Интервью "Волшебный мир"

Данная методика применяется в целях знакомства с ребенком (младшим школьником), его главными проблемами. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.

Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д. Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов.

Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции.

Текст методики

Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.

Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?

А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?

А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.

Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой - представь себе это.

Теперь ты у себя дома. Ты - всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т. д.)

Затем волшебник попадает в школу.

В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.

Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?) Почему?

Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?

Чуть не забыли о тебе!

Что бы ты сделал для себя? Почему?

Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?

А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?

Спасибо, ты - настоящий волшебник!

Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.

Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?

А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?

Ты можешь превратиться в любое животное.

а) кошка

в) маленький козленок, олененок

ж) обезьяна

з) тигр
и) заяц
к) собака

л) птичка (например, синица)

Ты отлично справился с заданием.

Ты - волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.

- Скажи, кем ты хочешь быть - маленьким, взрослым или таким, как есть? Почему?

А почему ты не хочешь стать... (1-й невыбранный вариант)?

А почему... (2-й невыбранный вариант)?

- А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?

Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).

А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Не нравится? Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?

Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.

а. - Ты каким бы животным хотел стать? Почему?

б. - А каким животным ты не хочешь быть? Почему?

Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет, и почему.

А почему а, б, в?

Отлично. А подумай:

а. - Чего больше всего боятся дети? Почему?

б. - Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?

в. - А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?
- Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?

Интерпретация результатов

Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога-практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предложения, возникающие в ходе интерпретации результатов.

В целом при интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т.е. стремлению показать себя в лучшем свете.

Апробация на 93 детях (53 мальчика и 40 девочек).

Кем бы ты хотел быть?

Частота (%) наиболее распространенных ответов (табл. 7.11, 7.12):

Сказочные герои........................ 74,1

Животные.................................... 11,8 %

Реальные лица............................. 9,7

Другие варианты........................ 2,2

Не знаю........................................... 2,2

Таблица 7.11 . Сказочные герои (абсолютная частота)


ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Таблица 7.12. Животные (абсолютная частота)

Девочки , Лет

Мальчики , Лет

Частота ,

Реальные лица: мама, учительница, повариха, капитан, космонавт...

Для оценки стереотипа используем коэффициент, выраженный в про­центах, относительную частоту наиболее распространенных ответов (обрат­но пропорционален показателю оригинальности).

50-70% одинаковых ответов - высокий коэффициент стереотипности.

30% - средний коэффициент стереотипности.

19,4% - низкий коэффициент стереотипности.

Объяснения весьма разнообразны: вскрывают мотивы ребенка и явля­ются основой интерпретации.

Кем бы не хотел стать?

Частота (%) наиболее распространенных ответов (табл. 7.13, 7.14):

Сказочные герои........... 62,4%

Животные........................ 8,6%

Реальные лица............... 17,2%

Контридентификация имеет большой коэффициент стереотипности (26,9%) и большую частоту реальных лиц.

Таблица 7.13. Сказочные герои (абсолютная частота)

Выбор

Девочки , Лет

Мальчики , Лет

Частота ,

Колдун, ведьма

Принцесса

Примечание. В этой таблице и табл. 7.14-7.20 в графе «Частота» указаны только значимые величины.

Таблица 7.14. Животные (абсолютная частота)

Реальные лица: слуга, официантка, «плохой человек», повар, «человек». В зависимости от ПОЛА: мальчики отдают предпочтение волшебнику, ко­торый может активно участвовать в волшебном мире, девочки - принцессе.



ГЛАВА 7. ДИАГНОСТИКА ПОТРЕБНОСТНО - МОТИВАЦИОННОЙ И ВОЛЕВОЙ СФЕР ЛИЧНОСТИ

В зависимости от ВОЗРАСТА: среди девочек тенденция развития более отчетливая: с возрастом увеличивается частота отождествления со сказоч­ным героем:

Онтогенетический профиль:

Девочки................ 63%-86-90

Мальчики.............. 75%-64-85

Некоторые ответы имеют как положительные, так и отрицательные ре­зультаты выбора (принцесса), другие только положительные (кошка) или только отрицательные (змея).

Отношение разности положительных и отрицательных выборов к обще­му числу всех выборов одного и того же объекта называется индексом по­лярности:

I - K

Где /-число идентификаций; К- Число контридентификаций.

Как следует из формулы, индекс полярности может принимать любые значения - от 1,0 до -1,0. Положительные значения показывают, что пре­обладают положительные выборы, отрицательные - наоборот. Граничные значения имеют следующий психологический смысл:

1,0- экстремальный положительный объект, выбранный всеми ре­спондентами; 0 - амбивалентный объект; - 1,0 - экстремальный отрицательный объект, исключаемый всеми.

Индекс полярности для первых двух вопросов теста:

Принц, принцесса................ 0,8

Король, королева................. 0,6

Волшебник....................... -0,46

Черт................................... -0,50

Дракон.............................. -0,82

Кошка................................... 1,0 -

Змея.................................... - 1,0

Наиболее важными для интерпретации являются ответы на вопрос «по­чему?». Мотивы выбора разнообразны: носят личностный характер, опре­деляются позицией ребенка. Именно личностные объяснения являются по­лезными для диагностических заключений, например:

Идентификация:

□ с феей («делает другим гадость»);

□ с кошкой («каждый может с ней играть»);

□ с ребенком («может быть все время с мамой»);

^ Л


ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Контридентификация:

Q с собакой («однажды меня укусила»);

□ с человеком («должен умереть»).

Интерпретационные портреты объектов

(Интерпретационные возможности приводятся в последовательности убывания количества совпадающих объяснений (табл. 7.15-7.21): Принц, принцесса (р = 0,80):

А) потребность вызывать восхищение, быть центром;

Б) стремление к богатству, роскоши, изобилию;

В) потребность быть благородным, отзывчивым;

Г) потребность главенствовать, управлять другими (отвергается как «пло­
хое» качество).

Король, королева (р = 0,69):

А) потребность главенствовать, организовывать, управлять другими, кон­
тролировать, вмешиваться (доминантная, частично агрессивная позиция):

Б) потребность помогать, защищать других;

В) потребность красоваться, вызывать восхищение, быть центром вни­
мания (экспозиционная или эксгибиционная позиция; отвергается из-за
«плохих» качеств).

Волшебник (р = -0,46):

А) стремление к власти, силе;

Б) потребность в творчестве, изобретательности, активности;

В) потребность оказывать помощь, защищать других (протективная по­
зиция);

Г) стремление к богатству, изобилию (отвергается из-за «плохих» качеств,
противного внешнего вида, ненависти людей - потребность в аффиляции).

Дракон (р = -0,82) отвергается из-за жестокости, агрессивности, безоб­разного вида, выбор дракона является индикатором неприспособленности, агрессивности или других нарушений.

Варианты ответов: «Перевернула бы весь мир наизнанку», «Превратила бы человека в ка­мень», «Чтобы люди не ссорились», «Чтобы я не носила очки», «Чтобы никто не умирал».

Таблица 7.15. Что бы ты сделал? (абсолютная частота)


ГЛАВА 7. ДИАГНОСТИКА ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОИ И ВОЛЕВОЙ СФЕР ЛИЧНОСТИ

Таблица 7.16. Что бы ты сделал у себя дома? (абсолютная частота)

Выбор

Девочки , Лет

Мальчики ,

Частота ,

Утилитарные предметы

Коммунальное

Оборудование

Здоровье всем

На дополнительные вопросы чаще всего выбирают: Для мамы:

□ предметы одежды........................................ 35,5%

□ коммунальное оборудование..................... 20,4%

□ меньше работы по дому (красоту, здоровье) Для папы:

Q предметы одежды...................................... 29,0%

□ машину........................................................ 26,9%

Q меньше работы, высокую зарплату, чтобы раньше возвращался домой с работы (!), чтобы был моложе.

Признак нарушения (если это не противоречит основаниям выбора) - ответ «не знаю», или индифферентный, или отрицательный ответ «ничего».

Если ребенок перечисляет «подарки», то можно сказать: «хорошо, все это полезные вещи, но ты всемогущий волшебник, можешь пожелать не только вещи» - иногда удается полу­чить ценную информацию. Оптимальным является клише: «...хорошо, а что еще?».

Таблица 7.17. Что бы ты сделал ты В Школе?

Отрицательная позиция по отношению к школе имелась у 18% детей. Коэффициент сте­реотипности достаточно высок.

На дополнительные вопросы дети чаще выбирают для учителя:

Предметы одежды........................................................................................ 20,4%

Другие подарки............................................................................................. 20,4%

Чтобы учителя не огорчали........................................................................ 12,9%

Чтобы учитель был: добрым, справедливым, лучше объяснял материал 4,3%

Таблица 7.18. Позиция к учителю

Очевиден «скачок» между 10-ю и 12-ю годами: эта тенденция соответ­ствует Онтогенезу и видна по другим позициям.


ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Хотел бы превратиться в... ?

Животное....................... 35,5%

Сказочный герой........... 23,7%

Другой человек.............. 16,1%

Литературный герой...... 3,2%

Предмет......................... 3,2%

Остаться самим собой. 3,2%

Не знаю.......................... 16,1%

Коэффициент стереотипности низок.

Таблица 7.19. В какое животное ты бы хотел превратиться?

Выбор

Девочки , Лет

Мальчики ,

Частота ,

Обезьяна

О 0

Таблица 7.20. Каким бы животным ты не хотел быть? (спонтанная идентификация)

Выбор

Девочки , Лет

Мальчики ,

Частота ,

О 3

Двенадцать идентификаций было отобрано по результатам предварительного опыта с 27 животными. Вынужденный выбор с большим числом животных уменьшает риск поверхнос­тной, случайной ассоциации при спонтанном выборе и позволяет вызвать много дифферен­цированных позиций. С помощью таких выборов и их обоснований ребенок косвенно опи­сывает черты собственной личности.

Положительный выбор мелких животных (мышь, червяк, змея), если это не противоречит обоснованиям выбора, является признаком нарушения или неприспособленности, неприспособляемости.

«Характеристики» животных

Кошка (р = 0,53):

А) потребность быть полезным, помогать другим;

Б) потребность быть привлекательным, прелестным, Красивым;


ГЛАВА 7. ДИАГНОСТИКА ПОТРЕБНОСТНО - МОТИВАЦИОННОЙ И ВОЛЕВОЙ СФЕР ЛИЧНОСТИ

В) потребность быть любимым, потребность в ласке, в защите;

Г) потребность в безопасности, доме, удобстве;

Д) потребность в физической проворности, ловкости.

Отказ из-за агрессивности, льстивости, стремление избежать агрессив­ности: «люди ее мучают и обижают».

Идентификация с кошкой согласно выбора девочек является исклю­чительно положительной, для мальчиков - умеренно положительной (для 12-тилетних даже амбивалентной: идентифицируют ее как вредное живот­ное: «ловит птиц», «подлиза», «агрессивная»).

Лев (р = 0,01). Доминантная позиция, стремление к власти, управлению, потребность в социальной значимости (престиж, авторитет), потребность в силе:

А) агрессивная позиция, потребность нападать, уязвлять;

Б) потребность в свободе, независимости;

В) желание быть красивым, вызывать восхищение.

Отказ из-за агрессивности, из-за того, что сидит в клетке (потребность В свободе).

Онтогенетический профиль индексов полярности:

В мотивации идентификации преобладают: агрессивность, доминант­ность, автономность, частично агрессивность, физическая сила.


ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Маленький козленок, олененок (р - 9,40):

А) потребность в красивом внешнем виде, быть прелестным;

Б) потребность в уверенности, безопасности, материнской защите;

В) потребность в свободе.

Отвергается из-за беззащитности, уязвимости, пугливости, трусливости. Онтогенетический профиль полярности:

Змея (р =0,78): потребность в значительной агрессивности или ответная или резко оборонительная позиция. Отвергается из-за агрессивности, ко­варства, неприязни, из-за беззащитности, уязвимости, медлительности, брезгливости.

Онтогенетический профиль индекса полярности:

Орел (р = 0,29):

А) потребность в свободе, «взлете»;

Б) потребность быть полезным, признания, исключительности (царь птиц);

В) потребность в доминировании (царь птиц);

Г) частично агрессивная и защитная позиция.

Отвергается из-за агрессивности, жестокости, уязвимости, мрачности. Онтогенетический профиль индекса полярности: Мотивировка выбора: «свобода» - 5% девочек, 30% мальчиков; агрес­сивность - 0% девочек, 4% мальчиков.

Мышь (р = -0,94) выбирается лишь в исключительных случаях (педан­тичная позиция). Отвергается из-за отсутствия достаточной безопасности, защиты, уверенности, из-за опасности, вредности, гадкого внешнего вида, презрения к другим (вызывает чувство брезгливости, омерзения).

Идентификация с мышью является ненормальной, обоснования выбо­ра содержат также признаки общей неприспосабливаемости, нарушения социализации.

Обезьяна (р = 0,68):

А) потребность в физической ловкости, физическом совершенстве, ра­дости движения, игривости, активности;


ГЛАВА 7. ДИАГНОСТИКА ПОТРЕБНОСТНО - МОТИВАЦИОННОИ И ВОЛЕВОЙ СФЕР ЛИЧНОСТИ

Б) потребность в лакомствах, сладостях;

В) клоунская позиция, потребность быть на виду, Вызывать удивление;

Г) потребность быть умн"ым, изобретательным;

Д) потребность быть милым, привлекательным.
Отвергается из-за «визгливости», «потому что обезьяна».

Тигр (р =0,14):

А) Потребность в физической силе;

Б) потребность в красивом внешнем виде;

В) исключительно агрессивная позиция, потребность нападать, вмеши­
ваться, уничтожать;

Г) потребность вызывать чувство страха.

Отвергается из-за агрессивности, вредности, из-за постоянного пресле­дования, отсутствия свободы («в клетке»).

Онтогенетический профиль индекса полярности:

Заяц (р = -0,51) выбирается по причине подвижности, потребности в дви­жениях, активности:

А) потребность вызывать удивление, быть красивым;

Б) потребность свободы.

Отвергается из-за беззащитности, постоянного преследования, из-за вред­ности, отсутствия красоты, трусливости, постоянной смертельной опасности. Собака (р = 0,53):

А) потребность быть полезным, помогать людям, заботиться о других,
защищать, охранять, сторожить;

Б) потребность в красивом внешнем виде, быть милым;

В) агрессивная позиция («может кусаться») или защитная позиция;

Г) потребность в безопасности, защите, доме, чувствительности, принад­
лежать кому-нибудь, иметь кого-нибудь для себя.

Отвергается из-за агрессивности, зависимости, отсутствия свободы, под­чиненности, унизительного положения. Птичка (например, синичка) = 0,59):

А) потребность свободы, «взлета», независимости;

Б) потребность быть любимым;


ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

В) потребность приносить радость;

Г) потребность быть полезным;

Д) потребность в красивом внешнем виде;

Е) потребность в уверенности, избегать опасности;

Ж) потребность во впечатлениях, в познании.
Отвергается из-за беззащитности, постоянной опасности.
Онтогенетический профиль индекса полярности:

Червяк (р = 0,91). Выбирается лишь в исключительных случаях (из-за полезности: «рыхлит почву»). Отвергается из-за беззащитности, уязвимос­ти, из-за неприятного места обитания, омерзительного внешнего вида, вред­ности, чувства брезгливости.

Данная методика применяется в целях знакомства с ребенком (младшим школьником), его главными проблемами. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.

Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д. Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов.

Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции.

Текст методики — Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.

— Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?

— А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?

— А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.

— Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой — представь себе это. — Теперь ты у себя дома. Ты — всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т. д.)

Затем волшебник попадает в школу.

— В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.

— Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?) Почему? — Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?

— Чуть не забыли о тебе!

— Что бы ты сделал для себя? Почему?

— Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?

— А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?

— Спасибо, ты — настоящий волшебник!

— Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.

— Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?

— А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?

— Ты можешь превратиться в любое животное.

а) кошка

Б) лев

В) маленький козленок, олененок

Г) змея

Д) орел

Е) мышь

Ж) обезьяна

З) тигр
и) заяц
к) собака

Л) птичка (например, синица)

— Ты отлично справился с заданием.

— Ты — волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.

- Скажи, кем ты хочешь быть — маленьким, взрослым или таким, как есть? Почему?

— А почему ты не хочешь стать... (1-й невыбранный вариант)?

— А почему... (2-й невыбранный вариант)?

— А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?

— Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).

— А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Не нравится? Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?

— Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.

А. — Ты каким бы животным хотел стать? Почему?

Б. — А каким животным ты не хочешь быть? Почему?

— Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет, и почему.

А, б, в?

— А почему а, б, в?

— Отлично. А подумай:

а. — Чего больше всего боятся дети? Почему?

Б. — Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?

В. — А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?
— Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?

Интерпретация результатов Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога-практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предложения, возникающие в ходе интерпретации результатов.

Проективная методика. Предназначена для изучения потребностей, значимых переживаний и проблем ребенка. Представляет собой полустандартизированное , в котором намечена общая «логика» (канва) задаваемых вопросов.

Первую часть диагностического комплекса можно отнести к методике катарсиса. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя с всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т.п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.

Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д.

Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики.

Текст методики

Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.

Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?

а. - А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?

б. - А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь себе, что ты (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.

Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой - представь себе это.

Теперь ты у себя дома. Ты - всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т.д.).

Затем волшебник попадает в школу.

В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.

Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?). Почему?

Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?

Чуть не забыли о тебе!

а. - Что бы ты сделал для себя? Почему?

б. - Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?

А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?

Спасибо, ты - настоящий волшебник!

Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.

а. - Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?

б. - А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?

Ты можешь превратиться в любое животное.

а. - Ты каким бы животным хотел стать? Почему?

б. - А каким животным ты не хочешь быть? Почему? Конечно, ты знаешь зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет, и почему.

в) маленький козленок, олененок,

ж) обезьяна,

к) собака,

л) птичка (например, синица).

Ты отлично справился с заданием.

Ты - волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.

а. - Скажи, кем ты хочешь быть - маленьким, взрослым или таким как есть? Почему?

б. - А почему ты не хочешь стать... (1-й не выбранный вариант)?

в. - А почему... (2-й не выбранный вариант)?

А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?

Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, ребенка).

А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Не нравится? Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?

Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.

А почему а, б, в?

Отлично. А подумай:

а. - Чего больше всего боятся дети? Почему?

б. - Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?

в. - А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?

Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?

Интерпретация

Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец, интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предположения, возникающие в ходе интерпретации результатов.

В целом при интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т.е. стремление показать себя в лучшем свете.


Просмотров: 9576
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Проективные методики

Исследование межличностных отношений младшего школьника
Интерьвью "ВОЛШЕБНЫЙ МИР"

В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника. Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т. д.
Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов. Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции.

Текст методики

- Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.
- Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?
- А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?
- А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь.
Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.
- Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой - представь себе это.
- Теперь ты у себя дома. Ты - всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т. д.) .
Затем волшебник попадает в школу.
- В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.
- Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?) Почему?
- Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?
- Что бы ты сделал для себя? Почему?
- Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?
- А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?
- Спасибо, ты - настоящий волшебник!
- Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.
- Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему? - А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?
- Ты можешь превратиться в любое животное.
- Ты каким бы животным хотел стать? Почему? - А каким животным ты не хочешь быть? Почему? Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из ни х или нет, и почему.

    кошка лев маленький козленок, олененок змея орел мышь обезьяна тигр заяц собака птичка (например, синица)

Ты отлично справился с заданием.
- Ты - волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.
- Скажи, кем ты хочешь быть - маленьким, взрослым или таким, как есть? Почему?
- А почему ты не хочешь статьй невыбранный вариант)? - А почемуй невыбранный вариант)?
- А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?
- Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).
- А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Нравится (Не нравится?) Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?
- Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3: а, б, в?
- А почему (именно эти) ?
- Отлично. А подумай:
- Чего больше всего боятся дети? Почему?
- Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?
- А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?
- Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?

Интерпретация результатов

Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы "почему", "зачем", поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога-практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец, интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предложения, возникающие в ходе интерпретации результатов.
При интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т. е. стремлению показать себя в лучшем свете.

Интерпретационные портреты объектов

Принц, принцесса:

1. потребность вызывать восхищение, быть центром;

2. стремление к богатству, роскоши, изобилию;

3. потребность быть благородным, отзывчивым;

4. потребность главенствовать, управлять другими (отвергается как "плохое" качество) .

Король, королева:

1. потребность главенствовать, организовывать, управлять другими, контролировать, вмешиваться (доминантная, частично агрессивная позиция):

2. потребность помогать, защищать других;

3. потребность красоваться, вызывать восхищение, быть центром внимания (экспозиционная или эксгибиционная позиция; отвергается из-за "плохих" качеств).

Волшебник:

    стремление к власти, силе; потребность в творчестве, изобретательности, активности; потребность оказывать помощь, защищать других (протективная позиция); стремление к богатству, изобилию (отвергается из-за "плохих" качеств, противного внешнего вида, ненависти людей - потребность в аффиляции).

Дракон

часто отвергается из-за жестокости, агрессивности , безобразного вида, выбор дракона является индикатором неприспособленности, агрессивности или других нарушений.

"Характеристики" животных

Кошка:

1. потребность быть полезным, помогать другим;

2. потребность быть привлекательным, прелестным, красивым;

3. потребность быть любимым, потребность в ласке, в защите;

4. потребность в безопасности, доме, удобстве;

5. потребность в физической проворности, ловкости. Отказ из-за агрессивности, льстивости, стремление избежать агрессивности: "люди ее мучают и обижают".


Лев:

1. Доминантная позиция, стремление к власти, управлению, потребность в социальной значимости (престиж, авторитет), потребность силе:
агрессивная позиция, потребность нападать, уязвлять;

2. потребность в свободе, независимости;

3. желание быть красивым, вызывать восхищение.

Маленький козленок, олененок:

1. потребность в красивом внешнем виде, быть прелестным;

2. потребность в уверенности, безопасности, материнской защите;

3. потребность в свободе.

Змея:

потребность в значительной агрессивности или ответная или резко оборонительная позиция.

Орел:

1. потребность в свободе, "взлете";

2. потребность быть полезным, признания, исключительности (царь птиц);

3. потребность в доминировании (царь птиц);

4. частично агрессивная и защитная позиция.

Мышь:

выбирается лишь в исключительных случаях (педантичная позиция).
Идентификация с мышью является ненормальной, обоснования выбора содержат также признаки общей неприспосабливаемости, нарушения социализации.

Обезьяна:

1. потребность в физической ловкости, физическом совершенстве, радости движения, игривости, активности;

2. потребность в лакомствах, сладостях;

3. клоунская позиция, потребность быть на виду, вызывать удивление;

4. потребность быть умным, изобретательным;

5. потребность быть милым, привлекательным.

Тигр:

1. потребность в физической силе;

2. потребность в красивом внешнем виде;

3. исключительно агрессивная позиция, потребность нападать, вмешиваться, уничтожать;

4. потребность вызывать чувство страха.

Заяц:

выбирается по причине подвижности, потребности в движениях, активности:

1. потребность вызывать удивление, быть красивым;

2. потребность свободы.

Собака:

1. потребность быть полезным, помогать людям, заботиться о других, защищать, охранять, сторожить;

2. потребность в красивом внешнем виде, быть милым;

3. агрессивная позиция ("может кусаться") или защитная позиция;