В России начало ноября - традиционное время осенних школьных каникул и праздников. Советское отмечание годовщины Октябрьской революции уступило место новому патриотическому празднику - Дню народного единства . Праздник отмечается 4 ноября в память о победе русского народа над иностранными захватчиками.

Как отдыхаем в ноябре 2019 года

День народного единства 4 ноября является выходным. Соответственно, россиян ждут трехдневные выходные (2, 3 и 4 ноября) , а следующая рабочая неделя будет сокращенной - со вторника, 5 ноября. Предпраздничным рабочим днем, который должен быть сокращен на час, является пятница, 1 ноября. А вот 7 ноября - обычный рабочий день.

История праздника День народного единства

События, о которых вспоминают 4 ноября, знаменовали окончание Смутного времени и возрождение России как единого сильного государства. Считается, что Смутное время, сопровождаемое различными катаклизмами, как природными, так и, увы, рукотворными, длилось в России с 1598 по 1613 год. Бунты, террор, интервенция и стихийные бедствия ввергли страну в тяжелейший политический и экономический кризис, который мог привести к исчезновению России как государства.

Начало кризиса принято относить ко времени царствования Федора Иоанновича , сына Ивана Грозного . Со смертью царя Федора, который правил достаточно долго, но сильным правителем не был, пресеклась династия Рюриковичей .

После смерти Федора в 1598 году на престол взошел выдвиженец бояр Борис Годунов , который был человеком образованным, умным и, возможно, имевшим шансы стать для России хорошим правителем. Но Годунова преследовал злой рок - страну раздирали противоречия, случился неурожай и голод, народ стал роптать. Естественно, начали искать виноватого, который «скрыл» от народа «настоящего» царя. Виновным объявили Годунова - по версии недоброжелателей, он отдал приказ убить царевича Димитрия - младшего сына Ивана Грозного. Димитрий погиб в Угличе при крайне подозрительных обстоятельствах, и историки до сих пор расходятся во мнении, что именно послужило причиной смерти царевича.

На фоне голода и других бед в народе стали поговаривать, что дескать «настоящий»-то царь жив, что уцелевший Димитрий скоро объявится и прогонит узурпатора Годунова.

Ну и, как говорится, пошло-поехало. Лжедмитрии полезли из всех щелей, а тут неожиданно в достаточно молодом возрасте умер Годунов. После его смерти на престоле успели посидеть Лжедмитрий I и Василий Шуйский , похозяйничали Семибоярщина , польский королевич Владислав , да еще парочка Лжедмитриев . Москву фактически оккупировали польские захватчики, которые грабили народ без стеснения.

Короче, страна погибала: люди тысячами бежали из родных мест, поля запустевали, все ждали Страшного суда и готовились к неизбежной гибели.

В эту трудную годину патриарх Гермоген призвал русский народ объединиться и изгнать оккупантов, защитив православие и Отечество. На призыв откликнулись в Нижнем Новгороде, где земский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский вызвались созвать всенародное ополчение. Ополчение, в которое вошли представители всех сословий и народов, живших в России, взяв в качестве символа считавшуюся чудотворной икону Казанской божией матери , двинулось на Москву. 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года ополченцы штурмом взяли московский Китай-город, что стало важным этапом в деле изгнания из Москвы польских оккупантов.

Завершилось Смутное время в феврале 1613 года, когда чрезвычайно по тем временам представительный Земский собор избрал новым царем 16-летнего Михаила Романова , давшего начало новой династии, царствовавшей в России 300 лет.

С тех времен Казанская икона почиталась как особо важный символ. Сын Михаила Романова - царь Алексей Михайлович , правивший в России с 1645 по 1676 год, установил 4 ноября праздник в честь Казанской иконы и в память избавления Москвы и России от польских оккупантов в 1612 году. В память о тех событиях в 2005 году был учрежден современный праздник День народного единства .

Современные традиции

Праздник широко отмечается в Москве и, конечно, в Нижнем Новгороде, который в этот день как правило посещают руководители российского государства. В День народного единства в российских городах проходят мероприятия патриотической направленности, в том числе праздничные концерты, флешмобы, народные гуляния.

В Петербурге ко Дню народного единства приурочен чрезвычайно популярный у горожан фестиваль «Чудо света», который в этом году пройдет 2 и 3 ноября с 19.00 до 22.00 на Дворцовой площади. Зрители увидят масштабное 3D-мэппинг-шоу с использованием лазерных и световых технологий. Вход на шоу свободный.

Что празднуют 7 ноября

День народного единства фактически занял в праздничном календаре россиян место праздника 7 ноября в честь годовщины Октябрьской революции 2017 года . Сейчас 7 ноября является памятным днем в честь парада на Красной площади в 1941 году . Кроме того, 7 ноября годовщину революции традиционно отмечают коммунисты. Этот день не является выходным.

4 ноября Россия отмечает День народного единства. Этот праздник важен как память о подвиге наших предков, сплотившихся, чтобы освободить страну от поляков. «360» рассказывает о появлении и значимости этой даты для всех нас.

День народного единства россияне празднуют 4 ноября. И это неслучайно, ведь ровно 407 лет назад российское войско освободило Москву от польских интервентов.

«4 ноября 1612 года воины ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе», - писали авторы законопроекта о назначении праздника.

Появление

Победа имела огромное значение для государства: она положила конец Смуте на Руси и привела к власти династию Романовых. В 1613 году Михаил Федорович учредил в честь нее День очищения Москвы от польских интервентов.

Спустя 36 лет его сын Алексей Михайлович объявил его церковно-государственным праздником. В церковный календарь он вошел как празднование в честь Казанской иконы Божией матери - покровительницы ополченцев.

В советское время историческое событие не почитали, а отмечали 7 ноября - День Великой Октябрьской социалистической революции, впоследствии переименованный в День согласия и примирения.

В 2004 году депутаты решили перенести его на 4 ноября, а Межрелигиозный совет России предложил отмечать его как День народного единства. В Госдуме идею поддержали, и с 2005 года дата отмечается в России.

Значимость

В этот день россияне вспоминают подвиг разных людей, сплотившихся в единое целое перед лицом общей опасности, считал Патриарх Алексий II.

«Этот день напоминает нам, как россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», - говорил он.

В 2008 году на посту президента Дмитрий Медведев отмечал, что во время экономических, политических и военных испытаний сплоченность населения особенно важна для государства.

«Такое единство является целью развития страны. Оно особенно необходимо в период, когда государство и общество проходят через горнила трудностей», - передавало его слова РИА «Новости» .

Согласно недавнему опросу ВЦИОМ, почти 70% наших соотечественников считают важным отмечать этот праздник. По их словам, он объединяет людей, помогает воспитывать чувство патриотизма и помнить историю.

В этот день

В православных храмах проходят торжественные богослужения и Крестные ходы в честь иконы Казанской Божией матери. В последние годы во многих российских городах в этот день открывают исторические памятники и проводят концерты. А россияне проводят патриотические марши и народные шествия.

4 ноября президент России возлагает цветы к памятнику Минину и Пожарскому на Красной площади. Кроме того, обычно глава государства проводит прием, где поздравляет россиян и награждает тех, кто внес вклад в популяризацию и сохранение русских языка и культуры за границей.

человека поделились статьей

4 ноября - памятная дата отечественной истории. В этот день 406 лет назад, 24 октября 1612 года (по старому стилю), русское ополчение под предводительством нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского после штурма Китай-города вынудило польских интервентов, запершихся в Московском кремле, сдаться.

Поворотная точка в истории

Россия встречала XVII век в тяжелое для нее время. Война с Речью Посполитой шла неудачно, стихийные бедствия и неурожаи влекли за собой голод и обнищание крестьян, кризис безвластия (или, лучше сказать, бескомпромиссной и кровавой борьбы за власть) затронул все слои российского общества. Не зря этот период в нашей истории получил название . Воспользовавшись ситуацией, польские интервенты смогли нанести тяжелый удар нашей стране.

Больше десяти лет не утихали войны и конфликты внутри страны при участии иностранных захватчиков и при постоянных татарских набегах на русские земли. Только собравшееся в Нижнем Новгороде знаменитое Второе народное ополчение Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского смогло положить конец польской интервенции. Это был действительно поворотный момент в отечественной истории. Ополчение носило всенародный характер, в его состав входили представители всех сословий, существовавших тогда в России. В честь победы и освобождения Москвы был заложен храм Казанской иконы Божией Матери.

Первый день народного единства

После освобождения Москвы был созван Земский собор для избрания нового царя. В нем принимали участие и крестьяне, и дворяне, и представители всех возможных сословий. Съехались представители всех городов России. Многие историки характеризуют Земский собор 1613 года как поистине всенародное и примиряющее всех жителей страны событие. 7 февраля 1613 года (по старому стилю) царем был избран Михаил Федорович Романов, основавший новую царскую династию России. Его указом день 22 октября (4 ноября по новому стилю) стал праздником иконы Казанской Божией Матери и отмечался как день избавления России и Москвы от поляков в 1612 году вплоть до .

Мы едины!

В советский период по объективным причинам празднование дня 4 ноября прекратилось. В 2005 году по инициативе Государственной Думы ФС РФ прошли праздничные мероприятия в честь Дня народного единства. Такое название получил возрожденный праздник, призванный напомнить гражданам России о великих подвигах их предков. 4 ноября 2005 года в Нижнем Новгороде был открыт памятник Минину и Пожарскому, точно повторяющий памятник на Красной площади Москвы, открытый в 1818 году. Мимо этого памятника 7 ноября 1941 года проходили воины Красной армии, защищавшие Москву. Примером Минина и Пожарского вдохновлялись советские солдаты, шедшие на защиту столицы.

С каждым годом праздничные мероприятия приобретают все больший размах. Под эгидой к 4 ноября 2016 года был открыт памятник великому князю Киевскому Владимиру на Боровицкой площади в Москве. На церемонии открытия присутствовал Президент России Владимир Путин и другие первые лица государства. А напротив памятника, на фасаде одного из зданий на Боровицкой площади, располагается большое настенное граффити, посвященное героям Второго народного ополчения Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, созданное РВИО. Проводятся встречи, митинги и другие официальные праздничные мероприятия, которые носят не политический, а исключительно общественный и социальный характер.

Научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков отмечает: «Я думаю, что с каждым годом День народного единства становится все более важным, значимым праздником для россиян. Почему это происходит? Во-первых, все больше людей проникаются у нас сознанием того, что государственность, государственная власть, сильное государство, государство, которое заботится о своих гражданах, чрезвычайно необходимо. Смута, которая была у нас в начале XVII века, фактически разрушила все основы государства и государственности, кинула страну на край пропасти. На повестке дня стояло даже не просто выживание государства, а выживание народа. Народные силы, народное единство, национальное единство позволили тогда избежать катастрофы и привести страну в конце концов в русло развития».

Память о том, как весь народ России смог объединиться, чтобы спасти Родину, отстоять свою свободу и независимость, должна существовать. 4 ноября мы отмечаем веру в то, что мы остаемся единым народом, который сможет преодолеть любые трудности и, объединившись, пройти любые испытания!

День народного единства и День воинской славы в России

С 2005 года в православный праздник день Казанской иконы Божией Матери отмечается День народного единства. Установлен этот праздник был в честь освобождения Москвы в 1612 году от польских интервентов. В 1649 году царь Алексей Михайлович день Казанской иконы Божией Матери объявил своим указом государственным праздником. Из-за революции 1917 года и событий, последующих за ней, эта традиция празднования освобождения Москвы от польско-литовских интервентов прекратилась.
Госдумой РФ 16 декабря 2004 года был введен новый праздник - Дня народного единства (День согласия и примирения), а 7 ноября вместо Дня октябрьской революции сегодня в России отмечается День воинской славы России. В этот день в Москве на Красной площади проводится военный парад.
В пояснительной записке к предложенному на обсуждение проекту закона, отмечалось, что именно 4 ноября 1612 года Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский руководили войском, которое, показало свой героизм и сплоченность русского народа, который штурмом взял Китай-город и освободил от польских интервентов Москву.

День железнодорожника на Украине

Эту дату, как профессиональный праздник, стали отмечать 4 ноября по инициативе работников Львовской железной дороги и по Указу Президента Украины от 15 июля 1993 года. 4 ноября 1861 года, во времена Австро-венгерской империи, во Львов прибыл первый поезд, под названием «Ярослав». Этот поезд был поездом международного сообщения, соединившим Львов, Вену, Перемышль и Краков.
Украинские железные дороги сегодня объединяют 6 железных дорог: Донецкую, Львовскую, Одесскую, Южную, Юго-западную и Приднепровскую, объединяющих все области Украины.
30300 км железнодорожных путей и более чем 1,5 тысяч станций обслуживают более 375 тысяч работников. Каждый год по железной дороге Украины отправляются в путь более 500 миллионов пасажиров, с помощью около 175 тысяч грузовых вагонов перевозится около 300 миллионов тонн грузов.
Первый профессиональный праздник железнодорожников был учрежден в России в 19 веке в день рождения императора Николая I, который положил начинание строительству железных дорог. Ежегодно 25 июня он праздновался до 1917 года, затем праздник был забыт на 20 лет. Традиция празднования Дня железнодорожников продолжилась в СССР в 1936 году. Этот праздник стали отмечать каждое первое воскресенье августа.
В 2004 году 26 февраля в Киеве на І Конференции Профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей было принято решение проводить День железнодорожников и транспортных строителей Украины каждое первое воскресенье августа. Фактически у железнодорожников Украины теперь 2 профессиональных праздника: осенью - День железнодорожника и летом - День профсоюза железнодорожников.

День социального работника в Армении

Этот праздник был объявлен правительством Армении в начале 2009 года. 4 ноября 1918 года коалиционным правительством Первой Республики было сформировано министерство общественной опеки — основы политики социальной защиты населения Армении. Социальная сфера во время советизации Армении и до сегодняшнего времени, осталась одним из основных направлений политики этого государства.

Необычные праздники

— День домохозяйки
— День Национальный день семейной грамотности
— День нежного укуса за ухо
— День, когда пора начать все сначала
— Национальный день приготовления еды для домашних животных

Церковный праздник 4 ноября

День Казанской иконы Божией Матери

В этот осенний день все православные чествуют день освобождения в 1612 году Москвы от поляков и празднуют день Казанской иконы Божией Матери.
На Руси этот день долгое время отмечали как государственный праздник. Россия прославляла Казанский образ Богородицы, явившей во время Смутного времени свое заступничество за Русь.
Казанскую икону брали с собой в ополчение, когда русские войска освобождали от врага Кремль и Москву, Кузьма Минин и князь Димитрий Пожарский.
Чтимый образ Казанской иконы Божией Матери в 1737 году был перенесен в церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербург, где в 1810-х годах построили Казанский собор, который в наше время был восстановлен и вновь открыт 4 ноября 1993 года.
Именины 4 ноября у: Александра, Василия, Владимира, Германа, Григория, Дениса, Ивана, Ираклия, Константина, Максима, Николая, Федора, Анны, Елизаветы.

4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

Действительность

24 декабря 2004 года проект о внесении поправок в Трудовой кодекс РФ о введении нового праздника 4 ноября был принят в третьем чтении. 327 депутатов проголосовали «за», 104 депутата, т.е. все коммунисты проголосовали «против», и двое воздержались. Безусловно, преодоление Смутного времени говорило об определенной консолидации населения. Однако ставится логичным вопрос, почему именно 4 ноября, именно этот день стал выбран для нового праздника?

Смутой принято называть историческую эпоху, которая хронологически продолжалась от смерти последнего царя из династии Рюриковичей — Федора Иоанновича (1598 г.) и до избрания первого государя из династии Романовых — Михаила Федоровича (1613 г.). По своей сути эта эпоха представляла собой полосу экономического, внутри- и внешнеполитического, династийного и социального кризисов. Среди современных ученых бытует мнение что Смута — это отдаленный результат политики . Смута проявлялась в брожениях в умах, а также в вовлечении в политику Московского государства его северного и западного соседа (Шведское королевство, Речь Посполитую). Сразу хочется оговориться, что все даты несколько условны. Понятно, что на венчании Михаила Федоровича окончательно кризис преодолен не был: на юге еще давало о себе знать движение Ивана Заруцкого (до 1614 года), со Шведским королевством Столбовский мир был заключен лишь в 1617 году, а мирный договор с Речью Посполитой был заключен спустя год — в 1618 году (Деулинские соглашения).

Эпоха Смутного времени привлекала внимание многих ученых. Некоторые ограничивались пересказом событий с некоторым осмыслением. Например, С.Ф. Платонов в своей монографии «Смутное время» пытается построить свою структуру этой эпохи: он делит Смуту на три периода: Первый период — Смута династическая, второй период — социальная борьба, третий период — борьба за национальность. Также необходимо отметить, что в Смутное время появились и социальные изменения. Так, например, сильно заявило о себе казачество. Эту тенденцию очень четко прослеживает в своей монографии А.С. Станиславский «Гражданская война в России XVII в.: Казачество на переломе истории». Он показывает, что пусть официально и применялся термин «польско-литовской интервенции», но численно самих поляков был минимум. Основу любого движения, его социальный состав представляли более всего казаки, крестьяне.

Смута — это очень сложная эпоха. Она была порождена и начиналась с феномена «самозванства», который был вызван смутой династийной. Как ни парадоксально, но сам люд смог завершить интервенцию и внешние стороны смуты. Борис Годунов смог настроить отношения с дворянами, наладить дипломатические отношения, однако его погубили два факта: это неурожаи 1601-1603 гг. и феномен Самозванства (появление Лжедмитрия). Лжедмитрий Ι — талантливый авантюрист, не смог найти социальную опору, заигрывая то с поляками, приехавшими вместе с кортежем Мнишек), то со старой аристократией, то же с обычным московским людом. Его правление длилось год, и было завершено Московским восстанием. Несколько позже был непродолжительный период двоецарствия, когда царь Василий Иванович Шуйский правил в Москве, а Лжедмитрий ΙΙ, неудачно попытавшийся взять Москву, — в Тушино. Именно тогда его прозвали Тушинским вором. Это был очень занимательный период, когда у каждого из правителей были своя боярская дума, и даже свои патриархи. Гермоген — у Василия Шуйского, и Филарет — у Лжедмитрия ΙΙ. За этим временем следует правление Семибоярщины, недолгий период в истории нашей страны, когда форма правления была чем-то похожа на республиканскую…

Как было показано выше, в небольшом обзоре, никакое правительство в своей сущности, не смогло решить проблемы, объективные проблемы, которые встали над государством в этот период. Добиться какого-то сдвига, смог только народ. Народ, собравшись в ополчение попытался внести свою лепту в эту борьбу. Первое ополчение смогло добраться и осадить Москву, однако из-за распрей внутри руководства ополчения (Иван Заруцкий, Прокопий Ляпунов, Дмитрий Трубецкой), оно был смято. Второе ополчение, созванное в Нижнем Новгороде, оказало гораздо большее влияние на ход политических событий, связанных со Смутным временем. Оно было организовано князем Дмитрием Пожарским и земским старостой Кузьмой Мининым, установило контроль над большей частью территории Российского государства.

Это ополчение смогло, разбив подкрепление Ходкевича, идущее в Москву на помощь полякам, предрешило судьбу интервентов. Однако тут есть интересный момент. Общеизвестно, что тогда на Руси имел бытование Юлианский календарь, и по старому стилю Китай-город был взят 22 октября . По новому стилю, то есть по Грегорианскому календарю, дата переносится на 1 ноября .

Представляется небезынтересным, как сами современники этих событий отреагировали на взятие Китай-города, вторых по значимости укреплений российской столицы. Как отмечает В. Назаров в «Новом летописце» (его писали в окружении патриарха Филарета) рассказ о взятии Китай-города занимает всего одну строку. Для сравнения: описание боя с Ходкевичем изложено на 71-й строке, а капитуляция и вступление в Кремль — на 17. Такие же пропорции у Авраамия Палицына в его «Сказании о Смуте». Автор «Повести о победах Московского государства» вообще не говорит о взятии Китай города.

26 октября (5 ноября по новому стилю) командование осажденного гарнизона подписало капитуляцию о сдаче города. Безусловно именно освобождение Кремля стало знаковым событием, ведь там находилась резиденция русских царей, заседала Дума и т.д. Однако стоит оговориться, что на этом Смута также не закончилась.

Источники и литература

Платонов С.Ф. Смутное время. Очерк истории внутреннего кризиса и общественной борьбы в Московском государстве XVI-XVII вв. М., 2007.