Матюхина С.Ю., учитель-логопед,

Демина Г.П., педагог-психолог.

Образовательные:

Повторить и обобщить знания детей за прошедший год.

Развивающие:

  1. 1.Совершенствовать грамматический строй речи.
  2. 2.Развивать связную речь детей.
  3. 3.Развивать слухоречевую память, внимание.
  4. 4.Развивать фонематическое восприятие.
  5. 5.Упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов, развивать зрительный гнозис.
  6. 6.Развивать умение координировать речь с движениями.

Воспитательные:

1.Формировать положительный психологический климат в детском коллективе.

Ход занятия:

I. Приветствие (психолог).

Дети, давайте встанем в круг и поприветствуем себя.

А теперь возьмитесь за руки, по очереди тихо пожмите руку соседа и скажите слова приветствия: “Здравствуй….Я рада тебя видеть.”

II. Звучит фрагмент песни из фильма про доктора Айболита.

С кем мы встретимся сегодня на занятии?

(на экране доктор Айболит).

Что делал доктор Айболит?

Какой он? (добрый, внимательный,…..)

III. – Пришло электронное сообщение от зверюшек с просьбой о помощи. Но кто подписал письмо, не понятно, т.к. буквы перемешались.

ИАЛС ОВЛК ЛНСО

(на экране животные: лиса, волк, слон).

IV. – Заболели детёныши у зверей.

Как же называют детёныша лисы? а маму, папу?

Назовите членов семьи других животных.

Например: папа-слон, мама-слониха, маленький-слонёнок

Также: медведь, волк, тигр, лев, заяц, ёж.

(на экране семьи животных).

Чья это семья? (ежиная, медвежья, волчья,…..)

V. – Всех животных доктор Айболит жалеет, любит, ласково называет.

Давайте ласково назовём лису (лисичка), кот-, слон-, лапа-,коготь-,

Но если сравнить усы котёнка и тигра, то уже усы у тигра ласково не назовёшь (на экране котёнок и тигр).

У котёнка усики, у тигра - усищи.

VI. Игра “Доброе животное”.(Психолог тихим, таинственным голосом говорит).

Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно, большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох - делаем шаг вперёд, на выдох-шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох-2 шага назад. Вдох-2 шага вперед, выдох-2 шага назад.

Так не только дышит животное, так же чётко и ровно бьётся его большое, доброе сердце. Стук-шаг вперед, стук-шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.

VII. – Бедных животных надо развлечь, поиграть с ними. Давайте развлечем их загадками и кроссвордами.

А прежде чем мы будем писать, надо размять пальчики.

А) Пальчиковая гимнастика “У кого что есть”.

Есть иголки у ежа (дети выполняют упражнение “Ёжик”).

Бивни, ласты у моржа (сжимают руки в кулачки, выставив вверх большие пальцы, затем разжимают кулачки).

Ушки длинные у зайки (упражнение “Зайчик”).

Крылья сильные у чайки (упражнение “Птичка”).

У лисы - пушистый хвост (упражнение “Лисичка”).

У слона - огромный рост (упражнение “Слон”).

Б) Читаю загадки, вписываем слова в кроссворд.

1. Медведь в Австралии живёт

Он эвкалипт весь день жует,

А в сумке у него ребенок-

Малыш мохнатый, медвежонок (коала).

2. В зарослях бамбука водится медведь,

Весь он чёрно-белый,

Как зовут, ответь? (панда)

Назовите ласково кота (котик).

VIII. – Доктор Айболит выписал рецепт, чтобы купить лекарства, но кому, можно понять, посмотрев на схему (на доске 3 звуковые схемы).

Картинки 10 животных, выбрать соответствующее схеме животное.

IX. - Как бы вы описали этих животных?(оставляю антилопу и ласку).

Антилопа (какая?) - длинноногая, гладкошерстная,……

Ласка (какая?)-…….. (сложные слова)

X. - Выздоровевшие животные написали слова благодарности доктору Айболиту.

Давайте вместе подумаем, что хотели сказать животные, начертив эти схемы (схемы предложений).

XI. Мимическая гимнастика, рефлексия.

Итоговые слова произносит психолог.

В ходе урока учащиеся закрепляют навыки произношения звуков [л]–[л"], совершенствуют грамматический строй речи, навык звукового анализа и синтеза, развивают артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные : уточнить словарь «Весна. Перелётные птицы.»; закрепить навык произношения звуков [Л-Ль], изолировано и в слогах, совершенствовать грамматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза (3-х звуковые слова); продолжать учить составлять сложноподчинённые предложения.
  • Коррекционно-развивающие : развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику, фонематическое восприятие, диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, мышление (умение устанавливать причинно-следственные связи), учить ориентироваться на плоскости и в пространстве.
  • Коррекционно-воспитательные : воспитывать бережное отношение к природе, формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.

Материалы и оборудование:

  • Фланелеграф.
  • Тематические картинки по теме: зима, весна; перелётные, зимующие птицы; признаки весны.
  • Символы звуков; символы для составления предложений.
  • Карта. Компас. Бинокль. Фонарик. Мяч. Игрушка-попугай. Сундучок с «монетами» – конфетами. Конверты с письмами. Гнездо, кормушка, зерно.

Ход занятия

Дети входят в группу, их встречает Попугай (игрушка):

– Ребята, вашу группу посетили волшебные пираты и превратили её в заколдованные острова. Жители этих островов просят вашей помощи, просят спасти их от злых чар. Вы готовы им помочь?

Дети: – Да, готовы!

Педагог: – Нам придётся плыть по океану, на чём мы можем отправиться в путешествие?

Дети: – На лодке, на корабле, на плоту, мы выбираем пароход.

Педагог: – Для путешествия нам понадобятся некоторые предметы из этого сундучка. Выберите подходящие предметы.

(Дети выбирают предметы и объясняют свой выбор):

– Компас и карта (Рисунок 1) нам необходимы, чтобы знать, куда плыть. Бинокль нужен, чтобы смотреть вдаль. Фонарь будет освещать нам дорогу.

Рисунок 1

Педагог: – Прощаемся с попугаем и отправляемся в путь. Посмотрите на карту, куда нам надо плыть? Что нарисовано на следующем острове?

Дети: – Две снежинки.

Педагог: – Какая цифра должна быть на этом острове?

Дети: – Цифра «2»

Педагог: – Давайте посмотрим в бинокли (дети из пальчиков изображают бинокли), близко этот остров?

Дети: – Далеко.

Педагог: – Чтобы наш пароход отправился в путь, необходимо произнести волшебные слова:

«Пароход по волнам плывёт,
Пароход гудок даёт – Л,
Л-Л-Л-Л-Л-Л.
А вдали гудит он – Ль,
Ль-Ль-Ль-Ль-Ль».

(Дети передвигаются по группе к «острову 2» и произносят звуки Л-Ль).

На «острове 2» они находят конверт, в нём письмо и картинки-символы с признаками весны (Рисунок 2).

Рисунок 2

Педагог: – Ребята, посмотрите, здесь конверт с письмом. Жители этого острова написали письмо: «Пираты перепутали-заколдовали все времена года. У нас всё время холодно, а мы мечтаем о …». О каком времени года пишут в письме, если всё время холодно?

Дети: – О зиме.

Педагог: – Какое время года наступит после зимы?

Дети: – Весна.

(На фланелеграф выставляют картинки-символы «Зимы», «Весны»).

Педагог: – Давайте расскажем о весне, помогут нам маленькие картинки из конверта.

(По картинкам-символам составляют рассказ о весне, достают картинки из конверта, объясняют её и выставляют на фланелеграф).

Дети: – Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. Прилетают птицы. Появляются насекомые.

Педагог: – Весной хочется говорить красивые слова, будем передавать друг другу цветок и говорить красивые слова о весне. Весна, какая?

Дети: – Солнечная, тёплая, весёлая, радостная, поющая, зелёная.

Педагог: – На этом острове мы справились с заданием, отправляемся дальше, посмотрим по карте, куда надо плыть.

Дети: – На остров, обозначенный тремя птичками, ищем цифру 3.

Педагог: – Произнесём волшебные слова

«Туча мимо проплыла.
Пароходы гудят – ЛА.
ЛА-ЛА-ЛА-ЛА-ЛА»

(Дети переходят к третьему столу. На нём лежат картинки с изображениями гнезда, кормушки, пера, зерна, птичьих следов).

Педагог: – Что это? Чьё гнездо? Дети: – Птичье.

– Чья кормушка? – Птичья.

– Чей корм? – Птичий.

– Чьи следы? – Птичьи.

Педагог: – Кто живёт на этом острове?

Дети: – Птицы.

(Открывается фланелеграф, на нём картинки зимующих и перелетных птиц (Рисунок 3)).

Рисунок 3

Педагог: – На одной половинке острова жили зимующие птицы, на другой – перелётные, пираты всех птиц перепутали. Давайте расселим птиц правильно, под знаком «солнышко » поместим картинки с перелётными птицами, а под знаком «снежинка » с зимующими.

– Возьми картинку, кто у тебя, куда поселишь, почему?

(Дети выполняют задание, отвечают на вопросы).

Педагог: – Почему этих птиц называют перелётными?

Дети: – Осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.

Педагог: – Почему птицы улетают осенью?

Дети: – Становится холодно и нечем питаться.

Педагог: – Что для перелётных птиц страшнее: холод или голод?

Дети: – Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться.

Педагог: – Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной?

Дети: – Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов.

Педагог: – Давайте вспомним, как называют птенцов.

Игра с мячом «Кто у кого»

У грача – грачата, у галки – галчата, у журавля – журавлята, у вороны-воронята, у стрижа – стрижата, у утки – утята, у скворца – скворчата.

Педагог: – На этом острове мы тоже справились с заданием, смотрим по карте, куда нам надо плыть дальше.

Дети: – На острове нарисовано четыре жука, ищем цифру 4.

(Перемещаются к следующему «острову 4», проговаривая чистоговорку).

«Остров видим мы в дали
Произносим дружно – ЛИ
ЛИ-ЛИ-ЛИ-ЛИ-ЛИ».

Педагог: – Мы попали на остров насекомых, но я здесь никого не вижу. Давайте фонариком посветим, никого нет.

(Нашли мешочек и конверт с письмом): «Пираты перепутали звуки и насекомые исчезли, чтобы их вернуть, надо составить 2 слова ЖУК и ОСЫ».

Педагог: – Достаньте из мешочка по одной картинке (Рисунок 4). Составим сначала слово ЖУК. Выйдите те, у кого есть нужные картинки. Какой звук первый? Второй? Последний? Получилось слово ЖУК?

Рисунок 4

А теперь составим слово ОСЫ (выполняют задание аналогично первому, выкладывают слова на фланелеграфе).

Вы справились с заданием, теперь появятся насекомые и у птиц будет много еды. Птицы будут весело петь, давайте вспомним весёлое стихотворение о весне.

Речь с движением «Веснянка»

(Находят следующий конверт с письмом ): «Помогите! Пираты могут сделать то, что вприроде делать нельзя! Они могут нам навредить!»

Педагог: – давайте составим таблички по охране птиц, расскажем о том, что нельзя делать и почему.

(Дети парами составляют из картинок-символов (Рисунок 5) фразы).

Рисунок 5

Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.

Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.

Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.

Педагог: – Теперь все посетители острова будут знать эти правила, и вы их не забывайте. Давайте посмотрим, что показывает карта. Мы приплываем на остров, с которого начали свой путь.

Детей встречает Попугай : – Ребята, вы расколдовали все острова, и мы снова услышим пение птиц. В благодарность птицы оставили вам подарок, вы сможете найти его по этой записке.

(Дети читают записку из картинок-символов (Рисунок 6)).

Рисунок 6

В первой записке надо «Заглянуть в вазу». В вазе находят следующую записку «Смотреть на книге». На книге находят ещё одну записку «Смотри под шляпой». Под шляпой обнаруживают сундучок с «золотыми монетами» (конфеты).

Использованная литература:

  1. Ткаченко, Т.А . Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 48 с.
  2. Ткаченко, Т.А. Лексико-грамматические представления: Формирование и развитие. Методическое руководство для проведения упражнений. – М.: Изд.«Книголюб», 2010. – 56 с.
  3. Куликовская, Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 128 с.
  4. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» – 1996. – 128 с.: ил.

| весна | чумачече весна | перелетные | перелетные птицы | птица скачать | итогов | итоговая | комплексное | комплексно | занятие | конспекты занятий | старшей | порно постарше | логопедической | логопедические занятия | группе | группы песен | для | детей | дитя | онр | онр у детей | детский | детский сад | Страничка логопеда | Весна Перелетные птицы Итоговое комплексное занятие в старшей логопедической группе для детей с ОНР Детский сад

Итоговое интегрированное занятие в разновозрастной логопедической группе проводится в форме игры-путешествия. Дети заинтересованы конечной целью –помочь фее Фантазии освободить её заколдованную страну от чар Злюки- закорюки. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Задорные физминутки позволяют чередовать умственно-речевую активность с двигательной, не прекращая учебный процесс.

Программное содержание:

Обучающие задачи:

Продолжать учить решать арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. Учить выделять в задаче условие, вопрос, ответ.

Продолжать упражнять детей в решении арифметических примеров в 2- 3 действия (в зависимости от возраста) с помощью числового отрезка.

Продолжать знакомить детей с играми- головоломками, такими как: Танграм, Овалоид.

Закреплять знания детей о последовательности чисел, находить числа - соседи, пропущенные числа.

Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Продолжать учить детей составлять описательный рассказ по картине, используя пиктограммы. Обогащать словарный запас детей словами: космонавт, скафандр, космодром, космический экипаж.

Развивающие задачи:

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение конструктивных задач, индивидуальные занятия. Работа над составлением рассказов, пересказывание, заучивание стихов с использованием пиктограмм.

Предварительная работа воспитателя:

Подготовить демонстративный и раздаточный материал.

Приготовить настольную игру- головоломку.

Приготовить письмо от феи Фантазии.

Приготовить материал для аппликации "Юные космонавты" (по количеству детей ракеты и лица детей в иллюминаторе, ватман для создания коллективной работы)

Словарная работа:

Обогатить словарь детей терминами: перегрузка, невесомость, скафандр, экипаж, оборудование и т.д.

Методические приёмы:

Успокаивающие упражнения перед занятием.

Игровой (использование сюрпризных моментов).

Наглядный (использование иллюстрации).

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Поощрение, анализ занятия.

Оборудование: магнитная доска, наборное полотно- ромашка, картина с космическим сюжетом, листы с индивидуальными заданиями, письмо от феи.

Демонстрационный материал: Письмо от феи, наборное полотно- ромашка иллюстрация к задаче, иллюстрация двери, настольная игра, картинки с изображением ответов к "веселым загадкам".

Раздаточный материал:

Листы с заданиями для детей, конверты с наборами игры- головоломки; изображения ракеты и фото в иллюминаторе всех детей.

Индивидуальная работа с детьми на занятиях:

Помощь, поощрение

Структура занятия:

    Игровая ситуация: чтение письма от феи Фантазии.

    Составление и решение задач с помощью наборного полотна – ромашки, запись действия.

    Решение примеров на индивидуальных листах- заданиях.

    Решение головоломок.

    Выполнение графического задания.

    Работа с числами- соседями и пропущенными числами.

    Физминутка- игра Ладонь в ладонь.

    Составление рассказа по пиктограмме.

    Сюрпризный момент - появление Марсика.

    Игра "Хвастунишки"

    Цепочка загадок с иллюстрациями.

    Коллективная работа "Юные космонавты".

    Итог занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Сегодня утром нам доставили письмо от феи Фантазии из волшебной страны: «Дорогие дети, в мою волшебную страну залетела Злючка- закорючка. У неё было плохое настроение, она решила огорчить всех жителей моей страны и заколдовала всё небо. Теперь вместо ласкового весеннего солнца в небе гуляют сердитые тучи. Я пыталась справиться своими силами, но у меня ничего не получилось. Чтобы вы поняли как выглядит теперь моя страна, я посылаю вам одну картину.»

Воспитатель: Дети, как нам быть, что делать?
Дети: Мы можем помочь фее Фантазии.
Воспитатель: Дети, посмотрите на доску, мы действительно видим много облаков, да они какие- то необычные. Посмотрите внимательно, что вы видите?
Дети: У сердитых облаков вместо носа цифры.
Воспитатель: Давайте посмотрим на первое облако- оно не простое, на нём что- то написано. Дети да это задание, слушайте: что такое задача, из чего она состоит? Составьте задачу и запишите её. А поможет вам наборное полотно- ромашка. Если вы справитесь с заданием часть облаков рассеется. Вы справитесь?
Дети: Мы справимся. (дети решают задачу) Воспитатель: Дети, вы молодцы, помогли фее Фантазии. А теперь новое облако и новое задание: если вы решите примеры правильно, вы узнаете как называется корабль на котором можно добраться до волшебной страны фантазии. Помочь решать примеры вам может числовой отрезок. Если справитесь, часть облаков рассеется.
Дети: Мы решим примеры. (Дети проходят за столы и решают примеры)
Воспитатель: Дети вы справились и с этим трудным заданием. А теперь, посмотрите на новое облако, здесь новое задание: Сложите картинки из игры головоломки, узнайте какие жители населяют страну феи Фантазии. Тогда некоторые облака развеются. Воспитатель: Дети, сможем сложить фигурки из головоломки? Если кому-то будет трудно, друзья помогут.
Дети: Поможем обязательно. (дети складывают головоломку)
Воспитатель: Как вы хорошо справились с этим заданием. Дети, а посмотрите на последнее облако, оно необычное. Облако двойное, интересно почему? Давайте посмотрим. Ой, да здесь задания для старших деток и для подготовишек разные Вот они: Подготовишки, решите задания на обратной стороне листочков. А старшие дети вставайте в круг, мы с вами поиграем в мяч. (подгруппа за столами, выполняет графический диктант, старшая подгруппа играет в игры назови соседей, цифра потерялась)
Воспитатель: Дети, посмотрите, с нашей помощью облака рассеялись. Вы справились. А чтобы попасть в страну феи, нужно пройти по мосту. Пройти по нему смогут только дружные и смелые дети. Посмотрите, как мы Олесей Константиновной вам покажем, а вы повторите.(дети играют в игру Ладонь в ладонь)

Воспитатель: Вот мы и очутились в стране феи, а там тоже есть праздник день- День космонавтики. Об этом и картина. Давайте составим рассказ по этой картине, а помогут нам выполнить новое задание знакомые нам карточки. (составляем рассказ по картине с использованием пиктограмм по цепочке)

Воспитатель: Дети, а теперь новая игра Хвастунишки.

Воспитатель 2: Ребята, здравствуйте! Я уже не раз бывала в стране феи, и знаю, сколько здесь всего интересного! И самое-присамое я вам сегодня покажу! Но для начала хочу вас познакомить с моим другом Марсиком - это робот с планеты Марс. С ним мы будем играть и нашу планету прославлять! Скажите, а как называется наша с вами планета?

Дети: планета Земля.

Воспитатель 2: Правильно! Она у нас единственная и неповторимая! Ой, Марсик мне говорит, что его планета самая красивая.

А наша - ещё красивее.

У Марсика на планете моря глубокие.

А у нас ещё глубже.

Наши горы высокие

А наши - выше.

Наши реки чистые.

А наши - чище.

Наш хлеб вкусный.

А наш - вкуснее.

Наши яблоки сладкие.

А наши - слаще.

Воспитатель 2: Ребята! Молодцы! Мне кажется, Марсику и наша планета понравится, раз она у нас такая прекрасная. А ещё мы с Марсиком приготовили для вас загадки. Но это не просто загадки, а цепочки загадок! Слушайте внимательно.

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный …

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя …

Астроном – он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная …

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая …

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: «астронавт»,

А по-русски …

Космонавт сидит в ракете,

Проклиная все на свете –

На орбите как назло

Появилось …

НЛО летит к соседу

Из созвездья Андромеды,

В нем от скуки волком воет

Злой зеленый …

Гуманоид с курса сбился,

В трех планетах заблудился,

Если звездной карты нету,

Не поможет скорость…

Свет быстрее всех летает,

Километры не считает.

Дарит Солнце жизнь планетам,

Нам – тепло, хвосты – …

Всё комета облетела,

Всё на небе осмотрела.

Видит, в космосе нора –

Это черная …

В черных дырах темнота

Чем-то черным занята.

Там окончил свой полет

Межпланетный …

Звездолет – стальная птица,

Он быстрее света мчится.

Познает на практике

Звездные …

А галактики летят

В рассыпную как хотят.

Очень здоровенная

Эта вся вселенная!

Воспитатель 2: Ой! Марсик! Как с тобой интересно играть! Но нам пора возвращаться! Ребята, я долго уговаривала Марсика полететь с нами, но у него есть много марсианских дел. Мы обязательно с ним ещё встретимся. А чтобы нам вернуться из волшебной страны назад в группу - предлагаю вам выполнить последнее на сегодня задание. Нам нужно сесть в ракету и вернуться на Землю, как это когда то сделал великий русский космонавт......

Дети: Юрий Гагарин.

Ребятам раздается материал: изображение ракеты с иллюминатором и фото ребенка в круге. Необходимо каждому вырезать свою ракету и круг с лицом, приклеить его в иллюминатор. Так мы по-настоящему полетим на ракете домой на Землю. (Выполнение коллективной работы аппликация "Юные космонавты" под музыку гр. Барбарики "Разукрасим все планеты мы")

ИТОГ занятия:

Ребята, очень весёлые ракеты у нас получились, не правда ли? Они быстрые и самые красивые, потому, что мы с вами очень старались. Вам понравилось помогать Фее Фантазии и Марсику?

Что нового мы с вами узнали о космосе? (телескоп, черная дыра, скорость света и т.д.)

В конце нашего занятия я хочу подарить вам раскраски с макетами космических планет и кораблей! Спасибо вам, ребята за такое весёлое путешествие!

Конспект совместного с учителем-логопедом итогового НОД для подготовительной группы ДОУ.

Воспитатель Титенко Людмила Сергеевна

Учитель-логопед Хабалова Ирина Станиславовна

Итоговое совместное интегрированное занятие воспитателя и учителя - логопеда по развитию речи в подготовительной группе детского сада.

«Путешествие на корабле на остров «Знаний».
Цель : в занимательной игровой форме закрепить и обобщить полученные знание.

Приемы: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, работа по развитию зрительного восприятия и памяти,

Задачи:
Образовательные : в увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знания детей по темам: состав предложения; антонимы; положение звука в слове; счет слогов; однокоренные слова; согласование сущ. и числительного, составление описательного рассказа.

Коррекционно - развивающие: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать произвольное внимание, память, мышление. Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.

Воспитательные : формировать навыки сотрудничества на занятии. Создавать положительный эмоциональный фон. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма. Воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.
Оборудование:

карта сокровищ, корабль, штурвал, карточки с заданием, сундук с сокровищами.

Предварительная работа: разучить с детьми физкульминутку, стихотворения о временах года.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, скоро вы пойдете в школу и будете вспоминать наш детский сад, своих друзей, наши игры, занятия, праздники, прогулки. А сегодня мы с вами отправимся в путешествие на корабле. В этом путешествии мы с вами проверим свои знания, умения, ловкость, то есть вашу готовность к школе. Вы готовы?

Дети : Да!
Воспитатель: Можно занять места на корабле и поднять якорь. Сегодня я ваш капитан. Расправили ручки - изображаем волны, шум волны «ш-ш-ш» . Поплыли!
Дети: ш-ш-ш…
Воспитатель : Ребята за бортом бутылка - это морская почта. Давайте, посмотрим, кто ее отправил. Да это письмо от пиратов (чтение письма и карты сокровищ).

Ну что ребята, готовы отправиться за сокровищами, тогда поплыли вперед!

Дети: ш-ш-ш…

Воспитатель : А вот и первый остров и первое задание на «Острове рыб»

«Сосчитай до пяти» (согласования существительного, прилагательного и числительного)

Мне нужно пять матросов, который ответят правильно.
1. Матрос:
- Одна речная рыбка, две речных рыбки…
2. Матрос:
-Одно глубокое озеро, два глубоких озера…
3. Матрос:
-Один большой аквариум…

  1. Матрос:

Один краб

  1. Матрос:

Один морской конек
Воспитатель : Молодцы ребята и мы с вами плывем дальше, полный вперед.

Смотрите впереди рифы, что бы нам их пройти надо вспомнить, что такое антонимы. (слова наоборот теплое- холодное)

2.«Скажи наоборот» (вспоминаем антонимы)

Чистое- грязное
Далеко- близко
Крупная- мелкая
Медленная- быстрая
Глубоко - мелко

А теперь назовите слова синонимы

Быстрый - скорый

Влага - вода

Ветер - вихрь, ураган, буря

Остров - суша

Лодка - корабль, катер, судно

Тормоз - якорь

Поездка - путешествие

Воспитатель : Продолжаем наше путешествие

И мы проплываем остров «Предложений»
(собирают из картинок предложения)

3.«Собери предложение».

В море плавают рыбки.По морю плывет корабль.В море много морских обитателей.Обитатели морского дна.На морском дне кораллы

Воспитатель : Продолжаем свое путешествие и отправляемся на следующий остров. Ребята, замрите. Перед нами «Остров животных».

(гимнастика для глаз)
Не поворачивая головы, посмотрите на остров слева.

Посмотрите на остров справа.

Поднимите, глазки вверх и посмотрите на облака.

А сейчас на небе всходит солнышко.

Оно просыпается на востоке,

движется через все небо

и садится на западе (показываю).

А теперь мы увидели чайку. (Поставьте пальчик перед собой).

Она-то приближается, то удаляется от нас.
Посмотрим в свои бинокли? (Кулачки сжали) и мы видим впереди (под музыку появляется пират ).

Пират (логопед):

Я был морским пиратом
Когда-то в старину,
Командовал фрегатом...
Бывал в морском бою.

На море видел бурю,
В боях нашел друзей...
Несметные богатства

Собрал среди морей.

Воспитатель : Ребята, а кто это?

Дети: Пират.

Пират : А вы кто?

Один ребенок: А мы дошколята, и скоро станем школьниками.

Пират: Ну это, мы сейчас и проверим:

В морях и океанах множество растений, животных и рыб. Вот акула, дельфин, касатка, медуза, лангуст, кит, рыба-молот, черепаха, осьминог.

Поиграем в игру.

  1. Игра «Кого не стало».

Запоминаем четыре картинки, я прячу одну, а вы говорите, кого не стало (дельфин, медуза, кит, осьминог) повторить 2-3 раза.

Задание «Исправь ошибку, прочти словосочетания»

Воспитатель: А на этом острове живут разные животные.

Пират: Да я знаю злая крокодила,

Воспитатель: ребята как правильно сказать

Дети : злой крокодил.
Пират : полосатое зебра.
Дети: полосатая зебра.

Пират : медленный черепаха
Дети: медленная черепаха.

Пират: зеленые попугай.
Дети: зеленый попугай.

Воспитатель: А кто сидит на плече у пирата.

(ребенок читает стихотворение, про попугая)

Попугай Зеленый Жак

Носит с фалдами пиджак,

Носит желтую манишку

И пушистые штанишки.

Он летает, он считает,

Он болтает и читает.

Очень любит песни петь

И на пальме пошуметь!

  1. Остров «Чистоговорок»

Пират: Ну если вы все знаете, тогда повторите «Морские чистоговорки»

Попадешь в пиратский трюм, сразу станешь ты угрюм.

Краб живет на дне морском. Море крабу лучший дом.

Морская волна сильна и вольна.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Воспитатель: ну, а нам пора, плыть дальше.

Пират: Возьмите меня собой, я вам пригожусь. Очень много, я плавал по разным морям и видел много разных островов.

Воспитатель: Закрыли глаза и представили шум моря. Ребята откройте глаза и справа мы видим "Остров физкультуры" .

Физминутка «Дельфин »(проводит ребенок)

Ребенок: радом с нашим кораблем плывет дельфин. Он хочет с нами поиграть, поплыли за ним. Включается аудиозапись «Звуки моря»

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе раз, это брасс, (круги руками вперед и назад)

Одной, другой - это кроль (рывки руками)

Качаясь на волне мы плывем на спине (повороты с наклонами вправо-влево)

Вот так руками покрути и,

Как дельфин, плыви. («Мельница»)

Вышли на берег крутой,

Повертели головой,

Влево вправо посмотри, (повороты вправо-влево)

Что мы видим впереди?

Пират : А впереди мы видим волшебный остров

Следующее задание на этом острове:
9. «Чем отличаются слова »

(слова написаны на листе ватмана)

Зайка - лайка байка - майка- чайка
Дети : Эти слова различаются первым звуком.

  1. Пальчиковая гимнастика (проводит пират).

Две ладошки я прижму,

И по морю поплыву.

(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)

Две ладошки, друзья, - это лодочка моя.

(Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")

Паруса я подниму, в синим морем поплыву.

(У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы (Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")

А по бурным по волнам

Плывут рыбки тут и там.

(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Ладони сложены вместе дети изображают, как плывет рыбка. Грозят пальчиком. Медленно сближают ладони. Делают хватательное движение. Снова «плывут»

  1. Игра «Чудесный мешочек»

Воспитатель: Перед нами «Остров овощей и фруктов»
Немного поиграем. Угадай на ощупь и составь предложение.
Дети: Это фрукт - круглой формы, желтого цвета, сладкий на вкус. (яблоко, груша, виноград, персик, банан.

  1. «Сколько слогов в слове».

Воспитатель : Следующее задание. Дать полный ответ узнав сколько слогов в слове, которое я назову.
Кит - слог 1, звуков 3

Море - слога 2, звуков 4

Пароход - слога 3, звуков 7
Краб - слог 1, звуков 4

Дно -слог 1, звуков 3

Лодка - слога 2, звуков 5

Воспитатель: И последний остров «Остров времен года»
Воспитатель : Давайте вспомним, какое время года у нас сейчас.
Дети: Весна.
Воспитатель : Назовите признаки весны.
Дети: Тепло, светло, зеленые листочки.
Воспитатель : составьте небольшой рассказ о весне (5-7 предложений).
Воспитатель : Ну, вот мы с вами и добрались до заветного сундука.

Пират: а давайте его откроем (пират открывает сундук).

Воспитатель : Ну, вот дети - мы с вами нашли сокровище.

Пират: Ребята так как вы очень хорошо отвечали и выполняли задания, на дне большого сундука для вас сладкий сюрприз (раздает шоколадные медальки).

Итог занятия : Ребята, наше путешествие подошло к концу, понравилось вам наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось (ответы детей). Все вы были сегодня молодцы, всем большое спасибо.