Имя Виктора Михайловича Васнецова хорошо знакомо не только любителям живописи. Все хорошо помнят его картины «Алёнушка», «Богатыри», «Витязь на распутье» и многие другие. Все они написаны на сюжеты произведений устного народного творчества. Ещё одну такую картину Васнецову В.М. заказал С.И. Мамонтов для правления Донецкой железной дороги. Полотно называется «Три царевны подземного царства».

Картина написана на сюжет русской народной сказки. На ней изображены три необыкновенно красивых девушки. Они стоят в окружении могучих скал. А за ними простирается закатное небо с плывущими по нему розовыми облаками. На этом фоне девушки выглядят ещё более величественными и прекрасными. Картина наполнена яркими, насыщенными красками, подчёркивая красоту и богатство русской земли.

Каждая из девушек олицетворяет собой богатства земных недр. Они роскошно одеты. На одной девушке, стоящей слева от сестёр золотой наряд. Он сверкает в лучах заходящего солнца. Платье украшено узорами. Это русский орнамент. Таким украшали свои наряды девушки Древней Руси. Только вышиты узоры золотом и серебром. Но всё же прекраснее своего одеяния сама девушка. Она величава и скромна одновременно. Стыдливо потупив взор, сложив руки, она являет зрителю пример смирения и поистине царской гордости.

Вторая девушка, которую художник поместил в центре, также царственно прекрасна, как и её сестра. Её платье усыпано драгоценными камнями, расшито узорами. Головной убор роскошен. Если у перовой девушки голову украшает золотая корона с небольшим количеством драгоценностей, то у второй венец полностью украшен драгоценными каменьями. Он напоминает звезду, которая сверкает на голове царевны.

А вот третья девушка значительно отличается от своих сестер. Она одета в черное платье, которое не блещет той же роскошью, что у сестёр. Её голову не украшают ни фата, ни корона. Волосы свободно падают на плечи младшей царевны, руки опущены вдоль туловища. И именно это придает ей особую прелесть. В ней не меньше величия, чем в других царевнах. Но её величавость без царской надменности. Это величавость девушки, спокойной, уверенной, скромной, гордой. Другими словами, Васнецов изобразил в ней идеал русской женщины.

Все царевны неподвижны, статичны. Создается впечатление, что, оказавшись на поверхности земли, они застыли. Царевны не обращают внимания на двух мужчин, склонившихся перед ними в почтительном поклоне. Они не замечают красоты закатного неба. Они сами и есть красота и богатство русской земли.

Виктор Михайлович Васнецов – русский художник живописец. Очень знамениты его работы в сказочном жанре. Как-то председатель правления постройки железной дороги в Донецке С. Мамонтов заказал В. Васнецову картину. Она должна быть изготовлена на сказочную тематику. Сюжетом картины выступало представление народа о хранящихся богатствах в глубоких земных недрах. Так на свет появилось произведение В. Васнецова «Три царевны подземного царства».

На картине изображены три царевны. По их внешнему виду можно определить кто чего царевна. Женщина в золотых пышных одеяниях – царевна золота. Другая - вся в драгоценных камнях и шикарных одеяниях – принцесса драгоценных камней. И третья, в простеньком черном платьице с открытыми руками и распущенными по плечам волосами – царевна угля. В ней нет той надменности и напыщенности что в остальных женщинах. Но это совсем ее не портит, а делает какой-то более притягательной.

В первоначальном сюжете картины были всего две основные царевны – золота и драгоценных камней. Но в 1884 году, по просьбам промышленников на полотне появилась еще одна женщина – царевна каменного угля. Также заметно, что руки у девушки просто опущены в низ, а не так как в остальных скромно сомкнуты впереди. Но это придает им еще большей величавости. Принцессы окружены грудами камней. В правом углу картины двое мужчин кланяются им. На заднем фоне полотна выделяется ярко-красное закатное небо. Оно тоже слегка редактировано и насыщенно более яркими красками.

Данная работа была выполнена Виктором Михайловичем Васнецовым по заказу С. Мамонтова, на тот момент председателя правления возводимой Донецкой железной дороги. Задумка была основана на том, что через сказочную тематику на полотне должны быть отражены представления русского народа о хранящихся в глубоких земных недрах Донбасса несметных богатствах.

Первоначальный сюжет народного повествования был Васнецовым изменён. Две основные царевны остались на месте – золота и драгоценных камней. В угоду промышленникам на полотне появился еще один персонаж – царевна каменного угля.

На полотне изображены три девушки, две из них, олицетворяющие золото и драгоценные камни, одетые в богато украшенные древнерусские наряды соответствующих цветов. На третьей же накинуто простенькое платьице чёрного цвета, её руки бледны и открыты, волосы просто распущены и раскинуты по плечам.

Заметно, что в царевне каменного угля нет той надменности, что в остальных героинях, тем не менее, она так же привлекательна, как и остальные. В сделанной в 1884 редакции данной картины Васнецов изменил положение рук девушки в чёрном платье, расположив их вдоль тела, а другим девушкам оставил руки скромно сомкнутыми спереди, что придавало их позам большую величавость.

На заднем плане картины краснеет закатное небо, девушки окружены грудами тёмных скал. При написании первоначального варианта автор использовал наряду с чёрными оттенками жёлто-оранжевую палитру. Полотно 1884 года пестрит более насыщенными красками, палитра смещается к красным тонам. Также в нижнем правом уголке картины автор дорисовал двух мужичков в простонародных рубахах, кланяющихся царевнам.

Однако в итоге правление железной дороги отказалось покупать картину, поэтому её выкупил непосредственный заказчик – С. Мамонтов.

Помимо описания картины В. М. Васнецова «Три царевны подземного царства», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Васнецова мы помним по известным со школы «Трем богатырям» и «Иване Царевиче на сером волке». А сегодня давайте обратим внимание на не такую известную, но очень интересную работу мастера — «Три царевны подземного царства». Поверьте, ей есть чем удивить нас!

Савва Мамонтов

Как-то странно, что великие художники, чьи работы можно видеть в лучших музеях, работали на заказ. Нуждались, зарабатывали, писали даже для украшения офисов и квартир. Как-то не вяжется. А тем не менее это так и именно с таким вот заказом и связана история этой удивительной картины.

Итак, у Виктора Васнецова был друг — Савва Мамонтов. А надо сказать, это был известный в то время (а увлекающимся искусством и сейчас) предпрениматель и меценат. Это значит, что он поддерживал художников «безвозмездно, то есть даром».

Вот он, Савва, видите — вальяжно развалился на диване на картине Репина. Почти новый русский. И как знать, что было бы с русским искусством, не будь Саввы, определенно в Третьяковке стало бы меньше картин. Хотя был еще конечно и сам Третьяков, и другие меценаты, да не о том речь. Значение Саввы для искусства переоценить невозможно — вот что я хотела сказать.

Савва очень хотел поддержать своего друга художника Васнецова, предоставив ему хороший заказ. Он пришел в управление Донецкой железной дороги, членом которой являлся, и убедил коллег, что лучшим украшением их офиса будут работы Виктора Михайловича. Ударили по рукам и Васнецов с радостью принялся за работу.

Тут надо отметить, что Виктор был большой любитель сказок и всякого русского творчества и подошел к заказу весьма творчески. «Три царевны подземного царства» были кстати не единственной картиной заказа, была еще парочка -«Ковёр-самолет» и «Битва скифов со славянами». И все картины, как несложно догадаться, получились очень волшебными. И были бы хороши для…учебника, например, или хотя бы галереи. Но никак не офиса, где серьезные люди решали серьезные задачи. Вот как посчитали заказчики — и отказали покупать полотна.

Чтож, пришлось Савве решать вопрос. Картины были выкуплены — семьей мецената.

Но давайте остановимся детальнее на «Трех царевнах». Какой интересный замысел родился в голове художника. В то время в Донбасе начали добывать полезные ископаемые — золото, драгоценные камни и уголь. Есть такая сказка — «Подземные царства», вот ее-то Васнецов и взял за основу, добавив царевну угля. То есть он в своей картине сделал такой интересный образ богатств этого края, изобразив их в виде королевских особ. Вы только посмотрите на этих женщин — золото, драгоценные камни и уголь! Это не картина, а целый спектакль!

Видимо, так посчитал и Васнецов (и не только) и В 884 он создал вторую версию этой работы, с небольшими изменениями. Ее приобрел меценат и коллекционер из Киева Терещенко.

Сейчас картина «Три царевны подземного царства» украшает стены Третьяковской галереи, и тем кто живет в Москве или гостит в столице, очень рекомендую рассмотреть «девушек» подробнее.

На свете женщина живет одна,

И красота души ее ни с чем неоценима.

Она добра, надежна, сердцем молода,

А с блеском глаз ее и солнце не сравнится…

У каждого человека есть в жизни что-то дорогое, любимое. Для меня это-моя семья! Я не знаю ни одного человека, который бы не любил своих родителей, а особенно свою мать. Ведь именно мама подарила нам жизнь и готова пожертвовать всем ради благополучия своего ребенка. Каждая женщина, которая родила,-богиня, но та женщина, которая вырастила и воспитала-героиня!

В этом сочинении я хочу рассказать о своей маме, о самом близком и родном человеке, подарившем мне жизнь. Но сначала я бы хотела обратиться к ней с такими словами: «Уже целых шестнадцать лет мы вместе с тобой, мама, ты меня воспитывала, растила, а теперь приходит моя очередь отплатить тебе всем, чем ты пожертвовала ради меня!» Мама всегда говорила, что я выросла такой, какой она меня хотела видеть в будущем, и я рада, что оправдала ее надежды. Конечно, мне хочется, чтобы родители всегда были горды за меня, чтобы им не приходилось оправдываться, краснеть и стыдиться за некоторые мои поступки. С раннего детства мамочка приучила меня к чистоте, аккуратности, трудолюбию, она научила меня из чего-то старого, мрачного, незаметного делать чудесные и яркие вещи. Этим самым мама дела мне урок: видеть в каждом человеке самые лучшие его качества, верить,что в каждом есть что-то хорошее. Я так счастлива, что у меня есть родители, любимые, добрые, внимательные. Своим примером они доказали мне, что есть в жизни верность, настоящее счастье, а главное- крепкая и неразрушимая любовь!

В переходном возрасте особенно нужна поддержка, которую мама мне всегда оказывала. Случались проблемы, которые нельзя было рассказать подругам, друзьям. В эти моменты материнское сердце чувствовало всю мою боль, тревогу, и, и приходя домой, мы вместе с ней плакали, потому что она никогда не могла смотреть с равнодушием на мои слезы. Я не забуду мамины советы, они всегда меня выручали, казалось бы, обычные, простые советы, но как помогали, как действовали! В ее родных словах столько тепла, нежности, никакого лукавства, зависти, лицемерия. Я всегда знала, что могу довериться только маме, никогда не сомневалась в ее искренности со мной, потому что ее любовь исходила прямо изнутри, что мне иной раз казалось, что ни одна мать на свете не любит своего ребенка, как моя- меня!

Мамина опека и забота проявляются в такой степени, что я иногда злюсь на это и говорю себе: «Мне уже почти семнадцать, а она меня опекает, как младенца!». Все, кто думают так же, отбросьте эти мысли; всё, что они хотят для нас- это то, чтобы мы были счастливы и ни в чем не нуждались! Как же жаль,что многие дети это понимают слишком поздно. Слишком поздно начнут просить прощения и потом будут укорять себя за все сказанное.

В моей памяти осталось то время, когда мама не могла бросить меня ни на минуту, боялась меня оставить. Сколько бессонных ночей за ее спиной, сколько тревог! Знаю. Ничего еще не прошло, мамочка по-прежнему очень переживает за меня, особенно теперь. Когда впереди экзамены и взрослая жизнь… Перед глазами вдруг пробежал такой момент, когда мы обсуждали с родителями город, в котором я буду учиться, и мама заплакала…Я долго не могла понять, почему она плакала, но сейчас понимаю, как ей тяжело осознавать, что ее единственный ребенок уедет от нее, пусть недалеко, но все равно покинет дом. Я так сильно переживаю, когда у родителей что-то не ладится, но мама всегда все решит. У меня мечта: стать такой же мудрой, как она. Я хочу перенять все тонкости ее кулинарных творений, так как готовит мама просто восхитительно, все удивляются нашему накрытому столу, который «ломится» от изумительно приготовленных блюд.

На этом я заканчиваю писать о наших с мамочкой взаимоотношениях.

Мама! Я очень часто остаюсь равнодушной к твоим тревогам обо мне, не замечаю, что ты для меня делаешь, а порою проявляю свою неблагодарность по отношению к тебе. Мне так хочется извиниться за всё! Ты самый дорогой человек для меня и дороже тебя, мама, у меня никого нет! Спасибо, что всегда наказывала мне учиться, теперь для меня это главная цель. Все свои достижения я посвящаю Вам, мои дорогие родители!

Скажите просто слово «мама»…Сколько в нем любви, тепла, доброты! Сразу в сердце кольнет что-то, и становится невероятно легко на душе от материнской любви. Эта любовь такая, какая может быть только у ребенка к матери, та прекрасная, неповторимая только к одному, самому родному человеку. То тепло, которое дарит мама, согревает меня в самые холодные и знойные дни. Огонек в её глазах не угаснет, он сохранится на всю жизнь!

Я вечно буду любить тебя и всегда буду помнить тот миг, когда ты подарила мне жизнь!