Слайд 1: Способности ребёнка - как их распознать и развить?

Родительское собрание
2 а класс

Классный руководитель: Билявская Наталья Витальевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»

«Способность - природная одаренность, талантливость»

«Способный - обладающий способностями к чему-нибудь, одаренный. Могущий что-нибудь сделать; обладающий каким - нибудь свойством. Способен трудиться»

“Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова
Слайд 3: Способность трактуется как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания умения и навыки, так и готовность к обучению новым способом и приемам деятельности.
Включают в себя как отдельные знания умения и навыки, так и готовность к обучению новым способом и приемам деятельности. (“ Педагогический энциклопедический словарь”)

Психолог Крутецкий В.А. считает, что способность формируется, а следовательно, и обнаруживается только в процессе соответствующей деятельности.

Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Нельзя говорить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке. Только в процессе этого обучения (причем правильного обучения) выяснится, каковы его способности, быстро и легко или медленно и с трудом будут формироваться у него чувство ритма, музыкальная память.

Слайд 5: Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течении его жизни, под влиянием обучения и воспитания.

Слайд 6: Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны - способности зависят от знаний, умений, навыков с другой - в процессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются способности. Знания, умения и навыки также зависят от способностей - способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями, умениями и навыками.

Слайд 7: В психолого-педагогической литературе различаются специальные и общие способности.

Общие - включают в себя (успехи человека в самых различных видах деятельности) умственные, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь.

Слайд 8: Специальные способности - это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой - нибудь одной определенной деятельности - музыкальной, художественно- изобразительной, математической, литературной, конструктивно- технической и т.д. Эти способности также представляют собой единство отдельных частных способностей.

Слайд 9: Специальные - определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для которых нужны задатки и их развитие
/ музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные /.

Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот.

А нередко они взаимно дополняют и обогащают друг друга.

Слайд 11: Учебные и творческие способности

Отличаются друг от друга. Учебные определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знания, умений, навыков, формирование качеств личности.
Творческие- создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество, в различных областях человеческой деятельности.

Слайд 12: Способности к общению

К ним относится речь как средство общения (ее коммуникативные функции) Межличностное восприятие и оценивание людей, входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние.

Отсутствие у человека таких способностей явилось бы непреодолимой преградой на пути превращения его из биологического существа в социальное.

Слайд 13: Общие умственные способности

К ним относят например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико - синтетической деятельности, сосредоточенное внимание

Слайд 14: Высокий уровень развития способностей называется ТАЛАНТОМ.

Талант - это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающих возможность особенно успешно, творчески выполнять определенную деятельность, с одной стороны, склонности к этой деятельности, своеобразной потребности в ней - с другой, большого трудолюбия и настойчивости - с третьей.
Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства. Поэтому талантливый может быть и лечащий врач, и учитель, и летчик, и квалифицированный рабочий.

Слайд 15: Есть великая формула К.Э.Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума:

“ Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще неизвестные”.
Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.
Наша обязанность - помочь ребенку встать на этот путь.

Способности не могут быть ни врожденными, ни генетическими образованиями - они продукт развития. Врожденными факторами, лежащими в основе способностей, являются задатки.

Задатки определяются как анатомо-физиологические особенности мозга, нервной и мышечной систем, анализаторов или органов чувств

Слайд 17: От задатков к способностям - в этом и состоит путь развития личности.

Это происходит лишь тогда, когда условия и обстоятельства жизни ребёнка благо -приятствуют проявлению природных наклонностей. Задача родителей - создать эти условия. Даже если вы выделите в квартире уголок для занятий живописью или не жалеете денег на покупку конструкторов, вы содействуете развитию сына или дочки. А если ребёнок ходит в музыкальную, художественную, спортивную школы, в кружки ЦДТ, РДК, шансы на будущий успех будут гораздо выше.

Слайд 18: Если ваш ребенок не выказывает какой-то особой одаренности, это вовсе не повод называть его ни к чему не способным. Чаще всего взрослые обращают внимание на склонности и способности ребенка к математике или к овладению иностранным языком, к литературному и изобразительному творчеству.

Слайд 19: Гораздо реже отмечают склонность ребенка к экспериментированию, его организаторские и лидерские способности... Зачастую творчество детей в этих областях совсем не поощряется родителями.

Слайд 20: У большинства школьников индивидуальные предпочтения в учебных предметах или внешкольных занятиях проявляются к моменту окончания начальной школы. Если этого не произошло, стоит обратиться за консультацией к специалисту. Или попробовать самим определить способности и склонности ребенка с помощью специальной анкеты.

Слайд 21: Вы обязательно обнаружите у него более сильные стороны, которые нужно поддерживать и развивать. Так можно повысить его уверенность в себе, скорректировать самооценку, преодолеть кажущееся безразличие к учебным предметам, организовать его досуг.

Слайд 22 - 39: Фотографии учеников 2 "а" класса, показывающие их увлечения, способности.

Состоялось общешкольное родительское собрание по теме «Как развивать способности ребёнка». Основанием для проведения данного собрания явилась ситуация, сложившаяся в школе. В течение последних лет в школе 1-2 отличника, низкий процент учащихся, обучающихся на 4 и 5, мало призовых мест на разных уровнях соревнований, конкурсов. При анализе данной ситуации был выявлен ряд причин таких результатов. Одной из важных причин, по нашему мнению, является недостаточное внимание к формированию способностей учащихся как со стороны школы, так и со стороны родителей. Поэтому в школе была составлена и реализуется программа по работе с одарёнными детьми, частью которой и является система работы по развитию способностей детей. Данное собрание является началом работы с родителями в этом направлении.

Лекция психолога «Как развивать способности ребенка»

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос способным и талантливым, хорошо учился в школе, овладел множеством знаний, творческих профессий, стал деловым и предприимчивым.

Известно, что все, чему человек учится в детстве, влияет на развитие его способностей.

Что же такое способности?

Способности – это индивидуальные психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, это такие качества, которыми отличается один человек от другого.

Одни исследователи полагают, что способности природно заданы, наследственно предопределены, и мы (родители) можем только «следовать за природой», развивая задатки чада.


Другие полагают, что основополагающим в развитии способностей является разностороннее воспитание и создание родителями и педагогами условий для развития ребенка .

Большинство исследователей убеждены, что важно и то и другое.

Когда ребенок только родился, мы не сможем сразу ответить на вопрос: какими способностями он обладает, так как ребенок развивается с самого момента рождения. Поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности ребенка . Врожденными являются лишь задатки . На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности. Таким образом, задатки - некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности. Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (рисованию, занятию музыкой - специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.

Они формируются и развиваются в процессе обучения, в процессе упражнения, овладения соответствующей деятельностью, поэтому нужно формировать, развивать, воспитывать, совершенствовать способности детей и нельзя заранее точно предвидеть как далеко может пойти это развитие.

Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок , необходимо ответить на вопрос: а какие вообще бывают способности ?

Психологи классифицируют способности в соответствии с несколькими сферами деятельности:

1. Интеллектуальная

    наблюдателен; разносторонне любознателен; имеет исключительную память; охотно и легко учится; знает многое, о чем его сверстники и не подозревают; умеет хорошо излагать свои мысли.

2. Академических достижений

Чтение:

    часто выбирает своим занятием чтение; использует богатый словарный запас; подолгу сохраняет внимание, когда ему читают; способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова; демонстрирует умение читать.

Математика:

    проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений; демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков); с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания; разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег.

Естествознание:

    внимателен к предметам и явлениям; проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации; часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов; проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам;

3. Творческого или продуктивного мышления

    чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу; демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим); изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальные решения.

4. Общения и лидерства

    легко приспосабливается к новым ситуациям; другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям; в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей; с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми; другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.

5. Художественной деятельности

Изобразительное искусство:

    проявляет очень большой интерес к визуальной информации; проводит много времени за рисованием или лепкой; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; осознанно строит композицию картин или рисунков его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;

Музыка:

    проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам; с удовольствием подпевает.

6. Двигательная

    проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; любит движение (бег, прыжки, лазание); обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому); прекрасно удерживает равновесие; для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Каждая сфера деятельности ребенка характеризует его с той или иной стороны, что позволяет как родителям, так и специалистам распознать наличие способностей у детей.

В психологии принято различать общие и специальные способности.

Общие способности проявляются во многих видах и областях деятельности, необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность, как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности, распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий.

Специальные способности – это способности к отдельным видам деятельности, например к языкам, математические, технические, художественные, музыкальные и т. д.

Нельзя говорить о способностях человека к чему – либо, например к рисунку, если его не пытались обучать этому - рисовать. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у ребенка эти способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, учится видеть прекрасное в окружающем мире.

Важную роль в развитии способностей играет и создание соответствующего психологического климата в школе и семье. Важен положительный эмоциональный настрой, а также личный пример взрослого. Если мама или папа чем-то увлекаются, находя в этом радость, то и ребенок видит в этом радость. И наоборот, У папы, привыкшего проводить время на диване перед телевизором, не вырастет сын спортсмен, как бы мама не старалась.

Специалисты отмечают, что только у 10-15% детей явно выраженные склонности и устойчивые интересы обнаруживаются в раннем возрасте (до 3-5 лет).

Самый верный путь определения способностей – это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения

"Важно, чтобы ребенку было легко учиться, - считает М. Зиганов. - Если ему легко - значит, интересно, ребенок не утомляется, уменьшается вероятность ухудшения здоровья и повышается вероятность формирования прочных знаний, умений и навыков. А легко учиться тому, у кого, наряду со всеми обычными качествами, есть еще и развитые интеллектуальные способности , которые нужны школе.

Интеллектуальные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности.

Под интеллектуальными способностями понимается – память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание. Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей школьного возраста.

Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей – это возраст от 3 до 9 лет. А к концу подросткового периода (к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей. Если по каким то причинам с ребенком не проводились занятия на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия в дошкольном и школьном возрасте, то это еще не поздно сделать и в подростковом возрасте. Но мы взрослые (родители, педагоги) должны помнить, что способности развиваются в деятельности. Причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке, и обязательно взрослыми должна создаваться ситуация успеха.

Мозг ребенка развивается быстрее, когда к нему поступает какая-либо новая информация. Без тренировки же способны зачахнуть даже самые выдающиеся таланты.
Самое вредное, что могут сделать родители, - это заставлять ребенка заниматься каким-то делом насильно, против его воли. Даже если он вначале сам испытывал желание и был заинтересован, потом он имеет полное право отказаться, если занятие чем-либо не понравилось. Кружки, факультативы и секции определяйте вместе с ребенком, оставляя ему право выбора и возможность передумать.

Ваша задача как родителей предоставить ребенку возможности, а как их реализовать, он выберет сам.

Ведь у каждого ребенка есть свои сильные стороны, которые необходимо поддерживать и развивать. Один силен физически, другой хорошо рисует, третий - сочиняет стихи… Учитывая индивидуальность ребенка, его уникальность и неповторимость, мы повышаем его самооценку, уверенность в себе, корректируем проблемы поведения, организуем интересный досуг, в конечном счете, развиваем.

Советы родителям

как же лучше всего помочь ребенку раскрыть все свои способности? И как создать для этого нужную атмосферу?

Наблюдайте за ребенком. Это поможет вам распознать его склонности и развить его природный потенциал. Чем раньше вы сделаете выводы в данном направлении, тем успешнее будет двигаться по пути развития ребенок. В вопросах развития способностей ребенка родители не должны руководствоваться своими «хочу» («хочу, чтобы ты стал великим футболистом!» или «желаю видеть тебя звездой балета!»), а должны опираться на индивидуальные способности ребенка и его желания. Если у вашего чада склонности к искусству, не надо пытаться сделать из него врача или юриста, пусть он лучше будет хорошим художником, чем посредственным врачом или юристом.

Хвалите ребенка. Для того, чтобы успешно развивать способности ребенка, необходимо сформировать положительное представление ребенка о себе. Для этого необходимо как можно чаще акцентировать его хорошие стороны. Если он совершил что-то хорошее, обязательно похвалите его. Если он сделал ошибку, не ругайте, помогите ее исправить. После этого похвалите ребенка за его ответственные действия. Хвалите за любые изменения к лучшему, не дожидаясь чрезвычайных успехов.

Наказывайте (ругайте) еще осторожнее. Никогда не ругайте ребенка до 10 лет за интеллектуальные неудачи - только за плохую самодисциплину: не убрал, не сел за уроки вовремя, не доделал задание и прочее, связанное с плохой организацией деятельности.

Малыш, который постиг искусство уверенности в себе, становиться полноценной личностью, действующей по своим устремлениям и стандартам. Ребенок, который растет неуверенным в себе, вырастает взрослым, зависимым о других, действующим по чужим стандартам, живущим чужим умом. А его возможности развития оказываются нереализованными, способности остаются на низком уровне.

Окружите ребенка любовью. «Стоит только ребенку почувствовать себя любимым и желанным в окружении дружной семьи, как это уже станет мощным стимулом для развития его мозга. Родительская задача состоит не в том, чтобы сделать из ребенка вундеркинда, а в том, чтобы их ребенок вырос здоровым, благоразумным и порядочным»,- отметил Питер Горски, сотрудник медицинского факультета Гарвардского университета.

Все родители хотят, чтобы их дети стали высоконравственными, заботливыми и чуткими людьми. Вы сможете достичь этой цели, если сами будете стараться подавать хороший пример, быть другом, собеседником и учителем. Хотя у всех детей есть врожденная способность поступать хорошо и правильно, родителям все же необходимо постоянно прививать им нравственные ценности. Дети, как молодые ростки, хорошо растут и развиваются, если проявлять к ним внимание и заботу. Вода и солнечный свет питают растение, и оно становится здоровым и крепким. Подобным образом и родители, выражая свою любовь лаской и добрым словом, помогают детям расти психически и эмоционально здоровыми и крепкими.

Вы в огромной мере способствуете развитию своих детей, когда выражаете им свою любовь, читаете им на ночь или просто играете с ними. Детский психолог Фрейзер Мастард говорит: «Все, что ребенок делает, становится его жизненным опытом. Даже если ребенок учится ползать, очень важно, как вы реагируете, как поощряете его». Родительская любовь и забота чрезвычайно важны для дальнейшего развития вашего ребенка, чтобы в будущем он стал зрелым, ответственным человеком.

Дарите ребенку свое внимание и время. Чем больше времени вы проводите со своим ребенком, тем крепче становится ваша привязанность друг к другу. У детей при этом формируются навыки общения. Детские психологи единодушны в том, что время, которое родители проводят с детьми, намного важнее самых дорогих игрушек и развлечений. Побыть с детьми можно даже занимаясь обычными повседневными делами. Например, просто гуляя в парке и любуясь природой, родители могут расспросить ребенка о чем-нибудь и пообщаться.

Сегодня занятость на работе не позволяет многим родителям быть с детьми целый день. Однако родители должны находить время для своих детей. Именно в таком внимании они нуждаются. Чтобы это получалось, необходимо хорошо организовывать свои дела, а также быть готовым чем-то жертвовать.

Развивайте самостоятельность ребенка. По мнению специалистов, если взрослые пытаются по часам расписывать занятия детей и руководить их жизнью, то их воображение и творческие способности не будут должным образом развиваться. В этом вопросе стоит сохранять умеренность. Пусть ребенок сам открывает свой собственный мир и проявляет изобретательность. Как правило, дети находят, чем себя занять. Однако это не снимает с вас обязанности следить за тем, что ребенок делает, где играет и не грозит ли ему опасность.

Поощряйте активность ребенка.

Предлагая ту или иную деятельность, следите, что она была трудна в меру. Легкая деятельность - не развивает, слишком трудная - пугает и отвращает от деятельности. Найти оптимальную степень трудности не так сложно - просто следите за ощущениями и достижениями ребенка. Этому помогают и ныне издаваемые книжки для развития. Там, как правило, довольно точно указывается возраст ребенка, которому предназначается конкретное издание.

Роль родителей в воспитании детей, в развитии их способностей неоценима. Не скупитесь проявлять любовь к своему ребенку. Проводите с ним время, воспитывайте и обучайте его. Это принесет счастье и радость как вам, так и вашим детям.

СОВЕТЫ ВЗРОСЛЫМ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

1. Помогите ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения. Уважение к личности и интересам ребенка - основа его развития.

2. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка - не следует говорить, как можно улучшить его произведение... В этом случае, как бы ни старался ребенок, результат все равно недостаточно хорош.

3. Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или "за гранью".

4. Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему. если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество.

5. Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).

6. Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.

7. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. избегайте критиковать первые опыты-как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

8. Помогайте ребенку... порой полагаться в познании на риск и интуицию:
наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.

9. Помогайте избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников путем обучения навыкам сотрудничества и общения. Чем шире мы открываем возможности для конструктивного творчества (в условиях умеренного социального конформизма), тем плотнее закрываются клапаны деструктивного поведения. Ребенок, лишенный позитивного творческого выхода, может направить свою
творческую энергию в совершенно нежелательном направлении.

10. Постарайтесь найти ребенку сверстника с такими же способностями. Для ребенка школьного возраста очень важно иметь друга того же возраста и пола. Одаренная девочка должна знать сотню детей, чтобы найти одну подругу, похожую на нее. Нельзя позволять ребенку погружаться в одиночество и избегать общения.

11. Активная родительская поддержка, домашнее обучение особенно важны и необходимы в возрасте от 3 до 7 лет. В процессе поддержки идет постоянное приспосабливание взрослых к ребенку, постигающему свой талант.

12. Иногда взрослые пытаются форсировать неординарные умственные способности детей, теряя в этом чувство меры. Нельзя лишать ребенка игр, заменяющих занятиями музыкой, чтением, танцами или спортом.

13. Используйте личный пример творческого подхода к решению проблем.

14. Широко используйте вопросы проблемного типа применительно к самым разнообразным областям (например, что будет, если все люди станут совсем маленькими, не больше пальца?).

15. Обогащайте окружающую среду ребенка новыми разнообразными предметами с целью развития любознательности.

16. Предоставляйте детям возможность активно задавать вопросы.

17. Используйте периодически творческие задания типа тестов Торренса. Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению и далеко не всегда отражаются в тестах на интеллект. Большинство тестов креативности ориентировано на выявление способностей к альтернативному, отступающему от логики мышлению. В этих тестах нет правильных и неправильных решений, поощряется и стимулируется порождение нетривиальных, необычных и неожиданных решений.

Проведение анкеты для родителей.

Анкета для выявления способностей ребенка

С помощью этой анкеты, включающей исследование различных специальных способностей, вы можете выяснить, какими из них обладает ваш ребенок. Ниже перечислены восемь областей, в которых ребенок может проявить свои таланты, и даны их характеристики.

Как пользоваться анкетой.

1. Внимательно прочитайте вопросы.
2. Дайте оценку каждому из качеств в баллах (по 5-балльной системе):

5 баллов - такое качество сильно выражено у вашего ребенка;
4 балла - выражено выше среднего;
3 балла - выражено средне;
2 балла - слабо выражено;
1 балл - совсем не выражено.

3. Суммируйте баллы по всем качествам внутри каждой из областей. Общее количество набранных баллов внутри каждой области разделите на число вопросов в этой области.

4. Попробуйте составить графическое изображение способностей вашего ребенка. Для этого на горизонтальной оси обозначьте восемь областей способностей, на вертикальной отметьте полученный для каждой из них средний балл. Вы получите ломаную линию - профиль способностей вашего ребенка.

Способности к занятию научной деятельностью . (40-50 баллов говорит о наличии данных способностей)

1. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
2. Читает книги, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
3. Обладает хорошей способностью к пониманию абстрактных понятий, установлению обобщений.
4. Обладает хорошей сенсомоторной координацией (отлично фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
5. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги.
6. Не унывает, если проект или новая идея не поддержаны учителями, родителями или если его эксперимент не удался.
7. Пытается выяснить причины и смысл событий.
8. Проводит много времени над созданием собственных "проектов": конструированием, построением, собиранием.
9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.
10. Пластичен и открыт всему новому, не зацикливается на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от них отказаться.
Итого_____

Музыкальные способности. (

1. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.
2. Хорошо поет.
3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно послушать музыку.
5. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.
6. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
7. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
Итого_____

Технические способности. ( 28-35 баллов говорит о наличии данных способностей)

1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.
2. Интересуется механизмами и машинами.
3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, авиамоделей, поездов, радиоприемников.
4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
5. Разбирается в капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на "поиск".
6. Любит рисовать чертежи и наброски механизмов.
7. Читает журналы и статьи о создании новых машин и механизмов.
Итого_____

Литературное дарование. 32-40 баллов говорит о наличии данных способностей

1. Может легко построить рассказ, начиная с завязки и заканчивая разрешением какого-либо конфликта.
2. Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем.
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляя главное и наиболее характерное.
4. Рассказывая о чем-то, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основной мысли.
5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их чувства.
6. Умеет передавать такие детали, которые важны для понимания события, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых любит рассказывать.
7. Любит писать рассказы и стихи.
8. Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства, настроение, характер.
Итого_____

Артистические способности. 28-35 баллов говорит о наличии данных способностей)

1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т. д.
2. Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыграть какую-то драматическую ситуацию.
3. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
4. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
5. С большой легкостью передает чувства и эмоциональные переживания.
6. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
7. Интересуется актерской игрой.
Итого_____

Способности к спорту. 28-35 баллов говорит о наличии данных способностей)

1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы чувствовать себя счастливым.
2. Любит участвовать в спортивных играх или соревнованиях.
3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
4. Бегает быстрее всех в классе.
5. Лучше других координирован в движениях, двигается легко и грациозно.
6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
7. Предпочитает проводить свободное время , играя в хоккей, баскетбол , теннис, футбол.
Итого_____

Интеллектуальные способности . 60-75 баллов говорит о наличии данных способностей

1. На занятиях все легко и быстро схватывает.
2. Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических повседневных ситуациях.
3. Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях.
4. Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
5. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослым, но имеется в виду.
6. Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
7. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
8. Знает много о таких проблемах и событиях, о которых его сверстники и не догадываются.
9. У ребенка богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами, точно выражает свою мысль.
10. Любит книги, которые обычно читают не сверстники, а дети старше на год-два.
11. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
12. Задает много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом взрослых.
13. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроке из - за того, что учебный материал уже хорошо знаком ему из книг, журналов, рассказов взрослых.
14. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения.
15. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на новое и неожиданное.
Итого_____

Художественные способности. 32-40 баллов говорит о наличии данных способностей

1. На его рисунках - большое разнообразие предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах).
2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
3. Оригинален в выборе сюжета, составляет своеобразные композиции из цветов, рисунков, камней и т. д.
4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает вещи, имеющие художественное значение (украшения для дома, одежды и т. д.).
6. Прибегает к рисунку и лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать собственную оценку пытается воспроизвести то, что ему понравилось, на своем рисунке или в сделанной своими руками игрушке, скульптуре.
8. Любит работать с пластилином, глиной, дающими возможность изображать увиденное в трех измерениях.
Итого_____

Развитие способностей у детей совершается в основном в процессе воспитания и специальным образом организованного обучения. Во взрослом возрасте развитие способностей происходит во многом благодаря самовоспитанию и самообучению. В детском же возрасте исключительно велика роль окружения.

Исходной предпосылкой для развития способностей ребенка служат его врожденные задатки. Однако сам процесс развития способностей происходит посредством овладения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. То есть развитие способностей реализуется через освоение опыта предыдущих поколений. Однако не всякий опыт одинаково полезен. И одна из важнейших функций обучения - передать подрастающему поколению наиболее существенный, важный опыт. В том числе важный для развития способностей.

Способности, с одной стороны, нельзя отождествлять с задатками. Задатки - лишь один из факторов, определяющий способности. С другой стороны, способности нельзя отождествлять с . Знания, умения и навыки - это во многом уже результат способностей. Способности можно рассматривать как длительную и устойчивую функциональную готовность человека к качественному и эффективному выполнению некоторого вида действий.

Поскольку способности это готовность к определенным действиям, поэтому самым разумным в развитии способностей является предоставление ребенку постоянного доступа к данной деятельности, побуждение его к этой деятельности. Деятельность при этом должна быть наиболее близкой, релевантной тем способностям, которые развиваются.

Пример. Предположим, родители решили развивать у ребенка музыкальные способности. Они могут вместе с ребенком часами заниматься прослушиванием музыкальных композиций, обсуждать достоинства и недостатки музыкального исполнения, рассказывать истории из жизни композиторов (как это делается в школе на уроках музыки). Это будет в небольшой степени способствовать развитию музыкальных способностей. Однако, чтобы в ребенке проснулся талант исполнителя, для этого надо научить его играть на музыкальном инструменте. И сделать это как можно раньше. Если вдруг в каком-то ребенке станет заметен талант композитора, надо тоже как можно раньше помочь ему в сочинительстве, в реализации замысла. А не ждать, когда ребенок вырастет и сможет поступить в консерваторию на композиторский факультет.

Первая важная закономерность в развитии способностей заключается в том, что всякая способность стремится обобщиться, расшириться, распространиться на "соседние" виды деятельности. Так, например, ученик, проявляющий очень хорошие способности в математике, довольно внезапно может начать проявлять способности к физике (равно как и наоборот). Способный художник часто становится успешным дизайнером, но способным инженером - значительно реже. Поэтому совсем не стоит "лепить" из ребенка очень узкого специалиста. Значительно важнее поощрять все интересы ребенка.

Вторая закономерность в развитии способностей ребенка заключается в том, что этот процесс происходит не плавно, а скорее рывками. Способности - это функциональная готовность не только психики, но и всего организма в целом. Для того, чтобы хоть немного подняться в качестве и эффективности исполнения, может потребоваться значительная перестройка. Когда эта перестройка происходит - происходит рывок, переход на следующий уровень. Иногда внутренняя перестройка сопровождается временным ухудшением способностей, провалам. Поэтому в развитии способностей важно и проявлять терпеливость, и стремиться действовать на пределе, потому что только так можно пробить очередной потолок в развитии.

Существует представление о том, что "талантливый человек талантлив во всем". Это верно в том смысле, что обычно одни способности помогают развиваться другим способностям. Как уже отмечалось, способности стремятся распространиться на соседей. Также одни способности являются фундаментом для других (как бы задатками). Каждая способность, проявляясь, вместе с тем развивается, переходит на высшую ступень. Переход ее на высшую ступень открывает возможности для новых, более высоких ее проявлений.

Очень важно понимать, что роль задатков в развитии различных способностей различна. Она весьма значительна и специфична, например, в развитии музыкальных способностей, где огромное значение играют особенности слухового анализатора. Тот же слуховой анализатор важен в деятельности переводчиков, историков, литературоведов и даже психотерапевтов. Хорошо развитый слуховой анализатор помогает не только лучше сохранять в памяти вербальную информацию, но и думать, общаться - задействовать логику. Однако для указанных профессий это не столь важно, как для музыканта.

Не только (или даже не столько) сам ребенок решает, какой ему деятельностью заняться, какие способности развивать. Чаще всего нелегкий стратегический выбор приходится делать родителям и/или учителям. Если ребенок не проявляет заметных задатков, например, в области музыки (слуховой анализатор) или живописи (зрительный анализатор), то это серьезный повод задуматься о том, стоит ли продолжать обучение в музыкальной или художественной школах. Вообще в таких случаях не будет лишним проконсультироваться с педагогом-психологом.

Общим фактором для развития любой способности является настойчивость ребенка, его волевые способности. Настойчивость, упорство ребенка проявляется в том числе в так называемой готовности к обучению. Эта готовность формируется, конечно, на основе той подготовки, которую дает дошкольное воспитание, как в семье, так и детском саду. Желательно с самого раннего возраста приучать (в том числе своим примером) ребенка к дисциплине, вырабатывать у него привычку все доводить до конца. Когда ребенок проявляет настойчивость, надо на это обращать внимание, хвалить и даже проявлять гордость за своего ребенка.

Вопрос 1. У моего сына явно выраженные технические способности. Не говорит ли это о том, что в остальных областях он не будет успешным?

Ответ : Это совсем необязательно. Если вовремя озаботиться тем, чтобы ребенок читал книги, рисовал, слушал музыку, то это пойдет ему на пользу не только в широком образовательном смысле, но и более полно обеспечит развитие его технических способностей. Вам надо знать, что способности относятся к индивидуальным возможностям человека. Именно они влияют на выполнение ребенком различных видов деятельности. Как правило, способности развиваются в соответствии с развитием задатков.

Существует две научных точки зрения на развитие способностей. В основе одной лежит идея о генетической обусловленности способностей. Исходя из этой точки зрения, ребенку или даны, или не даны способности от предков и ничто не может повлиять на их развитие. Другая точка зрения отражается в идее обусловленности развития способностей социальной средой и воспитанием. Один ребенок попадает в благоприятную среду и его способности получают «шанс» развиться, а может перейти в талант. Другие же дети, не имеющие такой счастливой возможности, так и останутся с неразвитыми способностями. Трудно сказать, какая точка зрения верная.

Нам кажется, что рациональное зерно есть и в первой, и во второй. Тем более что отечественные психологи придерживаются именно такой точки зрения.

Способности обусловлены природными возможностями личности и формируются в различных видах деятельности. Достаточно сослаться на довольно известный пример, когда в одной и той же семьи братья и сестры могут демонстрировать абсолютно разный уровень способностей.

Казалось бы, они находятся практически в одной среде, влияющей на развитие их способностей. Выделяют общие и специальные способности. Наличие общих способностей помогает ребенку овладевать знаниями в различных сферах. Специальные же способности помогают достигать высоких результатов в каком-либо определенном виде деятельность.

Поэтому для развития способностей важны обучение, воспитание и, конечно же, проявление активности самого ребенка в разных видах деятельности, способствующей развитию именно его способностей. Судя по вашей характеристике, ваш сын обладает специальными способностями. Вам полезно знать, что способности не формируются в одночасье, а развиваются по определенным этапам. Можно говорить как минимум о двух этапах.

На первом этапе способности имеют подражательный характер. Ребенок, имеющий способности подражает в деятельности. Сама же деятельность носит репродуктивный (подражательный) характер.

На втором этапе ребенок набирает «вес» в решении вопросов. Самостоятельно находит ответы. Это время творческих решений. Подобные действия создают внутренние предпосылки для развития его специальных способностей.

Вам надо следить, чтобы ваш сын не погрузился «излишне» только в технические интересы, тогда и бояться нечего. Технические способности будут реализовываться в интересной для него деятельности, но и в других ее видах, обучаясь в школе, он тоже не потеряет возможности для совершенствования. Вы может, собственно говоря, «измерить» способности своего ребенка. В специальной литературе много тестов на изменение способностей ребенка. Воспользуйтесь ими.

Вопрос 2. Наш ребенок — первоклассник. Учитель проводила тест и сказала нам, что у нашего сына не обнаружены способности к чему-либо, все «ровненько». Как следует отнестись к такой характеристике и надо ли что-то делать?

Ответ: Прежде всего, следует проверить качество те-ста и ни в коем случае не разочаровываться в собствен-ном ребенке. Вне всякого сомнения, способности у него есть. Они могут пока «дремать» и проявиться значительно позже. Известный факт, что многие талантливые люди в детстве не особо отличались. К примеру, великий композитор П.И. Чайковский в детстве не выказывал способностей к музыке. А математик Лобачевский был плохим учеником. Мой опыт говорит, что в младшем школьном возрасте практически у большинства детей развиваются изобразительные и музыкальные способности.

Посмотрите внимательнее на рисунки своего сына. Наверняка они очень интересные. Не опускайте руки и продолжайте верить в то, что ваш ребенок, несомненно, обладает определенными способностями. В предыдущем ответе я уже раскрывала суть способностей. Здесь могу добавить, что основным условием развития способностей является деятельность.

Посмотрите результаты, какой именно деятельности говорят о том, что ваш ребенок де-лает ее лучше, чем иную. Вполне возможно, он рисует лучше других, быстрее всех лепит, проявляя при этом творческую смекалку. Или в спорте его достижения пре-вышают средние показатели. Но даже если и нет «выпирающих» результатов, не сомневайтесь, способности у вашего ребенка проявятся чуть позже.

Главное, организовать деятельность, в которой они бы начали развиваться более интенсивно. И еще необходимо помнить, что только тогда, когда ребенок начнет заниматься определенной деятельностью, можно смело сказать, есть ли у него к ней способности. Не обучая ребенка живописи или музыке или спорту, мы не можем определить его потенциал.

Вопрос 3. Мой ребенок очень замкнут. Не дозовешься, все время витает в облаках. Я прочитала, что одаренные дети живет в своем мире. Может, мой ребенок одаренный?

Ответ : Трудно сказать однозначно. Жизнь в своем мире не единственная характеристика одаренности. В ее основе лежат определенные склонности к какой-либо деятельности и успешная ее реализация.

Результаты труда вашего ребенка должны опережать результаты труда других детей. Но вполне возможно, что ваш ребенок именно одаренный. Этим и объясняется его «отрыв» от жизни и «уход» в свой внутренний мир.

Давайте разберемся в самом термине «одаренность» и, что наполняет эту важную психологическую характеристику человека.

Одаренность — это компонент таланта, который определяет конечный итог развития личности ребенка. Он включает в себя определенный набор способностей. Можно составить собирательный портрет одаренного ребенка.

Одаренный ребенок всегда внимателен, собран, постоянно готов к напряженной работе. Повышенная активность его проявляется не только в умственных занятиях. Он отдает себя целиком тому, что его заинтересовало. Если он увлечен техникой, тогда постоянно в доме появляются и исчезают детали, конструкции, описания и т. д. Если электроникой, то он постоянно чинит телевизоры, компьютеры, собирает свои модели, читает специальные журналы.

Вторая особенность личности высокоодаренного ребенка неразрывно связана с первой, заключается в том, что готовность к труду у него перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться без устали, срока и отдыха.

Следующая третья группа способностей, которая определяет в своей совокупности одаренность, связана непосредственно с интеллектуальной деятельностью: это особенности мышления ребенка, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности. Обычно такой ребенок на вопросы отвечает полно, последовательно, исчерпывающе. Такая систематичность в ответах одаренного ребенка опирается на способность к анализу и обобщению.

И, наконец, последний штрих к портрету одаренного ребенка, это широкий круг познавательных интересов, выступающий постоянным стимулом мыслительной активности ребенка.

Характеризуя одаренных детей можно выделить показатели , с помощью которых выявить уровень одаренности. К первому уровню можно отнести детей, полностью погруженных в тот вид деятельности, в котором он обнаруживает проявление высокого интеллекта и познавательных интересов. Ко второму уровню отнесем детей, успешных в каком-либо определенном виде деятельности. Это может быть ребенок, который любит и умеет хорошо рисовать, или петь. Это может быть школьник, влюбленный в биологию и отдающий ей все свое время. И, наконец, на третьем уровне находятся дети, хорошо обучающиеся в школе, такие маленькие «академики». Кто не знает таких школьников! У них все всегда получается. Их оценки — «отлично» по всем предметам. Если нужно решить задачу разными способами, то не сомневайтесь, такой ребенок решит ее всеми доступными способами.

Воспользуйтесь тестами на определение способностей, попробуйте проверить своего ребенка на наличие особых способностей. И сами ответьте на свой вопрос: «Одаренный ваш ребенок или нет».

Введение 3

1. Определение способностей 4

2. Виды способностей 8

3. Структура способностей 11

4. Уровни и пути развития способностей 13

Заключение 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Введение

Понятие о способностях человека развивалось, в связи с общим ходом развития человеческой мысли и долго, было предметом философского рассмотрения. Лишь во второй половине XIX в. возникают и развертываются эмпирические исследования способностей человека. Однако, возникнув в эпоху капитализма, они служили во многих случаях интересам господствующих слоев капиталистического общества и обосновывали теорию и практику эксплуатации трудящихся.

Способности человека не даны непосредственно в его самонаблюдениях или переживаниях. Мы лишь опосредствованно заключаем о них, соотнося уровень овладения деятельностью одним человеком с уровнем ее овладения другими людьми. При этом оказывается необходимым условием выявления способностей анализ условий жизни человека, его обучения и воспитания, а также его жизненного опыта в овладении данной деятельностью. В связи с этим особо важное значение приобретает проблема соотношения в способностях врожденного и приобретенного, наследственно закрепленного и сформированного в процессе индивидуального развития.

В решении проблемы способностей необходимо исходить из принципа единства человека и условий его жизни. Способного или неспособного ребенка нужно рассматривать не как носителя скрытых таинственных возможностей, противостоящих среде, а как производное от единства индивида и условий его жизни и деятельности, различного влияния условий жизни на разных этапах развития ребенка.

1. Определение способностей

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.

При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические усилия) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.

Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности. Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности. Вот почему способность нельзя свести к одному какому-либо свойству (хорошее цветоразличение, чувство пропорции, музыкальный слух и т. п.). Она всегда синтез свойств человеческой личности.

Таким образом, способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней 1 .

Наблюдая школьников, учитель не без основания считает, что одни более способны к учению, другие менее способны. Бывает так, что ученик способен к математике, но плохо выражает свои мысли в устной и письменной речи или проявляет способности к языкам, к литературе, вообще к гуманитарным наукам, но ему трудно даются математика, физика, изучение техники.

Способностями называются такие психические качества, благодаря которым человек сравнительно легко приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какой-либо деятельностью.

Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, хотя проявляются и развиваются на их основе. Поэтому надо быть очень осторожными и тактичными в определении способностей учащихся, чтобы не принять слабое знание ребенка за отсутствие у него способностей. Подобные ошибки иногда совершались даже в отношении будущих крупных ученых, которые по каким-то причинам плохо учились в школе. По этой же причине неправомерны выводы о способностях только на основании некоторых свойств, которые доказывают не низкие способности, а недостаток знаний 2 .

В отличие от характера и всех других свойств личности, способность - это качество личности, существующее только относительно той или иной, но обязательно определенной деятельности.

Учебник психологии К.К. Платонова дает следующую формулировку понятию "способность":

Способности - это совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней.

А.В. Петровский же в своем учебнике по общей психологии дал такое определение "способности":

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.

По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Подобно тому, как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода и т. д. окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий. В число условий входит, например, следующие: будут ли окружающие люди (в семье, школе, трудовом коллективе) заинтересованы в том, чтобы человек овладел этими знаниями и умениями; как его будут обучать, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся, и т. д.

Способности - это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле - это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленная педагогом и ребенком, хорошее состояние здоровья, наличие музыкального инструмента, нот и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.

Психология, отрицая тождество способностей и существенно важных компонентов деятельности - знаний, навыков и умений, подчеркивает их единство. Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, учится видеть прекрасное в окружающем мире.

Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности. И именно здесь обнаруживаются те различия, которые дают нам право говорить о способностях.

Итак, способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Если определенная совокупность качеств личности отвечает требованиям деятельности, которой овладевает человек на протяжении времени, педагогически обоснованно отведенною на её освоение, то это даёт основание заключать о наличии у него способностей к данной деятельности. И если другой человек при прочих равных условиях не справляется с требованиями, которые предъявляет ему деятельность, то это дает основание предполагать у него отсутствие соответствующих психологических качеств, другими словами, отсутствие способностей.

2. Виды способностей

Так же как и характер, способности не самостоятельная, расположенная с другими подструктура личности, а определенное сочетание ее различных свойств. Различие между характером и способностями - в том, что характер проявляется во всех видах деятельности, а способности - только в одном, определённом.

Пока человек не начал определенной деятельности, у него существуют только потенциальные способности к ее выполнению, являющиеся свойствами его личности, частично развившимися из его задатков, но более сформированными его опытом. Но как только он начинает эту деятельность, его потенциальные способности становятся актуальными способностями, не только проявляющимися, но и формирующимися в этой деятельности 3 .

Различные виды деятельности, отличаясь своим содержанием, соответственно предъявляют различные требования к личности, к ее способностям. Особенности этих требований состоят не только в том, что для выполнения одних видов деятельности необходимо вполне определенное развитие каких-то конкретных психических процессов (например, определенного вида ощущений, сенсомоторной координации, эмоциональной уравновешенности, богатства воображения, распределения внимания, более развитого словесно-логического мышления и т. д.), но и их комплексов. Учебная деятельность, большинство видов квалифицированного труда предъявляют к личности комплекс психологических требований. Различие требований, предъявляемых деятельностями к личности, нашло отражение в классификации способностей человека.

Наиболее общей классификацией способностей является деление их на две группы: общие и специальные . Каждая из этих групп делится на элементарные и сложные, а внутри них уже выделяются конкретные виды.

Все способности человека как психические явления могут быть разделены на четыре группы.

Выделяют виды способностей по их направленности, или специализации (общие и специальные способности).

Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие, как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т. п.

Элементарные общие способности, присущие всем людям, хотя и в разной степени их выраженности, - это основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать и осуществлять решения и запоминать.

Специальные элементарные способности - это способности, присущие уже не всем людям, они предполагают определенную выраженность каких-то качественных сторон психических процессов.

Глазомер - это способность с различной точностью воспринимать, оценивать и сравнивать величины зрительно воспринимаемых объектов, интервалов между ними и расстояний до них, т. е. это определенное качество зрительного восприятия.

Музыкальный слух - это определенное качество слухового восприятия, проявляющееся в способности к различению музыкальных звуков и точному воспроизведению их. Музыкальный слух - это один из компонентов музыкальных способностей. Специальные элементарные способности развиваются на основе задатков в процессе обучения.

Общие сложные способности - это способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом. Они присущи в той или иной степени всем людям. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности.

Специальные сложные способности присущи уже не только в разной степени, но и вообще не всем людям. Они являются способностями к определенным профессиональным деятельностям, возникшим в процессе истории человеческой культуры. Эти способности обычно называют профессиональными.
Совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее в тех же условиях, называется одарённостью.

О способностях человека можно судить, наблюдая за процессом выполнения им новых заданий в измененных условиях, за ходом овладения деятельностью.

Идея "каждый человек способен ко всему" неверна. Правильное утверждение, что "каждый человек способен к чему-нибудь полезному для общества". Так, учащийся не способный быть монтажником-высотником, шофёром или наладчиком автоматических линий, может быть не только способным, но и талантливым станочником, оператором или поваром.

Неспособность к определенному виду трудовой деятельности значительно сложнее, чем отсутствие способностей. Неспособность как отрицательная способность - это тоже определенная структура личности, в которую входят отрицательные для данной деятельности ее черты.