Мастер-класс: Комбинированная аппликация «Храбрый утёнок» для детей 6-7 лет с ОВЗ.


Татаринцева Анна 7 лет, учащаяся Центра коррекции и развития, г. Краснодар.
Педагог: Стаценко Лариса Викторовна, логопед-дефектолог, специальный психолог, Центр коррекции и развития, г. Краснодар.

Описание: Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, родителям, воспитателям в подготовительной группе детского сада, воспитателям и педагогам начальной школы, работающим с детьми с задержкой психического развития и патологией речи.
Назначение: подарочная композиция в творческий уголок группы «Наши любимые сказки».
Цель: изготовление подарочной поделки на выставку в рамках педагогического проекта «Наши любимые сказки».
Задачи:
- научить выполнять комбинированную аппликацию, используя нетрадиционные материалы;
- учить правильно передавать пространственное расположение деталей поделки на рабочей поверхности картона, соблюдая композиционные условия сюжета сказки;
- учить правильно выбирать цветовую гамму деталей композиции;
- обогащать и развивать атрибутивный и предикативный словарь ребёнка, его связную речь, стимулируя к пошаговой вербализации выполняемых действий;
- воспитывать желание выполнять работу аккуратно и эстетично;
- развивать мелкую моторику, воображение, наглядно-образное мышление и творческий потенциал ребёнка в процессе практической деятельности.
Материалы и инструменты:
- шаблоны



- цветная двусторонняя бумага: синяя, голубая, красная, зелёная, белая
- плотный цветной зелёный картон
- гречка
- горох
- жёлтые вискозные салфетки
- кусок антимоскитной сетки
- вата
- гуашь
- кисть
- стакан с водой

Клей ПВА
- ножницы
Техника безопасности при работе с ножницами:
- Перед работой ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены.
- Хранить ножницы следует в специально отведённом для них месте (коробке или подставке).
- Во время работы с ножницами нужно быть внимательными и дисциплинированными.
- Передавая ножницы, следует держать их за сомкнутые лезвия.
- Ножницы класть справа сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
- При вырезании узкое лезвие ножниц должно быть внизу.

Ход мастер-класса:
Сюжет аппликации взят из сказки Б.С. Житкова «Храбрый утёнок».
Приступим к изготовлению поделки.
1. Аккуратно по контуру вырезаем шаблоны деталей из белой бумаги: речка - тёмный и голубой фон, туловище и крылья стрекозы, детали туловища утёнка, облачко.



2. Разместим шаблоны деталей изделия на рекомендуемом материале для выполнения аппликации, обведём и вырежем аккуратно по контуру:
- тёмный фон речки – из цветной бумаги синего цвета,
- светлый фон речки – из цветной бумаги голубого цвета,
- крылья стрекозы изготовим из антимоскитной сетки,
- голову, туловище, крылья утёнка – из жёлтой вискозной салфетки,
- клюв – из красной плёночной рельефной цветной бумаги,
- облачко – из вискозной плотной салфетки.


3. Приклеим голубой фон речки посередине нижней части зелёного картона.


4. На голубом фоне разместим и приклеим синий фон, чтобы создать эффект развода волн на реке, где плавает утёнок.


5. Далее приклеиваем посередине реки туловище утёнка, затем голову, крылья и клюв, хохолок из ваты и глаза из гороха.



6. Приступим к изготовлению стрекозы:
- в верхнем левом углу картона приклеим шаблон туловища стрекозы, покроем его клеем и последовательно разместим горошины вдоль туловища;


- в области головы стрекозы на клеевую основу поверхности насыпаем гречку, крупу придавливаем, даём высохнуть, избыток крупы удаляем в лоток;


- приклеиваем крылья, заранее изготовив из антимоскитной сетки.


7. В верхнем правом углу картона приклеиваем облачко.
8. Далее приступаем к изготовлению камыша:
- с помощью клея проводим три линии от речки вверх, в конце рисуем овал;
- заполняем клеевую основу рабочей поверхности гречкой, даём высохнуть и удаляем избыток крупы в лоток.



9. Вырезаем из цветной зелёной бумаги продолговатые листья камыша 4 штуки и приклеиваем их по бокам стеблей.



10. Начинаем раскрашивать детали аппликации:
- облачко – гуашью голубого цвета;
- утёнка – гуашью оранжевого цвета, при этом наносим краску штриховыми движениями на голову, хохолок, туловище и крылья утёнка, создавая эффект оперения;
- на крыле – ставим точки гуашью белого цвета;
- глаза – ставим точки гуашью чёрного цвета;
- стебли камыша раскрашиваем зелёной гуашью, сам камыш – гуашью коричневого цвета;
- посередине каждого листа камыша проводим линии зелёного цвета;


- тело стрекозы покрываем гуашью коричневого цвета, а голову – гуашью оранжевого цвета.


11. Наша поделка готова.

Сегодня я начинаю большую тему об аппликации — чем она полезна для ребенка, какие бывают виды аппликаций, как начать заниматься с малышом аппликацией.

Итак, что-же такое аппликация?

Аппликация — это художественное изображение, которое наклеивается на какой либо фон. В качестве фона может выступать не только бумага, но и картон, ткань, различные баночки, пластик и т.д.

В основе аппликации лежит вырезание разных деталей и приклеивание их в нужном порядке.

Чем полезны занятия аппликацией.

Аппликация помогает формированию и развитию воображения, памяти, зрительного восприятия. Способствует личностному развитию ребёнка — формирует настойчивость, любовь к труду, терпение и упорство, аккуратность. Помогает сосредоточенно и целеустремленно доводить дело до конца.

Аппликация невероятно важна для развития координации движения. Занимаясь аппликацией, малыш учится пользоваться ножницами, клеем, кисточкой.

При помощи этой деятельности развивается мелкая моторику малыша, а вместе с ней и речь.

При работе с различными материалами, занятия аппликацией способствуют развитию тактильных ощущений ребёнка.

А так же, формируют чувство цвета, пропорции, художественный вкус, творческое мышление, наблюдательность.

А сколько радости и других положительных эмоций испытывает ребёнок, когда видит итог своей кропотливой работы над аппликацией!

Аппликация является одним из самых понятных и доступных видов детского творчества.

Малыши обожают клеить и вырезать, для них это безумно интересное занятие.

А если вы не просто будете заниматься с малышом аппликацией, а ещё придумаете интересный сюжет к ней, или даже сказку, вы будете способствовать развитию речи ребёнка.

С помощь аппликации можно знакомить ребёнка с понятиями о форме, цвете предметов, их количестве, величине, о явлениях природы.

А ещё, аппликацию, созданную своими руками, малыш может подарить маме, папе, бабушке или другому близкому человеку, повесить на стену для красоты.

Занимаясь с ребёнком аппликацией, предлагайте ему не только обычную цветную бумагу и картон. Сегодня на прилавках магазинов имеется огромный выбор бумаги для творчества — металлизированная (похожа на фольгу), бархатная бумага, люминесцентная (очень ярких цветов), гофрированная бумага, двусторонняя, с рисунком, папиросная, самоклеящаяся и т. д.

Не забывайте о старых журналах, открытках, остатках упаковочной бумаги.

Материалы для аппликации могут браться тоже самые разнообразные — различные крупы, веточки, листья деревьев, семена растений, нитки, вата, пух и т. д.

Итак, какие же бывают виды аппликации?

Аппликация из бумаги. Это самый распространенный вид аппликации. Здесь используют различные виды бумаги — бархатная, мелованная, с рисунком, металлизированная, гофрированная и т. д.
Аппликация из скомканной цветной бумаги.

Цветную бумагу слегка комкают и приклеивают к фону.

Аппликация из резанной или рваной цветной бумаги.

Бумагу режут или рвут на кусочки, а затем наклеивают на фон. Малышам особенно нравится рвать цветную бумагу на кусочки — здесь они могут проявить полностью свою самостоятельность — сами могут оторвать кусочек бумаги и сами могут приклеить их на заранее подготовленный взрослым рисунок.

Аппликации из круп и семян различных растений — гречка, рис, семечки (арбузные, подсолнечные, тыквенные и т. д.). Приклеивать их можно на заранее нарисованный на бумаге рисунок при помощи клея ПВА или пластилина.

Не меньше нравятся малышам и аппликации из пластилина . На заранее подготовленный рисунок наносим пластилин различных цветов, размазывая его по бумаге. Для основы лучше использовать картон, так как бумага будет сильно мяться.

Заниматься этим видом деятельности с малышами можно начинать с возраста 2-3 лет, используя для начала простые рисунки (воздушный шарик, облачко и т. д.).

Аппликации из соломки манят своим золотым видом. Конечно, это не простой вид деятельности, но с помощью взрослых старшие дошкольники смогут справиться с этим делом.

Аппликации из пуха и ваты. При помощи пуха (тополиного или птичьего) или ваты можно изобразить пушистые объёмные элементы картины — снег, мех зверей, облака. А вату можно подкрасить красками в нужные цвета.

Аппликации из засушенных листьев, соцветий , веток растений, материал для которых можно собирать весной, летом и осенью. Особенно красивы осенние листья.

Ну и конечно, это не полный список того, какие бывают аппликации, ведь их можно делать из чего угодно.

В следующей статье на тему вы узнаете, как этим интересным и доступным видом деятельности.

С Уважением.
Елена Медведева.

Подпишитесь на обновления нашего блога, и вы первыми узнаете о новых развивашках для вашего малыша:

Маленькие дети любопытны. Девчонок привлекают мамины украшения, а мальчишек – папины инструменты. Конечно, данные вещи не для детских игр. Но интерес нужно поддерживать и под своим контролем позволять малышам рассматривать, трогать, нюхать предметы, а также рассказывать об их предназначении. В результате ребенок получит новые представления, запомнит незнакомые слова, будет понимать их смысл. А значит, увеличится его словарный состав, обогатится речь. Покажите ребенку содержимое ящика с инструментами, дайте подержать тяжелый молоток и гибкую пилу, а потом сделайте простую аппликацию.

Для поделки приготовьте:

Цветную бумагу;

Лист белой бумаги для основы;

Карандаш, линейка, ножницы, клей ПВА.

Вначале предложите ребенку схематично изобразить на бумаге пилу и молоток. Вспомните фигуры, которые подойдут для этого. Чтобы начертить прямые линии, воспользуйтесь линейкой.

Для пилы понадобится прямоугольная трапеция, по самой длиной стороне которой нужно вырезать зубчики. Эта задача не из легких, поэтому потребуется помощь взрослого. А ребенок пока может приготовить прямоугольник для ручки. Побеседуйте с малышом и придумайте, что можно распилить дома или на улице.

Молоток – это прямоугольник-палочка и прямоугольная трапеция-боёк. Выясните, что можно построить с помощью молотка и гвоздей. Тем самым активизируется память и внимание ребенка. По ходу дела вспомните, что еще лежало в ящике для инструментов. Напомните, для чего нужны топор, стамеска, гвоздодер, отвертки и т.д.

Чтобы поддержать познавательный интерес ребенка к инструментам, не запрещайте рассматривать и трогать их, демонстрируйте их в действии. Не отталкивайте, но и не забывайте о безопасности. Конечно, маленькие дети подвижны и часто не понимают последствий своих действий. Вежливо просите не мешать делу, приобретите игрушечные инструменты. Направляйте желания в нужное русло, например, делайте поделки из цветной бумаги. Взрослея, ребенок научится пользоваться и молотком, и пилой, а пока пусть они будут просто вырезаны из бумаги.

ТЕМА: «У нас в гостях работник, столяр он и плотник»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с трудом сотрудников детского сада (с трудом плотника). (Профессия плотника в детском саду необходима и значима, плотник ремонтирует сломанную мебель, ремонтирует игровое оборудование на участке.)

Познакомить с рабочими инструментами плотника, выяснить действия с этими инструментами. Ввести в словарь детей новые слова: дрель, сверлить, шуруповерт.

Продолжать закреплять умения пользоваться ножницами(разрезать полоски, вырезать по диагонали), вести счет до пяти.

Воспитывать чувство признательности и уважения к человеку этой профессии, к его труду.

Материал. медвежонок Топтыжка; игровой модуль для сюжетно-ролевой игры «Инструменты»; мебель в группе, нуждающаяся в мелком ремонте (стульчики, стол, тумбочка и т. д.); дощечки разной длины, брусочки, кубики (по количеству детей). Ящик с инструментами плотника; иллюстрации инструментов.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в группе кто-то расшумелся. Спрашивает у нескольких ребят, не они ли шумят. Подходит к игровому уголку, прислушивается и говорит детям, что шумят здесь – новые игрушки – кукла Машенька, Андрейка, и Топтыжка – что-то никак не поделят. Предлагает детям спросить у игрушек, почему они шумят.

Воспитатель подносит к уху одну из игрушек и, обращаясь к детям, говорит, что оказывается новым игрушкам в кукольном уголке не на чем сидеть – не хватает мебели, ведь игрушек стало больше. Спрашивает: «Как быть? Кто может помочь нашим новым игрушкам? Кто из сотрудников детского сада может помочь?»

Дети высказывают свои предположения. Воспитатель подводит их к правильному ответу подсказывая, что они сразу догадаются, если отгадают загадку. Загадывает загадку:

...Он бревно отешет ловко
Стены сделает, навес,
У него смолой спецовка
Как сосновый пахнет лес.
Мастерит он нам буфеты,
Стулья, тумбы, табуреты
В стружках весь его верстак
Вот работать надо как.
(Плотник)В. Степанов

Воспитатель уточняет с детьми обязанности плотника в детском саду – он ремонтирует мебель: детские и взрослые стулья, столы, шкафы для раздевания; крепит мебель; прикручивает ручки к тумбочкам; вешает картины на стены; делает новую мебель в группы и оборудование для игр на участок и многое другое. Далее педагог выясняет, какими инструментами пользуется плотник,чем похожи пила и ножовка, сколько всего инструментов? (дети называют уже знакомые предметы), показывают на модуле как работать молоточком, отверткой, ключом.

Педагог организует игру «Ровным кругом» с целью, уточнения знаний детей о трудовых действиях плотника.

Воспитатель и дети образуют круг и идут, произнося:

Ровным кругом, друг за другом
Мы идем за шагом шаг,
Стой на месте, дружно вместе
Сделаем вот так…
Педагог показывает действие (пилит доску, закручивает шурупы, вытаскивает гвозди, сверлит, рубит топором и т. д.), а дети повторяют и называют его действия.

Постучав в дверь, входит плотник, приветствует детей и воспитателя. Плотник охотно показывает своих помошников, которые лежат в специальном ящичке (показывает детям свой ящик с инструментами). Говорит детям, что обязательно покажет эти предметы-помощники, если они отгадают загадки про предметы.

Сам худ,
А голова с пуд.
(Молоток)

Плотник достает молоток и тут же ремонтирует мебель, используя его.

...Как завижу лежебоку,
Что валяется без проку,
Как прижму его к доске,
Да так стукну по башке,
В доску спрячется бедняжка,
Чуть видна его рубашка.
(Гвоздь)

Плотник выполняет действия со всеми инструментами и приглашает детей принять участие.

Какими же профессиональными качествами должен обладать плотник (умелый, аккуратный, трудолюбивый, внимательный, любящий свое дело, старательный). Воспитатель дополняет ответы детей: «Плотник Александр Викторович обладает хорошими человеческими качествами. Он очень добрый, внимательный, всегда выручит в трудную минуту, поможет любому сотруднику в детском саду. Он хороший друг и товарищ».

Затем воспитатель предлагает сделать куклам игрушечные инструменты, чтобы они тоже могли сами ремонтировать свою мебель. Аппликация «Инструменты».

Елена Крикливая
Конспект НОД по аппликации для детей подготовительной группы «Весёлый оркестр»

Цель : закреплять и расширять знания детей о музыкальных инструментах, о профессии музыкант, отражая собственные впечатления в художественной деятельности.

Задачи :

*образовательные :

Уточнять и расширять кругозор детей об особенностях профессии музыкант и музыкальных инструментах, познакомить детей с понятием «оркестр » ;

Формировать представления о взаимосвязях профессий людей и инструментов, необходимых им для работы;

Продолжать формировать навыки использования трафарета для создания образа музыкальных инструментов, умения дополнять образ характерными деталями, используя технику «бумажных комочков» .

* развивающие :

Развивать интерес к представителям людей разных профессий (музыканты) и к необходимым для них инструментам;

Расширять активный понятийный словарь воспитанников;

*воспитательные :

Воспитывать интерес к окружающему миру и умение внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга;

Поощрять аккуратность в работе, уважение к труду своих товарищей.

*коррекционные :

Следить за звукопроизношением детей ;

Развивать мелкую моторику.

Оборудование и материалы :

1) Предметные картинки с изображением музыкантов и музыкальных инструментов;

2) Презентация с изображением пошаговых действий аппликации ;

3) Трафареты музыкальных инструментов, цветные салфетки, простые карандаши, лист бумаги, клеёнки, салфетки, клей на каждого ребёнка, образец воспитателя.

Предварительная работа

Организация развивающей среды (внесение иллюстраций и фотографий с изображением людей разных профессий и необходимых им для работы инструментов для рассматривания);

Беседы о людях разных профессий, о различных инструментах; загадывание загадок об инструментах, чтение стихотворений;

Рисование и раскрашивание по теме «Профессии. Инструменты» в свободной деятельности.

Ход непосредственно образовательной деятельности :

Дети входят в группу , рассаживаются на места.

Воспитатель загадывает загадку : На всех праздниках играем

И людей мы развлекаем.

Дети отвечают : музыкальные инструменты.

Воспитатель : Какие вы знаете музыкальные инструменты? Дети отвечают.

Воспитатель : А для чего людям нужны музыкальные инструменты? Дети отвечают.

Воспитатель : Кто играет на музыкальных инструментах? Дети отвечают.

Во время ответов детей воспитатель показывает предметные картинки.

Воспитатель : Предлагаю вам сегодня стать мастерами. Отгадайте мои загадки и узнаете, какие инструменты мы будем мастерить.

Деревянные подружки

Пляшут на его макушке,

Бьют его, а он гремит -

В ногу всем шагать велит. (Барабан)

Он похож на погремушку,

Только это не игрушка! (Маракас)

Очень весело поет,

Если дуете в нее.

Не палочка, не трубочка,

А что же это?. (Дудочка)

Три струны, играет звонко

Инструмент тот - «треуголка» .

Поскорее узнавай-ка,

Что же это? (Балалайка)

Отпускаем молоточки,

На железные листочки

И летит весёлый звон . Что звенит? (Металлофон)

Воспитатель : Молодцы! Все загадки отгадали.

Воспитатель : Давайте посмотрим, как будем выполнять работу.

Показ презентации.

Воспитатель : Пора и отдохнуть немного.

Физминутка «Весёлые музыканты »

Музыкантами мы стали,

Друг за другом зашагали,

Инструменты в руки взяли,

Все мы вместе заиграли.

Очень весело играть.

Воспитатель : Приступайте к работе. Не забывайте соблюдать правила безопасности при работе с клеем.

Дети выполняют работу.

По необходимости воспитатель оказывает помощь детям.

Воспитатель : (когда вся работа готова) Ребята, молодцы вы все постарались, красивые музыкальные инструменты у вас получились.

Посмотрите, когда рядом много разных инструментов, на которых играют музыканты – это называется оркестр . Им управляет дирижёр и получается очень интересная музыкальная композиция.

Воспитатель : Кем мы сегодня были?Что вам запомнилось? Что было интересно?

Публикации по теме:

Конспект по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной группы «Подарок для Анны Даниловны» Цель: Закреплять у детей умения составлять узоры по мотивам русских народных орнаментов на листах бумаги разной формы, сочетая друг с другом.