Сценарий спортивного праздника, посвященного дню Космонавтики для детей старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие»


Хачко Светлана Николаевна инструктор по физической культуре МБДОУ № 15 «Ручеёк», г. Бердск

Данная разработка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и предназначена для инструкторов по физической культуре и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Цель: Развитие выносливости средствами физических упражнений смешанного характера.

Задачи по основным направлениям.
Оздоровительная:
- укрепление мышц ОДА.
Образовательная:
- расширение и закрепление знаний детей о Космосе;
- закрепление двигательных умений в эстафетах с разным видом деятельности;
Воспитательная:
- воспитывать чувства патриотизма и любви к нашей планете Земля.
- воспитывать стремление к двигательной активности, внимание при действиях на сигнал инструктора.

Предварительная работа:
Оформление зала: фото Ю.А. Гагарина; иллюстрации с изображением солнечной системы, космического корабля, орбитальной станции, космонавта в невесомости, космонавта в скафандре.
Разучивание детьми стихов по теме
Изготовление приглашений на праздник для родителей

Оборудование:
4 стойки,
10 обручей,
кегли 12 штук,
ленточки по количеству детей,
мячи по количеству детей,
4 пластиковые бутылки с вырезанным отверстием для ног,
2 мяча фитбола,
2 обрезанных пластиковых бутылки с пшеном,
2 стаканчика,
2 ведерка,
разноцветные шары 40 штук,
две магнитные доски со схематическим изображением Полярной звезды и созвездия Большая Медведица.

Ход праздника.

Ведущий: Здравствуйте уважаемые гости. Сегодня мы не случайно собрались в этом праздничном зале. 12 апреля 1961 года в космос полетел первый человек нашей планеты Ю.А. Гагарин.


Стихи
1.
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
(В. Степанов)

2.
Гулять сегодня некогда,
Мы заняты другим:
Планеты необычные
Мы дружно мастерим.
Пусть в космосе вращаются
Ракеты к ним летят!
В отважных космонавтов
Играет детский сад.

3.
Мы летчиками смелыми
Быстрее стать хотим,
В ракетах настоящих
Мы в космос полетим.

Над нами звезды светлые
Зажгутся в вышине,
Российский флаг поднимем
На Марсе и Луне.
(Я. Серпина)

Ведущий: Ребята, вы все знаете, что мы живем на планете Земля. Земля - огромный шар, плывущий в бескрайнем просторе Космоса. Космос всегда интересовал человека. Ведь это важно - знать, есть ли жизнь где - нибудь еще? Еще очень много загадок хранит в себе Космос...

Ведущий: А вы, ребята, хотели бы стать космонавтами?
Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, образованным, умным, трудолюбивым, смелым, мужественным, упорным, выносливым).
Если очень постараться,
Если очень захотеть,
Можно на небо подняться
И до Солнца долететь
И всерьез, не понарошку,
Познакомиться с Луной,
Погулять по ней немножко
И вернуться вновь домой.

Ведущий: Внимание! Внимание! Приглашаем всех девочек и мальчиков, совершить путешествие в открытый космос.
На нашем космодроме сегодня 2 экипажа - «Мир» и «Комета».
На полу разложены обручи в две линии. Обручи - это отсеки корабля.

Девиз космонавтов:
Чтоб ракетой управлять
Нужно смелым, сильным стать
Слабых в космос не берут
Ведь полет - нелегкий труд!

Ведущий: Космонавты, равняйсь, смирно. В обход налево шагом марш.

Игра «Ракетодром».

Ждут нас быстрые ракеты (Ходьба на носках)
Для полета на планеты. (Ходьба на пятках)
На какую захотим, (Наклон вниз, развести руки в стороны)
На такую полетим. (Выпрямиться, руки за спину)
Но в игре один секрет (Руки за головой)
Опоздавшим места нет! (Присесть, спина прямая)

С окончанием слов дети разбегаются и попарно занимают ракеты – обручи.
Входит Фея-Звездочет.

Фея-Звездочет: Здравствуйте, дети. Я – Фея - Звездочет. Я люблю наблюдать за звездами, Солнцем, Луной и другими планетами. Для этого у меня есть много разных приборов: телескоп, космические зонды, бинокль и т.д. очень много времени я провожу около радиотелескопа. С его помощью я путешествую по планетам. Ребята! А вы куда собрались? Возьмите меня с собой.

Ведущий: Хорошо! Чтобы не заблудиться в космическом пространстве наш путь мы будем обозначать звездами, и в этом нам поможет Фея - Звездочет.

Фея-Звездочет: Я все, все знаю и самую большую звезду - Полярную! Я вам помещу ее на ваших звездных картах. (Прикрепляет к магнитным доскам). Зная ее местоположение легко ориентироваться в космическом пространстве, можно даже найти созвездие Большой Медведицы. Хотите, чтобы оно засветилось на ваших звездных картах? Тогда вы должны постараться, совершая космическое путешествие. За выполнение задания я буду дарить вам по звезде.


Ведущий: Экипажам приготовиться к полету. Прошу надеть космические скафандры и пройти к своим ракетам. Руки - это наши ремни безопасности.
Экипажи готовы? Пристегнуть ремни безопасности. Земля, разрешите взлет? Начинаем обратный отсчет 3-2-1 Пуск (хором).
Руководитель полета (позывные): «Мир», «Комета», взлет разрешаю!

Ведущий: 3,2,1, пуск! Полетели! Звучит музыка группы «Spaice»
Мы попали в невесомость (РАЗМИНКА под фонограмму).
Разминку провели вы очень ловко, за это каждая команда получает по звезде. Фея-Звездочет вручает звезды.

Первая остановка на Луне. (Показать иллюстрацию, размещенную на стене).
Вопросы:
1. Что такое Луна? (Спутник Земли)
2. Луна больше или меньше Земли, а Солнца?
3. Почему Луна кажется больше звезд? (Близко к Земле)
4. Каким светом слетит Луна? (Отраженным)
Луна имеет неровную поверхность, передвигаться по ней сложно, помогут нам луноходы. Командам занять стартовые места.

1 Эстафета.
«Прокатись на луноходах». Луноход – пластиковые бутылки 5л с вырезанным отверстием для ноги. Луноходы надеть на ноги, выполнить ходьбу широким шагом до стойки и обратно.

Ведущий: Возвращаемся на ракету. Предлагаю совершить космическое путешествие на планеты, расположенные ближе к Земле. Наша планета – третья от Солнца. Летим на вторую от Солнца планету – Венеру. (Звучит музыкальное сопровождение). Пристегнуть ремни безопасности. Венера - самая горячая планета, окруженная плотной атмосферой, богатой углекислым газом.
Идем на посадку. Отстегнуть ремни. Передвигаемся по планете прыжками, так как планета очень горячая. Помогут нам – «Венероболы».

2 Эстафета.
«Прыжки на венероболах». Прыжки на мячах – фитболах.

Фея-Звездочет вручает звезды.

Ведущий: Продолжаем путешествие. Летим на планету Марс. Дети стоят в колоннах, соединяют руки над головой. (Звучит музыкальное сопровождение). В ночном небе планета кажется красной, потому что она покрыта красным песком, а песка так много, что от него пересохли все реки. Давайте поможем планете – соберем красный песок. Приземляемся.

3 Эстафета.
«Перенесем марсианский песок». Около каждой команды пустые емкости. У стойки в прозрачных пластиковых банках, находится покрашенное в красный цвет, пшено. Ребенок со стаканчиком добегает до стойки, набирает «песок», прибегает к команде и высыпает в емкость. Передает стаканчик следующему.

Ведущий. Продолжаем путешествие. Занимаем ракеты. (Музыкальное сопровождение). Летим на планету Меркурий. Это самая ближайшая к Солнцу планета, у этой планеты ней нет спутников. Днем на планете бывает жарко, а ночью может идти ледяной дождь. Вчера на Меркурий упало много метеоритов, давайте уберем их, чтобы было легче исследовать планету.

4 Эстафета.
«Убрать космический мусор». Каждая команда собирает рассыпанные по залу разноцветные шары в свою корзину. Фея-Звездочет вручает звезды.
Сейчас вас ждет интеллектуальное задание.

Загадки от феи – звездочета.
Самая большая и горячая звезда во вселенной? (Солнце)
Естественный спутник земли? (Луна)
Человек, который летает в космос? (Космонавт)
Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос? (Космический корабль)
Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин)
Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет? ("Восток")
Какой праздник наша страна празднует каждый год 12 апреля? (День космонавтики)

Фея-Звездочет вручает звезды.

Ведущий: Наше путешествие продолжается.

5 Эстафета.
«Соберем спутники магнитотронами».
Бег в обруче, нужно поочередно собрать весь экипаж.

Фея-Звездочет вручает звезды.

Конкурс «Собери большую медведицу».
Ребята, сколько звезд вы собрали за время путешествия! Давайте составим звездную карту, по которой мы возвратимся домой. Дети собирают Большую Медведицу. Фея-Звездочет вручает последнюю звезду из созвездия.

Ведущий: Спасибо тебе фея. Ты была нам хорошей помощницей. А нам пора возвращаться на Землю. Звездная карта нам поможет. (Музыкальное сопровождение). Мы удачно приземлились на нашу родную планету. Вот и закончилось космическое путешествие, мы с вами вернулись домой, на самую лучшую из всех планет, планету – Земля.

Ребенок:
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно...
Все вместе:
Береги свою планету -
Ведь другой похожей нету!
(Я.Л. Яким)

Песня «Планета детей» исполняют дети.
(сл. В.Кузнецова, Л.Шилова, муз. Н. Берестовой)

Ведущий: Из вас получились замечательные космонавты. Сейчас я хочу сделать вам подарок, вручить сладкий приз.

Цели:

— уточнить и систематизировать полученные знания о космосе, космических полетах, космонавтах;

— закрепить названия планет, их последовательность расположения от Солнца;

— научить понимать и самостоятельно использовать в речи космическую терминологию: космический корабль, МКС, стыковочные узлы, предстартовая площадка, космический экипаж;

— совершенствовать навыки счета в пределах 20, перечисления чисел в обратном порядке;

— закреплять знания цифр; соотносить цифру и количество предметов;

— развивать логическое мышление, умение слышать друг друга, конструктивные способности, воображение;

— воспитывать взаимопомощь, дружеские отношения, умение работать в команде, согласовывая свои действия с действиями сверстников.

Оборудование : фон звездного неба с макетами планет и космических кораблей, развивающие игры «Танграм», «Геоконт» и схемы к ним, карточки с числовыми фигурами и на составление числа из двух меньших, набор цифр, разноцветные звезды для порядкового счета, космические корабли из разных геометрических фигур, обручи, блоки Дьенеша — набор объемных геометрических пластиковых фигур, карточки для постройки ракеты, большая карта для игры «Поиск девятого», указка.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Космос», чтение книг о космосе и космонавтах, изготовление макета Солнечной системы, рисование на мятой бумаге, аппликация и лепка на темы: «Встреча в космосе», «Полет на Луну», «Наш космодром», «Летающие тарелки и пришельцы из космоса» и т.п.

Ведущий . Дорогие ребята! Мы с вами находимся на космодроме, и через минуту космический корабль унесет вас в просторы космоса. Впереди вас ждут интересные задания. (Читает стихотворение.)

Чтобы космонавтом стать,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо много уметь.

Ну что, проверим, как вы готовы к полету? Тогда прошу всех подняться на предстартовую площадку космодрома. Там ровно 20 ступенек. (Счет до 20.)

Проводится упражнение «Внимание, космонавты!».

Ничего не говори, лишь руками покажи — высоко, далеко, низко, близко, слева, справа, широко, узко.

Взрослый называет различные понятия и объекты космической тематики, дети руками показывают их местонахождение.

Молодцы, экипажи! Ведь только сильных и ловких наш звездолет может взять с собой в полет.

Проверка экипажей к предстоящему «полету» продолжается. Дошкольникам даются задания, в ходе выполнения которых они громко проговаривают счет:

— присесть 6 раз и подпрыгнуть на 1 раз больше;

— наклониться 5 раз и отжаться (от стены — для девочек) / подтянуться (на перекладине — для мальчиков) на 1 раз меньше.

Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд. И вам сейчас, ребята, предстоит потрудиться выложить ракету.

Дети для обеспечения участия каждого ребенка и выбора занятия по интересам разделяются на две группы (команды).

Задание для первой группы:

— по схеме выложить ракету из геометрических фигур «Танграм».

Задание для второй группы:

— по схеме выложить ракету из геометрических фигур «Геоконт».

После выполнения задания и подведения итогов дети исполняют песню «Марш юных космонавтов» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной).

Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим.

Всем экипажам занять места в ракете. (Дети рассаживаются на подушечки.)

Объявляется минутная готовность.., до старта 10 секунд. Начинаем обратный отсчет. (Дети хором считают от 10 до 0.)

Пуск! (Звучит космическая музыка.)

Ракета уносит вас в звездное небо. 10 секунд — полет нормальный. (Дети считают от 0 до 10.) 20 секунд — полет нормальный. (Дети считают от 10 до 20.) Корабль вышел на орбиту.

Внимание! Всем экипажам необходимо проверить стыковочные узлы.

Дошкольникам нужно подобрать две цифры, которые вместе составляют указанное на карточке число. Для этого каждый ребенок из-под подушки, на которой сидит, достает карточку и находит нужную цифру из числа расположенных вокруг ракеты-ковра.

Итак, стыковочные узлы исправны, с заданием экипажи справились.

Посмотрите, перед вами открывается звездное небо. Космонавты, будьте внимательны и ответьте на мои вопросы. (Взрослый обращает внимание детей на экран, на котором в ряд расположены звезды разного цвета и размера.)

♦ Сколько звезд вы видите?

♦ Какого цвета третья звезда слева?

♦ А пятая справа?

♦ Какая по счету оранжевая звезда?

♦ Какая по счету самая маленькая звездочка?

♦ А самая большая?

В космическом пространстве очень много звезд. Внимание! Экипажи могут покинуть корабль, выйти в открытый космос и поиграть в игру.

Проводится игра «Созвездие».

Дети, взявшись за руки, образуют 2—3 круга и по команде взрослого начинают водить своеобразные «космические хороводы», «звездочкой», кружась, расходятся по всему залу, останавливаются, проговаривают текст и собираются в «созвездие».

В небе звезды блестят, весело сверкают.

И с ребятами они поиграть желают.

Ну-ка, звездочки, светлей в небе засияйте,

Звездную карусель в небе начинайте.

Раз-два-раз, раз-два-раз,

Созвездие для каждой звездочки

мы найдем сейчас.

Внимание! Всем экипажам срочно вернуться на корабль! Из космоса поступило тревожное сообщение. (Раздается звуковой сигнал, дети садятся на ковер.)

Чтобы определить, откуда поступил сигнал бедствия, давайте вместе рассмотрим космические корабли на экране нашего «монитора». (Показывает фон звездного неба с макетами планет и космических кораблей.) Ответьте на мои вопросы.

♦ Из каких геометрических фигур составлен этот корабль?

♦ Из каких фигур составлен корабль, находящийся в правом верхнем углу «монитора»?

♦ Сколько колец у этой планеты?

♦ Догадайтесь, с какого корабля поступил сигнал, если он слышен из правого нижнего угла.

Дети отвечают на этот вопрос, и тут появляется Инопланетянин.

Инопланетянин (говорит медленно, на одной ноте). Здравствуйте, земляне!

Ведущий. Здравствуй, уважаемый Инопланетянин! С твоего космического корабля наши экипажи приняли тревожный сигнал. Что у вас случилось? Может, мы сумеем помочь?

Инопланетянин. Я не могу вернуться на свою планету, пока не соберу космические кристаллы.

Ведущий (обращаясь к детям). Кристаллы нужно разложить в отсеки: в красные — кристаллы красного цвета, в зеленые — кристаллы, имеющие круглую форму.

Дети выполняют задание с блоками Дьенеша, раскладывая детали игры в два пересекающихся в середине обруча.

Инопланетянин . Как у вас ловко получилось собрать космические кристаллы! Молодцы, земляне! А хотите поиграть в популярную игру на нашей планете?

Проводится игра «Звездочет».

Дети произносят считалку, при этом передавая мяч по кругу. Выбранный «звездочет» двигается под музыку подскоками, останавливается между двумя детьми, которые встают спинами друг к другу, и на счет раз- два-три — беги! — обегают в разных направлениях круг, стараясь первыми вернуться в исходную точку и забрать мяч у «звездочета». Успевший это сделать игрок сам становится «звездочетом»-ведущим.

На Луне жил звездочет.

Он планетам вел отсчет.

Меркурий — раз, Венера — два,

Три — Земля, четыре — Марс,

Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,

Семь — Уран, восьмой — Нептун,

Кто не видит — выйди вон!

Земляне! Вы замечательно справились с моим заданием! Я бы хотел показать вам свою планету, но она исчезла со звездного неба... Как же мне попасть домой? Я не умею строить ракету.

Ведущий . Не расстраивайся, пожалуйста! Мы попробуем тебе помочь.

Дает следующие задания экипажам:

первому — в определенной последовательности выложить карточки постройки ракеты;

второму — по описанию инопланетянином своей планеты найти ее на фоне звездного неба среди прочих космических объектов.

Инопланетянин . Спасибо вам, земляне! Вы мне очень помогли. Я спешу возвратиться на свою планету. (Прощаясь, машет рукой ребятам и уходит.)

Ведущий. Да и нам, ребята, пора возвращаться на нашу самую замечательную во всей Вселенной планету.

Инопланетянин . А почему это она у вас самая замечательная?

Ведущий . А ты послушай нашу песню и сам поймешь.

Дети поют для Инопланетянина песню «Разноцветная планета» (муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой). Расчувствовавшийся Инопланетянин прощается с ребятами, машет им рукой и уходит.

Ведущий . Ребята, пока наш корабль совершает мягкую посадку на Землю, расскажите, что вам запомнилось и понравилось в путешествии?

Дети делятся впечатлениями.

Касание... Есть касание! Все, ребята! Мы вернулись на Землю, в наш детский сад. Сегодня мы с вами совершили интересное путешествие в космическое пространство. До новых встреч!

Под звуки «Марша космонавтов» (муз. А. Рыбникова) дети возвращаются в группу.

День космонавтики для подготовительной к школе группы

Подготовка мероприятия

1. Подбираются рассказ о первых космонавтах - Ю. Гагарине, Г. Титове, А. Николаеве, П. Поповиче, В. Терешковой, А. Леонове и воспоминания космонавтов о своем детстве (см. книги "Детям о космосе и Юрии Гагарине первом космонавте земли". М., 2012; Беседы о космосе. Методическое пособие. М., 2012).

2. Дети рассматривают репродукции космических картин А. Леонова.

3. Готовятся портреты космонавтов - Ю. Гагарина, В. Терешковой; флажки - для половины детей, ракеты на палочке - для остальных; веревка со звездами, прикрепленными к ней на ниточках; звездочки - по две для каждой девочки.

4. Подбираются фонограммы песен "Знаете, каким он парнем был?" А. Пахмутовой, "Я - Земля" В. Мурадели.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Взрослые:

Командир

строители

Дети:

космонавт

На центральной стене изображение земного шара, спутника и звезд, на переднем плане - ракета с мальчиком-космонавтом.

Дети входят в зал под песню "Знаете, каким он парнем был?" А. Пахмутовой и садятся на места.

Ведущий . Ребята, сегодня День космонавтики.

1-й ребенок

День апреля - в птичьих трелях,

До небес - подать рукой.

На качелях, на качелях

Я качаюсь день-деньской.

2-й ребенок

Удивляются ребята:

А тебе не скучно там

Целый день туда-обратно,

К нам - и снова к облакам?

1-й ребенок

Я сюда приду и завтра:

Небо в путь меня зовет.

Так и наши космонавты

Начинали свой полет!

П. Кэраре, пер. А. Бродского

Ведущий. Кто же такие космонавты, ребята?

Дети отвечают.

Слово "космонавт" появилось совсем недавно. 4 октября 1957 года впервые наша ракета вывела на околоземную орбиту космический аппарат, сделанный руками человека. И он стал вращаться вокруг Земли, так же как это делает Луна. Так появился первый искусственный спутник. (Показывает на спутник на центральной стене.) Дорога в космос была открыта.

1-й ребенок

Что бывает выше неба?

2-й ребенок

Я не знаю, я там не был.

3-й ребенок

Ну и я там тоже не был,

Но зато отлично знаю:

Выше звезд и выше неба

Наши спутники летают!

С. Коган

Ведущий . 12 апреля 1961 года впервые в мире гражданин нашей страны Юрий Гагарин поднялся в космос на борту космического корабля "Восток". (Показывает портрет Ю. Гагарина.) Полет его длился меньше двух часов. Но Гагарин доказал, что люди могут летать в космос. Тогда и появилось это слово - "космонавт".

Ребенок

Космонавт -

Такого слова не было

Среди многих, многих тысяч слов.

Привезли его

На землю с неба

Летчики Гагарин и Титов.

Я. Аким

Ведущий . Вскоре в космос стали летать и другие космонавты. Каких космонавтов вы знаете?

Дети отвечают.

Первая русская женщина-космонавт - Валентина Терешкова. (Показывает фотографию.) Сейчас летают интернациональные экипажи, состоящие из летчиков и ученых разных стран. Когда космонавты увидели нашу планету из космоса, она показалась им маленькой и красивой. Мы помним наказ первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина людям планеты - беречь и охранять ее, украшать добрыми человеческими делами.

1-й ребенок

Пусть птицы ласково щебечут в высоте,

Чтоб их птенцы росли в уюте и покое.

Ах, до чего же эти песни любят те,

2-й ребенок

Пусть родники поют в любви и чистоте,

Чтоб их вода была медовой и святою.

Ах, до чего же их прохладу любят те,

Кто синей звездочкой летает над землею.

Пусть дети в щедрости растут и красоте

И смотрят с нежностью на мир и добротою.

Ах, до чего же их, счастливых, любят те,

Кто синей звездочкой летает над землею.

Ш. Тудор, пер. М. Яснова

Песня "Лучше края не найдешь" С. Стемпневского

Ребенок

Мы ловим сигналы далекой планеты,

Планета сигналит: "Когда?

Когда же мальчишкам доверят ракеты?

Девчонкам доверят когда?"

Ведущий

Послушайте, ребята,

Что я хочу сказать.

Давайте в космонавтов

Начнем мы все играть.

Согласны?

Дети . Да!

Ведущий . В космонавты берут только самых-самых здоровых и крепких людей. Ведь летчику-космонавту приходится работать в необычных условиях - в невесомости, испытывать сильные перегрузки во время старта ракеты и при приземлении. Космонавты долго тренируются перед полетом.

Все вы, ребята, готовьтесь к полетам.

Скоро-скоро наступит ваш час,

Когда будут дороги открыты

На Луну, на Венеру, на Марс!

Е. Акселърод

Гимнастические упражнения под песню "Будем космонавтами" К. Мяскова

Ведущий. Я вижу, с физической подготовкой у нас все в порядке. Теперь надо строить ракету.

1-й ребенок

От героев-космонавтов

Не хотим мы отставать:

Мы, ребята-соколята,

Будем скоро все летать!

2-й ребенок

Мы построим здесь ракету,

Улетим на ней сейчас.

Пусть высоко и далеко

Понесет ракета нас!

Т. Волгина

Музыкальная игра "Космонавты"

Е. Тиличеевой, Н. Френкель

В игре участвуют дети - строители, космонавты и Командир. У строителей за поясом флажок, у космонавтов - ракета из серебряной бумаги. Дети строятся в две шеренги, одна за другой в шахматном порядке.

Выход . Все дети маршируют на месте.

Строители

Мы построим, мы построим

Самый лучший звездолет:

Все проверим, все устроим

И отправимся в полет.

"Марш строителей". 1-я часть - строители ритмично ударяют кулаками друг о друга. 2-я часть космонавты, подняв ракеты, проходят между строителями и встают впереди них.

Космонавты

Космонавтом чтобы стать,

Надо многое узнать:

Быть проворным и умелым,

Очень ловким, очень смелым!

Сигналы . Дети перестраиваются в два концентрических круга. Космонавты стоят во внешнем кругу, строители во внутреннем лицом друг к другу. Командир встает в центре.

Строители

Вот готов ракетодром,

Раздаются гул и гром!

Миг - и чудо-корабли

Оторвутся от земли...

Командир сигнал дает...

Командир

Приготовиться... Вперед!

"Полет". Космонавты и Командир бегут по кругу. С окончанием музыки каждый останавливается около строителя, который поднимает вверх флажок. Космонавт соединяет с ним ракету. Ребенок, оставшийся без пары, становится Командиром.

"Торжественный марш". Дети маршируют по залу парами - космонавты и строители. Впереди шагает Командир.

Ведущий

Я стою в дверях ракеты,

Раздаю на Марс билеты.

Есть для каждого билет -

Для веселого билет,

Для умелого билет,

Для отважного билет,

А для труса - места нет!

В. Татаринов

Есть ли у нас трусишки? Нет? Тогда отправляемся в полет. Экипаж, пристегнуть ремни! Начинаем считать секунды до старта.

Дети. Пять! Четыре! Три! Два! Один! Старт!

Песня "Ракета" 3. Компанейца

Ведущий. Чтобы работать в космосе, космонавт должен многое знать и уметь. Мы проверим вашу смекалку. (Загадывает загадки.)

Чудо-птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звезд.

Вечерком взгляни в окно:

На дворе уже темно,

В небе лампочка видна,

Называется... (луна).

Э. Успенский

Как называется шатер

Из воздуха, которым

Прикрыт весь видимый простор

И все, что за простором:

Моря, и горы, и леса,

И остальные чудеса?..

Кто всех быстрей ответ найдет,

Тот скажет: это - ... (небосвод).

И. Мазнин

Оно высоко в небе, но не птица,

Не шар воздушный и не самолет.

Ложимся мы, когда оно садится,

И надо встать, когда оно встает.

Н. Артюхова

Есть у всех свои дома:

У рассказов есть тома,

У одежды - магазины,

У капусты, груш - корзины,

У животных - зоопарк,

У машин - свой автопарк.

Все, что есть на белом свете,

Дом имеет на планете.

А планета, знаю я,

Называется... (Земля).

Б. Попов

В космосе любой предмет ничего не весит. Это состояние называется невесомостью. Все предметы в космическом корабле прикреплены к своему месту. Если этого не сделать, они будут свободно парить. В таких условиях любой человек становится силачом. Он один может поднять груз, который на земле весит 200 или 300 килограммов. В космосе однажды космонавты пошутили. Когда у командира корабля Павла Поповича было плохое настроение, его напарник, космонавт Юрий Артюхин, включил пылесос, сел на него верхом и стал носиться по кабине, как Баба Яга на метле. Такое возможно только в невесомости. Чтобы не стукнуться о борт корабля, космонавту нужно иметь хорошую координацию движений. Мы проведем специальное упражнение на координацию.

Игра "Невесомость"

Дети свободно располагаются в зале, делают "ласточку" (встают на одну ногу, вторую выпрямляют и отводят назад, прямые руки разводят в стороны) и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.

Ведущий . Пора выходить на связь с Землей.

Стихотворение "Наш звездолет"

Собираемся в полет,

Строим новый звездолет.

"Луч" написано на нем,

Мы сейчас в него войдем.

Космонавты: я и Вова.

К старту все у нас готово.

Пять... четыре... три... один -

Мы уже летим, летим!

Чтобы успокоить маму,

С борта шлем радиограмму:

"Тренировочный полет

Замечательно идет.

Выполняется программа,

Жди своих героев, мама!

Как бы ни был путь далек,

Мы домой вернемся в срок!"

Р. Фархади

Какие на небе яркие звезды! Как их много!

Мы, наверно, очень просто

Будем к звездам ездить в гости.

Видишь, солнце яркое,

Мы летим с подарками.

3. Ямпольская

(Показывает звездочки.)

Танец "Звезды" М. Матвеева

Исполняют девочки.

Ведущий. Давайте привезем маме звездный букет из космоса.

Игра "Кто больше соберет звезд?"

Участвуют три-четыре ребенка. Двое взрослых держат высоко веревку, к которой на ниточках прикреплены звезды. Дети подпрыгивают и срывают их. Побеждает участник, сорвавший наибольшее количество звездочек.

Ведущий

Как Гагарин и Титов -

Выше всех мы облаков.

Но кончается игра,

И спускаться нам пора.

Шар земной, шар земной,

Мы летаем над тобой!

М. Грюнер

1-й ребенок

Что за чудо Земля

В ярких красках весны,

Если птицы поют

И не слышно войны.

Что за чудо Земля,

И закат, и рассвет,

И улыбка друзей,

И улыбка в ответ!

И в полях золотых,

И в лесу молодом

Ты прекрасна, Земля,

Человеческий дом.

М. Танич

Песня "Шар любимый, шар земной"

А. Лусинян

Ведущий

Вот и наша Земля!

Вот и наши поля!

Здравствуйте, моря соленые!

Здравствуйте, луга зеленые!

Е. Аксельрод

Ребенок

Знаем мы, знаем мы:

Невелик наш рост.

Вот только вырастем,

Достанем мы до звезд.

Ю. Яковлев

Дети уходят из зала под песню "Я - Земля", муз. В. Мурадели, сл. Е. Долматовский.

Конспект развлечения на День космонавтики для детей 5-7 лет

Нерсесян Наира Игоревна, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №144", г. Воронеж

Назначение: воспитатели старших и подготовительных групп, учителя начальных классов, родители, дети 5-7 лет
Цель: формирование у детей представлений о космосе, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи: Продолжать углублять представления о планетах Солнечной системы в доступной для детей форме.
Расширять знания детей о космическом транспорте.
Познакомить с историей создания первого космического спутника, об изобретателе космического корабля С. П. Королеве, об основателе науки космонавтики (К. Циалковский).
Закреплять представления детей о первом космонавте – Юрии Алексеевиче Гагарине.
Воспитывать у детей гражданско- патриотические чувства.
Активизировать словарный запас детей.
Эмоционально воспринимать тексты стихотворения и музыку.
Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать, внимательно слушать, воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу.
Предварительная работа: Рассматривание картинок о космосе, планетах, комет; заучивание стихотворения ‹‹Юрий Гагарин››, считалочки ‹‹Звездочет››, текста песни ‹‹Трава у дома››; беседа ‹‹Планеты солнечной системы››; видеоматериал ‹‹Первый космонавт мира››, презентация.
Оборудование: : проектор, картинки планет Солнечной системы, магнитная доска с магнитами, пластилин для лепки.
Словарная работа: космос, космическое пространство, орбита, планеты, космонавт, телескоп, иллюминатор, метеорит, космодром, астроном, ракета, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Ход занятия:

Воспитатель: : Окрашен космос в чёрный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня.
Здесь нет земной голубизны,
Здесь виды странны и чудны:
И звёзды сразу все видны,
И Солнце, и Луна.

Человек смотрел в звездное небо,и ему хотелось узнать, что же это за звезды, почему они такие яркие?И ученые придумали специальные приборы, благодаря которым можно наблюдать за звездами. Как эти приборы называются?(Телескопы). Людям хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах? Но чтобы об этом узнать, надо было до этих планет долететь. А как это сделать, узнаем, когда решим кроссворд. Он необычный. При каждом правильном ответе на экране появится картинка. Когда найдем и напишем все слова, то в красных клеточках по вертикали прочитаем слово.
Кроссворд (с картинками)
1. На чем летали герои из сказки ‹‹Алладин и волшебная лампа››?(ковер-самолет)


2. Винни Пух однажды с помощью чего поднялся в воздух за медом?(воздушный шарик)


3. Как в сказках называют человека, который быстро ходит? (скороход)


4. Летательный аппарат, на котором летят инопланетяне. (летающая тарелка)


5. В сказках на чьем летят ведьмы? (метла)


6. Летательный аппарат,на котором летала Баба-Яга. (ступа)


Какое слово получили? (ракета).
Хочу вас познакомить с человеком, который всю жизнь чертил разные ракеты. Известный ученый Константин Циолковский, с раннего детства полюбил звезды (показывает портрет Циолковского на экране).


К. Циолковский любил наблюдать в телескоп за звездами. Тогда еще не было ни самолетов, ни вертолетов, ни ракет. Когда Костя был маленький он любил запускать в небо бумажного змея. Однажды так случилось, что мама подарила ему воздушный шарик? Маленький Костя прикрепил к нему коробочку, посадил в нее жука и отправил его в полет. Он верил, что люди рано или поздно полетят в космос, и продолжал чертить схемы ракет. Циолковский основатель науки космонавтики.
И только через много лет другой ученый- конструктор Сергей Павлович Королев смог сконструировать и изготовить первый космический корабль опираясь на схемы и эскизы Циолковского.(Портрет Королева на экране).


В корабле сначала в космос отправляли не людей, а кого? (животных) Давайте вспомним, каких животных отправляли в космос?
Дети: Сначала в космос отправляли крыс, мышей, позже обезьян и черепах.
Воспитатель: Но люди мечтали о полете человека в космос, поэтому хотели проверить безопасность полета на наших четвероногих друзьях.Кого они отправили в космос?(собак). Как их звали? (Белка и стрелка)



Только после этих собак начали отправлять в космос людей. Но перед тем как отправлять, их готовили. Они проходили физическую подготовку. Давайте покажем как они готовились.
Физкультминутка ‹‹Ракета››
Раз, два- стоит ракета,
Три, четыре- самолет,
Раз, два- хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре-
Руки выше. плечи шире.
Раз, два, три, четыре-
И на месте походили,
Потихоньку дружно сели.
Воспитатель: С зарядкой вы справились.А сможете ли вы отгадать загадки?
Загадки:
Чтобы глаз вооружить,
И со звездами дружить
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный...(телескоп)
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя...(астроном)
Астроном он звездочет,
Знает все на перечет!
Только лучше всех видна
В небе полная...(луна)
До луны не может птица
Долететь и прилунится,
Но зато умеет это
Делать быстрая...(ракета)
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски:астронавт,
А по-русски...(космонавт).
Воспитатель: А кто же был первым космонавтом Земли? (Юрий Алексеевич Гагарин)
(Воспитатель показывает портрет Гагарина)


Воспитатель: Что мы с вами знаем о нем? (ответы детей)
Ю. Гагарин в школе учился на одни пятерки, занимался спортом, прыгал с парашютом. Он был мужественным, умным и смелым. Когда он окончил летное училище, стал военным летчиком.Ю. Гагарин узнал, что набирают отряд космонавтов, написал в Москву письмо с просьбой принять его в космонавты и его приняли. После долгой подготовки настал день космического полета. После полета Гагарин стал известен во всем мире.
Видеоматериал -Запуск первого спутника земли

Воспитатель: В память о первом полете мы каждый год 12 апреля отмечаем День Космонавтики.
(Ребенок читает стих про Гагарина)
Юрий Гагарин
В космической ракете,
С названием Восток,
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
Воспитатель: Но космонавты не только работают, но еще поют. Споем песню космических путешествий (поют первый куплет с припевом).
Звучит песня группы Земляне ‹‹Трава у дома››.

Воспитатель: После полета Гагарина прошло 54 года. Люди многое узнали про космос, про планет. А что вы знаете о космосе?Что такое космос? (Это необятное пространство,где много планет, орбит, метеоритов, спутников, звезд, галактик...). Назовите планеты, которые входят в Солнечную систему?
Какая самая холодная планета?(Плутон). Почему она холодная? (Дальше находится от Солнца). Какая самая горячая планета?(Меркурий). Почему она самая горячая?(Ближе к Солнцу). Какая пятая по счету планета? (Юпитер). Назовите все планеты по порядку.
(Воспитатель показывает все планеты на экране).


Планеты по порядку в стихах:
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
(Аркадий Хайт)
Воспитатель: Сколько с вами планет сосчитали?(9) К нам сегодня пришел в гости Звездочет, чтобы рассказать о планетах. Но он очень боится шума! Вы хотите его увидеть?(тихо-да). Только не пугайте пожалуйста его своим шумом.
Видеоролик о планетах

Воспитатель: А сейчас поиграем. Для этого нам нужны обручи. Разложим их по кругу и возьмемся за руки. Выбирать командира корабля будем с помощью космической считалочки.
Считалочка
На Луне жил Звездочет!
Он планетам вел подсчет.
Меркурий – раз, Венера – два,
Три – Земля, четыре - Марс,
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун,
Ну а дальше всех – Плутон,
Кто не знает – выйди вон!

ИГРА:
Ждет нас быстрая ракета,
Для прогулок по планетам,
На какую захотим,
На такую полетим.
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
(Все разбегаются по обручам. Обручей меньше на один чем детей. Повторяем несколько раз).

Предварительная работа . Чтение книги Н. Носова «Незнайка на Луне» (1-я часть). Просмотр диафильмов, иллюстраций о космосе и космонавтах. Знакомство с познавательной литературой (см. используемую литературу).

Утро . Группа оформлена с использованием карты звездного неба: на стенах и мольбертах размещены изображения планет и созвездий. Звучит «космическая» музыка Зацепина (из кинофильма «31 июня»). В группу приходит Незнайка (взрослый).

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам с известием: коротышки из Цветочного города получили тревожный сигнал с просьбой о помощи. Этот сигнал прилетел с одной из планет Солнечной системы.

А вы знаете названия этих планет? (Ответы детей.)

Правильно! Вот и наш астроном из Цветочного города сразу взял в руки телескоп и направил его на очень интересную для землян планету.

Какую, догадались? (Ответы детей.)

Правильно, на Марс, но ничего не увидел. Так он пересмотрел все планеты в свой телескоп, но...

А сигнал о помощи поступает постоянно. Вот я и решил, может, вы нам поможете? Вы нас не раз выручали.

Воспитатель: Конечно, поможем, но только к этому нужно подойти очень серьезно. Нужна карта Солнечной системы, а ее у нас нет.

Незнайка: У меня такая карта есть, мне ее дал знакомый астронавт, который на своем космическом корабле путешествует по просторам нашей Галактики. Вот она.

Незнайка показывает карту.

Воспитатель: Ничего не понимаю. Центр Солнечной системы — Солнце. Мы видим его в середине нашей карты. И мы знаем, что все планеты движутся вокруг Солнца по своим орбитам. Посмотрите: орбиты планет показаны на карте разными цветами, а вот планеты не расставлены. Придется нам самим указывать их на карте.

Незнайка: А еще нам понадобится космический корабль.

Воспитатель : Но у нас нет корабля. Что же делать? Как он строится, мы тоже не знаем, вот только есть этот чертеж.

Показывает чертеж. Выслушиваются все предложения детей. Воспитатель подводит разговор к тому, что можно построить космический корабль по чертежу.

Под руководством Незнайки строится ракета, выбираются капитан корабля, его помощники, распределяются обязанности на корабле.

Пока идет строительство космического корабля, с девочками проводится игра «Соберись в полет».

Ход игры : необходимо из массы вещей выбрать нужные для полета и объяснить, как их можно будет использовать в космосе (тюбики с питанием, блокноты, карандаши, мелкие игрушки).

Воспитатель : Ребята, нам придется еще придумать космические костюмы. Вы помните, как выглядит космонавт? Назовите, во что он одет во время взлета ракеты и выхода в открытый космос?

Ответы дети обосновывают.

Воспитатель: Так как одежду для них шьют в специальных мастерских, мы попробуем на время стать модельерами, разработать свой личный костюм и нарисовать его на бумаге.

Дети рисуют костюмы космонавтов.

Незнайка: Теперь все готово, можно отправляться в космическое путешествие. Не забудьте карту. Из космоса наша планета кажется голубой, потому что большая часть Земли покрыта океанами. Модель Земли разместим на орбите голубого цвета. Занимаем места в ракете, пристегнулись ремнями безопасности. Стартуем! Летим на Венеру!

Воспитатель : Первая цель нашего путешествия — планета ВЕНЕРА, соседка Земли. Разместим Венеру на серебристой орбите. Ее называют планетой загадок. Сколько ни смотри из космоса на эту планету не увидишь ничего, кроме белой мглы облаков.

Незнайка: Вот так нарисовал ее наш художник из Цветочного города.

Показывает иллюстрацию или рисунок.

Воспитатель : Раз это планета загадок, давайте и мы поразгадываем загадки, но пока, конечно, не о Венере, а о нашей Земле.

На черный платок

Просыпано просо,

Пришел петушок.

А склевать-то не просто. (Звезды)

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Что она — большущий шар. (Земля)

Украшал ночную синь

Серебристый апельсин,

А прошла неделька только —

От него осталась долька. (Луна)

По небу ходит

Маляр без кистей.

Краской коричневой

Красит людей. (Солнце)

Выше леса, выше гор

Расстилается ковер.

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он черный,

То он ярко-голубой. (Небо)

Незнайка : Ой, какие вы все умные! Но нам пора отправляться в путь!

Полетели!

Воспитатель : Следующая наша цель — МЕРКУРИЙ, планета, которая ближе всех к Солнцу. Поместим Меркурий на желтую орбиту. Солнце выглядит в небе Меркурия огромным. Оно такое жаркое, что плавит на поверхности планеты некоторые металлы. Осторожнее! А вдруг там лужи или даже озера из расплавленного олова и свинца.

Незнайка : А я знаю игру, в которой встречаются металлические предметы. В нее очень интересно играть, особенно в мастерской у Винтика и Шпунтика. Игра называется «Найди металлический предмет».

Ход игры : в небольшой мешочек собираются различные предметы. Ребенок, опустив в мешок руку, должен найти металлический предмет, назвать его, после чего предмет извлекается из мешочка и показывается всем.

Незнайка: Еще я знаю другую игру, которая называется «Угадай, что звучит». В эту игру меня научил играть наш знаменитый музыкант.

Ход игры: требуется определить на слух, что звучит: бубен, молоток, будильник, трещотка, ложки (деревянные и металлические), барабан, свисток, металлофон, чашка и ложка, треугольник. По возможности, назвать инструмент, в котором слышны металлические нотки.

Воспитатель : Мы отправляемся вот сюда (показ иллюстрации), а как называется планета, вы можете узнать, отгадав космический кроссворд.

Показывает кроссворд, зачитывает вопросы. По мере узнавания клеточки заполняются буквами и по выделенным клеточкам читается название планеты.

Вопросы к кроссворду:

1. Назови имя первого человека, полетевшего в космос. (Юрий)

2. Как называется небесное тело, вращающееся вокруг Солнца? (Планета)

3. Как называется группа звезд, объединенная общим названием? (Созвездие)

4. Зарубежный космонавт. (Астронавт)

5. Зрительная труба для астрономических наблюдений называется... (телескоп)

6. Как называется путь движения небесного тела в пространстве? (Орбита)

Так должен выглядеть разгаданный кроссворд:

Воспитатель: Прикрепим модель ЮПИТЕРА к оранжевой орбите. А вот совершить посадку на Юпитер мы не сможем. Твердой поверхности у этой планеты нет. Она состоит из газа. На Юпитере бушуют вихри и грозы. Воздух совершенно не пригоден для дыхания. Внутри планеты — твердое ядро. Такие ядра есть у всех планет, в том числе и у Земли.

Незнайка : Сатурн — это гигант, окруженный удивительными кольцами. Они состоят из кусков снега и льда, которые вращаются вокруг планеты. С Земли мы видим все это снежное царство как три сплошных кольца. Издали все кажется совсем не таким, как вблизи.

Воспитатель: Откуда ты все это знаешь, Незнайка?

Незнайка : Это мне рассказал Знайка. Он прочитал много разных книг, в том числе и по астрономии. А вообще Сатурн похож на девчонку, которая крутит обруч.

Ура! Я придумал, мы сейчас поиграем в одну игру с обручем. Хотите? (Ответы детей.)

Игра называется «Не урони обруч».

Ход игры: все желающие берут по обручу и по команде (по сигналу) крутят обруч на руке, ноге, талии. Выигрывает тот, у кого дольше всех обруч не упадет.

Воспитател ь: А если кто-то не умеет этого делать?

Незнайка : Тогда у меня в запасе, есть еще одна игра с обручем «Космонавты».

Игры предлагаются любые, но атрибут в них — обруч — обязателен.

Ход игры : на полу раскладываются обручи-ракеты, каждая для двух космонавтов. Играющих немного больше, чем мест в обручах. Дети, скандируя текст, идут по кругу:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полета на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет.

Ребята разбегаются из круга и попарно занимают места в ракетах. По команде «Взлет» поднимают обруч над головой, стоя спиной друг к другу, соприкасаясь плечами и затылками. По команде «Посадка» опускают обруч на пол и садятся на корточки. Те, кто ошибся или уронил обруч, выбывают из игры. Их места занимают не успевшие попасть в ракету с первого раза. Игра продолжается.

Воспитатель : Поиграли, а теперь полетели дальше. Впереди УРАН и НЕПТУН — такие же газовые гиганты, как Юпитер и Сатурн, только много меньше. Поместим Уран на синюю, а Нептун — на зеленую орбиту.

Незнайка : Раз это газовые гиганты, то на них нет жизни?

Воспитатель : Все правильно. Но мы можем представить, что там могла бы быть жизнь. И если бы там жили люди, то они выглядели бы...

Незнайка: Как?

Воспитатель : А вот как они выглядели бы, мы попросим ребят нарисовать.

Незнайка: Только одно условие. Жители Урана должны быть синими, а жители Нептуна — зелеными. Хорошо? Самые необыкновенные портреты жителей этих планет я отнесу нашему знаменитому художнику из Цветочного города.

Воспитатель : Задание, ребята, понятно? Тогда приступаем...

Во время рисования звучит музыка.

Незнайка : Вот это да!!! Ну и ну!!! Даже не знаю, какие рисунки и выбрать, все необычайно красивые. А можно я все возьму? Они мне очень понравились.

Воспитатель : Не будем задерживаться, отправляемся дальше. Даже в самые мощные телескопы некоторые небесные тела кажутся еле заметными пятнышками.

Незнайка : У меня на рубашке есть тоже маленькие пятна: это — от варенья, это — от масла, это — от чернил, фломастера, глины, мела, угля. А если немного поразмыслить и включить воображение, то можно из этих пятен сделать разные картинки. Когда мне становится грустно, я начинаю мысленно оживлять свои пятнышки. Через минуту забываю о плохом настроении, и мне опять весело. Попробуйте так поиграть, это так здорово!

Незнайка протягивает воспитателю листы бумаги с различными пятнами.

Воспитатель : Какие забавные пятна, только что можно из них сделать, ума не приложу.

Незнайка: А вот ребята, я уверен, справятся. Они так быстро все выполняют. Посмотрите.

Пока идет диалог Воспитателя и Незнайки, дети «оживляют» пятна, придавая им облик животных или растений: Цветов, птиц, рыб и т.д.

Воспитатель : Не знала, что так забавно выглядят самые обыкновенные пятна.

Незнайка : Мы пролетели по стольким планетам Солнечной системы, а так и не нашли тех, кому нужна наша помощь.

Воспитатель: Не спеши, Незнайка. Мы далеко забрались, но посмотри на нашу карту, осталась одна орбита—красного цвета. Это орбита Марса. МАРС кажется красным в ночном небе Земли, потому что покрыт красным ржавым песком.

Незнайка: А есть ли на Марсе жизнь?

Воспитатель: Ученые пока не говорят ни ДА, ни НЕТ...

Космические аппараты, запущенные к Марсу, сфотографировали ущелья, похожие на пересохшие русла древних рек. Значит, на Марсе когда-то была вода. А если была вода, то, возможно, была и жизнь. Американский аппарат «Викинг» совершил мягкую посадку на поверхности Марса, но ничего и никого не обнаружил.

Незнайка: А мы постараемся найти необычных жителей этой планеты. Правда, ребята?

Воспитатель : Я точно знаю, что среди игрушек, которые вы взяли с собой, есть новые, необычные, которых никогда у вас не было. Найдите их.

Проводится игра «Найди игрушку».

Ход игры : дети внимательно рассматривают игрушки. Среди знакомых обнаруживают новые, это необычные человечки.

Незнайка: Ура! Нашли, нашли! Мы нашли их. Они действительно необычные и немного грустные. Человечки рассказали, им грустно оттого, что они не знают, что такое игрушки и как в них играть. И у них нет места, где можно так весело проводить время.

Воспитатель: Что же делать, как помочь этим человечкам?

Предложения детей.

Незнайка: А давайте отвезем наших друзей на планету Земля, в ваш детский сад, покажем им вашу игротеку и поиграем там все вместе.

Воспитатель : Правильно, Незнайка! Занимайте места в космическом корабле. Пристегнулись ремнями безопасности и полетели домой! По пути давайте посмотрим на звезды. Одни звезды крупные, они горят, словно далекие фонари. Другие наоборот — еле заметны на черном небе. Если пофантазировать, то можно составить причудливые фигуры из самых крупных звезд — ковши и треугольники, ромбы и кресты... Это созвездия, россыпи ярких звезд, которые видны на небе рядом. С давних пор люди в них видели огромных животных, бесстрашных героев и фантастических чудовищ. Древние сказочники сочинили о созвездиях захватывающие истории, каждому из них дали красивое название. Посмотрите (показ иллюстраций созвездий): вот созвездие Большой Медведицы, а вот и зодиакальные созвездия. Это: Козерог, Водолей, Рыбы, Овен, Телец, Близнецу, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец.

Во время показа созвездий звучит тихая, спокойная музыка.

Воспитатель : Вот мы и приземлились у себя на планете Земля, в своей группе, с новыми друзьями. Наше космическое путешествие подошло к концу, но игра продолжается.

Незнайка : И мы все вместе отправляемся в «ИГРОТЕКУ».

Во второй половине дня дети организуют игры по своему усмотрению, с использованием предложенного воспитателем сюжетного «космического» материала.

Используемая литература:

1. Веселая астрономия. Поиграем — почитаем. Наглядное пособие для детей дошкольного возраста/ Составитель Т.В. Касименко, художники С. Богачев, А. Артюк, Н. Щербаков. — М., 1995.

2. В космос. Рис. Ю. Копейко. Подборка-выставка настенных картин. Автор текста «Взлет» Ю. Глазков. — М., 1989.

3. Детям о космосе. Игровой информационно-дидактический комплект/Руководитель проекта С. Аверин. — М., 2011.

4. Левитан Е. Звездные сказки. Моя первая книжка по астрономии. — М., 1994.

5. Левитан Е. Как Алька с друзьями планеты считал. — М., 1999.

6. Носов Н. Незнайка на Луне. — М., 1987.

7. Расскажите детям о космосе. Наглядно-дидактическое пособие. —М., 2007.