В саду и на детской площадке все или практически все двухлетние дети так или иначе общаются. Некоторые упорно молчат, свои желания выражают жестами, звуками, максимум парой слов. Родители начинают всерьез беспокоиться и задаваться вопросом, как научить ребенка говорить в 2 года. Не отстает ли он в развитии? Стоит ли подождать, пока он начнет разговаривать, или лучше начинать консультироваться со специалистами?

Врачи сходятся во мнении, что задержка речевого развития - довольно распространенное явление. Но волнения родителей это не отменяет. Даже сами они редко могут понять собственного ребенка. В довершение всего приходят мысли о том, не станет ли он изгоем среди сверстников, не скажется ли его «запоздание» на успеваемости в школе. Что делать? Рассмотрим основные этапы становления разговорной речи, какие проблемы могут быть обнаружены и как с ними справляться.

Особенности формирования речи у детей

Специалисты выделяют различные критерии, по которым можно узнать, насколько удачно происходит речевое становление малыша. Но, разумеется, привести всех детей к некому общему показателю нельзя, и возраст тоже не может быть таким показателем. У всех - индивидуальные возможности и целый ряд особенностей, среди которых нужно учитывать и физиологические, и психологические, и даже пол.

Нормы развития

Маленький «молчун» может ничем не отличаться от сверстников. В два года он хорошо понимает, о чем с ним говорят, выполняет мелкие поручения, сам раздевается, у него нет проблем с аппетитом или сном, врачи не находят у него отклонений. Родители могут даже озаботиться посещением группы раннего развития, играть с малышом в развивающие игры, читать ему книги и петь песенки. Но при всем этом он никогда не проявит инициативу в разговоре, или скажет что-нибудь невпопад, или проигнорирует обращение к нему.

Выделяют примерные сроки появления разных речевых форм речи в определенном возрасте (независимо от пола).

Возраст Речевые формы
1-2 мес. В голосе возникает интонация (можно определить: доволен - недоволен)
2-5 мес. «Гуление», что-то напоминающее слова из одинаковых слогов
8 мес. - 1 год 2 мес. Увеличивается «звукоподражательный» словарь (например, «гав-гав»), появляются простые «лепетные» слова
1 год 5 мес. - 2 года 2 мес. Все больше двухсловных предложений («кушать хочу», «папа - там»)
1 год 9 мес. - 2 года 6 мес. Происходит быстрый рост словаря, возникает интерес к названиям тех или иных предметов
До 3 лет 6 мес. Формируется грамматический строй. Период «словотворчества» и проговаривания действий во время игры

Существует и определенная зависимость от пола ребенка. Например, девочки начинают общаться раньше, чем мальчики: у них раньше определяется словарь, особенно обозначение предметов. Девочки не сразу осваивают фразы, но, как правило, стремятся в своих высказываниях подражать взрослым, копируя, в том числе, и интонацию. Что касается мальчиков, вначале они начинают называть действия, а еще довольно рано составляют грамматически верные предложения.

Не стоит высказывать опасения в духе «ребенок не говорит в 2 года - не нормально, он уже должен хоть что-то произносить». Бывают случаи, когда дети не говорят до двух с половиной или даже трех лет, а затем начинают вдруг сыпать целыми правильными фразами, петь и читать стихи - так, что остановить их невозможно.

Критерии гармоничного формирования речи

Есть несколько «опорных пунктов», позволяющих родителям понять, насколько гармонично происходит формирование речи у малыша:

  • физическое развитие именно такое, каким оно должно быть в этом возрасте;
  • отсутствие неврологических заболеваний;
  • активное общение с семьей, близкими и стеснительность в присутствии незнакомых людей;
  • активное воспроизведение (повторение) всего услышанного;
  • решение проблем с помощью разговора;
  • стремление исправлять ошибки в собственных высказываниях.

Если же ребенок перенес какую-либо тяжелую болезнь (или имеются неврологические заболевания), наблюдается явное отставание от сверстников, он игнорирует просьбы что-нибудь сказать или не желает повторять за вами, стремится решать проблемы, никак не объявляя о них - нужно начать принимать меры. И для начала попробовать понять, почему ребенок в 2 года не разговаривает.

Причины задержек речевого развития

Дети не могут иметь врожденного понимания всех законов того языка, на котором им предстоит говорить, они усваивают их только в определенный период жизни, копируя взрослых. В идеале они не просто повторяют за старшими, а познают, регулируют деятельность - свою и всех, кто их окружает. Но есть факторы, задерживающие формирование речевых навыков:

  • несовершенные социальные условия либо педагогические ошибки;
  • недостаточная неврологическая база.

Первая группа - неверные методы воспитания. Это либо гиперопека, либо недостаток внимания взрослых, когда нет стимулов общаться: или незачем (и так понимают без слов и предупреждают желания), или просто не к кому обратиться. Ситуация усугубляется личными особенностями малыша, например, упрямством или склонностью к истерии. Но при своевременном изменении подхода, условий воспитания все можно исправить.

Ко второй группе «тормозящих» факторов относят недостаточно сформированное или ущербное восприятие речи (ребенок неверно слышит), недостаточность функции речевого аппарата (неверно произносит) либо неврологические заболевания. Здесь нужно не только откорректировать воспитание, но и обращаться к специалисту, который будет проводить регулярные занятия.

Причин «молчания» может быть множество. Например, ребенок в два года не разговаривает и в том случае, если растет в двуязычной (многоязычной) семье. Это вполне естественно - он вникает и «впитывает» различные способы выражения мыслей, и сразу это у него не получится. Единственная рекомендация для членов семьи - каждый должен использовать один определенный язык, чтобы ребенок не путался. Если при этом не откладывать развивающие мероприятия, малыш имеет все шансы успешно освоить несколько языков.

Не торопитесь с выводами: у малыша не обязательно проблемы со здоровьем. О наличии отклонений может рассказать только врач.

Когда «бить тревогу»

В двухлетнем возрасте нужно уметь строить простые фразы (2-4 слова), использовать как минимум 50, а лучше 100 слов. Словами можно считать и звукоподражания, например «би-би» вместо «машина».

Начинайте принимать меры, если ребенок:

  • не пытается учить новые слова;
  • использует менее 20 слов;
  • не составляет даже двухсловные фразы;
  • не знает, как называются предметы вокруг, части тела и т. д.;
  • не может указать на известные ему предметы или принести то, что находится вне его поля зрения.

Рассмотрим еще некоторые факторы.

Отлучать ли от груди и соски

Есть расхожее мнение, что нужно отучить ребенка от грудного кормления до 2 лет, иначе он, скорее всего, поздно заговорит. На самом деле это утверждение не имеет достаточных оснований. Грудное вскармливание определяет строение прикуса и лица. Специалисты уверены, что дети, которых достаточно долго (до 2 и более лет) кормили грудью, лучше воспроизводят звуки, у них реже встречаются нарушения речи, а если и встречаются, то легко корректируются.

Плохо развивается речь якобы и у тех, кто не расстается с соской (пустышкой), особенно если соски не специальные ортодонтические, а обычные. Частично так оно и есть. Пустышка погружает ребенка в состояние, похожее на транс, он не слушает взрослых, не особенно интересуется тем, что происходит вокруг - следовательно, замедляются познавательные процессы. Кроме того, если закрывать крохе рот соской во время плача, он не высвобождает эмоции, что может негативно сказаться на психическом состоянии, а в дальнейшем и на формировании разговорных навыков.

Тем не менее, в обоих случаях особых причин для беспокойства нет. Просто нужно помнить, что все хорошо в меру. Исследования Всемирной организации здравоохранения доказывают, что независимо от способа кормления дети вырастают прекрасно развитыми и физически, и личностно, и интеллектуально.

Речевой негативизм

Постарайтесь не слишком часто просить ребенка, чтобы он что-нибудь сказал или повторил за вами. Иначе вы можете невольно выработать привычку к отказу от говорения: малыш будет упрямиться, явно или скрыто, но не станет высказываться по вашей просьбе или вообще реагировать словесно. Такая привычка называется речевым негативизмом.

У сына или дочки может быть все в порядке со слухом, но нет стремления к повторению слов, зато очевидны - отказ отвечать на вопросы, показывание пальцем, когда просит что-нибудь, удовлетворение потребностей своими силами. Самостоятельность не может не нравиться, но при отказе ребенка от комментариев собственных действий насторожитесь: это значит, что навык общения не сформирован, и присутствует речевой негативизм. И если вы столкнулись с этим явлением, не ругайте чадо и тем более не наказывайте.

Как помочь малышу

Вы обращаетесь к логопеду, и тот говорит вам, что до трех лет не нужно начинать занятий? Ищите другого: подобные высказывания не профессиональны. Даже если в период беременности была патология, или ребенок перенес родовые травмы, инфекции или обычные повреждения в течение первого года жизни, он все равно может развиваться нормально в любом возрасте, просто ему нужно будет помочь. Найдите того, кто согласится это сделать! Существуют даже специальные логопедические ясли - замечательно, если они есть и в вашем городе.

Кроме того, если не принимать меры заранее, последствия могут быть неблагоприятными:

  • трудности с адаптацией среди других детей;
  • отклонения в эмоциональной и волевой сфере;
  • инфантилизм;
  • торможение познавательной деятельности (речь и познание окружающего мира тесно связаны!);
  • сложности в овладении школьными предметами, в особенности родным языком.

Хороший специалист примет малыша даже в раннем возрасте, а если нужно, подключит к работе соответствующих врачей - это может быть стоматолог, отоларинголог, невролог, психиатр. Если нет физиологических проблем, можно успокоиться (всему свое время!) и начать активно заниматься.

Есть много способов научить ребенка говорить в 2 года. Просто имейте в виду, что все дети имеют индивидуальные особенности, и никогда не сравнивайте их друг с другом или с родственниками, которые начали разговаривать намного раньше.

Строим общение

Период с 2 до 5 лет врачи и педагоги считают наиболее плодотворным в плане становления речевой деятельности. В течение всего времени, пока малыш не спит, стремитесь разговаривать с ним. Старайтесь вывести его на диалог, комментируйте игру или любую другую деятельность.

  • Говорите внятно и четко, не быстро, достаточно выразительно.
  • Избегайте «сюсюканья»: общайтесь полноценными (не измененными) словами, законченными фразами. Пусть ребенок пока кричит «би-би!» вместо «машина едет» - рано или поздно он усвоит от вас, как сказать правильно.
  • Ваша мимика, движения рта и языка должны хорошо просматриваться.

Как еще развивать речь ребенка в два года? Читайте ему книги - сказки, стихи, потешки, не забывайте задавать сопутствующие вопросы и во время чтения. Можно организовывать специальные «книжные часы» с соответствующей обстановкой и «ритуалом», но если в какие-то моменты ребенок не очень усидчив, не настаивайте - просто читайте. Вам может показаться, что чадо совсем не слушает, но правильная речь все равно будет откладываться в его памяти. Если умеете петь - пойте, особенно детские песенки, и знайте веселые попевки на разные случаи жизни.

Занимаемся с малышом

Занимаетесь дома? Делайте гимнастику для пальцев: мелкая моторика играет важную роль в говорении, равно как и массаж рук и пальцев, особенно их кончиков - специальными зубчатыми пружинными колечками (су-джок) или обычной зубной щеткой. Можно собирать разные по размеру пуговицы, мять бумагу или фольгу, перебирать крупу или фасоль, катать шарики из пластилина или теста, играть со шнурками - подручных материалов достаточно.

Особая артикуляционная гимнастика благотворно действует на речевой аппарат, и ее можно делать с ребенком в возрасте от года.

Если вы обращаетесь к логопеду, в его арсенале найдется немало игрушек и упражнений. Всевозможные пирамидки и пазлы для собирания, лото для сопоставления цветов и форм, логические игрушки, приспособления для массажа рук и развития мелкой моторики - специальные мероприятия обязательно помогут, даже если ребенок 2 года не разговаривает вообще.

Коллектив, будь то сад или развивающий кружок, также могут стимулировать ваше чадо общаться, к тому же чаще всего дети перенимают друг от друга значительно быстрее и в большем объеме, чем от взрослых.

Нужно использовать все возможности ранней помощи: не ждите, пока все решится само и со временем вы наверстаете упущенное - скорее всего, это будет сложно. Планомерные занятия, постоянное внимание, спокойное и доброжелательное отношение к малышу и помощь специалистов - основа вашего совместного успеха.

Распечатать

Речь – важнейшее средство коммуникации человека в социуме. Поэтому родители такое пристальное внимание уделяют этому аспекту. Многие постоянно сравнивают речевые способности своего крохи и окружающих детей – и порой начинают бить тревогу на ровном месте. Но случается и наоборот: родители не видят ничего страшного в том, что ребенок испытывает трудности в речевом плане, считая, что его время еще не пришло. Как же разобраться? Норма ли, если в 2 года ребенок не говорит? Как распознать тревожные сигналы и что делать в этом случае?

Ориентировочные нормы

Считается, что к 2 годам в активном словаре ребенка должно быть от 50 до 300 слов. Преимущественно это существительные и глаголы, но уже могут встречаться местоимения, предлоги и даже наречия. Появляются слова-обобщения (одежда, игрушки, фрукты, овощи, посуда, мебель), правда слова внутри этих групп кроха пока еще может путать, называя, к примеру, туфлями и тапочки, и сапоги, и ботинки. Все меньше остается в речи двухлетнего ребенка слов-подражаний (ав-ав, бибика). Малыш старается говорить слова полно и правильно, хотя это довольно сложно из-за возрастных особенностей речевого аппарата, который пока еще не готов к воспроизведению всех звуков. Но если ребенок говорит слова, то их уже могут понять не только мама или папа. При этом недостаток речевых возможностей ребенок активно восполняет другими средствами общения: мимикой, жестами, эмоциями.

Большая часть предложений – самые простые, с повествовательной или восклицательной интонацией. Зачастую они построены с ошибками согласования, но это считается нормальным в данном возрасте.

В 2 года малыш очень быстро накапливает и пассивный словарь – то, что понимает, но пока не может произнести.

Маленькие молчуны

Но если ребенок в 2 года не разговаривает – почему это происходит и является ли отклонением от нормы? Ведь все детки индивидуальны, к каждому нужен отдельный подход. Все верно. Но в любом случае причина отставания должна быть, и ее важно выявить как можно раньше. Ведь если дождаться возраста 5–6 лет и затем пойти к логопеду, исправить удастся уже мало что – время будет безнадежно упущено.

Для начала следует определиться, что родители понимают под словом «не говорит»:

  • совсем молчит;
  • не говорит и не понимает обращений к нему;
  • понимает все, но не говорит;
  • говорит меньше, чем хотелось бы взрослым;
  • говорит непонятные звуки, не похожие на слова;
  • не соединяет слова в предложения;
  • болтает на своем «тарабарском» языке.

В каждом случае степень отставания и перспективы коррекции будут разными. Но первоисточник проблем выяснить нужно обязательно. Ведь зачастую отставание в речевом плане обусловлено другими, возможно, пока скрытыми факторами.

Причин существует множество. За речевым отставанием часто могут скрываться куда более серьезные проблемы. Правда, факторов, не связанных с физическими патологиями, тоже может быть предостаточно.

Внешние причины

Это как раз то, что является источником задержки речи, но не является признаком физической или умственной неполноценности.

  • Особый психотип ребенка. Если он по природе «созерцатель», то постоянно погружен в осознание мира и свои мысли. Такие детки просто начинают активно говорить немного позже.
  • Появление младшего в семье. Ребенка сделали заложником ситуации, при которой все внимание уделяется менее самостоятельному малышу. Такие дети часто начинают разговаривать «как маленькие», пытаясь показать родителям, что они тоже беспомощны.
  • Дети-близнецы. Доказано, что такие малыши могут долго не разговаривать, ведь друг друга они понимают с полуслова.
  • Отсутствие мотивации. Такое часто случается в семьях с гиперопекой. При этом малейшие желания ребенка выполняются с полувзгляда, у него нет необходимости в выражении своих чувств и потребностей.
  • Педагогическая запущенность. Свойственна она, как правило, неблагополучным семьям, в которых детям не уделяется должного внимания. Но при этом постоянно создаются психотравмирующие ситуации (драки, крики, ругань, скандалы).
  • Дефицит общения. Когда мама и папа практически не разговаривают с малышом, мотивируя это сильной усталостью и занятостью, отправляют его в манеж или к телевизору, предоставляя самому себе, крохе просто не у кого учиться говорить.
  • Психологическая травма. Чаще всего это ранняя разлука с матерью. Возможно, она вынуждена была долго лежать в больнице, а ребенок оставался без нее. Или, наоборот, серьезно лечили самого малыша.

В таких случаях ситуацию достаточно легко исправить, обеспечив ребенку должные условия. Возможно, придется поработать с детским психологом. Но шансы выровнять речь весьма велики.

Внутренние факторы

Это физиологические особенности (нарушения, отклонения), в той или иной степени тормозящие развитие речевых навыков ребенка.

  • Проблемы со слухом. Часто случается, что органы слуха малыша не воспринимают частоту человеческой речи. При этом такие детки прекрасно слышат другие окружающие звуки, и родители недоумевают, почему их малыш упорно не хочет говорить. Он просто не слышит человеческую речь, чтобы учиться ей.
  • Патологии органов речи. Это может быть, к примеру, большой или слишком маленький язык, короткая подъязычная уздечка, расщепление нёба, аденоиды – все, что создает механические препятствия для нормального говорения.
  • Наследственность. Если среди близких родственников есть люди, которые имели проблемы с задержкой речи, то у ребенка, скорее всего, они будут выражены в большей степени. Такая задержка усугубляется в последующих поколениях и требует все более пристального внимания.
  • Патологии развития мозга и нервной системы. Они неизбежно потянут за собой и речевое отставание. Заниматься такими проблемами нужно очень серьезно.
  • Особенности созревания нервной системы малыша. Чаще всего такое отклонение встречается у недоношенных деток.

Однако нужно помнить, что детский организм уникален по своим способностям компенсировать отклонения при наличии своевременной помощи. Чем раньше выявить проблему, тем большего можно добиться. В противном случае задержка речи приведет к отставанию в познавательном, эмоциональном, психическом развитии.

Не ждите какого-то определенного возраста, чтобы начать коррекцию речи. Если врач говорит: «У вас мальчик, а они всегда немного припаздывают в развитии, можете быть спокойны до 4 – 5 лет», – найдите другого доктора, проконсультируйтесь с третьим. Время в таких случаях работает против нас. Важно найти хорошего специалиста, которому вы будете доверять и который сможет определить для вас реальный план действий.

Тревожные сигналы

Итак, ждать, когда малыш заговорит сам, нельзя. Ждать определенного возраста, чтобы пойти к логопеду, – тоже. Ведь зачастую помогать должен не только он, и не в 5 лет, а намного раньше.

Как же своевременно обнаружить возможные проблемы? Существует целый перечень признаков, которые должны стать поводом для консультации со специалистами:

К кому обращаться?

Что делать, если у ребенка обнаружены подобные признаки (не обязательно все)? Самое главное – не паниковать. Современная медицина может сделать очень многое для детей с задержкой речи. Главное условие при этом – не упустить сроки. Поэтому как только появятся тревожные симптомы, нужно пройти комплексное обследование. Кого посетить? Специалистов, в чьей компетенции могут находиться те или иные отклонения:

  • невролога;
  • психиатра;
  • оториноларинголога (лора);
  • сурдолога (если будут обнаружены проблемы со слухом);
  • психолога;
  • логопеда;
  • дефектолога.

Каждый из них может помочь ребенку в конкретном случае. Психолог, например, поможет справиться с психологическими травмами или барьерами, сурдолог – с врожденными или приобретенными проблемами со слухом, оториноларинголог – с проблемами органов артикуляции, невролог и психиатр разберутся с проблемами развития психических процессов и нервной системы малыша. Они могут назначить целый ряд всевозможных исследований (например, энцефалограмму, аудиограмму, эхограмму).

Все это поможет установить точную картину происходящего с ребенком и назначить адекватное лечение.

Родителям нужно быть готовыми к тому, что могут понадобиться не только коррекционные занятия, но и медикаментозная, и даже, возможно, хирургическая помощь (для исправления проблем со слухом или органами ротовой полости).

Ведь если в 2 года малышу могут поставить диагноз ЗРР – задержка речевого развития, в два с половиной – три года к нему может присоединиться ЗПР – задержка психического развития, то к 5 годам это почти всегда уже ЗПРР – задержка психоречевого развития.

Как заниматься с молчунами?

Даже если ребенок будет посещать занятия логопеда или дефектолога (хотя порой это очень дорого) – родители могут и сами заниматься с малышом дома, хуже точно не будет. При этом стоит помнить, что ребенок, который не говорит, требует особенной активности от взрослого: именно ему потребуется на первых порах все проговаривать, объяснять, спрашивать и отвечать, побуждая ребенка включаться в беседу.

Важно учитывать и возрастные особенности работы с двухлетками.

  • Они познают мир с помощью подражания взрослым, поэтому и все игры для речевого развития ребенок будет осваивать именно на примере взрослого.
  • Обучение такого малыша необходимо строить в игровой форме, позволяющей затронуть положительные эмоции – ведь именно они делают возможным обучение в этом возрасте.
  • Для закрепления навыка нужно многократное повторение.
  • В играх необходимо пользоваться только таким материалом, содержание которого соответствует опыту ребенка (он это видел и в состоянии понимать). Новый материал нужно вводить только после того, как ребенок познакомится с ним – вживую или на картинках. Например, городские детки часто не знают, кто такие куры и цыплята, а деревенские – что такое троллейбус или трамвай.
  • Изучение материала должно происходить от простого к сложному. На начальном этапе задания должны полностью соответствовать тому, что сейчас умеет ребенок. Каждую новую задачу перед ним ставят только после того, как он справляется с предыдущей.
  • Игры должны быть кратковременными, от 5 до 15 минут, ведь внимание ребенка 2 лет сложно удерживать дольше.
  • Для лучшего усвоения информации игра всегда должна иметь обозначенные начало, середину и конец.
  • Занятия должны быть построены на смене видов деятельности – игр, направленных на развитие разных навыков.
  • Полученные навыки нужно закреплять и переносить на другие занятия и в повседневную жизнь.
  • Малышам необходима постоянная похвала за малейшие успехи.

Во что играть?

Итак, детки познают мир, подражая. Речь они осваивают таким же способом. Поэтому основная задача взрослых – научить ребенка подражанию. Обучение должно быть постепенным.

Сначала кроху учат самым простым движениям. Например, делая зарядку, повторять махи ручками, хлопки, шаги, прыжки. Далее ребенка учат выполнять несколько движений одновременно (к примеру, бежать и «махать крыльями», изображая птицу).

Затем идут игры с предметами и игрушками, позволяющие строить логические цепочки действий. Например, можно ухаживать за куклой: покормить, покачать, уложить в кроватку, укрыть. Постепенно уровень игр усложняется. Особое внимание при этом важно уделят развитию движений кистей и пальцев рук () и речевому сопровождению.

Это могут быть, например:

  • игры, сопровождающиеся рифмованными текстами, которым сопутствуют определенные действия;
  • подвижные игры и занятия на детской площадке – малышей учат съезжать с горки, качаться на качелях, висеть на перекладине, лазать по лестнице (все это улучшает координацию и чувство равновесия);
  • игры с предметами и игрушками, в которых малыши учатся использовать вещи по их назначению (кубики, машинки, лопатки, ведерки).

В таких играх ребенок учится подражанию, взаимодействию со взрослым, улучшает общефизические навыки, общую моторику.

Когда ребенок достаточно освоит эти умения, нужно постепенно включать его в речевое взаимодействие: просить ответить на простые вопросы о предмете игры (как гудит самолетик? Как говорит курочка? Как шумит ветерок?). Это простые звукоподражания, которые вполне можно считать артикуляционной гимнастикой, помогающей разработать и укрепить органы речи ребенка.


Помимо этого, весьма полезно развивать мелкую моторику рук, что также способствует стимуляции речевых центров мозга. Для этого малышу нужно предлагать всевозможные мелкие манипуляции (перебирать крупы, собирать мозаику, нанизывать крупные бусины на нить, рисовать, лепить, крутить крышки на банках или бутылках, рвать бумагу на мелкие кусочки, застегивать пуговицы).

Занимаясь с неговорящими детьми, нужно помнить, что для них крайне важна активная и правильная речевая среда и побуждение к говорению. Даже если сразу ничего не получится, систематические занятия все равно дадут эффект. Но в качестве комплексного дополнения к основному лечению (если оно необходимо), а не вместо него.

Терпение, бдительность и настойчивость родителей – шанс для ребенка не только научиться говорить, но и получить возможность для дальнейшей адаптации в социуме.

Развитию речи ребенка до года родители часто не придают особого значения — ну гулит и гулит. А зря — . Но вот речь ребенка в 2 или 3 года всех уже очень волнует, то и дело слышится: «Ну, когда же он заговорит?». Новые нормы развития речи детей от 1 года до 7 лет представляет Виктория Краснова, врач-невролог, остеопат, логопед (нейродефектолог, нейропсихолог), врач лечебной физкультуры и спортивной медицины.

Сколько слов должен говорить ребенок в 2 года?

У ребенка от 1 года до 3 лет развитие речи идет стремительно. Основная задача — познакомиться не только с предметами, но и с их назначением: что это, зачем оно? Чтобы разобраться во всем многообразии окружающей среды, ребенку нужно много общения. Малыш может не просто настаивать, а откровенно требовать: объясни! Покажи! Что с этим делать?!

Это необходимый этап развития, и пропускать его нельзя: отвечайте на все вопросы, рассказывайте истории (несмотря на то, что ребенок способен фокусировать внимание очень недолго), учите его говорить с игрушками, с картинками, с домашними животными.

К полутора годам ребенок понимает значение многих слов: в частности, знает части тела, выполняет простые инструкции (пойди принеси чашку) и способен уследить за несложным рассказом по сюжетным картинкам.

Нормальный словарный запас ребенка в 1,5 года — 20 слов, к 2 годам этот показатель удваивается и может достигать 50 слов. В период от полутора до двух лет формируется навык высказывать мысли с помощью простых предложений. Стартовый вариант может содержать лепетные слова, которые потом будут заменяться полноценными (например, «Ваня пипи» — «Ваня пописал»).

Что-то не так? Вот за чем надо последить, когда ребенку исполнился год:

  • в арсенале появилось 3-5 слов, и более полугода словарный запас не расширяется, ребенок не подражает, не пытается освоить новые;
  • ребенок говорит часть слова вместо целого («дека» вместо «девочка») — это нормально на этапе освоения. Но не должно войти в привычку: если после месяца-двух повторений слово не «разворачивается» до нужного объема, это повод для коррекционной работы;
  • с 2 лет запинки в речи также считаются тревожным сигналом: есть угроза формирования заикания.

Нормы развития речи ребенка в 3 года

В период от 2 до 3 лет словарный запас увеличивается с 50 до 1500 слов, а отрывочные сообщения трансформируются в развернутые предложения. Представляете, с какой скоростью детский мозг «впитывает» и запоминает информацию?!

В возрасте 3 лет ребенок в норме способен слушать устное повествование (сказку) в течение 5-10 минут и следить за сюжетом. Кроме того, к 3 годам активизируется функция бурного словотворчества: ребенок начинает выстраивать несуществующие слова из знакомых частей, объединяя несоединимые корни, суффиксы и приставки. Он начинает искрить смешными детскими словечками типа «кабачка» (помесь кабачка и собаки), «слонух» (слон с подсолнухом) и т.д.

В это же время начинает активно развиваться самооценка, поэтому сообщения от третьего лица («Маша не будет спать») постепенно сменяются высказываниями от первого («Я иду гулять»).

Что-то не так?

  • ребенок говорит предложениями, но грубо нарушает грамматическое согласование (вместо «Я не хочу» — «Маша хочет нет»);
  • отсутствие сообщений от первого лица: вместо я — все еще собственное имя;
  • в процессе говорения кончик языка высовывается между зубами, звуки произносятся в нос.

Развитие речи и подготовка к школе

К 4 годам у ребенка резко снижается словотворчество (изобретение несуществующих слов), и речь все больше начинает напомнить взрослую. Предложение в этом возрасте обычно составляет 5-6 слов, и оно позволяет четко выразить созревшую мысль или задачу. Мышление двигается по пути от замысла к грамматической конструкции.

К 5 годам ребенок должен полностью усвоить обиходный словарь, научиться использовать синонимы и антонимы. К этому же возрасту он обучается правильно выговаривать все звуки. Самый сложный, а потому поздно усваиваемый звук — «р», он имеет право появиться к 5-5,5 годам.

В 6 лет к речевым навыкам добавляется владение производными словами (четко понимает разницу между «заехал», «объехал», «приехал», подъехал" и т.д.), а высказывания представляют собой небольшой рассказ.

7 лет — этап полного овладения родным языком — теперь его можно изучать как предмет, а также осваивать иностранные языки.

Что-то не так?

  • снижен бытовой словарь, трудно определить, к какой группе относится тот или иной предмет (фрукты, овощи, одежда и т.д.);
  • возникают сложности с подбором простых синонимов (собака — пес, кот — киска, погляди — посмотри), нет понимания антонимов (добрый — злой);
  • снижена активность речевого общения, не может связно рассказать о событиях;
  • после 5 лет ребенок продолжает «картавить», не выговаривает некоторые звуки.

Зачем первокласснику логопед: нарушения речи и учеба в школе

Проблемы с развитием речи проявляются исключительно в детском возрасте, и последний «шанс» с ними столкнуться — это первый класс. В этот период сложности, «законсервированные» с раннего возраста, могут проявиться (нарушение письменной речи) или дислексией (нарушение чтения — мозг не может трансформировать непонятные графические изображения в буквы и, как следствие, правильно прочитать слово).

Как правило, эти отклонения становятся очевидны к концу первого класса. Если ребенку трудно дается овладение грамотным письмом и чтением, он невнимателен (не дописывает окончания, начинает писать со второго слога, путает буквы «д» и «б», «м» и «н» и другие), нет смысла нанимать ему репетитора. Очень возможно, что дело в речевом отклонении, которое корректируется с помощью логопедических занятий.

Статья предоставлена клиникой OsteoPolyClinic

Двухлетний малыш, речь которого развивается в соответствии с возрастными нормами, использует её, как средство общения. Если ребёнок 2 года не разговаривает, большинство родителей обоснованно начинают тревожиться, сравнивают своего малыша со сверстниками, обращаются к специалистам для диагностики и коррекции речи.

Что должен говорить ребёнок в два года

Несовершенство произносительной стороны речи малыша в этом возрасте – закономерное явление. Он пока ещё неправильно произносит большинство звуков, пропускает звуки при произношении слов и отдельные слоги при произношении многосложных слов, смягчает согласные. Голос некоторых детей ещё тихий и слабый, даже простые слова они произносят невнятно, и это тоже вариант нормы. У двухлетних невелик словарный запас, они пользуются словами, обозначающими хорошо знакомые предметы и игрушки, по-прежнему ещё могут употреблять облегчённые слова типа «бай-бай» вместо «спать», «ням-ням» вместо «есть».

Однако ребёнок уже в состоянии говорить в 2 года короткими фразами из 2–4 слов, может задать вопрос, например, «Что это?». Двухлетний ребёнок, имеющий речевое развитие в пределах нормы, по собственной инициативе обращается к сверстникам и знакомым взрослым, пользуясь тем активным словарём, который ему доступен. А доступно ему не так уж и мало – на границе между вторым и третьим годом, словарный запас равен минимум 50–100 словам, а к 2,5 годам это количество утраивается.

Если с малышом целенаправленно занимаются, называя ему признаки предметов и действия, которые производят дети и взрослые, то в активном словаре содержатся не только существительные, но и прилагательные, глаголы, наречия.

Несмотря на довольно ёмкий словарный запас, слова в предложении часто не согласованы, фразы построены неправильно. Неумение формировать правильные грамматические формы – это норма данного возраста. Например, если ребёнок говорит в 2 года так: дома - домы, домыв, красивая кофта - красивый кофта, коврик - ковёрчик, то это нормально.

Малыш не только сам задаёт вопросы, он в состоянии ответить на простые вопросы взрослого, то есть различает вопросительную интонацию. Кроме этого, ему доступно выполнение несложной словесной инструкции, состоящей из 2–3 этапов: «сначала возьми ложку, а потом отнеси её на стол». Поскольку органы артикуляции недостаточно окрепли для чёткого произношения звуков, дети 2 лет пока неправильно произносят звуки: с, сь, з, зь, ц, ш, ж, ч, щ, л, р.

Возможные причины речевого отставания

Если ребёнок в 2 года не говори нельзя, опираясь на советы знакомых, ждать внезапного скачка речевой активности. «У нас тоже молчал-молчал, а потом как заговорит!» «Папа его тоже долго не разговаривал, и ничего, все нормально…» Даже если речевое отставание обусловлено генетической предрасположенностью, стоит обратиться к специалисту для предварительной оценки нормы и патологии. До 3 лет коррекция речевых нарушений не требует больших временных и материальных затрат, после этого срока что-то исправить уже гораздо сложнее.

Особенно внимательно стоит отнестись к речевой задержке в 2 года, если имелись следующие факторы:

  • родовая травма;
  • асфиксия в родах;
  • нейроинфекции, частые простуды, грипп, перенесённые в раннем детстве;
  • черепно-мозговая травма у ребёнка;
  • несовпадение с матерью по резус-фактору;
  • ребёнку уделялось мало внимания, имеется дефицит общения.
Речевое отставание в 2 года может быть у гиперопекаемых детей, когда у них нет повода для использования речи, а также у детей, растущих в семьях с малоговорящими родителями.

Если ребёнок в 2 года не разговаривает по причине бедной речевой среды, задержку речевого развития можно компенсировать самостоятельно в короткие сроки. Если же недоразвитие речи было вызвано функциональными нарушениями центральной нервной системы, коррекцией речи вместе с родителями должны заниматься специалисты – невропатолог, психоневролог, логопед, психолог-дефектолог.

Как определить задержку речевого развития в 2 года

Если у родителей имеется подозрение, что речь их малыша не соответствует норме для этого возраста, лучше доверить оценку детской речи специалисту. Прежде всего, нужно получить консультацию детского невропатолога, после посетить логопеда и дефектолога.

Основания для обращения к специалисту:

  • ребёнок не обращается к взрослым, при необходимости ограничивается жестами или мимикой;
  • он говорит на одному ему понятном языке, и ему безразлично, что его не понимают;
  • речь малыша отстаёт на несколько периодов речевого развития, например, имеются только лепетные слова и звукоподражания;
  • ребёнок не может выполнить просьбу взрослого, если она не сопровождается жестами;
  • у малыша не развита мелкая моторика, он неловок, берёт мелкие предметы несколькими пальчиками, а не двумя;
  • речь была, а потом исчезла;
  • ребёнок называет одним лепетным словом разные предметы.

Не стоит игнорировать подобные симптомы. Гораздо более продуктивная тактика – начать занятия со специалистом или получить у него рекомендации для самостоятельных занятий. Бытует в корне неверное мнение, что к логопеду нужно идти тогда, когда ребёнку исполнилось 4,5–5 лет. Это отчасти правильно лишь для коррекции фонетического недоразвития речи, когда к пяти годам отдельные звуки могут появиться самостоятельно, и исправлять их не придётся. Если ребёнок не говорит в 2 года, нарушение имеет другой механизм развития, и коррекционные приёмы здесь применяются совершенно другие.

Как стимулировать развитие речи двухлетнего малыша

Чтобы активная речь малыша развивалась, нужно создавать для него ситуации общения, не предупреждать его желания, а дать возможность выразить просьбу, стараться разговорить его. Важно удовлетворять его интерес к предметам, действиям и накоплению впечатлений. Можно играть «в прятки» с игрушками, предлагая позвать спрятанного петушка, котика, зайчика. Покупая новую игрушку, нужно рассмотреть её, назвать части, показать, как с ней играют, называя свои действия.

На видео показано что делать, если малыш плохо разговаривает в два годика, в какие игры играть с детьми, чтобы научить их общаться:

Очень полезно на прогулке рассказывать о том, что нового и привлекательного ребёнок видит вокруг. Важно не только показывать и называть предметы, но и рассказывать об их назначении. «Ножницами режут бумагу», «В мыльнице лежит мыло». Обращайте внимание на форму и величину предметов, их цвет.

Чаще читайте малышу доступные его пониманию сказки, стихи, прибаутки, сопровождая чтение показом ярких и красочных иллюстраций, болтайте с ним по любому поводу. Пусть ребёнок договаривает окончания строчек, повторяет фразы героев сказок. Постоянное внимание к речи двухлетнего ребёнка поможет преодолеть речевое отставание, если оно имеется.

Теперь вы знаете что делать, когда малыш почти не говорит в возрасте двух лет. Если остались вопросы - задавайте их нашему детскому логопеду.

Каждый 14-й ребенок имеет выраженную задержку речевого развития (ЗРР). Проблемы с развитием речи уже становятся заметны с 2 лет.

В статье собран материал о причинах и признаках ЗРР у малышей двухлетнего возраста, нормы развития речи у детей и мнения врачей по этой проблеме.

Признаки задержки речевого развития у детей в таблице – когда стоит бить тревогу?

Показатели благополучного и неблагополучного развития речи у малышей

Признаки благополучного развития речи Признаки неблагополучного развития речи
Физическое развитие ребенка соответствует возрасту. Физическое развитие не соответствует возрасту, задержка развития.
Заболевания неврологического профиля отсутствуют. Присутствуют заболевания неврологического профиля.
В разговоре ребенок слушает себя и самостоятельно исправляет свои ошибки. В анамнезе есть тяжелые общие болезни.
Он свободно разговаривает с близкими, стеснительно себя ведет с незнакомцами. Игнорирует просьбы повторить только-что сказанное.
С интересом повторяет ваши речи. Не стремится повторять речь родителей.
Ребенок решает свои проблемы с помощью речи. Все свои проблемы решает самостоятельно без родительского вмешательства.
Показывает предметы, которые ему называют. Не чувствует дискомфорта и стеснения при разговоре с незнакомцами.
Знает и понимает разницу между «большой» и «маленький». Не стремится разговаривать понятливо для окружающих, ему безразлично понимают ли его или нет.
Отстает от одногодок в речевом развитии.
Не реагирует на замечания повторить сказанное, только лучше.

Когда ребенок должен начать говорить — нормы развития речи у малышей в таблице

Специального органа, который отвечает конкретно за речь у человека, нет. Формируют речь и слова такие анатомические аппараты как жевательный, дыхательный, глотательный. Но прежде чем слово или словоформа будет сформировано, в процесс задействуется кора головного мозга.

У детей процесс формирования речи имеет несколько этапов:

  1. Первый этап начинается от рождения и продолжается до достижения возраста 6-10 месяцев. Он включает в себя крик, лепет и гуление. Этими, так называемыми «сигналами», малыш оповещает родителей, что он голоден, ему холодно или жарко, некомфортно или он чувствует боль. Далее, прислушиваясь к разговорам окружающих, у него начинают формироваться простые слоги «ма», «па», «ба» и т.д.
  2. Второй этап начинается в 8-10 месяцев и продолжается до 2 лет. В этот период малыш начинает понимать элементарные фразы, которые говорят родители и может жестом отвечать на вопрос (наприм. «где мама?»). Интонацией он выражает радость, недовольство, страх. По достижению 1 года ребенок начинает называть слова звукоподражательным выражениями (напр. машина – би-би, кот – кис-кис, игрушка – ляля).
  3. С 2 лет начинается 3 период, когда малыш четко понимает речь взрослого, выполняет поручения, с легкостью указывает на называемые предметы. Ребенок уже может называть словосочетания из двух-четырех слов, произносит все звуки родного языка, его словарный запас в среднем состоит из 300 слов.

Таблица №1. Нормальное развитие речи у детей по возрасту

Форма речи Возраст
1. Крик с интонацией недовольства или радости. 1-2 мес.
2. Ребенок гулит и пытается произнести простые слоги. 2-3 мес.
3. Ребенок пытается повторять слова за вами и выговаривает их посредством одинаковых слогов. 4-5 мес.
4. Начинает выговаривать первые слова, состоящие со слогов (ма-ма, ба-ба, па-па, ля-ля) или называет вещи звукоподражающими названиями (кот-киса, корова – му-му). 8 мес. – 1 год 2 мес.
5. Ребенок начинает объединять по 2-4 слова и формирует логические словосочетания. 1 год 6 мес. – 2 года 2 мес.
6. Начинает часто задавать вопросы «что это?». 1 год 9 мес. – 2 года 6 мес.
7. Речь малыша начинает приобретать правильное грамматическое значение (использует числа, род слова). 2 года 4 мес. – 3 года 6 мес.
8. Ребенок начинает активно говорить, рассказывает, что он делает, где и как, разговаривает со своими игрушками. 2 года 6 мес. – 3 года 5 мес.

Почему ребенок не разговаривает в 2 года – все социальные, психологические и физиологически причины задержки речевого развития у детей в таблице

В норме, по достижению двухлетнего возраста, малыш должен активно общаться с родителями и близкими, называть вещи своими именами, рассказывать различные истории. Но случается так, что ребенок в 2 года еще не произносит никаких слов или же делает это очень плохо, но при этом у него нет . Причин этому может быть множество, их воссоединяют в три основные группы – социальные, психологические и физиологические.

Причины задержки или отсутствия речи у ребенка в 2 года

Физиологические Психологические Социальные
Слабость мышц лица и рта. Испуг. Отсутствие внимания к ребенку со стороны родителей.
Проблемы со слухом, глухота, тугоухость. Постоянные родительские скандалы, ссоры. Постоянный доступ ребенка к компьютеру, телевизору, планшету.
Врожденные аномалии развития губ, неба, языка, лицевых мышц. Неблагоприятная обстановка в семье (неполная семья, отсутствие родителей, асоциальные родители). Повышенная опека над ребенком, когда ему нет необходимости что-либо понимать и над чем-то задумываться.
Патологии головного мозга и нервной системы. Высокие требования родителей к малышу, насильственные попытки научить его говорить.
Наследственные болезни.
Психические заболевания. .

Патологии нервной системы, приводящие к речевому недоразвитию

Общее недоразвитие речи – формы речевой патологии:

  1. Дизартрия.
  2. Афазия.
  3. Моторная алалия.
  4. Сенсорная алалия.

Дизартрия

Дизартрия проявляется в средней, тяжелой и стертой формах.

Характерные черты этой патологии:

  • У ребенка страдает вся произносительная система речи.
  • Ритм дыхания нарушен.
  • Голос приобретает гнусавый оттенок.
  • Все звуки произносятся смазано и нечетко, как бы «в нос».

При тяжелых формах дизартрии заметны нарушения тонуса лицевых мышц — они или слишком расслаблены, или чересчур напряжены.

Ребенок не может поднять вверх язык, высунуть его или достать до уголка рта. Язык постоянно дрожит, при попытках удержать его в одном положении – синеет, появляется чрезмерное слюноотделение.

У малыша страдает и крупная и мелкая моторика, он неловок, не умеет прыгать, стоять на одной ноге, не любит рисовать или вырезать, с трудом удерживает равновесие.

Причины развития дизартрии:

  1. Асфиксия или травма при родах.
  2. Влияние несовместимости с матерью по резус-фактору.
  3. Травмы и опухоли головного мозга.
  4. Наследственные патологии ЦНС.

При нормальном слухе и развитых органах артикуляции у детей происходит распад уже начавшейся формироваться речи.

Характерная черта афазии – ребенок говорил и вдруг замолчал, появились нарушения в произношении звуков, потеря смысла высказываний. Это нарушение речевого развития ведет к задержке развития интеллекта.

Причины афазии – травмы, опухоли и воспалительные заболевания головного мозга.

Моторная алалия

Речевая патология, имеющая широкий диапазон нарушений: от полного отсутствия речи до незначительных проблем типа неправильного употребления окончаний слов или склонения по родам и числам.

Характерная черта тяжелой формы моторной алалии – ребенок понимает то, что ему говорят, но его собственная устная речь практически не развивается. Дети с такими проявлениями не в состоянии самостоятельно поставить губы, язык в нужное положение, они неуклюжи в выполнении простейших движений.

Мелкая моторика пальцев рук у таких детей почти не развита, страдают и память, и мышление.

Причины развития моторной алалии – повреждение клеток речевых зон головного мозга или запаздывающее их развитие вследствие родовой травмы, инфекций, воздействия токсинов на плод во время внутриутробного развития.

Сенсорная алалия

При этой патологии дети не понимают смысла обращенной к ним речи, или понимают слова по отдельности, но не могут вникнуть в смысл целой фразы или высказывания.

Иногда у ребенка с сенсорной алалией наблюдается логоррея (бессмысленное и бессвязное произнесение отдельных слов).

Может наблюдаться задержка интеллекта, негативные проявления со стороны нервной системы: раздражительность, негативизм, нарушения крупной и мелкой моторики.

Нужно отличать эти стойкие и тяжелые патологии речевого развития (ОНР) от темповой задержки развития речи (ЗРР), когда некоторое отставание в этом отношении от сверстников вызвано особенностями развития малыша, наследственными особенностями, нехваткой общения с родителями.

Это может сделать только специалист: психоневролог, логопед, психолог для детей с отклонениями в развитии.

Мнение специалиста

Доктор Комаровский:

Большинство детей начинает произносить звуки, имеющие какое-то значение, около года. Но есть совершенно нормальные дети, которые не торопятся заговорить. Похоже, что это зависит главным образом от темперамента и особенностей натуры ребенка. Дружелюбно настроенный, веселый ребенок стремится заговорить раньше. Спокойный ребенок, склонный к созерцательности, долго наблюдает за происходящим вокруг, прежде чем у него появляется желание высказать и свое мнение.
Атмосфера, в которой растет ребенок, и отношение к нему окружающих также играют важную роль. Если из-за нервного напряжения, вызванного чем-либо, мать все время молчит в обществе ребенка, то он, не чувствуя с ее стороны стремления к общению, тоже замыкается в себе. Взрослые иной раз впадают в другую крайность: постоянно разговаривают с ребенком и командуют им, лишая его всякой инициативы. Такой ребенок будет чувствовать себя неловко с людьми и замыкаться в себе. Он еще не дорос до того возраста, когда он может поспорить со взрослым либо просто уйти. Считается, что поздно начинают говорить те дети, которых обслуживает вся семья, не давая им самостоятельно и рукой шевельнуть, предупреждая каждое их желание. Если ребенок долго не начинает говорить, первое, что приходит в голову родителям, это не отстает ли их ребенок в умственном развитии. Действительно, некоторые умственно отсталые дети начинают говорить поздно. Но очень многие из них произносят первые слова в том же возрасте, что и нормальные дети. Факты доказывают, что огромное большинство детей, которые почти не разговаривают до 3 лет, отличаются нормальным умственным развитием или даже оказываются необычайно смышлеными.
Я думаю, нетрудно догадаться, что делать, если ребенок долго не начинает говорить. Не сердитесь на него за это и не торопитесь делать вывод, что он глуп. Будьте нежны с ним и постарайтесь не слишком сдерживать его инициативу. Дайте ему возможность бывать среди других детей, где он будет чувствовать себя естественнее. Разговаривайте с ним дружелюбным тоном, употребляя простые слова. Поощряйте его называть вещи, когда они ему нужны. Но не требуйте от него, чтобы он заговорил, и не выражайте свое недовольство.

Из книги «Родителям о речи ребенка» Н.В. Нищева:

Причины задержки речевого развития разнообразны: проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; интеллектуальная недостаточность, наследственный тип позднего развития речи. Среди возможных причин следует также отметить соматическую ослабленность, болезненность ребенка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций; и социальные факторы, а именно отсутствие адекватных условий для развития речи малыша. В условиях гиперопеки речевая функция часто остается невостребованной, так как окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания. Возможна первичная задержка речевого развития в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями, и малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты. Крайне вредно пребывание ребенка в избыточно информированной речевой среде, когда он слышит речь взрослых, общающихся между собой, а также радио, телевидение, и привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В этом случае ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Как правило, в неблагополучных семьях, где у взрослых нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается.

Н. С. Ильина, логопед-дефектолог:

В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формирования речи:

а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;
б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы ребенка.

К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором — незачем, все и так будет сделано вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера. Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.

Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.

Если же у ребенка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.

При задержке речевого развития наиболее эффективной оказывается ранняя коррекция, т.е. в возрасте до трех лет. Однако это не значит, что при выявлении речевого недоразвития в 6 или 7 лет нужно опустить руки. В любом случае специальные занятия окажут положительное влияние на речь и личность ребенка, если будут носить систематический характер. Успешность развития ребенка во многом зависит от активной позиции родителей, которые под руководством специалистов могут организовать правильное общение с ребенком.