Слайд 2

Цель: составить композицию росписи для декоративной посуды. Задачи: ● познакомить с историей развития ДПИ; ●усвоить понятия терминов «узор», «орнамент»; ●развить У и Н работы кистью; ●воспитывать любовь к народному творчеству. продолжить

Слайд 3

Тип урока: урок изучения нового материала. Методы: беседа, демонстрационный, практический. Оборудование, материалы: краски, кисти, набор «Гжель», «Хохлома», «Городец». Ход урока. 1.Организационный момент: подготовка к уроку, проверка отсутствующих на уроке. 2.Сообщение темы и цели урока: - Тема нашего урока «Составление узора для декоративной посуды по мотивам росписей народных мастеров». На этом уроке мы научимся составлять композицию для посуды, которую делали на прошлом уроке.

Слайд 4

3.Изложение нового материала: Декоративно-прикладное искусство своими корнями уходит в далекое прошлое, в нем истоки художественной культуры народа. Достаточно вспомнить экспозиции музеев, чтобы убедиться, что под термином «народное искусство» подразумевается памятники декоративно-прикладного творчества. Декор –от латинского decoro: украшаю. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть одежда, мебель, украшения, посуда и другие изделия, не являющиеся по изначальному предназначению произведениями искусства, но приобретающие художественное начало благодаря приложению к ним труда художника. Мы с вами в 3 классе знакомились с произведениями народного искусства, с росписями гжельских, хохломских, городецких мастеров, учились правильно выполнять основные элементы росписей. Давайте вспомним основные виды и элементы росписи Гжели, Хохломы, Городца.

Слайд 5

1.Хохломская(история возникновения, основные элементы, композиция). 2.Гжельская (история возникновения, основные элементы, композиция). 3.Городецкая (история возникновения, основные элементы, композиция). Виды росписей.

Слайд 6

Родина Хохломы – Лесное Заволжье. Хохлома – это крупнейшее торговое село. Время возникновения хохломской росписи II пол.17 в. – нач. 18 в. Хохлома делится на 2 вида: ● «верховая роспись» - нанесение изображения мазками поверх золотистого фона. Элементы «верховой росписи»: Травка, цветы, листок. ● «фоновая роспись»- нанесение изображения мазками поверх черного или цветного фона. Элементы «фоновой росписи»: Травка, цветы, листок, кудрина. Хохлома

Слайд 7

травка листья с цветами

Слайд 8

Слайд 9

Последовательность выполнения цветка травки кудрины

Слайд 10

Пример хохломской композиции

Слайд 11

Расположенная в 60 км от Москвы Гжель на протяжении 18-19 веков была центром русского народного керамического ремесла. Синие цветы, синие листья, нежно-голубые бутоны – основные элементы гжельской керамики. Гжельский мазок особенный: в нем видна сразу вся гамма цвета от очень темного кобальта до светлого. Гжель.

Слайд 12

бордюры капельки цветок птица

Слайд 13

пример гжельской композиции

Зачем людям украшения?

Урок ИЗО 5 класс.

Подготовил учитель ИЗО Воробьева Т.Н.



" УКРАШЕНИЕ " - То, что украшает, придает красоту, создает красивый вид

Так ли это было всегда?


Когда человек начал украшать себя?

В древности татуировки, ожерелья, браслеты имели магическое значение, ими люди не столько украшали, сколько пытались защитить себя от злых сил и привлечь добрые. И лишь позднее украшения приобрели декоративное значение. Но, как и любая личная вещь, они могут много рассказать о своем владельце.


Сначала люди украшали себя рисунками и татуировками на теле.

Позднее, с развитием техник обработки различных материалов, появились браслеты, кольца, подвески из дерева, металла, стекла.

Самым древним и распространенным украшением было ожерелье, браслеты носили на руках, ногах, на пальцах ног, повязки - на поясе и на лбу.

Племя Мурси Эфиопия


Скифское ожерелье

Скифский гребень




Наличие, количество и сложность украшений говорит о статусе владельца.

на острове Новая Гвинея головной убор из перьев попугая имел право носить только вождь.

Древний Египет. Клеопатра


Украшения в средние века вплоть до девятнадцатого века были сильным средством социальной дифференциации.

В Европе было запрещено носить определенные фасоны платьев и дорогие украшения


Украшения настоящего времени

На теле

Михенди – рисунок хной

Африканское шрамирование


Украшения настоящего времени

Афиканец


Творческое задание

Придумайте и нарисуйте украшение для человека.

Украшение на любую часть тела


Рефлексия:

Для чего нужны людям украшения?


Западные страны уже давно практикуют украшение к Новому Году не только внутренних помещений домов, а также улицы, уделяя особое внимание декору приусадебной территории. К примеру, у них большой популярностью пользуются ледяные новогодние украшения для улицы, а ведь такой декор вполне подойдет и к нашим широтам. Тем более что мастерить уличные украшения изо льда очень легко, а также весело, занимательно и совершенно не затратно. По сути, для изготовления ледяных уличных украшений понадобится вода, парочка декоративных элементов (об этом подробнее расскажем ниже), подходящая форма, а также вместительная морозилка или сильный мороз на улице.

Как сделать уличные украшения изо льда.

Как сделать ледяной венок.

Праздничными венками можно украсить ветви деревьев или кустарников.

Способ №1. Берем готовую форму для пудинга с вертикальной вставкой по центру. Выкладываем по дну формы яркие ягоды и зеленые веточки (еловые, пихты или туи), заливаем форму водой. Отправляем форму с водой в морозильную камеру, до полного застывания воды. После того, как вода превратиться в лед, наливаем в тазик горячую воду и погружаем в нее форму со льдом, при резкой смене температур, лед внутри формы подплавится по краям, и Вы легко сможете вытащить венок. Отсталость только подвесить венок на атласную ленту.


Способ №2. Берем готовые мелкие формы для пудингов, на дно выкладываем из ягод и веток туи, композицию, каждую формочку заливаем холодной водой и ставим в морозильную камеру. После того, когда вода превратиться в лед, форму можно погрузить в горячую воду буквально на одну минуту, вытащить миниатюрные венки и подвесить их на деревьях при помощи ленточек.


Способ №3. В центре круглой глубокой формы устанавливаем стакан или банку, вокруг выкладываем веточки, ягоды, листики, кожицу цитрусовых, и вливаем воду. Чтобы банка в центре не всплывала в нее можно налить воды или насыпать камней. Осталось выставить форму на мороз, дождаться, когда лед застынет, вытащить венок и подвесить его на ленту.


Способ №4. В форму для выпечки с вертикальной вставкой по центру выкладываем акриловые снежинки и елочные шарики, вливаем немного воды, оправляем изделие в морозилку. Когда первый слой воды заморозится, по кругу выкладываем еще несколько шариков, снова вливаем воду и ставим в морозилку, после замерзания добавляем еще шариков и последний раз ставим формочку в морозилку, вынимаем венок, повязываем ленточку и подвешиваем изделие на уличном деревце.



Фото ледяных венков.



Как сделать шары изо льда.

Способ №1. Подготавливаем необходимое количество воздушных шариков, вливаем в них воду и высыпаем пищевой краситель, воду внутри перемешиваем путем встряски шариков. Завязываем шарики и оправляем в морозилку или на уличный мороз. Когда вода внутри шариков застынет, ножом разрезаем оболочку и вынимаем цветные ледяные шары.


Способ №2. Понадобится специальная форма для изготовления ледяных шариков (для напитков), на дно такой формы можно выложить ягоды или веточки ели, а также вложить веревочки-подвески, влить воду и поставить в морозилку до полного застывания.


Как сделать ледяной подсвечник.

Способ №1. В центр пищевого контейнера ставим стаканчик с камнями (для утяжеления). Вливаем воду и сверху выкладываем веточки ели или туи, а также всыпаем ягоды калины, брусники или кизила. Ставим форму в морозильную камеру, после застывания воды вынимаем подсвечник и ставим в центр зажженную свечу.



Способ №2. Берем две разных по размеру бутылки объемом 1,5 литра и 0,5 литра, разрезаем каждую бутылку пополам, вкладываем меньшую бутылку в большую, закрепляем их при помощи скотча, между стенками выкладываем ягоды, листья и веточки деревьев, вливаем воду, и отправляем изделие в морозильную камеру. После превращения воды в лед, вынимаем будущий подсвечник из формы, и внутрь ставим зажженную свечу.


Фото различных ледяных подсвечников.









Подвески для деревьев из льда.

Круглые плоские подвески изготавливаются следующим образом, на дно плоской круглой тарелки выкладываются различные ягоды, веточки или цветочки, все заливается водой, сверху укладывается нитка-подвеска, композиция ставится в морозильную камеру, затем вытаскивается, отделяется от тарелки и подвешивается на деревьях.




Звездочки изо льда.

  1. Для изготовления звезд можно использовать формочки для льда в виде звездочек или формы для выпечки, для создания обычных звезд, формы следует залить водой и заморозить в морозильной камере.
  2. Для создания цветных звезд, предварительно в воду необходимо добавить пищевой краситель.
  3. Для ярких композиций, в формы можно выложить ягоды, различные веточки, листики или добавить блесток.


Кубики изо льда.

В формочки для льда квадратной формы выкладываем различные цветочки или дольки фруктов, вливаем сюда воду и замораживаем. Затем вынимаем ледяные кубики и украшаем ими уличные вазоны, ветви деревьев и прочие дворовые элементы.


Ледяные осколки.

Красим воду в голубой цвет, вливаем ее в прямоугольную форму тонким слоем, отправляем форму в морозильную камеру, после застывания, ударяем по ледяной поверхности кухонным молоточком, выбираем красивые осколки и укладываем их где-нибудь на улице.

Ледяное сердце.

Способ №1. На дно круглой тарелки выкладываем камешки в виде сердечка, заливаем водой и ставим в морозильную камеру, затем вынимаем изделие и устанавливаем ребром на плоской поверхности.


Способ №2. В форму для выпечки в виде сердца выкладываем ягодки и сосновые иголки, форму отправляем в морозильную камеру, затем вынимаем изделие из формы и укладываем где-нибудь на видном месте во дворе.



Как сделать гирлянды изо льда.

В форму для льда, по кругу выкладываем плотную шерстяную нить, вливаем воду, и ставим форму в морозильную камеру, после того как вода застынет, аккуратно потяните за кончик веревочки, за ним должны выскочить все льдинки из формы. Для получения цветной гирлянды, воду необходимо предварительно подкрасить пищевым красителем.

Можно вместо формы для льда взять основание от коробки с шоколадными конфетами.


Как эффектно украсить дом к Новому Году:

Новогодние украшения из льда помогут быстро, просто и не затратно украсить участок к предстоящему празднику. Если Вы еще не пробовали создавать уличные украшения изо льда, то рекомендуем срочно исправить ситуацию, уверяем, данное времяпрепровождение Вам однозначно понравится.

Сайт «Декороль» напоминает своим читателям о том, что у Вас появилась возможность получать уведомления, касательно выхода новых обзоров себе на почту (заполните форму подписки в сайдбаре).

Уличные украшения изо льда - это уникальное и потрясающе красивое зрелище. Украсить приусадебный участок можно подсвечниками изо льда, различными ледяными гирляндами, яркими ледяными шарами. В новогодние праздники весь участок будет переливаться разноцветными огнями.

Сделать ледяное украшение очень просто. Нам понадобятся две емкости разного размера, вода, веточки, палочки, листики, замороженные ягоды рябины, оставшиеся с лета на дереве – здесь полет для фантазии. Возможно, есть старые бусины, броши, яркие тесемочки, все сгодится.

Берем приготовленный декор и укладываем в емкость большего размера. Внутрь вставляем еще одну, поменьше, пространство между стенками заливаем водой, выставляем на мороз или помещаем в морозильную камеру. Чтобы вынуть ледяные украшения, достаточно обдать емкость горячей водой.

Выставляем ледяные украшения во двор, зажигаем свечи-таблетки, наслаждаемся неимоверной красотой очарования огня и льда. Особенно красиво, когда ледяных украшений много и все они сияют вдоль заснеженных дорожек.


С чего начиналась история украшений? Первые драгоценности История украшений началась с найденного в Южной Африке колье из ракушек возрастом около 75 тысяч лет до нашей эры. Сложно сказать, кому оно принадлежало. Это было, скорее, не украшение, а распознавательные знаки или обереги от злых духов. В те времена предназначение аксессуара было таким – сообщать ценную информацию о владельце, о его положение в обществе. Еще первые люди понимали, что украшения могут выделять из толпы.




Кольцо появилось в древнем Египте во времена правления фараонов. Подчеркнуть статус тех, кто имел власть, было их предназначением. Фараоны украшали руки кольцами и перстнями. Древние греки, представители знати, носили кольца. Кольцо было знаком высокого сословного положения. Со временем интерес к украшательству возрастал, кольца превратились в светские украшения.


Августейшие особы выдавали особые разрешения на ношение колец. В древнем Риме император Август разрешил носить кольца медикам, а Септимий Север в 197 году нашей эры позволил это сделать воинам. Кольца- печатки имели прикладное значение – их использовали для клеймения вещей. Лучники их носили, чтобы поберечься от тетивы, бойцы – для крепкого и надежного удара.


При вступлении в брак молодоженам позволяли скрепить сговор металлическим кольцом. Именно этот факт становился для юриста решающим. Свадебное торжество было вторичным. Его придумали с целью оповещения о факте вступления в брак. Древние евреи вручали невестам кольцо как символ того, что будут заботиться об их финансовом благополучии.


Древние египтяне не ограничивались кольцами. Каждое утро египтянина начиналось приблизительно так. После утреннего туалета мужчина в набедренной повязке, если собирался выйти из дома, надевал на запястья браслеты, на палец – кольцо, на шею – нагрудное ожерелье. Респектабельность его виду придавала подвеска из яшмы или сердолика на длинном шнурке. В таком наряде египтянин вел деловые переговоры, заходил в учреждения.


Серьги состоятельные люди надевали на оба уха. Одно проколотое ухо европейца указывало на низкое социальное происхождение. Во времена древнего Рима одну серьгу носили рабы, в Древней Греции – заложники, в средневековой Европе – пираты, цыгане, мошенники. На Востоке раджи и шахи использовали серьги как аксессуар к одежде.


Запорожские казаки тоже использовали серьги как атрибут украшения. В левом ухе серьгу носил единственный сын матери-одиночки, в правом – единственный сын у родителей. У продолжателя рода в каждом ухе было по серьге. Такая традиция запорожских казаков оберегала их от смертельной опасности.


Настоящий переворот в истории украшений сыграла Золотая Пектораль. Шедевр эллино-скифского искусства (IV столетие до нашей эры), найденный в кургане «Толстая могила» на Днепропетровщине, является не только ювелирным украшением, но и предметом истории, артефактом, рассказывающим о жизни наших славянских предков.


Ярусы пекторали демонстрируют глубокий философский смысл, воплощенный в золоте. Нагрудное украшение из чистого золота весит более килограмма. Не совсем понятно, какую роль играла пектораль. Археологи считают ее нагрудным украшением воина, многие ученые – своеобразным календарем, астрономическим справочником. Такую точку зрения археологов и ученых подтверждает трехъярусное строение пекторали – представления скифов о строении мира. Нижний круг символизировал животный мир, дикие звери сражались с грифонами. Второй круг представлял царство пернатых. Прекрасные цветы и птицы, символ древа жизни. Верхний, основной ярус знакомит нас с жизнью кочевников-скифов. Кочевники шьют одежду, доят овцу, окружают себя домашними животными. Так наши потомки представляли себе загробную жизнь.




Алмазный фонд Коллекция начала формироваться ещё в XVIII веке, когда Пётр I издал специальный указ о сохранении вещей, «подлежащих государству», тем самым признав, что наиболее значительные из них должны быть собственностью не одной лишь царской фамилии, но и всего Российского государства. Драгоценные предметы государственных регалий, орденские знаки и светские украшения многих поколений российских самодержцев до 1914 года хранились в специальном Бриллиантовом кабинете Зимнего дворца


После начала Первой мировой войны ценности были спешно эвакуированы в Московский Кремль, где в подвалах находились почти восемь лет. В 1922 году комиссия по выявлению и экспертизе предметов декоративно-прикладного и ювелирного искусства подтвердила уникальную историческую и художественную ценность предметов бывшего Бриллиантового кабинета и определила необходимость изучения и сохранения коллекции в неприкосновенности в составе Государственного хранилища ценностей (Гохран СССР). Выставка Алмазного фонда открылась в 1967 году.


Татуировки Судя по археологическим находкам, первые татуировки появились примерно 6000 лет назад. Послания из глубины веков, в виде примитивных изображений, можно разглядеть на кожном покрове мумифицированных тел. Эти рисунки для наших предков были и украшением, и неким паспортом. В них зашифрованы амулеты- обереги, родовые знаки, важные события из жизни владельцев. Сама техника татуировки с тех давних пор сильно не изменилась. Выточенные кости животных и рыб заменили металлические иглы, золу и пепел - тушь.


Многие татуировки древности объединяла одна основа – вера в то, что они способны помочь своему обладателю. Считалось, что благодаря специально вытатуированному и правильно подобранному изображению человек якобы способен приобрести определённые черты характера, излечиться от болезней, превратиться в смелого воина и тому подобное. Так, европейские моряки украшали свои тела распятием. Они полагали, что этот символ способен уберечь от телесных наказаний. Для арабов характерны обереги в виде надписей из Корана. А японские пожарные любили накалывать на своих спинах рисунки в виде водяных драконов – этот талисман считался защитой от пламени. До сих пор ещё сохранилась у индейцев Южной Америки традиция создавать татуировки-обереги.


Делают они их по правилу «от противного», то есть, чтобы не случилось что-то плохое, это необходимо изобразить. Высшие силы тогда забудут о нежеланном событии, решат, что оно уже произошло. Например, череп, являющийся символом смерти, вытатуированный на коже воина, как бы свидетельствует, что он уже умер в бою, а значит, второй раз погибнуть не может.


Служила татуировка и паспортом своего обладателя. По тату на теле и лице женщин в Японии раньше можно было узнать, чем они болели, сколько у них было детей. Распространены были в древности и тотемные татуировки. Они были связаны с верой в тотемных животных, олицетворяющих определённые качества. Такая татуировка оберегала своего владельца, подпитывала магической силой и указывала на принадлежность к конкретному племени