Что такое экслибрис?

Экслибрис (от лат. ex libris - из книг) -небольшая художественно оформленная этикетка, указывающая на принадлежность книги определенному лицу или библиотеке. Обычно экслибрис наклеивался на внутреннюю сторону верхней крышки переплета.
Все экслибрисы являются памятниками своего времени, и их изучение очень важно. Оно позволяет проследить судьбу частных библиотек, выяснить их состав и место в культуре России.
Родина экслибриса - Германия. Автором одного из первых экслибрисов был великий художник Альбрехт Дюрер. Наиболее распространенным сюжетом первых
экслибрисов был герб владельца библиотеки.
Первый русский экслибрис, рисованный от руки, принадлежит игумену соловецкой библиотеки Досифею. Он незамысловат: большая буква С, внутри которой размещена надпись: «Священноинок Досифей». В то время бибиотек было мало, и для развития экслибриса не было предпосылок.
Печатный книжный знак появился в России только в начале XVIII века.
Сначала он тоже был гербовым, но вскоре появились и сюжетные экслибрисы. Рисунок и короткий девиз характеризовали интересы владельца билиотеки.
Бурный рост книгоиздательской деятельности, книжная торговля с европейскими странами привели к созданию большого числа личных библиотек. Очень крупные по тому времени, хорошо подобранные книжные собрания имели сподвижники Петра I: Д-М. Голицын, Я.В. Брюс, А.А. Матвеев. Это были просвещенные деятели Петровской эпохи. Именно на их книгах появились первые в России печатные экслибрисы - миниатюрные гравюры по дереву.

Библиотека князя Дмитрия Михайловича Голицына (1665-1737) - действительного члена Верховного тайного совета — была в то время самой крупной и насчитывала около 6000 томов. Хранилась она в его ро-
довой усадьбе - знаменитом подмосковном селе Архангельское. На книгах его собрания шрифтовой экслибрис на латинском языке: «Ex Bibliotheca Archangellina» -«Из библиотеки Архангельского». Этот знак выполнен в начале XVIII века.
Граф Яков Вилимович Брюс (1670-1735) - генерал-фельдмаршал, сенатор, Берг- и ману-фактур-коллегии президент, участник походов, устроитель Навигацкой школы в Москве, один из создателей российской артиллерии — был сыном выходца из Шотландии, родился в Москве, получил прекрасное образование, состоял ученым секретарем у Петра Великого. В Полтавском сражении командовал артиллерией и был удостоен ордена Андрея Первозванного. За выдающиеся заслуги ему был пожалован графский титул, и на гравированном книжном знаке изображен герб, окруженный цепью ордена Андрея Первозванного, на которой читаем слова: «За веру и верность».
Библиотека Я. Брюса состояла из 1500 томов и имела энциклопедический характер. В ее составе книги по естественным наукам, военному искусству, философии, истории, медицине. По завещанию вся библиотека в 1735 году поступила в Академию наук в Петербурге, и на книгах был наклеен первый в России гравированный книжный знак, представляющий сложную
геральдическую композицию, свойственную большинству гербовых экслибрисов XVIII века.
Именно в это время наступил расцвет книгособирательства в России. Всей Европе известны превосходные книжные коллекции российских библиофилов - А.К. Разумовского, Ф.Г. Голицына, Н.П. Бутурлина, Н.П. Румянцева и др. Собирательство книг считали важнейшим патриотическим делом. Граф Румянцев, например, завещал свою огромную библиотеку (около 300000 томов и более 700 рукописей) народу «на пользу Отечества и благое просвещение». Она составила основу книжного фонда знаменитой Румянцевской Публичной библиотеки.
В XIX веке на смену гербовым книжным знакам приходят вензеля, шрифтовые ярлыки и штемпели.
Вензелевый экслибрис (от польск. «Wezel» — «узел») представляет собой переплетенные начальные буквы имени и фамилии владельца. Таков, например, знак князя Виктора Николаевича Гагарина (1844-1912), в котором инициалы владельца переплетены в довольно сложный орнамент, увенчанный княжеский короной.
Изменение социального состава владельцев библиотек способствовало появлению большого количества шрифтовых книжных знаков. На них указывалось
лишь имя, отчество и фамилия владельца, иногда даже без слов «Ex libris». Такими экслибрисами помечены книги в библиотеках писателей Н.С. Лескова, А.П. Чехова, графа А.К. Толстого и др. Лев Николаевич Толстой имел скромный знак в виде кольца с текстом «Библиотека Ясной Поляны». На книгах из собрания В.Я. Брюсова - оттиск штемпеля «Валерий Брюсовъ».
Самый распространенный вид книжных знаков - сюжетный экслибрис. На нем изображаются бытовые и жанровые сценки, элементы архитектурных сооружений, внутренний вид библиотек, отдельные книги и предметы.
Первым русским сюжетным экслибрисом стал книжный знак, созданный более 200 лет назад известным художником-гравером того времени Г.И. Скородумовым (1755-1792) для библиотеки государственного канцлера России Александра Андреевича Безбородко (1747-1799).
На нем изображено дерево, перевитое гирляндой цветов, а в центре композиции гравирован красивым шрифтом текст с титулом и фамилией владельца.
Более ста лет назад сюжетному экслибрису художники уделяли мало внимания. Но на рубеже XIX - XX веков над ним стали работать художники, объединившиеся вокруг журнала «Мир искусства» — А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, И.Я. Билибин,
М.В. Добужинский, Б.М. Кустодиев,
Е.Е. Лансере, Д.И. Митрохин, Г.И. Нарбут, К.А. Сомов, СВ. Чехонин и другие. Они создали множество высокохудожественных сюжетных экслибрисов.
В 20-е годы были созданы изумительные экслибрисы в гравюрах на дереве В.А. Фаворского, А.И. Кравченко,
Н.И. Пискарева, Н.П. Дмитровского. В конце 50 - начале 60 гг. появились экслибрисы известнейших ксилографов современности: Н. Калиты, А. Калашникова, Д. Бисти.
Но сколько же всего создано экслибрисов за всю историю их развития? В мире известно около миллиона книжных знаков. Более ста тысяч из них создано в России.

Вы открываете книгу и на внутренней стороне переплета видите небольшую картинку. Это экслибрис (ex libris) – личный владельческий знак хозяина книги. Он не только подтверждает права владельца на эту книгу, но и является чем-то большим, нежели просто охранным знаком. Это как бы частичка внутреннего мира владельца, перенесенная в книгу. По рисунку экслибриса можно многое сказать о его владельце – что это за человек, о чем думает, чем интересуется. Даже спустя многие годы экслибрис и книга будут хранить эту информацию для многих поколений семьи.

Ранее экслибрисы носили чисто охранную функцию. Первыми экслибрисами были надписи на рукописных книгах, сделанные их владельцами. Эта надпись подтверждала, кто является собственником книги, и называлась «владельческой надписью»: «Сия книга попа Родиона Сидорова сына, грешного и недостойного» (XVI в.). Желая сделать пожертвование «во искупление грехов», владельцы книг иногда передавали их в дар церкви и указывали на книге цель своего пожертвования. Такая запись называлась «вкладной записью» и помещалась обычно на первой странице рукописи, где обозначались число и год дарения, название церкви, имя жертвователя и цель вклада.
«Лета 7124 Апреля в 1 день положил сию книгу глаголемую Апостол в дом Божий воскресению Христову благочестивый и христолюбивый раб Божий Василий Ярошевич Зенкевич мещанин и обыватель Романова с женою своею Евдокиею Зенкевичевою за отпущение грехов своих и в жизнь вечную. Аминь.»

Кто таков был Василий Зенкевич, теперь уже неизвестно, но вот само имя его живет уже несколько столетий, благодаря такому самобытному экслибрису на переданной в дар книге. Какой мощный след на страницах истории оставил простой обыватель! Интересно, кто из ныне известных людей смогут похвастаться, что их имя пережило столько поколений?

Известен также автор самого первого русского рисованного экслибриса. Это некий игумен Досифей, в 15 веке основавший библиотеку при Соловецком монастыре. На некоторых книгах этой библиотеки он рисовал от руки свой экслибрис – круглую, почти замкнутую букву «С», внутри которой сложной красивой вязью было выписано продолжение имени владельца – «вященоинока Досифея».

Первый печатный экслибрис в России появился на свет в начале 18 века, благодаря знаменитому Ивану Федорову, российскому первопечатнику. Сначала книги украшали только гербовыми экслибрисами, но позднее появились и красивые сюжетные рисунки – как правило, с коротким девизом, характеризующим владельца библиотеки.

Примерно с этого времени, с легкой руки Петра I, положившего начало широкому распространению светских изданий, экслибрисы становятся неотъемлемыми принадлежностями частных библиотек. Рисунок экслибриса делается предметом горячего обсуждения и становится почти так же важен, как личный герб. Он приобретает публичность .

Как показало время, владельцы библиотек были совершенно правы, уделяя столь тщательное внимание экслибрису. Их книги пережили много поколений и сейчас, дойдя до наших дней, могут многое рассказать о культуре и обычае времен своего создания, о личности их владельцев. По экслибрисам легко проследить преемственность поколений – родилась традиция рядом с экслибрисом предыдущего владельца книги оставлять свой книжный знак.

Теперь экслибрисы - это не только верные сторожа книг, но и предметы коллекционирования, которые могут многое рассказать о культуре данной эпохи и проследить судьбу частных библиотек. Они превратились в самостоятельный жанр графики, со своими особенностями и нюансами.

Вы хотите оставить свой след в истории и сохранить свое имя в памяти многих поколений потомков? Тогда экслибрис Вам нужен обязательно! И к его разработке нужно подойти самым тщательным образом. Это лицо вашей библиотеки. Только представьте, ведь фактически, оттиск экслибриса – это оттиск в истории. Каким Вы покажетесь потомкам? Рассматривая рисунок экслибриса, что будут думать о вас через несколько поколений ваши пра-пра-пра….внуки?

Создание и изготовление экслибрисов

В нашей Мастерской работают замечательные художники-графики, умеющие создавать удивительные маленькие шедевры. Это непростая задача – отразить огромный внутренний мир человека в сюжетной миниатюре экслибриса. Мы занимаемся этим уже много лет. Каждый экслибрис, созданный и изготовленный в нашей мастерской – индивидуален… и очень красив. Впрочем, Вы можете убедиться в этом сами, просмотрев образцы наших работ:)

Представьте, какое удовольствие - рассматривать причудливый рисунок экслибриса, и осознавать, что эта ВЕЩЬ – единственная в свое роде! И сделана она специально для вас.

Решив увековечить себя в истории, подумайте также о своих друзьях и знакомых. Вряд ли найдется подарок более изысканный и оригинальный. Это не типовой предмет, выпущенный тиражом в сотни тысяч экземпляров, это уникальная вещь, созданная специально для конкретного человека. Это вещь на всю жизнь .

Желая выделиться, люди отдают много денег на дорогие безделушки, дорогое вино, дорогие сувениры. Но в итоге все эти подарки оказываются частью свалены в ящик стола, частью – передарены кому-то еще. И уж конечно, вряд ли кто вспомнит дарителя пятой по счету бутылки бренди или вон того ежедневника в кожаном переплете.

Экслибрис - подарок, который запомнится надолго. И передарить его нельзя:-)

Он выглядит несомненно дорого и стильно, и при этом совершенно лишен банальности. Он интересен. Интригующ. Необычен. А главное – этот подарок без слов покажет ваше внимание и заботу о том человеку, которому вы его дарите.

Помимо своей несомненной эстетической ценности, экслибрис – чрезвычайно полезная вещь. Вспомните, сколько компакт-дисков «заиграли» ваши знакомые? Сколько книг из вашей библиотеки осело у друзей? Теперь они вряд ли забудут вернуть вам вашу книгу!

Мир все больше компьютеризируется. Электронная подпись, безбумажный офис, электронные тексты на экране карманного компьютера… Через 20-30 лет книги превратятся в раритет. А книги, как и хорошее вино с годами становятся только ценнее. Сохраните вашу библиотеку для ваших детей!

Как заказать и купить экслибрис?

Вы не можете придумать, что бы изобразить на экслибрисе? Внутренний мир – он такой большой, а картинка – она такая маленькая… В том и прелесть экслибриса, что в маленькой картинке можно отразить самое-самое, то что является основой, сутью, стержнем души и личности. Это повод задать себе вопрос: Кто я? О чем я мечтаю? К чему я иду? А теперь подумайте, какой образ мог бы отразить вашу сущность. Позвоните нам и посоветуйтесь – мы вместе разработаем идею рисунка.

Если же Вы хотите купить экслибрис и преподнести его в подарок, но считаете, что не очень хорошо знаете человека - можно посмотреть альбомы с образцами работ наших художников и выбрать какую-то интересную, но нейтральную тему. Поверьте, даже самый простой рисунок экслибриса способен преобразить любую библиотеку.

Замечательный вариант для подарка – вензелевый экслибрис , который содержит красивое сплетение инициалов будущего владельца – монограмму или вензель. Уникальность этой вещи бесспорна, оригинальность ее гарантированно вызовет восхищение у будущего владельца. А еще такой экслибрис может быть первым шагом к созданию личного стиля – ведь монограмму или вензель, изображенные в экслибрисе, можно использовать тысячами разных способов! Монограмму можно вышить на скатертях, белье и одежде, отгравировать на запонках, зажигалках, бокалах и посуде, вырезать на дереве, отлить в гипсе, и даже изготовить в виде ювелирного украшения.

Позвоните нам, и мы с радостью создадим для Вас замечательный экслибрис, которым вы будете пользоваться долгие годы.

Мы любим свою работу:)

Что такое экслибрис? и получил лучший ответ

Ответ от Madeleine[гуру]
сайт, где представлены экслибрисы из собрания Юрия Сергеевича Бородаева, известного московского потомственного коллекционера. Книжные знаки начал собирать еще его отец Сергей Федорович Бородаев, известный библиограф, член Русского общества друзей книги. Сейчас коллекция насчитывает порядка 20 тысяч экземпляров. Книжные знаки из этого собрания неоднократно экспонировались на различных выставках.
Французский король Карл V, оставшийся в истории как выдающийся библиофил, в 1367 году лично составил инвентарную опись своих манускриптов и на каждой книге собственноручно написал: "Эта книга моя. Карл". Это была первая дошедшая до нас библиотечная владельческая запись, или экслибрис.
Родиной экслибриса в его нынешнем виде, то есть в виде печатного книжного ярлыка, считается Германия. Как это ни удивительно, но он появился несколько раньше книгопечатания - в XV веке. В следующем столетии немецкие книжные знаки достигли высокого художественного совершенства, так как над их созданием трудились выдающиеся художники - Дюрер, Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший и другие. Изначальная надпись "Ex bibliotheca" создала традицию называть этот знак библиотечным. Она продержалась до начала ХХ века, а затем была вытеснена выражением "книжный знак" и, наконец, окончательно укрепилась в виде латинского выражения "Ex libris". Оно было русифицировано и стало писаться по-русски - экслибрис. Экслибрис может быть нарисован от руки, по трафарету, отштемпелеван, вытиснен на крышке переплета или корешке книги (суперэкслибрис) или же наклеен. Экслибрис может быть связан с автором или содержанием тех книг, для которых он предназначен, с владельцем или c характером его занятий.
В России экслибрисы появились в начале XVIII века - наряду с другими европейскими новшествами, введенными Петром I. Естественно, что первыми владельцами экслибрисов были члены императорской фамилии, первые лица государства, представители знати. Знатный владелец книги украшал ее изображением своего герба, сопровождаемым, как правило, гордым латинским девизом. Но еще более эффектным способом обозначить владельца был суперэкслибрис: тот же герб, но вытисненный золотом на верхней крышке книжного переплета. Книжные знаки имели его сподвижники Петра I - Я. Брюс, Д. Голицын, А. Лефорт, Р. Арескин. Однако "прототипы" экслибрисов можно обнаружить и на древних рукописных русских книгах. Например, в конце XV века игумен Соловецкого монастыря Досифей собственноручно рисовал подобия книжных знаков на фолиантах монастырской библиотеки.
Первым русским печатным экслибрисом считается книжный знак графа Константина Платтера - префекта Лифляндского, а впоследствии канцлера Великого княжества Литовского, входившего тогда в состав Российской империи. Этот знак был отпечатан в 1702 году. Экслибрис Платтера представлял собой изображение его фамильного герба и военных трофеев, выше которого находился рисунок: два бюста и глобус. Экслибрис украшен изречением по латыни: "Ex bibliotheca Constantini Ludovici Plater surpemai notarii M.D.L. Praef. Liv".
Расцвет русского художественного экслибриса приходится на первую половину XX века, когда в создании книжного знака принимали участие художники - члены общества "Мир искусства" А. Бенуа, Е. Лансере, К. Сомов, Г. Нарбут, М. Добужинский, И. Билибин, Е. Митрохин, С. Чехонин и др. В 20-30 годах к созданию экслибриса приобщились ведущие мастера графики В. Фаворский, А. Кравченко, Н. Купреянов, Н. Пискарев, П. Шиллинговский, Н. Бриммер и др. В послевоенные годы над экслибрисом трудились известные художники Е. Голяховский, Г. Кравцов, В. Фролов, А. Калашников, Н. Калита, Г. Ратнер, М. Верхоланцев, В. Картович и многие другие.
В следующем, XIX веке в России личная библиотека постепенно перестала быть принадлежностью исключительно привилегированных сословий.

Ответ от Мистерия [гуру]
Эксли́брис (от лат. ex libris «из книг») - книжный знак, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета.






Ответ от Александр Пилигрим [эксперт]
экслибрис - это книжный знак, указывающий на принадлежность книги какому-либо владельцу. Возникли в Германии в 16 в. ; в России - в начале 18 в.


Ответ от Ольга Осипова [гуру]
Экслибрис (от лат. ex libris «из книг») - книжный знак, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета.
Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца. Родиной экслибриса считают Германию, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания. В России экслибрис появился при Петре I.
Простейший экслибрис представляет собой бумажный ярлык с именем владельца книги (иногда в сочетании с девизом или эмблемой). Художественные экслибрисы представляют собой произведения печатной графики. Они создаются различными техниками гравюры - гравируются на меди, дереве или линолеуме, выполняются цинкографским или литографским способом. Среди авторов художественных экслибрисов можно назвать таких выдающихся художников, как Альбрехт Дюрер, В. А. Фаворский, и многих других.
Среди художественных экслибрисов различают
гербовые, которые воспроизводят герб владельца и характерны главным образом для XVI-XVIII веков;
вензелевые с орнаментально разработанными инициалами владельца;
сюжетные, которые стали наиболее популярными в XX веке и представляют собой изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различных эмблем, образно отражающих вкусы, интересы и пристрастия, профессию владельца библиотеки.
Экслибрис Баварской государственной библиотеки (Королевская библиотека). XIX век
Экслибрис библиотеки Университета Стефана Батория в Вильне
Экслибрис Аркадия Стругацкого 1980-х
Текст взят:


Ответ от Принцеса Красивоя [гуру]
Ex libris в переводе с латинского означает "из книг". Экслибрис неразрывно связан с книгой, история его возникновения тесно связана с появлением средневековой рукописной книгой. В скрипториях - мастерских по переписке книг, находившихся в период раннего средневековья при монастырях, делались владельческие надписи на книгах, которые начинались со слов " из книг " или " из библиотеки " (ex bibliotheca) и далее следовало имя и фамилия владельца книги, название библиотеки или монастыря.
Книжные знаки по своему содержанию делятся на четыре вида:
1. Гербовый экслибрис, самый ранний 16-17 вв. Его создание подчинено канонам геральдического искусства.
2. Вензелевый экслибрис (от польского " вензель " - узел) представлял собой первоначальные буквы имени и фамилии владельца. Отличались изящностью и могли рассматриваться наряду с книжными украшениями - элементами украшения книги.
3. Сюжетный экслибрис передавал определенные события в жизни владельца. Мог также состоять из изящных декоративных элементов.
4. Шрифтовой экслибрис представлял собой наборной ярлык с текстом в рамке, напечатанным типографским набором.


Ответ от Vasily Berezin [гуру]
в переводе значит "из книг"...штамп личный ставят на книги коллекционеры себе, чтоб не пиздели раритеты уних))


Ответ от Ирина [гуру]
Французский король Карл V, оставшийся в истории как выдающийся библиофил, в 1367 году помеcтил фонд своей великолепной библиотеки в одну из башен своего замка в Лувре, лично составил инвентарную опись тысячи манускриптов (от лат. Manus - рука, scribere – писать) , т. е. рукописных книг – типографий тогда еще не было – и на каждой книге собственноручно написал: «Эта книга моя. Карл». Это первая по хронологии дошедшая до нас библиотечная владельческая запись, или экслибрис. Экслибрис, таким образом, правомерно квалифицировать как книговедческую помету, или знак владельца библиотеки.
На Руси экслибрис (естественно, рукописный) появился 510 лет тому назад. Это был книжный знак Досифея – третьего по счету игумена Соловецкого монастыря.
Рукописный экслибрис ставили на личные книги в библиотеках духовных лиц и высшей царской знати. Впрочем, владельческие надписи на книге от руки широко бытовали и в небольших личных библиотеках. Помню, на книгах моего дяди, росшего в многодетной семье, было написано (несколько наивно, не вполне грамотно, но все же одновременно с владельческим притязанием и в доказательство того, что он умеет не только читать, но и писать) : «Эта книга принадлежитъ у кого она лежитъ – Матвею Ивановичу Столярову». Такого рода надписи часто делают и в настоящее время.
Родиной экслибриса в его нынешнем виде, то есть в виде печатного книжного ярлыка, или, говоря по-современному, лейбла, считается Германия. Он появился вскоре после изобретения книгопечатания, т. е. в XV веке.
К числу самых ранних французских экслибрисов относится знак Жана Барту (XVI век) , оставившего свой след в истории тем, что он был ярым противником Мартина Лютера, основателя реформатского, или лютеранского, направления в христианстве. Для данной темы экслибрис Барту примечателен не столько изображением (апостол Иоанн с орлом и семиглавый апокалиптический дракон) , сколько двустишием-посулом:
Каждый, кто вернет утерянную или украденную книгу,
Получит стакан доброго вина.
Этой надписью была начата традиция прямого обращения на экслибрисе к читателям – в виде призыва, просьбы, обещания, а то и угрозы.
С конца XVII-начала XVIII вв. на экслибрисах встречаются изображения библиотек или замка, дворца, монастыря, церкви, в которых они располагались.
Первым русским печатным экслибрисом считается книжный знак графа Константина Платтера – первоначально префекта (лат. Praefectus означает начальник) Лифляндского, а впоследствии канцлера (в России это был высший гражданский чин) Великого княжества Литовского, входившего тогда в состав Российской империи. Этот знак был отпечатан в 1702 году. Следовательно, 2002 год – это год своеобразного юбилея русского печатного экслибриса, который начиная с XVIII века получил в нашей стране богатейшей книжной культуры богатейшее же развитие.
Экслибрис Платтера представлял собой изображение его фамильного герба и военных трофеев, выше которого находился рисунок: два бюста и глобус. Экслибрис украшен изречением по латыни: «Ex bibliotheca Constantini Ludovici Plater surpemai notarii M.D.L. Praef. Liv».
Изначальная надпись «Ex bibliotheca» создала традицию долгое время называть этот знак библиотечным. Она продержалась да начала ХХ века, а затем была вытеснена выражением «книжный знак» и, наконец, окончательно укрепилось латинское выражение «Ex libris». Оно полностью русифицировалось, т. е. стало писаться по-русски – экслибрис, склоняться по правилам русской грамматики и т. д.
Весьма показательны для этой эволюции наименования двух фундаментальных книг У. Г. Иваска. Первая из них вышла в 1902 г. и называлась «О библиотечных знаках, так называемых ex libris,ах: по поводу 200-летия их применения в России, 1702 – 1902». Как видим, знаки здесь названы библиотечными, к слову «еx libris» делается оговорка» – «так называемых» , а само их написание представлено по-латински, частью (после апострофа) по-русски. Следующее, трехтомное, издание, вышедшее спустя несколько лет – с 190


Ответ от *Бабочка* [активный]
Художественно оформленный книжный знак - ярлычок, виньетка с именем владельца книги или с каким-л. символическим рисунком, наклеиваемый на внутреннюю сторону переплета или обложки книги
Произошло из выражений: ex libris такого-то, т. е. из числа книг, принадлежащих такому-то


Ответ от Паша Ермолаев [новичек]
ы


Ответ от Ђатьяна Губина [новичек]
я низнаю


Ответ от Roxy [гуру]
Экслибрис – книжный знак, бумажный ярлык, наклеиваемый владельцами библиотеки на книги, преимущественно на внутреннюю сторону переплёта; обычно на нём обозначено имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о его профессии, интересах или о составе библиотеки” - вот то определение, которое можно найти в любом книговедческом словаре, но так ли все просто, так ли быстро и внезапно возник экслибрис, так ли быстро превратилась в маленькая картинка в большое искусство, кто помог экслибрису стать достойным другим видам гравюры, кто усовершенствовал его, делал новые открытия и достижения? Ведь на это всё ушла не одна сотня лет. Чтобы разобраться подробнее, нужно обратиться к истории, и не только старой, но и поздней, так как особо заметные перемены экслибрис претерпел в конце XIX-XX веках. Наименование “экслибрис” произошло от латинских слов “еx libris”. Это часть издавна употреблявшейся латинской надписи на книговладельческом знаке: ”из книг”. Экслибрис –книжный знак –это особая композиция, которая либо текстом, либо символистическим изображением без текста, либо текстом и изображением вместе указывает на принадлежность книги. Текст определяет принадлежность книги непосредственно; изображение может быть ассоциативным, и просто декоративным. Текст “ по теории” в библиотековедческих целях всегда желателен и чем подробнее, тем лучше. Экслибрис занял в современной графике заметное место как самостоятельное произведение графики. Он всё чаще появляется на больших художественных выставках во многих городах – Санкт-Петербурге, Вологде, Воронеже, Тамбове, Кемерово, Вильнюсе, Риге, Талине, Красноярске, Якутске – специальные выставки экслибриса. Работы современных графиков – экслибристов стали всё чаще появляться на зарубежных выставках в Польше, Чехии, Венгрии, Германии. Факт открытия подобных выставок вполне правомерен. Он отражает совершенно объективное и исторически обусловленное явление – необычайно быстро растущий интерес к книге, книжной графике, книжной культуре и малым формам графики вообще. А ведь книжная графика и графика малых форм принадлежит к одним из наиболее массовых и активных, легко находящих дорогу к зрителю, видов изобразительного искусства.
Экслибрис ныне своеобразный жанр книжной графики, имеет славную историю, продолжающуюся уже более пятисот лет. Искусство книжного знака прошло многовековой путь развития. Стилистическая эволюция, как это отмечают исследователи, тесно связана с характером современных книжных украшений. Они грузны и замысловаты в эпоху позднего Возрождения и барокко, ясны и уравновешены, спокойны и строги во времена господства классицизма, особенно – ампира, журнально-графичны, хотя подчас не спасены от безвкусицы в годы засилья стиля модерн. Они находят естественную, органичную материалу форму в ксилографических миниатюрах 1920-30 годов – времени расцвета современной гравюры на дереве. Наконец, они разнообразны по облику и содержанию в наши дни.
Экслибрис его зарождение и роль в мировой культуре
На протяжении долгой истории русские рукописные и печатные книги у владельцев книг и книжных собраний часто возникало желание обозначить на книгах своё имя. Первоначально это желание осуществлялось примитивно: на книге делались надписи о принадлежности её тому или иному лицу. Самые ранние владельческие надписи Древней Руси относятся к XIV веку.
До изобретения книгопечатания рукописные книги представляли собой огромную ценность. Поэтому на заглавном листе или на внутренней стороне переплёта делались особые надписи. Они обычно начинались со слов ex libris (из книг) , а затем следовали имя и фамилия лица или название библиотеки или монастыря, которые являлись владельцем данной книги. Позднее к надписям стали добавляться изображение родового герба, портрет высокопоставленного хозяина библиотеки или различные рисунки, характеризующие некоторые стороны жизни и деятельности владельца.

- (от лат. ex libris из книг), книжный знак, ярлык, указывающий на принадлежность книги какому либо владельцу. Наклеивается на внутреннюю сторону книжного переплёта или обложки. Экслибрисы появились с началом книгопечатания, а гравированные … Художественная энциклопедия

Экслибрис - А.А. Сидорова. Художник А.И. Кравченко. Оттиск с гравюры на дереве. 1921. ЭКСЛИБРИС (от латинского ex libris из книг), книжный знак, ярлык, указывающий на принадлежность книги какому либо владельцу. Различают суперэкслибрис, оттиснутый на… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЭКСЛИБРИС, ЭКС ЛИБРИС (лат. Ex libris из книг). Библиотечный или книжный знак ярлык, показывающий принадлежность книг известному лицу или библиотеке. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. экслибрис (лат.… … Словарь иностранных слов русского языка

- (от латинского ex libris из книг), книжный знак, ярлык, указывающий на принадлежность книги какому либо владельцу. Различают суперэкслибрис, оттиснутый на переплете или корешке книги, и бумажный экслибрис, помещенный на внутренней стороне… … Современная энциклопедия

- (от лат. eх libris из книг) книжный знак, указывающий на принадлежность книги какому либо владельцу. Различают суперэкслибрис, оттискиваемый рельефно на переплете или корешке книги, и бумажный экслибрис, помещаемый обычно на внутренней стороне… … Большой Энциклопедический словарь

ЭКСЛИБРИС, экслибриса, муж. (лат. ex libris из книг). Ярлык (обычно художественно исполненный) с именем владельца книги, наклеиваемый на внутренней стороне ее переплета или обложки. Художественный экслибрис. Выставка экслибрисов. (Произошло из… … Толковый словарь Ушакова

Виньетка, ярлычок, ярлык, наклейка, знак Словарь русских синонимов. экслибрис сущ., кол во синонимов: 5 виньетка (7) … Словарь синонимов

ЭКСЛИБРИС, а, м. На книге: художественно выполненный ярлычок с обозначением владельца или знак, виньетка с таким обозначением. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- (греч. ex libris – из книг) – книжный знак, указывающий на принадлежность книги какому либо владельцу. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

Художественно оформленный книжный знак ярлычок, виньетка с именем владельца книги или с каким л. символическим рисунком, наклеиваемый на внутреннюю сторону переплета или обложки книги Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Книги

  • Занимательная медицина в картинках для врачей и сочувствующих им граждан. Медицинский экслибрис (комплект из 2 книг) , . Петербургский кардиолог Юрий Викторович Шубик написал книгу, в которой рассказывает о своей коллекции медицинских экслибрисов. И делает это так увлекательно, чтохочется немедленно последовать…

Любители и коллекционеры книг собирают в своих библиотеках множество печатных изданий, каждое из которых обладает своей собственной историей. Стремясь защитить свои богатства, библиофилы и ценители наклеивают или проставляют на страницах книг книжные знаки — экслибрис. Что это такое, когда и где он появился, каким бывает и как изготавливают этот «графический афоризм», постараемся рассказать в этой статье.

Что это такое?

В переводе с латыни на русский язык Ex libris значит «из книг». Он неразрывно связан с историей книг и возник в средневековых мастерских — скрипториях при монастырях, где переписывались фолианты. Именно там стали делать так называемые владельческие надписи на книгах, начинавшиеся словами «из библиотеки» или «из книг», после чего указывались фамилия и имя владельца либо название монастыря или библиотеки.

Своим современным и привычным для нас видом бумажного ярлыка, приклеиваемого на внутреннюю часть книжного переплета, экслибрис обязан книгопечатанию и немецким мастерам. Бывает он самым разным - простым и декоративным, черно-белым и цветным. Наиболее простой пример, знакомый каждому из нас с детства, - экслибрис библиотеки, проставленный на выдаваемых в школе учебниках. Эстетически он собой ничего не представляет, но несет важную информацию о владельце издания.

Книжный знак - экслибрис - не оставался неизменным, модные тенденции той или иной эпохи, личные пристрастия и вкусы владельцев и даже используемые технические средства печати оказывали влияние на его внешний вид.

Как правило, личный книжный знак представляет собой зашифрованную в большей или меньшей степени информацию о владельце: его фамилию и имя, профессию, мировосприятие, интересы. Бывают случаи, когда оставленный экслибрис обладает большей ценностью, чем сама книга, в которой он находится.

Когда они появились?

Отвечая на вопрос о том, экслибрис - что это такое, важно выяснить, где и как возникло это художественное явление.

По мнению ученых, старейший книжный знак находится в Британском музее, а принадлежал он фараону Аменхотепу IV и датируется XIV веком до н. э. Стремление обозначить право собственности на такие драгоценные вещи, как книги, вполне понятно. Только самые могущественные и богатые люди могли позволить себе роскошь иметь рукописные книги и старались обозначить право собственности, чтобы ее сохранить.

После появления первых печатных книг в Германии людям потребовались экслибрисы, по которым можно было идентифицировать владельца. Самый старый зафиксированный немецкий книжный знак относится к 1450 году, а французский Жана Берто Ла Тур-Бланша - к 1529.

Одни из первых английских, голландских и итальянских экслибрисов появились в 1579, 1597 и 1622 годах соответственно.

Классификация и виды

Развивавшиеся на протяжении веков книжные знаки могут быть классифицированы на следующие два основных типа:

  • шрифтовой - указывающий только имя и фамилию владельца;
  • художественный, исполненный в виде миниатюрного рисунка, кратко рассказывающего о хозяине библиотеки.

Давайте подробно рассмотрим художественный экслибрис, что это такое и какие его виды бывают. Всего их три:

  1. Гербовый характерен для XVI-XVII веков, на нем изображали герб владельца. Создавался он по всем законам геральдического искусства.
  2. Вензелевый включал в себя художественно обработанные инициалы владельца. Подобный экслибрис (фото выше) можно увидеть в статье.
  3. Сюжетный самый декоративный и может состоять из множества элементов, отражая профессию и увлечения владельца.

Что на них изображают?

Если раньше на книжных знаках превалировали гербы и инициалы, то современные экслибрисы в большинстве случаев состоят из двух частей: художественной и текстовой. И если в надписи по традиции указывают принадлежность книги тому или иному владельцу, то изображение может быть абсолютно любым. Когда разрабатываются экслибрисы, художников просят отобразить тот или иной аспект жизни или интересов хозяина библиотеки. Такое изображение обязательно символично, причем оно может быть портретным или пейзажным, показывать элементы декора или архитектуры библиотеки, гротескным или карикатурным. Ограничений никаких нет, кроме фантазии заказчика и мастерства художника.

В советское время были популярны экслибрисы с изображением Ленина, сюжетов и героев гражданской и Великой Отечественной войн, трудовых подвигов рабочих и крестьян, покорения космоса.

Как их делают?

Сегодня существует множество техник получения книжных знаков:

  • типографский набор;
  • штемпельная;
  • цинкографическая;
  • литография;
  • шелкография;
  • гравюры на различных материалах.

Кратко рассмотрим разные методы, которые используются тогда, когда изготавливают экслибрис книги.

Ксилография

Одной из наиболее старых техник является ксилография - гравюра, исполненная на дереве. Уже в VIII веке н. э. на Востоке получали качественные оттиски с обработанных деревянных поверхностей, а с XIV века подобная методика стала применяться и в Европе. Называли этот вид ксилографии обрезной, выполняли ее на продольном спиле мягкой древесины, обычно груше, долотом и ножом. Из-за сопротивления волокон древесины процесс был долгим и трудоемким. В XVIII веке английский гравер Томас Бьюик изобрел торцевой способ гравировки, исполняемый на поперечных срезах твердой древесины специальным резцом. Этот вид гравюр быстро приобрел популярность, так как позволял получить тонкие и четкие линии, необходимую глубину и плавные переходы между темными и светлыми участками.

Гравюра на меди

Этот один из старейших способов создания гравюр появился в XIV веке в Италии. Выполняется он путем вырезания рисунка специальным резцом по меди и последующего заполнения полученных бороздок краской. После этого рисунок печатается под прессом, на влажной, хорошо впитывающей краску бумаге. Эта техника довольно сложна в исполнении, так как нельзя ничего изменить или поправить.

Офорт

Это наиболее популярный способ изготовления экслибрисов заключается в протравливании рисунка кислотой на цинковой или Сначала на доску, покрытую металлом, наносят специальный лаковый состав на основе воска и смолистых веществ. Когда лак затвердевает, художник специальной иглой наносит рисунок и обнажает металл. После того как изображение перенесено, пластину опускают в емкость с азотной кислотой, разъедающей металл. На очищенной от кислоты и лака поверхности получается рисунок.

Современность

Если раньше экслибрисы художников изготавливали методом ксилографии или офорта, то сегодня большинство книжных знаков исполняются через оттиск резинового клише. Современные технические средства позволяют выгравировать мельчайшие элементы экслибриса, что дает возможность создавать сложнейшие художественные произведения.

Книжные ярлыки в России

Вплоть до XVIII века в России были распространены рукописные книги, и в целях их сохранности собственники просто выполняли «владельческую надпись», в которой указывались имя и фамилия. Благодаря российскому первопечатнику Ивану Федорову первый печатный книжный знак появился в начале XVIII века. Первоначально это были только гербовые изображения, но постепенно стали появляться сюжетные рисунки, снабженные кратким девизом, выражающим жизненную позицию хозяина. Во времена правления Петра I светская литература получает широкое распространение и входит в моду экслибрис. Рисунки, наносимые на печатные издания, становятся предметом публичным и обсуждаемым, отражающим социальный статус владельца.

В XIX столетии в России активно формируется слой интеллигенции, и личная библиотека перестает быть символом привилегированности. У многих просвещенных людей, ученых, писателей постепенно формируются обширные библиотечные собрания. Это способствовало широкому распространению экслибриса, но привело к его упрощению. Вместо помпезных или вензелей появилась обычная рамка, выполненная типографским способом, в которую вписывались личные данные владельца и постоянное место книги - номер и полки.

В XX веке экслибрис становится практически самостоятельным жанром графического искусства. Этому способствовало и то, что в России этим жанром занимались такие выдающиеся художники, как Лев Бакст, Елена Лансере, Михаил Добужинский и многие другие. Известно и то, что в 1901 году был создан единственный экслибрис Васнецова, а точнее, ксилографию «Изъ книгъ И.С. Остроухова» выполнил известный гравер того времени В.В. Матэ по рисунку, который художник сделал тушью.

Современная история книжного знака

После революции 1917 года и гражданской войны появилось множество художников-графиков, таких как Николай Куприянов, Владимир Фаворский, и другие мастера. Тематика экслибриса значительно расширилась, и книжный знак стал показывать индивидуальные личностные черты и пристрастия владельцев книг.

Следующим периодом популярности экслибриса в нашей стране стали 60-70-е годы прошлого века, когда люди увлеклись коллекционированием книг. Несмотря на то что творчество в то время было сильно ограничено идеологическими рамками, художники создали множество интересных и необычных книжных знаков.

Сегодня, в XXI веке, интерес к экслибрису становится все сильнее. Связано это, прежде всего, с тем, что все больше наших современников стремятся иметь личный, собственный книжный знак, передающийся по наследству, как, например, экслибрис, фото которого находится ниже.

Вместо заключения

В настоящее время книжные знаки служат не только для сохранения целостности библиотеки, но и как объекты коллекционирования. Они могут многое рассказать о той или иной эпохе, владельцах и их судьбах. Отвечая на вопрос о том, экслибрис - что это такое, можно говорить о том, что это не только современный жанр графического искусства, но и предметная память об ушедших временах и людях.