Автономия характеризует, насколько работа обеспечивает свободу и независимость работника при установлении графика выполнения работы. Если данный график разрабатывают другие люди, хорошее выполнение работы вряд ли возможно, поскольку работник не будет воспринимать работу как свою «собственность».

При отсутствии целостности невозможна и автономия, так как может нарушиться общая координация выполнения отдельных действий.

Степень автономии зависит от человека: для любого служащего существует свой оптимальный уровень автономии, который дает ему реальное ощущение личной ответственности и не приводит к стрессам.

Обратная связь обеспечивает получение работниками информации о качестве выполняемой ими работы. Эффективность обратной связи зависит от целостности работы. Гораздо легче обеспечить обратную связь по результатам законченной работы, чем по результатам выполнения ее отдельных фрагментов.

Важность обратной связи очевидна: люди должны знать, насколько хорошо они выполняют свою работу. Руководители являются важным источником подобной обратной связи. Однако наилучшая обратная связь имеет место в том случае, когда работники сами контролируют качество собственной работы.

Руководители должны постоянно обдумывать возможные способы улучшения работы и мотивации подчиненных. Немаловажную роль здесь играет то, что даже не самые эффективные, а просто показательные проекты привлекают внимание (хотя часто и необоснованно) работников.

Согласно теории Мак-Грегора, любой человек, приходя на новое место работы, хотел бы проявить себя и полон интереса к своей новой деятельности. Кроме того, руководство заинтересовано в том, чтобы сотрудники творчески и с воодушевлением относились к своим обязанностям. Однако работник может разочароваться в своей деятельности в силу следующих причин:

чрезмерное вмешательство со стороны непосредственного руководителя;

отсутствие психологической и организационной поддержки; недостаток необходимой информации;

недостаток внимания руководителя к запросам подчиненного;

отсутствие обратной связи, т.е. незнание работником результатов своего

неэффективное решение руководителем служебных проблем работника;

некорректность оценки подчиненного руководителем.

Эти факторы снижают чувство уверенности в себе, стабильности своего служебного положения и возможности дальнейшего продвижения.

6.3. Поощрение и наказание

Стимулирование труда. Широко бытует мнение, что стимулировать – значит поощрять, а стимулы – это различные виды (материальные и моральные) поощрений.

Однако это очень упрощенный подход. Массовое использование поощрений не дает желаемых результатов. Результаты стимулирования зависят и от многих факторов.

В Древнем Риме стимулом называли остроконечную палку, которой погоняли быков. В современном понимании стимулирование труда – это побуждение работника к действию с помощью поощрений, с одной стороны, и принуждения – с другой.

Итак, стимул – это внешнее побуждение, например, вручение Почетной грамоты или выдача денежной премии. Но действовать это внешнее побуждение, т.е. действительно стимулировать работника, будет лишь в том случае, если оно соответствует его внутренним потребностям, интересам (предположим, один человек доволен вручением грамоты, у другого таких грамот уже много, и он остается безразличным, а третий ожидал более высокой награды и ощущает обиду).

Стимулирование труда как весьма сложный процесс управления деятельностью работника на производстве не содержит прямой зависимости между средством воздействия и характером ответной реакции работника.

Самый первый и наиболее распространенный метод наказания и поощрения – так называемая политика «кнута и пряника» – использовался довольно долго в условиях административно-командной системы и был эффективен при повторяющихся рутинных операциях, незначительности содержательной части работы, невозможности поменять место работы. Постепенно он трансформировался в систему административных и экономических санкций и стимулов.

Средства стимулирования действуют не сами по себе, а через восприятие человеком, которое зависит от многих факторов – особенностей личности, структуры и специфики ее интересов и потребностей, степени их удовлетворения, форм и методов стимулирования и др. При этом воздействие указанных факторов преломляется через личностные качества – пол, возраст, образование, стаж работы и др. Следовательно, эффективность воздействия на работника можно обеспечить, лишь учитывая всю совокупность этих факторов.

Ключевым моментом в стимулировании труда является, как уже говорилось, учет интересов работников: предлагая работнику то, в чем он заинтересован, что соответствует его интересам и не противоречит интересам коллектива, общества, можно стимулировать его желание, заинтересованность действовать в интересах трудового коллектива.

Руководствуясь «пирамидой потребностей», разработанной А. Маслоу и рассмотренной ранее, руководитель должен выяснить, какая потребность в данный момент является для работника основной. При этом нужно иметь в виду, что потребности человека меняются.

Нередко руководитель считает первичные потребности единственно важными и не учитывает, что после их удовлетворения у людей возникают другие потребности, столь же важные для них: внимание и уважение со стороны руководителя, уверенность в своей значимости и т.д. При игнорировании этих потребностей отмечается рост числа нарушений дисциплины, неудовлетворенность работой со стороны тех, кто считался ранее «благополучным» и на кого в связи с этим меньше всего обращалось внимание.

Понимание сущности и механизма трудовой деятельности человека, учет многообразия факторов, формирующих его социальное поведение, позволят руководителю не только укрепить слабые звенья, но и профессионально управлять жизнедеятельностью коллектива в целом.

К основным видам материальных поощренийотносятся:

1) денежные премии за:

достижения в работе;

многолетний добросовестный труд;

2) единовременные надбавки к заработной плате;

3) ценные подарки и др.

Правильное мотивирование добросовестного отношения к труду предполагает, в частности, использование следующих принципов:

индивидуальный подход к каждому работнику (у каждого работника имеются свои потребности и интересы);

постоянное внимание к каждому подчиненному;

обоснованное сочетание материальных и моральных мер воздействия;

обоснованный выбор наиболее действенных для данного человека и для данных обстоятельств мер стимулирования, соответствие меры поощрения или наказания уровню трудового результата или тяжести проступка соответственно;

оперативность;

гласность;

праздничный, торжественный ритуал поощрения;

высокий уровень производственной информированности работников. Руководитель обязан поблагодарить подчиненного за хорошее выполнение

задания или объяснить, почему его работа заслужила низкую оценку, как ее следовало сделать и как можно исправить ее недостатки.

Механизмом поощрений и наказаний нужно пользоваться психологически обоснованно, не задевая личного достоинства работника, направляя силу стимула на его поведение и отношение к работе.

Поощрения. Руководитель зачастую должен сдерживать свое самолюбие: если, предположим, работник в силу каких-то причин не явился на торжественное собрание, где ему собирались вручить премию, руководитель не должен лишать его этой премии (как это иногда бывает), поскольку работник заслужил ее своими трудовыми достижениями, – он должен вручить премию работнику на его рабочем месте.

Работнику это будет, с одной стороны, приятно, а с другой стороны, он будет ощущать, что отвлекает руководителя от служебных дел, поэтому в следующий раз он обязательно придет на собрание. Это правильная реакция руководителя на поступок подчиненного. А чтобы принимать правильные решения, надо чаще пытаться понять людей, ставить себя на их место.

Общая формулировка о поощрении каких-либо работников «За добросовестное отношение к труду и активное участие в общественной жизни» вызывает обиду у остальных работников, которые считают, что они тоже добросовестно выполняют свои обязанности

отсутствует последовательность в их применении: работники, имеющие невысокие трудовые достижения, получают порой поощрения более высокого уровня, нередко допускаются формализм, будничность при вручении поощрений;

низкое качество оформления и содержания средств поощрения;

недостаточный уровень производственной информированности является нередко причиной неправильного представления работников о премировании, зарплате, нормах и расценках, условиях конкурсов, служит поводом для производственных конфликтов, ухудшающих психологический климат в коллективе.

Отвечая на вопрос, какое моральное поощрение является наиболее предпочтительным, многие рабочие назвали не Почетную грамоту, не занесение на Доску или в Книгу почета и даже не благодарность в приказе, а всего лишь устную благодарность руководителя – то, что, казалось бы, легче всего, и то, о чем руководство нередко забывает.

Задеть человеческое достоинство, обидеть людей можно, оказывается, и непродуманным поощрением: в некоторых ситуациях Доска почета получила другое название – «Лучшие люди». Но ведь лучшие люди – это не только лучшие работники, поэтому для основной массы людей такое переименование Доски почета является поводом для обиды.

Оценить, кто лучше или хуже работает, проще, чем оценить, кто хороший человек, а кто плохой.

Что касается Почетных грамот, то в книжных магазинах они продаются за наличный расчет, что, безусловно, подрывает их престиж.

Следует отметить, что награждения Почетными грамотами, как известно, относятся к годам первых пятилеток. Редкие по тому времени документы, они играли огромную стимулирующую роль; красиво оформленная грамота, вывешенная на стене, была лучшим украшением комнаты передового работника.

С тех пор неузнаваемо изменились условия жизни людей, иными стали и вкусы, понятия о красоте, а грамоты нередко остаются такими же, какими были 50-60 лет назад. Человек порой не знает, куда деть такую награду. Поскольку грамоты и дипломы предназначены для постоянного хранения, может быть, стоит изготавливать их в обложке?

Принуждение и наказание. Наказание – весьма деликатный вопрос и использовать его надо с особой осторожностью. Работник, личное достоинство которого задето грубым замечанием руководителя, больше думает не о том, чтобы впредь не допускать ошибок, а о том, как отомстить руководителю, унизившему его в присутствии товарищей.

Как объявить взыскание?

Если поощрения всегда должны быть гласными, то наказывать гласно нужно лишь в тех случаях, когда проступок подчиненного известен всему коллективу.

Наиболее распространенное наказание – устный выговор. Объявлять выговор подчиненному руководитель должен, как правило, наедине. Вначале необходимо подчеркнуть его достоинства и заслуги, выразить общее к нему положительное отношение и лишь затем высказать соглашение по поводу его упущений или проступков. Такой выговор действует, как правило, неизмеримо сильнее, чем публичная «экзекуция», которая включает разнообразные психологические механизмы защиты личности и нивелирует воспитательное воздействие такого наказания.

Сам по себе процесс воспитания детей невероятно сложен и требует титанических усилий и выдержки от родителей. Ведь каждый из них заботится о своем чаде и старается воспитать его правильно. Кто-то выдерживает любые истерики и может спокойно повторить в 10-ый раз заданный вопрос, а некоторым даже наказания ремнем и розгами не помогают от постоянных каприз и фокусов ребенка. Однако второй способ ни к чему хорошему не приводит, поэтому нужно понимать, как воспитать ребенка без криков и физического воздействия.

Кризис или каприз?

Как часто можно увидеть в большом магазине капризного ребенка, который не просто плетется со слезами за мамой, а лежит на полу и колотит обеими руками, требуя что-то купить. Если такая ситуация в семье случилась единожды ничего страшного, но когда такое повторяется постоянно, даже у самых терпеливых родителей повалит пар из ушей. И тогда некоторые просто бросают шопинг и утаскивают ребенка домой, где проводят воспитательный процесс, или прямо там отшлепают его по попе и побыстрее заканчивают поход в магазин.

Зачастую причинами капризов у детей выступают следующие факторы:

  • Возрастные кризисы, которые повторяются в первый, третий, седьмой год и так называемый подростковый кризис. Против них идти нельзя, поскольку эти периоды очень важны для развития вашего чада. В это время ребенок ведет себя несколько иначе, становится более капризным. Ему нужно предоставлять больше свободы и пространства, но не обязанностей.
  • Многие родители говорят о том, что их дитя постоянно все делает назло. Однако это не верно: если он что-то делает именно таким образом, значит он действительно не нашел другого выхода из этой ситуации.
  • Нестабильное поведение родителей, которое зачастую выражается в том, что они не постоянны в своих наказаниях и правилах, приводит к тому, что ребенок просто напросто запутался, можно или нельзя это делать: ведь сегодня его наказали за просмотр мультика или другого видео, а вот вчера или позавчера нет. И теперь, пока он не поймет наверняка, можно ли это делать, он будет и дальше прощупывать почву.

Основные способы и методы

Крики и наказания, собственно как и поощрения, всегда присутствуют в воспитании детей. Однако если ребенку своевременно и, что самое главное, правильно объяснить правила поведения, что хорошо и что плохо, к «кнуту» в последующем просто не нужно будет прибегать. Поэтому не стоит пугать детей розгами и ремнем по попе, как это делали в старину, а лучше лишний раз спросить, почему именно так он сделал. Ведь, возможно, причина не в нем, а в вас.

Существует множество приемов, которые позволят вам как можно меньше прибегать к крикам и наказаниям. Как только вы освоите эти способы, понимать психологию детских поступков станет легче. Помните о том, что вы воспитываете не только своего карапуза, но и себя.

Система стабильности

Если вы выбрали какое-то правило или наказание, следуйте ему постоянно. Поощрения также попадают под это правило. Ведь если дома вы карапуза за что-либо наказывать не будете, а по приходу гости он за этот же поступок схлопочет наказание, это будет несправедливо. Ваше чадо еще только начинает жить и не знает всех тонкостей. И поэтому непостоянное поведение родителей сбивает его с толку, лишний раз приводит в смятение и боязнь.

Считается, что для того, что бы малыш что-то запомнил, нужно ему об этом сказать как минимум 5 раз. Ведь на первый раз он даже никак не отреагирует или вообще не услышит. На второй раз он уже может оглянуться. В третий раз он начнет задумываться о том, что где-то уже слышал эти слова. А вот в 4-ый и 5-ый разы он отреагирует должным образом.

А если вы дома разрешаете смотреть видео на планшете сидя за кухонным столом во время трапезы, то и в гостях он поступит также. А почему, собственно, все против, если дома это можно? И никакие крики, рассказы о непристойном поведении и шлепки по попе не пояснят малышу, в чем именно он не прав.

Сказкотерапия

Достаточно эффективным методом понять, почему он поступил именно так, - это разговор, рассказы, сказки. Но не просто допрос. Ведь очень часто прямые вопросы родителей остаются без ответа. Особенно те, которые не обходятся без криков, угроз отшлепать по попе ремнем или розгами.

Придумывайте рассказы или сказки, где главный герой будет похож на вашего малыша. Описывайте ту же ситуацию, только с участием сказочного героя, а после спросите аккуратно ребенка: «Как тебе кажется, а почему Петя (или другое вымышленное имя) сделал именно так? Или «так себя ведет», «грубит/не случает» и т.д. Зачастую малыши в ответ представляют свои рассказы, в которых раскрывает причину своего поведения. К тому, что скажет маленький человечек, следует внимательно прислушаться и проанализировать. Возможно, решив его наказать, вы совершите ошибку. Также можно показать поучительное видео и подробно разобрать ситуацию.

Правила наказаний

В тоже время стоит помнить, что отсутствие наказаний, - это далеко не свобода действий для вашего ребенка. Все равно остаются правила и нормы поведения и общения, которых необходимо придерживаться. И если ребенок их не соблюдает и ведет себя безобразно, за этим последует как минимум беседа, объяснение, почему так делать нельзя, и наказание, но не ремнем по попе, а лишение приятного времяпровождения (например, за компьютером или с любимыми игрушками).

Если в семье соблюдаются основные правила, то гармонии без крика и шлепков ремнем по попе будет достичь достаточно легко:

  • Перед тем как наказать, задумайтесь, взвесьте все «за и против». А есть ли действительно основа для этого или это просто неприглядная шалость?
  • Нельзя наказывать ребенка за совершение поступка в первый раз. Ведь для детей все в новинку, и они хотят познать весь мир. Если они совершили что-то нехорошее в первый раз, не стоит сразу бежать за ремнем и шлепать его по попе. Лучше объясните, почему это плохо.
  • Установите в своей семье правила и нормы поведения и предупредите его о том, что может быть, если он их нарушит. Но в тоже время помните, что то, что не запрещенное разрешено. И если вы оставили чашку или вазу на краю стола, а ваше чадо ее случайно столкнуло и разбило, виноват не он, а вы.
  • Если бы применили наказание (оставили ребенка без компьютера), то уж будь те любезны, выполните его безоговорочно. Не идите против своих же слов, иначе у ребенка появится мысль о том, что не все наказания страшны.
  • Поставьте табу на всевозможные физические наказания: шлепки ремнем и ладонями по попе, подзатыльники и т.п. Также ни в коем случае нельзя игнорировать ребенка. Наилучшее наказание - это лишение его приятного времяпровождения.
  • Если ребенок признается и говорит, что он виноват и осознал вину за совершенный проступок, отменять наказание не стоит. Поговорить, простить, пожалеть - да, но отменять - нет. Иначе это будет грозить ситуацией, когда малыш после каждого проступка будет говорить «я так больше не буду» и через 5 минут повторять то же самое.

Система поощрений

Так же как и кнут, пряник в виде поощрения может быть полезен. Если ребенок ведет себя хорошо, или сделал какой-то хороший поступок - скажите ему об этом. Для деток меры поощрения оставляют не меньше впечатлений, чем шлепки ремнем по попе. Ведь для детей поощрения и небольшие презенты остаются в памяти намного дольше, чем о наказании. Поэтому в следующий раз он будет снова стремиться заслужить вашу похвалу.

Но их похвалу следует использовать разумно:

  • Только искреннее поощрение и теплые слова позволят ребенку осознать, что он действительно сделал что-то хорошо. Если же вы слишком изощряетесь, сплетая целые рассказы о том, какой ваш ребенок хороший, потому что убрал игрушки, это может повлечь за собой совершенно противоположную реакцию.
  • Делайте похвалы и поощрения такими, чтобы ребенок мог сам делать вывод. Например, если он помог перетащить шкаф, не нужно говорить прямо «Ты такой сильный! Молодец». Лучше расскажите о том, какой тяжелый был шкаф, и как вам было не просто с ним справиться. Услышав это, ребенок самостоятельно сможет сделать вывод: если он помог с таким тяжелым шкафов, значит, он сильный и без него мама никак не обойдется.
  • Никогда не делайте похвалу ребенку. Делайте поощрения и хвалите только за поступки.
  • Если у вас несколько малышей, следите, чтобы поощрение одного не вызвало у остальных завистливых или обидных чувств.
  • Исключите поощрения в виде конфет, шоколадок и финансов.
  • Никогда не акцентируйте внимания на стоимости подарков. Наилучшим подарком было и будет внимание со стороны дорогого человека.

Как сохранить спокойствие при истериках детей?

Терпение и спокойствие - то, чего современным родителям так не хватает. Ведь для детей нет никаких ограничений. Они делают все, чтобы узнать этот мир лучше и быстрее, и совершенно не замечают нервный тик у родителей.

В каждой семье бывают моменты, когда родители, уставшие на работе, начинают срываться и кричать на детей. В таких случаях нужно постараться не терять над собой контроль и вместо того чтобы кричать, начать говорить шепотом. Для детей это будет необычно и вместо того, чтобы дальше капризничать и истерить, они отвлекутся и начнут прислушиваться к вашим словам.

В то время, когда вы начинаете злиться на детей и выходить из себя, посмотрите в зеркало. Неужели вам хочется, чтобы ребенок помнил вашу злую физиономию? В конце концов, ваши дети - это отражение вас самих. То, что они делают, является следствием ваших поступков.

Что делать, если вы все-таки сорвались?

Рано или поздно в каждой семье возникают такие моменты, о которых родители не хотят вспоминать. Например, как они разок сорвались на ребенка, сказали ему что-то неприятное или даже дали шлепок ремнем по попе. А еще страшнее, что малыш также помнит об этой ситуации и начинает бояться ее повторения.

Наиболее оптимальное решение в данной ситуации - это разговор с извинением и объяснением без криков. Расскажите малышу, почему вы сильно разозлились на его проделку, и попросите прощения.

Некоторые против такого метода, думая, что из-за этого поступка можно потерять авторитет в семье в глазах карапуза. Однако это не так. Если малыш поймет, почему так случилось, он сможет вас простить, и авторитет, наоборот, повысится.

Если понять, как думает ребенок, и почему именно так он делает, будет намного проще наладить гармоничные отношения и воспитать малыша без неприятных моментов с криками и срывами.

Maia. Майя. Bakulina. Бакулина.
Золотые правила наказания и поощрения детей

Золотые правила наказания и поощрения детей.

Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И чтобы эта медаль оказалась золотой, необходимо знать основные правила поощрения и наказания.

Поощрения и наказания - важные рычаги воспитания. Формируясь как личность, ребенок совершает выбор, а с этим - судьбу. Посеешь поступок - пожнешь судьбу. И он выбирает сам, выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь. Выбирает очень рано, еще неосознанно. И это - самое важное. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.

Учить ребёнка добру взрослым следует прежде всего на своём личном примере. А что касается плохого, то опять же ребёнок должен видеть как относятся к этому плохому взрослые.

Можно иногда за что-то похвалить, но не надо хвалить часто. Надо чтобы ребёнок ценил похвалу.

Наказывать надо редко, только за плохие или опасные вещи. Только если простых объяснений не достаточно.

Смотря какой ребёнок.. Для одно и строгий взгляд уже наказание, а на другого повлияешь разве что тем что в угол поставишь или посидишь на стул, подумать над своим поведением.

Методы поощрения и наказания могут быть как дополнительными методами воздействия.

Основной метод - это личный пример. Кто хочет что-то от ребёнка тот пусть прежде всего начинает требовать с себя.

Словесный метод и игровой метод тоже важны. С детьми надо общаться, играть, заниматься творческой деятельностью и тому подобное.

НАКАЗАНИЕ.

Справедливым можно назвать такое наказание, которое ребенок получает, нарушая те правила, которые были обдуманы и обсуждены родителями, и которые известны ребенку. При несправедливом наказании ребенок чувствует искреннюю обиду и непонимание смысла наказания, а родители – чувство вины. В этом разделе я уделю внимание тем ситуациям, в которых ребенок получает либо незаслуженное, либо наказание «непонятно за что».

1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.

3. Наказание имеет тройное значение. Во-первых, оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Третье значение заключается в снятие вины с ребенка.

4. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание не принесет ему пользы.

5. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него уже расплатился.

6. Наказание достигает цели только тогда, когда оно порождает раскаяние, а не обиду, унижение или ожесточенность. Ребенка наказывает только тот, кто его любит. Наказание не должно быть судом скорым и потому несправедливым. Если ребенок ляжет спать ненаказанным, то новый день он начнет, чувствуя себя прощенным. Наказывать необходимо сразу после совершения проступка, иначе ребенок просто забудет о том, что он сделал и не поймет, за что Вы его наказываете. Наказание должно быть последовательным. Плохо, если за один и тот же проступок сегодня наказали, а завтра - нет. Плохо, если за один и тот же поступок отец хвалит, а мать наказывает. Это дезориентирует ребенка.

ПООЩРЕНИЕ.

Нельзя хвалить за посредственное, поскольку это трижды опасно: ребенок принимает посредственное за отличное; привыкает поступать, действовать посредственно, а думать поверхностно; похвала обесценивается и перестает воздействовать.

Нельзя хвалить из жалости. Похвала из жалости оскорбляет.

1. Поощрить ребенка так, чтобы это было действительно на пользу его воспитанию и развитию, очень непросто. Потому что истинные потребности детей состоят не в получении все новых и новых удовольствий, а в настоящем внимании к их внутреннему миру, в заинтересованном общении с ними, в уважении их достоинства и доверии к ним, в совместных с ними трудовых делах, в поддержке всего доброго, к чему ребята порой неосознанно тянутся.

2. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность. Важным элементом воспитания ребенка является не только наказание, но и поощрение. А хвалить надо уметь. Если вы по любому поводу и без него будете хвалить ребенка - этот способ со временем утратит свою эффективность. Родителям стоит знать об этом.

В первую очередь ребенка необходимо поощрять за его работу, за те полезные действия, которые он выполнил. Конечно же стоит ему говорить и о том что он самых хороший, любимый и умный - но не часто.

4. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой. Дети, конечно очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше.

5. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.

6. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.

Главный вывод: Поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия. Тогда в поощрении ребенок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказанный, учится правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем.

Публикации по теме:

Сценарий мероприятия по ПДД «Помни: правила ГАИ - это правила твои» Тема: «Помни: правила ГАИ – это правила твои». Задачи: Закрепить правила движения по улицам; переход через улицу; значение сигналов светофора;.

В нашей стране День Матери совсем ещё молодой праздник (ему всего 18 лет, но при этом очень популярный. Думаю секрет его популярности в.

Акция "Золотые слова" В нашем детском саду" Солнышко"г. Новошахтинска проходит ежегодная акция "Золотой ключик к сердцу ребенка". Направлена.

Информационно-познавательный творческий проект для детей второй младшей группы «Золотые краски осени!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик» с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой.

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о правилах поведения на улице, обозначении дорожных знаков. Задачи: обобщить знания детей.

Статья из журнала «Семья и школа» (1965 год) о роли поощрения и наказания в воспитании, о мерах наказания и поощрения детей в семье.

«Молодец!» - подбадривает мать маленького сына, сделавшего первые самостоятельные шаги. Девочке-первокласснице, которая получила отличную оценку по математике, отец говорит: «Ты очень обрадовала папу своей отметкой. Вот так и дальше учись!»

Маленькая девочка убрала свои игрушки и посматривает на маму. И если мать не похвалит ее, желание убирать игрушки у девочки в дальнейшем может пропасть.

Поощрение - в том числе и словесное- много значит в жизни ребенка . Однако, одобряя тот или иной поступок ребенка, важно соблюдать меру . Мальчику в присутствии матери сделали прививку. Она говорит сыну: «Ты у меня молодец, настоящий герой - не заплакал». Но мальчик справедливо замечает: «У нас в классе всех кололи и никто не плакал». Конечно, похвала, да еще высказанная в такой высокопарной форме, была излишней.

Иногда дети получают от родителей «награды». Малышам дают сладости, игрушки. Школьники получают подарки разной ценности, в зависимости от возможностей родителей.

Не нужно злоупотреблять подарками. Нехорошо, если дети будут придавать им особое значение и не будут обращать внимания на словесное одобрение. Однажды я слышал, как девочка с грустью говорила, что ее подруга за отличные успехи получила от своей мамы в подарок интересную игру, а вот «моя мама за мои пятерки меня только похвалила и ничего не дала». Приучайте детей относиться к поощрениям в семье не по их материальной ценности, а по тому теплому чувству, которым они проникнуты.

Мой аттестат, - говорила одна девушка, вспоминая свои школьные годы, - очень обрадовал отца. Он ласково погладил меня по голове и сказал: «Такая дочка - награда мне и матери за все наши труды». Став уже взрослой, девушка часто вспоминала эти слова отца и называла их лучшим подарком.

Плохо, когда поощрениями злоупотребляют. У ребенка появляется привычка все хорошее делать за какие-то премии. Девочка с упреком говорит матери: «Как же так? За пятерку по русскому ты мне купила шоколадку, а за пятерку по математике ничего не купила». Назойливость детей в требованиях подарка совершенно недопустима. Надо постепенно приучать их к сознанию, что высокая успеваемость, отличная дисциплина и хорошие поступки сами по себе должны приносить удовлетворение. И чем старше ребенок, тем большее место в его сознании должно занимать такое чувство. (Это не значит, однако, что поощрения для старших ребят не нужны.)

Если за положительные поступки детей в семье нужно хвалить, то за отрицательными должно следовать наказание .

Если на плохие поступки ребенка не обращать внимания, то это может быть воспринято им как молчаливое согласие с его поведением. Как-то один мальчик, разговаривая с учителем, употребил нехорошее, вульгарное выражение. Учитель сделал ему замечание. Ученик же ответил: «Дома я часто так говорю и мне за это замечания не делают».

Дети не должны воспитываться так, чтобы у них оставалось впечатление, что все их плохие поступки могут, как говорится, «сойти с рук». Состояние безнаказанности часто приводит к безответственности, к недостатку требовательности к себе.

Строго воспитывать детей - значит предъявлять им твердые, не допускающие никаких отклонений требования и осуществлять постоянный контроль за выполнением этих требований. Мать запрещала сыну без спросу уходить из дому, а когда он, несмотря на запрещение, все-таки уходил, она на это не обращала внимания. Такое снисходительное отношение говорит о недостатке строгости в воспитании.

Строгость в воспитании необходима, но она не должна переходить в суровость и тем более в жестокость. Никогда не наказывайте детей, если вы чем-то расстроены, раздражены. Разгневанные мать или отец, наказывая ребенка, могут, как говорится, «отвести душу»: наговорить грубостей, оскорбить ребенка, прибегнуть к физическому наказанию, а потом жалеть об этом, раскаиваться.


Наказание детей в семье
должно относиться к совершенно ОПРЕДЕЛЕННОМУ ФАКТУ в поведении ребенка. Наказывать можно, например, не за грубость вообще, а лишь за определенное проявление грубости. Ребенок должен хорошо знать, в чем ИМЕННО он провинился.

Никогда не делайте неоправданных обобщений. Один случай: девочка мыла посуду и разбила чашку. Мать делает ей выговор: «Какая ты нескладная! За что ни возьмешься - все из рук валится». Такие характеристики приносят только вред - они озадачивают ребенка, он чувствует их несправедливость.

Не следует наказывать ребенка за то, что он не знает или не умеет делать. Мать делает строгий выговор дочери-первокласснице, упрекая ее в неумении готовить домашние уроки. Не лучше ли было бы просто научить ее, как надо готовить уроки?

Лучше всего на детей действуют такие наказания, которые представляют собой естественные последствия совершенного ими поступка. Ученик заигрался во дворе и не приготовил уроки. За это он был лишен права смотреть телевизор или идти в кино. Это наказание вытекает из самого проступка ученика: он как бы сам себя наказал.

Словесное наказание чаще всего носит форму выговора. Даже самый строгий выговор не должен быть грубым и унизительным для ребенка. «Я его так отчитала, - говорит мать, - что он будет знать, как обманывать меня». А во время этого «отчитывания» женщина говорила длинно, резким, «истошным» голосом, стучала кулаком по столу. Тот же по содержанию, но другой по форме, более спокойный выговор скорее достиг бы цели.

Наказанием может быть лишение удовольствий или наград. Например, ребенку не позволяют идти в кино, не покупают игрушки, оставляют без сладостей. Этот вид наказания обычно сильно действует на детей, как говорится, «задевает за живое». Сами дети считают такие наказания более сильными, чем самый строгий выговор. Однако никогда не следует в качестве наказания лишать ребенка того, что для него полезно и необходимо. Ученик, придя из школы, сообщает о полученной двойке. Мать наказывает его тем, что оставляет весь день без гулянья. Это весьма неразумное наказание, так как гулять детям совершенно необходимо.

Ни в каком случае не допустимо физическое наказание детей, унизительное не только для ребенка, но и для того, кто это наказание применяет. Прибегающие к этому наказанию родители как бы: расписываются в своем бессилии влиять на детей настоящими педагогическими методами.

Физические наказания порождают у детей трусость, малодушие, своего рода «преклонение» перед физической силой, иногда даже нервные заболевания. Эти наказания не искореняют пороки, а загоняют их внутрь.

Наказание должно соответствовать тяжести вины ребенка. Иногда родители нарушают это правило. За мелкий проступок - строгий выговор, за более крупный - беглое замечание. Объясняется это тем, что в первом случае мать или отец были в дурном настроении, а во втором - в хорошем. В результате ребенок больше обращает внимания не на тяжесть своего проступка, а на настроение родителей.

Однако поощрения и наказания не принесут пользы, если в семье не будет соблюдаться основное условие правильного воспитания детей - единство требований. Воспитательная линия должна быть единой в отношении поощрения и наказания детей .

Профессор Н. Левитов, журнал «Семья и школа», 1965 год

Вам понравилось? Нажмите кнопочку: