Мотивы личности в психологии — это некая внутренняя сила человека, которая побуждает его к действию, что важно для достижения цели, которую определил для себя индивид. В научном свете определение мотивов личности очень разнообразно. Отдельные исследователи считают, что это есть идеи, а также представление личности, другие называют мотивами мысли и установки человека, которых он придерживается, руководствуясь ими по жизни. Зачастую многим знакомо чувство, когда хочется горы свернуть и удовлетворить свою потребность. Это чувство и переживание придает индивиду силу, а также веру в себя, что побуждает человека к формированию и росту личности. Собственно говоря, это переживание и есть мотивом личности.

Мотив личности очень важный атрибут в жизни индивида. Именно мотивы определяют, каких высот достигнет личность. В карьерном росте стремления сотрудников приобретают особенных свойств, поэтому начальство часто старается создавать внешние мотивы. К внешним мотивам относят повышение заработной платы или премии, иногда это просто похвала и т.д. Эти вещи побуждают человека проявить интерес и прибавить усилий, чтобы получить внешнюю награду и в результате работать лучше.

Но стоит отметить, что внутренние мотивы гораздо сильнее внешних. Если индивид, так сказать, загорелся изнутри некой целью и непременно хочет ее достичь, то он может преодолеть все преграды, поскольку он это делает для себя.

Мотивы поведения личности

Тема поведения человека интересовала психологию с давних времен. Ответы на вопрос «почему?» люди делают так, а потом ведут себя иначе, искали величайшее умы нашего мира. Сегодня, можно считать, что на человеческое поведение влияет множество разных феноменов. Это может быть определенная ситуация, личные качества человека, внешнее давление на личность, или же мотивы самой личности.

Мотивы поведения личности на что влияют? Рассматривая понятие личностных мотивов, можно говорить о том, что разные мотивы не только всячески влияют на поведение личности, но также в определенных ситуациях, мотивы могут определять поведение человека. Дело заключается в том, что мотив представляет собой слияние внутренних переживаний индивида, что нередко стает атрибутом личности и формулируется в личностное качество. Например, мотивы стать лучше, помогать людям и изменить этот мир на благо человечеству, могут стать характерными для личности, которая их испытывает, и сформироваться в отдельную черту — альтруизм.

Мотивы деятельности личности

В зависимости от того, какую цель видит перед собой человек, он будет действовать соответственным путем, чтобы достичь желаемого и получить наслаждение. Если человек голоден, то он будет действовать таким образом, чтобы найти еду и перекусить, удовлетворив данную потребность. Такое поведение будет обусловлено потребностью в пище, а поиски пищи и будут мотивом деятельности личности.
Зависимо от потребностей или целей человека, мотивы деятельности могут быть очень разнообразными. Например, если потребности касаются базисных явлений, какие обеспечивают жизнь и развитие человека, то мотивы деятельности, которые заставляют удовлетворять такие потребности, будут называться органическими. Если конкретизировать, то к данным потребностям можно отнести уже упоминаемое чувство голода, потребность дышать, потребность спрятаться от жары в летний день, или потребность бежать от опасности с целью самосохранения. Все эти нужды являются базисными, и их человек стремится удовлетворить в первую очередь, чтобы позволить своему организму естественно существовать и развиваться.

Мотивы деятельности личности выделяют также функциональные. Они касаются потребностей, которые обеспечивают рост человека в культурной сфере. Это может быть активный отдых на озере, или занятие спортом, поход в церковь или театр. Все эти потребности создают мотивы деятельности, которые в свою очередь движут человеком к удовлетворению данных потребностей, что обеспечивает функциональный рост личности.

Мотивы деятельности личности бывают материальные. Материализм этих мотивов подразумевает под собой создание материальных вещей, для удовлетворения надобностей человека, которые касаются уюта или бытовой необходимости.

Ни для кого не секрет, что потребность быть уважаемым в обществе очень важна для человека. Иметь свое место среди других людей, занимать соответственный статус, а также возможность проявить свои социальные интересы — все это потребности, которые являются причиной возникновения социальных мотивов деятельности человека. В этом случае личность будет действовать таким образом, чтобы состояться среди людей, которые составляют ее общество. К примеру, деятельность такого рода может выражаться в участии в разнообразных социальных группах, принадлежности к волонтерам, в побуждении к принятию участия в разных акциях, организациях и т.д.

К мотивам деятельности личности могут принадлежать духовные мотивы. Они проявляются там, где человек имеет потребность в саморазвитии, а также в самосовершенствовании. Чтобы удовлетворить такие нужды, человек может читать книги, молиться Богу, заниматься йогой или действовать каким-либо другим образом, чтобы обрести духовное насыщение.

Потребности и мотивы личности

В психологии существуют разнообразные взгляды на определение потребностей личности, собственно говоря, также как и на определение мотивов. Но все взгляды объединяет мысль о том, что потребность — это состояние человека, которое обусловлено той или иной нуждой. Это могут быть материальные или духовные объекты. Такое состояние вызывает внутреннее напряжение у индивида. Чтобы снять напряжение, или иными словами, удовлетворить конкретную нужду, человек начинает действовать соответственным образом, руководствуясь мотивами, которые порождает эта потребность.

Потребности человека могут быть очень разными. Как уже упоминалось, потребности могут касаться органической, функциональной, материальной, социальной или духовной среды человека. Кроме того, ученые выделяют индивидуальные и групповые потребности, а также потребности суточные и годовые, интеллектуальные и психологические.

В одной и той же ситуации, у человека могут возникать несколько потребностей разного рода одновременно. Соответственно, внутреннее напряжение будет в этом случае очень велико, и человеку надо выбирать какие потребности удовлетворять в первую очередь. В этом контексте важно отметить, что существует иерархия потребностей.
Наиболее важными являются физиологические, или органические потребности. Если человек голоден, ему будет трудно сосредоточиться над работой, или когда речь идет о самосохранении, например, если у человека что-нибудь болит, он будет думать только о том, как избавится от этой боли, и пока она не исчезнет, человек не сможет удовлетворить другие свои, социальные потребности.

Абрахам Маслоу разработал иерархию потребностей, которая в свою очередь определяет иерархию мотивов личности. По его мнению, мотивы можно разместить на пяти условных полочках, которые образуют пирамиду Маслоу. На самом нижнем уровне размещены физиологические потребности человека. Поднимаясь уровнями выше, рассматриваются потребности в привязанности, в уважении, эстетические и потребности в самореализации. Важно отметить, что в данной иерархии мотивов, А. Маслоу считает, что нельзя подняться на уровень выше, если потребности нижнего уровня не удовлетворены.

Социальные мотивы личности

Как уже упоминалось, социальные мотивы личности порождаются из потребностей социализации в обществе. Абрахам Маслоу относит к социальным мотивам привязанность. Эти мотивы представляют собой желание быть кому-то нужным, полезным, иметь одобрение со стороны других людей. Кроме того, социальные мотивы обусловлены потребностью в уважении, а также в самоуважении, что не менее важно.

Каждый человек существует в обществе и связан с людьми. Взаимоотношения между людьми никогда не бывают простыми, поэтому возникают разнообразные конфликты, враждебность и прочие неприятные явления. Но, так или иначе, человек рожден в обществе, однако иногда само общество порождает человека. По этой причине, является очень естественным то, что личность пытается найти свое место в социуме, и утвердить свою личность среди людей, которых она знает.

В этой сфере человек может действовать различными способами, руководствуясь социальными мотивами. Например, чтобы понравиться другим людям, чтобы не нарушать идей общества, человек может проявлять конформность, то есть действовать так, как большинство.

Природа человека очень сложная и загадочная. Взаимоотношения между двумя людьми также бывают очень непредсказуемы. Люди движутся социальными мотивами для того, чтобы не быть одинокими. Каждый человек ищет другого человека, который способен его понять, поддержать, а главное любить таким, каков он на самом деле. Это желание заставляет людей искать компромиссы в разногласиях, изменять свое поведение, изменяться в лучшую сторону. Это важнейшие социальные мотивы человека.

Стоит также отметить подчинение власти. Даже если люди жалуются на власть в стране и не считают ее конструктивной, они признают ее легитимность и убеждены, что власть необходима обществу. Отсюда происходит подчинения авторитетам, что также является социальным мотивом личности.

Система мотивов личности

Исходя из того, что у человека постоянно возникают те или другие потребности, можно говорить о том, что человеком постоянно движут какие-нибудь мотивы. В психологической науке, считается, что на протяжении жизни у людей формируются устойчивые мотивы. Как уже упоминалось, они могут порождать поведение людей, быть относительно независимыми от ситуации или даже формировать личностные черты. Именно эти устойчивые мотивы человека, которые определяют его деятельность, в совокупности представляют собой направленность личности.

Направленность личности обусловливается родительским воспитанием и социумом. В своей жизни человек познает мир, в котором живет и формирует свои мысли относительно вещей и людей, которые его окружают. Эти мысли стают установками индивида, которые оказывают очень сильное влияние на направленность личности. Установки, которые стают свойствами личности, образуют разные формы направленности личности, в основе их лежит система мотивов.

Среди форм направленности личности выделяют: влечения, идеал, желания, интерес, стремления, склонность, мировоззрение и убеждение, как наивысшую из форм.

Влечение являет собой неосознанную надобность в чем-то. Эта надобность не является необходимой для личности и вскоре, может просто исчезнуть. Это самая простая форма направленности личности.
Но если влечение осознается человеком, оно может перерасти в желание.

Желание характеризуется нуждой человека в чем-то определенном, например, в каком-нибудь объекте. Зачастую желание имеет побуждающий эффект, заставляющий человека действовать, проявляя силу воли, четко определяя для себя желание и пути достижения целей. В этом случае желание превращается в стремление.

Важной формой направленности личности является интерес. Собственно интерес определяет желание человека, а также придает смысл его деятельности и самим целям.

Если человек проявляет интерес в определенной сфере, подключает силу воли, а также направляет свои усилия и действия в эту сферу, то такое явление будет рассматриваться, как стремление.

На протяжении жизни люди строят свои идеалы. У каждого имеется мнение о том, каким должен быть человек, и, безусловно, люди судят других людей, руководствуясь собственными идеалами. Направленность личности состоит из постоянных действий со стремлением достичь своего идеала. Эта форма направленности порождает мировоззрение.

Все вышеперечисленные формы направленности личности могут не связываться друг с другом. Но мировоззрение определяется целостностью. Это как план всего мира в голове человека. Мировоззрение позволяет объединить мысли в одну картину и построить свое, индивидуальное представление о мире и о людях. Это дает возможность человеку увидеть свое место в мире, а также прогнозировать свою будущую деятельность, строить планы и добиваться целей.

Система мотивов личности, которые определяют деятельность человека с учетом его принципов, интересов, взглядов на мир называется убеждением. Когда перед человеком стоит осознанная потребность, он будет действовать в зависимости от своих убеждений, в основе которых лежат мотивы, которые движут человеком и способствуют достижению успехов.

Мотивация – это обусловленное актуализированной потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма. (Так, например, могут возникнуть пищевая, половая, познавательная, защитная и другие виды мотивации.)

От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных чувственных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма. (Сытый организм не реагирует на самую привлекательную пищу.) Внешние раздражители становятся стимулами, т. е. сигналами к действию лишь при соответствующем мотивационном состоянии организма. Мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности, и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы – программы поведения – могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте.

Мотивация поведения всегда эмоционально насыщена. То, к чему мы стремимся, нас эмоционально волнует. При этом одни эмоции выполняют стратегическую функцию – являются индикатором потребностей, значимости определенного класса объектов, другие связаны с определением значимости отдельных условий, обеспечивающих достижение объекта потребности. Являясь непосредственным "определителем" значимости, полезности или вредности тех или иных явлений, эмоции обеспечивают соответствующую энергетическую мобилизацию организма на соответствующее взаимодействие индивида с этими объектами.

Мотивационные состояния

Мотивационные состояния человека существенно отличаются от мотивационных состояний животных тем, что регулируются второй сигнальной, обобщенной системой ценностных ориентации личности. Все мотивационные состояния являются модификацией потребностных состояний.

К мотивационным состояниям человека относятся интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки.

Интерес – эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанные со стабильными потребностями человека (от лат. interest – имеет значение). Интерес проявляется в повышенном внимании к объекту, имеющему устойчивую значимость.

"Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интересов. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета.

Интерес – мотивационно-регуляционный механизм человеческого поведения, определяемый иерархией сформированных потребностей.

Однако связь интересов с потребностями не прямолинейна, иногда она не осознается. Интересы бывают прямые и опосредованные, возникающие в связи со средствами достижения целей.

Интерес как психическое состояние существенно влияет на психические процессы, активизирует их. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные), широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые).

Удовлетворение интереса не только не погашает его, но формирует еще более разветвленную систему интересов.

Выступая в качестве ориентационной основы поведения личности, интересы становятся основным психологическим механизмом поведения. Интересы не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней.

Широта и глубина интересов человека определяют полноценность его жизни. Интересы асоциальной личности отличаются, как правило, узостью, эгоистической направленностью, меркантилизмом, утилитарностью. Характеристика личности включает в себя определение круга интересов данного человека. С интересами человека тесно связаны его желания, страсти и влечения.

Желание – мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Желание представляет собой определенный этап вызревания потребности, соотнесение ее с целью и планом действий. Еще Эпикур подразделил все человеческие желания на три группы:

  1. естественные и необходимые (желание еды, питья, сна, отдыха и т. п.),
  2. естественные, но не необходимые (например, сексуальные желания),
  3. желания ни естественные, ни необходимые.

Перечень этой, третьей, группы желаний необъятен: желания, связанные с честолюбием, жаждой славы, власти, лидерства, первенства, превосходства над другими людьми и т. п. Однако и первые две группы желаний человека не безупречны – они могут быть гипертрофированными, непомерно интенсивными, не знающими границ своего удовлетворения. Желание связано со стремлением – повышенным эмоциональным тяготением к объекту желания.

Страсть – очень стойкое аффективное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей жизнедеятельности человека.

Страсть интегрирует волевые и эмоциональные побуждения; она может быть положительной и отрицательной в зависимости от общественной ценности того, к чему стремится человек. Многие отрицательные страсти (к стяжательству, азартным играм и т. п.) ведут к деградации личности и нередко являются предпосылкой преступного поведения. Положительные страсти мобилизуют силы человека на достижение социально значимых целей (например, страсть к искусству, науке, отдельным видам трудовой деятельности и т. п.). "Полное отсутствие страстей, если таковое могло быть достигнуто, привело бы к полному отуплению, и человек тем ближе к этому состоянию, чем он беспристрастнее. Действительно, страсти – это небесный огонь, оживляющий нравственный мир, страстям наука и искусство обязаны открытиями, а душа – благородством".

Состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов называется влечением . Влечения могут быть естественными и сформированными в социальных условиях.

Естественные влечения не всегда осознаются. Они связаны с органическими процессами и лишь в незначительной мере могут регулироваться сознанием. Сами же влечения могут существенно влиять на организацию, направленность сознания. "Влечение ставит задачи интеллекту для своего удовлетворения и пользуется им как рабочим аппаратом. Оно давит на мышление, приковывает его к нахождению способов своего удовлетворения и заставляет его до тех пор работать в нужном направлении, пока не найден удачный исход".

В ряду инстинктивных, органических влечений установлена следующая последовательность в порядке возрастания силы их напряженности:

  1. ориентировочные реакции,
  2. сексуальное влечение,
  3. голод (пищевое влечение),
  4. жажда,
  5. влечение материнства.

Влечения человека в отличие от инстинктов животных отличаются социальной обусловленностью. Чем более глубоко социализирован человек, тем более дисциплинированы его влечения. Ослабление психики, психическая деградация ведут к усилению инстинктивных побуждений. (Так, в структуре преступности значительное место занимают необузданные сексуальные влечения, удовлетворяемые преступным, насильственным способом.)

Одна из основных особенностей развитого человеческого сознания – способность осуществлять разумный выбор среди собственных влечений. Для этого индивид должен подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, произвести выбор между ними. Этот выбор осуществляется иерархически организованной ценностной системой личности.

Мотивация человека может быть сознательной и подсознательной.

Сознательная мотивация связана с намерением. Намерение (в юридической терминологии – "умысел") – это сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с отчетливым представлением средств и способов действия.

В намерении объединяются побуждение к действию и его сознательное планирование. Намерения, как и потребности, обладают динамическими свойствами – силой, напряженностью и др. Намерения организуют поведение человека, обеспечивают произвольность его действий, выступают как сознательный акт поведения. Сознательным обоснованием намерения является мотив.

Термин "мотив" в переводе с латинского означает побуждение, однако не всякое побуждение является мотивом; поведение может побуждаться чувствами, установками. Одни побуждения осознаются, другие не осознаются. Мотив – это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость.

Если понятие мотивации включает в себя все виды побуждений человеческого поведения (в том числе и малоосознанные и подсознательные), то мотив – сознательно сформированные, понятийно оформленные побуждения.

Деятельность человека обычно побуждается несколькими мотивами – иерархией мотивов При этом определенные мотивы приобретают ведущее значение.

Ведущие мотивы придают деятельности, ее объектам и условиям личностное значение – смысл .

Мотивы могут вступать в противоречие с объективными возможностями их реализации, с социальной регламентированностью поведения. В таких случаях у социализированной личности происходит или подавление мотива, или его изменение – изыскание новых, социально допустимых целей деятельности. (Мотивы следует отличать от мотивировки – оправдательных высказываний по поводу совершенного действия. Они могут не совпадать с действительными мотивами, маскировать их.) Все малоосознанные импульсивные действия совершаются на основе установки (ошибочно иногда трактуемой как "бессознательные мотивы").

Установка – состояние готовности к определенному способу поведения в определенных ситуациях; это нейродинамически закодированная устойчивая модель поведения. Установка – наиболее константная, устойчивая основа поведения человека.

Различаются два вида установки – общая и дифференцированная (фиксированная). Общая установка возникает в отношении больших классов явлений; дифференцированная – по отношению к индивидуализированным объектам.

Установка лежит в основе целостности и последовательности поведения человека, объединяет его сознательную и подсознательную сферы, определяет меру возможного поведения человека в различных жизненных ситуациях, "норму его реакции".

Установка лежит в основе поведенческих стереотипов, стабилизирующих поведение индивида, освобождающих его от необходимости принимать решения и произвольно контролировать осуществление деятельности в стандартных для него (обобщенных в опыте данного индивида) ситуациях В ряде случаев (при низком уровне критичности индивида) установки обусловливают инертность поведения, не учитывая изменения в обстановке, люди действуют шаблонно.

Установки могут быть связаны с различными компонентами деятельности. Различаются смысловые, целевые и операционные установки.

Смысловые установки определяют личностный смысл конкретных объектов, явлений, готовность действовать по отношению к значимому объекту определенным образом. Смысловые установки индивида особенно интенсивно формируются в референтной (значимой) для него микросреде. В напряженных ситуациях установки начинают доминировать.

Возникнув в рамках одной деятельности, установки переходят и в другие сферы деятельности, обусловливают взаимодействие субъектов со сходными объектами в широком спектре однотипных ситуаций.

Целевые установки обеспечивают устойчивую направленность действий, они выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах, что иногда ведет к ригидности, негибкости поведения.

Операционные установки обеспечивают психофизиологическую преднастройку индивида на совершение действия определенными способами, последовательной системой привычных операций с использованием привычных для индивида средств.

В сложном механизме регуляции поведения сознательные его компоненты (цели, мотив, решения, программирование, выбор средств реализации) непрерывно взаимодействуют с подсознательными, установочно стереотипными компонентами.

Итак, побудительный и целеобразующий механизм человеческого поведения состоит из сложного комплекса взаимосвязанных личностных факторов – направленности личности, ее потребностей, модификацией которых являются интересы, желания, стремления, страсти, влечения и подсознательные установки Сознательным же компонентом волевого, целенаправленного поведения являются мотивы поведенческих актов, интегрирующие в себе общую направленность личности

Направленность личности в значительной мере определяет ее способности и характер.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Мотивы поведения и деятельности человека

Введение

1. Мотивы поведения и деятельности человека

2. Схема когнитивных процессов в психике человека

Заключение

Введение

Когда мы совершаем тот или иной поступок, нам кажется, будто он подтвержден сознанием. Ведь мы мыслящие люди. Однако конкретные мысли вырастают из сферы бессознательного. Сознание и бессознательное функционируют совершенно по-разному; подобным образом различаются способы рассуждения ученого-философа и художника-мистика. С точки зрения сознания, которому свойственен последовательный и рассудительный способ мышления, методы познания, используемые бессознательным, кажутся безумным издевательством над стремлением сознания достичь какой-то логики.

Мотивация - система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного. Разработано масса часто разноречивых концепций для истолкования того, почему индивид действует; почему он предпочитает именно те действия, которые производит; почему отдельные люди имеют более сильную мотивацию, чем прочие, вследствие чего достигают успеха там, где обладающие не меньшими потенциалом терпят неудачу.

В настоящей работе мы рассмотрим вопросы, касающиеся не только мотивации, но и когнитивных процессов и в практическом задании выясним о каком виде памяти шла речь.

1. Мотивы поведения деятельности человека

Интеллект человека, в самом общем понимании, выполняет одну функцию - направляет в пространстве движение, направленно диссипирует энергию. Если сравнить, скажем, всплеск воды с деятельностью человека, то в общем представлении человек будет отличаться тем, что концентрирует свои движения в некотором направлении пространства, что мы и называем целенаправленным интеллектуальным поведением. Это целенаправленное (сконцентрированное) освобождение энергии, для целей данной статьи, разделим условно на две категории:

1. Автоматическое - отработанное, натренированное действие, не требующее вмешательства сознания;

2. Сознательное - действие, вырабатываемое в новых ситуациях сознательным контролем, сознательной тренировкой.

Автоматическую деятельность человека удобно представить в виде шкалы, на одном конце которой будет деятельность, отработанная эволюцией и закреплённая жёстко в физиологии организма, назовём это - рефлекс. Например, регуляция температуры, давления крови, иммунитет. С другой стороны шкалы, автоматизмы, приобретённые в процессе сознательного контроля самого человека, например ходьба, правописание, речь, назовём это - ритуал. Рефлексы и ритуалы переплетены между собой, поэтому провести между ними точную границу невозможно и не нужно. Рефлексы дополняют ритуалы (например, рефлекс равновесия помогает ритуалу ходьбы), а ритуалы расширяют функции врождённых рефлексов (например, рефлекторное чихание в ритуально носимый платок удобнее, чем просто чихание).

Сознательное действие - это деятельность осознающего интеллекта в новой для себя ситуации, который создаёт шаблон поведения (т.е. направление освобождения энергии), отрабатывает его, переводя, тем самым, в категорию автоматической деятельности - ритуал. Все ритуалы создаются только сознательным контролем.

ѕ автоматическая деятельность = рефлексы + ритуалы

ѕ сознательная деятельность = деятельность по формированию ритуалов

Такое разделение на автоматическую и сознательную деятельность удобно только для очерчивания того понятийного пространства, в рамках которого я хочу излагать дальнейшую траекторию мысли, но фактические механизмы, которые реализуют рефлексы, ритуалы и сознательное поведение, скорее всего, идентичны и не позволяют провести точную границу между физиологией и сознанием.

И сознательная и автоматическая деятельность подчиняется общей универсальной схеме:

1. Интеллект накопил энергию, которую необходимо рассеять, освободить (диссипировать).

2. Есть условия (контекст) срабатывания автоматического действия или действия сознания.

3. Энергия освобождается в соответствующем направлении.

4. Потенциал энергии интеллекта снижается.

Как врождённые автоматические действия (рефлексы), так и приобретённые автоматические действия (ритуалы) - это действия психической сферы человека. Что это значит.

Психика постоянно автоматически формирует контекст ситуации, т.е. располагает в субъективном пространстве человека предметы, термины, ощущения (назовём всё это образами), то, что может являться условием какого-либо автоматического действия. Психика автоматически моделирует ситуацию. Это формирование автоматично и само по себе является рефлексом. Человек не может, глядя на дерево, сознательно заставить себя увидеть вместо дерева автомобиль или глядя на слово не прочесть его, или не понять его смысл.

Контекст - это конкретный набор пространственно ориентированных образов, которые являются условиями (факторами, причинами, стимулами, аспектами, нюансами, обстоятельствами) срабатывания автоматического действия (рефлекса или ритуала) в некотором конкретном направлении.

Таким образом, и рефлексы и ритуалы - это действия, автоматически воспроизводимые психикой при определённом контексте.

Пример 1. В горле застрял кусок пищи, это контекст. Вегетативный интеллект, будучи активным, освобождает энергию в направлении рефлекторного действия - человек кашляет.

То же происходит и при выполнении натренированного сознанием действия.

Пример 2. В троллейбусе необходимо закомпостировать талончик (это контекст). Интеллект, будучи активным, освобождает энергию в направлении ритуального действия - человек компостирует талончик.

Одними из самых частых образов в контексте являются образы боли и удовольствия. Подавляющее большинство людей вырабатывают сознательной тренировкой, сознательным контролем, ритуалы, которые ведут к возникновению к контексте образа "удовольствие" и считают ошибочными ритуалы, ведущие к появлению в контексте образа "боль".

Все рефлексы, как доказывает наблюдение, следуют одной цели - сохранение системной целостности организма, т.е. максимально долгому выживанию (или максимально длительному умиранию, как сказали бы тифоаналитики) организма с целью физиологической эволюции. Кашель, регуляция давления крови, половые рефлексы - все эти автоматические действия отработало "сознание эволюции" для того, чтобы сохранить организм, популяцию клеток в форме целостного организма. Боль и удовольствие - это важные образы, которые возникают в контексте человека как наследие исторического процесса эволюции, как основные условия срабатывания рефлексов и ритуалов, основная цель которых - самосохраниться.

Здесь важно отметить, что человек формируя сознательный ритуал избежание боли, например ношение одежды в холодную погоду, делает это не вынужденно, а путём выбора. Т.е. человека ничто не вынуждает однозначно избегать боли, теоретически он может выбрать поведение, которое будет стремить человека к боли. Также ничто человека не принуждает к удовольствию, это его сознательный выбор, который фиксируется ритуалом, входит в привычку.

Сознательная деятельность отличается от автоматической только тем, что контекстом (условиями) срабатывания сознания является новизна контекста, т.е. фактическое отсутствие достаточных условий для автоматического действия (рефлекса или ритуала), которое именно сознанию необходимо выработать в данной новой ситуации, что само по себе уже есть автоматическое действие. Другими словами, автоматическое действие это реакция на некие конкретные (известные, тривиальные) условия, а сознательное действие - это реакция на новизну. Можно сказать, что действие сознания - это рефлекс на новизну.

Поскольку двух идентичных контекстов практически не бывает, любой контекст содержит в себе как привычность, так и новизну, и поскольку психика всегда имеет потенциал энергии для диссипации, мы осознаём свой контекст постоянно. Т.е. постоянно осознаём ту ситуацию, в которой находимся. Сознание постоянно пытается выработать поведение, которое наиболее подходит в данной ситуации. Сознание всегда собирает из уже готовых кусочков рефлексов и ритуалов новый ритуал.

Ритуал, это всегда последовательность действий, поэтому людям свойственны последовательности: общение последовательностями (речь и текст), создание алгоритмов, технологических процессов, логик, правил, законов - что в сущности одно и то же - ритуалы.

Здесь мы приходим к ключевой части изложения - это условия сознательного выбора. Если отбросить рефлексы, которые стремятся сохранить организм, если отбросить ритуалы, как уже готовые автоматические привычки, то чем остаётся руководствоваться сознанию при выборе направления освобождения своей энергии в условиях новизны (неопределённости, неизвестности)?

Я склоняюсь к мысли (делаю свой сознательный выбор направления), что сознание формирует ритуалы, следуя трём условиям:

1. Врожденному рефлексу достаточности (красоты, гармонии), который определяет предпочтительные пропорциональные пространственные отношения в любом контексте.

2. Случайно выбранной цели, направлению в любом контексте (понятийном, образном пространстве).

3. Предсказанию контекста.

Такой взгляд объясняет, почему люди настолько разнятся своими целями, но настолько схожи в методах их достижения. Если человек попадает в новую ситуацию, то он стремится освободить энергию в направлении той цели, которую когда-то случайно себе поставил, достаточным (красивым) способом путём подбора такого ритуала, который предсказуемо приведёт к этой цели.

Целью человека может быть любой образ, понятие - направление в контексте. Это может быть банальное самосохранение или, что-то более необычное, например, планета Марс или власть над миром. Подавляющее большинство людей не отходят далеко в своих целях от целей организма. Особенно это характерно для женщин, заботящихся приоритетно о материальных целях.

Цель для создаваемого ритуала ставит сознание. Сознание же его и собирает. Как только ритуал собран, повторен и закреплён в памяти, он становится, фактически, бесцельным, бессмысленным. Он срабатывает не потому, что направлен на какую-то конкретную цель, а потому, что он срабатывает при определённых условиях и цель достигается автоматически. В этом суть ритуала, чтобы достигать цели фактически не ставя её сознательно, не привлекая сознание к тем целям, достижение которых уже автоматизированно. Сознание может только затормозить готовый ритуал либо создать новый. Можно сказать, что сознание валидирует цель, а ритуал её верифицирует. Сознание "смотрит" в будущее, а ритуал в прошлое.

Человек достигает болезненной фрустрации, когда достигает свою жизненную цель, "выполняет свою миссию" т.к. попадает в ситуацию неопределённости. Именно поэтому необходимо постоянно иметь перспективную цель, например, мировая справедливость. Чётко поставленная цель (направление) будет выводить сознание из тупика неопределённости в ситуациях новизны.

Нельзя утверждать, что та или иная цель, поставленная человеком, абсолютно плоха или абсолютно хороша. Можно только судить, насколько человек, достигающий своей цели, мешает или помогает нам достигать своих целей, которые мы когда-то случайно выбрали.

Любопытным является тот факт, что сознание тесно связано с коммуникацией между людьми, что позволяет предположить не полную случайность сознательных целей. Возможно в этой "случайности" проявляется некий рефлекс сохранения системной целостности организма-общества, частью которого мы все являемся. Ведь именно для этой цели я, например, излагаю здесь эту статью.

Учитывая тот факт, что на протяжении жизни человек может случайным образом менять свои глобальные цели, в психике закрепляются ритуалы, созданные в направлении тех целей, которые были актуальны в момент их создания. Но поскольку ритуалы сохраняются практически на протяжении всей жизни, человек с возрастом может демонстрировать противоречивое поведение, когда ритуал или рефлекс, направленный на достижение одной цели, автоматически активируется в текущем контексте и противоречит (несонаправлен) другой цели, которая актуальна для человека в данный момент.

Сознательные действия более энергозатратны, чем действия ритуалов и рефлексов. Возможно по этой причине более короткий ритуал (бритва Оккама) предпочтительнее более длинного (неоптимального). В связи с чем постоянно происходит редукция ритуалов, укорочение (оптимизация). Возможно для того, чтобы больше времени и энергии оставалось сознательной деятельности.

Подводя итог можно заключить, что человек в первую очередь мотивируется избытком энергии, которую необходимо освободить - это самый верхний уровень мотивации. На ступеньку ниже стоит стремление к новизне, т.к. именно при новизне сознание работает, освобождает эффективно энергию и открывает новые возможности для достижения целей. Ещё на ступеньку ниже стоят конкретные цели, которые человек ситуативно (но с учётом врождённого представления о красоте) сознательно ставит перед собой и достигает путём автоматического применения выработанных малозатратных ритуалов.

Безусловное освобождение энергии создаёт -> стремление к новизне, которое позволяет открыть новые возможности для -> стремления к красоте.

Ритуалы и рефлексы - это всегда последовательности. По той причине, что сознание обладает только одним инструментом для формирования ритуала - это внимание. Направляя внимание, сознание последовательно выбирает кусочек за кусочком те действия, которые намеревается связать в автоматический ритуал.

Если рассматривать чисто психические (не телесные) действия, то можно выделить такие автоматические и сознательные механизмы:

o автоматические психические функции:

ѕ создание образа

ѕ создание контекста из образов

ѕ запоминание (образа и ритуалов)

ѕ забывание

ѕ удаление из контекста неактуальных образов

ѕ автоматическое воспроизведение ритуалов и рефлексов

o сознательно контролируемые функции:

ѕ удержание и перевод внимания

ѕ выбор направления, цели

ѕ подавление активных ритуалов и рефлексов

Фактически любой ритуал складывается только из тех кусочков, которые подвластны сознанию. Типичный ритуал выглядит примерно так: "перевести внимание туда - удержать внимание - подавить там-то такой-то ритуал - перевести внимание туда",

Путём перевода внимания сознание обуславливает автоматическое изменение контекста, что приводит к автоматическому срабатыванию уже готовых ритуалов и рефлексов.

Перевод внимания на мышцы фактически приводит к рефлексу их сокращения, что мы привыкли называть "волей". В сущности, нет никакого отличия для сознания в том, чтобы направить внимание на активацию мышцы или на подавление какого-то ритуала - и то и другое является способом освободить энергию, произвести движение.

Удобно рассматривать предсказывающую работу сознания по универсальной схеме - сознание предсказывает ошибки и исправляет их до момента фактического совершения. Ошибка - это направление освобождения энергии, отличное от направления, выбранного сознанием как цель. Если выработанные ритуалы и рефлексы приводят к отклонению от цели мы имеем дело с ошибкой.

Сознание обнаруживает новую ошибку всегда после момента её совершения. Для сознания это новый контекст, например, привычка поворачивать ключ по часовой стрелке, может приводить к ошибке при необходимости закрывать другой замок. После ряда таких фактических ошибок ("тренировки ошибки") осознание этой ошибки становится ритуалом и может быть предсказано сознанием до момента совершения, подавлено и выработан новый ритуал. Взирая на то, что целью сознания есть направление в пространстве, а результатом ритуала есть тоже направление в пространстве, работа сознания в основном заключается в том, чтобы сравнивать предсказываемую ошибку с предсказываемыми ритуалами. В случае достаточности отклонения - сознание не активируется.

Новая ситуация - это всегда ошибка. В мышлении всегда есть какой-нибудь автоматический ритуал, который активен в данный момент. В сущности ошибка, это применение некоего ритуала в несоответствующих условиях. Ошибкой мы это осознаём, если ритуал фактически привёл не к той цели, которую ожидаем. Повтор ошибочного ритуала само по себе становится ритуалом, целью которого является, естественно, ошибка, которая как цель становится предметом предсказания. Как только ошибка стала предметом предсказания она может быть подавлена сознанием и выработан новый ритуал. До тех пор пока ошибка не стала предметом предсказания выработать лучший ритуал невозможно, можно только исправлять последствия ошибки (через соответствующий ритуал).

Условием (образом), который входит в состав контекста и может служить ключевым фактором срабатывания того или иного ритуала является время, прошедшее между двумя контекстами. Интересно отметить, что сам факт появления времени в контексте зависит от того, насколько новым является этот контекст. С возрастом человек всё больше основывает своё поведение на автоматически ритуалах и всё меньше формирует сознательно новые ритуалы, что осознаётся как быстрый ход времени. Это может означать, что между включениями сознания (рефлекса новизны) проходят всё большие промежутки времени. Всё остальное (бессознательное) время занимают действия автоматических ритуалов.

Как ни странно самой главной проблемой в решении задачи создания искусственного интеллекта является проблема автоматического создания образа.

Проблема эта находится на стыке материализма и солипсизма, физического и духовного, автоматического и сознательного.

Есть эвристика, что формат образа должен соответствовать той цели, ради которой он существует. В рамках предложенного в данной статье подхода образ является составляющим наполнением контекста, который, в свою очередь, является условием направления действия в пространстве в соответствии с произвольной целью выбранной сознанием. С другой стороны образ формируется рефлекторно, а значит, подчиняется цели всех рефлексов - сохранить целостность.

Образ и контекст - неразделимы. Нельзя провести точную границу между образом и контекстом. Любой образ контекстуален, любой контекст образен. В течении жизни образы человека претерпевают деление (дифференциацию), наподобие того как делится и дифференцируется зигота. Дифференцированные в пространстве образы соединяются, образуя другие образы и контексты. Довольно условно можно заключить, что образ - это часть контекста, которая часто входит в другие контексты, т.е. соединяется с другими образами. Иначе можно сказать, что связный контекст разрушается на субконтексты, каждый из которых устойчив и является образом.

Итого, образ - это эволюционирующая целостность, позволяющая направить энергию в пространстве.

Напоследок хочу привести несколько соображений по поводу императива пространственного ориентирования в деятельности интеллекта. Есть сведения о прямой корреляции между размерами гиппокампа и объёмом знаний человека об окружающем пространстве. Образные знания человека (помимо чистых навыков и умений - рефлексов и ритуалов), судя по всему, представляют собой масштабируемую карту, которая позволяет человеку освобождать энергию в целевом направлении в каждом конкретном контексте наиболее точно. Подтверждением тому, что мысли текут пространственно ориентированно (помимо того, что наиболее частым вопросом по мобильному телефону является "ты где?") могут служить красноречивые "геометрические" и "кинетические" формы речи:

сфера знаний

направление рассуждений

провести параллели

опираясь на рассуждение

в крайнем случае

исходя из этого

так мы приходим к выводу о

под таким углом зрения

точка зрения

в основе лежит

ходить вокруг да около

близко по смыслу

исходные данные

расставить всё по местам

не к месту

ограничение

введение в [физику]

имеет место быть

где-то в

откуда ты знаешь?

директор

приблизительно

зайти в тупик [в рассуждениях]

плоскость интересов

склоняться к мысли

вступить в дискуссию

вынести урок

многосторонняя постановка вопроса

2. Схема когнитивных процессов в психике

3. Практическое задание: исследование в вопросе памяти

О каком виде памяти идет речь? Если память, признаком хорошего развития которой являются физическая ловкость, сноровка в труде, «золотые руки».

Двигательная (или моторная) память обнаруживается очень рано. Это, прежде всего, память на позу, положение тела. Она лежит в основе многих профессиональных навыков, которые постепенно становятся автоматическими, т.е. осуществляются без привлечения сознания и внимания. Люди с развитой двигательной памятью лучше усваивают материал не на слух или при чтении, а при переписывании текста. Это один из способов выработки грамотности. Достигая полного развития раньше других форм, двигательная память у некоторых людей остается ведущей на всю жизнь, у других, ведущую роль играют другие виды памяти.

Двигательная память- это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Другие же люди, наоборот, вообще не замечают у себя двигательной памяти. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться сначала, осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде.

Заключение

Говоря кратко, мы нуждаемся в анализе наших мотиваций, если оказывается, что что-то внутри нас мешает достичь поставленных целей. Со времен Фрейда бессознательная мотивация относится к числу основных фактов человеческой психологии

Знание о существовании и воздействии таких мотиваций является полезным руководством в любой попытке анализа, особенно если она предпринимается не на словах, а на деле. Оно может даже оказаться достаточным инструментарием для того, чтобы выявить ту или иную причинную связь. Однако для систематического анализа необходимо иметь несколько более точное понимание бессознательных факторов, препятствующих развитию. Пытаясь понять человеческую личность, важно раскрыть ее основные движущие силы.

НО, если при изучении человеческой мотивации мы ограничим себя экстремальными проявлениями актуализации физиологических позывов, то мы рискуем оставить без внимания высшие человеческие мотивы, что неизбежно породит однобокое представление о возможностях человека и его природе. Слеп тот исследователь, который, рассуждая о человеческих целях и желаниях, основывает свои доводы только на наблюдениях за поведением человека в условиях экстремальной физиологической депривации и рассматривает это поведение как типичное. Перефразируя уже упомянутую поговорку, можно сказать, что человек и действительно живет одним лишь хлебом, но только тогда, когда у него нет этого хлеба.

Список использованной литературы

1. Адлер А. Понять природу человека. - СПб, 1997.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.; Воронеж, 1995.

3. Дерябин, В.С. Чувства. Влечения. Эмоции - Л.: Наука, 1974. - 258с.

4. Джеймс У. Психология.- М., 1991.

5. Кичатинов Л.П. Динамика коммуникативных потребностей развивающейся личности // Текст. Высказывание. Слово. М., 1983. С.97-104.

6. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. М.: Наука. 1997. - 446 с.

7. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М., 1964.

8. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М., 1971.

9. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 1984.

10. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. Воронеж, 1996

11. Обуховский К. Психология влечений человека. - М.: Прогресс, 1972.

12. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Т.3., кн.1. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951.

13. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. - М.: Наука, 1982.

14. Психологический словарь. - М.: Педагогика, 1983.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб, 1998

16. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М., 1984.

17. Фрейд З. Психология бессознательного: сб. произведений / сост. М.Г. Ярошевский. - М. 1989.

Подобные документы

    Сенсорные системы человека, степень их развития, роль и место в формировании поведения человека. Свойства сенсорных систем и регуляция их деятельности. Эмоции как элемент жизни человека, их психологическая сущность и влияние на поведение личности.

    контрольная работа , добавлен 14.08.2009

    Деятельность человека: понятие, содержание, цели и мотивы. Действия и движения: структура, виды и способы. Виды трудовой деятельности человека и их характеристики. Роль игры в физическом воспитании ребенка. Основное различие между учением и трудом.

    реферат , добавлен 25.10.2014

    Когнитивная регуляция поведения и деятельности человека. Эмоциональное и волевое регулирование поведения и деятельности человека. Психологическая характеристика личности и деятельности. Психолого-педагогическая характеристика процесса обучения.

    курс лекций , добавлен 08.02.2008

    Мотивация человека и личности. Два основных типа мотивирования, их характеристика. Внутренние побудители деятельности (мотивы) человека. Потребности и инстинкты как источники активности. Самомотивация как желание или стремление человека к чему-либо.

    реферат , добавлен 07.01.2015

    Понятие деятельности человека, ее отличие от поведения животных, сознательный характер, структура (состав). Действие как отдельный акт деятельности. Виды деятельности человека: труд, учение, творчество, активность, игра. Особенности феномена недеяния.

    контрольная работа , добавлен 13.07.2009

    Совокупность практических действий по реализации инвестиций. Мотивы инвестиционного поведения. Исследование психологических процессов и механизмов, лежащих в основе инвестиционного поведения, влияющие на него факторы. Психологический портрет инвестора.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2014

    Эволюция поведения простейших, формирование нового вида поведения, отвечающего измененным условиям и факторы, влияющие на данный процесс. Происхождение нервной системы и ее простейшие формы. Анализ механизмов индивидуально изменчивого поведения человека.

    курсовая работа , добавлен 24.08.2011

    Проблема структуры личности. Совместная социально-значимая деятельность. Структура и основные особенности процесса мотивации. Психологические мотивы, влияющие на поведение человека в коллективе. Компоненты социально-психологического климата коллектива.

    реферат , добавлен 26.03.2013

    Побудительные механизмы активности человека. Исторический экскурс в историю изучения детерминации активности человека. Иерархия потребностей. Направленность и мотивы деятельности личности. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2010

    Общая характеристика личности. Направленность личности как свойства, которые в своей совокупности определяют мотивы и особенности поведения, а также деятельности человека в данной социальной среде. Сущность и физиологические основы темперамента.

Мотивация поведения________________________2

Формирование личности______________________7

Мотивация и личность_______________________12

Заключение

Список литературы

Мотивация поведения

На человека всегда действует много различных сил, которые побуждают его делать или не делать что-либо. Иногда это внешние силы, например требование окружающих.Наряду с этим есть и внутренние силы, побуждающие человека к определённому поведению. В психологии это называется мотивами, а их система - мотивацией. Слово "мотивация" используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности , потребности, мотивы,цели, намерения, стремления и др.),и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это- поиск ответов на вопросы типа "почему?","зачем?","для какой цели?","ради чего?","какой смысл?".Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков. Один из универсальных типов мотивации направлен на достижение успеха : деятельность выполняется с целью достигнуть чего-то положительного, получить вознаграждение. Например:

· Готовлюсь к экзамену, чтобы сдать его на * отлично*.

· Тренируюсь, чтобы победить в состязании, получить*золото*.

· Слежу за сковородкой, чтобы ужин получился вкусный и романтичный.

Если же мы, приступая к какому-либо делу, ориентируемся на достижение успеха, то задействуется механизм,который будет работать в нашу пользу. Мы самопрограммируемся и получаем положительные эмоции, которые активизируют нас, позволяют найти силы на то, чтобы работать более продуктивно. И при этом возрастают шансы, что желаемый нами успех действительно воплотиться в жизнь.

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения. Интересом называю т особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлёкшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.

Задача как частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определённой цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Одна и та же задача может возникать в процессе выполнения самых различных действий и поэтому так же неспецифична для потребностей, как интерес.

Желания и намерения - это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации.

Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определённые внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиции с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимодействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определённой цели.

Мотив-это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определённых действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщённом виде представляет множество диспозиций.

Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определённых условиях, которых им недостаёт для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется организму(личности),активизируя и стимулируя его. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть ещё материальные, духовные и социальные(представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом).

Основные характеристики человеческих потребностей -сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идёт о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. Удовлетворение потребности в самоуважении вызывает чувства уверенности в себе,своей ценности,силы,способностей и адекватности, ощущение своей полезности и необходимости в мире. Препятствия к удовлетворению этих потребностей ведут к появлению чувства неполноценности, слабости и беспомощности.Эти чувства,в свою очередь,дают начало подавленности (фрустрации) или иным компенсаторным,или невротическим склонностям. Состояние расстройства,подавленности,возникающие в тех случаях, когда человек на пути к достижения цели сталкивается с препятствиями,барьерами,которые являются реально неопределимыми или воспринимаются как таковыми, называется фрустрацией. Фрустрация может привести к различным изменениям поведения и самосознания личности.

Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие- цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Психологически цель есть то мотивационно- побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Мотивационную сферу человека с точки зрения её развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Широта-это разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребности. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов- диспозиции (мотивы),потребностей и целей, представленных на каждом уровне. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость -подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством её удовлетворения также являются разнообразные книги, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой.

Иерархизированность -это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположенные наборы мотивационных диспозиций. Одни диспозиции(мотивы, цели)сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определённого уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают своё решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.

Формирование личности

Личность- это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.В структуру личности включаем способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация-это соответственно, переживания и побуждения к деятельности. Социальные установки-убеждения и отношения людей.

Мотив – вызванное удовлетворение потребностей, побуждение к деятельности.

Различают реализованные и нереализованные мотивы. Человек может иметь мотивы для выполнения какого-либо действия, но это не означает, что он всегда их реализует. Например, наличие потребности в музыке еще совсем не означает, что человек что-нибудь предпримет для ее удовлетворения. Может быть и так, что предмет потребности не вызывает никакой направленности личности.

Мотивы классифицируются по различным основаниям. Самая простая классификация по отношению к деятельности.

Мотивы, побуждающие деятельность, не связанные с ней, называют внешними, а мотивы, непосредственно связанные с самой деятельностью, внутренними. Например, мотив ученья может быть связан с желанием получить хорошую оценку и похвалу, а может быть с желанием познать. В первом случае можем говорить о внешнем мотиве, во втором – о внутреннем.

Осознанные мотивы характеризуются тем, что человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Чем выше степень осознанности мотива, тем более активно действует личность. Осознанные мотивы определяют жизненные цели, которые направляют деятельность личности в течение длительного периода его жизни. К ним относятся интересы, убеждения, мировоззрение личности.

Интересы представляют собой эмоционально окрашенное стремление личности к познанию какого-нибудь предмета или явления. В интересах проявляется эмоциональная направленность личности (человек интересуется тем, что вызывает у него удовлетворение); познавательная (проявляющаяся в стремлении познать), волевая (связанная с необходимостью преодоления возникающих на пути к достижению целей трудностей).

Мотив определяет тип поведения личности, придавая ему определенную направленность. Наряду с понятием «мотив» употребляется термин «мотивация поведения». Под мотивацией обычно понимают совокупность мотивов, которые определяют поведение человека в целом.

На основе одной и той же потребности могут возникнуть мотивы к различной деятельности. И одна и та же деятельность может вызываться разными мотивами. Таким образом, мотив отвечает на вопрос: ради чего человек выполняет данную деятельность. Поэтому, раскрывая личность, характеризуя отдельные действия и поступки, требуется учитывать мотивы, которые привели человека к тем или иным действиям.

14. Уровень притязаний и самооценка личности. Их виды, значение в жизни и профессиональной деятельности, методы определения .

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

С ее помощью происходит регуляция поведения личности. Самооценка определяет доволен человек собой или нет. Экспериментальные исследования показали, что многое зависит от его индивидуальных особенностей --в частности, от реакции на неуспех. Было обнаружено, что личность более озабочена бывает не столько тем, чтобы добиться успеха, тем, чтобы избежать неудач. И если приходится осуществлять выбор между задачами различной степени трудности, то человек выбирает либо самые легкие задания, либо самые трудные. Одни – потому, что убеждены в успехе (элемент риска минимален), другие потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи. Уязвления «образа-Я» не будет.


Роль самооценки в развитии личности очень велика. Она порождает самоутверждение и регулирует всю деятельность и поведение. Возникает самооценка в процессе жизни по мере усвоения моральных принципов данного общества, в процессе общения с другими людьми. Оценка окружающих – важный источник возникновения оценки собственной личности. Однако по мере накопления опыта ее роль со стороны окружающих снижается. И все большее значение в поведении человека начинают приобретать оценки результатов собственной деятельности. Возникает личностное отношение к собственным возможностям, поступкам при непрерывной сверке с оценками окружающих.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной (завышенной и заниженной).

Адекватная самооценка позволяет человеку соизмерять свои силы с поставленными задачами, относиться к себе критически, правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Тем самым обеспечивается благоприятное эмоциональное состояние, уверенность личности в себе.

При неадекватной завышенной самооценке человек переоценивает себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. Часто берется за то, что ему явно не по силам. Такой человек часто руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих, в результате у него часто утрачиваются нужные межличностные контакты. Чрезмерно завышенная самооценка может привести к формированию таких черт личности, как самоутверждение, высокомерие, зазнайство и пр., а в некоторых случаях и к патологическим отклонениям психики.

Постоянное занижение оценки деятельности личности со стороны окружающих и самой личности формирует заниженную самооценку. Неадекватная заниженная самооценка приводит к недооценке себя, что может привести к повышенной тревожности, ранимости, болезненному мнению о себе, в результате чего могут нарушиться контакты с окружающими. Многие проблемы для людей с заниженной самооценкой кажутся неразрешимыми. Такой человек остро реагирует на критику, чувствителен к одобрению, часто страдает от одиночества, у него, как правило, понижена активность, инициатива, отсутствует вера в успех. В результате чего он делается недоверчивым, а иногда и недоброжелательным к окружающим.

Чрезмерно низкая самооценка может способствовать появлению комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, замкнутости и других тормозящих развитие личности качеств. На личность большое влияние оказывает оценка, которую дают ей окружающие, и оценка результатов своей деятельности самой личностью.

Понятие уровня притязаний было введено немецким психологом К. Левином. Было показано, что уровень притязаний в экспериментальных условиях формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, при неуспехе - соответственно снижается. Однако решающим фактором в его становлении является не сам по себе объективный успех или неуспех, а переживание субъектом своих достижений, как успешных, так и неуспешных, т.е. формирование внутреннего, относительно устойчивого стремления к успехам в различных видах деятельности. В психологии такое состояние личности рассматривается как мотив достижения.

Знание уровня притязаний позволяет лучше понять мотивацию поведения ученика. Уровень притязаний личности может быть адекватным возможностям и неадекватным (заниженным, завышенным). Завышенные притязания могут способствовать возникновению устойчивого отрицательного эмоционального состояния, получившего название «аффект неадекватности». Это состояние возникает чаще всего в связи с неуспехом в деятельности и характеризуется либо игнорированием самого факта неуспеха, либо нежеланием признать себя его виновником.

В педагогическом процессе важно учитывать особенности уровня притязаний учащихся. Соответствие притязаний возможностям – одно из условий гармоничного развития личности. А несоответствие – источник возникновения разных конфликтов ребенка, как с другими людьми, так и с самим собой, что может привести к различным отклонениям в развитии личности. Самооценка и притязания формируют определенные поведенческие реакции на те действия, которые могут быть вызваны «образом-Я». Это в значительной степени определяет и ожидания человека, т.е. его представление о том, что должно произойти.