ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ».

Каждый народ в историческом процессе создает свою национальную культуру, аккумулирующую вековую мудрость, духовные и нравственные ценности. И очень важно, чтобы эти созданные и накопленные богатства не оставались в прошлом, а постоянно питали новые подрастающие поколения.

Иметь родную нацию есть поистине счастье, а утратить с нею связь, есть великое горе.

Национальное обезличение великая беда и опасность в жизни человека.… С ним необходимо бороться настойчиво и вдохновенно. И вести эту борьбу необходимо с детства.

При рассмотрении вопроса о национальном воспитании необходимо затронуть такие понятия как: терпимость и толерантность.

Толерантность – это терпимое, уважительное отношение к людям, признание права каждого человека и индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом. Культура и философия толерантности базируются на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свои национальные и религиозные воззрения, своё отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру.

Педагогическая толерантность требует соблюдения некоторых основных принципов:

– все работники образовательного учреждения и родители в общении с детьми должны проявлять к ним доброжелательность, терпение, уважение;

– педагоги должны относиться к детям с одинаковым уважением, не возвышая одних за счёт унижения других;

–похвала должна способствовать развитию ребёнка, стимулировать получение знаний и умений, а не быть кнутом в руках педагога;

– процесс обучения невозможен без продуктивного позитивного общения, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни.

Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.

Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Оно означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Оно означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других.

Сколь важны условия, когда дети могут свободно выражать свои чувства, потребности, переживания, об этом знают все практики. Ведь постоянное подавление протеста, чувств, постоянное непротивление отрицательным воздействиям – агрессивному поведению сверстников, неуважительному отношению взрослых, терпеливое переживание физического дискомфорта снижают чувствительность и порой даже саморазрушают личность. Отсюда понятно, почему в современном общественном сознании получило широкое распространение понятие толерантности, т.е. терпимости к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Вопрос о национальном воспитании детей в детском саду имеет серьезнейшее значение. Надо сказать, что впечатления детства глубоко влияют на все дальнейшее формирование человека, на организацию его поведения.

Национальное воспитание обязательно должно сочетаться с воспитанием у детей чувства национальной гордости, а также уважением к другим народам родной страны. В соответствии с этим можно наметить основные направления, по которым строиться работа по национальному воспитанию в детском саду. Прежде всего, это воспитание у дошкольников дружелюбного отношения к людям других национальностей. Выделение этого направления приобретает особую важность, потому что состав большинства детских садов многонационален. Национальное воспитание предлагает также обязательное ознакомление ребенка с трудом, бытом, искусством народа той республики в которой он живет.

Т.о. патриотическое и интернациональное воспитание органически связаны между собой и являются одними из компонентов национального воспитания. При планировании педагогического процесса необходимо предусматривать оба эти направления и в соответствии с возрастом отбирать содержание и средства воспитания.

Существует несколько алгоритмов национального воспитания:

  1. Изучение родного языка и родной культуры
  2. Изучение других языков и культур
  3. Формирование толерантного сознания детей на основе диалога культур.
  1. Изучение детей с традициями семьи
  2. Изучение местности (деревня, село, город)
  3. Изучение с республикой
  4. изучение страны
  5. изучение мира (всей планеты)

Большая работа должна вестись с родителями детей, так как истоки национального воспитания закладываются с первых дней рождения ребенка.

«Язык вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. Все это ребенок должен получить вместе с молоком матери», чтобы пробуждение его личности, формирование сознания и самосознания совершилось на родном языке».

«Ребенок, должен слышать песню еще в колыбели. Пение несет ему первый душевный вздох и первый духовный стон. Песня научит его первому одухотворению, песня даст ему ощущение душевного счастья. Песня глубока как человеческое страдание; искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение».

Было бы очень хорошо, если бы в семьях происходило чтение вслух «классиков разных народов, по очереди всеми членами семьи хотя бы понемногу…» Существенны и ненавязчивые «семейные беседы о преимуществах родного языка – о его богатстве, благозвучии, выразительности, творческой неисчерпаемости, точности и т.д.» Разумеется, все это возможно при условии, что сами родители достаточно образованы и культурны, и их словарный запас отличается от словаря известного персонажа романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» людоедки Эллочки. К сожалению, зачастую и взрослые обладают убогим словарным багажом: за вычетом нецензурной лексики в их речи насчитывается всего несколько слов: «типа», «короче», «ну, этот…», «блин», «круто», «гламурный», с помощью которых они, естественно, выражают очень несложные мысли. А ведь они – родители. Чего же мы хотим от детей?!

Для родителей были подготовлены доклады и консультации на темы: «Роль семьи в воспитании детей», «Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества», «Семья как система. Эмоциональное благополучие семьи», «Красота и богатство великого и могучего языка».

Начиная с младшей группы, необходимо сплачивать детей в процессе их повседневного общения со сверстниками и взрослыми. На занятиях и особенно в повседневной жизни необходимо предусматривать планомерность всех направлений национального воспитания, начиная с воспитания и уважения к матери, близким людям с привития интереса к родному краю, родной культуре, желание участвовать в радостных событиях, торжествах семьи, детского сада, общественной жизни.

А совместные прогулки по улицам родного края, экскурсии в природу, игры, чтение сказок разных народов – все это порождает у детей желание побольше узнать о быте, культуре других народов.

Для воспитания дружелюбного отношения к детям других национальностей необходимо предусмотреть организацию различных видов деятельности, использование методов чтения детской литературы и произведение устного народного творчества, рассматривание иллюстрации и бесед по ним, проведение национальных праздников, наблюдение за красотой родной природы, трудом взрослых с целью воспитания уважения их к труду. Интернациональное воспитание детей любого возраста не может быть совершенно одинаково подхода, успех во многом зависит от мастерства воспитателя, творческого его подхода, а также материальных возможностей детских учреждений.

Целесообразно при закреплении материала использовать серии настольно-печатных игр, акцентируя внимание детей на отдельные эпизоды, детали, поступки. Устное народное творчество, национальная кукла, народная игрушка выступают как эффективные средства интернационального воспитания и всестороннего развития младших дошкольников в том случае, если постоянно и систематически включаются в педагогический процесс, что служит важной ступенькою дальнейшего развития.

Дошкольники лучше воспринимают потешки, песенки, прибаутки.

Национальное воспитание неполно без национальной сказки. «Сказка будит и пленяет мечту ребенка. Она дает ему первое чувство героического; она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать сложность мира, отличие «правды и лжи». В сказках выкристаллизовался многовековой опыт народной мудрости, требующий разгадки и расшифровки. Поэтому полноценная сказка (различных народов) не только учит думать, мыслить, делать выбор между добром и злом, поступать по совести. Она неприметно оказывает очень важное положительное действие на подсознание ребенка. Сказка выполняет очень важную воспитательную миссию. Поэтому она должна быть родной.

Не следует ставить перед детьми цель запоминания национальной принадлежности того или иного фольклорного материала.

Эффективным является использование в тесной связи двух таких важных средств как народная сказка и декоративно-прикладное искусство. Чаще всего интерес к последнему начинается с рассматривания иллюстрации к сказкам. В рисунках видны особенности национальных черт: строение глаз, лица, одежды, элементов узора. Изготовленные сотрудниками куклы в национальных костюмах, помогают лучше рассмотреть особенности одежды того или иного народа. В играх используются расписная орнаментом посуда: тарелки, чашки, пиалы, кухонные доски.) Воспитателями проводились занятия на тему: «Эх,лапти мои, лапти, лапти липовые», «Традиции русских и татарских народов», «Одежда наших предков».

Одним из эффективных средств интернационального воспитания считается игра. Она способствует воспитанию определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни. Игра, как никак другой вид деятельности насыщена социальным содержанием. Ребенок искренне, непосредственно выражает свои мысли, чувства, симпатию к людям разных национальностей. («Тимербай», «Буш урын»…)

Таким образом формируются дружеские чувства к другим национальностям, появляется интерес к языку, культуре другой национальности через ознакомление с родным краем.

Все, о чем мы здесь говорили, возможно лишь при соединении усилий семьи, детских садов и школы. Но что не может или не умеет сделать современная семья, то должны возместить дошкольные учреждения и школа. Только общими силами можно вести правильное национальное воспитание наших детей.)


Тема 24. Основы национального воспитания

24.1. Сущность и особенности национального воспитания

Национальное воспитание - это созданная в течение веков самим народом система взглядов, убеждений, идей, идеалов, традиций, обычаев и др., Призванных формировать мировоззренческую сознание и ценностные ориентации молодежи, передавать ей социальный опыт, достижения предыдущих поколений. Научно обосновано, правильно организованное национальное воспитание отражает историческую ходу народа, перспективы его развития.

Актуальность создания системы национального воспитания в условиях создания украинской государственности определяется потребностями общества в всесторонней активизации интеллектуального и духовно-творческого потенциала национальных и общечеловеческих ценностей, противоречивыми процессами вхождения личности в социальную жизнь, необходимости обеспечения единства, преемственности и последовательности воспитательных воздействий различных социальных институтов, постоянной корректировки воспитательного процесса.

Главной целью национального воспитания на современном этапе является передача молодому поколению социального опыта, богатой духовной культуры народа, его национальной ментальности, родства мировоззрения и на этой основе формирование личностных черт гражданина Украины, предусматривающих национальное самосознание, развитую духовность, моральную, художественно-эстетическую, правовую, трудовую, физическую, экологическую культуру, развитие индивидуальных способностей и талантов.

Важнейшей общественной чертой является сформированность национального самосознания, любви к родной земле, своему народу, готовности к труду во имя Украины. Воспитание национального самосознания предполагает осознание молодежью своей этнической общности, национальных ценностей (языка, территории, культуры), ощущение своей причастности к развитию национальной государственности, патриотизм, что способствует утверждению собственного национального достоинства, внутренней свободы, гордости за свою землю. Национальная идея должна быть не просто атрибутом национального сознания, чисто духовным феноменом, а толчком к практическим делам, как было в лучших сынов и дочерей нашего народа испокон веков.

Национальная система воспитания основывается на принципах национального мировоззрения, научной философии и идеологии, семейного воспитания, народной педагогики, научной педагогической мысли, впитавшая в себя достижения национальной воспитательной мудрости. Она охватывает идейное богатство народа, его морально-этические ценности трансформированы в средствах народной педагогики, народоведения, принципах, формах и методах организации воспитательного воздействия на молодежь (теоретический аспект), а также постоянную и систематическую воспитательную деятельность семьи, государственных и общественных учебно воспитательных учреждений (практический аспект).

В поисках новой системы воспитания на первый план выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, основанные на уважении к личности ребенка, заботе о ее развитии. Такой подход предполагает признание каждого воспитанника как уникальной личности, его прав, отношение к нему как к субъекту собственного развития, сопротивления в его воспитании на совокупность знаний о человеке и высокий профессионализм.

Национальное воспитание наиболее соответствует потребностям возрождения Украины. Оно одинаково касается как украинского, так и представителей других народов, проживающих в Украине. Именно принцип етнизации воспитательного процесса и предусматривает предоставление широких возможностей представителям всех этносов для познания истории, традиций, обычаев, языка, культуры, формирование собственного национального достоинства. И через познание собственной историко-культурного наследия помогает познать глубинность взаимосвязей каждого из них с украинской нацией, ее государством, убедиться, что именно украинская независимая, суверенное государство охраняет национальные права всех ее граждан.


Воспитание как процесс воздействия на личность с целью передачи ей норм и правил поведения, принятых в обществе, всегда носит не абстрактный, а конкретный характер, отражая прежде всего национальное своеобразие морали, обычаев, традиций, нравов того или иного народа. На этот факт указывал К. Д. Ушинский, писавший: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью. В каждой стране под общим названием общественного воспитания и множеством общих педагогических форм кроется свое особенное характеристическое понятие, созданное характером и историей народа».

Национальное своеобразие воспитания определяется тем, что каждый народ имеет свой специфический образ жизни, который формирует личность в соответствии с особенностями национальных традиций и национального менталитета. Особенности образа жизни у разных народов складываются под влиянием многих специфических факторов: природно-климатических условий, языка, религии (верований), условий трудовой деятельности (земледелие, охота, рыболовство, скотоводство и т. п.). Человек, пребывая в социальной среде конкретной народности, неизбежно формируется в соответствии с образом жизни именно этого народа, общины, племени; усваивает и разделяет их ценностные ориентации и соответственно им регулирует свои действия, поступки, поведение.

Из этого следует, что основные понятия образа жизни можно отобразить в такой последовательности: обычай? традиция? обряд? ритуал.

В воспитательном процессе народная педагогика руководствуется вполне определенными правилами, исходя из которых выбираются методы воздействия, среди которых показ, приучение, упражнение, благопожелание, моление, заклинание, благословение, насмешка, запрет, принуждение, порицание, презрение, клятва, наказание, устрашение, совет, просьба, укор и др.

Наиболее распространенное и эффективное средство воспитания в народной педагогике – устное народное творчество, в котором в высокохудожественной форме отражены воззрения народа на природу, житейская мудрость, нравственные идеалы, социальные чаяния и творческая фантазия.



Учитывая мощный потенциал народной педагогики в воспитании личности, современная педагогическая практика возрождает национальную культуру регионов России. Проблемы изучения национального своеобразия воспитания и использования его в качестве средства воспитания подрастающего поколения исследуются в рамках этнопедагогики – отрасли педагогической науки, которая исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания.

Чтобы богатейшие традиции народной педагогики стали эффективным средством воспитания подрастающего поколения, необходимо каждому этносу обеспечить право и реальные возможности для создания воспитательных систем, основанных на учете национального своеобразия воспитания. Для этого необходимы:

Приоритетность родного языка, постепенное движение к паритетности языков с непременным сохранением высокого уровня изучения, владения и употребления русского языка; высокий уровень преподавания иностранных языков, причем с существенным расширением их перечня;

Замена школьного курса истории населения историей народов; обеспечение глубокого изучения истории родного народа во всех школах республик, автономных областей, округов и диаспор;

Восстановление художественных промыслов, искусства, народных праздников, игр, игрищ; возрождение традиционной культуры воспитания, приобщение к ней учителей, учащихся, родителей, населения;

Система специальных мер по обогащению духовной культуры, развитию духовности (это связано с широкомасштабным изменением содержания образования); для начальной школы необходимо издание книг для чтения на этнопедагогической основе;

Расширение прав выпускников национальных школ в выборе языка при ответах на экзаменах по всей территории национального региона; полное уравнивание прав национальных языков в специальном, среднем и высшем образовании; создание учебных групп с преподаванием хотя бы некоторых предметов на родном языке на всех отделениях и факультетах высших школ;

Укрепление национальных связей на основе взаимности, демократизма и гуманизма, усиление внимания к общечеловеческим ценностям, создание благоприятных условий для их трансформации в национальную среду;

В качестве примера системы национального воспитания можно назвать учебно-культурный научно-производственный центр «Гжель». Эта уникальная воспитательная система создана с учетом национального своеобразия воспитания на базе региона, являющегося колыбелью и основным центром русской керамики. Главная цель данной системы – комплексное решение проблемы подготовки высокопрофессиональных кадров для региона на основе соединения обучения с воспитанием, гражданским и профессиональным становлением молодежи.

Формирование мировоззрения и умственное воспитание личности.

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). Воплощая в себе достижения мировой цивилизации, научное мировоззрение вооружает человека научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества.

Актуальная потребность подросткового возраста - стремление к самоутверждению, поиск своего места в мире. Удовлетворение этой потребности расширяет круг общения подростка, выводит его за пределы своего индивидуального опыта, дает толчок формированию идеалов и жизненных установок. Вместе с тем для подростков характерны неустойчивость суждений, взглядов, неадекватная самооценка, преувеличенная склонность к подражанию. В этих условиях важно побуждать учащихся к самостоятельной и обоснованной оценке явлений.

В юношеском возрасте школьники достигают физической и духовной зрелости, определяющей их готовность к усвоению научного мировоззрения во всем его объеме и полноте. Философская направленность мышления, познавательное отношение к действительности, потребность проникнуть в систему "вещей и знаний" создают прочную основу для формирования у старшеклассников фундаментальных методологических идей высокого уровня обобщенности, твердых взглядов и убеждений, обеспечивающих широту ориентировок в мире, принципы поведения и деятельности.

В этом активно участвует одно из ценнейших новообразований ранней юности - самоосознание личности, непосредственно обусловленное ее самооценкой и уровнем притязаний, идеалами и ценностными ориентациями, представлениями о себе, о своих ожиданиях и жизненных планах. С определенных мировоззренческих позиций осуществляется и профессиональное самоопределение, включающее в себя организацию активной пробы сил, первоначальное принятие и усвоение личностью системы ценностей, целей, эталонов, норм и стандартов, характеризующих ту или иную профессиональную группу, формирование морально-психологической и трудовой готовности следовать своему общественному и гражданскому долгу.

Интеллектуальный компонент мировоззрения предполагает движение от непосредственного чувственного отражения действительности к абстрактному понятийному мышлению. Однако понятийное мышление не является конечным пунктом научного и учебного познания - вслед за этим начинается восхождение от абстрактного к конкретному. Это не простое возвращение к исходному, а к конкретному на более высокой ступени развития, когда предмет постигается глубоко и всесторонне. При восхождении от абстрактного к конкретному совершенствуется не просто процесс суммирования, нанизывания абстракций друг на друга, а создается синтез, который означает дальнейшее углубление в сущность явлений материального мира во всех их причинных связях и опосредованиях.

Воспитание гражданственности, патриотизма

Воспитание гражданина - одна из краеугольных задач образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания учащихся, школа прежде всего сосредоточивает свои усилия на формировании у школьника ценностного отношения к явлениям общественной жизни.

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.

Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций.

Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме - уважение и солидарность с другими народами и странами.

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов.

Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.

Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Основы педагогики

3. Теория и методика воспитательного процесса

3.3. Цель, задачи и основные направления воспитания

Важным условием эффективности воспитания является четкая постановка его цели, глубокое понимание и осознание ее воспитателями. Наличие цели дает возможность определить содержание и задачи каждого направления воспитания.

3.3.1 Цель и задачи национального воспитания

Цель воспитания основывается на национальных ценностях, придавая воспитанию целеустремленности и обеспечивая его результативность.

Цель воспитания.

С ориентацией на цель происходят направления воспитательного процесса, отбор методов, организационных форм, средств воспитательной деятельности.

Цель воспитания - совокупность свойств личности, которые стремится сформировать общество.

Имея объективный характер, цель воспитания выражает в обобщенной форме идеал человека.

Подчеркивая важность определения цели и задач воспитания, К. Ушинский писал: «Что сказали бы вы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить на вопрос, что он хочет строить... То же самое должны сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели своей воспитательной деятельности... Вот почему, вверяя воспитанию чистые и впечатлительные души детей, вверяя для того, чтобы оно провело в них первые, а потому самые глубокие черты, мы имеем полное право спросить воспитателя, какой цели он будет добиваться в своей деятельности, и потребовать на этот вопрос ясного и категорического ответа».

А. Макаренко толковал цели воспитания как программу человеческой личности, человеческого характера, вкладывая в понятие «характер» все содержание личности, т.е. и характер внешних проявлений и внутренней убежденности, а также политическое воспитание, знания и т.п. Выдающийся педагог считал, что «воспитатели должны иметь такую программу человеческой личности и стремиться реализовать ее».

Общей целью воспитания является гармоничное развитие человека. Эта цель сформировалась еще в древнегреческих Афинах, где зародилось понятие «калокагатія» (великодушие) - идеал воспитания, сочетающий благородство, богатство, физическое совершенство и моральные добродетели. В эпоху Возрождения итальянские гуманисты дополнили его идеей всестороннего развития личности. Так сложился идеал всесторонне и гармонично развитого человека.

Идеал - представление о образец человеческого поведения и отношений между людьми, которые исходят из понимания цели жизни.

Формирование идеала человека зависит от воспитания, условий жизни и деятельности, особенностей его личного опыта.

Идеалы отличаются по содержанию, структуре и действенностью.

Структура идеала свидетельствует о степени его обобщенности, то есть является ли идеалом конкретный человек, или совокупность черт нескольких лиц, обобщенных в едином образце.

Действенность идеала означает степень его влияния на поведение и сознание личности.

Идеал национального воспитания глубоко раскрыты в трудах украинского педагога Григория Ващенко «Воспитательный идеал», «Воспитательная роль искусства», «Тело-воспитание как средство воспитания воли и характера» и др. В его основу положены общечеловеческие и национальные ценности, что является духовным достоянием народа.

К общечеловеческим ценностям относятся моральный закон творения добра и борьбы со злом, поиск правды, справедливости, признание идеалов любви и красоты. Их носителем является христианская религия. Она ориентирует человека на служение высшему идеалу - Богу.

Вместе с тем человек рождается и живет в конкретном национальном среде, которая отличается своим языком, культурой, обычаями. С рождения ее окружают национальные ценности.

Идеал национального воспитания основывается на служении Богу и своей нации. Бог - это абсолютная Правда, Любовь, Справедливость, Красота. Нация - реальная земная сообщество, в жизни которой должны реализоваться абсолютные общечеловеческие ценности. В педагогическом смысле воспитательным идеалом является человек, который служит Богу и Украине. Г. Ващенко резко противопоставляет идеал украинского национального воспитания большевистской модели, которая основывается на материализме и атеизме, и национал - социалистической идеологии фашизма с ее проповедью культа силы и пренебрежения к человеку.

Конечной целью воспитания личности является ее подготовка к жизни в обществе, к выполнению ролей гражданина, труженика, общественного деятеля, семьянина, товарища. Подготовка к роли гражданина предполагает формирование у человека ярко выраженной активной гражданской позиции, чувства долга и ответственности перед обществом. Роль труженика охватывает умение и желание активно работать, создавать новые материальные и духовные ценности. Быть общественным деятелем значит принимать активное участие в общественной жизни. Уже в школе личность необходимо готовить к роли семьянина, будущего отца, мужа, матери, жены. Как товарищ каждый должен уметь понимать другого человека, сочувствовать, жалеть, уступать, делиться и т. д.

Государственная национальная программа «Образование» задачи воспитания учащейся и студенческой молодежи. Ведущие задачи национального воспитания детей и молодежи обусловлены приоритетными направлениями реформирования воспитания, определенными Государственной национальной программе «Образование» («Украина XXI века»). К ним относятся:

Формирование национального сознания, любви к родной земле, своему народу, желание работать ради государства, готовности ее защищать;

Обеспечение духовного единства поколений, воспитание уважения к родителям, женщине - матери, культуре и истории своего народа;

Формирование высокой языковой культуры, овладение украинским языком;- привитие уважительного отношения к культуре, обычаям, традициям украинцев и представителей других наций, живущие на территории Украины;

Воспитание духовной культуры личности, создание условий для формирования мировоззренческой позиции;

Утверждение принципов общечеловеческой морали: правдивости, справедливости, патриотизма, доброты, трудолюбия и других добродетелей;

Формирование творческой, трудолюбивой личности, воспитания цивилизованного хозяина;

Обеспечение полноценного физического развития детей и молодежи, охраны и укрепления их здоровья;

Воспитание уважения к Конституции, законодательства Украины, государственной символики;

Содействие глубокому осознанию взаимосвязи между идеями свободы, прав человека и его гражданской ответственностью;

Формирование экологической культуры человека, его гармоничных отношений с природой;

Развитие индивидуальных способностей и талантов молодежи, обеспечение условий их самореализации;

Формирование у детей и молодежи умения межличностного общения и подготовка их к жизни в условиях рыночных отношений.

Четкое определение цели и задач национального воспитания дает возможность построить программу воспитания учащихся и студентов.

Программа воспитания - краткое изложение основных положений и целей деятельности учебно-воспитательного заведения по воспитанию учащихся на протяжении всего периода их обучения.

Ориентиром для школы в составлении программы воспитания должно быть «Ориентировочный содержание воспитания в национальной школе», рекомендованный Министерством образования и науки Украины.

Всестороннее развитие человека является главной целью воспитания, которое охватывает умственное, нравственное, половое, правовое, антинаркогенне, экологическое, трудовое, экономическое, эстетическое и физическое воспитание в их неразрывной связи, взаимозависимости и взаимообусловленности. Каждый из этих направлений имеет свои задачи и содержание. Планируя воспитательную работу с ученическим коллективом, исходят из главной цели воспитания школьника, направлений, содержания и конкретных задач, решение которых будет способствовать формированию личности, способной выполнять функции гражданина Украины, труженика, семьянина и товарища.


Современное человечество представляет собой огромное множество различных исторически сложившихся общностей - наций, народностей, этнических групп. Только на территории России, по данным ученых-этнологов, их насчитывается более трехсот. Каждая нация и народность отличается единством языка и культуры, имеет свои особенности в образе жизни, в образовании и воспитании. В настоящее время в условиях общемировых процессов интернационализации и глобализации, политических и социальноэкономических реформ в России формируется новая воспитательно-образовательная ситуация, для которой характерно усиление этнизации содержания образования и воспитания, учет национальных особенностей культуры народов, проживающих на территории нашей страны.

Национальное своеобразие воспитания проявляется у каждого народа как свое отличительное, самобытное (культура, язык, обычаи, традиции). Это своеобразие мы видим также в поведении людей, умении разговаривать и обсуждать какие-либо проблемы, выстраивать взаимоотношения и налаживать сотрудничество. По сути - это культура межнационального общения, где признание, понимание, принятие особенностей каждого человека и народа в целом реализуются во взаимодействии, в информационной, коммуникативной сферах деятельности человека и передаче опыта и культурного наследия от поколения к поколению.Культура создается сообща. Любой народ гордится своими памятниками, фольклором, своей музыкой и литературой, своими изобретениями. Более того, если такой гордости нет, это признак какого-то серьезного национального неблагополучия. Гордиться народу следует и своим большим и небольшим вкладом в культуру человечества. Ибо во всяком культурном вкладе любого народа есть нечто свое неповторимое, а потому и особенно ценное.

Культура - это та сфера человеческой деятельности, которая испокон веков объединяла людей, консолидировала народы, позволяла лучше понять друг друга. Ее идеи универсальны. Для них не существует ни государственных, ни расовых, ни религиозных границ. Многообразие современной социальной жизни проявляется в признании наличия сходных культурологических и этнических позиций у представителей разных стран и народов. Формируется более новая, более совершенная культура взаимоотношений, позволяющая использовать весь многообразный опыт мирового сообщества. Сегодня все заметнее проявляются в сознании людей элементы гуманных отношений, требующие, чтобы эти отношения носили не только межличностный, но и социальный характер, удовлетворяя интересы наций, народов, государств.

Одной из примечательных особенностей современного духовного развития является глубоко прочувствованная многими людьми связь с каждым человеком и со всеми людьми, живущими на земле. Совершается интенсивный взаимный человеческий прорыв друг к другу, растет культурное взаимопонимание, ведущее к взаимооткрытию. Несмотря на расхождение политических культур, на различие миро-воззрений, имеются реальные возможности для их взаимопроникновения и взаимодействия. Возможен новый подход к культурным контактам, создаются реальные возможности для широкого творче-ского обмена между народами и нациями, способствующего обогащению общечеловеческими ценностями. Такой обмен возможен и полезен на уровне государств, городов, образовательных и социокультурных учреждений, общественных объединений.

Обмен культурными ценностями имеет два аспекта: с одной стороны, он помогает постичь духовную самобытность и ценности того или иного народа, а с другой - активно стимулирует восприятие культуры другим народом, по-своему переосмысливающим ее при создании собственной национальной культуры. Культурные связистали необычайно актуальными. Хотя обмен духовными ценностями существовал всегда, в современных условиях он превратился в глобальное общение, охватившее многие ре-гионы. Смысл этого процесса состоит в том, что происходит широкое усвоение общечеловеческих ценностей на основе взаимопонимания, взаимодоверия, взаимодействия, причем речь идет не о формальном заимствовании, не о подражательстве, а о творческом усвоении разнообразных культурных идей.

Обмен духовными ценностями протекает при условии сохранности национальных особенностей. Его цель - ориентируясь на неповторимый облик каждой национальной культуры, обогащать ее. Опасны процессы, направленные на стирание национальных красок. Сближение культур неизбежно влияет на обогащение и развитие национальной самобытности. Подобное взаимодействие совершенно не ущемляет национальных интересов и национальных культур.

Культурное мировое сообщество все глубже воспринимает идею диалога, опираясь на гуманистическое мышление. Его нравственная ценность как раз и состоит в том, что он помогает объективно воспринимать окружающее разнообразие людей, народов, культур и понимать, что другой человек вполне может быть иным, а народы могут быть разными, отличаться друг от друга. Понимание этого наблюдается в культурной сфере, в со-вместной деятельности на основе диалога. Развитию умения общаться, мыслить глобально, понимать человека другой культуры учит воспитательная система <школа диалога культур>, предло-женная Ю.С.Кургановым.

Сегодня известно такое понятие, как межкультурная грамотность (понимание культуры других народов). Это осознание различий в идеях, обычаях, культурных традициях, присущих разным народам, способность увидеть общее и различное между разнообразными культурами и взглянуть на традиции собственного общества глазами других народов. В воспитательно-образовательном процессе под общекультурной грамотностью подразумевается общее понимание учащимися определяющих характеристик культур мира, проникновение в сущность их сходств и различий, знание и эмпатическое восприятие разнообразных культур, осозна-ние ценности и неповторимости каждой из них. Следовательно, перед педагогом стоит задача формирования межкультурно ориентированной личности, способной к пониманию культуры другого народа и позитивному к ней отношению, осмыслению ее сквозь призму собственной культуры. Учитель при этом выступает в качестве образца, демонстрируя рациональное и открытое мышление, но не отказываясь от собственной позиции.

По сути - это современный интернационализм, когда мы уме-ем воспринимать культуру других, не ущемляя ее достоинств, не нанося вреда людям, несущим эту культуру. С другой стороны, это возможность продемонстрировать культуру своего народа, знать свои отличительные особенности, традиции, обычаи, фольклор, народные промыслы, гордиться этим своеобразием. Следователь-но, интернационализм - это этническое социально-психологи-ческое образование, выражающееся в уважении к человеку любой национальной общности, расположенности к содружеству с людьми любой нации и желании блага представителям всех этнических групп. Интернационализм - международная солидарность людей различных наций и рас, основа их взаимопонимания, вза-имного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, зна-ний и технологий; он противоположен национализму.

Человек должен научиться жить в условиях множественности культур. И дело здесь не просто в умении уважать другие точки зрения. Сформировать свою точку зрения невозможно, не воспроизводя в ней иные способы понимания. Как утверждают ученые, истина не рождается и не находится в голове отдельного челове-ка, она рождается между людьми, совместно ищущими истину в процессе их диалогического общения. Общение людей не просто универсальное, биологическое и социальное явление, оно имеет национальную окраску, специфический этикет, который может показаться странным для человека другой национальности.

Общечеловеческие и национальные ценности находятся в не-разрывном единстве, дополняют и обогащают друг друга, поэто-му народное воспитание рассматривается как ценность общечело-веческого и национального характера. Народность должна быть ведущим принципом воспитания, ведь кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит человечеству. На помощь воспита-телям приходит этнопедагогика. Этнопедагогикаисследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания. Она пользуется методами и источниками педагогики, но вместе с тем для нее чрезвычайно актуально применение этнографических, археологических, этнопсихологических и социологических методов.

Ориентация на общечеловеческие ценности, мировую и национальную культуры предполагает исследование педагогиче-ской культуры народных масс, выработанной тысячелетним опытом человечества и бытующей в народе до наших дней. На вопро-сы воспитания в духе народности, использования опыта народа, его воспитательного потенциала обращали внимание многие ученые в разные времена.

Я.А. Коменский приложил много усилий для объединения народов Европы вокруг идей гуманизма и демократии. Он утверждал, что учителя детей народа должны быть подлинно народными, их внимание должны привлекать национальные особенности учащихся, вопросы становления культурных общностей, общности исторических судеб людей, живущих на одной территории, К.Д. Ушинский указывал на особенности русского национального характера. Он писал, что школа должна действовать в на-правлении развития <нравственности характера>, изучения родного языка. В своей работе <О народности в общественном воспи-тании> он отмечал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. В работе с детьми нужно стремиться давать учащимся как можно больше общечело-веческого, но через национальное.

Созвучны высказыванию К.Д.Ушинского слова В.Г.Белинского, который говорил, что даже тогда, когда прогресс одного народа совершается через заимствование культуры у другого народа, он достигается национально. Когда же народ поддается напору чуждых ему идей и обычаев, не имея в себе силы перерабатывать их самодеятельностью собственной национальности в собствен-ную сущность, тогда народ гибнет политически.

Народная педагогика была предметом особого внимания А.С. Макаренко, который подчеркивал ее житейскую мудрость, <обыкновенный здравый смысл>, влияние на подрастающее поколение. Сегодня она живет в народной мудрости пословиц, тра-дициях и обычаях, особенностях языка разных народов. Народная педагогика создается творцами из народа, подчас не имеющими профессиональной подготовки, представляя собой мифы, легенды, эпос, сказания, песни, танцы, сказки, основанные на тради-циях данной местности.

В.А.Сухомлинский из всех средств воспитания наиболее значимым считал родное слово (<язык - духовное богатство наро-да>). Принцип народности и патриотизма в воспитании у Сухомлинского реализовывался через пробуждение у учащихся братских чувств к народам нашей родины и через организацию эмоцио-нально-ценностной конкретной практической деятельности.

Духовное богатство народа тесно связано с народной педагогикой, нравственными проповедями, духовными заповедями религии. Передача подрастающему поколению социально-нравственных ценностей предшествующих поколений, прогрессивных традиций народа осуществляется через труд, добротворческую созидательную деятельность и через приобщение молодежи к своей истории и произведениям народного творчества: музыкально-танцевального, художественно-прикладного. Народные праздники, ритуалы, эпос, легенды, сказки, пословицы и поговорки, в которых воплощена народная мудрость, содержат мо-рально-этические назидания, наставления, отражают бесценный педагогический опыт, направленный на приобщение к богатствам национальной, а через них мировой культуры, приобщение к общенациональным ценностям, следование нравственным законам жизни.

Все это связано с так называемым менталитетом. Менталитет - относительно целостная совокупность мыслей, верований, создающих картину мира и скрепляющих единство культурной традиции или какой-либо общности. История показывает, что педагогические идеи и концепции, учитывающие менталитет, всегда более органично вписываются в образовательную практику, так как отражают идеальный образ человека - представителя определенного народа. Менталитет является частью традиции, совокупностью сознательных и бессознательных установок, сопряженных с этнической традицией. В основе менталитета этноса ле-жит идея, составляющая духовный идеал, который цементирует народ в нечто единое, цельное, пронизывающее всю систему ценностных ориентаций. Менталитет фиксирует устойчивую на-строенность внутреннего мира человека, объединяет его в социальные группы и исторические общности. Природное и культурное, рациональное и эмоциональное, сознательное и бессознательное, индивидуальное и общественное - все это пересекается на уровне ментальности, растворяясь в ее структурах. Характерны-ми особенностями национальных ценностей образования следует признать глубокие исторические корни в народной педагогике; органическую связь с духовными и материальными национальными ценностями; их способность обновляться и обогащаться в про-цессе исторического развития, сохраняя в то же время преемственность с народными традициями.

Национальная образовательная и воспитательная системы в России всегда строились на основе особой ментальности. Эта особенность носит национально ориентированный характер, который проявляется в том, что человек думает и как он поступает. Национальная система воспитания определяется национальным менталитетом, демонстрирующим свои ценности миру в целом, другому народу, другому человеку. Проблема национальных ценностей в образовании, региональное своеобразие воспитания должны рассматриваться на основе общечеловеческих, философских, гуманистических подходов. С точки зрения ученых, национальное воспитание и образование являются органической частью развития общества. Национальные ценности только тогда становятся ценностями образования, когда они не допускают противопоставления одного ребенка другому, когда они учат каждого из них понимать национальные чувства другого, видеть величие и историческую значимость вклада каждого народа в культуру и духовное развитие человечества. Школа способна не только решить проблему использования национальных ценностей как средства объединения детей на уровне человеческого эмоционально-насыщенного общения, но и раскрыть перед каждым из них возможности внесения своего вклада в укрепление и обогащение этих ценностей. Благодаря образованию и воспитанию каждый ребенок может понять, как можно научиться использовать то, что до тебя идля тебя наработано, открыто, достигнуто, решено, и то, что ты лично можешь для себя, для своего народа, для своей страны сделать.

Осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим. Любя и понимая свой народ, свою семью, человек будет больше любить и понимать другие народы, другие семьи и других людей. Если в человеке доминирует общая настроенность к восприятию чужих культур, то она неизбежно приводит его к ясному осознанию ценности своей собственной культуры.

В октябре 1995г. странами ООН была провозглашена Декларация принципов терпимости, в статье 1 терпимостьрассматривается как уважение, принятие и правильное понимание богатого много-образия культуры нашего мира, форм самоуважения и проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, откры-тость общения и свобода мыслей, совести и убеждений. Терпимость - это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Терпимость - это то, что делает возможным достижение мира. Терпимость - это прежде всего активное отношение к жизни, формируемое на осно-ве признания прав и основных свобод человека. К сожалению, в современном обществе часто проявляются крайние формы нетер-пимости: дискриминация, расизм, агрессивный национализм, апартеид, геноцид, религиозный фанатизм, этническая чистка.

Воспитательная работа в образовательных учреждениях должна способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями. Путь к взаимопониманию проходит не только через знания, представле-ния, но и через чувства, стремление видеть прекрасное в инона-циональном, инорелигиозном.

У детей следует развивать понимание того, что каждый человек, будь то мусульманин или христианин, выходит за пределы рамок определенной религии, под влиянием которой он форми-ровался. В свою очередь общечеловеческая культура богаче и раз-нообразнее любой религиозной и национальной культуры, а гар-монии между ними можно достичь при наличии высокой культу-ры межнационального и межрелигиозного общения. Отсюда понятие веротерпимость- это терпимость к чужой религии, признание ее права на существование. Воспитание веротерпимости является составной частью воспитания культуры межнациональ-ного общения и направлено на формирование уважения религи-озных взглядов другого человека.

Наиболее активное усвоение, <присвоение> образцов деятель-ности и поведения, социальных норм происходит вместе с социализацией личности в подростковом возрасте. Вместе с тем в это время дети испытывают большие трудности в самостоятельном осмыслении, сопоставлении образцов нравственно-этического поведения и реального поведения сверстников. И в этом отноше-нии народные традиции, этнопедагогическая, духовная культура выступают реальным регулятором развивающегося самосознания и поведения растущего человека. Знание культуры своего этносоциума способствует зарождению интереса к традициям и культуре других народов, что является основой развития этнокультурных взаимодействий.

Национальные ценности образования и воспитания органично включаются в общечеловеческие педагогические ценности и на-оборот. Национальные ценности образования и воспитания, как и общечеловеческие не статичны, а историчны, т.е. находятся в по-стоянном развитии и изменении под влиянием перемен в дви-жении определенной общественной формы, социально-экономи-ческих и культурных условий данной страны. Все наиболее значимые достижения духовной культуры, литературы и искусства, на-уки и техники, материального производства той или иной страны посредством отражения их в содержании школьного и вузовского образования приобретают значение его национальных ценностей и активно влияют на формирование гражданственности и патрио-тизма подрастающих поколений. Одним из решающих условий та-кого функционирования национальных ценностей образования следует признать их четкую гуманистическую направленность и демократическую сущность (связь с народными истоками) и пол-ное, решительное размежевание с любыми проявлениями нацио-нализма и шовинизма.

Культура межнационального общения невозможна без сфор-мированности у субъектов воспитательного процесса такого каче-ства личности, как толерантность, представляющая проявление отношений человека к другим людям, это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это часть культуры человека XXI века. Ее можно рассматривать с точки зрения философии, психологии, медицины. Толерантность - это ценность социокультурной системы, она является внутренним стержнем всего бытия человека. Толерантность - это и принцип, руководящая идея, основное положение во взаимодействии людей. Рассматри-ваемое понятие можно определить как норму в жизнедеятель-ности общества, основанного на согласии, сотрудничестве, взаи-мопонимании и взаимоуважении. Основными признаками толе-рантного общества являются: общественные отношения, общественный порядок, политические процессы, отношение к мень-шинствам, культурные традиции, отношение к религии, средства массовой информации, язык.

Самый высокий уровень проявления толерантности личности - наличие толерантности как идеала, совершенного образца в решении любых вопросов, касающихся общения людей.

Толерантность - это важнейший компонент взаимодействия, который является главным условием успеха человека в общении иорганизации совместной деятельности. Основная идея воспитания толерантности состоит в необходимости привития каждому ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности. На 28-й сессии Генеральной конферен-ции ЮНЕСКО в 1995г. был провозглашен Международный день толерантности (16 ноября), содействующий развитию и укреплению терпимого отношения друг к другу.

В связи с этим генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор сформулировал следующие принципы воспитания толе-рантности в духе терпимости:

Воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;
- обучение пониманию отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;
- привитие идей альтруизма и уважения к другим, солидарно-сти и сопричастности, которые базируются на осознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах.

Рассматривая толерантность как психосоциальную характеристику личности, ученые выделяют в ее структуре три подсистемы:

    когнитивную - знания человека (само понятие толерантности, процессы толерантного взаимодействия и др.);

    эмоциональную - определенные чувства человека (выражаются в эмоциональной оценке к иному мнению, ценностям, сво-им чувствам);

    деятельностную - предрасположенность к разнообразным вариантам поведения (на основе понимания, сотрудничества, компромисса).

Когнитивная составляющая толерантности определяется "информационным полем", обладая которым, человек знает, как поведет себя тот или иной человек (группа людей), исходя из их личностных (групповых) особенностей, специфики социокультурной среды. По сути, это теоретическая готовность к толерантному восприятию других и ответному поведению.

Активная эмоциональная направленность состояния человека возможна только при условии владения механизмом регулирования собственного поведения и деятельности. Важно, чтобы по любым межличностным вопросам человек умел сдерживать и в то же время корректно проявлять собственные эмоции.

Деятельностная подсистема толерантности имеет особое значение, так как именно в процессе деятельности реальные события выстраиваются в смысловой последовательности, идентифицируя толерантность каждого человека.

Толерантность как неотъемлемый компонент профессионализма педагога основывается на отношенческих связях. В основе любого отношенческого поведения лежит оценка. Дружба или ненависть, доверие или недоверие, зависть или уважение, ревность или любовь - все это отношения, в той или иной мере присутствующие в педагогической деятельности. Проявление положительного или отрицательного отношения к чему-либо - это фактор субъектности. В профессиональном общении педагога с учениками на основах то-лерантности возможно только субъект-субъектное взаимодействие, а значит, воспитанник тоже имеет право действовать, исходя из собственного жизненного опыта, из своих оценок. Но чаще всего он так действует на основе образцов, привычек, стереотипов, которые сложились у него в процессе жизнедеятельности. Такие образцы поведения дает в первую очередь семья, а в дальнейшем педагоги дошкольного и школьного этапов образования. Поскольку чаще всего человек обобщает образы и образцы поведения (развивая, стабилизируя, активизируя имеющуюся информацию), то и реализует себя, т.е. демонстрирует собственное отношение к чему-либо или кому-либо, основываясь на устоявшихся или имеющихся нормах, правилах, взглядах, позициях. Для человека как существа социального необходимы другие люди. Следовательно, в какой-то степени он в той или иной мере зависит от других. Такое состояние всегда ведет к проблеме выбора проявления отношения - толерантного или интолерантного.

Действенность толерантного подхода в воспитании будет про-являться только тогда, когда каждый человек, и в первую очередь педагог и родитель, каждодневно будет демонстрировать детям, всем окружающим терпимость и принятие других. Воспитывать толерантность невозможно, не обладая этим элементом культуры. Ребенок с рождения имеет возможность общения с самыми близкими ему людьми: матерью, отцом, дедушкой, бабушкой. Такое общение, чаще всего несущее положительный эмоциональ-ный настрой (улыбка, ласковый тембр голоса, интонации), обязательно "овеяно" национальным, культурным колоритом. Обы-денное человеческое общение с родителями дает возможность ребенку с детства научаться быть толерантным, способным воспри-нимать, понимать и признавать человека таким, какой он есть, с его достоинствами и недостатками. Все семейное воспитание может создавать в ребенке доминанту человека благополучного и доброжелательного. Ни что так эффективно не действует на восприятие мира, как яркие ассоциации, параллели, которые мы проводим при сравнении многих вещей и понятий. Народные пословицы, поговорки, предания, притчи - замечательный мето-дический материал для воспитания подрастающего поколения в духе терпимости: "Не ищи красоты, а ищи доброты", "В мире жить - с миром быть", "Терпение и труд - все перетрут".

Организуя толерантное взаимодействие с детьми в учебно-воспитательном процессе, педагогу следует опираться на развитие таких личностных качеств, как профессионализм, установка на толерантное поведение и корректное взаимодействие.