Неуверенность рано или поздно становится заметна окружающим. Это заставляет нас чувствовать себя настолько беззащитными, что в итоге мы действительно раскрываем свои слабости и становимся уязвимыми. Как красный носок, случайно оказавшийся в машинке с белоснежным бельем, нерешительность оставляет знаки в нашей речи и текстах, портя образ безупречно уравновешенного человека, который мы стараемся транслировать окружающим.

Но если вы знаете, за какими лингвистическими маркерами стоит следить, вы можете распознать неуверенность в речи (и, возможно, исправиться до того, как кто-нибудь заметит). Ниже перечислены полезные рекомендации.

В первую очередь, остерегайтесь сверхкомпенсации. Ничто так не выдает комплекс неполноценности, как самореклама. Исследователи из Гарварда и университета Пенсильвании сообщают, что люди, находящиеся на периферии какой-либо группы, более склонны использовать слова, подчеркивающие их принадлежность к этой группе. А вот ключевые фигуры не стремятся демонстрировать свою причастность.

В одном из исследований сравнивались сайты топовых университетов, предлагающих программы PhD, и топовых университетов, предоставляющих лишь возможность получить магистерскую степень. И те, и другие позволяют получить высшее образование - в отличие от колледжей. Но исследователи предположили, что вузы, специализирующиеся на магистратуре, будут не так уверены в своем статусе. Добровольцам нужно было проследить, как часто на каждом сайте используются только названия учебных заведений (например, «Гарвард») и как часто упоминается их статус (например, «Гарвардский университет»). Оказалось, что «магистерские» вузы действительно чаще называли себя университетами, чем вузы с программами для аспирантуры.

Похожим образом ученые исследовали сайты международных аэропортов: оказалось, что маленькие аэропорты гораздо чаще подчеркивают свой международный статус, чем аэропорты уровня Хитроу. И, наконец, исследователи провели эксперимент со студентами двух вузов Лиги плюща, попросив их описать свои учебные заведения. Студенты менее престижного Пенсильванского университета чаще подчеркивали элитность своего вуза, чем их ровесники из Гарварда.

У социологов есть термин, обозначающий то, как люди изменяют свою речь, чтобы звучать более солидно: лингвистическая неуверенность

Вы можете возразить, что к такому откровенному обозначению статуса можно прибегать и просто для того, чтобы избежать неясности и двусмысленности. Мы по умолчанию предполагаем, что в крупных аэропортах есть международные рейсы - возможно, аэропортам поменьше просто полезно напомнить клиентам о всех возможностях, потому что они не так очевидны? А если кто-то не помнит, что Пенсильванский университет входит в Лигу плюща, есть вполне прагматические причины вызвать у собеседника «правильную» ассоциацию.

И все-таки мне кажется, что интерпретация исследователей хотя бы частично верна. Я помню, как в детстве орала во всю глотку в поддержку своей команды пловцов. Почему? Я отвратительно плавала и хотела доказать свою принадлежность к «Дельфинам».

Несмотря на то, что неуверенные в себе люди настаивают на своей причастности к группе, они все же предпочитают говорить только за себя. Теперь мы знаем, что низкая самооценка выражается в местоимениях. До недавнего времени многие эксперты верили, что частое использование слова «я» свойственно властным и нарциссичным людям, жаждущим внимания. Но как написал Джеймс Пеннибэйкер, психолог из Техасского университета в Остине, это местоимение часто сигнализирует об униженности и подобострастии. Более уверенный в себе человек чаще обозначает свою территорию (и, возможно, решает, что вам стоит сделать, а не беспокоится о том, что нужно делать ему). «Человек с высоким статусом фокусируется на окружающем мире, а человек с низким статусом интересуется самим собой» - считает Пеннибэйкер.

Неуверенность выражается не только в том, что вы говорите, но и в том, как вы это делаете. Коллеги рассказывали мне, что понижали голос, чтобы выглядеть более авторитетными в трудные моменты, или использовали высокопарные слова. У социологов даже есть термин, обозначающий то, как люди изменяют свою речь, чтобы звучать более солидно: лингвистическая неуверенность . Она возникает, когда человек чувствует, что его язык сигнализирует о его неполноценности. Он пытается - сознательно или нет - «позаимствовать престиж» другой социальной группы, выбирая нетипичную манеру разговора. Лингвист Уильям Лабов впервые исследовал это явление в 1960-х. Он обнаружил, что в Нью-Йорке представители высшего класса произносят звук «r», а горожане из низов чаще опускают его на конце слов или перед гласными. Ученый попросил работников из престижного торгового центра Saks на Пятой авеню и дисконт-магазина S. Klein произнести словосочетание «forth floor». Оказалось, что сотрудники Saks гораздо чаще пытаются имитировать «элитное» произношение.

У лингвистической неуверенности есть и более экстремальная форма - гиперкоррекция: когда реальное или воображаемое грамматическое правило используется в неправильном контексте. В таких случаях попытка говорить «правильно» парадоксально приводит к неверному результату.

Также существуют речевые особенности, которые мы ошибочно принимаем за признаки неуверенности, хотя они таковыми не являются. Например, надтреснутый голос, манера произносить утвердительное предложение с вопросительной интонацией - скорее свидетельство энергичности и склонности к новаторству, а привычка часто говорить «эээ» или «вы знаете» - признак открытости и честности рассказчика.

Манера и стиль являются важными характеристиками общения.

Манера общения характеризуется , прежде всего, манерой говорить, т. е. использовать голос и тело для передачи устного сообщения. Манеру говорить можно рассматривать как «окно», через которое люди «видят» речь.

Манера общения определяется:

  1. тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым, взволнованным, раздраженным и т. д.);
  2. поведением в общении (сдержанным, уверенным, беспокойным, неуверенным, скованным, развязанным);
  3. дистанцией в общении (интимной, личной, социальной, публичной).

Манеры общения могут быть уважительными, "пренебрежительными, шутливыми, серьезными, озлобленными, доброжелательными; они связаны со стилем общения.

Стиль общения характеризуется индивидуально-типологическими особенностями взаимодействия между людьми. Фундаментом стиля общения личности являются ее нравственно-этические установки и оценки социально-этических установок общества.

К наиболее распространенным относятся следующие стили общения:

  • творчески-продуктивный,
  • дружеский,
  • дистанционный (отрешенный),
  • подавляющий (агрессивный),
  • податливый,
  • популистский,
  • заигрывающий,
  • требовательный,
  • деловой,
  • позиционный.

Стиль общения непосредственно влияет на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор средств общения, которые подразделяются на пять основных групп:

  1. лингвинистические (речевые);
  2. оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика);
  3. паралингвистические (качество голоса, его диапазоны, тональность);
  4. экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи);
  5. пространственно-временные (дистанция, время, место, ситуация общения).

Речевые средства образуют логическую и смысловую линии общения, определяющие характер его содержания. В современном управленческом общении ведущими стилистическими чертами являются разговорность, простота, живость построения фразы, использование разговорной лексики и фразеологии. Своеобразие разговорного стиля достигается путем использования некоторых психотехнических приемов:

  1. воображаемым диалогом («Я ему говорю..., а он мне отвечает....»);
  2. вопросно-ответным ходом (субъект общения сам себе.задает вопрос, и сам отвечает на него);
  3. риторическим вопросом (содержит утверждение или отрицание, возбуждает мысли партнеров по общению, их эмоции, например, «Что может быть эффективнее ресурсосберегающих технологий в нашей отрасли?»);
  4. эмоциональными восклицаниями (усиливает внимание к теме общения, стимулирует разговорность общения);
  5. инверсией (преднамеренным нарушением порядка слов).

Эффективность словесного действия зависит от того, насколько субъект владеет психотехникой речи. Под психотехникой речи понимается система индивидуально-психологического управления голосом, дикцией, интонацией, тональностью, логикой в соответствии с условиями общения партнеров. Содержательность словесного действия образуют лингвинистические средства, а его выразительность - паралингвистические и экстралингвистические. Эмоциональную окраску словам и фразам придают интонация и тональность. Скорость осуществления словесного действия - это его темп. Слишком быстрый темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержании словесного действия. Медленный темп утомляет и рассеивает внимание. Оптимальный вариант темпа речи выбирается на основе анализа характера ситуации общения, его целей и задач.

Пониманию содержания словесного действия способствует дикция - ясность и четкость произношения звуков. Процессу воздействия одного субъекта общения на другого способствуют и оптико-кинетические средства, т. е. жесты, мимика, пантомимика. Эти средства, удачно, красиво и эффектно исполняемые и используемые, играют очень важную роль в общении и формировании имиджа человека.

Психология общения и межличностных отношений Ильин Евгений Павлович

3.3. Манеры (стили) общения

3.3. Манеры (стили) общения

Манера общения имеет большое значение для его эффективности. Тон обращения (спокойный, властный, вкрадчивый, взволнованный и т. п.), поведение (сдержанность, беспокойство, неуверенность, скованность мимики и движений и т. п.), даже расстояние между общающимися могут многое сказать о характере общения. Например, выявлено, что между общающимися могут быть четыре дистанции: интимная, личная, социальная и публичная. Первые две свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими знакомыми, друзьями; социальной дистанции придерживаются люди, вступающие в официальные контакты; публичная дистанция имеет место между чужими людьми. Изменяя расстояние, можно добиваться дополнительного воздействия на партнера по общению, так как этим изменяется установка на манеру общения, характер отношения между партнерами.

Во время разговора не рекомендуется смотреть на посторонние предметы - это отвлекает, нервирует собеседника. Нужно чаще смотреть в глаза собеседнику, особенно если им является женщина (они больше нуждаются в обратной связи, чем мужчины). Не следует прерывать партнера в разговоре или споре, нужно дать ему возможность высказаться до конца.

В. А. Кан-Калик (1987) описал следующие стили общения:

1. «Совместное творчество»: ставятся общие для общающихся цели, решения отыскиваются совместными усилиями.

2. «Дружеское расположение»: основан на искреннем интересе к личности партнера по общению, уважительном к нему отношении, открытости контактам.

3. «Заигрывание»: основан на стремлении завоевать ложный, дешевый авторитет у партнера по общению, понравиться аудитории.

4. «Устрашение»: следствие неуверенности лица с более высоким статусом, чем у партнера по общению, или же результат неумения организовать общение на основе продуктивной совместной деятельности. Такое общение жестко регламентировано, загнано в формально-официальные рамки.

5. «Дистанцированность»: этот стиль имеет различные вариации, но суть его состоит в подчеркивании различий между партнерами по общению, и эта разница связана со служебным, социальным положением, возрастом и т. д.

6. «Менторство»: разновидность предыдущего стиля, когда один из партнеров («бывалый») принимает на себя роль наставника и беседует с другим назидательно-покровительственным тоном.

Манера общения во многом зависит от того, с кем общаешься, какой у него возраст, пол, социальный статус. Это хорошо подметил Н. В. Гоголь:

«Надобно сказать, что у нас на Руси, если не угнались еще кой в чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения… Француз или немец век не смекнет и не поймет всех его особенностей или различий. Он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. У нас не то. У нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у кого их триста…» (Гоголь Н. В. Избранное: В 2 т. - М.: Художественная литература, 1973. Т. 2. С. 34).

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

10.8. Мужской и женский стили общения Манере общения мужчин и женщин придавали большое значение еще в Древней Греции. Например, мужчине полагалось держать голову высоко поднятой, в противном случае его могли принять за гомосексуалиста. Женщинам, наоборот, не полагалось

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

17.8. Стили педагогического общения Имеется несколько подходов к выделению стилей общения. Один из них основывается на привязке стиля общения к стилю руководства: авторитарному стилю руководства соответствует авторитарный (императивный) стиль общения, демократическому

Из книги Как выйти замуж за богатого автора Волгина Ксения

Глава 14. «ИЗЫСКАННЫЕ МАНЕРЫ» Очень часто богатые люди, совершенно не придавая какого-либо значения интеллектуальному развитию своих избранниц, требуют, чтобы те по своим изысканным манерам напоминали как минимум благовоспитанных девиц. Обычно эти не всегда культурные и

Из книги Книга о вкусных и здоровых отношениях [Как приготовить дружбу, любовь и взаимопонимание] автора Маттео Майкл

3. Сопоставимые стили общения Стилей общения великое множество. Одни люди чрезвычайно экспрессивны, другие нет. Однако каждому из нас присущ собственный индивидуальный стиль выражения чувств и эмоций, включающий реакцию на определенные слова.Для одних людей выражение

Из книги Сознавание: исследуем, экперементируем, упражняемся автора Стивенс Джон

Отзеркалибание манеры говорить Теперь я хочу, чтобы вы отражали манеру разговора и выражения лица, точно так же как отражали бессвязную речь. Пусть один говорит что-нибудь, все, что пожелает, а второй тут же повторяет его настолько быстро и точно, насколько сможет, с той же

Из книги Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн автора Хьюмс Джеймс

Облик, манеры и сила В этой книге раскрываются секреты ораторского искусства и тайны харизмы, которыми владели великие ораторы прошлого и люди, сумевшие изменить ход мировой истории. Приложив некоторые усилия, вы тоже сможете постичь эти секреты: для овладения одними

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

Манеры Пореже сидите, положив ногу на ногу, не вставайте коленями на край стула, не принимайте расслабленных поз. Спокойно реагируйте на комплименты на работе. Если вам дарят цветы, лучше всего украсить ими ваш рабочий стол (не создавайте дарителю иллюзию, что он вам дорог

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ Выделяют следующие стили педагогического общения.1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношен и е к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ними дети (студенты) буквально по пятам ходят!»

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Современный курс практической психологии, или Как добиваться успеха автора Шапарь Виктор Борисович

Мужской и женский стили общения

Из книги Сверхчувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире автора Эйрон Элейн

«Маска» и хорошие манеры Если обычно вы проявляете себя как интроверт, помните, что в большинстве социальных ситуаций от вас требуется соответствовать хотя бы минимальным ожиданиям общества. СЧЛ могут выразить все правила этикета четырьмя словами: сводите ажитацию

Из книги Радуга характеров. Психотипы в бизнесе и любви автора Карнаух Иван

Из книги Саммерхилл - воспитание свободой автора Нилл Александр Сазерленд

автора

Из книги Когнитивные стили. О природе индивидуального ума автора Холодная Марина Александровна

Из книги Когнитивные стили. О природе индивидуального ума автора Холодная Марина Александровна

Когда речь идет об ораторских навыках, то каждая деталь крайне важна. В этой теме мелочей нет, ведь вы будете развивать манеру речи. Когда вы осваиваете риторику, старайтесь помнить, что в первую очередь нужно улучшить свою дикцию. Если во время разговоров вы проглотили большую часть слов или люди вокруг не могут понять, что вы только что сказали, то необходимо попытаться улучшить ясность и дикцию, поработать над ораторскими навыками.

Давайте познакомимся с некоторыми эффективными методами, которые подскажут, как сделать свою речь грамотной. Благодаря советам, расположенным ниже, вы сможете говорить более отчетливо, независимо от того, будете ли вы находиться в компании друзей или выступать перед публикой.

Не спешите во время разговора

Скорость речи очень важна в ораторском искусстве, но человек, который говорит быстро и невнятно, не пользуется уважением. Поэтому вот вам первый совет: контролируйте свое дыхание и прислушивайтесь к своим словам.

Понаблюдайте за певцом на сцене, и вы увидите, сколько внимания он уделяет своему дыханию. То же самое происходит во время разговора, это влияет на ясность вашей речи.

Один из способов, которым вы можете обеспечить правильный метод дыхания, является данное упражнение:

  1. Положите одну руку на живот, а другую на грудь.
  2. Сделайте вдох. Нужно дышать так, чтобы рука на животе двигалась, а та, которая на груди оставалась неподвижной.
  3. Как только вы сделали правильный вдох, вы должны начать говорить и думать только о словах. Кроме того, не забывайте медленно и постепенно выдыхать во время произношения.

В данном случае вы заставите работать диафрагму. К такому методу прибегают все вокалисты, которые учатся распределять воздух на нужный им временной отрезок, произнося при этом слова - внятно и без отдышки.

Соберитесь с мыслями

Ваша речь должна быть размеренной и внятной, но при этом не слишком медленной, иначе люди могут подумать, что вы - робот.

Ясность речи определяется не только правильной формулировкой фраз, но и наиболее отчетливым выражением точки зрения, мнения или какой-либо информации. Это означает понимание того, что вы думаете, прежде чем сказать и гарантируете достоверность каждого произнесенного слова.

Немного о публичных выступлениях

Давайте узнаем, какие есть средства выразительности речи и как можно сделать ее более грамотной. Итак, отдавайте предпочтение публичным выступлениям, ведь это еще один способ улучшить свои навыки ораторского искусства.

Если вам необходимо представить какую-то презентацию, то лучше всего содержание написать на листе бумаге. Перед публичным выступлением рекомендуется практиковать его во время прогулки, а лучше всего в любую свободную минуту.

Некоторые актеры активно используют этот метод для того, чтобы запрограммировать свой мозг на будущие съемки или представление. Каждое движение и жесты помогут вам вспомнить то, что вы собираетесь сказать. Важно понимать, что таким образом вы не заучиваете слова, поэтому во время презентации не будете казаться механическим роботом, но при этом сможете чувствовать себя намного увереннее и, даже если растеряетесь, начнете импровизировать.

Говорите по одному слову на каждом шаге, произнося его медленно и с выражением. Сначала это будет казаться нудной и трудной практикой, но, говоря фразы таким образом, вы обязательно научитесь замедлять свою речь.

Повторяйте те слова, которые вам трудно произнести

Когда мы сталкиваемся с трудностями, произнося определенные слова, то начинаем спешить и спотыкаться во время разговора, что, это приводит к запутанной речи.

Практикуйте данный метод: произносите вслух сложные названия, начинайте делать это медленно, а затем постепенно ускоряйтесь. Такие слова, как компрометировать, грейпфрут, одышка, констатировать и т. д. считаются одними из самых трудных, потому что их написание отличается от того, как они звучат.

Несколько упражнений для дикции

Манера речи не развивается сама по себе. Грамотное и красивое произношение, умение выдерживать темп и четко озвучивать все слова - сложная практика в ораторском искусстве. Добиться этого с первого раза не получится, нужно регулярно заниматься.

Те, кто играл в знаменитую Sims, с улыбкой вспоминают, как они “прокачивали” харизму персонажа. Несмотря на то, что это компьютерная симуляция, доля правды в ней все-таки есть. Персонажам было необходимо вставать около зеркала и развивать манеру речи вместе с дикцией, скоростью, громкостью. Почему необходимо смотреть на свое отражение? Потому, что так вы научитесь не отводить взгляда от толпы, начнете контролировать вербальные жесты и понимать, где нужно улыбаться, а где изменять тембр голоса.

Упражнения для дикции:


Бойтесь меня

Многие задаются вопросом, как сделать голос строгим. Для этого нужно научиться разогревать голосовые связки, чтобы они были расслаблены. Таким образом, вы сможете говорить не только четко, но и изменять свой тембр. Спойте несколько нот, даже если раньше этим не занимались. Произносите несколько раз звуки "Ммм", "Ууу", "Ааа", "Ооо", меняя интонацию с высоких нот на низкие, а затем, наоборот. Представьте себе, что ваш голос похож на колесо обозрения, которое идет вверх и вниз, делая круг. Издавайте гудение, хлопайте себя в грудь. Это поможет вам избавиться от мокроты, которая может быть в вашем горле и мешает сделать голос более низким.

К вербальным средствам общения относятся не только слушание, письмо или разговор. Это целое искусство, позволяющее доносить свою мысль до другого человека. Поэтому в первую очередь необходимо развивать словарный запас, чтобы улучшить свою речь. То есть, к вербальным средствам общения относиться и чтение. Изучать можно все - газеты и журналы, художественную литературу высокого качества, классику. Читайте вслух, не торопясь, вникайте в мысль, которую излагал автор. Это научит вас, как строить слова и предложения, используя огромный запас фраз и терминов.

Во-вторых, сдерживайте свои эмоции во время общения. Не машите руками, не кричите, но и не говорите слишком тихо. Также важно следить за темпом своей речи. Она не должна быть однообразной, а ключевые моменты можно разделить паузой. Это должно быть уместно и не слишком долго.

В заключение

Вы сможете сделать свою речь грамотной, если будете регулярно тренироваться. Друзья, телевизор и радио могут помочь в этом. Старайтесь подражать ведущим, не стесняйтесь добавлять во фразы уместные пословицы и высказывания, не бойтесь повторять интонацию и тембр голоса, заучивайте новые слова и читайте побольше литературы, не стесняйтесь публичных выступлений. Все это поможет сделать из вас настоящего оратора и мастера своего дела.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Улан-Удэнский инжинерно-педагогический колледж

Дисциплина:

Имидж и этикет делового человека

Реферат

Манеры общения

Выполнил: студент группы ЗФ 5ГУ - 1

Филаткин Д.В.

Проверил: Филиппова С.Д. .

г. Улан-Удэ 2010г.

Введение

§1. Манеры общения

Заключение

Список литературы

Введение

Значение манер общения в строительстве положительного делового имиджа трудно переоценить, поскольку под обаяние манер легко поддаются самые разные люди. Недаром есть выражение "красота человека привлекает, а его изящные манеры привязывают".

Манеры общения воссоздают образ человека, в них зрительно проявляются те его качества, которые оцениваются окружающими знаком "плюс" или "минус". Манера общения - это внешняя сторона проявления отношения к нам, это визуально доступная информация к восприятию. В отношении поведения словом "манера" обозначают устойчивые признаки, усвоенные и ставшие привычными особенности отношения к окружающим, формы общения, многообразные детали, отдельные черточки, даже мелкие, постоянно повторяющиеся движения - манера слушать, говорить, двигаться, держать сигарету и т.д.

§1. Манеры общения

Манеры могут быть плохими или хорошими в зависимости от того, как в них проявляется сам человек, какие - хорошие или дурные - привычки определяют общий облик его поведение. Все ненужное, лишнее в поведении, лишенное смысла и лишь затрудняющее общение с человеком, принято считать дурными манерами.

Хорошие манеры - это мерила того общественного круга, в котором данный человек живет. Они сообщают изящество и благородство, в них проступает сдержанность и скромность, простота и выразительная ясность, свидетельствующие о том, что судить о себе такой человек предоставляет другим, не навязывая им своей самооценки.

В основе манер общения - физические движения. Благодаря им, каждый из нас владеет языком тела, т.е. беззвучным языком, состоящим из жестов и мимики, без которых имидж малоэффективен.

Телодвижения - важная часть человеческого образа. Произвести хорошее впечатление очень трудно при отсутствии навыков искусного владения собственным телом. Чтобы научиться владеть своим телом, не обязательно обладать какими-то особыми физическими данными. Важно этого хотеть и уметь. Прежде всего, следует обратить внимание на наши позы и жесты.

В практике делового взаимодействия выделяют несколько основных жестов и поз, отражающих различные внутренние состояния партнеров и собеседников.

Жесты открытости свидетельствуют об искренности собеседника, его добродушном настроении и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты "раскрытые руки" и "расстегивание пиджака".

Жест "раскрытые руки" состоит в том, что собеседник протягивает вперед в вашу сторону свои руки ладонями вверх. Этот жест особенно часто наблюдается у детей. Когда они гордятся своими достижениями, то открыто показывают свои руки. Когда же они чувствуют свою вину, то прячут руки либо за спину, либо в карманы.

Жест "раскрытые руки" демонстрирует желание идти навстречу и установить контакт. Лучше всего начинать этот жест как бы из глубины, с уровня живота, направляя руки немного вверх в сторону собеседника.

Жест "расстегивание пиджака" также является знаком открытости. Люди открытые и дружески к вам расположенные часто расстегивают и даже снимают пиджак в вашем присутствии. Опыт показывает, что соглашение между собеседниками в расстегнутых пиджаках достигается чаще, чем между теми, кто оставался застегнутым. Тот, кто менял свое решение в благоприятную сторону, разжимал руки и автоматически расстегивал пиджак.

Когда становится ясно, что возможно соглашение или положительное решение обсуждаемого вопроса, а также в том случае, когда создается положительное впечатление от совместной работы, сидящие расстегивают пиджаки, распрямляют ноги и передвигаются на край стула ближе к столу, который отделяет их от сидящих напротив них собеседников (чаще всего партнеров по переговорам).

Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Но чаще всего он старается на вас не смотреть, отводя взгляд в сторону. Другой показатель скрытности - несогласованность жестов. Если враждебный или защищающийся человек улыбается, это означает, что он искусственной улыбкой пытается скрыть свою неискренность.

Жесты и позы защиты являются знаком того, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы знаков являются руки, скрещенные на груди. Руки здесь могут занимать три характерные положения.

Простое скрещивание рук является универсальным жестом, обозначающим оборонное или негативное состояние собеседника. В этом случае следует пересмотреть то, что вы делаете или говорите, ибо собеседник начнет уходить от обсуждения. Нужно также учесть и то, что этот жест влияет на поведение других людей. Если в группе из четырех или более человек вы скрестили руки в защитной позе, то вскоре можно ждать, что и другие члены группы последует вашему примеру. Правда, этот жест может означать просто спокойствие и уверенность, но это бывает тогда, когда атмосфера беседы не носит конфликтный характер.

Если, кроме скрещенных на груди рук, собеседник еще сжимает пальцы в кулак - это говорит о его враждебности или наступательной позиции. В этом случае надо замедлить свою речь и движения, как бы предлагая собеседнику последовать вашему примеру. Если это не помогает, то постараться сменить тему разговора.

Жест, когда кисти скрещенных рук обхватывают плечи (иногда кисти рук впиваются в плечи или бицепсы так крепко, что пальцы становятся белыми), обозначает сдерживание негативной реакции собеседника на вашу позицию по обсуждаемому вопросу. Он готов ринуться в бой и с трудом сдерживает себя, чтобы не прервать вас. Этот прием используется, когда собеседники полемизируют, стремясь, во что бы то ни стало, убедить друг друга в правильности своей позиции. Поза скрещенных рук нередко сопровождается холодным, чуть прищуренным взглядом и искусственной улыбкой. Такое выражение лица говорит, что ваш собеседник "на пределе". И если не принять оперативных мер, снижающих напряженность, может произойти срыв.

Укажем на еще один популярный среди деловых людей жест - те же скрещенные на груди руки, но с вертикально выставленными большими пальцами рук . Этот жест передает двойной сигнал: первый - о негативном отношении (скрещенные руки), второй - чувство превосходства, выраженное большими пальцами рук. Собеседник, прибегающий к этому жесту, обычно поигрывает одним или обоими пальцами, а для стоячего положения характерно покачивание на каблуках. Жест с акцентированием большего пальца используется также для выражения насмешки или неуважительного отношения к человеку, на которого указывают большим пальцем как бы через плечо.

Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы. Задумчивое (размышляющее) выражение лица сопровождается жестом "рука у щеки", когда собеседник принимает позу "Мыслителя" Родена, опираясь рукой на щеку. Этот жест свидетельствует о том, что его что-то заинтересовало. Остается выяснить, что же побудило его сосредоточиться на какой-то проблеме.

Жест "пощипывание переносицы", который обычно сочетается с закрытыми глазами, говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размышлениях.

Когда собеседник занят процессом принятия решения, он почесывает подбородок. После того, как решение принято, почесывание прекращается. Этому жесту обычно соответствуют на его лице слегка прищуренные глаза - он как бы что-то рассматривает в дали, ища там ответ на свой вопрос.

Когда собеседник подносит руку к лицу, опираясь подбородком на ладонь, а указательный палец вытягивает вдоль щеки (остальные пальцы - ниже рта), - это является красноречивым свидетельством того, что он критически воспринимает ваши доводы.

Жесты сомнения и неуверенности чаще всего связаны с почесыванием указательным пальцем правой руки места под мочкой уха или же боковой части шеи (обычно делается пять почесывающих движений). Потрагивание или легкое потирание носа - также знак сомнения. Когда вашему собеседнику бывает трудно ответить на ваш вопрос, он часто указательным пальцем начинает трогать или потирать нос. Правда, здесь следует сделать предостережение: иногда люди потирают нос, потому что он чешется. Однако те, кто чешет нос, обычно делают это энергично, а те, для кого это служит жестом, лишь слегка его потирают.

Поза обиды принимается собеседником, когда он обижен или оскорблен вашими словами. В этом случае он приподнимает плечи и опускает голову ("набычивается"). Такая поза нередко сопровождается рисованием на листе бумаги (стрел, кругов и т.п.). Вам следует переключить разговор на другую (лучше нейтральную) тему. Когда увидите, что собеседник успокоился, осторожно выясните причину его претензий к вам.

Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать и о стремлении заканчивать беседу, достаточно красноречивы. Так, если во время беседы ваш собеседник опускает веки, то это сигнализирует о том, что вы для него стали неинтересны, или просто надоели, или он чувствует свое превосходство над вами. Когда вы заметили такой взгляд у вашего собеседника, учтите, нужно что-то изменить, если вы заинтересованы в успешном завершении разговора.