Масленица - что это?

Масленица в 2019 году – это подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу – в этом христианская составляющая масленицы.

Как отмечать Масленицу в 2019 году?

На Руси Масленица отмечалась как радостный праздник. При слове «масленица» в памяти встают картины веселых зимних дней, наполненных гамом и шумом, вкусными запахами блинов, перезвоном колокольчиков, украшавших нарядные тройки. Сияющие на солнце купола церквей, горящие, как жар, медные самовары, гуляния, балаганы и чинные чаепития под праздничным огоньком лампадки у образов.

Достаточно распространено мнение, что масленица – это праздник (или обычай) скорее языческий, а не православный. Это не совсем так.

Эта подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу – в этом христианская составляющая масленицы. Масленица – это время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению.

Церковь призывает помнить, что ни в какое время не стоит веселиться, теряя голову и совесть.

Вспомним наставление свт. Тихона Задонского: «Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно. Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви? Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют. Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию. Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их. Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие. Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего. Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются. Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют. Я еще раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».

В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси вовеки веков. Аминь». Эта молитва многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.

Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Церковью Неделей сыропустной (именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем.

В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Дни Масленицы в 2019 году

В понедельник отмечали встречу праздника, по городу готовили качели, балаганы и прочие увеселительные заведения для народных гуляний.

Во вторник на Руси были заигрыши: холостые юноши и девушки присматривались друг к другу, чтобы после окончания Великого Поста сыграть свадьбу.

В среду-лакомку теще полагалось накрывать стол для зятя и всей родни.

Четверг - 7 марта

В четверг начинался разгул, после семейных посиделок народ устремлялся в балаганы, на карусели и площади, где были организованы гуляния.

Пятница - 8 марта

В пятницу зять приглашал на тещины вечерни, это мог быть праздничный обед для всей родни жены или скромный ужин в семейном кругу.

На золовкины посиделки в субботу невестка приглашала родню мужа, его сестер с их семьями.

Прощеным воскресеньем завершается масленичная неделя.

Масленица в 2019 году: как совместить с христианством?

Масленица возникла как языческий обычай провода зимы, который, постепенно утрачивая языческое содержание, стал составной частью сыропустной седмицы. Но почему бывший языческий праздник вдруг не только прилепился к христианству, но и прижился на этой почве? Не свидетельствует ли это о том, что русское православие до сих пор больно язычеством?

Действительно, произошла от языческого обычая провода зимы. Однако надо учитывать, что все этно-культурные формы, связанные с временными циклами, - языческого происхождения, потому что язычество связано с переживанием времени. Всякая духовность, которая выше естественного языческого начала – это в какой-то мере преодоление времени. Но что касается вопроса о том, совместима ли Масленица с Христианством, то все зависит от приоритетов. В самом по себе трепетном ожидании весны трудно заподозрить что-то богопротивное, и никто из самых закоренелых поклонников Масленицы не видит в блинах символ солнца, если ему специально об этом не напомнить. Поэтому, если мы остаемся христианами во всех своих принципиальных вещах, то я задаюсь вопросом: что плохого будет, если мы при переходе от надоевшей зимы к долгожданной весне скромно отметим ее приближение?

профессор Давид Гзгзян

Преподаватель Свято-Филаретовского православного института, член Межсоборного Присутствия

Татьяна Ивашкова

Языческие корни Масленицы

Праздник проводов зимы и одновременно встречи весны имеется у большинства народов. С древнейших времен он был приурочен ко дню весеннего равноденствия. У многих народностей в этот день начинался новый год. Славянский праздник Комоедицы историки относят ко времени неолита. В Вавилоне в течение 12 дней шли торжества, посвященные богу Солнца Мардуку. В Египте чествовали богиню плодородия Исиду, в Греции – богинь Кору, Деметру и Афину, в Риме в течение пяти дней после равноденствия устраивались празднования в честь богини Минервы. С принятием христианства в Европе языческие праздники были наполнены новым содержанием, сохраняя, тем не менее, немало архаичных черт.

В языческой Руси масленичная седмица, начинавшаяся в день весеннего равноденствия, стала наследницей более древней славянской Комоедицы, связанной с культом просыпавшегося весной медведя и получившей название от печеных комов из гороховой муки – прообразов позднейших блинов. Комоедица частично сохранилась в Белоруссии как часть масленичных празднований. Медведь на Руси остался одним из важных персонажей праздничных гуляний, однако, уступив главенство богине смерти и зимы Марене и богу солнца Яриле. Что касается масляного блина – символа солнца и жизни, он стал главным масленичным лакомством.

Каких правил надо придерживаться в масленичную неделю?

Традиционно неделя перед Великим постом, в народе называемая , вызывает множество сомнений - язычество это или православная традиция, нужно ли «оторваться» перед началом строго воздержания, или же уже сейчас надо настраиваться на молитвенный лад, блины - это религиозный символ или же просто замечаетльное лакомство… А вокруг шум, гам, праздничные гуляния. Что делать?

Последняя неделя перед - время, когда мы прощаемся не только с определённой пищей, но и с разными развлечениями. Развлечения - это же не обязательно что-то греховное, неправильное, нехорошее. У нас в Свято-Владимирской гимназии в этот период обычно проходят праздничные концерты. Мы словно стараемся с детьми по-хорошему порадоваться и повеселиться впрок.

Когда мы вместе сидим за столом, поём песни, во что-то играем, слушаем друг друга – это же работает на созидание, учит нас, в том числе, и любить друг друга. Во время Масленицы всё это переживается, мне кажется, особенно остро. Потому что с этим мы тоже расстаёмся, от этого тоже в какой-то мере отказываемся. Чтобы сосредоточиться на Боге, научиться любить Его.

протоиерей Алексий Уминский

настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах

Оксана Головко

Чучело масленицы: сжигать или не сжигать?

На Масленой неделе в нашей законодательно светской стране начинают полыхать костры, в том числе и на школьных дворах. Вместе с поеданиями блинов, играми и прочим весельем сжигание чучела Масленицы стало одним из атрибутов праздничных гуляний.

Может ли подобное действо нанести психологический вред ребенку? Отвечают психолог Екатерина Бурмистроваи протоиерей Максим Первозванский.

Что такое символическое сжигание Масленицы? Языческое действо еще из дохристианских времен. Тогда люди считали, что они, сжигая, прогоняют. К нашему времени это никакого отношения не имеет - с духовной точки зрения потому, что у нас есть Благовестие.

Все языческое было настолько давно, что утратило смысл. Сжигание Масленицы стоит в одном ряду и с другими языческими обрядами. Сейчас никто не закапывает вместе с умершим его жен, детей, коня… Все это давно ушло из нашей жизни. И потому, понятное дело, сжигая чучело, мы ничего этого ребенку не рассказываем.

Тут есть ряд и других моментов. Если делали Масленицу своими руками, раскрашивали, украшали, а потом видят, как ее сжигают - это может быть для них сильным стрессом. У детей этого возраста «мистическое» мышление, они все одушевляют. И получается, что они сжигают одушевленное существо… Зрелище, явно не полезное для детской психики. Для школьников вообще эта акция - бессмысленнее действо на грани хулиганства, сродни поджигания мусорных бачков и скамеек. Дохристианские времена прошли. Символический смысл сжигания чучела утерян. Остался нехороший, дурной фольклор, совсем не нужный человеку, живущему в христианскую эпоху.

Екатерина Бурмистрова

семейный психолог

Мне странно слышать, когда сжигание Масленицы приравнивают, скажем, к традиции поедания блинов.
В том, как мы едим блины, нет никакого языческого обряда. Ведь мы печем их не потому что это - символ солнца, а потому что это хорошая благочестивая русская традиция, вполне соответствующая Масленой неделе. А сжигание чучела Масленицы - это совершенно конкретный ритуал, в котором никакого утилитарного смысла, вроде того, что можно наесться перед постом, нет, а есть только языческие корни. Поэтому я категорически против того, чтобы христиане участвовали в этом языческом обряде. Как не называй его - «Проводы зимы», «Сжигание зимы», - все равно это будет языческий обряд.
Я обычно не отказываюсь, когда меня приглашают на Масленичные гуляния, только узнав, что там Масленицу сжигать не планируют. Понятно, что психологически языческие обряды оказывают вред ребенку. Но он ничтожен по сравнению с духовным вредом. Говорить о психологическом вреде, физическом вреде в данном случае - что говорить, скажем, о психологическом вреде спиритизма…


Протоиерей Максим Первозванский

Татьяна Ивашкова

Масленица в христианскую эпоху

После принятия христианства оказалось, что традиционное время праздника выпадает на Великий пост. Поскольку праздничное разгулье противоречило духу поста, Масленицу пришлось сместить на последнюю предпостовую седмицу, смирившись с тем, что встреча весны теперь нередко приходится на лютую зимнюю стужу. В церковной традиции масленая седмица именуется сырной или мясопустной – поскольку в воскресенье происходит заговенье на мясо. В то время как улицы гудят весельем, церковные службы постепенно принимают постовой характер: так, в среду и пятницу не служится литургия, читается покаянная молитва Ефрема Сирина, в воскресенье вспоминается Адамово изгнание из рая и совершается чин прощения. Считается, что эти семь дней должны быть посвящены не разгулу и обжорству, а примирению с ближними, прощению обид и подготовке к посту.

Тем не менее, главными атрибутами народного праздника являются застолья и гулянья. Прощаясь на семь недель со скоромной пищей, за семь дней праздника люди стараются впрок наесться молочными продуктами, яйцами, рыбой – и, разумеется, главным блюдом, блинами. Каждый день Масленицы имеет свое название и свое содержание. Впрочем, отсчет начинается еще в субботу – «малую Масленку». В этот день дети собирали по деревне старые лапти, подкарауливали на дороге возвращающихся с базара и били лаптями тех, кто не «вез Масленицу» - не запасся продуктами. Воскресенье посвящали визитам, в частности, тесть звал зятя «доедать мясо».

Татьяна Ивашкова

Гуляния на масленичной неделе

Понедельник называется «встреча». В этот день свекор со свекровью отправляют невестку на день к родителям, а вечером сами приходят к сватам в гости. Начинают печь блины, первый блин отдают нищим на помин усопших. Чучело из соломы, символизирующее зиму (Марена вместе с Ярилой ушли в отставку), с песнями возят по деревне, устанавливают на снежной горе и начинают катания на санках. Вторник – «заигрыш». Происходят смотрины невест, устраиваются балаганы, по домам ходят ряженые. В среду-«лакомку» начинается главное объедение, а тещи приглашают зятьев на блины. Четверг – «разгуляй», веселье достигает апогея. В этот день раньше устраивали кулачные бои и взятие снежного городка, а чучело зимы возили по деревне на колесе. В пятницу («тещины вечерки») чествуют молодоженов, тещи приходят к зятьям на блины с ответным визитом. В субботу («золовкины посиделки») молодые принимают остальную родню, невестки одаривают золовок.

В Прощеное воскресенье, по христианской традиции, просят прощения и троекратно целуются в знак примирения, а затем с чистой совестью сжигают чучело и провожают Масленицу – до следующего года.

Татьяна Ивашкова

Празднование наступления весны в Европе

В Европе размах весеннего праздника в той или иной стране зависит от того, какая христианская конфессия является преобладающей. Празднование равноденствия и наступления весны, почти прекратившееся во времена раннего средневековья, возобновилось с IX-X вв. под названием «карнавал» (по одной из самых распространенных версий это название происходит от латинского «carne vale» - «мясо, прощай»). Первые карнавалы начали проводить в Италии (венецианский карнавал и по сей день является самым известным, соперничая лишь с бразильским), затем во Франции и в других странах.

До начала XVI в. церковь относилась к карнавалам терпимо, но затем сменила отношение на отрицательное - хотя до этого праздник отмечали даже в монастырях. При этом протестантское духовенство выступало против карнавалов гораздо решительнее, чем католическое. В результате в Англии, в скандинавских странах и в областях Германии с преобладанием протестантов, масленичные торжества проходят очень скромно – в отличие от католических стран.

Традиционный европейский карнавал продолжительнее нашей Масленицы. В разных странах он начинается в разное время. Чаще всего – в «жирный четверг» на неделе, предшествующей началу Великого поста, но праздничные базары начинают работать еще в субботу. Последний день карнавала, «жирный вторник», празднуется особо пышно, а на следующий день, в «пепельную среду» у католиков начинается пост. Как и Масленица, карнавал немыслим без обильных застолий, народных гуляний, игр и балаганов, но все же главной составляющей карнавала являются театрализованные шествия.

Несмотря на общий смысл и содержание карнавала, в каждой стране он имеет свои «изюминки». Так, в Англии, где празднования сводятся к одному лишь «исповедальному вторнику», главное событие – забег женщин с блинами на сковороде. В Бразилии все внимание направлено на соревнования танцевальных школ по исполнению самбы. Люцернский карнавал (Швейцария) немыслим без причудливых костюмов на всех участниках и ночного шествия музыкантов. «Безумный понедельник» кёльнского карнавала начинается с шествия во главе с Карнавальной троицей: Принцем, Девой Колонией и Крестьянином, а в прирейнском городе Бланкенхайме в этот день проходит «Шествие духов» - ряженых чертей и ведьм. В Восточной Европе главными действующими лицами праздника являются холостяки.

В Польше в последний день гуляний в деревенских трактирах скрипачи «продают» незамужних девушек. В Сербии холостяка могут прокатить по деревне в свином корыте, а на крышу поставить фигуру Соломенного Деда. А за безудержным весельем начинаются степенные дни размышления и молитвы. Скоро Пасха…

Масленица - время просить прощения и готовиться к посту

Протоиерей Анатолий Малинин

Так называется потому, что в этот период времени, т.е. в течение недели перед , разрешается вкушение сливочного масла, а также молочные продукты и рыба. На церковном языке эта неделя называется сырной - это есть неделя перед Великим Постом, который заканчивается Страстной неделей, когда вспоминаются страдания Иисуса Христа ради нашего спасения и славное Его Воскресением. у нас бывает не по числам, поэтому и масленица также устанавливается не по числам.

Обычно в народе празднуется, как особое время, когда можно предаться разным играм, катаниям и многим разным развлечениям, которые сопровождаются обильными яствами и питием. Святитель Тихон Задонский, обращаясь к своей пастве Воронежской, не очень одобрительно высказывается относительно празднования Масленицы. Он говорит, что масленицу почти все ожидают как какой-то великий праздник, приготавливают разные кушанья, запасаются вином. И когда наступает празднование, друг друга зовут в гости и друг друга посещают.

Праздничные компании, предавшись объедению и пьянству, становятся бесчувственны и в таком состоянии человек бывает невоздержен и необуздан во всех отношениях. И такое состояние человека приводит к разным несчастиям. Святитель Тихон говорит: «Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют Масленицу», затем говорит, что самое празднование масленицы - это дело языческое. У язычников был бог ложный, изобретатель всякого пьяного питья, он назывался по-гречески Вахос. Сему скверному божку язычники установили особые в году праздники, которые и доныне по их наименованию называются вакханалии, они проходят в пьянстве, объедении, в бесчинных играх и разных мерзостях. Такое празднование Масленицы делает человека недостойным даже называться христианином, потому что он не слушается указаний святой Церкви. Церковь на период масленой недели ограничивает своих чад церковных в пище, не разрешает вкушения мяса, в богослужении в среду и в пятницу не совершается литургия по ее торжественности, церковная служба совершается по великопостному чинопоследованию, с поклонами.

Эта неделя начинается с воскресенья, а на литургии в этот день читается евангелие о втором пришествии Иисуса Христа и о Страшном Суде. Этим евангельским чтением церковь предлагает настроиться к встрече праведного Судьи, напоминает о Страшном Суде и о том, что каждый человек будет отвечать праведному Судье, когда Тот будет спрашивать каждого человека о том, как он прожил свою жизнь. И чтобы Господь не осудил за содеянные грехи, нужно покаяться.

Старинный славянский праздник Масленицы вновь приобретает популярность в России. Люди с удовольствием погружаются в его веселую бесшабашную атмосферу с яркими гуляниями, горячими пышными блинами, катаниями на санях и прочими увеселениями.

Но и сегодня далеко не все знают, что такое Масленица, откуда пошел обычай ее праздновать и что, собственно говоря, нужно делать, чтобы отметить ее по всем правилам.

Слово «Масленица» в русском языке употребляется, как правило, в двух значениях. Наиболее распространенное из них – это название народного праздника, предшествующего Великопостной неделе, во время которого царит буйное веселье, проводятся карнавальные шествия, народные гуляния с ряжеными, катаниями на санях, снежными битвами и т.д.

Помимо того, Масленицей называют чучело, которое символизирует суровую зиму и которое торжественно сжигают в конце праздника.

Праздник Масленицы существует у большинства европейских народов и везде отмечается одинаково бурным весельем, призванным снять с людей напряжение долгой и суровой зимы. Это языческий праздник весны, характерный для большинства земледельческих культур.

С приходом христианства он не утратил своего значения для народа, но немного изменились сроки его проведения. Если в дохристианскую эпоху Масленицу справляли во время , то теперь его проведение привязано к началу Великого поста, а ее окончание приходится на Прощёное воскресенье – праздник прихода Христа в Иерусалим.

Основной смысл праздника остается таким же, как и тысячу лет назад: люди торжественно провожают уходящую Зиму и приветствуют Солнце, которое с каждым днем будет задерживаться на небосводе все дольше и дольше, согревая землю и пробуждая ее плодородие.

Поэтому чем веселее отпразднована Масленица и чем большим количеством забав она будет отмечена, тем лучше пробудятся животворные силы Природы и тем большим будет урожай в новом году.

Начинают праздновать Масленицу за неделю до Великого поста. Уже с понедельника хозяйки ежедневно пекут пышные блины, щедро приправленные сливочным маслом, и угощают ими свою семью, гостей и прохожих.


Во многих местностях раньше соблюдался строгий порядок гостевания, отголоски которого и по сей день остаются в народной памяти. Так в среду зять должен был явиться к теще, и та от души потчевала его аппетитными блинами.

Масленичная неделя – время веселья, не ограниченного религиозными и социальными нормами. В эти дни принято переодеваться, или рядиться, в шкуры животных и ходить в таком виде по гостям или плясать на главной площади. Отсюда идут корни пышных карнавалов, которые до сих пор проводятся во многих католических странах.

На Руси же Масленая неделя в основном отдавалась более простым забавам: в эти дни стар и млад катался на санях, запряженных лучшими лошадьми, и на маленьких санках с горок, строил снежные крепости и брал их штурмом, пел песни, плясал и пировал. Дворянство и интеллигенция посещали театры, где давали только комедии, участвовали в балах и прочих увеселениях.

В России основной символ масленицы – пышный золотистый блин, щедро политый растопленным коровьим маслом, сдобренный сметаной, творогом или икрой осетровых рыб. Тесто для блинов обязательно заводится на молоке, а пышность ему придают дрожжи.

Блины пекутся с самого утра в течение всей масленой недели. Всем известно, что после начала Великого поста молочные продукты окажутся под строгим запретом, поэтому наедаются ими впрок.

Каждая хозяйка во время Масленицы предлагает блины с разнообразными начинками: творогом, грибами, яйцами и зеленым луком. Классическим сочетанием и даже символом праздника стали блины с красной и черной икрой.

Вообще масленичная начинка блинов может быть любой, кроме мясных продуктов. Другое название Масленицы – сыропустная неделя, т.е. время, когда можно употреблять в пищу сыр и другие молочные продукты.

Финалом праздника обычно становится торжественное сжигание чучела, символизирующее окончание суровой и холодной зимы. Животворящий огонь уничтожает холод и стужу, согревает землю и пробуждает плодородное начало.

Это радостное событие отмечается массовым хороводом вокруг горящего чучела, пением песен, плясками и катанием на санях, запряженных лошадьми.

Хотя Масленица – шумный и веселый праздник, однако, отмечая его, нельзя забывать о предстоящем Великом посте и о том, что по окончании праздника жизнь не закончится.

Не следует чрезмерно объедаться блинами, чтобы не нанести вред своему здоровью, и упиваться спиртными напитками, а также совершать поступки, за которые потом может быть стыдно.


Кроме того, во время масленой недели запрещено есть мясо и мясные продукты, зато разрешено коровье масло, сыр, сметана и кушанья с добавлением молока. В среду и пятницу пост отменяется, и разрешается есть мясо.

Дата начала Масленицы меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост, который длится семь недель пред Пасхой. И именно перед Великим постом празднуется Масленичная неделя. На популярный вопрос, когда Масленица в 2018 году, ответ прост: когда отмечать Масленицу - зависит от даты празднования Пасхи - в 2018 году - это 8 апреля, следовательно, Масленица в 2018 году будет праздноваться с 12 февраля по 18 февраля.

Масленица 2018

Это проводы зимы и радостное ожидание весны, это народный праздничный цикл, сохранившийся у славян с языческих времён. Масленица в селах и городах всегда отмечается массовыми гуляниями - шумно, весело и со щедрым угощением. Уверены, что народные гуляния на Масленицу 2018 будут не менее веселыми. Когда будет Масленица 2018 , не стоит думать, что единственное угощение на праздники - блины. Как правило, когда празднуют Масленицу накрывают богатый стол. В старину на стол на Масленицу ставили и оладьи, и пирожки с разнообразными начинками: грибной, творожной, капустной, и не только.

Почему Масленица называется Масленица или Сырная седмица

Масленица получила свое название от того, что в последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы. В календаре Русской православной церкви этот период называется Сырной седмицей, — неделя (седмица), следующая за Пёстрой неделей. В православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению.

Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы : чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья, у русских — обязательные блины и лепёшки, у украинцев и белорусов — вареники, сырники и колодка.

Народные обряды Масленицы

Обрядовая сторона Масленицы является весьма сложной и восходит к глубокой древности. Она включает обряды, относящиеся и к началу нового цикла, и к стимуляции плодородия, и к культу предков. Главной героиней праздника была Масленица, воплощённая в чучеле. Масленица божеством не является, однако представляет собой архаичный этап развития умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле . Для крестьянина плодородие земли было крайне важно. Со стимуляцией плодородия связана еще одна сторона Масленицы — поминальная. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Главный атрибут Масленицы - блины. Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов . Блины у славян всегда были поминальным блюдом, поэтому они как нельзя кстати соответствуют поминальной сущности Масленицы.

Традиции на Масленицу

Дохристианская Масленица — отмечавшийся в марте, в дни весеннего равноденствия, языческий праздник проводов зимы — комоедицы. Празднование масленицы сопровождалось обрядами, прославлявшими солнце, символизировавшими смерть сезонной смерти и приближение возрождения природы, и продолжалось в течение недели. Масленица была днями всеобщего веселья и разгула, пиршества . Это был праздник желудка, сопровождавшийся пьянством и едой до обжорства. Находилось место и эротике. В некоторых селениях устраивались складчины-братчины, сообща, всей деревней, варилось пиво. Масленица — это широкий праздник. На расходы нельзя было скупиться.

Характерной особенностью празднования Масленицы являются катания . Специально устраивались ледяные горы, на которых собиралось множество народа. Катались на санках и на санях, создавая на них «кучу малу», на бересте и на любых подручных средствах. По традиции в деревнях на Масленицу непременно катались на лошадях, запряженных в разукрашенные сани. В передней части саней устанавливалась оглобля с закрепленным наверху колесом, символизировавшим солнце. Организовывались целые санные поезда. При всех развлечениях и потехах, катаниях и гуляниях присутствовали и принимали в них активное участие ряженые, скоморохи - таковы народные традиции на Масленицу. Переряживание, как и катания, было в обычае на протяжении всей недели. Широко также были распространены кулачные бои. Завершались праздники сожжением Масленицы.

Народные традиции на Масленницу

Масленичная неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица , у которых свои традиции. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица. В народе каждый день Масленицы имеет свое название.
  • Понедельник на Масленицу — ВСТРЕЧА
К первому дню Масленицы по традиции готовились места общих гуляний, ледяные горки, балаганы; создавались запасы для угощения — пекли блины, пироги, оладьи, калачи, готовились закуски и выпивка. Молодежь делала соломенную куклу, изображавшую Масленицу. Куклу одевали, наряжали, на санках вывозили на возвышенное место и призывали Масленицу прийти, покататься и в блинах поваляться. Хозяйки начинали зазывать и угощать гостей.
  • Вторник на Масленицу — ЗАИГРЫШ (заигрывания молодых)
Традиции на этот день Масленицы молодежь с утра приглашала друг друга на блины. Парни и девицы обменивались визитами и после нескольких угощений выходили на улицы, на горки повеселиться, потешиться. Устраивались молодежные забавы. Парни высматривали невест, девушки — женихов.
  • Среда на Масленицу — ЛАКОМКА (у тещи на блинах)
В среду обильное угощение с обязательными блинами организовывала по традиции на Масленицу именно теща. Она собирала родственников с первоочередным приглашением и почитанием зятьев.
  • Четверг на Масленицу — РАЗГУЛ (широкий четверг)
Уличные гуляния на Масленицу приобретали наиболее массовый характер по традиции именно в четверг. Народ высыпал на улицы, сходился в определенные места для совместных угощений, выпивок. Над деревнями звучали песни. Шум, гам, смех и звон колокольчиков сопровождали санные поезда. Скоморохи развлекали публику. Ледяные горки были облеплены ребятней и молодежью. Парни устраивали различные проказы. Разрастались кулачные бои.
  • Пятница на Масленицу — ТЕЩИНЫ ВЕЧОРКИ
Традиции на Масленницу предписывали зятя накануне лично самому приглашать на пятницу тещу к себе в гости. На угощение зятя, тоже с блинами, собиралась и прочая родня.
  • Суббота на Масленицу — ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ
По традиции в субботу невестка-молодуха проявляла свое искусство в приготовлении угощения и созывала к себе родственников.
  • Воскресенье на Масленицу — ПРОВОДЫ (сожжение Масленицы — ритуал проводов зимы)
На каком-то возвышенном месте устанавливался длинный шест, наверху которого закреплялось колесо, символизировавшее движение солнца к весне, которое с каждым днем все выше поднималось на небосводе. Это сооружение обкладывалось дровами, вениками и вечером разводился большой костер. Сжигалось чучело зимы, холода, сезонной смерти. Все это сопровождалось весельем, катанием на санях с гор, различными потехами. Огни эти были видны из деревни в деревню.

Празднование масленицы обязательно было связано с блинами, символизировавшими солнечный диск. В масленицу игрались свадьбы — и природа, и люди готовились к плодоношению.


Приметы и поговорки на Масленицу

Первый блин за упокой (на масленой).
Первая оттепель — вздохнули родители.
Сыр, сметану, масло вкуша́й, все беды — щедростью души избывай.
Без масла каша не вкусна.
Прошли Святки, жаль расстаться, пришла Маслина — кататься (воронеж.).
Милости просим к нам об масленице с своим добром, с честным животом.
Где блины, тут и мы; где с маслом каша — тут и место наше.
Блин не клин, брюха не расколет.
Без блина не масляна.
На горках покататься, в блинах поваляться.
Сваталась Маланья на масленице, думала-гадала замуж пойти, а того Маланья не ведала, что масленица только ставит молодых на показ.
О масленой — неделю пируешь, семь опохмеляешься.
Выпили пиво об Масленице, а с похмелья ломало после Радуницы.
Веселы песни о Масленице, а веселей того — о Радонице.
Масленица — семикова племянница.
Масленица объедуха, деньгам приберуха.
Звал, позывал честный Семик широкую Масленицу к себе погулять.
Маслена: честная, весёлая, широкая, всемирный праздник.
Масленица-блинница — скоморошья радельница.
Отдадим почтенье на сырной в воскресенье (то есть напроказим, перерядимся и пр.).
Широка река Маслена: затопила и Великий пост.
Пируй-гуляй, баба, на Маслену, а про пост вспоминай.
Боится Маслена горькой редьки да пареной репы.
Прольёт Власий маслица на дороги — зиме пора убирать ноги, путь ей ве́дом, за Прохором следом.
Зять на двор — пирог на стол.
У тёщи про зятя и ступа доит (то есть доится).
Придёт зять, где сметанки взять?
Ненастье в воскресенье перед масляной — к урожаю грибов.
Не все коту Масленица, будет и Великий Пост.

Масленица - это самый раздольный, самый разгульный и поистине всеобщий праздник. Веселое прощание с холодной, надоевшей зимой и одновременно встреча долгожданной весны, солнца и тепла! Древние славяне устраивали проводы зимы и встречу весны в честь языческого бога плодородия и скотоводства Велеса. После принятия христианства этот праздник на Руси сохранился, а с XVI века он стал называться Масленицей. Ведь на этой неделе, последней перед Великим постом, по православному обычаю мясо есть уже нельзя, а масло и другие молочные продукты - еще можно.

В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года.
Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматривалось как магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех деловых, домашних и хозяйственных начинаниях.

Масленица была принята Православной Церковью как религиозный праздник под названием сырной или «мясопустной» недели. В эту неделю Церковь приводит верующим на память изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание, чтобы нагляднее представить всю важность предстоящего подвига поста.
С субботы уже начинали праздновать "малую Масленку". Ребятишки группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом "Везешь ли Масленицу?" Кто отвечал: "Нет", того били лаптями. В этот же день ребята с особым азартом катались с гор: существовала примета - кто дальше прокатится, у того в семье лен уродится длиннее.

Последнее воскресенье перед масленицей носило название "мясного воскресенья". Было принято наносить визиты родственникам, друзьям, соседям и приглашать в гости на масленицу. В "мясное" воскресенье тесть ездил звать зятя "доедать барана".
"Заговляюсь на сыр да на масло"- говорили в вечер перед «масляной».
Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые действия, традиционные игры и затеи до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.
Вся неделя именовалась "честная, широкая, веселая боярыня-масленица, госпожа масленица". Масленицу нередко открывали ребятишки, которые сооружали снежные горы и скороговоркой произносили приветствие масленице: "Звал - позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, Масленица, перепельные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться…». После этой встречи ребятишки сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица! Приехала Масленица!". Каждый день масленичной недели имеет свое собственное название и значение:

ПОНЕДЕЛЬНИК - ВСТРЕЧА

На встречу наряжали соломенное чучело Масленицы. Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами шли в гости к сватам. Договаривались о времени и месте гуляний. В этот день заканчивали строить снежные города, качели, балаганы.

Без блинов не масленица, без пирогов - не именины. В течение всей масленичной недели положено угощать блинами. Блин как символ солнца ритуально съедался во славу Весны и плодородия земли. Считалось, что чем больше съешь их за неделю, тем богаче и сытнее будешь жить в наступившем году. Поэтому и пекли их в старину по-разному — из различных сортов муки, обычно из гречневой или пшеничной, из дрожжевого или пресного теста, а то и разной формы (круглые, прямоугольные и т. д.). На Масленицу обязательно пекли хворост, пирожные, печенье, пироги, готовили разные творожные смеси. Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Блины пеклись большие - во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, варенье, мед, масло, икра. Ели блины и с семгой, и с навагой, и со знаменитым припеком, сыром, огурцами, творогом, рублеными яйцами и запивалось все это сбитнем, пивом или вином.

На масленице - первый блин за упокой.
Действительно, первый блин, испеченный на масленой неделе, клали на слуховое окошко "для душ родительских" со словами:
- Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!

Кое-где первый блин отдавали нищим, чтобы они помянули всех усопших. Русская масленица всегда славилась блинами, их качеством и количеством.

Центральной фигурой все же оказывалась сама «Масленица» - кукла из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево — тонкий ствол березы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Куклу наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, насаживали на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу устанавливали на снежной горке, и начинались катания. Или делали из тряпок женскую фигуру с длинной косой, одетую в девичий наряд. Фигура изображала девушку; к рукам этой фигуры прикрепляли помазок и блин - главные символы Масленицы. Одежда на кукле должна была быть с растительным рисунком. Куклу украшали лентами, искусственными цветами, вешали тесемки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесемки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Бытовала и «Домашняя Масленица». Ее называли дочкой Масленицы (большой) или ее младшей сестрой. Она представляла собой небольшую, высотой 20—25 см, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом.

«Домашняя Масленица» символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к теще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, «Домашней Масленицей» встречали жениха и невесту.

Масленица — вероятно, древнеславянское имя забытого мифологического персонажа, олицетворявшего мрак, ночь. Масленицу уничтожают, чтобы под щедрыми лучами солнца вырастить щедрый урожай нового года. Поэтому процессия проводов напоминает древний похоронный обряд: чучело жгут, как жгли покойников в древние дохристианские времена, что должно обеспечить не только плодородие, но и благотворно повлиять на скотину и здоровье людей.

Сопровождала Масленицу ряженая молодежь. Чаще всего рядились цыганами. Иногда рядом с Масленицей-чучелом садилась в сани женщина, изображающая Масленицу, которая за прядильным станком крутит масло. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне и затем отправлялся в соседнее село.

ВТОРНИК - ЗАИГРЫШИ

С него начинались безудержные игры и потехи: катания на санях, народные гулянья. Центром праздничной масленичной площади были балаганы, катальные горы, всевозможные качели и карусели. В больших деревянных строениях давали представления с Петрушкой и Масленичным дедом. На сценах легких временных театров выступали профессиональные актеры, любители, а так же цирковые артисты.

Пожалуй, ни один праздник на Руси не обходился без веселых карнавальных шествий скоморохов. Они были не только музыканты, но соединяли в себе разные способы развлекать скуку толпы: одни играли на гудке, другие били в бубны, домры, третьи плясали, четвертые показывали народу выученных собак и медведей. Между ними были глумцы и стихотворцы-потешники, умевшие веселить народ прибаутками, складными рассказами и красным словцом. На Масленицу скоморохи и им подобные артисты, так сказать, «правили бал»: именно они руководили народными гуляньями, катанием, встречей и проводами Масленицы, игрищами и ярмарочными увеселениями.
Во вторник по дворам с обрядовыми песнями ходили «ряженные» в козьих масках и соломенных шапках с голым веником на длинном шесте. К прутьям этого веника за небольшую плату (обычно блинами) можно было привязать ленточку с наговором от недугов и прочих невзгод: уйдут ряженые и унесут вместе с веником все горести. С утра девицы и молодцы приглашались покататься на горах, поесть блинов. Молодежь в этот день собиралась в просторной избе для новых знакомств. Здесь парни высматривали невест, а девицы поглядывали украдкой на суженых.

СРЕДА - ЛАКОМКА

В этот день в каждой семье накрывали столы, пекли блины, в деревнях варили пиво. Повсюду появлялись торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напиток из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было напиться чаю. В среду выносили блины на улицу и угощали ими всех соседей и желающих.

Однако самым главным событием этого дня, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если зять был по душе, разумеется), а для забавы любимого зятя созывала всех родных. В некоторых местах «тещины блины» могли приурочиваться к пятнице. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали "тещины вечерки" - приглашали на блины. "Являлся и бывший дружка, который играл ту же роль, как и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок". Званая теща (существовал и такой обычай) "обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов": таган, сковороды, половник, кадушку для опары, а тесть присылал мешок гречневой крупы и коровье масло. "Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей".

ЧЕТВЕРГ - ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРТОК, РАЗГУЛ, ПЕРЕЛОМ

В этот день начиналось основное веселье: чучело возили по улицам, катались с ледяных гор, пели частушки, ходили колядовать, творили кулачные бои, разыгрывали «взятие снежного городка».

Возили на санях мужика с вином и калачами. Сходились в назначенное место пить пиво, брагу, вино и петь песни. К соломенному чучелу за околицей относили и складывали старые вещи. Сюда же приносили веник с наговорами и втыкали рядом.

Дети катались с гор во все дни масленицы, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды - четверга. Съезжали с гор на санях, на салазках, на обледенелых рогожах. Катанию с гор придавался особый смысл. В старину, например, существовал обычай "лучшим пряхам в семье кататься с гор на донцах, причем у той, которая дальше прокатится, будет самый лучший лен". Все поженившиеся пары деревни должны скатиться по одному разу. Катание с гор молодоженов сопровождалось песнями, которые пели в основном девушки, собравшиеся на горе и ожидающие своей очереди покататься. Как правило, со среды к катанью с гор и на лошадях активно подключается и неженатая молодежь.

Вообще катание на тройках наперегонки, под песни и гармонь, с шутками, поцелуями и объятьями - типично русское масленичное увеселение, в котором не принимали участие только младенцы да старики, уже не выходившие из дому.
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи, найти себе пару. Больше всего внимания и почестей оказывается на масленицу молодоженам. Традиция требует, чтобы они, нарядные выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе; чтобы торжественно, под песни скатывались с ледяной горы.

ПЯТНИЦА - ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРКИ

В этот день зятья угощали своих тещ, иногда - и всю родню. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу. Принарядившийся зять на нарядно украшенных санях подкатывал к тещиному дому и лично приглашал ее к себе на блины.

СУББОТА - ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ

Молодая невестка приглашала своих родных к себе, а своим золовкам - сестрам мужа - дарила подарки. В этот день дети строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем дружина разделялась пополам: одни охраняли городок, другие должны были, силой взять его.

ВОСКРЕСЕНЬЕ - ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ, ПРОЩАНЬЯ, ЦЕЛОВНИК

В этот день провожали Масленицу. Соломенное чучело чествовали, приглашали снова вернуться на следующий год, а потом увозили за околицу и сжигали, а пепел рассеивали по полю, чтобы придать силу будущему урожаю.

С утра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу. В селах в воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по деревне до темноты, с песнями и шумом. А поздно вечером выезжала на озимь и здесь на приготовленном костре чучело сжигала. У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен, и стар, и млад, угощался блинами, горячим сбитнем и булочками жаворонками. С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, молодежь выкрикивала: - «Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела! Кидали в костер блины - "Гори блины, гори, Масленица!". Парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать. В первую очередь, конечно же, девушек, а с ними и тещ - "Теща, люли, поджаривай блины!". Когда же Масленица сгорала — молодежь прыгала через костер. Этим состязанием в веселье и ловкости и завершался праздник Масленицы.
Иногда чучело топили в проруби или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю, или вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика — пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»).
Этот обряд праздника плодородия связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; плодоносящих сил природы, обновления ее жизненной силы. Уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. По представлению древних славян, взошедшие зерна — как бы воскресший покойник; гибель зерна в почве необходима для возрождения его новой жизни в колосе.

Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд «проводов масленицы» состоял, главным образом, в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Верили, что все беды унесутся прочь миллионами искр этого костра. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали на жердь, воткнутую посреди костра.
После сожжения Масленицы огня уже в доме никто не разводил, даже свечку в этот день не зажигали. А наутро пепел от костра разбрасывали по полям для богатого урожая. Все оставшееся хлебное угощение отдавали скотине, а то и вовсе выбрасывали. Даже самый бедный человек не ел бы ничего из масленичных остатков.
В преддверии Великого поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения. «Прости меня», — просит один. «Бог простит, и я прощаю», — отвечает другой.
Поэтому последний день Масленицы носит еще название «прощеного воскресенья». Испрашивание прощения должно по обычаю сопровождаться поклонами и троекратным целованием. С той же целью в прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины. Прощание между домашними происходило после ужина, перед сном. В этот день прощаются все обиды и оскорбления. В день Прощеного воскресенья благочестивые люди ходили по монастырям, по древним соборам, чтобы поклониться святым мощам и особо чтимым святыням; заходили принимать благословение к архиереям, настоятелям церквей, почтенным инокам; посещали дома родственников и знакомых, везде и у всех испрашивая прощения и благословения.
В этот день в монастырях, соборах и храмах совершается торжественный обряд взаимного прощения.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно “полоскали зубы”, т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для “вытряхивания блинов” устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и “парили” молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

Когда наступает этот веселый праздник, Масленица, он всегда сопровождается весельем, гуляньями и Именно поэтому Масленица так любима русским народом.

Любимый праздник

Масленица в России и на Руси всегда она сопровождалась и сопровождается по сей день веселым настроением и радостью, отмечается с размахом и обилием различных вкусностей, включая блины, пироги и сырники. Масленица празднуется везде: в деревнях и городах. Считалось, что неучастие в ней грозит тем, что человек может навлечь на себя беду. В Масленицу принято употреблять много жирной и вредной пищи, разрешается баловаться пьянящими напитками и ходить в гости. Наверное, именно поэтому она была и остается любимым русским праздником.

История Масленицы

История праздника уходит далеко в древность. Масленица - древний славянский праздник, который прочно укоренился в повседневной жизни людей и после Как ни странно, но у славян Масленицей встречали Новый год, ведь до 16 века год начинался не с января, а с марта. Блины у славян ассоциировались с солнцем: круглые, румяные и горячие. В жизни русских людей неделя Масленицы была самой яркой, веселой и беззаботной. Весь русский народ забавлялся танцами, катанием на санях, различными ярмарками, любовался передвижными театрами, учувствовал в кулачных боях и чествовал молодоженов. Со временем стали появляться новые праздники, но Масленицу продолжали праздновать с размахом, не скупясь на угощения.

Во времена правления Алексея Михайловича было предпринято немало мер, чтобы утихомирить разудалых подданных, но все попытки были тщетными.

Большой любитель веселья Петр I пытался связать этот праздник с европейскими традициями: итальянскими карнавальными шествиями, шутовскими представлениями, шумными застольями. Только в одном году (1724-м) Масленица не удалась из-за сильных морозов и метелей: карнавальное шествие организовать не удалось, поскольку гостям в костюмах и масках было слишком холодно на улицах Петербурга.

На Масленицу каждый день недели сопровождается своим особым обрядом.

Так, в понедельник принято встречать Масленицу: наряжать соломенное чучело и одевать в женскую одежду.

Во вторник на Масленицу - гуляния, катания на санях с обледеневших горок. Большие толпы народа ходили на ярмарки, смеялись над постановками кукольных театров и бродили по гостям.

В среду - лакомка. В каждом доме накрывали стол со всевозможными угощеньями: блинами, пирогами, пивом. На ярмарках можно было угоститься орехами, пряниками, медом.

Четверг приходится на середину веселья. Именно в этот день проходили самые зрелищные кулачные бои, со своими строгими правилами и ограничениями. Кстати говоря, Иван Грозный очень любил такие развлечения и этот день был особенно торжественен и весел.

В пятницу старались ускорить свадьбы и подыскать одиноким пару. Также именно в этот день тещи приглашали зятьев на блины и пироги.

В субботу предпочитали собираться золовки и молодые невестки и устраивали посиделки за столом.

В воскресенье той недели, Масленица когда празднуется, принято у всех за совершенные деяния или случайные обиды. Именно поэтому последний день недели и называется "прощеным воскресеньем".

Четких дат празднования нет: они подвижны и каждый год разные. Поэтому, говоря о том, когда отмечается Масленица, число конкретное назвать не мы сможем, а вот ориентиры дадим: это восьмая неделя перед великим Постом. Вся неделя сопровождается вкусной едой и напитками, тем самым подготавливая верующих к посту.

Народные гуляния

Масленица всегда сопровождалась веселыми и беззаботными гуляньями. На Руси она считалась разгульной, разорительной неделей. Жители деревень от мала до велика предпочитали отдыхать в эту неделю, кататься на санках, с горок, наряжать соломенную женщину в одежду, возить ее на санях. Также устраивались ярмарки, где каждый считал своим долгом купить нужные и ненужные безделушки. На площадях продавались угощенья - блинчики со всевозможными начинками: сметаной, медом и икрой. Можно было угоститься пивом или горячим чаем. Устраивались знаменитые кулачные бои, маскарады, ходили ряженые. Масленица когда празднуется, у всех хорошее и веселое настроение.

Приметы и обычаи

Масленица (когда празднуется она, мы уже выяснили) - время, когда все обычаи и приметы связаны с блинами.

  • Считается, что если блины не получаются, то жди беды и несчастья, если же кушанье горячее и румяное, удача и счастье будут сопутствовать семье.
  • Много блинов - к обогащению и процветанию, мало - год будет неурожайным и тяжелым.
  • Весь год не будет ссор между зятем и тещей, если она накормит его вкусными блинчиками. В противном случае ссор не избежать. А вот про тестя часто забывают, ведь именно он должен приглашать зятя в воскресенье "доедать барана", то есть на мясной ужин.
  • Блинами принято угощать всех друзей и знакомых, а также поминать усопших, съедая первый блинчик в их честь.
  • Одним из самых любимых развлечений на Масленицу считались качели. Принято думать, что чем выше качели поднимутся, тем богаче будет урожай. Не обошли приметы и горки: чем дольше проедешь, тем длиннее вырастет лен на полях.
  • Также считалось, что если, когда празднуется Масленица, гуляния сопровождает дождь, то можно ожидать богатого урожая грибов в лесах. А если в Масленицу морозно и холодно, то лето будет теплым.
  • Дни Масленицы было принято отмечать с размахом, не скупясь на угощения. Если встретить Масленицу с грустью, не веселясь от души, то и весь остальной год будет скучным и тоскливым.

Атрибут

Неизменный атрибут Масленицы - Кострома. Это вымышленный персонаж, который стал воплощением весны и плодородия. Создавали его при помощи соломы, чаще всего чучело имело лицо девушки. "Похороны" чучела проходили в пародийной форме. Его укладывали на доски или носилки. Носили по деревне, подносили к церкви, затем к реке и в лес. Девушки покрывали головы белыми платками и "оплакивали покойную". Во главе процессии шли парни, наряженные священниками, в лаптях и с кадилом. Часто такие "похороны" заканчивались утоплением или сожжением чучела на костре. Весь этот обряд связан с идеей весеннего возрождения природы. Считалось, что без этого обряда природа будет неблагосклонна к жителям деревень, лето будет сырым или засушливым, что повлечет за собой неурожай и, соответственно, бедность и разорение.

Дни Масленицы у русского народа считались днями праздника, безудержного веселья, гулянок. Масленица была любимым праздником у многих жителей деревень, ассоциировалась с приходом весны, возрождения сил природы. Жители с нетерпением ждали этой недели, чтобы вдоволь наесться вкусной и жирной пищи перед строгим постом. Также в Масленицу было принято развлекаться, кататься на санях, чествовать стариков и молодоженов, и, конечно же, уплетать горячие и румяные блины. Сегодня Масленица немного потеряла свое значение, но, тем не менее, в душе русского народа остается веселым, разгульным и "вкусным" праздником.