Восприятие красоты очень различно. Даже в рамках одной страны, например в современной России можно увидеть разные представления о красоте. Дабы далеко не ходить, загляните в социальные сети, посмотрите страницы популярных пользователей, почитайте комментарии к фотографиям и увидите, насколько они разные.


Конечно, огромная масса негативных комментариев пишется по причине зависти неудовлетворенных людей, но многие высказывают мнение на основе своего истинного восприятие, которое может отличаться от моего и вашего. В результате мы имеем разнообразные представления о красоте.


Хотя существуют и стандарты красоты, Милитта уже не раз писала на данную тему, например, в публикации – . А сегодня давайте вспомним историю красоты. Как воспринимали красоту девушек наши предки – русские, жившие много лет назад.



Красивые девушки и красота в русских традициях


Красота (баса, басота, хорошество). Народное наименование привлекательности, в основном относящееся к девушкам, пребывающим в девичестве и не успевшим выйти замуж.


В традиционных русских представлениях красота очень сильно связана с девичеством, отсюда различные высказывания типа - красная девушка, девицы-красавицы. Как правило, «красивой» считалась девушка до замужества. Это представление нашло отражение в различных песнях, сказках и частушках

.

Моя маменька Елена в поле цветик сорвала.
Красоту мою сгубила, рано замуж отдала.



После замужества и утраты девственности, утрачивалась и красота. Таковы были народные представления. При этом с красотой можно было расстаться даже не выходя замуж, а просто распрощавшись с девственностью. Вот так все строго.


«Как начнет не тем заниматься, – говорили наши предки – так она и повяла. А если будет все время сама себя держать, так и двадцать пять, и тридцать – она все еще молодая». Понятие красоты здесь фактически совпадает с понятием девичества.



Интересно получается, сегодня глянцевые журналы, различные психологи, доктора и ученые утверждают, что хранить девственность не надо и даже опасно. Будто девственность после определенного возраста является причиной разных женских проблем и болезней. Выходит, наши предки были совсем дикими и заблуждались?


Вовсе нет! Если глубоко изучить многие науки, медицину, психологию, историю, социологию, прекрасно разбираться в искусстве и глубоко понимать сущность бытия за счет богатого опыта и духовных знаний можно понять, что наши предки не заблуждались и девство само по себе богатство. Правда в современном мире все изменилось, и теперь многие из нас имеют твердое убеждение в необходимости секса, ведь нас пронизывает множество информационных потоков, которые подвигают нас к различным экспериментам и приключениям.


Посему среднестатистическая современная девушка будет страдать от отсутствия близких отношений, и в результате приобретет обещанные докторами и учеными проблемы и болезни. Только виной тому не девство или отсутствие регулярных интимных отношений, а неудовлетворенность собой, ведь она убеждена, что живет не так, как надо, и ее жизнь не соответствует нормам современного общества. По современным стандартам она неудачница!


Вот такие дела, только мы отвлеклись от истории, давайте вернемся в прошлое.



Косметические средства и стандарты красоты в русской истории
Основой народной косметики были беление лица и тела, крашение щек, чернение бровей, то есть в косметике культивировалась та же триада: белый – красный – черный, что использовалась в расцветке восточнославянской и индоевропейской народной одежды.


Представления о красоте тела сводились, главным образом, к признакам физического здоровья - полные ноги, белое и румяное лицо – «кровь с молоком».



Кожа лица
Чтобы лицо оставалось белым, девушки и молодые женщины избегали загара, закрываясь во время полевых работ низко надвинутым на глаза платком. Девушки умывались молоком или молочной сывороткой, огуречным рассолом, березовым соком. Для использовали различные белила.


Девушки беляночки, где вы набелились?
– Мы коровушек доили, молочком умылись.



Румяна русских красавиц
Румянца достигали, натирая щеки бодягой, ягодами ландыша, красной свеклой, водочным настоем красного сандала, раствором квасцов, и иными средствами.



Брови и ресницы
Для бровей готовили специальную краску из сурьмы, а чаще просто из сажи, смешанной с жиром, или наводили брови углем. «Собольи брови» – важная составляющая девичьей красоты, постоянно упоминаемая в фольклоре.


В некоторых регионах были периоды, когда прижился обычай чернить зубы, только такое сомнительно средство для красоты продержалось недолго. В основном всегда и везде большинство девушек хотели обладать максимально белыми зубами. Для отбеливания зубов существовали свои давние рецепты, о которых мы еще поговорим в будущем.



Красота и замужество
Раньше, как и в наши дни, красивая девушка обладала большими шансами на удачное замужество, ведь красота всегда была наиважнейшим фактором выбора. Хотя в целом русские мужчины из прошлого выбирали «красивую» невесту по своему вкусу и возможностям.



Некрасивые девушки
Не всем повезло родиться красивыми, кто-то не соответствовал стандартам традиционной русской красоты. Это в первую очередь очень маленькие и наоборот чрезмерно высокие девушки, худые девушки и девушки с худыми ногами. Недостатком считалась плохая походка и сутулость.



Посему многие особенно старательные девушки даже тогда, сотни лет назад работали над своей внешностью. У них не было в распоряжении салонов красоты и пластической хирургии, но имелось много народных средств. При этом, как и сегодня, в те давние времена высмеивали красавиц, чья красота казалась чрезмерно искусственной.


О таких красотках слагали даже стихи и частушки - кудри у нее навитые, а щеки и губы намазаны румянами и помадой!


Прошло много лет, но ничего не изменилось. Сегодня так же много людей терпеть не могут . Хотя в большинстве случаев эта нетерпимость и тогда, и сегодня была основана на зависти.



Помимо материальной косметики пользовались девушки и иными средствами. Для наведения красоты русские девицы читали разные заговоры, молитвы, которые так и назывались - «на красоту». Произносились эти заговоры и молитвы во время, когда девушки умывались, одевались, ухаживали за лицом, телом и волосами. Сия практика может показаться нелепой, но на самом деле это действенно, ведь девушки сами себя убеждали в своей красоте, благодаря чему, чувствовали себя лучше и уверенней.


Девушка настраивала себя на то, что будет самой красивой, чтобы все на нее «зрели и смотрели, очей ясных не сводили», «любили, уважали, все почитали». Более действенными эти слова становились, если произнести их в Чистый четверг или Иванов день, умываясь первой утренней водой. Заговоры «на красоту» можно рассматривать как способ психологической подготовки перед публичным появлением на молодежном игрище.



Волосы русских красавиц


Современные девушки редко заплетают косу, кому-то лень этим заниматься, а большинству попросту заплетать нечего, если только жиденький хвостик.


Раньше коса очень ценилась. Коса была еще одним символом красоты и девичества. Девушки использовали различные природные и магические средства для роста волос и богатства косы. Длина и толщина косы являлись предметами гордости и похвальбы перед подружками.


Если же девушка растрачивала свое девство в случайных связях до замужества, во многих регионах ее лишали права носить косу. Считалось, что с потерей девства ушла и красота, посему косу расплетали или обрезали.



Во время свадьбы с косой тоже приходилось распрощаться, ее торжественно расплетали и укладывали волосы по-бабьи, скрывая их под головной убор.


: венцы, ленты – носили название «красота». Перед свадьбой на последнем девичнике невеста отдавала эту «красоту» своим подружкам, иногда только одной, любимой подружке или младшей сестре, что означало пожелание ей выйти замуж. «Красоту» могла символизировать елочка или иное деревце, украшенное лентами, сластями и поставленное на столе во время девичника. Девушки, прощаясь с невестой, оплакивали ее «красоту».



Взрослые женщины не лишались красоты, но в понимании наших предков они обладали иной красотой, которая ассоциировалась с плодородием.


«Курица несется – и гребень красный; перестала нестись – и гребень посинел», – гласит пословица, намекая на то, что женщина сохраняет красоту, пока рожает детей. Вместе с тем беременности и роды, со временем уносили женскую красоту, которая передавалась детям.


По мнению наших предков, особенно быстро уходила красота у женщин, которые рожали исключительно девочек, ведь каждой надо было отдать частичку своей красоты – каждая должна вырасти красавицей.


Лучшей рекламой сегодня является вскользь оброненное: «Такой косметикой пользовалась сама Нефертити ». В принципе имя можно подставить любое — Клеопатра , Екатерина Великая , королева Марго , Мария Медичи . Но в наших широтах беспроигрышным вариантом будет упомянуть русских боярынь, поскольку они, как известно, «красою лепы, бровьми союзны».

«Иные же жонки лицо своё безобразят, и паки красок накладут — ино червлёно, ино бело, ино сине, что суть подобно мерзкому зверю облизьяну» — такие гневные обличительные речи произносились в середине XVII столетия в «Кружке ревнителей древлего благочестия», идейным вдохновителем которого был небезызвестный протопоп Аввакум . Адресовались они, как легко можно понять, тем самым «боярыням», что, по мнению нынешних косметологов, пользовались только натуральными, природными средствами.

Фрагмент картины Константина Маковского «Портрет З. И. Юсуповой»

Мука для Марфушки

Превознося «старинные бабушкины рецепты», горе-специалисты часто идут на прямой подлог: «Для румян и помады русские красавицы использовали сок малины, вишни, натирали щёки свёклой. Для придания коже белизны брали пшеничную муку или мел». Источник вдохновения этого опуса очевиден — киносказка Александра Роу «Морозко». Именно там Марфушеньку-душеньку пудрят мукой и румянят свёклой, доводя до вида классической матрёшки. Реальность же была куда более грубой, а главное, вредной.

Самое забавное, что все источники сходятся в одном: косметику боярыни любили слишком сильно. Как возмущался декоративной косметикой неистовый старообрядец протопоп Аввакум, уже ясно. Его идейный противник, митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий III , в публицистике силён не был, однако в 1662 году изгнал из храма несколько чрезмерно накрашенных женщин. Иностранцы, вообще не имеющие к православной церкви ни малейшего отношения, парадоксальным образом были на стороне и Аввакума, и Макария: «Женщины в Московии имеют изящную наружность и благовидную красоту лица, но природную красу их портят бесполезные притирания. Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски. Брови они раскрашивают в чёрную краску под цвет гагата». Это слова англичанина Энтони Дженкинсона , путешествовавшего по России в середине XVI века.

Кстати, иностранцы на первый взгляд подтверждают «натуральность» старомосковской косметики. Вот немец Адам Олеарий : «Они белятся так, что кажется, будто кто-то пригоршней муки провёл по их лицу». Вот барон Иоганн Корб : «Белила их столь грубы, что женщины похожи на булки, сверх меры засыпанные мукой». Вот тот же Дженкинсон: «Всего лучше сравнить их с жёнами мельников, потому что они выглядят, как будто около их лиц выколачивали мешки муки». Велик соблазн предположить, что в качестве пудры и впрямь использовали пшеничную муку.

Понадобился пристальный взгляд специалиста, который к тому же был не чужд литературному труду. Им стал личный врач царя Алексея Михайловича Самуэль Коллинз : «Румяна и пудра их похожи на те краски, которыми мы украшаем летом трубы наших домов. Они состоят из красной охры и испанских белил». Собственно, этим сказано всё. И красная охра, и висмутовые, или испанские, белила широко используются в современной индустрии косметики. Так что никакими особенными рецептами старомосковские красавицы не обладали. Более того, если сравнить косметический ассортимент средней европейской модницы и русской красавицы тех времён, то получится, что они почти идентичны. Французские гонители «искусственной красоты» в 1642 году с негодованием писали о том, что дамские прихоти стали разорять мужчин: «Для туалета одной дамы теперь требуется целая лавка белил, румян, сулемы, квасцов, коровьего помёта, уксуса, духов, миндального масла...» Так что перебора в русской косметике было ничуть не больше, чем в Европе. Отличия в ассортименте тоже минимальны — вместо миндального масла на Руси чаще использовали облепиховое, а также умащали тело «холодцом» — тогда так называли не говяжий студень, а спиртовую настойку мяты, своего рода лосьон.

Фрагмент картины Константина Маковского «За чаем»

Реформы и зубы

Единственное, в чём наши косметические нравы резко отличались от европейских, так это прикладной стоматологией. Иностранцы в ужасе писали: «Русские женщины чернят свои зубы». В сочетании с белилами и румянами чёрная улыбка действительно выглядела устрашающе. Но тому было своё объяснение. Чаще всего кивают на то, что русские переняли этот обычай у татар, а те, в свою очередь, у китайцев и японцев. Действительно, в Азии было принято чернить зубы. Но татарское влияние здесь ни при чём.

«При чём» — некоторый прогресс в области химии, а также стремление русских женщин выглядеть сногсшибательно. Особенно это касалось высшей аристократии. Белизна улыбки почиталась как одна из основных добродетелей невесты. Разумеется, можно было чистить зубы толчёным мелом, но процесс этот был длительным и трудоёмким. А хотелось всего и сразу. И тогда русские аптекари предложили эффективный вариант. Меркуриальные примочки. То есть пасты на основе соединений ртути. Это был прорыв. Зубы становились белоснежными за два-три использования такой пасты. Правда, через полгода, много — год, вся эта красота облезала вместе с эмалью, оставляя грязно-серые, а при условии усердного применения и чёрные пеньки.

А дальше срабатывал механизм женского попугайства. Если у боярыни зубы чёрные, значит, это модно. Значит, любая «жонка» с московского посада замешает нутряное свиное сало с сажей из печной трубы, сдобрит это дело рыбьим клеем и вымажет свои зубы, чтобы хоть таким образом сравняться с боярыней.

Среди реформ Петра I чаще всего вспоминают создание регулярной армии, а также повальное брадобритие у мужчин. Всё верно. Но царь-плотник не оставил своим вниманием и прекрасную половину человечества. Когда говорят, что он запретил чернить зубы, несколько грешат против истины. Он всего-навсего запретил их отбеливать ртутью, силой заставив отказаться от «бабушкиных рецептов». И привил на Руси обычное средство для гигиены рта — тряпочку и щётку с толчёным мелом.

Маковский К. Боярышня за прялкой

В те стародавние времена понятие «красивая» обозначалось словом «славутная», «славная». Именно славутная девушка могла удачно выйти замуж, потому эту самую славутность воспитывали в девочках с малолетства. Попробуем разобраться, что же значит эта самая славутность, за которой так гнались наши предки.

Ф. Будкин Девушка перед зеркалом

Прежде всего надо понимать, что изначальная красота женщины – это не шаблоны для лучшего восприятия фото и видео камеры (что необходимо сегодня), а те параметры, которые идеально подходят для дальнейшего деторождения и вынашивания здорового потомства. Эти «каноны красоты» интуитивно определяет мозг мужчины, выделяя части тела и лица женщины, а также элементы движения и цвет кожи. И именно из этих древних инстинктов складывалось понятие славутности.

Похоже, что славутность была предтечей сегодняшней элегантности. Внешний облик славутной девушки должен был быть следующим: крепкое телосложение, высокая грудь, крутые бедра, круглое лицо, длинная коса.

В. Васнецов Боярышня

Крепкое телосложение временами переходило в полное, ценилась так называемая дородность. Девушек на выданье вообще сажали на «свадебную диету», откармливая жирным и сладким для придания женскому телу пышности и нежности. Худые женщины считались больными, изможденными. В крестьянском дворе изможденная жена была негодной, ведь такая женщина не сможет выполнять все обилие крестьянской работы в поле и по дому. В теремах худобу не приветствовали, т.к. такое телосложение было признаком нищеты, а значит позорило весь род.

Высокая грудь и крутые бедра заставляли мужа думать о будущем потомстве. В дополнение к таким параметрам должна была наличествовать стать: прямая спина, поднятая голова, - что тоже говорит о здоровье женщины и способности к воспроизведению потомства. Девушек обязательно учили правильной, заманчивой походке: «частым шажкам» - мелким шагам с плавным покачиванием бедрами при колыхающейся груди. Именно про такую походку говорили «выступает, будто пава».

Длинная толстая коса – обязательный атрибут славутницы. И сегодня генетики подтверждают правильность тех древних понятий, ведь густые здоровые волосы говорят о наличии хорошей генетики у будущей жены. Крепкая коса – залог будущего жизнестойкого потомства.

Кожа славутницы должна была быть белой. Загар говорил о частой работе в поле, а следственно, усталости и плохом здоровье. Именно поэтому женщины всех сословий большое внимание уделяли гигиене тела и лица. Обязательным для всех было утреннее омовение с отваром шиповника (розовой водой) или отваром ромашки («водою, в которой парена есть романова трава»). Лечили кожу в банях, нанося на нее мед и при этом поливая горячие камни отварами трав и домашним пивом.

Иван Егорович Забелин, русский археолог и историк 19 века, специалист по истории города Москвы, в своем труде «Быт русских царей» приводит такое лирическое описание русской красавицы:

Одно слово – барышня «кровь с молоком». И для усиления подобного образа жительницы городов допетровской эпохи активно пользовались косметикой. Вот что писал о модных тенденциях тех времен путешественник Адам Олеарий - преподаватель Лейпцигого университета, математик, физик и историк, библиотекарь и антиквар на службе у герцога Голштинского:

В. Нагорнов Русская красавица

В городах выходить на улицу без макияжа: сурьмы, белил, румян – было неприлично. Особенно злоупотребляли краской женщины боярского сословия, тем самым показывая свою состоятельность. Дороговизну косметики подчеркивала упаковка: белила с румянами хранились в коробочках, обшитых серебром и золотом, украшенных драгоценными камнями, жемчугом и финифтью. Зачем женщины пользовались такой активной косметикой – ученые-историки до сих пор не могут понять. Одно из предположений: яркий цвет женской одежды и богатое убранство «съедали» природную красоту лица, заставляя красавицу выделять свои прелести агрессивным макияжем.

Интересно, что внешности недостаточно было для того, чтобы прослыть первой красавицей. Славутница обязательно обладала умнотой – умением себя правильно вести. В девушке ценилась доброжелательность, вежливость, учтивость, послушность. Чрезмерная скромность считалась таким же недостатком, как и излишняя раскованность. Славутницей могла прослыть веселая, остроумная, умеющая петь и плясать девушка. И конечно, при этом важно было соблюсти репутацию – в этом тонком балансе и заключалась «умнота» женщины.

А. Саврасов Хоровод на селе

Вот такие они были – русские красавицы. Ведь красота женщине на Руси была нужна исключительно для выполнения её основной задачи: замужества и рождения детей. Из книг И. Шангиной, «в девочке старались воспитать прежде всего «женство» – качество, благодаря которому она сможет выполнить свое предназначение на земле». Возможно, сегодня тоже стоит прислушаться к этому правилу предков в первую очередь, и уже во вторую – к новомодным тенденциям.

«Русские девушки самые прекрасные», – так говорят иностранцы и те, кто побывал за рубежом. Что же значит русская красота, и как менялись идеалы женской привлекательности на протяжении веков?

Красавица в старину – это образ из народной сказки: скромная добрая девушка с длинной косой, белой кожей, здоровым румянцем, пушистыми ресницами и соболиными бровями. Худоба не считалась признаком красоты, наоборот, чем дороднее была девушка, тем прекраснее она считалась. Модная прическа того времени- туго затянутая коса, украшенная лентами, гребнями или цветами. Уход за собой – довольно частое (в отличие от европейцев) посещение бани, парение, умывание росой и использование различных отваров трав. Что касается декоративной косметики, то, по свидетельствам путешественников, русские девушки красились очень ярко: белили лица, сурьмили брови, румянили щеки и даже чернили зубы.

В.Нагорнов “Русские красавицы”

Кардинальные изменения в образах наших соотечественниц принесли петровские времена . Россия взяла курс на Запад, что непосредственно коснулось стандартов. Особыми указами Петр велел носить европейские платья, краситься и причесываться по моде. В моду вошли узко-затянутые талии и сложные прически. Нововведением стали мушки, скрывающие недостатки кожи. А их было немало, потому что в ходу были слишком “химические” составы косметики – свинцовые белила, карминные румяна, пудры и помады.

П.Гобер “Портрет Анны Марии Бурбонской” / Д.Г. Левицкий “Портрет М.А. Дьяковой” / Ф.Буше “Маркиза де Помпадур”

Европейская, в особенности французская мода XVII-XVIII веков влияет на образы наших красавиц. Придворные дамы травят себя уксусом и мелом, чтобы добиться томной бледности. При этом женщина остается в теле – пышная грудь, покатые плечи, бедра, подчеркнутые слоями кринолина. В парикмахерских творят произведения искусства – на головах воспроизводят фрегаты, башни и даже сады. Смена модных тенденций в Европе неизменно вносила изменения в туалет наших соотечественниц.

Образы русских красавиц подробно изучались благодаря искусству, – литература, живопись, музыка вписали их образы в мировую историю.

Крамской И.Н. “Неизвестная” / Боровиковский В.Л. “Портрет В.А. Лопухиной” / Брюллов А.П. “Портрет Н.Н. Пушкиной”

В основном косметику в Россию завозили из-за рубежа, но уже к 1843 году французский парфюмер Альфонс Ролле построил первый парфюмерный завод и стал производить мыло, туалетную воду, помаду, пудру, духи. Немало иностранцев развивали парфюмерное производство, тем самым продвигая российский бренд в мире. Косметика уже была доступна всем. К началу Первой мировой войны бьюти-индустрия находилась в расцвете.

Но уже после Октябрьской революции начинаются значительные изменения. Длинные юбки, узкие корсеты безвозвратно уходят в историю. Новые силуэты диктуют моду на худобу. И это не только следствие модных тенденций, но и военных реалий. Революция отменяет выраженную женственность , теперь все – товарищи. Красивые ухоженные дворянки покидают Россию, именно благодаря их участию в модной индустрии Европы русские девушки зовутся самыми красивыми.

Божий М.М. “Декрет о мире” / Сестра милосердия Г.Сорокина / Княгиня Юсупова

Темпы развития косметического рынка снижаются. И если крем, мыло и парфюмерию продолжают выпускать, то декоративная косметика уходит в долгий период застоя. В то время как в мире развивается кинематограф, а вместе с ним – искусство грима, наши бабушки рисовали стрелки карандашами из художественного магазина, крутили локоны на сладкую воду и пудрились детской присыпкой. Главное украшение девушки – ум, скромность, “правильное” поведение в обществе.

Иконами стиля и красоты становятся актрисы советского кино и звезды сцены – Любовь Орлова, Валентина Серова, Людмила Целиковская, Людмила Гурченко, Анастасия Вертинская, Татьяна Самойлова, Лариса Голубкина, Светлана Светличная, Наталья Фатеева и Наталья Кустинская, Эдита Пьеха, Алла Пугачева, София Ротару.

Валентина Серова / Людмила Гурченко / Алла Пугачева

Перестройка принесла в нашу реальность огромнейшее разнообразие – от выбора косметики и парфюмерии до идеалов красоты. К сожалению, образ той эпохи сильно испортил репутацию наших соотечественниц – независимо от времени суток это была ярко накрашенная девушка в неприлично короткой юбке и на высоких каблуках.

На сегодняшний день та или иная тенденция сменяется каждые полгода. Все же естественность остается в приоритете. Хотя мы не избежали веяний американской культуры – повального увлечения пластической хирургией, наращиванием волос, ресниц, ногтей и другими попытками копировать образ Барби, – в мире мы по-прежнему считаемся красавицами и с гордостью говорим о своих корнях!

6 415

Рассказ о том, какие представления о женской красоте были в нашей стране в разные эпохи, и о том, как они трансформировались.

Древняя Русь

Для человека каменного века женская красота была напрямую связана с весом - чем он выше, тем лучше.

Полная женщина с широкими бедрами и большой грудью имела больше шансов выносить, родить и вскормить здорового ребенка. Для мужчин Древней Руси привлекательной казались не тучные, но упитанные барышни - как говорится, кровь с молоком.

Об идеалах красоты лица мы также можем судить по русским сказкам. Сказочная красавица всегда белокожая, но при этом румяная. Девушки пудрились жутко вредными свинцовыми белилами и рисовали румянец свекольным соком. Еще на Руси обожали густые брови - поэтому их подкрашивали разными средствами. Интересно, что признаком красоты считались черные, разъеденные кариесом зубы - показатель того, что девушка богата и может позволить себе есть много дорогого сахара. Поэтому девушки чернили себе зубы. Черты лица предпочитали правильные: длинный прямой нос, полные губы, высокий лоб, а волосы - густые.

В поведении на Руси ценили скромность, неторопливость и женственность. Также в большом почете на Руси всегда был женский ум.

Статная, высокая, сильная девушка с округлыми формами и здоровым румянцем на щеках, с неспешной походкой, робким взором, но при этом умная - вот она, средневековая русская красавица.

Новое Время

Если до Петра стандарты красоты были одинаковыми и для русской знати, и для простого народа, то потом все кардинально изменилось. С инновациями в армии и государственном управлении, Петр привез из Европы еще и модные веяния. Но они влияли только на аристократию и горожан, а для крестьянского большинства ничего не изменилось. Красота знати начала становиться искусственной. Аристократки красились на французский манер, рисовали себе искусственные родинки, выщипывали брови, делали сложные прически. Петр «прорубил окно» в самом расцвете эпохи рококо. Идеал женщины этого стиля - фарфоровая бледность, легкость и хрупкость, воздушность и игривость. При этом в фаворе оставались упитанные дамы.

Интересно, что в России первой половины XVIII века к стандартам рококо добавился спрос на чернявость. Можно вспомнить известную красавицу, последнюю любовь Петра I Марину Кантемир. В этой женщине будто бы воедино слились русская и европейская традиции восприятия женской красоты.

Похожий типаж мы находим и у любимицы двора Екатерины II Марии Нарышкиной, и у роковой актрисы Прасковьи Жемчуговой. В XIX веке эта темноволосая и черноглазая «жгучесть» уходит из моды, становятся востребованы более светлые девушки с большими грустными глазами. Это тренд появился благодаря ставшей жутко модной Англии. Например, Наталья Пушкина, жена великого русского поэта, которая считалась первой красавицей Москвы.

В XIX веке полнота перестает быть обязательным атрибутом красавицы. При этом в моду возвращается естественность. Если для XVIII века были характерны тонны пудры и нарисованные брови, то в XIX веке девушки стали стремиться не рисовать себе новое лицо, а подчеркнуть достоинства своих натуральных черт.

XX век

В конце XIX века Россию начали покорять стройные девушки, а полнота почти полностью выходит из моды. Естественная красота изящных черт хрупких и изысканных девушек - вот что ценилось в России на рубеже веков. Отличный пример - Зинаида Юсупова, утонченная аристократка, которую считали красивейшей женщиной многие люди при дворе Николая II.

Однако прямо перед революцией эта традиция сменяется другой, тоже принесенной из Европы. Мир захватывает немое кино, джаз и раскрепощение. Это сказывается и на России - неестественно-бледные, полнощекие женщины с короткими стрижками и с огромными бездонными глазами становятся иконами красоты как в Нью-Йорке, так и в Воронеже. Например, Вера Холодная - безумно популярная русская актриса немного кино, ради фильмов которой мужчины дрались в очередях.

В первые годы советской власти этот типаж тоже имел большую популярность. Но вскоре страна оборвала все культурные связи с Западом и спрос на полноту вернулся. Иконой красоты в Советском Союзе была прекрасная в своей простоте колхозница. Изнеженность и аристократическая бледность сменяются силой и пролетарским румянцем.

Однако были и исключения. Например, Любовь Орлова, внешность которой обожали в СССР, но которая бы наверняка пришлась по вкусу придворным Александра III.

Почти все время существования СССР стандартом красоты была румяная колхозница. Только ближе к Перестройке в моду стала возвращаться стройность и легкость. Можно проследить очень явную закономерность: чем тяжелее времена, тем больше спрос на полных женщин.

Хасан ибн Саббах повелитель Ассасинов...

Страстная пятница - Страсти Христовы. Примет...