Развитие способностей у детей совершается в основном в процессе воспитания и специальным образом организованного обучения. Во взрослом возрасте развитие способностей происходит во многом благодаря самовоспитанию и самообучению. В детском же возрасте исключительно велика роль окружения.

Исходной предпосылкой для развития способностей ребенка служат его врожденные задатки. Однако сам процесс развития способностей происходит посредством овладения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. То есть развитие способностей реализуется через освоение опыта предыдущих поколений. Однако не всякий опыт одинаково полезен. И одна из важнейших функций обучения - передать подрастающему поколению наиболее существенный, важный опыт. В том числе важный для развития способностей.

Способности, с одной стороны, нельзя отождествлять с задатками. Задатки - лишь один из факторов, определяющий способности. С другой стороны, способности нельзя отождествлять с . Знания, умения и навыки - это во многом уже результат способностей. Способности можно рассматривать как длительную и устойчивую функциональную готовность человека к качественному и эффективному выполнению некоторого вида действий.

Поскольку способности это готовность к определенным действиям, поэтому самым разумным в развитии способностей является предоставление ребенку постоянного доступа к данной деятельности, побуждение его к этой деятельности. Деятельность при этом должна быть наиболее близкой, релевантной тем способностям, которые развиваются.

Пример. Предположим, родители решили развивать у ребенка музыкальные способности. Они могут вместе с ребенком часами заниматься прослушиванием музыкальных композиций, обсуждать достоинства и недостатки музыкального исполнения, рассказывать истории из жизни композиторов (как это делается в школе на уроках музыки). Это будет в небольшой степени способствовать развитию музыкальных способностей. Однако, чтобы в ребенке проснулся талант исполнителя, для этого надо научить его играть на музыкальном инструменте. И сделать это как можно раньше. Если вдруг в каком-то ребенке станет заметен талант композитора, надо тоже как можно раньше помочь ему в сочинительстве, в реализации замысла. А не ждать, когда ребенок вырастет и сможет поступить в консерваторию на композиторский факультет.

Первая важная закономерность в развитии способностей заключается в том, что всякая способность стремится обобщиться, расшириться, распространиться на "соседние" виды деятельности. Так, например, ученик, проявляющий очень хорошие способности в математике, довольно внезапно может начать проявлять способности к физике (равно как и наоборот). Способный художник часто становится успешным дизайнером, но способным инженером - значительно реже. Поэтому совсем не стоит "лепить" из ребенка очень узкого специалиста. Значительно важнее поощрять все интересы ребенка.

Вторая закономерность в развитии способностей ребенка заключается в том, что этот процесс происходит не плавно, а скорее рывками. Способности - это функциональная готовность не только психики, но и всего организма в целом. Для того, чтобы хоть немного подняться в качестве и эффективности исполнения, может потребоваться значительная перестройка. Когда эта перестройка происходит - происходит рывок, переход на следующий уровень. Иногда внутренняя перестройка сопровождается временным ухудшением способностей, провалам. Поэтому в развитии способностей важно и проявлять терпеливость, и стремиться действовать на пределе, потому что только так можно пробить очередной потолок в развитии.

Существует представление о том, что "талантливый человек талантлив во всем". Это верно в том смысле, что обычно одни способности помогают развиваться другим способностям. Как уже отмечалось, способности стремятся распространиться на соседей. Также одни способности являются фундаментом для других (как бы задатками). Каждая способность, проявляясь, вместе с тем развивается, переходит на высшую ступень. Переход ее на высшую ступень открывает возможности для новых, более высоких ее проявлений.

Очень важно понимать, что роль задатков в развитии различных способностей различна. Она весьма значительна и специфична, например, в развитии музыкальных способностей, где огромное значение играют особенности слухового анализатора. Тот же слуховой анализатор важен в деятельности переводчиков, историков, литературоведов и даже психотерапевтов. Хорошо развитый слуховой анализатор помогает не только лучше сохранять в памяти вербальную информацию, но и думать, общаться - задействовать логику. Однако для указанных профессий это не столь важно, как для музыканта.

Не только (или даже не столько) сам ребенок решает, какой ему деятельностью заняться, какие способности развивать. Чаще всего нелегкий стратегический выбор приходится делать родителям и/или учителям. Если ребенок не проявляет заметных задатков, например, в области музыки (слуховой анализатор) или живописи (зрительный анализатор), то это серьезный повод задуматься о том, стоит ли продолжать обучение в музыкальной или художественной школах. Вообще в таких случаях не будет лишним проконсультироваться с педагогом-психологом.

Общим фактором для развития любой способности является настойчивость ребенка, его волевые способности. Настойчивость, упорство ребенка проявляется в том числе в так называемой готовности к обучению. Эта готовность формируется, конечно, на основе той подготовки, которую дает дошкольное воспитание, как в семье, так и детском саду. Желательно с самого раннего возраста приучать (в том числе своим примером) ребенка к дисциплине, вырабатывать у него привычку все доводить до конца. Когда ребенок проявляет настойчивость, надо на это обращать внимание, хвалить и даже проявлять гордость за своего ребенка.

ПУТИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Семья играет важную роль в формировании умственных способностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы и и личности в целом. Существуют две большие трудности, связанные со школой, которые не дают покоя учителям и родителям. Первая из них- это ученик, посещающий школу, но, по сути дела, не умеющий учиться. Второй- школьник, активно не желающий учиться. Как правило, основы тех качеств, которые должны формироваться в тот или иной период жизни ребенка, закладываются раньше, на предшествующем возрастном этапе. Не заложите этих основ- и вам придется столкнуться с немалыми трудностями. Формирование новых психологических образований, если оно не подготовлено в ходе предшествующего развития, идет крайне тяжело. Возможны и дефекты. В психологии существует такое понятие- сензитивный период. Дело в том, что далеко не безразлично, в каком возрасте у человека формируется та или иная функция. Если это происходит своевременно, то процесс формирования идет быстро, легко и продуктивно. Период, особо благоприятный для формирования той или иной функции, качества, свойства и носит название сензитивного . Если сензитивный период упущен, то соответствующее новообразование формируется с огромным трудом и довольно часто складывается с каким- то дефектом. («Маугли» пример, случаи воспитания детей дикими животными бывали в действительности. И, проведя несколько первых лет жизни среди зверей, дети затем вновь попадали в человеческое общество (Амбала и Камал из Индии.) Но, увы, нормальными людьми никто из детей так и не смог стать. Слишком многие функции приходилось у них формировать у них после того, как сензитивный период был везвозвратно упущен. Знания сензитивных периодов позволяет нам говорить какую психическую особенность или функцию следует развивать на данном периоде. Так, например, на этом основана рекомендация учить иностранные языки в детском возрасте. Взрослому человеку сделать это значительно труднее. «Готовь сани летом, а телегу зимой»-гласит народная мудрость. Эти слова вполне приемлимы и к задаче воспитания у детей качеств, необходимых для успешного обучения в школе. Я сейчас выделю только те моменты, которые наиболее часто приводят детей к дефектам в учебной деятельности(т.е. несформированности умения учиться), либо к негативному отношению к этой деятельности.(т.е. нежеланию учиться) Во- первых, это общее развитие. Общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь в первую очередь идет о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. Здесь и общий запас знаний и представлений об окружающей действительности., умение действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме. (например выражение в 2-3 действия не могут выполнять). Во- вторых , это воспитание умения произвольно управлять собой . Трудность сосредоточения на том, что не вызывает у него непосредственного интереса. Делать то, что совсем не хочется. В-третьих , пожалуй, является наиболее сложным делом: выработка мотивов, побуждающих к учению . Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний, несмотря на то, что учеба содержит отнюдь не только привлекательные моменты и что трудности в учебе- большие или маленькие- неизбежно встречаются у каждого. Важность общего развития ребенка обычно хорошо осознается современными родителями. Они проявляют значительное внимание к тому. Как развивается их сынишка или дочка. Они ревниво сравнивают успехи своего ребенка с успехами его одногодками. Правильно поступают те взрослые- которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребенком. Они рассказывают ребенку много интересного, читают книги, вместе рисуют, разъясняют явления природы. Дома можно проговаривать то, что видели на прогулке- это легко делается под предлогом рассказа другим членам семьи, но взрослые при этом должны проявить заинтересованность. В вашем возрасте это совместное выполнение домашних заданий, поиск интересного материала в энциклопедиях, в интернете, из личного опыта. Все это способствует расширению кругозора ребенка, развитию пытливости и любознательности. На данном возрастном периоде дети очень привязаны к своим родителям. Дети очень тянутся к общению со взрослыми и охотно идут на это. И это нужно всячески использовать в интересах общего развития. Н-р, дети не хотят читать. Что же делать в этом случае? Совет для всех один: начинайте читать вслух вместе с ребенком. скажем, страницу- он, страницу- вы. Постепенно увеличивайте норму чтения. Этот простой прием очень эффективный и срабатывает почти всегда. Конечно книжка должна соответствовать возрасту ребенка. Сама по себе интересная книжка не стимулирует ребенка к чтению. Но ради общения со взрослым, которое возникает в процессе совместного чтения, ребенок готов преодолевать трудности чтения, которых в другом случае он старается всячески избегнуть. Для развития внутреннего плана действия т.е. умение действовать в уме, полезны разные настольные игры: шашки, лото- для произвольного внимания, бильярд-для моторики. Еще раз хочу сказать, что постоянное общение с родителями совершенно необходимо для общего развития. Когда же происходит отставание в общем развитии, то учиться этим детям трудно с самого начала. Из дести предложенных им слов они в состоянии запомнить только три-четыре. И то при неоднократном повторении. Они не справляются с решением простейших задач, потому что не могут запомнить условие. Одновременно помнить и думать такие дети не в состоянии, им это не под силу. Учение превращается в самую настоящую муку и для них самих, и для учителей. Задержка общего развития у ребенка- настоящая беда и для него самого, и для всей семьи в целом. Не надо беззаботно относиться к первым проявлениям отставания в развитии, как это иногда бывает, - ничего, мол, пусть немного подрастет, все само собой потихоньку образуется. Если же сензитивный период упущен и родители сразу не обратили внимание на ребенка должного внимания, то из-за задержки какой-то одной функции или способности будет тормозиться вторая, обе они застопорят развитие третьей, и далее этот процесс пойдет со все усиливающим нарастанием. Если конкретно рассматривать, какие причины чаще всего приводят к отставанию в общем развитии, то будет служить указанием, чего должна остерегаться семья, если она хочет предупредить задержку общего развития. Если проследить историю развития таких детей, то обнаруживается, что причиной чаще бывает какое-то заболевание, перенесенное в раннем детстве. (родовые травмы, гипоксии, нарушения кровообращения, которые бывают различными по степени тяжести) в нормальной семье, где старшие занимаются ребенком так, как я уже говорила выше, такое заболевание проходит бесследно для развития. Но если в семье имеются осложняющие моменты, то включается целая цепочка неблагоприятных причин. Что же это за осложняющие моменты? На первое место должен быть поставлен дефицит общения . Когда взрослые создают дефицит общения, уклоняясь от контактов с ребенком, кроме «деловых» (накормить, формально спросить. Ит. д., что купить) объясняют усталостью после работы, массы всяких домашних дел. Я не собираюсь оспаривать обычно перечисляемые причины- сами по себе они вполне реальны: все мы устаем после трудового дня, после уборки, стирки и других дел. Важно понять, что общение с ребенком, нельзя откладывать до того момента, когда все дела будут сделаны. Так для него может изо дня в день вообще не оставаться времени. Если у вас ребенок, то общение с ним должно быть поставлено на одно из самых первых мест ваших семейных обязанностей. Вторым неблагоприятным для детей моментом, тяжело отражающимися на их развитии, являются конфликтные отношения в семье . В большинстве случаев оно выступает как подавляющий фактор. Следующим моментом, тяжело сказывающимся на общем развитии является неполноценность общения , качественной стороне общения. Если в доме нет книг, никто их не читает, если семья не выписывает ни газет, ни журналов. Выходные проводятся около телевизора, взрослые не обмениваются впечатлениями о прочитанном, если их интересы ограничены добыванием вещей и перемыванием костей соседям- значит в семье низок общий интеллектуальный уровень. И уже в силу этого трудно ожидать интелеллектуального полноценного общения с ребенком. Следствие- бедный словарный запас, не умение употреблять слова в переносном значении, страдает эмоциональная окраска слова. С интеллектуальной неполноценностью общения тесно соседствует эмоциональная неполноценность. В такой семье дети не привыкли ничему удивляться, ничему поражаться. Они не в состоянии почувствовать юмор в словах другого человека, они не понимают комических положений. Таковы основные неблагоприятные факторы, приводящие к отставанию в развитии: дефицит общения, конфликтные отношения в семье, алкоголизм родителей, неполноценность общения. Насколько эффективными могут быть родительские усилия, если отставание уже наметилось? Отставание в развитии преодолимы. От родителей требуется проявить любовь и терпение в отношении своего ребенка. Трудно другое- перестроить стереотип жизни в семье, чтобы выкроить время: где-то сократить время, проводимое у телевизора, разговоры по телефону. Но это необходимо сделать. (значительных результатов добиваются родители которые постоянно занимаются своими детьми: проводят регулярное лечение, делают массаж, дети посещают разные кружки, следят учебой, возят отдыхать, находятся в постоянном контакте с учителем. В жизни их детей нет «пустот», дети постоянно чем-то заняты. Если у ребенка есть пустота, то она обязательно чем-то заполниться.) Перейдем ко второй теме - произвольно управлять своим поведением. К сожалению, во многих семьях ребенку разрешается делать все, что ему хочется. Он не приучен ни к каким запретам. Для него не существует «нет» и «нельзя». Учеба с самого начала окажется для него мучительным преодолением себя, а он этого делать не умеет. Вероятно, что он сразу же возненавидит учебу, расценивая ее только как способ доставить ему мучения. И будет всячески уклоняться от нее, как мы взрослые, стараемся избегать всего того, что причиняет нам травму. Будет стремиться пропустить школу при всяком удобном случае, начнет врать учителям и домашним или встанет в позу этакого героя, бравирующего своими двойками. Поэтому необходимым элементом учебы должна стать выработка управления своим поведением: ребенок должен быть приучен делать то, что требуется, а не то, что ему захотелось. Без такого навыка все дальнейшие усилия пойдут прахом. Что можно и чего нельзя, ребенок усваивает довольно быстро, если взрослые всякий раз незамедлительно и однозначно реагируют на его поступки. И тут не надо бояться прибегнуть к наказанию. В нормальной семье в распоряжении родителей всегда есть целый набор самых разных наказаний. В общем они сводятся к каким-то ограничениям или лишению ребенка чего-то привычного или ожидаемого им. Можно не разрешать смотреть передачу по телевизору, играть на комьютере, отказаться от беседы перед сном. Но все подобные варианты наказания можно использовать, только если в семье действительно сложились нормальные отношения. Дети обычно оказываются очень чувствительны даже к интонациям взрослых. Но если в семье все постоянно раздражены, все постоянно разговаривают друг с другом на повышенных тонах, то ребенок через некоторое время усваивает эту норму. Как может быть для него повышение голоса наказанием или выражением неодобрения, если все вокруг так и разговаривают. Если папа, придя с работы садиться за комьютер, мама- исчезает на кухне и гонит ребенка, чтобы он не мешал, то как эти родители могут наказать ребенка лишением общения? Как они могут лишить его того, чего ему никогда не давали? Поэтому помните: чем больше вы уделяете внимания своему ребенку, чем больше вы проводите вместе с ним времени, играете, читаете, учите уроки, занимаетесь общими делами, чем больший душевный контакт у вас с ребенком, тем больше возможностей для выражения неодобрения у вас в распоряжении. Если же такого контакта нет, ребенок мешает и раздражает вас. Если вы привыкли срывать на нем ваше плохое настроение, если разговор на повышенных тонах, переходящий в крик, стал обычным делом, то не посетуйте: очень скоро ремень действительно сделается единственным языком вашего общения с ребенком. Другой вопрос: как же добиться, чтобы ребенок приучился сразу же выполнять указания старших? Тоже проведением в жизнь определенной линии: не жалея времени, заставить ребенка всякий раз выполнять то, что вы от него требуете. Например: вот малыша надо усаживать за стол ужинать. А в руках у него мишка. Мама говорит: «Дай мишку». Ребенок медленно поднимает глаза и вопросительно смотрит на маму. -4-

То ли еще не дошел смысл сказанного, то ли колеблется- отдать мишку или закапризничать. В ответ на задержку мама мгновенно выхватывает мишку из рук ребенка. мама спешит. Казалось бы все в порядке – цель достигнута: игрушка у ребенка отобрана и можно идти ужинать. А вместе с тем упущена еще одна возможность -потренироваться в выполнении маминых приказов. Он успел услышать, но не успел его выполнить. Мама выполнила его сама. Чтобы у ребенка не возникало такого феномена, как нежелание учиться, нужно выработать у ребенка навык управления своим поведением- делать то,что нужно, а не то, что захотелось. Начинается выработка с усвоения ребенком системы запретов- что можно и что нельзя делать. Проходит через формирование привычки выполнять приказы и указания старших и завершается усвоением норм старших как собственных норм поведения. Подвести ребенка к этому уровню управления своим поведением и является главной задачей родителей, озабоченных тем, чтобы избежать конфликтов, связанных с учебой. Поговорим теперь о третьем важном моменте- о выработке мотивации. Ребенок может иметь хорошее общее развитие и уметь управлять собою, но если у него не выработана соответствующая мотивация, дело пойдет трудно. А при наличии мотивации, как известно, человек может сдвинуть горы. У школьника, как известно, мотивация, побуждающая его к учению, может быть самой разнообразной. Помимо познавательной (желание узнать для себя нечто новое), тут может быть и желание занять определенное место в классе, и стремление к изменению себя в сторону совершенствования, и многое другое. Сейчас рассматриваем только познавательную мотивацию. Во –первых, потому что среди других видов мотивации она остается главной. Во-вторых младший школьный возраст особо благоприятен для его формирования. Школьное обучение- это прежде всего приобретение систематических знаний. И если у школьника имеется познавательная мотивация, то удовлетворение того, что он узнает в школе новое, чего он раньше не знал, будет всегда перевешивать те трудности, которые он может встретить в школе. Правильно поступают те родители, которые поддерживают в ребенке стремление узнавать что-то новое, поддерживают желание спрашивать. Будете поддерживать задаваемые ребенком вопросы- они перерастут в привычку искать в окружающем мире неизвестное, незнакомое, непонятное. Образовавшаяся привычка со временем станет потребностью. Став потребностью, она уже требует удовлетворения и начинает мотивировать многие поступки ребенка- и желание научиться побыстрее читать, и расспросы окружающих, и собирание коллекций. Ну а в школе она поддерживает учебную работу. Они уже не попадут в число тех, кто активно не желает учиться. Необходимо создать в семье соответствующую обстановку. В которой тяга к познанию получает поддержку взрослых. Семья должна заботиться о духовной жизни ребенка, расширять его кругозор, создавать ощущение полноты, насыщенности, радости бытия. С раннего детства ребенку нужно открыть радость быть зрителем, слушателем, читателем. Даже то же самое совместное чтение- это один из способов содержательного общения с ребенком, когда он чувствует внимание взрослых к нему, его интересам, когда возникает духовная близость. Желательно, чтобы совместное

чтение, как и просмотр кинофильмов, телепередач дополнялось последующим обсуждением прочитанного, увиденного. Беседы с родителями должны постоянно иметь место, именно в них формируется культура речи и мышления. При этом важно не допускать порочной практики, когда родители назидательным тоном задают вопросы, а дети односложно отвечают. Расширению кругозора, эстетическому развитию должно служить приобщение к культурным ценностям. Посещение театров, музеев, экскурсии по городу, знакомство с памятными местами, походы должны заполнять досуг семьи. При совместном времяпровождении ребенок должен получать радость от общения, дружбы с близкими людьми. Только на этом фоне возможны пробуждение и закрепление положительных эмоций от постижения новых знаний, впечатлений, формирование познавательных мотивов. Известно, что многие писатели, художники, композиторы росли в семьях, где царила обстановка живого интереса к искусству. Очень хороший результат в плане развития познавательной потребности дают усилия, направленные на то, чтобы пробудить любознательность, вызвать чувство удивления, особенно перед каким –то знакомым явлением, показать в нем неизвестную сторону. Не зря я начала свое выступление с сензитивного периода. В жизни человека очень короток период (приблизительно до 11-13 лет), когда общение с родителями предпочтительнее общения с друзьями. Не используя в полную меру уникальных возможностей этого периода, родители теряют и возможность стать своему ребенку родным по духу людьми. .

Вопрос 1. У моего сына явно выраженные технические способности. Не говорит ли это о том, что в остальных областях он не будет успешным?

Ответ : Это совсем необязательно. Если вовремя озаботиться тем, чтобы ребенок читал книги, рисовал, слушал музыку, то это пойдет ему на пользу не только в широком образовательном смысле, но и более полно обеспечит развитие его технических способностей. Вам надо знать, что способности относятся к индивидуальным возможностям человека. Именно они влияют на выполнение ребенком различных видов деятельности. Как правило, способности развиваются в соответствии с развитием задатков.

Существует две научных точки зрения на развитие способностей. В основе одной лежит идея о генетической обусловленности способностей. Исходя из этой точки зрения, ребенку или даны, или не даны способности от предков и ничто не может повлиять на их развитие. Другая точка зрения отражается в идее обусловленности развития способностей социальной средой и воспитанием. Один ребенок попадает в благоприятную среду и его способности получают «шанс» развиться, а может перейти в талант. Другие же дети, не имеющие такой счастливой возможности, так и останутся с неразвитыми способностями. Трудно сказать, какая точка зрения верная.

Нам кажется, что рациональное зерно есть и в первой, и во второй. Тем более что отечественные психологи придерживаются именно такой точки зрения.

Способности обусловлены природными возможностями личности и формируются в различных видах деятельности. Достаточно сослаться на довольно известный пример, когда в одной и той же семьи братья и сестры могут демонстрировать абсолютно разный уровень способностей.

Казалось бы, они находятся практически в одной среде, влияющей на развитие их способностей. Выделяют общие и специальные способности. Наличие общих способностей помогает ребенку овладевать знаниями в различных сферах. Специальные же способности помогают достигать высоких результатов в каком-либо определенном виде деятельность.

Поэтому для развития способностей важны обучение, воспитание и, конечно же, проявление активности самого ребенка в разных видах деятельности, способствующей развитию именно его способностей. Судя по вашей характеристике, ваш сын обладает специальными способностями. Вам полезно знать, что способности не формируются в одночасье, а развиваются по определенным этапам. Можно говорить как минимум о двух этапах.

На первом этапе способности имеют подражательный характер. Ребенок, имеющий способности подражает в деятельности. Сама же деятельность носит репродуктивный (подражательный) характер.

На втором этапе ребенок набирает «вес» в решении вопросов. Самостоятельно находит ответы. Это время творческих решений. Подобные действия создают внутренние предпосылки для развития его специальных способностей.

Вам надо следить, чтобы ваш сын не погрузился «излишне» только в технические интересы, тогда и бояться нечего. Технические способности будут реализовываться в интересной для него деятельности, но и в других ее видах, обучаясь в школе, он тоже не потеряет возможности для совершенствования. Вы может, собственно говоря, «измерить» способности своего ребенка. В специальной литературе много тестов на изменение способностей ребенка. Воспользуйтесь ими.

Вопрос 2. Наш ребенок — первоклассник. Учитель проводила тест и сказала нам, что у нашего сына не обнаружены способности к чему-либо, все «ровненько». Как следует отнестись к такой характеристике и надо ли что-то делать?

Ответ: Прежде всего, следует проверить качество те-ста и ни в коем случае не разочаровываться в собствен-ном ребенке. Вне всякого сомнения, способности у него есть. Они могут пока «дремать» и проявиться значительно позже. Известный факт, что многие талантливые люди в детстве не особо отличались. К примеру, великий композитор П.И. Чайковский в детстве не выказывал способностей к музыке. А математик Лобачевский был плохим учеником. Мой опыт говорит, что в младшем школьном возрасте практически у большинства детей развиваются изобразительные и музыкальные способности.

Посмотрите внимательнее на рисунки своего сына. Наверняка они очень интересные. Не опускайте руки и продолжайте верить в то, что ваш ребенок, несомненно, обладает определенными способностями. В предыдущем ответе я уже раскрывала суть способностей. Здесь могу добавить, что основным условием развития способностей является деятельность.

Посмотрите результаты, какой именно деятельности говорят о том, что ваш ребенок де-лает ее лучше, чем иную. Вполне возможно, он рисует лучше других, быстрее всех лепит, проявляя при этом творческую смекалку. Или в спорте его достижения пре-вышают средние показатели. Но даже если и нет «выпирающих» результатов, не сомневайтесь, способности у вашего ребенка проявятся чуть позже.

Главное, организовать деятельность, в которой они бы начали развиваться более интенсивно. И еще необходимо помнить, что только тогда, когда ребенок начнет заниматься определенной деятельностью, можно смело сказать, есть ли у него к ней способности. Не обучая ребенка живописи или музыке или спорту, мы не можем определить его потенциал.

Вопрос 3. Мой ребенок очень замкнут. Не дозовешься, все время витает в облаках. Я прочитала, что одаренные дети живет в своем мире. Может, мой ребенок одаренный?

Ответ : Трудно сказать однозначно. Жизнь в своем мире не единственная характеристика одаренности. В ее основе лежат определенные склонности к какой-либо деятельности и успешная ее реализация.

Результаты труда вашего ребенка должны опережать результаты труда других детей. Но вполне возможно, что ваш ребенок именно одаренный. Этим и объясняется его «отрыв» от жизни и «уход» в свой внутренний мир.

Давайте разберемся в самом термине «одаренность» и, что наполняет эту важную психологическую характеристику человека.

Одаренность — это компонент таланта, который определяет конечный итог развития личности ребенка. Он включает в себя определенный набор способностей. Можно составить собирательный портрет одаренного ребенка.

Одаренный ребенок всегда внимателен, собран, постоянно готов к напряженной работе. Повышенная активность его проявляется не только в умственных занятиях. Он отдает себя целиком тому, что его заинтересовало. Если он увлечен техникой, тогда постоянно в доме появляются и исчезают детали, конструкции, описания и т. д. Если электроникой, то он постоянно чинит телевизоры, компьютеры, собирает свои модели, читает специальные журналы.

Вторая особенность личности высокоодаренного ребенка неразрывно связана с первой, заключается в том, что готовность к труду у него перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться без устали, срока и отдыха.

Следующая третья группа способностей, которая определяет в своей совокупности одаренность, связана непосредственно с интеллектуальной деятельностью: это особенности мышления ребенка, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности. Обычно такой ребенок на вопросы отвечает полно, последовательно, исчерпывающе. Такая систематичность в ответах одаренного ребенка опирается на способность к анализу и обобщению.

И, наконец, последний штрих к портрету одаренного ребенка, это широкий круг познавательных интересов, выступающий постоянным стимулом мыслительной активности ребенка.

Характеризуя одаренных детей можно выделить показатели , с помощью которых выявить уровень одаренности. К первому уровню можно отнести детей, полностью погруженных в тот вид деятельности, в котором он обнаруживает проявление высокого интеллекта и познавательных интересов. Ко второму уровню отнесем детей, успешных в каком-либо определенном виде деятельности. Это может быть ребенок, который любит и умеет хорошо рисовать, или петь. Это может быть школьник, влюбленный в биологию и отдающий ей все свое время. И, наконец, на третьем уровне находятся дети, хорошо обучающиеся в школе, такие маленькие «академики». Кто не знает таких школьников! У них все всегда получается. Их оценки — «отлично» по всем предметам. Если нужно решить задачу разными способами, то не сомневайтесь, такой ребенок решит ее всеми доступными способами.

Воспользуйтесь тестами на определение способностей, попробуйте проверить своего ребенка на наличие особых способностей. И сами ответьте на свой вопрос: «Одаренный ваш ребенок или нет».

Общественные условия жизни влияют на развитие способностей не прямо, не непосредственно, а через деятельность человека. Как уже говорилось выше, в деятельности ее способности не только проявляются, но и формируются развивающихся. К деятельности они существуют только как задатки. Теперь мы остановимся подробнее на роли деятельности в развитии способностей личностисті.

Основными видами деятельности человека является обучение и труд. Обучение предшествует труда. Чтобы включиться в любой вид труда, человеку сначала нужно учиться. Учась, она готовится к самостоятельной творческой деятельно ости. Учиться приходится всем людям независимо от того, какими дарованиями они отличаются. Упрекая некоторым молодым писателям,. М. Горький отмечал:"Когда они учились так тщательно, как покваппив в пишут, их дарования развивались бы быстрее и ярче яскравіше".

Сначала ребенок учится в своих"встречах с внешним миром"(Сеченов), в процессе ежедневного общения со взрослыми, в ходе своей игровой деятельности. Играя, ребенок активно познает окружающую и п прежде социальную действительность, включается в доступной для него форме в жизнь взрослых, входит в их роли (летчика, водителя машины, строителя и т д), подражает и усваивает их функции. Игра является первой школой ребенка, имеет важное значение для ее общего развития. Впоследствии обучения выделяется в специальную деятельность, которая все больше усложняется по своим задачам, содержанию и формамістом і формами.

Обучение необходимо для развития способностей личности. Без него развитие их вообще не может происходить и не происходит. Потребность в обучении вытекает из самой сути этого процесса. Природные потенции водить ини реализуются не путем простого возрастания, что € у нее от рождения, его вызревания, а путем образования новых нервных связей, их систем, новых механизмов мозговой деятельности. Образование же их происходит в процессе обучения. Всякое обучение, заключил. И. П. Павлов в своих опытах высшей нервной деятельности, есть не что иное, как образование несметного количества таких связей. Они становятся в снова набуваних знаний, умений, навыков, различных психических свойств, которые формируются в подрастающей личности в процессе его обучения и входят в состав способностей, которые развиваются у нее, ее возможностей выполнять такие задачи, которые до этого были ей непосильные. Играя на каждом этапе этого процесса необходимую роль, обучение же меняется в связи с развитием личности. Покажем это, остановившись на некоторых формах этого процессго процесу.

Развитие ощущений и восприятий у детей происходит в их деятельности, в которую эти процессы включаются, ее ориентируют и регулируют. Дети активно знакомятся с объектами, оперируют ими, выделяют их собственно ости и качества, необходимые для деятельности, которой они заняты. Общение со взрослыми включается в этот процесс. С помощью языка дети быстрее выделяют оптические, акустические и другие свойства объектов, по своему юють человеческий чувственный опыт. Переход их от низших до высших степеней сенсорного развития зависит не просто от возраста, а прежде всего от того, в какие виды деятельности дети включаются, как меняется характер тер этой деятельности и те требования, прямо или косвенно ставят взрослые к детям по мере роста их физических и психических сыпь (0. В. Запорожецожець).

Обучение играет важную роль в развитии способности детей различать цвета объектов. В процессе обучения развивается их слуховая чувствительность. Производится частности языковой или фонематический слух, что проявляется яеться в различении фонем родного языка, а также других языков, которыми овладевает ребенок. Формируется способность выделять отдельные звуки в каждом слове, слышать и устанавливать их последовательность, значит звуки бук вами, что необходимо для овладения умением читать и писатьати.

Особенности фонематического слуха при этом определяются не мозгом ребенка, а системой фонем той речи, которую он усваивает родном языке. ЕЕ может быть любая из языков, что есть на. Земле, чтобы ребенок только жила изм детства в соответствующем языковой среде под влиянием восприятия музыки формируется звукоеисот-на чувствительность, мелодический: и другие формы музыкального слуха. И здесь ведущую роль играет музыка как объективное с в совместной явление. Она определяет качественные особенности музыкального слуха личности. От особенностей слухового анализатора зависит только скорость и легкость его выработкелення.

Экспериментально доказано (ОМ. Леонтьев), что специальным обучением у лиц, нечувствительных к высоты тонов, можно выработать звуковысотными чувствительность, опираясь на активность их голосовых связок (подстроек ния испытуемым его голоса под заданную высоту, которая звучит в наушниках, громкое пропевания сравниваемых звуков и, наконец, мысленное их уявлюванняя).

Под влиянием обучения происходят тонкие процессы дифференциации и специализации в касательном, кинестетических и других видах чувствительности. Массовая успешная практика обучения глухих детей устной речи показывает,. НАСК кильки утонченной становится при этом кинестетическая чувствительность речедвигательных органов, компенсирует нехватку у них слуха. Глухие овладевают устной речью, не слыша звуков, которые они произносят, а только отчуждения ваючы движения своего голосового аппаратту.

В процессе обучения развивается наблюдательность у детей, формируются новые способы запоминания и воспроизведения образного и словесного материала, способность создавать из его элементов новые образы. С д помощью усваиваемой речи у учащихся с внешних воздействий производятся внутренние мыслительные дм с объектами, которые становятся далее мыслительными операциями, сначала конкретными, а затем - абстрактными. Усвоение языков и подрастающей личностью опирается на развитие его мышления, обогащение ее знаний об окружающей действительности время оно становится и средством ее общего умственного развития. Словесная система (вторая сигна льна система, по. Павлову), уже в дошкольном возрасте начинает активно участвовать в выработке новых связей, благодаря чему последние образуются быстрее, становятся крепче и подвижнымшими.

Задержки в развитии речи у детей, как показывают наблюдения, сказываются на развитии их мышления. Когда эти задержки устраняются, развитие его ускоряется

В процессе обучения у учащихся вырабатывается умение учиться, самостоятельно приобретать знания, воспитывается любовь к знаниям, любознательность и другие эмоциональные качества. Обучение вносит свой вклад и в формирование свобод ьових качеств учащихся, их внимательности, дисциплинированности, аккуратности, сознательного, ответственного отношения к выполнению своих обязанностей, самоконтроля. Следовательно, оно активно способствует развитию всех компонентов их способностейей.

"Часто думают, что способности к обучению является только условием его успешности. В действительности же они являются и его результатом. В обучении способности учащихся не только используются, но и развиваются

Это не значит, что способности просто приобретаются, усваиваются как знания и умения. Они развиваются благодаря приобретения учащимися знаний, умений и навыков, формированию у них различных психических свойств. Вообще психическое развитие личности не сводится к накоплению его учебных достижений. Он представляет собой те «умственные перевороты"(Сеченов), которые возникают в нее вследствие того, что она учится г овориты, читать, писать, овладевает различными знаниями и умениями. Изменения в способностях является не прямым, а более отдаленным и обобщенным результатам обученияідком навчання.

В зарубежной психологической литературе есть две точки зрения в этом вопросе. В одной из них способности (общие и специальные) рассматриваются как нечто независимое от учебы (В. Штерн и др.), как фактор, обумо овлюе обучения, но сам от него вроде не зависит. Это явно неверная точка зрения, она вступает в противоречие с жизненными и экспериментально полученными фактами, которые утверждают-необходимую роль обучения в р озвитку способностей. Во второй - способности сводятся к совокупности набуваних индивидом навыков (Торндайк,. Уотсон и др.), к усвоению им социальных достижений. Эта точка зрения также неправильная, она. Игнорирует в семь известных факты, которые говорят о том, что приобретение знаний, умений и навыков, усвоение социального опыта у разных индивидов проходит по-разному в зависимости от особенностей их способностейбностей.

В действительности между обучением и развитием способностей учащихся существует взаимосвязь результате усвоения учащимися человеческих достижений возвышаются на высшую ступень их способности учиться, а достижения в развитии в способностей делают переход к изучению нового, сложного материалу.

Развитие способностей зависит не только от обучения, но и от других видов деятельности, по которым ученики вступают в разнообразные связи с объективной действительностью. Свою необходимую роль в этом процессе играет ае и созревания организма. Оно действует не специфически, а через общий рост функциональных возможностей нервной системы, ее энергетических потенциалов, ее работоспособности частности половое созревание как ф актер подъем энергетики нервной системы тоже играет здесь свою активную роллоль.

Это не значит, как кое-кто думает, что факт проявления способностей к поэзии и других видов художественной деятельности у подростков обусловлена??возрастом и связанными с ними процессами полового созревания. Эти процессы хо уваються у всех подростков, а стремление к поэтической, художественной, музыкальной творчества проявляются только в некоторых из них. Здесь свою роль играют индивидуальные их наклонности и способности. Тот факт, что в обдаров аних детей способности к литературному, скажем, творчества проявляются не ранее 13 лет, обусловливается не просто возрасте, а тем, что только на это время у каждого из них создаются в ходе обучения, познания я объективной действительности те внутренние условия, при которых становятся возможными более серьезные попытки творческой деятельности, несут в себе элементы оригинальности и ценностисті.

Энергетические потенции нервной системы могут снижаться вследствие ослабления физического состояния, истощение организма после длительных заболеваний, нарушение нормального функционирования желез внутренней се екреции. Издавна известная пословица, что в здоровом теле и дух здоровый. Поэтому забота о нормальном физическом развитии ребенка имеет важное значение для успеха ее обучения, а тем самым и для развития и в ияву ее способностейей.

Однако при всем своем бесспорном значении обучения также не может обеспечить всестороннее развитие способностей подрастающего поколения. Труд, создал человека в ходе ее истории, должна выполнять ц эту свою функцию и в индивидуальном становлении человеческой личностиі.

Сочетание обучения с производительным трудом открывает широкие перспективы для улучшения качества усвоения знаний учащимися, повышение уровня их общей образованности и одновременно для совершенствования их трудовой политехнической и профессиональной подготовки. Оно создает оптимальные условия для устранения разрыва между умственным и физическим трудом учащихся, для применения набуваних ими знаний на практике, формирование у ни х готовности к труду. Оно расширяет реальные взаимоотношения учеников с общественной средой, под воздействием которого формируются их нравственные умственные и. Другие качества, развиваются способноститі.

работе, учащиеся учатся того, чего они не могут научиться в процессе учебной умственной деятельности. Труд становится для них источником вопросов, которые они выясняют на уроках физики, химии, биологии и с др.. Других предметов. Она выступает как метод познания скрытых свойств, связей и отношений вещей, приобретения знаний и как критерий их истинности. Связь труда с обучением создает благоприятные условия для у свидомлення учениками значимости знаний, любви к умственной и к физическому труду. В доступной для учащихся общественно полезной продуктивной работы формируются необходимые для нее специфические особенности: спостережл ивисть, творческое воображение, мышление, способность, как образно выражаются,"сочетать голову руками"В ней вырабатываются умственные и практические операции, умение преодолевать трудности в практической реализации идей, конструктивных и других замыслов, которые возникают у учащихся. Соединение обучения с трудом создает благоприятные условия для укрепления связи обучения с жизнью, для внесения элементов творчества в процесс по своему оення учениками человеческого опыта, что имеет очень важное значение в их подготовке к творческой деятельностиорчої. ДІЯЛЬНОСТІ.

Следует подчеркнуть, что сама по себе, а соединенная с обучением производительный труд вносит свой существенный вклад в развитие способностей учащихся. Длительное выполнения ими однообразных производственных задач может быть оправдано теми или иными обстоятельствами, но оно не развивает их способностей способствует их развития такова трудовая деятельность, в которой учащиеся постепенно переходят от простых до более сложных задач, решений ние которых требует сочетания познания и практики, использования имеющихся у них знаний и получения новых, выработку умения применить все сложную техникку.

Организуя труд учащихся, мы исходим из того, что наша школа готовит своих воспитанников к труду в условиях ускоряющейся технического прогресса, основным средством которого является комплексная механизация и автоматизация производственных процессов. В этих условиях производительный труд, оставаясь физическим, все больше проникается умственными элементами, насыщается интеллектуальным содержанием, приближается к умственной деятельности. Она в. Авито особые требования к способностям работников, к их внимательности наблюдательности, сообразительности, способности быстро ориентироваться по показаниям автоматических приборов с ходе производственных процессов, пользоваться ваться их информацией и решать производственные задачи. Все это важно учитывать при выборе профилей производственной специализации в школах, разработке программ и методов производственного обучения учащиесянів.

Производственная специализация, осуществляемая на широкой политехнической основе, не вступает в противоречие с задачами всестороннего развития способностей учащихся. Напротив, она нужна для успешного выполнения этих зав заданий. Есть очень много различных видов профессиональной деятельности. Человек, даже если бы она жила в десятки раз дольше, чем в среднем живет теперь, не могла бы овладеть и десятой их частью ей приходится об граничить себя, потому что"без ограничения сферы деятельности нельзя ни в одной области совершить нечто выдающееся"Выбор определенной области деятельности позволяет человеку глубоко ею овладеть, развить свои способности к нее, стать талантливым художником, давать максимум того, что она может дать обществу и получать больше собственное удовольствие время она имеет возможность в часы своего досуга дополнительно включаться а другие виды деятельности, жить полноценной духовной жизнью своего общества, пользоваться благами науки и искусстви науки й мистецтва.

В связи с этим важное значение в содействии розпитку способностей подрастающего поколения приобретает профессиональная ориентация его в процессе обучения и работы, ознакомления с тем, какие есть профессии, который их сми исторических и перспективы развития, которые они ставят требования к человеку, его физических и психических качеств. Профессиональная ориентация и консультация помогает подросткам, юношам и девушкам правильно, обоснованно выбиты рати себе профессию в соответствии со своими интересами, наклонностями, способностями и потребностями общества. Любимая профессия открывает каждому из них путь к дальнейшему развитию своих способностей в процессе творческой деятельно остті.

Обучение не прекращается с переходом личности к профессиональной деятельности. Оно продолжается дальше, но по-разному в зависимости от того, насколько личность довольна своей квалификации, ее вм милисть в работе какой у нее уровень запросов. При высоком их уровне люди учатся дальше, работая, учатся на собственном опыте и на опыте других работников, овладевают новыми достижениями науки и техни ки, совершенствуют свои способности. Труд в любимой отрасли становится для них первой необходимости, которая побуждает их к движению вперед. Лучшие примеры дают нам знатные мастера свое? ахидникы, художники, писательники.

Итак, способности каждой личности не является чем-то постоянным, эоны прогрессивно меняются по мере того, как развивается личность в целом. В детстве и юности этот процесс связан с созреванием организма в, его нервной системы. В зрелом возрасте он продолжается дальше за счет обогащения опыта человека, совершенствование методики и техники. Ее работы. У разных людей этот процесс длится разного возраста в зависимости в ид индивидуальных особенностей организма, его трудоспособностисті.

Вместе с этим способности представляют собой устойчивые черты каждой личности. Стойкость их проявляется в способностях учащихся к обучению. Ученики, обладающих, например, высокими способностями в начале школьно ого обучения, хранят их на всех его последующих этапаах.

Показателем их являются высокий уровень усвоения ими программного материала при прочих равных условиях обучения. Это дает основания говорить о относительное постоянство темпа развития способностей, оказывается в то эмпи и качества обучения учащиесяв.

Судить о наличии способностей у детей можно, прежде всего по тому, как они учатся, понимают учебный материал, запоминают его и применяют свои знания, насколько хорошо ориентируются при решении задач, в какой мере владеют устной и письменной речью. Некоторыми показателями способностей детей могут быть следующие качества: внимательность, быстрое и прочное запоминание, умение думать сообразительность, развитое воображение, инициатива, самостоятельность в работе и ее продуктивность.

Учителю надо знать, какие склонности и способности имеются у ребенка, как они развиваются. При этом нельзя спешить с выводами. Бывает так, что ученика ленивого или имеющего по каким-то причинам пробелы в знаниях считают неспособным. Однако, если устранить то, что мешает его работе, заинтересовать, ободрить, вовремя помочь ему, он проявляет достаточные способности, чтобы успешно учиться.

Среди нормальных детей нет таких, способности которых не позволили бы им удовлетворительно овладеть учебным материалом начальных классов. Конечно, уже в младшем школьном возрасте намечается дифференциация способностей. А в подростковом – дальнейшее их развитие. Одни дети более способные к чтению и письму, другие – к математике, третьи – к рисованию (или к ручному труду). Одни быстро запоминают, но быстро забывают, другие запоминают медленно, но надолго. И учителю необходимо считаться с этими индивидуальными различиями детей.

Если у ребенка не замечается ни общих, ни специальных способностей, нельзя делать вывод о том, что он бездарный человек. Ни к чему не способных людей нет. Учитель должен внимательно присмотреться к каждому ученику и постараться открыть в нем способности, которые нередко не так легко обнаружить.

Как уже говорилось, способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность . Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, заниматься лепкой, учатся правильно петь и узнавать мелодии, чувствовать их ритм. Немного позже они начинают конструировать, занимаясь с детским «Конструктором», пробуют сочинять рассказы, простые стихотворения. С поступлением в школу значительно расширяется возможности включения ребенка в ту или иную деятельность. Особая роль здесь принадлежит различным творческим кружкам – научным и техническим кружкам в школах, при домах пионерах, при детских технических станциях, литературным, музыкальным, художественно-изобразительным – при школах, по месту жительства.

Одна из задач системы воспитания – всестороннее развитие способностей у всех детей. Одностороннее, узкое, однобокое развитие ребенка, когда он проявляет яркие способности в какой-либо одной области при глубоком равнодушии ко всему остальному, неправильно. Конечно, интерес, связанный со способностями, должен доминировать, но при этом учитель стремится к всестороннему, гармоническому развитию личности ребенка, повышению его общей культуры и расширению кругозора. Только развитие обеспечивает подлинный расцвет способностей.

Каждый нормальный и здоровый в психическом отношении ребенок имеет общие способности, необходимые для успешного обучения в школе. Иногда ученик может казаться неспособным к тому или иному учебному предмету. Это происходит из-за отсутствия у школьника некоторых знаний и умений, из-за пробелов в знаниях, тех или иных проявлений темперамента.

Помимо общих способностей к учению, каждый ученик обладает возможностью развития и специальных способностей.

Способности формируются и развиваются в деятельности. Однако не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает способности к ней. Для того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.

Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникает стремление по собственной инициативе, без принуждения заниматься ею. Живая заинтересованность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формальное, равнодушное и безразличное отношение к ней – необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей.

Поскольку способности смогут принести плоды лишь в том случае, когда они сочетаются с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности, учителю надо активно развивать интересы детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера, а были серьезными, глубокими, устойчивыми и действенными.

Во-вторых, деятельность должна быть по возможности творческой. Например, для развития литературных способностей полезно постоянно и систематично упражняться в написании очерков, рассказов и стихотворений и их последующем детальном разборе в кружке: полезны специальные экскурсии на природу с установкой на наблюдательность и эстетическое восприятие действительности с последующим красочным и выразительном описанием виденного и слышанного.

В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности , уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями.

В школе применяют активные методы обучения , при которых ученик не только запоминает, но и много думает, что очень помогает развитию его способностей. Полезно, чтобы ученик под руководством учителя чаще выводил правила по русскому языку и математике, пересказывал и обобщал прочитанное, самостоятельно продумывал математические задачи и решал их, писал творческие сочинения. Учитель должен всемерно поощрять инициативу и творчество детей в любом виде работ. При затруднениях не следует спешить на помощь ученику. Лучше предоставить ему возможность самому подумать, а если надо, задать наводящие вопросы.

Большое значение имеет постепенное увеличение трудностей . Поставленные перед учеником задачи должны требовать умственных усилий. Но необходимо осуществлять индивидуальный подход к школьникам, учитывая их различия, давать дифференцированные задания. Сильным ученикам давать дополнительную работу , чтобы они не скучали на уроке и имели достаточную нагрузку дома. Слабым следует больше помогать, предъявляя ним посильные требования, предлагать задания облегченного типа, которые ребенок мог бы успешно выполнить. Таких учеников надо чаще хвалить, замечать малейшие успехи в работе , это внушит им веру в свои силы и желание учиться. Следует привлечь родителей и старших детей к оказанию систематической помощи слабым учащимся. Обычно все эти меры помогают, дети благополучно оканчивают 3 класс и удовлетворительно учатся в средней школе.

К сожалению, бывает так, что ученика, имеющего все данные для успешной работы, иногда считают неспособным к ней из-за некоторой умственной пассивности. Она проявляется в отсутствии интереса к знаниям, в стремлении избегать умственных усилий, в сложившемся убеждении, что умение – очень трудное дело, для которого у ребенка нет способностей. Такого ребенка надо расшевелить, активизировать, заинтересовать сведениями, которые близки к его склонностям. Полезно давать ему дополнительный увлекательный материал, давать пережить радость приобретения знаний (например, при успешном решении задач, раньше казавшихся ему недоступными). Это укрепит веру школьника в свои силы, он поймет, что может учиться не хуже других.

Учителю нельзя забывать и о той опасности, которая предостерегает сообразительных, способных детей. Им легко делать учение, и по этому у них может не вырабатываться привычка к труду, не разовьется необходимое прилежание. Отсутствие умственных усилий может привести к тому, что у таких детей постоянно угасают способности, из одаренных школьников они могут превратиться в посредственных и даже слабых работников, мало пригодных к труду.

«Если ребенку в учении все дается легко, у него постоянно вырабатывается лень мысли, которая развращает человека… И развивается лень мысли больше всего в младших классах, когда способный ребенок, легко овладевающий тем, что для других детей связано с определенным напряжением умственных сил, по существу, бездельничает. Не допустить безделье учащихся – тоже своеобразная воспитательная задача», - пишет В.А.Сухомлинский. Воспитывая у детей настойчивость в работе, самостоятельность, трудолюбие, учитель тем самым помогает и развитию важного качества, которое называется – работоспособностью.

В отношении одаренных учащихся надо проявлять осторожность: не захвалить их, не подчеркивать исключительность этих детей, чтобы не воспитывать в них самомнения, зазнайства, гордости, основанной на чувстве превосходства над другими. Одаренный ребенок обычно понимает, что он способней других, но надо, чтобы в связи с этим у него было и повышенное чувство за работу.

Некоторые дети проявляют способности в каком-нибудь одном виде деятельности: в живописи, музыке. Надо помогать дальнейшему росту этих способностей, но не за счет других сторон личности. Надо помнить, что задача школы – всестороннее развитие ребенка, его духовных и физических сил.

Развитию способностей детей содействуют различные формы внеклассной и внешкольной, в частности кружковой работы: математические, творческие, технические, биологически и т.д. кружки, в которые следует привлекать и младших школьников.

Во многих школах созданы уголки живой природы, оборудованы специальные помещения, в которых дети проводят свободное время и занимаются моделированием, столярными и слесарными поделками, работают с наборами «конструкторов» и т.д. важно развивать склонность к ручному труду, которая свойственна, в частности, всем школьникам. На занятиях по труду где дети изготавливают несложные изделия из дерева, картона, проявляя изрядную смекалку, изобретательность, творчество. На этих занятиях у ребят развиваются умение организовывать и планировать свою деятельность, складываются навыки самоконтроля.

Воспитывая способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Иногда школьник, охладевает к прежде любимым занятиям. В этих случаях учитель должен подбодрять ребенка, помочь ему преодолеть трудности.

Стремясь развивать способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к себе, умение критически отнестись к себе . Важно формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Никоим образом нельзя прямо или косвенно внушать ребенку мысль о его исключительности, превосходстве над другими, не следует чрезмерно восторгаться способностями детей, захвалить их, противопоставлять их другим детям. Наоборот, надо внушать способному ребенку, что он вовсе не исключительный человек, что другие дети тоже обладаю способностями и если он превосходит товарищей в одном, то они превосходят его в другом.

Вопрос №20(1)