Цель: ознакомить родителей обучающихся с правилами организации и проведения артикуляционной гимнастики при выполнении логопедических домашних заданий.

Задачи.

  • Ознакомить родителей обучающихся с игровыми упражнениями, способствующими формированию артикуляционных движений и поз, необходимых для правильного произношения звуков.
  • Обучить родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики.
  • Способствовать формированию у родителей чувства сопричастности, ответственности за результативность коррекционной работы по развитию у детей артикуляционной моторики.

Что такое артикуляционная гимнастика и как правильно организовать её проведение таким образом, чтобы она оказала ребёнку максимальную помощь в постановке звуков?

Следует начать с того, что звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки благодаря силе, хорошей подвижности и слаженной работе органов артикуляционного аппарата (губ, щёк, языка). Язык – главная мышца органов речи; для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, необходимые для чёткого звукопроизношения.
Следовательно, цель артикуляционной гимнастики – формирование полноценных движений и определённых положений губ, щёк и языка, необходимых для правильного произношения звуков.
Регулярное выполнение упражнений артикуляционной гимнастики поможет:

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  • научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
  • увеличить амплитуду движений ;
  • уменьшить спастичность (напряжённость ) артикуляционных органов;
  • подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Требования к проведению артикуляционной гимнастики

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также можно воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно , чтобы вырабатываемые навыки закреплялись.
Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
Статические упражнения (например, «Грибок») выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
Если у ребёнка не получается какое-то движение, можно помогать ему (чистой ватной палочкой, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
Для того, чтобы ребёнок нашёл правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать её вареньем, шоколадом или чем-то ещё, что любит Ваш ребёнок (т.е. необходимо подходить к выполнению упражнений творчески).

Упражнение «Пя-пя-пя»

Цель. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.
Краткое описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя ...
Обратите внимание.
1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
2. Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта.
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.

Упражнение «Вкусное варенье»

Цель. Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.
Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Обратите внимание.
1. Следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Пя-пя-пя». Как только язык станет распластанным, ватной палочкой поднимите его наверх и заверните на верхнюю губу.

Упражнение «Индюк»

Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.
Краткое описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом увеличить темп и добавить голос, пока не послышатся звуки «бл-бл» (как индюк "болбочет").
Обратите внимание.
1. Следите, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Движения языком должны быть вперёд-назад, а не из стороны в сторону.

Упражнение «Лошадка»

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.
Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Обратите внимание.
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

Упражнение «Грибок»

Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку ("уздечку").
Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот (язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку.)
Обратите внимание.
1. Следите, чтобы губы были в положении улыбки.
2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна спускаться.

Упражнение «Гармошка»

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Краткое описание . Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Краткое описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как будто произнося длительно звук ф , сдуть ватку на противоположный край стола.
Обратите внимание.
1. Следите, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.
2. Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Упражнение «Фокус»

Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух должен идти по середине языка, тогда ватка полетит вверх.
Обратите внимание.
1. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идёт воздушная струя.
2. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Упражнение «Почистим зубы»

Цель. Научить удерживать кончик языка за нижними зубами.
Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Обратите внимание.
1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
2. Следите, чтобы язык находился у дёсен, а не скользил по верхнему краю зубов.

Упражнение «Качели»

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука [л] с гласными а, ы, о, у .
Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от одного до пяти. Так, поочередно менять положение 5 раз.
Обратите внимание. Следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

На первых этапах при выполнении упражнений наблюдается напряжённость движений губ, щёк и языка. Постепенно напряжённость исчезает, движения становятся непринуждёнными, координированными, возрастает их дифференцированность.
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у Вас. Попробуйте повторить их вместе с ребёнком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем" . Будьте терпеливы, ласковы и спокойны.
Помните, что негативные замечания могут привести к отказу от выполнения движений. Важно поощрять успехи ребёнка, систематически показывать ему его достижения, подбадривать.

Список литературы

1. Артикуляционная гимнастика [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
2. Макерова, О. Н. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.solnet.ee/parents.
3. Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

Артикуляционная гимнастика.

Когда малыш забавно коверкает свои первые слова, родители с умилением слушают его, пересказывая «перлы» чада своим родственникам и знакомым. Конечно, это возрастное и часто проходит со временем, но не так безобидно, как может показаться.

Зачем нужна гимнастика

Дефекты речи могут серьёзно отравить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом для шуток и насмешек среди детей.

Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др. И так же, как родители развивают физические данные ребёнка физкультурой, этим органам необходима гимнастика.

Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений.

Всем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если о дефектах речи говорить пока ещё рано? Всем. Детям 2 – 4 лет она поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка. К 5 – 7 годам можно исправить уже сложившиеся нарушения. Здесь важно понять, что чем раньше вы начнете занятия, тем более вероятен положительный результат. Ближе к школьному возрасту и в начальных классах дефекты речи очень сложно и порой невозможно исправить даже с логопедом.

Иногда дети правильно произносят звуки, но из-за вялости звукопроизношения получается «каша во рту». Данное явление считается невыраженным отклонением развития речи и называется стёртой формой дизартрии.

Основные правила гимнастики

Занятия должны стать системой для вас и ребёнка, только регулярные тренировки могут дать результат. О чём ещё нужно знать:

  • продолжительность проведения «зарядки для язычка» зависит от утомляемости крохи, но не более 10 минут;
  • во время занятий малыш сидит перед зеркалом, чтобы видеть свой язык;
  • никогда не принуждайте кроху, лучше превратите тренировки в игру;
  • занятия проводятся в размеренном темпе, по 4 – 5 упражнений за сеанс;
  • если малышу сложно повторить за вами артикуляционное движение, помогите ему ручкой чайной ложки;
  • задача родителей следить за правильностью и плавностью выполнения действий, иначе гимнастика не имеет смысла.

Если гимнастика дается дошколёнку с большим трудом, его язык дрожит и не слушается, лучше обратиться к логопеду. Возможно, крохе необходим специальный массаж.

Виды упражнений

Артикуляционные упражнения бывают статические (язык неподвижно фиксируется в определённом положении) и динамические (участвуют все органы речевого аппарата).

Статические упражнения

При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу около 7 – 10 секунд.

«Лопатка». Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на нижнюю губу.

«Грибочек». Присасываем к нёбу язык и насколько возможно открываем рот.

«Хоботок». Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и удерживаем в течение 5 – 10 секунд.

Динамические упражнения

Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение органов речи.

«Часики». Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его кончиком тянемся к уголкам рта.

«Качели». Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу.

«Где конфетка». Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку.

«Лошадка». Фиксируем язычок, как в упражнении «грибочек», и сильно цокаем.

Как видно, движения очень просты, и выполнять их можно даже без логопеда.

Возрастные особенности детей и гимнастика

Заниматься артикуляционной гимнастикой с грудничками пока ещё рановато, а вот восьмимесячный малыш вполне способен повторить некоторые действия за взрослым: надуть щёчки, высунуть язык, произнести простые сочетания звуков. Например, можно пофыркать с малышом во время переодевания или умывания.

Для детей 2 – 3 лет

Полноценные занятия на развитие артикуляционного аппарата следует начинать с двух лет. О постановке самых проблемных звуков - шипящих, сонорных и свистящих, говорить пока рано. Поэтому главной целью работы на данном этапе является развитие слухового внимания, знакомство с силой и высотой голоса, контролирование длительности ротового вдоха, уточнение произношения звукоподражательных сочетаний (мяу-мяу, ко-ко, бум-бум).

«Шарик». Попросите малыша надуть щёчки и сдуть их. Если у него сразу не получится, легонько надавите на них. Впоследствии можно надувать щёчки поочередно.

«Угадай-ка». Приготовьте горячую и холодную воду, чайную ложку. Когда ребёнок закроет глаза, дотроньтесь прибором до губ языка и предложите угадать, в какой воде побывала ложка.

«Домик». Открывая рот (домик) малыш показывает язычок, затем снова его прячет.

«Ворота». Открыв широко рот, необходимо закрепить положение (5 – 7 секунд).

Для детей 3 – 4 лет

Цель занятий – познакомить с органами речи и их функциями (губы улыбаются, вытягиваются трубочкой; нижняя челюсть помогает открывать и закрывать рот; язык двигается вверх, вниз, по кругу, вправо и влево).

«Улыбка». Улыбнуться и удерживать это положение под счёт.

«Вкусное варенье». Попросите малыша понарошку слизать варенье с губ. Сначала с верхней, потом с нижней.

Из вышеописанных упражнений дети учатся выполнять «Лопатку», «Часики», «Качели», «Лошадку».

Игровой характер добавит артикуляционной гимнастике использование картинок, которые наглядно показывают, как выполнять упражнение, и что необходимо изобразить. Также помогут развлечь кроху веселые стихи.

Для детей 4 – 5 лет

Цель работы: закрепление старых и введение новых понятий: верхние и нижние губы, зубы; широкий и узкий язык; бугорки за зубами. К выполняемым упражнениям повышаются требования, увеличивается темп работы.

«Иголка». Открываем рот, максимально выдвигаем язычок вперед, делая его узким.

«Парус». Улыбаясь, широко открываем рот. Кончик языка упирается в бугорок за нижними зубами. Положение удерживается.

«Почистим зубки». Рот снова широко открыт, на губах улыбка. Кончиком языка совершаем движения, напоминающие чистку зубов изнутри (вправо-влево). Работает только язык, остальные органы неподвижны.

Для детей 5 – 7 лет

Цель работы: дать представление о спинке языка. Выполнение изученных упражнений безупречно и доведено до автоматизма. Ребёнок без труда выполняет комплексы, в которых легко и быстро меняет положение органов. Например, услышав такой стих, малыш выполнит «хоботок», «улыбку» и домик».

К этому возрасту уже заметно, какие дефекты речи необходимо исправлять. Поэтому и упражнения подбираются индивидуально для каждого ребёнка. Немаловажно уделять внимание и развитию фонематического слуха, ведь не за горами школа, а как дитя будет писать буквы, если не умеет их различать на слух.

«Хлопни в ладоши». Взрослый называет звуки, а дошкольник хлопает в ладоши (приседает, поднимает руку), когда слышит заранее оговоренный звук. Задачу можно усложнить, произнося не звуки, а слова, в которых встречается искомый звук.

«Замени звук». Взрослый называет слово, чадо заменяет один из звуков. Например, «Замени первый звук на [р] и произнеси, что получилось: писк - ..иск».

«Вкусные» игры с пользой для речи

Дети любят играть, а еще они обожают сладости. Утомительные занятия по развитию органов речи можно разнообразить при помощи кондитерских изделий, например, палочками и леденцами.

  1. Втянуть мармеладку-спагетти, вытянув губы в трубочку.
  2. Зафиксировать палочку под носом при помощи верхней губы, как будто это усы.
  3. Задание то же, только теперь участвует язык и верхняя губа.
  4. Рот открыт, на язык кладется палочка. Цель малыша – удержать ее в равновесии.
  5. Леденец лежит на языке, как в чашке. Рот открыт.
  6. Облизывание чупа-чупса с разных сторон, по кругу.

Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых 5 лет жизни. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 395 комбинированного вида»

Московского района г. Казани

Консультация для родителей

на тему:

«Артикуляционная гимнастика - это весело, полезно и интересно»

Воспитатель: Хуснутдинова Г. Х.

Ноябрь, 2015 г.

Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых 5 лет жизни. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для произнесения правильного звука. Традиционно упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука.

Артикуляционная гимнастика является эффективным средством уточнения, изучения, и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов речи ребёнка в процессе произнесения определённых звуков. Она направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие подвижности и дифференцированности движений органов участвующих в речевом процессе. Гимнастика необходима для четкой артикуляции звуков речи. Звуки образуются в результате сложного комплекса движений речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика проводится:

В детском саду с логопедом во время индивидуальной работы;

В детском саду с воспитателем и самостоятельно;

С родителями дома.

В отечественной логопедии существуют определенные правила проведения артикуляционной гимнастики. Можно выделить наиболее значимые:

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы навыки закреплялись и становились более прочными

2. В любом упражнении все движения осуществляются последовательно, сначала упражнения делаются в медленном темпе.

3. Гимнастику желательно делать сидя перед зеркалом в эмоциональной или игровой форме.

4. Если упражнение не получатся можно прибегнуть к помощи шпателя.

5. Логопед, воспитатель и родитель должны следить за правильностью выполняемого упражнения.

6. Всегда хвалить ребенка за успехи, которые он делает.

Чтобы добиться желаемого результата, необходимо строго соблюдать принципы и правила коррекционно-логопедической работы:

выполнять артикуляционную гимнастику, подобранную логопедом;

упражнения выполняются сидя перед зеркалом с соблюдением правильной осанки;

вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо;

комплекс артикуляционной гимнастики усложняется и расширяется за счет вновь отобранных логопедом упражнений;

проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, желательно 2 раза в день по 5-10 минут;

удерживать артикуляционную позицию (упражнение) 5-10 секунд;

следить за качеством выполнения упражнений;

желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками;

не допускать переутомление мышц артикуляционного аппарата.

Упражнения артикуляционной гимнастики:

1. Лопаточка. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.

2. Чашечка. Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху, потянуть к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек.

3. Иголочка. Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 сек.

4. Горка. Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы. 15 сек.

5. Трубочка. Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнить в медленном темпе 10 - 15 раз.

6. Часики. Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к правому, то к левому уху. Двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе под счет. Проделать 10-15 раз.

7. Качели. Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Выполнить 10-15 раз.

8. Вкусное варенье. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу, убрать язык в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.

9. Катушка. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывать" вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз.

10. Грибок. Раскрыть рот, присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от неба сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, проделать 15 раз.


Консультация для родителей: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнения, направленных на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения.

При работе с детьми дома родители должны учитывать следующее:

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно , чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут лучший результат, если они проводятся форме игры и интересны для ребенка. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. Ребенок сидит спокойно, плечи не подняты, спина прямая, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

На одном занятии не стоит давать больше 2-3 упражнений, к последнему упражнению надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.

Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.

У ребенка не всегда может сразу все хорошо получиться, порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось.

Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с логопедом, обращаться к нему во всех возникших затруднениях

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя выбирать произвольно. Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в коррекции, и только необходимые для воспитуемого звука. Необходимо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые неправильно произносит ребенок. Для каждого ребенка комплекс упражнений составляется логопедом индивидуально.

Недостаточно только правильно подобрать нуждающиеся в коррекции движения, необходимо научить ребенка применять их, выработать точность, чистоту, плавность, силу темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.

Важно не количество выполняемых упражнений, а правильный подбор и качество выполнения!

Консультация для родителей на тему:

«Артикуляционная гимнастика с ребенком дома»

Воспитатель: Новикова Елена Юрьевна

Для правильного звукопроизношения необходимо, чтобы артикуляционный аппарат ребенка – язык, губы, челюсти – также работал правильно и четко.

В формировании и развитии движений органов артикуляционного аппарата важную роль играет артикуляционная гимнастика, которая состоит из специальных упражнений для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.

Мы выполняем гимнастику для рук, ног, чтобы они стали сильными, ловкими. Такая же гимнастика необходима и для речевых органов, где язык (главная мышца) нуждается в достаточно хорошем развитии для выполнения тонких целенаправленных движений, необходимых для произношения требуемого звука.

Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка. Помните, что в этом возрасте вы помогаете малышу достичь правильного звукопроизношения.

В начальный период артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними или за нижними зубами). У нас автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Дети пяти, шести, семи лет артикуляционная гимнастика поможет преодолеть уже сложившиеся нарушения.

Подобранные мною упражнения рекомендуется выполнять перед зеркалом, со временем переходя к более быстрому темпу. Каждое упражнение выполняется 6-8 раз по 10 секунд. Для лучшей надежности поначалу не стесняйтесь делать их вместе с ребенком, старательно все объясняя и показывая. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с ребенком. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у вас все получится. Вскоре ребенок научиться выполнять движения самостоятельно и без зеркала. Упражнение, которые, ребенок выполняет без затруднений, можно либо опустить, либо возвращаться к ним пару раз в неделю.

В том случае, если все-таки какое-то движение никак не получается, следует оказывать помощь. Например, для удержания широкого языка за верхними зубами (для произношения звука [ш] можно использовать плоскую узкую ручку чайной ложки, для выработки вибрации кончика языка (для звука [р]) – палец ребенка.

При выполнении артикуляционной гимнастики дома следует соблюдать следующие требования:

Каждое движение выполняйте перед зеркалом;

Движение проводите неторопливо, ритмично, четко;

Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребенка) ;

Выполняя движения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения язычка.

Помните: гимнастика не должна ребенку надоедать. Следите, чтобы он от нее не уставал.

Перед тем, как приступить к выполнению артикуляционной гимнастики я рекомендую вам провести упражнения для расслабления органов артикуляции.

Сначала нужно превратить язычок в лопаточку (широкий язычок лежит на нижней губе) и выполнить следующие движения:

Язычок погладим ласково губами; (показ)

А затем постучим бережно губами; (показ)

Язычок погладим ласково зубами; (показ)

Нежно покусаем (похлопаем) мы его зубами; (показ)

И опять погладим ласково зубами; (показ)

А потом похлопаем бережно губами; (показ)

И в конце погладим ласково губами; (показ)

Ребенок должен сформировать две основные губные позы: открытую улыбочку, которая необходима для произношения звуков и, э, с, з, ц. и трубочку – вытягивание губ вперед, - необходимую для правильного артикулирования звуков: о, у, ш, ж, ч, щ.

Итак: «Улыбочка», «Трубочка», «Заборчик», «Бублик», «Хобот слоненка» (сопровождается показом).

Далее следуют упражнения, необходимые для правильного произнесения определенных звуков. Это может быть группа свистящих, группа шипящих звуков, звуков р, л. В зависимости от того, какая группа звуков у ребенка нарушена .