Любое физкультурное мероприятие, в том числе и утренняя гимнастика, начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями. Поскольку утренняя гимнастика не продолжительна (5 – 12 минут) и физические нагрузки в ней не велики, это требование соблюдается как общий принцип.

В дневных группах детского сада утренняя гимнастика как обязательная часть режима дня проводится ежедневно перед завтраком. В круглосуточных группах с целью расторможения нервной системы и быстрейшего перехода детей к последующей их деятельности ее выполняют непосредственно после сна.

С весны и до поздней осени утреннюю гимнастику проводят на открытом воздухе на площадке, а в дождливую погоду – на террасе. Для закаливания детей старшего возраста в теплую погоду занимаются в спортивных костюмах (трусики, майка, тапочки), в прохладную – в свитерах, легких куртках, не стесняющих движений. Дети младшего возраста занимаются гимнастикой в повседневной одежде.

В зимнее время для проведения утренней гимнастики используют физкультурный зал или групповую комнату, температура воздуха которой не должна превышать 16 градусов С. Перед занятиями помещение хорошо проветривают и проводят влажную уборку.

Утреннюю гимнастику условно подразделяют на три части: вводную, основную и заключительную. Каждая часть имеет свои задачи и содержание. В первой, вводной части организуют внимание детей, обучают их согласованным действиям, выработке правильной осанке и подготавливают организм к выполнению более сложных упражнений. С этой целью включают: построения (в колону, в шеренгу); строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом); перестроения из одной колоны в две, из двух колон в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в сторону; непродолжительную ходьбу, чередующуюся с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, скрестным шагом); бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками. Продолжительность вводной части в среднем длиться от 1 до 2 минут.

Во второй, основной части ставят задачи укрепления основных мышечных групп, формирования правильной осанки. Для решения данной задачи выполняют общеразвивающие упражнения в определенной последовательности. Сначала упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц. Затем упражнения для мышц туловища. Далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы. После упражнений с большой нагрузкой следует повторить первое упражнение или аналогичное ему. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности.

После выполнения всех обще развивающих упражнений дети младшего возраста выполняют прыжки или бег, переходящие в заключительную ходьбу. Дети старшего возраста выполняют прыжки в сочетании с бегом, затем заключительную ходьбу с выполнением различных заданий. В заключительной части гимнастики проводится ходьба или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание

Людмила Геллер
Структура и методика проведения утренней гимнастики во всех возрастных группах ДОУ

Структура и методика проведения утренней гимнастики во всех возрастных группах ДОУ

Введение 2

Построение утренней гимнастики 3

Утренняя гимнастика с детьми третьего года жизни 4

Утренняя гимнастика для детей четвертого года жизни 6

Утренняя гимнастика с детьми пятого года жизни 7

Утренняя гимнастика с детьми шестого и седьмого года жизни 10

Заключение 12

Список литературы 14

Введение

В дошкольных учреждениях обычного типа утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком, в детских садах с круглосуточным пребыванием детей – сразу же после ночного сна (зарядка) .

Утренняя гимнастика включается в режим с первой младшей группы . Она направлена главным образом на решение оздоровительных задач. Способствуя укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, она в то же время создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями. Сочетание утренней гимнастики с водными процедурами очень полезно для закаливания детского организма.

Зарядка, которая проводится сразу же после ночного сна, помогает «пробудить» ребенка, усилить деятельность всех органов и систем и организованно начать день в дошкольном учреждении

В процессе утренней гимнастики решаются в той или иной степени и другие задачи физического (формирование правильной осанки развитие физических качеств, умственного нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Построение утренней гимнастики

Начинается она со строевых упражнений. Затем следуют разные виды ходьбы в чередовании с бегом, которые усиливают дыхание, кровообращение. После ходьбы и бега дети перестраиваются для выполнения общеразвивающих упражнений. За ними даются прыжки и более интенсивный бег. Заканчивается утренняя гимнастика ходьбой с различными положениями рук. В конце дети могут прочитать хором стихи, в которых подчеркивается значение утренней гимнастики , или спеть песню маршевого характера (стоя на месте или во время ходьбы)

Утренняя гимнастика с детьми третьего года жизни

Указания к организации. Впервые утренняя гимнастика включается в режим дня в первой младшей группе . Она проводиться сначала года ежедневно со всеми воспитанниками группы одновременно . Продолжительность ее до 5 минут.

Утренняя гимнастика в данном возрасте , помимо основной задачи, обеспечивает организованное начало дня в детском саду, дает возможность переключить внимание детей на совместные формы деятельности.

Учитывая, что многие дети третьего года жизни не сразу включаются в организованную воспитателем деятельность, отстают во времени при выполнении заданий, воспитателю следует очень тонко и дифференцированно подходить к отдельным детям, не настаивать на непременном участии каждого в утренней гимнастике .

Содержание. Содержание гимнастики составляет 3-4 общеразвивающих упражнения, ходьба, бег и подскоки. Начинается гимнастика с кратковременной ходьбы, чередующейся с медленным бегом в течение 20 – 30 секунд, и построение группы . Наиболее удобно в этом возрасте построение в круг . В начале года лучше применять построение врассыпную, так как дети еще плохо ориентируются и на организованное в определенную форму построение уходит слишком много времени.

Вводная и заключительная ходьба могут совершаться группкой в определенном направлении или парами, держась за руки, врассыпную или друг за другом. Ходьба должна быть спокойной неторопливой. Построившись, дети приступают к выполнению упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног, спины, живота и всего туловища.

Общеразвивающие упражнения подбираются из числа рекомендованных для занятий. Почти все они носят имитационный характер и проводятся в игровой форме . На утренней гимнастике широко используются положения сидя, лежа на спине и на животе. Во второй половине года могут быть использованы для общеразвивающих упражнений мелкие предметы : погремушки, флажки, кубики.

Количество повторений каждого упражнения 4 – 5 раз, оно зависит от характера движений, их сложности и подготовленности детей.

Затем проводятся бег , веселая подвижная игра или подпрыгивание на месте (2 раза по 15 – 20 секунд с небольшой паузой для отдыха) . Заканчивается утренняя гимнастика спокойной ходьбой на месте или с продвижением вперед, чтобы снизить общее возбуждение организма.

Из упражнений в названной последовательности составляется комплекс, который без существенных изменений выполняется в течение 2 недель подряд.

Каждый новый комплекс выполняется обычно вначале несколько медленнее, так как дети не сразу запоминают упражнения и воспитателю приходится тратить много времени на их объяснение и показ. Поэтому сначала можно некоторые упражнения повторять только 3 – 4 раза, причем в более медленном темпе. Как только дети усвоят все упражнения, их следует проводить в хорошем энергичном темпе. Через некоторое время (2 – 3 месяца) целесообразно вернуться к повторению того же комплекса или взять его за основу для составления комплекса для упражнений с предметами.

Воспитатель предъявляет некоторые требования к качеству движений детей. Следит, чтобы ребенок по возможности занимал необходимое исходное положение, добивается сходства движений детей с образцом хотя бы в основном.

Например, методика проведения комплекса утренней гимнастики «Петушок и курочка» будет такой : предварительно рассматриваются картинки с изображением петушка, курочки, воспитатель рассказывает о них. Затем при выполнении комплекса воспитатель изображает петушка, дети – курочек. Во время утренней гимнастики воспитатель следит за тем, чтобы дети не задерживали дыхание.

Утренняя гимнастика для детей четвертого года жизни

Указания к организации. Организация утренней гимнастики во второй младшей группе ничем по существу не отличается от организации ее в первой младшей группе . Если в начале года можно допустить, чтобы кто-то из детей не принимал участия в утренней гимнастике , то через 1,5 – 2 месяца заниматься должны все. Нужно постепенно приучать детей включаться в нее без лишних напоминаний воспитателя. Увеличивается продолжительность утренней гимнастики (5 - 6 минут) .

В начале утренней гимнастики дается кратковременная ходьба разными способами (со сменой направления, на носочках и др.) . Ходьба может совершаться в любом построении : друг за другом, врассыпную, парами не держась за руки. Она чередуется с бегом.

Затем дети становятся в круг или располагаются в свободном построении для выполнения общеразвивающих упражнений. В первом полугодии используются преимущественно упражнения, разученные детьми в прошлом году. Это способствует их повторению и закреплению, дает возможность детям, вновь поступившим в группу , подтянуться до общего уровня. Применяются также упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног. Спины, живота и всего туловища, рекомендованные в разделе занятий. Эти упражнения чаще всего основаны на образном подражании. Распространены общеразвивающие упражнения с кубиками, флажками, колечками, мячами средних размеров. Последовательность упражнений та же. Широко распространены исходные положения стоя, сидя, лежа на спине и на животе. Повторение упражнений в этой возрастной группе 5 – 6 раз . Оно зависит от сложности и характера упражнений, подготовленности и эмоционального состояния детей. В заключении следует бег, подскоки на месте (2 раза за 10 – 15 секунд с небольшим отдыхом) или подвижная игра, хорошо знакомая детям, с очень простыми правилами и содержанием.

Комплекс утренней гимнастики без особых изменений повторяется подряд 1 – 2 недели.

Приемы руководства. Во время выполнения утреней гимнастики важно следить за качеством движений детей, четкостью фиксируемых поз. Добиваясь сходства движения с образцом в общих чертах, воспитатель следит за тем, что бы оно выполнялось указанным способом. Как и в предыдущей группе , упражнения в комплексах утренней гимнастики строятся на действиях известных детям персонажей («Пчелки» , «Медвежата» и др.). На протяжении всей гимнастики воспитатель действует совместно с детьми, показывая и поясняя упражнения, правильные способы движения. Однако воспитатель не выполняет с детьми упражнения до конца. Проделав 2 – 3 раза и задав темп выполнения он продолжает вести упражнение словесно, одновременно наблюдая за действиями детей, делая необходимые указания, по ходу движения.

К середине и особенно к концу года становится возможным использовать упражнения не привязанные к слитному сюжету.

Во время выполнения упражнений воспитатель напоминает детям, когда целесообразнее совершать вдох и выдох, следит, чтобы дети не задерживали дыхание во время ходьбы и бега.

Утренняя гимнастика с детьми пятого года жизни

Указания к организации. Проводя утреннюю гимнастику в помещении , рекомендуется организовывать ее не в групповой комнате , а в зале. Дети пятого года жизни более самостоятельны при подготовке и участии в утренней гимнастике . Продолжительность ее 6 – 8 минут.

Содержание. В содержание утренней гимнастики включаются упражнения в ходьбе, беге, подскоки на месте и 4 – 5 упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, шеи, ног, живота и спины. Структура построения утренней гимнастики та же , что и в предыдущей группе . Начинается утренняя гимнастика с недлительной ходьбы, которая не должна быть однообразной и скучной. Она совершается в любых построениях : друг за другом, парами, врассыпную и др. Постепенно ходьба переходит в легкий бег (1,5 – 2 круга по залу) . А бег снова в спокойную ходьбу, во время которой производится перестроение.

Для выполнения общеразвивающих упражнений в начале года дети чаще всего становятся в круг. Во вторую половину года используется и построение в звенья. Схема расположения общеразвивающих упражнений в комплексе утренней гимнастики такая же , как и в предыдущих группах : сначала упражнения для плечевого пояса и рук, затем для ног и туловища. Содержание комплексов составляют упражнения знакомые детям. Используются всевозможные общие исходные положения (стоя, сидя, лежа, на коленях) и разные исходные положения рук (в стороны, вперед и т. д.) .

Помимо мелких предметов для упражнений применяются кубы средних размеров, кегли, мячи. Количество повторений 4 – 6 раз. После общеразвивающих упражнений проводятся подскоки на месте . Они становятся разнообразней : ноги врозь – ноги вместе; с поворотами вокруг; перепрыгивая вперед-назад через лежащую на полу ленту; продвигаясь вперед вокруг кеглей. Дозировка 15 – 20 подскоков (1-2 раза) . Они могут быть заменены бегом на месте или вокруг зала, переходящим в спокойную ходьбу. Может быть использована эмоциональная игра.

Каждый комплекс утренней гимнастики повторяется 1 – 2 недели. Некоторые упражнения могут меняться. Приемы руководства. В средней группе сохраняется значение утренней гимнастики для привлечения внимания детей к коллективным формам деятельности и для организованного начала дня в детском саду. Вместе с тем возрастает ее роль в активизации функциональной деятельности организма ребенка. С детьми пятого года жизни утренняя гимнастика проводится в хорошем , бодром темпе, без длительных пауз между упражнениями.

Особенность объяснения упражнений – краткость и четкость. Воспитатель лишь напоминает схему упражнения, последовательность его частей, например : «поставили ноги пошире, руки на пояс, наклоны вперед. Начали! Раз – два – три, выпрямились». И далее, уже по ходу упражнения, ни теряя ритма движения, продолжает пояснения, выдвигая требования к правильности движения : «Ниже, ниже наклонить, смотреть на меня, выпрямились. Повторим еще раз, - говорит воспитатель, на мгновение оставив группу : он заметил, что большинство детей сгибают ноги во время наклонов. – Ножки держать прямыми. Раз – два – три, пониже, выпрямились».

Необходимо напоминать и показывать детям, когда во время упражнений удобно совершать вдох и выдох, следить, чтобы они не задерживали дыхание во время бега и подскоков.

Бег и подскоки являются обязательной составной частью всех комплексов утренней гимнастики . Именно эти упражнения оказывают наибольшую функциональную и эмоциональную нагрузку на организм ребенка. Выполняемые ежедневно в больших дозах, они ведут к положительному тренировочному эффекту. В начале утренней гимнастики не применяется быстрый бег широким шагом. Наоборот, бег дается в умеренном темпе, мелкими шажками, с постановкой ноги с носка, руки свободно согнуты, корпус прямо, смотреть вперед. В конце утренней гимнастики бег должен быть активным, энергичным. Во время поскоков воспитатель задает определенный темп – примерно 12 – 15 подскоков за 10 секунд. Высокий темп объясняется тем, что дети пятого года жизни подпрыгивают на месте еще не высоко, лишь слегка отрывая носки от пола.

Если дети сильно возбуждены после бега и прыжков, надо дать им успокоится. Для этой цели хороша спокойная ходьба на месте или некоторые дыхательные упражнения (руки в стороны – вдох, руки опустить – выдох; руки вниз – назад – вдох, руки опустить – выдох, то же, поднимаясь на носки и т. п.)

Эти же упражнения иногда используют и в конце утренней гимнастики . Но не следует их рассматривать как обязательные. Они предлагаются воспитателем, если это необходимо. Легкое учащение дыхания является реакцией на интенсивные движения, не надо этого бояться, частота дыхания быстро входит в норму и без дополнительных мер.

Утренняя гимнастика с детьми шестого и седьмого года жизни

Указания к организации. Утренняя гимнастика становится привычной формы ежедневной физической культуры. При подготовке к ней дети оказывают большую помощь воспитателю : они собирают своих сверстников на утреннюю гимнастику , готовят необходимый инвентарь, освобождают помещение. Воспитатель следит за тем, что бы дети не задерживали друг друга разговорами. Продолжается утренняя гимнастика 8 – 10 минут .

Содержание. Упражнения в ходьбе должны быть разнообразными. Широко используется ходьба со сменой темпа, направления, на носках, пятках, наружных сторонах стопы, высоко поднимая колени, «гусиным» шагом, с перешагиванием через препятствия и др., упражнения на внимание. Например, воспитатель поднимает желтый флажок – все идут, зеленый – бегут, красный – останавливаются; на хлопок поворачиваются кругом; по свистку быстро садятся на пол, а потом продолжают движение и т. д.

Все эти упражнения проводятся в разных построениях. Они недлительны и переходят в легкий бег (2 – 3 круга по залу) . Бег снова переходит в спокойную ходьбу. И производится перестроение.

В комплексе используется 5 – 6 общеразвивающих упражнений. Для их выполнения удобнее всего построение в звенья. В звеньях дети размыкаются так, что бы не мешать друг другу. Используется построение в шахматном порядке, когда звенья через одно делают шаг в перед. Для удобства проведения упражнений сидя и лежа целесообразно применить поворот всех детей в пол-оборота направо или налево.

Среди разнообразных исходных положений во второй половине года на утренней гимнастике применяется и основная стойка (пятки вместе, носки врозь) . Как и прежде, очень различны исходные положения для рук.

На утренней гимнастике в старшей группе несколько возрастает объем общеразвивающих упражнений без предметов . Включаются упражнения с гимнастическими палками , обручами, скакалками. Каждое упражнение повторяется 5 – 6 раз. Подскоки на месте с разными сочетаниями движений рук и ног, с продвижением вперед и назад, с перепрыгиванием высоких предметов и пр . повторяются 20 – 30 раз (1 или 2 раза с небольшим перерывом) .

Как и в других группах , один комплекс утренней гимнастики проводится 1 – 2 недели . По своему усмотрению воспитатель может вносить в него уточнение и изменение. Приемы руководства. Основная особенность утренней гимнастики в старших группах – ответственное отношение детей к ее выполнению. Для них необязательна ее занимательность и образность. Воспитатель поясняет детям назначение утренней гимнастики , раскрывает ее роль в физическом развитии, приобретение силы, ловкости, формировании хорошего телосложения, красивой походки и т. д.

На утренней гимнастике воспитатель требует точности положений и направлений движения частей тела, умения выполнить упражнение в соответствии со счетом или темпом музыкального сопровождения .

Качество выполнения общеразвивающих упражнений достаточно высоко. Воспитатель начинает приучать детей в упражнениях тянуть ноги, руки, пальцы, оттягивать носки ног, стоять, сидеть или лежать в заданной непринужденной, но и в тоже время несколько напряженной и подтянутой позе. Детям нравится выполнять движения хорошо, красиво.

Так как на утренней гимнастике применяются известные детям упражнения, то объяснение их имеет некоторую специфику – оно должно быть очень четким и кратким, фактически только напоминающим детям исходное положение, вид движения (наклоны, приседание и т. д., требования к его качеству.

Пояснения упражнения сочетается с показом лишь в первые дни освоения комплекса. Причем к показу воспитатель широко привлекает детей, хорошо владеющих движением.

Дети старшего дошкольного возраста быстро запоминают последовательность упражнений в комплексах. Они успешно проделывают их без сопровождающего примера воспитателя . В крайнем случае, они ориентируются на впереди или рядом стоящих детей. Это дает возможность воспитателю не находится все время впереди группы , а ходить между рядами детей, тщательно наблюдать за упражнением каждого, оказывать индивидуальную помощь. Важно не сбиваться с темпа и ритма подсчета, регулирующего совместные действия детей.

На протяжении всей утренней гимнастики воспитатель неоднократно привлекает внимание к осанке детей, напоминая о необходимости не задерживать дыхание, дышать глубоко, согласовывать вдох и выдох с наиболее подходящими для этого фазами движения (руки в стороны – вдох, руки вниз – выдох и т. д.) . Некоторые упражнения связанны с небольшим естественным натуживанием. В момент такого натуживания происходит кратковременная задержка дыхания на вдохе, затем последовательный вдох и выдох.

Указания к проведению бега и подскоков те же, что и в средней группе .

Заключение

Утренняя гимнастика в дошкольном учреждении является важным компонентом двигательного режима. Она обеспечивает хорошее настроение, повышает жизненный тонус. Утренняя гимнастика вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, поднимает эмоциональный тонус, воспитывает внимание, целеустремленность, вызывает положительные эмоции и радостные ощущения, повышает жизнедеятельность организма, дает высокий оздоровительный эффект. У детей, систематически занимающихся утренней гимнастикой , пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, повышается работоспособность.

Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем , повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом.

Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость, улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.

Таким образом, утренняя гимнастика является неотъемлемым организующим моментом в режиме дня дошкольного учреждения и важной составной частью физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.

Список литературы

1. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. – М : Издательский центр «Академия» , 2002. – С. 91 – 94.

2. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика возраста – М ., «Просвещение» , 1972. С. 203 – 208.

3. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду : пособие для воспитателя дет. сада. – М., «Просвещение» , 1986.

4. Тарасова З. И. Физкультурные занятия в разновозрастной группе детского сада : пособие для педагогов ДУ. – Мн., 2000.

5. Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста . Изд. 2-е, перераб. и доп. – М., «Просвещение» ,1976.

Иннесса Кривоносова
Методика проведения утренней гимнастики в детском саду

Методика проведения утренней гимнастики в детском саду .

Утренняя гимнастика - комплекс специально подобранных упражнений, нацеленных, настроить, "зарядить", человека на весь предстоящий день. Ее оздоровительная польза заключается в воздействии на организм с учетом анатомо - физиологических и психических особенностей детей.

В детском саду утренняя гимнастика важна не как средство пробуждения, а как организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. При этом повышается эмоциональный тонус, являясь результатом "мышечной" радости от движений в коллективе сверстников, снимается психологическое напряжение от расставания с родителями, собирается внимание, дисциплинируется поведение.

Во время утренней гимнастики решаются следующие задачи :

1) Оздоровительная :

«разбудить организм» ;

Настроить его на рабочий лад;

Активизировать деятельность всех важных систем организма;

Стимулировать работу всех внутренних органов , способствовать закаливанию, формированию правильной осанки, предупреждать возникновение плоскостопия.

2) Образовательная :

Закрепление двигательных умений и навыков (ходьба, прыжки, лазание и т. д.) ;

Развитие физических качеств (быстрота, ловкость, сила, гибкость, координация и т. д.) .

3) Воспитательная :

Развитие организованности, дисциплинированности, самостоятельности, «мышечной радости» от движений в коллективе сверстников.

Существуют следующие варианты проведения утренней гимнастики .

Традиционная (с включением ОРУ)

Игрового характера. Построена на п\и разной интенсивности с разными образовательными задачами. В вводной части- мп\и, игра средней подвижности; в основной части -игра высокой подвижности, направленная на совершенствование различных основных движений; в заключительной части –мп\и, хороводы, упражнения на восстановления дыхания.

С использованием полосы препятствий.

С включением оздоровительных пробежек.

Ритмическая гимнастика . В комплекс входят строевые упражнения, ОРУ, танцевальные движения, бег, прыжки. Уникальность ритмической гимнастики заключается в более быстром темпе, интенсивности движений, в работе одновременно всех мышц и суставов. Веселая, ритмическая музыка создает положительные эмоции. Чаще всего такая утренняя гимнастика проводится в старших и подготовительных группах.

Гимнастика с использованием карточек-заданий. На картинках схематически нарисовано выполнение упражнения. Педагог показывает карточку, ребенок самостоятельно выполняет. Используется в старшем дошкольном возрасте.

В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.

: достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу утренней гимнастики . Моторная плотность утренней гимнастики должна быть высокой , поэтому на объяснения и показ упражнений, на раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время. Физическая нагрузка возрастает за счет увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между упражнениями. Она зависит и от общей продолжительности утренней гимнастики .

Длительность утренней гимнастики .

Млад гр. – 4 - 6 мин

Сред. гр. – 6 - 8 мин

Стар. гр. – 8 - 10 мин

Под. гр. – 10 - 12 мин

Утренняя гимнастика состоит из трёх частей, каждая имеет свою задачу.

I. Вводная часть. Организует внимание детей, обучает согласованным действиям, подготавливает организм к выполнению более сложных упражнений, вырабатывает правильную осанку и предупреждает плоскостопие. В неё включают : построения (колонна, шеренга, круг, строевые упражнения (полуобороты, повороты, перестроения, смыкание и размыкание, разные виды ходьбы, бега, прыжков.

В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений не строят : они ходят и бегают стайкой, врассыпную. В дальнейшем утренняя гимнастика и в этой группе начинается с построения в колонну по одному или в одну шеренгу. Повороты направо, налево, кругом чаще используется в старших группах.

Целесообразно в начале и в конце утренней гимнастики для предупреждения плоскостопия давать разные виды ходьбы в следующем сочетании : обычная ходьба, на носках, пятках, краях стоп и т. д.

При проведении ходьбы с высоким подниманием колен используется имитация («лошадки» , «цапли» , и др.).

Нужно следить, чтобы дети при ходьбе не шаркали ногами, не раскачивались, голову держали прямо, ритмично размахивали руками, дышали через нос. Воспитатель соответствующими указаниями предупреждает ошибки, а если они все же возникают, исправляет их, не прекращая ходьбу.

Бег на утренней гимнастике в младших группах сначала проводится стайкой , врассыпную, а потом в колонке по одному, как на месте, так и с продвижением в разных направлениях.

Перед общеразвивающими упражнениями бег выполняется в среднем темпе и чередуется с ходьбой. Продолжительность бега без перерыва.

Млад. гр. - 10-15сек

Сред. гр. -15-20сек

Стар. гр. - до 30сек

Под. гр. -30-40сек.

Бег вводной части после выполнения разных видов ходьбы дается в медленном или среднем темпе в чередовании с ходьбой.

II. Основная часть. Укрепление основных мышечных групп организма, формирование правильной осанки. Входят ОРУ для мышц шеи, рук и плечевого пояса; мышц туловища, брюшного пресса, мышц ног и укрепление свода стопы (прыжки, бег) . Обязательно ОРУ должны выполняться из разных и. п. (стоя, сидя, лежа) . Выполняться могут парами, тройками, звеньями одновременно.

Для выполнения общеразвивающих упражнений детей младшего возраста строят в круг, врассыпную, а со средней группы обычно перестраивают в колонну по два (через звеньевых, к концу года через центр парами. Со старшей группы обычно перестраивают в колонну по три, по четыре (через середину тройками, парами) . При таком построении воспитателю легче наблюдать за качеством выполнения общеразвивающих упражнений всеми детьми, обращать внимание на правильную осанку.

Общеразвивающие упражнения для утренней гимнастики подбираются в следующей последовательности :

1) даются упражнения для мышц рук и плечевого пояса,

2) упражнения, укрепляющие мышцы туловища и ног.

Количество ОРУ в комплексе

Млад. гр. – 3 - 4

Сред. гр. – 4 - 5

Стар. гр. – 5 – 6

Под. гр. – 6 – 8

Упражнения для рук и плечевого пояса детьми младшего возраста выполняются из исходного положения узкая стойка ноги врозь, а старшего основная стойка, сомкнутая стоика.

Упражнения для мышц туловища в младшем возрасте проводятся из исходного положения узкая стойка ноги врозь, стойка ноги врозь, а в старшем стойка ноги врозь, широкая стойка ноги врозь.

В упражнениях для ног в младшем возрасте используется узкая стойка ноги врозь, а в старшем основная стойка.

При проведении общеразвивающих упражнений с предметами нужно продумать порядок их раздачи и сбора, предусмотреть такое построение группы, чтобы дети не мешали друг другу.

В старшем возрасте больший объем занимают общеразвивающие упражнения без предметов .

В младших группах воспитатель выполняет общеразвивающие упражнения вместе с детьми.

В средней группе он сначала называет упражнение, кратко объясняет его (если нужно, показывает, а затем подает команду для исходного положения и выполнения. При объяснении внимание детей фиксируется на наиболее трудных элементах упражнения. Если ошибки все же возникают, то указания к их исправлению даются в ходе выполнения упражнения. Указания должны быть направлены на уточнение представления об элементах упражнения и способствовать правильному их выполнению. Этому помогает сочетание счета со словами, обозначающими элементы техники, или даже замена счета конкретными словами (например, вместо «раз» воспитатель говорит : «Присели, спина прямая» ).

Воспитатель должен продумать, когда он при повторении упражнения будет применять счет, а когда заменит его словами, уточняющими представление о данном элементе техники. Целесообразное чередование счета, слов (указаний) и других сигналов (движение руки вниз «присели» , вверх «выпрямились» в упражнении «приседание» ) способствует тому, что дети более правильно и с большим интересом выполняют движение.

В старшем возрасте дети могут выполнять упражнение по названию, но иногда и в старшей группе воспитатель делает упражнение вместе с детьми. Это сокращает время на напоминание и увеличивает физическую нагрузку на организм. Следуя действиям воспитателя, дети уточняют представление о технике движения и стараются исправить ошибки. Но такое совместное выполнение упражнения целесообразно только в том случае, когда воспитатель видит всю группу и может наблюдать за действиями детей и их поведением (при наклонах в стороны, при приседаниях и др.) . Иногда впереди группы ставят ребенка, который правильно делает упражнения.

Во время утренней гимнастики воспитатель внимательно наблюдает за каждым ребенком и, если возникает необходимость, оказывает физическую помощь отдельным детям, делает указания, подбадривает (особенно детей младшего возраста) .

При выполнении общеразвивающих упражнений используется имитация во всех возрастных группах.

Для детей младшего возраста комплексы построены в сюжетной форме и на одном образе («птички» , «бабочки» , «часики» , «самолеты» и др.). Указания даются детям соответственно подобранному образу (например, «воробышки полетели» ). Во второй младшей группе дети подражают разным образам в одном комплексе.

В средней группе имитация используется только при выполнении некоторых упражнений, в старшей для выполнения отдельных элементов упражнения.

В процессе утренней гимнастики воспитатель следит , чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища, что способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела, а также закреплению навыка правильной осанки.

При выполнении упражнений воспитатель закрепляет у детей навыки правильного дыхания.

Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения четко, выразительно, плавно.

В утреннюю гимнастику включаются разные виды прыжков :

Прыжки на одной и двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях (вперед, назад, в стороны, и др.) ;

Перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики) .

В младших группах при прыжках применяется имитация («зайчики» , «мячики» ).

Дозировка прыжков (общее количество на утренней гимнастики ) .

Млад. гр. - 5-10

Сред. гр. -10-15

Стар. гр. - 15-20

Под. гр. - до 30

Чередуются ОРУ без предметов и с предметами . Например I неделя без предметов , II с предметами, III гибкость, IV неделя полоса препятствия.

Младшие группы - флажки, погремушки, кубики.

Средний возраст - флажки, мячики, кубики, ленточки, веревочки.

Старший дошкольный возраст - обручи, палки, мячи, скакалки.

III. Заключительная часть. Восстановить сердечный и дыхательный ритм, успокоить организм после физической нагрузки. Входят разные виды ходьбы, мп\и, хороводы, дыхательные упражнения.

Методы обучения физическим упражнениям.

Практические :

Повторение упражнений без изменений;

С изменениями;

Обучение в игровой форме;

В соревновательной форме.

Словесные :

Название упражнения;

Его описание;

Объяснение, как правильно его выполнить;

Указания, распоряжения, команды;

Вопросы к детям;

Рассказ, беседа.

Наглядные :

Использование наглядных пособий;

Имитация;

Звуковые сигналы;

Зрительные ориентиры.

Важнейшие элементы подготовки утренней гимнастики .

Выполнение гигиенических условий и время проведения .

Наличие трех частей утренней гимнастики .

Соответствие ОРУ возрасту детей.

Продолжительность утренней гимнастики .

Использование физкультурного инвентаря.

Дозировка упражнений.

Приемы регулирования дыхания.

Совершенствование ОРУ на второй неделе освоения детьми комплекса.

Использование музыкального сопровождения .

Самочувствие детей и их настроение.

Требования к воспитателю.

Гимнастика проводится каждым воспитателем в своей группе и требует определенной подготовки. Поэтому необходимо предварительно изучить упражнения, которые показывают детям; знать с какой целью дается каждое упражнение, в каком темпе и сколько раз его можно повторять; уметь правильно, точно и красиво выполнять упражнения; проводить их бодро , живо, интересно; видеть всех детей и следить за качеством выполнения упражнений.

В процессе утренней гимнастики необходимо правильно обеспечить физическую, психическую и эмоциональную нагрузку. Выполнить моторную плотность, общую продолжительность утренней гимнастики. Разнообразие общеразвивающих упражнений, упражнения на профилактику плоскостопия, подбор упражнений, дозировка и их качественное выполнение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика проведения утренней гимнастики для детей всех возрастных групп.

В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.
Физическая нагрузка возрастает постепенно: достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу утренней гимнастики. Моторная плотность утренней гимнастики должна быть высокой, поэтому на объяснения и показ упражнений, на раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время. Физическая нагрузка возрастает за счет увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между упражнениями. Она зависит и от общей продолжительности утренней гимнастики: в первой младшей группе длительность ее составляет 4―5 мин; во второй младшей ― 5―6 мин; в средней ― 6―8 мин; в старшей ― 8―10 мин; в подготовительной к школе ― 10―12 мин.

На утренней гимнастике используются знакомые детям упражнения, поэтому психическая нагрузка (на внимание, память) почти всегда бывает умеренной.
Физические упражнения благотворнее влияют на организм, когда они вызывают жизнерадостное настроение, положительные эмоции. И воспитатель, правильно чередуя упражнения, давая достаточную нагрузку, создает у детей интерес к утренней гимнастике. Не менее важно эмоционально проводить упражнения, используя различные приемы, музыкальное сопровождение. Однако физические упражнения и музыка не должны чрезмерно возбуждать детей, потому что это может привести к усталости и снижению аппетита.

В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений не строят: они ходят и бегают стайкой, врассыпную. В дальнейшем утренняя гимнастика и в этой группе начинается с построения в колонну по одному или в одну шеренгу. Повороты направо, налево, кругом чаще используется в старших группах.

Для выполнения общеразвивающих упражнений детей младшего возраста строят в круг, врассыпную; со средней группы обычно перестраивают в колонну по три, по четыре. При таком построении воспитателю легче наблюдать за качеством выполнения общеразвивающих упражнений всеми детьми, обращать внимание на правильную осанку.

В начале утренней гимнастики часто дается ходьба на месте (обычная, с высоким подниманием колен). Это помогает организовать детей, сосредоточить их внимание.

Целесообразно в начале и в конце утренней гимнастики для предупреждения плоскостопия давать разные виды ходьбы в следующем сочетании: обычная ходьба, па носках, пятках, краях стоп. Такое сочетание повторяется 6―8 раз.

Полезно менять скорость ходьбы ― от медленной до быстрой, от быстрой до медленной (с ускорением и замедлением).

Нужно следить, чтобы дети при ходьбе не шаркали ногами, не раскачивались, голову держали прямо, ритмично размахивали руками, дышали через нос. Воспитатель соответствующими указаниями предупреждает ошибки, а если они все же возникают, исправляет их, не прекращая ходьбы.

При проведении ходьбы с высоким подниманием колен используется имитация («лошадки», «цапли», «ходьба по глубокому снегу»).

Бег на утренней гимнастике в младших группах сначала проводится стайкой, врассыпную, а потом в колонке по одному, как на месте, так и с продвижением в разных направлениях.

Перед общеразвивающкми упражнениями бег выполняется в среднем темпе и чередуется с ходьбой. После же выполнения общеразвивающих упражнений бег проводится в более быстром темпе для тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Чередование бега с ходьбой повторяется 2―3 раза.
Продолжительность бега без перерыва постепенно увеличивается: для младшего возраста она составляет 10―20 с, для среднего ― 20―25 с, для старшего ― 25―30 с, для детей 6 лет ― 30―40 с (эти нормы могут быть изменены в зависимости от состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности детей). Воспитатель следит, чтобы в помещении, на площадке с твердым грунтом дети бегали на носках, поднимая выше колени.

В утреннюю гимнастику включаются разные виды прыжков: прыжки на одной и двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях (вперед, назад, в стороны, и др.); перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики); Для детей старшего возраста общее количество прыжков на утренней гимнастике можно довести до 25―30. В младших группах при прыжках применяется имитация («зайчики», «мячики»).

Общеразвивающие упражнения для утренней гимнастики подбираются в следующей последовательности: сначала даются упражнения для мышц рук и плечевого пояса, после этого целесообразны упражнения, укрепляющие мышцы туловища и ног.

В конце гимнастики, после бега в чередовании с прыжками и ходьбой, могут выполняться упражнения для плечевого пояса и рук, которые помогают успокоить организм.

Упражнения для крупных мышц (особенно в старшем возрасте) сочетают с движениями для мышц шеи, кистей, пальцев рук и стопы. Например, при поднимании рук вверх рекомендуется одновременно сжимать кисти в кулаки и разжимать их.

Количество общеразвивающих упражнений и их дозировка увеличиваются с возрастом детей, по мере улучшения физического развития и физической подготовленности. Для детей первой младшей группы рекомендуются 3―4 упражнения; для второй младшей ― 4 и средней ― 4―5; для старшей ― 5―6; для подготовительной к школе ― 6―8. В первой и второй младших группах упражнения повторяются 4―5 раз; в средней ― 5―6 раз; в старшей ― 6―8 раз; в подготовительной к школе ― 8―10 раз. При этом упражнения для рук и плечевого пояса повторяются больше раз (8―10); а более трудные ― для мышц живота, спины ― 4―6 раз.

Упражнения могут выполняться в разном темпе, например: сначала 2―3 раза в среднем темпе, потом 3―4 раза в быстром, потом 2―3 раза в медленном. Это увеличивает физическую нагрузку на организм, способствует развитию быстроты, увеличивает интерес детей к занятию.

Общеразвивающие упражнения выполняются из разных исходных положений тела: стоя, сидя, лежа (ка спине, животе). Исходные положения лежа, сидя выгодны тем, что снимают давление массы тела на позвоночник и неокрепший свод стопы, позволяют увеличивать напряжение отдельных мышц. Поэтому на утренней гимнастике рекомендуется пользоваться стульями, гимнастическими скамейками для выполнения упражнений из исходных положений сидя.
Упражнения для рук и плечевого пояса детьми младшего возраста выполняются из исходного положения узкая стойка ноги врозь, а старшего ― основная стойка, сомкнутая стоика.

Упражнения для мышц туловища в младшем возрасте проводятся из исходного положения узкая стойка ноги врозь, стойка ноги врозь, а в старшем ― стойка ноги врозь, широкая стойка ноги врозь.

В упражнениях для ног в младшем возрасте используется узкая стойка ноги врозь, а в старшем ― основная стойка.

При проведении общеразвивающих упражнений с предметами нужно продумать порядок их раздачи и сбора, предусмотреть такое построение группы, чтобы дети не мешали друг другу.

В старшем возрасте больший объем занимают общеразвивающие упражнения без предметов.

В младших группах воспитатель выполняет общеразвивающие упражнения вместе с детьми. В средней группе он сначала называет упражнение, кратко объясняет его (если нужно, показывает), а затем подает команду для исходного положения и выполнения. При объяснении внимание детей фиксируется на наиболее трудных элементах упражнения. Если ошибки все же возникают, то указания к их исправлению даются в ходе выполнения упражнения. Указания должны быть направлены на уточнение представления об элементах упражнения и способствовать правильному их выполнению. Этому помогает сочетание счета со словами, обозначающими элементы техники, или даже замена счета конкретными словами (например, вместо «раз» воспитатель говорит: «Присели, спина прямая»).

Воспитатель должен продумать, когда он при повторении упражнения будет применять счет, а когда заменит его словами, уточняющими представление о данном элементе техники. Целесообразное чередование счета, слов (указаний) и других сигналов (движение руки вниз ― «присели», вверх ― «выпрямились» в упражнении «приседание») способствует тому, что дети более правильно и с большим интересом выполняют движение.

В старшем возрасте дети могут выполнять упражнение по названию, но иногда и в старшей группе воспитатель делает упражнение вместе с детьми. Это сокращает время на напоминание и увеличивает физическую нагрузку на организм. Следуя действиям воспитателя, дети уточняют представление о технике движения и стараются исправить ошибки. Но такое совместное выполнение упражнения целесообразно только в том случае, когда воспитатель видит всю группу и может наблюдать за действиями детей и их поведением (при наклонах в стороны, при приседаниях и др.). Иногда впереди группы ставят ребенка, который правильно делает упражнения.

Во время утренней гимнастики воспитатель внимательно наблюдает за каждым ребенком и, если возникает необходимость, оказывает физическую помощь отдельным детям, делает указания, подбадривает (особенно детей младшего возраста).

При выполнении общеразвивающих упражнений используется имитация во всех возрастных группах. Для детей младшего возраста комплексы построены в сюжетной форме и на одном образе («птички», «бабочки», «часики», «самолеты» и др.). Указания даются детям соответственно подобранному образу (например, «воробышки полетели»). Во второй младшей группе дети подражают разным образам в одном комплексе. В средней группе имитация используется только при выполнении некоторых упражнений, а в старшей ― для выполнения отдельных элементов упражнения.

В процессе утренней гимнастики воспитатель следит, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища, что способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела, а также закреплению навыка правильной осанки.
При выполнении упражнений воспитатель закрепляет у детей навыки правильного дыхания.

Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения четко, выразительно, плавно.

Особенности методики проведения утренней гимнастики на площадке. Весной и летом, как правило, утренняя гимнастика проводится с детьми всех возрастных групп на участке. Воспитатель в зависимости от погоды подбирает упражнения и регулирует физическую нагрузку: при понижении температуры увеличивает ее, изменяя темп выполнения; при повышении температуры снижает, чтобы избежать перегревания организма.

Поздней осенью и зимой утренняя гимнастика может проводиться на участке с детьми, наиболее физически подготовленными и закаленными. Упражнения подбираются с учетом температуры, одежды и выполняются в более энергичном темпе. Особенно тщательно надо следить за тем, чтобы дети не охлаждались.

Особенности методики проведения утренней гимнастики в смешанной группе. Если дети в группе резко отличаются по возрасту (от 2―3 до 6―7 лет), то утреннюю гимнастику проводят отдельно с каждой подгруппой.

Если разница в возрасте между детьми небольшая (например, дети 5 и 6 лет), то утреннюю гимнастику можно проводить одновременно со всеми. При перестроении старшие дети помогают младшим выполнить задание. В ходьбе старшим детям даются более сложные задания (например, поставить руки к плечам).

Общеразвивающие упражнения подбираются такие, чтобы они были доступны обеим подгруппам, и все дети одновременно начинают их выполнять. Затем дети младшего возраста отдыхают, а старшие продолжают выполнять упражнение еще несколько раз в более быстром темпе. Когда даются бег и прыжки, то для детей старшего возраста увеличивается дозировка.

Консультация для городского методического объединения

Тема:

Подготовила:

воспитатель

МБДОУ №49

г. Невинномысска

Сердечная Г.Г.

Невинномысск,2014

«Организация и методика проведение утренней гимнастики в детском саду»

Уважаемые коллеги!

Физическое воспитание в детском саду осуществляется различными средствами: физическими упражнениями, использованием природных факторов, соблюдением гигиенических требований. Укрепление организма детей и своевременное развитие движений - основная задача физического воспитания в дошкольных учреждениях.

Развитию движений способствуют специально подобранные физические упражнения, которые совершенствуют работу мышц и внутренних органов, способствуют творческому производительному труду.

Растущему организму необходимо много движений. Чем больше ребенок двигается, бегает, играет, тем лучше он развевается.

Каждый новый день в детском саду начинается с утренней гимнастики, она включает различные виды физических упражнений. Среди физических упражнений большое место снимают основные виды движения: ходьба, бег, прыжки. Применяются Строевые упражнения - различные построения: перестроения, общеразвивающие упражнения, которые укрепляют крупные группы мышц плечевого пояса, рук, туловища, ног.

Утренняя гимнастика имеет большое оздоровительное и питательное значение. Ежедневное проведение утренней гимнастики доступно любому детскому саду. Практика показала, что некоторые воспитатели затрудняются правильно составить комплекс утренней гимнастики.

Цель данной консультации - обобщить и систематизировать практический материал, дать конкретные методические рекомендации воспитателям детских садов для проведения утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста в помещении и на воздухе.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ В ДЕТСКОМ САДУ

Утренняя гимнастика - это комплекс специально подобранных упражнений, которые проводятся с целью настроить, «зарядить» организм ребенка на весь предстоящий день. Оздоровительное и воспитательное значение утренняя гимнастика приобретает в том случае, если она проводится систематически. Оздоровительное значение утренней гимнастики заключается в воздействии упражнений на физическое развитие детского организма с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей детей.

У детей дошкольного возраста еще довольно слабая костно - мышечная система, не закончено формирование естественных изгибов позвоночника, недостаточно развита сердечно-сосудистая система. Дыхание поверхностное, учащенное, несовершенна центральная нервная система: процессы возбуждения преобладают над торможением Систематическое проведение утренней гимнастики укрепляет костно-мышечную систему, правильную форму приобретает стопа, воспитывается навык правильной осанки, а хорошая осанка способствует нормальному функционированию всех внутренних органов. Правильно подобранные движения укрепляют сердечную мышцу, деятельность кровеносной системы, увеличивают емкость легких, уравновешивают процессы возбуждения и торможения.

Закаливающее воздействие утренней гимнастики усиливается, если после физических упражнений дети обтираются холодной водой.

В детском саду утренняя гимнастика проводится одновременно со всеми детьми данной возрастной группы. Постепенно дети привыкают к определенному порядку, дисциплине, к выполнению некоторых трудовых навыков (подготовить физкультурные пособия, убрать ковер, столы, стулья и т. д.).

В круглосуточных группах утренняя гимнастика проводится сразу после сна, поэтому больше носит характер зарядки - переключения организма в деятельное состояние.

В группах с дневным пребыванием детей утренняя гимнастика проводится перед завтраком, и ей, как правило, предшествует самая разнообразная деятельность детей. В этом случае утренняя гимнастика преследует несколько иную цель: организовать детский коллектив, переключить внимание детей на активную совместную деятельность.

Утренняя гимнастика проводится в зале, в групповой комнате, на участке весной, летом и осенью.

В зале до начала занятия делают влажную уборку, открывают форточку (фрамугу) и оставляют их открытыми до конца гимнастики. Температура воздуха в помещении в течение всей утренней гимнастики поддерживается в пределах -16, + 18°.

Если утренняя гимнастика проводится в групповой комнате, то предварительно надо освободить достаточную площадь: сдвинуть столы, стулья, убрать ковры или дорожки, провести влажную уборку и открыть фрамугу. Не рекомендуется до гимнастики или в момент ее проведения готовить столы к завтраку.

Заранее расставленная посуда быстро покрывается пылью, так как дети бегают и прыгают во время гимнастики. При хорошей организации дежурства столы можно быстро подготовить.

Воспитателю надо помнить, что дети-дежурные обязательно участвуют в утренней гимнастике. Их пропускают первыми мыть руки. Пока вся группа вымоет руки, дежурные сумеют подготовить столы к завтраку.

Дети младших групп, как правило, занимаются в обычной одежде. На ногах должна быть удобная обувь (спортивные тапочки), носки или гольфы. Желательно снять лишнюю одежду (кофты, фартуки), засучить рукава у платьев, рубашек, поднять их выше локтя. Это и закаливающая процедура, и подготовка детей к следующему режимному моменту умыванию.

В старших группах утреннюю гимнастику можно проводить в спортивных костюмах (майки, трусы), которые также предназначены для физкультурных занятий.

Если утренняя гимнастика проводится на открытом воздухе, то в зависимости от погоды меняется и одежда детей.

В жаркие дни дети занимаются в трусах и майках, в прохладные девочки надевают платья, мальчики - рубашки. Если погода пасмурная, ветреная, можно предложить детям надеть кофточки.

В холодную, осеннюю погоду и ранней весной дети занимаются в пальто, куртках.

Воспитателю следует также обратить внимание и на свой костюм. Лучше всего иметь тренировочный костюм, спортивные тапочки, особенно в те дни, когда воспитатель сам показывает упражнения. На участке во время утренней гимнастики воспитатель может находиться в обычной одежде.

Все чаще утренняя гимнастика в детских садах проводится с мелкими физкультурными пособиями (погремушки, флажки, мячи, обручи, палки, веревка, индивидуальные шнуры, большие обручи, длинные палки или шесты, кубики, скакалки), которые повышают интерес, улучшают качество движений, кроме того, умение выполнять упражнения с физкультурными пособиями помогает детям быстрее и легче освоиться на физкультурных занятиях в школе.

Воспитателю надо хорошо продумать, в каком случае дети сами будут брать пособия, проходя мимо стойки, в каком - раздают дежурные, в каком - лучше разложить пособия на стулья или гимнастические скамейки.

Для упражнений из исходного положения сидя используются стулья, гимнастические скамейки и коврики. В младших группах некоторые упражнения проводятся с погремушками. Лучше, если они будут пластмассовые, на палочке, с одним или тремя шариками. Погремушки с различными украшениями отвлекают детей. Для упражнений не рекомендуется погремушка на колечке, ее трудно перекладывать из одной руки в другую. Погремушки хранятся в коробке, детям раздает их воспитатель. Он вкладывает каждую погремушку в правую руку ребенка. Собирает погремушки тоже воспитатель.

Если комплекс упражнений проводится с двумя флажками, то лучше их заранее свернуть (два вместе). Можно положить их прямо на стол или гимнастическую скамейку. Дети, проходя мимо, берут флажки правой рукой.

Мячи хорошо хранить в больших целлофановых пакетах. Желательно раздачу мячей организовать так: заранее перед каждым звеном поставить корзину с 6-7 мячами или положить эти мячи на пол в обруч. Во время ходьбы большой мяч надо нести в правой руке, согнутой в локте, около груди. Малыши несут мяч двумя руками.

В детских садах используются большие обручи и длинные палки (шесты). Эти пособия предназначены для выполнения общеразвивающих упражнений несколькими детьми одновременно. Раздает их воспитатель: заранее раскладывает на полу. Это могут сделать и дежурные. Можно дать пособие каждому звену. В этом случае в звене должно быть не более 4-5 детей, иначе выполнить упражнение будет неудобно. При хорошей организации дети могут перестроиться во время ходьбы в четверки и каждая четверка несет такое пособие. Дети держат шест правой рукой, построившись друг за другом, большой обруч тоже держат правой рукой, но встают вокруг него. Длинную веревку хранят на крючке или на стойке. Удобно также, если на крючках или на стойках висят индивидуальные шнуры, скакалки. Проходя мимо стойки, дети снимают скакалки, шнуры и несут их в правой руке, причем скакалки сложены вчетверо, а индивидуальные шнуры вдвое.

В качестве физкультурных пособий для детей в младших и средней группах используются пластмассовые кубики среднего размера, хранятся они в коробках или в целлофановых пакетах. Лучше подобрать по два кубика одинакового цвета на одного ребенка или все кубики одного цвета. Раздают их так же, как флажки: в правую руку - зеленый кубик, в левую - желтый. Это поможет выполнять те упражнения, в которых надо указывать правую и левую сторону. Самый удобный способ раздачи кубиков разложить их по два на стулья; дети, проходя мимо, берут их.

Все мелкие физкультурные пособия 1 раз в месяц подлежат гигиенической обработке: пластмассовые, резиновые и деревянные пособия протираются слабым 5-10% раствором хлорной извести, матерчатые стирают и проглаживают.

Утренняя гимнастика строится с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей детей. Положительное влияние оказывают физические упражнения, воздействующие на весь организм" и одновременно охватывающие большое число мышц. К таким упражнениям относятся движения динамического характера: ходьба, бег, прыжки.

Во время ходьбы упражняются мышцы ног, рук, мышцы брюшного пресса. Существуют всевозможные виды ходьбы. Все они различаются по способу выполнения: на носках, на пятках, широким шагом, с высоким подниманием колен и др., по темпу (быстро, медленно), по направлению движения (по прямой, змейкой, по кругу, в правую и левую сторону и т, д.), по построению (по одному, парами, четверками и т.п., рис. 1-6). Во время бега интенсивнее работают мышцы, усиливается работа внутренних органов. На утренней гимнастике используется бег: с различным способом выполнения (на носках, широкий), с разным темпом (быстро, медленно), со сменой направления и построением (змейкой, по кругу, по одному, парами и т. д.).

Поскоки на утренней гимнастике также различны: на месте на двух ногах, на двух ногах с продвижением вперед, поочередно на правой и на левой ноге, ноги в стороны, вместе, со скакалкой. Во время бега и прыжков организм получает максимальную физическую нагрузку, которая снижается постепенно в процессе ходьбы.

В комплексы утренней гимнастики включаются строевые упражнения (различные построения и перестроения, повороты, смыкания и размыкания, рис. 7-8). Они содействуют воспитанию у детей правильной осанки, развивают внимание, ориентировку в пространстве, согласованность коллективных действий. Строевые упражнения имеют вспомогательное значение и используются с целью рационального размещения детей для выполнения общеразвивающих упражнений. Применяются построения: друг за другом, в колонну, в одну или две шеренги, в пары, в звенья, в круг, несколько кругов и т. д. Для детей дошкольного возраста рекомендуются повороты направо, налево, кругом, вполоборота направо, вполоборота налево. Смыкание и размыкание необходимы при построениях в колонну, в шеренгу, в звенья, в круг.

Большая часть времени на утренней гимнастике отводится общеразвивающим упражнениям, которые предназначены для тренировки крупных групп мышц (плечевого пояса, рук, туловища, ног). Они содействуют совершенствованию координации движений, умению владеть положением своего тела.

Первая группа упражнений направлена на укрепление мышц плечевого пояса и рук, способствует выпрямлению позвоночника, укрепляет грудную клетку и всю дыхательную мускулатуру. Здесь важно добиваться хорошего выпрямления рук или их полного подъема, чтобы дыхание было свободным.

Вторая группа упражнений предназначается для гибкости позвоночника и укрепления мышц спины. Чтобы достичь этого, необходимо четко соблюдать правильное исходное положение (сидя, Выпрямив или скрестив ноги по-турецки и т. д.). Положение ног должно быть зафиксировано (неподвижно). При наклонах колени не сгибаются.

Третья группа упражнений способствует укреплению мыши брюшного пресса. Они развивают мышцы ног и свода стопы. Эти упражнения проходят более полноценно, если у детей прямая спина, во время приседаний пятки отрываются от пола, хорошо сгибаются колени.

Общеразвивающие упражнения должны быть подобраны так, чтобы поочередно включались в работу все крупные группы мышц. Выполнение их требует точности, и четкости.

Перед началом утренней гимнастики дети приводят в порядок костюмы, старшие по команде воспитателя строятся в колонну или шеренгу, малыши строятся с помощью взрослого. Затем дается непродолжительная ходьба, переходящая в бег, и снова ходьба, которая может быть различных видов. Далее дети строятся (в круг или звенья) для выполнения общеразвивающих упражнений.

Первое упражнение в любой возрастной группе всегда дается для мышц плечевого пояса и рук. Включение в утреннюю гимнастику упражнений для формирования осанки обязательно. После общеразвивающих упражнений дети перестраиваются из звеньев в круг или колонну. Снова проводится непродолжительный бег или вместо него в комплекс упражнений включаются прыжки. Заканчивается гимнастика спокойной ходьбой.

Особое внимание следует обратить на темп проведения утренней гимнастики и каждого упражнения в отдельности. Не должно быть резкой смены темпа, например после бега дается вначале быстрая ходьба, постепенно темп ходьбы замедляется, после поскоков детям предлагается ходьба на месте. Все это объясняется физиологическими особенностями дошкольников. Надо постепенно увеличивать нагрузку и постепенно снижать ее, чтобы привести организм в относительно спокойное состояние. Поэтому проведение дыхательных упражнений после утренней гимнастики нежелательно, так как вновь начинает увеличиваться нагрузка, снова включается в работу сердечная мышца.

Упражнения, которые включаются в комплекс, должны быть знакомы детям: впервые упражнения разучиваются на физкультурном занятии. Но это не значит, что они всегда легкие и простые для выполнения. В таком случае эти упражнения не будут иметь необходимой физической нагрузки, и дети быстро утратят к ним интерес.

На физкультурных занятиях дети знакомятся с новыми видами движений, с приемами организации. Они учатся строится в звенья, ходить через центр парами им впервые дают физкультурные пособия. На занятии дети не только усваивают назначение пособий, но и знакомятся с приемами их раздачи и сбора. Дети учатся принимать правильное исходное положение с пособиями в руках: палку надо держать за концы, большой мяч двумя руками, маленький в одной руке и т. д.

Новый комплекс утренней гимнастики впервые разучивается на физкультурном занятии и только потом выносится на утреннюю гимнастику. Каждый комплекс проводится две недели. Если какое-либо упражнение слишком легко детям или, наоборот, они с трудом справляются с ним, то можно через несколько дней увеличить или уменьшить нагрузку, изменить исходное положение, дать другое упражнение. Количество общеразвивающих упражнений, их повторность, длительность ходьбы и бега зависят от возрастных особенностей детей. Воспитатель должен не только уметь правильно подбирать физические упражнения с учетом возрастных особенностей детей, но и в совершенстве владеть методами и приемами проведения утренней гимнастики.

В младших группах больше используется игровых приемов, все упражнения дети выполняют вместе с воспитателем. В старших группах педагог старается дать хорошее четкое объяснение вместо показа движений. Нет необходимости все время выполнять упражнения самому. Конечно, отказаться от показа упражнения воспитателем пока нельзя, так как это наиболее действенный прием, при котором дети знакомятся с техникой выполнения движений. Иногда кто-либо из детей может показать упражнение. Если упражнение хорошо знакомо детям, его объясняют не показывая.

Первая неделя

Понедельник. Показ движений и объяснение их воспитателем.

Вторник.

Среда. Показ движений ребенком, объяснение воспитателя.

Четверг. То же (работает второй воспитатель).

Пятница. Частичный показ движений ребенком или воспитателем

Вторая неделя (вводится музыкальное сопровождение)

Понедельник. Объяснение без показа движений.

Вторник. То же (работает второй воспитатель).

Среда. Указания и напоминания.

Четверг. То же (работает второй воспитатель).

Пятница. Дается только название упражнения и исходное положение.

При выполнении упражнений необходимо следить за дыханием детей. Когда грудная клетка расширяется - происходит естественный вдох, сжимается - выдох. Для того чтобы помочь детям регулировать свое дыхание, им предлагают произносить на выдохе звуки, короткие слова («клю-клю», «тук-тук», «вниз» и т.д.), но только в том случае, когда воспитатель не затрудняется определить, где в данном упражнении выдох. Не всегда можно требовать от детей одновременного для всех вдоха или выдоха, так как некоторые упражнения требуют произвольного дыхания, например упражнение «Перешагни через палку», полуприседания.

Воспитатель, подбирая упражнения для утренней гимнастики, должен следить за правильным их распределением, постепенным повышением и снижением физической, психической и эмоциональной нагрузки.

Физическая нагрузка - это нагрузка на мышцы, органы кровообращения, дыхания и т. д. Она увеличивается за счет сложности упражнений, дозировки (повторности), изменения исходного положения, темпа выполнения, веса физкультурных пособий, амплитуды движения.

Психическая нагрузка. Разучивание новых упражнений требует от детей напряженного внимания. Хорошее усвоение упражнений достигается правильным их подбором, использованием зрительных, слуховых и тактильных анализаторов.

Эмоциональная нагрузка - это активное деятельное состояние ребенка во время выполнения упражнений, проводимых в хорошем темпе в коллективе сверстников.

Вся утренняя гимнастика должна проводиться эмоционально, вызывать у детей хорошее, жизнерадостное настроение. С этой целью используются имитационные упражнения и целые комплексы упражнений, объединенные единым сюжетом. Эмоциональное воздействие на детей оказывает обстановка, спортивные костюмы, красочные физкультурные пособия, музыкальное сопровождение. Но самое основное - это слаженное, четкое выполнение детьми физкультурных упражнений.

КОМАНДЫ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ВО ВРЕМЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ

На утренней гимнастике дети выполняют различные упражнения. Требования к качеству движений должны быть едиными у обоих воспитателей данной возрастной группы. Во многом этому способствуют точные команды и распоряжения, красивый и правильный показ движения, краткое и понятное объяснение.

Как правило, воспитатели умеют красиво и правильно показать выполнение упражнения, но не всегда могут кратко и понятно объяснить, четко дать команду, распоряжение.

Уверенный тон, точность команд, подтянутость воспитателя дисциплинируют, организуют детей, заставляют их быстро, четко выполнять движения. «Необходимо помнить, что хорошо поданная команда, уместно и правильно отданное распоряжение уже сами по себе имеют большое организующее влияние на учащихся и дисциплинируют их».

Что же такое команда и распоряжение?

Команда - это краткое, четкое указание, сигнал к выполнению или прекращению действия. Команда состоит из двух частей: предварительной и исполнительной. В первой части указывается, что и как надо делать, и она произносится медленно. Во второй части говорится о начале действия и она произносится быстро, отрывисто. Например: «Нале-во!», «Начи-най!» или «Кру-гом!» и др. Цель команды - обеспечить одновременное начало, окончание и темп выполнения движений.

Распоряжение - это указание, также связанное с выполнением упражнений или других действий, но оно не имеет определенной формы подачи. Распоряжение произносится кратко, четко и спокойно. Например: «Идите за мной!», «Поднимите руки вверх».

В работе с детьми дошкольного возраста применяются простые команды и распоряжения, принятые в гимнастике. Когда упражнения выполняются с музыкальным сопровождением, то они даются реже.

Распоряжение чаще применяется с детьми младшего дошкольного возраста. Начиная со средней группы постепенно вводятся команды, воспитатель при этом должен стоять в положении «смирно».

Различная форма подачи команд и распоряжений говорит о разнообразном характере выполнения упражнения. Движения могут стать плавными или отрывистыми, свободными или напряженными. Воспитатель должен найти такую форму произнесения команд и распоряжений, которая поможет провести упражнение эмоционально, интересно, с учетом возраста. Ему необходимо следить за тем, чтобы у детей было спокойное, бодрое настроение. Указания давать в веселом, доброжелательном тоне.

В младшей группе команд нет. Распоряжения просты и немногочисленны.

При строевых упражнениях:

Постройтесь за Сережей! (Для построения друг за другом.)

Идите за мной (за Колей). (Для ходьбы друг, за другом.)

Остановитесь! (Для остановки.)

Побежали! (Для бега.)

Света, иди ко мне! (Для ходьбы в указанном направлении.)

Врассыпную!

На месте!

Группа, стой!

Звеньевые, ко мне! (Для построения в звенья.)

Проверьте расстояние. (Для размыкания.)

Нале-во, напра-во!

Один налево, другой направо. (Для построения в пары - разведением.) Подравняйтесь.

Палку вверх! (Название упражнения.)

Показываю.

Палку вперед, вверх, вниз. (При выполнении упражнения.)

Исходное положение: ноги - пятки вместе, носки врозь, палка внизу. Начи-най!

Достаточно. (Для окончания упражнения.)

В Подготовительной к школе группе используются различные строевые упражнения. Качество выполнения перестроения зависит не только от ведущего, но и от каждого ребенка, так как многие перестроения проводятся по ходу движения. Поэтому распоряжения надо отдавать заранее.

При строевых упражнениях:

В колонну! 1

В звенья!

Врассыпную!

Парами - марш!

Четверками - марш!

В круг!

На месте шагом - марш!

Бегом - марш!

На пятках, по-медвежьи.

Пара - направо, пара - налево. (Для перестроения в четверки разведением.)

Группа, стой!

Кру-гом! Напра-во! Нале-во!

Вполоборота направо, налево.

Равняйтесь по носкам.

При общеразвивающих упражнениях:

Скакалку к груди. (Название упражнения.)

Исходное положение принять!

Начи-най!

Достаточно.

Умение понимать и точно выполнять команды и распоряжения поможет детям в будущем на уроках физкультуры.

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА В СМЕШАННЫХ ГРУППАХ

Организация и методика проведения утренней гимнастики в смешанных группах требуют особого внимания.

Если дети резко отличаются по возрасту (например, в группе могут быть ребята 3 и 6 лет или 2 и 5 лет), то утренняя гимнастика проводится отдельно по подгруппам. При этом желательно вначале позаниматься со старшими, а малыши

пока поиграют. Затем старшие идут умываться, готовятся к завтраку под присмотром няни, а воспитатель в это время с малышами проводит утреннюю гимнастику, продолжительность которой 5-6 мин.

Если в группе разница в возрасте между детьми не очень большая (например, 4 и 5 лет или 5 и 6 лет), то утреннюю гимнастику лучше проводить одновременно со всеми детьми. Младшие по возрасту обычно и меньше ростом. В колонне они стоят в конце, поэтому им нетрудно выполнять за старшими такие задания, как ходьба змейкой, парами, построение в звенья. Усложняется проведение общеразвивающих упражнений, так как содержание и физическая нагрузка упражнений для детей того или иного возраста различны. Общеразвивающие упражнения прежде всего должны быть доступны младшим детям. Все дети одновременно начинают выполнять упражнение сразу, затем воспитатель предлагает малышам остановиться, а старшие повторяют упражнение еще несколько раз в более быстром темпе.

Приемы проведения общеразвивающих упражнений также должны быть доступны и младшим детям. Малознакомые упражнения могут показать старшие, а частичный показ можно предложить малышам: «Покажи, как ты поднимешь руки вверх»".

При проведении одного и того же профилактического упражнения (например, ходьба на пятках) можно предложить различные положения рук: младшие держат руки на поясе, старшие - за головой. Последнее движение как более сложное способствует увеличению нагрузки.

При выполнении различных перестроений старшие дети помогают малышам. Так, в ходьбе парами их можно поставить вместе. Ребенок постарше подскажет своему младшему товарищу, как двигаться дальше. Такая помощь окажет большую пользу в организации утренней гимнастики.

ПЛАНИРОВАНИЕ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ

Планирование утренней гимнастики тесно связано с планированием всего материала по развитию движений на физкультурных занятиях. Комплексы упражнений утренней гимнастики составляют с учетом возрастных особенностей детей, требований «Программы воспитания в детском саду», уровня физического развития и физической подготовленности каждого ребенка, а также с учетом места проведения гимнастики (в помещении или на участке), сезонности, наличия мелких физкультурных пособий.

Каждый комплекс в любой возрастной группе удобнее планировать на две недели. Новый комплекс лучше начинать с понедельника. В плане воспитательной работы подробно записывается весь комплекс: названия упражнений, исходные положения, число повторений каждого упражнения, слова и звукосочетания, используемые для регулирования дыхания при выполнении упражнения.

Комплексы упражнений для утренней гимнастики без пособий чередуются с комплексами, в которых используются мелкие физкультурные пособия (флажки, кубики, обручи, мячи и т. д.). Применение пособий делает упражнение интересным: как правило, они улучшают качество выполнения упражнения.

При планировании имитационных упражнений учитывается сезонность. На летний период комплексы утренней гимнастики составляются из знакомых, хорошо известных детям упражнений.

Обычно в начале учебного года в первый комплекс подбираются упражнения без пособий из последних комплексов предыдущих групп, так как в сентябре только заканчивается комплектование групп, приходят и новые дети, незнакомые с приемами и методами проведения утренней гимнастики. Все это требует от воспитателя большого внимания к организации детей.

Второй комплекс лучше тоже дать без пособий, но упражнения должны соответствовать по своей сложности детям данной возрастной группы. Далее уже включаются упражнения и с пособиями. Эти упражнения должны постепенно усложняться.

При планировании утренней гимнастики на год следует предусмотреть, в каких комплексах после общеразвивающих упражнений ввести второй бег или дать прыжки.

Для удобства планирования гимнастики на год в той или иной возрастной группе можно наметить последовательность проведения каждого комплекса. Такая последовательность комплексов необязательна. С учетом особенностей детей группы, условий детского сада или других причин можно вносить различные изменения, важно соблюдать постепенность в нарастании нагрузки при проведении упражнений, а также соблюдать преемственность с предыдущей и последующей возрастными группами. Некоторые более интересные комплексы упражнений могут быть использованы во время праздников и вечеров развлечений спортивного характера.

Результаты проведения упражнений утренней гимнастики записываются воспитателем при учете работы, это позволяет судить о качестве выполнения упражнений детьми, о правильности выбора приемов организации, способов раздачи пособий и т. д.

В зависимости от этого воспитатель планирует дальнейшую работу с детьми.

Отмечается также, как дети выполняют весь комплекс. Если то или иное упражнение оказалось для детей слишком сложным или, наоборот, слишком легким, воспитатель может заменить его, не дожидаясь окончания двух недель.

Надо отметить тех детей, кому особенно трудно выполнять упражнения. С ними педагог должен позаниматься отдельно.

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ

Музыка, сопровождающая утреннюю гимнастику, дисциплинирует детей, организует их, влияет на развитие координации движений, слуха, музыкальной памяти, ритма, способствует эмоциональному воспитанию. Движения детей становятся легче, красивее.

Музыкальное сопровождение вводится, когда весь комплекс и отдельные его упражнения хорошо освоены детьми. В этом случае музыка будет облегчать выполнение упражнений, делать их более четкими, выразительными. Как правило, музыкальное сопровождение ходьбы, бега, поскоков не вызывает у педагогов затруднений. Гораздо сложнее проводить под музыку общеразвивающие упражнения.

Целесообразно музыкальное сопровождение вводить со второй недели, начиная со старшей группы детского сада. Под музыку проводятся общеразвивающие упражнения как без пособий, так и с пособиями.

Выбор музыкальных произведений для сопровождения упражнений определяется характером каждого упражнения. Так с бодрого, энергичного марша начинается утренняя гимнастика и заканчивается спокойной ходьбой, требующей музыки соответствующего характера.

Музыка должна подбираться не только в соответствии с видами и характером движений, но учитывать возраст детей, особенности их восприятия, уровень их музыкальной подготовки.

Для сопровождения утренней гимнастики может быть использована грамзапись. В теплое время года, когда утренняя гимнастика проводится на воздухе, можно проигрыватель, магнитофон придвинуть к окну.

См.: Метлов Н. А. Музыка для утренней гимнастики в детском саду. М., 1970; Утренняя гимнастика под музыку. Сост. Е. П. Иова, А. Я. Иоффе, О. Д. Головчинер. М., 1977.

ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ

Не менее 3 раз в год врач осуществляет глубокое медицинское обследование детей: проводятся антропометрические измерения, учет профилактических прививок и т. д.

Если ребенок плохо развивается, часто болеет, врач предупреждает воспитателя и рекомендует индивидуальный подход с использованием различных мероприятий, которые помогут устранить причины, задерживающие физическое развитие ребенка. С врачом детского сада согласовывается план работы по физическому воспитанию детей, особенно вопросы, касающиеся закаливания: воздушные ванны, водные процедуры.

Врач и медицинская сестра интересуются проведением утренней гимнастики в различных возрастных группах. Если у некоторых детей наблюдаются отклонения от нормы: расстройство деятельности сердца, в области дыхания или двигательной сферы, слабость после недавно перенесенной инфекционной болезни, то по согласованию с врачом или медицинской сестрой движения ребенка во время утренней гимнастики могут быть ограничены (исключается бег, поскоки, сокращается число повторений упражнений) или ребенок на какой-то период может быть освобожден от утренней гимнастики.

Особенно тесный контакт должен быть у воспитателя с медицинскими работниками, когда утренняя гимнастика проводится на открытом воздухе.

Весной и осенью часто наблюдаются резкие колебания температуры воздуха: похолодания, оттепель, ветер и другие явления, которые вызывают у воспитателя сомнения в возможности проведения в этот день утренней гимнастики на воздухе. Врач или медицинская сестра помогают решить этот вопрос. Таким образом, педагогические и медицинские наблюдения утренней гимнастики служат основой дальнейшей воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.