Какими бывают мальчики, девочки, или какими они должны быть? В обществе успели сформироваться определенные представления на этот счет. Зачастую разочарования или сюрпризы, с которыми сталкиваются родители при воспитании детей, связаны именно с такими стереотипами. Разумеется, существуют определенные закономерности в развитии ребенка в зависимости от его пола. Они обусловлены социальными и природными факторами, а также отражают многовековые понятия, передающиеся от отца к сыну. Однако ваш ребенок вполне может нарушить все постулаты «типичности». И это вовсе не будет означать, что с ним «что-то не так».

Разница в развитии мальчиков и девочек

При рождении, как правило, мальчики крупнее девочек, имеют больший вес, более крупную голову. Говорить мальчики обычно начинают на 4-6 мес позднее девочек, ходить – на 2-3 месяца позднее.

Когда вы обращаетесь к мальчику с критикой, вкратце изложите суть своего недовольства. Все дело в том, что мальчики неспособны долго пребывать в состоянии эмоционального напряжения, их мозг просто блокирует слуховой канал, и сын перестает вас слушать. Это подтверждается и наблюдениями санкт-петербургских нейропсихологов. Они выяснили, что с самого рождения мозг мальчиков и девочек работает по-разному (для этого записывали биотоки мозга младенцев). Если проанализировать, как взаимодействуют электрические потенциалы в разных областях коры мозга, то можно с большой долей вероятности определить пол новорожденного.

Острота слуха у мальчиков до восьмилетнего возраста выше, чем у девочек, но девочки обладают повышенной чувствительностью к шуму. Чувствительность их кожи также выше, поэтому телесный дискомфорт для них более неприятен, и в то же время девочки более отзывчивы на ласку, объятия, поцелуи. Играя, девочки чаще используют ближнее зрение, им достаточно ограниченного пространства, где можно разложить кукол, бусины, лоскутки и прочие маленькие богатства. А вот мальчики применяют в играх дальнее зрение, им нравится бросать предметы, догонять друг друга и т.п. Вообще для полноценного развития мальчикам нужно больше пространства . За неимением достаточной площади горизонтальной поверхности, шалуны начинают осваивать вертикальную, они могут залезть на шкаф, повиснуть на двери, прыгать на спинке дивана и т.д.

Так задумано природой

Различия в психике детей мужского и женского пола заложены природой не случайно. Это обусловлено борьбой двух противоположных тенденций. Ориентированность женщины направлена в сторону выживаемости, сохранения ценных эволюционных приобретений, ориентированность мужчины – в сторону прогресса, познания нового . Мужчины характеризуются поисковым поведением, поэтому мальчики так активно осваивают новые пространства, совершают рискованные поступки, быстро находят выход из сложной ситуации, принимают нестандартные решения. Все эти особенности играют роль в обучении мальчиков и девочек. Девочки обладают более однотипным мышлением, но их речь более развита, мальчики больше молчат, но мыслят интересно, нестандартно. Порой это незаметно как раз в силу их неразговорчивости.

Психологами был проведен такой эксперимент. Учащимся первого класса задали вопрос – как можно использовать кирпич? Первый ответ, лежащий на поверхности, пришел сразу – «для постройки дома». Затем отвечали девочки – можно построить забор, гараж или сарай. Исчерпав тему строительства, они притихли, и тогда подал голос один из мальчиков «Кирпич можно положить для тяжести при засолке грибов». И вновь инициативу подхватили девочки, они придумывали, как можно применить кирпич в качестве груза. Затем, когда и эта тема была исчерпана, снова ответил мальчик: «Можно обложить костер кирпичами, и тогда трава не загорится»… Это не означает, что ни одна девочка не сможет выдать новую идею, но все же лучше с принципиально новыми задачами справляются мальчики. При этом они не уделяют достаточно внимания аккуратности и тщательности – например, решив нестандартным путем математическую задачу, мальчик может допустить при вычислении ошибку и получить двойку в результате.

Особенности мышления

Девочкам подвластны шаблонные задания с необходимостью тщательной проработки деталей. Девочки быстрее читают, обладают более беглой речью, пишут более аккуратно и красиво, но мальчики быстрее решают кроссворды и лучше подбирают словесные ассоциации. Согласно исследованиям, даже шестилетние мальчики обладают специализацией мозга по пространственному мышлению, у девочек она не появляется и к тринадцати годам. Поэтому мальчикам проще решить геометрическую задачу пространственным методом – повернуть мысленно фигуры, наложить их друг на друга. Девочки же обозначают стороны, углы буквами и в дальнейшем оперируют этими значениями, а также теоремами (шаблонами). Мальчикам труднее дается грамота, они могут писать небрежно и плохо пересказывать. Не стоит огорчаться, если вы замечаете это за своим сынишкой – в этом одна из особенностей мужского ума. Мальчики чаще проявляют математическую одаренность, у девочек, как правило, богаче словарный запас.

И помните, что мальчики отстают в развитии от девочек, они проходят свой путь взросления, потому не нужно волноваться за их интеллектуальное становление.

Разница в воспитании мальчиков и девочек

Но биологические предпосылки – не единственный показатель, определяющий различия между мальчиками и девочками. Немалая доля этих различий формируется в процессе воспитания. Осознанно или подсознательно, но уже с первых дней жизни ребенка родители растят его в соответствии с заложенными у них представлениями о том, какой должна быть женщина или каким должен быть мужчина. Соответственно, и общаются с детьми разного пола взрослые по-разному.

Было отмечено, что в мальчиках отцы стремятся пробудить исследовательские навыки и побуждают их к двигательной активности. К примеру, на прогулке папа зачастую держится несколько поодаль, без необходимости на помощь не спешит. Девочкам же в случае затруднений взрослые чаще предлагают помощь, а также больше разговаривают с дочерьми.

Мальчику стараются прививать самостоятельность, храбрость, активную жизненную позицию, настойчивость, сдержанность в проявлении эмоций. Девочку видят мягкой, изящной, чуткой, внимательной. Но эти усредненные показатели не являются мерилом и поводом для того, чтобы каждого ребенка под них подстраивать или тревожиться, когда малыш ведет себя «нетипично». Если говорить сухим научным языком, «мужчины и женщины, которые сохраняют отчетливую половую идентичность и при этом гармонично сочетают психологические признаки обоих полов, наиболее продуктивны и адаптивны в общественной и личной жизни». Иначе говоря, некоторые особенности и черты, традиционно приписываемые противоположному полу, скорее всего, будут способствовать жизненному успеху человека – в том случае, если при этом не мешают быть «настоящей женщиной» или «настоящим мужчиной».

С ним что-то не так?

Если мальчик играет с куклами или проявляет интерес к шитью, родители, как правило, начинают опасаться – «с ним что-то не так»! Но взрослый мужчина, ловко обращающийся с ребенком, умело переодевающий или причесывающий его, вызывает одобрение, а творениями знаменитых кутюрье восхищается весь мир. Непоседливая, упрямая девочка - «маленькая разбойница» - доводит родителей до «белого каления». Но в будущем благодаря своей настойчивости, умению отклоняться от заданных стандартов, смелости и решительности она может достичь значительных профессиональных высот!

Современное общество развивается таким образом, что традиционно мужские и женские роли перестают в нем быть специфичными. И поэтому не стоит впадать в панику, если дочка просит купить машинку или интересуется инструментами. Помните, однако, что во всем важна мера. Заметив, что интересы ребенка сосредоточены исключительно в области, принадлежащей детям противоположного пола, попытайтесь сформировать для него новый круг общения, вовлекайте в более «традиционные» занятия, игры. Воспитывать в ребенке осознание своей половой принадлежности также необходимо.

Мальчики не плачут, девочки не дерутся?

Но как это правильно делать? Не стоит ругать ребенка, который ведет себя «не по правилам». Например, нередки случаи, когда отец насмешливо или строго обращается к сыну: «Мальчики не плачут! Нечего реветь, как девчонка!» И вот уже рыдающий от обиды и боли малыш запоминает, что выражать свои эмоции свободно могут только «девчонки», мальчикам это «не положено» - следовательно, он ищет иные выходы для снятия стресса. Природой в мальчиках заложена большая по сравнению с девочками агрессивность. И, если настойчиво призывать ребенка проявлять «мужество», эта природная агрессия может быть спровоцирована. Мальчик может начать ломать игрушки, рвать книги, бить других детей, грубить взрослым. С другой стороны, оказавшись в детском саду, привыкший выражать свои эмоции слезами мальчик непременно станет удобной мишенью для насмешек сверстников.

Так в какой же мере должен быть усвоен ребенком принцип «мальчики не плачут»? В следующей форме – «мальчики не плачут из-за пустяков». И приучать малыша к этому следует не тогда, когда он уже расплакался, а тогда, когда самостоятельно удержался от слез. С гордостью похвалите малыша – «молодец, настоящий мужчина!» И вы увидите, как ребенок сразу забудет об ушибленной коленке. Он мальчик, а значит, будущий мужчина. А мужчины не плачут из-за такой ерунды! Ведь папа же не плакал, когда ударил себя случайно по пальцу молотком. Если ребенок сам приходит к такому выводу, если он получает возможность гордиться собой (не без помощи и поддержки взрослых) – тогда будет достигнут результат.

Или другой пример. Мама сердится на дочь – «Зачем же ты опять лезешь на дерево? По деревьям лазают только мальчики, а ты – девочка!» Постоянно преследуемая такого рода (и иными) ограничениями, девочка начнет жалеть, что она не мальчик. Насколько легче мальчишкам живется! Они могут писать корявым почерком, могут бегать, прыгать и лазать, где захотят. Расстроенная девочка приходит к таким выводам – а что может быть хуже несогласия со своей половой принадлежностью уже в столь юном возрасте! Чтобы у ребенка формировалась адекватная самооценка, чтобы он мог строить гармоничные взаимоотношения с окружающими людьми, сохранять психическое и душевное равновесие – он должен принимать себя таким, какой он есть, и ключевая составляющая этого принятия – принадлежность к мужскому или женскому полу . Поэтому столь важно и необходимо, чтобы свою гендерную роль ребенок осознавал и осваивал в условиях одобрения, радовался, что родился мальчиком или девочкой.

Родители должны отделять свои представления об «идеальном ребенке», «мужественном сыне», «женственной дочери» от индивидуальных особенностей малыша, которые препятствуют его приближению к «идеалу». Не следует строго разграничивать половые роли, навязывать ребенку стандарты, сурово ограничивать его поведение. А вот что вы должны сделать – позаботиться о наличии перед глазами малыша положительных примеров «истинных леди», «настоящих мужчин». Этот путь намного продуктивнее.

Как же быть, если мама воспитывает сына в одиночку, или у папы нет времени, чтобы показывать мальчику примеры настоящего мужского поведения? Тогда следует преподавать ребенку «теорию мужества» и позаботиться о его регулярном общении с теми мужчинами, которым он может (и хочет) подражать. Причем сделать это необходимо как можно раньше – не дожидайтесь, пока таким примером для сына станет подозрительная личность из дворовой компании. Если «образцов для подражания» нет среди родственников, друзей и знакомых, можно подобрать для ребенка кружок или спортивную секцию, где занятия будет вести отвечающий вашим представлениям о «настоящем мужчине» преподаватель. Лучше всего для этих целей подойдут спортивные организации, а также художественные школы и ремесленные кружки. В данном случае следует брать во внимание не столько возможность применения полученных знаний на практике, сколько общее положительное воздействие творчества. Для девочек такими полезными навыками могут стать любые занятия по рукоделию.

Преодолевать трудности и разделять обязанности мальчики и девочки могут научиться в семейных и групповых походах.

Татьяна Былова
Особенности воспитания мальчиков и девочек

Особенности воспитания мальчиков и девочек.

Почему же вообще важны знания о разной природе мужской и женской?

Это знания помогает лучше понимать своего ребенка, поскольку часто мы не понимаем реакцию детей на наше поведение, и не знаем в каком месте нужно приложить усилия, как мы можем помочь, и что вообще происходит с ребенком?

Родители не понимают глубинные причины поступков своих детей. Если родители научатся понимать природу своего ребенка, они смогут правильно реагировать на его поведение, и как следствие, сделать отношения со своими детьми более гармоничными.

Важно понимать, что перед нами дети с разной природой мужской и женской, а наша задача как родителей помочь им реализовать свою природу.

Первое отличие:

Мальчики это – ответственность или самостоятельность

Девочки это – послушание (способность доверяться)

Как это можно использовать? Для чего нам это знание?

Раньше считалось, что воспитание мальчиков удел мужчин. И мальчиков как только они подрастали передавали на воспитание мужчинам. Это было в Древнем Риме и в царской России. Мальчиков воспитывали не только няньки, но и 5,6 летнем возрасте им нанимали гувернеров. Ну а крестьянские мальчишки автоматически попадали в мужскую среду обитания.

В современном мире все чаще воспитанием мальчиков становиться удел женщин. Без всякого преувеличения, можно сказать, что миллионы современных мальчиков лишены серьезного мужского влияния в важнейший период своего развития, когда у них закладываются стереотипы так называемого поло-ролевого поведения, и в результате эти мальчики усваивают женские установки, женские взгляды на жизнь.

Причем мамы которые сами культивируют в сыновьях такие представления о жизни, потом жалуются на из безынициативность, неумение дать отпор обидчику, и нежелание преодолевать трудности. Хотя откуда здесь желание преодолевать трудности, когда ежечасно, если не ежеминутно слышат сыновья во многих семьях: туда не ходи опасно, то не делай поранишься, не поднимай тяжести – надорвешься, не трогай, не лезь, не смей, но а какой инициативе можно говорить при таком воспитании.

Конечно, страх матерей понятен, мамы боятся как бы с мальчиком чего не случилось, поэтому лучше перестраховаться. Но подобный подход гуманен лишь на первый взгляд, почему? Да потому что, на самом деле за ним таяться эгоистические соображения. Греша слишком большой опекой, мамы и бабушки воспитывают ребенка для себя, воспитывают таким, какой им удобен, и не задумываются серьезно о последствиях. Хотя задуматься следует, ведь даже с эгоистической точки зрения это не дальновидно. Заглушая в ребенке мужественность, женщина заглушает мужскую природу, а столь грубое насилия не может пройти безнаказанно, и рикошетом это рано или поздно ударит по родным.

Если всерьез думать о будущем сына, то не следует оберегать каждый его шаг, хотя конечно меру риска каждый родитель определяет сам, исходя из особенностей своего характера и характера ребенка.

Мальчики проявляются через самостоятельность, через опыт, через экспериментирование, поэтому они физически не могут сидеть на месте, они физически не могу спокойно играть с игрушками. Им надо все исследовать, разобрать, узнать как это все устроено, и только тогда он получит свой жизненный опыт.

Игры мальчиков чаще опираются на зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, и используют при этом все предоставленное им пространство. Кроме того, мальчикам, в отличие от девочек, для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если не достаточно пространства в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестнице, забираются на мебель.

А мы говорим им: «хватит бегать, куда ты полез, положи на место, сиди спокойно».

Мальчишкам просто необходимо и пошуметь, и пошалить и побороться, ну конечно не на ночь, чтобы они не перевозбуждались, и безусловно взрослым надо следить, чтобы мальчишечья возня не перерастала в побоище. Но лишать детей возможности выплеснуть энергию нельзя, особенно тех, которые посещают детский сад или ходят в школу. Ведь многие из них в чужом коллективе сдерживаются из последних сил, если их еще и дома заставлять ходить по струнке, у ребят случиться нервный срыв. Мальчики вообще в среднем более шумные, воинственные, чем девочки, это особенности пола. И мамам следует не пресекать это, а облагораживать. Например, подскажите сыну интересные сюжеты игры в войнушку…

Девочки по физиологии более чувствительные к шуму, у них выше кожная чувствительность, т. е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Их игры чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои богатства: кукол, наряды – и играют в ограниченном пространстве, им достаточно и маленького уголка.

Важно девочкам играть в куклы, почаще, ставить девочку в условия, что ей нужно заботиться о ком-то (животные, дети, комнатные растения). Не бойтесь доверять девочкам заботу о младших братьях, сестрах (но, конечно если ей самой не три года).

А мы воспитываем девочек излишне самостоятельными. Когда в ответ на ее просьбу мы говорим: «иди, сделай сама». И это огрубляет очень сердце девочки, и он закрывается, и женская природа начинает в ней захлопываться, и она становиться, со временем незаметно, год от года более грубой, более агрессивной. Она не способна быть в соприкосновениями со своими чувствами.

Следующее различие, которое есть у мальчиков и девочек, это разный подход к обучению .

Наверное это особо актуально для родителей школьников, которые могут заметь хорошо эту разницу.

Девочки – поскольку их качество послушание, и настроенность на того, кто дает знания, то они следуют и перенимают знания того, кто их учит этим знаниям. И когда мы хотим что то донести, важно понимать, что Д настраивается на того, кто дает знания (смотрит в рот учителю, по его мимике, взгляду может считывать ответы,

А Мальчики учатся через опыт, через экспериментирование, поэтому им надо дать что - нибудь попробовать самим и тогда они легко усвоят этот опыт.

Поэтому если девочка просит чтобы ей объяснили, ей нужно объяснить и она это сможет применить когда нужно.

А Мальчику обязательно надо попробовать, как это устроено, как это работает, в этом есть самостоятельность. Ему можно позволить дойти до ответа самостоятельно.

Существуют различия в реакции детей различного пола на оценки их деятельности.

Для мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как. Иными словами, мальчика интересует суть оценки, а вот девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми, для них важно, какое они произвели впечатление.

Поэтому для мальчиков не имеют смысла оценки типа: «Я тобой недоволен». Мальчик должен знать, чем конкретно ты недоволен, и иметь возможность вновь проиграть свои действия.

Поэтому мамам, учительницам, воспитателям, няням трудно понять эту сторону жизни мальчика – они то другие. Вот и получается, что мама долго ругает мальчика, нагнетая эмоции, и сердиться оттого, что он не переживет вместе с ней, а как бы остается равнодушным к ее словам. На самом деле он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но в отличие от мамы, не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен. И чтобы не сломаться, просто отключил свой слуховой канал, и информация до его сознания не доходит.

Следующее различие - это разная похвала .

Чтобы отношения были гармоничными, чтобы самооценка ребенка развивалась, очень важно чтобы он получал обратную связь.

Но на что будут реагировать мальчик, а на что девочка?

Природа мальчика - конкретная деятельность, достижения (он оценивает себя по достижениям, он чувствует себя счастливым через эти достижения). Поэтому откликниться та такую похвалу, которая отметит его дело, его достижение. «Ты сделал хорошую поделку, ты сделал хорошую работу, рисунок, поступок», «ты вынес мусор, спасибо», «что то починил». А он этот опыт достижений связывает со своей самооценкой, и самооценка у нег от этого растет.

И так же мальчику важно, чтобы его хвалили при других. Т. е. если он что то сделал своими руками и мама об этом рассказывает папе или бабушке, то он понимает, что это он важен и ценен, и начинает больше ценить свою мужскую природу.

А поскольку женская энергия это – состояние, то для девочки похвалой будет упоминание ее качеств. Т. е. не то, что она сделала, а какая она при этом. Например, приготовила маме сюрприз, сделала сама салат, то нужно сказать не какой ты вкусный салат сделала, а «какая ты у меня хозяюшка, какая ты у меня помощница». И сердце девочки на это будет раскрываться. От этого она будет расцветать.

Следующее различие вытекающее из мужской и женской природы это доверие и забота .

По своей природе девочки больше нуждаются в заботе, а мальчики в доверии.

Есть доверие, вера мальчика в то, что он может справиться самостоятельно, и когда мы не даем ему возможности удостовериться и поверить в него, а делаем это за него, предугадываем, контролируем, то это снижает его самооценку.

Если мы окружаем мальчика чрезмерной заботой, он воспринимает это как недоверие. Если мама все врем стремиться подложить солому, все время не дает сыну самому встретиться с трудностями, то это может вызвать в нам агрессию, гнев, грубость, как усиление в проявлении его мужской природы. Он интуитивно хочет показать, что у меня другая природа, общайся со мной по-другому. Т. е. если в ребенке поддерживать противоположную природу, дети начинают соответствовать этому. Если в мальчике додерживать женское, то он начинает потихоньку эти черты усиливать.

А самооценка девочки растет, когда мы даем ей заботу. Забота позволяет ей оценить, что она ценна, достойна счастливой, хорошей жизни. Так она чувствует любовь. В чем это может проявляться? В любых мелочах. Например, когда ей холодно – подать одеяло, что-то подсказать, поучаствовать в ее деле, предложить свою помощь, принести что то вкусненькое, когда она устала. Девочка это оценит, и это расположит ее к нам как к родителям.

Родители хотят для своих детей только лучшего и чтобы они непременно выросли хорошими и счастливыми людьми, но как их воспитать таковыми и есть ли особенности в воспитании мальчиков и девочек - мы узнали у психологов.

Консультируют специалисты:


Как воспитывать мальчиков и девочек: в чём различия? Нужно ли воспитывать в девочке условно женские качества, а в мальчике мужские?

Мария Киселёва:

«Существуют доказанные различия между мальчиками и девочками в особенностях развития. Физически, эмоционально и психологически они развиваются по-разному, например, мальчики позже начинают ходить и говорить, девочки и мальчики интересуются разными игрушками уже с раннего возраста, мальчики более активны, больше им характерна поисковая активность и т.д. Но, это усредненные данные, если мы возьмем конкретного ребенка, то многое может отличаться, так девочки тоже могут быть очень активны, а мальчики интересоваться куклами. Про эти различия можно прочитать в книге «Мальчики и девочки - два разных мира» В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман, авторы нейропсихологи, и текст книги основан на различных исследованиях.

Что касается вопросов воспитания то, в каждой семье есть свои особенности. Многие родители интуитивно воспитывают своих разнополых детей по-разному, т.к. у нас есть свой детский опыт, и мы можем опираться на него, а так же жизненный опыт, исходя из которого, мы можем решать, как именно воспитывать своих детей. Стоит ли прислушиваться к различным ныне существующим теориям, о том, как нужно воспитывать мальчика или девочку решать родителям, но мне кажется, что все-таки нужно исходить из желаний и потребностей ребенка. Женские и мужские качества изначально заложены, и если не мешать, то они проявятся, тем более что представление о женственности и мужественности у всех разное. Важно маме быть в контакте со своей женственностью, с уважением относиться к мужчине рядом. А папе быть в контакте со своей мужественностью и с уважением относиться к женщинам».

Иван Кулаков:

«Если мы говорим об общих принципах воспитания, то они едины как для мальчиков, так и для девочек. Все существующие различия часто вытекают из существующих стереотипов о мальчиках и девочках. Есть некоторые возрастные особенности. В младшем школьном возрасте мальчики более «расторможены», им сложнее контролировать себя, соотносить свое поведение с «мальчишеским кодексом», в котором всего один, но очень влиятельный пункт - «мальчик должен быть крутым», что может быть понято разными мальчишками очень по-разному. Девочки в этом возрасте гораздо лучше понимают, какое поведение «правильное», и в большей степени стараются соответствовать социальным ожиданиям.

В среднем школьном возрасте тревога, обусловленная началом бурного физиологического развития, неопределенностью изменений в отношениях, больше влияет на девочек, чем на мальчиков. Наиболее заметные различия между мальчиками и девочками наблюдаются в направленности интересов и предпочитаемых видах деятельности, которые сильно зависят от господствующих стереотипов. Для девочек в силу исторической инерции поощряется деятельность «по дому», для мальчиков - ручные навыки и умения, девочки - заботливые и помогающие, мальчики - защитники и помощники. Воспитание для взрослых часто превращается в «вербальную игру», в которой родители стараются сделать так, чтобы дети излагали удовлетворяющие их выводы и суждения. И девочкам, и мальчикам важно, чтобы родители услышали именно их, поняли их желания и мечты. Главное - задавать некатегоричные вопросы и не удивляться ответам, которых мы не ожидали. Но что действительно важно для того, чтобы из мальчика вырос мужчина, а из девочки женщина, - это модели поведения взрослых людей разного пола, которые они наблюдают, общаясь с членами семьи, их друзьями, другими взрослыми».

Петш Елена Викторовна:

«С точки зрения психологии маленький ребёнок долго осознанно не относится к себе как к человеку определённого пола. Как правило, осознание происходит к 3-4 годам. В этом возрасте дети начинают ревностно относиться к тому, как их называют - «девочка» или «мальчик». Что касается стратегий в воспитании, они на современном этапе связаны с задачами развития детей, взглядами на гендер родителей, традициями семьи. Известный американский психолог сказал: «Мужчины с Марса, женщины с Венеры». Мы разные. И задачи, которые решают женщины и мужчины, они тоже разные. Нужно помнить, что ребёнок любого пола всегда связан и солидарен с семьёй, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. И очень важно, чтобы родители ответственно относились к выбору воспитательной среды, в которой ребёнок проводит большую часть времени».


Кого воспитывать легче: мальчика или девочку и почему? Какие роли у папы и мамы должны быть в процессе воспитания?

Иван Кулаков:

«Воспитывать детей тяжело. Независимо от пола. В раннем детстве ребенку прежде всего необходимы те формы заботы, которые традиционно приписываются женской роли - забота, внимание, ласка, тепло, обеспечение физических потребностей. Но это не означает, что предоставлять их ребенку может только мать, отец вполне может справляться с такими задачами, просто так случается нечасто. Позже, примерно лет с 5 родительские роли дифференцируются: мама и папа - это проводники в разные миры, мать - «хранитель» семейного очага, обеспечение безопасности и стабильности, отец - проводник во внешнюю среду, его роль больше связана с динамичностью, изменениями, внесением новизны и преобразований. Подчеркнем, что речь идет именно о ролях, и в каждой семье вопрос их распределения решается своим образом. Хорошо, когда гармонично представлены оба варианта. В случае, когда семья неполная, «родителю-одиночке» приходится совмещать различные виды взаимодействия с ребенком, обеспечивая безопасность и поощряя стремление к расширению сферы активности».

Петш Елена Викторовна:

«Я бы сказала, что мальчика воспитывать ответственнее. Мальчику, за время взросления необходимо набраться сил и умений противостоять социальному давлению. Уметь отстаивать свои взгляды, ценности и позиции, которые помогут ему реализоваться в социуме. Уметь защитить свою семью от физической и психологической угрозы. Это достаточно сложно без поддержки и наставничества взрослых близких людей».

Мария Киселёва:

«Это заблуждение, на мой взгляд, что кого-то легче воспитывать. В разных семьях по-разному. И если вам сложно воспитывать кого-то из детей, то неплохо бы разобраться почему. Есть теория Фрейда о психосексуальном развитии, многие про нее слышали и читали. По этой теории у детей где-то в три-четыре года (у кого-то позже) возникает Эдипов комплекс, про девочек говорят комплекс Электры. Ребенок начинает тянуться к родителю противоположного пола (девочки к папе, мальчики к маме), проявлять к нему любовь и часто говорить, что вот вырасту и женюсь (выйду замуж) за тебя. И здесь задача родителя, к которому проявляется эта любовь, мягко, но уверено поставить все на свои места и объяснить ребенку, что это невозможно, чтоб он женился на маме или папе. Можно сказать, что «я тебя очень люблю и буду любить как своего сына, но жена я папина, и буду его женой, а ты, когда вырастишь, полюбишь и женишься на другой женщине», либо подобрать свои слова. Ребенку очень трудно это слышать, но для него это психологически важно. И впоследствии, когда не остается иллюзий на этот счет, девочка «возвращается» к матери, а мальчик к отцу. И тогда они уже могут перенимать опыт своих родителей того же пола и на их примере учиться женским или мужским ролям».


Есть ли основные правила воспитания для мальчика и девочки по возрастам - от малышей до подростков? И если да, то какие?

Елена Романова:

«Родителям мальчиков. Мальчики подвижнее, им нужно больше пространства. Они активно его осваивают, как только начинают ползать, а потом и ходить. Причем осваивать не только в горизонтали, но и во всех плоскостях. В связи с этим родителям стоит позаботиться о пространстве, в котором растет малыш-дошкольник, важно, чтобы у него была возможность безопасно его исследовать и проворачивать свои подвижные авантюры. Шумные активные игры - игры-лазалки, прятки, догонялки, игры-путешествия - все это важно и нужно для мальчишек. Мальчики постарше в своих активных играх часто зарабатывают шишки, и это тоже нормально. Спокойная реакция родителей на новый синяк - залог того, что и мальчик будет воспринимать эту ситуацию как нормальную.

Инициатива, экспериментирование - приписываемые мальчикам черты. И если вы хотите видеть их в своем сыне, то поощрять их стоит с дошкольного периода. Мальчики бывают нетерпеливы, им нужно чаще менять виды деятельности, и важный этап - научить доводить дело до конца и продолжать пробовать, если с первого раза что-то не получилось. Не построилась пирамидка? На площадке другой ребенок отобрал машинку? Можно и нужно утешать, если сын расстроен, когда ему больно и обидно, однако не стоит решать сразу за него, что нужно сделать, и срочно идти исправлять ситуацию. Дайте мальчишке возможность самому предпринять усилия, и тем самым помочь ему, а не сделать за него. И чем старше ваш сын, тем важнее придерживаться такой позиции.

Мальчики мыслят широко, крупно. Они часто не замечают того, что рядом, зато видят что-то, что в более далекой от них зоне пространства. Аккуратность не является, как правило, сильной мальчишеской чертой. В малышковом возрасте это выражается в играх, связанных с бросанием и киданием предметов, в подростковом возрасте - в пробах и экспериментах на грани своих возможностей и способностей. Но тенденция одна и та же. Ключевое - приучить взрослеющего человека к тому, что безусловный принцип, который ни в коем случае нельзя нарушать, - это принцип безопасности. В подростковом возрасте, когда эксперименты становятся более серьезными, стоит еще раз проговаривать про безопасность, уже несколько в другом контексте.

Чем старше сын становится, тем больше специализируются для него роли родителей. Мама становится не только родителем, транслирующим безусловную любовь, принятие, заботу. Через отношение мамы к отцу, ее собственное поведение как женщины подросток формирует некий образец женского поведения, с которым сравниваются другие представительницы противоположного пола как с точкой отсчета. Отец же становится образцом для подражания, носителем безусловных правил и регламента, а также стимулом для развития. Учитывая свойственную подросткам критичность, ответственность родителей за сигналы, которые они транслируют своим поведением, сложно переоценить.

Родителям девочек. Девочки более восприимчивы, нежели мальчики. Свет, цветовое восприятие, запахи, звуки - все играет роль. Малышки очень реагируют на диссонансы в окружении как зрительные, так и аудиальные. В цвете игрушек, одежды, интерьера выбирайте сочетающиеся тона; спокойные, мелодичные, ритмические музыкальные композиции девочками воспринимаются более благосклонно и могут влиять на позитивное настроение малышек. Равно как и резкие громкие звуки более вероятно вызовут испуг и раздражение у девочек, нежели у мальчишек.

Кроме того, у девочек сильно развита тактильная сторона восприятия. Прикосновения, объятия, поцелуи, массаж, близкая дистанция и возможность держаться рядом - важные составляющие взаимодействия с дочерью. При этом чем старше девочка, тем важнее становится, в том числе и на тактильно-физическом уровне, личное пространство. Для дошкольницы важно, чтобы у нее был свой уголок для игр, где она может хранить свои сокровища, любимые вещи и игрушки, расставлять и переставлять все на свое усмотрение. В школьном возрасте часто появляются «секретики», тайные общества, которые девочки организуют, и это еще одно выражение приверженности к наличию чего-то личного, только своего. А девушки-подростки активно отстаивают свое право на то, чтобы у них были свои тайны от родителей, свое пространство на физическом уровне, куда они могут допускать только избранных. Зная такую особенность, подчеркивайте, что вы уважаете это право на личное и при этом в любой момент готовы принять, выслушать и поддержать.

Девочки склонны делать все по образцу, по правилам. И очень важно, чтобы образец, на который они ориентируются, был правильным: это касается и занятий, и увлечений, и поведения. Правила общения, как делать что-то, успеваемость - все это для девочек играет большую роль, и важно регулярно давать пояснения, убеждаться, что ваша дочь поняла, что сейчас происходит, каким правилам стоит следовать в данной ситуации. Девочки чаще рассчитывают на помощь взрослых, для них это не только помощь в достижении хорошего результата, но и возможность получить важное для них внимание. Ситуация неопределенности может вызывать тревогу и беспокойство у девочек намного чаще, нежели у мальчишек. Особенно это обостряется в подростковом возрасте: девочки чаще начинают подвергать сомнению даже простые правила, особенно чувствительны к противоречивости требований взрослых, усиливается нестабильность самооценки, и здесь очень важно своевременно оказывать эмоциональную поддержку.

Мама и папа также по мере взросления начинают играть разные роли, каждая из которых значима и важна. Уже с малых лет дочке важно говорить, что она красивая, замечательная, добрая. И особенно важно, когда это транслирует отец: его действия должны быть направлены на создание ощущения защищенности у дочки, именно его суждения в большей степени формируют самооценку дочери, его одобрение более значимо в подростковом возрасте, нежели материнское».


Какие типичные ошибки в воспитании мальчиков и девочек делают родители и как их избежать?

Елена Романова:

«Как узнать, совершаете ли вы ошибки в воспитании девочки или мальчика в вашей семье? Проверьте себя, слышатся ли в вашей семье такие фразы: «Ты же мальчик, мальчики так не делают!», «Все девочки делают так, а ты нет», «Нормальные мальчики…», «Хорошие девочки делают не так…» и тому подобные высказывания. Если вы слышали или сами использовали такие выражения, то это повод задуматься, какое же представление о своем поле вы транслируете ребенку.

Как правило, в корне ошибок в воспитании сыновей и дочек лежат наши собственные родительские стереотипы.

  • Миф 1. Девочку должна воспитывать мама, мальчика – папа.
    Многолетние исследования показывают следующее: если ребенок находится в большей степени под влиянием материнской, безусловной, любви, есть риск, что ребенок вырастает несамостоятельным, зависимым, с отсутствием ощущения реальности (вот он, образ «маменькина сынка»). Если же превалирует «отцовский закон», может развиваться подозрительность, стремление к соперничеству, агрессивность, категоричность восприятия. И только при сочетании обоих «типов» любви ребенок развивается гармонично.
  • Миф 2. Девочка должна… Мальчик обязан…
    Наличие жестких полоролевых стереотипов, которых придерживаются родители, негативно сказывается на успешности ребенка во взрослой жизни. Закономерным следствием жесткости родителей в таких вопросах является неспособность ребенка выходить за рамки, буквальное восприятие того, как следует вести себя. Более того, установлено, что при наличии обязательных запретов в области гендерного поведения («мальчики не плачут», «девочка обязана всегда слушаться») не только становится нестабильной самооценка, но и, при регулярной трансляции подобных идей, в будущей взрослой жизни такие дети не смогут выстраивать полноценные партнерские отношения.
  • Миф 3. Дань традициям.
    Современное общество, в отличие от эпохи даже столетней давности, утратило жесткую привязку к идентификации, связанной с половой принадлежностью. Современные исследования показывают, что большего успеха достигают мужчины и женщины, которые обладают некоторыми свойствами противоположного пола (не теряя при этом чувства принадлежности к своему, конечно).


Есть ли различия в похвале за хорошие поступки/поведение мальчиков и девочек? И в наказании?

Елена Романова:

«Различия есть, причем весьма существенные. Дочку регулярно важно хвалить не только за что-то, но и просто так: «я люблю тебя за то, какая ты есть», «красавица моя», «спасибо, умница моя», говорить комплименты, и здесь особенно важна роль папы, ведь его мнение во многом формирует самооценку дочери. Девочки более тактильные, нежели мальчики, и эту особенность важно учитывать при поощрении. Слова одобрения, сопровождаемые объятиями, поглаживаниями, поцелуями, физическими проявлениями нежности, будут более значимыми для девочек. Девочки чаще нуждаются в похвале и более эмоционально воспринимают наказание. Более обидчивые и впечатлительные, девочки весьма чувствительны к словам, которые они слышат во время наказания. Сказанное родителями в сердцах девочка, в отличие от мальчика, может запомнить надолго.

Мальчики в большей степени ориентированы на результат. В поощрении для мальчика важна будет не столько форма (как вы говорите), сколько акцент на том, за что вы хвалите. Просто «молодец» может быть не всегда достаточно, чтобы отметить успехи сынишки, обязательно продолжите, что именно он хорошо сделал. Когда перед гостями вы делитесь гордостью за ребенка, то для дочки важно будет, чтобы ее хвалили вне зависимости от заслуг, просто потому что она такая замечательная. А для сына будет более значимо, если вы поделитесь тем, сколько голов он вчера забил или какую модель ракеты склеил. То же требование к конкретизации касается и наказания: обязательно необходимо пояснять, какое именно действие сына вызвало ваше недовольство или рассердило вас. Учитывая особенности эмоционального реагирования мальчиков, это стоит сделать в первую минуту-две разговора, иначе сыну будет сложно воспринять, о какой ситуации идет речь. И уж точно не стоит ругать за то, что не получилось: лучше найдите что-то, за что можно похвалить (за упорство, за инициативу…).

И для мальчиков, и для девочек при наказании есть табуированная тема - сравнение с другими детьми (особенно братьями и сестрами). Ваш ребенок - маленькая самостоятельная личность, и если сравнивать, то только с ним же самим. А вот хвалить с точки зрения соответствия роли «настоящего мужчины» или «истинной леди» точно можно и нужно!


Вконтакте

Те, кто воспитывает мальчика, зачастую не понимают методов воспитания, которые применяют родители девочек, нередко встречается и обратная ситуация. Не менее сложно и тем, у кого разнополые дети, когда выясняется, что подход к их воспитанию нужно находить разный.

Какие различия существуют в воспитании мальчиков и девочек?

Безусловно, потребности мальчиков и девочек различны. Тем, не менее, всем им нужно главное – любовь. Любовь может проявляться по-разному, но главные ее составляющие – доверие и забота.

Забота – это заинтересованность в благополучии ребенка, готовность помочь ему, сострадание, желание сделать его счастливым. Доверие выражается в уверенности в силах ребенка, в его способности научиться чему-то на собственных ошибках.

Доверие – это предоставление личного пространства, свободы, возможности действовать самостоятельно.

Есть возрастные особенности предоставления доверия и заботы. Скажем, примерно до 9 лет ребенку требуется больше заботы, нежели доверия. В девятилетнем возрасте ребенок может несколько отдалиться от родителей, и это сигнал, что пропорции пора изменить – дать ребенку больше доверия, нежели заботы. По мере взросления ребенка ему становится нужнее доверие родителей, его должно стать больше, но это не исключает наличие заботы, просто проявляется она менее выражено.

Но если говорить о разнице в воспитании мальчиков и девочек , то отличия в проявлении любви видны практически с самого раннего возраста. Мальчикам нужно больше доверия, девочкам же – больше заботы.

Пример: мальчик отказывается от помощи в одевании, для него важно сделать это самостоятельно, дать ему возможность самостоятельных действий - это проявление доверия. Девочка , которой мама или папа помогает одеться, воспринимает это, как проявление заботы и, следовательно, любви родителей.

Если Вы – мама мальчика , нелишним будет помнить, что чрезмерная забота может трактоваться сыном, как выражение недоверия, отсутствие веры в его способность сделать что-то самостоятельно .

Обратная ситуация – когда родители предоставляют слишком много свободы девочке, она может считать, что ее отталкивают, не любят.

Доверие и забота – каждому ребенку

Те тенденции в поведении, которые демонстрируют взрослые женщины и мужчины закладываются и начинают проявляться еще в детстве. Самые маленькие дети, будь то мальчик или девочка, изначально доверяют миру одинаково. Если же ребенок встречает пренебрежение к своим нуждам, желаниям, то здесь уже начинаются половые различия. Мальчики, скорее всего, будут меньше заботиться о тех, кто их окружает, девочки же перестанут проявлять доверие к окружающим. Чтобы мальчик был способен заботиться об окружающих и сам желал этого, ему нужно доверие от них; чтобы девочка могла доверять другим, ей нужны забота и понимание.

Доверчивая девочка - та, которая чувствует, что она может доверять другим – это девочка счастливая и получившая достаточное количество заботы. Если девочка заботы не получила в том количестве, которое необходимо для установления доверия, это может напрямую влиять на ее характер. Не получившая того, что ей требуется, девочка, может подавлять в себе женские качества (ранимость, слабость) и проявлять качества мужские, требуя теперь уже доверия, самостоятельности. Но здесь важно учесть, что необязательно проявление мужских качеств – это следствие отсутствия заботы, это вполне может быть особенностью темперамента, а забота, любовь и поддержка такой девочке по-прежнему необходимы.

Доверие, приятие, одобрение, которое Вы можете оказать сыну – это мотивация его к заботе об окружающих. Если Вы даете понять мальчику, что он способен доставить радость окружающим, что он уже радует их, это становится мотивацией к хорошему поведению. Отсутствие позитивной мотивации способно сделать мальчика слабым, а ее наличие лишь подтверждает его успех и увеличивает стремление продлить успешные действия.

Не стоит сообщать мальчику в случае неудачи, что Вы его предупреждали, что ничего не получится. Просто поверьте, что он сможет сделать правильные выводы, даже если сейчас что-то не удалось, дайте ему уверенность в его силах, поверьте в его самостоятельность и способность найти правильный путь. Но не отказывайте в помощи девочке, именно так Вы даете ей любовь, заботу и поддержку, в которых она нуждается.

Конечно, одобрение, доверие, приятие нужно демонстрировать не только сыновьям, но и дочерям, но именно для мальчика это станет лучшим побуждающим мотивом, именно его это приведет к успеху, способному стать самым действенным стимулом.

Мальчики – с Марса. Девочки – с Венеры.

Джон Грей определил различия в воспитании мальчиков и девочек аллегорией: «Мальчики с Марса, девочки с Венеры». Есть несколько положений, которые помогут Вам найти правильный путь в воспитании маленьких «марсиан» и жительниц Венеры:

  • Мальчики нуждаются в том, чтобы любовь к ним выражалась в признании того, что они способны сделать самостоятельно, положительное отношение к результатам их деятельности. Девочки стремятся получить признание того, что они такие, как есть, что Вы понимаете и принимаете их чувства и желания.
  • Мальчикам нужно показывать радость от их достижений, высокая оценка их деятельности и ее результатов. Девочки хотят восхищения и любви по отношению к себе больше, чем по отношению к своим действиям.
  • Для успеха мальчику нужны одобрение и мотивация. Девочке нужна помощь и ободрение.
  • Мальчик , равно как и мужчина, способен стать счастливым, если в нем нуждаются и если он способен оказать какую-либо поддержку. Если мальчик чувствует свою ненужность, невостребованность, это способно вогнать его в уныние. Девочка , равно как и женщина, становится счастливой тогда, когда она может получить поддержку, если поддержку получить неоткуда и необходимо действовать только самой в сложной ситуации, девочка может почувствовать себя несчастной.
  • Заботу о других, активные действия мальчик может демонстрировать в том случае, когда он чувствует доверие, одобрение своих действий, приятие их. Девочка может доверять близким и быть уверенной в себе только в том случае, когда она видит заботу, уважение и понимание по отношению к себе.

Глаза девочки в сердце отца, глаза мальчика – в сердце матери.
Так говорят писания, и вы можете легко увидеть это в обычной жизни. Матери больше привязаны к сыновьям, отцы – к дочерям. И наоборот – мальчиков связывают чувства с матерью, а девочек – с отцом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разница в воспитании мальчиков и девочек

Отличия в воспитании маленьких мужчин и женщин. Мы ведь разные с самого начала, и это стоит учитывать и родителям.

Глаза девочки в сердце отца, глаза мальчика – в сердце матери.
Так говорят писания, и вы можете легко увидеть это в обычной жизни. Матери больше привязаны к сыновьям, отцы – к дочерям. И наоборот – мальчиков связывают чувства с матерью, а девочек – с отцом.

Девочек воспитывают мамы, мальчиков – папы

Исходя из того, что у нас обычно сильные эмоциональные связи именно с детьми противоположного пола, мы не можем быть к ним объективны. Мы не можем многого требовать от сыновей, а отцы не могут ничему научить дочь. Дочь будет вить из отца веревки, а сын никогда не подчинится матери (если его не сломать).

Именно поэтому после пяти лет важно , чтобы за воспитание ребенка отвечал тот из родителей, который меньше вовлечен в такие связи. То есть родитель своего пола. У девочек – мама. У мальчиков – папа. Им проще быть объективными, проще «держать удар» и лучше видны все трудности и проблемы. На собственном опыте.

К тому же отец никогда не сможет научить дочку тому, чему ее научит мама. И домашнее хозяйство, и рукоделие, и кулинария, и уход за собой, и многое другое. Женские секреты и хитрости.

А мать никогда не научит сына подтягиваться на турнике, отжиматься на кулаках, отражать удары, разводить костры, ставить палатки, терпеть боль и лишения. Все то, что для отца естественно и понятно.

Самое сложное здесь – передать ответственность. Папам трудно согласиться, чтобы решения в воспитании дочери принимала мама. Мамам трудно отдать своих любимых мальчиков суровому отцу. Переход происходит проще, когда между мамой и папой внутри все спокойно. Когда у них нет противоборства и конфликта. То есть когда отношения уже проработаны, осознанны и глубоки. И если мы хотим детям счастья, это единственный верный путь.

Любовь-забота и любовь-доверие.

Есть два типа любви – любовь как забота и любовь как доверие. Мальчикам нужна одна, девочкам другая. Главное не перепутать. Как вы думаете, какая для кого?

СНАЧАЛА О ДЕВОЧКАХ.

  • Родители обычно считают девочек более благоразумными. Поэтому им больше доверяют.
  • Девочкам обычно обращены такие фразы: «Я в тебя верю, ты справишься!»
  • Девочкам же обычно достается меньше контроля и меньше защиты
  • Девочек учат постоять за себя, чтобы хулиганы не обидели
  • Девочкам с ранних лет доверяют мытье посуды, полов, уход за братьями и сестрами
  • Девочкам достается и больше критики от взрослых – и внешности, и оценок, и талантов

А МАЛЬЧИКИ?

  • Мальчиков и мам связывает особая трепетная любовь, которая не проходит со временем
  • Поэтому именно мальчикам обращены: «Надень шапку, покушай супчик, ты не заболел?»
  • Мальчиков же обычно стараются окружить любовью и теплом, очень берегут
  • Мальчиков же больше контролируют, опекают – и это не уходит с возрастом
  • На мальчиков дома обычно не накладывают никаких обязанностей – максимум вынести мусор
  • Обычно мальчиков мамы очень боятся обидеть и ранить

То есть по факту мальчикам мы даем заботу, а девочкам – доверие. Поэтому у нас растут сильные женщины, которые со всем справятся и мужчины, за которыми нужен постоянный уход. Причем никому это не нравится, но ничего не меняется. Ведь начинается все в детстве. А как надо бы?

НАДО БЫ ОКРУЖАТЬ ЗАБОТОЙ ДЕВОЧЕК. С САМОГО РОЖДЕНИЯ:

Девочка, к которой отнеслись как к драгоценности, начинает сама так к себе относиться. И это ее лучшая защита в жизни. Это ее чувство собственного достоинства. Для нее станет естественным слышать себя, принимать себя, любить. И тогда ей будет, что отдать миру.

Девочка в прежние времена всегда находилась под защитой. С рождения и до смерти. Сначала отец – и братья, потом муж, потом сыновья. Она всегда была окружена этой заботой. Чувствовала себя любимой, а значит, была спокойна, умиротворена. И этим умиротворением заполняла пространство вокруг.

Это сейчас мы все время пытаемся любовь заслужить, привыкнув, что в нас верят.

А девочка и ее чувство собственного достоинства начинается в детстве. С получения от родителей любви-заботы. И не только от папы (такую любовь хоть немного, но получили почти все девочки, выросшие в полной семье), но и от мамы, что гораздо сложнее.

С МАЛЬЧИКОМ ЖЕ НУЖНО ОБРАЩАТЬСЯ, КАК С ДЕРЕВОМ. Закалить его трудностями, чтобы он смог вынести в жизни все. И чтобы при этом внутри у него был стержень. Стержень вашей в него веры.

  • Это сыну нужно говорить: «Я в тебя верю!»
  • Это сыну нужно отдавать ответственность за его жизнь, то есть перестать бегать за ним с шапочкой
  • Не защищать его в детских ссорах, а верить в него, что он сам справится. Можно и на карате заодно записать.
  • Сыну нужно создавать трудности, они закалят его характер
  • Сыну нужно предоставлять возможность пройти испытания, например, походы, спорт, сложные задачи. Всего этого в жизни мальчика должно быть много.
  • Сына нужно укреплять трудом, в том числе по дому
  • Сыну лучше вообще ни в чем не помогать, как только ему исполнилось 5-6 лет. Наоборот, стоит начать ждать помощи от него, привлекать, просить.
  • Мальчику нужен этот посыл: «Ты справишься!»
  • Мальчику нужны возможности для покорения вершин, а для этого ему эти вершины стоит показывать, отпускать его туда и верить, что справится (даже если не с первого раза)
  • Мальчика стоит готовить, как воина, рыцаря, и не меньше.

Это непросто – особенно для матери. Поэтому в ведические времена мальчиков воспитывали папы или другие мужчины. Они создавали трудности, устраивали проверки на прочность. И для того, чтобы все испытания пройти, мальчику нужен был стержень. Этим стержнем являлось безусловное доверие его матери. Ты справишься. У тебя получится. Я в тебя верю. В принципе, все эти трудности и нужны по большому счету только для того, чтобы он чувствовал, что в него верят. И сам верил в свои силы.

Мальчик становится мужчиной в детстве. Или становится, или не становится. Подумайте, какого мужчину вы бы хотели видеть рядом с собой. И начните относиться так к своему сыну, желая его увидеть именно таким. Сильным, решительным, смелым, самостоятельным, ответственным. ЛЮБОВЬ КАК ДОВЕРИЕ В ЭТОМ ВАМ ОЧЕНЬ ПОМОЖЕТ.

ПО-РАЗНОМУ ХВАЛИТЬ

Мальчиков и девочек даже хвалить нужно по-разному. Потому что мы очень по-разному устроены и по-разному все воспринимаем.

ДЕВОЧЕК НУЖНО ХВАЛИТЬ КАК МОЖНО ЧАЩЕ. Невозможно девочку перехвалить. Не зазнается. Она с рождения – бриллиант. И если мы об этом будем молчать, она всю жизнь будет считать себя булыжником. А если мы еще этот бриллиант будем все время критиковать, то она и вести себя будет как булыжник.

И так как девочка изначально совершенна в своих качествах, вы не обманете, если похвалите ее за все то, что в ней уже есть. За те качества, с которыми она уже пришла в этот мир.

ИМЕННО ЗА КАЧЕСТВА ЕЕ И СТОИТ ХВАЛИТЬ .

ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ ХВАЛИТЬ ЕЕ ЗА ПОСТУПКИ, она начнет заслуживать любовь всеми способами, добиваясь похвалы. Принесет вам все пятерки из школы, и даже шестерки выиграет все олимпиады. Вымоет все полы. И вам, конечно, это понравится, и будет удобно. Но подумайте о ее жизни в будущем. Она ведь всегда и везде будет так поступать.

Она будет заслуживать любовь, она станет безотказной и очень удобной, она никогда не сможет сказать «нет», она будет хвататься за любую возможность стать хорошей и при этом ни одно из ее достижений не будет греть ее душу. Увы, сколько бы Эверестов она не покорила, ей будет мало, в груди останется огромная дыра, дыра от тоски по любви. И сколько бы ее не хвалили за то, что она сделала, ей всегда этого будет мало.

Кроме того, так ОНА НАУЧИТСЯ ТОМУ, ЧТО САМА ПО СЕБЕ ОНА НИЧЕГО НЕ СТОИТ.

Это цена за наше удобство и нашу гордость за успехи дочери. Потому что ДОЧЕРЬЮ СТОИТ ГОРДИТЬСЯ ПРОСТО ТАК. Изначально. Потому что она есть. Потому что она красивая, добрая, ласковая, милая, хозяйственная, нежная… Тогда она будет ценить себя, такую замечательную. Разовьется собственное достоинство, которое лучший предохранитель девочек от опасностей этого мира.

У девочки, которую хвалят таким образом, появится ощущение: «Ну как же меня можно не любить, я же такая хорошая!». Женщины, которые уверены, что их можно любить просто так, гораздо счастливее в этой жизни. Им проще создать семьи, проще делать то, что они сами хотят, проще отказываться от всего лишнего. При этом они не становятся менее трудолюбивыми, просто они перестают делать лишнее и то, что им несвойственно и неприятно. Но пятерки по всем предметам носить, может быть, и перестанет, начнет углубляться только в то, что ей интересно.

Говорите ей еще и такую фразу:

«Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ ЗА ТО, КАКАЯ ТЫ ЕСТЬ.

И тебе не обязательно что-то делать для того, чтобы я тебя любила».

А КАК ЖЕ СТОИТ ХВАЛИТЬ МАЛЬЧИКОВ?

Наоборот. Хвалим только за поступки, только за дела. Только по существу. Только за достижения. При этом мы их не критикуем за поражения (мы же в них верим, правда?). Хвалим за попытки к достижению, хвалим за упорство, с которым они сражаются и за сами достижения.

Мальчик ведь рождается «пустым» - в нем нет нужных ему качеств, все качества ему нужно приобрести, заработать, выработать. Потрудиться, одним словом. И если мы будем хвалить их так, как мы, мамочки, это делаем: «Ты мой красавчик, ты мой хороший, ты мой добрый, ты такой умный», то стимул к действию пропадает. Они думают, что у них уже все есть, что все хорошо, ничего делать не нужно. И остаются «пустыми».

Для того, чтобы мальчика чаще хвалить, ему нужно давать возможности для поступков. Просить его о помощи с малых лет. Помочь маме с сумкой. Помочь с уборкой, на кухне. Погулять с собакой. И так далее. Просите о помощи – хвалите за результат, за действия. Мужчина вырастает с ощущением, что помогать другим – это здорово, это приносит удовольствие, удовлетворение и любовь.

НО ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ МОМЕНТ. ХВАЛИМ МЫ ТОЛЬКО ЗА ПОСТУПКИ , НО ЛЮБОВЬ ВЫРАЖАЕМ ПОСТОЯННО И КАК МОЖНО ЧАЩЕ. ПОТОМУ КАК

“Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ” – ЭТО НЕ ПОХВАЛА, ЭТО ВИТАМИН ДЛЯ РОСТА И РАЗВИТИЯ. И любовью не испортишь. Этого мальчикам нужно не меньше, чем девочкам. Может быть, даже больше, учитывая как часто именно такого проявления любви их лишают (так как негоже мужикам телячьи нежности!).

Вот, пожалуй,

ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ КЛЮЧИКА К СЕРДЦАМ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ.

Они абсолютно разные, как и сами мальчики и девочки. Попробуйте, поэкспериментируйте, понаблюдайте.