В этой статье:

Говоря о том, как протекает развитие ребенка в 2,5 года, можно отметить одно существенное изменение по сравнению с полуторогодовалым малышом: действия крохи начинают носить осознанный характер. Ребенок многое понимает, с удовольствием идет на контакт, готов к компромиссам со взрослыми. Если родители придерживаются вопитания, основанного на доверии, то 2 года и 6 месяцев - это как раз тот период, когда можно начинать договариваться с крохой по-хорошему.

Физическое развитие малыша

В 2 года и 6 месяцев малыш достаточно физически развит и визуально уже во многом схож со взрослым человеком. Ребенок уверенно ходит, причем как вперед, так и назад и вбок, бегает, прыгает, сохраняя равновесие.

Родители, которые планируют приобщить малышей к спорту, могут уже с этого возраста начинать делать это целенаправленно, не ограничиваясь исключительно утренней гимнастикой. В комнате ребенка можно установить соответствующий его возрасту мини-спорткомплекс с разными снарядами. Кроха в этом возрасте без проблем найдет им применение, расходуя энергию с пользой для себя.

В 2,5 года также можно практиковать закаливание. Малышу время от времени можно разрешать ходить босиком, как дома, так и на улице, постепенно снижать температуру воды, в которой он будет купаться, чаще проветривать комнату.

Первые шаги к самостоятельности

В 2,5 года ребенок становится заметно более самостоятельным. Он уже не просто умеет сам ходить, спускаться по лестнице и пользоваться туалетом. Кроха самостоятельно ест, моет руки, чистит зубы, одевается и раздевается, вешает одежду на вешалку и ставит обувь на полку.

Чтобы у ребенка не пропал интерес к развитию навыков самообслуживания, родителям необходимо его постоянно хвалить, мотивируя совершенствоваться. Например, если малыш не проявляет желания чистить зубы, можно предложить ему это сделать вместе, наблюдая за отражениями в зеркале. Таким же образом можно помочь малышу и со сбором игрушек, одеванием и раздеванием, ни в коем случае не заставляя, а лишь увлекая личным примером.

Будет здорово, если в 2 года и 6 месяцев у ребенка уже будут свои маленькие, но приятные обязанности по дому. Например, малышу можно поручить кормить домашних питомцев либо поливать цветы, прививая ему таким образом чувство ответственности. Такие простые занятия будут приносить удовольствие детям, а искренняя похвала взрослых воспитает в них чувство уверенности в собственных силах.

В 2 года и 6 месяцев малыш уже достаточно самостоятельный для того, чтобы играть без родителей на протяжении получаса. Кроха с удовольствием занимается пазлами, конструктором, прикладным творчеством.

Как малыш развивается умственно?

В 2,5 года малыш различает более пяти цветов, знает их названия, группирует предметы по определенному признаку. Также в этом возрасте малыши уже знакомы с основными геометрическими формами и фигурами.

На третьем году жизни у детей начинает активно работать фантазия, поэтому родителям стоит найти время для совместных занятий творчеством с крохой. Ребенка можно увлечь лепкой, рисованием, аппликацией или конструированием. Все эти занятия способствуют не только развитию мышления, но и развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь будет стимулировать речь малыша.

В 2 года и 6 месяцев с ребенком можно и даже нужно заниматься чтением. В этом возрасте кроха уже сможет узнавать буквы, составлять слоги. Занимаясь с малышом таким образом, нужно будет стараться сохранять его интерес, увлекая играми и не перенапрягая требованиями.

В жизни малыша уже могут появляться книги с картинками и стихами. На третьем году жизни ребенок способен слушать чтение взрослого в течение получаса. В качестве эксперимента можно попробовать время от времени развлекать кроху аудиосказками.

Развитие речи малыша

Специалисты уверены, что тренировать речь малышей в возрасте двух лет и шести месяцев можно, не только развивая мелкую моторику рук, но и с помощью пения. Дети в этом возрасте с удовольствием слушают пение и поют сами, если
родители поощряют это занятие. Можно включать крохе детские мелодии и вместе с ним разучивать простые песенки.

Словарный запас детей после двух лет заметно пополняется. Каждый день в нем появляются новые слова, а некоторые из них родителям даже незнакомы, так как они являются порождением фантазии ребенка.

Развивать речь также поможет совместное чтение стихов и сказок, во время которого родители могут мотивировать малыша к общению, предлагая заканчивать знакомые ему строчки.

О навыках сотрудничества

В два года и шесть месяцев малышей отличает чуткость и отзывчивость. Кроха с удовольствием выполняет требования и просьбы взрослых, рад оказать посильную помощь в нужный момент. Кроха наблюдает за поведением родителей, искренне расстраивается, если взрослые обижаются, пытается им поднять настроение. Такое поведение - серьезный скачок в развитии малыша.

Если в семье появляется второй малыш, то двухлетний кроха может стать настоящим помощником родителям. Он будет чувствовать себя старшим: с удовольствием покачает коляску
крохи, выбросит подгузник, найдет соску. Родителям важно поощрять инициативу малыша, не ограничивая его общение с младшим ребенком.

В два года и шесть месяцев кроха способен убрать за собой со стола тарелку, чашку. Заметные изменения происходят и в общении ребенка с ровесниками. Кроха пытается наладить контакт с детками, согласен делиться или меняться игрушками.

В этом возрасте малыши много спорят. Посредством спора они пытаются освоить навыки общения. Общаться с крохой на третьем году жизни как взрослым, так и детям становится особенно интересно. Малыш способен поддержать беседу, он понимает юмор, фантазирует, смеется, готов удивлять не только новыми словечками из словарного запаса, но и поступками.

Подходящие игрушки для ребенка

В 2 года и 6 месяцев для ребенка нужно подбирать игрушки, которые будут способствовать его развитию. Это могут быть игрушки, развивающие мышление, моторику, глазомер, фантазию и терпение. Самые подходящие варианты перечислены ниже:

Также для малышей этого возраста можно придумывать самодельные игрушки. Это могут быть разные коробки и шкатулки, которые малыш сможет закрывать и открывать, шнурки, а также емкости с сыпучими крупами, в которых кроха сможет искать предметы, пересыпая, сортируя крупы и т.д.

Эмоциональный фон малыша

В 2 года и 6 месяцев ребенок становится особо эмоциональным. Он гордится собой, если справляется с заданиями, проявляет нежность и любовь по отношению к дорогим людям,
испытывает чувства радости, зависти, злости, умеет тосковать, проявлять сострадание, бояться.

В этом возрасте малыши не умеют давать оценку поступкам окружающих. Они часто не понимают, почему их наказывают, неспособны оценить хороший поступок. Кроха в два года и шесть месяцев уже интересуется природой, восхищается пейзажами, с интересом наблюдает за поведением животных и насекомых. Он умеет проводить ассоциации между предметами, явлениями или событиями, с которыми сталкивался.

Привязанность к родным

Малыши в возрасте двух с половиной лет испытывают сильную привязанность к родным, особенно к родителям. При этом детям свойственно относится к близким по-разному. Так, маму дети любят трепетно и нежно, тогда как с папой или дедушкой больше всего на свете любят играть.

Даже непродолжительная разлука с близкими для малышей может стать серьезным стрессом. Кроха испытывает острую потребность чувствовать постоянную близость мамы и не готов оставаться без нее надолго.

Доброжелательность по отношению к ребенку со стороны незнакомых или малознакомых людей будит в нем ответную реакцию. Кроха готов пойти на контакт с людьми, к которым чувствует симпатию. Именно в этом возрасте можно пробовать посещать с малышом школы раннего развития, постепенно присматриваться к детскому саду, знакомиться с воспитателями, переходить на «садовский» график дня для упрощения адаптации крохи в будущем.

Кризис 2,5-3 лет

Как уже было отмечено выше, дети в возрасте двух лет и шести месяцев стараются быть особенно самостоятельными. Они намеренно отказываются от помощи, пытаются везде и все делать самостоятельно. Любимая фраза крохи этого возраста –«Я сам!». Из-за развития эмоциональной сферы малыши не всегда адекватно воспринимают обращение взрослых, намеренно упрямятся только для того, чтобы отстоять свое мнение.

При первых признаках такого поведения родители должны понять, что у ребенка начался кризис 2,5- 3 лет, а его упрямство - это попытка стать самостоятельным. В такие моменты важно проявить терпение и постараться поддержать ребенка, наладить с ним контакт.

Недостаток внимания, излишняя грубость и тем более несправедливое отношение вызовут у малыша только негативную реакцию. Кроха может утратить доверие к родителям и начать вести себя еще хуже. Очень важно понять, что кризис этого возраста - это очередной этап, который нужно пережить самим и помочь пережить ребенку, окружив его любовью, лаской, теплом.

Нервно-психическое развитие малыша

Главный навык малыша в возрасте 2 лет и 6 месяцев - способность использовать слова для выражения мыслей, желаний и эмоций. Большинство деток в этом возрасте уже обладают отличным словарным запасом, который ежедневно пополняется новыми словами. Если в два с половиной года кроха не пробует произносить отдельные слова, не проявляет желания повторять за взрослыми, имитируя звуки, его нужно показать педиатру.

В 2 года и 6 месяцев характер
малыша заметно изменяется. Он капризничает, упрямится, старается устроить провокации. Главная причина - это упомянутый выше кризис третьего года жизни. Лучший способ образумить не контролирующего себя ребенка - на время лишить его своего внимания.

В 2 года и 6 месяцев малыши с большим удовольствием играют в ролевые игры, в рамках которых примеряют на себя роли доктора, воспитателя, водителя автобуса и так далее. В ходе таких игр дети придумывают интересные диалоги, разыгрывают ситуации, подсмотренные ими в жизни взрослых.

Что касается социального развития, то в этом возрасте оно во многом связано с особенностями воспитания и характера малыша. Важно, чтобы родители своим примером показывали, как правильно себя вести, как контролировать эмоции, поведение, поступки. Видя сдержанность взрослых, дети также будут учиться вести себя подобающим образом, не допуская срывов.

Кажется, еще совсем недавно на праздничном торте по случаю дня рождения вашего крохи гордо возвышалась одна свечка. Но время промчалось быстро и вот впереди уже новое знаменательное событие: ребенку исполняется 2 года! И свечек станет в два раза больше… А хлопот в два раза меньше – так надеются родители. Но подрастающий человечек тем временем наслаждается жизнью и продолжает развиваться, умиляя все новыми достижениями.

РЕБЕНКУ В 2 ГОДА ИНТЕРЕСНО ВСЕ!

Яркой особенностью предыдущего «годового» периода развития малыша было постоянное исследование мира и неутомимое любопытство. И теперь, когда ребенок уже немного подрос и ему уже 2 года, оно никуда не исчезло. Наоборот – жажда познания окружающего лишь набирает силу! Все эти нелепые и непонятные (с точки зрения родителей) эксперименты часто вызывают раздражение. «Для чего он натягивает свою шапку на кота? Зачем размазал кашу по стенке?!» Как бы ни было тяжело вам, мамы и папы, поверьте: все это – очень важный этап. Слишком активные попытки «приструнить» шустрика и настойчиво убедить его «быть умницей» оказывают в первую очередь тормозящее действие на его развитие. Малышу же в возрасте 2 года жизненно необходим активный процесс исследования для приобретения знаний, опыта и полноценного формирования.

Надел шапку на голову кота? Так ведь он сам идет на прогулку в шапочке. Почему его любимец должен выходить на улицу без головного убора? Ему же будет холодно. А каша… Чем не материал для творчества? Она такая теплая, мягкая и так красиво растекается по стенке! Интересно, а коту тоже понравится эта каша?

Любопытство к окружающим вещам и предметам у ребенка было и раньше. Но в возрасте 2 лет он интересуется всем «по-новому»: не только чисто внешними характеристиками объектов, а пытается установить их скрытые особенности и свойства. К тому же у большинства детей в 2 года начинается период «почемучек» и ребенок настойчиво пытается добиться ответа на свои вопросы. Итак, любопытство «перерастает» в любознательность!

Конечно, многие ситуации «познания» очень волнуют родителей, так как бывают не всегда безопасны для малыша (или для вещей). Да и терпения для «проказ» часто не хватает, как и сил для неусыпного контроля. Что же делать? Играть и экспериментировать вместе с непоседой, показывать, рассказывать, объяснять и направлять в нужное русло. Взаимодействие с ребенком в возрасте 2 года – основной прием воспитания в этот прекрасный период его жизни.

РЕБЕНОК 2 ГОДА: РАЗВИТИЕ

В 2 года ребенок невероятно подвижен! С тех пор как он овладел ходьбой, он радуется каждой возможности активно передвигаться. Походка ребенка в 2 года становится все увереннее, координация движений все лучше, и отпадает необходимость расставлять ножки для устойчивости. Карапуз обожает прыгать вверх–вниз, бегать, залезать на лесенку, совершенствуя свои умения с каждым разом. Жизнерадостность и живость непоседы в этом возрасте поражают. Кажется, этот вертлявый «шилопоп» находится в постоянном движении. Однако, несмотря на эту резвость, долгие прогулки и длительные маршруты его быстро утомляют.

Вы заметили, что в 2 года ваш ребенок стал активным «повторякой»? Он то и дело пытается говорить по телефону как мама, кашлять как дедушка, делать укол как доктор. Но кроха не играет «роль», наделяя ее смыслом. Он просто копирует и воспроизводит то, что видит в повседневной жизни. Такое поведение, такая имитация действий взрослых – основа социализации малыша, приобщения его к миру людей, поступков и отношений. Именно на основе подражания складываются устойчивые привычки, закрепляются черты личности и в итоге формируется характер. И поскольку близкий взрослый для ребенка – самый главный объект «дублирования», то стоит задуматься, что будет отражать ваш малыш в своем поведении, которое несомненно повлияет на формирование его сущности.

Основы воспитания закладываются в течение первых пяти лет, но наиболее важным является период именно полутора–двух. Так что, «что посеешь….».

РЕБЕНОК 2 ГОДА: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

К двум годам ребенок делает большой шаг в интеллектуальном развитии. Основа интеллекта – мышление и речь. И в период от года до двух обе эти составляющие активно развиваются. Так, в 2 года ребенок уже понял, что вещи могут быть похожими, а могут очень отличаться друг от друга и что каждый предмет имеет какие-то свои признаки. Малыш уже знает, что печенье или яблочко можно съесть, хоть они и разные, а вот, например, тарелку – нет. В 2 года ребенок начинает понимать назначение большинства окружающих вещей, отличает предметы по форме, различает абстрактные понятия (высоко–низко, сейчас–потом), может представить себе какой-то предмет. Наряду с этим у двухлетки отмечаются большие достижения и в развитии речи. Интенсивно развиваются понимание произносимого взрослым и собственное активное «говорение». Словарный запас маленького лингвиста к концу 2 года колеблется от 150 до 350 слов, появляется умение строить простые фразы. Конечно, еще не все слова понятны любому слушателю. Но чем чаще и «качественнее» мама и папа будут общаться и заниматься с ребенком, тем быстрее он научится правильно говорить, тем шире будет у него объем словаря и тем быстрее он наберет «интеллектуальную высоту».

В 2 года ребенок быстро «схватывает» услышанное, увиденное. Его память значительно развилась и усовершенствовалась. Например, он может вспомнить события, которые произошли пару дней назад и запомнить короткий забавный стишок и узнать кого-то близкого на фотографии.

Ребенок 2 лет уже более развит эмоционально . Он сопереживает плачущему приятелю по песочнице, бережно и заботливо относится к животным (пока еще все больше по примеру взрослого). Малютка способен различить выражение лица (смех, плач) и понять слова «хорошо», «плохо». В 2 года дети почти не играют вместе со сверстниками, а скорее с любопытством наблюдают за их играми или же занимаются своими делами неподалеку. Но совсем скоро малыш станет играть не рядом, а вместе. И потому важно учить его «общаться» (и что немаловажно для успеха в этом деле – делиться своими игрушками). Для этого нужно пройти «подготовительный» этап – привыкание друг к дружке, которое появляется при частом нахождении в детском обществе.

Взаимоотношения с близкими взрослыми эмоционально усиливаются и становятся разнообразными: доверие, сочувствие, симпатия, привязанность, желание быть рядом, действовать вместе и т.п.

РЕБЕНОК 2 ГОДА: ВОСПИТАНИЕ

В возрасте 2 лет ребенок начинает понимать сказки. Но только простые, так называемые бытовые («Теремок», «Курочка-Ряба», «Колобок»), в которых персонажи ведут себя привычно, как обычные люди в повседневной жизни. А вот волшебных сказок с действиями «понарошку» и всякими превращениями ребенок пока не понимает. Ведь мир для него такой, каким он наблюдает его каждый день. Потому ему гораздо ближе бытовые ситуации разных потешек и первых сказок про «деда» и «бабу», в которых люди и животные просто разговаривают, поют, танцуют, играют, веселятся. Доброта и теплота таких сказок не менее важны для ребенка в 2 года.

Еще в возрасте 2 лет ребенок с большим интересом любит рассматривать картинки! На них он запросто узнает то, что уже видел в действительности. А красочные и яркие картинки переживаются им особенно эмоционально и радостно. Эти впечатления и эмоции необходимы для роста и развития крохи.

У 2-хлетнего ребенка наряду с расширением словарного запаса и появлением интереса к сказкам обостряется еще и чувство страха. Это может быть панический страх темноты, болезненная боязнь расставания с мамой, одиночества, чужих людей, злых сказочных персонажей и даже «мокрых простыней» по ночам (ведь кроха помнит, что вы ругали его за «мокрые» штанишки днем). Поэтому пока не разлучайтесь с малюткой слишком надолго, постепенно расширяйте круг его общения, избегайте лишних эмоциональных нагрузок, всегда поддерживайте хорошее настроение и не заостряйте свое недовольство «мокрой» кроваткой (а если ночные недержания стали слишком частыми, обратитесь к врачу).

В 2 года ребенок развивается не просто как человек, но и как личность. Он стремится к самостоятельности, реализации себя, в нем зарождается чувство самолюбия, гордости за успешно выполненное действие. Крошка хочет, чтобы с ним считались как с равным, во всю демонстрирует свою индивидуальность. Все это присуще и взрослому. Но в том и уникальность двухлетнего возраста, что именно сейчас возникают те потребности, которые делают человека человеком, личностью. И их реализация в 2 года имеет свои неповторимые особенности.

РЕБЕНОК 2 ГОДА: ВО ЧТО ИГРАТЬ?

В 2 года начинание ребенка можно легко превратить в увлекательную и познавательную игру: сейчас малыш удивительно много всего запоминает и воспринимает. Интересные и доступные игры и занятия способны сделать из маленького почемучки развитого и умного ребенка.

Простые и незамысловатые задания, знакомящие с основными понятиями, свойствами объектов и вещей всегда увлекут двухлетнего малыша и пойдут лишь на пользу. Так, предложите ему отыскать похожие по форме и цвету предметы, дайте потрогать наощупь несколько предметов с разной поверхностью и расскажите о них. Попросите помяукать, как котенок, и спросите: «А как поет петушок?»

Рассматривайте картинки вместе, проговаривая увиденное и попутно задавая двухлетнему ребенку несложные вопросы (например: «Покажи, что Сережа наденет на улицу, когда будет холодно?», «Покажи, где нарисованы большие елочки, а где маленькие?»). Дайте ему сборно-разборные игрушки, игрушки со вкладышами.

Так как в 2 года дети очень эмоционально восприимчивы, поиграйте с ребенком в маленький кукольный театр, покажите простую сценку с парой ярких персонажей («знакомый» щенок или лисичка будут вызывать особую радость). Пойте, танцуйте с малышом. Увлекайте за собой и развивайте.

Многие заботливые родители переживают: «Как же правильно воспитать ребенка, чтобы он вырос умным, культурным, аккуратным, заботливым, вежливым и эрудированным человеком?»

Воспитание ребёнка двух лет – это огромный труд. Придерживайтесь нескольких правил.

Понимающе относитесь к своему ребёнку. Когда он плачет, нервничает, не хочет что-либо делать, не впадайте в гнев, простым и ясным языком объясните, что так будет лучше.

Воспитание ребёнка 2-х лет: основные правила

Не вступайте с малышом в конфликтные ситуации. Дети в этом возрасте часто вредничают, не хотят слушать родителей.

Устанавливайте определённые порядки: «Поиграл с игрушками – убери их, а не оставляй их где попало», «Пришёл с улицы – помой руки» и так далее.

Если ребёнок ведёт себя хорошо – похвалите его. Дайте понять, что хорошее поведение – залог успеха.

При воспитании не делайте акцент на неправильности его действий. Не говорите, что так плохо, лучше говорите, как хорошо.

Ругая своё чадо, не запугивайте его. Он должен знать, что наказание – это результат плохого поведения, а не пытка.

Спрашивайте, что он предпочитает. Не решайте всё за него.

Если Вы обращаетесь к своему малышу, говорите внятно и дайте ему время понять поступившую информацию, принять решение. Это займёт больше времени, ежели бы Вы сказали то же самое взрослому.

Прислушивайтесь к ребёнку. Может то, что он делает, не так уж и плохо. Дети любят позабавиться, не ругайте их за это.

Приучайте его к порядку. Расскажите, что у каждой вещи есть своё место. Он должен частично сам одеваться, аккуратно есть.

Чаще с ним говорите. Развивайте его речь. Малыш должен знать примерно 200-300 слов.

Позволяйте ему гулять со своими сверстниками. Детям так легче вступать в коммуникационные процессы.

Нюансы воспитания ребёнка 2-х лет

Часто в такое время родители малыша могут ссориться из-за того, что один считает что-то хорошим, а другой – плохим. Зачастую родители начинают изучать азы детской психологии, читать специализированную литературу. И это хорошо.

Разговаривайте со своим чадом. Интересуйтесь, как думает он. Ведь малыш прыгает по лужам не потому, что хочет промочить ботинки, а потому что это весело.

Хотите воспитать ребенка - начните с себя

Важно контролировать и следить за своим поведением. Если Вы смотрите телевизор, а ребенку говорите, что телевизор смотреть нельзя, то не рассчитывайте на послушание.

Карапуз находится в таком возрасте, что хочет выполнять те действия, что выполняете Вы, а если Вы его просите сделать что-либо, то, скорее всего, он будет сопротивляться. Например, Вы попросите его успокоиться и постоять на месте, а он, как назло, будет кружить без остановки. В таком случае рекомендую сказать ему: «Бегай быстрее!» Даем 90%, что он очень удивится, остановится и решит передохнуть!

Помните, что при воспитании малыша нужно проявлять выдержку и терпение, чтобы адекватно реагировать на проявление его лидерских, творческих и гиперактивных качеств. Ведь дети – это маленькие личности с разным темпераментом, способностями, наклонностями и т.д.

Например, если карапуз по натуре – лидер и постоянно высказывает свое мнение, выдвигает идеи и предложения, то не осуждайте его, обязательно выслушайте и предоставьте ему свободу выбора в некоторых вещах. Таким образом, малютка вырастит уверенным в себе человеком, лидером, к мнению которого будут прислушиваться другие.

Видео-материалы по теме статьи

Советы психолога:

Психологические особенности детей в этом возрасте:

5 принципов позитивного воспитания детей:

Вопрос воспитания детей – один из самых сложных в жизни родителей. Очень трудно предугадать, как отразится на будущем характере нового члена общества то или иное замечание мамы с папой в раннем возрасте. Многие мечтают об абсолютно послушных детях, которые бы точно выполняли команды. Но это ненормально. Дитя – не робот и не собачка, которая подвергается дрессуре. Очень важно создать здоровые условия формирования новой личности без серьезных угнетений или вольностей.

Первым переломным моментом является время, когда ребенок достигает возраста 2-3 лет. Этот этап еще называется «периодом протеста», когда дитя начинает активно противодействовать командам родителей. Что делать, если малыш не слушается или вовсе дерется? Главное – понять причину его плохого поведения и адекватно взаимодействовать с ним относительно его нужд.

Как проявляется «период протеста»

В два года жизни словарный запас маленького мальчика или девочки пополняется новыми словами. Одним из наиболее весомых и существенных является «нет». Видя, как общаются родители, ребенок 2-ух лет понимает, что вовремя применив данное выражение, он может заполучить желаемое или отказаться от того, что ему противно.

В основном малыш капризничает в таких ситуациях:

  • когда его насильственно заставляют сделать то, чего он не хочет,
  • если ему запрещают делать то, что ему приятно.

Важно уметь отличать первые признаки эгоизма от нормальной активности своего чада и не давить на него слишком жестко. Когда бытует атмосфера вседозволенности, дитя не всегда понимает, где нужно остановиться, но при постоянном сдерживании желаний ребенка 2-ух лет, он может вырасти замкнутым и плохо адаптированным к социальной жизни в большом мире. Главная ответственность лежит на родителях. В зависимости от их поведения будет развиваться их чадо.

Дополнительные причины капризов детей

Если дитя в два года активно не слушается своих родителей, то необходимо тщательно проанализировать всю ситуацию. В основном дополнительными причинами плохого поведения являются:

  1. Слишком сильная требовательность к малышу. Многие мамы и папы хотят, чтоб их дитя в 2 года умело делать то, что не под силу первоклассникам. Часто можно встретить ситуацию, когда маленького мальчика заставляют в детстве учить английские слова. Знание иностранных языков – это хорошо, но постоянный прессинг плохо сказывается на психике малыша.
  2. Избалованность. Такое встречается, когда делать своему чаду постоянные уступки. Другим вариантом может быть строгость правил поведения от родителей и вседозволенность от бабушки с дедушкой. Дитя понимает, что достаточно обратится в другую инстанцию, которая не сможет устоять пред его прихотью, и он получит все что угодно.
  3. Если малыш заболел, нужно более тщательно ухаживать за ним и не заставлять делать те или иные вещи.
  4. Примерно год времени маленький член общества будет очень активно испытывать своих родителей на твердость и справедливость. Конечно, процесс воспитания ребенка длится много лет, но то, что будет заложено в раннем возрасте от 1,5 до 6 годов, станет основой формирования новой личности.

Как бороться с непослушностью ребенка?

Во-первых, стоит понять, что полностью избежать конфликтов не удастся. Максимум, на который способны молодые родители – делать все возможное для уменьшения числа острых моментов в общении с ребенком 2-ух лет. Это очень трудный и ответственный процесс. Нельзя делать необдуманных решений, которые потом могут аукнуться через годы жизни. Для предотвращения подобных ситуаций необходимо:

  • Постоянно общаться с малышом. Игнорирование – худший выбор для любого родителя. Имеется в виду именно перманентное безразличное отношение к собственному ребенку.
  • Проявлять изобретательность в процессе игр и воспитания. Настоящее искусство – предотвратить каприз малыша возрастом 2-3 лет. Для примера, если дитя постоянно разбрасывает игрушки и не хочет их за собой собирать, можно после очередной такой выходки спрятать их. Когда девочка или мальчик поймет, что подобное поведение ведет к потере средств для развлечений, он будет более внимательным в следующий раз.
  • Относится снисходительно к разумному числу эпизодов непослушания. Такая активность – вариант нормы и нельзя давить на ребенка 2-3 лет.

Вообще, при частом возникновении ситуаций, когда малыш не слушается, его нужно воспитывать, опираясь на «железный» алгоритм действия, который включат следующие шаги:

  1. Если малыш капризничает, то должен получить шанс самостоятельно прекратить свое поведение. Родители обязаны объяснить неправильность его действий.
  2. Когда он не прекращает своих действий, необходимо наказать его согласно предыдущим предупреждениям. Если делать все правильно, то ребенок начнет задумываться над своим поведением в будущем.
  3. Обязательно объяснить своему чаду, почему он был наказан.

Только при соблюдении такой последовательности можно будет обеспечить нормальное гармоничное развитие малыша и осознание им своих ошибок.

Отдельные важные нюансы

Крайне важно понимать, что дитя само должно прийти к правильному анализу своих поступков. Малыши склонны к капризам и часто не хотят поступать так, как того требуют родители. Лучшим выходом будет спокойный разговор с мальчиком или девочкой возрастом до 3 лет. Нужно, чтоб маленький человек объяснил причину своего поведения, а мама или папа, в свою очередь, объяснят, почему это неверно.

Кроме того, не рекомендуется пользоваться примерами других детей при разговоре с собственными. Фраза «та девочка лучше, так как она слушается маму» может нанести малышу непоправимый урон. Дитя начинает думать, что другие значат для родителей больше, чем оно само.

Нужно также учитывать характер своего малыша. Если он по натуре лидер, то желание папы доминировать может стать причиной конфликта. Авторитет родителей должен быть подкрепленным постоянными соответствующими поступками, а не просто криком или ударом кулака по столу.

Тем не менее, такие рекомендации отлично смотрятся на бумаге. Не нужно думать, что это легко. На самом деле воспитание детей – одно из наиболее тонких и сложных искусств, которое требует от родителей тонны терпения и выдержки. Но результаты и плоды такого внимания к своим чадам стоят того.

Возбудимость, упрямство, истерики... Что с этим делать?

Поведение двухлетнего ребенка во многом похоже на поведение годовалого, но появляются в нем и новые черты. Какие?

Освоение речи

Одна из главных вех развития ребенка этого возраста — освоение речи. Как только маленький человек научается формулировать свои желания и мысли, он переходит на новую ступень. В целом, между 2 и 3,5 годами, когда в норме должна появляться фразовая речь, крика и расстройств становится меньше.

И все же полным объемом родного языка ребенок овладеет позже, только к 4 годам. Пока далеко не каждое свое желание или состояние малыш может сформулировать. И это может порождать самые разные недовольства и расстройства. Очень обидно, когда ты хочешь сказать о том, какую книжку тебе почитать, а тебя никто не понимает. Или же ты просишь надеть фиолетовую кофточку, а никто не реагирует, да еще спрашивают: "что-что?"

Все это может вызывать большие расстройства, крик и даже такие яркие формы поведения, как истерика и бросание на пол.

Нормальные истерики: как с ними справляться?

В среднем раз в неделю от малыша такого возраста можно ожидать расстройства до слез. Нормой можно считать истерики, случающиеся до 2-3 раз в неделю — многое зависит от темперамента и интенсивности развития ребенка. Но если истерики и слезы повторяются до 2-3 раз в день, то малыш либо проходит критический период развития, либо переживает длительный стресс. Если же ни то ни другое не верно, то стоит обратиться к специалисту: неврологу, или психологу, или гомеопату.

Без раздражения и истерик обходятся в возрасте 2-3 лет только будущие флегматики. То есть родителям стоит настраиваться на столкновения с эпизодами истерик и учиться правильно на них реагировать, верно себя вести.

Одно из главных родительских умений, которое приобретается в это время — сдерживание эмоционального сопротивления, раздражения и гнева ребенка . Что это такое?

Вот довольно типичный пример: ребенок не хочет, чтобы ему выключали мультики. Или не желает уходить из песочницы и по этому поводу орет. Ситуация, с которой мало кто из родителей не сталкивался. Как может выглядеть эмоциональное сдерживание?

Во-первых, важно не подключаться к эмоции ребенка — не начинать говорить на повышенных тонах, кричать и сердиться.

Во-вторых, стоит спокойным голосом на доступном языке объяснить ребенку, что с ним происходит: "Ваня, ты очень расстроен, ты сердишься, ты не хочешь... уходить с прогулки. Многим деткам, которым 2 года, очень не хочется идти домой, когда пора обедать. Но..." А дальше вы перечисляете собственные аргументы, по которым домой идти обязательно надо.

Эта мера моментального результата не дает, наоборот, крик и плач в первые минуты после такого объяснения могут только усилиться.

Но зато долговременный, накопительный эффект очень хорош: со временем, когда пройдет 2-6 недель от начала использования этого метода интерпретации поведения , вы заметите, что ребенок начинает прочитывать не только собственное поведение, но иногда и ваше: "Мама устала, мама хочет полежать". Со временем ребенок способность лучше понимать свое состояние, а также чувства и желания других людей будет только развиваться.

Зачем это нужно? Несмотря на то, что наш малыш уже говорящее существо, мотивы и причины собственного поведения ему чаще всего непонятны. Даже когда слово "я" уже активно используется, малышу очень трудно понять и назвать причину собственной радости или расстройства. Сложные собственные желания и нежелания тоже не могут еще внятно формулироваться ребенком. И тут мама может очень помочь, как "переводчик с детского".

Интерпретация поведения ребенка — универсальный способ реагирования на истерики и другие сбои в его поведении.

Рано- и поздноговорящие дети

Очень многое зависит в этом возрасте от того, насколько велик активный словарный запас ребенка. Так, 2,5-летний человек может произносить сложные философские речи, а может едва уметь сказать фразу из двух слов.

И это определяет поведение. То есть психологический возраст хорошо и плохо разговаривающих детей будет разным при совпадении возраста календарного. И если ребенок еще не говорит активно, то особенности его поведения будут относиться скорее к , и это не задержка развития, а вариант нормы. А время освоения активной речи — это очень наследуемый фактор, и в каждой семье это происходит по-своему.

В результате взрослость ребенка и требования родителей к нему между 2 и 3 годами зависит от того, насколько хорошо ребенок говорит. И нередко к тем детям, которые начали говорить рано, родительские требования завышены, и эти требования порой становятся непосильной психологической нагрузкой для маленького человека.

Любовь к традициям и важность режима

Нервная система ребенка еще сохраняет черты , склонности к инерции. Это выражено не так ярко, как между годом и двумя, особенно когда малыш начинает свободно говорить, но вполне ощутимо. Маленькие дети — большие консерваторы, не любят новшеств в еде, одежде, расположении игрушек и последовательности событий в течение дня. Ребенку этого возраста сложно предложить не только новое, незнакомое блюдо, но и привычную еду в незнакомой посуде.

А во время выходных и отпусков, когда привычный режим сбивается, дети могут вести себя существенно хуже. Это происходит потому, что малыш сильно зависит от степени утомления и количества впечатлений. Это — еще одна особенность возраста 2-3,5 лет. Если малыш из привычного режима жизни выбит по тем или иным причинам, а впечатлений слишком много — он будет вести себя хуже, чем обычно.

И сделать тут ничего нельзя. Влиять на поведение ребенка такого возраста можно, только когда он спокоен, не слишком устал, сыт и не выбит из привычного ритма — в так называемом "зеленом" диапазоне. Но если хотя бы одно из описанных выше условий нарушено, любая попытка воздействовать на ребенка приведет к сложному поведению или истерике.

Возбудимость — общая особенность возраста

Малышу такого возраста гораздо проще перевозбудиться, чем успокоиться, и это не индивидуальная характеристика, а общая особенность возраста. На погашение возбуждения направлены многие средства народной педагогики: потешки, небылицы, колыбельные. Мы, современные родители, часто не очень умеем успокаивать. Мы настроены на развитие, на создание обучающей среды. Нас не учили успокаивать. Нам вообще часто кажется, что если ребенок плачет, значит, происходит что-то не то.

В родителях могут бороться две мысли. Первая: "Дети не должны плакать, нужно срочно сделать все, что он хочет" — это из репертуара вседозволенности. И вторая: "Как он смеет орать, ведь я же ему сказала..." — это из арсенала воспитательниц детского сада, с которыми мы общались в детстве.

Я совсем не сторонник того, чтобы дети много плакали. И тем не менее до 4-4,5 лет, пока не созреет контроль коры головного мозга за эмоциями и состояниями возбуждения, у темпераментного малыша слез и крика может быть много. Не потому, что вы — плохие родители, а потому, что возраст у ребенка такой.

Ну и, конечно, плач и расстройства стоит пытаться предугадывать заранее, по возможности не допускать и грамотно реагировать. Но в целом такое поведение нормально и ожидаемо.

Малыш зависит от эмоционального состояния взрослого

Ребенок зависит от состояния мамы, на него действует так называемый "закон заражения эмоциями". То есть малыш подключается к главной, наиболее сильной эмоции, которая преобладает у того взрослого, который в данный момент с ним находится. И если у родителей ссора или конфликт, ребенок начинает вести себя беспокойно или неадекватно — не потому, что ему так хочется, а просто потому, что не может иначе. Психологические защиты в этом возрасте еще не работают. И поэтому бесполезно говорить малышу "успокойся", когда вы сами нервничаете. Он не может создать островок спокойствия сам, а может только присоединиться к вашему острову спокойствия и уверенности.

Негативизм и упрямство — признаки взросления

Начинает проявляться собственное мнение ребенка и сопротивление тому, что говорят и хотят от него родители. Такое поведение — признаки кризиса 3 лет, и лучше всего в этих случаях переключать внимание ребенка, переводить ситуацию в игровую (об этом — в следующей статье). Но если начать "бодаться" с ребенком, спорить с ним на равных, упрямство только усилится, особенно у темпераментных деток.

Контакты со сверстниками

Между 2-3 годами у ребенка начинает проявляться устойчивый интерес к ровесникам, их играм, поведению. Ребенок выделяет кого-то из детей, называет их своими друзьями. На мой взгляд, в этом возрасте очень полезно посещать занятия, на которых дети присутствуют вместе с родителями. Это будет иметь максимальный развивающий эффект, потому что возраст отделения от мамы еще не наступил.

Дети чаще всего в это время играют не вместе, а около друг друга, с большим интересом посматривая в сторону ровесников. Это первая стадия совместной игры, и действия других деток стоит ребенку комментировать, объяснять. Это поможет ему в дальнейшем разбираться в поведении и отношениях других детей.

Подведем итоги:

Когда ребенок плачет или кричит, не думайте, что его можно моментально "выключить". Эмоциональные процессы в этом возрасте инертны.

Пользуйтесь любыми возможностями переключения внимания — это золотой ключик в воспитании ребенка этого возраста.

Не сравнивайте своего малыша с другими: темперамент и характер ребенка- это лотерейный билет, и на него мало возможностей влиять.