Тема: Учебные способности ребёнка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

Задачи:

1. Оценка значимости и действенности поддержки ребенка в его учебной деятельности со стороны родителей.

2. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.

З. Отработка с родителями воспитательных и психологических приемов поддержки учебной деятельности ребенка.

Форма проведения: семинар-практикум.

Этап подготовки.

1. Оформление родительского собрания: на плакате представляется цель, задачи собрания, мудрые мысли:

«Воспитание - это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас.» (Легуве)

«Великая трудность воспитания - это держать детей в повиновении, не портя их xapaктepa».(Левис)

«Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле воспитания, - это чересчур торопиться». (Ж. Руссо)

«Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью».(А. Чехов)

2. Подготовка текстов «Заповедей воспитания» для участников собрания:

Заповеди воспитания

Найдите в ребёнке что-нибудь, достойное похвалы. У ребёнка, уверенного в себе, все получается. Самоуважение - это главное, что вдохновляет ребенка на успех, и чем раньше вы поможете ему обрести это чувство, тем лучше.

Не ругайте, а учите! Если собрать воедино все замечания, которые делают детям, то доля негативных оценок будет очень высока. Часто они унижают ребенка: «Какой ты тупой!», «У тебя что, мозги не работают?» и т.д. И маленький человек может, в конце концов, поверить всем слова сказанным ему взрослым в порыве гнева. Критиковать надо не ребенка, а его поступки и поведение. За каждым «плохо» должно стоять объяснение: ты неправильно начинаешь решение задачи, сначала надо несколько раз прочитать условие и кратко его представит всегда давайте понять ребенку, чего Вы от него хотите, а не толь чего Вы не хотите. В сложной ситуации лучше запоминается то, что слышишь последним. Это последнее должно быть позитивным.

Оцените сильные стороны своих детей. Мы часто хотим сделать из ребенка то, что нравится нам мим, не прислушиваясь к его собственному мнению и самооценке. Важно спросить у ребенка: «Чем тебе нравится заниматься? Ч ты делаешь с удовольствием? Что у тебя хорошо получается?» Его ответы могут открыть нам такие способности ребенка, о которых мы раньше и не подозревали.

Развивайте в ребенке уверенность в себе. Если ребенок чего-то боится, надо мысленно проиграть с ним части действия, которые вызывают страх, создав уверенность в возможности преодолеть отдельные этапы этого действия. Положительное восприятие самого себя повышает самооценку, что, в свою очередь способствует успеху. А хорошо выполненное дело позволяет оцени себя еще выше, что ведет к достижению еще больших успехов.

Научите своего ребенка расслабляться. Умение расслабиться важно для Вашего успеха. Когда Вы не напряжены, то думаете более четко и Ваше тело функционирует с большей отдачей. Начните с дыхания и научите ребенка правильно дышать, а потом найдите что-то, о чем надо подумать, чтобы снять напряжение. Пусть Ваш ребенок думает об этом, пока не успокоится.

Напоминайте ребенку о его успехах. Можно также предложить ребенку представить и нарисовать картинки будущих наград и призов, которые ему предстоит завоевать

Идите к цели постепенно. Можно нарисовать лестницу с пятерками на верхней ступеньке и повесить ее на видном месте А на разных ступеньках напишите: вовремя сдавай задания, читай всё, что положено по программе и т.д.

Никогда не забывайте что воспитание - это длительный процесс, Включающий в себя поддержку, поощрение и упорный труд.

3. Подготовка с группой учащихся, шуточных сюжетов в каждом из которых два «собеседника».

Ах дети, дети! Как они быстро растут, как быстро развивается их сообразительность. Они уже не задают вопросы, а на все вопросы готовы ответить сами:

Какой предмет тебе больше всего понравился в школе?

Наручные часы нашего классного руководителя!

Кем ты будешь, когда вырастешь? .

Знаменитым человеком!

Почему ты так думаешь?

Учительница сказала, что с таким поведением я непременно попаду в историю.

Дети, дети! Наши развитые кино и телевидением дети…

Когда собираешься делать уроки?

После кино.

После кино поздно!

Учиться никогда не поздно!

Дети! Наши все видящие, все замечающие дети!

Почему ты целый день валяешься на диване? .

Готовлюсь стать папой.

Почему ты дома не открываешь учебник?

Но ты же сама говорила, что учебники надо беречь!

Эх, сынок, что же ты на контрольной по математике 120 градусов отмерить не смог?

А я градусник дома забыл!

4. Подготовка тренинговых упражнений для групповой работы родителей:

Ситуация первая: ребенок в отчаянии от того, что не мо решить задачу. При этом на Ваши вопросы о ее содержании отвечает с трудом или не отвечает вовсе. Как в этой ситуации должен действовать родитель, который, возможно, и сам не силен в математике?

Ситуация вторая: накануне ребенок долго и упорно учил историю. Но строгий учитель потребовал не только воспроизведения содержания параграфа, но и задал ряд вопросов по нему. В итоге - лишь «тройка». Ребенок заявляет, что больше предмет он учить не будет, потому что «бесполезно». Что делать?

Ситуация третья : придя с работы, застаете ребенка в слезах. Поговорив с ребенком, понимаете, что он не знает, как писать сочинение: с чего начинать, какова его логика, как выбрать главное. Но самая большая трудность в том, что ребенок абсолютно уверен в том, что у него это никогда не получится. Кроме того, его уже давно ждут друзья, чтобы поиграть во дворе в футбол, ведь он ключевая фигура - вратарь. Как помочь ребенку, не сломав его?

5. «Параллельное анкетирование» учащихся и их родителей.

Анкета для учащихся.

1. Поддерживают тебя родители в учебе?

2. Говорят ли с тобой родители «по душам», советуются ли по проблемам?

З. Назови твои самый любимый и самый сложный для освоения предметы.

4. Часто ли ты обсуждаешь с родителями свою учебу (трудности, успехи, взаимоотношения с учителями)?

5. Какой предмет был самым любимым

а) у твоей мамы, б) у твоего папы?

6. Назови, что в течение последней недели читали твои

а) мама, б) папа?

7. Что в течение последней недели прочел (или читал) ты?

8. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?

9. Наказывают ли тебя родители за промахи в учебе?

10. Любишь ли ты учиться? Если нет, то почему?

Анкета для родителей

1. Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности?

2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам?

3. Назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребенка учебные предметы.

4. Часто ли вы обсуждаете с ребенком их учебу (трудности, успехи, взаимоотношения с педагогами)?

5. Назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и у вашего мужа (жены)?

6. Назовите, что в течение последней недели читали (или прочли) вы и ваш муж (жена)?

7. Назовите, что в течение последней недели прочел (или читал) ваш ребенок?

8. Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?

9. Наказываете ли вы своего ребёнка за промахи в учебе?

10. Любит ли ваш ребенок учиться?

Этап проведения.

Классный руководитель: Учеба наших детей - это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Вспомним, с какой радостью пришли ваши тогда еще малыши в школу. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях! Но, увы, далеко не все из них сбылись, и для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а ее формальный признак - оценка - увы, часто не радует. Как-то мне попалась очень интересная статья известного ученого, профессора Махмутова, посвященная проблеме интеллектуального развития школьников. В числе интересных фактов, приводимых в ней, меня поразило то, что, оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности.

Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.

Возможные причины участники групповой работы могут представить, например, следующим образом:

Недостаточная усидчивость, неустойчивое внимание.

Недостаточные словарный запас, начитанность и умение выражать мысль.

Несформированность настойчивости, целеустремленности, терпения, аккуратности, организованности.

Неумение сравнивать, находить аналогии.

Отсутствие в учении опоры на желания и мотивы школьника. Однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров.

Низкая самооценка школьника.

Советы родителям, разделяющим учебные проблемы детей.

1. Постарайтесь не особенно ругать ребенка, стыдить и наказывать его: плохая оценка уже и так воспринята им как наказание.

2. Выясните, за что именно поставлена не удовлетворяющая вас и ребенка оценка («двойка», «тройка», а для кого и «четверка»), чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребенок порой не в силах самостоятельно понять, что в его работе не понравилось учителю - почерк, ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть, что-то еще. Учитель иногда это не объясняет.

3. Проанализируйте ошибки, не унижая ребенка. Это значит, нельзя допускать осуждения ребенка как личности («Ну ты и лопух! Здесь же надо «о», а у тебя «а!» или «Ничего ты не умеешь, вечно у тебя грязь в тетради!»). На ошибки следует указывать сдержанно: «Конечно, оформил ты задачу плохо, но зато решил ее верно, а это главное».

4. Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. При этом, если вы уверены, что ребенок старался, стремился к тому, чтобы научиться, но принес вместо «двойки» всего лишь «тройку», умейте обрадоваться и ей, ободрите ребенка.

5. Хвалите ребенка за каждый успех в работе. Не упускайте того, что вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий, даже если в целом задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач и сразу намечайте, как можно их исправить или избежать.

6. Ставьте перед ребенком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет. Не настаивайте, чтобы он выполнил непосильное для него число дополнительных примеров, задач, уравнений без ошибок и исправлений.

Классный руководитель (подходит к «дереву проблем»): А теперь попытаемся освоить несложные приемы развития мыслительных способностей детей, которыми можно воспользоваться дома и, тем самым, повысить качество помощи ребенку в учебной деятельности. Сейчас каждая творческая группа получит текст упражнения и текст задания к нему. Участники группы должны выполнить это задание за 7 минут и по звуковому сигналу (гонг, колокольчик) представить его экспертам (роль экспертов могут выполнять классный руководитель и один из родителей).

Опыт показывает, что подобные упражнения интересны родителям, а их выполнение в условиях родительского собрания моделирует возможные затруднения детей и действия родителей по их преодолению.

Приемы развития мыслительных способностей детей

Упражнение 1. «Перечень заглавий к рассказу». Учит легко выражать мысли одной фразой.

Берется небольшой рассказ или сообщение. К нему надо подобрать как можно большее число заголовков, отражающих его содержание. 3аглавия могу быть строгими, логичными или формальными, то есть, по существу верными, но не схватывающими главное, или образными, яркими, эмоциональными. Приветствуются ответы любого типа.

Упражнение 2. «Сокращение рассказа». Задание предназначено для тренировки организованности, четкости, умения отвлекаться от мелочей.

Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ, аналогичный описанному выше. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно - два - три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные моменты и детали следует отбросить.

Упражнение З. «Выражение мысли другими словами». Формирует умение оперировать словами, точно выражать мысли.

Берется несложная фраза, например, «нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания.

Упражнение 4. «Исключение лишнею слова». Учит классифицировать по свойствам.

Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно искать нестандартные, но в то же время меткие решения.

Упражнение 5. «Способы применения предмета». Развивает способность концентрироваться на предмете, умение открывать в нем неожиданные возможности.

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо перечислить как можно больше различных способов применения: книгу можно использовать как под ставку для кинопроектора, ею же прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета. Чем больше вариантов названо, тем лучше. Игру можно продолжать несколько дней.

Классный руководитель: Мы завершаем работу в группах, благодарим участников и просим каждого сформулировать свой, проверенный жизнью либо найденный сегодня секрет поддержки учебной деятельности ребенка. Рефлексию построим следующим образом: я передаю любому из вас «микрофон» (это может быть любой предмет, символически представляющий микрофон), и этот участник говорит заготовленное на доске начало фразы, имеющее отношение к предмету сегодняшнего разговора «Я решил (а) для себя, что никогда не буду…», а завершает ее в соответствии с собственным пониманием проблемы. Затем микрофон передается следующему участнику, и он завершает фразу «Для меня (или в нашей семье) главное в поддержке учебы ребенка - это...» И так поочередно. Мы признаем за вами и желание промолчать, если это что-то сокровенное или болезненное для вас. Заранее спасибо за участие, мы начинаем. Происходит обмен мнениями и крупицами родительского опыта.

Подведение итогов собрания.

Классный руководитель: Итак, мы сегодня убедились, что причин «неуспешной» учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины, найти способ избавиться от них можете только вы, разумеется, при поддержке педагогов. И нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Вы лучше знаете своего ребенка, больше всех его любите, вам легко «почувствовать» его, посмотреть на мир его глазами.

У вас, самых близких для него людей, это обязательно получится. В любом случае помните, что нет в жизни маленького ребенка никаких психологических, поведенческих отклонений, не связанных в той или иной мере с особенностями семьи, окружающий его взрослых, их чувств, действий. Может быть, стоит присмотреться к себе и измениться. Мы подготовили для вас «Заповеди воспитания» и с удовольствием предлагаем их вам, завершая наш сегодняшний разговор (раздает текст «Заповедей»).

Тема: Учебные способности ребёнка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.

1. Оформление родительского собрания: мудрые мысли:

«Воспитание - это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас.» (Легуве)

«Великая трудность воспитания - это держать детей в повиновении, не портя их xapaктepa».(Левис)

«Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле воспитания, - это чересчур торопиться». (Ж. Руссо)

«Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью».(А. Чехов)

Классный руководитель: Учеба наших детей - это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Вспомним, с какой радостью пришли ваши тогда еще малыши в школу. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях! Но, увы, далеко не все из них сбылись, и для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а ее формальный признак - оценка - увы, часто не радует. Как-то мне попалась очень интересная статья известного ученого, профессора Махмутова, посвященная проблеме интеллектуального развития школьников. В числе интересных фактов, приводимых в ней, меня поразило то, что, оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности.

Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.

Заповеди воспитания

Найдите в ребёнке что-нибудь, достойное похвалы. У ребёнка, уверенного в себе, все получается. Самоуважение - это главное, что вдохновляет ребенка на успех, и чем раньше вы поможете ему обрести это чувство, тем лучше.

Не ругайте, а учите! Если собрать воедино все замечания, которые делают детям, то доля негативных оценок будет очень высока. Часто они унижают ребенка: «Какой ты тупой!», «У тебя что, мозги не работают?» и т.д. И маленький человек может, в конце концов, поверить всем словам, сказанным ему взрослым в порыве гнева. Критиковать надо не ребенка, а его поступки и поведение. За каждым «плохо» должно стоять объяснение: ты неправильно начинаешь решение задачи, сначала надо несколько раз прочитать условие и кратко его представить, всегда давайте понять ребенку, чего Вы от него хотите, а не только чего Вы не хотите. В сложной ситуации лучше запоминается то, что слышишь последним. Это последнее должно быть позитивным.

Оцените сильные стороны своих детей. Мы часто хотим сделать из ребенка то, что нравится нам самим, не прислушиваясь к его собственному мнению и самооценке. Важно спросить у ребенка: «Чем тебе нравится заниматься? Что ты делаешь с удовольствием? Что у тебя хорошо получается?» Его ответы могут открыть нам такие способности ребенка, о которых мы раньше и не подозревали.

Развивайте в ребенке уверенность в себе. Если ребенок чего-то боится, надо мысленно проиграть с ним части действия, которые вызывают страх, создав уверенность в возможности преодолеть отдельные этапы этого действия. Положительное восприятие самого себя повышает самооценку, что, в свою очередь способствует успеху. А хорошо выполненное дело позволяет оценить себя еще выше, что ведет к достижению еще больших успехов.

Научите своего ребенка расслабляться. Умение расслабиться важно для Вашего успеха. Когда Вы не напряжены, то думаете более четко и Ваше тело функционирует с большей отдачей. Начните с дыхания и научите ребенка правильно дышать, а потом найдите что-то, о чем надо подумать, чтобы снять напряжение. Пусть Ваш ребенок думает об этом, пока не успокоится.

Напоминайте ребенку о его успехах. Можно также предложить ребенку представить и нарисовать картинки будущих наград и призов, которые ему предстоит завоевать

Идите к цели постепенно. Можно нарисовать лестницу с пятерками на верхней ступеньке и повесить ее на видном месте А на разных ступеньках напишите: вовремя сдавай задания, читай всё, что положено по программе и т.д.

Никогда не забывайте что воспитание - это длительный процесс, Включающий в себя поддержку, поощрение и упорный труд.

Возможные причины торможения развития ребенка.

Недостаточная усидчивость, неустойчивое внимание.

Недостаточные словарный запас, начитанность и умение выражать мысль.

Несформированность настойчивости, целеустремленности, терпения, аккуратности, организованности.

Неумение сравнивать, находить аналогии.

Отсутствие в учении опоры на желания и мотивы школьника. Однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров.

Низкая самооценка школьника.

Советы родителям, разделяющим учебные проблемы детей.

1. Постарайтесь не особенно ругать ребенка, стыдить и наказывать его: плохая оценка уже и так воспринята им как наказание.

2. Выясните, за что именно поставлена не удовлетворяющая вас и ребенка оценка («двойка», «тройка», а для кого и «четверка»), чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребенок порой не в силах самостоятельно понять, что в его работе не понравилось учителю - почерк, ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть, что-то еще. Учитель иногда это не объясняет.

3. Проанализируйте ошибки, не унижая ребенка. Это значит, нельзя допускать осуждения ребенка как личности («Ну ты и лопух! Здесь же надо «о», а у тебя «а!» или «Ничего ты не умеешь, вечно у тебя грязь в тетради!»). На ошибки следует указывать сдержанно: «Конечно, оформил ты задачу плохо, но зато решил ее верно, а это главное».

4. Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. При этом, если вы уверены, что ребенок старался, стремился к тому, чтобы научиться, но принес вместо «двойки» всего лишь «тройку», умейте обрадоваться и ей, ободрите ребенка.

5. Хвалите ребенка за каждый успех в работе. Не упускайте того, что вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий, даже если в целом задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач и сразу намечайте, как можно их исправить или избежать.

6. Ставьте перед ребенком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет. Не настаивайте, чтобы он выполнил непосильное для него число дополнительных примеров, задач, уравнений без ошибок и исправлений.

Приемы развития мыслительных способностей детей

Упражнение 1. «Перечень заглавий к рассказу». Учит легко выражать мысли одной фразой.

Берется небольшой рассказ или сообщение. К нему надо подобрать как можно большее число заголовков, отражающих его содержание. 3аглавия могу быть строгими, логичными или формальными, то есть, по существу верными, но не схватывающими главное, или образными, яркими, эмоциональными. Приветствуются ответы любого типа.

Упражнение 2. «Сокращение рассказа». Задание предназначено для тренировки организованности, четкости, умения отвлекаться от мелочей.

Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ, аналогичный описанному выше. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно - два - три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные моменты и детали следует отбросить.

Упражнение З. «Выражение мысли другими словами». Формирует умение оперировать словами, точно выражать мысли.

Берется несложная фраза, например, «нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания.

Упражнение 4. «Исключение лишнего слова». Учит классифицировать по свойствам.

Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно искать нестандартные, но в то же время меткие решения.

Упражнение 5. «Способы применения предмета». Развивает способность концентрироваться на предмете, умение открывать в нем неожиданные возможности.

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо перечислить как можно больше различных способов применения: книгу можно использовать как под ставку для кинопроектора, ею же прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета. Чем больше вариантов названо, тем лучше. Игру можно продолжать несколько дней.

Подведение итогов собрания.

Классный руководитель: Итак, мы сегодня убедились, что причин «неуспешной» учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины, найти способ избавиться от них можете только вы, разумеется, при поддержке педагогов. И нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Вы лучше знаете своего ребенка, больше всех его любите, вам легко «почувствовать» его, посмотреть на мир его глазами.

Тем более нам есть чем похвалиться:

1.Итоги четверти (нет троечников, прибавились отличники)

2. Конкурс «Олимпис»

3.Конкурс «Наше наследие»

4. Конкурс чтецов (два 2 места)

5. Конкурс рисунков (Каленюк А., Шишкина С.)

6. Рождественская звезда

Впереди нас ждет школьный тур олимпиад по русскому языку и математике (сначала я дам всем на уроке, выявленные 4 победителя пойдут на конкурс среди 2 классов)

7.Организация питания в школе (собрать подписи родителей)

8. Орфографический режим (приняли решение на ШМО)

9.Уход домой учащихся.

10.Работа над ошибками, чистописание.

11. Снилс ребенка в личное дело

Слайд 1: Способности ребёнка - как их распознать и развить?

Родительское собрание
2 а класс

Классный руководитель: Билявская Наталья Витальевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»

«Способность - природная одаренность, талантливость»

«Способный - обладающий способностями к чему-нибудь, одаренный. Могущий что-нибудь сделать; обладающий каким - нибудь свойством. Способен трудиться»

“Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова
Слайд 3: Способность трактуется как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания умения и навыки, так и готовность к обучению новым способом и приемам деятельности.
Включают в себя как отдельные знания умения и навыки, так и готовность к обучению новым способом и приемам деятельности. (“ Педагогический энциклопедический словарь”)

Психолог Крутецкий В.А. считает, что способность формируется, а следовательно, и обнаруживается только в процессе соответствующей деятельности.

Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Нельзя говорить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке. Только в процессе этого обучения (причем правильного обучения) выяснится, каковы его способности, быстро и легко или медленно и с трудом будут формироваться у него чувство ритма, музыкальная память.

Слайд 5: Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течении его жизни, под влиянием обучения и воспитания.

Слайд 6: Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны - способности зависят от знаний, умений, навыков с другой - в процессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются способности. Знания, умения и навыки также зависят от способностей - способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями, умениями и навыками.

Слайд 7: В психолого-педагогической литературе различаются специальные и общие способности.

Общие - включают в себя (успехи человека в самых различных видах деятельности) умственные, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь.

Слайд 8: Специальные способности - это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой - нибудь одной определенной деятельности - музыкальной, художественно- изобразительной, математической, литературной, конструктивно- технической и т.д. Эти способности также представляют собой единство отдельных частных способностей.

Слайд 9: Специальные - определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для которых нужны задатки и их развитие
/ музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные /.

Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот.

А нередко они взаимно дополняют и обогащают друг друга.

Слайд 11: Учебные и творческие способности

Отличаются друг от друга. Учебные определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знания, умений, навыков, формирование качеств личности.
Творческие- создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество, в различных областях человеческой деятельности.

Слайд 12: Способности к общению

К ним относится речь как средство общения (ее коммуникативные функции) Межличностное восприятие и оценивание людей, входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние.

Отсутствие у человека таких способностей явилось бы непреодолимой преградой на пути превращения его из биологического существа в социальное.

Слайд 13: Общие умственные способности

К ним относят например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико - синтетической деятельности, сосредоточенное внимание

Слайд 14: Высокий уровень развития способностей называется ТАЛАНТОМ.

Талант - это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающих возможность особенно успешно, творчески выполнять определенную деятельность, с одной стороны, склонности к этой деятельности, своеобразной потребности в ней - с другой, большого трудолюбия и настойчивости - с третьей.
Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства. Поэтому талантливый может быть и лечащий врач, и учитель, и летчик, и квалифицированный рабочий.

Слайд 15: Есть великая формула К.Э.Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума:

“ Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще неизвестные”.
Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.
Наша обязанность - помочь ребенку встать на этот путь.

Способности не могут быть ни врожденными, ни генетическими образованиями - они продукт развития. Врожденными факторами, лежащими в основе способностей, являются задатки.

Задатки определяются как анатомо-физиологические особенности мозга, нервной и мышечной систем, анализаторов или органов чувств

Слайд 17: От задатков к способностям - в этом и состоит путь развития личности.

Это происходит лишь тогда, когда условия и обстоятельства жизни ребёнка благо -приятствуют проявлению природных наклонностей. Задача родителей - создать эти условия. Даже если вы выделите в квартире уголок для занятий живописью или не жалеете денег на покупку конструкторов, вы содействуете развитию сына или дочки. А если ребёнок ходит в музыкальную, художественную, спортивную школы, в кружки ЦДТ, РДК, шансы на будущий успех будут гораздо выше.

Слайд 18: Если ваш ребенок не выказывает какой-то особой одаренности, это вовсе не повод называть его ни к чему не способным. Чаще всего взрослые обращают внимание на склонности и способности ребенка к математике или к овладению иностранным языком, к литературному и изобразительному творчеству.

Слайд 19: Гораздо реже отмечают склонность ребенка к экспериментированию, его организаторские и лидерские способности... Зачастую творчество детей в этих областях совсем не поощряется родителями.

Слайд 20: У большинства школьников индивидуальные предпочтения в учебных предметах или внешкольных занятиях проявляются к моменту окончания начальной школы. Если этого не произошло, стоит обратиться за консультацией к специалисту. Или попробовать самим определить способности и склонности ребенка с помощью специальной анкеты.

Слайд 21: Вы обязательно обнаружите у него более сильные стороны, которые нужно поддерживать и развивать. Так можно повысить его уверенность в себе, скорректировать самооценку, преодолеть кажущееся безразличие к учебным предметам, организовать его досуг.

Слайд 22 - 39: Фотографии учеников 2 "а" класса, показывающие их увлечения, способности.

Развитие способностей у детей совершается в основном в процессе воспитания и специальным образом организованного обучения. Во взрослом возрасте развитие способностей происходит во многом благодаря самовоспитанию и самообучению. В детском же возрасте исключительно велика роль окружения.

Исходной предпосылкой для развития способностей ребенка служат его врожденные задатки. Однако сам процесс развития способностей происходит посредством овладения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. То есть развитие способностей реализуется через освоение опыта предыдущих поколений. Однако не всякий опыт одинаково полезен. И одна из важнейших функций обучения - передать подрастающему поколению наиболее существенный, важный опыт. В том числе важный для развития способностей.

Способности, с одной стороны, нельзя отождествлять с задатками. Задатки - лишь один из факторов, определяющий способности. С другой стороны, способности нельзя отождествлять с . Знания, умения и навыки - это во многом уже результат способностей. Способности можно рассматривать как длительную и устойчивую функциональную готовность человека к качественному и эффективному выполнению некоторого вида действий.

Поскольку способности это готовность к определенным действиям, поэтому самым разумным в развитии способностей является предоставление ребенку постоянного доступа к данной деятельности, побуждение его к этой деятельности. Деятельность при этом должна быть наиболее близкой, релевантной тем способностям, которые развиваются.

Пример. Предположим, родители решили развивать у ребенка музыкальные способности. Они могут вместе с ребенком часами заниматься прослушиванием музыкальных композиций, обсуждать достоинства и недостатки музыкального исполнения, рассказывать истории из жизни композиторов (как это делается в школе на уроках музыки). Это будет в небольшой степени способствовать развитию музыкальных способностей. Однако, чтобы в ребенке проснулся талант исполнителя, для этого надо научить его играть на музыкальном инструменте. И сделать это как можно раньше. Если вдруг в каком-то ребенке станет заметен талант композитора, надо тоже как можно раньше помочь ему в сочинительстве, в реализации замысла. А не ждать, когда ребенок вырастет и сможет поступить в консерваторию на композиторский факультет.

Первая важная закономерность в развитии способностей заключается в том, что всякая способность стремится обобщиться, расшириться, распространиться на "соседние" виды деятельности. Так, например, ученик, проявляющий очень хорошие способности в математике, довольно внезапно может начать проявлять способности к физике (равно как и наоборот). Способный художник часто становится успешным дизайнером, но способным инженером - значительно реже. Поэтому совсем не стоит "лепить" из ребенка очень узкого специалиста. Значительно важнее поощрять все интересы ребенка.

Вторая закономерность в развитии способностей ребенка заключается в том, что этот процесс происходит не плавно, а скорее рывками. Способности - это функциональная готовность не только психики, но и всего организма в целом. Для того, чтобы хоть немного подняться в качестве и эффективности исполнения, может потребоваться значительная перестройка. Когда эта перестройка происходит - происходит рывок, переход на следующий уровень. Иногда внутренняя перестройка сопровождается временным ухудшением способностей, провалам. Поэтому в развитии способностей важно и проявлять терпеливость, и стремиться действовать на пределе, потому что только так можно пробить очередной потолок в развитии.

Существует представление о том, что "талантливый человек талантлив во всем". Это верно в том смысле, что обычно одни способности помогают развиваться другим способностям. Как уже отмечалось, способности стремятся распространиться на соседей. Также одни способности являются фундаментом для других (как бы задатками). Каждая способность, проявляясь, вместе с тем развивается, переходит на высшую ступень. Переход ее на высшую ступень открывает возможности для новых, более высоких ее проявлений.

Очень важно понимать, что роль задатков в развитии различных способностей различна. Она весьма значительна и специфична, например, в развитии музыкальных способностей, где огромное значение играют особенности слухового анализатора. Тот же слуховой анализатор важен в деятельности переводчиков, историков, литературоведов и даже психотерапевтов. Хорошо развитый слуховой анализатор помогает не только лучше сохранять в памяти вербальную информацию, но и думать, общаться - задействовать логику. Однако для указанных профессий это не столь важно, как для музыканта.

Не только (или даже не столько) сам ребенок решает, какой ему деятельностью заняться, какие способности развивать. Чаще всего нелегкий стратегический выбор приходится делать родителям и/или учителям. Если ребенок не проявляет заметных задатков, например, в области музыки (слуховой анализатор) или живописи (зрительный анализатор), то это серьезный повод задуматься о том, стоит ли продолжать обучение в музыкальной или художественной школах. Вообще в таких случаях не будет лишним проконсультироваться с педагогом-психологом.

Общим фактором для развития любой способности является настойчивость ребенка, его волевые способности. Настойчивость, упорство ребенка проявляется в том числе в так называемой готовности к обучению. Эта готовность формируется, конечно, на основе той подготовки, которую дает дошкольное воспитание, как в семье, так и детском саду. Желательно с самого раннего возраста приучать (в том числе своим примером) ребенка к дисциплине, вырабатывать у него привычку все доводить до конца. Когда ребенок проявляет настойчивость, надо на это обращать внимание, хвалить и даже проявлять гордость за своего ребенка.

ПУТИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Семья играет важную роль в формировании умственных способностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы и и личности в целом. Существуют две большие трудности, связанные со школой, которые не дают покоя учителям и родителям. Первая из них- это ученик, посещающий школу, но, по сути дела, не умеющий учиться. Второй- школьник, активно не желающий учиться. Как правило, основы тех качеств, которые должны формироваться в тот или иной период жизни ребенка, закладываются раньше, на предшествующем возрастном этапе. Не заложите этих основ- и вам придется столкнуться с немалыми трудностями. Формирование новых психологических образований, если оно не подготовлено в ходе предшествующего развития, идет крайне тяжело. Возможны и дефекты. В психологии существует такое понятие- сензитивный период. Дело в том, что далеко не безразлично, в каком возрасте у человека формируется та или иная функция. Если это происходит своевременно, то процесс формирования идет быстро, легко и продуктивно. Период, особо благоприятный для формирования той или иной функции, качества, свойства и носит название сензитивного . Если сензитивный период упущен, то соответствующее новообразование формируется с огромным трудом и довольно часто складывается с каким- то дефектом. («Маугли» пример, случаи воспитания детей дикими животными бывали в действительности. И, проведя несколько первых лет жизни среди зверей, дети затем вновь попадали в человеческое общество (Амбала и Камал из Индии.) Но, увы, нормальными людьми никто из детей так и не смог стать. Слишком многие функции приходилось у них формировать у них после того, как сензитивный период был везвозвратно упущен. Знания сензитивных периодов позволяет нам говорить какую психическую особенность или функцию следует развивать на данном периоде. Так, например, на этом основана рекомендация учить иностранные языки в детском возрасте. Взрослому человеку сделать это значительно труднее. «Готовь сани летом, а телегу зимой»-гласит народная мудрость. Эти слова вполне приемлимы и к задаче воспитания у детей качеств, необходимых для успешного обучения в школе. Я сейчас выделю только те моменты, которые наиболее часто приводят детей к дефектам в учебной деятельности(т.е. несформированности умения учиться), либо к негативному отношению к этой деятельности.(т.е. нежеланию учиться) Во- первых, это общее развитие. Общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь в первую очередь идет о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. Здесь и общий запас знаний и представлений об окружающей действительности., умение действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме. (например выражение в 2-3 действия не могут выполнять). Во- вторых , это воспитание умения произвольно управлять собой . Трудность сосредоточения на том, что не вызывает у него непосредственного интереса. Делать то, что совсем не хочется. В-третьих , пожалуй, является наиболее сложным делом: выработка мотивов, побуждающих к учению . Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний, несмотря на то, что учеба содержит отнюдь не только привлекательные моменты и что трудности в учебе- большие или маленькие- неизбежно встречаются у каждого. Важность общего развития ребенка обычно хорошо осознается современными родителями. Они проявляют значительное внимание к тому. Как развивается их сынишка или дочка. Они ревниво сравнивают успехи своего ребенка с успехами его одногодками. Правильно поступают те взрослые- которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребенком. Они рассказывают ребенку много интересного, читают книги, вместе рисуют, разъясняют явления природы. Дома можно проговаривать то, что видели на прогулке- это легко делается под предлогом рассказа другим членам семьи, но взрослые при этом должны проявить заинтересованность. В вашем возрасте это совместное выполнение домашних заданий, поиск интересного материала в энциклопедиях, в интернете, из личного опыта. Все это способствует расширению кругозора ребенка, развитию пытливости и любознательности. На данном возрастном периоде дети очень привязаны к своим родителям. Дети очень тянутся к общению со взрослыми и охотно идут на это. И это нужно всячески использовать в интересах общего развития. Н-р, дети не хотят читать. Что же делать в этом случае? Совет для всех один: начинайте читать вслух вместе с ребенком. скажем, страницу- он, страницу- вы. Постепенно увеличивайте норму чтения. Этот простой прием очень эффективный и срабатывает почти всегда. Конечно книжка должна соответствовать возрасту ребенка. Сама по себе интересная книжка не стимулирует ребенка к чтению. Но ради общения со взрослым, которое возникает в процессе совместного чтения, ребенок готов преодолевать трудности чтения, которых в другом случае он старается всячески избегнуть. Для развития внутреннего плана действия т.е. умение действовать в уме, полезны разные настольные игры: шашки, лото- для произвольного внимания, бильярд-для моторики. Еще раз хочу сказать, что постоянное общение с родителями совершенно необходимо для общего развития. Когда же происходит отставание в общем развитии, то учиться этим детям трудно с самого начала. Из дести предложенных им слов они в состоянии запомнить только три-четыре. И то при неоднократном повторении. Они не справляются с решением простейших задач, потому что не могут запомнить условие. Одновременно помнить и думать такие дети не в состоянии, им это не под силу. Учение превращается в самую настоящую муку и для них самих, и для учителей. Задержка общего развития у ребенка- настоящая беда и для него самого, и для всей семьи в целом. Не надо беззаботно относиться к первым проявлениям отставания в развитии, как это иногда бывает, - ничего, мол, пусть немного подрастет, все само собой потихоньку образуется. Если же сензитивный период упущен и родители сразу не обратили внимание на ребенка должного внимания, то из-за задержки какой-то одной функции или способности будет тормозиться вторая, обе они застопорят развитие третьей, и далее этот процесс пойдет со все усиливающим нарастанием. Если конкретно рассматривать, какие причины чаще всего приводят к отставанию в общем развитии, то будет служить указанием, чего должна остерегаться семья, если она хочет предупредить задержку общего развития. Если проследить историю развития таких детей, то обнаруживается, что причиной чаще бывает какое-то заболевание, перенесенное в раннем детстве. (родовые травмы, гипоксии, нарушения кровообращения, которые бывают различными по степени тяжести) в нормальной семье, где старшие занимаются ребенком так, как я уже говорила выше, такое заболевание проходит бесследно для развития. Но если в семье имеются осложняющие моменты, то включается целая цепочка неблагоприятных причин. Что же это за осложняющие моменты? На первое место должен быть поставлен дефицит общения . Когда взрослые создают дефицит общения, уклоняясь от контактов с ребенком, кроме «деловых» (накормить, формально спросить. Ит. д., что купить) объясняют усталостью после работы, массы всяких домашних дел. Я не собираюсь оспаривать обычно перечисляемые причины- сами по себе они вполне реальны: все мы устаем после трудового дня, после уборки, стирки и других дел. Важно понять, что общение с ребенком, нельзя откладывать до того момента, когда все дела будут сделаны. Так для него может изо дня в день вообще не оставаться времени. Если у вас ребенок, то общение с ним должно быть поставлено на одно из самых первых мест ваших семейных обязанностей. Вторым неблагоприятным для детей моментом, тяжело отражающимися на их развитии, являются конфликтные отношения в семье . В большинстве случаев оно выступает как подавляющий фактор. Следующим моментом, тяжело сказывающимся на общем развитии является неполноценность общения , качественной стороне общения. Если в доме нет книг, никто их не читает, если семья не выписывает ни газет, ни журналов. Выходные проводятся около телевизора, взрослые не обмениваются впечатлениями о прочитанном, если их интересы ограничены добыванием вещей и перемыванием костей соседям- значит в семье низок общий интеллектуальный уровень. И уже в силу этого трудно ожидать интелеллектуального полноценного общения с ребенком. Следствие- бедный словарный запас, не умение употреблять слова в переносном значении, страдает эмоциональная окраска слова. С интеллектуальной неполноценностью общения тесно соседствует эмоциональная неполноценность. В такой семье дети не привыкли ничему удивляться, ничему поражаться. Они не в состоянии почувствовать юмор в словах другого человека, они не понимают комических положений. Таковы основные неблагоприятные факторы, приводящие к отставанию в развитии: дефицит общения, конфликтные отношения в семье, алкоголизм родителей, неполноценность общения. Насколько эффективными могут быть родительские усилия, если отставание уже наметилось? Отставание в развитии преодолимы. От родителей требуется проявить любовь и терпение в отношении своего ребенка. Трудно другое- перестроить стереотип жизни в семье, чтобы выкроить время: где-то сократить время, проводимое у телевизора, разговоры по телефону. Но это необходимо сделать. (значительных результатов добиваются родители которые постоянно занимаются своими детьми: проводят регулярное лечение, делают массаж, дети посещают разные кружки, следят учебой, возят отдыхать, находятся в постоянном контакте с учителем. В жизни их детей нет «пустот», дети постоянно чем-то заняты. Если у ребенка есть пустота, то она обязательно чем-то заполниться.) Перейдем ко второй теме - произвольно управлять своим поведением. К сожалению, во многих семьях ребенку разрешается делать все, что ему хочется. Он не приучен ни к каким запретам. Для него не существует «нет» и «нельзя». Учеба с самого начала окажется для него мучительным преодолением себя, а он этого делать не умеет. Вероятно, что он сразу же возненавидит учебу, расценивая ее только как способ доставить ему мучения. И будет всячески уклоняться от нее, как мы взрослые, стараемся избегать всего того, что причиняет нам травму. Будет стремиться пропустить школу при всяком удобном случае, начнет врать учителям и домашним или встанет в позу этакого героя, бравирующего своими двойками. Поэтому необходимым элементом учебы должна стать выработка управления своим поведением: ребенок должен быть приучен делать то, что требуется, а не то, что ему захотелось. Без такого навыка все дальнейшие усилия пойдут прахом. Что можно и чего нельзя, ребенок усваивает довольно быстро, если взрослые всякий раз незамедлительно и однозначно реагируют на его поступки. И тут не надо бояться прибегнуть к наказанию. В нормальной семье в распоряжении родителей всегда есть целый набор самых разных наказаний. В общем они сводятся к каким-то ограничениям или лишению ребенка чего-то привычного или ожидаемого им. Можно не разрешать смотреть передачу по телевизору, играть на комьютере, отказаться от беседы перед сном. Но все подобные варианты наказания можно использовать, только если в семье действительно сложились нормальные отношения. Дети обычно оказываются очень чувствительны даже к интонациям взрослых. Но если в семье все постоянно раздражены, все постоянно разговаривают друг с другом на повышенных тонах, то ребенок через некоторое время усваивает эту норму. Как может быть для него повышение голоса наказанием или выражением неодобрения, если все вокруг так и разговаривают. Если папа, придя с работы садиться за комьютер, мама- исчезает на кухне и гонит ребенка, чтобы он не мешал, то как эти родители могут наказать ребенка лишением общения? Как они могут лишить его того, чего ему никогда не давали? Поэтому помните: чем больше вы уделяете внимания своему ребенку, чем больше вы проводите вместе с ним времени, играете, читаете, учите уроки, занимаетесь общими делами, чем больший душевный контакт у вас с ребенком, тем больше возможностей для выражения неодобрения у вас в распоряжении. Если же такого контакта нет, ребенок мешает и раздражает вас. Если вы привыкли срывать на нем ваше плохое настроение, если разговор на повышенных тонах, переходящий в крик, стал обычным делом, то не посетуйте: очень скоро ремень действительно сделается единственным языком вашего общения с ребенком. Другой вопрос: как же добиться, чтобы ребенок приучился сразу же выполнять указания старших? Тоже проведением в жизнь определенной линии: не жалея времени, заставить ребенка всякий раз выполнять то, что вы от него требуете. Например: вот малыша надо усаживать за стол ужинать. А в руках у него мишка. Мама говорит: «Дай мишку». Ребенок медленно поднимает глаза и вопросительно смотрит на маму. -4-

То ли еще не дошел смысл сказанного, то ли колеблется- отдать мишку или закапризничать. В ответ на задержку мама мгновенно выхватывает мишку из рук ребенка. мама спешит. Казалось бы все в порядке – цель достигнута: игрушка у ребенка отобрана и можно идти ужинать. А вместе с тем упущена еще одна возможность -потренироваться в выполнении маминых приказов. Он успел услышать, но не успел его выполнить. Мама выполнила его сама. Чтобы у ребенка не возникало такого феномена, как нежелание учиться, нужно выработать у ребенка навык управления своим поведением- делать то,что нужно, а не то, что захотелось. Начинается выработка с усвоения ребенком системы запретов- что можно и что нельзя делать. Проходит через формирование привычки выполнять приказы и указания старших и завершается усвоением норм старших как собственных норм поведения. Подвести ребенка к этому уровню управления своим поведением и является главной задачей родителей, озабоченных тем, чтобы избежать конфликтов, связанных с учебой. Поговорим теперь о третьем важном моменте- о выработке мотивации. Ребенок может иметь хорошее общее развитие и уметь управлять собою, но если у него не выработана соответствующая мотивация, дело пойдет трудно. А при наличии мотивации, как известно, человек может сдвинуть горы. У школьника, как известно, мотивация, побуждающая его к учению, может быть самой разнообразной. Помимо познавательной (желание узнать для себя нечто новое), тут может быть и желание занять определенное место в классе, и стремление к изменению себя в сторону совершенствования, и многое другое. Сейчас рассматриваем только познавательную мотивацию. Во –первых, потому что среди других видов мотивации она остается главной. Во-вторых младший школьный возраст особо благоприятен для его формирования. Школьное обучение- это прежде всего приобретение систематических знаний. И если у школьника имеется познавательная мотивация, то удовлетворение того, что он узнает в школе новое, чего он раньше не знал, будет всегда перевешивать те трудности, которые он может встретить в школе. Правильно поступают те родители, которые поддерживают в ребенке стремление узнавать что-то новое, поддерживают желание спрашивать. Будете поддерживать задаваемые ребенком вопросы- они перерастут в привычку искать в окружающем мире неизвестное, незнакомое, непонятное. Образовавшаяся привычка со временем станет потребностью. Став потребностью, она уже требует удовлетворения и начинает мотивировать многие поступки ребенка- и желание научиться побыстрее читать, и расспросы окружающих, и собирание коллекций. Ну а в школе она поддерживает учебную работу. Они уже не попадут в число тех, кто активно не желает учиться. Необходимо создать в семье соответствующую обстановку. В которой тяга к познанию получает поддержку взрослых. Семья должна заботиться о духовной жизни ребенка, расширять его кругозор, создавать ощущение полноты, насыщенности, радости бытия. С раннего детства ребенку нужно открыть радость быть зрителем, слушателем, читателем. Даже то же самое совместное чтение- это один из способов содержательного общения с ребенком, когда он чувствует внимание взрослых к нему, его интересам, когда возникает духовная близость. Желательно, чтобы совместное

чтение, как и просмотр кинофильмов, телепередач дополнялось последующим обсуждением прочитанного, увиденного. Беседы с родителями должны постоянно иметь место, именно в них формируется культура речи и мышления. При этом важно не допускать порочной практики, когда родители назидательным тоном задают вопросы, а дети односложно отвечают. Расширению кругозора, эстетическому развитию должно служить приобщение к культурным ценностям. Посещение театров, музеев, экскурсии по городу, знакомство с памятными местами, походы должны заполнять досуг семьи. При совместном времяпровождении ребенок должен получать радость от общения, дружбы с близкими людьми. Только на этом фоне возможны пробуждение и закрепление положительных эмоций от постижения новых знаний, впечатлений, формирование познавательных мотивов. Известно, что многие писатели, художники, композиторы росли в семьях, где царила обстановка живого интереса к искусству. Очень хороший результат в плане развития познавательной потребности дают усилия, направленные на то, чтобы пробудить любознательность, вызвать чувство удивления, особенно перед каким –то знакомым явлением, показать в нем неизвестную сторону. Не зря я начала свое выступление с сензитивного периода. В жизни человека очень короток период (приблизительно до 11-13 лет), когда общение с родителями предпочтительнее общения с друзьями. Не используя в полную меру уникальных возможностей этого периода, родители теряют и возможность стать своему ребенку родным по духу людьми. .