История человечества знает много разносторонне одаренных людей. И среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Это первый русский учёный – естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик (он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи, многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики, заложил основы науки о стекле), астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Словом, один из самых выдающихся светил мировой науки.


Декабря в Холмогорской воеводской канцелярии получил паспорт (?) декабря отправился пешком в Москву января зачислен учеником в Московскую славяно-греко-латинскую академию учёба в Московской Славяно-греко-латинской академии учёба в Киево-Могилянской академии января зачислен студентом в Санкт-Петербургский академический университет октября для обучения горному делу и металлургии направлен в Германию обучался в Марбургском университете с января слушает курс механики профессора Х.Вольфа и курс теоретической химии профессора Ю. Г. Дуйзинга в феврале женился на дочери квартирной хозяйки Елизавете-Христине Цильх ноября родилась дочь; 9 ноября крещена в церкви реформаторской общины с именем Екатерина-Елизавета под руководством И.Ф.Генкеля обучался горному делу мая обвенчался в церкви реформатской общины Марбурга с Елизаветой-Христиной Цильх в конце мая, направляясь на родину, под Дюссельфордом «показался пруссакам годною рыбою на их уду» и обманом «забрит» был в рекруты, но в октябре бежал, прибыл чрез Арнгейм и Утрехт в Амстердам далее в Гаагу и, только после возвращения вновь в Амстердам, оттуда отправился морем в Россию июня вернулся в Санкт-Петербург декабря в Марбурге у Ломоносова родился сын, названный при крещении Иваном января определён адъюнктом физического класса Академии наук и художеств июля назначен профессором химии июня впервые читает на русском языке публичные лекции по физике создал первую в России научно-исследовательскую и учебную химическую лабораторию проводил в химической лаборатории работы по изготовлению цветных стёкол и красок, химическому анализу руд февраля родилась дочь Елена в химической лаборатории читал первый в истории курс лекций по физической химии основана стекольная фабрика в деревне Усть-Рудица по проекту М. В. Ломоносова учреждён Московский университет назначен советником Академической канцелярии становится руководителем Исторического собрания, Географического департамента, академических университета и гимназии апреля Шведская королевская академия наук избрала М. В. Ломоносова своим почётным членом октября избран членом Академии трёх знатнейших художеств (за мозаичные работы) (?) апреля избран почётным членом Академии наук Болонского института апреля скончался от воспаления легких в собственном доме на реке Мойке апреля похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры


Родился Михаил Васильевич 19 ноября в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии в довольно зажиточной семье помора Василия Дорофеевича () и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор, Елены Ивановны (урождённой Сивковой) Ломоносовых. О первых годах жизни Михаила Ломоносова имеются крайне скудные сведения. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать М. В. Ломоносова умерла очень рано, когда ему было девять лет. В 1721 году отец женился на Феодоре Михайловне Усковой, дочери крестьянина соседней Ухтостровской волости. Летом 1724 года она умерла. Через несколько месяцев, возвратившись с промыслов, отец женился в третий раз на вдове Ирине Семёновне (в девичестве Корельской). Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой». " Михайло Ломоносов", 1986 г. Балет. Фотосессии. КИНО Личность М. В. Ломоносова можно понять, только составив представление о природе, в окружении которой он вырос, о том, что он был выходцем из той части русского народа, которая никогда не испытывала гнёта ига и не знала рабства. Здесь обретались потомки новгородцев, не знавшие крепостного права, «черносошные», государственные крестьяне, строгие в нравах, деятельные, независимые, «умевшие за себя постоять, сплотившись в земские миры». Им неведома была барщина, бремя государственных обложений, они избывали деньгами, развивая товарное хозяйство, торговлю и ремёсла. Поморы владели навигацией, ходили в Ледовитый океан, к Новой земле. На Мурмане промысловые становища, лов вели огромными сетями, охотились, варили соль, смолу, добывали слюду. Здесь богатая традиция художественного рукоделия. При отсутствии школ, поморы учили грамоте друг друга, переписывали и бережно хранили рукописные книги. Юношеский подчерк М.Ломоносова


В декабре 1730 года из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел две рубахи, нагольный тулуп, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» и «Арифметику» и отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Отъезд из дома Ломоносов тщательно продумал. Он узнал, что только в трёх городах России в Москве, Киеве и Санкт-Петербурге можно овладеть высшими науками. Свой выбор он остановил на Москве. Ломоносова ожидала долгая и нелёгкая зимняя дорога. Преодолев весь путь за три недели с рыбным обозом, Ломоносов в начале января 1731 года прибыл в Москву, где он никого не знал. О своём поступлении в «Спасские школы», то есть в Московскую славяно-греко- латинскую академию М. В. Ломоносов пишет: «В Московских Спасских школах записался 1731 года января 15 числа. Жалованья в шести нижних школах по 3 копейки на день, а в седьмой 4 копейки на день…» Удивительная целеустремлённость была присуща М. В. Ломоносову. В то время как многие его товарищи по Спасским школам свободные от занятий часы проводили беззаботно, в библиотеке Заиконоспасского монастыря он читал летописи, патристику и другие богословские книги, издания светского содержания и философские, и даже физические и математические сочинения; «находимыя в оной книги утвердили его в языке славянском». Современные исследователи отмечают глубокое знакомство Ломоносова с самыми разными жанрами древнерусской литературы. Из академической биографии известно, что по прошествии первого полугодия он был переведён из нижнего класса во второй, и в том же году в третий. Через год, в достаточной мере овладев латынью, и будучи уже способен на латинском сочинять небольшие стихи, начал учить греческий. В 1730 году его перевели в латинский грамматический класс. Московская славяно-греко-латинская академия


В 1740-х годах М. В. Ломоносов в «собственноручных черновых тетрадях» «Введение в истинную физическую химию» (лат. Prodromus ad verum Chimium Physicam), и «Начало физической химии потребное молодым, желающим в ней совершенствоваться» (лат. Tentamen Chymiae Physicae in usum studiuosae juventutis adornatum) уже дал абрис будущего курса новой науки, более строго оформившийся к январю 1752 года, о чём учёный пишет в итогах 1751-го: «Вымыслил некоторые новые инструменты для Физической Химии», а в итогах 1752-го «диктовал студентам и толковал сочиненные мною к Физической Химии пролегомены на латинском языке, которые содержатся на 13 листах в 150 параграфах, со многими фигурами на шести полулистах». Тогда М. В. Ломоносовым была намечена огромная программа изучения растворов, которая не полностью реализована и по сию пору. М. В. Ломоносовым были заложены основы физической химии, когда он сделал попытку объяснения химических явлений на основе законов физики и его же теории строения вещества. Важной особенностью той науки, основу которой заложил М. В. Ломоносов, явился его метод, подразумевающий исследование связи физических и химических явлений. Постоянно занимаясь практической наукой, он находит подтверждение в ней своим теоретическим воззрениям, но не только тому служит эксперимент учёный применяет его для развития практики как таковой, опирающейся на понимание закономерностей тех или иных процессов. Настоящая методика касается не только химии и физики, но и вопросов химизма, сопровождающего электрические опыты и оптические явления свойств объектов исследования, химического их состав и молекулярного строения. Все эти факторы говорят о хорошо осознанной, разработанной и последовательно применяемой системе взглядов и приёмов, которая, с точки зрения теории познания даёт корректное экспериментальное подтверждение гипотезам, способным вследствие того становиться основой теории. Этот методологический круг можно определить, перефразируя самого учёного, как «оживляющий» теорию и делающий практику «зрячей».


В середине XVIII века в европейской науке господствовала теория теплорода, впервые выдвинутая Робертом Бойлем. В основе этой теории лежало представление о некой огненной (или, как вариант, холодообразующей) материи, посредством которой распространяется и передается тепло, а также огонь.XVIII векатеплородаРобертом Бойлем М. В. Ломоносов обращает внимание научного сообщества на то, что ни расширение тел по мере нагревания, ни увеличение веса при обжиге, ни фокусировка солнечных лучей линзой, не могут быть качественно объяснены теорией теплорода. Связь тепловых явлений с изменениями массы отчасти и породили представление о том, что масса увеличивается вследствие того, что материальный теплород проникает в поры тел и остается там. Но, спрашивает М. В. Ломоносов, почему при охлаждении тела теплород остаётся, а сила тепла теряется? Опровергая одну теорию, М. В. Ломоносов предлагает другую, в которой он отсекает лишнее понятие теплорода. Вот логические выводы М. В. Ломоносова, по которым, «достаточное основание теплоты заключается»: 1) «в движении какой-то материи» так как «при прекращении движения уменьшается и теплота», а «движение не может произойти без материи»; 2) «во внутреннем движении материи», так как недоступно чувствам; 3) «во внутреннем движении собственной материи» тел, то есть «не посторонней»; 4) «во вращательном движении частиц собственной материи тел», так как «существуют весьма горячие тела без» двух других видов движения «внутреннего поступательного и колебательного», напр. раскалённый камень покоится (нет поступательного движения) и не плавится (нет колебательного движения частиц). Эти рассуждения имели огромный резонанс в европейской науке. Теория, как и полагается, более критиковалась, нежели принималась учеными. В основном критика была направлена на следующие стороны теории: Частицы М. В. Ломоносова обязательно шарообразны, что не доказано (по мнению Рене Декарта прежде все частицы были кубические, но после стерлись до шаров);Рене Декарта кубическиешаров Утверждение, что колебательное движение влечет распад тела и потому не может служить источником тепла, тем не менее, общеизвестно, что частицы колоколов колеблются веками и колокола не рассыпаются; Если бы тепло путем вращения частиц передавалось лишь передачей действия, имеющегося у тела, другому телу, то «б и куча пороху не загоралась» от искры; И так как, вследствие затухания вращательного движения при передаче его от одной частицы к другой «теплота Ломоносова купно с тем движением пропала; но сие печально б было, наипаче в России».


26 мая 1761 года, наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, М. В. Ломоносов обнаружил наличие у неё атмосферы. Это космическое явление было заранее вычислено и с нетерпением ожидаемо было астрономами мира. Эффект увидели многие наблюдатели: Шапп ДОтерош, С. Я. Румовский, Л. В. Варгентин, Т. О. Бергман, но только М. В. Ломоносов правильно понял его и объяснил рефракцией солнечных лучей, происходящей в наличествующей у Венеры атмосфере. В астрономии этот феномен рассеяния света, отражение световых лучей при скользящем падении (у М. В. Ломоносова «пупырь»), получил его имя «явление Ломоносова». Учёным было сконструировано и построено несколько принципиально новых оптических приборов, им создана русская школа научной и прикладной оптики. М. В. Ломоносов создал катоптрико-диоптрическую зажигательную систему; прибор «для сгущения света», названную им «ночезрительной трубой», предназначавшаяся для рассмотрения на море удалённых предметов в ночное время или, как говорится в его статье тому посвящённой «Физическая задача о ночезрительной трубе» (1758) служившую возможности «различать в ночное время скалы и корабли». Также М. В. Ломоносовым разработан и построен оптический батоскоп или новый «инструмент, которым бы много глубже видеть можно дно в реках и в море, нежели как видим просто. Рисунки М. В. Ломоносова из рукописей


В годах, занимаясь изучением атмосферного электричества, М. В. Ломоносов ставит задачу написания труда, посвящёного общей теории электричества. К работе над латинской рукописью учёный приступил только в апреле 1756 года, но уже в мае переключившись на «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих», оставляет первую, не завершив. М. В. Ломоносов «Слово о явлениях воздушных…» В работах М. В. Ломоносова, посвящённых исследованию электричества особенно ценным является направленность их от качественных наблюдений к установлению количественных закономерностей формированию основ теории электричества. Занимаясь независимо этими исследованиями, он с Г. В. Рихманом и Б. Франклин добились наиболее убедительных результатов. В ходе этих совместных с М. В. Ломоносовым исследований в 1745 году Г. В. Рихманом разработан первый электроизмерительный прибор экспериментального наблюдения «электрический указатель», который, в отличие от уже использовавшегося электроскопа, был «снабжён деревянным квадрантом со градусной шкалой для измерения степени электричества» *** 26 ноября 1753 года им был сделан большой доклад «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» и, что немаловажно на русском. М. В. Ломоносовым была представлена его строго научная теория атмосферного электричества, которая в полной мере соответствует современным взглядам, данных явлений касающихся.


В рамках метеоисследований, в том числе измерений на разных высотах (температура, давление и т. д.), М. В. Ломоносов, независимо от идеи Леонардо да Винчи, чьи труды найдены много позже, разработал летательный аппарат вертикального взлёта первый прототип вертолёта, при двух равных винтах на параллельных осях, равноудалённых от центра тяжести и оси прибора. Однако он не подразумевал пилотируемых полётов только подъём метеоприборов. Документы показывают, что учёный сделал его действующую модель. По протоколу конференции Академии Наук (1754, июля 1; перевод с латинского) и в отчёте М. В. Ломоносова о научных работах в 1754 году (1755): « 4...Высокопочтенный советник Ломоносов показал изобретённую им машину, называемую им аэродинамической [воздухобежной], которая должна употребляться для того, чтобы с помощью крыльев, движимых горизонтально в различных направлениях силой пружины, какой обычно снабжаются часы, нажимать воздух [отбрасывать его вниз], отчего машина будет подниматься в верхние слои воздуха, с той целью, чтобы можно было обследовать условия [состояние] верхнего воздуха посредством метеорологических машин [приборов], присоединённых к этой аэродинамической машине. Машина подвешивалась на шнуре, протянутом по двум блокам, и удерживалась в равновесии грузиками, подвешенными с противоположного конца. Как только пружина заводилась, [машина] поднималась в высоту и потом обещала достижение желаемого действия. Но это действие, по суждению изобретателя, ещё более увеличится, если будет увеличена сила пружины и если увеличить расстояние между той и другой парой крыльев, а коробка, в которой заложена пружина, будет сделана для уменьшения веса из дерева. Об этом он [изобретатель] обещал позаботиться... / 5...Делал опыт машины, которая бы, поднимаясь кверху сама, могла поднять с собою маленький термометр, дабы узнать градус теплоты на вышине, которая хотя с лишком на два золотника облегчилась, однако к желаемому концу не приведена.»… «Прототип» М. В. Ломоносова. 1754


* Вклад в развитие риторики Нельзя сказать, что до Ломоносова в России совершенно никто не интересовался риторикой. Были и учебники по этому предмету. Но все они составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни, а Ломоносов в 1743 написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке. Основной труд Ломоносова по риторике «Риторика» 1748 года, которая стала, по сути, первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. Пособия Ломоносова были первыми общедоступными руководствами по красноречию. *Грамматика и теория стиля «Российская грамматика» основы и нормы русского языка, в которой Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание и произношение того или иного слова. Орфоэпические рекомендации «Российской грамматики» опираются на специфику «московского наречия»: «Московское наречие не только для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается». Ломоносов ввёл понятие художественно-выразительных приёмов. Разработал стилистическую систему русского языка теорию трёх штилей (книга «Рассуждение о пользе книг церковных в российском языке»). *Поэтическая теория и практика Создал по немецкому образцу классический русский четырёхстопный ямб, первоначально «тяжёлый» полноударный (оды Иоанну Антоновичу, «Вечернее размышление»), затем облегчённый пропусками ударений. Основоположник русской торжественной (обращённой к правителям) и философской оды. Поэзия Ломоносова насыщена научной, космической и натурфилософской образностью (дидактическое послание к Шувалову, «Размышления»); он внёс вклад в русскую сатиру («Гимн бороде», эпиграммы). Неоконченная поэма «Пётр Великий» стала попыткой национального эпоса. Многие строки Ломоносова стали крылатыми. М. В. Ломоносов. Русская грамматика на немецком. Санкт-Петербург. 1764


В указанном сочинении упоминаются «вагры». Ломоносов приравнивает их к варягам. В религиозных верованиях роксоланов присутствует поклонение Перуну. Отсюда, отождествление их со славянским населением. Кроме того, «варягами» назывались многие народы, живущие по побережью Балтики. Вывод: были варяги-русы и варяги-скандинавы. В русском языке отсутствуют элементы скандинавских языков. Следовательно, нет оснований говорить о том, что варяги, упоминаемые в «Повести временных лет» скандинавы. Этногенез русских вообще, по его мнению, происходил на основе смешения славян и т. н. «чуди» (в терминологии Ломоносова это финно-угры). Местом начала этнической истории русских, по его мнению, является междуречье Вислы и Одера. Основной труд по истории «Древняя Российская история». М. В. Ломоносов сравнивает российскую историю с историей Римской Империи. Сравнительный анализ античных верований и верований восточных славян обнаруживает множество сходных элементов. По его мнению, корни формирования языческого пантеона одни и те же. Отрабатывая отдельные разделы «Российской истории», Ломоносов составляет «Краткий российский летописец с родословием». Здесь в сжатой форме излагались все основные события русской истории с 862 по 1725 г. Эта книга облегчала пользование летописями и другими историческими документами, давала краткий, но содержательный свод исторических фактов. Потребность в таком издании была очень велика, и после выхода в свет оно получило признание читателей. Кроме того, еще при жизни Ломоносова «Летописец» был переведен на немецкий язык, а затем дважды, в 1767 и 1771 гг., переиздавался. В 1767 г. вышел его английский перевод. М. В. Ломоносов как историк является представителем либерально-дворянского направления в российской историографии XVIII в. Он был сторонником сарматской теории. Считал, что русы, роксоланы происходят с побережья Чёрного моря. Используя «Окружное послание патриарха Фотия», опровергал норманскую теорию.




Климов Дмитрий

Сообщение о разнообразных увлечениях М.В.Ломоносова и его вкладе в российскую науку.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Ломоносов … был первым нашим университетом». А.С.Пушкин Работу выполнил ученик 7 класса Климов Дмитрий Учитель- И.А.Старкова

«Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым университетом» А.С.Пушкин Годы жизни: 8 ноября 1711-4 апреля 1765

Рассказывая о М. В. Ломоносове, часто приходится произносить слово «первый». Современному ученому трудно себе представить, как можно одновременно работать в области химии, физики, геологии, астрономии, географии, металлургии, истории и филологии. Невозможно отделаться от чувства восхищения: как одного человека на все хватало!

Вклад Ломоносова в такие естественные науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодезия, метеорология очень велики. Научное и культурное наследие Ломоносова разнообразно и обширно. На протяжении всей жизни Михаил Васильевич Ломоносов был инициатором самых разнообразных научных, технических и культурных мероприятий, направленных на развитие России и имевших первостепенное государственное значение.

Ломоносов был убеждён в том, что только распространение наук и просвещения может способствовать процветанию России. Учреждение в 1755 году университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765), чье имя носит университет.

Московский университет XVIII века имел всего три факультета: философии, медицины, права. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете.

В настоящее время Московский университет является одним из ведущих центров отечественного просвещения, науки и культуры: 39 факультетов, 15 научно-исследовательских институтов, 4 музея, 6 филиалов, около 380 кафедр, Научный парк, Ботанический сад, Научная библиотека, имеющая фонд в 9 млн. томов, издательство, типография, Культурный центр, школа-интернат.

ОБЛАСТИ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ ЛОМОНОСОВА ГЕОГРАФИЯ И ГЕОЛОГИЯ В середине XVIII в., когда многие известные ученые считали географию придатком той или иной науки, Ломоносов не только утверждал географию как самостоятельную науку, а и рассматривал ее как науку комплексную, охватывающую не только природу, но и экономическую деятельность человека.

Возглавив в 1758 году Географический департамент Императорской Академии наук, Ломоносов принял меры к составлению нового географического атласа страны и предложил направить экспедиции для определения координат некоторых городов России. Ломоносов предложил ряд новых приборов и методов для определения долготы и широты места. Ломоносов исследовал морские льды и первым дал их классификацию. Он неоднократно подчеркивал политическую и хозяйственную важность для России освоения Северного морского пути.

В 1757 году была опубликована монография Ломоносова, в которой доказывалось существование Южного материка. Ломоносов дал описание руд и минералов, рассказал о залегании руд, указал возможности поиска ископаемых. Ломоносов выдвигает целый ряд научных гипотез об образовании и существовании северного сияния, которые в большинстве своём впоследствии подтвердились, некоторые только в ХХ веке. Труды Ломоносова в области географии заслужили признание ученых 18 века и 21 века.

ФИЗИКА, ХИМИЯ, АСТРОНОМИЯ Научные исследования Ломоносова по химии и физике основывались на представлениях об атомно-молекулярном строении вещества. Значительное внимание Ломоносов уделил исследованиям атмосферного электричества. Ломоносов первый сконструировал отражательный (зеркальный) телескоп для дополнительного плоского зеркала. Одним из важных изобретений Ломоносова в области оптики была“ночезрительная труба” (1756-58).

Ломоносова интересовали также астрономия и геофизика. Ломоносов первым открыл существование у Венеры атмосферы. Ломоносов осуществлял длительные исследования земного тяготения. Ломоносов первым в истории химии сформулировал и доказал закон сохранения веса вещества при различных химических превращениях. Он предсказал существование атомов и описал, чем отличаются молекулы от атомов, помог основать первую в истории России химическую лабораторию. С 1749 по 1751 годы он провёл более 2200 опытов по созданию технологии производства цветного стекла и смальты. К 1753 году он добился поразительных результатов, организовал фабрику по производству цветных стёкол.

Теоретическая химия Ломоносова целиком опиралась на достижения физики. Ломоносов разработал приборы для физических исследований химических объектов (для измерения вязкости, для определения показателя преломления, прибор для определения твердости образцов). Его заслуга - в факте привнесения в науку России, наряду с металлургией, минералогии и геологии. Помимо этой роли его беспокойный ум не избежал притяжения к тайне образования металлов в земной коре.

ИСТОРИЯ Ломоносов был крупнейшим историком своего времени. (1763). Ломоносов разработал историческую концепцию, в которой подчеркивал решающую роль духовно-нравственных ценностей русского народа в формировании Российского государства, не изолировал отечественную историю от европейской, выявлял черты сходства и различий в исторической жизни разных народов. Ломоносов выделял в русской истории периоды становления, роста, упадка и нового, более высокого подъема и выделял в истории России шесть периодов.

ЛИТЕРАТУРА В области русской словесности существенная заслуга Ломоносова - усовершенствование русского литературного, прозаического и стихотворного. Ломоносов оставил образцы красноречия и поэзии в разных родах и формах. Труд Ломоносова по риторике - "Риторика" 1748 года - стал первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. Пособия Ломоносова были первыми общедоступными руководствами по красноречию.

В истории русской словесности Михаил Васильевич Ломоносов прославился как выдающийся поэт и филолог. Он много сделал для развития русского языка, создал первую русскую грамматику, составил первый учебник русского языка. Он писал на языке, доступном для широкого круга людей. Его поэтические произведения проникнуты верой в силу человеческого разума, любовью к родной природе, к своему Отечеству. Они вполне понятны и нам, далеким потомкам.

А.С. Пушкин справедливо писал о титане русской и мировой науки XVIII столетия: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник...». В его деятельности отразились вся мощь, красота и жизнеспособность российской науки, вышедшей на передовые рубежи мирового научного знания, успехи страны, сумевшей после преобразований Петра I значительно сократить отставание от ведущих держав мира.

Московский Государственный университет по праву носит имя первого русского учёного-естествоиспытателя, выдающегося учёного мирового значения - Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765), человека разносторонних дарований, тонкой интуиции и пророческого склада ума, поэта, заложившего основы современного русского языка, художника, историка, поборника отечественного просвещения, развития русской науки и экономики.

Его идеи далеко опередили науку того времени. Ломоносов развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества; сформулировал принцип сохранения материи и движения; заложил основы физической химии; исследовал атмосферное электричество и силу тяжести; выдвинул учение о цвете, создал ряд оптических приборов; открыл атмосферу на Венере; описал строение Земли и объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов; подчёркивал важность исследования Северного морскою пути и освоения Сибири; возродил искусство мозаики и производство смальты. Если рассматривать его вклад в литературу и филологию, который ничуть не меньше вклада в науку, то можно без колебаний согласиться с Пушкиным, говорившим, что Ломоносов сам был «нашим первым университетом».

Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит. Кто малого не может, тому и большее невозможно. Разум с помощью науки проникает в тайны вещества, указывает, где истина. Наука и опыт - только средства, только способы собирания материалов для разума. Неусыпный труд препятствия преодолевает. М.В Ломоносов

Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут; В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха… Ломоносов М. В.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Михаил Ломоносов мечтал догнать и перегнать Европу

300 лет назад, 19 ноября 1711 года, родился Михаил Ломоносов - первый русский академик, основатель Московского университета, человек энциклопедических познаний, который, по выражению Пушкина, "сам был нашим первым университетом".

По своим убеждениям Ломоносов был патриотом и адептом догоняющей модернизации. Его маяком являлась Европа, а главным лозунгом жизни - слова из собственного стихотворения: "Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов [Ньютонов] российская земля рождать!".

В сталинскую эпоху сложился образ Ломоносова, имевший мало общего с действительностью. Его представляли, во-первых, угнетенным пролетарием, во-вторых, борцом против реакционной и антинациональной власти, в-третьих, гениальным исследователем.

Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом А.С. Пушкин

Репутация Ломоносова как великого ученого преувеличена. Ломоносова называют открывателем фундаментального закона сохранения массы, но вообще-то, его сформулировал и экспериментально доказал француз Лавуазье. Ломоносов лишь обмолвился в частном письме академику Эйлеру, что "сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому", что тянет лишь на блестящую догадку.

По специальности геолог и химик, самое значительное свое открытие Ломоносов совершил в области астрономии. В мае 1761 года, наблюдая в телескоп за прохождением Венеры по диску Солнца, он заметил, что "солнечный край чаемого вступления стал неявственен и несколько будто стушеван, а прежде был весьма чист и везде ровен", и "рассудил", что ближайшая соседка Земли "окружена знатной воздушной атмосферой, таковой, какова обливается около нашего шара земного".

Однако этот факт, как указывают источники, "прошел незамеченным", в силу чего ряд авторов отдает приоритет обнаружения венерианской атмосферы английскому астроному Уильяму Гершелю.

Главная историческая роль Ломоносова в другом. Он был крупным организатором науки и просвещения, популяризатором знаний, успешным лоббистом исследовательских и образовательных проектов.

Михаил Васильевич никогда и не думал бороться с властями, а наоборот, не был чужд придворных интриг, политической конъюнктурности и лести. Однако, по мнению большинства историков, это вряд ли может быть поставлено ему в вину: иначе он и дела бы не сделал.

Дух свободы

Ломоносов родился через два года после Полтавской победы , на столетия вперед определившей будущее России как европейской державы.

По оценке биографов, ключевую роль в формировании его незаурядной личности сыграло происхождение с Русского Севера, населенного поморами и черносошными крестьянами, не знавшими крепостного права.

"В целой России в начале XVIII века едва ли была какая иная область, кроме Двинской земли, с более благоприятной историческою почвою и более счастливыми местными условиями", - писал историк Владимир Ламанский.

Image caption Земляки Ломоносова ходили в море на таких кораблях

Северяне "избывали деньгами, развивая товарное хозяйство, торговлю и ремесла", умели за себя постоять, и грамотных среди них было больше, чем среди простых людей в центральной России. К тому же они задолго до Петра I отлично владели навигацией.

Отец будущего академика был, по меркам Холмогор, весьма не беден, имел много земли и хороший дом, но главным источником дохода являлся морской промысел. Михаил Васильевич впоследствии писал, что отец "довольство кровавым по́том нажил".

Мальчик ходил с отцом в море с 10 лет. По-видимому, не случайно он произнес впоследствии знаменитые слова: "российское могущество прирастать будет Сибирью", а среди его научных интересов важное место занимали морские льды, северные сияния, и прочие "арктические" темы.

От предков Ломоносов унаследовал отменную физическую стать. Однажды в Петербурге он, уже будучи академиком, в одиночку скрутил трех грабителей, напавших на него на улице.

Талантливый самородок

Ломоносов выучился у местного дьячка и к 14 годам превзошел наставника в умении писать и считать.

Image caption У 14-летнего Михаила был каллиграфический почерк

Овдовевший отец женился на другой женщине. Мачеха, по воспоминаниям Ломоносова, обращалась с ним плохо, что выражалось главным образом в постоянных насмешках над его любовью к книгам и тягой к какой-то иной жизни.

Когда Михайле сравнялось 20, отец и мачеха задумали его женить. Обзавестись семьей означало похоронить мечту о науке и большом мире. Юноша бежал в Москву с купеческим обозом, прихватив из дома только три книги: "Арифметику" Магницкого, "Грамматику" Смотрицкого и "Псалтырь" Полоцкого.

В Москве он поступил в Славяно-греко-латинскую академию - знаменитое учебное заведение, основанное еще при царе Федоре Алексеевиче выходцами из Киево-Могилянской академии, и проучился в ней пять лет.

О тяготах студенческой жизни Ломоносов впоследствии красочно поведал в известном письме своему покровителю Ивану Шувалову. "Стипендия" составляла три копейки в день, из которых он покупал на "денежку" (полкопейки) хлеба, на денежку кваса, а остальное тратил на одежду и книги. Товарищи, намного младше его годами, "кричали и перстами указывали: смотри-де, какой болван лет в 20 пришел латыни учиться!".

В академии определились интеллектуальные наклонности Ломоносова: математика и гуманитарные науки казались ему слишком абстрактными, а более всего нравились наблюдения над природой.

Науки юношей питают, отраду старым подают. В счастливой жизни украшают, в несчастный случай берегут Михаил Ломоносов

Вскоре после того как Ломоносов окончил академию, правительство озаботилось тем, что геологи-иностранцы не желают ехать в далекую Сибирь, и решило послать двенадцать юношей в Германию учиться горному делу. Чтобы оказаться в их числе, способный выпускник за шесть месяцев выучил немецкий язык, которым прежде не владел.

Он три года проучился в Марбургском университете, и еще два года прожил за границей на вольных хлебах. Будущий критик "немецкого засилья" в Российской академии наук не только получил образование в Германии, но и женился на немке, дочери своего квартирного хозяина.

В 1741 году Ломоносов вернулся в Петербург и приступил к работе в должности адъюнкта физического класса Академии наук.

"Министерство науки"

РАН с момента своего создания являлась и поныне является уникальным учреждением.

Image caption Славяно-греко-латинскую академию Ломоносов окончил в числе лучших выпускников

В Европе исследованиями занимались либо университетские преподаватели, либо богатые любители. Академии изначально возникли как дискуссионные клубы и были общественными организациями, куда признанные представители научного мира принимали коллег по совокупности заслуг.

Венцом карьеры ученого являлось звание профессора, а не академика, приносившее почет, но не деньги.

Петр I создал Академию наук, как государственное учреждение. Академики и адъюнкты состояли на службе, имели классные чины и получали жалованье не за преподавание и издание книг, а за исследовательскую работу.

Это позволяло ученым искать и творить, не беспокоясь о хлебе насущном, зато ставило их в полную зависимость от правительства.

Придворный пиит

Первые годы Ломоносов работал успешно, но ничем особенным среди коллег не выделялся.

Однако в 1748 году он сочинил хвалебную оду императрице Елизавете Петровне, которая вызвала высочайшее одобрение и принесла автору крупную денежную премию, выплаченную медными монетами, для доставки которых потребовались две телеги.

С тех пор Ломоносов сделался вхож в высшие круги. И в дальнейшем он воспевал Елизавету в выражениях наподобие: "Богиня, дщерь божеств, науки основавших и приращенье их тебе в наследство давших… Коль милосердна ты, коль счастлива Россия, что царствуют с тобой в ней времена златыя!".

В 1749 году Елизавета взяла в фавориты 22-летнего Ивана Шувалова. Это был европейски образованный и либерально настроенный вельможа, который переписывался с Гельвецием и Вольтером и даже предлагал государыне ввести конституцию.

Ломоносов стал вхож в придворные круги, стал читать воспевающие Елизавету вирши по праздникам, и хотя Елизавету, судя по всему, глубоко не уважал, многое от нее получил Андрей Буровский, историк

В отличие от мечтательного Ивана, его двоюродный брат Петр был крупным администратором и оборотистым дельцом.

Став, благодаря отношениям Ивана с Елизаветой, фактическим правителем империи, он оставил свой след во многих областях: в частности, принял на вооружение российской армии первую в мире длинноствольную гаубицу, знаменитый "шуваловский единорог", прослуживший около 100 лет, основал первый в России Дворянский банк, дававший помещикам долгосрочные кредиты под залог деревень и 6% годовых (отсюда часто встречающееся в русской классической литературе понятие "заложить имение"), а для себя получил монополию на рыбные и тюленьи промыслы, приносившую сказочные доходы.

С Иваном Шуваловым, покровительствовавшим наукам и искусствам, у Ломоносова возникла тесная дружба. Короткое шутливое стихотворение, в котором ученый благодарил графа за присланные в подарок ананасы и ящик шампанского, стало первым известным произведением русской литературы, в котором употреблялась ненормативная лексика.

Сама Елизавета была малообразованной женщиной, до конца жизни считавшей, что в Англию можно проехать посуху. Посетив созданную Ломоносовым химическую лабораторию, она не поняла его объяснений и милостиво махнула рукой: "Хватит, Михайла Васильевич, все равно ничего не разберу, делай свою лабораторию, а то лучше бы вирши писал".

Однако императрица позиционировала себя как "дщерь Петрова", поборница реформ и просвещения.

"Зловредный норманизм"

Оды сочинял не только Ломоносов, и одного этого, вероятно, было бы недостаточно, чтобы приобрести вес при дворе.

В биографии Ломоносова есть страница, по мнению многих современных исследователей, не делающая ему чести. При его непосредственном участии в российской науке впервые развернулась идеологическая дискуссия, весьма похожая на сталинские погромы кибернетики и генетики.

Его коллега Готлиб Байер на основании Ахенской хроники Карла Великого утверждал, что слово "русы" первоначально относилось к скандинавскому племени, а затем распространилось на всех жителей территории, завоеванной потомками Рюрика.

Никаких политических выводов из своих изысканий Миллер и Байер не делали.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Императрица Елизавета в науке не разбиралась, но в споре о норманизме решительно поддержала Ломоносова

История прежде не входила в круг научных интересов Ломоносова. Но он уловил модный при дворе патриотический тренд: в российской Академии наук засели немцы, едят наш хлеб, да еще доказывают, что государственность России дали иностранцы!

Михаил Васильевич перевел труд Миллера с немецкого на русский язык, допустив при этом искажения и подтасовки (по нему, выходило, будто Миллер считает русских варварами, не способными к самостоятельному развитию), а затем написал на собственный перевод "Возражения", изобиловавшие политическими ярлыками и руганью.

Развернулась дискуссия, имевшая мало общего с поиском истины. Обе стороны апеллировали ко двору, Миллер, кроме того, жаловался европейским коллегам, обвиняя Ломоносова в интригах и недобросовестности.

В результате Миллера, виновного лишь в том, что он исправно читал и цитировал древнерусские летописи, понизили в должности с академика до адъюнкта и урезали ему годовое жалование с тысячи до 360 рублей.

Миллер еще легко отделался. При Сталине за приверженность "норманизму" можно было получить срок. "Возражения" Ломоносова переиздали и объявили непререкаемой истиной.

В настоящее время роль варягов в формировании Киево-Новгородской Руси под сомнение не ставится. Портретная галерея выдающихся правителей в Большом Кремлевском дворце открывается условным изображением Рюрика.

Основатель университета

Самым значительным деянием Ломоносова является, несомненно, создание в 1755 году Московского университета, в чем его активно поддерживал Иван Шувалов.

Соответствующий указ был подписан императрицей 12 (25) января, в день святой Татьяны , который с тех пор считается в России Днем студента.

Ломоносов разработал для него устав, настояв, чтобы получить высшее образование могли не только дворяне, но и простолюдины и чтобы университет обладал широкой автономией, не подчиняясь никому, кроме монарха, правительствующего сената и своего куратора. Первым куратором стал Шувалов.

Image caption МГУ носит имя своего основателя

При основании университет имел три факультета - философский, юридический и медицинский. Сейчас в нем 39 факультетов, на которых учатся около 40 тысяч студентов.

Свет университетского образования пришел в Россию позже, чем в другие страны. Первый в мире Болонский университет существует с 1088 года. Университет в Оксфорде был открыт в 1096 году, в Париже - в 1215 году, в Гарварде - в 1636 году, и даже в колониальной Гаване - в 1728 году.

Петр I придавал мало значения гуманитарным знаниям и за четверть века своей реформаторской деятельности университета не создал.

В умах основателей МГУ доминировала мысль: "Догнать Европу!".

Когда через некоторое время при университете открывали гимназию, ее первый директор, ученик Ломоносова Николай Поповский, держал перед учениками такую речь: "Если будет ваша охота и прилежание, то скоро вы сможете показать, что и вам от природы даны умы такие ж, какие и тем, которыми целые народы хвалятся; уверьте свет, что Россия больше за поздним начатием учения, нежели за бессилием, в число просвещенных народов войти не успела".

Московский университет около полувека оставался единственным в стране. Университеты в Петербурге, Казани, Харькове и Дерпте (Тарту) были открыты только при Александре I.

Разносторонние интересы

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Ломоносов преподнес Петру Шувалову его мозаичный портрет собственной работы

Еще один успешный проект Ломоносова - возрождение в России искусства мозаики, заброшенного после татаро-монгольского нашествия.

Первые мозаичные картины привез в Петербург из Италии граф Третьяков. Ломоносов увлекся этим делом, сочинил специальную оду "О пользе стекла" и организовал близ Ораниенбаума мозаичную мануфактуру, для чего получил от казны четыре деревни с крепостными.

Менее удачной оказалась экспедиция с целью поиска Северо-Западного прохода из Атлантического в Тихий океан (вдоль северных берегов Гренландии и Канадского архипелага).

Ломоносов предполагал, что севернее 80-й параллели арктические моря свободны ото льда, но надежда не оправдалась. Корабли под командой капитана Василия Чичагова дошли только до Шпицбергена и вынуждены были повернуть обратно.

Примерно в ту же пору и столь же безуспешно Северо-Западный проход пытались отыскать Кук и Лаперуз.

Оды Ломоносова по всей справедливости можно считать началом русской литературы Виссарион Белинский

Ломоносов заслуженно считается основоположником не только русской науки, но и русской литературы. Вместе с Антиохом Кантемиром, Александром Сумароковым и Василием Тредиаковским он входит в число родоначальников отечественной поэзии.

Сегодня их стихами, мягко говоря, никто не зачитывается, но важно, что они были первыми.

Одним из побочных последствий рыночных реформ в современной России стало падение престижа и поддержки науки, не дающей быстрой финансовой отдачи.

Критики такого положения указывают, что торговать газом и импортным ширпотребом - дело, конечно, нужное, но страна, не занимающая авангардных позиций в области фундаментальных исследований, не может претендовать на достойное место в мире.

По их мнению, российской науке сегодня не помешал бы человек с авторитетом и организаторскими способностями Ломоносова.

Ломоносова можно назвать первым настоящим русским ученым. Он положил основу развитию многих наук в России. Он сам проводил опыты и наблюдения, внес огромный вклад в становление филологии, истории, химии и физики. Но А. С. Пушкин называл Ломоносова не просто выдающимся ученым, а «нашим первым университетом». Он восхищался способностями этого ученого, обширностью его знаний.

Почему Пушкин так называл Ломоносова

Пушкин и Ломоносов жили в разное время. И во время Пушкина наследие Ломоносова активно развивалось. Чтобы понять, почему писатель называл Ломоносова первым университетом, необходимо разобраться в научной деятельности ученого и его жизни:

  • Ломоносов стал первым главой университета, открытого в России. До времен Ломоносова подобных учебных заведений в России вообще не было. Ломоносов много хлопотал об открытии университета, потому для сравнения его самого именно с университетом есть все основания;
  • Ломоносов жил во время становления многих современных наук. Только зарождалась археология, филология, физика, химия, геология и многие другие науки. Ломоносов был человеком универсальных познаний. Его интересовало все, что его окружало. Это были природные явления, математические расчеты, история России и русских слов и многое другое. Поэтому, по глубине и обширности своих знаний Ломоносов мог заменить целый университетский штат;
  • он сам проводил опыты с электричеством, химические опыты. Ломоносов записывал их результаты и оставил после себя много трудов;
  • из русских ученых он был первым и единственным. Кроме него, наука была представлена выходцами из Германии.

Таким образом, А. С. Пушкин называл Ломоносова первым университетом совершенно обоснованно. Ломоносов обладал энциклопедическими познаниями и стал основателем первого российского университета.

Когда жил Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов жил в 18 веке. Наиболее активный период его научной деятельности пришелся на 50 – 60 годы 18 века. Это времена правления императриц Елизаветы 1 и Екатерины 2.

Таким образом, смерть Ломоносова от рождения Пушкина в 1799 году отделяет всего несколько десятилетий.

Александр Пушкин сказал это так: «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Михаил Ломоносов был исключительным человеком. Он занимался самыми разнообразными науками: филологией, физикой, историей, химией, астрономией, искусствоведением, географией. Кроме того, он являлся первым русским учёным. Сложно представить, как ему удавалось заниматься всем и сразу. Такое количество наук представлено только в университете. Именно поэтому Пушкин сравнил Ломоносова с университетом.

Остров Буян: Пушкин и география Трубе Лев Людвигович

«Был первым нашим университетом»

Александр Сергеевич Пушкин интересовался науками как гуманитарными, общественными - филологией, лингвистикой, историей, археологией, политической экономией, так и естественными, техническими - астрономией, физикой, механикой, математикой.

Имея влечение к наукам, А. С. Пушкин, естественно, интересовался и учеными, их деятельностью и судьбою. И среди них его внимание прежде всего привлекала фигура М. В. Ломоносова, о котором он не раз писал, причем как и о географе, и высказал глубокие суждения. В библиотеке поэта была брошюра М. В. Ломоносова «Явление Венеры на солнце, наблюденное в Санкт-Петербургской Академии Наук мая 26 дня 1761 года». Знаком он был и со многими другими трудами М. В. Ломоносова.

Наиболее полно А. С. Пушкин высказался о великом ученом в «Путешествии из Москвы в Петербург», в котором он М. В. Ломоносову посвятил отдельную главу. Эта оставшаяся незаконченной статья, которую А. С. Пушкин начал писать в конце 1833 года и продолжил в следующем, явилась плодом его раздумий по поводу некоторых сторон российской действительности и истории. В ней он касается ряда вопросов, которые были предметом рассмотрения у А. Н. Радищева в его знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву». А. С. Пушкин вступает с ним в дискуссию, в частности, об оценке деятельности М. В. Ломоносова, его поведения при высокопоставленных особах, якобы льстивого.

А. С. Пушкин писал: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Последняя фраза стала крылатой - столь емко она определяет роль М. В. Ломоносова в истории русской науки.

Еще раньше, в 1825 году, в статье «О предисловии г?на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова» А. С. Пушкин писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытия Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаическими произведениями и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка».

«„Обнять все отрасли просвещения“ - в глазах Пушкина было признаком творческой силы, а не слабости, - замечает М. П. Алексеев. - Такую задачу могли ставить перед собой и ученые и поэты; и во времена Ломоносова и во времена Пушкина это был важнейший вопрос русской культуры» 1 .

Понимание Пушкиным всеобъемлющего ломоносовского гения с годами все более углублялось; он и сам охватывал взглядом все более широкий круг наук.

Пушкин защищал Ломоносова от всех несправедливостей по отношению к нему, в том числе от нападок зарубежных ученых. Так, отвечая французскому историку Лемонте, поэт писал: «…Странно жаловаться, что светские люди не читают Ломоносова, и требовать, чтобы человек, умерший 70 лет назад, оставался и ныне любимцем публики. Как будто нужны для славы великого Ломоносова мелочные почести модного писателя!».

Пушкин видел в Ломоносове сподвижника Петра, хотя деятельность ученого развернулась уже после смерти царя. Пушкин определил Ломоносова как «великого сподвижника великого Петра».

За свою недолгую жизнь (1711-1765) М. В. Ломоносов сделал необычайно много, и в частности для географии. В 1758 году он взял на себя руководство Географическим департаментом Академии наук, о чем в записке о происхождении и деятельности этого департамента писал: «…мне поручили между протчими и Географический департамент, которую должность приняв, немедленно приложил я крайнее попечение о издании нового, исправнейшего Российского атласа и по возможности верной и обстоятельной Российской географии…» 2 .

А. С. Пушкин в своей статье приводит рапорт М. В. Ломоносова, поданный им Шувалову о своих упражнениях с 1751 года по 1757?й, который, по словам поэта, характеризует великого ученого так, как «ничто не может дать лучшего понятия о Ломоносове». Они показывают многогранность гения ученого.

Среди перечисляемых далее А. С. Пушкиным работ М. В. Ломоносова есть труды, связанные с географией и метеорологией. Так, в отчете ученого за 1754 год отмечается: «1) Изобретены некоторые способы к сысканию долготы и ширины на море при мрачном небе… 2) Деланы опыты метеорологические над водою, из Северного океана привезенною, в каком градусе мороза она замерзнуть может. Притом были разные химические растворы морожены для сравнения. 3) Деланы опыты при пильной мельнице в деревне, как текущая по наклонению вода течение свое ускоряет и какою силою бьет. 4) Делал опыт машины, которая бы, подымаясь кверху сама могла поднять с собою маленький термометр, дабы узнать градус теплоты на вышине, которая хотя слишком на два золотника облегчалась, однако к желаемому концу не приведена».

«Сверх сего в разные годы зачаты делать диссертации: 1) О лучшем и ученом мореплавании. 2) О твердом термометре. 3) О трясении земли. 4) О первоначальных частицах, тела составляющих. 5) О градусах теплоты и стужи, как их определить основательно со мнением о умеренности растворения воздуха на планетах. К совершению привесть отчасти препятствуют другие дела, отчасти протяжным печатанием комментариев охота отнимается».

В отчете М. В. Ломоносова за 1755 год отмечается: «Сочинил письмо о северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном», т. е., говоря по-современному, о Северном морском пути.

«Ломоносов, рожденный в низком сословии, - пишет Пушкин в «Путешествии из Москвы в Петербург», - не думал возвысить себя наглостию и запанибратством с людьми высшего сословия (хотя, впрочем, по чину он мог быть им и равный). Но зато умел он за себя постоять и не дорожил ни покровительством своих меценатов, ни своим благосостоянием, когда дело шло о его чести или торжестве его любимых идей. Послушайте, как пишет он этому самому Шувалову, предстателю муз, высокому своему патрону , который вздумал было над ним пошутить. «Я, ваше высокопревосходительство, не только у вельмож, но ниже? у господа моего бога дураком быть не хочу».

В другой раз, заспоря с тем же вельможею, Ломоносов так его рассердил, что Шувалов закричал: «Я отставлю тебя от Академии!» - «Нет, - возразил гордо Ломоносов, - разве Академию от меня отставят». Вот каков был этот униженный сочинитель похвальных од и придворных идиллий!»

Кстати, М. В. Ломоносов писал оды и такого содержания (1747 г.):

Возри в поля твои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет:

Богатство в оных потаенно

Наукой будет откровенно…

Или ода (1750 г.):

Наполни воды кораблями,

Моря соедини реками

И рвами блата иссуши…

Ведь это же предвидение сегодняшнего дня!

В черновых набросках «Путешествия из Москвы в Петербург» Пушкин говорил о Ломоносове как «о величайшем уме новейших времен, о человеке, произведшем в науках сильнейший переворот и давшем им то направление, по которому текут ныне». Только человек, прекрасно знающий науку, ее историю, мог так сказать! Он отвергал сравнения Ломоносова с Бэконом, говоря «Ломоносов есть русский Ломоносов - этого с него, право, довольно».

Говоря по-современному, М. В. Ломоносов совершил в науках революцию, осуществлял на практике научно-технический прогресс, был провидцем, в научном понимании этого слова. Его выражение «Могущество государства Российского будет прирастать Сибирью» ныне стало крылатым.

Это о нем, о Ломоносове, о его судьбе писал поэт в стихотворении «Отрок»:

Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;

Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!

Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:

Будешь умы уловлять, будешь помощник царям.

В первоначальном варианте стихотворения последний стих звучал:

Будешь умы удивлять, будешь сподвижник Петру.

Эти строки были написаны в Болдине. Возможно, глядя на географическую карту России, которая была у него здесь под рукой, Пушкин увидал на ней Архангельск и по ассоциации вспомнил Ломоносова.

Вот так - как будто бы неожиданно - могло возникнуть стихотворение «Отрок» о Ломоносове - гордости русского народа. А. С. Пушкин почитал его не только как великого ученого, но и человека. Черты его характера импонировали поэту, и он писал: «Я, как Ломоносов, не хочу быть шутом ниже? у господа бога». В общем Ломоносов был для Пушкина образцом жизни и деятельности, которому он следовал.

Из книги Поединок крысы с мечтой автора Арбитман Роман Эмильевич

Врет первым Фредди Дэвид Александер, Хейфорд Пайрс. Лучший из лучших. Журнал «Если»В середине XX века всем стало ясно, что дельфины отпали окончательно. Эти смышленые морские млекопитающие, конечно, могли прыгать через кольцо и – после соответствующих тренировок –

Из книги Рецензии автора Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

О СТАРОМ И НОВОМ ПОРЯДКЕ И ОБ УСТРОЕННОМ ТРУДЕ (TRAVAIL ORGANISE) В ПРИМЕНЕНИИ К НАШИМ ПОМЕСТНЫМ ОТНОШЕНИЯМ. Членом Вольного экономического общества Н. А. Безобразовым. СПб. 1863 Упразднение крепостного права вызвало множество элегических голосов. Замечательно, что все эти голоса

Из книги Статьи из журнала «GQ» автора Быков Дмитрий Львович

О старом и новом порядке и об устроенном труде (travail organis?) в применении к нашим поместным отношениям… «Совр.», 1863, № 1–2, отд. II, стр. 142–146. Рецензия направлена против одного из лидеров дворянско-крепостнической оппозиции реформам 60-х годов Н. А. Безобразова, о котором даже

Из книги Гергенрёдер сказал первым автора Буровский Андрей Михайлович

Гарри - друг, который желает нам добра / Кто первым войдет в Царствие небесное? В: Кто первым войдет в царствие небесное? О: Гарри Поттер. «Грязнокровка» из романа Дж. К. Ролинг имеет шанс занять в раю место изгнанного оттуда АдамаКогда до выхода на русском седьмой книги о

Из книги 1000 ликов мечты, О фантастике всерьез и с улыбкой автора Бугров Виталий Иванович

Андрей Буровский Гергенрёдер сказал первым Нет ничего странного в том, что «русский немец» обращается к истории России. Скорее было бы удивительно, если бы этого не происходило. Ведь «русские немцы» - это поневоле люди двух культурно-исторических миров. Мы - немцы, и

Из книги Остров Буян: Пушкин и география автора Трубе Лев Людвигович

Из книги Антипутеводитель по современной литературе. 99 книг, которые не надо читать автора Арбитман Роман Эмильевич

«Был первым нашим университетом» Александр Сергеевич Пушкин интересовался науками как гуманитарными, общественными - филологией, лингвистикой, историей, археологией, политической экономией, так и естественными, техническими - астрономией, физикой, механикой,

Из книги Универсальная хрестоматия. 1 класс автора Коллектив авторов

Сторожа братьям нашим Дмитрий Володихин, Геннадий Прашкевич. Братья Стругацкие. М.: Молодая гвардияФормально у этого сочинения два равноправных соавтора, но вдумчивый читатель, осиливший книгу до конца, без труда догадается, что второго по алфавиту тут, пожалуй, и впрямь

Из книги Из круга женского: Стихотворения, эссе автора Герцык Аделаида Казимировна

Перед первым сентября Часовщик хороший, миленький, Почини ты нам будильники! Тот, кто принят в первый класс, Должен знать, который

Из книги Маяковский. Самоубийство автора Сарнов Бенедикт Михайлович

РОНДЕЛИ, НАПИСАННЫЕ ПО ДВУМ ПЕРВЫМ СТРОЧКАМ I. «В душе у каждого сокрыт…» «В душе у каждого сокрыт Любви цветок необычайный». О, если б видел ты, как странно Цветок мой облаком увит. Его как будто тайный стыд Окутал пеленой туманной, В душе у каждого сокрыт Любви цветок

Из книги Союз писателей Атлантиды [литературные фельетоны] автора Гурский Лев Аркадьевич

Из книги Война за креатив. Как преодолеть внутренние барьеры и начать творить автора Прессфилд Стивен

Если бы Дантес был нашим земляком Вдруг оттуда вылезло чтой-то непотребное: Может быть, зеленый змий, а, может, крокодил. Владимир Высоцкий Если бы Георгий Осипович Дантес (Georges Charles de Heeckeren d’Anthes) был бы уроженцем не Эльзаса, а, к примеру, Саратова, то он мог бы запросто

Из книги автора

Сопротивление Питается нашим страхом У Сопротивления нет своей собственной силы. Каждая частица энергии, которой оно обладает, получена от нас. Мы питаем его силой нашего страха.Преодолейте этот страх, и вы победите