Интервью волшебный мир л д столяренко. Интервью волшебный мир
Интервью "Волшебный мир"
Данная методика применяется в целях знакомства с ребенком (младшим школьником), его главными проблемами. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.
Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д. Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов.
Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции.
Текст методики
Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.
Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?
А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?
А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.
Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой - представь себе это.
Теперь ты у себя дома. Ты - всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т. д.)
Затем волшебник попадает в школу.
В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.
Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?) Почему?
Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?
Чуть не забыли о тебе!
Что бы ты сделал для себя? Почему?
Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?
А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?
Спасибо, ты - настоящий волшебник!
Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.
Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?
А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?
Ты можешь превратиться в любое животное.
а) кошка
в) маленький козленок, олененок
ж) обезьяна
з) тигр
и) заяц
к) собака
л) птичка (например, синица)
Ты отлично справился с заданием.
Ты - волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.
- Скажи, кем ты хочешь быть - маленьким, взрослым или таким, как есть? Почему?
А почему ты не хочешь стать... (1-й невыбранный вариант)?
А почему... (2-й невыбранный вариант)?
- А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?
Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).
А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Не нравится? Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?
Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.
а. - Ты каким бы животным хотел стать? Почему?
б. - А каким животным ты не хочешь быть? Почему?
Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет, и почему.
А почему а, б, в?
Отлично. А подумай:
а. - Чего больше всего боятся дети? Почему?
б. - Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?
в. - А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?
- Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?
Интерпретация результатов
Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога-практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предложения, возникающие в ходе интерпретации результатов.
В целом при интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т.е. стремлению показать себя в лучшем свете.
Апробация на 93 детях (53 мальчика и 40 девочек).
Кем бы ты хотел быть?
Частота (%) наиболее распространенных ответов (табл. 7.11, 7.12):
Сказочные герои........................ 74,1
Животные.................................... 11,8 %
Реальные лица............................. 9,7
Другие варианты........................ 2,2
Не знаю........................................... 2,2
Таблица 7.11 . Сказочные герои (абсолютная частота)
ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Таблица 7.12. Животные (абсолютная частота)
Девочки , Лет |
Мальчики , Лет |
Частота , |
|||||
Реальные лица: мама, учительница, повариха, капитан, космонавт...
Для оценки стереотипа используем коэффициент, выраженный в процентах, относительную частоту наиболее распространенных ответов (обратно пропорционален показателю оригинальности).
50-70% одинаковых ответов - высокий коэффициент стереотипности.
30% - средний коэффициент стереотипности.
19,4% - низкий коэффициент стереотипности.
Объяснения весьма разнообразны: вскрывают мотивы ребенка и являются основой интерпретации.
Кем бы не хотел стать?
Частота (%) наиболее распространенных ответов (табл. 7.13, 7.14):
Сказочные герои........... 62,4%
Животные........................ 8,6%
Реальные лица............... 17,2%
Контридентификация имеет большой коэффициент стереотипности (26,9%) и большую частоту реальных лиц.
Таблица 7.13. Сказочные герои (абсолютная частота)
Выбор |
Девочки , Лет |
Мальчики , Лет |
Частота , |
||||
Колдун, ведьма | |||||||
Принцесса |
Примечание. В этой таблице и табл. 7.14-7.20 в графе «Частота» указаны только значимые величины.
Таблица 7.14. Животные (абсолютная частота)
Реальные лица: слуга, официантка, «плохой человек», повар, «человек». В зависимости от ПОЛА: мальчики отдают предпочтение волшебнику, который может активно участвовать в волшебном мире, девочки - принцессе.
ГЛАВА 7. ДИАГНОСТИКА ПОТРЕБНОСТНО - МОТИВАЦИОННОЙ И ВОЛЕВОЙ СФЕР ЛИЧНОСТИ
В зависимости от ВОЗРАСТА: среди девочек тенденция развития более отчетливая: с возрастом увеличивается частота отождествления со сказочным героем:
Онтогенетический профиль:
Девочки................ 63%-86-90
Мальчики.............. 75%-64-85
Некоторые ответы имеют как положительные, так и отрицательные результаты выбора (принцесса), другие только положительные (кошка) или только отрицательные (змея).
Отношение разности положительных и отрицательных выборов к общему числу всех выборов одного и того же объекта называется индексом полярности:
I - K
Где /-число идентификаций; К- Число контридентификаций.
Как следует из формулы, индекс полярности может принимать любые значения - от 1,0 до -1,0. Положительные значения показывают, что преобладают положительные выборы, отрицательные - наоборот. Граничные значения имеют следующий психологический смысл:
1,0- экстремальный положительный объект, выбранный всеми респондентами; 0 - амбивалентный объект; - 1,0 - экстремальный отрицательный объект, исключаемый всеми.
Индекс полярности для первых двух вопросов теста:
Принц, принцесса................ 0,8
Король, королева................. 0,6
Волшебник....................... -0,46
Черт................................... -0,50
Дракон.............................. -0,82
Кошка................................... 1,0 -
Змея.................................... - 1,0
Наиболее важными для интерпретации являются ответы на вопрос «почему?». Мотивы выбора разнообразны: носят личностный характер, определяются позицией ребенка. Именно личностные объяснения являются полезными для диагностических заключений, например:
Идентификация:
□ с феей («делает другим гадость»);
□ с кошкой («каждый может с ней играть»);
□ с ребенком («может быть все время с мамой»);
^ Л
ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Контридентификация:
Q с собакой («однажды меня укусила»);
□ с человеком («должен умереть»).
Интерпретационные портреты объектов
(Интерпретационные возможности приводятся в последовательности убывания количества совпадающих объяснений (табл. 7.15-7.21): Принц, принцесса (р = 0,80):
А) потребность вызывать восхищение, быть центром;
Б) стремление к богатству, роскоши, изобилию;
В) потребность быть благородным, отзывчивым;
Г) потребность главенствовать, управлять другими (отвергается как «пло
хое» качество).
Король, королева (р = 0,69):
А) потребность главенствовать, организовывать, управлять другими, кон
тролировать, вмешиваться (доминантная, частично агрессивная позиция):
Б) потребность помогать, защищать других;
В) потребность красоваться, вызывать восхищение, быть центром вни
мания (экспозиционная или эксгибиционная позиция; отвергается из-за
«плохих» качеств).
Волшебник (р = -0,46):
А) стремление к власти, силе;
Б) потребность в творчестве, изобретательности, активности;
В) потребность оказывать помощь, защищать других (протективная по
зиция);
Г) стремление к богатству, изобилию (отвергается из-за «плохих» качеств,
противного внешнего вида, ненависти людей - потребность в аффиляции).
Дракон (р = -0,82) отвергается из-за жестокости, агрессивности, безобразного вида, выбор дракона является индикатором неприспособленности, агрессивности или других нарушений.
Варианты ответов: «Перевернула бы весь мир наизнанку», «Превратила бы человека в камень», «Чтобы люди не ссорились», «Чтобы я не носила очки», «Чтобы никто не умирал».
Таблица 7.15. Что бы ты сделал? (абсолютная частота)
ГЛАВА 7. ДИАГНОСТИКА ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОИ И ВОЛЕВОЙ СФЕР ЛИЧНОСТИ
Таблица 7.16. Что бы ты сделал у себя дома? (абсолютная частота)
Выбор |
Девочки , Лет |
Мальчики , |
Частота , |
|||
Утилитарные предметы | ||||||
Коммунальное | ||||||
Оборудование | ||||||
Здоровье всем |
На дополнительные вопросы чаще всего выбирают: Для мамы:
□ предметы одежды........................................ 35,5%
□ коммунальное оборудование..................... 20,4%
□ меньше работы по дому (красоту, здоровье) Для папы:
Q предметы одежды...................................... 29,0%
□ машину........................................................ 26,9%
Q меньше работы, высокую зарплату, чтобы раньше возвращался домой с работы (!), чтобы был моложе.
Признак нарушения (если это не противоречит основаниям выбора) - ответ «не знаю», или индифферентный, или отрицательный ответ «ничего».
Если ребенок перечисляет «подарки», то можно сказать: «хорошо, все это полезные вещи, но ты всемогущий волшебник, можешь пожелать не только вещи» - иногда удается получить ценную информацию. Оптимальным является клише: «...хорошо, а что еще?».
Таблица 7.17. Что бы ты сделал ты В Школе?
Отрицательная позиция по отношению к школе имелась у 18% детей. Коэффициент стереотипности достаточно высок.
На дополнительные вопросы дети чаще выбирают для учителя:
Предметы одежды........................................................................................ 20,4%
Другие подарки............................................................................................. 20,4%
Чтобы учителя не огорчали........................................................................ 12,9%
Чтобы учитель был: добрым, справедливым, лучше объяснял материал 4,3%
Таблица 7.18. Позиция к учителю
Очевиден «скачок» между 10-ю и 12-ю годами: эта тенденция соответствует Онтогенезу и видна по другим позициям.
ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Хотел бы превратиться в... ?
Животное....................... 35,5%
Сказочный герой........... 23,7%
Другой человек.............. 16,1%
Литературный герой...... 3,2%
Предмет......................... 3,2%
Остаться самим собой. 3,2%
Не знаю.......................... 16,1%
Коэффициент стереотипности низок.
Таблица 7.19. В какое животное ты бы хотел превратиться?
Выбор |
Девочки , Лет |
Мальчики , |
Частота , |
||
Обезьяна | |||||
О 0 | |||||
Таблица 7.20. Каким бы животным ты не хотел быть? (спонтанная идентификация)
Выбор |
Девочки , Лет |
Мальчики , |
Частота , |
||
О 3 | |||||
Двенадцать идентификаций было отобрано по результатам предварительного опыта с 27 животными. Вынужденный выбор с большим числом животных уменьшает риск поверхностной, случайной ассоциации при спонтанном выборе и позволяет вызвать много дифференцированных позиций. С помощью таких выборов и их обоснований ребенок косвенно описывает черты собственной личности.
Положительный выбор мелких животных (мышь, червяк, змея), если это не противоречит обоснованиям выбора, является признаком нарушения или неприспособленности, неприспособляемости.
«Характеристики» животных
Кошка (р = 0,53):
А) потребность быть полезным, помогать другим;
Б) потребность быть привлекательным, прелестным, Красивым;
ГЛАВА 7. ДИАГНОСТИКА ПОТРЕБНОСТНО - МОТИВАЦИОННОЙ И ВОЛЕВОЙ СФЕР ЛИЧНОСТИ
В) потребность быть любимым, потребность в ласке, в защите;
Г) потребность в безопасности, доме, удобстве;
Д) потребность в физической проворности, ловкости.
Отказ из-за агрессивности, льстивости, стремление избежать агрессивности: «люди ее мучают и обижают».
Идентификация с кошкой согласно выбора девочек является исключительно положительной, для мальчиков - умеренно положительной (для 12-тилетних даже амбивалентной: идентифицируют ее как вредное животное: «ловит птиц», «подлиза», «агрессивная»).
Лев (р = 0,01). Доминантная позиция, стремление к власти, управлению, потребность в социальной значимости (престиж, авторитет), потребность в силе:
А) агрессивная позиция, потребность нападать, уязвлять;
Б) потребность в свободе, независимости;
В) желание быть красивым, вызывать восхищение.
Отказ из-за агрессивности, из-за того, что сидит в клетке (потребность В свободе).
Онтогенетический профиль индексов полярности:
В мотивации идентификации преобладают: агрессивность, доминантность, автономность, частично агрессивность, физическая сила.
ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Маленький козленок, олененок (р - 9,40):
А) потребность в красивом внешнем виде, быть прелестным;
Б) потребность в уверенности, безопасности, материнской защите;
В) потребность в свободе.
Отвергается из-за беззащитности, уязвимости, пугливости, трусливости. Онтогенетический профиль полярности:
Змея (р =0,78): потребность в значительной агрессивности или ответная или резко оборонительная позиция. Отвергается из-за агрессивности, коварства, неприязни, из-за беззащитности, уязвимости, медлительности, брезгливости.
Онтогенетический профиль индекса полярности:
Орел (р = 0,29):
А) потребность в свободе, «взлете»;
Б) потребность быть полезным, признания, исключительности (царь птиц);
В) потребность в доминировании (царь птиц);
Г) частично агрессивная и защитная позиция.
Отвергается из-за агрессивности, жестокости, уязвимости, мрачности. Онтогенетический профиль индекса полярности: Мотивировка выбора: «свобода» - 5% девочек, 30% мальчиков; агрессивность - 0% девочек, 4% мальчиков.
Мышь (р = -0,94) выбирается лишь в исключительных случаях (педантичная позиция). Отвергается из-за отсутствия достаточной безопасности, защиты, уверенности, из-за опасности, вредности, гадкого внешнего вида, презрения к другим (вызывает чувство брезгливости, омерзения).
Идентификация с мышью является ненормальной, обоснования выбора содержат также признаки общей неприспосабливаемости, нарушения социализации.
Обезьяна (р = 0,68):
А) потребность в физической ловкости, физическом совершенстве, радости движения, игривости, активности;
ГЛАВА 7. ДИАГНОСТИКА ПОТРЕБНОСТНО - МОТИВАЦИОННОИ И ВОЛЕВОЙ СФЕР ЛИЧНОСТИ
Б) потребность в лакомствах, сладостях;
В) клоунская позиция, потребность быть на виду, Вызывать удивление;
Г) потребность быть умн"ым, изобретательным;
Д) потребность быть милым, привлекательным.
Отвергается из-за «визгливости», «потому что обезьяна».
Тигр (р =0,14):
А) Потребность в физической силе;
Б) потребность в красивом внешнем виде;
В) исключительно агрессивная позиция, потребность нападать, вмеши
ваться, уничтожать;
Г) потребность вызывать чувство страха.
Отвергается из-за агрессивности, вредности, из-за постоянного преследования, отсутствия свободы («в клетке»).
Онтогенетический профиль индекса полярности:
Заяц (р = -0,51) выбирается по причине подвижности, потребности в движениях, активности:
А) потребность вызывать удивление, быть красивым;
Б) потребность свободы.
Отвергается из-за беззащитности, постоянного преследования, из-за вредности, отсутствия красоты, трусливости, постоянной смертельной опасности. Собака (р = 0,53):
А) потребность быть полезным, помогать людям, заботиться о других,
защищать, охранять, сторожить;
Б) потребность в красивом внешнем виде, быть милым;
В) агрессивная позиция («может кусаться») или защитная позиция;
Г) потребность в безопасности, защите, доме, чувствительности, принад
лежать кому-нибудь, иметь кого-нибудь для себя.
Отвергается из-за агрессивности, зависимости, отсутствия свободы, подчиненности, унизительного положения. Птичка (например, синичка) {р = 0,59):
А) потребность свободы, «взлета», независимости;
Б) потребность быть любимым;
ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
В) потребность приносить радость;
Г) потребность быть полезным;
Д) потребность в красивом внешнем виде;
Е) потребность в уверенности, избегать опасности;
Ж) потребность во впечатлениях, в познании.
Отвергается из-за беззащитности, постоянной опасности.
Онтогенетический профиль индекса полярности:
Червяк (р = 0,91). Выбирается лишь в исключительных случаях (из-за полезности: «рыхлит почву»). Отвергается из-за беззащитности, уязвимости, из-за неприятного места обитания, омерзительного внешнего вида, вредности, чувства брезгливости.
Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д. Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов.
Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции.
Текст методики — Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.
— Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?
— А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?
— А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.
— Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой — представь себе это. — Теперь ты у себя дома. Ты — всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т. д.)
Затем волшебник попадает в школу.
— В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.
— Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?) Почему? — Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?
— Чуть не забыли о тебе!
— Что бы ты сделал для себя? Почему?
— Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?
— А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?
— Спасибо, ты — настоящий волшебник!
— Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.
— Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?
— А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?
— Ты можешь превратиться в любое животное.
а) кошка
Б) лев
В) маленький козленок, олененок
Г) змея
Д) орел
Е) мышь
Ж) обезьяна
З) тигр
и) заяц
к) собака
Л) птичка (например, синица)
— Ты отлично справился с заданием.
— Ты — волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.
- Скажи, кем ты хочешь быть — маленьким, взрослым или таким, как есть? Почему?
— А почему ты не хочешь стать... (1-й невыбранный вариант)?
— А почему... (2-й невыбранный вариант)?
— А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?
— Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).
— А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Не нравится? Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?
— Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.
А. — Ты каким бы животным хотел стать? Почему?
Б. — А каким животным ты не хочешь быть? Почему?
— Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет, и почему.
А, б, в?
— А почему а, б, в?
— Отлично. А подумай:
а. — Чего больше всего боятся дети? Почему?
Б. — Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?
В. — А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?
— Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?
Интерпретация результатов Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога-практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предложения, возникающие в ходе интерпретации результатов.
Проективная методика. Предназначена для изучения потребностей, значимых переживаний и проблем ребенка. Представляет собой полустандартизированное , в котором намечена общая «логика» (канва) задаваемых вопросов.
Первую часть диагностического комплекса можно отнести к методике катарсиса. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя с всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т.п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.
Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д.
Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики.
Текст методикиНравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.
Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?
а. - А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?
б. - А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь себе, что ты (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.
Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой - представь себе это.
Теперь ты у себя дома. Ты - всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т.д.).
Затем волшебник попадает в школу.
В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.
Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?). Почему?
Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?
Чуть не забыли о тебе!
а. - Что бы ты сделал для себя? Почему?
б. - Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?
А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?
Спасибо, ты - настоящий волшебник!
Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.
а. - Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?
б. - А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?
Ты можешь превратиться в любое животное.
а. - Ты каким бы животным хотел стать? Почему?
б. - А каким животным ты не хочешь быть? Почему? Конечно, ты знаешь зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет, и почему.
в) маленький козленок, олененок,
ж) обезьяна,
к) собака,
л) птичка (например, синица).
Ты отлично справился с заданием.
Ты - волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.
а. - Скажи, кем ты хочешь быть - маленьким, взрослым или таким как есть? Почему?
б. - А почему ты не хочешь стать... (1-й не выбранный вариант)?
в. - А почему... (2-й не выбранный вариант)?
А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?
Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, ребенка).
А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Не нравится? Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?
Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.
А почему а, б, в?
Отлично. А подумай:
а. - Чего больше всего боятся дети? Почему?
б. - Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?
в. - А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?
Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?
ИнтерпретацияИнтерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец, интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предположения, возникающие в ходе интерпретации результатов.
В целом при интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т.е. стремление показать себя в лучшем свете.
Просмотров: 9576
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Проективные методики
Исследование межличностных отношений младшего школьника
Интерьвью "ВОЛШЕБНЫЙ МИР"
В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника. Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т. д.
Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов. Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции.
Текст методики
- Нравятся ли тебе сказки?
Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.
- Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?
- А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?
- А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему?
Мы еще на минутку задержимся здесь.
Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.
- Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем?
Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой - представь себе это.
- Теперь ты у себя дома. Ты - всемогущий волшебник, что бы ты сделал?
(дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т. д.)
.
Затем волшебник попадает в школу.
- В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.
- Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал?
(Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?) Почему?
- Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?
- Что бы ты сделал для себя? Почему?
- Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?
- А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?
- Спасибо, ты - настоящий волшебник!
- Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.
- Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?
- А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?
- Ты можешь превратиться в любое животное.
- Ты каким бы животным хотел стать? Почему?
- А каким животным ты не хочешь быть? Почему?
Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из ни х или нет, и почему.
- кошка лев маленький козленок, олененок змея орел мышь обезьяна тигр заяц собака птичка (например, синица)
Ты отлично справился с заданием.
- Ты - волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.
- Скажи, кем ты хочешь быть - маленьким, взрослым или таким, как есть? Почему?
- А почему ты не хочешь статьй невыбранный вариант)?
- А почемуй невыбранный вариант)?
- А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?
- Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).
- А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Нравится (Не нравится?) Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему?
И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?
- Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3: а, б, в?
- А почему (именно эти) ?
- Отлично. А подумай:
- Чего больше всего боятся дети? Почему?
- Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?
- А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?
- Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?
Интерпретация результатов
Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы "почему", "зачем", поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога-практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец, интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предложения, возникающие в ходе интерпретации результатов.
При интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т. е. стремлению показать себя в лучшем свете.
Интерпретационные портреты объектов
Принц, принцесса:
1. потребность вызывать восхищение, быть центром;
2. стремление к богатству, роскоши, изобилию;
3. потребность быть благородным, отзывчивым;
4. потребность главенствовать, управлять другими (отвергается как "плохое" качество) .
Король, королева:
1. потребность главенствовать, организовывать, управлять другими, контролировать, вмешиваться (доминантная, частично агрессивная позиция):
2. потребность помогать, защищать других;
3. потребность красоваться, вызывать восхищение, быть центром внимания (экспозиционная или эксгибиционная позиция; отвергается из-за "плохих" качеств).
Волшебник:
- стремление к власти, силе; потребность в творчестве, изобретательности, активности; потребность оказывать помощь, защищать других (протективная позиция); стремление к богатству, изобилию (отвергается из-за "плохих" качеств, противного внешнего вида, ненависти людей - потребность в аффиляции).
Дракон
часто отвергается из-за жестокости, агрессивности , безобразного вида, выбор дракона является индикатором неприспособленности, агрессивности или других нарушений.
"Характеристики" животных
Кошка:
1. потребность быть полезным, помогать другим;
2. потребность быть привлекательным, прелестным, красивым;
3. потребность быть любимым, потребность в ласке, в защите;
4. потребность в безопасности, доме, удобстве;
5. потребность в физической проворности, ловкости. Отказ из-за агрессивности, льстивости, стремление избежать агрессивности: "люди ее мучают и обижают".
Лев:
1. Доминантная позиция, стремление к власти, управлению, потребность в социальной значимости (престиж, авторитет), потребность силе:
агрессивная позиция, потребность нападать, уязвлять;
2. потребность в свободе, независимости;
3. желание быть красивым, вызывать восхищение.
Маленький козленок, олененок:
1. потребность в красивом внешнем виде, быть прелестным;
2. потребность в уверенности, безопасности, материнской защите;
3. потребность в свободе.
Змея:
потребность в значительной агрессивности или ответная или резко оборонительная позиция.
Орел:
1. потребность в свободе, "взлете";
2. потребность быть полезным, признания, исключительности (царь птиц);
3. потребность в доминировании (царь птиц);
4. частично агрессивная и защитная позиция.
Мышь:
выбирается лишь в исключительных случаях (педантичная позиция).
Идентификация с мышью является ненормальной, обоснования выбора содержат также признаки общей неприспосабливаемости, нарушения социализации.
Обезьяна:
1. потребность в физической ловкости, физическом совершенстве, радости движения, игривости, активности;
2. потребность в лакомствах, сладостях;
3. клоунская позиция, потребность быть на виду, вызывать удивление;
4. потребность быть умным, изобретательным;
5. потребность быть милым, привлекательным.
Тигр:
1. потребность в физической силе;
2. потребность в красивом внешнем виде;
3. исключительно агрессивная позиция, потребность нападать, вмешиваться, уничтожать;
4. потребность вызывать чувство страха.
Заяц:
выбирается по причине подвижности, потребности в движениях, активности:
1. потребность вызывать удивление, быть красивым;
2. потребность свободы.
Собака:
1. потребность быть полезным, помогать людям, заботиться о других, защищать, охранять, сторожить;
2. потребность в красивом внешнем виде, быть милым;
3. агрессивная позиция ("может кусаться") или защитная позиция;