Вопрос 1. У моего сына явно выраженные технические способности. Не говорит ли это о том, что в остальных областях он не будет успешным?

Ответ : Это совсем необязательно. Если вовремя озаботиться тем, чтобы ребенок читал книги, рисовал, слушал музыку, то это пойдет ему на пользу не только в широком образовательном смысле, но и более полно обеспечит развитие его технических способностей. Вам надо знать, что способности относятся к индивидуальным возможностям человека. Именно они влияют на выполнение ребенком различных видов деятельности. Как правило, способности развиваются в соответствии с развитием задатков.

Существует две научных точки зрения на развитие способностей. В основе одной лежит идея о генетической обусловленности способностей. Исходя из этой точки зрения, ребенку или даны, или не даны способности от предков и ничто не может повлиять на их развитие. Другая точка зрения отражается в идее обусловленности развития способностей социальной средой и воспитанием. Один ребенок попадает в благоприятную среду и его способности получают «шанс» развиться, а может перейти в талант. Другие же дети, не имеющие такой счастливой возможности, так и останутся с неразвитыми способностями. Трудно сказать, какая точка зрения верная.

Нам кажется, что рациональное зерно есть и в первой, и во второй. Тем более что отечественные психологи придерживаются именно такой точки зрения.

Способности обусловлены природными возможностями личности и формируются в различных видах деятельности. Достаточно сослаться на довольно известный пример, когда в одной и той же семьи братья и сестры могут демонстрировать абсолютно разный уровень способностей.

Казалось бы, они находятся практически в одной среде, влияющей на развитие их способностей. Выделяют общие и специальные способности. Наличие общих способностей помогает ребенку овладевать знаниями в различных сферах. Специальные же способности помогают достигать высоких результатов в каком-либо определенном виде деятельность.

Поэтому для развития способностей важны обучение, воспитание и, конечно же, проявление активности самого ребенка в разных видах деятельности, способствующей развитию именно его способностей. Судя по вашей характеристике, ваш сын обладает специальными способностями. Вам полезно знать, что способности не формируются в одночасье, а развиваются по определенным этапам. Можно говорить как минимум о двух этапах.

На первом этапе способности имеют подражательный характер. Ребенок, имеющий способности подражает в деятельности. Сама же деятельность носит репродуктивный (подражательный) характер.

На втором этапе ребенок набирает «вес» в решении вопросов. Самостоятельно находит ответы. Это время творческих решений. Подобные действия создают внутренние предпосылки для развития его специальных способностей.

Вам надо следить, чтобы ваш сын не погрузился «излишне» только в технические интересы, тогда и бояться нечего. Технические способности будут реализовываться в интересной для него деятельности, но и в других ее видах, обучаясь в школе, он тоже не потеряет возможности для совершенствования. Вы может, собственно говоря, «измерить» способности своего ребенка. В специальной литературе много тестов на изменение способностей ребенка. Воспользуйтесь ими.

Вопрос 2. Наш ребенок — первоклассник. Учитель проводила тест и сказала нам, что у нашего сына не обнаружены способности к чему-либо, все «ровненько». Как следует отнестись к такой характеристике и надо ли что-то делать?

Ответ: Прежде всего, следует проверить качество те-ста и ни в коем случае не разочаровываться в собствен-ном ребенке. Вне всякого сомнения, способности у него есть. Они могут пока «дремать» и проявиться значительно позже. Известный факт, что многие талантливые люди в детстве не особо отличались. К примеру, великий композитор П.И. Чайковский в детстве не выказывал способностей к музыке. А математик Лобачевский был плохим учеником. Мой опыт говорит, что в младшем школьном возрасте практически у большинства детей развиваются изобразительные и музыкальные способности.

Посмотрите внимательнее на рисунки своего сына. Наверняка они очень интересные. Не опускайте руки и продолжайте верить в то, что ваш ребенок, несомненно, обладает определенными способностями. В предыдущем ответе я уже раскрывала суть способностей. Здесь могу добавить, что основным условием развития способностей является деятельность.

Посмотрите результаты, какой именно деятельности говорят о том, что ваш ребенок де-лает ее лучше, чем иную. Вполне возможно, он рисует лучше других, быстрее всех лепит, проявляя при этом творческую смекалку. Или в спорте его достижения пре-вышают средние показатели. Но даже если и нет «выпирающих» результатов, не сомневайтесь, способности у вашего ребенка проявятся чуть позже.

Главное, организовать деятельность, в которой они бы начали развиваться более интенсивно. И еще необходимо помнить, что только тогда, когда ребенок начнет заниматься определенной деятельностью, можно смело сказать, есть ли у него к ней способности. Не обучая ребенка живописи или музыке или спорту, мы не можем определить его потенциал.

Вопрос 3. Мой ребенок очень замкнут. Не дозовешься, все время витает в облаках. Я прочитала, что одаренные дети живет в своем мире. Может, мой ребенок одаренный?

Ответ : Трудно сказать однозначно. Жизнь в своем мире не единственная характеристика одаренности. В ее основе лежат определенные склонности к какой-либо деятельности и успешная ее реализация.

Результаты труда вашего ребенка должны опережать результаты труда других детей. Но вполне возможно, что ваш ребенок именно одаренный. Этим и объясняется его «отрыв» от жизни и «уход» в свой внутренний мир.

Давайте разберемся в самом термине «одаренность» и, что наполняет эту важную психологическую характеристику человека.

Одаренность — это компонент таланта, который определяет конечный итог развития личности ребенка. Он включает в себя определенный набор способностей. Можно составить собирательный портрет одаренного ребенка.

Одаренный ребенок всегда внимателен, собран, постоянно готов к напряженной работе. Повышенная активность его проявляется не только в умственных занятиях. Он отдает себя целиком тому, что его заинтересовало. Если он увлечен техникой, тогда постоянно в доме появляются и исчезают детали, конструкции, описания и т. д. Если электроникой, то он постоянно чинит телевизоры, компьютеры, собирает свои модели, читает специальные журналы.

Вторая особенность личности высокоодаренного ребенка неразрывно связана с первой, заключается в том, что готовность к труду у него перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться без устали, срока и отдыха.

Следующая третья группа способностей, которая определяет в своей совокупности одаренность, связана непосредственно с интеллектуальной деятельностью: это особенности мышления ребенка, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности. Обычно такой ребенок на вопросы отвечает полно, последовательно, исчерпывающе. Такая систематичность в ответах одаренного ребенка опирается на способность к анализу и обобщению.

И, наконец, последний штрих к портрету одаренного ребенка, это широкий круг познавательных интересов, выступающий постоянным стимулом мыслительной активности ребенка.

Характеризуя одаренных детей можно выделить показатели , с помощью которых выявить уровень одаренности. К первому уровню можно отнести детей, полностью погруженных в тот вид деятельности, в котором он обнаруживает проявление высокого интеллекта и познавательных интересов. Ко второму уровню отнесем детей, успешных в каком-либо определенном виде деятельности. Это может быть ребенок, который любит и умеет хорошо рисовать, или петь. Это может быть школьник, влюбленный в биологию и отдающий ей все свое время. И, наконец, на третьем уровне находятся дети, хорошо обучающиеся в школе, такие маленькие «академики». Кто не знает таких школьников! У них все всегда получается. Их оценки — «отлично» по всем предметам. Если нужно решить задачу разными способами, то не сомневайтесь, такой ребенок решит ее всеми доступными способами.

Воспользуйтесь тестами на определение способностей, попробуйте проверить своего ребенка на наличие особых способностей. И сами ответьте на свой вопрос: «Одаренный ваш ребенок или нет».

Слайд 1: Способности ребёнка - как их распознать и развить?

Родительское собрание
2 а класс

Классный руководитель: Билявская Наталья Витальевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»

«Способность - природная одаренность, талантливость»

«Способный - обладающий способностями к чему-нибудь, одаренный. Могущий что-нибудь сделать; обладающий каким - нибудь свойством. Способен трудиться»

“Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова
Слайд 3: Способность трактуется как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания умения и навыки, так и готовность к обучению новым способом и приемам деятельности.
Включают в себя как отдельные знания умения и навыки, так и готовность к обучению новым способом и приемам деятельности. (“ Педагогический энциклопедический словарь”)

Психолог Крутецкий В.А. считает, что способность формируется, а следовательно, и обнаруживается только в процессе соответствующей деятельности.

Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Нельзя говорить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке. Только в процессе этого обучения (причем правильного обучения) выяснится, каковы его способности, быстро и легко или медленно и с трудом будут формироваться у него чувство ритма, музыкальная память.

Слайд 5: Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течении его жизни, под влиянием обучения и воспитания.

Слайд 6: Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны - способности зависят от знаний, умений, навыков с другой - в процессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются способности. Знания, умения и навыки также зависят от способностей - способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями, умениями и навыками.

Слайд 7: В психолого-педагогической литературе различаются специальные и общие способности.

Общие - включают в себя (успехи человека в самых различных видах деятельности) умственные, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь.

Слайд 8: Специальные способности - это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой - нибудь одной определенной деятельности - музыкальной, художественно- изобразительной, математической, литературной, конструктивно- технической и т.д. Эти способности также представляют собой единство отдельных частных способностей.

Слайд 9: Специальные - определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для которых нужны задатки и их развитие
/ музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные /.

Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот.

А нередко они взаимно дополняют и обогащают друг друга.

Слайд 11: Учебные и творческие способности

Отличаются друг от друга. Учебные определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знания, умений, навыков, формирование качеств личности.
Творческие- создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество, в различных областях человеческой деятельности.

Слайд 12: Способности к общению

К ним относится речь как средство общения (ее коммуникативные функции) Межличностное восприятие и оценивание людей, входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние.

Отсутствие у человека таких способностей явилось бы непреодолимой преградой на пути превращения его из биологического существа в социальное.

Слайд 13: Общие умственные способности

К ним относят например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико - синтетической деятельности, сосредоточенное внимание

Слайд 14: Высокий уровень развития способностей называется ТАЛАНТОМ.

Талант - это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающих возможность особенно успешно, творчески выполнять определенную деятельность, с одной стороны, склонности к этой деятельности, своеобразной потребности в ней - с другой, большого трудолюбия и настойчивости - с третьей.
Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства. Поэтому талантливый может быть и лечащий врач, и учитель, и летчик, и квалифицированный рабочий.

Слайд 15: Есть великая формула К.Э.Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума:

“ Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще неизвестные”.
Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.
Наша обязанность - помочь ребенку встать на этот путь.

Способности не могут быть ни врожденными, ни генетическими образованиями - они продукт развития. Врожденными факторами, лежащими в основе способностей, являются задатки.

Задатки определяются как анатомо-физиологические особенности мозга, нервной и мышечной систем, анализаторов или органов чувств

Слайд 17: От задатков к способностям - в этом и состоит путь развития личности.

Это происходит лишь тогда, когда условия и обстоятельства жизни ребёнка благо -приятствуют проявлению природных наклонностей. Задача родителей - создать эти условия. Даже если вы выделите в квартире уголок для занятий живописью или не жалеете денег на покупку конструкторов, вы содействуете развитию сына или дочки. А если ребёнок ходит в музыкальную, художественную, спортивную школы, в кружки ЦДТ, РДК, шансы на будущий успех будут гораздо выше.

Слайд 18: Если ваш ребенок не выказывает какой-то особой одаренности, это вовсе не повод называть его ни к чему не способным. Чаще всего взрослые обращают внимание на склонности и способности ребенка к математике или к овладению иностранным языком, к литературному и изобразительному творчеству.

Слайд 19: Гораздо реже отмечают склонность ребенка к экспериментированию, его организаторские и лидерские способности... Зачастую творчество детей в этих областях совсем не поощряется родителями.

Слайд 20: У большинства школьников индивидуальные предпочтения в учебных предметах или внешкольных занятиях проявляются к моменту окончания начальной школы. Если этого не произошло, стоит обратиться за консультацией к специалисту. Или попробовать самим определить способности и склонности ребенка с помощью специальной анкеты.

Слайд 21: Вы обязательно обнаружите у него более сильные стороны, которые нужно поддерживать и развивать. Так можно повысить его уверенность в себе, скорректировать самооценку, преодолеть кажущееся безразличие к учебным предметам, организовать его досуг.

Слайд 22 - 39: Фотографии учеников 2 "а" класса, показывающие их увлечения, способности.

Тема: Учебные способности ребёнка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

Задачи:

1. Оценка значимости и действенности поддержки ребенка в его учебной деятельности со стороны родителей.

2. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.

З. Отработка с родителями воспитательных и психологических приемов поддержки учебной деятельности ребенка.

Форма проведения: семинар-практикум.

Этап подготовки.

1. Оформление родительского собрания: на плакате представляется цель, задачи собрания, мудрые мысли:

«Воспитание - это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас.» (Легуве)

«Великая трудность воспитания - это держать детей в повиновении, не портя их xapaктepa».(Левис)

«Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле воспитания, - это чересчур торопиться». (Ж. Руссо)

«Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью».(А. Чехов)

2. Подготовка текстов «Заповедей воспитания» для участников собрания:

Заповеди воспитания

Найдите в ребёнке что-нибудь, достойное похвалы. У ребёнка, уверенного в себе, все получается. Самоуважение - это главное, что вдохновляет ребенка на успех, и чем раньше вы поможете ему обрести это чувство, тем лучше.

Не ругайте, а учите! Если собрать воедино все замечания, которые делают детям, то доля негативных оценок будет очень высока. Часто они унижают ребенка: «Какой ты тупой!», «У тебя что, мозги не работают?» и т.д. И маленький человек может, в конце концов, поверить всем слова сказанным ему взрослым в порыве гнева. Критиковать надо не ребенка, а его поступки и поведение. За каждым «плохо» должно стоять объяснение: ты неправильно начинаешь решение задачи, сначала надо несколько раз прочитать условие и кратко его представит всегда давайте понять ребенку, чего Вы от него хотите, а не толь чего Вы не хотите. В сложной ситуации лучше запоминается то, что слышишь последним. Это последнее должно быть позитивным.

Оцените сильные стороны своих детей. Мы часто хотим сделать из ребенка то, что нравится нам мим, не прислушиваясь к его собственному мнению и самооценке. Важно спросить у ребенка: «Чем тебе нравится заниматься? Ч ты делаешь с удовольствием? Что у тебя хорошо получается?» Его ответы могут открыть нам такие способности ребенка, о которых мы раньше и не подозревали.

Развивайте в ребенке уверенность в себе. Если ребенок чего-то боится, надо мысленно проиграть с ним части действия, которые вызывают страх, создав уверенность в возможности преодолеть отдельные этапы этого действия. Положительное восприятие самого себя повышает самооценку, что, в свою очередь способствует успеху. А хорошо выполненное дело позволяет оцени себя еще выше, что ведет к достижению еще больших успехов.

Научите своего ребенка расслабляться. Умение расслабиться важно для Вашего успеха. Когда Вы не напряжены, то думаете более четко и Ваше тело функционирует с большей отдачей. Начните с дыхания и научите ребенка правильно дышать, а потом найдите что-то, о чем надо подумать, чтобы снять напряжение. Пусть Ваш ребенок думает об этом, пока не успокоится.

Напоминайте ребенку о его успехах. Можно также предложить ребенку представить и нарисовать картинки будущих наград и призов, которые ему предстоит завоевать

Идите к цели постепенно. Можно нарисовать лестницу с пятерками на верхней ступеньке и повесить ее на видном месте А на разных ступеньках напишите: вовремя сдавай задания, читай всё, что положено по программе и т.д.

Никогда не забывайте что воспитание - это длительный процесс, Включающий в себя поддержку, поощрение и упорный труд.

3. Подготовка с группой учащихся, шуточных сюжетов в каждом из которых два «собеседника».

Ах дети, дети! Как они быстро растут, как быстро развивается их сообразительность. Они уже не задают вопросы, а на все вопросы готовы ответить сами:

Какой предмет тебе больше всего понравился в школе?

Наручные часы нашего классного руководителя!

Кем ты будешь, когда вырастешь? .

Знаменитым человеком!

Почему ты так думаешь?

Учительница сказала, что с таким поведением я непременно попаду в историю.

Дети, дети! Наши развитые кино и телевидением дети…

Когда собираешься делать уроки?

После кино.

После кино поздно!

Учиться никогда не поздно!

Дети! Наши все видящие, все замечающие дети!

Почему ты целый день валяешься на диване? .

Готовлюсь стать папой.

Почему ты дома не открываешь учебник?

Но ты же сама говорила, что учебники надо беречь!

Эх, сынок, что же ты на контрольной по математике 120 градусов отмерить не смог?

А я градусник дома забыл!

4. Подготовка тренинговых упражнений для групповой работы родителей:

Ситуация первая: ребенок в отчаянии от того, что не мо решить задачу. При этом на Ваши вопросы о ее содержании отвечает с трудом или не отвечает вовсе. Как в этой ситуации должен действовать родитель, который, возможно, и сам не силен в математике?

Ситуация вторая: накануне ребенок долго и упорно учил историю. Но строгий учитель потребовал не только воспроизведения содержания параграфа, но и задал ряд вопросов по нему. В итоге - лишь «тройка». Ребенок заявляет, что больше предмет он учить не будет, потому что «бесполезно». Что делать?

Ситуация третья : придя с работы, застаете ребенка в слезах. Поговорив с ребенком, понимаете, что он не знает, как писать сочинение: с чего начинать, какова его логика, как выбрать главное. Но самая большая трудность в том, что ребенок абсолютно уверен в том, что у него это никогда не получится. Кроме того, его уже давно ждут друзья, чтобы поиграть во дворе в футбол, ведь он ключевая фигура - вратарь. Как помочь ребенку, не сломав его?

5. «Параллельное анкетирование» учащихся и их родителей.

Анкета для учащихся.

1. Поддерживают тебя родители в учебе?

2. Говорят ли с тобой родители «по душам», советуются ли по проблемам?

З. Назови твои самый любимый и самый сложный для освоения предметы.

4. Часто ли ты обсуждаешь с родителями свою учебу (трудности, успехи, взаимоотношения с учителями)?

5. Какой предмет был самым любимым

а) у твоей мамы, б) у твоего папы?

6. Назови, что в течение последней недели читали твои

а) мама, б) папа?

7. Что в течение последней недели прочел (или читал) ты?

8. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?

9. Наказывают ли тебя родители за промахи в учебе?

10. Любишь ли ты учиться? Если нет, то почему?

Анкета для родителей

1. Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности?

2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам?

3. Назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребенка учебные предметы.

4. Часто ли вы обсуждаете с ребенком их учебу (трудности, успехи, взаимоотношения с педагогами)?

5. Назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и у вашего мужа (жены)?

6. Назовите, что в течение последней недели читали (или прочли) вы и ваш муж (жена)?

7. Назовите, что в течение последней недели прочел (или читал) ваш ребенок?

8. Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?

9. Наказываете ли вы своего ребёнка за промахи в учебе?

10. Любит ли ваш ребенок учиться?

Этап проведения.

Классный руководитель: Учеба наших детей - это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Вспомним, с какой радостью пришли ваши тогда еще малыши в школу. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях! Но, увы, далеко не все из них сбылись, и для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а ее формальный признак - оценка - увы, часто не радует. Как-то мне попалась очень интересная статья известного ученого, профессора Махмутова, посвященная проблеме интеллектуального развития школьников. В числе интересных фактов, приводимых в ней, меня поразило то, что, оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности.

Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.

Возможные причины участники групповой работы могут представить, например, следующим образом:

Недостаточная усидчивость, неустойчивое внимание.

Недостаточные словарный запас, начитанность и умение выражать мысль.

Несформированность настойчивости, целеустремленности, терпения, аккуратности, организованности.

Неумение сравнивать, находить аналогии.

Отсутствие в учении опоры на желания и мотивы школьника. Однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров.

Низкая самооценка школьника.

Советы родителям, разделяющим учебные проблемы детей.

1. Постарайтесь не особенно ругать ребенка, стыдить и наказывать его: плохая оценка уже и так воспринята им как наказание.

2. Выясните, за что именно поставлена не удовлетворяющая вас и ребенка оценка («двойка», «тройка», а для кого и «четверка»), чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребенок порой не в силах самостоятельно понять, что в его работе не понравилось учителю - почерк, ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть, что-то еще. Учитель иногда это не объясняет.

3. Проанализируйте ошибки, не унижая ребенка. Это значит, нельзя допускать осуждения ребенка как личности («Ну ты и лопух! Здесь же надо «о», а у тебя «а!» или «Ничего ты не умеешь, вечно у тебя грязь в тетради!»). На ошибки следует указывать сдержанно: «Конечно, оформил ты задачу плохо, но зато решил ее верно, а это главное».

4. Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. При этом, если вы уверены, что ребенок старался, стремился к тому, чтобы научиться, но принес вместо «двойки» всего лишь «тройку», умейте обрадоваться и ей, ободрите ребенка.

5. Хвалите ребенка за каждый успех в работе. Не упускайте того, что вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий, даже если в целом задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач и сразу намечайте, как можно их исправить или избежать.

6. Ставьте перед ребенком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет. Не настаивайте, чтобы он выполнил непосильное для него число дополнительных примеров, задач, уравнений без ошибок и исправлений.

Классный руководитель (подходит к «дереву проблем»): А теперь попытаемся освоить несложные приемы развития мыслительных способностей детей, которыми можно воспользоваться дома и, тем самым, повысить качество помощи ребенку в учебной деятельности. Сейчас каждая творческая группа получит текст упражнения и текст задания к нему. Участники группы должны выполнить это задание за 7 минут и по звуковому сигналу (гонг, колокольчик) представить его экспертам (роль экспертов могут выполнять классный руководитель и один из родителей).

Опыт показывает, что подобные упражнения интересны родителям, а их выполнение в условиях родительского собрания моделирует возможные затруднения детей и действия родителей по их преодолению.

Приемы развития мыслительных способностей детей

Упражнение 1. «Перечень заглавий к рассказу». Учит легко выражать мысли одной фразой.

Берется небольшой рассказ или сообщение. К нему надо подобрать как можно большее число заголовков, отражающих его содержание. 3аглавия могу быть строгими, логичными или формальными, то есть, по существу верными, но не схватывающими главное, или образными, яркими, эмоциональными. Приветствуются ответы любого типа.

Упражнение 2. «Сокращение рассказа». Задание предназначено для тренировки организованности, четкости, умения отвлекаться от мелочей.

Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ, аналогичный описанному выше. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно - два - три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные моменты и детали следует отбросить.

Упражнение З. «Выражение мысли другими словами». Формирует умение оперировать словами, точно выражать мысли.

Берется несложная фраза, например, «нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания.

Упражнение 4. «Исключение лишнею слова». Учит классифицировать по свойствам.

Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно искать нестандартные, но в то же время меткие решения.

Упражнение 5. «Способы применения предмета». Развивает способность концентрироваться на предмете, умение открывать в нем неожиданные возможности.

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо перечислить как можно больше различных способов применения: книгу можно использовать как под ставку для кинопроектора, ею же прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета. Чем больше вариантов названо, тем лучше. Игру можно продолжать несколько дней.

Классный руководитель: Мы завершаем работу в группах, благодарим участников и просим каждого сформулировать свой, проверенный жизнью либо найденный сегодня секрет поддержки учебной деятельности ребенка. Рефлексию построим следующим образом: я передаю любому из вас «микрофон» (это может быть любой предмет, символически представляющий микрофон), и этот участник говорит заготовленное на доске начало фразы, имеющее отношение к предмету сегодняшнего разговора «Я решил (а) для себя, что никогда не буду…», а завершает ее в соответствии с собственным пониманием проблемы. Затем микрофон передается следующему участнику, и он завершает фразу «Для меня (или в нашей семье) главное в поддержке учебы ребенка - это...» И так поочередно. Мы признаем за вами и желание промолчать, если это что-то сокровенное или болезненное для вас. Заранее спасибо за участие, мы начинаем. Происходит обмен мнениями и крупицами родительского опыта.

Подведение итогов собрания.

Классный руководитель: Итак, мы сегодня убедились, что причин «неуспешной» учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины, найти способ избавиться от них можете только вы, разумеется, при поддержке педагогов. И нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Вы лучше знаете своего ребенка, больше всех его любите, вам легко «почувствовать» его, посмотреть на мир его глазами.

У вас, самых близких для него людей, это обязательно получится. В любом случае помните, что нет в жизни маленького ребенка никаких психологических, поведенческих отклонений, не связанных в той или иной мере с особенностями семьи, окружающий его взрослых, их чувств, действий. Может быть, стоит присмотреться к себе и измениться. Мы подготовили для вас «Заповеди воспитания» и с удовольствием предлагаем их вам, завершая наш сегодняшний разговор (раздает текст «Заповедей»).

Общественные условия жизни влияют на развитие способностей не прямо, не непосредственно, а через деятельность человека. Как уже говорилось выше, в деятельности ее способности не только проявляются, но и формируются развивающихся. К деятельности они существуют только как задатки. Теперь мы остановимся подробнее на роли деятельности в развитии способностей личностисті.

Основными видами деятельности человека является обучение и труд. Обучение предшествует труда. Чтобы включиться в любой вид труда, человеку сначала нужно учиться. Учась, она готовится к самостоятельной творческой деятельно ости. Учиться приходится всем людям независимо от того, какими дарованиями они отличаются. Упрекая некоторым молодым писателям,. М. Горький отмечал:"Когда они учились так тщательно, как покваппив в пишут, их дарования развивались бы быстрее и ярче яскравіше".

Сначала ребенок учится в своих"встречах с внешним миром"(Сеченов), в процессе ежедневного общения со взрослыми, в ходе своей игровой деятельности. Играя, ребенок активно познает окружающую и п прежде социальную действительность, включается в доступной для него форме в жизнь взрослых, входит в их роли (летчика, водителя машины, строителя и т д), подражает и усваивает их функции. Игра является первой школой ребенка, имеет важное значение для ее общего развития. Впоследствии обучения выделяется в специальную деятельность, которая все больше усложняется по своим задачам, содержанию и формамістом і формами.

Обучение необходимо для развития способностей личности. Без него развитие их вообще не может происходить и не происходит. Потребность в обучении вытекает из самой сути этого процесса. Природные потенции водить ини реализуются не путем простого возрастания, что € у нее от рождения, его вызревания, а путем образования новых нервных связей, их систем, новых механизмов мозговой деятельности. Образование же их происходит в процессе обучения. Всякое обучение, заключил. И. П. Павлов в своих опытах высшей нервной деятельности, есть не что иное, как образование несметного количества таких связей. Они становятся в снова набуваних знаний, умений, навыков, различных психических свойств, которые формируются в подрастающей личности в процессе его обучения и входят в состав способностей, которые развиваются у нее, ее возможностей выполнять такие задачи, которые до этого были ей непосильные. Играя на каждом этапе этого процесса необходимую роль, обучение же меняется в связи с развитием личности. Покажем это, остановившись на некоторых формах этого процессго процесу.

Развитие ощущений и восприятий у детей происходит в их деятельности, в которую эти процессы включаются, ее ориентируют и регулируют. Дети активно знакомятся с объектами, оперируют ими, выделяют их собственно ости и качества, необходимые для деятельности, которой они заняты. Общение со взрослыми включается в этот процесс. С помощью языка дети быстрее выделяют оптические, акустические и другие свойства объектов, по своему юють человеческий чувственный опыт. Переход их от низших до высших степеней сенсорного развития зависит не просто от возраста, а прежде всего от того, в какие виды деятельности дети включаются, как меняется характер тер этой деятельности и те требования, прямо или косвенно ставят взрослые к детям по мере роста их физических и психических сыпь (0. В. Запорожецожець).

Обучение играет важную роль в развитии способности детей различать цвета объектов. В процессе обучения развивается их слуховая чувствительность. Производится частности языковой или фонематический слух, что проявляется яеться в различении фонем родного языка, а также других языков, которыми овладевает ребенок. Формируется способность выделять отдельные звуки в каждом слове, слышать и устанавливать их последовательность, значит звуки бук вами, что необходимо для овладения умением читать и писатьати.

Особенности фонематического слуха при этом определяются не мозгом ребенка, а системой фонем той речи, которую он усваивает родном языке. ЕЕ может быть любая из языков, что есть на. Земле, чтобы ребенок только жила изм детства в соответствующем языковой среде под влиянием восприятия музыки формируется звукоеисот-на чувствительность, мелодический: и другие формы музыкального слуха. И здесь ведущую роль играет музыка как объективное с в совместной явление. Она определяет качественные особенности музыкального слуха личности. От особенностей слухового анализатора зависит только скорость и легкость его выработкелення.

Экспериментально доказано (ОМ. Леонтьев), что специальным обучением у лиц, нечувствительных к высоты тонов, можно выработать звуковысотными чувствительность, опираясь на активность их голосовых связок (подстроек ния испытуемым его голоса под заданную высоту, которая звучит в наушниках, громкое пропевания сравниваемых звуков и, наконец, мысленное их уявлюванняя).

Под влиянием обучения происходят тонкие процессы дифференциации и специализации в касательном, кинестетических и других видах чувствительности. Массовая успешная практика обучения глухих детей устной речи показывает,. НАСК кильки утонченной становится при этом кинестетическая чувствительность речедвигательных органов, компенсирует нехватку у них слуха. Глухие овладевают устной речью, не слыша звуков, которые они произносят, а только отчуждения ваючы движения своего голосового аппаратту.

В процессе обучения развивается наблюдательность у детей, формируются новые способы запоминания и воспроизведения образного и словесного материала, способность создавать из его элементов новые образы. С д помощью усваиваемой речи у учащихся с внешних воздействий производятся внутренние мыслительные дм с объектами, которые становятся далее мыслительными операциями, сначала конкретными, а затем - абстрактными. Усвоение языков и подрастающей личностью опирается на развитие его мышления, обогащение ее знаний об окружающей действительности время оно становится и средством ее общего умственного развития. Словесная система (вторая сигна льна система, по. Павлову), уже в дошкольном возрасте начинает активно участвовать в выработке новых связей, благодаря чему последние образуются быстрее, становятся крепче и подвижнымшими.

Задержки в развитии речи у детей, как показывают наблюдения, сказываются на развитии их мышления. Когда эти задержки устраняются, развитие его ускоряется

В процессе обучения у учащихся вырабатывается умение учиться, самостоятельно приобретать знания, воспитывается любовь к знаниям, любознательность и другие эмоциональные качества. Обучение вносит свой вклад и в формирование свобод ьових качеств учащихся, их внимательности, дисциплинированности, аккуратности, сознательного, ответственного отношения к выполнению своих обязанностей, самоконтроля. Следовательно, оно активно способствует развитию всех компонентов их способностейей.

"Часто думают, что способности к обучению является только условием его успешности. В действительности же они являются и его результатом. В обучении способности учащихся не только используются, но и развиваются

Это не значит, что способности просто приобретаются, усваиваются как знания и умения. Они развиваются благодаря приобретения учащимися знаний, умений и навыков, формированию у них различных психических свойств. Вообще психическое развитие личности не сводится к накоплению его учебных достижений. Он представляет собой те «умственные перевороты"(Сеченов), которые возникают в нее вследствие того, что она учится г овориты, читать, писать, овладевает различными знаниями и умениями. Изменения в способностях является не прямым, а более отдаленным и обобщенным результатам обученияідком навчання.

В зарубежной психологической литературе есть две точки зрения в этом вопросе. В одной из них способности (общие и специальные) рассматриваются как нечто независимое от учебы (В. Штерн и др.), как фактор, обумо овлюе обучения, но сам от него вроде не зависит. Это явно неверная точка зрения, она вступает в противоречие с жизненными и экспериментально полученными фактами, которые утверждают-необходимую роль обучения в р озвитку способностей. Во второй - способности сводятся к совокупности набуваних индивидом навыков (Торндайк,. Уотсон и др.), к усвоению им социальных достижений. Эта точка зрения также неправильная, она. Игнорирует в семь известных факты, которые говорят о том, что приобретение знаний, умений и навыков, усвоение социального опыта у разных индивидов проходит по-разному в зависимости от особенностей их способностейбностей.

В действительности между обучением и развитием способностей учащихся существует взаимосвязь результате усвоения учащимися человеческих достижений возвышаются на высшую ступень их способности учиться, а достижения в развитии в способностей делают переход к изучению нового, сложного материалу.

Развитие способностей зависит не только от обучения, но и от других видов деятельности, по которым ученики вступают в разнообразные связи с объективной действительностью. Свою необходимую роль в этом процессе играет ае и созревания организма. Оно действует не специфически, а через общий рост функциональных возможностей нервной системы, ее энергетических потенциалов, ее работоспособности частности половое созревание как ф актер подъем энергетики нервной системы тоже играет здесь свою активную роллоль.

Это не значит, как кое-кто думает, что факт проявления способностей к поэзии и других видов художественной деятельности у подростков обусловлена??возрастом и связанными с ними процессами полового созревания. Эти процессы хо уваються у всех подростков, а стремление к поэтической, художественной, музыкальной творчества проявляются только в некоторых из них. Здесь свою роль играют индивидуальные их наклонности и способности. Тот факт, что в обдаров аних детей способности к литературному, скажем, творчества проявляются не ранее 13 лет, обусловливается не просто возрасте, а тем, что только на это время у каждого из них создаются в ходе обучения, познания я объективной действительности те внутренние условия, при которых становятся возможными более серьезные попытки творческой деятельности, несут в себе элементы оригинальности и ценностисті.

Энергетические потенции нервной системы могут снижаться вследствие ослабления физического состояния, истощение организма после длительных заболеваний, нарушение нормального функционирования желез внутренней се екреции. Издавна известная пословица, что в здоровом теле и дух здоровый. Поэтому забота о нормальном физическом развитии ребенка имеет важное значение для успеха ее обучения, а тем самым и для развития и в ияву ее способностейей.

Однако при всем своем бесспорном значении обучения также не может обеспечить всестороннее развитие способностей подрастающего поколения. Труд, создал человека в ходе ее истории, должна выполнять ц эту свою функцию и в индивидуальном становлении человеческой личностиі.

Сочетание обучения с производительным трудом открывает широкие перспективы для улучшения качества усвоения знаний учащимися, повышение уровня их общей образованности и одновременно для совершенствования их трудовой политехнической и профессиональной подготовки. Оно создает оптимальные условия для устранения разрыва между умственным и физическим трудом учащихся, для применения набуваних ими знаний на практике, формирование у ни х готовности к труду. Оно расширяет реальные взаимоотношения учеников с общественной средой, под воздействием которого формируются их нравственные умственные и. Другие качества, развиваются способноститі.

работе, учащиеся учатся того, чего они не могут научиться в процессе учебной умственной деятельности. Труд становится для них источником вопросов, которые они выясняют на уроках физики, химии, биологии и с др.. Других предметов. Она выступает как метод познания скрытых свойств, связей и отношений вещей, приобретения знаний и как критерий их истинности. Связь труда с обучением создает благоприятные условия для у свидомлення учениками значимости знаний, любви к умственной и к физическому труду. В доступной для учащихся общественно полезной продуктивной работы формируются необходимые для нее специфические особенности: спостережл ивисть, творческое воображение, мышление, способность, как образно выражаются,"сочетать голову руками"В ней вырабатываются умственные и практические операции, умение преодолевать трудности в практической реализации идей, конструктивных и других замыслов, которые возникают у учащихся. Соединение обучения с трудом создает благоприятные условия для укрепления связи обучения с жизнью, для внесения элементов творчества в процесс по своему оення учениками человеческого опыта, что имеет очень важное значение в их подготовке к творческой деятельностиорчої. ДІЯЛЬНОСТІ.

Следует подчеркнуть, что сама по себе, а соединенная с обучением производительный труд вносит свой существенный вклад в развитие способностей учащихся. Длительное выполнения ими однообразных производственных задач может быть оправдано теми или иными обстоятельствами, но оно не развивает их способностей способствует их развития такова трудовая деятельность, в которой учащиеся постепенно переходят от простых до более сложных задач, решений ние которых требует сочетания познания и практики, использования имеющихся у них знаний и получения новых, выработку умения применить все сложную техникку.

Организуя труд учащихся, мы исходим из того, что наша школа готовит своих воспитанников к труду в условиях ускоряющейся технического прогресса, основным средством которого является комплексная механизация и автоматизация производственных процессов. В этих условиях производительный труд, оставаясь физическим, все больше проникается умственными элементами, насыщается интеллектуальным содержанием, приближается к умственной деятельности. Она в. Авито особые требования к способностям работников, к их внимательности наблюдательности, сообразительности, способности быстро ориентироваться по показаниям автоматических приборов с ходе производственных процессов, пользоваться ваться их информацией и решать производственные задачи. Все это важно учитывать при выборе профилей производственной специализации в школах, разработке программ и методов производственного обучения учащиесянів.

Производственная специализация, осуществляемая на широкой политехнической основе, не вступает в противоречие с задачами всестороннего развития способностей учащихся. Напротив, она нужна для успешного выполнения этих зав заданий. Есть очень много различных видов профессиональной деятельности. Человек, даже если бы она жила в десятки раз дольше, чем в среднем живет теперь, не могла бы овладеть и десятой их частью ей приходится об граничить себя, потому что"без ограничения сферы деятельности нельзя ни в одной области совершить нечто выдающееся"Выбор определенной области деятельности позволяет человеку глубоко ею овладеть, развить свои способности к нее, стать талантливым художником, давать максимум того, что она может дать обществу и получать больше собственное удовольствие время она имеет возможность в часы своего досуга дополнительно включаться а другие виды деятельности, жить полноценной духовной жизнью своего общества, пользоваться благами науки и искусстви науки й мистецтва.

В связи с этим важное значение в содействии розпитку способностей подрастающего поколения приобретает профессиональная ориентация его в процессе обучения и работы, ознакомления с тем, какие есть профессии, который их сми исторических и перспективы развития, которые они ставят требования к человеку, его физических и психических качеств. Профессиональная ориентация и консультация помогает подросткам, юношам и девушкам правильно, обоснованно выбиты рати себе профессию в соответствии со своими интересами, наклонностями, способностями и потребностями общества. Любимая профессия открывает каждому из них путь к дальнейшему развитию своих способностей в процессе творческой деятельно остті.

Обучение не прекращается с переходом личности к профессиональной деятельности. Оно продолжается дальше, но по-разному в зависимости от того, насколько личность довольна своей квалификации, ее вм милисть в работе какой у нее уровень запросов. При высоком их уровне люди учатся дальше, работая, учатся на собственном опыте и на опыте других работников, овладевают новыми достижениями науки и техни ки, совершенствуют свои способности. Труд в любимой отрасли становится для них первой необходимости, которая побуждает их к движению вперед. Лучшие примеры дают нам знатные мастера свое? ахидникы, художники, писательники.

Итак, способности каждой личности не является чем-то постоянным, эоны прогрессивно меняются по мере того, как развивается личность в целом. В детстве и юности этот процесс связан с созреванием организма в, его нервной системы. В зрелом возрасте он продолжается дальше за счет обогащения опыта человека, совершенствование методики и техники. Ее работы. У разных людей этот процесс длится разного возраста в зависимости в ид индивидуальных особенностей организма, его трудоспособностисті.

Вместе с этим способности представляют собой устойчивые черты каждой личности. Стойкость их проявляется в способностях учащихся к обучению. Ученики, обладающих, например, высокими способностями в начале школьно ого обучения, хранят их на всех его последующих этапаах.

Показателем их являются высокий уровень усвоения ими программного материала при прочих равных условиях обучения. Это дает основания говорить о относительное постоянство темпа развития способностей, оказывается в то эмпи и качества обучения учащиесяв.

Родительское собрание «Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и внеурочной деятельности».

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формирова­нию успешной учебной деятельности учащихся.

Задачи:

1. Оценка значимости и действенности поддержки ребенка в его учебной деятельности со стороны родителей.

2. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.

З. Отработка с родителями воспитательных и психологических приемов поддержки учебной деятельности ребенка.

Форма проведения: семинар-практикум.

Этап подготовки.

1. Оформление родительского собрания: на слайде представляется цель, задачи собрания, мудрые мысли:

«Воспитание - это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас.» (Легуве)

«Великая трудность воспитания - это держать детей в повинове­нии, не портя их xapaктepa».(Левис)

«Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле вос­питания, - это чересчур торопиться». (Ж. Руссо)

«Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью».(А. Чехов)

2. Подготовка текстов «Заповедей воспитания» для участников собрания.

3. Подготовка с группой учащихся, шуточных сюжетов в каждом из которых два «собеседника».

4. Подготовка тренинговых упражнений для групповой работы родителей.

5. «Параллельное анкетирование» учащихся и их родителей.

Этап проведения.

Классный руководитель: Учеба наших детей - это то, что сопро­вождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длитель­ного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Вспомним, с какой радостью пришли ваши тогда еще малыши в школу. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях! Но, увы, далеко не все из них сбы­лись, и для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а ее формальный признак - оценка - увы, часто не радует. Как-то мне попалась очень интересная статья известного ученого, профессора Махмутова, посвященная проблеме интеллектуального развития школьников. В числе интересных фактов, приводимых в ней, меня поразило то, что, оказывается, более двух третей неуспе­вающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать подде­ржку своему ребенку в учебной деятельности.

Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить ти­пичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.

*Родители сидят в группах. На каждый вопрос отвечает одна группа.

Ситуация первая: ребенок в отчаянии от того, что не может решить задачу. При этом на Ваши вопросы о ее содержании­ отвечает с трудом или не отвечает вовсе. Как в этой ситуации должен действовать родитель, который, возможно, и сам не силен в математике?

Ситуация вторая: накануне ребенок долго и упорно учил историю. Но строгий учитель потребовал не только воспроизведения содержания параграфа, но и задал ряд вопросов по нему. В итоге - лишь «тройка». Ребенок заявляет, что больше предмет он учить не будет, потому что «бесполезно». Что делать?

Ситуация третья : придя с работы, застаете ребенка в слезах. Поговорив с ребенком, понимаете, что он не знает, как писать сочинение: с чего начинать, какова его логика, как выбрать главное. Но самая большая трудность в том, что ребенок абсолютно уверен в том, что у него ­это никогда не получится. Кроме того, его уже давно ждут друзья, чтобы поиграть во дворе в футбол, ведь он ключевая фигура - вратарь. Как помочь ребенку, не сломав его?

Возможные причины участники групповой работы могут представить, например, следующим образом:

Недостаточная усидчивость, неустойчивое внимание.

Недостаточные словарный запас, начитанность и умение выра­жать мысль.

Несформированность настойчивости, целеустремленности, терпения, аккуратности, организованности.

Неумение сравнивать, находить аналогии.

Отсутствие в учении опоры на желания и мотивы школьника. Однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров.

Низкая самооценка школьника.

Наиболее частой причиной неуспеваемости является отсутствие мотивации на обучение, либо неправильная мотивация. По данным анкетирования из 37 учащихся только двум ученикам учиться не нравится, т.е. у большей части есть мотив к учебной деятельности. Вот тут стоит посмотреть поглубже – чем обосновывают свои мотивы дети.

43% имеют вполне сформированный мотив – получить знания. Это дети, которые внимательны на уроках, они стремятся к новым знаниям, активны на уроке. К ним же можно отнести и тех, кто учится для того, чтобы в будущем стать ученым или из любви к отдельному предмету (17%). Сложнее обстоит дело с теми, кто учится ради пятерки (9%) или похвалы мамы (3%). Этим ученикам не важны знания, им нужна 5! Очень часто такую установку дают своим детям именно родители. Какой вопрос Вы задаете сыну или дочке после школы?

    ответы родителей

Правильным с точки зрения формирования учебного мотива будет вопрос «Что нового ты узнал, с чем познакомился, что понравилось?», а не «Какую оценку ты сегодня получил?».

Хорошо было бы беседовать с ребенком о важности знаний в будущем, формируя у ребенка учебный мотив.

Одного мотива для успешного обучения недостаточно. Необходимо постоянно поддерживать ребенка, обсуждать с ним трудности, успехи, взаимоотношения с учителями, одноклассниками. Радует тот факт, что все ученики отметили Вашу поддержку, хотя при ответе на вопрос об обсуждении 5 учеников ответили довольно странно – «нет», «нормально», «да, бьют».

Учебные способности есть у всех. Ребенку необходима поддержка, иногда помощь в трудных темах, поощрения за успехи, чувство ответственности за отсутствие результата.

Давайте посмотрим как ВЫ поощряете и накзываете своих детей за успехи и промахи в учебе?

    ответы родителей.

А теперь посмотрим, что ответили Ваши дети:

Правильным с точки зрения педагогической науки можно считать поощрение в виде похвалы, развлечений (особенно театр!). Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. При этом, если вы уверены, что ребенок старался, стре­мился к тому, чтобы научиться, но принес вместо «двойки» всего лишь «тройку», умейте обрадоваться и ей, ободрите ребенка. Хвалите ребенка за каждый успех в работе. Не упускайте того, что вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий, даже если в целом задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы пере­ходите к разбору неудач и сразу намечайте, как можно их исправить или избежать.

Недопустимым будет возможность погулять за хорошую учебу. Прогулка является естественной потребностью организма и должна быть режимным моментом в распорядке дня ученика. Еще сложнее обстоит дело с денежным вознаграждением.

Следующий ворос нашей анкеты звучит так «Наказывают ли тебя родители за промахи в учебе? Как?». Сначала хотелось бы послушать Вас.

    ответы родителей.

Давайте подумаем, а все ли получается у нас в жизни? Всегда ли мы успешны? Не думаю, что все ответят «да». Так почему же половина из Вас (50%) не дает права на ошибку своему ребенку? Что ждет ребенка за промахи? Его …

    Заканают (видимо родители)

    Накажут ремнем

    Не отпустят гулять

    Наругают

    Не дадут играть в компьютер

    5 дней без мультфильмов

    Закроют в комнате

    Поставят в угол

    Заберут телефон

    И, наконец, наругают и объяснят!

Именно объяснить ребенку в чем его промах, помочь понять причину неудачи, наметить пути исправления ситуации в наших силах. И это будет правильно. Постарайтесь не особенно ругать ребенка, стыдить и наказы­вать его: плохая оценка уже и так воспринята им как наказание. Выясните, за что именно поставлена не удовлетворяющая вас и ребенка оценка («двойка», «тройка», а для кого и «четверка»), чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребенок порой не в силах самостоятельно понять, что в его работе не понравилось учите­лю - почерк, ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть, что-то еще. Учитель иногда это не объясняет.

И здесь полезной может оказаться информация о любимом предмете и самом сложном для освоения с точки зрения Вашего ребенка.

Эта информация очень важна для определения учебных интересов ребенка, возможных мест затруднений. Проанализировав ее, можно выстроить для ученика образовательный маршрут: какие способности есть, как развить (сюда подключаем внеурочную деятельность – выбор кружка зависит от цели – либо усилить интерес, либо подтянуть ту область, которая вызывает затруднения)

Возвращаясь к беседам между родителями и ребенком, хочется обратить внимание на тему любимых предметов родителей в школе. Часто детям кажется, что их родители никогда не были учениками. Проговаривая с ребенком моменты о Ваших достижениях или промахах во время учебы, Вы даете ему понять, что понимаете его, что были такими же как он. Вероятнее, после такого разговора многие советы будут им более восприняты. По результатам анкетирования любимый школьный предмет мамы или папы смогли назвать 52% опрошенных. Другая половина либо не знает этого (т.е никогда не говорили об этом с родителями) либо в качестве любимых школьных предметов назвали:

    Вязание у мамы

    Работу у папы

    Косметику у мамы

    Стирку у мамы

Формированию учебных способностей учащихся способствует познавательная активность. Чтение художественной, научной литературы, просмотр телепередач и даже игры на компьютере могут способствовать ее повышению. Интересно, что только один ученик написал, что не читает сейчас. Семь человек (20%) назвали учебник по чтению, а один «Ну, погоди». Старайтесь, по возможности увлечь детей энциклопедиями, рассказами о природе, происхождении вещей. Это поможет углубить знания ребенка по предмету, а соответственно развивать учебные способности. Судя по тому, что в качестве любимых телевизионных передач назвали Ваши дети, помощи в развитии познавательных способностей это точно не принесет. И, наконец, компьютерные игры – играют все 100%! Есть и развивающие – шашки, пазлы, но больше – стрелялки, бродилки, гонки и т.п. в настоящее время есть огромное количество игр, помогающих развить учебные способности ребенка. Это и игры на внимание, память (мемори, что напутал художник), обобщение, нахождение лишнего предмета. И игры, непосредственно формирующие учебные навыки – математические вычисления, чтение слогов, слов, определение частей речи и т.д. от Вас зависит, во что будет играть ребенок и будет ли это способствовать его развитию.

Каждой группе родителей предлагается игра способствующая развитию мыслительныхспособностей детей на ноутбуках.

Классный руководитель: Мы завершаем работу в группах, благо­дарим участников и просим каждого сформулировать свой, прове­ренный жизнью либо найденный сегодня секрет поддержки учебной деятельности ребенка. Рефлексию построим следующим образом: я передаю любому из вас «микрофон» (это может быть любой пред­мет, символически представляющий микрофон), и этот участник говорит заготовленное на доске начало фразы, имеющее отношение к предмету сегодняшнего разговора «Я решил (а) для себя, что ни­когда не буду…», а завершает ее в соответствии с собственным пони­манием проблемы. Затем микрофон передается следующему участ­нику, и он завершает фразу «Для меня (или в нашей семье) главное в поддержке учебы ребенка - это...» И так поочередно. Мы при­знаем за вами и желание промолчать, если это что-то сокровенное или болезненное для вас. Заранее спасибо за участие, мы начинаем. Происходит обмен мнениями и крупицами родительского опыта.

Подведение итогов собрания.

Классный руководитель: Итак, мы сегодня убедились, что при­чин «неуспешной» учебной деятельности детей очень много. Уз­нать эти причины, найти способ избавиться от них можете только вы, разумеется, при поддержке педагогов. И нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уни­кальны и наши с ним отношения. Вы лучше знаете своего ребен­ка, больше всех его любите, вам легко «почувствовать» его, пос­мотреть на мир его глазами.

У вас, самых близких для него людей, это обязательно получится. В любом случае помните, что нет в жизни маленького ребенка ни­каких психологических, поведенческих отклонений, не связанных в той или иной мере с особенностями семьи, окружающий его взрос­лых, их чувств, действий. Может быть, стоит присмотреться к себе и измениться. Мы подготовили для вас «Заповеди воспитания» и с удовольствием предлагаем их вам, завершая наш сегодняшний раз­говор (раздает текст «Заповедей»).

Анкета для учащихся.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Анкета для учащихся.

    Нравится ли тебе учиться? Почему?_________________________________________

____________________________________________________________________

    Поддерживают ли тебя родители в учебе?____________________________

    Обсуждаешь ли ты с родителями свою учебу? (трудности, успехи, взаимоотношения с учителями)__________________________________

    Поощряют ли тебя родители за успехи в учебе? Как?________________________

____________________________________________________________________

    Наказывают ли тебя родители за промахи в учебе? Как?______________________

____________________________________________________________________

    Назови свой самый любимый предмет в школе_____________________

    Назови самый сложный для освоения предмет______________________

    Какой предмет был самым любимым

у твоей мамы________________ у твоего папы____________________

    Какую книгу ты сейчас читаешь?__________________________________

    Какие передачи ты любишь смотреть по телевизору______________________

    В какие игры играешь на компьютере?__________________________________

Заповеди воспитания

Найдите в ребёнке что-нибудь, достойное похвалы. У ребёнка, уверенного в себе, все получается. Самоуважение - это главное, что вдохновляет ребенка на успех, и чем раньше вы поможете ему обрести это чувство, тем лучше.

Не ругайте, а учите! Если собрать воедино все замечания, которые делают детям, то доля негативных оценок будет очень высока. Часто они унижают ребенка: «Какой ты тупой!», «У тебя что, мозги не работают?» и т.д. И маленький человек может, в конце концов, поверить всем слова сказанным ему взрослым в порыве гнева. Критиковать надо не ребенка, а его поступки и поведение. За каждым «плохо» должно стоять объяснение: ты неправильно начинаешь решение задачи, сначала надо несколько раз прочитать условие и кратко его представит всегда давайте понять ребенку, чего Вы от него хотите, а не только чего Вы не хотите. В сложной ситуации лучше запоминается то, что слышишь последним. Это последнее должно быть позитивным.

Оцените сильные стороны своих детей. Мы часто хотим сделать из ребенка то, что нравится нам самим, не прислушиваясь к его собственному мнению и самооценке. Важно спросить у ребенка: «Чем тебе нравится заниматься? Что ты делаешь с удовольствием? Что у тебя хорошо получается?» Его ответы могут открыть нам такие способности ребенка, о которых мы раньше и не подозревали.

Развивайте в ребенке уверенность в себе. Если ребенок чего-то боится, надо мысленно проиграть с ним части действия, которые вызывают страх, создав уверенность в возможности преодолеть отдельные этапы этого действия. Положительное восприятие самого себя повышает самооценку, что, в свою очередь способствует успеху. А хорошо выполненное дело позволяет оценить себя еще выше, что ведет к достижению еще больших успехов.

Научите своего ребенка расслабляться. Умение расслабиться важно для Вашего успеха. Когда Вы не напряжены, то думаете более четко и Ваше тело функционирует с большей отдачей. Начните с дыхания и научите ребенка правильно дышать, а потом найдите что-то, о чем надо подумать, чтобы снять напряжение. Пусть Ваш ребенок думает об этом, пока не успокоится.

Напоминайте ребенку о его успехах. Можно также предложить ребенку представить и нарисовать картинки будущих наград и призов, которые ему предстоит завоевать

Идите к цели постепенно. Можно нарисовать лестницу с пятерками на верхней ступеньке и повесить ее на видном месте. А на разных ступеньках напи­шите: вовремя сдавай задания, читай всё, что положено по программе и т.д.

Никогда не забывайте что воспитание - это длительный процесс, включающий в себя поддержку, поощрение и упорный труд.

Ах дети, дети! Как они быстро растут, как быстро развивается их сообразительность. Они уже не задают вопросы, а на все вопросы готовы ответить сами:

Какой предмет тебе больше всего понравился в школе?

Наручные часы нашего классного руководителя!

Кем ты будешь, когда вырастешь? .

Знаменитым человеком!

Почему ты так думаешь?

Учительница сказала, что с таким поведением я непременно попаду в историю.

Дети, дети! Наши развитые кино и телевидением дети…

Когда собираешься делать уроки?

После кино.

После кино поздно!

Учиться никогда не поздно!

Дети! Наши все видящие, все замечающие дети!

Почему ты целый день валяешься на диване? .

Готовлюсь стать папой.

Почему ты дома не открываешь учебник?

Но ты же сама говорила, что учебники надо беречь!

Эх, сынок, что же ты на контрольной по математике 120 градусов отмерить не смог?

А я градусник дома забыл!