Задачи:

  • развивать интеллектуальную деятельность и поисковую инициативу;
  • развивать социальные навыки: умение работать в группе, учить слышать партнера;
  • ознакомить детей со свойствами воды;
  • активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
  • прививать бережное отношение к воде.

Предварительная работа:

  • отгадывание загадок, чтение художественной литературы: Л. Лопатина, М. Скребцова «Приключение маленькой капельки воды», Б. Заходер «Что случилось с рекой»;
  • рассматривание иллюстраций различных водоемов, репродукций художников И. Айвазовского, В. Васнецова, карты мира;
  • рассматривание схемы «Круговорот воды в природе»;
  • проведение опытов: испарение воды(за какой срок), испарение воды при разной температуре, круговорот воды в природе;
  • работа с родителями (наблюдения за лужами, дождем и др.),опытническая деятельность «Что произошло с водой»;
  • наблюдение «Где в группе вода? Всегда ли она закрыта?»;
  • вырезание по контуру и тонирование капельки воды.

Ход занятия

В : Ребята,когда я сегодня шла на работу, то увидела корзину около нашей группы… А в корзине записка: «Загадки для ребят из группы «Семицветик». А от кого – не понятно?! Давайте же отгадаем эти загадки.

(Достаёт яичко от киндер-сюрприза, открывает его, читает загадки).

На пальто и на платке,

Все сквозные – вырезные,

А возьмешь вода в руке? (снежинки)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Чуть солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет (сосулька)

Молоко над речкой плыло –

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко. (туман)

Капли влаги на листочках –

На траве и на цветочках–

Это что за чудеса?

По утрам блестит …(роса).

Что за чудо покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек –

Их укрыл пушистый… (снег).

Ребята, подумайте и скажите, как можно сказать одним словом про дождь, снежинку, сосульку, туман, росу, снег, что все это? Да, это все вода. Она может быть и в жидком, и в твёрдом состоянии. Недаром про воду говорят, что она волшебница.

Звучит музыка. Входит Капелька

К: Здравствуйте!

В : Здравствуйте! Кто ты

К : Я капелька воды. Пролетала мимо и услышала, что вы говорите о воде, отгадываете мои загадки.

В: Так вот чьи это загадки?!... Проходи, Капелька, присаживайся. И вы, ребята, присаживайтесь.

(Дети садятся на ковёр)

В : Капелька, а мы много чего знаем про воду.

К: Неужели?!... И вы даже знаете для чего нужна вода? (ответы детей)

Что произойдёт на нашей планете, если не останется ни одной капли воды? (ответы детей)

А как вы думаете, что люди должны сделать, чтобы на Земле было достаточно питьевой воды?

К: Какие вы молодцы!... А у меня есть волшебный колокольчик. Как только он зазвенит,вы все превратитесь в капельки.

Игра «Мы – капельки»

Мы летим, летим, летим,

И увидеть всё хотим,

Погуляем по Земле,

Дождиком прольёмся. (дети идут по кругу)

Погуляйте, капельки,

Летите на Землю. (бег врассыпную)

Побежали ручейки по земле. (бег змейкой)

Жарко стало капелькам. Возвращайтесь домой. (дети подбегают к воспитателю)

К: Что-то жарко стало мне у вас стало.

В : Не улетай от нас, не испаряйся капелька. Ребята, давайте подуем на капельку, чтобы ей было попрохладнее.

К : Ребята, а вы знаете, что я очень люблю путешествовать.

В : Знаем-знаем. Все капельки большие путешественницы. Ребята, а ведь у нас есть картинка, на которой нарисовано, как капельки путешествуют.

Через проектор на экран выводится иллюстрация «Круговорот воды в природе».

В: Ребята, давайте начнём отсюда. (показывает на облако)

По небу плывут облака. Когда капелькам воды становится в них тесно, то…идёт дождь.

Капельки путешествуют по ручейкам, речкам, морям. Что же дальше происходит? (Солнце припекает и капельки испаряются – становятся невидимыми).

Наверху пар опять превращается в капельки воды.

А что потом? (Капельки из тучи проливаются дождём на землю).

Вывод: Так происходит много раз: капельки путешествуют в природе по кругу всегда!

В: А сейчас пора нашим глазкам отдохнуть.

Глазная гимнастика

Ребята, сделайте каждый себе ведёрко. (руки сложены в пригорошню).

Капля раз, капля два

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом (дети «сажают» глазами капельки в ведро).

Мы зонты свои открыли

От дождя себя укрыли. (широко открыли глаза – зажмурились) 5 – 6 раз

Пальминг

В : Ребята, а вы знаете, что вода таит в себе много неизвестного. Я сейчас предлагаю поближе познакомиться с водой; узнать, какая она может быть. (дети рассаживаются за столами).И ты, Капелька, садись вместе с нами. Но сначала вспомним правила поведения во время опытов.

1. Не шуметь.

2. Никого не толкать.

3. Давать возможность высказываться своим товарищам.

4. Слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опыта.

1 Опыт: Вода прозрачная

Возьмите один стаканчик с водой и бросьте туда игрушку. Приподнимите стаканчик. Вы видите игрушку? Делаем вывод: вода прозрачная.

2 Опыт: Вода не имеет вкуса и запаха

Возьмите другой стаканчик с водой, понюхайте воду в нем. Она чем-то пахнет? Сделайте глоток. Она имеет вкус? Вывод: вода не имеет вкуса и запаха.

3 Опыт: Вода жидкая – не может течь

Возьмите два стаканчика: один с водой, другой – пустой. Перелейте воду из одного стаканчика в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Вывод: вода – жидкая, может течь.

К: Ой, как у вас интересно! Как вы всего много знаете! Давайте еще поиграем!

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Сколько знаю я дождей

Сосчитайте поскорей:

Дождик с ветром.

Дождь грибной,

Дождик с радугой-дугой,

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

Дождь со снегом,

Дождь с грозой,

Дождь холодный,

Проливной!

Вот как много есть дождей

Для растений и людей. (загибать пальцы на обеих руках поочерёдно)

К : С вами интересно, но мне пора. Меня ждут мои сестрички-капельки

В: Не грусти, Капелька, мы ещё увидимся… Ребята, давайте подарим Капельке её портреты, которые мы начали уже делать?! (да). Ребята, постарайтесь отобразить в своих рисунках настроение Капельки.

(Детям раздаются листы бумаги с нарисованными контурами капельки)

Звучит спокойная музыка, дети садятся рисовать.

Анализ рисунков. Вывод по занятию.

Список используемой литературы

1. Рыжова Н. А. Волшебница Вода – М.: « Linka - Press », 1997

2. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода» - М.: «Скрипторий», 2003

Программные задачи:

Конкретизировать и систематизировать знания детей о воде: зачем она нужна, для чего ее используют. Формировать познавательные процессы (память, мышление, восприятие); безопасное поведение на воде. Развивать логическое мышление; чувство радости от единения с природой. Воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнения партнера, доказывать свою правоту). Воспитывать внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия: лаборатория, лаборант, колба, круговорот воды в природе, жидкость, пар, конденсируется.

Предварительная работа : чтение стихотворений о воде.

Материалы и оборудование: доска, вода в стакане, белый лист бумаги, пуговица, пустой стакан, колба, бутылка, кусочки льда, салфетки, электрочайник, стекло.

Ход занятия .

Приветствие.

Заходит «Волшебница-вода »: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я «Волшебница-вода». Сегодня мы будем с вами работать в лаборатории, проводить опыты.

Звучит запись фонограммы: «журчание ручейка».

Послушайте и определите, что это за звуки: (вода журчит, разговаривает, булькает, льется и.т.д.). Правильно, это шум ручейка. Именно о воде сегодня мы с вами будем говорить. Послушайте стихотворение Н. Рыжовой

«Волшебная вода».

Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.

Скажите, для чего нужна вода человеку? (Ответы детей.) А как вы думаете, животным нужна вода? (Ответы детей). Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Пить можно только чистую воду, овощи и фрукты всегда мыть перед едой. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (Ответы детей.) Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Если плавать не умеешь, не заходи глубоко в воду и, не в коем случае, нельзя купаться без присмотра взрослых. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с ее состояниями и некоторыми свойствами.

Физминутка «Ручеек».

Заходит «Волшебница-вода».

Игра «Где живет вода?»

Воспитатель передает детям микрофон по кругу. Каждый должен дать ответ: Вода живет… в реке (озере, ручье, болоте, море, кувшине, стакане, кране, водопроводе, человеке, бассейне, чашке, бутылке, луже и т. д.).

Сегодня мы познакомимся с водой поближе, узнаем какие тайны она скрывает, в чем ее волшебство. А в этом нам поможет Волшебница-вода. Проходите в лабораторию. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведем опыты по исследованию воды. Но прежде, чем мы приступим к опытам, мы вспомним правила безопасности:

Нужно четко выполнять инструкции воспитателя, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые назовет воспитатель. Возьмите стакан с водой, понюхайте, попробуйте на вкус, посмотрите какого цвета. Что мы можем сказать? Вывод: вода – это жидкость, она не имеет запаха, не имеет вкуса, прозрачная.

Ребята, возьмите по кубику льда в руку. Что мы видим? (льдинки тают и опять превращаются в воду.) - Значит, лед это вода. Вода может быть в твердом состоянии (кладут льдинки в тарелочки и вытирают руки салфеткой).

Рассказ сказки «Как ослик спасся».

Как-то раз, два ослика возвращались домой с рынка. Один нес тяжелые мешки с солью, а другой – легкие губки из поролона. По дороге им нужно было переплыть речку. Вошли ослики в воду и поплыли. Одному было легко, и он быстро переплыл речку, а другому пришлось приложить немало усилий, чтобы сделать это и не утонуть. Но когда они пришли домой, оказалось, что только один ослик донес свою ношу.

Вопросы к детям:

Кому из осликов легко было переплыть речку и почему?

Почему ослику, который вез поролоновые губки, плыть было тяжелее?

Кто из осликов принес свою ношу домой?

Чтобы проверить наши ответы, давайте поставим опыт.

Пальчиковая гимнастика.

Раздаточный материал: емкость с водой, мешочек из ткани (2 х 3 см) с солью.

Воспитатель. Вы утверждаете, что соль в воде растворилась, и ослик привез пустые мешочки. Возьмите наши мешочки. Они из ткани, а внутри них находится соль. Опустите их в емкость с водой. Что происходит? (Ответы детей.) Правильно, соль растворяется, и мешочек становится пустым.

Раздаточный материал: емкость с водой, поролоновые губки размером 2 х 3 см.

Воспитатель. А сейчас возьмите кусочки поролона и опустите их в воду. Что с ним происходит? (Они впитывают воду и становятся тяжелыми, но не тонут.) Вот почему ослику пришлось приложить немало усилий, чтобы спастись.

Подвижная игра «Волшебные капельки »

Игра «Верно - неверно».

Ребята, будьте внимательны. Если вы согласны с утверждением, говорите «Верно», если нет - «Неверно».

Скажите, вы воду бережете?

Ребенок читает стихотворение:

Воду попусту не льем,

Мы водичку бережем.

Вода – это счастье земли.

Вода – это чудо земли.

Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Вы многое узнали о воде сегодня на занятии. Всем расскажите об удивительных свойствах воды. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами.

«Волшебница-вода»: Вы самые умные, самые любознательные дети на свете. За то, что вы участвовали в проведении опытов, я хочу вам подарить этот диск с мультфильмом « По дороге с облаками».

Воспитатель благодарит и предлагает посмотреть мультфильм после занятия.

Наталья Канева
Конспект интегрированного занятия «Вода и её свойства» (старшая группа)

.Конспект интегрированного занятия «Вода и её свойства »

Цели и задачи :

Интеграция О . О :

ОО «Познавательное развитие»

Развивать познавательно – исследовательский интерес

Показать важное свойство воды - давать жизнь живому.

Показать, что вода может быть в трех состояниях : жидком, твердом, парообразном.

Развивать любознательность, мышление

Воспитывать бережное отношение к природе

ОО «Речевое развитие»

Ввести в активный словарь детей слова : глобус,пресная, жидкость, прозрачная.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности

Учить детей рисовать облака, используя нетрадиционный прием «рисование свечкой»

Развивать способность всматриваться в объекты природы, замечать их изменения.

ОО «Физическое развитие»

Развивать мелкую моторику рук

Выполнять движения в соответствии с текстом,

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Развивающие : развивать мышление и творческое воображение;

Воспитывающие : воспитывать интерес к природе и отражению полученных представлений в изобразительной деятельности.

Материалы : Глобус, яблоко,нож для разрезания яблока, «облако» ,картинки с изображение состояния воды в разное время года, фонограмма песни «Облака –белогривые лошадки» . Стаканчики с соленой и пресной водой, одноразовые тарелки, губки, лист бумаги, акварельные краски, свечи, кисточки, подставки под кисточки,салфетка - на каждого ребенка.

Предполагаемый результат :

Образовательные :

Закрепление представлений детей о природном объекте воде;

Формирование познавательного интереса ;

Обогащение словарного запаса;

Формирование некоторых обследовательских действий

-.интерес к рисованию свечой .

Воспитательные :

Воспитание бережного отношения к воде;

Предварительная работа.

1. Чтение потешек, сказок познавательного характера о воде.

2. Проведение опытов (превращение снега в воду, воды в лёд, льда в воду) .

3. Беседы на темы : «Где можно встретить воду» , «Кому и чему нужна вода » , «Для чего нужна вода » , «Кто живёт в воде» .

Ход НОД:

Здравствуйте, ребята!

Дети : Здравствуйте!

В. Если мы внимательно посмотрим вокруг, то увидим, что нас окружает мир воды. Река или озеро, в котором мы купаемся, - это вода . Когда наступают морозы, на траве по утрам появляется иней, речка прячется под лед, а сверху ее укрывает пушистое одеяло – снег. Это тоже вода , только замерзшая, твердая. По небу неторопливо плывут облака – вода , превратившаяся в пар. Наше тело наполовину состоит из жидкости. Вся жизнь на Земле когда- то, очень давно, зародилась в океане. Вода нужна растениям и животным. Одним словом,вода- это жизнь !

Воспитатель берет глобус и спрашивает у детей :

Вы знаете что это? (ответы детей) .

Воспитатель просит ответить ребят :

Почему на глобусе различные цвета и что они обозначают?

Ответы детей : Голубой цвет – это вода , а коричневый – суша, земля.

Воспитатель.: Чего больше у нас : воды или суши? (ответы детей)

Представьте, что это яблоко (показывает) наша планета Земля. Оно такое же круглое и немного сплющенное сверху и снизу (воспитатель разрезает яблоко на 4 части.) Одна часть- это суша, а три других - вода . Дети делают вывод : на нашей планете воды много.

Воспитатель : У вас на столе стаканчики с водой. Возьмите белые стаканчики и попробуйте воду. Какая она? (соленая) . А сейчас попробуйте воду из прозрачного стаканчика. Какая она на вкус? (не соленая, пресная) . Какую воду мы используем для питья и приготовления пищи? (ответы детей) .

А сейчас посмотрите на эти 3 кусочка яблока. Что они у нас обозначали. Правильно. Воду. Я отрежу от одного из них небольшой кусочек. Оставшиеся кусочки - это столько на земле соленой воды, непригодной для использования. А маленький кусочек - это пресная вода , вода , которую можно пить. Дети делают вывод : воды на планете много, но чистой, питьевой мало. Вывод : воду надо беречь.

В : Вода – настоящая волшебница, она умеет быть разной. Отгадайте, пожалуйста, загадки о разных состояниях воды в природе.

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно (Лед)

Крупно, дробно зачастил,

И всю землю напоил (Дождь)

Какой это мастер на стены нанес

И листья и травы, и заросли роз. (Мороз, морозные узоры)

Дети рассматривают картинки, на которых изображены разные состояния воды. Воспитатель еще раз подчеркивает, что снег, дождь, туман, иней, сосульки, лед, морозные узоры – это все вода .

Посмотрите, к нам с неба спустилось облако. Хотите отправиться в путешествие на нем? Запрыгивайте на него. Путешествие начинается. Облако плавно поднимается вверх, все выше и выше. (Звучит песня «Облака - белогривые лошадки» ). Облако перенесет нас в лабораторию

В : Ребята, давайте сегодня превратимся в ученых и будем проводить опыты. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол) .

В. Перед ними лежат тарелки слегка влажными губками.

В. Вы знаете, как образуется дождь? (После ответов детей) . Высоко в небе плывут облака. А облака - это много- много- много крошечных капелек воды. Когда капелек в облаке собирается много, они становятся тяжелыми для него и поэтому выпадают на землю дождем. И мы с вами попробуем сделать дождь.

В. На что эти губки похожи? (ответы детей) Они вам не напоминают пушистые облака, которые будто спустились к нам с неба? Потрогайте губку сверху и снизу. Сверху она сухая и слегка влажная снизу, как настоящее облако.

В. Сожмите губку. Почему из такого «облака» не идет дождь? (ответы детей) Потому что в «облаке» капелек мало.

Воспитатель показывает, как добавить в «облако» немного воды (наливает из стаканчика немного воды на губку) . Дети повторяют за действиями воспитателя.

В. Что произойдет, если сжать губку? (Дети проверяют свои предположения опытным путем)

В. Получается дождь, но он пока несильный. А если вылить на «облако» всю воду? (Дети выливают на губку всю воду из стаканчика)

В. Что произойдет, если сжать «облако» ? (Дети высказывают свои предположения и затем проверяют их, осторожно поднимая «облако» над тарелкой.)

В. Обратите внимание, как много капелек воды собралось в губке. Они становятся слишком тяжелыми для «облака» и выпадают дождем. Если губку сжать, получается дождь. (Дети могут опыт повторить несколько раз)

Воспитатель. Какой дождь получился? (сильный) Вот так все происходит и в природе : соберутся капельки воды вместе в туче, а когда им становится тесно, убегают из тучи на землю, падают дождем. А зимой бывают снежные тучи, из них сыплется снег.

Воспитатель. Высушите, пожалуйста, руки салфеткой. Давайте отдохнем.

Игра «Дождь»

Ведущий показывает и рассказывает движения :

дождь шумит (дети потирают ладони- шуршат ими) ;

дождь капает (дети щелкают пальцами) ;

дождь идет (хлопают в ладоши) ;

дождь льет (ударяют себя ладонями по бедрам)

После разучивания этих движений воспитатель называет действия дождя (например, капает, дети выполняют движения (щелкают пальцами) и т. д.

Дети садятся за столы.

Я предлагаю вам нарисовать чудесное творение природы – облако не простым способом, а свечками.

Как вы думаете, какую форму имеют облака (Ответы детей) .

Сейчас я вам покажу, как нарисовать свечкой. Берем свечку и рисуем сильно прижимая облако, форму вы выберите сами во весь лист. Затем берем кисточку и закрашиваем только облако, чтобы не осталось белых пятен. Вот и стали видны наши облака. Они все разные, как и в природе.

Молодцы. Покажите все свои рисунки. Какие замечательные облака у нас получились.

А гостям мы дадим задание угадать, на что похожи ваши облака.

На столе у воспитателя стоит сундучок (мотивация!), дети обращают внимание на него. Воспитатель берет в руки сундучок и задает вопрос:
– Кто знает, как называется предмет, который я держу в руках? (Ответы детей).
– Как вы думаете, что может лежать в моем сундучке?
(Предположения детей).
– Хотите посмотреть?
(Воспитатель открывает сундучок и достаёт глобус и карту. Карту вешает на стену).
– Что это? (Дети называют)
– Что общего у этих двух предметов? (Для путешествия, преобладание голубого и синего цвета)
– А кто знает, что обозначается на карте и глобусе оттенками синего цвета? (Вода в море, океане….)
– Да, ребята, вы правы – это вода. Предположите о чём мы сегодня будем вести разговор? Чем будем заниматься? Что узнаем нового? (Мы будем путешествовать по воде; узнаем о путешествии воды на планете и др. варианты ответов).
Показ детям модели земного шара, общего для всех жителей планеты – глобус).
– Ребята, почему на глобусе и на карте вода обозначается бледно-голубым, синим, темно-синим цветом? (Предположения детей)
– Если вас заинтересовала эта особенность изображения водной поверхности земного шара, то можете к следующему занятию с нами поделиться этой новостью, спросить это у родителей.
– А какие ещё цвета вы видите на глобусе и карте? (Жёлтый, зелёный, коричневый)
Знающие дети могут назвать обозначение цветом определённой поверхности: коричневый – горы и т.д.)
– А каким одним словом можно назвать поверхность земного шара, где нет воды? (Суша)
– Учёными доказано, что суша занимает одну четвёртую часть земного шара. Чтобы вам было понятно, приведу пример на яблоке. (На глазах у детей разрезаю яблоко на четыре равные части)
– Кто сможет выйти и показать ту часть, которая условно равна суше? (Вызываю двух детей по очереди, один из которых показывает правильно, а другой ошибается)
– Ребята, а кто же прав? (Выслушиваются размышления детей. Кто-то из ребят пытается сделать вывод – воды больше, чем суши)
– А, по-вашему, мнению, чего на поверхности нашей планеты Земля (Держу в руках глобус) больше воды или суши? (Варианты ответов детей)
– Итак, ребята, мы с вами условно представили планету Земля в виде яблока, разделили на четыре равные части и взяли одну – это суша (показываю). Остались три части – вы сказали, что это – вода. Молодцы! Воды на планете действительно больше, чем суши.
(Воспитатель читает стихотворение Н.Рыжовой о воде, по ходу вывешиваются на магнитной доске иллюстрации дождя, града, снега, росы, пара, сосульки, тумана и т.д.):

– Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!

– Кто из вас купался в реке или бассейне? (Все поднимают руки)
– А кто купался в море или в нашем озере Карачи? (Кто-то дважды поднимает руку)
– Есть ли какое отличие воды в море и озере Карачи? (По количеству воды, по вкусу – солёная, несолёная. Дети замечают, что морская вода – солёная, а с озера Карачи – очень солёная).
– «Загадку» озера Карачи мы рассмотрим на последующих занятиях, но заинтересовавшимся ребятам, можно обратиться к родителям.
– Действительно, вы заметили, что в море вода солёная, а в реке – нет. (Словарная работа – пресная вода).
– Ребята, я вам привезла воду с Чёрного моря (показываю на карте) и с озера Карачи (показываю на карте Новосибирской области). Хотите попробовать на вкус?
– Дети посмотрите ещё внимательно на глобус – здесь есть белый цвет. Что он обозначает? (Льды, снега, которые никогда не тают).
– Выберите из картинок на доске те объекты, которые на карте и глобусе изображены белым цветом.

ФИЗМИНУТКА

Подвижная игра «Ходит капелька по кругу» – воспитатель тучка, дети – капельки – прыгают, танцуют, разбегаются).
Тучка подсказывает, что капелькам делать. Скучно стало поодиночке прыгать на земле. Собрались все вместе и потекли веселыми ручейками к большой речке. А большая речка попала в океан большой. Плавали – плавали капельки в океане и вспомнили о маме-тучке. А тут солнышко пригрело, капельки стали легкими и потянулись вверх, испарились они под лучиками солнца, вернулись к «маме-тучке».
– А сейчас послушайте пословицы и поговорки о воде.

  1. Тяжело против воды плыть.
  2. Капля мала, а по капле – море.
  3. Под лежащий камень вода не течёт.
  4. Март с водой, апрель – с травой.

– Как вы понимает их смысл?
– Для чего нужна вода? (Растениям, животным, человеку)
– Давайте сделаем вывод: что мы узнали о воде? (Обозначение на карте оттенками синего цвета, занимает 3/4 части земного шара, солёная и пресная, жидкая, твёрдая, газообразная)
Под руководством воспитателя дети проводят эксперименты, обнаруживая свойства воды: холодная, горячая, тёплая; чистая – грязная; бесцветная, прозрачная, без вкуса, без запаха. Опыт подтверждает, мяч в воде плавает, металлическая ложка тонет.
– Показ схемы с объяснением круговорота воды в природе.
– А теперь подумайте и скажите: откуда берется вода в кране? Наблюдали ли вы такую картину: открытый кран, впустую течёт чистая вода. Вот послушайте, о чём говорят капли, когда капают из неплотно закрытого крана:

Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап- кап-кап…
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря-зря-зря…
А то пройдет немного лет,
И нет водицы нет-нет-нет…

– А кто из вас сможет назвать правила для сохранения воды? (Варианты ответов детей: закрывать плотно кран, не пускать воду сильной струей, набирать воды столько, сколько необходимо, не засорять водоемы содержать в чистоте реки, озера).

Релаксация – сесть удобно, включается аудиозапись: шум воды, послушать «голос» воды; закрыть глаза и пофантазировать. Образы – ручей журчит, плещется рыба в реке. Капает дождь, волнуется море, ревет водопад…)
(Дети рассказывают, что они представили, увидели).
– Что нового узнали о воде? Что понравилось на занятии? (Ответы Детей)
На доске прикреплены изображения двух туч (голубая, темно-синяя). Определение настроения этих туч: голубая – весёлая, тёмно-синяя – грустная.
– С каким настроением вы заканчиваете занятие? Подойдите к такой тучке. Я подошла к жизнерадостной тучке, потому что мне понравилось наше занятие и то,
как мы с вами вместе поработали (дети выходят и встают рядом с тучками).
– Спасибо, вам, ребята, за работу.
Звучит музыка. Дети в своих рисунках передают свое настроение и прикрепляют к тучкам.

Итог занятия

Продолжение на прогулке

На прогулке – на столе подносы с губками (на каждого ребенка – облака, сверху сухие, а внутри слегка влажные). Дети сжимают губку, вода не выделается. Т.к. мало капелек.
Добавить немного воды и снова сжать губку, получился «дождь» но не сильный, а если добавить много воды, то будет сильный дождь (дети повторяют опыт несколько раз) – Идет закрепление материала (капельки собираются вместе в туче, а когда им становится тесно, убегают из тучи на землю, падают дождем, а зимой – снегом.
Затем дети представляют, что наступила зима, все лежит (имитируя) снеговика (движения рук). Пришла весна, пригрело солнышко, побежали ручьи и снеговик растаял. На смену весне пришло лето. Летом идет теплый дождик. (Полить детей теплой водой из лейки).
Затем пустить бумажные кораблики в тазик с водой (дети работают самостоятельно, любуются и обыгрывают ситуации…)

Опытно-экспериментальная деятельность

в старшей группе МКДОУ «Заводской детский сад «Солнышко»

на тему «Волшебница - вода»

Цели и задачи:

ü закрепить знания детей о том, в каком виде вода существует в природе, о состоянии воды в окружающей среде (дождь, снег, иней, лед, пар, роса, туман);

ü развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями воды: прозрачность, отсутствие формы, вода-растворитель;

ü развивать навыки проведения опытов;

ü воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

Предварительная работа :

v Беседы по темам: «Кому нужна вода?», «Как человек использует воду?».

v Составление альбома «Вода в природе и в жизни человека».

v Наблюдения в природе за осадками, сезонными явлениями.

v Заучивание стихов, потешек о воде, чтение художественной литературы, дидактическая игра «Для чего нужна вода».

Оборудование:

глобус, альбом «Вода в природе и в жизни человека»; иллюстрации; стекло; стаканы с водой; мелкие предметы; чашечки с мукой, сахаром, солью; ложки; кружочки синие, фиолетовые, голубые; проектор.

Ход занятия:

Приветствие:

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с Вами вспомним о свойствах воды.

Вводная беседа

Воспитатель показывает глобус.

Что это? Что такое глобус? Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом? (вода) . Нет на свете ни одного живого организма, который может прожить без воды. Почему я так говорю? Кому нужна? (человеку, зверям, птицам, насекомым, деревьям).

Рассматриваем альбом «Вода в природе и в жизни человека».

А как человек использует воду? (таблица).

Ребята, а сколько жидкости мы употребляем в день? Давайте вместе посчитаем: чай, кофе утром, компот на обед, супы, овощи.

Игра «Кто больше назовет съедобной жидкости».

Мячик передавай, съедобную жидкость называй. (Лимонад, квас, морс, минеральная вода, кисель, какао, компот, кока-кола, молочный суп, сок и т. д.)

Вода – настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться. Летом мы видим воду в виде чего? (дождь, град, роса, туман) . А зимой она превращается во что? (в снег, иней, лед, ледяные узоры).

Загадки:

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Чуть солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь, вода в руке. (Снежинки.)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан.

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода.)

Рассыпался горох на 70 дорог,

Никто его не подберет?

На царь, ни царица,

На красная девица. (Град.)

Серебристой бахромой

На ветвях висит зимой.

А весной на весу

Превращается в росу. (Иней.)

И в него льется, и из него льется,

А сам по земле плетется. (Ручей.)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду

Покуда он идет. (Дождь.)

Пальчиковая игра «Вышел дождик на прогулку»

Вышел дождик на прогулку (указательный и средний палец шагают по ногам)

Он бежит по переулку,

Барабанит по окошку.

Напугал большую кошку (изобразить пальцами ушки кошки над головой)

Вымыл зонтиком прохожих (изобразить руками над головой зонт)

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу мокрым дождик стал,

Дождик кончился, устал («стряхнуть» капельки воды с кончиков пальцев).

Проведение опытов

Что на глобусе обозначено белым цветом? (льды и снега). Это тоже вода?

Во что же может превращаться вода? (пар, туман, облака, тучи, дождь).

Найдите воду на картинках. Кто узнал её? (находят воду в видоизмененном состоянии).

Где вода встречается в природе? (море, озеро, ручей, родник, река, океан, лужа, болото).

Словесная игра «Вода какая…»

В море вода какая – морская,

В озере – озёрная,

В реке – речная,

В роднике – родниковая,

В болоте – болотная.

А вы знаете, что в морях и океанах вода соленая? Реки на своем пути к морю проходят горы и почвы, где содержатся разные соли, они несут эту соль в море, где она и остается, потому что море никуда не течет. А в реках вода остается пресной и свежей, так как реки постоянно пополняются новой водой из родников, ото дождей, а течение уносит соль в море.

А как реки знают, как им нужно течь в море? Проведем опыт.

Опыт: возьмем стекло, нальем на него немного воды. Что получилось? (лужа).

А теперь наклоним стекло. Речка потекла. А если сильно наклонить? (совсем быстро потекла). Вот так и в природе. Если река течет по равнине, то течет плавно и медленно, а горные реки текут быстро, течение у них бурное, берега скалистые, обрывистые, образуются водопады (показ слайдов).

А сейчас послушайте аудиозапись с шумом воды и определите, что это шумит (предлагаются звукозаписи ручья, реки, горной реки, водопада).

Подвижная игра «Ручеёк».

Вода – одна из самых удивительных веществ на нашей планете и сегодня мы с вами более подробно остановимся на ее свойствах (дети садятся за столы).

Опыт 1.

Посмотрите, в стакане обычная вода из-под крана. Я сквозь воду могу посмотреть на игрушки, на ваши лица. Попробуйте сделать то же самое. Хорошо ли вам видны предметы, на которые вы смотрите? Вода немного искажает предметы, но их хорошо видно. Формулируем одно из свойств воды: ЧИСТАЯ И ПРОЗРАЧНАЯ.

Опыт 2.

А теперь воспользуемся другой посудой, стоящей на ваших столах. Обратите внимание на форму чашек, она разная: одни низкие широкие, другие – высокие и узкие, третьи – овальной формы. На ваших столах есть мелкие предметы, положите их в разные чашки. Они остались такими же? (ответы детей). Да, их форма совсем не зависит от того, в каком сосуде они лежат. А вот с водой совсем по-другому. Перельем воду в графин. Вода та же самая, а вот форма у нее стала другой. Сделаем вывод, что в отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, а приобретает форму того сосуда, в который ее наливают. А если мы случайно пролили воду, то она растечется лужицей.

Опыт 3.

Еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. У вас в чашечках есть мука, соль и сахар. Попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что же у нас получится. (Дети выполняют опыт.) Расскажите, что вы сделали и что же получилось? Вывод: соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остается прозрачной. Мука тоже растворяется в воде, но вода становится мутной.

Что может делать вода? (капает, журчит, льется, течет, булькает, высыхает, замерзает, растекается, смывает…).

Игровое упражнение «Волны»

А теперь встанем в большой круг и образуем озеро. Вода в озере спокойная (плавно разводим руки в стороны), налетел легкий ветерок, стал играть с водой (движения кистями рук вверх-вниз) , подул ветер сильнее (вода забурлила, заплескалась), стих ветер(водная гладь спокойная).

Часто бывает, что в реке или в озере находят пустые банки, мусор, бумагу. Как они там оказались? А вы делаете так?

Что же будет, если озера, реки и моря засорятся? (вода будет грязная, погибнут рыбы и водные обитатели) .

Кажется, что воды на земле много. Но сегодня на планете живет много людей и воды используется очень много. Мы должны ее беречь. Ведь пользуемся мы чистой водой, а выливаем в раковину грязную воду. А как можно беречь воду? (Закрывать краны, не делать сильную струю, не засорять реки и озера.)

Правильно, ребята, вода всем очень нужна, она дает жизнь и здоровье. Не зря ее называют «матушка», «царица», «волшебница».

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг?

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы, скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели.

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без…. ВОДЫ.

Игра «Капля к капле – будет озеро».

Ребята, давайте из цветных кружочков – капелек составим озеро. Как вы думаете, где озеро глубже – в середине или около берега? Чем мельче, тем цвет озера светлее (голубой). Дальше – глубже (синий цвет), а самая середина – фиолетовая, там очень глубоко. (Дети выполняют задание.)

Подведение итогов.

Итак, ребята, скажите мне, пожалуйста, почему воду называют волшебницей?

Почему нельзя прожить без воды?

Была бы жизнь на планете Земля, если бы не было воды?

Список используемой литературы:

1. Соболева О.Л. «Большая энциклопедия дошкольника», 2010 г.

2. Мирская Е. «Моя первая книжка наука», 1998 г.

Скачать материал можно в