. Свадьба в виде такого достаточно большого шоу, с большим числом гостей. Истероиду очень важно показать, насколько он велик. Как правило, обычно это мероприятие проходит за счет какого-нибудь спонсора, либо если говорим о мужчине, то это за счет возможно состоятельной супруги. Если мы говорим о молодой девушке, то это за счет, например, состоятельных родителей. Интимную близость он рассматривает, как искусство. Его секс, как правило, театрализован. Однако, интересные вещи, мы говорили о таком понятии как беззастенчивая распущенность. Поэтому, у истероидов есть такое понятие как склонность к бисексуальности. При этом еще одну черту необходимо отметить – демонстративный садомазохистский игр. Вопрос в том, что скорее всего истероид может даже не принимать участия в би сессии, однако поговорить и рассказать об этом, это очень важно, потому что это еще один способ привлечения к себе внимание. Как правило, люди истероидного типа, как мужчины, так и женщины стремятся секс каким-то образом украсить. Большое число должно быть предметов сексуального, сексуальных аксессуаров. Еще таким интересным форматом, автору пришлось наблюдать в одной квартире спальню, в которой был на потолке большое зеркало. Задав вопрос хозяйке квартиры, она ответила, что очень любит наблюдать за интимными отношениями с мужем в зеркалах, которые окружают ее повсюду, причем зеркала на потолке.

Криминальное поведение:

Как правило, истероиды, с точки зрения совершения преступлений, совершают какие вещи: мелкие кражи, это совершение мелких мошенничеств, в частности, кредитные вещи, это небольшое воровство, когда есть легкие доступные деньги. Истероид с большим трудом пойдет на ситуацию, когда нужно пройти сквозь несколько рубежей защиты, поскольку у них все-таки слабая нервная система, есть эмоция страха, с которой истероиду зачастую сложно совладать. Они проявляют простые мошеннеческие схемы, не требующие сложного изобретательства, которые, например, могут быть связаны с экстросенсорикой, с точки зрения мошенничества. Либо проявление махинаций с недвижимостью, поскольку там есть определенные модели, которые позволяют получать достаточный для истероида заработок. Для истероидов один из самых простых элементарных способов, которые они могут реализовывать себя - это секты, они могут становиться разного рода одиозными лидерами. В данном случае посмотрите на секту “Церковь объединения” или же на секту “Новое поколение”. Как правило, истероиды идут на тяжкие преступления во имя каких-то эгоцентричных вещей. Как правило, сами не совершают убийства, но могут быть подстрекателями к убийству. Убийства и тяжкие преступления совершают люди эпилептоидного типа. А вот истероиды, скорее всего, выступают подстрекателями, либо же совершают убийства при наличии в их характере какой-либо психопатологии. В связи с этим, говоря о детекции лжи, следует отметить, что, когда истероид совершил какое-то действие, он верит в то, что он говорит. Если во время беседы, во время коммуникации с истероидом, вы не зафиксировали факт преступления, то через некоторое время истероид вытесняет из сознания и из бессознательного эти механизмы. Из памяти вытесняется все то, что человек совершал. И нужно с большим трудом добраться до нейрологической структуры памяти для того, чтобы понять, что сделал человек.

Как они лгут:

Как же будет вести себя истероид в ситуации, если он причастен? Поскольку основной механизм психологической защиты у истероидов является отрицание, которое может потом постепенно перейти в истерию, то поведенческий сценарий в случае получения какой-либо доказательной базы будет проявляться следующим образом: он может начать имитировать болезнь, заявлять что ему очень плохо, что он нехорошо себя чувствует для этой беседы, для этого разговора. Попытается перенести разговор в другой контекст, на другое время, он будет ссылаться на то, что он сейчас не готов каким-то образом вести коммуникацию. Если будет понятно, что разговор необходимо продолжить, и ему не удалось перевести разговор в другое время, в другое место, то дальше возникает модель забалтывания. Истероид пытается каким-либо образом поговорить о чем угодно: о погоде, о природе, о полиграфии, о каких-то еще инструментах детекции лжи, рассказать какую-то жизненную ситуацию, заставляющую человека его пожалеть. Если же это не помогает, то Истероид может перейти к истерике, и устроить слезы, причем, как мужчины, так и женщины, для того, чтобы человек так или иначе принял его точку зрения и не нанес вреда истероиду. Истероидность связана, с дисгармоничным инфантилизмом, детские стратегии, которые будет проявлять истероид, должны быть понятны для верификтора. Здесь очень важный момент: не нужно поддаваться на такие стратегии, потому что мы прекрасно понимаем, что это наигранность, что механизм вытеснения работает в полном объеме.