Общество давно изменило свой облик, устои. Все меняется и лишь духовные и нравственные принципы остаются неизменными. Поверьте, совершенно не важно какой на дворе век. Важно, чтобы человеческое общество имело правильные ориентиры и всегда оставалось человеческим. Молодые люди, особенно в подростковом возрасте, склонны заблуждаться в своих ценностях и принципах. Поэтому задача общества состоит именно в том, чтобы помочь молодому поколению расставить правильные приоритеты. должны начинать проводить приблизительно с 7 класса, когда происходит переход от детей к подросткам и формирование личности.

Прежде чем начать какую либо беседу по этому поводу, нужно выяснить, а что для молодежи означает понятие нравственности. Не нужно требовать точных определений, гораздо показательней будет, если ребята назовут свои ассоциации, услышав слово нравственность.

Многих, наверное, удивит, что подростки на ряду с такими ассоциациями как честь, порядочность, толерантность, будут называть:

  • ограниченность,
  • догмы,
  • устаревшие правила.

Ведь существует мнение, что быть хорошим скучно. На самом же деле само слово нравственность появилось еще в XVIII веке и пошло оно от слова нрав. В те времена нрав, мораль, этика являлись синонимами. Сегодня же эти понятия имеют несколько разные сущности. как раз должны внести ясность в эту непростую дилемму. Если говорить упрощенным языком, то под нравственностью понимают умение разделять свои слова и поступки на хорошие и плохие . Конечно, это упрощенная трактовка, ведь нравственность включает в себя множество факторов:

  • Умение находить общий язык в любой ситуации,
  • взаимоуважение,
  • доброта,
  • милосердие,
  • честность,
  • ответственность.

Нравственный человек не только хорошо знает о нравственности в теории, а еще и умело использует в жизни все эти качества. Да, добиться титула нравственного человека не просто. Для этого нужно долго и упорно работать над собой.

В крепком здоровом обществе нравственных принципов старается придерживаться абсолютно каждый человек. не должно полностью возлагаться только на школьное обучение. Только общими усилиями можно достичь хорошего результата.

Молодое поколение подобно губке впитывает в себя информацию из окружающего мира. Если ребенок будет видеть вокруг себя только цинизм, лицемерие, злобу, то в большинстве случаев в дальнейшем, и он будет обладать такими качествами. Именно поэтому необходимо позаботиться об окружении подростков. Взрослые просто обязаны начать с себя и потом уже личным примером заряжать молодежь. Одних бесед и лекций будет крайне недостаточно.

  • Нужно менять окружение.
  • Правильные, поучительные фильмы и мультики,
  • мотивирующая литература,
  • коллективные походы.

Нравственное воспитание молодого поколения крайне сложная и ответственная задача и выполнять ее обязан каждый сознательный гражданин планеты.

Движение «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!» напоминает распустившийся цветок, юный и свежий, набирающий силу аромата в пору начала цветения. Неспроста Движение выбрало своим символом цветок белой лилии – как символ чистоты и гармонии. Белая лилия на фоне бело-голубой ленточки, ещё одного символа, говорят о благородстве и возвышенных устремлениях, милосердии и духовности. По сути, все эти качества являются составляющими Нравственности.

Беседа первая.
«Я поступаю с другими так, как хочу, чтобы другие поступали со мной»

Этот первый пункт Кодекса отражает Золотое правило Нравственности, которое встречается практически в каждой культуре: в индуизме, буддизме, иудаизме, христианстве, исламе, конфуцианстве, в высказываниях античных философов.

Беседа вторая.
«Я не причиняю вреда ни человеку, ни животному, ни Природе»

Так звучит второй пункт Кодекса Нравственности Международного Общественного Движения «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!».

Не причинять вреда означает не доставлять кому бы то ни было страданий и затруднений.

Беседа третья.
«Я отношусь с любовью и бережностью к ближним и своему родному дому – планете Земля»

«Любовь – это та сила, которая находится в глубине нашего существа. И это самая большая драгоценность нашего мира, которую стоит хранить и беречь гораздо больше, чем деньги, вещи или золото».

Беседа четвёртая.
«Я за труд на Общее Благо»

«...труд сам по себе представляет великую ценность. Истинный труд является высшим благом для развития души. И, в конечном счете, будут иметь значение вовсе не но-вые кофеварки, шубы и автомобили, а совсем другой результат нашего труда, а именно: те навыки и тот бесценный опыт, который необходим для развития нашей индивидуальности»

Беседа пятая.
«Я выбираю честность, правдивость и искренность, нравственную чистоту,
простоту и скромность в общественной и личной жизни»

«Только прочувствованная сердцем, правда может помочь другому человеку. Не унизить человека, а возвысить его, исцелить его душу, направить её к развитию и совершенствованию. Чтобы не навредить, Правда может идти только рука об руку с Честностью и Искренностью»

Беседа шестая.
«Я стремлюсь к возвышению своего сознания и позитивному мышлению»

«... Существует множество методик и упражнений для развития позитивного мышления. Мы же предлагаем начать с самой главной – выработать в себе привычку быть благодарными любому явлению и событию жизни, любому проявлению человека»

Беседа седьмая.
«Я следую здоровому образу жизни»

«Седьмой пункт Кодекса участника Международного Общественного Движения «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!» затрагивает обширную тему здоровья.»

Беседа восьмая.
«Я радуюсь достижениям других, как своим собственным»

«Нам нужно научиться радоваться достижениям других людей. Нам нужно искренне радоваться их достижениям. Тогда мы тоже сможем обрести те добродетели, которые присущи этим людям-созидателям. И один праведный поступок, который найдёт позитивный отклик в сердцах десяти людей, будет приумножен десятикратно.»

Беседа девятая.
«Я – за братство всех народов»

«В процессах объединения и совместного труда нет нужды подолгу останавливаться на противоречиях. Потому что тогда, когда мы действуем, двигаемся и на ходу решаем текущие задачи, отпадает необходимость во многих бесполезных дискуссиях. Реальные действия, направленные на Общее Благо и Добро, способны сами по себе служить верным ориентиром в мире хаоса. Только там, где создаётся на планете новый образец, – находится Истина. Там, где пустые и долгие рассуждения и дискуссии, – нет Истины.»

Беседа десятая.
«Я живу по совести»

«Нужно возвести понятие Нравственности в ранг государственной идеологии. Необходимо поселить в сознании народа понимание Бога как Высшего Нравственного Закона, который существует во Вселенной.»

Алёна Семикова
Этические беседы с дошкольниками

Этические беседы

Этическая беседа является формой ознакомления детей с моральными нормами. Этическое развитие дошкольника связано с развитием его морального сознания. Этической беседа называется потому , что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы . Дошкольники узнают , что отношения людей друг к другу проявляются в различных действиях, которые с точки зрения моральных норм оцениваются как хорошие и плохие, правильные и неправильные. Они побуждают детей к осознанию поступков, явлений, ситуаций морального характера. Благодаря беседам на этические темы воспитатель имеет возможность на конкретных примерах показать, что содержать в себе такие понятия, как готовности оказать помощь тому, кто в ней нуждается

Цель этической беседы – формирование личности ребёнка, формирование таких качеств, как чувство справедливости, ответственности, доброты, честности, правдивости, смелости, дружбы. Дети усваивают основное правило : надо помогать другим людям, если они в этом нуждаются. Тот, кто помогает, поступает хорошо. У детей формируется понятие о добром поступке. Самостоятельно дети не могут сделать такое обобщение, конечно, помогает взрослый. Это длительный процесс, требующий решения задач :

1. Научить детей выявлять смысл воспринимаемых событий.

2. Дать представление о моральной стороне человеческих отношений (опираться на жизненные образцы, образы художественной литературы) .

3. Учить соблюдать правила поведения.

4. Способствовать накоплению и обобщению эмоционально – положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.

5. Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения принятых моральных норм (можно – нельзя, хорошо – плохо) .

Этические беседы можно начинать проводить с четырёхлетнего возраста, так как в этот период у ребёнка развивается наглядно-образное мышление, появляются представления, с помощью которых дошкольник удерживает смысл событий, которые он наблюдал ранее без опоры на воспринимаемые предметы и явления. Дети в этом возрасте уже осваивают содержание многих сказок, стихов, рассказов. В этом возрасте дети могут отвечать на вопросы, выражать своё отношение к героям произведения. Также у детей проявляется свой собственный опыт отношений с окружающими. Эффективность этических бесед зависит от соблюдения ряда важных педагогических условий, которые необходимо создавать для морального воспитания детей дошкольного возраста :

1. Чёткая постановка задач морального обучения и воспитания.

2. Гуманное отношение взрослых к детям.

3. Организация активной практической и интеллектуальной деятельности детей, формирующей гуманные взаимоотношения.

Материалом для таких бесед могут служить различные факты из жизни детей, также произведения художественной литературы. В ходе такой беседы дошкольники осваивают моральные нормы, знакомятся с этическими понятиями , расширяется словарь.

Первоначально, при ознакомлении с художественными произведениями, детей не удовлетворяет неопределённая ситуация, когда трудно сказать, какой персонаж плохой, а какой хороший. Дети стремятся выделить положительных героев. Эмоционально положительное отношение к этим героям вызывает резко отрицательную реакцию на действия тех персонажей, которые им чем-либо мешают. Положительное эмоциональное отношение к товарищу, симпатия, литературному герою играют большую роль в возникновении и развитии моральных чувств (сочувствия, справедливости и так далее) .

В процессе беседы обсуждаемым фактам , событиям даётся оценка. Положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная – призвана тормозить нежелательные поступки. Дошкольники охотно подражают тому, что одобряется. Положительный образ становится ориентиром для ребёнка в выборе поступка.

Взрослый должен корректировать высказывания дошкольников , помогать адекватно выражать свою мысль и поддерживать различные суждения, по возможности спорные, требующие аргументов.

Детям нравится, когда им читают взрослые. Они стремятся к общению со взрослым, испытывают чувство удовлетворения и даже гордости, отвечая на вопросы и получая одобрение, особенно, если взрослый обрисовывает важность обсуждаемых вопросов. Если взрослый не будет поддерживать эмоциональное отношение детей к беседе , не говорит о её важности, появляется опасность формализации данного вида работы.

Одной из причин падения интереса к беседе может быть потеря связи между нравственными установками, приобретаемыми знаниями и представлениями и реальным поведением детей. В повседневной жизни взрослый должен опираться на образы, усвоенные детьми, помогающие корректировать их поведение, служащие образцом добрых отношений, способом устранения нежелательных проявлений (недоброжелательности, грубости, упрямства, несправедливости) .

Часто знания дошкольников о правильном поведении и сами поступки не совпадают. Это естественно, так как дети ещё достаточно плохо ориентируются в различных ситуациях, не умеют адекватно оценивать свои намерения и действия. Кроме того, дети не могут совладать со своими желаниями («я хочу» , иногда проявляют упрямство и так далее. Принцип построения беседы может быть довольно разнообразным. Надо заинтересовать детей, ввести их в мир сказки. Например, можно так провести игровое мероприятие по этической беседе по сказке «Жадный кармашек» .

Воспитатель приглашает всех детей сесть на коврик и передавать друг другу волшебный клубочек. Когда дети передают клубочек, они при этом должны сказать доброе пожелание друг для друга.

Сегодня к нам пришла сказка, которая живёт в кармашке у каждого из вас. Воспитатель находит у себя в кармашке звёздочку. На звёздочке написана сказка «Жадный кармашек» . Вы внимательно послушайте сказку и подумайте, случайно эта сказка не про ваш кармашек? (дети встают и садятся на стульчики) Воспитатель эмоционально читает сказку.

Сказка «Жадный кармашек»

Беседа по содержанию сказки :

Почему сказка называется «жадный кармашек» ?

Правильно ли поступила девочка, когда послушала кармашек?

Почему всё не поместилось в кармашек?

Как надо было поступить?

Что такое жадность?

Как бы вы поступили, если ваш кармашек оказался тоже таким жадным?

Кого можно назвать жадным?

Покажите, как вы оцениваете поступок Алёнки, когда она послушала кармашек? (дети показывают кружок-символ коричневого цвета)

Покажите, как вы оцениваете поступок Алёнки, когда она самостоятельно приняла решение? (кружок жёлтого цвета) .

Предложить детям упражнение-тренинг «Как бы ты разделил игрушки» . Каждому ребёнку предлагается пять красивых игрушек, их надо разделить.

Как ты будешь их делить? (себе и другу, себе и другим детям, себе и брату или сестре) . Оценить поступки детей. Предложить детям попрощаться и стоя в кругу провести эстафету дружбы : дети берут друг друга за руки и передают воображаемую игрушку. Воспитатель подводит итог : Вы стали ещё добрее, подарили друг другу красивую игрушку. В каждом поселилась ещё одна частичка доброты и тепла. Дети получают от воспитателя по волшебной, красивой звёздочке.

Можно проводить этические беседы отдельно с девочками и мальчиками.

Например, такие этические беседы с мальчиками :

Тема : «Мальчики – будущие мужчины» .

Каким должен быть мальчик?

Чем мальчик отличается от девочки?

Что должен уметь мальчик (мужчина?

Что ты ценишь в себе как в мальчике?

Что думают о твоих мужских качествах другие (мальчики и

Ты когда – нибудь хотел быть девочкой?

Каким ты хочешь быть, когда станешь взрослым мужчиной?

Тема : «Мальчики – защитники слабых (девочек) ».

Почему нужно защищать слабых?

Что нужно делать, чтобы стать сильным?

Можно ли доказывать правоту «не кулаками» ?

Как ты думаешь, трудно ли быть храбрым?

Бывало ли тебе когда – нибудь страшно?

Как бороться со страхом?

Каких ты знаешь бесстрашных героев сказок, рассказов,

стихотворений?

Случалось ли тебе чувствовать себя защитником?

Например, такие темы этических бесед с девочками :

Тема : «Девочки – маленькие принцессы» .

Можно ли сравнить маленькую девочку с цветочком? Чем они

Почему девочке нужно быть опрятной и аккуратной?

Как девочка должна вести себя, чтобы понравится мальчику?

Нравятся ли тебе капризные девочки?

Похожа ли ты на маленькую принцессу?

Назови три самых лучших слова о себе, которые обозначают твою

ценность.

Какого «рыцаря» ты хотела бы видеть рядом с собой?

Тема : «Девочки – маленькие хозяюшки» .

Что и как ты делаешь в семье?

Почему девочка должна учиться мыть посуду, готовить пищу,

вышивать, наводить порядок?

Что значит заботиться о ком либо?

Что ты можешь сделать для папы, мамы, маленького брата или

Какую помощь девочка может оказать мальчику?

О каких маленьких хозяюшках ты узнала из сказок, рассказов, стихотворений? Нравятся ли они тебе?

Считают ли тебя «хозяюшкой» твои близкие?

Как научиться быть «хозяюшкой» ?

Подготовить и содержательно провести этическую беседу – дело очень сложное. Недаром опытные педагоги говорят, что провести беседу на моральную тему гораздо труднее, чем обычную беседу . Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны содержать назидания, упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения, свободно делятся впечатлениями. В этических беседах с дошкольниками должны присутствовать элементы занимательности. Надо помнить, что успех этической беседы зависит от того , насколько теплым будет характер беседы , раскроют ли в ней дети свою душу.

Методические разработки.

Материал по социально – нравственному воспитанию детей.

Не важно, кем ребенок будет в будущем, когда он вырастит – колхозником, ученым, учителем или бизнесменом, главное чтобы он вырос ЧЕЛОВЕКОМ созидателем, а не прожигателем жизни!

Беседа «Наши имена»

Цели:

1. Рассказать об именах, о правилах знакомства.
2. Совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверстниками.
3. Воспитывать уважение к имени другого человека.
У каждого из вас есть имя, правда? Зачем оно вам? Зачем люди дают друг другу имена? (Люди дают имена, чтобы отличать одного человека от другого, различать людей.)
Как бы мы обращались друг к другу, если бы не имя?
Вы иногда кричите друг другу: «Эй, ты, иди-ка сюда!». Это обидно, оскорбительно и очень невежливо. Хорошо ли так звать человека? Вы отзываетесь, когда вас так зовут? Не надо отзываться, если вас кто-то зовет таким образом.
Но иногда вы хотите к кому-то обратиться, а имени не знаете. Как поступить в этом случае? Надо спросить имя, познакомиться. Вы умеете знакомиться? Давайте немножко поиграем. Представьте себе, что вы не знаете друг друга и очень хотите узнать имя. Как вы это сделаете? (Воспитатель вызывает двух детей, желательно активных, и предлагает им узнать имена друг друга.)
- Как тебя зовут?
- Меня зовут Саша: А тебя как зовут?
- А меня зовут Вова.
Хорошо, дети, имя вы узнали. Но, к сожалению, показали себя не очень вежливыми. Во-первых, если вы хотите познакомиться, то надо улыбнуться, сделать жест головой или рукой, подчеркивающий это желание. Во-вторых, имя называют целиком. Кто подскажет, как правильно назвать себя? В-третьих, после знакомства говорят: «Очень приятно было с Вами (с тобой) познакомиться». Или просто: «Очень приятно». Давайте-ка попробуем еще раз, уже без ошибок.
Обратиться к человеку можно так: «Я хочу с тобой (с Вами) познакомиться. Давай(те) познакомимся!»
Ответные реплики бывают такие: «Рад нашему знакомству. Сердечно рад с тобой (с Вами) познакомиться».
Еще важно запомнить, что надо подать друг другу руку и пожать ее. Если знакомятся девочка и мальчик, то первой руку подает девочка.
(Можно еще раз повторить сцену знакомства с введением новых формул знакомства и жестов).
Итак, имя мы узнали. Но тут еще одна загадка. Вот послушайте стихотворение. Оно называется «Сколько имен у подружки, у Оли?». Может кто-то из вас догадается, сколько?
Сколько имен у подружки, у Оли?
Как бы, друзья, не запутаться тут.
Олей зовут эту девочку в школе,
Олечкой папа и мама зовут.
Олюшкой тетя ее называет.
«Олька!» - кричит озорник во дворе.
Кто же, скажи-ка мне, посчитает,
Сколько имен у подруги моей?
Правильно, имя у Оли одно, а другие формы - это варианты имени. Официальный вариант, полное имя, какое?
Верно, так ее называют в школе или в другой официальной обстановке. А почему папа и мама, родственники, называют ее Олечка, Олюшка?
Да, это ласкательные формы имени. Вспомните, как называют вас ваши родители, бабушки, дедушки. А почему озорник кричит: «Олька!»? Это культурная форма имени? Нет, конечно, это невежливо. Вы называете друг друга «Петька», «Танька», «Сашка»? Я думаю, нет. Ведь если вы так к кому-нибудь обратитесь, все сразу поймут, что вы человек невоспитанный.
Мы узнали, что бывают имена полные и неполные.
Хорошо ли вы знаете полные и неполные формы одного и того же имени? Я назову полную, а вы подберете к нему неполные формы. Их ведь несколько, да?
Екатерина - Катя, Катюша, Катенька.
Людмила - Люда, Людочка, Мила, Милочка, Людмилка.
Елена - Лена, Леночка, Аленка, Аленушка.
Сергей - Сережа, Сереженька, Сережечка.
Владимир - Вова, Вовочка, Володя, Володечка.
Теперь, наоборот, я называю неполную форму, а вы полную.
Яша, Яшенька - Яков.
Тема, Темочка - Артем.
Коля, Николенька, Колечка - Николай.
Настенька, Настюша - Анастасия.
Леша, Алешенька - Алексей.
Леня, Ленечка - Леонид.
Давайте еще раз вернемся к этикету знакомства. Не всегда бывает достаточно назвать только имя. Если вы хотите, чтобы вас отличали от других Саш, Вань, Тань, то назовите не только имя, но и фамилию. Теперь я познакомлю вас еще с одной формой этикета: знакомство через посредника. Посредником называют человека, который знает двух незнакомых между собой людей и представляет их друг другу.
(Педагог вызывает троих детей, один из них будет посредником и познакомит двух других.)
Не забывайте, что выражение лица у всех должно быть доброжелательным, знакомьтесь с улыбкой и, пожав друг другу руки, не забудьте сказать, что вам очень приятно было познакомиться.
Посредник: Я хочу познакомить тебя со своим другом (братом, сестрой) Петровым Александром (Сашей). А это мой сосед, Смирнов Сергей. Разреши познакомить тебя...
Посредник может сказать только первую фразу «Разрешите познакомить вас... »), а участники знакомства представляются друг другу сами, жмут руки и говорят «очень приятно».
Вы усвоили этикет знакомства и теперь сможете узнать имя и фамилию другого человека. Я уверена, что сегодня вы стали более образованными и воспитанными.
2. Игра «Имена людей»
Все дети берут по бумажной ромашке; вспоминают, как их называют друзья, воспитатель записывает на лепестках.
Например:

3. Заучивание стихотворения «Сколько имен у подружки, у Оли?».

Беседа «Наши фамилии»

Цели:

Дать представление о происхождении фамилий.

Развивать любознательность.

Воспитывать интерес к прошлому.

1.Моя фамилия - Нечаева. Она появилась от старого русского глагола «чаять» - ждать. В современном языке есть слово нечаянно, оно значит неожиданно. В старину так называли последних детей в семье. Все дети выросли, все уже взрослые, но родился еще один ребенок, которого вроде и не ждали. А если очень ждали, то называли Жданом.
Кто из вас знает значение своей фамилии?
Еще лет 150- 200 назад у большинства людей фамилий не было, были прозвища и отчества, Петров, Николаев, Сидоров - это сыновья Петра, Николая и Сидора. Значит, у Васильева, был пра-пра-пра-прадедушка, которого звали Василием. Если фамилия Васькин, то и пра-пранра-прадедушку звали Васькой.
Давайте вместе придумаем фамилии от русского имени Иван. Я начинаю: Иванов, Ванюшин, Ванечкин. Продолжайте!
Какие интересные фамилии получались от прозвищ!
Если у человека были белые волосы, его могли прозвать Беляк, и фамилия получалась...
Если ноги длинные, как у журавля, получится... Некоторые фамилии произошли от названия профессий: Плотников, Кузнецов, Гончаров. Некоторые - от названий мест, где жил человек. Например, Московский или Москвичев. Как вы думаете, когда родился пра-прапрадедушка человека по фамилии Зимин?
Некоторые фамилии разгадать легко, а некоторые трудно, потому что в их основе лежат старые русские слова. Например, фамилия Ушакова происходит от слова «утаю» человек небольшого роста.
Есть ученые, которые разгадывают происхождение имен и фамилий. Наука эта называется ономастика. Необязательно вам запоминать это слово. Может быть, когда вы станете взрослыми, кто-то из вас будет заниматься этой интересной наукой.

2. Заучивание стихотворения
- Девочка Эмилия,
Как твоя фамилия?
- Милая фамилия, -
Говорит Эмилия.
- Как же она пишется,
Милая фамилия?
- Так же, как и слышится, -
Говорит Эмилия.
- Как же у родителей
У твоих фамилия?
- Так же, как и у меня, -
Говорит Эмилия, -
Только вот у папы – Милый,
А у мамы – Милая…

3. Домашнее задание (раб. с родителями) Узнайте у родителей значения ваших фамилий.

Беседа «Россия - наша Родина»

1.Детям предлагается обсудить следующие вопросы:
Что такое Родина? Как называется наша Родина? Назовите столицу нашей Родины.
Нужно ли заботиться о Родине? Как?
Почему говорят, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому?
Мой добрый дом
Уютно в доме и тепло,
В нем много радости и шума,
Он не умеет быть угрюмым
Мне с нашим домом повезло.
По воскресеньям на площадках
Туда-сюда жильцы снуют,
Одни - выходят на зарядку,
Другие - песенки поют.
Играют папы вместе с нами,
А мамы пироги пекут
И угощают нас тортами
Все в доме воскресенья ждут.
Весь день к соседям в гости ходим,
Давно мы с ними дружбу водим,
Улыбки, шутки дарим им
Гордимся домом мы своим!
Но понедельник наступает,
И шумный дом наш замирает.
У всех забот полным-полно,
Но не грустит дом все равно.
В нем наши бабушки и деды
Для внуков стряпают обеды,
Квартиры моют, чинят что-то,
В нем каждый день кипит работа!

Что вы чувствуете, когда возвращаетесь домой? Дружит ли ваша семья со своими соседями?
Как вы думаете, что радует, а что огорчает ваш дом?

2. Упражнение в названии домашнего адреса, номера телефона (индивидуально с каждым ребенком в течение дня)

КТО Я ТАКОЙ

Цель: развить самосознание детей: знать полное имя, отчество, фамилию, адрес, телефон, страну, родной язык и сведения о родителях (фамилию, имя, отчество и место работы).
Словарь: сведения, национальность, страна, гражданин.

П е д а г о г. Дети, сегодня мы с вами поговорим об очень важных вещах. Давно-давно, когда была война, совсем молодого солдата ранило - и он потерял память: он забыл, как его зовут, свою фамилию, домашний адрес. И много-много лет врачи в госпитале, где он лежал, звали его словом «солдат».
Как вы думаете, что переживал этот человек, что он чувствовал? Представьте себе, что где-то далеко его ждала и, наверное, плакала его мама, а может быть, сестры и братья.
Что почувствовали вы, услышав этот рассказ? Что нужно знать человеку о себе, чтобы не потеряться?
То, что вы рассказываете о себе, называется «сведения». От слова «ведать» - «знать».
Достаточно ли того, о чем вы рассказали?
Чтобы сведения был и полными, необходимо называть свои фамилию, имя, отчество полностью (дети проговаривают), так же, как и сведения о родителях (проговаривают).
Знаете ли вы свой точный адрес?
Кто из вас помнит номера телефонов свой и бабушки с дедушкой?
Люди, постоянно живущие в одной стране, называются «гражданин», «гражданка» этой страны. Как называется страна, в которой мы живем?
Я могу о себе сказать, что я - гражданка России или россиянка. Предлагаю каждому из вас назвать себя правильно: «Я - россиянин или гражданин России. Я - россиянка или гражданка России».
В России есть один, обязательный для всех язык - русский. На нем говорят русские и люди разных национальностей, живущие в нашей стране. Но люди других национальностей любят и свой родной язык. Они читают на нем книги, поют песни, а если захотят - учатся на своем языке в школе. У каждого народа есть своя национальная одежда, очень красивая, нарядная.
Сведения о себе - это и знания о своих национальных особенностях.
Катя - русская, Венера - татарка, Аня - мордовка. Пожалуйста, Венера, расскажи нам о себе и о своих родных... А теперь ты, Аня...
Мы сегодня услышали много интересного о вас и ваших родителях. Полные сведения - это и знания о бабушке и дедушке: фамилия, имя, отчество, адрес, телефон, город, страна.
Кто из вас может сейчас сообщить нам сведения о дедушке и бабушке? (Отвечают 2-3 ребенка.)
Надеюсь, что наше сегодняшнее занятие принесет вам пользу, когда вы пойдете в школу.
А солдат, о котором я вам рассказала вначале, только через много лет выздоровел и вспомнил свои имя, фамилию и адрес. За это время его мама и сестры стали старенькими, он тоже постарел, и они с трудом узнали друг друга.

Беседа «Мое настроение»

ЦЕЛИ:

Дать детям представление о внешнем виде человека, о его особенностях как живого организма.

Определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям.

Составлять словесный портрет человека.

Вызвать у ребенка потребность рассказать о себе.

Замечать индивидуальные черты у себя и у других людей (я - такой, а он - другой).

Знать полезные и вредные привычки людей.

Примерные направления для беседы с детьми: «Я радуюсь, когда... »; «Мне жалко, когда... »; «Мне весело, когда... »; «Мне грустно, когда... »; «Я хотел бы... »; «Мои мечты»; «Что такое счастье»; «Мой дом»; «Мои друзья»; «Наши добрые дела»; «Каким я буду школьником».
Примерные варианты заданий детям:

вспомнить стихи, рассказы, сказки, в которых герои смеются, плачут, удивляются;

попробовать самим придумать небольшие рассказы, сказки (один ребенок будет рассказывать, а остальные определять, к какой из картинок подходит рассказ или стихотворение);

произнести предложение «Я пойду в школу» В трех вариантах: радостно, грустно, удивленно;

сопоставить произнесенное предложение с картинкой.

Окружающие нас люди всегда видят наше лицо.
Если черты лица даны нам природой и родителями, выражение лица - это то, что мы создаем сами. Лицом нужно уметь владеть, совсем не обязательно всем вокруг знать, что у нас на душе. Иногда о человеке говорят: «У него такое доброе лицо!» А бывают злые люди с добрыми лицами? Как правило, нет. Ведь лицо способно накапливать чувства, которые ему чаще всего приходится выражать. Какое у вас лицо?
Человеку надо следить за своими эмоциями и думать, всегда ли правильно он их выражает. Главное, чтобы наши эмоции были приятны и нам, и окружающим.

Каких добрых сказочных героев вы знаете?

Каких злых сказочных героев вы знаете?

Кто из вас может прочесть веселое стихотворение?

Кто из вас знает грустное стихотворение?

Задания детям:

улыбнуться как солнышко;

нахмурьтесь, как тучка;

рассердитесь, как упрямые бараны на мосту;

изобразите хитрую лису;

изобразите испуганного зайчика;

нарисуйте портрет своей семьи так, чтобы на нем все были веселыми.

Дети становятся спиной друг другу и по очереди описывают прическу, лицо, одежду стоящего за спиной ребенка. Побеждает тот, кто оказался более точным в описании друга.

Из чего состоит тело человека? Покажи части тела и назови их. (голова, лоб, глаза, ресницы) уши, рот, нос, щеки, подбородок, шея, грудь, спина, живот, ноги, колени, ступни, руки, пальцы.)

Зачем нужны человеку глаза, ресницы, уши, сердце, ноги, желудок?

Должны ли дети заботиться о своем здоровье?

Что для этого необходимо делать?

Хочу я по всей прокатиться планете,
Разведать, что делают дети на свете.
Как их зовут?
Хорошо ли живут?
Выяснить надо, кто учится в школе.
Справиться, школа у них далеко ли.
Как их здоровье, сколько им лет?
Есть ли работа у папы, иль нет?
Кто поправляет на них одеяльце,
Кто им лекарство с вареньем дает?
Д. Родари
2. Рисование на тему «Мое настроение»

Воспитатель тоже рисует свое настроение. Потом подсчитываем, сколько сегодня в группе веселых и грустных детей. Почему? Как улучшить настроение?

3. Заучивание стихотворения
Шепчет ротик: «Эй, послушай,
Что ты, носик, приуныл?
Ко всему ты равнодушен,
Будто свет тебе не мил».
Грустный носик отвечает:
«Разве ты не замечал,
Глазок - двое, ушек - двое,
Две руки и две ноги.
Только мы живем с тобою
В одиночку, чудаки».
«Что ты, носик, чем мы хуже?
Говорил тебе не раз:
Если мы с тобою дружим
Значит тоже двое нас!»
С. Капутикян

Упражнение в определении эмоционального состояния человека с использование пиктограмм, фотографий, рисунков

На занятии можно использовать зеркала для обучения детей выражению разных эмоциональных состояний.
Задания детям:

определи настроение по картинкам и фотографиям: грусть, тоска, уныние, горе, печаль;

опиши друга.

2.Чтение и обсуждение стихотворения «Девочка – ревушка»

Чтение и обсуждение «Ежиха – портниха»

Жила-была в лесу Ежиха-портниха. Ни минутки у нее свободной не было: то зайцы просили шубки новые на зиму сшить, то белка решила шапочкой обзавестись. Даже кустам и деревьям помогала Ежиха. Обдерет кто-нибудь кору, оборвет листья - плачут деревья и кусты, зовут Ежиху. Пришьет она кору и листья на место - и все тут же прирастает. Все думали, что иголки и нитки у Ежихи волшебные. А на самом деле иголки она использовала свои собственные, а нитки ей паучки лесные ткали.
В один день заказов у Ежихи было так много, что она чуть с ног не сбилась.
Уже стемнело, когда Ежиха добежала до оврага, где ее ждала олениха. Ее олененок заигрался и задел боком острый сучок. Мама очень волновалась за сына и, увидев Ежиху, проговорила:
- Уходи отсюда, неизвестный зверь, здесь мой сыночек лежит, у него шкурка порвана. Мы Ежиху ждем.
- Ты что не узнала меня, олениха? Это же я к вам спешу, - удивленно ответила Ежиха.
- Ой, извини, обозналась я. Да и немудрено это: я привыкла, что ежи с иголками ходят, а у тебя одна-единственная иголка с мотком паутины посреди спины торчит.
Тут поняла Ежиха, что все свои иголки истратила, но переживать некогда было. Олененок лежал, закрыв глаза, и стонал. Ежиха выдернула свою последнюю иголку, вдела в нее паутинку, и через минуту шкурка олененка была аккуратно зашита.
Мама-олениха облизала рану теплым языком, и вскоре олененок открыл глаза.
- Мама, - сказал он, - у меня больше не болит бок.
Тут олененок заметил Ежиху и с удивлением посмотрел на нее:
- Мама, а это кто: хомяк или суслик?
Олениха сердито шикнула на него:
- Это Ежиха. Она тебе шкурку зашила. Вместо того чтобы глупости спрашивать, лучше скажи ей «спасибо».
- Мама, я же не знал, что ежи и такие бывают. Я думал - они все в иголках…
Ежиха не дослушала олененка. Грустная, она выбралась из оврага, спряталась под густой высокой елью и тихо заплакала. Красавица-ель покачала пушистыми ветвями и спросила:
- Ежиха, почему ты плачешь? Тебя кто-то обидел?
- Я сама себя обидела! Все иголки истратила на шитье и превратилась в зверя невиданного, которого никто не узнает. А ты, Ель, как догадалась, что я - Ежиха?
- У нас, деревьев, особое чутье, поэтому я тебя никогда ни с кем не спутаю. А горю твоему помочь нетрудно: не только у тебя одной иголки растут, - ласково добавила Ель и встряхнула своими ветвями.
Ежиха ощутила покалывание и осторожно потрогала спинку лапкой. Еловые иголки облепили ее со всех сторон. Она поблагодарила Ель и побежала домой, радуясь, что теперь снова сможет помогать обитателям леса.
Зайчонок, попавшийся ей навстречу, восхищенно воскликнул:
- Ой, Ежиха, какая у тебя красивая шубка стала: игольчатая и пушистая!
А шили эти новые иголки еще лучше прежних и помогли Ежихе сделать еще немало добрых дел!
Какой была Ежиха? Почему вы так, думаете? Приведите примеры.
Назовите добрых обитателей мира природы и расскажите, как, проявляется их доброта.

Рисование «Дерево доброты»
Педагог привлекает внимание детей к «дереву доброты», нарисованному на листе ватмана, и просит их рассказать о своих добрых делах.
По мере высказываний участники рисуют на дереве новые плоды.
Упражнение продолжается до тех пор, пока дети будут называть свои добрые дела.
По окончании упражнения рисунок дерева можно повесить на стену и время от времени добавлять к нему новые плоды.

Чтение и обсуждение сказки «Фея сновидений» Е. Лазоренко

Укладывая Танюшу спать, папа пожелал ей приятных снов.
Поцеловав папу, Танюша свернулась калачиком... и вдруг увидела Фею в серебристой одежде с лучиками солнышка над головой. Она держала в руке волшебную палочку. Палочка переливалась перламутром, как раковинка, которую Таня находила не раз на берегу Черного моря, когда гуляла там с папой и мамой.
Фея прикоснулась волшебной палочкой к Таниной головке, и Таня почувствовала, что у нее вырастают крылышки, как у ангела в сказке. Фея взяла Танюшу за руку, и девочка полетела вместе с ней над спящим городом раздавать людям и животным сны. Это была Фея Сновидений.
Где только Танюша с Феей не побывали за ночь. Танюша устала, но ей было так радостно видеть нежные улыбки, которые появлялись на лицах детей и взрослых, стоило только Фее Сновидений прикоснуться к ним волшебной палочкой.
Как только они вернулись домой и Фея уложила Танюшу в кроватку, усталость сразу прошла. Даже спать не хотелось. Танечка открыла глазки, чтобы попрощаться с Феей Сновидений, и увидела ласковую и нежную маму. Мама улыбалась улыбкой Феи.
- Мамочка, - сказала Танюша, - где ты прячешь свою сверкающую одежду? Почему ты мне раньше никогда не показывала волшебную палочку?
Мама поцеловала Танюшу и прижала ее к груди:
- Солнышко мое, ты видела чудный сон.

Вопросы и задания к сказке:

Раздайте детям карточки с рисунками разных животных (птиц, рыб, насекомых.) Дети должны рассказать о нежных снах, которые подарят тем или иным животным Фея и Танюша.

Представьте, что к вам в гости пришла Фея сна, и пригласила вас в путешествие в волшебную страну нежных снов. Расскажите о своем путешествии.

Были ли в вашей жизни случаи, когда чье-либо нежное слово помогало вам в трудную минуту? Произнесите с нежностью это слово.

Попросите детей вспомнить все нежные имена, которыми их называют родители, и рассказать, что они при этом чувствуют.

Попросите детей придумать нежные имена для своих родных.

Беседа «Скромность»

Вопросы и задания для беседы:
Как скромный человек должен вести себя в лесу, гостях, театре, поезде и т.д.? Например: в лесу скромный человек не должен кричать, оставлять после себя мусор, ломать ветки и т.д.
Какая еда кажется вам скромной, и почему? Придумайте меню скромного завтрака (обеда, ужина). Например, скромный завтрак: стакан чистой воды, бутерброд с зеленью и две печеных картофелины.

Игра «Скромные звери»
Из всех детей выбираются двое ведущих. Они хозяева теремка. Остальные получают карточки с рисунками разных зверей, птиц и насекомых. Хозяева теремка берутся за руки, поднимают их кверху, изображая теремок, а затем приглашают в гости всех, кто умеет скромно себя вести.
Каждый по очереди подходит к теремку и просит от лица своего зверя (насекомого, птицы) впустить его в теремок. Если он сумеет убедить хозяев теремка, что будет вести себя скромно, они впускают его в теремок. Если не сумеет - они просят его научиться вести себя скромнее и прийти к ним в теремок попозже.
Например: лев может пообещать, что он никого не будет пугать, и покатает на спине маленьких зверей; ежик не будет колоть зверей иголками, а принесет на них грибов из леса и т.д.

КРАСОТА ЛИЦА И ДУШИ

Цель: развить у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения; развить умение и навык всматриваться в человеческие лица, адекватно оценивать мимику.
Словарь: прелесть, прелестное.
П е д а г о г. Поговорим сегодня о вашей группе. Нравится ли тебе в группе? Что привлекает? Что бы ты изменил в группе?
От кого зависит, чтобы в группе было приятно, интересно, хорошо?
А теперь закройте глаза и подумайте... о себе: нравятся ли вам, что вы девочка (мальчик), цвет ваших волос, лицо, голос?
Что бы вы хотели изменить в себе или что бы было другое: как у мамы, папы?
Что важнее для окружающих: цвет ваших волос или ваше отношение к друзьям, к окружающему? Докажите.
Объясните мне значение слов писателя Льва Николаевича Толстого из его книги «Детство»: «Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называется красотою лица... »
Почему он так написал?
А какие лица называют прелестными? Вот иногда смотрят на человека, ребенка и говорят: «Какая прелесть!» (Те, в которых выражены нежность, скромность, приветливость.)
Рассматривает с детьми картины-портреты художника А. Шилова. Можно ли представить их злыми?
А сейчас посмотрите на этот портрет. Что за лицо у этого человека? Портится лицо человека, и сам он становится злым, угрюмым. (Рассматривает с детьми портрет Ивана Грозного художника и.Б. Репина.)
Приятно ли общаться с таким человеком?
У вас есть такие знакомые?
Какой портрет больше всего вам понравился? Чем? От каких лиц наши собственные лица становятся красивее?
А сейчас загадайте желание (на выбор):
- хочу красивым быть;
- хочу добрым быть;
- хочу быть таким, чтобы людям со мной хотелось быть рядом.
Подумайте, всегда ли я этого хочу, не бываю ли я грубым, не обижаю ли других бранными словами?
Хотели бы вы сказать о своем желании? (Если нет, то не нaдo. Но помните, если чего-то очень хочется, то и получится.)
Рассматривает с детьми случаи из жизни группы: разговор с жвачкой, свист.
Какое правило можно вывести из сегодняшнего разговора? «Надо быть добрым - тогда лицо будет приветливым, приятным. Улыбка - символ добра».

Нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения этой задачи учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методики их преподавания, но и умение направить свою деятельность на формирование нравственного воспитания детей. Вопросы нравственного воспитания, совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

В процессе нравственного воспитания младшего школьника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения учащихся, начиная с 1-го класса. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. Возможность обеспечить нравственные знания на таком уровне, когда школьник будет обладать способностью охватывать общее и существенное в разнообразных явлениях окружающей жизни, реалистически оценивать создавшуюся ситуацию, последствия своего поступка.

В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных суждений, оценок, понятий на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы.

Этическая беседа-метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; учителя и ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.

Эффективность этических бесед зависит от соблюдения ряда важных условий:

1. Важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Учитель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.

2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументированно вырабатывать правильную точку зрения.

3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: учитель говорит, ученики слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют учителю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней ученики свою душу.

4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления, связанные непонятными ими чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения.

6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

Ошибочно думать, будто беседа спонтанный метод.

Высокопрофессиональные учителя проводят беседы не часто и готовятся к ним основательно. Этические беседы строятся по такому примерно сценарию: сообщение конкретных факторов, объяснение этих факторов и их анализ с активным участием всех собеседников; обсуждение конкретных аналогичных ситуаций; обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального правила; применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.

В школе первой ступени этическая беседа имеет более простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода. В средних и старших классах беседу можно начать с формулировки морального правила и для иллюстрации использовать конкретный материал из жизни, художественной литературы.

Проведение этических бесед включает в себя:

    подготовительный этап;

    проведение беседы;

    организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил.

Опыт проведения этических бесед показывает, что целесообразно проводить их во внеурочное время дважды в месяц. Подготовка к каждой беседе занимает 7-8 дней. Продолжительность беседы не должна превышать 25-30 минут в І-ІІ классах, 35-40 минут – в ІІІ-ІV классах.

Подготовительный этап, самый длительный и трудоемкий, включает в себя разнообразную деятельность учителя и детей. Могут быть различные варианты подготовки к беседе, мы рекомендуем следующий:

1. В зависимости от возраста учащихся, уровня развития детского коллектива и нравственных проблем определяется тема беседы.

2. Цель беседы – усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить учащиеся; те практические выводы, которые будут сделаны.

3. Подборка фактического материала, где рассказывается, как нужно поступать, что нужно делать.

4. Продумываются вопросы беседы.

5. Подготовка учащихся к беседе:

а) заранее объявляется тема беседы, указывается литература, готовятся ситуации, вопросы, над которыми следует подумать, подобрать примеры;

б) при необходимости определяются индивидуальные задания, поскольку это психологически настраивает учащихся на самоанализ поведения, и они убеждаются в необходимости его улучшения;

в) определяются групповые задания.

Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главное требование – обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Правильно поступает учитель, который проведя беседу, задает вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям.

При проведении беседы по прочитанному материалу, очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.

Последовательность вопросов должна подвести детей к выведению морального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей. При постановке вопросов в беседах на моральные темы, можно придерживаться следующих рекомендаций:

1. Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторону жизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей.

2. Вопрос должен заставлять ребенка задуматься над мотивами поступка, увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка.

3. Вопрос должен заставлять детей увидеть нравственные последствия любого поступка для других людей.

4. Вопрос должен привлечь внимание школьников к внутренним переживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состоянии человека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать.

Очень важны вопросы, которые помогли бы школьникам связать прочитанное с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями.

Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализующего характера, содержать назидания, упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения, свободно делятся впечатлениями.

В этических беседах с младшими школьниками должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, которые содержат моральную проблему. Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были положительные поступки школьников и не следует направлять общественное мнение только на поступки, связанные с плохой успеваемостью и дисциплиной. Развитие общественного мнения происходит за счет введения новых и корректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правилам обсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят. Выработанные правила жизни детского коллектива выступают в качестве критериев нравственной оценки.

Возможны различные варианты последовательности проведения этических бесед, мы рекомендуем следующие:

1. Определение темы беседы и возбуждение у школьников интереса к восприятию и усвоению материала.

2. Обоснование актуальности, значимости обсуждаемой темы.

3. Раскрытие темы беседы на примере жизни и деятельности выдающихся людей, а также на материале окружающей жизни.

4. Анализ положения дел в классе в связи с обсуждаемой проблемой и определение конкретных задач (советов, рекомендаций) по улучшению работы и поведению учащихся.

5. Обобщение итогов беседы и краткий опрос учащихся по основным положениям изложенного материала.

Конечно, указанная структура беседы не должна превращаться в трафарет. Как в целом в воспитательной работе, так в проведении беседы не может быть трафаретов, рецептов на все случаи жизни. Однако, чем больше подобных рецептов будет знать педагог, тем больше шансов он имеет на их реализацию. Они не ограничивают творческую деятельность учителя, а стимулируют ее.

При определении темы в начале беседы необходимо возбудить интерес школьников к восприятию и усвоению этического материала.

Для этого можно использовать такие приемы:

а) поставить вопросы, связанные с выяснением сущности нравственного понятия, которое лежит в основе содержания беседы. Например, что такое вежливость и т.п.;

б) прежде чем объявить тему, можно рассказать о каком-нибудь занимательном событии или факте, имеющем отношение к намеченной теме;

в) прежде чем объявить тему, нужно вспомнить о каком-то случае из классной жизни, который позволяет обосновать необходимость углубленного раскрытия и осмысления соответствующей нравственной нормы;

г) объявив тему, попытаться придать ей особую важность и подчеркнуть ее значение с помощью содержательного высказывания или афоризмов.

Методика изложения нравственного материала может сочетать в себе вопросно-ответную форму, рассказ и объяснение педагога, краткие сообщения учащихся по отдельным вопросам, чтение из книг, газет, использование художественных картин и т.д. При этом главная роль остается за педагогом, так как только он может глубоко и квалифицированно раскрыть сущность морали.

При анализе поведения школьников лучше всего акцентировать внимание на положительных примерах и фактах, а о недочетах говорить в благожелательном тоне, всячески подчеркивая свою уверенность в том, что учащиеся их ликвидируют.

Обобщая итоги беседы, следует привести яркие высказывания с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства школьников. Четко выделить те категории, которые составляли цель беседы.

Таким образом, подготовить и содержательно провести этическую беседу – дело очень сложное. Недаром опытные педагоги говорят, что провести беседу на моральную тему гораздо труднее, чем урок. Надеюсь, что данные методические рекомендации могут быть полезны учителям начальных классов, классным руководителям, организаторам воспитательных, внеклассных работ, студентам при проведении этических бесед.