Положение русскоязычного населения в Теркмении может постепенно измениться к лучшему с приходом к власти нового президента Гурбангулы Бердымухаммедова. При Сапармурате Ниязове русский язык, хоть и имел статус межнационального общения, фактически перестал выполнять эту функцию, а дискриминация против русского населения была повсеместной.

СТАТИСТИКА

История русского населения в Туркмении уходит корнями в период Российской империи. Судя по переписи 1897 г. в Закаспийской области, большая часть которой принадлежит сегодня современной Туркмении, проживало около 8% русского населения. После образования СССР, в результате переселения, доля русских в Туркмении увеличилась до 18,6% в 1939 г. Затем их доля начала уменьшаться.

По результатам последней всесоюзной переписи 1989 г., в Туркмении проживало 334 тыс. русских, что составляло около 10% населения всей республики. По удельному весу, в конце 80-х русские занимали второе место после туркмен.

После развала Советского Союза в Туркмении, как и в других бывших союзных республиках, начался отток русскоязычного населения. По данным переписи 1995 г. доля русского населения составляла 6,7%. По удельному весу, русские были вытеснены узбеками, которые составили 10% населения Туркмении.

Последние официальные данные о составе населения были озвучены самим экс-президентом Сапармуратом Ниязовым в 2001 году.

"3% населения страны - узбеки, 2% - русские. Коренная нация - туркмены - составляет 91%", - заявил президент Ниязов.

В итоге, если верить официальной статистике, к 2001 г. количество русских в Туркмении сократилось втрое: с 334 тыс. до 100 тыс. человек.

В 2003 г. пошла новая волна переселенцев, вызванная односторонним выходом Туркмении из соглашения с Россией о двойном гражданстве. Правительство дало два месяца определиться с гражданством всем, у кого имелись два паспорта.

Однако те, кто оставил себе российский паспорт, лишались своего жилища: по закону иностранные граждане не могут владеть недвижимостью в Туркменистане.

На сегодняшний день нет точных данных, сколько русских осталось в Туркменистане.

С обретением независимости туркменский язык заполнил языковое пространство. На работу в государственные организации без знания туркменского не берут. Делопроизводство ведется только на туркменском языке.

Все надписи и вывески на улицах - по-туркменски. Все четыре телеканала вещают, в основном, на туркменском языке, на нем же ведется обучение в вузах.

В результате русский язык, за которым закреплен статус языка межнационального общения, уже давно перестал выполнять данную функцию.

"В Ашхабаде еще можно услышать русскую речь и не удивляться, все-таки столичные туркмены довольно русифицированы. Но в селах русский язык стал экзотической речью, которую мало кто понимает", - говорит Степан, учащийся в университете в Киргизии.

Дискриминация национальных меньшинств, включая русских, происходит в разных сферах: при приеме на работу или сокращении, при предоставлении медицинских услуг.

"В Туркменистане мне не нравятся работодатели, медицина здесь - полный ноль, и политика в пользу граждан хромает. Если у тебя русская фамилия, ты никто", - сетует Татьяна, работающая в частной фирме в Ашхабаде.

Многие русские выбрали переселение в качестве решения всех этих вопросов.

Однако не все переселенцы адаптируются на новом месте. Недоброжелательность россиян к приезжим соотечественникам из центральноазиатской республики вынуждает многих возвращаться в Туркмению.

Тетя Галя - одна из таких "возвращенцев".

"Наше воспитание слишком смешанное: мусульманские ценности переплелись с христианскими. Поэтому нас в России чисто русскими не признают. И мне там трудно прижиться. Моя родина здесь", - говорит она.

В Туркменистане русских называют "орус" - русские, а в России они - туркмены. "Чужой среди своих, не свой среди чужих", - так охарактеризовал такую ситуацию Андрей.

Отношение к русским в Туркмении разное. У Фирузы - мама русская, а папа - туркмен. Она внешне не похожа на туркменку, и имеет славянские черты.

"Я чувствую себя чужой в своей стране из-за моей внешности, - говорит она. - Идешь по улице, дети обзывают "орус-папирус", девушки негативно осматривают, для них я "орус" - русская".

Сегодня в Туркмении очень редко встречаются межнациональные браки. Они не поощряются и на государственном уровне.

"Мы помним - мы туркмены, мы гордимся своими корнями", - проповедовал "отец всех туркмен" Сапармурат Туркменбаши, призывая "не портить чистоту" туркменской крови.

Пропаганда Туркменбаши считает туркменами весь народ Туркмении. "Судьба туркмена - судьба народа", - проповедовал Ниязов в прошлом. Такая идеология, ставящая туркменов выше всех, сказывается в повседневной жизни - от поиска работы до общения с соседями.

Законы страны требуют "высоких идеологических и моральных качеств" при устройстве на работу, что позволяет властям не принимать на работу русских, узбеков или представителей других нацменьшинств.

В своих речах "отец всех туркмен" открыто выражал свое сомнение в лояльности русских и других меньшинств государству. Поэтому вероятность, что они могут занимать высокие посты, очень низка, поскольку все нетуркмены - как бы потенциальные изменники.

В результате сокращений в сферах образования и здравоохранения, перешедших на финансирование местных властей, русские и другие национальные меньшинства оказались первыми, попавшими под увольнение.

Трудоустройство имеет ярко выраженный дискриминационный характер в пользу туркмен. Во многих местах требуют предоставить генеалогию предков по туркменской линии до третьего поколения. Следовательно, нетуркмены автоматически остаются "за бортом".

Представителей русского населения в высшем представительном органе страны Халк Маслахаты (парламенте), в правительстве и в судебной системе - единицы. Но даже из этих немногих ни один не занимает видную должность.

"Русские могут быть замами, помощниками, но начальником должен быть обязательно туркмен", - утверждает Степан.

ОРГВОПРОС

В Туркменистане не существует ни одной организации, независимой от государства. Любые собрания и движения могут возникать лишь с разрешения властей. Следовательно, организаций, которые критиковали бы дискриминационную политику режима, не существует.

Отсутствуют даже культурные центры, существующие в других центральноазиатских странах под крылом государственного института.

Это связано с государственной пропагандой, которая возносит культуру, язык и наследие туркмен как элементы, которые должны быть привиты всем гражданам, ибо, согласно ей, Туркмения - это земля туркмен.

Любая другая культура воспринимается как чуждый элемент, направленной на подрыв единства общества.

В первые годы независимости была создана "Русская община", однако она быстро прекратила свое существование, после того как ей было отказано в перерегистрации.

КУЛЬТУРА

Именно культурный вопрос вызывает наибольший резонанс среди общественности, когда речь идет о русском населении в Туркмении.

В середине 1990-х была прекращена трансляция российских каналов. Радио "Маяк" прекратило свое вещание в 2004 году.

С середины 1990-х начали закрывать русские школы. Сегодня в стране существует единственная русская школа имени Пушкина в Ашхабаде. Несколько русских классов остались в больших городах, но их количество продолжает уменьшаться.

Чтобы поступить в вузы страны, абитуриентов проверяют на знание "Рухнамы", духовного руководства туркменов, написанного самим Туркменбаши. Отец всех туркмен призывал трижды прочесть книгу, чтобы попасть в рай.

До недавнего времени дипломы иностранных вузов, в том числе и российских, не признавались. Это служило дополнительным поводом для увольнения русских, или представителей других национальностей, получивших образование за пределами Туркмении, в том числе еще в братских тогда советских республиках.

Единственный Русский театр - Русский драматический театр им. А.С. Пушкина - постоянно находится под давлением со стороны властей. В 2004 г. старейшее здание театра было снесено. Театр переселился в бывший клуб шелкомотальной фабрики.

Театр пользуется популярностью среди русскоязычного населения и даже самих туркмен. В отличие от некоторых других стран региона, в Туркмении многие русские осведомлены о существовании русского театра, и регулярно его посещают.

Но театру приходится бороться с рядом проблем. В актерском коллективе русских остается все меньше, а репертуар театра заполняют представления, поставленные по сюжетам из "Рухнамы".

Насаждение идеологии, основанной на "Рухнаме", которая возвеличивает только туркмен, зачастую происходит за счет уменьшения влияния других этнических групп.

"Из-за агрессивного продвижения туркменской культуры, русским сложно поддерживать свою культуру. Например, на работе их заставляют одеваться как туркмены", - говорит Фируза.

Столица Туркмении отличается большим количеством культурных мероприятий, которые привлекают и русское население.

"У нас постоянно проводят концерты классической музыки, куда я хожу хотя бы два раза в месяц", - говорит Фарангиз, туркменка из Ашхабада.

Тем не менее, возможности поддержания любой не туркменской, причем не только русской, культуры ограничены.

В стране издается единственная газета на русском языке "Нейтральный Туркменистан". Российские газеты и журналы завозятся в страну челноками, в обычных киосках их не продают.

Все четыре телеканала страны вещают на туркменском, хотя и включают краткие программы и новостные обзоры на русском языке.

В крупных городах, большинство населения пользуется спутниковыми антеннами, чтобы смотреть российские каналы.

Книги на русском языке практически невозможно найти в продаже. Многие просто перечитывают книги из своей старой домашней библиотеки, сохранившейся еще с советских времен.

ТУРКМЕНИЯ ПОСЛЕ НИЯЗОВА

После смерти Туркменбаши и с приходом нового президента, в стране начались положительные изменения. Отношения с Россией, отмеченные новыми контрактами о поставке газа и строительства трубопроводов, приобрели более активную форму.

Эти изменения влияют и на жизнь русского населения.

В первую очередь, они касаются образования. Новое руководство страны начало предпринимать меры по ликвидации нехватки кадров во всех сферах - результат губительной образовательной политики Туркменбаши.

В июле министерство образования Туркмении объявило набор студентов в российские вузы, в основном, связанные со стратегической нефтегазовой отраслью. Такой шаг фактически отменяет решение о непризнании дипломов иностранных вузов, что, в свою очередь, позволяет русским в стране найти работу по своей специальности.

В том же месяце были отменены ограничения на передвижение внутри страны. Эти меры, вместе с планами по привлечению туристов и строительству курортной зоны, могут способствовать упрощению процедуры въезда и выезда из страны.

В результате, русские Туркмении смогут чаще ездить в Россию, а россияне - в Туркмению.



Аэропорт Ашхабада

В почте АНТ есть несколько сообщений, авторы которых - молодые девушки из разных мест Туркменистана или их родители. Суть всех сообщений одна: девушка пыталась выехать из страны, но дальше паспортного контроля аэропорта ее не выпустили. Уточнить причину запрета всех отправляют в миграционную службу.

Сегодня мы рассказываем историю одной из тех, кому не повезло. Возможно, ее опыт послужит кому-то уроком, чтобы не совершить в будущем подобной ошибки.

Наргиза С . - студентка одного из турецких вузов. Встречается с парнем, турком, который в этом году сделал девушке предложение. Наргиза сдала летнюю сессию и приехала домой на каникулы повидаться с родными и чтобы не нарушать визовый режим. Но главное - взять справку о том, что она не состоит в браке на территории Туркменистана. Такая справка, заверенная соответствующим отделом министерства юстиции и МИД Туркменистана, требуется в любой стране для заключения брака с гражданином этой страны.

Девушка, вооружившись необходимыми документами, отправилась по инстанциям - от ЗАГСа по месту прописки в Туркменистане до архива ЗАГС в Ашхабаде и двух министерств. Заплатив за услуги немалые деньги, Наргиза получила заветную справку, срок действия которой ограничивается тремя месяцами. В Турции ее ждал жених, его семья уже вовсю готовилась к свадьбе, так что наша героиня, не засиживаясь долго дома, поспешила навстречу самому счастливому для любой девушки событию.

Но не тут-то было: в аэропорту туркменской столицы невесту ждало разочарование - выезд из страны ей запрещен.

«Больше всего меня поразило то, — пишет девушка, — что, как только я приложила палец для снятия отпечатка, офицер, глядя в компьютер, мне сказал: «Брала справку в министерстве юстиции и теперь летишь, чтобы выйти замуж? Иди в миграционную службу, там тебе ответят на все вопросы». Я обомлела от этого заявления! Выходит, министерство юстиции предупреждает миграционную службу, куда и зачем направляется человек, который обращался к ним. Все прозрачно!»

В миграционной службе Наргизе не добавили к уже сказанному ничего нового. Там даже не знают, как долго будет продолжаться запрет на выезд. «Может, три месяца, может, дольше», — таким был ответ. Наргиза уверена: как минимум, до истечения срока справки, чтобы у нее не было возможности расписаться в Турции со своим женихом.

По ее словам, оказавшихся в подобной ситуации несостоявшихся туркменских невест по всей стране десятки. Некоторых из них она встретила, когда бегала по инстанциям. Связь поддерживает со всеми. Выяснилось, что и им выехать из страны также не удалось.

«Как будто мы совершили какое-то великое преступление!», — пишет Наргиза.

Вмешательство туркменских властей в частную жизнь своих граждан стало уже обычной практикой. Перед молодыми женщинами буквально опускается шлагбаум, когда они хотят уехать из страны, хотя ни в каком законе не прописано, что гражданкам Туркменистана запрещено выезжать в ту же Турецкую Республику.

О том, что произошло с Наргизой, мы рассказали двум знакомым женщинам, чьи дочери в этом году, в отличие от нашей героини, вышли замуж за иностранцев. И вот какие советы они дают тем девушкам, которые собирают справки для заключения брака за рубежом.

Подавайте запрос о том, что вы не состоите в браке в Туркменистане, в туркменское посольство в стране, где вы в данный момент находитесь и где собираетесь оформить брачные отношения. Процедура может затянуться от одного до трех месяцев, но вы гарантированно получите такой документ со всеми необходимыми заверениями.

Если в вашей стране пребывания посольства Туркменистана нет, то попросите своих родителей получить для вас такую справку внутри страны. Правда, для этого им понадобится оригинал вашего свидетельства о рождении. Если он оставлен дома, то пусть родители начинают процедуру получения этой справки.

Первый вариант имеет лишь один минус - продолжительность. У второго минусов больше. Вашим родителям придется обежать целый ряд ведомств, основная часть из которых находится в столице. Так что если они живут в велаяте, то пусть настраиваются на 2-5 дней пребывания в Ашхабаде.

Перечислим еще раз эти ведомства:

  • местный ЗАГС, где выдадут справку о том, что вы последние 5 лет не состоите в браке на территории своего велаята; справка действительна всего несколько дней;
  • Архив ЗАГСа в Ашхабаде, который выдаст справку о том, что вы не состоите в браке в Туркменистане; действие этой справки без заверения не более 3-х дней;
  • Министерство Адалат (юстиции), которое заверит эту справку;
  • Министерство иностранных дел, которое ставит свое основное заверение. Справка действительна сроком на 3 месяца. Заверение в МИДе делают в течение рабочей недели, но срочно – за 1 рабочий день. В срочном порядке придется заплатить сумму в несколько раз превышающую обычную стоимость услуги.

Хочется надеяться, что данная информация предостережет от неверного шага туркменских девушек, которые собираются выйти замуж в другой стране.

Каждый иностранец, пожелавший взять в жены туркменскую девушку, должен внести $50 тыс. в кассу общества "Туркменгосстрах". Соответствующее решение отца всех туркмен Сапармурата Ниязова уже вступило в силу.

Постановление "О государственном калыме" предусматривает, что будущий муж должен прожить в Туркмении не менее года и, таким образом, узнать обычаи и традиции народа, которым обязан следовать. Жениху полагается иметь собственное жилье, а также он обязан предоставить справку из туркменского медучреждения, удостоверяющую, что он абсолютно здоров. "Мы кому попало своих девушек не отдаем" -- так прокомментировали корреспонденту Ъ это положение в аппарате президента.

На Востоке всем известно, что в Туркмении самые красивые девушки и кони. Но если средняя цена ахалтекинцев была определена давно (например, конь, подаренный Борису Ельцину, оценивается в $1,5 млн), то какой "государственный калым" нужно отдать за черноокую, луноликую, тонкую, стремительную, дикую и т. д. туркменскую красавицу, стало ясно только теперь. И $50 тыс. за такое счастье (плюс $1000 на свадьбу: десять баранов по $30 за голову, спальный гарнитур за $300, десять золотых колец для невесты за $100 и примерно $300 на все остальное) -- это совсем недорого. Особенно если учесть, что туркменки славятся и гордостью, и тем, что единственные из восточных женщин никогда не закрывали лица, к тому же они прекрасные наездницы -- по многочисленным историческим данным, смелые воительницы-амазонки жили именно на территории современной Туркмении.

Постановление Туркменбаши "О государственном калыме" принято, конечно, "по многочисленным просьбам трудящихся". Год назад в стране вообще запретили браки с иностранцами. По данным ашхабадских загсов, это ударило по планам более тысячи молодоженов и большая их часть за этот год уехала из страны, чтобы создать семьи за рубежом: в Турции, в странах Персидского залива и в Узбекистане. Между тем прирост населения в Туркмении, где всего 5,5 млн граждан, снизился до 5% в год -- это меньше, чем во всех других странах Азии.

Постановление "О государственном калыме", как считают ашхабадские юристы, имеет только один изъян: в тексте не прописано, вернутся ли деньги мужу в случае развода. Юристы считают, что будет лучше, если эти $50 тыс. направят на воспитание ребенка, оставшегося без отца.

Пятьдесят тысяч за руку и сердце

Жениться на туркменке - дорогое удовольствие

Екатерина Коротаева

Институт семьи и брака Туркмении подвергся серьезному реформированию. Уведомление о новом порядке, которое вчера распространил МИД Туркмении, фактически ставит крест на интернациональных браках. Формально, конечно, браки граждан страны с иностранцами не запрещены. Однако теперь, если иностранец захочет жениться на туркменке, он должен внести 50 тысяч долларов на специальный счет. Эти деньги станут "гарантией обеспечения детей на случай расторжения брака".

Документ был распространен в представительствах иностранных государств. Как сообщается, в дипмиссиях "с пониманием" отнеслись к постановлению. Ведь в Ашхабаде и так уже более года не регистрируют браки с гражданами других государств. После введения нового порядка регистрация возобновится. Если будут желающие...

Любви, конечно, деньги не помеха - но только при условии их наличия. Хотя, возможно, введение такого порядка является формой борьбы за чистоту расы? Кто знает... Между тем, материальный вопрос - далеко не единственная преграда для счастья молодых. Кроме материальной обеспеченности, иностранный претендент на руку и сердце гражданки Туркмении должен к моменту заключения брака прожить на территории страны не менее одного года и "иметь жилую площадь на правах собственности". Также не обойтись без прописки или регистрации в соответствующих органах.

Сами граждане Туркмении по новому закону могут вступать в брак не раньше 18 лет. Обязательно также наличие брачного контракта, в котором оговариваются имущественные права и обязанности супругов, а также их обязательства по содержанию детей в случае расторжения уз Гименея. Остается только надеяться, что подобные нововведения не разобьют сердца влюбленных и не приведут к повальным побегам юношей и девушек из отчего дома.

Туркменский народ издревле существует в условиях тяжелого труда. Общество построено на усилиях людей, готовых к преодолению трудностей и преград, умеющих много трудиться. Туркмены уважают личностей, которые достигли чего-то существенного в своей жизни благодаря труду. Им не свойственно презирать физическую работу и превозносить умственную - любой вид деятельности, направленный на создание материальных или нематериальных активов, в Туркменистане почитается. Образ работящего и преданного своему делу человека признан в туркменском обществе достойным примером для окружающих. Увидев, как кто-то трудится, настоящий туркменский человек не упустит возможности поддержать работягу словом, похвалит его и пожелает удачи. Любовь к труду воспитывается у туркменских людей с детства. Уже в подростковом возрасте туркменский человек начинает осознать, как важно в обществе, которое его окружает, быть уважаемой личность, вызывать одобрение своими усилиями и трудовыми успехами. Туркмены часто стараются продемонстрировать свои успехи выше стоящему руководству, ищут повод, чтобы получить похвалу близких и друзей за трудовые успехи.
Немного о туркменских семьях. Семья - один из наиболее влиятельных факторов, которые формируют личность человека в Туркменистане. Родители прививают своим детям те понятия и нормы морали, которые традиционно передаются в их семье. Большое значение имеет и национальное воспитание, то есть совокупность традиций, моральных принципов и правил, свойственных данному обществу на протяжении нескольких поколений. Туркмены преданны своим семьям, однако не прихотливы в быту и не слишком заботятся о жилище, не стремятся сделать его максимально комфортным. Для настоящей туркменской семьи приятной традицией является распитие зеленого чая. Это объединяет всех членов семьи и позволяет посвятить время общению друг с другом. Вообще, туркменская нация дружная. Общественная жизнь важна для многих представителей Туркменистана. А в общении они очень открыты и активны. Способны тонко чувствовать настроение собеседника, сопереживать и понимать своих оппонентов. Темпераментом, который в наибольшей мере свойственен туркменским людям, является флегматический. Они достаточно спокойны и уравновешенны по натуре. Умеют держать под контролем ситуацию, в которой находятся, стремятся обладать своими эмоциями.
В Туркменистане есть особенная категория людей, которые пользуются безотказным авторитетом в обществе и являются примером для пришедших поколений. Это - аксакалы, люди в возрасте, умудренные жизненным опытом и занимающие значительное место в своей семье, селении или даже в государстве. К аксакалам проявляют особенное уважение и почтение. В их присутствии молодые туркмены ведут себя только вежливо, проявляются заботу. К советам, рекомендациям и указаниям аксакалов относятся очень внимательно, часто следуют им беспрекословно.
Туркменское общество весьма религиозно. Мусульманство играет важную роль в воспитании молодого поколения, формировании личности туркменского человека, укладе жизни зрелых туркменов. Благодаря канонам, прописанным в Коране, туркменская нация имеет ряд традиций и морально-культурных законов, которые влияют на ее семейную, общественную, политическую жизнь народа. Поклонение религиозным канонам на столько распространено в Туркменистане, что оно имеет общенациональный характер. плитка тротуарная Многие традиции, пришедшие в обыденность туркменов с Ислама, воспринимаются как народные. Более того, люди, являющиеся атеистами, проходят обряды и принимают нормы, установленные в обществе под влиянием религии. Так, обряд бракосочетания имеет религиозную основу, но он проводится при регистрации, практически, каждого брака на территории Туркменистан вне зависимости от религиозных предпочтений граждан. Почему так происходит? Дело в том, что под влиянием близких или общественного мнения неверующим людям приходится идти на традиционные обряды. Соответствовать окружению, в котором живешь, для туркменов очень важно.
Туркменское общество - это совокупность малых групп. Безусловно, существуют и большие формальные и неформальные социальные группы, но малые здесь имеют свои особенности, по этому остановимся на них. Туркмены часто объединяются в небольшие коллективы для совершения общего дела. Это может касаться не только работы, но и развлечений, оздоровления, семейных дел, часто к созданию альянсов прибегают для защиты прав определенной группы населения страны и прочее. Интересно, что люди не испытывают стеснения или опаски по отношению к окружающим в таких малых социальных группах. Они отчетливо понимают необходимость быть полезными друг для друга и взаимодействуют для всеобщего и собственного блага. Эта умение контактировать и работать в команде подкреплено такими национальными чертами характера как: дисциплинированность, трудолюбие, честность. Туркмены уважительно и доброжелательно настроены по отношению к своим соотечественникам, но весьма осторожны, а иногда даже и агрессивны, с иностранцами.

«На учебу или работу – неважно, важно оттуда уехать!» – так скажут вам многие молодые туркменистанцы, которые правдами и неправдами оказались за пределами родины.

Наша героиня, назовем ее Марал, в 2008 окончила среднею школу в одном из поселков Лебапского велаята. Начиналась взрослая жизнь. Семья жила не богато, поступить в вуз или даже училище денег не было. Работать хочется, но где? Ехать в Турцию? Отзывы побывавших там далеко не всегда положительные.

Четыре года Марал не могла найти работу, но потом ей повезло. Через знакомых в Ашхабаде нашла работу официантки в одном из кафе. Да работа не легкая, но главное что она есть. Однако Марал проработала всего два месяца и тут начинаются проблемы.

20-го ноября 2012 года вечером в кафе пришли пять посетителей. Поведение их было странное. Присели за столик, и буквально через 15 минут начали махать своими корочками. Приехала спецмашина 02. Закрыли вход в кафе и начали всех девушек и женщин сажать в эту машину. Никто ничего не понимал, владелец кафе что-то хотел объяснить этим людям, но его никто не слушал. Задержанных девушек и женщин привезли в отделение полиции Азатлыкского этрапа столицы и препроводили за решетку. У задержанных была паника, никто ничего не понимал, кто-то плакал, кто-то ссорился с сотрудниками полиции. Через два часа люди поняли за что их задержали. Это был обычный рейд на нелегально находящихся в Ашхабаде.

Среди задержанных были местные, и так как за ними приехали мужья, отцы или братья их отпустили. Тех, кто не был прописан в Ашхабаде, оставили ночевать в холодных, грязных камерах. Ведь за ними никто не приедет. У хозяина кафе нет ни времени, ни желания «вытаскивать» своих работниц, ему легче принять на работу новых официантов.

Время шло. На возмущение задержанных никто не реагировал. Позвонить не разрешали. Только через 1,5 сутки дали воды и кусок хлеба.

А за что их задержали? В чем причина временного ареста? На эти вопросы никто не отвечал. Был только один ответ: «Нелегально (т.е. без прописки) находились в столице». А столица что – это отдельное государство, надо получать визу?

После трех дней, когда за ними никто не приехал, сотрудники полиции поняли, что с них нечего взять. Всех, в сопровождении конвоя, посадили на поезд Ашхабад – Атамурат и отправили по месту прописки. Когда девушки приехали домой им не давали покоя и дома. Каждый день вызывали в местное отделение полиции. Хотели поставить на учет, ссылаясь на приказ из Ашхабада.

В своем городе или поселке каждый имеет знакомых, через которых можно решить возникшие проблемы. Так и закрыли вопрос с полицией.

В конце концов, не найдя себя в Туркменистане Марал уехала в Турцию, где сейчас работает, находясь на нелегальном положении. «Уж лучше быть нелегалом на чужбине, чем нелегалом у себя на родине» – считает Марал. И тысячи других молодых туркменистанцев, которые не смогли найти работу или поступить в учебные заведения в Туркменистане, с ней согласны.

Вконтакте