А.М.Щеглова

МКОУ «Становская средняя

общеобразовательная школа»,

(Курская область, Тимский район, село Становое)

«ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

Основная проблема воспитания подрастающего поколения – это воспитание здорового человека. Здоровье – это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека. Только здоровый ребенок может играть, бегать, смеяться, фантазировать. Насколько здоров ребенок – от этого зависит его личностное и социальное развитие. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т.д.

В Конвенции о правах ребенка подчеркивается право каждого маленького гражданина на жизнь. Государство отвечает за создание условий, обеспечивающих в максимальной степени их выживание и здоровое развитие. В сложившейся ситуации здоровье можно рассматривать как важнейшую предпосылку формирования личности ребенка.

Поэтому необходим поиск новых подходов к оздоровлению, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий.

Понятие здорового образа жизни рассматривается как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие с окружающей средой. Здоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания, обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей индивида, способствует его социализации и является необходимым условием воспитания гармонической личности.

Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности.

Говоря о здоровом образе жизни у детей, на первое место следует поставить достаточную двигательную активность. Ученые определили, что при гиподинамии ухудшается способность мышц сокращаться, изменяется химический состав белков, из костной ткани вымывается кальций, и кости становятся рыхлыми. Но особенно тяжело сказывается недостаток движения на кровеносных сосудах, сердце и нервной системе. Страдают обменные процессы, стремительно увеличивается масса тела. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Современные школьники, как и взрослые, к сожалению, не считают свое здоровье важнейшей жизненной ценностью. Важно, чтобы и взрослые и дети овладевали знаниями факторов, способов и средств, укрепляющих здоровье, обладали привычкой постоянно осуществлять меры, направленные на его сохранение, чтобы им было свойственно активное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей - то есть, формировать социальную потребность жить и быть здоровым.

Необходимо убеждать подростков в том, что жизнь может предоставить им много интересного, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций. Вовлекать подростков в общественную деятельность, которая потребует от них выработки положительных качеств, будет способствовать профилактике отклоняющегося поведения. Задача педагогов - из просвещенного подростка воспитать социально неравнодушную личность, которая в любой ситуации сможет противостоять наркомании.

Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, формировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Одновременно школа должна выполнять и оздоровительную роль, так как обществу становится небезразлично, какой ценой для здоровья подрастающего поколения приобретаются знания. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. На сегодняшний день тема актуальна, так как поднятой проблемой вызвана потребность психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на здоровый образ жизни в формировании школьника. Здоровый образ жизни – это совокупность всех условий, которые настраивают человека на активную деятельность, позволяют полностью реализовать те высочайшие духовные качества, которые всегда были присущи нашему народу. Здоровый образ жизни-это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия. Основные элементы здорового образа жизни – плодотворная трудовая деятельность, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, отказ от вредных привычек и, конечно же, закаливание. Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми. С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того насколько взрослые, окружающие ребенка, создают необходимые условия, способствующие своевременному освоению доступных по возрасту движений. Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Сбережение здоровья может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико - гигиенической направленности, физкультурно-оздоровительной, экологической и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся. Многие современные исследователи считают, что здоровье – это максимальная производительность органов, в полной мере сохранившихся свои функции, и оценивают его как состояние организма, обеспечивающего полнокровное выполнение всех жизненных функций и форм деятельности человека.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используются разные подходы, методы и формы работы:

– Медико-гигиенические технологии (МГТ);

– Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ);

– Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);

– Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);

– Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).

Педагогические условия по формированию здорового образа жизни широко представлены в трудах педагогов Я.А. Коменского, А.Ф. Харламова, Ю.К. Бабанского, Ш.А. Амонашвили, Б.П. Никитина и др. В настоящее время образование в области пропаганды здорового образа жизни ведется на основе преподавания учебных предметов (биология, химия, физика, физкультура и др.), внеклассной и внешкольной работы (факультативы, кружки и т.д.). Формирование здорового образа жизни человека начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь, но основы его закладываются в период детства и юношества. Изменение, переделка отдельных элементов, сложившихся в период созревания, в зрелом возрасте происходят с большим трудом. Поэтому очень важно в школьные годы воспитать у ребёнка такой образ жизни, такой тип поведения человека в жизненных ситуациях, который способствовал бы сохранению и укреплению здоровья во все периоды жизни. Цель нашего общества – увеличение информированности и знаний школьников о вредных веществах и опасных последствиях их употребления; укрепление отрицательного отношения школьников к употреблению вредных веществ; привитие и развитие у школьников жизненных навыков, необходимых для поддержания и сохранения здорового образа жизни, жизни без употребления вредных веществ. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле – здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айзман Р.И. Здоровье школьника и психолого-педагогические проблемы его коррекции / Р.И. Айзман - Новосибирск: Новосибир. гос. пед. ун-т, 2001.

2. Громбах С.М. Учитель и здоровье школьника / С.М. Громбах // Воспитание здорового школьника: Сб. / Сост. Н.Б. Коростелев. - М.: 1971.

3. Панфилова Л.А. Формирование у учащихся здоровья как социальной ценности / Л.А. Панфилова, А.Т. Тутатчиков // Вестн. Ин-та развития образования и воспитания подрастающего поколения.

4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.

5. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: 1989.

6. Айзман Р.И. Здоровье школьника и психолого-педагогические проблемы его коррекции / Р.И. Айзман - Новосибирск: Новосибир. гос. пед. ун-т, 2001. - 15с.

7. Безруких М.М. Школьные факторы риска и здоровья детей / М.М. Безруких // Магистр. - 1999. - № 3.

8. Сметанкин А.А. Учитель здоровья / А.А. Сметанкин - СПб.: Питер, 2003.

9. Попова А.И. Здоровьесохраняющая среда в школе / А.И. Попова // Образование. - 2001. - № 4.

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье - важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.

Здоровье - важнейший фактор реализации жизненной программы индивидуума. Здоровый образ жизни - это интегральный способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, как и система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, где система взаимоотношений человека с самим собой рассматривается как сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья и отсутствие вредных, разрушающих его, привычек. В связи с ухудшением состояния окружающей среды современный человек все больше осознает необходимость в здоровом образе жизни, личной активности в повышении уровня здоровья .

Сохранение здоровья как значимый внутренний мотив возникает чаще всего в период зрелости. В качестве побуждающих факторов выступает болезнь или «букет» болезней, жизненный кризис, другие экстремальные жизненные ситуации. В действительности, однако, здоровый образ жизни у человека должен целенаправленно и постоянно формироваться с самого раннего возраста. Только при этом условии он будет реальным рычагом укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций .

Именно поэтому в нашей стране сейчас очень остро стоит вопрос о необходимости разработки и принятия государственной программы по формированию ранних мотивов на здоровый образ жизни среди детей и подростков. Страна нуждается в здоровом поколении, а достичь этого можно только с помощью широкого и грамотного распространения принципов здорового образа жизни.

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия. Г.Л.Апанасенко указывает, что рассматривая человека как биоэнергоинформационную систему, характеризующуюся пирамидальным строением подсистем, к которым относятся тело, психика и духовный элемент, понятие здоровья подразумевает гармоничность данной системы. Нарушения на любом уровне отражаются на устойчивости всей системы . Г.А.Кураев, С.К.Сергеев и Ю.В.Шленов подчеркивают, что многие определения здоровья исходят из того, что организм человека должен сопротивляться, приспосабливаться, преодолевать, сохранять, расширять свои возможности и т.д. Авторы отмечают, что при таком понимании здоровья человек рассматривается как воинствующее существо, находящееся в агрессивной природной и социальной среде.

А.Я. Иванюшкин предлагает 3 уровня для описания ценности здоровья:

1) биологический - изначальное здоровье предполагает совершенство само регуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, минимум адаптации;

2) социальный - здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человека к миру;

3) личностный, психологический - здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание ее, в смысле преодоления. Здоровье в этом случае выступает не только как состояние организма, но как «стратегия жизни человека» .

Существует множество определений понятия «здоровье», смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. По определению, принятому в сентябре 1948 г. Всемирной Организацией Здравоохранения: «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

И. И. Брехман подчеркивает, что здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой . Он пишет, что «здоровье человека - это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого источника сенсорной, вербальной и структурной информации» .

Один из основателей валеологии Т. Ф. Акбашев называет здоровье характеристикой запаса жизненных сил человека, которая задается природой и реализуется или не реализуется человеком .

О. С. Васильева, обращая внимание на наличие ряда составляющих здоровья, в частности, таких как физическое, психическое, социальное и духовное здоровье, рассматривает факторы, оказывающие преимущественное влияние на каждую из них. Так, к числу основных факторов, влияющих на физическое здоровье, относятся: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические процедуры. На психическое здоровье в первую очередь воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности. Социальное здоровье личности зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическим условиям). И, наконец, на духовное здоровье, являющееся предназначением жизни, влияет высокая нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром, Любовь и Вера. Вместе с тем, автор подчеркивает, что рассмотрение этих факторов, как отдельно влияющих на каждую составляющую здоровья достаточно условно, так как все они находятся в тесной взаимосвязи .

Таким образом, проанализировав различные подходы к определению понятия здоровья, можно его трактовать как состояние полного телесного, душевного и духовного благополучия человека. Здоровье рассматривается как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды. «Способ взаимодействия человека с внешней средой определяется самим человеком и составляет его образ жизни».

Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.

И.Ю. Жуковин рекомендует изменять отношение людей к здоровому образу жизни на основе формирования традиций и ценностных мотиваций. Создание традиций здорового образа жизни - это то, что должно лежать в основе валеологической работы в образовательных учреждениях, и то, к чему нужно стремиться в конечном итоге .

Б.Н. Чумаков охарактеризует здоровый образ жизни, как «активная деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование мотивов здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями» .

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно - воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции здорового образа жизни становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.

Здоровый образ жизни, по мнению ведущих медицинских специалистов в сфере физической культуры, - это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой важное значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, гипокинезии.

Группа авторов монографии «Формирование здорового образа жизни молодежи» указала, что под здоровым образом жизни понимается деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья, и что такой образ жизни должен реализовываться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно - бытовой, досуговой .

По мнению академика Д.А. Изуткина, здоровый образ жизни - первооснова профилактики всех заболеваний. Он подчеркивает, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики - первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека. Образ жизни - здоровый, культурный, цивилизованный - реализуется в конкретной предметной деятельности, которая имеет два необходимых условия протекания: пространство и время. Для того чтобы какая-либо деятельность вошла в повседневный быт индивида, необходимо, чтобы этот индивид мог достаточно стандартизировано выделять на эту деятельность время из своего бюджета времени, а сама деятельность осуществлялась бы в пространстве, а не только в мыслях.

В основу здорового образа жизни, по мнению Д.А. Изуткина, следует положить ряд основных принципов:

Здоровый образ жизни - его носителем является человек как существо деятельное и в биологическом, и в социальном отношении;

Человек выступает как единое целое, в единстве биологических и социальных характеристик;

Здоровый образ жизни способствует полноценному выполнению социальных функций;

Здоровый образ жизни включает в себя возможность предупреждения заболевании .

На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни. Основными направлениями деятельности системы образования в данной области явились:

Уточнение понятийного аппарата: здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни;

Исследование состояния здоровья подростков и определение основных групп факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья;

Выявление и исследование проблем формирования культуры здорового образа жизни;

Создание теории и практики разработки и внедрения педагогических технологий, ориентированных на сохранение, укрепление здоровья учащихся .

Формирование мотивов здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация подростка происходит в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения. В исследованиях Н.В. Бордовской, В.П. Озерова, О.Л. Трещевой подчеркивается роль социума как среды формирования у школьников определенного образа жизни. Социальное направление в решении проблемы формирования мотивации здорового образа жизни также прослеживается в работах В.П. Петленко и Н.Г. Веселова .

Мотив здорового образа жизни - это система побуждений потребностей в ведении здоровье сберегающей деятельности .

Процесс формирования мотивов здорового образа жизни подростка необходимо рассматривать как взаимодействие внешних и внутренних факторов. Внутренними факторами являются потребностно - мотивационная сфера личности подростка, ее ценностные ориентации, отношения, самооценка, интересы, индивидуальные свойства. Внешними факторами для подростка выступает процесс личностного самосовершенствования подготовки к здоровому образу жизни. В процессе формирования мотивов здорового образа жизни подростка необходимо такое построение системы средств, которая, с одной стороны, направлена на изменение условий учебно-воспитательного процесса в школе, в частности валеологизация содержания образования, с другой, на изменение внутриличностной среды посредством сознательно-волевой работы по переосмыслению подростками своего отношения к здоровому образу жизни, к стилю своей жизни. Для построения системы средств формирования мотивов здорового образа жизни необходим учет социально-психологических особенностей, доминантных мотивов данной возрастной группы, а также учет исходного состояния мотивов здорового образа жизни. Логика системы средств формирования мотивов здорового образа жизни подростка обусловлена идеями системно - целостного подхода в конструировании педагогических процессов и заключается в движении мотивов здорового образа жизни от ситуативных проявлений к устойчивому функционированию, а также идеями личностно-ориентированного подхода, характеризующего средства и условия формирования данного компонента структуры личности. Признание здоровья как приоритетной ценности, цели, результата и необходимого условия успешной деятельности каждого образовательного учреждения, обращение к здоровому образу жизни и утверждение его как основы жизненного стиля основных участников педагогического процесса требуют изучения мотивационной сферы личности . В исследованиях проблем мотивации отечественные педагоги и психологи в качестве ведущих выделяют принципы системности, единство сознания и деятельности, деятельности и личности, единство содержательной, смысловой и динамической сторон мотивов, признания ведущей роли сознания в регуляции человеческого поведения, а также социальной обусловленности потребностей личности, их зависимости от потребностей общества. Определяя сущность мотивов, исследователи рассматривают их с различных позиций: биологической, потребностной, эмоциональной, когнитивной. Учитывая идеи целостного подхода и основные положения философского, психолого-педагогического понимания мотивации, мы определяем ее как осознанную систему побуждений, представляющую собой иерархическую структуру движущих сил поведения и деятельности личности, являющуюся интегратором личности в целом . Исходя из данного определения, мотивация здорового образа жизни представляет собой своеобразный «взгляд» на мотивацию в обобщенном виде сквозь призму здорового образа жизни, выявление сущности которого предполагает осмысление таких базисных категорий, как образ жизни и здоровье. В подходах к определению сущности здорового образа жизни сегодня выделяют три основных направления: философско-социологическое; медико-биологическое; психолого-педагогическое. Анализ подходов к определению сущности мотивации и рассмотрение особенностей здорового образа жизни позволяет нам определить собственное понимание мотивов здорового образа жизни. Мы понимаем под мотивами здорового образа жизни целостную систему осознанных побуждений, активизирующих и направляющих проявления личности (нравственные, духовные, физические) в различных сферах жизнедеятельности с позиций ценностей своего здоровья .

Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных, гигиенических и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает важное место. Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоническое развитие организма школьника невозможно без физического воспитания.

Можно выделить 3 этапа формирования мотивов здорового образа жизнедеятельности:

1. Ориентационный, в процессе которого у подростков формируется положительное отношение и интерес к здоровому образу жизни, осознается ценность здоровья для самореализации.

2. Этап становления, в ходе которого формируются потребности в здоровом образе жизни, стремления к самообразованию в данной сфере с позиции ценностей здоровья.

3. Генерализация, основным содержанием которой является становление целостной системы мотивов здорового образа жизни, обеспечивающей творческое проектирование жизнедеятельности с позиций здорового образа жизни .

В.А. Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка - это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» .

Проблемы здоровья важны и актуальны в любом возрасте, поэтому любое учебное заведение первоочерёдной задачей ставит воспитание физически здорового ребёнка. Физическое здоровье определяется не только наличием детских болезней, но и умением провести их профилактику . Для этого надо научить детей одеваться по погоде, следить за чистотой рабочего места, следить за телом и добиваться душевного комфорта. С само начала следует вести беседы о гигиене, о правильной осанке. Здоровый образ жизни играет решающую роль в предупреждении многих сердечно - сосудистых заболеваний. Он включает в себя такие компоненты, как достаточная двигательная активность, полноценный сон, рациональное питание, гармоничные отношения в семье и в коллективе, неприятие вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков). Правильно организованный режим позволяет сохранять высокую работоспособность организма ребёнка, способностей нормальному физическому развитию и укрепляет здоровье. Организация рационального режима дня должна проводиться с учетом особенностей работы конкретного расписания занятий, оптимального использования имеющихся условий, понимания своих индивидуальных особенностей, в том числе и биоритмов .

Напряжённые занятия в школе, трудные домашние задания, дополнительные занятия иностранным языком или музыкой, соблазн посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры лишают школьников времени, необходимого для отдыха, прогулок, занятием физической культурой и спортом. Современный школьник перегружен информацией и это ведёт к развитию хронического умственного утомления. После активного дня, когда сердце ребёнка работает с максимальной нагрузкой, ему необходим отдых. Самый эффективный и полезный отдых для ребёнка - сон. Если ребёнок регулярно недосыпает полтора - часа, то это приводит к ухудшению деятельности сердечно - сосудистой системы, развитию утомления, снижению работоспособности и сопротивляемости организма .

Беспокоят специалистов и другие недуги детей, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотических веществ. Это происходит из-за того, что ребёнок хочет самоутвердиться, не отставать от сверстников, «вырасти» в глазах более старших ребят. Коварство этих веществ состоит в том, что со временем возникает зависимость организма и развиваются так называемые болезни химической зависимости - табакокурение, алкоголизм, токсикомания и наркомания. Форма работы по профилактике могут быть самыми различными: занятия, направленные на формирование стратегии безопасного поведения в области инфекционных заболеваний; сотрудничество с медицинскими центрами; выездная медицинская диагностика внеклассной работы с учащимися (тренинги и классные часы, родительский лекторий, экскурсии); общешкольные мероприятия по профилактике табакокурения, алкоголизма .

Поэтому необходимо постепенно формировать мотивы здорового образа жизни у школьников через внеучебную деятельность, так как внеучебная воспитательная деятельность представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широким и возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

Формирование мотива здорового образа жизни - длительный и многоаспектный процесс, успешность которого определяется рядом условий.

1. Охват в процессе формирования мотива важнейших параметров жизнедеятельности личности, включающих: - соблюдение оптимального двигательного режима; - тренировку иммунитета и закаливание; - организацию рационального питания и режима жизнедеятельности; - психофизиологическую регуляцию; - воспитание психосексуальной и половой культуры;- искоренение вредных привычек.

2. Учет в процессе формирования мотива структуры данного феномена, что требует целостного единства трех аспектов работы: - усвоения системы знаний о сущности здорового образа жизни и путях его формирования; - стимулирования самосознания человека, направленного на эмоционально -личностное отношение к идее здорового образа жизни; - освоения норм поведения, соответствующих здоровому образу жизни .

Таким образом, проанализировав психолого - педагогическую литературу мы выделили следующие основные понятия:

Здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия.

Здоровый образ жизни - это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой важное значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, гипокинезии.

Мотив здорового образа жизни - это целостная система осознанных побуждений активизирующих и направляющих проявления личности (нравственные, духовные, физические) в различных сферах жизнедеятельности с позиций ценностей своего здоровья.

Формирование мотивов здорового образа жизни рассматривается как целенаправленный процесс содействия подростку в осознании им здоровья как высшей ценности, в формировании ответственного отношения за него и во включении ребенка в здоровьетворение в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями. Этот процесс строится на принципах сохранения, укрепления и формирования здоровья.

Для того, чтобы ребенок был умным и сообразительным, он должен быть, прежде всего, здоровым. Это один из базовых принципов, на которых основывается воспитание культуры здорового образа жизни школьников. Именно состояние здоровья ребенка – это важный показатель, достояние, огромная ценность и неотъемлемое условие полноценного развития. К сожалению, данные статистики в последние годы не утешают и свидетельствуют о том, что здоровому образу жизни школьников уделяется недостаточно внимания. В результате чего с раннего возраста проявляют себя болезни и отклонения как в умственном, так и в физическом развитии. Стоит ли говорить о том, что к 25-30 годам о себе дают знать целые «букеты» различных заболеваний.

Кто должен заниматься воспитанием здорового образа жизни у школьников?

Сложно спорить о том, что первоочередную роль в формировании культуры здорового образа жизни играют родители учеников. Только на первый взгляд может показаться, что ребенок в семье учится только ходить, разговаривать, выполнять элементарные действия. На самом деле, у него с первых месяцев жизни формируется свой собственный образ жизни, а мама и папа в этом являются примером.

В школьные годы к воспитанию здорового образа жизни присоединяются учителя. Многие родители на этом этапе облегченно вздохнут и порадуются, что теперь воспитанием их детей займется профессиональный педагог, а по возможности – еще и различные кружки и секции. Все это только дополнительные помощники, и на них перекладывать функцию воспитания ЗОЖ школьника никак нельзя. Во-первых, апатию родителей и их отстраненность дети замечают сразу.

А во-вторых, после этого они подсознательно думают, что воспитание на этом окончено, и никакие учителя «не имеют права навязывать свои правила жизни». Все это приводит к печальным последствиям.

Здоровый образ жизни – это множество составляющих и целая совокупность взаимосвязанных факторов. Его формирование зависит от наследственности и биологических особенностей организма, условий окружающей среды и социального окружения, функционирования органов здравоохранения и режима труда и отдыха.

Основные принципы формирования культуры здорового образа жизни

Сбалансированное питание. Обращайте внимание на то, что принято кушать в семье, какие блюда приветствуются, а на какие накладывается строгое табу, соответствует ли режиму подача завтрака, обеда и ужина. Не показывайте своим примером, что можно употреблять полуфабрикаты и продукты фаст-фуда.

Физическое развитие. Самый элементарный минимум – это зарядка, утренняя и вечерняя. В качестве дополнительно развивающих мероприятий – занятия в фитнес-центрах и в спортивных секциях. И снова не забываем о том, чтобы показывать все на своем примере.

Закаливающие процедуры. Далеко не все родители приучают ребенка к закаливаниям. Начинать лучше с контрастного душа, а не с внезапного обливания холодной водой. Постепенно организм школьника привыкнет как к перепадам температур, так и к воздействию холодной воды, а это здорово укрепляет иммунную систему. Это значит, что простудные заболевания и вирусные инфекции будут обходить ребенка стороной.

Организация режима отдыха и сна. Если в младшем школьном возрасте еще не стоит проблема позднего засыпания, то в старших классах она наиболее распространенная. Склонность многих подростков к ночному образу жизни приводит к ослаблению организма и нарушению важных функций в его жизнедеятельности. Если интересы школьника сводятся только к времяпровождению в интернете, то никакой усталости к вечеру он не будет чувствовать. Если же в течение дня он занимается в секциях или проводит время на улице со сверстниками, то к вечеру организм, естественно, будет требовать отдыха. А значит, укладывание спать будет происходить вовремя.

Соблюдение личной гигиены. Это неотъемлемая составляющая процесса приучения к здоровому образу жизни. Чистка зубов и мытье рук после улицы и общественных заведений – элементарные правила соблюдения личной гигиены. Если родители правильно объяснят необходимость этих действий и приучат к их регулярному выполнению, проблем со здоровьем будет возникать гораздо меньше.

Недопустимость вредных привычек. Родители совершенно напрасно думают, что если на глазах у ребенка курить и выпивать по выходным, ему не захочется это повторить. Вероятность того, что ребенку захочется попробовать то, что делают взрослые, крайне велика. И потом будет гораздо сложнее объяснять, почему нельзя этого делать, чем с самого начала не показывать вредные привычки.

К здоровому образу жизни не так просто приучить, как это может показаться на первый взгляд. Школьники, в первую очередь обращают внимание на то, как ведут себя родители и ближайшие взрослые знакомые люди. Над этим нужно задумываться с самых первых лет жизни ребенка, чтобы потом не пытаться переубедить его в том, что он видит своими глазами.

Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей. Способствует здоровому образу жизни гигиенический режим труда и отдыха, а вот мешает такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Здоровый образ жизни — главный фактор здоровья

По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье на 50-55% зависит от образа жизни человека, на 20-23% — от наследственности, на 20-25% — от состояния окружающей среды (экологии) и на 8- 12% — от работы национальной системы здравоохранения. Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни — это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций.

В основе любого образа жизни лежат принципы, т.е. правила поведения, которым следует индивид. Различают биологические и социальные принципы, на основе которых формируется здоровый образ жизни. Биологические принципы : образ жизни должен быть возрастным, обеспеченным энергетически, укрепляющим, ритмичным, умеренным. Социальные принципы : образ жизни должен быть эстетичным, нравственным, волевым, самоограничительным.

В основу данной классификации положен принцип единства индивидуального и общего, единства организма и среды — биологической и социальной. В связи с этим ЗОЖ — это не что иное, как рациональная организация жизнедеятельности человека на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения — поведенческих факторов . Перечислим основные из них:

  • культивация положительных эмоций, способствующих психическому благополучию — основе всех аспектов жизнедеятельности и здоровья;
  • оптимальная двигательная активность (ДА) — ведущий врожденный механизм биопрогресса и здоровья;
  • рациональное питание — базисный фактор биопрогресса и здоровья;
  • ритмический образ жизни, соответствующий биоритмам, — основной принцип жизнедеятельности организма;
  • эффективная организация трудовой деятельности — основная форма самореализации, формирования и отражения человеческой сущности;
  • сексуальная культура — ключевой фактор жизнедеятельности как адекватная и прогрессивная форма воспроизведения вида;
  • здоровое старение — естественный процесс плодотворного долголетия;
  • отказ от пагубных пристрастий (алкоголизм, наркомания, табакокурение и т.п.) — решающий фактор сохранения здоровья.

На практике реализация перечисленных форм поведения чрезвычайно сложна. Одной из главных причин этого следует признать отсутствие мотивации положительного отношения к своему здоровью и ЗОЖ. Дело в том, что в иерархии потребностей, лежащих в основе поведения человека (например, студента), здоровье находится далеко не на первом месте. Это связано с низкой индивидуальной и общей культурой российского общества, что обусловливает отсутствие установки на примат (главенство) ценности здоровья в иерархии человеческих потребностей. Следовательно, формирование здоровья — это прежде всего проблема каждого человека. Его следует начинать с воспитания мотивации здоровья и ЗОЖ, ибо эта мотивация является системообразующим фактором поведения. Иначе говоря, будет мотивация (целенаправленная потребность) — будет и соответствующее поведение.

Здоровый образ жизни и пути его формирования

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - термин, который применяется все чаше. Самое простое определение ЗОЖ — все то в образе жизни, что благотворно влияет на здоровье. Следовательно, в понятие ЗОЖ входят все положительные стороны деятельности людей: удовлетворенность трудом, активная жизненная позиция, социальный оптимизм, высокая физическая активность, устро- енность быта, отсутствие вредных привычек, высокая медицинская активность и т. д.

Формирование установки на здоровый образ жизни является важнейшей задачей государства, так как образ жизни — определяющий фактор здоровья.

Формирование ЗОЖ является также задачей органов здравоохранения, социальной защиты, образования. На формирование ЗОЖ направлены рекомендации ВОЗ:

  • питание с малым содержанием жиров животного происхождения;
  • сокращение количества потребляемой соли;
  • сокращение потребления алкогольных напитков;
  • поддержание нормальной массы тела;
  • регулярные физические упражнения;
  • снижение уровня стрессов и т. д.

Формирование установки на ЗОЖ лежит в основе любой профилактической деятельности, многочисленных программ, направленных на повышение здоровья общества. Пропаганда ЗОЖ является важнейшей функцией и задачей всех органов здравоохранения (особенно учреждений первичной медико-санитарной помощи), центров санитарного просвещения, учреждений образования, органов социальной защиты и т. д.

Установка на ЗОЖ должна формироваться по следующим направлениям: 1) усиление и создание положительного в образе жизни; 2) преодоление, уменьшение факторов риска.

Изучение и формирование общественного мнения относительно оценки собственного здоровья — одна из трудных задач формирования установки на ЗОЖ. Наряду с органами здравоохранения большая роль в этом принадлежит СМИ. Необходимо понимание того, что здоровье населения обеспечивается не только ответственностью государства и общества, но и ответственностью каждого из нас за свое здоровье и здоровье всех.

Здоровый образ жизни базируется на научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление здоровья: рациональное питание; физическая активность; закаливание; отсутствие вредных привычек; умение выходить из стрессовых состояний (например, владение методиками аутотренинга); высокая медицинская активность (своевременность прохождения медосмотров, своевременность обращения за медицинской помощью в случае заболевания, активное участие в диспансеризации); умение оказать первую помощь при внезапных заболевания, травмах и т. д.

Основы формирования здорового образа жизни

У каждого человека должна быть своя система здоровья как совокупность обстоятельств образа жизни, которые он реализует.

Отсутствие своей системы здоровья рано или поздно приведет человека к болезни и не даст ему возможности реализовать заложенные в него природой задатки.

Человек столь совершенен, что не только поддержать необходимый уровень здоровья, но и вернуться в него из болезни можно практически из любого состояния; но с прогрессированием болезни и с возрастом это требует все больших усилий. Как правило, человек прибегает к этим усилиям, если у него есть жизненно важная цель , мотивация, которые у каждого человека свои.

Основными особенностями программы здоровья должны быть:

  • добровольность;
  • затрата некоторых физических и других сил;
  • ориентация на постоянное повышение своих физических, психических и других возможностей.

Создание своей системы здорового образа жизни представляет собой исключительно длительный процесс и может продолжаться всю жизнь.

Обратная связь от наступающих в организме в результате следования здоровому образу жизни изменений срабатывает не сразу, положительный эффект перехода на рациональный образ жизни иногда отсрочен на годы. Вот почему, к сожалению, довольно часто люди лишь «пробуют» сам переход, но, не получив быстрого результата, возвращаются к прежнему образу жизни. В этом нет ничего удивительного, так как здоровый образ жизни предполагает, с одной стороны, отказ от многих ставших привычными приятных условий жизнедеятельности (переедание, комфорт, алкоголь и др.), а с другой — постоянные и регулярные тяжелые для неадаптированного к ним человека нагрузки и строгую регламентацию образа жизни. В первый период перехода к здоровому образу жизни особенно важно поддержать человека в его стремлении, обеспечить его необходимыми консультациями (так как в этот период он постоянно испытывает дефицит знаний в различных аспектах обеспечения здорового образа жизни), указывать на положительные изменения в состоянии его здоровья, в функциональных показателях и т.п.

Понятно, что для выработки «своей» системы человек перепробует различные средства и системы, проанализирует их приемлемость для него и эффективность, отберет лучшее.

В реализации программы здорового образа жизни, в организации перехода к нему в зависимости от индивидуальных особенностей человек может выбрать различные варианты.

Для тех, кто любит соблюдать четкий жизненный график — это жесткая последовательность действий , расписанная досконально но мероприятиям и времени. Поэтому все действия, направленные на обеспечение здоровья, — физические упражнения, гигиенические процедуры, время приема пищи, отдых и т.д. — жестко вписываются в режим дня с точным указанием времени.

Для привыкших ставить перед собой конкретные цели и добиваться их — четкое разделение по этапам перехода с планированием каждого этапа, его промежуточных и конечных целей. В этом случае появляется технология внедрения программы в жизнь: с чего и когда начать, как организовать питание, движение и т.д. Поэтапное внедрение программы позволяет уточнить цели и задачи каждого этапа, его длительность в соответствии с состоянием своего здоровья, формы контроля, конечный для этапа результат и пр. Выполнение поставленных на этап задач позволяет перейти к следующему этапу. То есть этот вариант не ставит жестких условий на каждый данный период времени, однако позволяет целеустремленно продвигаться к переходу к здоровому образу жизни.

Для привыкших к комфорту и лени — мягкое приближение к желаемому. Этот вариант не заставляет четко планировать распорядок дня или этапы, но принявший его человек считает, что любое оздоровительное мероприятие — уже лучше, чем ничего (сделать хотя бы иногда, хоть один раз в неделю). То есть предпосылкой такого подхода является тезис: важно начать (например, можно начать только с утренней гигиенической гимнастики; потом можно будет отказаться и от утренней сигареты... Потом — постараться пройти пешком на работу...). Такой вариант особенно подходит человеку, который не может резко изменить свой жизненный уклад и отказаться от комфортных привычек.

Для самых инертных — максимальное вписывание программы в привычный распорядок дня. Особенно она подходит для лиц среднего и старшего возрастов, которые, с одной стороны, уже втянулись в привычные условия жизнедеятельности и им тяжело от них отказаться, а с другой — они обременены социальными, бытовыми, личностными, профессиональными проблемами и испытывают постоянный дефицит времени. Последнее обстоятельство для них является удобным поводом для того, чтобы объяснить нежелание перейти на здоровый образ жизни. В таком случае элементы последнего они могут включать в привычный режим (например, часть пути на работу пройти пешком; если не появилось ощущение голода, то сэкономить время на пропуске приема пищи; утром умыться холодной водой и т.д.). Для реализации такого варианта прежде всего следует критически проанализировать свой режим дня и жизни и найти те «ниши» в них, в которые можно было бы встроить такие элементы.

Взвесив свои возможности, особенности своей жизнедеятельности, резервы свободного времени, состояние здоровья, поставив цель и задачи перехода к здоровому образу жизни, следует выбрать из перечня указанных тот вариант программы, по которому человек собирается работать. Важно лишь, чтобы при ее реализации он был уверенным в себе, настойчивым и последовательным, систематически анализируя свое состояние и внося соответствующие коррективы в образ жизни. Несомненно, что все это даст свои результаты и в отношении эффективности и продуктивности жизнедеятельности человека, и в уровне и динамике его здоровья.

Естественно, что путь каждого человека к здоровому образу жизни отличается своими особенностями как во времени, так и по траектории, но это не имеет принципиального значения — важен конечный результат. Эффективность же здорового образа жизни для данного человека можно определить по ряду биосоциальных критериев, включающих:

Оценки морфофункциональных показателей здоровья:

  • уровень физического развития;
  • уровень физической подготовленности.

Оценки состояния иммунитета:

  • количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода;
  • при наличии хронического заболевания — динамику его течения.

Оценки адаптации к социально-экономическим условиям жизни:

  • эффективность профессиональной деятельности;
  • активность исполнения семейно-бытовых обязанностей;
  • широту и степень проявления социальных и личностных интересов.

Оценки уровня валеологических показателей:

  • степень сформированности установки на здоровый образ жизни;
  • уровень валеологических знаний;
  • уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья;
  • умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу здорового образа жизни.

Какие же конечные результаты обеспечивает в своей совокупности следование условиям здорового образа жизни, ради чего стоит подвергать себя тому режиму ограничения и нагрузок, который лежит в его основе? Проанализировав приведенные ниже положения, каждый человек сам может сделать для себя вывод стоит ли жить каждый день «на полную катушку», в свое удовольствие, зная о последствиях такого поведения для здоровья и самой жизни, или через воспитание здоровых потребностей и заботу о своем здоровье как главной жизненной ценности обеспечить себе долгую, здоровую и счастливую жизнь. Итак, здоровый образ жизни:

  • положительно и результативно снижает или устраняет воздействие факторов риска, заболеваемость и как результат уменьшает затраты на лечение;
  • способствует тому, что жизнь человека становится более здоровой и долговечной;
  • обеспечивает хорошие взаимоотношения в семье, здоровье и счастье детей;
  • является основой реализации потребности человека в самоактуализации и самореализации, обеспечивает высокую социальную активность и социальный успех;
  • обусловливает высокую работоспособность организма, снижение усталости на работе, высокую производительность труда и на этой основе — высокий материальный достаток;
  • позволяет отказаться от вредных привычек, рационально организовать и распределять бюджет времени с обязательным использованием средств и методов активного отдыха;
  • обеспечивает жизнерадостность, хорошее настроение и оптимизм.

Лекция 1.21 Тема: Воспитание физической культуры и здорового образа жизни у школьников.

Вопросы:

1. Физического воспитания как основа развития личности.

2. Цель и основные задачи физического воспитания.

3. Основные средства физического воспитания.

4. Формы и методы организации физического воспитания.

5. Валеологическое воспитание (сущность, пути, функции, критерии).

Литература:

1. Лихачев, Б. Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев. М, 1999. С. 296-303.

2. Педагогика/ [под ред. Ю. К. Бабанского]. М., 1983. С. 468-481.

3. Степаненков, Н. К. Педагогика / Н. К. Степаненков. Мн., 1998. С. 313-330.

4. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. В. Харламов. Мн., 2000. С. 445-454.

5. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ.

6. Педагогика:Учеб. пособие для студентов пед. учеб. завед./ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. – М.: Школьная Пресса. – 2002. – 512 с.

1. Физическое воспитание как основа развития личности

Физическое воспитание исторически является одной из самых древ­них форм целенаправленного воздействия на подрастающее поколение. В основе его лежит выработанная на протяжении многих веков идея о един­стве физического и духовного в человеке.

Чтобы раскрыть сущность физического воспитания рассмотрим понятия «физическое развитие» и «физическая культура».

Физическое развитие включает в себя те качественные изменения, которые происходят в укреплении и совершенствовании физических сил человека и его здоровья под воздействием благоприятной природной среды и специально организованного воспитания. В этом смысле оно выступает лишь как один из результатов физического воспитания. Само же физическое воспитание охватывает область стимулирования личности к занятиям физкультурой и спортом.

Физическая культура – уровень сформированности правильного отношения человека к своему здоровью и физическому состоянию, обусловленный образом жизни, системой сохранения здоровья и физкультурно-спортивной деятельностью, знанием о единстве гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил. Сущность физической культуры личности заключается в ценностном отношении к здоровому образу жизни, знании средств поддержания и совершенствования физической формы, каждодневное физическое самосовершенствование. Необходимо понимание сущности физической культуры, ее жизненной необходимости как естественной основы умственного, трудового, нравственного, эстетического развития.

В этом значении физическое воспитание представляет собой многогранный процесс организации и стимулирования физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на формирование потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и укрепления здоровья, а также выработку санитарно – гигиенических навыков, привычек и осознанной потребности в здоровом образе жизни.

Функции физического воспитания:

Физическое развитие создает предпосылки для полноценной умственной деятельности человека;

Физически здоровый человек лучше проявляет себя в производительном
труде, преодолевает более высокие нагрузки, меньше утомляется, поддерживает бодрое настроение;

Физическое воспитание, участие в спортивно-массовых мероприятиях способствуют формированию нравственной культуры, товарищества, требовательности к себе, а также укреплению волевых свойств.

Фи­зическое воспитание связано с другими видами воспитания, содействуя тем самым формированию личности в целом.

Прежде всего, физическое воспитание создает предпосылки для плодо­творного умственного воспитания , так как именно от общего состояния здоровья и физических сил во многом зависят память, внимание, усидчи­вость, без чего невозможны успешные учебные результаты.

Здоровый, физически развитый человек значительно легче переносит умственные нагрузки в условиях возрастания объемов и интенсивности учебно-познавательной деятельности, у него больше предпосылок для удо­влетворенности работой, физического и духовного комфорта. Общеизве­стно, что интеллектуальная деятельность учащегося будет результативнее, если она чередуется с занятиями физическими упражнениями, спортом. Кроме того, такая организация интеллектуального труда позволяет избе­жать переутомления и связанных с ним нарушений психических состояний.

В плане трудовой подготовки физическое воспитание облегчает инди­виду выполнение трудовых операций и процессов, так как приучает его к большей точности и направленности движений, соразмерности силы с целью, помогает нахождению более экономных и рациональных приемов.

Физические упражнения и движения активно содействуют обучению школьников трудовым умениям и навыкам, совершенствованию их двига­тельных возможностей, формированию таких волевых качеств, как выдерж­ка, настойчивость, ловкость, умение доводить начатое дело до конца, обеспе­чивая тем самым становление полноценного труженика, способного в полной мере самореализоваться в избранной профессии, достигнуть мак­симально высоких результатов в труде.

Физические упражнения, выполняемые в условиях коллективного вза­имодействия учащихся, вооружают их опытом нравственных отношений , которые составляют основу формирования соответствующих морально-волевых качеств: коллективизма, товарищества, честности, справедливо­сти, требовательности к себе и другим, ответственности, дисциплиниро­ванности.

Чрезвычайно важную роль физическое воспитание выполняет в эсте­ тическом становлении школьников. Выполнение физических упражнений раскрывает красоту и выразительность движений, придает им гармонию, четкость, строгость и целесообразность, формирует хорошую осанку, под­тянутость, свободное владение телом, внешнюю культуру, ловкость, быстро­ту двигательных реакций, а также развивает способность к эстетическим переживаниям, восприятию красоты гармонически развитого стройного человеческого тела, умелых, ловких, пластически выразительных движений.

Физическое воспитание тесно и непосредственно связано также с валео логическим воспитанием, призванным содействовать формированию валеологического мышления учащихся, в основе которого лежит осознанная потребность в здоровье и здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни проявляется в отношении к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности и осознании своей ответственности не только за свое здоровье, но и за здоровье будущих поколений; умении противостоять разрушительным для здоровья формам поведения; сформированности навыков личной гигиены; наличии умений и навыков сохранения и укрепления здоровья.

Таким образом, можно сделать вывод, что физическое воспитание на­ходится в тесных и закономерных взаимосвязях со всеми сторонами воспи­тания учащихся и что вне физического воспитания невозможно достиже­ние общей цели воспитания - формирования гармонически и всесторон­не развитой личности растущего человека.

2. Цель и основные задачи физического воспитания

Цель физического воспитания - гармоническое развитие форм и функ­ций организма человека, всестороннее совершенствование его физических способностей, укрепление и сохранение здоровья и творческого долголетия.

Понимание сущности, цели физического воспитания позволяют сфор­мулировать основные задачи .

1. Осознание учащимися здоровья как важнейшей социальной и личностной ценности.

Осознание ценности здоровья является стимулом формирования по­требности в здоровье и его укреплении и сохранении. На появление, зак­репление этой потребности направлено содержание не только физическо­го воспитания, но и всей многогранной деятельности учебно-воспитатель­ного учреждения. Все учителя-предметники в рамках своего учебного предмета ставят и решают эту задачу, помогая тем самым осознанию ценно­сти здоровья на уровне сформированного убеждения и вхождению ее в личностную систему ценностных ориентации школьника.

2. Воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, в укреплении своих физических сил и здоровья.

Потребность и интерес, как известно, являются внутренним побуди­тельным стимулом, без которых невозможна сформированность положи тельного и активного отношения учащихся к физкультуре и спорту, на ос­нове которого возникает постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию. Интерес и удовольствие, полу­чаемые в процессе физических упражнений, постепенно переходят в при­вычку систематически заниматься ими, которая затем превращается в ус­тойчивую потребность, сохраняющуюся и в последующие годы.

3. Обогащение учащихся системой знаний о сущности и личностном,
общественном значении физкультуры и спорта и их влиянии на укрепление здоровья, всестороннее развитие личности.

Вооружение учащихся знаниями о личной гигиене, о значении физи­ческой культуры и спорта для укрепления здоровья, о психофизиологиче­ских механизмах влияния их на формирование личности и развитие физи­ческих задатков и способностей, о гигиенических правилах занятий физи­ческими упражнениями, о двигательном режиме и природных факторах закаливания, об основных приемах самоконтроля, о вреде курения, алкого­ля, наркотиков и т. д., расширяет интеллектуальный кругозор учащихся, повышает их общую культуру, содействует формированию устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

4. Развитие у учащихся двигательных умений и навыков. Жизненно важные двигательные умения и навыки развиваются в процессе выполнения определенных движений. Среди них есть естественные двигатель­ные действия (ходьба, бег, прыжки, плавание, метание и др.) и двигательные действия, которые редко или почти не встречаются в жизни, но имеют большое развивающее и воспитывающее значение (акробатика, упражнения на гимна­стических снарядах и т. п.). Первые и вторые, дополняя друг друга, способствуют приобретению двигательного опыта, который позволяет человеку уверенно дей­ствовать в повседневной трудовой и спортивной деятельности. Кроме того, развитие двигательных умений и навыков способствует формированию важнейших физических качеств: силы, выносливости, лов­кости, быстроты, имеющих важное значение: не только в физическом вос­питании учащихся, но и в духовном становлении личности.

5. Развитие у учащихся физических задатков, способностей, приобщение их к занятиям различными видами физической культуры и спорта.

Решение данной задачи тесно и непосредственно связано с осуществлением всех остальных задач, что позволяет преодолеть одно из противоречий физического воспитания учащихся, проявляющееся в стремлении отдель­ных педагогов, тренеров к использованию занятий в ущерб здоровью школь­ников. Удовлетворяя свои честолюбивые притязания, они нередко заботятся только о достижении спортивных результатов любой ценой. Спорт становит­ся самоцелью, что противоречит его истинному предназначению.

3. Основные средства физического воспитания

Осуществление цели и решение задач физической культуры уча­щихся связано с использованием всей совокупности средств физического воспитания. К ним относятся естественные (природные) факторы : солн­це, воздух, вода; гигиенические факторы : режим дня, питания, труда и отдыха, гигиена жилища, одежды, обуви; физические упражнения .

Природные факторы - солнце, воздух, вода не всегда осознаются как важ­нейшее средство укрепления и физического развития растущего организма.

Выступая в тесной и неразрывной связи с физическими упражнениями, они усиливают оздоровительное воздействие на учащихся. Поэтому солнечные лучи, чистый воздух, вода должны по возможности не только сопутствовать всем видам двигательной деятельности учащихся, но и использоваться в качестве специально организованных процедур: солнечных и воздушных ванн, обтирания, обливания, душа или купания.

Гигиенические факторы призваны обеспечить гигиенические условия для нормальной жизнедеятельности организма, рациональное распределе­ние времени на все виды деятельности в течение суток (режим дня, питания, труда и отдыха), а также дают возможность совершать физические упражне­ния наиболее продуктивно на основе соблюдения санитарно-гигиенических требований: влажная уборка помещения, наличие свежего воздуха, удобной мебели для работы и сна, спортивной одежды для занятий.

Перечисленные гигиенические факторы не только создают оптималь­но благоприятные условия для занятий физической культурой, содейству­ют укреплению здоровья, позволяют сохранять баланс между расходом и восстановлением затраченных сил, но имеют и большое воспитательное значение: приучают к аккуратности, дисциплинированности, точности, организованности, стимулируют бодрое, жизнерадостное настроение, чув­ство времени, самоконтроль.

По мнению известного физиолога И. П. Павлова, нет ничего более вла­стного в жизни человеческого организма, чем ритм. Если человек работа­ет и отдыхает, питается вовремя и спит, то к каждому виду деятельности организм как бы заблаговременно подготавливается, сравнительно легко переключается, быстро входит, так как срабатывают уже закрепленные не­рвные связи, «пусковые» механизмы. Ритм уравновешивает процессы воз­буждения и торможения, уменьшает затраты энергии, выделяемой орга­низмом для его нормального и устойчивого функционирования.

Физические упражнения - дви­гательные действия, специально подобран­ные и сознательно выполняемые для ре­шения задач физического воспитания.

Исследователи установили, что здоровые, правильно развивающиеся младшие школьники должны в среднем совершать ежедневно 12-16 ты­сяч (девочки) и 16-18 тысяч (мальчики) локомоторных движений (шагов). Максимальное число движений в минуту составляет 227, в час 9000. Если жизнедеятельность ребенка будет организована таким образом, что он со­вершает ежедневно необходимое количество движений, то это обеспечи­вает удовлетворение естественной потребности организма в движениях. У таких детей развивается вкус к движениям, полноценно идет их общее физическое развитие. Наоборот, снижение уровня двигательной активно­сти в суточном цикле жизни учащихся, которая получила название гиподинамии, непосредственно влияет на ухудшение основных характеристик фи­зического развития (вес, рост, окружность груди), и функционального со­стояния организма - сердечно-сосудистой деятельности, жизненной ем­кости легких, обмена веществ, мышечной силы и т. д.

Обеспечить двигательную активность учащихся во многом призваны фи­зические упражнения. Они реализуются в гимнастике, играх, туризме, спорте. Это классификация физических упражнений, в основу которой положены исторически сложившиеся системы средств воспитания.

Гимнастика. С педагогической точки зрения ценность гимнастики заключается в том, что она обладает возможностью избирательно воз­действовать на организм в целом или на развитие его отдельных систем и функций. Различают гимнастику основную, гигиеническую, спортив­ную, художественную, производственную, лечебную. Учащиеся в школе (в соответствии с учебной программой по физической культуре) занима­ются преимущественно основной гимнастикой: построение, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (мячами, скакалка­ми и др.), лазание, равновесие, ходьба, бег, прыжки, метание, элементар­ные акробатические упражнения.

Игры. В играх развиваются физические силы ребенка, его мускулату­ра, гибче становится тело, вернее глаз, формируются личностные каче­ства: сообразительность, находчивость, инициатива, творчество. Игры сти­мулируют коллективные переживания учащихся, радость совместных уси­лий, содействуют укреплению дружбы, товарищества, взаимопомощи.

Туризм. Это организованные кратковременные (однодневные) или дли­тельные (многодневные) прогулки, экскурсии, походы, путешествия, со­вершаемые с целью ознакомления учащихся с родным краем, природны­ми, историческими и культурными памятниками нашей страны, расшире­ния общего кругозора учащихся.

Туризм обеспечивает физическую закалку учащихся, совершенствует их прикладные навыки ориентирования и передвижения, формирует опыт коллективной жизни и деятельности, воспитывает выносливость, умения руководства и подчинения, взаимной требовательности, бережного, ответ­ственного отношения к природной среде.

Спорт. В отличие от физической культуры спорт всегда связан с дости­жением максимально высоких результатов в отдельных видах физических упражнений. С этой целью проводятся соревнования. Они выявляют луч­шие результаты в отдельных видах спорта, как командные, так и индивиду­альные. В условиях проводимых соревнований у учащихся формируется чувство ответственности за свои результаты, учащимся приходится пре­одолевать значительные физические и нервные нагрузки, что содействует развитию морально-волевых качеств.

Однако учителю важно правильно использовать участие школьников в различных спортивных соревнованиях, видах спорта, предупреждая как физические перегрузки учащихся, так и нравственные отклонения в фор­мировании личности школьника.

4. Формы и методы организации физического воспитания

Основными формами организации физического воспитания в школе являются уроки физической культуры, утренняя гимнастика, физкультминут­ки, организованное проведение перемен, внеклассная и внешкольная работа.

Уроки физической культуры проводятся в строгом соответствии с учебной программой. Как основная, обязательная для всех учащихся организационная форма, урок физкультуры обеспечивает тот минимум двигательных знаний, умений и навыков, который составляет основу об­щей физической подготовленности учащихся. Развивающий и оздорови­тельный эффект урока достигается тщательным подбором гимнастиче­ских и легкоатлетических упражнений, подвижных и спортивных игр, уме­лой их дозировкой, разумным чередованием, а также соблюдением гигиенических условий.

Структура урока физической культуры должна соответствовать как общедидактическим, так и специфическим требованиям, сущность которых состоит в том, чтобы увеличение физической нагрузки на организм ученика осуществ­лялось постепенно, достигая максимума во второй половине урока, а затем постепенно снижалась до исходного состояния. В соответствии с этим требова­нием наиболее типичной схемой урока физкультуры является следующая:

Вводная часть урока (10-15 минут), назначение которой в том, чтобы подготовить учащихся к занятиям. С этой целью учитель использует гимнастические построения и перестроения, ходьбу, бег, общеразвивающие упражне­ния на внимание, координацию движений, чувство ритма, ловкость и др.

В основной части урока решается центральная педагогическая задача, поэтому физическая нагрузка на учащихся достигает на этом этапе своего максимума за счет разучивания и выполнения основных физических упражнений, соответствующих школьной программе по физической культуре.

Заключительная часть урока предусматривает снятие естественного возбуждения учащихся, приведение организма ученика в относительно спокойное состояние на основе проведения строевых ритмических, дыхательных и других несложных упражнений.

При проведении уроков физкультуры учитывается возраст учащихся, физиологические особенности разного пола.

Для учащихся с отклонениями в состоянии здоровья и физическом раз­витии проводятся занятия по лечебной физкультуре, на которых отбор упражнений и общая величина физической нагрузки регламентируются соответствующими программами и рекомендациями органов здравоохранения.

Однако уроки физкультуры не могут решить весь комплекс задач физи­ческого развития учащихся. В связи с этим режим учебного заведения пре­дусматривает мероприятия оздоровительно-гигиенического характера. К ним относятся: гимнастика до занятий, физкультминутки и паузы, орга­низованное проведение перемен.

Гимнастика до занятий способствует организованному началу учеб­ного дня, создает бодрое и эмоционально приподнятое настроение и про­водится в течение 10-15 минут. Она поднимает уровень возбудимости и функциональной подвижности нервной и других систем организма, под­готавливает учащихся к напряженным умственным нагрузкам в предстоя­щем учебном процессе, помогает быстрее войти в рабочее состояние. Она не заменяет собой индивидуальной утренней гигиенической гимнас­тики (зарядки), смысл, значение которой для здоровья должен разъяснять учащимся не только учитель физкультуры, но и классный руководитель, другие учителя.

Физкультурные минутки и паузы на уроках и во время самоподготовки представляют собой активный отдых, направленный на предупреждение переутомления учащихся, сохранение их умственной и физической рабо­тоспособности на уроке, обеспечение кратковременного отдыха от напря­женной работы, сохранение хорошей осанки, снятие отрицательных воздействий от длительных нагрузок, активизацию внимания учащихся.

В комплекс упражнений включаются упражнения для позвоночного столба (подтягивания), наклоны туловища, ритмические сжимания и раз­жимания пальцев рук, потряхивание кистями, упражнения для мышц ниж­них конечностей и др.(4-5 упражнений с общей продолжительностью 1,5-2 минуты).

Физкультминутки практикуются в основном на уроках начальной шко­лы, хотя с пользой для здоровья учащихся они могут проводиться и для других возрастных групп.

Организованное проведение перемен используются в качестве активного отдыха с целью снижения утомления, возникшего в результате учебной деятельности. С этой целью на большой перемене может быть организован активный отдых учащихся с помощью разумных движе­ний в форме коллективных игр, спортивных развлечений. Проводятся та­кие мероприятия с детьми чаще всего на свежем воздухе, а в классных помещениях в это время организуется влажная уборка, проветривание.

Внеклассная физкультурно-оздоровительная и внешкольная воспитательная работа по физическому воспитанию учащихся. В тесной и непосредственной связи с учебными занятиями по физической культуре проводится внеклассная и внешколь­ная воспитательная работа.

В системе этой работы выделяют ряд основных направлений .

1. Расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения учащихся и формирование соответствующих умений и навыков.

С этой целью проводятся беседы о ценности здоровья и личной ответственности каждого за его сохранение и укрепление, о значении разумно­го режима дня для сохранения работоспособности и хорошего самочув­ствия, о здоровом образе жизни и пагубности вредных привычек, о гигие­не тела, о способах закаливания организма и т. д.

Тематика санитарно-гигиенического просвещения включает также воп­росы популяризации физической культуры и спорта, важнейших событий спортивной жизни.

Просвещение учащихся осуществляется в форме проводимых бесед, докладов, лекций, встреч, вечеров спортивных династий, пресс-конферен­ций с участием выдающихся спортсменов и др.

Используется при этом метод убеждения (разъяснения), внушения, а также метод положительного примера.

2. Спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах физической культуры и спорта.

В системе этого направления работы организуются спортивные сек­ции, физкультурные кружки. Основным методом при этом выступают физические упражнения или физическая тренировка. Диапазон их применения достаточно широк: от приучения к соблюдению режима дня, гигиенических требований, к опрят­ности, чистоте, к развитию потребности в здоровом образе жизни, в заня­тиях различными видами физической культуры и спорта, совершенствова­нию способностей в одном из них.

3.Организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в школе.
К ним относятся: спортивные праздники, школьные спартакиады, спортландии, соревнования, вечера, дни здоровья и т. д.

При проведении этих мероприятий имеет значение педагогически правильное использование метода одобрения, стимулирующего спортивную активность учащихся.

4.Использование естественных сил природы (солнца, воды, воздуха) для укрепления здоровья учащихся.

Для этого широко проводятся в школах прогулки, экскурсии, организу­ются туристские походы, игры на местности, трудовые операции и т. д.

Внешкольная воспитательная работа по физическому воспитанию осуществляется ЖЭСами, детскими и юношескими спортивными школами, детскими туристическими станциями, парками культуры и отдыха, спортив­ными базами (стадионы, катки, бассейны и т. д.), добровольными спортив­ными обществами, городскими и загородными лагерями различного типа, Дворцами молодежи и т. д.

5. Валеологическое воспитание

Общественная и личностная значимость обеспечения здорового поко­ления обусловили активное развитие в последние годы науки об оздоров­лении организма человека - валеологии . «Валео» (лат.) - означает здрав­ствовать, быть здоровым. Под здоровьем понимается не только отсутствие болезни или физических недостатков, но и сохранение единства телесного, интеллектуального, нравственно-психологического и духовного благосостояния человеческой личности.

Валеология – интегрированная наука о духовном и физическом здоровье человека и всего человеческого общества на новом этапе его духовно творческой эволюции в его неразрывной взаимосвязи с оздоровлением окружающей природы.

В связи с этим появилось и новое направление в воспитательной деятельности учебно-воспитательных учреждений - валеологическое воспитание . Физическое воспитание является важнейшим условием сохранения, укрепления здо­ровья и обеспечения здорового образа жизни.

Содержание воспитательной работы включает усвоение учащимися сути таких понятий как «жизнь», «здоровье», восприятие их как общечеловеческих ценностей, формирование умения различать физическое (телесное) и моральное (духовное) воспитание; воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; формирование способности видеть взаимосвязи и взаимозависимости в таких триадах: жизнь — здоровье — окружающая среда; жизнь — здоровье – безопасность уяснение значимости физического и умственного труда, физической культуры, спорта, туризма, общения с природой.

Валеология как наука о включении человека в формирование своего здоровья, находится в стадии становления. Непрерывное валеологическое образование является целиком инновационным и наиболее эффективным на современном этапе подходом к проблеме формирования здоровья каждого человека и содействия здорового общества в целом. Специфические особенности воспитания культуры здорового образа жизни проявляются в следующих принципиальных идеях и положениях:

Бережное отношение к своему здоровью является главной обязанностью каждого человека;

Каждый гражданин ответствен не только за свое здоровье, но и за здоровье
своих детей и внуков. Его образ жизни определяет здоровье будущих поколений;

Охрана здоровья здоровых является общегосударственной задачей и прямой обязанностью тех специалистов, для кого объектом их профессиональной деятельности является человек;

В условиях экологических отношений успеха в жизни и делах социального благополучия смогут достичь, прежде всего, психически и физически здоровые люди.

Пути осуществления валеологического воспитания учащихся

1. Организация необходимых санитарно-гигиенических условий оздоровления учащихся

- планирование учебной нагрузки учащихся в течение дня, недели, четверти и т.д. с учетом биоритмов развивающейся личности;

Создание базисных условий для полноценной жизнедеятельности учащихся в ходе учебного дня (режим и сбалансированность питания в столовой, соответствие размеров мебели возрасту учащихся, освещенность, проветриваемость и чистота учебных кабинетов и т.д.)

2. Физическое и нравственно-психологическое оздоровление учащихся в ходе учебной и внеклассной деятельности

1. создание благоприятного психологического климата в системе «ученик-ученик», «ученик-учитель»;

2. создание учебных планов и программ, позволяющих дифференцировать обучение школьников;

3. организация консультаций и других видов помощи учащимся;

4. устранение монотонности и однообразия обучения;

5. физическое развитие в процессе внеклассных занятий (походы, игры, соревнования и др.)

Функции педагога в процессе валеологического воспитания

1.Диагностическая (наблюдение за состоянием здоровья учащихся, их физической и умственной работоспособностью, соблюдение санитарно-гигиенических норм в условиях школы; содействие получению учащимися при необходимости своевременной медицинской помощи).

2.Профилактическая (предупреждение негативных последствий нарушения школьниками режима учебы и отдыха, режима питания, беспечного обращения с огнем и взрывчатыми веществами, несоблюдение правил личной гигиены и поведения на воде, влияние на здоровье пагубных привычек и т.д.).

3. Корректирующая (устранение нарушений в организации санитарно-гигиенических норм жизнедеятельности учащихся в школе, формирование у школьников представлений о здоровом образе жизни – соблюдение режима учебы и отдыха, режима питания, правил личной гигиены и т.д. путем бесед, лекций, диспутов, просмотра фильмов, чтения литературы и др.).

4. Консультативная (привлечение к валеологической пропаганде среди
учащихся психологов, психотерапевтов, врачей и т.д.).

Критерии сформированности культуры здорового образа жизни : отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности; наличие умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения; сформированность гигиенических навыков и привычек; наличие физической и умственной активности; умение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

Валеологическое воспитание подрастающего поколения задача большой государственной важности. От учителя требуется воспитание не только образовательных функций, но и образовывать тело, психику, ум, нравы и духовную сферу учащихся. Учителю следует наблюдать за здоровьем учащихся, следить за отклонениями зрения, слуха и благосостояния каждой личности.