Любую, даже самую идеальную мамочку порой раздражает ее ребенок. Будь то плач, неуемные вопросы или гиперактивность. Но нытье - это особая форма экзекуции мамочек. Когда это монотонное, уже еле игнорируемое хождение по пятам перерастает в хождения по мукам, надо предпринимать какие-то действия. сайт объяснит, почему ребенок "постоянно ноет", и как это остановить.

ПОЧЕМУ ребенок все время ноет

1) Манипуляция

Ваш малыш, вероятно, не может чего-то добиться от вас приемлемыми способами в виде просьб или вопросов. И он использует более совершенную тактику - нытье. Когда мамочка чем-то занята, устала или ей совсем не до ребенка, она часто разрешает и уступает даже то, что в обычное время не допускается. Заметив это, даже маленький кроха запоминает метод нытья как безотказно действующее средство. И затем, малыш проектирует ситуацию на обычную ежедневную жизнь и использует средство для всех своих запросов. Интуитивно.

2) Привлечение внимания

Еще один частый сценарий - когда малыш чувствует себя обделенным вниманием. Для маленьких человечков родители - вся их жизнь, их связь с миром. Поэтому оставаясь одни, они чувствуют себя гораздо более сложно, чем просто одинокими. Поэтому нередко малыши готовы даже на негативную реакцию, лишь бы мама обратила на них внимание. Пусть это будет даже резкое "Отстань!".

3) Защитная реакция

Ребенок может постоянно ныть, говорить плаксивым голосом в том случае, когда чувствует себя неуверенно. Он не знает, чего ждать от родителей, не понимает закономерности и выдает симптомы: нытье и плач. Такие обстоятельства складываются из-за невыполнения родителями своих обещаний.

4) Желание оставаться маленьким

Также, по предположениям психологов, нытье может служить, своего рода, трансформацией младенческого плача - сигнала о потребностях ребенка. Кроме того, возможно, ребенок не может привыкнуть к изменившемуся отношению родителя: "ты уже взрослый", "не веди себя, как маленький". Когда ребенок считался маленьким, ему все прощалось и позволялось. А теперь, когда его призывают к ответственности, он старается казаться младше используя капризы. Такое часто происходит в возрасте 2-3-х лет, когда родитель признает сознание в ребенке и пробует воспитывать его самостоятельности. Поэтому, задаваясь вопросом "почему ребенок все время ноет в 3 года?", не удивляйтесь тому, что это происходит по изложенной выше причине.

После того, как вы разобрались почему ваш ребенок постоянно ноет, необходимо понять КАК ЭТО ПРЕКРАТИТЬ:

1) Проследите в каких случаях, и при каких обстоятельствах ваш ребенок используют метод нытья.

2) Общайтесь с вашим малышом. Подробно выясняйте, что его беспокоит, чего он боится и о чем переживает. Говорите спокойным тоном, присядьте с ним на один уровень.

3) Выполняйте свои обещания, будьте последовательны. Старайтесь избежать неопределенности, не давайте вашему ребенку сомневаться в вас или ваших действиях, пусть он всегда будет уверен и спокоен в завтрашнем дне.

4) Объясняйте мотивы, по которым вы не сможете уделить время ребенку в конкретный момент времени. Разъясните важность звонка или дела, которым вы занимаетесь. Затем обязательно уделите время на дела малыша, которые вы отложили.

Возрастной кризис – неотъемлемая часть взросления каждого ребенка. Постепенно развиваясь, малыш все больше знакомится с окружающим миром и его психическое восприятие меняется. Не стоит воспринимать кризис как нечто негативное. В психологии этот термин означает переход к чему-то новому, изменение понимания мира на более взрослое.

Уже давно выделено несколько этапов детских кризисов – одного года, трех лет, пяти лет, семи и, наконец, подростковый период. Все эти возрастные категории наиболее подвержены переменам в психике и каждый ребенок проходит через эти этапы по-разному. Задача родителей при этом – помогать ребенку преодолеть их.

Этапы психологического взросления

Самый ранний кризис у ребенка начинается в возрасте одного года. Именно в это время малыш начинает активно познавать мир. Он уже ползает, ходит и хочет изучить буквально каждый предмет. Ребенок пока не понимает того, что некоторые вещи могут быть опасны и не отличает их от других. Он бы с удовольствием играл с розеткой или горячим утюгом.

Родители должны быть максимально внимательны в этот период жизни ребенка. Не нужно физически наказывать его, поскольку малыш и так не понимает, почему вокруг столько ограничений. Спокойно подайте ребенку информацию в форме игры.

Самым лучшим вариантом для предотвращения интереса к опасным предметам будет не выпускать чадо из поля зрения.


Чтобы максимально обезопасить ребенка, все игры должны проходить под присмотром взрослых

В три года малыш уже начинает себя идентифицировать, понимать, что он отдельная, самостоятельная личность . Он хочет все делать сам, в том числе и взрослую работу. Не препятствуйте ему в этом, пусть ребенок немного побудет взрослым.

Попросите его помыть посуду, убрать игрушки. Дети этого возраста охотно и с радостью оказывают любую помощь. Старайтесь не накладывать много запретов, лучше предлагайте выбор, так ребенок почувствует, что ему доверяют.

Пять лет – этап очень сложный. Есть несколько возрастных особенностей такого периода:

  1. Подражание взрослым
  2. Управление эмоциональностью поведения
  3. Интерес к новым хобби и увлечениям
  4. Стремление к общению со сверстниками
  5. Быстрое формирование характера

Ребенок очень быстро развивается и часто ему бывает сложно с этим справиться.

Симптомы и причины кризиса

Резкая смена поведения малыша, его реакции на слова или поступки взрослых – это первый и самый явный признак перехода на новую ступень развития. В этом возрасте, наблюдая за родителями, ребенок хочет быть максимально на них похожим. Наверное, все помнят, как в детстве хотели быстрее повзрослеть. Но быстро повзрослеть не выходит, и ребенок начинает из-за этого нервничать и закрываться в себе.

Мозг малыша активно развивается, он уже знает, что такое фантазировать. Дети с удовольствием придумывают себе воображаемых друзей, сочиняют разные истории. Они успешно копируют манеру поведения мамы и папы, перекривляют их мимику, походку, речь. Возраст 5 лет характеризуется также любовью к подслушиваниям и подглядываниям, в ребенке растет любопытство по отношению к окружающему миру.


Важно не пропустить момент, когда ребенок замыкается в себе

По наступлении кризиса ребенок замыкается, ему уже не очень хочется делиться с взрослыми своими успехами и неудачами. У малыша появляются разные страхи, начиная от боязни темноты и заканчивая смертью близких людей. В этот период дети крайне нервные и неуверенные в себе, они стесняются чужих людей, боятся начать общение с ними. Им все время кажется, что не понравятся взрослому. Иногда ребенок страшится самых обыденных вещей.

Поведение малыша меняется совершенно в противоположную сторону. Покладистый ранее ребенок становится неуправляемым, он не слушается, проявляет агрессию. Дети могут постоянно ныть, что-то требуя у родителей, плакать, закатывать неконтролируемые истерики . Раздражительность, злость очень быстро сменяют хорошее настроение. Переживая кризис, дети сильно утомляются и многие родители не знают, что делать, чтобы вернуть все на круги своя.


Для пятилетнего возраста характерны раздражительность и частая смена настроения

Можно понять родителей, впервые столкнувшихся с кризисом 5 лет у ребенка. Недоумение, даже страх – это основная эмоция поначалу. Однако взросление неизбежно, и часто родители, не понимая этого, считают, что ребенок просто манипулирует ими. Что же нужно делать, чтобы малыш с комфортом преодолел сложный этап?

Обеспечьте чаду спокойную обстановку. В семьях, где сами родители постоянно ругаются, ребенку будет морально тяжело справляться еще и со своими внутренними проблемами. Попытайтесь вывести его на разговор, понять, что не так, что его тревожит. Многие дети не сразу, но идут на контакт и начинают доверять родителям свои тайны и страхи. Продумайте, как успокоить ребенка и предложите совместное решение вопроса.

Несколько советов, как вести себя при истериках ребенка, дает доктор Комаровский:

Проявляйте к малышу внимание, всегда интересуйтесь им, его успехами. Привлекайте его к помощи по дому, разъясняя, почему важно, чтобы было чисто. Спокойное объяснение – это лучший способ дать понять ребенку, для чего нужны простейшие обязанности. Очень хороший результат дает рассказ о собственных удачах. Поделитесь ими с ребенком, можете также поведать и о своих страхах.

Пять лет – это уже не кроха, за которой нужно всюду следовать. Дайте малышу некоторую свободу действий, покажите ему, что он уже может быть самостоятельным. При необходимости общайтесь с ним как с взрослым, дети это очень ценят. Всегда поддерживайте его и не ругайте за ошибки. Взявшись за трудное дело и не справившись, малыш сам поймет, что зря не прислушался к совету.


Действия «под запретом»

Часто родители, столкнувшиеся с кризисом у ребенка, начинают мгновенно вводить массу табу и ограничений, кричать, расстраиваться, обижаться. Это делать ни в коем случае нельзя. Трудно в некоторых ситуациях сохранять самообладание, но взрослому это все же легче, чем ребенку, пока обладающему маленьким опытом. При правильной реакции взрослых на капризы и истерики кризис не затянется на долгое время.

Не нужно демонстрировать ребенку собственную агрессию и злость на его поступки, теряться и паниковать во время истерики. Реагируйте спокойно, сядьте и просто подождите, пока ребенок успокоится. Потеряв бурно настроенного зрителя, дети быстро приходят в себя. После этого можно вместе побеседовать и разобраться в причине капризов.

Помните, если вы будете вести себя также агрессивно, как и малыш, его поведение от этого только ухудшится.

Не контролируйте ребенка везде и всюду, постарайтесь пересилить себя и перестать его поучать. Хорошим вариантом будет вместе придумать обязанность, которая отныне будет исполняться только ребенком . Например, полить цветы. Поясните, что если их не поливать, они завянут. Покупка домашнего питомца – также огромный вклад в развитие самостоятельности у детей.

Вопрос психологу

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста. Ребенку 1.5 года. Проблема состоит в том, что, если ей не занимаешься - она ноет. Постоянно, не останавливаясь, безпричинно. Может прям со слезами реветь. Но при этом ее ничего не беспокоит - ничего не болит, подгузник сухой, накормлена-напоена. Просто нужно внимание мамы, круглосуточно,постоянно,активное... А это очень сложно. Потому что муж весь день на работе. На мне уборка-готовка, плюс работаю на дому. По большей части стараюсь сделать работу хотя бы во время ее сна,но не всегда получается. Если работаю в часы ее бодрствования - то ной стоит непереставая. Это очень тяжело. Работать-что-то делать и одновременно с ней беседовать, что-то рассказывать,показывать не помогает, ей надо чтобы мама сидела-бегала с ней,все внимание только ей и никуда не отвлекалась.
Чужих людей боится на площадке или дедушка-тетя, которых видит раз в год - если приезжают - сразу в ор, на руки,прячется за меня.
Когда к неврологу ходили не акцентрировала внимание на нытье, думала нормально, может на зубки. Но сейчас зубки вылезли,а ной не проходит. Невролог осмотрев ее сказала,что здоровый ребенок. Единственно ножки слабенькие и все. Ну и говорит доча маловато, слов 10 максимум. в основном показывает-мычит. Но то,что ей надо чаще всего жестами - мычанием показывает-дает понять что надо.
Я уже не знаю,что делать. Нормально ли это? Что посоветуете? Пью постоянно новопасситы-пустырники,потому что иначе нервы не выдерживают. А кричать наказывать понимаю,что мало того,что бесполезно,так еще хуже сделаю
На улице доча себя нормально ведет себя,если мама 100 процент внимание отдает ей. Единственный рев и залезание на ручки,если подходят другие детки,чужие,которых не знает,сразу боится и прячется за меня
Есть братик у нее,старши,с ним играет активно. Бывает,что с ним играет-отвлекается,тогда нытья нет и я могу что-то поделать по дому.. Но старший сын ходит в сад,так что чаще всего вдвоем с дочкой дома. В обещм как-то так. Может это нытье как-то игнорировать? Или как-то обыгрывать ситуацию? Я уже не знаю Помогите, пожалуйста!

Ответы психологов

Здравствуйте, Настя!

То что происходит с вашим ребенком сейчас вполне соответствует норме возрастгого развития. Ребенок до года находится в симбиозе (в слиянии) с матерью. Мама как отдельная личность, как бы не существует, мама, это - как бы обидно не звучало, функция удовлетворяющая абсолютно все потребности. Сейчас наступила та фаза, когда вы уже не можете удовлетворить абсолютно все потребности, и быть функцией, так как вы не функция, вы отдельная личность, да и потребности значительно увеличились. Раньше они были в основном физиологического плана, сейчас подключились потребности эмоциональные. Ребенок, из этого симбиотического единства с матерью должен, как бы вылупиться в отдельную личность. Происходит это именно так, как у вас сейчас и именно вы должны помочь ей в этом. Ее нытье, должно быть переносимо для вас и не разрушительно, если вы внутренне будете более спокойно справляться с ее капризами, то и ребенок последует вашему примеру. Возможно вы пытаетесь удовлетворить все ее желания и поддаетесь на манипуляции из-за чувства вины(ребенок плачет - значит ему плохо - значит я плохая.) Возможно стоит начать расставаться с внутренним образом идеальной матери. Идеальных матерей не бывает да и ребенку не нужна совершенно идеальная мать. Нужна мать, которая сможет позволить ему отделиться от себя, и сделать это отделение переносимым для ребенка, не разрушаясь от его нытья и истерик. Удачи вам в воспитании вашей девочки!

Маташкова Оксана Валерьевна, психолог Алматы

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Здравствуйте, Настя.

Начиная с года, ребенка нужно поощрять к самостоятельности. Таким образом он узнает предел своих возможностей и как следствие становится увереннее в себе.

Также его нужно социализировать (т.е. чаще общаться с другими людьми), чтобы он не прятался за вас. Дети становятся неуверенными, когда их критикуют, сравнивают с другими, стыдят, пугают.

Нытье ребенка может свидетельствовать о его неудовлетворенных потребностях, скорее всего, как вы правильно заметили, ей не хватает вашего внимания. Вы можете приобщать дочь к делам по хозяйству. Когда вы готовите, дайте ей крупы, чтобы она пересыпала их ложкой из одной емкости в другую. Это ее отвлечет и будет прекрасным развивающим упражнением. И так во всем. Дети очень любят воду. Дайте тазик с водой и пустые бутылки, она будет увлечена переливанием воды. А вы в это время сможете делать свои дела.

А когда дочь спит, используйте это время для своего отдыха. Вам также важно отдыхать.

Смирнова Александра Владимировна, психолог/психотерапевт в Москве

Хороший ответ 3 Плохой ответ 1

Здравствуйте.Настя.Если ребенок ничем не интересуется.а только хнычет,значит,ему не до игр.Ему не хватает Вашего внимания,ласки,заботы,близости,эмоционального отклика,одобрения,объятий,теплоты,поддержки,прикосновений,поцелуев.Если нехватка эпизодическая-ребенок с этим будет мириться.Но,если это хроническая нехватка-то материнскую теплоту ничем заменить невозможно.И тогда уменьшается спротивление организма,появляется депрессивность,опустошенность,вялость,безразличие ко всему,подверженность к болезням,так как болезнь приближает маму и заставляет быть рядом.Поэтому,если близости не додавали,лучше дайте все,что можно.И важно до пяти лет постоянно держать вопрос приоритетным.Тогда в дальнейшем с ребенком всегда все будет в порядке.

Каратаев Владимир Иванович,психолог психоаналитической школы Волгоград

Хороший ответ 4 Плохой ответ 0

Здравствуйте, дорогие родители!

Самым первым способом общения для маленького человека является плач. Когда малыш плачет, он сообщает о своих потребностях, родители с нетерпением ждут, когда малютка подрастёт и заговорит, чтобы спокойно объясняться и не «гадать» о желаниях своего чада.

Но случается, что, даже научившись говорить и сигнализировать о своих потребностях спокойно, ребёнок постоянно хнычет, чтобы обратить на себя внимание и добиться своего.

Для родительского уха это настоящее испытание. Доказано, что детское нытье является одним из сильнейших раздражающих звуков для материнской нервной системы.

Он сродни звуку трущегося пенопласта или назойливого скрипа. Для того, чтобы хныканье не переросло в привычку, которая будет раздражать уже не только родителей, но и окружающих, чтобы научить малыша просить и обращать на себя внимание правильными способами, нужно начинать корректировать поведение крохи как можно раньше.

Возможные причины подобного поведения

Почему же малыш вместо того, чтобы пользоваться словами начинает хныкать? К этому его подталкивают несколько причин:

  • Родители обращают внимание на ребёнка только в такие моменты. Дети очень быстро учатся и понимают, какие приёмы работают, а какие нет. В том случае, если малышу не достаточно внимания, и он замечает, что вся семья собирается вокруг него, если он начинает плакать или хныкать, то очень скоро при любом удобном случае малыш будет прибегать к этому методу.
  • Добиться желаемого любой ценой . Если мама покупает игрушку или даёт телефон, может что-то вкусное, чтобы малыш перестал плакать или канючить. То ребёнок начинает этим пользоваться, особенно в общественных местах.
  • Кроха чем-то недоволен . Момент, когда у малыша действительно появилась какая-то потребность, но он не может понять, что это. Довольно частая ситуация, которая приводит к плохому настроению и естественно к хныканью. Это может произойти, например, в период усталости, чувства голода, когда ребёнку жарко или наоборот холодно.

Зачастую при возникающих физических потребностях дети оповещают об этом родителей привычным и самым доступным способом. Начало заболевания так же может стать причиной хныканья, режущиеся зубки или головная боль.

К возможным причинам можно отнести скуку. Да, малышам, так же как и взрослым может быть скучно, поэтому своё недовольство они проявляют подобным поведением.

Считается, что периодическое нытье и хныканье детей говорит о возрастных изменениях или так называемых . Они происходят на фоне роста ребёнка. Психологического изменения, приобретения новых умений и навыков, гормональных и физических изменений, поэтому психологически дети подобным образом подготавливаются и облегчают процесс.

Для корректировки поведения крохи маме нужно действовать согласно алгоритму: «найти причину — устранить её — показать другой способ выражения».

В следующий раз, когда ребёнок начал ныть, мама должна сначала исключить физические причины, т.е. посмотрите на состояние, нет ли температуры, возможно малыш перегрелся или слишком утомился, напоите водой или сводите в туалет.

С какого же возраста ребенок может понять, за что его наказывают? Точно ответить на этот вопрос сложно, поскольку, с одной стороны, это довольно индивидуальный процесс, с другой стороны, нередко бывает трудно определить, что стоит за этим пониманием: интуитивная реакция на недовольное выражение лица взрослого и строгий тон или начало осознания. Вот, что думают на этот счет психологи.
Не надо прибегать к наказаниям раньше, чем ребенку исполнится 2,5-3 года. Ведь никому в голову не придет шлепать новорожденного младенца. Ребенок должен быть в состоянии понять цель наказания - научить его правильно вести себя. Он должен видеть наказание как результат каких-то своих неверных поступков, а не как проявление злой воли. Ведь ваша задача не обидеть, а обозначить, что так-то и так-то делать не надо.
Что может сделать взрослый, чтобы сгладить след от обиды, оставшийся у малыша после наказания? Психологи рекомендуют иногда пошутить по поводу наказания и даже придумать какую-нибудь игру, чтобы ребенок тоже имел повод наказать вас. Если он почувствует, что и вы подчиняетесь этим правилам, он меньше будет сердиться, когда вы примените их к нему.
ВНИМАНИЕ! Если вы все же решили наказывать ребенка за тот или иной проступок, будьте последовательны.
Представьте себе такую ситуацию:
Малыш за завтраком вылил компот на стол. Мать, сдвинув брови, погрозила ему пальцем и отобрала чашку. За обедом малыш повторяет эксперимент. Но у мамы хорошее настроение, она смеется, целует его. За ужином - та же ситуация, но мама выходит из себя, выгоняет ребенка из-за стола, шлепает его.
Что в итоге? Малыш обижен. Он получил противоречивую информацию относительно правильности данного поступка. Он не может понять, в чем же его вина.
Здесь мне хотелось бы сделать еще одно очень важное замечание. Ругая ребенка, представьте себе, что это взрослый или даже вы сами попали в аналогичную ситуацию. Итак, вы в гостях опрокинули чашку. Или даже она соскользнула на пол и разбилась. Какой реакции вы ждете от окружающих: «Не страшно, со всеми бывает... На счастье! Чепуха, сейчас уберем». А теперь представьте себе, что вы услышите фразу, которую говорите в таких случаях своему ребенку: «Ну ты раззява! Руки, что ли, у тебя не оттуда растут? Ну и свинюшка у меня выросла! И т.д.». Обидно? Но почему же мы считаем, что детей можно обижать, а взрослых нет? Разве в этом отношении у них не равные права? Нет, не равные. Взрослый все-таки имеет большой опыт, а ребенок только учится. И это нормально, что у него что-то не получается, что-то ломается, проливается, бьется... Задумайтесь над этим.
Психологами были выделены четыре основные причины нарушения поведения детей, в том числе и их нежелания выполнять требования взрослых.
1. Недостаток внимания. Ребенок не получает того количества внимания, в котором нуждается. Родителям часто не хватает времени и сил, чтобы уделить время для игр, разговора, занятий с ребенком, но для того чтобы поругать или наказать, они всегда его найдут.
Папа гуляет с двухлетним сыном. Мальчик играет в песочнице, вдруг берет горсть песку и кидает в отца. «Не делай этого. Нельзя!» Ребенок смеется и кидает снова. «Не делай этого, а то задам!» - повышает голос отец. Малыш повторяет еще раз. Отец с гневом выполняет свою угрозу.
Попробуем представить себе, что чувствует отец. Он обижен, недоумевает, почему ребенок так себя ведет. Еще ему стыдно, что другие родители, гуляющие во дворе, видели, что сделал его сын, и подумали, что ребенка плохо воспитывают. А потом видели, как он сынишку отшлепал, и подумали, что он плохой отец.
А что чувствует ребенок? Сперва он звал папу поиграть вместе, но папа разговаривал с соседкой. Потом кинул песок, и папа сразу перестал разговаривать и обратил на него внимание. Но вместо того, чтобы посмеяться вместе, накричал и отшлепал.
2. Борьба за самоутверждение. Непослушанием ребенок проявляет свою самостоятельность, свой выбор, протестует против чрезмерной родительской опеки. Это происходит в том случае, когда родителипытаются предупредить каждый шаг ребенка.
3. Желание отомстить. Мы порой не замечаем, что тот или иной наш поступок пошатнул веру малыша в нас, нанес вред доверию и чистоте наших взаимоотношений. Что-то пообещали и не выполнили, договорились никому не рассказывать, но тут же по телефону: «А мой-то...» Несправедливо наказали, не выслушали его объяснения. И ребенок начинает действовать по принципу «Вы мне сделали плохо, и я вам».
4. Потеря веры в собственный успех. Если взрослые слишком часто повторяют ребенку, что он тупица, что у него кривые руки и что вообще он в жизни никогда ничего не добьется, ему ничего другого не остается, как только всем своим поведением подтверждать сложившееся о нем мнение.
Самое важное - понять, что ребенок делает что-то «не так» не «вам назло». Его поступок вызван вескими причинами, разобраться в которых - задача взрослого. Отечественный психолог Ю.Б. Гипенрейтер в своей книге «Общаться с ребенком. Как?» рекомендует родителям следующее:
Если вы раздражены, то, скорее всего, непослушание вызвано борьбой за ваше внимание.
Если переполнены гневом, то ребенок пытается противостоять вашей воле.
Если поведение ребенка вас обижает, то скрытая причина - месть.
Если вы находитесь во власти безнадежности и отчаянья, то ваш ребенок глубоко переживает свою несостоятельность и неблагополучие.
ВНИМАНИЕ! Если ваш ребенок не слушается, обратитесь к собственным чувствам!