Обычным февральским днем, вооружившись блокнотом и ручкой, я отправился на интервью в один из детских домов Череповца, чтобы поближе познакомиться хотя бы с одним его воспитанником, узнать о его жизни и увлечениях, бедах и горестях, мечтах и планах на жизнь. По дороге в детский дом я размышлял о том, какая это, наверное, горькая участь жить здесь, оставшись без попечения родителей. Это то же самое, что постоянно находиться в детском лагере. Только родители за тобой, возможно, так никогда и не приедут.

Затерявшийся во дворе, неприметный двухэтажный домик, напоминающий детский сад… На стенах изображения сказочных героев. Однако жизнь здесь, наверное, далеко не сказочная.

Когда я переступил порог этого учреждения, мне стало по-настоящему страшно. Не из-за того, что там темно или жутко, а просто страшно смотреть на обездоленных детей. А ведь у некоторых из них есть родители, только безалаберные, позабывшие о своих детях, об ответственности перед ними.

Миновав охранный пункт, я иду по длинному коридору с крашенными желтой краской стенами, на которых развешаны картины, стенды. Пахнет кухней. Слышится звон посуды и звук льющейся воды. Судя по запаху, сегодня у детдомовцев на завтрак была каша. Там готовят много еды. Ведь детей, к сожалению, тоже много.

«Привет!», - кричит мне незнакомая девочка, поднимающаяся по лестнице на второй этаж. В ответ я тоже здороваюсь и иду следом. В кабинете одна из воспитательниц подводит ко мне светловолосого мальчика примерно моего возраста - лет десяти. Знакомимся. Это Максим. Последние четыре года он живет в детском доме. Мы беседуем.

-Максим, расскажи, немного о себе. Как получилось, что ты попал в детский дом?

Ну, так вышло... У родителей были проблемы. Моя мама Марина работала кондуктором в автобусе. Потом они с отцом поссорились. Мама пила. Стала употреблять наркотики. Отец уехал из города. Мы остались в своей квартире на Металлургов. Есть было нечего. Потом оказались в детском доме.

-Ты не один в семье?

Нет. У меня есть старший брат Андрей и сестра Аня. Андрею уже 12 лет, Ане - 15.

-Они тоже находятся в этом детском доме?

- Как тебе здесь живется?

Мне здесь нравится. Здесь лучше, чем дома. Кормят хорошо, вкусно. Воспитатели добрые…Заботятся о нас.

- Чем ты тут занимаешься?

Как чем? Живу. Хожу в школу. Учусь в четвертом классе.

-Как ты учишься?

Без «троек». На «четыре» и «пять». Мне нравится учиться.

-У тебя есть любимый предмет в школе?

Немецкий. У нас хороший преподаватель Ирина Геннадьевна. Она понятно объясняет материал.

-Мне тоже нравится немецкий своим звучанием. А чем еще занимаешься помимо учебы?

Играю во дворе в футбол. Занимаюсь в компьютерном классе. Учусь готовить в кружке «Хозяюшка».

- Научился?

Могу приготовить несколько блюд. Люблю печь пироги с яблоками.

-Кем планируешь стать в будущем?

Машинистом электровоза. Мне нравится работать с техникой.

У меня тоже была такая мечта! Я даже коллекционировал игрушечные поезда. Теперь мечтаю выучиться на журналиста. Расскажи, как обычно проходит твой день?

Нас в комнате живет пять мальчиков примерно одного возраста. Утром мы обычно идем в школу. После возвращения с учебы обедаем. Кто-то идет на тихий час или делает уроки, кто-то участвует в мероприятиях. Ужинаем, гуляем, играем в футбол, смотрим телевизор.

-Родители навещают?

Да. Нас навещает мама. Она приходит на праздники и другие мероприятия. Сейчас закодировалась, не пьет. Снова работает кондуктором. Недавно приходил отец. Обещал подарить компьютер на день рождения.

- А что тебе не нравится в детдоме? Может, что-то не устраивает?

Не знаю. Мне все нравится. Здесь хорошо.

-Другие воспитанники тебя не обижают?

Нет. У нас нормальные ребята. Потом у меня же здесь старший брат и сестра. Они поддерживают меня.

- Ты бы хотел вернуться в родную семью, домой?

А как же? Конечно!(мальчик заметно оживляется). Я хочу, чтобы родители решили свои проблемы. Чтобы мы все снова жили одной семьей в своей квартире.

Действительно, так важно, чтобы родители, наконец, «решили свои проблемы» и задумались о детях, которые четвертый год живут в детском доме. Как-то странно это, когда мать приходит к тебе на праздники в детский дом. Меня удивило, что мальчик ни разу плохо не отозвался о своих маме или папе. Не прозвучало ни упреков, ни обид, ни обвинений в предательстве. Просто у его родителей есть «проблемы», которые они все никак не могут решить. Видно, что Максим любит своих непутевых родственников, брата, сестру. Мечтает, чтобы все снова были вместе. А так… мальчик, как мальчик. Спокойный, общительный, не озлобленный, несмотря ни на что. И увлечения у него такие, как у большинства современных подростков. Любит играть в футбол, изучает немецкий, хочет компьютер.

Поблагодарив Максима за откровенность, я отправился домой. В душе я радовался, что у меня хорошая семья, родители, бабушка, собака Батлер, книги, ноутбук. Что мои родители не пьют и не употребляют наркотики. Что я живу в уютной квартире, а не в детском доме. Что я могу побыть в одиночестве и никто не будет меня доставать. И потом как бы хорошо ни было в детском доме и какие бы добрые не были воспитатели, самое главное - это семья и родной дом.

Виктор Лобанов, 12 лет

ДЕТДОМ - ЭТО ЖЕ НЕ ТЮРЬМА!

ИЛИ ЧТО ДУМАЮТ ДЕТИ О… ДЕТЯХ?

Мы решили поинтересоваться у подростков, обучающихся в школе журналистики, что они думают о ребятах из детских домов? Как живется этим детям? О чем они переживают? Чему радуются? Ответы получились интересными.

Соня Ползохновская, 12 лет

Прошлым летом я отдыхала в лагере «Зорька» на Азовском море. В нашем отряде было много ребят из детского дома. Сначала я испугалась, вдруг украдут что? Но мои опасения не оправдались. Эти ребята были веселые, заводные, такие же, как мы. Вместе мы отдыхали, участвовали в играх и конкурсах. Общаясь с ними, я чувствовала себя спокойно. Эти ребята умеют ценить даже самые маленькие радости, будь то игра в футбол или фрукты.

Конечно, о детдомовцах думают по-разному. Кто-то рад с ними общаться. Кто-то боится подходить. Но я хочу сказать, что они такие же люди, как и мы, и не виноваты, что судьба обошлась с ними так жестоко.

Я думаю, что многое в поведении этих детей зависит от сотрудников детского дома, от того, как они преподнесут им мир. Если с воспитателями повезло, дети будут послушны и добры, а если нет, то все сложится не так хорошо.

Наверное, эти дети переживают о многом. Особенно о том, почему они остались без родителей и живут в детском доме. Но у них могут быть и повседневные тревоги. Например, учеба в школе. Некоторые думают, что им наплевать на оценки, но это совсем не так!

Моя семья всегда рада помочь таким ребятам. Недавно мы в детский дом мебель, телевизор и много других вещей. Приятно сделать кому-то добро. Одному мальчику Саше, который уже вышел из детского дома, мы помогали, как могли. Отдали ему диван, стиральную машину, холодильник, кухонный стол и еще кое-что по мелочам... Поддерживали его морально. Он уже отслужил в армии, но до сих нас не забывает.

Лиза Дорофеева, 15 лет

Это несчастные дети. Главная их беда в том, что у них нет родителей и они оказались в детском доме. Хорошо, что есть воспитатели, которые о них заботятся, друзья.

Обычно о детдомовцах думают, что они плохо учатся, не умеют себя вести и ничего не добьются в жизни. Что из них вырастут алкоголики или бандиты. Я считаю, что это не совсем правильно. Нельзя относиться к детям предвзято. Детдом - это же не тюрьма! Просто таким ребятам нужно больше уделять внимания. С ними должны работать педагоги, психологи. Они должны воспитывать детей, оказывать им поддержку. Чтобы ребята не чувствовали себя брошенными или ущербными, ощущали радость от жизни.

У меня в детском доме находились двоюродные брат и сестра. В общей сложности они пробыли там около пяти лет. Они попали туда давно, еще до моего рождения. Их отец умер, а мать пила. Но они вышли оттуда. Сумели получить образование, работают. Старший брат Сергей трудится на «Северстали». Сестра Даша - в декрете со вторым ребенком. У каждого свои семьи, дети. Это нормальные люди, и мы с ними нормально общаемся.

Максим Родзаевский, 15 лет

Несколько раз мы с ребятами из школы журналистики проводили совместные литературно-музыкальные вечера с детскими домами. И каждый раз их посещение оставляло после себя тяжелое впечатление, хотя мы видели талантливых детей, о которых заботятся воспитатели. Ребята хорошо пели, читали стихи, играли на музыкальных инструментах.

Но как бы весело не было в детском доме, ничто не сравниться с родным домом и родной семьей. Поэтому таких ребят все равно очень жаль. Им особенно тяжело приходится выживать в нашем суровом мире без поддержки родных. Есть среди них и такие, которые грубят, дерутся, курят. Но это не повод, чтобы не относиться к ним по-человечески.

Конечно, у них есть свои радости и печали. Может быть, когда их навещают знакомые или родственники, когда им дарят подарки на праздники, они радуются.

Самая большая трудность для них - суметь выжить в нашей жизни, не пропасть после детского дома. Вот об этом они, наверное, переживают.

К сожалению, в обществе существует до сих пор мнение, что дети в детских домах лишены внимания и у них мало возможностей для развития. На самом деле, это не так. С ними работают большое количество разных специалистов, их жизнь насыщена событиями. Проблема в том, что их круг общения довольно узок. И мы могли бы им помочь. Своим вниманием и участием в их жизни, как друзья.

Подготовила Ольга Подольская

(1)По дороге в детский дом наш куратор Вероника, сидевшая рядом со мн объясняла новичкам, и мне в том числе, как общаться с детьми. - (2)Поймите, самое позорное для ребят - выглядеть несчастными. (З) Жалость очень обижает их. (4)Они, конечно, бодрятся, хотят быть сильными. (5)Это мы, волонтёры, должны заслужить их внимание, а не они - наше. (6)И нужны они нам гораздо больше, чем мы им. (7)Это мы беззащитны перед ними. (8)Ребята хотят общаться только на равных. (9)Могут нагрубить, отвернуться, уйти. (10)И будут правы. (11) Значит, мы не заслужили их доверия. (12)И никакие подарки не помогут. (13)Все поняли? (14)Мы дружно кивнули. (15)Быковский детский дом. - (16)Сегодня мы приехали к вам, - весело начала Вероника, - чтобы провести день красоты. (17)Среди нас - опытные парикмахеры и фотографы. (18)План такой: сначала мы делаем всем желающим причёски, а потом фотографируем. (19)Так что подумайте - кто какую причёску хочет. (20)Парикмахерскую устроим на первом этаже. (21)Потом, часа через два, вошла девочка Кира, плюхнулась рядом со мной и потребовала: - (22)Дай мне свой телефон! - (23)3ачем? - спросила я, не зная, как реагировать. - (24)Поиграть. (25)Я протянула ей мобильник. - (26)Подаришь? - прищурилась она. - (27)А когда у тебя день рождения? - (28)Пятого июня, а что? - (29)Вот на день рождения я тебе подарю такой же. - (30)А ты не врёшь? - посерьёзнела девочка. - (31)Нет. (32)Обещаю. - (ЗЗ) Хочешь, пойдём смотреть хомяка? - (34)А у вас что, в детском доме есть хомяк? - я осторожно высвободилась из её объятий. - (З5)Никогда так больше не говори, слышишь! - (З6)Как? - (37)В детском доме - вот как. (38)Мы здесь говорим: дома. (39)Это наш дом. - (40)Да, конечно, прости меня… (41)Вечер. (42)Я достаю свой фотоаппарат. (43)Воспитательница сгоняет в кучу ребят - и артистов, и зрителей: - (44)Сейчас, сейчас, давайте, чтобы все вместе! (45)Велит им поправить одежду и приклеить улыбки. (46)Фотографирую. - (47)Молодцы! (48)Давайте ещё разок. (49)Улыбаться всем! (50)Не моргать! - вошла в раж воспитательница. - (51)А вы нам фотки привезёте? - спрашивает Илья. (52)Баян он держит бережно, как грудного ребёнка. - (53)Конечно, привезу. - (54)Вы, правда, привезите, - говорит воспитательница, только что дирижировавшая фотографическими улыбками, - ребята ведь ждать будут. (55)Едем домой. (56)Я даже не понимала, как назвать это - депрессия или что-то иное. (57)Совесть не давала никаких поблажек, она была больше и сильнее, а главное - беспощаднее меня. (58)Я была виновата перед всеми этими брошенными другими матерями детьми. (59)И вина эта не была патетичной и зрелищной, она была тихой и простой, как трава под ногами. (60)Неизбывная и непреодолимая. (По А.Г. Ермаковой)

Показать текст целиком

В приведенном для анализа тексте писатель Анастасия Геннадьевна Ермакова ставит перед нами проблему сострадания и милосердия в современном мире. Какую роль играют эти качества в нашей жизни? Что чувствует сам человек, проявляющий сострадание? Именно этими вопросами задается автор.

Проблема чрезвычайно актуальна и важна: в нынешнем мире материальных ценностей становится все сложнее проявлять добрые качества, однако это возможно. Автор показывает проблему на примере эпизода из жизни детей-сирот, живущих в детском доме. Нельзя не отметить стремление волонтеров, прибывших в детский дом, к проявлению сострадания и милосердия. Очевидно, что дети радуются прибытию волонтеров, хотя и не хотят показывать своей радости, чтобы не "выглядеть несчастными". Такие визиты очень важны для детей, как и для любого несчастного человека важно всякое проявление неравнодушия. Мы также видим, что и сама рассказчица-волонтер, по пути из детского дома, испытывает не знакомые ей чувства. Она чувствует вину и ответственность за всех тех детей, которым принес радость этот визит.

Позиция автора ясна и однозначна. А.Г. Ермакова убежд ена, что сострадание и милосердие важны и необходимы не только для тех, кто нуждается в доброте, но и для тех, кто проявляет эти прекрасные душевные качества. Автор выражает свою позицию не напрямую, а использует повествование, что помогает читателю в полной мере ощутить переживания героев и понять остроту проблемы.

С автором трудно не согласиться. Я полностью разделяю ее позицию . Действительно, проявление неравнодушия может подарить несчастным людям хотя бы немного радости, а душа человека, оставшегося неравнодушным, очищается и креп

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 2 из 3 К2

По дороге в детский дом наш куратор Вероника, сидевшая рядом со мной объясняла новичкам, и мне в том числе, как общаться с детьми.
- Поймите, самое позорное для ребят - выглядеть несчастными.

Сочинение

К сожалению, нередкими остаются случаи, когда судьба не сохраняет благосклонность даже по отношению к детям, с самых ранних лет подвергая их мытарству.

В своем тексте А.Г. Ермакова поднимает проблему сиротства.

Рассказчица знакомит нас с ситуацией из своей жизни, в которой она, будучи волонтером, приехала в детский дом, чтобы оказать помощь сиротам. Автор делает акцент на том, что дети, живущие в этом доме, конечно же, несчастны, однако сами они не любят жалости по отношению к себе, а также не терпят обмана. Автор подводит нас к мысли о том, что доверие этих сирот нельзя подкупить подарками, как и нельзя заставить их насильно довериться человеку – это чувство нужно заслужить, в первую очередь сочувствием, пониманием и добрым отношением. Ведь именно это отсутствовало в их жизни. На добро и искренность готова была пойти главная героиня, она бескорыстно стригла и фотографировала этих детей – однако после этого её все же не покидало неприятное чувство, похожее на депрессию, а из головы не выходила мысль: «Я была виновата перед всеми этими брошенными другими матерями детьми».

Автор считает, что в том, что дети оказываются брошенными, виноваты не только их родители, но и все окружающее общество. Ситуации могут быть разными, и судьба может повернуться в любую сторону –но в любом случае задача каждого из нас – помогать этим детям.

Я согласна с мнением А.Г. Ермаковой и тоже считаю, что сироты нуждаются в добре и любви, и каждый из нас обязан помочь этим детям. Ведь в том, что они стали сиротами, есть вина всего общества, а значит на каждом из нас лежит определенный груз ответственности – безвозмездная и искренняя помощь сиротам.

В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» главный герой не бросил в беде маленького мальчика, по воле судьбы оставшегося в полном одиночестве. В военные времена даже пережившие смерть близких люди не теряли доброту своего сердца: в семьи брались дети-сироты и воспитывались как родные. Так и Андрей Соколов, потерявший всю семью, переживший множество страданий и боли, был способен на добрые и великодушные поступки: он приютил чужого мальчика, Ванюшу, и стал для него добрым и любящим отцом.

В рассказе Л.Н. Толстого «Чем люди живы» также описывается великодушие людей, способных принять в свою семью детей-сирот даже будучи в трудной жизненной ситуации. Пожилая купчиха, зашедшая в дом к сапожнику, знакомит нас с ситуацией из своей жизни. Женщина, увидев, что две маленькие соседские девочки потеряли и мать, и отца, приняла их в свою семью и продолжила их любить даже после смерти собственного маленького сына. Героиня поняла, что её жизненным долгом является оказать этим детям помощь и дать им любовь и ласку, в какой бы ситуации она не находилась.

Таким образом, можно сделать вывод, что общество не должно унижать сирот своей жалостью и подачками. Но на всех нас лежит груз ответственности перед этими ни в чем не повинными детьми, и мы обязаны хоть в самой малой мере, но оказать сиротам помощь хотя бы своей заботой.

К сожалению, иногда случается так, что дети по разным причинам теряют своих родителей и становятся сиротами. Их очень жалко, ведь они обделены той лаской и заботой, которую получает ребенок, живя в семье. Кто же должен заботиться о них? В данном тексте А. Г. Ермакова поднимает проблему милосердия и сострадания.

Рассказчица познакомилась с девочкой Кирой. Общаясь с ней, волонтер

случайно обидела ее, произнеся фразу “в детском доме”. Дети привыкли говорить просто дом. Вечером, после проделанной работы, по дороге домой героиня размышляла над прошедшим днем. Она считала, что “была виновата перед всеми этими брошенными другими матерями детьми”.

Позиция А. Г. Ермаковой заключается в том, что детям-сиротам необходима поддержка, они нуждаются в общении и заботе, но именно мы “должны заслужить их внимание, а не они – наше”.

к тем, кому оно просто необходимо, и тогда каждый ребенок станет чуть-чуть счастливее.

Обсуждаемая проблема настолько важна, что многие писатели поднимали ее в своих произведениях, например, М. А. Шолохов в “Судьбе человека”. Главный герой, Андрей Соколов, повествует о своей трагической судьбе. Во время войны он потерял родных. Однажды он встретил мальчика-сироту, у которого тоже погибла семья, совесть не дала ему возможности поступить иначе, кроме как усыновить малыша. Милосердие и желание делать добро – это то, что двигало Андреем.

Эта проблема волновала и Ф. М. Достоевского в романе “Преступление и наказание”. Она раскрывается на примере образа Сони Мармеладовой. Молодая девушка пожертвовала своим телом и пошла “по желтому билету” ради того, чтобы прокормить неблагополучную бедную семью. Также из сострадания она разделила печальную судьбу Раскольникова и отправилась вместе с ним на каторгу в Сибирь.

Таким образом, милосердие и сострадание – это два прекрасных чувства, которые есть у настоящих людей, неравнодушных к окружающим, а особенно к детям. Сиротам крайне важны забота, взаимопонимание и отзывчивость каждого человека.


Другие работы по этой теме:

  1. Я считаю, что наиболее важной проблемой, затронутой А. Грином в рассказе, является проблема милосердия и сострадания. В современном мире она очень актуальна. Автор текста был...
  2. Есть ли милосердию место на войне? И можно ли на войне проявить милосердие к врагу? Над этими вопросами заставляет задуматься текст В. Н. Лялина. Здесь...
  3. Писатель Альберт Лиханов в тексте поднимает очень важную, на мой взгляд, проблему. Проблему милосердия. Автор с чувством уважения и почитания повествует о бескорыстных поступках вахтерши...
  4. Свойственно ли человеку чувство сострадания? Вот проблема, над которой размышляет Ю. Яковлев. Автор повествует нам о судьбе сельской дворняжки и её щенят. Злая хозяйка решила...
  5. Надо ли воспитывать в школьниках чувство сострадания, жалости к слабым и беззащитным – вот проблема, над которой рассуждает Ю. Трифонов. Автор рассказывает о непростом уроке...

До недавнего времени супруги Невзоровы воспитывали троих детей: кровного сына Вадима и двойняшек Костю и Арину, взятых из реабилитационного центра. Пару лет назад супруги решили, что могут подарить дом еще одному ребенку – восьмилетней Карине. Карину забрали, познакомили с большой и дружной семьей, но… спустя пару месяцев девочка стала проситься обратно в детский дом! «Я люблю маму и папу, - сказала Карина соцработнику, - но они просят меня делать уроки и складывать одежду, а я не хочу». О проблемах современных приемных детей и их решениях рассказывает приемная мама Инесса.

Инесса, скажите, а как проходила адаптация Карины в семье в первые несколько месяцев?

Оформление документов заняло продолжительное время, и первые два месяца Карина не ходила в школу, поэтому я везде брала её с собой. Карина была скромной, стеснительной и очень настороженной, как маленький зверек.

Нашим двойняшкам по десять лет, и мы думали, что Карине с ними будет легче найти общий язык, но она больше подружилась с Артемом, который постарше. Она садилась на кровать позади его рабочего стола и смотрела, как он играет в компьютерные игры (мы разрешаем ему поиграть час в день).

Постепенно она привыкала к членам нашей семьи, но оставалась по-прежнему замкнутой.

Как вы организовали распорядок дня для девочки? У нее были какие-то обязанности по дому?

Утром Карина вставала вместе со всеми. Старшие дети собирались в школу, потом все вместе завтракали. Потом Карина занималась с репетиторами по русскому языку и математике. Затем мы вместе с ней шли забирать ребят из школы. По дороге заходили в парк погулять, иногда к нам присоединялся мой муж. Карина, кстати, с ним очень подружилась: и тогда, и сейчас может его обнять, поцеловать. Возвращались домой, обедали, все садились за уроки. А уже после шести у каждого свое: Арина и Костя ходят в танцевальную студию, Вадиму много задают, он остается доделывать уроки, а мы с Кариной готовили ужин, читали книжки. у нее, как у всех домочадцев – помыть за собой посуду, убрать вещи в шкаф, если они разбросаны. Вадима я еще прошу помочь мне донести продукты из магазина.

Карина говорила вам, что хочет обратно в детский дом?

В открытую – нет. Но за неё говорило её поведение - агрессивная реакция на любые просьбы. Например, муж просил: «Дочка, выключи телевизор в соседней комнате» . Она говорила: «Я что, служанка? Тебе надо – ты и выключи» . Если я просила её убрать игрушки, она меня игнорировала, но после повторной просьбы начинала делать и ворчать себе под нос: «Не хочу ничего убирать, я не прислуга, наймите уборщицу себе» .

Как вы на это реагировали?

Мы объясняли ей, что Вадим занимается уборкой, Костя и Арина моют посуду, мама готовит, папа работает, так почему бы и Карине не сделать что-нибудь?

А потом к нам пришел соцработник. Карина уже знала эту женщину, она бросилась к ней обниматься, а потом попросилась обратно в учреждение, из которого мы её забрали. Я была шокирована. Естественно, потом нас пригласили на беседу. Спрашивали, откуда у девочки такое желание. Отдельно разговаривали и с самой Кариной. Одно радует – она не врала, не придумывала, что мы её бьем или обижаем. Просто объяснила, что с девочками в группе ей нравилось больше, и там не нужно было за собой убирать, помогать готовить еду и мыть за собой посуду.

Ваши двойняшки тоже попали к вам после реабилитационного центра. У них были какие-то проблемы с выполнением обычных домашних дел?

Нет, у двойняшек таких проблем не было. Но они попали к нам, когда им было по 4 года, поэтому вовлечение их в прошло легко.

Карина до сих пор живет с вами. То есть обратно она не вернулась. Какие действия вы предприняли, чтобы переубедить девочку?

Муж нормально отнесся к желанию Карины вернуться в учреждение, в котором она жила раньше. А я была очень обижена и восприняла это как предательство. Я привязалась к Карине, мне казалось, что у нас уже получается ладить… Пришлось обратиться к психологу и работать над избавлением от собственных негативных чувств по этому поводу.

Мы спросили у Карины: «Почему ты хочешь обратно?» Она сказала, что скучает по воспитателям, по подружкам. Муж ответил, что мы можем поехать их навестить. Карина согласилась. Мы приехали. Но в её бывшей группе уже почти не осталось знакомых детей, воспитатели поздоровались и пошли по своим делам. Карине стало некомфортно – она попросилась домой. Домой, понимаете? То есть все-такие мы стали её домом.

Что бы ни говорила восьмилетняя девочка, но дом нужен каждому. Сейчас я понимаю, что Карина нас проверяла. А вдруг она скажет, что хочет уйти – и мы тут же отдадим её обратно и вздохнем с облегчением? Ей хотелось знать, что она действительно нужна. Так поступают многие приемные дети в период адаптации.

А как решилась проблема с домашними обязанностями, которых так упорно избегала Карина?

Она ворчит по-прежнему. Но делает. Какие-то вещи входят в привычку и уже никак не комментируются с её стороны…

А вообще, неумение ухаживать за собой – это огромная проблема современных детей-сирот. В приютах есть нянечки, повара, уборщицы – детям просто ничего не надо делать! Ведь получается, что если ребенок не попадет в приемную семью, он будет совершенно не адаптирован к бытовой жизни – не сможет помыть полы, еду приготовить…

Наша Карина, когда пришла к нам, не умела высмаркиваться! Да, она легко учится, но для того, чтобы учить уже немаленького ребенка элементарным навыкам, нужно большое терпение. Еще и года не прошло, как она живет в нашей семье, а уже многому научилась. Я просто счастлива, что наше государство сейчас уделяет столько внимания детям-сиротам. Специализированные учреждения могут быть только временным решением проблемы. А взрослеть дети должны в семье.

Елена Кононова